Как называется внимание которое вызывается внешними причинами – Управление персоналом, образование, личное развитие. Тесты. Внимание. Память. IQ-тесты. Effecton Studio. Эффектон

8. Внимание, его виды и свойства

Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж­ность объекта.

Произвольное внимание — возникает вследствие соз­нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное внимание — возникает вслед за про­извольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Свойства внимания:

Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.

Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

Объем внимания — количество объектов, одновремен­но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно­сти восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).

Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

От особенностей внимания зависят такие черты лич­ности, как внимательность, наблюдательность и рассе­янность.

Все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внима­ние) в своей совокупности представляют психическое яв­ление, которое называют интеллектом.

Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярно­стью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (I О ), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине).

Максимальное значение

I 0 — 200 баллов, минималь­но—О баллов. От 84 до 116 баллов — средний уровень интеллекта, от 116 до 180 — повышенный уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъность — легкая степень слабоумия. Дебилы способ­ны к обучению, овладевают несложными трудовыми про­цессами, их социальное приспособление ограничено.

Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь имбе-цилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

9. Процесс мышления

Мышление — это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).

Виды мышления:

Наглядно-действенное — отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова­ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

Наглядно-образное ~ осуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное — это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по- \ нятиями (сравнение, аналиа, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая по-

Виды мышления:

Наглядно-действенное — отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова­ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

Наглядно-образное — осуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное — это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая по-следующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз­личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе­ния, способы доказательств и т.д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в Каче­ствах ума: Самостоятельность мышления. Широта и глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота и критичность ума.

Мышление и речь

Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе — на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь — это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло­весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования)

Виды речи:

Внутренняя речь — это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.

Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства речи:

Содержательность речи — зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации.

Понятность речи — зависит от ее смыслового значе­ния, языковых особенностей, а также от уровня разви­тия слушателей.

Выразительность речи — определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как со­вокупностью темпа, тона, ритма и пауз.

10. К.К.Платонов, учитывая соотношение социального и биологического в качествах личности, выделяет четыре группы свойств (черт), составляющих основные стороны (подструктуры) личности:

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. В нее входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально-обусловленной подструктурой;

  • 2-я подструктура личности — опыт — объединяет знания, навыки, умения и привычки, которые формируются на основе личного опыта, но имеют заметное влияние и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

  • 3-я – индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемые как формы психического отражения (ощущение и восприятие, память, мышление и воображение, чувства, воля).

  • 4-я – биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры, в большей степени, определяется основными физиологическими свойствами нервной системы и включает: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т. н. органические изменения.

Особенностями этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные свойства личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур. В предложенной К.К.Платоновым динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения.

Психологическая защита личности

Психологическая защита личности связана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоя­тельства и выбрать такое поведение, которое могло бы из­бавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатыва­ют механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприят­ную информацию о себе и других, служат для преодоле­ния дискомфорта.

Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрей­дом, а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд.

Основные механизмы психологической защиты.

Подавление (репрессия) — вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, ЧТО предотвращает их возможное разрешение. Психиче­ская

энергия подавленных желаний не исчезает бесслед­но, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявле­ние в виде головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание — устранение, игнорирование травмирую­щих восприятий внешней реальности. Это бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация — построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Инверсия — подмена мыслей, чувств, отвечающих под­линному травмирующему мотиву, диаметрально проти­воположным поведением, мыслями, чувствами. Напри­мер, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком осо­бой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, — симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнори­рование и даже бестактность.

Проекция — приписывание другому человеку своих соб­ственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция (отчуждение) — обособление или локали­зация внутри сознания травмирующих человека факто­ров так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В ре­зультате может наступать явление двойника, то есть раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия — возвращение к более раннему, примитив­ному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство са­моуважения. Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность (младенчество, детскость) в поведении и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация — преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассмат­ривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дес­табилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лиша­ет человека возможности активно воздействовать на си­туацию и устранить источник переживаний.

studfiles.net

Виды внимания (основные классификации)

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание

Этот вид внимания складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание  регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Есть предметы и явления, которые как бы «приковывают» к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

 Непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли (Н.Н. Ланге, 1913).

Ланге Николай Николаевич (1858-1921) –профессор Одесского универ-ситета. Ланге Н.Н. предложил классификацию, которая предусматривала как явления так называемого «непроизвольного внимания», так и явления «внимания произвольного», которое Ланге Н.Н. обозначил термином «волевое внимание».

Для Н.Н. Ланге «волевое внимание» означало внимание целенаправлен-ное, целевое. Поэтому важнейшее понятие, которое было введено Н.Н.Ланге в учение о внимании, было понятие цели. В те годы не слишком часто понятие «Цель» включалось в систему  психологических понятий и терминов.

Русского психолога Н.Н. Ланге не следует путать с датским физиологом Карлом Георгом Ланге (1834-1900). Карл Георг Ланге, совместно с английским психологом Уильямом Джеймсом, является основоположниками теорий происхождения эмоций, в частности, «Периферической теории эмоций» (конец 90-х годов XIX века). Под «периферической теорией эмоций» К.Г.Ланге – У.Джеймса понимается основной тезис о том, что возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями на человека.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

-неожиданность раздражителя;

-относительная сила раздражителя;

-новизна раздражителя;

-движущиеся предметы;

-контрастность предметов или явлений;

-внутреннее состояние человека.

В основе нейрофизиологических механизмов внимания лежат неосозна-ваемые установки человека: как правило, кратковременные, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания вызывается воздействующим раздражителем на человека (как правило, звуковым или световым). В ответ на эти воздействия активируются структуры среднего мозга, вследствие чего формируются неосознанные ответные реакции: так называемые первичные ориентировочные реакции.

(реакции типа: «что это такое?»).

В среднем мозге залегает большое количество ядер ретикулярной формации, которые активируют кору больших полушарий и формируют непроизвольное внимание на внешние раздражители (эффект рекламы). Благодаря ретикулярной формации, связанной с явлениями внимания, касающихся практически всех познавательных процессов, человек способен настораживаться, реагировать на незначительные изменения в окружающей среде. То есть ретикулярная формация– это нервное образование являющееся механизмом, лежащим в основе возникновения ориентировочного рефлекса.

Таким образом, ретикулярная формация + органы чувств + структуры

среднего мозга + таламуса = обуславливает появление ориентировочно-

го рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

И. П. Павлов назвал этот рефлекс- «что такое?».

Кроме того, часть отделов ретикулярной формации функционируют в рам-

ках анатомо-физиологической системы доминанты. С ней же, соотносим в

своем действии и избирательный механизм регуляции внимания через акту-

ализацию потребностей, а также механизм волевого управления внима-

нием через кортикально-подкорковые связи.

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Психологической особенностью произвольного внимания является то, что оно невозможно без большего или меньшего волевого усилия, умственного напряжения.

Длительное поддержание произвольного внимания вызывает у человека утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

studfiles.net

23. Виды внимания

Непреднамеренное внимание. В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным, или преднамеренным, и не произвольным, или непреднамеренным.

Непреднамеренное внимание вызывается внешними причинами теми или другими особенностями действующих на человека в данный момент объектов.

Особенности, благодаря которым внешние предметы могут привлекать наше внимание, следующие.

Интенсивность раздражения. Более сильный, чем другой, одновременно с ним действующий на организм, объект (более сильный звук, более яркий плакат и т. д.) скорее привлечет к себе внимание. Однако это свое свойство объекты сохраняют лишь до тех пор, пока человек не привык к данной степени интенсивности. Даже очень сильные раздражители, если они стали привычными, перестают вызывать наше внимание.

Новизна, необычность объектов. Иногда даже и не выделяющиеся своей интенсивностью объекты привлекают к себе наше внимание, если только они для нас новы; например, некоторые изменения в привычной обстановке, появление нового лица в классе или спортивной секции и т. д.

Резкая смена, а такжединамичностьобъектов, часто наблюдающиеся при сложных и длящихся долгое время действиях, например при наблюдении за спортивным состязанием, восприятии кинокартины и т. д. В этих случаях нарушение относительно спокойного течения раздражителей вследствие внезапного усиления или ослабления отдельных раздражителей, введения паузы или изменения ритма и темпа движений невольно привлекает наше внимание.

Во всех случаях непреднамеренное внимание возникает в результате внешних раздражений, которые на основании постоянных врожденных или предварительно выработанных условных связей вызывают оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга и соответствующие ориентировочные реакции.

Зная особенности раздражителей, благодаря которым они способны привлечь к себе внимание, можно легко вызвать непреднамеренное внимание у тех или иных лиц: громкий голос, четкая команда привлекут внимание учащихся к требованиям учителя; яркий красочный плакат заставит со вниманием воспринять его содержание; введение какого-либо нового приема в методику преподавания обострит внимание учащихся и поможет лучшему усвоению учебного материала.

Непреднамеренное внимание характеризуется следующими основными особенностями:

  1. При непреднамеренном внимании человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию.

  2. Непреднамеренное внимание наступает внезапно, немедленно вслед за воздействием раздражения и в своей интенсивности обусловливается особенностями вызвавших его раздражений.

  3. Непреднамеренное внимание скоропреходящее: оно длится, пока действуют соответствующие раздражители, и, если не принять необходимых мер к его закреплению в форме преднамеренного,— прекращается.

Преднамеренное внимание отличается следующими особенностями:

  1. Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами, которые мы ставим перед собой в той или иной деятельности. При преднамеренном внимании не всякие объекты привлекают внимание, а только те, которые стоят в связи с задачей, выполняемой нами в данный момент; из многих объектов мы выбираем те, которые нужны в данном виде деятельности.

  2. Организованность. При преднамеренном внимании мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем свое внимание на этот предмет, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.

  3. Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано с планированием этой работы.

По своим физиологическим механизмам преднамеренное внимание связано с оптимальными нервными возбуждениями определенных участков коры больших полушарий головного мозга, которые вызываются и поддерживаются раздражениями второй сигнальной системы.

Причинами, обусловливающими преднамеренное внимание, являются:

  1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности. Поэтому воспитание произвольного или преднамеренного внимания требует формирования у учащихся устойчивых интересов к учебным предметам, спорту, труду и т. д.

  2. Сознание долга и обязанности, побуждающее возможно лучше выполнять данный вид деятельности. Не всегда преднамеренное внимание строится на интересах. Человеку приходится усваивать разнообразные знания и заниматься различными видами деятельности, а интересы его могут лежать только в одной какой-нибудь области. В этих случаях преднамеренное внимание основывается на сознательно-волевом отношении человека к выполняемой им деятельности. Воспитание преднамеренного внимания связывается поэтому с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и необходимости данной деятельности. По существу преднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.

Статическое и динамическое внимание.Эти два вида внимания обнаруживают себя в процессе длительной работы, требующей большого времени на свое выполнение.

Статическимназывается такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения. Такое внимание не требует особого «разгона», постепенного накапливания; оно с самого начала работы отличается максимальной степенью интенсивности. Отличающийся статическим вниманием ученик сразу же включается в учебную работу, как только начался урок, и сохраняет более или менее на одном уровне эту интенсивность внимания во все время работы.

Динамическоевнимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; ученику требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному уроку; он медленно втягивается в учебную работу; первые минуты урока проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.

Сосредоточенное и распределенное внимание.Сосредоточеннымназывается внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Например, человек может сосредоточенно писать, слушать, читать, выполнять какую-либо работу, следить за ходом спортивного состязания и т. д.

Во всех этих случаях его внимание сосредоточивается только на одном данном виде деятельности и не распространяется на другие: когда мы сосредоточенно читаем, мы не замечаем происходящего вокруг нас и часто даже не слышим обращенных к нам вопросов.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками. Оно выражается в соответствующей позе, мимике, заторможенности всех лишних движений . Все эти внешние особенности имеют большое приспособительное значение, облегчая концентрацию внимания.

Распределеннымназывается внимание, направленное одновременно на несколько объектов или видов деятельности.

Мы говорим о распределенном внимании, когда студент слушает и одновременно записывает лекцию, когда спортивный судья во время футбольного матча следит не за каким-либо одним, а за всеми, находящимися в поле его зрения, игроками и подмечает действия и ошибки каждого из них, когда учитель объясняет урок и в то же время следит за поведением учащихся, когда шофер управляет автомобилем и в то же время внимательно следит за всеми препятствиями на его пути, и т. п.

Физиологической основой распределенного внимания являются нервные процессы, одновременно и с достаточной интенсивностью протекающие в функционально различных участках коры. Так, например, при слушании и записывании лекции одновременно работают слуховые, ассоциативные и моторные центры, связанные с движениями руки при письме.

studfiles.net

10. Внимание и его виды

5.Внимание.

П.Я. Гальперин, В. Вундта, Н.Ф. Добрынин, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Корректурная проба (Тест Бурдона) Методика «Таблицы Шульте», Методика Горбова «Красно-черная таблица», Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

1Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания человека на определенном предмете.

Внимание никогда не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона этого процесса. Внимание не имеет самостоятельного продукта.

Специфика: 1. не является самостоятельным психическим процессом и особым свойством личности. 2. не имеет своего особого продукта. 3. сопровождает все психические процессы и является необходимым условием их эффективного протекания.

2 Виды внимания:

Непроизвольное внимание – внимание, вызываемое объектом. Т.е. внимание само по себе, без старания и воли человека направляется на объект (например, появление нового человека в компании)

Причины возникновения непроизвольного внимания:

Неожиданность раздражителя. Относительная сила раздражителя. Новизна раздражителя. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. Контрастность предметов или явлений. Внутреннее состояние человека.

Особую роль играют: доминирующая мотивация ( испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания на емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью).

Произвольное внимание – внимание, поддерживаемое усилиями субъекта. Мы обращаем внимание на объект по собственному желанию, по просьбе другого человека, по необходимости, усилием воли удерживая внимание на объекте в течение некоторого времени. Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Послепроизвольное внимание было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание., например, студент приступает к написанию реферата. Он постоянно отвлекается, — то ищет ручку, то разговаривает и т.д. Продолжение работы требуй значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение работы вызывает негативные эмоции.

3 Формы внимания

внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

внутреннее внимание (интеллектуальное) — Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

моторное (двигательное) внимание;

4 Основными функциями внимания являются:

Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи.

5 Свойства внимания.

Свойства.

Концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Это степень сосредоточения психики, сознания на объекте, деятельности. Концентрация зависит от: объёма и распределения внимания, содержания и степени трудности деятельности, обстановки, волевых качеств, свойств характера, темперамента (сангвиники, флегматики – высокая; холерики, меланхолики – низкая) Зависит от силы и уравновешенности НС.

Объём – это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. правильно воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного восприятия. (7 +/- 2) – Согласно Корневой Л.В. объем внимания от 4 — 7 объектов.

Распределение – проявляется в одновременном выполнении человеком 2-х или нескольких видов деятельности. Условия успешного распределения – автоматизация 1 из видов деятельности, содержание совмещаемых видов – легко совмещать умственную и физическую.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита в процессе практической деятельности, путем упражнений и накопления соответствующих навыков.

Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или деятельности. Влияют те же факторы, что и на концентрацию. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания влияют факторы:

· увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения; активность личности; эмоциональное состояние человека. Под влиянием сильных раздражителей может возникнуть неустойчивость внимания, отношение к деятельности; темп деятельности.

Переключаемость – произвольное переключение внимания с 1 объекта (деятельности) на другой. На переключ-ть влияют: содержание деятельности (легче переключается со скучной на интересную) и степень сложности. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.

6 Классификации видов.

1. классиф-ия Рибо:

• непроизвольное внимание (природное, биологически обусловленное, не требует спец. усилий для поддержания)

• произвольное внимание (имеет социальную природу, впервые у человека возникает как продукт воспитания)

2. классиф-ия Вундта:

• по способу поддержания: непосредственное (в основе поддержания – интерес к объекту) и опосредованное (объект не представляет интереса, но косвенно связан с тем, что интересно, полезно)

• по объекту: чувственное (восприятие) и интеллектуальное

• непроизвольное

• произвольное

3. классиф-ия Титчинера (виды, как стадии в развитии внимания):

• непроизвольное=пассивное=первичное

• произвольное=активное=вторичное

• производное первичное или послепроизвольное (вторичное внимание переходит в первичное)

4. классиф-ия Добрынина:

• непроизвольное (пассивное, эмоциональное)

• произвольное (активное, волевое)

• послепроизвольное – он ввёл этот термин

Функции внимания:

— обраужение сигнала.

— бдительность

— поиск

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

— Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности-определяет точность и детализацию восприятия,

-определяет Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи.мыслительной деятельности.

-является своеобразным усилителем для перцептивных( в восприятии) процессов, позволяющим различать детали изображений.

-выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

-в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

-о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.

-внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

— регуляция и контроль протекания деятельности.

Виды и сравнительная характеристика.

Непроизвольное – биологическое, нецеленаправленное, неволевое. Причины возникновения:

• внешние (особенности действующих раздражителей): сила раздражителя, новизна, величина, движение, длительность, контрастность

• внутренние (связаны с особенностями самого человека): интерес+эмоции+потребности

• соответствие между внешними и внутренними факторами = значимые раздражители

Произвольное – социальное, целенаправленное, волевое. Объект – то, что необходимо для какой-либо деятельности. Наличие цели. Требует от человека усилия воли.

Послепроизвольное – социальное, целенаправленное, неволевое. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание.

studfiles.net

6.3. Типы внимания.

Различают три типа внимания: внимательность, невнимательность, рассеянность.

Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого целеустремленного человека. В этом случае недостатки в отдельных свойствах внимания (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются.

Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на предмете, в поверхностности суждений.

Причины невнимательности:

  1. недостаточное развитие произвольного внимания;

  2. недостаточный запас знаний;

  3. невнимательность как черта личности;

  4. плохое самочувствие.

Внимательность и невнимательность могут у человека проявляться избирательно. Например: ребенок может быть невнимательным на уроке математики и быть внимательным на уроке истории.

Рассеянность. Важнейшим признаком внимания является сосредоточенность сознания. Многие раздражители отчетливо не воспринимаются. Это является причиной рассеянности. Рассеянность бывает двух видов:

  1. Настоящая рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание. Она выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Человек может за все хвататься, всем увлекаться и ни на чем сосредоточиться.

  2. Мнимая (профессорская) рассеянность наблюдается как односторонняя сосредоточенность сознания, выражающаяся в том, что человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.

6.4. Понятие и виды памяти.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:

  1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

  2. по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

  3. по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, его сноровка.

Эмоциональная память — память на представления, картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Существует, так называемая, эйдетическая память — результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуется такой детализированной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному представлению.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память называется словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память. Двигательная, эмоциональная и образная в своих простейших формах свойственны и животным.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольная память занимает огромное место в нашей жизни, т.к. на ее основе без специальных механических намерений (запоминание и воспроизведение) и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Кратковременная память — это неустойчивые и обратимые процессы, которые переживаются как отзвук только что прошедшего события, и которые очень специфичны, а их роль в функционировании механизмов накопления весьма значительна.

Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Понятием «оперативная память» обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Выполняя какое-либо сложное действие, мы осуществляем его по частям, кусками. Куски материала могут быть различными. Объем этих кусков, так называемых, оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности.

Такое понимание оперативной памяти отличает ее как от долговременной, так и от кратковременной памяти, хотя и намечает точки их соприкосновения.

Все эти виды памяти, независимо от характера, находятся в тесном взаимодействии между собой.

    1. Процессы памяти.

В качестве основания выделения процессов памяти рассматриваютразличные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

      1. Запоминание.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание – это запоминание материала «само собой» без предварительной цели что-то запомнить.

Непроизвольное запоминание имеет следующие закономерности:

  1. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает данный материал в деятельности человека. Если материал входит в содержание цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

  2. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

  3. Непроизвольно запоминается полно и прочно то, что имеет для человека важное жизненное значение, что вызывает эмоции и интерес.

Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемических действий, направленных на процесс запоминания.

Произвольное запоминание также подчиняется ряду закономерностей.

  1. Продуктивность произвольного запоминания зависит от цели, которую поставил перед собой человек. Важно ставить перед собой цель запомнить материал надолго, на всю жизнь.

  2. Важным условием произвольного запоминания является четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.

  3. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запомнить.

  4. Центральное место среди условий произвольного запоминания занимает использование рациональных приемов запоминания:

— Понимание материала. Непонятное или плохо понятное труднее запоминается. Чем глубже поняты теории и закономерности, их связи с конкретными фактами, тем легче запомнить.

— Составление плана запоминания.

— Классификация, систематизация материала.

— Сравнение как прием логического запоминания. Важно подчеркивание различий в объектах. Установление только общих, а таем более широких связей между объектами может затруднить их припоминание(например, как припоминание фамилии Овсов в повести А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»).

— Опора на образные связи.

  1. Эффективность произвольного запоминания зависит от организации процесса заучивания. Эта закономерность проявляется в продуманной последовательности заучивания и распределение заучиваемого материала во времени.

— Труднее дифференцировать и удерживать в памяти сходный материал. Поэтому следует организовать запоминание так, чтобы не учить подряд два сходных предмета.

— Заучивание большого по объему материала необходимо распределять во времени.

      1. Воспроизведение и его виды.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (вызывание) закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти.

Выделяют три вида воспроизведения:

  1. узнавание;

  2. собственно воспроизведение;

  3. воспоминание.

Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости, полноты. Оно может быть непроизвольным и произвольным. Когда узнавание полное, ясное, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. В случае неполного или недостаточно полного узнавания, оно приобретает произвольный характер (специально припоминаются различные обстоятельства, чтобы уточнить узнавание).

Собственно воспроизведение – это воспроизведение без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Собственно воспроизведение также может быть непроизвольным и произвольным. Воспроизведение обычно вызывается содержанием той деятельности, которую человек выполняет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение (это непроизвольное воспроизведение).

Произвольное воспроизведение вызывается специальной задачей припомнить какой-то материал, которую человек ставит перед собой. Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Когда не удается вспомнить то, что необходимо, приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Это припоминание.

Успешность припоминания зависит:

  1. от четкости и точности постановки репродуктивной задачи;

  2. от приемов припоминания;

  3. от степени мотивированности выполнения репродуктивной задачи.

Воспоминание – это воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве.

      1. Сохранение и забывание.

Сохранение – процесс памяти, характеризующий длительной удержание воспринятой информации в скрытом состоянии.

О сохранении можно судить только на основании наблюдений за другими мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием. Сохранение материала в существенной степени зависит от организации процесса запоминания и использования мнемических средств, а также от мер, предупреждающих забывание.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность человека. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью забыт. Забывается конкретная форма материала, в то время как его содержание сохраняется.

Забывание – явление целесообразное, так как оно позволяет освободиться от деталей и облегчает возможность обобщения.

Забывание зависит от времени. Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания, а затем замедляется. Так, для бессмысленных слогов Э.Эбингаузом получена следующая закономерность: через 30 минут после заучивания забывается до 40% материала, на следующий день в памяти остается 34%, через три дня — 25%, а через 30 дней – 21%.

Временное забывание может быть связано с действием отрицательной индукции. Так, сильные посторонние раздражители во время заучивания могут усилить забывание материала.

Забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельности (проактивное торможение) и последующей деятельности (ретроактивное торможение).

Забывание может быть вызвано запредельным торможением, которое возникает вследствие перенапряжения корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии.

С временным забыванием связано явление реминесценции. Оно проявляется в том, что отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем то, которое осуществляется сразу после запоминания. Характерно для большого по объему материала.

    1. Индивидуальные особенности памяти

Индивидуальные особенности в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.

Скорость запоминания определяют числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в сохранении заданного материала и в скорости его забывания. Наконец, готовность памяти выражается в том, насколько ясно и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо. Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания. Поэтому указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны с привычкой к точности и аккуратности в работе, наличием ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивостью в их выполнении и т.д. Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.

studfiles.net

Управление персоналом, образование, личное развитие. Тесты. Внимание. Память. IQ-тесты. Effecton Studio. Эффектон

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Это

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется, и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы». Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

www.effecton.ru

Виды и свойства внимания

Виды внимания. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля», а не «произвол». Иначе говоря, различают неволевое и волевое внимание. Непроизвольное внимание в его своеобразных формах свойст­венно и животным.

 Произвольное внимание — специфически человеческая форма внимания, исторически оно возникло в трудовой деятельности человека.

 

К. Маркс писал: «Кроме напря­жения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании…» ‘

Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, назы­вают непроизвольным.

Когда ученик слушает интересный рассказ, смотрит захваты­вающий его кинофильм, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное, устойчивое внимание — ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять се­бя усилием воли быть внимательным.

—————

1 Маркс К. Капитал. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 189.

Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражи­телей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направ­ленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие.

1. Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Вспом­ним, например, сцену пз кинофильма «Чапаев», когда ординарец Петька, желая привлечь внимание шумной толпы отдыхающих красноармейцев и понимая, что в общем шуме словесной призыв его не будет услышан, неожиданно для всех стреляет в воздух. Все непроизвольно затихли и повернулись к Петьке. Причем значение имеет не только абсолютная, во и относительная сила раздражителя (в полной тишине и легкий шорох привлечет вни­мание, в абсолютной темноте и огонек спички будет заметен).

2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Не­обычная легковая машина новой марки, новые наглядные пособия, которых учащиеся еще не видели, невольно привлекут внимание школьников. Советские люди, посетившие ботанический сад в Индии, рассказывали, что среди богатых цветов ботанического сада их особое внимание привлекла наша ромашка. Среди малень­ких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т. д.

3. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прек­ращение действия раздражителя. Поэтому, например, маяки дела­ют мерцающими, рекламу «прыгающей». Привлечь внимание уче­ников учитель может не только резким повышением голоса, но и внезапной паузой: если учитель неожиданно замолчит, это невольно привлечет внимание школьников.

Как указывалось выше, непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями; интересами. Вот пример непроизвольного внимания (из наблюдений учителя):

«Это было 12 апреля 1061 г. В классе стояла рабочая тишина. В коридоре раздался крик: «Человел в космосе!» Работа прекра­тилась, ученики закричали, вскочили с мест. Включили репродуктор. Передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли, и глаза их были устремлены к репродуктору». Внимание к сообщению о полете космонавта возникло у ребят непроизволь­но и сохранялось без всякого напряжения с их стороны.

Интересами определяется и то обстоятельство, что одип че­ловек не заметит красочной афиши, извещающей о предстоящем футбольном матче, но обратит внимание на скромное объявление о концерте, другой — наоборот. Большую роль в стимуляции не­произвольного внимания школьников играют интересы. У школь­ника проявились большой интерес и любовь к животным. У него возникает потребность удовлетворить этот интерес в деятельности с животными и желание больше знать о жизни животных.

Поэтому у школьника возникло обостренное внимание ко всему, что связано с животным миром. С развитием интереса создается устойчивое внимание: школьник долго может стоять и наблюдать за жизнью, повадками животных. Он с увлечением читает книги о животных, он добился того, что стал активно участвовать в работе кружка при зоопарке, а летом помогать в работе на колхозной ферме.

Большое значение имеет и соответствие раздражителя внутрен­нему состоянию человека, его потребностям. Проголодавшийся человек невольно обратит внимание на запах пищи; плеск воды привлечет внимание человека, испытывающего жажду.

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилии, называют произвольным или преднамеренным. В этом случае участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, идущи­ми от второй сигнальной системы. Указания со стороны, собст­венная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо де­лать человеку, представляет для него непосредственный интерес. И в процессе учебной деятельности школьнику требуется произ­вольное внимание, ясная постановка цели. организованность, со­хранение и поддержание внимания в ходе всей работы.

Поддержание устойчивого произвольного внимания у уча­щихся зависит от ряда условий.

1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной дея­тельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения. Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности.

2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой дея­тельности. Одно дело, если учитель ставит перед учеником самую общую и неопределенную задачу — слушать ответ вызванного к доске товарища. Совсем другое дело, если учитель ставит кон­кретную задачу — следить, как отвечает урок вызванный ученик, фиксировать его ошибки и готовиться исправить их. В этом слу­чае школьник внимательно относится к ответу товарища, необ­ходимость быть внимательным вполне осознана.

3. Привычные условия работы. Если школьник готовит урони в строго определенное время и на постоянном, привычном месте, если его рабочее место и учебные принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы хорошо организован, то уже одно это создает установку на произвольное внимание.

4. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность, которую выполняет ученик, может и не вызывать у него непос­редственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности. Па этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели. Ежедневные однообразные и утомительные упражнения в фигурном катании вызывают интерес у школьника, по скольку он осознает их роль в достижении заветной цели стать перворазрядником по фигурному катанию.

5. Создание благоприятных условий для деятельности, т. с исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Многие учащиеся вообще могут поддерживать произвольное внимание только в спокойной обстановке, тишине. Но если даже ученик и привык работать в небла­гоприятной обстановке, при наличии помех, то, как показывают специально организованные опыты, он при этом гораздо быстрее утомляется, затрачивает гораздо больше сил и времени, значитель­но снижается качество (возрастает число ошибок, поправок) и количество (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащегося.

Сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) час­то не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что вниматель­но занимаются и им не мешает радио или телевизор. На самом же деле особенно сильным раздражителем, отвлекающим внима­ние учащихся при подготовке домашних заданий, являются как раз телепередачи. Поэтому надо соблюдать правило: пока школь­ник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен.

Наблюдения и специальные исследования убеждают, что сла­бые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шо­рохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже усиливают его. Еще великий русский физиолог И. М. Сеченов пришел к выводу, что абсолютная, «мертвая» тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно. Сеченов приводил пример: в одной крупной библиотеке создали комнаты для научной работы. В ком­наты не проникали никакие посторонние звуки извне, а звуки, возникающие в самой комнате, поглощались. Стояла абсолютная тишина. В этих комнатах никто продуктивно работать не мог — постепенно у людей возникало сонливое состояние.

Экспериментально показано, что дети, обучающиеся в классе с совершенно гладкими белыми стенами, без каких-либо рисун­ков и украшений, с матовыми стеклами в окнах усваивают пред­мет хуже, чем школьники, размещенные в классной комнате с окрашенными стенами, картинами, рисунками и таблицами на стенах, цветами на подоконниках и приятным видом за окнами;

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, выделяют еще один вид внимания — послепроизволъное внимание. После-произвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

Вот третьеклассник пишет домашнее сочинение о том, как он провел лето. Сначала работа его совсем не увлекает. Он берется за нее неохотно, то и дело отрывается, делает большие усилия, чтобы заставить себя работать, наконец сосредоточивается (произ­вольное внимание). Но постепенно ученик увлекся, пишет уже охотно, не рассеиваясь. Картины летнего отдыха, приключений, событий встают перед его глазами. Тут и купание, и рыбалка, и походы в лес за грибами, и веселые игры. Школьник, захва­ченный воспоминаниями, торопится отразить их в сочинении. Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание, как видно из приведенного примера, совме­щает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания, тесно связанные между собой.

Охарактеризовать внимание человека сло­вами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика бу­дет слишком неопределенной, так как существуют различные проявления, качества или, как говорят, свойства внимания. Поэ­тому и характеризовать внимание человека можно и нужно с разных сторон.

Прежде всего внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряженно, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удается отвлечься от посторонних раздражи­телей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внима­ния. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты — насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответ­ственно различают такие два свойства внимания, как его объем и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко вни­мание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

Итак, различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Разумеется, перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Физиологическое объяснение сосредоточенности вни­мания — это сила очага оптимального возбуждения и соответст­венно сила индуцированного им тормозного поля. Сосредоточен­ность внимания обычно связана с глубоким, действенным инте­ресом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Ученик мастерит модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного вни­мания.

Устойчивость внимания это длитель­ное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг опти­мального возбуждения достаточно устой­чив (или колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность). Возника­ет вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Все зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль иг­рает при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объек­те пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после. чего начинает отвлекаться. Рассмотрите рисунок.

Что изображено на рисунке? На нем изображена усеченная пирамида, но мы видим ее то обращенной вершиной к нам, то уходящей   вглубь.   Такие   двойственные   изображения объясняются периодическими колебаниями внимания.

Если человек активно действует с объектом (например, не просто пассивно смотрит в одну точку географической карты, а изучает рельеф и ландшафт какого-либо района по карте), то устойчивое внимание может сохраняться 15—20 минут. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения (на несколько се­кунд), дающие возможность маленького перерыва в сосредоточен­ности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут. Чем младше школьник и чем труднее учебный материал, тем чаще должны быть кратковременные перерывы. Но злоупотреб­лять ими не следует, так как при частых -и длительных перерывах все- труднее и труднее будет вновь втягиваться в работу.

Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообраз­ной практической деятельности с предметом, в активной умствен­ной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положи­тельные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, появляется желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание. Эту закономерность необхо­димо учитывать при проведении урока.

Состояние противоположное устойчивому вниманию,— частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельно­сти на посторонние объекты — называют неустойчивостью внима­ния. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нуж­ной работы, механической деятельности. Например, ученик по­лучает задание сделать однотипные примеры по математике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше, когда он уже хорошо усвоил материал, работа теряет для него всякий интерес, и он работает механически, устойчивость внима­ния сильно страдает.

Объем внимания это количество объектов, которые вос­принимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охва­тываются вниманием одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Для определения объема внимания пользуются специальными приборами — тахистоскопа­ми (от греческих слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю) которые дают возможность показать человеку несколько объектов (букв, геометрических фигур, знаков) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться с одного объекта на другой). На рис. 15 изображен бук­венный тахистоскоп.

Опыты показали, что объем вни­мания взрослого человека —от 4 до 6 объектов, школьника (в зависимо­сти от возраста) — от 2 до 5 объек­тов. Это при условии, что показывают отдельные, не связанные между собой буквы. Если же в тахистоскопе показывать короткие слова, то для грамотного человека объектом внимания будет уже не буква, а целое слово (он схватывает слова, а не отдельные буквы). Формально объем внимания останется тем же (4—6 объектов), но букв человек воспри­мет уже не 4—6, а до 16, т. с прак­тически объем внимания увеличит­ся. Отсюда видно, как важно уметь объединять предметы в одно целое. воспринимать их целыми комплексами. Именно поэтому объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Увеличение объема внимания с физиологической точки зрения есть расширение участка с оптимальной возбуди­мостью, сужение объема внимания связано с концентрацией участка с оптимальной возбудимостью.

Распределение внимания это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.

Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распре­деления внимания (шофер, летчик, дирижер). Умение распре­делять внимание совершенно необходимо учителю. Он должен постоянно держать в поле внимания весь класс и каждого учени­ка в отдельности, следить за их поведением и учебной деятель­ностью в классе и в то же время объяснять новый материал. Распределение внимания требуется и ученику во время учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать. Умение слушать и понимать лекцию и одновременно записывать ее совершенно необходимо учащемуся, студенту.

При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятель­ности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относи­тельно малую часть внимания, она находится не в центре вни­мания, а на его периферии.

Физиологи распределение внимания объясняют тем, что при­вычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И. П. Павлов, участками коры, нахо­дящимися в известкой степени торможения.

При действии, требующем большого и полного сосредоточе­ния, другие действия обычно невозможны. Проводили такой опыт. Нетренированному человеку предлагали идти по гимна­стическому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одно­временно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная гимнастка — мастер спорта — свободно выполнит такое задание.

Младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но постепенно надо приучать школьника к распределению своего внимания, ставить его в такие условия, где это делать необхо­димо.

Переключение внимания это перемещение внимания с одно­го объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь, как мы уже отмечали, объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность позна­вать окружающий мир во всем его многообразии. На пульте управления атомным ледоколом «Ленин» находится более 250 приборов и сигнализаторов. Как же должна быть развита у де­журного на пульте способность к переключению внимания!

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что у него «жесткое», «липкое» внимание.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т. е. в конце концов от типа нервной системы.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Потому же не рекомендуется без особой нужды часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности и требует большой пере­стройки характера деятельности. Однако при утомлении и одно­образной работе переключение внимания полезно и необходимо.

Остановимся на таком распространенном недостатке внимания, который называют рассеянностью. Собственно говоря, рассеян­ностью называют совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные недостатки внимания.

Первый вид рассеянности — это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная дея­тельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание. Таким был, например, Хлестаков, герой пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Рассеянность этого типа у школьников проявляется в отвле­чении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям в классе. Поэто­му младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров. У учащегося среднего и старшего школьного возраста подобная рассеянность приводит к серьезным пробелам в знаниях, к поверхностному и неглубоко­му познанию, несерьезному отношению к своим обязанностям.

Подобная рассеянность — результат плохого воспитания. Ребе­нок не приучается к сосредоточенной работе, часто и сами взрослые отвлекают его во время приготовления домашних зада­ний. Многократное повторение подобного состояния становится привычным. Такая рассеянность может быть и временным состоя­нием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие раздражители. Если эти временные состояния систе­матически повторяются, они также станут привычными. Рассеян­ность может быть и следствием отсутствия каких-либо интересов у школьника. Наконец, она может вызываться и запущенностью учебных занятий, когда ученик попросту не понимает того, что объясняет учитель, и теряет всякий интерес к уроку.

Преодоление рассеянности учащихся требует настойчивости и терпения, долгой работы. Рассеянным учащимся надо создавать такие условия, где бы они могли работать не отвлекаясь, и вы­рабатывать у них привычку не отвлекаться. Очень важно повсед­невно контролировать работу ребенка и постепенно приучать его к самоконтролю, причем приучать контролировать не только ре­зультаты работы, но и осуществлять контроль за работой в процес­се ее выполнения. Важно постараться заинтересовать школьника учебной работой — это может явиться первым шагом в преодоле­нии рассеянности.

Второй вид рассеянности — следствие чрезмерной сосредото­ченности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ни­чего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлечен­ных работой, охваченных сильными переживаниями, — у ученых, творческих работников в области искусства.

Как мы видим, указанные два вида рассеянности действитель­но противоположны по своей природе. Первый вид рассеянности есть слабость произвольного внимания, неумение сосредоточиться. Второй вид — чрезмерно сильное внимание и сильнейшее сосре­доточение. В первом случае в коре отсутствует сильный и стойкий очаг оптимального возбуждения, во втором случае имеется очень сильный и стойкий очаг.

Возникает вопрос: почему же столь концентрированное, со­средоточенное и устойчивое внимание считают недостатком? Ведь оно важное условие творческой, продуктивной работы. Все дело в том, что чрезмерная сосредоточенность часто приводит в жизни к серьезным последствиям — наблюдались случаи, когда погру­женные в свои мысли рассеянные люди, ничего не замечая вокруг, получали травмы на улице, принимали не то лекарство, уходя, забывали выключить газ или запереть дверь. Один из ученых, в рассеянности заперев дверь, ключ бросил в урну, а горящий окурок засунул в карман и пришел в себя, когда от его костюма повалил дым.

Разумеется, у школьников второй вид рассеянности проявля­ется несколько в иной форме. Например, когда младший школь­ник или подросток пишет сочинение, он часто весь поглощен его содержанием и не замечает грамматических ошибок. Когда же он сосредоточен на том, чтобы ни в коем случае не сделать ошибок, содержание сочинения бывает бледным и невыразитель­ным. На уроках труда наблюдались случаи, когда чрезмерно увлеченный процессом строгания или опиловки металла школь­ник, вдруг придя в себя, обнаруживал с удивлением, что он почти всю заготовку превратил в стружку или опилки.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
— М.: Просвещение, 1980. — 352 с. С. 91-101.

< Предыдущая   Следующая >

psixologiya.org