Как определить текущий государственный долг – CGI script error

Содержание

Внешний и внутренний государственный долг

Понятие государственного долга

Пожалуй, будет довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т. д.

В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).

Определение 1

Государственным долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (в то числе: процентные платежи, по отношению к институтам и частным лицам, негосударственному сектору, а также к иностранным государствам).

Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:

  • внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)
  • внешний (задолженность нерезидентам).

Текущий и капитальный государственный долг

Государственный долг также классифицируется на текущий и капитальный.

Капитальный государственный долг собой представляет сумму выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств (в том числе и начисленные проценты).

Текущий государственный долг включает выплаты кредиторам по всем государственным долговым обязательствам, а также погашение тех обязательств, срок выплат по которым уже наступил.

Внешний государственный долг

Определение 2

Внешний государственный долг

— это долг зарубежным странам, фирмам и частным лицам.

Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).

Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.

Внешний долг страны — это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.

Основные инструменты внешнего заимствования:

  • выпуск государственных облигаций
  • прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютны фонд, Всемирный банк и т. д.)

Внутренний государственный долг

Определение 3

Внутренний долг представляет собой долг государства фирмам и населению страны.

Долговые обязательства могут обладать следующей формой:

  • государственных займов, осуществленных через выпуск ценных бумаг
  • кредитов, полученных государством
  • иных долговых обязательств.

Долговые обязательства могут быть:

  • краткосрочными (до 1 г.)
  • среднесрочными (1-5 лет)
  • долгосрочными (более 5 лет).

Основные долговые обязательства государства, обеспеченные Правительством Российской Федерации, включают следующее:

  • государственные долгосрочные облигации
  • государственные краткосрочные облигации (ГКО)
  • облигации внутреннего государственного валютного займа
  • облигации государственного сберегательного займа
  • казначейские векселя и обязательства.

spravochnick.ru

Билеты по Макроэкомике / 47. Государственный долг. Причины его возникновения и виды. Управление государственным долгом

47. Государственный долг. Причины его возникновения и виды. Управление государственным долгом.

Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам на определенную дату.

Основными причинами устойчивого увеличения государственного долга являются:

  1. увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов.

  2. циклические спады экономики

  3. сокращение налогов в целях стимулирования экономики

  4. усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами

  5. повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг подразделяется на

внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

В странах с твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления на внешние и внутренние долги. В этих странах существует понятие национальный долг. Так, государственный долг США накапливался в течение нескольких десятилетий бюджетного дефицита, и в 1999 г. он составил 5,76 трлн дол. На его обслуживание США ежегодно расходует от 15 до 20% бюджета. Национальный долг Великобритании равен 337 млрд фунтов стерлингов, на его обслуживание расходуется 7% бюджета.

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

Первый. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

Второй. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.

Третий. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Четвертый. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

studfiles.net

Государственный долг

Государственный долг – сумма задолженности государства кредиторам. Государственный долг – это и задолженность государства по кредитным операциям, обязательства государства относительно внутренних и внешних займов, которые остаются после отчисления погашенной их части, сумма накопленных за предыдущие годы дефицитов государственного бюджета минус его положительное сальдо.

Государственный долг возникает ввиду отсутствия у государства средств, необходимых для выполнения его функций. Поэтому оно вынуждено мобилизовать дополнительные средства для покрытия своих расходов. Увеличение государственного долга – источник финансирования правительственных программ.

Между бюджетным дефицитом и государственным долгом существует прямая зависимость. Государственные займы – главный экономически оправданный источник покрытия бюджетных дефицитов.

Причинами возникновения государственного долга является ведение войн, милитаризация страны, чрезмерное расширение экономических функций государства. Подготовка и ведение военных действий в течение длительного времени были основным фактором появления государственного долга в XX ст., особенно в его второй половине, к этому добавилась милитаризация экономики. Вторые полвека (до начала 90-х гг.) прошло под знаком «холодной войны», которая поглотила огромные средства, которые значительно превышали финансовые возможности государств. Так, объем государственного долга США во время Второй мировой войны вырос более чем в 5 раз, а с 1940 г. по 1988 г. – почти в 50 раз. Еще одной причиной роста государственного долга стало практиковавшееся с 30-х гг. XX в. активное государственное регулирование экономики, особенно проведение антициклической политики и финансирование социальных программ. Циклические экономические спады сопровождаются, с одной стороны, сокращением налоговых поступлений, а с другой – ростом выплат в случае безработицы, на поддержку малообеспеченных слоев населения, доходы которых в настоящее время снижаются. Так, за 1929-39 гг., на которые приходятся кризисы 1929-33 гг. и 1937-38 гг., государственный долг США вырос с 16,5 млрд. долл. до 40,4 млрд., то есть больше чем в два раза. Росту задолженности с определенной степени способствовала кейнсианская теория, которая рекомендует дефицитное финансирование как средство стимулирования экономического роста. В настоящее время подавляющее большинство государств мира имеют государственный долг из-за хронической дефицитности государственных финансов.

Размеры государственного долга определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях, причем относительные показатели исчисляются в процентах к ВНП, ВВП. Государственная внутренняя задолженность развитых стран колеблется в пределах 20-70% ВНП и демонстрирует тенденцию к росту. Если в 1929 г. государственный долг США составлял 10%, в 1980 г. – 33%, то в 1996 г. – почти 64% ВНП. Чистый государственный долг Японии в 1996 г. составил 96,2% от ВВП, 62,5% — в Германии, 120,5% – в Италии.

Государственный долг разделяют на внутренний и внешний, капитальный и текущий.

Внутренний долг правительства страны своим гражданам – это ситуация, когда все «виноваты сами себе». Он не оказывает существенного негативного влияния на экономику, поскольку не сопровождается вывозом за границу материальных ценностей. Наиболее существенным его следствием является перераспределение доходов внутри страны.

Внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он ложится бременем на экономику, поскольку она вынуждена отдавать товары и услуги в счет оплаты процентов и погашения долга. Кроме этого, нередко кредит предоставляют заемщику при условии внесения определенных корректив в его экономическую политику.

Капитальный государственный долг – сумма кредитной задолженности, срок платежа по которой еще не наступил. Текущий государственный долг – это кредиты, срок платежа по которым уже наступил.

Государственные займы разделяют также на облигационные и безоблигационные. Облигационные займы осуществляются посредством выпуска и продажи облигаций. На период действия облигации их держатели получают проценты. Погашение облигаций происходит посредством их выкупа за счет государственного бюджета. Безоблигационные займы (например, у сберегательного банка или межправительственные займы) оформляются соглашением.

Хотя займы и помогают государству решить определенные макроэкономические проблемы, рост государственного долга имеет негативные последствия. Во-первых, необходимо направлять определенную часть средств государственного бюджета на обслуживание долга. В некоторых странах она довольно ощутима. Так, в США в 1988 г. лишь для выплаты процентов по государственному долгу понадобилось 154,2 млрд. долл., что равнялось 3,2% ВНП. Это требует роста налоговых поступлений, то есть увеличивает налоговое бремя на экономику, общество. В этом кроется опасность снижения стимулов для бизнеса, усиление социальной напряженности в обществе. Во-вторых, государство-заемщик увеличивает спрос на капитал, создает дополнительную конкуренцию частным фирмам, таким образом, определяя повышение ставки процента на капитал, что делает предпринимательские проекты менее выгодными и может повлечь сокращение объемов инвестирования в экономику. В-третьих, на оплату внешних долгов и процентов на них государство тратит значительные средства. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны. В-четвертых, увеличение государственного долга является одной из причин роста денежной массы и усиления инфляции. Итак, величина государственного долга – барометр состояния экономики.

topknowledge.ru

Государственный долг — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Госуда́рственный долг — общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учетом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Выплата процентов и постепенное погашение основного долга называется обслуживанием долга. Государственный долг и проценты по нему погашаются путем выкупа государством ценных бумаг за счет средств бюджета.
В зависимости от срока погашения государственный долг может быть текущим или капитальным.С учетом сферы размещения займов государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний долг — это задолженность государства перед юридическими и физическими лицами, выраженная в национальной валюте. Внутренний долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, то есть вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Государство при этом становится должником по отношению к держателям облигаций государственного займа.
Основные причины возникновения внутреннего долга:
— выпуск ценных бумаг, осуществляемый государством для покрытия бюджетного дефицита; государство при этом становится должником по отношению к держателям облигаций государственного займа;
— получение государством кредитов от коммерческих банков и юридических лиц;
— предоставление бюджетных ссуд в рамках государственной бюджетной системы.Внешний долг — задолженность государства международным экономическим организациям, частным и государственным иностранным банкам и другим лицам, выраженная в иностранной валюте.
Внешний государственный долг возникает в результате прямых займов у международных кредитно-финансовых организаций и иностранных банков. Величина внешнего долга не должна превышать 80 % ВВП, а расходы на обслуживание долга по отношению к сумме экспорта не должны превышать 20 %. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год, когда он составил 146, 4 % ВВП.
Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Долговые обязательства государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности.Реструктуризация государственного долга – это пересмотр условий обслуживания долга (начисляемых процентов, общей суммы долга, сроков возврата и др.). Реструктуризация долга производится тогда, когда государство не может осуществлять выплаты на условиях, предусмотренных долговыми соглашениями, и появляется угроза банкротства заемщика.

megabook.ru

Государственный долг — Wiki Yours

Предложить изменения

Что такое государственный долг?

Государственный долг (также известный как общественный интерес, национальный долг и суверенный долг) является задолженностью центрального правительства. (В федеральных государствах термин «государственный долг» может также относиться к задолженности штата или провинции, муниципального или местного правительства.) В отличие от этого термина, ежегодный «дефицит государственного бюджета» — это разница между правительственными поступлениями и расходами в течение одного года.

Центральное правительство в своей собственной валюте может оплачивать свои расходы за счет выпуска новых денег, но государственный долг обычно образовывается, чтобы компенсировать дефицит, когда расходы превышают поступления. Эта практика связана с желанием дисциплинировать государственные расходы и избежать гиперинфляции.

Правительства обычно берут в долг путем выпуска ценных бумаг, государственных облигаций и векселей. Менее кредитоспособные страны иногда заимствуют непосредственно у наднациональной организации (например, Всемирного банка) или международных финансовых учреждений.

Поскольку правительство получает доход в основном от населения, государственный долг — это косвенный долг налогоплательщиков. Государственный долг может быть отнесен к категории внутреннего долга (задолженность перед кредиторами в пределах страны) и внешнего долга (задолженность перед иностранными кредиторами). Другой распространенной классификацией государственного долга является срок погашения. Краткосрочным обычно считается долг сроком на один год или меньше, долгосрочным является долг сроком более десяти лет. Среднесрочный долг находится между  этими двумя границами. Более широкое определение государственного долга включает все государственные обязательства, в том числе будущие пенсионные выплаты и платежи за товары и услуги,  законтрактованные правительством, но еще не оплаченные.

История возникновения государственного долга

В эпоху раннего нового времени европейские монархи часто допускали дефолт по своим займам или самовольно отказывались их возвращать. Поэтому зачастую финансисты опасались кредитовать царя и казну стран, которые часто находились в состоянии войны и оставались крайне нестабильными.

Создание первого центрального банка в Англии — учреждения, предназначенного кредитовать правительство — служил изначально Уильяму III Англии для финансирования войны против Франции. Он организовал синдикат городских торговцев и купцов и предложил продать им государственный долг. Этот синдикат вскоре стал Банком Англии и в итоге финансировал войны герцога Мальборо и более поздние имперские завоевания.

Создание банка было разработано Чарльзом  Монтегю, 1-й графом Галифакса, в 1694 году согласно плану, который был предложен Уильямом Патерсоном за три года до того, но не был реализован. Он предложил правительству кредит в размере £ 1.2 млн.; в свою очередь клиентами должны были стать правитель и компания Банка Англии с долгосрочными банковскими привилегиями, включая выпуск векселей. Королевская привилегия была предоставлена 27 июля через принятие Закона о корабельном сборе 1694 года.

Основание Банка Англии произвело революцию в государственных финансах и положило конец дефолтам, таким как Большая остановка казны 1672 года, когда Карл II приостановил выплаты по своим счетам. С тех пор британское правительство никогда не допускало дефолтов по своим обязательствам перед кредиторами. В последующие века другие страны в Европе, а затем по всему миру основали аналогичные финансовые учреждения для управления своим государственным долгом.

В 1815 году в конце наполеоновских войн государственный долг Великобритании достиг пика на уровне более чем 200% от ВВП.

Что такое государственные облигации?

Правительственные облигации это облигации, выпущенные национальным правительством. Такие облигации наиболее часто номинированы в национальной валюте страны. Государства могут также выпускать долговые обязательства в иностранной валюте: почти 70% всех долгов в 2000 году были номинированы в долларах США. Государственные облигации иногда рассматривают как безрисковые облигации, поскольку национальные правительства при необходимости могут выпускать новые деньги для выкупа облигаций в своей собственной валюте по истечении срока. Хотя многим правительствам запрещено законом выпускать деньги напрямую (эта функция делегирована их центральным банкам), центральные банки могут предоставлять финансирование путем покупки государственных облигаций, что иногда называют монетизацией долга.

Государственный долг, синоним суверенного долга, может быть выдан либо в национальной, либо в иностранной  валютах. Инвесторы суверенных облигаций, номинированных в иностранной валюте, подвержены валютному риску: иностранная валюта может обесцениться по отношению к местной валюте инвестора. Государства, выпускающие долговые ценные бумаги в иностранной валюте,  могут быть не в состоянии получить эту иностранную валюту для обслуживания долга. Во время греческого долгового кризиса в 2010 году, например, долг Греции был евро, и одно из предлагаемых решений (предлагаемое финансовыми экономистами Международного пенсионного совета (WPC))  для Греции было в том, чтобы вернуться к выпуску своей собственой валюты — драхмы. Это предложение должно было касаться только будущего выпуска долговых обязательств, в результате чего значительные существующие долги, номинированные теперь уже в иностранной валюте, потенциально удваивали расходы на их обслуживание. 

Государственный долг стран мира

Государственный долг представляет собой сумму всех заимствований правительства, за вычетом выплат, номинированных в валюте страны. Справочник ЦРУ по странам мира содержит информацию только о процентах от ВВП; общий долг и в расчете на душу населения рассчитан в таблице ниже с использованием ВВП (ППС — паритет покупательной способности) и данных о численности населения того же отчета.

Коэффициент соотношения долга к ВВП является одним из наиболее общепринятых способов оценки значимости долга нации. Например, один из критериев допуска к евро валюте Европейского союза — долг страны-заявителя не должен превышать 60% ВВП этой страны.

* Данные США не включают долговые обязательства, выпущенные отдельными штатами США, а также внутриправительственный долг; внутриправительственный долг состоит из казначейских займов от излишков в доверительных фондах федерального социального обеспечения, федеральных служащих, больничного страхования (охрана здоровья населения и бесплатная медицинская помощь), инвалидности и безработицы, а также в некоторых других небольших трастах; если добавить данные внутригосударственного долга, «валовый долг» увеличится примерно на одну треть ВВП. Долг Соединенных Штатов в течение долгого времени документируется в интернете на веб-сайте Департамента Казначейства (TreasuryDirect.Gov) также, как и текущие общие итоги.

Муниципальные, областные или государственные облигации

Муниципальные облигации, «муни» в Соединенных Штатах, представляют собой долговые ценные бумаги, выпущенные местными органами власти (муниципалитетами).

Преимущества выпуска облигаций в резервной мировой  валюте

Правительства часто занимают деньги в валюте, в которой спрос на долговые ценные бумаги является высоким. Преимущество выпуска облигаций в валюте, такой как доллар США, фунт стерлингов или евро в том, что многие инвесторы желают вкладывать средства в такие облигации. Такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Германия, Италия и Франция выпускают долговые обязательства только в своей национальной валюте (или в евро в случае членов Еврозоны).

Относительно немногие инвесторы готовы вкладывать средства в валюты, которые не имеют длительную историю стабильности. Недостаток выпуска облигаций в иностранной валюте для правительства в существовании риска того, что оно не сможет получить иностранную валюту, чтобы заплатить проценты или погасить облигации. В 1997 и 1998 годах во время азиатского финансового кризиса серьезной проблемой стало то, что многие страны не смогли сохранить их фиксированный валютный курс по причине спекулятивных атак.

Проблемы и риски государственного долга

Хотя национальное правительство может объявить дефолт по политическим причинам, кредитование национального правительства в собственной суверенной валюте страны, как правило, считается «безрисковой» операцией и осуществляется по так называемой «безрисковой процентной ставке». » Это происходит потому, что долг и проценты могут быть погашены за счет повышения налоговых поступлений (за счет экономического роста или за счет повышения налоговых поступлений), сокращения расходов либо путем выпуска большего количества денег. Тем не менее многие считают, что это приведет к увеличению инфляции и тем самым снизит стоимость инвестированного капитала (по крайней мере это касается долгов, не связанных с инфляцией). Это случалось много раз на протяжении всей истории, и типичным примером этого служит Веймарская Германия 1920-х годов, которая страдала от гиперинфляции, когда правительство массово печатало деньги из-за своей неспособности оплатить государственный долг,  появившийся из-за расходов на Первую мировую войну.

На практике рыночная процентная ставка отличается по долгам разных стран. Примером может служить заимствования разных стран Европейского союза в евро. Даже при том, что валюта является одинаковой, ставка доходности, которую требует рынок выше по долгам одних стран, чем других. Это отражает отношение рынка к относительной платежеспособности различных стран и вероятность того, что долг будет погашен. Кроме того, есть исторические примеры, когда страны объявляли дефолт, то есть, отказывались платить свои долги, даже если они имели возможность оплачивать их с напечатанными деньгами. Это происходит потому, что печатание денег имеет и другие эффекты, которые правительство может считать более проблематичными, чем объявление дефолта.

Политически неустойчивое состояние совсем не безрисковое, так как может показаться —  будучи суверенным —  прекратить платежи по своим обязательствам. Примеры этого явления включают Испанию в 16-м и 17-м веках, которая аннулировала свой государственный долг семь раз в течение столетия, и революционную Россию 1917 года, которая отказалась принимать на себя ответственность за внешний долг Имперской России. Другой политический риск связан с внешними угрозами. В основном это редкость, если оккупанты принимают на себя ответственность за национальный долг анексированного государства или организации, которую они считали мятежнической. Например, все заимствования Конфедерации Штатов Америки остались неоплаченными после американской гражданской войны. С другой стороны, в современную эпоху переход от диктатуры и нелегитимных правительств к демократии автоматически не освобождает страну от долга, созданного бывшим правительством. Сегодняшние высокоразвитые мировые кредитные рынки будут меньше кредитовать страны, которые отказываются от своего предыдущего  долга, или может потребгут потребовать очень высокие процентные ставки, которые были бы неприемлемы для заемщика.

Казначейские облигации США, номинированные в долларах США часто считаются «безрисковыми» в США При этом во внимание не принимается риск для иностранных покупателей снижение стоимости доллара по отношению к валюте кредитора. Кроме того, безрисковый статус косвенно предполагает стабильность правительства США и его способность продолжать выплаты в течение любого финансового кризиса.

Кредитование национального правительства в валюте, отличной от его собственной, не дает такую ​​же уверенность в его способности погашать задолженность, но это может быть компенсировано за счет снижения риска обменного курса для иностранных кредиторов. С другой стороны от государственного долга в иностранной валюте невозможно избавиться путем запуска гиперинфляции; и это увеличивает доверие к должнику. Как правило, у небольших государств с нестабильной экономикой большая часть их государственного долга номинирована в иностранной валюте. Для стран еврозоны евро является местной валютой, хотя ни одно государство не может спровоцировать инфляцию, выпуская больше денег.

Кредитование местного или муниципального управления может быть столь же рискованно, как кредит частной компании, если местное или муниципальное правительство не имеет достаточных полномочий в налогообложении. В этом случае местное самоуправление может в определенной степени погасить свои долги за счет увеличения налогов или сокращения расходов, так же как национальное правительство. Кроме того, кредиты местных органов власти иногда гарантируется национальным правительством, и это уменьшает риск. В некоторых юрисдикциях, проценты, получаемые от местных или муниципальных облигаций являются безналоговым доходом, что может быть важным вознаграждением для богатых.

Клиринговые стандарты государственного долга

Клиринговые стандарты государственного долга устанавливаются Банком международных расчетов, но по умолчанию регулируются чрезвычайно сложной совокупностью законов, которые варьируются от юрисдикции к юрисдикции. Глобально Международный валютный фонд может предпринять определенные шаги, чтобы вмешаться и предотвратить предвиденный дефолт. Иногда такие действия критикуют за меры, которые советует принимать странам, часто включающие сокращение государственных расходов в рамках экономического режима жесткой экономии. С точки зрения принципа тройного критерия это можно рассматривать как деградацию капитала, от которого экономика страны в конечном счете зависит.

Эти соображения не распространяются на частные долги, наоборот: кредитный риск (или потребительский кредитный рейтинг) определяет процентную ставку в той или иной степени, и юридические лица становятся банкротами, если они не в состоянии погасить свои долги. Правительствам необходим гораздо более сложный способ управления дефолтами, потому что они не могут реально обанкротиться (и внезапно прекратить предоставлять услуги гражданам), хотя в некоторых случаях правительство может исчезнуть, как это произошло в Сомали или, как это может произойти в оккупированных странах, где оккупант не признает долги оккупированной страны.

Более мелкие юрисдикции, такие как города, как правило, гарантируются их правительствами на региональном или национальном уровнях управления. Когда финансовое положение Нью-Йорка достигло статуса, который можно квалифицировать банкротством,  в течение 1970-х годов (как если бы он был частной компанией), к середине 1970-х годов от штата Нью-Йорк и США требовалась бы операция по спасению от банкротства. В целом такие меры приравниваются к слиянию задолженности меньшего субъекта с задолженностью более крупного субъекта и, таким образом, дают ему доступ к более низким процентным ставкам, которыми пользуется большее предприятие. Затем большая организация может принимать на себя некоторые согласованные функции контроля в целях предотвращения повторения этой проблемы.

Госдолг как инструмент экономической политики государства

Согласно современной монетарной теории, государственный долг рассматривается как частное богатство и выплаты процентов по долгу в качестве частного дохода. Текущий государственный долг является выражением накопленных предыдущих бюджетных дефицитов, которые добавили финансовые активы в частный сектор, обеспечивая спрос на товары и услуги. Приверженцы этой школы экономической мысли утверждают, что масштабы этой проблемы гораздо менее серьезные, чем считает население.

Вольфганг Штюцель  показал в своей теории Saldenmechanik (Механика балансов), как всеобъемлющее погашение задолженности будет обязательно инициировать соответствующую задолженность частного сектора из-за отрицательного мультипликатора Кейнса, ведущего к кризису и дефляции.

В доминирующей экономической политике, обычно приписываемой теории Джона Мейнарда Кейнса, которую иногда называют кейнсианской экономикой, есть терпимость к довольно высоким уровням государственного долга для оплаты государственных инвестиций в неурожайные годы, который можно погасить в годы роста за счет растущих налоговых поступлений. Эмпирически, однако, суверенные заимствования в развивающихся странах является проциклическими, поскольку развивающиеся страны имеют больше трудностей с доступом на рынки капитала в неурожайные годы.

Поскольку эта теория получила широкую популярность в 1930 году, многие страны начали использовать государственный долг для финансирования крупных инфраструктурных капитальных проектов, таких как строительство шоссе или крупных гидроэлектростанций. Считалось, что это может начать благотворный цикл и растущую уверенность бизнеса, так как будет больше рабочих с деньгами, которые они будут тратить. Некоторые из них утверждали, что со значительным увеличением военных расходов во время Второй мировой войны действительно закончилась Великая депрессия. Конечно военные расходы основаны на тех же налоговых поступлениях (или долге), и на эти расходы была потрачена основная часть национального бюджета;  так что этот довод достаточно незначительный, чтобы подорвать кейнсианскую теорию. Более того, некоторые предположили, что значительное увеличение национальных расходов на нужды войны по существу подтверждает основной кейнсианский анализ.

Тем не менее кейнсианская схема оставалась доминирующей, отчасти благодаря собственной работе Кейнса «Как платить за войну», опубликованной в Соединенном Королевстве в 1940 году. Так как война была уже оплачена и выиграна, Кейнс и Гарри Декстер Уайт, помощник секретаря департамента казначейства Соединенных Штатов, имели, по словам Джона Кеннета Гэлбрейта, доминирующее влияние на Бреттон-Вудские соглашения. Эти соглашения установили политику для Банка международных расчетов (БМР), Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, так называемых Бреттон-Вудских учреждений, два из которых начали функционировать в конце 1940-х годов (БМР был основан в 1930 году).

Они являются доминирующими субъектами хозяйствования в установлении политики относительно государственного долга. Благодаря своей роли в определении политики относительно торговых споров, Всемирная торговая организация также имеет огромную силу влияния на валютные операции; так как многие страны зависят от конкретных товарных рынков, для поддержания положительного сальдо платежного баланса, они требуют погашения долгов.

Структура государственного долга и анализ его рисков

Понимание структуры государственного долга и анализа его рисков требует:

  •  Чтобы оценка ожидаемой стоимости любого государственного актива основывалась, по крайней мере, на будущих налоговых условиях, если не на прямых доходах. Выбор должен быть сделан о его статусе в качестве общественного блага — некоторые государственные «активы» в конечном итоге становятся общественным злом, такие как атомные электростанции, закрытие которых является чрезвычайно дорогим — эти расходы также должны быть включены в стоимость активов. 
  •  Определить, используется ли какой-либо государственный долг для финансирования потребления, которое включает в себя всю социальную помощь и все военные расходы. 
  •  Определить, приведет ли концепция тройного критерия к неудаче или дефолту правительства, скажем из-за свержения. 
  •  Определить, может ли какая-либо существующая задолженность считаться одиозным долгом, от которой можно отказаться без какого-либо влияния на кредитоспособности страны. Такая задолженность включает любые кредиты на приобретение активов, таких как дворцы лидеров или на подавление или уничтожение народа. Международное право не позволяет людям нести ответственность за такие долги, так как они не получили ни какой пользы от этих расходов и не имели никакого контроля над ними. 
  •  Определить, создаются ли расходами какие-либо будущие привилегии — например, финансирование строительства общественного бассейна может создать некоторое право на отдых, которое ранее не существовало, создав прецедент и ожидания. 

Проблемы государственного долга

Суверенные долговые проблемы были основным вопросом государственной политики со времен Второй мировой войны, включая работу с задолженностью, связанной с этой войной, «долговой кризис» развивающихся стран в 1980-х годах, потрясения от российского финансового кризиса 1998 года и дефолта Аргентины в 2001 году.

Не все развивающиеся страны пострадали в одинаковой степени. Например, Югославия имела небольшой государственный долг (возможно потому, что она не могла занимать на мировых рынках) до ее распада и прихода демократии, когда новые национальные правительства начали занимать деньги у МВФ. Хорватия имеет правительственный долг в размере $ 47 млрд сегодня в то время как вся Югославия (где было в шесть раз больше людей чем в Хорватии) в 1980 году имела долг в размере $ 14 млрд.

Глобальный долг вызывает серьезную озабоченность, так как процентные платежи часто предъявляют высокие требования к правительствам и физическим лицам. Это привело к призывам частично списать долги бедных стран.

Условные государственные обязательства

Правительственный «непрямой» долг — это обещание правительства будущих платежей со стороны государства. Как правило, это относится к долгосрочным обещаниям по социальным выплатам, таким как пенсии и расходы на здравоохранение; но это не относится к  обещаниям касательно выплаты других расходов, таких как расходы на образование или оборону (которые в значительной степени оплачиваются на взаимной основе государственным служащим и подрядчикам).

Проблема с этими непрямыми государственными страховыми обязательствами в том, что трудно точно оценить их размер, так как суммы будущих выплат зависят от многих факторов. Прежде всего, претензии социального страхования не являются «открытыми» облигациями или долговыми бумагами с указанными временными рамками, «сроком до погашения», «номинальной стоимостью», или «чистой текущей стоимостью».

В Соединенных Штатах, как и в большинстве других стран, в казне не выделяются правительству деньги для будущих платежей по социальному страхованию. Эта система страхования называется PayGo (оплата по факту). Альтернативная стратегия социального страхования может вкючать систему, которая предполагает сбережение и инвестирование. 

Кроме того, демографические прогнозы предсказывают, что когда поколение «бэби-бумеров» начинает выходить на пенсию, работающее население в Соединенных Штатах, как и во многих других странах, составит меньший процент от всего населения, чем сейчас, и понадобится много лет, чтобы увеличить этот показатель.  Это увеличит нагрузку на бюджет страны за счет обещанных пенсий и других выплат. Нагрузка превысит 65 процентов от ВВП —  показатель настоящего времени. «Бремя» правительства состоит в том, как оно расходует средства, так как оно может только оплатить свои счета за счет налоговых поступлений, долга и увеличения денежной массы (государственные расходы = налоговые доходы + изменения государственного долга, проводимые государством, + изменения денежной базы, проводимые государством). «Государственные социальные пособия», выплаченные правительством Соединенных Штатов в 2003 году составили $ 1,3 трлн.

В 2010 году Европейская комиссия потребовала от стран-членов ЕС опубликовать информацию о своих долгах в стандартизированной методологии, обязательно включая долги, которые ранее были скрыты различными способами при соблюдении минимальных требований на местном (национальном) и европейском (Пакт стабильности и роста) уровнях.

ru.wikiyours.com

Текущий внешний государственный долг — это… Что такое Текущий внешний государственный долг?


Текущий внешний государственный долг
Текущий внешний государственный долг
Текущий внешний государственный долг — внешний государственный долг, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Текущий валютный счет
  • Текущий выпуск

Смотреть что такое «Текущий внешний государственный долг» в других словарях:

  • ТЕКУЩИЙ ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — внешний долг страны, срок уплаты по которому наступает в текущем финансовом (бюджетном) году, Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • ТЕКУЩИЙ ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — внешний долг государства, срок уплаты, по которому наступает в текущем финансовом (бюджетном) году …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • текущий внешний государственный долг —    внешний долг страны, срок уплаты по которому наступает в текущем финансовом (бюджетном) году …   Словарь экономических терминов

  • Внешний государственный долг — задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны. По английски: External debt Синонимы:… …   Финансовый словарь

  • ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. В.г.д. складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. Текущий… …   Юридический словарь

  • внешний государственный долг — задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. В.г.д. складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. Текущий… …   Большой юридический словарь

  • ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — задолженность государства по привлеченным из за рубежа средствам в виде займов и кредитов иностранных государственных и частных банков, международных финансовых организаций и выплачиваемым процентам по ним, а также средствам, полученным путем… …   Внешнеэкономический толковый словарь

  • Государственный долг —         общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. С учётом сферы размещения займов Г. д. подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают Г. д. капитальный (задолженность,… …   Большая советская энциклопедия

  • Долг Государственный Внешний Текущий — внешний государственный долг, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ВНЕШНИЙ — ДОЛГ, внешняя задолженность суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.… …   Экономический словарь

dic.academic.ru