Как изменился политический строй россии в ходе революции 1905 1907 – Помогите по истории ответить на вопросы
Изменения, произошедшие в политической системе Российской империи
С4. Назовите не менее трех результатов революции 1905-1907 гг. Приведите не менее трех положений, отражающих значение революции для отечественной истории начала 20 века.
Три изменения, произошедшие в политической системе Российской империи в ходе революции 1905-1907 гг.:
— создан законодательный представительный орган — Государственная дума
— гарантированы фундаментальные политические свободы
— пересмотрены Основный Законы Российской империи
— разрешена легальная деятельность политических партий, профсоюзов
— отменены выкупные платежи
— сокращена продолжительность рабочего дня, легализованы экономические забастовки, повышена заработная плата
2. Три положения, отражающих значение революции:
— революция ускорила процессы экономической. Политической, социальной модернизации России, перехода ее от традиционного общества к обществу индустриальному
— был сделан шаг к утверждению в России конституционного строя, фактическому ограничению власти императора Государственной Думой
https://uchim.org/a/izmeneniya-proizoshedshie-v-politicheskoj-sisteme-ri — uchim.org
— получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране
— революция не смогла разрешить многих и властью так и не был налажен, что стало одной из нового революционного взрыва.
С4. Назовите политические партии и блоки, представители которых вошли в 1917 г. в первый состав Временного правительства. Назовите вопросы, решение которых Временное правительство отложило до созыва Учредительного Собрания.
- Политические партии:
– «Союз 17 октября»
— конституционно- демократическая партия (кадеты)
— Прогрессивный блок (прогрессисты)
2. Могут быть названы вопросы:
— о будущем государственном устройстве страны;
— аграрный вопрос;
— рабочий вопрос;
— национальный вопрос
Если нужно организовать отличный выпускной вечер, то обратитесь к компании Ассамблея (Организация выпускного вечера), которая предлагает проведение этого праздника всем школам, где есть выпускники 11 классов.
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
uchim.org
Первая российская революция 1905-1907 гг. Изменения в политичеком строе страны.
Количество просмотров публикации Первая российская революция 1905-1907 гг. Изменения в политичеком строе страны. — 415
Новые задачи, вставшие перед страной в конце XIX — начале XX в., обострили проблему несоответствия между динамично развивающейся экономикой и консервативностью существовавшей политической системы. Россия оставалась самодержавной монархией. Абсолютная власть (как исполнительная, так и законодательная) принадлежала императору В начале XX столетия в стране отсугствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы. Даже российская буржуазия, обладавшая крупным капиталом, не имела политических прав.
В условиях модернизации перед властью встал выбор: пойти на реформирование политической системы, адекватной требованиям времени, либо ничего не менять, что грозило насильственной ликвидацией самодержавия.
Личность Николая II мало подходила для сложного времени рубежа XIX—XX вв., времени социальных, революционных и международных бурь. Николай Александрович Романов взошел на престол в 1894 ᴦ., получив от отца (Александра III) завещание хранить основы самодержавия, избегать войн, слушаться только самого себя и своей совести. Он не обладал ни сильным характером, как отец, ни государственным кругозором. По этой причине император в течение длительного времени не смог выработать какой-либо единой политической линии за одним исключением: никакого ограничения самодержавия. Вера в божественное предрасположение была очень характерна для царя и лишала его активного начала и в жизни, и в политике. От Николая II ждали, что он возьмет на себя инициативу по модернизации политической системы Российской империи. В условиях духовной дифференциации российского общества различные общественные силы выдвигали программы реформирования политического строя. Прежде всего оживились земские либералы, основной идеей которых было внедрение в органы государственной власти ʼʼнародных представителейʼʼ от земств. При этом уже в 1895 ᴦ. Николай II отверг ʼʼбессмысленные мечтанияʼʼ либералов о конституции, заявив, что будет охранять основы самодержавия так же твердо и неуклонно, как его ʼʼнезабвенный покойный родительʼʼ. Весной этого же года новый царь ʼʼпрославилсяʼʼ на всю страну открытым одобрением расстрела рабочих в Ярославле. А еще через год произошла катастрофа на Ходынском поле во время коронационных торжеств в Москве. Крайняя жестокость, проявленная царем в дальнейшем при защите устоев самодержавия, определила его прозвище Николай Кровавый.
В окружении императора существовали разногласия по вопросу перспектив развития страны. Их выражали самые влиятельные фигуры в правительстве: С.Ю. Витте, министр финансов, возглавлявший сторонников реформ, и В.К. Плеве, министр внутренних дел, стремившийся сохранить самодержавие неизменным. Он погиб в 1904 ᴦ. от рук эсеровских террористов. Новый министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский провозгласил курс на сотрудничество власти с земствами, чтобы расширить и укрепить социальную опору режима. В конце 1904 — начале 1905 ᴦ. либерально-демократическое движение в России предприняло оригинальную политическую акцию, названную ʼʼбанкетной кампаниейʼʼ. в честь 40-летия судебной реформы. На банкетах (в 34 городах прошло более 120 собраний с участием не менее 50 тыс. человек) произносились тосты и речи в пользу более широкого народного представительства, нередко звучали возгласы ʼʼДолой самодержавие!ʼʼ. Это была последняя попытка перед революцией побудить правительство к уступкам.
Учитывая ситуацию, программа Святополк-Мирского содержала следующие предложения: включение в состав Государственного совета определенного числа выборщиков от земств и городских дум, распространение земств на всю территорию империи, сближение крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширение прав старообрядцев, издание закона о правах еврейского населения и др.
Программа была отклонена, и Святополк-Мирский ушел в отставку. Император издал указ, обещавший некоторые социальные, конфессиональные, национальные послабления, но при условии сохранения самодержавия в незыблемом виде. О народном представительстве речи не было.
Правительственный курс начала царствования Николая II вызывал неприятие всех слоев населения, ожидавших от царя политических преобразований, адекватных идущим экономическим изменениям. Политическая оппозиция разных направлений считала, что все зло коренится в существующей власти, и если власть сделает уступки, то страна пойдет по пути политического и социального прогресса. Предреволюционная ситуация 1901—1904 гᴦ. оказалась для царизма поистине роковой. Первыми заявили о себе студенты, требуя восстановления университетской автономии и политических свобод. В студенческом движении участвовали до 25 тыс. человек. Студентам было разрешено частичное самоуправление и создание легальных обществ по интересам. Главной силой революционного движения становится пролетариат. Количество стачечников возросло с 400 тыс. в 1895—1900 гᴦ. до 530 тыс. человек в 1901—1904 гᴦ. Более половины стачек проходили с политическими требованиями. В 1901 ᴦ. в целом ряде городов — Петербурге, Казани, Тифлисе, Варшаве — прошли рабочие выступления, среди которых выделялась легендарная Обуховская оборона в Петербурге. В 1902 ᴦ. прошли политические демонстрации в Сормове, Рос-тове-на-Дону, в 1903 ᴦ. — всеобщая стачка на юге России. Шло на подъем и крестьянское движение. В 1900—1904 гᴦ. было отмечено 1205 крестьянских выступлений. Переломным для деревни стал 1902 ᴦ.: на борьбу с помещиками поднялись крестьяне Полтавской и Харьковской губерний. Центральной России, Поволжья, Грузии. Правительство с помощью войск подавило эти выступления, подвергнув крестьян жестоким наказаниям. После начала русско-японской войны прошла волна выступлений в армии и на флоте. Одними из наиболее крупных были волнения моряков Севастополя в ноябре 1904 ᴦ. Обстановка в стране становилась все более напряженной. Особое беспокойство у правительства вызывал рост рабочего движения.
В 1901—1903 гᴦ. по инициативе начальника московского охранного отделения С.В.Зубатова были созданы легальные рабочие организации по профессиональному признаку, которые активно вмешивались в конфликты между рабочими и предпринимателями, вынуждая последних идти на некоторые уступки. При этом скоро выяснилось, что рабочие не желают ограничиваться только повышением уровня своего образования и экономической борьбой. В 1903 ᴦ. деятельность ʼʼзубатовцевʼʼ в Одессе привела к первой в России всеобщей стачке. Зубатов получил отставку, созданные им организации прекратили существование. ʼʼЗубатовщинаʼʼ не достигла поставленных перед нею целей и еще более усилила революционные настроения. Рабочие выбрали путь политической борьбы против самодержавия.
Тяжелое внутриполитическое положение страны усугубила начавшаяся в 1904 ᴦ. война с Японией. Она окончательно подорвала престиж самодержавной власти и создала благоприятный психологический фон для нарастания революционных событий. Различные круги оппозиции консолидировались вследствие как недовольства нерешенными социальными проблемами, так и обостренного чувства национального унижения в связи с позорным поражением в войне. В целом назревавшие революционные события имели глубокие причины, коренившиеся в самом социально-экономическом строе страны. Россия оказалась страной со всеми обострившимися противоречиями и разительными социально-экономическими и политическими контрастами.
Революция прошла два базовых этапа:
1) с января по декабрь 1905 ᴦ. — начало и подъем революции, кульминацией которого стало вооруженное восстание в Москве;
2) с начала 1906 ᴦ. по 3 июня 1907 ᴦ. — постепенный спад и поражение революции.
Начало революционных событий датируется Кровавым воскресеньем — 9 января 1905 ᴦ. Непосредственным толчком к началу революции послужило увольнение рабочих из организации Гапона (1870—1906). Будучи священником церкви при петербургской пересыльной тюрьме, он в духе ʼʼзубатовщиныʼʼ организовал ʼʼСобрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербургаʼʼ. Стремясь сохранить контроль над рабочими, Гапон решил организовать мирную демонстрацию к Зимнему дворцу для встречи обиженного народа со своим единственным заступником — царем. При содействии социал-демократов была выработана петиция царю, в которую вошли и требования политического характера: свобода слова, всеобщее избирательное право, созыв Учредительного собрания для проведения демократических реформ и передачи земли крестьянам, ответственность министров перед народом, отделение церкви от государства, отмена косвенных налогов, прекращение войны с Японией и др.
Размещено на реф.рф
При этом в целом петиция носила самодержавный характер и могла стать поводом для ʼʼединения царя с народомʼʼ. Еще можно было предотвратить революцию путем диалога власти с обществом, сделать уступки народу, провести либеральные реформы, улучшить положение рабочих и крестьян. Но Николай II, искренне преданный идее самодержавия, на это решиться не моᴦ. Кровопролитие стало практически неизбежным. Около тысячи человек пали его жертвами, более 5 тыс. были ранены. Национальная трагедия 9 января потрясла Россию.
Так началась первая русская революция 1905—1907 гᴦ. Поднялось на борьбу и крестьянство. Массовое участие крестьян в революции — 25,8 тыс. выступлений (уничтожено 4 тыс. помещичьих усадеб) — явилось настоящим потрясением для правительства. Поднялись армия и флот. В июне 1905 ᴦ. произошло восстание на броненосце ʼʼКнязь Потемкин-Таврическийʼʼ. Это был первый в мировой истории случай открытого революционного выступления команды военного корабля. Начались волнения солдат в Харькове, Киеве, Варшаве и ряде гарнизонов по Транссибирской магистрали. Вспыхнули восстания матросов в Кронштадте, Владивостоке. В ноябре 1905 ᴦ. Россию потрясла весть о севастопольском восстании на крейсере ʼʼОчаковʼʼ под руководством П.П. Шмидта.
Осенью революция охватила всю страну. Высший ее подъем был связан со всеобщей Всероссийской Октябрьской политической стачкой. Объявленная московскими большевиками стачка была поддержана железнодорожниками и приняла с 7 по 13 октября всероссийский характер.
Размещено на реф.рф
В стране не работали железные дороги, телефон, типографии, почта͵ аптеки, Государственный банк, водопровод, освещение. В Октябрьской стачке активно участвовала и демократическая интеллигенция. Закрылись школы, гимназии, высшие учебные заведения, театры. Октябрьские выступления превратили страну в единый политический митинг, сплотивший все слои населения: звучали требования устранения самодержавия и превращения России в демократическую республику. В революционной борьбе рождались новые органы власти — Советы рабочих депутатов по примеру Совета͵ созданного рабочими Иваново-Вознесенска. Объявленная московским Советом 6 декабря всеобщая стачка переросла в вооруженное восстание. В знак солидарности московское восстание было поддержано в Донбассе, Ростове-на-Дону, на Урале, в Красноярске, Чите, Владивостоке. Октябрьские и декабрьские события стали кульминацией революции. К началу 1906 ᴦ. царским властям удалось справиться с положением. Правительство перешло в наступление, начался разгром сил восставших царскими войсками. Продолжавшиеся в 1906—1907 гᴦ. время от времени революционные выступления в условиях спада революции не слились в единое всероссийское восстание. Многие причины, в т.ч. отсутствие поддержки армии и координации планов, привели к поражению революции. Главной движущей силон первой народной революции эпохи империализма был пролетариат, выступавший в союзе с крестьянством. Что касается буржуазии, то ее позиция была противоречивой. С одной стороны, располагая значительными капиталами, она претендовала на непосредственный доступ к власти, а с другой — ее тесные связи с административно-управленческим аппаратом, помещичьими кругами ограничивали ее политические притязания. В результате политика буржуазии сводилась к лавированию между революцией и контрреволюцией, пресечению попыток как законсервировать существующий строй, так и подвергнуть его чересчур радикальной ломке.
В условиях нарастания революции 18 февраля 1905 ᴦ. Николай II был вынужден подписать рескрипт (предписание) на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина о разработке проекта закона о созыве в России законосовещательной Думы. Революционные события осени 1905 ᴦ. сорвали выборы в булыгинскую Думу и заставили власти пойти на более радикальный вариант.
В условиях нарастания Октябрьской политической стачки Николай II был вынужден подписать 17 октября Манифест ʼʼОб усовершенствовании государственного порядкаʼʼ, в котором провозглашались ʼʼнезыблемые основы гражданской свободыʼʼ: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов. Было обещано создание Государственной думы с законодательными правами; существенно расширялся круг избирателей.
Реакция на Манифест была неоднозначной. Либералы восприняли его с восторгом и ликованием как начало эры буржуазного конституционализма. Революционные группировки объявили его обманом и призывали к дальнейшему развитию революции. Крайне монархические и проправительственные круги были также недовольны, видя в Манифесте подрыв идеи самодержавия. В эти месяцы (октябрь 1905 ᴦ. — апрель 1906 ᴦ.) Россия делает первые шаги на пути к парламентаризму, возникают легальные политические партии, вводятся новые правила о печати, упраздняется предварительная цензура, отменяются выкупные платежи.
Каковы же основные итоги революции 1905—1907 гᴦ.? Главным событием политической жизни страны было создание законодательной Государственной думы — первого представительного органа власти. При всей ограниченности прав Думы, сословном характере ее депутатского корпуса это был первый в истории опыт российского парламентаризма, возможность легального сопоставления различных политических позиций по важнейшим проблемам жизни страны. Был смягчен политический режим. Возникла многопартийность. Хотя левые партии, а также кадеты не получили право на легальную деятельность, депутаты в Думе образовывали фракции по партийной принадлежности. Партии имели спои печатные легальные органы — газеты, журналы. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации:
профсоюзы, кооперативы, страховые организации, культурно-просветительские общества и др.
Размещено на реф.рф
Подданные Российской империи получили некоторые демократические права, свободу совести, слова, собраний, союзов, неприкосновенность личности. Был отменен циркуляр 1897 ᴦ. об уголовном наказании стачечников, легализованы (с некоторыми оговорками) экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания.
Власти пошли на некоторые уступки в экономической и социальной сферах. Рабочим удалось добиться сокращения средней продолжительности дня до 9—10 ч, а на некоторых предприятиях — до 8 ч. За годы революции несколько выросла средняя зарплата лиц наемного труда. Некоторые капиталисты (А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков) направляли часть прибыли на улучшение быта рабочих: строительство жилья, больниц и др.
Размещено на реф.рф
Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, где оговаривались минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, размер пособия по болезни, праздничные дни. Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими с 1861 ᴦ., снижена арендная плата за землю, повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим.
Революция оказала существенное воздействие на духовную жизнь общества. Она политизировала миллионы людей, заставила задуматься над привычными и, казалось, незыблемыми понятиями о справедливости государственного и сословного устройства общества, личных качествах монарха, соотношении традиционных ценностей и новаторских идей и др.
Размещено на реф.рф
Демократическая интеллигенция, увидев русский бунт, его масштабы и результаты, стала задумываться об иных альтернативах разрешения целого ряда коренных русских проблем. В то же время радикальные политические организации объявили первую русскую революцию подготовкой к новому штурму самодержавия.
Исходом первой русской революции явились частичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию. Другие возможные варианты исхода революции (народная демократическая республика или буржуазное правовое государство) не реализовались. Но это была демократическая революция, в которой участвовал весь народ.
referatwork.ru
44. Изменения в государственном строе в годы Первой российской революции 1905–1907 гг.
Под напором начавшегося революционного движения правительство вынуждено было пойти на некоторые политические уступки.
18.02.1905г. рескриптом царя на имя министра ВД Булыгина предписано приступить к разработке закона о создании выборного представительного органа власти. Был подготовлен создания Гос. думы (ГД). 6.08.05. были обнародованы утвержденные царем «Учреждение ГД» и «Положение о выборах в ГД». Этот проект получил название «Булыгинской Думы», которая должна была собраться не позднее середины 01.1906г. Выборы НЕ были прямыми и равными, избирательным правом обладали только лица мужского пола старше 25 лет (для крестьян – 4-х степенные выборы, для землевладельцев и горожан – 2-х степенные, высокий имущественный ценз). Данный проект вызвал бойкот со стороны рабочих, крестьян, интеллигенции, всех левых партий и объединений. Бойкот сорвал попытку правительства создать такую думу. ПОМНИ: «булыгинская дума» никогда не созывалась!
В ответ на Всероссийскую октябрьскую политическую стачку 17 октября царь подписал Манифест о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы» на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов, о предоставлении новой ГД законодательных прав, никакой закон не может получить силы без одобрения его думой. Автором манифеста был С.Ю. Витте. По манифесту предполагался переход к всеобщим выборам.
Манифест 17.10 на какое-то время разрядил обстановку. Перестала действовать цензура, свободно проходили митинги, собрания и демонстрации, забастовка пошла на убыль.
В октябре 1905г. был создан Совет Министров (СМ), 19 октября Витте был назначен председателем Совета Министров. На СМ возлагалась задача обеспечить обещанные свободы, подготовить выборы в ГД, восстановить порядок.
11.12.1905г. был издан разработанный правительством Витте новый закон о выборах в ГД. Он сохранил основные положения закона от 6.08.05г. с тем лишь отличием, что в выборах могли участвовать рабочие, увеличилось количество мест для крестьян. Население делилось на 4 курии: крестьянская, городская, землевладельческая, рабочая. Сохранялась многостепенность выборов: сначала избирались выборщики, а из них выбирались депутаты в ГД (1 выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, 30 тыс. крестьян, 7 –представителей город. Буржуазии, 2 тыс. помещиков).
20.02.1906г. было издано «Учреждение ГД»: 5-летний срок ее полномочий, император мог распустить ГД досрочно и назначить новые выборы, он определял длительность сессий ГД (7-8 мес. в год), группе депутатов (не менее 50 чел.) предоставлялось право делать запросы министрам.
23.04.1906г. были изданы «Основные государственные законы» (223 статьи). В них декларировалось, что ни один закон не может получить реальную силу без утверждения императором (ст.9), значит, ГД как законодательный орган нисколько не подрывала прерогатив самодержавной власти императора. Император сам назначал и смещал министров, ответственных только перед ним. Формально царь не мог издавать новые законы без одобрения их ГД, но 87 статья ОГЗ позволяла ему издавать законы между сессиями ГД – парадокс! Дума могла контролировать половину бюджета.
studfiles.net
38. Первая российская революция 1905-1907 гг. Изменения в политичеком строе страны.
Новые задачи, вставшие перед страной в конце XIX — начале XX в., обострили проблему несоответствия между динамично развивающейся экономикой и консервативностью существовавшей политической системы. Россия оставалась самодержавной монархией. Абсолютная власть (как исполнительная, так и законодательная) принадлежала императору В начале XX столетия в стране отсугствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы. Даже российская буржуазия, обладавшая крупным капиталом, не имела политических прав.
В условиях модернизации перед властью встал выбор: пойти на реформирование политической системы, адекватной требованиям времени, либо ничего не менять, что грозило насильственной ликвидацией самодержавия.
Личность Николая II мало подходила для сложного времени рубежа XIX—XX вв., времени социальных, революционных и международных бурь. Николай Александрович Романов взошел на престол в 1894 г., получив от отца (Александра III) завещание хранить основы самодержавия, избегать войн, слушаться только самого себя и своей совести. Он не обладал ни сильным характером, как отец, ни государственным кругозором. Поэтому император в течение длительного времени не смог выработать какой-либо единой политической линии за одним исключением: никакого ограничения самодержавия. Вера в божественное предрасположение была очень характерна для царя и лишала его активного начала и в жизни, и в политике. От Николая II ждали, что он возьмет на себя инициативу по модернизации политической системы Российской империи. В условиях духовной дифференциации российского общества различные общественные силы выдвигали программы реформирования политического строя. Прежде всего оживились земские либералы, основной идеей которых было внедрение в органы государственной власти «народных представителей» от земств. Однако уже в 1895 г. Николай II отверг «бессмысленные мечтания» либералов о конституции, заявив, что будет охранять основы самодержавия так же твердо и неуклонно, как его «незабвенный покойный родитель». Весной этого же года новый царь «прославился» на всю страну открытым одобрением расстрела рабочих в Ярославле. А еще через год произошла катастрофа на Ходынском поле во время коронационных торжеств в Москве. Крайняя жестокость, проявленная царем в дальнейшем при защите устоев самодержавия, определила его прозвище Николай Кровавый.
В окружении императора существовали разногласия по вопросу перспектив развития страны. Их выражали самые влиятельные фигуры в правительстве: С.Ю. Витте, министр финансов, возглавлявший сторонников реформ, и В.К. Плеве, министр внутренних дел, стремившийся сохранить самодержавие неизменным. Он погиб в 1904 г. от рук эсеровских террористов. Новый министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский провозгласил курс на сотрудничество власти с земствами, чтобы расширить и укрепить социальную опору режима. В конце 1904 — начале 1905 г. либерально-демократическое движение в России предприняло оригинальную политическую акцию, названную «банкетной кампанией». в честь 40-летия судебной реформы. На банкетах (в 34 городах прошло более 120 собраний с участием не менее 50 тыс. человек) произносились тосты и речи в пользу более широкого народного представительства, нередко звучали возгласы «Долой самодержавие!». Это была последняя попытка перед революцией побудить правительство к уступкам.
Учитывая ситуацию, программа Святополк-Мирского содержала следующие предложения: включение в состав Государственного совета определенного числа выборщиков от земств и городских дум, распространение земств на всю территорию империи, сближение крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширение прав старообрядцев, издание закона о правах еврейского населения и др. Программа была отклонена, и Святополк-Мирский ушел в отставку. Император издал указ, обещавший некоторые социальные, конфессиональные, национальные послабления, но при условии сохранения самодержавия в незыблемом виде. О народном представительстве речи не было.
Правительственный курс начала царствования Николая II вызывал неприятие всех слоев населения, ожидавших от царя политических преобразований, адекватных идущим экономическим изменениям. Политическая оппозиция разных направлений считала, что все зло коренится в существующей власти, и если власть сделает уступки, то страна пойдет по пути политического и социального прогресса. Предреволюционная ситуация 1901—1904 гг. оказалась для царизма поистине роковой. Первыми заявили о себе студенты, требуя восстановления университетской автономии и политических свобод. В студенческом движении участвовали до 25 тыс. человек. Студентам было разрешено частичное самоуправление и создание легальных обществ по интересам. Главной силой революционного движения становится пролетариат. Количество стачечников возросло с 400 тыс. в 1895—1900 гг. до 530 тыс. человек в 1901—1904 гг. Более половины стачек проходили с политическими требованиями. В 1901 г. в целом ряде городов — Петербурге, Казани, Тифлисе, Варшаве — прошли рабочие выступления, среди которых выделялась легендарная Обуховская оборона в Петербурге. В 1902 г. прошли политические демонстрации в Сормове, Рос-тове-на-Дону, в 1903 г. — всеобщая стачка на юге России. Шло на подъем и крестьянское движение. В 1900—1904 гг. было отмечено 1205 крестьянских выступлений. Переломным для деревни стал 1902 г.: на борьбу с помещиками поднялись крестьяне Полтавской и Харьковской губерний. Центральной России, Поволжья, Грузии. Правительство с помощью войск подавило эти выступления, подвергнув крестьян жестоким наказаниям. После начала русско-японской войны прошла волна выступлений в армии и на флоте. Одними из наиболее крупных были волнения моряков Севастополя в ноябре 1904 г. Обстановка в стране становилась все более напряженной. Особое беспокойство у правительства вызывал рост рабочего движения.
В 1901—1903 гг. по инициативе начальника московского охранного отделения С.В.Зубатова были созданы легальные рабочие организации по профессиональному признаку, которые активно вмешивались в конфликты между рабочими и предпринимателями, вынуждая последних идти на некоторые уступки. Однако скоро выяснилось, что рабочие не желают ограничиваться только повышением уровня своего образования и экономической борьбой. В 1903 г. деятельность «зубатовцев» в Одессе привела к первой в России всеобщей стачке. Зубатов получил отставку, созданные им организации прекратили существование. «Зубатовщина» не достигла поставленных перед нею целей и еще более усилила революционные настроения. Рабочие выбрали путь политической борьбы против самодержавия.
Тяжелое внутриполитическое положение страны усугубила начавшаяся в 1904 г. война с Японией. Она окончательно подорвала престиж самодержавной власти и создала благоприятный психологический фон для нарастания революционных событий. Различные круги оппозиции консолидировались вследствие как недовольства нерешенными социальными проблемами, так и обостренного чувства национального унижения в связи с позорным поражением в войне. В целом назревавшие революционные события имели глубокие причины, коренившиеся в самом социально-экономическом строе страны. Россия оказалась страной со всеми обострившимися противоречиями и разительными социально-экономическими и политическими контрастами.
Революция прошла два основных этапа:
1) с января по декабрь 1905 г. — начало и подъем революции, кульминацией которого стало вооруженное восстание в Москве;
2) с начала 1906 г. по 3 июня 1907 г. — постепенный спад и поражение революции.
Начало революционных событий датируется Кровавым воскресеньем — 9 января 1905 г. Непосредственным толчком к началу революции послужило увольнение рабочих из организации Гапона (1870—1906). Будучи священником церкви при петербургской пересыльной тюрьме, он в духе «зубатовщины» организовал «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Стремясь сохранить контроль над рабочими, Гапон решил организовать мирную демонстрацию к Зимнему дворцу для встречи обиженного народа со своим единственным заступником — царем. При содействии социал-демократов была выработана петиция царю, в которую вошли и требования политического характера: свобода слова, всеобщее избирательное право, созыв Учредительного собрания для проведения демократических реформ и передачи земли крестьянам, ответственность министров перед народом, отделение церкви от государства, отмена косвенных налогов, прекращение войны с Японией и др. Однако в целом петиция носила самодержавный характер и могла стать поводом для «единения царя с народом». Еще можно было предотвратить революцию путем диалога власти с обществом, сделать уступки народу, провести либеральные реформы, улучшить положение рабочих и крестьян. Но Николай II, искренне преданный идее самодержавия, на это решиться не мог. Кровопролитие стало практически неизбежным. Около тысячи человек пали его жертвами, более 5 тыс. были ранены. Национальная трагедия 9 января потрясла Россию.
Так началась первая русская революция 1905—1907 гг. Поднялось на борьбу и крестьянство. Массовое участие крестьян в революции — 25,8 тыс. выступлений (уничтожено 4 тыс. помещичьих усадеб) — явилось настоящим потрясением для правительства. Поднялись армия и флот. В июне 1905 г. произошло восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Это был первый в мировой истории случай открытого революционного выступления команды военного корабля. Начались волнения солдат в Харькове, Киеве, Варшаве и ряде гарнизонов по Транссибирской магистрали. Вспыхнули восстания матросов в Кронштадте, Владивостоке. В ноябре 1905 г. Россию потрясла весть о севастопольском восстании на крейсере «Очаков» под руководством П.П. Шмидта.
Осенью революция охватила всю страну. Высший ее подъем был связан со всеобщей Всероссийской Октябрьской политической стачкой. Объявленная московскими большевиками стачка была поддержана железнодорожниками и приняла с 7 по 13 октября всероссийский характер. В стране не работали железные дороги, телефон, типографии, почта, аптеки, Государственный банк, водопровод, освещение. В Октябрьской стачке активно участвовала и демократическая интеллигенция. Закрылись школы, гимназии, высшие учебные заведения, театры. Октябрьские выступления превратили страну в единый политический митинг, сплотивший все слои населения: звучали требования устранения самодержавия и превращения России в демократическую республику. В революционной борьбе рождались новые органы власти — Советы рабочих депутатов по примеру Совета, созданного рабочими Иваново-Вознесенска. Объявленная московским Советом 6 декабря всеобщая стачка переросла в вооруженное восстание. В знак солидарности московское восстание было поддержано в Донбассе, Ростове-на-Дону, на Урале, в Красноярске, Чите, Владивостоке. Октябрьские и декабрьские события стали кульминацией революции. К началу 1906 г. царским властям удалось справиться с положением. Правительство перешло в наступление, начался разгром сил восставших царскими войсками. Продолжавшиеся в 1906—1907 гг. время от времени революционные выступления в условиях спада революции не слились в единое всероссийское восстание. Многие причины, в том числе отсутствие поддержки армии и координации планов, привели к поражению революции. Главной движущей силон первой народной революции эпохи империализма был пролетариат, выступавший в союзе с крестьянством. Что касается буржуазии, то ее позиция была противоречивой. С одной стороны, располагая значительными капиталами, она претендовала на непосредственный доступ к власти, а с другой — ее тесные связи с административно-управленческим аппаратом, помещичьими кругами ограничивали ее политические притязания. В результате политика буржуазии сводилась к лавированию между революцией и контрреволюцией, пресечению попыток как законсервировать существующий строй, так и подвергнуть его слишком радикальной ломке.
В условиях нарастания революции 18 февраля 1905 г. Николай II был вынужден подписать рескрипт (предписание) на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина о разработке проекта закона о созыве в России законосовещательной Думы. Революционные события осени 1905 г. сорвали выборы в булыгинскую Думу и заставили власти пойти на более радикальный вариант.
В условиях нарастания Октябрьской политической стачки Николай II был вынужден подписать 17 октября Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались «незыблемые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов. Было обещано создание Государственной думы с законодательными правами; существенно расширялся круг избирателей.
Реакция на Манифест была неоднозначной. Либералы восприняли его с восторгом и ликованием как начало эры буржуазного конституционализма. Революционные группировки объявили его обманом и призывали к дальнейшему развитию революции. Крайне монархические и проправительственные круги были также недовольны, видя в Манифесте подрыв идеи самодержавия. В эти месяцы (октябрь 1905 г. — апрель 1906 г.) Россия делает первые шаги на пути к парламентаризму, возникают легальные политические партии, вводятся новые правила о печати, упраздняется предварительная цензура, отменяются выкупные платежи.
Каковы же основные итоги революции 1905—1907 гг.? Главным событием политической жизни страны было создание законодательной Государственной думы — первого представительного органа власти. При всей ограниченности прав Думы, сословном характере ее депутатского корпуса это был первый в истории опыт российского парламентаризма, возможность легального сопоставления различных политических позиций по важнейшим проблемам жизни страны. Был смягчен политический режим. Возникла многопартийность. Хотя левые партии, а также кадеты не получили право на легальную деятельность, депутаты в Думе образовывали фракции по партийной принадлежности. Партии имели спои печатные легальные органы — газеты, журналы. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации:
профсоюзы, кооперативы, страховые организации, культурно-просветительские общества и др. Подданные Российской империи получили некоторые демократические права, свободу совести, слова, собраний, союзов, неприкосновенность личности. Был отменен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы (с некоторыми оговорками) экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания.
Власти пошли на некоторые уступки в экономической и социальной сферах. Рабочим удалось добиться сокращения средней продолжительности дня до 9—10 ч, а на некоторых предприятиях — до 8 ч. За годы революции несколько выросла средняя заработная плата лиц наемного труда. Некоторые капиталисты (А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков) направляли часть прибыли на улучшение быта рабочих: строительство жилья, больниц и др. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, где оговаривались минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, размер пособия по болезни, праздничные дни. Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими с 1861 г., снижена арендная плата за землю, повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим.
Революция оказала существенное воздействие на духовную жизнь общества. Она политизировала миллионы людей, заставила задуматься над привычными и, казалось, незыблемыми понятиями о справедливости государственного и сословного устройства общества, личных качествах монарха, соотношении традиционных ценностей и новаторских идей и др. Демократическая интеллигенция, увидев русский бунт, его масштабы и результаты, стала задумываться об иных альтернативах разрешения целого ряда коренных русских проблем. В то же время радикальные политические организации объявили первую русскую революцию подготовкой к новому штурму самодержавия.
Исходом первой русской революции явились частичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию. Другие возможные варианты исхода революции (народная демократическая республика или буржуазное правовое государство) не реализовались. Но это была демократическая революция, в которой участвовал весь народ.
studfiles.net
создание полит. Партий, гос. Дума
Причины революции коренились в экономическом и социально-политическом строе России. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий беспредел и накопившийся социальный протест — все это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905 гг.
Задачи революции — свержение самодержавия и установление демократической республики; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, установление равенства народов России. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, служащие.
Революция продолжалась 2,5 года с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.. в своем развитии она прошла несколько этапов.
I этап. С 9 января до конца сентября 1905 г. — начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание ее вглубь и вширь. Основные события: январско-февральские стачки и демонстрации протеста в ответ на кровавое воскресенье под лозунгом Долой самодержавие!; весеннее-летние выступления рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Риге и Баку.
II этап. Октябрь — декабрь 1905 г. — высший подъем революции. Основные события: всеобщая всероссийская Октябрьская политическая стачка и вырванный у правительства Манифест 17 октября Об усовершенствовании государственного порядка, в котором царь обещал внести некоторые политические свободы и созвать законодательную Государственную думу на основе нового избирательного закона.
В октябре 1905 г. образовалась Партия русских конституционных демократов кадеты. Их лидером был Милюков. Программа включала требование установления парламентского демократического строя в форме конституционной монархии, всеобщего избирательного права, введение широких политических свобод, 8 — часового рабочего дня.
В ноябре 1905 г. был создан Союз 17 октября. Лидером партии был Гучков. Программа октябристов предусматривала сохранение единой и неделимой России, установление конституционной монархии с сильной исполнительной властью царя и законодательной Думой.
III этап. С января 1906 по 3 июня 1907 г. — спад и отступление революции. Основные события: крестьянские волнения, восстание моряков, национально освободительное движение Польша, Финляндия, Украина.
Центр тяжести в общественном движении переместился на избирательные участки и в Государственную думу. Выбору в нее были не всеобщими. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков. Правительство еще рассчитывало на монархическую приверженность и думские иллюзии крестьян, поэтому для них была установлена относительно высокая норма представительства. Выборы были не прямые: для крестьян — четырехступенные, ля рабочих — трехстепенные, для дворян и буржуазии — двухстепенные. Был введен возрастной 25 дет и для горожан высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии.
Итог: 14 тыс. человек повешено, 75 тыс. человек посадили в тюрьму. И это только в Москве.
История Государственной думы:
начало 6 августа 1905 г. — Манифест о созыве Государственной думы. Автор созыва — Булыгин — Министр внутренних дел. Однако все политические силы бойкотировали предложение созыва. В итоге дума не состоялась.
Манифест 17 октября об усовершенствовании государственного порядка — В нем говорилось о создании государственной думы на основе нового избирательного закона. 11 декабря 1905 г. — указ об изменении положения о выборах в Государственную думу.
Всего государственная дума существовала 12 лет. За это время произошло 4 созыва. Выборы были не всеобщие, не прямые, не равные. Хотя до революции конституция России принята не была, тем не менее, в России существовала структура по типу парламента. Гос. Дума — это нижняя палата, Гос. Совет — верхняя палата. В Гос. Совете половина состава назначалась императором, а половина избиралась. Гос. Дума избиралась вся. Законы государства баз рассмотрения Гос. Думы не принимались, но все решения Гос. Думы должны были утверждаться Гос. Советом. Император в любое время мог принять решение о роспуске Гос. думы. Император, таким образом, сохранял абсолютическую власть.
I-ая дума. Апрель — июнь 1906 г. эта Гос. дума проработала всего 72 дня. Она имела право: направлять запросы правительству, утверждать Госбюджет, но не весь. Эта дума предложила программу демократической России, решение аграрного вопроса.
II-ая дума. Февраль-июнь 1907 г. Эта дума просуществовала 102 дня. В центре был аграрный вопрос. 3 июня 1907 г. император издает манифест о роспуске Гос. думы и новом избирательном законе.
III-ая дума. Ноябрь 1907 — июнь 1912 гг. Эта дума единственная отработала полный срок. Вопросы: рабочий, национальный, аграрный. Эта дума изображала видимость работы, на деле разжигала национальную рознь.
IV-ая дума. Конец 1912 г. — лето 1914 г. Эта Гос. дума создает прогрессивный блок авторитет власти постоянно падает, т.к. идет мировая война.
Совет Думы сохраняется до революции 1917 г
30.Реформы Столыпина: характер, содержание, итоги
Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому владению. Она высказывалась еще в 1902 г., но тогда правительство отказалось от ее реализации. Столыпин настоял на проведении реформы, и поэтому ее назвали Столыпинской.
Реформа осуществлялась несколькими методами:
1. указ 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянину выход из общины, а закон 14 ноября 1910 г. сделал выход обязательным.
2. Крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор.
3. Создавался фонд из части казенных и императорских земель.
4. Для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды.
5. Учитывая земельный голод в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, создавали казенные склады сельскохозяйственных машин, обеспечивали агрономические консультации, медицинскую и ветеринарную помощь.
Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, снять социальную напряженность в деревне и создать там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии.
Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличились покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.
Однако социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло в разных районах только 20-35% крестьян, 20% крестьян, получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. Реформа ускорила социальное расслоение — формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в земле.
studfiles.net
Причины изменения государственного строя России в ходе революции 1905 — 1907 годов и их закрепление в законодательстве.. История российской Конституции
Похожие главы из других работ:
Государственный контроль и надзор в сфере образования
Глава 2. Характеристика изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования
…
Изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В 1905-1906 гг.
…
История государственного управления в современной России
ГЛАВА 1. Характеристика механизма и системы государственного управления до 80-х годов в России и государственное управление в период реформ
Необходимо выяснить, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х годов. Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией…
История российской Конституции
1.1Причины изменения государственного строя России в ходе революции 1905 — 1907 годов и их закрепление в законодательстве
…
Конституционное развитие России
1.2 Конституционализм в России 1905-1917 годов
Исходя из анализа конституционного развития России до 1905 года, можно сделать вывод о том, что российский конституционализм вполне может быть истолкован как внутрисистемный реформизм…
Конституционный строй Российской Федерации
§1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ
конституционный строй гражданский общество Конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, поэтому в его закреплении участвуют все отрасли российского права и законодательства…
Конституционный строй Российской Федерации
ГЛАВА 2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные нормы права и законодательства…
Конституция Республики Беларусь
1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя. Его закрепление в конституции РБ.
Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д…
Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание
1. Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ
Конституцию РФ открывает преамбула, т.е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Государствоведы отмечают, что преамбула не содержит правовых норм…
Обязательственное право: история и современность
1.7 Первая российская революция (1905-1907 гг.)
Обязательственному праву того времени были известны договоры мены, купли-продажи, запродажи (т. е. договор о будущей продаже), поставки, дарения, имущественного найма или проката (в отношении недвижимости употреблялся термин «аренда»)…
Основы Конституционного строя Российской Федерации
2. Закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации
Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные нормы права и законодательства…
Особенности заключения государственного контракта на выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в городе Москве
1.2 Правовая основа, регламентирующая порядок заключения государственного контракта и изменения в законодательстве
На сегодняшний момент государственный заказ в Российской Федерации регламентируется рядом законодательно-правовых актов (см. Приложение 1) Коренная реформа системы государственных закупок…
Развитие права в России в период становления капиталистических отношений
1. Особенности Государственного строя России в период становления капиталистических отношений
По форме правления Россия в первой половине XIX века оставалась абсолютной монархией, для которой было характерно максимальное сосредоточение власти как светской, так духовной в руках одной личности — императора…
Столыпинское аграрное законодательство
1.4 Первая русская революция 1905-1907 гг. как катализатор Столыпинской аграрной реформы
Революция оказала большое влияние на экономическое и социально-политическое развитие России. Однако данный ею импульс не привел к существенной модернизации страны…
Экономическая основа конституционного строя
1.1 Экономические основы конституционного строя после революции 1917г. Принятие Конституции 1918г. и первой Конституции СССР 1924г.
Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной форме государство в соответствии с идеями В.И…
pravo.bobrodobro.ru
Изменения политической системы в 1905-1907 годах
Новые рефераты:
- Повышение пенсионного возраста.
- Безработица и её социально-экономические последствия.
- Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
- Колебательные реакции.
- Предмет формальной логики.
- Роль и значение времени в управлении.
- Античная философия.
- Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
- Рыночные структуры.
- Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
- Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
Главная » Источники отечественной истории государства и права кратко » Изменения политической системы в 1905-1907 годах
Изменения политической системы в 1905-1907 годах
Начало XX в. ознаменовалось серьёзными трансформациями в государственном строе Российской Империи. В ходе революции 1905— 1907 гг. в стране изменилась форма правления: появились общегосударственные законодательные представительные учреждения (Государственная Дума и Государственный Совет), обновились органы управления — был реформирован Совет Министров, а Комитет Министров был упразднён. Новую форму правления вряд ли можно называть конституционной монархией; возможность совершения Третьеиюньского переворота говорит о дуалистической монархии.
Создание Государственной Думы и реформирование Государственного Совета осуществлялись не путём принятия в один день одного или нескольких документов. Этот процесс растянулся на несколько лет.
Как известно, царское правительство не сразу решилось дать общероссийскому органу законодательные полномочия, не сразу были выработаны и избирательные законы. Один шаг властей вызывал необходимость принятия следующего. На этот процесс влияло и революционное движение, и консервативные силы. Сразу оговоримся: не все изменения, которые требовали внести в государственный строй
России революционные силы, были приемлемы для нашего государства в то время; но и не все предложения, исходившие из консервативных кругов, отбрасывали страну назад.
Буржуазные реформы середины XIX в. поставили перед Россией вопрос о создании общегосударственного представительного учреждения, которое мыслилось как законосовещательный орган. Однако убийство Александра II заставило надолго отложить эти планы. Революционеры, стремившиеся демократизировать форму правления, добились обратного: начался процесс свёртывания реформ. Второй шаг в направлении создания общероссийского законосовещательного органа был сделан в декабре 1904 г., когда недавно назначенный министр внутренних дел П. Д. Святополк-Мирский выступил с предложением реформирования государственного строя в части включения выборных от земств и городских дум в состав Государственного Совета. Прозвучало и предложение о предоставлении подданным ряда гражданских прав, в частности об укреплении начал веротерпимости. На сей раз на поступательный ход развития реформы оказали влияние консерваторы. Царь обратился за советом к К. П. Победоносцеву. Тот увидел в предложении ограничение власти царя, сказал, что самодержавие имеет не только политический, но и религиозный характер и потому император не вправе ограничивать свою власть, возложенную на него свыше. Министр юстиции Н. В. Муравьёв отметил, что по законам царь и не мог ограничить свою власть. Идея была отложена вновь. Расстрел царскими войсками демонстрации рабочих, шедших с царскими портретами и иконами, привёл к массовым революционным выступлениям. Властям припомнили и Ходынку, и царские танцы во французском посольстве в день трагедии. Началась революция, правительство было вынуждено пойти на куда более радикальные реформы, чем предлагал Святополк-Мирский.
К августу назначенный министром внутренних дел после отставки Святополка-Мирского А. Г. Булыгин подготовил документы о создании законосовещательной Думы. 6 августа 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Учреждение Государственной Думы2 и Положение о выборах в Государственную Думу.
Манифест объявлял о включении в состав «высших государственных учреждений» особого законосовещательного установления, которому предоставлялись «предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение Росписи государственных расходов и доходов». Учреждение Государственной Думы подчёркивало совещательный характер Думы, закон предоставлял императору право не только самостоятельно, независимо от Думы принимать решения, но принимать их, даже не дождавшись мнения Думы. Положение о выборах вводило многостепенные выборы с очень высоким имущественным цензом. Избирательная система была схожа с той, которая устанавливалась Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г.
Однако момент был упущен. Общество, которое приняло бы это учреждение в 1880-м и даже в конце 1904 г., теперь требовало более радикальных изменений. Пакет документов, подписанных Николаем II 6 августа 1905 г., оказался устаревшим ещё до подписания.
Октябрьская стачка, остановившая движение даже на Николаевской железной дороге, привела Николая II, по воспоминаниям современников, в ужас. 17 октября 1905 г. был подписан новый Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Как известно, Манифест обещал предоставить народу «незыблемые основы гражданской свободы», привлечь к выборам в Государственную Думу «те классы населения, которые… совсем лишены избирательных прав» и предоставить Думе законодательные права: «Никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы». Вслед за Манифестом, 19 октября, император принял Указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», отменивший действовавшее Учреждение Совета Министров.
Обещания, содержавшиеся в Манифесте, привели к дальнейшей законодательной деятельности правительства. И первым стало принятие изменений в Положение о выборах в Государственную Думу. Изменения явились плодом компромисса, достигнутого правительством с деятелями буржуазной либеральной оппозиции, воспользовавшейся восстанием в Москве. 11 декабря 1905 г. Именным указом «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений» был несколько расширен круг лиц, получивших право принимать участие в голосовании.
Вторым шагом правительства по проведению в жизнь Манифеста от 17 октября стало принятие 20 февраля 1906 г. Манифеста «Об изменении Учреждения Государственного Совета и о пересмотре Учреждения Государственной Думы»4, которым объявлялось не только о предоставлении Думе законодательных полномочий, что было предусмотрено Манифестом от 17 октября, но и об одобрении «предположения» о переустройстве Государственного Совета. Изменения, о которых объявлял Манифест, были вполне понятны. Деятельность только двух законодательных органов, императора и Государственной Думы, не могла быть продуктивной. Между радикальной Думой (а то, что она будет радикальной, было ясно ещё до выборов) должен был встать Государственный Совет. В его пользу говорил не только его весьма консервативный состав, но и почти век работы в качестве законосовещательного органа, очень хорошо показавшего себя в эпоху великих реформ. Поэтому были утверждены не только Учреждение Государственной Думы, но и Именной указ «О переустройстве Учреждения Государственного Совета».
Завершить реформу государственного аппарата должно было утверждение 23 апреля 1906 г. Основных государственных законов. Это был вполне понятный ход: Основные государственные законы составляли первый том Свода Законов Российской Империи. И никому бы не пришло в голову назвать их конституцией Российской Империи. Николай II в Указе Сенату от 23 апреля 1906 г. отметил, что «в видах укрепления основ обновляемого государственного строя» он повелел «свести воедино постановления, имеющие значение Основных государственных законов», которые могли изменяться только по инициативе императора, кроме того, задачей нового документа было более точное разграничение «власти верховного государственного управления от власти законодательной». Таким образом, принятые Основные государственные законы продолжали законодательную традицию Российской Империи и не могли трактоваться как конституция.
Однако принятие несбалансированного избирательного законодательства не способствовало гармоничной деятельности законодательных органов. Итогом стал государственный переворот 3 июня 1907 г., в ходе которого была распущена II Государственная Дума, и без одобрения Думы, избранной по старому закону, император утвердил новое Положение о выборах в Государственную Думу.
С реформой высших законодательных органов очень тесно связаны изменения в области правового регулирования политических прав и свобод российских подданных, частично отражённые в Основных государственных законах.
Лекция, реферат. Изменения политической системы в 1905-1907 годах — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
referatwork.ru