Как дикие животные готовятся к зиме – План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Проект Тема: « Как дикие животные готовятся к зиме?» | скачать бесплатно

конспект «Как дикие животные готовятся к зиме»

Образовательная область: познание.

Цели:

— учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных,

— узнавать и называть детенышей, имитировать движения животных; медведя, зайца и белки;

— учить детей отвечать на вопросы воспитателя;

— воспитывать любовь к живой природе.

Предшествующая работа:

рассматривание альбома “Дикие животные”, беседа на тему “Времена года”, загадывание загадок о диких животных, чтение рассказов из книги “С любовью к природе”, дидактическая игра “Дикие животные и их детеныши”, дидактическая игра “Лото”.

Методические приемы: организационный момент, беседа с детьми, дидактическая игра “Кто что оденет? ”, загадывание загадок, подвижная игра — «Слышим — делаем». Презентация “Экскурсия по лесу”.

Ход занятия

Дети стоят возле окна, воспитатель обращает внимание на погоду за окном.

В: Ребята, какое сейчас время года?

Д: Осень

В: А почему вы решили, что на улице осень?

Д: Потому что на улице стало холодно, деревья стоят голые, солнышко светит редко, не греет, дни стали короче и т.д.

В: Молодцы! А что изменилось в одежде людей? В чем вы сегодня пришли в детский сад?

Д: Люди стали одеваться теплее, вот и мы одели шапку, теплые ботинки, штанишки, кофту, варежки, шарф.

В: Правильно. Ребята, вот мы с вами стали одеваться тепле, а как же звери в лесу приготовились к холодам? (выслушиваются ответы детей).

(Слайд 2)

Скоро наступит зима, выпадет снег и зверям трудно будет найти себе еду.

Не будет ни травы, ни грибов, ни ягод. Давайте узнаем, как звери готовятся к зиме? А для этого отправимся в лес.

В: Ребята, вы сказали, что сейчас на улице холодно, значит, прежде чем отправиться на прогулку, что нам нужно сделать?

Д: Одеться.

В: Правильно

Проводится дидактическая игра” Кто что оденет”.

Дети имитируют движения последовательности надевания одежды.

В: Сначала наденем штанишки и сапоги, затем наденем кофту и шапку, после этого наденем пальто и завяжем шарф.

Ну, вот и мы собрались с вами на прогулку в осенний лес.

Дети вместе с воспитателем идут в инсценированный лес (на коврике стоят деревья, посыпанные “снегом”, под ногами лежат листья, звери рассажены).

В: Ребята, а чтобы нам по дороге не было скучно, мы с вами будем напевать песенку, повторяйте за мной:

По тропинке в лес пойдем
Лужи мимо обойдем
Посмотрим вверх на солнышко
Посмотрим вниз на травку
Перепрыгнем ручеек
Прыг-скок, прыг- скок.

(Слайд 3-4)

В: Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас.

Скажите, а как называют животных, которые живут в лесу.

Д: Дикие животные.

В: Правильно, животные, которые живут в лесу, называются дикими. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она.

На ветке не птичка —
Зверек – невеличка, 

Мех теплый, как грелка. 
Кто же это?.. (Белка)

(Слайд 5)

Что у белки в лапках? (Гриб)

(Слайд 6)

Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок 
Куда белка несет гриб? (В дупло). Это домик белки, в нем много запасов.

(Слайд 7)

(Слайд 8)

Белка заготовила себе на зиму ягоды, грибы, орехи, желуди.

(Слайд 9)

Не страшна зима белке и ее деткам — бельчатам, всю зиму они будут кормиться тем, что натаскала белка осенью в дупло.

Как зовут деток белки? (Бельчата)

(Слайд 10-11)

В лесу живут зайцы. Как зовут детенышей зайцев (Зайчата).

Летом они серые, а зимой белые. (Слайд 12)

(Слайд 13)

У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.

Бегают зайцы по лесу, грызут кору деревьев и ветки.

Зимой заяц какого цвета? (Белого).

Норы заяц не имеет, прячется и спит в снегу, под елками; белого зайца в белом снегу совсем не видно. Заяц подготовился к зиме, он сменил серую шубку на белую, чтобы быть незаметным.

Он коричневый, лохматый
Угадайте-ка, ребята
Кто, построив теплый дом
Спит всю зиму в доме том? (Слайд 14)

А как звать детенышей медведя? (Медвежата)

Медведь тоже подготовился к зиме. Он все лето наедал жирок.

Кушал вкусные ягоды, ловил рыбу. (Слайд 15)

(Слайд 16)

Как на горке – снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

(И. Токмакова)

Кто спит под елкой?

Медведь тоже подготовился к зиме, он сделал себе берлогу, улегся в нее и проспит там всю зиму. Тепло ему.

А сейчас давайте немного поиграем, чтобы не замерзнуть в лесу.

Подвижная игра — «Слышим — делаем»:

Под музыку медведя, зайца и белки дети танцуют, воспитатель поет:

Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает, песенку поет.

(Дети идут вперевалочку).

По лесной полянке разбежались зайки
Прыг — скок, прыг — скок.

Вот какие зайки.

(Дети прыгают на двух ногах).

Скачет белка — шалунишка, 
Рвет в сосновых ветках шишки,
Лапками сжимает ловко
И несёт в свою кладовку.

(Дети приседают и крепко держат шишку)

Тихо, тихо снег идет,
Падают снежинки
Белые, мохнатые, легкие пушинки.

(Дети медленно кружатся и приседают)

Вот и посмотрели мы, как звери готовятся к зиме. Пора нам возвращаться в детский сад.

По тропинке в сад пойдем
Лужи мимо обойдем
Посмотрим вверх на солнышко
Посмотрим вниз на травку
Перепрыгнем ручеек
Прыг-скок, прыг-скок.

В: Ну вот мы и садик вернулись. Понравилось вам в лесу? Кого вы там видели? Что звери делали в лесу? Как они готовились к холодам? (Выслушиваются ответы детей) (Слайд 17)

Вы сегодня много узнали о зимовье зверей. Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных. Кормить птиц. Мы сейчас с вами это и сделаем на прогулке.

11

multiurok.ru

«Как дикие животные готовятся к зиме».

2класс Кружок «Грамотей» 02.12.2016г

Тема занятия: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель занятия: Расширить знания детей о диких животных родного края, учить проявлять заботу к ним;

Задачи:

Образовательные:

  • пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных;

  • закреплять умения давать развёрнутые высказывания;

  • учить составлять сочинение-описание дикого животного по плану;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание охранять и оказывать ей посильную помощь;

Развивающие:

  • развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового;

  • развивать зрительную, вербальную память; наглядно-образное мышление, речь;

  • развивать потребность общения с природой и окружающим миром, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

Методы и приёмы:

Словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы:

Рисунки диких животных, интерактивная доска , выставка книг и детских рисунков про животных. Презентация «Как дикие животные готовятся к зиме»

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Приветствие учителя. Для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, подготовить их к предстоящей работе, предлагаю детям:

— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть от вашей улыбки станет всем хорошо и хорошим станет ваше настроение.

— На нашем занятии будет много интересного, познавательного и поучительного. А вот чем мы будем с вами заниматься, о чём говорить скажите вы сами, выполнив первое задание:

— Из разрезанных карточек собери картинку. Узнай, кто изображён? (Дети составляют).

— Какие животные у вас получились? Что это за животные? К какой группе их можно отнести? (Дикие). А каких животных вы ещё знаете? Назовите их. (Домашние). А какое сейчас время года? А скоро наступит что? (Зима).

— Итак, тема нашего занятия «Как дикие животные готовятся к зиме». Будем пробовать составлять сочинение-описание по этой теме.

2.Беседа.

Холод, ветер на дворе

Руки мёрзнут в ноябре

Осень поздняя несёт

Первый снег и первый лёд.

— Кончается осень, скоро наступит зима. Но мы зимы не боимся. А как же дикие животные? Как они готовятся или уже подготовились. Хотите узнать? Тогда давайте оденемся потеплее, и отправимся на прогулку. И как вы думаете куда?

Слайд №1 – осенний лес

Побежали в осенний лес. И вот мы в лесу. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу. (Нельзя громко кричать и бегать в лесу, нельзя лазать по деревьям, ломать деревья и кустарники).

— Как выглядит осенний лес? Что мы видим вокруг?

— Ребята, а мы в лесу одни? Или кто-то здесь есть? Почему так тихо? Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.

Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть и наблюдать. Остановитесь и приглядитесь внимательно, кругом кипит жизнь. Только любознательным и бережно относящимся к природе людям откроют свои секреты наши соседи младшие.

— Пока мы с вами в лесу никого не встретили, давайте сами превратимся в лесных зверей. (Дети встают и надевают на головы маски-шапочки)

Раз-два-три, вокруг себя обернись

И в лесных зверей превратись.

— Вот какие у нас животные! И как же наши животные подготовились к зиме, об этом сейчас мы и узнаем от вас. У вас было задание выучить стихотворение и подготовить краткое сообщение про диких животных.

(Дети рассказывают стихи и составляют сочинения-описания про животных по плану).

3.Составление сочинения – описания дикого животного по плану.

1. Как называется животное?

2. Какой он? (Его внешний вид:шерсть,голова,уши,хвост,глаза.)

3. Чем питается, на кого охотится? ( Его повадки осенью.)

4.Кого боится зверь или кто его боится в лесу?

5.Как готовится к зиме?

6. Как называется жилище, где живет?

7. Как называются детеныши?

Загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса).

Слайд № 2 – лиса

Повстречалась мне лиса

Любопытные глаза,

Притаилась за пеньком

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет?!

Лиса – всему лесу краса. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой не спят, нападают на более мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов. Почему кончик хвоста белый? Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути.

Загадка:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

Слайд № 3 – белка

Далеко ещё зима,

Но совсем не для потехи

Тащит белка в закрома

Шишки, ягоды, орехи…

Знает маленький зверёк:

Запасаться надо в срок.

Белки, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы капитальные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья».

Загадка:

Это что же за комочек

Ковыляет между кочек?

На себе несёт комочек

Два листочка и грибочек.

Колкий с головы до ножек –

Кто же это? (Ёжик).

Слайд №4 – ёжик.

Протоптал немало стёжек

По лесам колючий ёжик.

Он трудился не напрасно –

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху, ни ежат!

К холодам ежам надо накапливать жир. Питаются червями, ящерицами, змеями, жуками, лягушками. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом.

Загадка:

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-серёжках.

Ей не скажешь слово «брысь»,

Потому что это… (Рысь).

Слайд № 5 – рысь.

Живёт она в глухих лесах

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака

Такой уже не скажешь: «Брысь!»

А это значит: кошка – рысь.

Рысь в спячку не впадает. Хорошо приспособлена к холодам. К зиме шерсть становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей – зайцы, тетерева, рябчики. В голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами.

Загадка:

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).

Слайд № 6 – заяц.

По лужайке скачет зайчик,

Скачет ловко, словно мячик.

Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел. Почему зайца называют «косым»? Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается сбоку и даже сзади.

Загадка:

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет. (Волк).

Слайд № 7 – волк

Ходит – бродит серый волк.

И зубами щёлк да щёлк.

Шёрстка как щетинка,

Вздыбилась на спинке.

Он грибов не хочет,

Только зубы точит,

Чтобы съесть зайчонка,

Мышку иль ежонка.

Что же делать волк?

Ёжик очень колкий.

Мышка прячется в норе,

Зайчик скрылся на бугре.

Волк – хищник! Конечно не спит. К зиме шерсть становится более густая. Зимой объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. «Волка ноги кормят». Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Загадка:

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Снится мне душистый мёд. (Медведь).

Слайд № 7 – медведь

Спит зимою великан

В тёпленькой берлоге

Ждёт весеннего тепла

И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий,

Любит рыбку половить.

Чтобы мёд отведать сладкий

Может улей разорить.

Что за зверь? Скорей ответь.

Этот великан… медведь.

Медведь – хозяин всех лесов. Основная пища – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.

— А каких ещё диких животных вы знаете? (Слайды диких животных).

Демонстрируются картинки животных, дети должны определить к какой группе их отнести.

4.Итоговая часть.

— Я хочу вас спросить: «Ребята, как вы считаете, люди должны охранять диких животных?» (Ответы детей).

Существуют различные заповедники – это большая территория, на которой живёт большое количество различных животных. В заповеднике нельзя охотиться. Там живут звери и птицы, которые занесены в красную книгу. В эту книгу записывают редких животных, которых осталось очень мало на земле. (Показ «Красной книги).

— А как вы относитесь к животным? (Ответы детей).

Ребята, нужно охранять и беречь дикую природу. Помнить, что звери – это наши младшие братья.

— Я надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и познавательного!

Закончить наше занятие хочется словами Душена Рядовича:

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живётся с нами рядом.

Составь рассказ — описание по плану.

1. Как называется животное?

2. Внешний вид: чем покрыто тело?

3. Чем питается, на кого охотится осенью?

4. Как называется жилище, где живет?

5. Как называются детеныши?

6.Как готовится к зиме?

План.

Какое животное лиса (дикое или домашнее)?

Где живет лиса?

Каков ее внешний вид?

(туловище, лапки, шерсть, хвост, грудка,ушки, глазки)

Чем питается?

Какие повадки у лисы?

Составь и напиши сочинение-описание животного по плану.Выскажи своё отношение к описываемому животному.

1)Где живёт зверёк?

2)Какой он?(Его внешний вид:шерсть,голова,уши,хвост,глаза.)

3)Что делает целый день зверёк?Его повадки.

4)Кого боится зверьили кто его боится в лесу?

5)Какие сказки,рассказы или стихи посвящены этому зверю?

6)Как ты относишься к этому зверьку?

Используй в сочинение имена прилагательные.

Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
 Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов-медведь. Что вы знаете о нём? 
  Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

  Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

   Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

   Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

    Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

    Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

    Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

    Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

infourok.ru

Конспект урока на тему «Как дикие животные готовятся к зиме»

Тема занятия: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель занятия: Расширить знания детей о диких животных родного края, учить проявлять заботу к ним; обучать детей такому виду творчества как оригами.

Задачи:

Образовательные:

  • пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных;

  • учить видеть основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»;

  • закреплять умения давать развёрнутые высказывания;

  • научить изготавливать из бумаги диких животных способом оригами;

  • закреплять умения и навыки складывания из бумаги, используя пооперационные карты.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание охранять и оказывать ей посильную помощь;

  • воспитывать усидчивость, чувство коллективизма, аккуратность, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового;

  • развивать зрительную, вербальную память; наглядно-образное мышление, речь, мелкую моторику рук;

  • развивать потребность общения с природой и окружающим миром, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

Методы и приёмы:

Игровой, словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы:

Карточки для коррекционной работы, рисунки диких животных, средства ТСО, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, выставка детских работ по оригами, выставка книг и детских рисунков про животных.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие руководителя с детьми. Для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, подготовить их к предстоящей работе, предлагаю детям:

— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть от вашей улыбки станет всем хорошо и хорошим станет ваше настроение.

— На нашем занятии будет много интересного, познавательного и поучительного. А вот чем мы будем с вами заниматься, о чём говорить скажите вы сами, выполнив первое задание:

— Из разрезанных карточек собери картинку. Узнай, кто изображён? (Дети составляют).

— Какие животные у вас получились? Что это за животные? К какой группе их можно отнести? (Дикие). А каких животных вы ещё знаете? Назовите их. (Домашние). А какое сейчас время года? А скоро наступит что? (Зима).

— Итак, тема нашего занятия «Как звери готовятся к зиме».

  1. Беседа.

Холод, ветер на дворе

Руки мёрзнут в ноябре

Осень поздняя несёт

Первый снег и первый лёд.

— Кончается осень, скоро наступит зима. Но мы зимы не боимся. А как же дикие животные? Как они готовятся или уже подготовились. Хотите узнать? Тогда давайте оденемся потеплее, и отправимся на прогулку. И как вы думаете куда?

Слайд №1 – осенний лес

Побежали в осенний лес. И вот мы в лесу. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу. (Нельзя громко кричать и бегать в лесу, нельзя лазать по деревьям, ломать деревья и кустарники).

— Как выглядит осенний лес? Что мы видим вокруг?

— Ребята, а мы в лесу одни? Или кто-то здесь есть? Почему так тихо? Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.

Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть и наблюдать. Остановитесь и приглядитесь внимательно, кругом купит жизнь. Только любознательным и бережно относящимся к природе людям откроют свои секреты наши соседи младшие.

— Пока мы с вами в лесу никого не встретили, давайте сами превратимся в лесных зверей. (Дети встают и надевают на головы маски-шапочки)

Раз-два-три, вокруг себя обернись

И в лесных зверей превратись.

— Вот какие у нас животные! И как же наши животные подготовились к зиме, об этом сейчас мы и узнаем от вас. У вас было задание выучить стихотворение и подготовить краткое сообщение про диких животных.

(Дети рассказывают стихи и сообщение про животных).

Загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса).

Слайд № 2 – лиса

Повстречалась мне лиса

Любопытные глаза,

Притаилась за пеньком

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет?!

Лиса – всему лесу краса. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой не спят, нападают на более мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов. Почему кончик хвоста белый? Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути.

Загадка:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

Слайд № 3 – белка

Далеко ещё зима,

Но совсем не для потехи

Тащит белка в закрома

Шишки, ягоды, орехи…

Знает маленький зверёк:

Запасаться надо в срок.

Белки, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы капитальные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья».

Загадка:

Это что же за комочек

Ковыляет между кочек?

На себе несёт комочек

Два листочка и грибочек.

Колкий с головы до ножек –

Кто же это? (Ёжик).

Слайд №4 – ёжик.

Протоптал немало стёжек

По лесам колючий ёжик.

Он трудился не напрасно –

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху, ни ежат!

К холодам ежам надо накапливать жир. Питаются червями, ящерицами, змеями, жуками, лягушками. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом.

Загадка:

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-серёжках.

Ей не скажешь слово «брысь»,

Потому что это… (Рысь).

Слайд № 5 – рысь.

Живёт она в глухих лесах

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака

Такой уже не скажешь: «Брысь!»

А это значит: кошка – рысь.

Рысь в спячку не впадает. Хорошо приспособлена к холодам. К зиме шерсть становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей – зайцы, тетерева, рябчики. В голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами.

Загадка:

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).

Слайд № 6 – заяц.

По лужайке скачет зайчик,

Скачет ловко, словно мячик.

Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел. Почему зайца называют «косым»? Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается сбоку и даже сзади.

Загадка:

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет. (Волк).

Слайд № 7 – волк

Ходит – бродит серый волк.

И зубами щёлк да щёлк.

Шёрстка как щетинка,

Вздыбилась на спинке.

Он грибов не хочет,

Только зубы точит,

Чтобы съесть зайчонка,

Мышку иль ежонка.

Что же делать волк?

Ёжик очень колкий.

Мышка прячется в норе,

Зайчик скрылся на бугре.

Волк – хищник! Конечно не спит. К зиме шерсть становится более густая. Зимой объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. «Волка ноги кормят». Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Загадка:

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Снится мне душистый мёд. (Медведь).

Слайд № 7 – медведь

Спит зимою великан

В тёпленькой берлоге

Ждёт весеннего тепла

И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий,

Любит рыбку половить.

Чтобы мёд отведать сладкий

Может улей разорить.

Что за зверь? Скорей ответь.

Этот великан… медведь.

Медведь – хозяин всех лесов. Основная пища – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.

— А каких ещё диких животных вы знаете? (Слайды диких животных).

  1. Практическая часть.

— Мы будем конструировать модели животных способом оригами по пооперационным картам индивидуально, каждый из вас выполнит свою модель.

— А что такое оригами?

— А теперь посмотрите внимательно всё ли у нас готово для работы?

— Вспомните правила по ТБ с ножницами.

Анализ конструирования модели животных:

(Пооперационные карты раздаются детям)

— Из каких деталей изготовлена фигурка животного? (Туловище и голова).

— Как вы думаете, какой формы была деталь, пока её не сложили? (Квадрат)

— Что это за фигура квадрат?

— Из какого материала мы будем делать наши модели? (Из цветной бумаги)

— Наметим план:

— Что сделаем сначала? (Разметим сгибанием квадрат, лишнюю часть отрежем).

— Что очень важно и необходимо для занятий по оригами? (Желание, точность, аккуратность и вы – победитель!).

Пальчиковая гимнастика:

Много могут пальчики –

Озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать.

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей

Приготовьтесь поскорей.

(Под спокойную музыку дети складывают фигурки животных с помощью пооперационных карт).

— Ребята, фигурки животных готовы? Пойдёмте, скорее, разместим их в лесу. (Дети поочерёдно закрепляют фигурки на панно).

Игра: «Как готовятся дикие животные к зиме».

Вывешиваются опорные карточки:

Демонстрируются картинки животных, дети должны определить к какой группе их отнести.

  1. Итоговая часть.

— Я хочу вас спросить: «Ребята, как вы считаете, люди должны охранять диких животных?» (Ответы детей).

Существуют различные заповедники – это большая территория, на которой живёт большое количество различных животных. В заповеднике нельзя охотиться. Там живут звери и птицы, которые занесены в красную книгу. В эту книгу записывают редких животных, которых осталось очень мало на земле. (Показ «Красной книги).

— А как вы относитесь к животным? (Ответы детей).

Ребята, нужно охранять и беречь дикую природу. Помнить, что звери – это наши младшие братья.

— Я надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и познавательного!

Закончить наше занятие хочется словами Душена Рядовича:

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живётся с нами рядом.

doc4web.ru

«Как дикие животные к зиме готовятся». » Воспитателям.ру

Цель: продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.1.Образовательная-  закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных.Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять       кругозор детей через ознакомление детей с животными.

2. Развивающаяразвивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.

3. Воспитывающаявоспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

— Разгадать загадки о диких животных.

— Беседа, о том как дикие животные готовятся к наступлению зимы.

— Словарная работа ( Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора)

— Физминутка« Звериная зарядка»

— Игра «Что изменилось?»

— Приготовление сюрприза для белки и ежа.

— Итог занятия ( беседа)

— Сюрприз ребятам от белки и ежа

 

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора.

 

План занятия:

1. Вводная часть (загадки) – 2 мин.
2. Основная часть (беседа, физ-минутка, игра) – 10 мин.
3. Заключительная часть (Сюрприз для диких животных, итог занятия) – 3 мин.

 

 

 

 

Посадка детей

 

 

Ход занятия:

 

«Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»

Ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.

Загадываю загадки:

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной ( Еж)

 

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки любит мед

Ну-ка, кто же назовет? ( Медведь)

 

Длинные ушки,

Быстрые лапки

Серый, но не мышка.

Кто это? (Заяц )

 

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу( Белка )

 

Ответы детей( ёж, медведь, заяц, белка )

 

Воспитатель: Ребята умнички все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста – Как мы всех этих животных назовем одним словом? ( если не могут ответить задаю наводящие вопросы- Например: Ребята, а где они живут? Какие домашние животные вы знаете? А почему они домашние? Каких диких животных вы знаете? Правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. Какие же вы умные.

Ребята, а какое сейчас время года?

Дети (осень)

А после осени какая пора наступит?

Дети ( зима )

Правильно,ребята скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Ребята, а вы знаете как они готовятся встретить зиму?

 

Ответы детей( меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму )

 

Воспитатель:Летнюю шерсть они меняют на более густую, теплую. ( Показать картинки с изображением белки и зайца ) А некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. ( Показать картинки с изображением медведя и ежика ) 

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора

 

— Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.

 

 

 

 

Физминутка.

 

Звериная зарядка.

 

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Обратить внимание на посадку детей ( ножки подружили, глазки все на меня смотрят и слушаем меня внимательно.)

Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру, а называется она « Что изменилось?» Ребята на доске изображены дикие животные, вы внимательно смотрите и запоминаете кто изображен на этих картинах, когда я вам скажу закрыть глаза вы закрываете, затем вы открываете и я вас спрашиваю какое дикое животное убежало домой? итак начинаем игру.

 Игра «Что изменилось?

На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза , воспитатель убирает 1 животное и говорит, что зверь убежал домой. Дети называют «убежавшее» животное.

Воспитатель: ребята молодцы, вы такие внимательные. Посмотрите пожалуйста на белочку и ежа ( изображены на доске) они не успели приготовить запасы на зиму, и я предлагаю вам им помочь. Ребята, а что есть еж? А белка? Сейчас я вам раздам грибы, орешки, шишки, яблоки, а вы им в кармашки положите. Выходим по одному.

Молодцы ребята, белка и еж очень довольны мы им очень помогли.

 

Итог занятия.

Воспитатель— Ребята, что нового вы на занятии узнали? Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу. Какие слова мы с вами выучили? Каким животным мы помогали заготавливать запасы?(белочка и еж-ответы детей)

Ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.

vospitateljam.ru

Урок окружающего мира «Как дикие животные готовятся к зиме»; 1 класс — Окружающий мир — Начальные классы

Открытый урок

по окружающему миру

«Как дикие животные готовятся к зиме»

по программе Н.Ф.Виноградовой

1 класс

Тихомирова Вероника Викторовна

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназии №295

Цели: Создать благоприятную, доброжелательную обстановку для усвоения нового материала средствами ИКТ; развивать мыслительные операции.

Задачи:

обучающие: Рассказать о том, как звери готовятся к зиме при помощи ИКТ; показать связь между жизнью животных и изменениями в неживой природе и в мире растений;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе родного края; учить детей, беречь и охранять природу;

развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес при помощи ИКТ;

Оборудование: презентация; запись: Антонио Вивальди из цикла « Времена года»- осень; напечатанный текст, вырезанные силуэты плодов деревьев (для каждого ученика)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

Учитель: Закройте глаза. (Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» : «Осень».) Представьте, что мы с вами пришли осенью на берег реки. В лицо нам дует холодный ветер, моросит дождь. Откройте глаза. Перед вами репродукция картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег». Рассмотрите, что на ней изображено?

Ответы детей: …

Учитель: Какие же изменения произошли осенью в живой и неживой природе?

Дети: — Стало холодно.

— Дождливо.

— Сыро.

— Ветрено.

— Грязно.

— Листья стали желтыми, коричневыми, оранжевыми…

— С деревьев опали листья.

— Улетели птицы.

— Выпал первый снег…

III. Сообщение тема урока

Учитель: Молодцы! Скоро наступит зима. Все живое готовится к ее приходу. Изменения в неживой природе влияют и на жизнь диких животных. Тема нашего сегодняшнего урока: «Как дикие животные готовятся к зиме». (Тема урока появляется на экране вместе с изображением диких животных, о которых пойдет речь на уроке.)

IV. Работа над новым материалом

Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого из этих животных называют «хозяином леса»:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Дети: Медведь.

Учитель: Правильно. ( Появляется крупная фотография медведя.) Косолапый, Михаил Иванович, Топтыгин – как только ни называют бурого медведя, хозяина наших лесов. К сожалению, леса вырубаются людьми, и там, где раньше вовсю хозяйничал топтыгин, нынче их и след простыл. Но еще остались леса на севере и в глубине нашей Родины, в которых живут эти большие звери.

Медведи живут поодиночке, не перенося общества друг друга. Бурые медведи всеядны. Весной они предпочитают молодую хвою, траву и мелких грызунов. Летом, когда травы грубеют, мишка выбирает растения, посочнее, и ягоды, с удовольствием ест насекомых, и птичьи яйца. Осенью он ест орехи и всевозможные плоды. Если удается — лакомится рыбкой. ( Все перечисленное по очереди появляется на экране.)

Но скоро наступит зима. Что из вышеперечисленного он сможет добыть? Хвоя становится жесткой, грызуны спрячутся глубоко под снегом в норках, ягод, плодов и насекомых в лесу зимой не найдешь, рыба ушла на глубину. ( Все перечисленное по очереди исчезает с экрана.)

Есть медведю зимой нечего! Что же придумала природа? ( Вопрос появляется на экране.) Кто догадался?

Дети: Медведь впадает в спячку!

Учитель: Да, на зиму медведи укладываются спать в берлогу. Зимнюю квартиру опытный медведь находит заранее и обустраивает травой и листьями. Берлогу он может устроить под большим поваленным деревом, кучей веток или в небольшой пещерке в скалах.

Далее один из учеников читает текст на экране:

«Накопив жир, зверь может проспать в берлоге с октября по май». Прочитайте еще раз предложение про себя и скажите мне, что обязательно делает медведь, перед тем как заснуть?

Дети: Накапливает жир.

Учитель: Что он для этого делает?

Дети: Много ест.

Учитель: Да, он усиленно питается летом и всю осень, накапливает жир, а также, он меняют шерсть на более густую, чтобы выжить зимой.

Физкультминутка

Топай мишка,

Хлопай мишка,

Приседай со мной братишка

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Отгадайте следующую загадку, и вы узнаете, кому еще не добыть корм зимой и приходится спать с осени до весны:

Остроносый, круглый, колкий,

Нацепил щиты-иголки,

Защитил себя всего.

Уж на что зубасты волки,

А не могут взять его!

Дети: Еж. (Появляется на экране.)

Учитель: Чтобы проспать всю зиму, ежи, как и медведи, накапливают жир. Кого для этого они едят, прочитает на экране…

Ученик: «Едят насекомых, мышей, змей, ящериц, яйца птиц, плоды растений.

Учитель: Зимой ежи спят под снегом в уютном гнездышке, построенном осенью из опавших листьев.

Итак, как ежи готовятся к зиме?

Дети: Нагуливают жир, строят гнезда, готовятся к спячке.

Учитель: Молодцы! Следующая загадка:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети: Белка

Учитель: Белку называют лесной хозяюшкой, как вы думаете почему?

Дети: ответы детей.

Учитель: Молодцы! Много знаете. Самое трудное время для белок – зима. Эти грызуны не впадают в спячку. Зимой они питаются летними запасами. Белки очень хлопотливые хозяюшки. В конце лета и всю осенью они делают запасы орехов, ягод, фруктов, грибов, желудей, шишек. Грибы и ягоды они сушат, накалывая их на веточки, а затем прячут их в гнезде или в кладовочке, закапывают в земле. К зиме мех белки становится гуще, меняется и его цвет с рыжего на серый. Кто знает зачем?

Дети: ответы детей.

Учитель: Серую белку хищникам труднее найти среди веток. Также к зиме белки утепляют свои гнезда. В сильные морозы белки по нескольку дней не покидают свои теплые домики. (Тезисы на экране.)

Отгадайте ребус, и вы узнаете, о ком далее мы поговорим.

Дети: Это заяц.

Учитель: Кто знает, как готовятся к зиме зайцы?

Дети: Меняют цвет меха…

Учитель: А зачем зайцам понадобилось менять мех на белый?

Дети: ответы детей.

Учитель: Чтобы их не нашли хищники. Зайцев часто изображают трусливыми, но это не так. Они не трусливые, а осторожные! Трудно им живется в лесу, много врагов. Но длинные уши и чуткий нос заранее предупреждает его об опасности, а быстрые ноги уносят прочь от нее. Помогают уйти от опасности и умение запутывать следы. Теплая шуба защищает зайцев от холода зимой и делает их незаметными на белом снежном ковре. Зимой зайцы питаются корой деревьев и кустов. Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?

Дети: Ему это не нужно, он находит корм и зимой.

Физкультминутка

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг и ускакал.

Учитель: Разгадайте ребус. О ком мы будем говорить?

Дети: О волке.

Учитель: Как вы думаете, а у волков меняется шерсть на более густую?

Дети: ответы детей.

Учитель: С наступлением зимы добывать пищу становится все сложнее, и волки объединяются в стаи. Вместе зимой легче выжить и можно охотиться не только на мелких животных, но и на северных оленей и лосей. Такую крупную добычу волк сможет добыть только стаей. Волки незаметно окружают стадо животных. Они внезапно бросаются в атаку, стремясь оттеснить от стада какое-нибудь слабое, больное или молодое животное. Для этого приходится иногда по долгу бежать за стадом, а для этого нужна выносливость. Волки уничтожают больных животных, таким образом, другие животные не заразятся.

В стае есть вожак, самый сильный и опытный волк, он поддерживает железную дисциплину в стае. Он руководит охотой, а все остальные животные подчиняются ему.

Следующее животное вы должны угадать, прочитав, как оно готовится к зиме. ( На партах листочки с текстом.)

Дети: читают: «К зиме я тоже меняю шубку на теплую и пушистую. В сказках я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. У меня зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, которое спасает меня от волков и собак. Питаюсь я мышами и лягушками. Догнать зайца мне трудно. Разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка». Это лиса.

Учитель: Как к зиме готовится лиса?

Дети: Меняет мех

Учитель: Найти еду помогают зоркие глаза, острый слух, удивительное чутье. Выжить зимой помогает то, что лисы умеют запутывать следы, Умеют терпеливо ждать, умеют незаметно подкрасться.

Откройте учебники на стр.68. Мы поговорили о подготовке к зиме разных животных. Посмотрите, о каком животном мы еще не говорили?

Дети: О мышке.

Учитель: А кто знает, как она готовится к зиме?

Дети: Делает запасы.

Учитель: Молодцы!

V. Домашнее задание

Учитель: Нарисуйте, как готовится к зиме одно из животных, о которых мы говорили сегодня.

VI. Итоги урока

Учитель: Урок подходит к концу. Все вы очень хорошо работали, молодцы. Понравился вам урок? Что нового вы узнали на уроке? Вы узнали как трудно зимой живется животным. Мы по возможности должны их подкармливать в это трудное время. Я предлагаю вам помочь белочке. ( Открывается доска с изображением дерева, на котором сидит белка)

Для этого возьмите из конвертов заготовки и разукрасьте ее ( Вырезаны желуди, ягоды, шишки, грибы…)

Работы вывешиваются на доске на ветках дерева, рядом с изображением белки.

VII. Организационный момент

pedsovet.su

Как дикие животные готовятся к зиме

НОД «Как дикие животные готовятся к зиме»

Тема: Как дикие животные готовятся к зиме

Цель: Познакомить детей со способами подготовки диких животных к зиме

Задачи:

1. Обучающие

• Закреплять знания детей о признаках живой и неживой природы поздней осенью;

• Расширять представления детей о диких животных: как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, о причинах изменений в их жизни осенью;

• Учить детей использовать прием сравнения при самостоятельном решении умственных задач;

• Учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения;

2. Развивающие

развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку, словесно-логическое мышление;

3. Воспитательные

• воспитывать интерес к природе;

• Формировать доброе, чуткое отношение к обитателям леса.

Материал: костюмы белки, маска медведя, «берлога», муляжи грибов, шишки, желуди, корзина, листья, стулья, мольберт, игрушка зайца, норка, картина лисы и волка, фото – белка зимой, конверт для картин, ширма, схемы – загадки на каждого ребенка, карта – дорога в детский сад.

Предварительная работа:

1. Рассматривание серии картин «Дикие животные»,

2. Разучивание стихотворения «Медведь готовится к зиме…»

3. Беседы «Лесные обитатели»«Осенняя природа»,

4. Чтение рассказов В. Бианки «Лесная газета»«Круглый год»

5. Обучение рассказыванию по схеме, плану.

6. Методы и приемы:

1 часть: Игровой прием, художественное слово, беседа, вопросы, побуждение к деятельности,

2 часть: музыкальное сопровождение, сюрпризный момент – приход белочки, упражнение, рассказ, объяснение, обобщение, показ иллюстраций, работа с раздаточным материалом — схемы, напоминание,

3 часть: анализ, оценка.

Методика и организация проведения занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? А какая бывает осень? (ранняя, золотая и поздняя) А сейчас какая осень?

А скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Какие признаки поздней осени вы знаете? (Ответы детей) (на улице все холодней, птицы улетели в теплые края, день становится короче, листва с деревьев опала) Вся природа готовится к встрече зимы.

— Ребята, а хотели бы вы оказаться в осеннем лесу, посмотреть, что происходит животнымиготовы ли они к приходу зимы? Тогда я вам предлагаю отправиться в осенний лес.

А для того, чтобы нам оказаться в лесу нужно закрыть глаза и сосчитать до трех. Ну что, готовы? Закрывайте глазки. Один, два, три…

(звучит спокойная музыка)

Вот мы с вами и оказались в осеннем лесу. А кто знает, как нужно вести себя в лесу? А почему? Правильно, чтобы не испугать обитателей леса, поэтому нужно вести себя тихо и не шуметь. Смотрите, звери даже оставили нам знак под елочкой – не шумите. Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг встретим какого-нибудь зверька.

Выбегает белка:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Посмотрите, кто это? Это сама белочка выбежала к нам, да какая красивая.

Белка: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли к нам в лес. Я как раз готовлю запасы к зиме.

Воспитатель: Ой, как интересно. Ребята, а хотите помочь белочке собрать запасы, чтобы она не голодала в холодную зиму? Что мы будем собирать? (желуди, грибочки и шишки) Собирайте скорей в корзину.

Белка: Спасибо вам, ребята, теперь я смогу и друзей бельчат накормить зимой. За вашу доброту я хочу вам вручить этот конверт с письмом от лесных жителей (отдает). А сейчас мне пора. Встретимся весной.

Воспитатель: До встречи, белочка. (Прощаемся)

— Ребятки, посмотрите, лесные обитатели для нас даже стульчики поставили и мольберт. Садитесь скорей на стулья.

— Посмотрим что в конверте? (открываю конверт, показываю картинку «белка зимой»)

— Ребята, посмотрите, кто это? (Белочка)

— А как вы думаете, почему у этой белочки серая шубка, ведь мы с вами только что видели рыжую белку?

— Оказывается, осенью белки линяют, рыжая шерсть у них выпадает и вырастает новая, серенькая шубка. Она теплее, чем прежняя, а еще с помощью этой шубки она может защищаться от хищников, ведь в серой шубке она будет не заметна на дереве.

— Мы с вами знаем, что еще один зверек на зиму меняет цвет шубки? Чтобы узнать, кто это, отгадайте мою загадку:

Что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

— Правильно, это заяц. Когда мы с вами ходили по лесу, я увидела чью-то норку. Не зайчик ли там спрятался?

— Вот где он сидит. А какой становится шубка у зайчика зимой? А летом, какая была?

— А почему белка меняет свою рыжую шубку на серую, а зайчик с серой на белую? (потому что белка прячется на дереве, а заяц на белом снегу).

— А как же еще заяц готовится к зиме? Он делает запасы на зиму, как белка? А почему? (у зайца достаточно еды зимой, он питается корой деревьев)

Я вам предлагаю превратиться в зайчиков. Выходите сюда, на полянку:

Физкультминутка:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка прыг – и убежал.

Убегайте скорей, зайки, на стульчики.

— И ты, заинька, убегай скорей в свою норку! (убираю игрушку зайца)

-Ребятки, посмотрите, а это кто? (Лиса) Вот она, наверное, и напугала зайчиков.

Посмотрите, какая она:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу краса.

Кто же это? Конечно же, лиса!

А как же лисы готовятся к зиме(ответы детей) Осенью лиса, как белка и заяц, линяет, но цвет шубки так и остается у нее рыжим. А почему, как вы думаете? (Ответы детей)

— Лиса сама хищница и ей бояться некого. А запасы на зиму она делает? Чем же она питается? Правильно, она ловит маленьких зверьков и ими питается.

Посмотрите, а вот еще картина. Это кто? (волк)

— Как же он приспосабливается к холодам? (Ответы детей)

— Как и все звери, волк линяет осенью, и меняет свою летнюю шубу на теплую, зимнюю, чтобы не холодно было бродить по лесу, искать добычу. Как и лиса, волк не готовит запасов на зиму, а чем он питается? Правильно, он тоже ловит маленьких зверьков и ест их.

Ребята, а мы с вами знаем стихотворение про одного лесного жителя. Про кого? (про медведя) Расскажем? Вставайте около стульчиков(хором рассказываем)

Медведь готовится к зиме,

Ест все, что впрок пойдет:

Рыбешку, ягоду, орех,

Жучков, коренья, мёд.

К морозам толстый великан

Идет в берлогу спать.

Из веток, снега и листвы

Постелена кровать.

Там, согревая лапой нос,

Он будет долго ждать,

Когда весной под звон ручьев

Поднимется опять.

Худой, голодный после сна

Он вылезет на свет

И будет снова, день за днем,

Искать себе обед.

— А как же он спит всю зиму и не просыпается, ему, наверное, голодно зимой? А почему нет? (он наедается осенью)

— Ребята, под этой елочкой медведь уже нашел свою берлогу и спит, а чтобы он не замерз холодной зимой, нужно укрыть его листвой. Собирайте листочки на берлогу (собирают листочки)

— Вот теперь косолапому мишке не страшна холодная зима.

— Ребятки, лесные звери приготовили нам интересные задачки. Попробуем их решить. Такое вам задание – отгадайте, о каком животном рассказывает схема(Раздаю схемы, опрашиваю)

— Ой, ребятки, а у меня какое животное? Отгадаем вместе? (еж)

(собираю схемы) Эти задачки лесные жители нам подарили и хотят, чтобы, когда мы вернулись в детский сад, сделали игру и назвали ее «Отгадай лесного зверя».

— Ребята, в нашем конвертике осталась последняя картинка. Ой, посмотрите, что это? (карта – дорога в детский сад)

Ну что ж, это значит, что наше путешествие заканчивается, пора нам возвращаться. Идем по карте. Нужно идти сначала прямо, повернуть налево, опять прямо, потом направо, еще раз направо и прямо.

— Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали? Кого мы встретили в лесу? Готовы теперь звери к зиме? А что они для этого сделали? Как мы им помогли?

multiurok.ru