Качественные методы исследования в психологии – Лысенко Качественные методы в психологии

9. Качественные методы социально-психологического исследования

Для качественных методов характерно представление информации в виде описаний, значений и т.д. К качественным методам можно отнести опросники, составленные из открытых вопросов, нестандартизированное интервью, включенное и несистематическое наблюдение, метод репертуарных решеток.

Наблюдение — это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений. В этом определении отражены основные требования, предъявляемые к организации и проведению такого исследования. Это, прежде всего наличие, ясно осознанной цели: для чего наблюдается поведение и на какие отдельные аспекты необходимо обратить внимание. Это отражается в составленном плане наблюдения, выделении отдельных категорий наблюдения.

Но не во всех видах наблюдения обязательно присутствуют указанные процедуры. *Например,

выделяют неструктурированное или несистематическое наблюдение, когда категории наблюдения не выделяются.

Основным видом является структурированное наблюдение. При таком исследовании используются строгие процедуры фиксации и кодирования: часто используют различную видеотехнику для записи поведения, чтобы в дальнейшем ее можно было качественно проанализировать. Наблюдение в этом случае можно организовать таким образом, что испытуемый не будет догадываться, что за ним наблюдают (хотя здесь надо помнить об этических принципах).

В том случае, если нет возможности использовать видео технику, привлекают экспертов, наблюдающих за поведением непосредственно и регистрирующих определенные события.

Для описания данных обычно используют сетку категорий или единиц наблюдения. В социальной психологии очень известной является система категорий, отражающих основные типы взаимодействия, разработанная Р.Бейлсом. Но она вызывает критику, так как нет достаточного обоснования существования именно этих четырех типов взаимодействия.

К несистематическому наблюдению можно отнести биографический метод. Этот метод использовал Ф. Пиаже, наблюдая за развитием собственных детей.

Другими видами наблюдения являются включенное и невключенное наблюдение.

Полное включение — никто не подозревает о том, что наблюдатель ведет наблюдение. Основным преимуществом включенного наблюдения является его гибкость, так как исследователь не устанавливаем жестких рамок в отношении того, что собирается. Иногда невозможно изучать некоторые группы другими методами или получить необходимую информацию.

Основные трудности включенного наблюдения

связаны с этическими проблемами, например, с обманом испытуемых, которые не предполагают, какую роль играет исследователь.

— Кроме того, из-за присутствия нового члена группы, может измениться поведение участников группы.

— Далее, сам наблюдатель, почувствовав себя членом группы, может необъективно оценивать ситуацию.

— Следующая сложность связана с тем, что нельзя фиксировать данные непосредственно в момент наблюдения, поэтому он может что-то забыть.

И, наконец, полученные данные обычно нельзя распространить на другие популяции.

Следующую группу методов можно назвать методами опроса

или методами самоотчета, когда основная информация берется из ответов испытуемых. Основными видами опроса являются анкетирование и интервью.

Если проводится анкетирование, то испытуемому предъявляются вопросы в письменном виде, на которые необходимо ответить.

Анкеты используются в том случае, когда необходимо опросить большое количество людей, а также в тех случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к интимным или острым дискуссионным проблемам.

Вопросы, использующиеся в опросниках, могут быть открытыми и закрытыми. Чаще всего используются закрытые вопросы, когда испытуемый должен выбрать одну из двух или более альтернатив. При ответе на такие вопросы респондент находится в ситуации вынужденного выбора. Открытые вопросы не предусматривают никаких ответов, и испытуемый может выразить свое мнение любым способом. Если в анкете используются открытые вопросы, то обычно она дает больше информации. Вопрос можно сформулировать так, что он будет либо прямым, либо косвенным. Сравните: «Вам нравится учиться в этой группе?» с «Вы хотели бы перейти в другую группу?». Иногда полезно использовать косвенные вопросы, чтобы снизить влияние фактора социальной желательности. В анкетах нельзя использовать очень сложные, двусмысленные вопросы, а также нельзя допускать, чтобы вопросы были двойными.

Как и в других методах, выборка, которую опрашивают должна быть репрезентативной, так как предусматривается обобщение на большую популяцию.

Устным видом опроса является интервью. Интервью — это устный опрос, предполагающий общение «лицом к лицу», когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы.

Самые важные проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователям, выбравшим устный опрос, это составление анкеты, выбор типа и формулирование вопросов, а также определение процедур отбора репрезентативной выборки.

Различают два вида интервью: свободные и стандартизированные. Границы между этими видами подвижны. Выделение этих видов интервью связано, во-первых, с типом вопросов, а во-вторых, со способом обработки полученных данных. Выделяют следующие типы интервью.

1. Свободное, неуправляемое интервью.

Многие психологи используют такую форму интервью, когда респондент рассказывает о чем угодно, а исследователь не раскрывает тему интервью, задает вопросы и направляет беседу в нужное русло. Основная задача: помочь респонденту приблизиться к собственным проблемам и рассказать о них.

2. Стандартизированное интервью. Интервьюер предъявляет точно установленные закрытые вопросы в определенном порядке, на которые респондент может отвечать любым образом.

Основные переменные, которые влияют на полученные результаты, — это, во-первых, пол. Вряд ли женщина, верно, опишет роль мужчины, если ее интервьюирует мужчина. Только с женщиной интервьюером, она сможет найти общее понимание и ожидает получить подтверждение своего мнения.

Во-вторых, это этническая и расовая принадлежность.

Третье, это формальные роли. Этот фактор возникает в том случае, когда респондент воспринимает исследователя как руководителя или человека с большим авторитетом.

Следующий фактор — это социальная желательность, т.е. стремление показать себя с лучшей стороны.

studfiles.net

Качественные методы в психологии — МегаЛекции

Под названием качественные исследования (КИ) в современной литературе, посвященной методам получения эмпирических данных в гуманитарных пауках, объединены несколько направлений. Они имеют разные основания в философии науки и в целом следуют целям описания. При этом проверка гипотез не выступает, как при экспериментальном методе, исходным пунктом построения исследования — она может завершать исследование. Гипотеза при этом может иметь индуктивный характер, т.е. выводиться на основании полученных данных. Данные же обязательно представлены или кодируются словом — текстами.

Главная цель при КИ — понимание текстов, и объектом анализа выступают в основном тексты или текстуально представленные результаты наблюдения (хотя это могут быть также продукты деятельности, «артефакты» культуры, аудиовизуальная информация). Соответственно, процедурные средства работы с текстами — категоризация, кодирование, кластеризация и т.п.

КИ ведущее место отводится этапу систематических описаний, где важны два аспекта. Первый — фиксация переживаний и смыслов, передаваемых посредством текстов. Второй — стратегии контроля интерпретации текстов. Таким образом, в современных КИ, имеющих «вторичное» вхождение в психологию (первичными они стали в других гуманитарных науках), действительно следует выделять отличия и с точки зрения предмета изучения, и с точки зрения дизайна исследований и его средств. Эти КИ являются обычно междисциплинарными и отражают новые вызовы психологии (со стороны изменения отношения к методологии как принципам и способам организации психологических исследований).

Важно отметить неправомерность противопоставления качественного подхода количественному подходу в психологии. Во-первых, количественные данные — следующая ступень представления качественных (переход от квалификации явлений к их квантификации). Во-вторых, в современных КИ в отличие от первых этапов их развития утверждается идея сближения с классическими путями оценки качества самих КИ — с точки зрения надежности и валидности. Это идет вразрез со звучащими в отечественной психологии лозунгами о якобы необходимой замене прежних способов сциентистской работы в психологии принципиально другой — с отказом от принципов рациональности и стремления к интерсубъективности получаемых данных.



Анализ индивидуального случая, анализ документов, интервью, приемы качественной психодиагностики, разработка схем наблюдения (где данные представлены в качественных единицах или категориях) — эти методы в психологии используются, как и эксперимент, в целях качественной реконструкции ненаблюдаемых базисных процессов. Они реализуют в психологии подходы к изучению психологической реальности, свойственные в основном классическому идеалу рациональности.

Назовем ряд стратегий построения КИ:

· Феноменологическое исследование — это приемы сбора и анализа данных о феноменологическом составе переживаний человека при восприятии им тех или иных событий, в том числе внутреннего мира.

 

· Биографический метод — раскрытие жизненной истории человека идет как реконструкция на основе документированных фактов биографии;

· Этнографическое исследование — обычно полевое КИ с целью описания образа жизни, групповых отношений, идентичности социальных сообществ; реализуется средствами включенного полевого наблюдения, анализа разговоров людей, письменных и других артефактов, аудиовизуальных материалов;

· Исследования «обоснованной теории» (grouded theory) -конструирование теории для представления феномена, индуктивное ее построение; предложили эту стратегию социологи Б. Глезер и А. Страус, материалом для се реализации являются любые текстовые описания;

· Дискурс-анализ — это анализ вербальных коммуникаций между людьми с позиций учета культурных, политических и прочих дискурсов. Дискурсы — устойчивые системы значений, функционирующих для интерпретации событий в рамках определенных сообществ.

«Изучение дискурса предполагает детальный анализ всевозможных прагматических, социолингвистических, идеологических составляющих разговоров людей — пауз, голоса, интонации, задержек в ответах, поправок себя, стилистических и грамматических особенностей речи»

Качественное исследование проводится, прежде всего, для изучения индивидуального аспекта социальной практики — реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Дополнительными источниками информации могут служить и количественные данные (н Включенное наблюдение — это наблюдение за некоторой общностью, при котором исследователь является одновременно ее членом. Такое включение дает возможность скрытого наблюдения, когда члены общности не осознают, что за ними наблюдают. Метод особенно продуктивен при исследовании труднодоступных общностей. Применяется в основном в кейс-стади закрытых сообществ и этнографическом исследовании. Применение этой техники требует больших временных затрат.

 

2. Глубинное интервью. Как метод представляет собой непринужденную беседу двух людей, в которой один из участников — интервьюер – помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий РОЛЬ равноправного собеседника апример, статистика), но их анализ также будет осуществлен на основе аналитического подхода.

Нарративные интервью (narrative — рассказ, повествование) представляют собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобрение), для стимулирования и поддерживания нити рассказа.

 

Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти респондента ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наиболее важные «смыслообразующие» фрагменты, конструирующие его рассказ. В ходе интервью человек как бы заново обдумывает свою жизнь, свое «я», отделяя его от совокупного «мы».

 

Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем. Предварительно составляется общий план разговора_ с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов ипредполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью

Лейтмотивное интервью напротив ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути. Например, если нас интересуют отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, мы будем иметь в фокусе именно этот аспект и задавать дополнительные вопросы,касающиеся изменений в отношениях между супругами.

 

Фокусированное интервью предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса исследователя.

Диалоговое интервью или свободная беседа в форме диалога отличается от нарративного и полуструктурированного интервью по форме отношений исследователь-исследуемый.

Если задачей предыдущих видов интервью является внимательное выслушивание собеседника с минимумом своих комментариев, то в данном случае и исследователь, и участник исследования занимают_одинаково активную позицию. В форме равноправного диалога обмениваются своими взглядами по темам, представляющим исследовательский интерес. Мнения психолога, иногда конфронтирующие с высказываниями интервьюируемого, могут заставить последнего уточнить свою позицию или изменить ее под влиянием диалога с исследователем.

Понятие о познании.

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

 

Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

.Научные познания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается:

· В понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

· В достоверном обобщении фактов;

· В том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

 

Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека, представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Обыденно-практическое познание — информация, связанная с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.

Социальное познание — любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе. Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не менее, в философской литературе понятие «социальное познание» используется с целью разграничить знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. К социальному познанию применимо следующее определение: «Социальное познание – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием».


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Персональный сайт — Качественные исследования в психологии

Качественные исследования в психологии. 

Под названием качественные исследования объединены несколько направлений. проверка гипотез – не исходный пункт, она может завершать исследование. Может иметь индуктивный характер.

Данные обязательно представлены или кодируются словом – текстами.

Цель качеств. исследования – понимание текстов, объектом анализа выступают в основном тексты или текстуально представленные рез-ты наблюдения. Процедурные ср-ва работы с текстами: категоризация, кодирование, кластеризация и др.

Помимо наблюдения, в др. типах качеств.исслед. ведущее место отводится этапу систематических описаний, где важны 2 аспекта:

1)      фиксация переживаний и смыслов, передаваемых посредством текстов;

2)      стратегии контроля интерпретации текстов

 

Обычно качеств.исслед. явл. междисциплинарными.

Ряд особенностей предмета и направленности качеств. исслед:

Качественные подходы образуют качественную парадигму, кот. часто противопоставляется количественным подходам, что неправомерно (хотя бы потому, что количественные данные – след. ступень представления качественных).

Важнейшим при качеств.исслед. явл. следование идеографическому подходу (реконструкция предмета познания во всей его уникальности).

Анализ индивидуального случая, анализ документов, интервью, приемы качественной психодиагностики, разработка схем наблюдения (где данные представлены в качеств. единицах и категориях) – эти методы в психологии используются в целях качественной реконструкции ненаблюдаемых базисных процессов.

Качеств.методы сфокусированы на роли субъекта.

Ряд стратегий построения качественного исследования:

1. Феноменологическое исследование.

Приемы сбора, анализа данных о феноменологическом составе переживаний человека при восприятии им разных событий в т.ч. своего внутр. мира. Методики: полуструктурированное интервью, самоотчеты

2. Биографический метод

Раскрытие жизненной истории чел-ка как реконструкция на основе документированных фактов биографии.

3. Этнографическое исследование

Обычно полевое с целью описания образа жизни, групповых отношений и идентичности соц. сообществ. Часто реализуется с помощью включенного полевого наблюдения.

4. Исследования «обоснованной теории»

Конструирование теории для представления феномена, индуктивное ее построение; предложили эту стратегию социологи Глезер и Страус. Материал для ее реализации – текстовые описания.

5. Дискурс-анализ

Анализ вербальных коммуникаций между людьми с позиции учета культурных, политич. и проч. дискурсов. Дискурсы – устойчивые системы значений, функционирующих для интерпретации событий в рамках определенных сообществ.

group304psy.narod.ru

Количественный и качественный анализ

Определяя методы как пути познания, С.Л. Рубинштейн отмечал, что методология должна быть осознанной и не превращаться в форму, механически накладываемую на конкретное содержание науки. Рассмотрим вопрос, насколько осознаны пути познания в психологии и как исследователи понимают и определяют количественные и качественные методы.

В качестве основных психологических методов С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» называет наблюдение, эксперимент, приемы изучения продуктов деятельности. В данном перечне не находится места количественным методам.

В 70-е годы в отечественной психологии распространение получила вторая классификация методов психологического исследования, созданная Б.Г. Ананьевым.

Количественные и качественные методы были отнесены к методам обработки данных. Количественные методы он определяет как математико-статистические приемы обработки психологической информации, а качественные методы – это описание тех случаев, которые наиболее полно отражают типы и варианты психических явлений и являются исключением общих правил.

Классификацию Б.Г. Ананьева подверг критике представитель ярославской школы В.Н. Дружинин, предложив свою классификацию.

Качественные и количественные методы отдельно в классификации тоже не оговариваются, но предполагается, что они помещены в раздел эмпирических методов, что отличается от классификации Б.Г. Ананьева. Существенно дополнил классификацию Б.Г. Ананьева представитель ленинградской школы психологов В.В. Никандров. Он относит количественные и качественные методы к неэмпирическим методам в соответствии с критерием «этапности психологического процесса». Автор под неэмпирическими методами понимает «научно-исследовательские приемы психологической работы вне контакта исследователя и индивида.

Помимо сохранившихся отличий в классификациях С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева, существуют терминологические разночтения в понимании количественных и качественных методов.

Не дается точного определения этих методов в работах В.В. Никандрова. Качественные методы он определяет функционально, с точки зрения результата и называет их:

  1. Классификация;
  2. Типологизация;
  3. Систематизация;
  4. Периодизация;
  5. Психологическая казуистика.

Количественный метод он подменяет определением количественной обработки, которая направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта. В качестве синонимов В.В. Никандров употребляет такие выражения как количественные методы, количественная обработка, количественное исследование. К основным количественным методам автор относит методы первичной и вторичной обработки.

Таким образом, проблема терминологической неточности является достаточно актуальной и приобретает новое звучание, когда исследователи стремятся отнести количественные методы к новым научным разделам «Психометрия» и «Математическая психология».

Причины терминологических расхождений

Можно назвать целый ряд причин, в результате которых нет строгого определения количественных и качественных методов в психологии:

  • Количественные методы в рамках отечественной традиции не получили однозначно строгого определения и классификации, а это говорит о методологическом плюрализме;
  • Количественные и качественные методы в традиции ленинградской школы рассматриваются как неэмпирический этап исследования. Московская школа трактует эти методы как эмпирические и возводит их до статуса методологического подхода;
  • В терминологическом смешении понятий количественные, формальные, квантативные, математико-статистические, наблюдается конвенционализм, который сложился в психологическом обществе относительно определения этих количественных и качественных методов;
  • Заимствование из американской традиции деления всех методов на количественные и качественные методы. Количественные методы, точнее исследования, подразумевают выражение и измерение результатов в количественных показателях. Качественные методы рассматриваются как «гуманитарные» исследования;
  • Определение однозначного места и соотношение количественных и качественных методов, скорее всего, приводит к тому, что количественные методы подчиняются качественным методам;
  • Современная теория метода уходит от классификации методов только на одном основании и строгом определении процедуры метода. Методологи выделяют в теории три направления:
    1. Совершенствование традиционной эмпирической модели;
    2. Критика эмпирической количественной модели;
    3. Анализ и апробация альтернативных исследовательских моделей.
  • Разные направления развития теории метода обнаруживают тенденцию тяготения исследователей к качественным методам.

Количественные методы

Цель практической психологии заключается не в установлении закономерностей, а в понимании и описании проблем, поэтому она использует как качественные, так и количественные методы.

Количественные методы представляют собой приемы обработки цифровой информации, потому что носят математический характер. Такие количественные методы как категоризованное наблюдение, тестирование, анализ документов и даже эксперимент дают возможность получения информации для диагностики проблемы. Эффективность работы определяется на завершающем этапе. Основная часть работы – беседы, тренинги, игры, дискуссии – проводится с помощью качественных методов. Из количественных методов наибольшей популярностью пользуется тестирование.

Количественные методы имеют широкое применение в научных исследованиях и в социальных науках, например, при проверке статистических гипотез. К количественным методам прибегают для обработки результатов массовых опросов общественного мнения. Для создания тестов психологи применяют аппарат математической статистики.

Методы количественного анализа делятся на две группы:

  1. Методы статистического описания. Как правило, они направлены на получение количественных характеристик;
  2. Методы статистического вывода. Дают возможность полученные результаты корректно распространять на все явление, делать заключение общего характера.

С помощью количественных методов выявляются устойчивые тенденции и строятся их объяснения.

Недостатки количественного метода контроля связаны с его ограниченностью. Эти методы оценки знаний в сфере преподавания психологии могут быть использованы только для промежуточного контроля, проверки знаний терминологии, хрестоматийных экспериментальных исследований или теоретических концепций.

Качественные методы

Повышенный интерес и популярность, качественные методы приобретают только в последнее время, что связано с запросами практики. В прикладной психологии сфера применения качественных методов очень широка:

  • Социальная психология осуществляет гуманитарную экспертизу социальных программ – пенсионная реформа, реформа образования, здравоохранения – с помощью качественных методов;
  • Политическая психология. Качественные методы здесь необходимы для построения адекватной и эффективной избирательной кампании, формирования позитивного имиджа политиков, партий, всей системы государственного управления. Важными здесь будут не только количественные показатели рейтинга доверия, но и причины этого рейтинга, пути его изменения и др.
  • При помощи качественных методов психология средств массовой коммуникации Исследует степень доверия тем или иным печатным изданиям, конкретным журналистам, программам.

Решающую роль в развитии качественных методов в психологии, таким образом, сыграла необходимость диалога психологической науки с различными сферами практической деятельности.

Качественные методы ориентируются на анализ информации, которая в основном представлена в словесной форме, поэтому возникает необходимость эту словесную информацию сжать, т.е. получить её в более компактном виде. В этом случае выступает кодирование, как основной прием сжатия.

Кодирование предполагает выделение смысловых сегментов текста, их категоризацию и реорганизацию.

Примерами сжатия информации являются схемы, таблицы, диаграммы. Таким образом, кодирование и наглядное представление информации являются основными приемами качественного анализа.

spravochnick.ru

Качественные методы исследования — это… Что такое Качественные методы исследования?


Качественные методы исследования
Развитие этого вида исследований во многом было обусловлено неудовлетворенностью «числовыми» методами традиционной экспериментальной психологии. Сторонники качественных методов убеждены в том, что выводы. которые можно сделать из психологического исследования, всегда зависят от контекста, т. е. их нельзя экстраполировать за пределы того контекста, в котором они были получены. Особое значение в этом контекстном взгляде на процесс исследования представляет мнение пациента («что это значит лично для меня?»). При качественном исследовании психолог сосредоточивается на интерпретации языка (интервью, личные дневники и т. д.), не пытаясь преобразовать результаты исследований в цифры статистики. Таким образом, он поддерживает тесный контакт с пациентом. Многие сторонники феминизма обратились к качественным методам, так как по их мнению, количественные методы обезличивают участников или пациентов, а некоторые аспекты женской психологии могут быть правильно поняты и истолкованы лишь при использовании качсственного анализа (см. Феминистские методы исследований).

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

  • Каузальная (причинная) схема
  • Квазиэксперимент

Смотреть что такое «Качественные методы исследования» в других словарях:

  • КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — (qualitative research techniques) исследование, в котором социологи полагаются на свое мастерство включенного интервьюера или наблюдателя для сбора уникальных данных. Они могут иметь неструктурированный список тем обсуждения со своими… …   Большой толковый социологический словарь

  • Качественные методы исследования — (qualitative research techniques) методы изучения, в которых исследователь полагается на собственное исследовательское мастерство и свою компетентность. В психопатологии, например, это расспрос пациентов, их родственников, наблюдение за… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Качественные методы исследования — – исследования, выводы из которых нельзя экстраполировать за пределы того контекста, в котором они были получены …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • качественные методы — Методы исследования устойчивости, основанные на качественном анализе выражений энергии и уравнений равновесия или движения системы. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 82. Строительная механика. Академия наук СССР. Комитет научно технической… …   Справочник технического переводчика

  • Качественные методы — – методы исследования устойчивости, основанные на качественном анализе выражений энергии и уравнений равновесия или движения системы. [Строительная механика. Терминология. Выпуск 82. Изд. «Наука» М.1970] Рубрика термина: Теория и расчет… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике — приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич. ориентации,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Качественные методы исследований в оценивании — Проведение глубинных и экспертных интервью относится к качественным методам исследований. Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и… …   Википедия

  • Методы исследования( в педагогике) —     приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система М.и. определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей… …   Педагогический терминологический словарь

  • МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — І. Общие принципы врачебного исследования. Рост и углубление наших знаний, все большее, и большее техническое оснащение клиники, основанное на использовании новейших достижений физики, химии и техники, связанное с этим усложнение методов… …   Большая медицинская энциклопедия


psychology.academic.ru

Соотношение количественных и качественных методов в психологическом исследовании

С момента конституирования социальной психологии как системы научного знания в ней, в качестве альтернативы предшествующей субъективной интроспекции, на протяжении многих десятилетий господствовала экстраспекция, основанная на методологическом фундаменте позитивизма. Предполагалось, что изучение психологических явлений должно строиться по аналогии с естественными науками: необходимо тщательное объективное наблюдение, количественное измерение переменных, нахождение логических связей между причиной и следствием. Важным условием является также воспроизводимость результатов. В конечном итоге это выражается в требовании использовать в социальной психологии в основном так называемые количественные методы, в частности, эксперимент. Именно поэтому традиционную, а точнее бихевиористски ориентированную социальную психологию часто называют экспериментальной наукой. В том, что именно эксперимент является основным методом, легко убедиться, достаточно открыть учебник по социальной психологии, где изложение любой теории подкрепляется многочисленными экспериментальными

исследованиями.

К количественным относятся методы, для которых основными являются процедуры измерения, категоризации и кодирования. Для качественных методов характерно представление информации в виде описаний, значений и т.д. Укажем, что к качественным методам можно отнести опросники, составленные из открытых вопросов, нестандартизированное интервью, включенное и несистематическое наблюдение, метод репертуарных решеток, дискурсный анализ.

Но не все исследователи согласны с тем, что необходимо использовать только количественные методы. И более того, некоторые считают, что в отдельных случаях они дают бесполезную информацию, причем чаще всего это происходит именно в социально-психологических исследованиях. Например, при исследовании аттитюдов, когда используется метод шкалироположения, положение каждого человека определяется числовым значением только по одному измерению. Но это не совсем верно, т.к. в ходе беседы обычно выявляется комбинация мнений, которые нельзя свести к какой-то средней точке, т.к. теряется общее значение. Каждого человека. Представители новых парадигм указывают на следующие моменты. Во-первых, при использовании количественных методов человек исследуется вне социального контекста, без всех присущих ему связей с другими людьми. Во-вторых, исследуемое поведение отличается от естественного, так как действия испытуемого строго ограничены и даже заранее обусловлены, и он не может планировать и реализовывать поведение, как это происходит в обычных условиях. Кроме того, моделируемые явления настолько узки, что вряд ли можно ожидать, что они встречаются в таком виде в реальной жизни. Например, Ром Харре (Harre, 1981) проанализировал эксперимент, в котором проверялась гипотеза о том, что самофокусирование приведет к усилению «помогающего поведения». Процедура эксперимента заключалось в том, что женщины наблюдали собственное изображение на экране телевизора в течение одной минуты. После этого им читали лекцию о венерических заболеваниях: одной группе сразу же после самофокусирования, а другой — через четыре минуты. Затем их спрашивали, внесут ли они при определенных условиях свой вклад в программу по предотвращению венерических заболеваний. Харре утверждает, что в эксперименте использовалось упрощенное понимание концепции самофокусирования, введенной Дж. Мидом, поэтому данные ничего не могут сказать о поведении в реальном мире. В-третьих, отношения исследователя и испытуемого строятся по схеме «руководитель-подчиненный», и это накладывает свой отпечаток на исследуемую область. И, наконец, строгая система категоризации и кодирования не дает возможности воспринимать явления в целом. Поэтому представители новых направлений, например дискурсного анализа, делают вывод, что только качественные методы позволяют исследовать человека в социальном контексте, в процессе взаимодействия с другими людьми.

Один из возможных вариантов решения возникшего спора предполагает, что использование количественных методов

необходимо на первоначальном этапе, когда происходит сбор информации, ее анализ и формулирование гипотез, которые затем проверяются в более строгих исследованиях. Это решение, кстати, соответствует позитивистскому подходу. Пример такого способа рассуждения находят в исследовании Яходы-Лазарсфельда (Jahoda-Lazarsfeld) и Зейсла (Zeisl, 1932) об эффектах длительной безработицы в Австрии в 1930-х годах. Маленький мальчик в ходе интервью с исследователем выразил желание стать вождем племени индейцев, но при этом добавил: «Я боюсь, что тогда трудно будет найти работу». Исследователи выдвинули гипотезу, что безработица родителей приводит к ограничению детских фантазий, и экспериментально проверили ее. В последнее время появляются исследования, когда количественный анализ предшествует качественному.

В этой главе будут описаны обе группы методов для того, чтобы вы могли сами сравнить их. Ясно, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Основные проблемы количественных методов описаны выше, что касается качественных методов, они дают богатый материал, но подвержены влиянию субъективных факторов, поэтому с их помощью нельзя получать объективные данные, как при использовании количественных методов. Кроме того, ход исследования трудно повторить и получить такие же данные. Общая характеристика достоинств и ограничений количественны и качественных методов представлена в приводимой ниже таблице. Характеристики качественных методов Критерии оценки методов Характеристики количественных методов Субъективная,

многочисленная Информа

ция Объективная, узкая Низкая Внутрен

няя

валидность Высокая Реалистичные,

естественные Условия Искусственные Неструктурированная Схема Структурированная Высокий Реализм Низкий

Низкая Конструкт ная валидность Низкая Низкая Надежно

сть Высокая

Таблица Х.Х. Сравнение достоинств и ограничений количественных и качественных методов исследования.

Прослеживая эволюцию методологических подходов к психологическому исследованию можно говорить о своеобразной триаде — от «методологии первого лица» (интроспекции), через «методологию второго лица» (экстраспекция) к методологии «третьего лица» (диалогическая методология). Обозначенная триада по существу представляет поиск оптимального сочетания субъективного и объективного в понимании социальной природы человека. Необходимость нахождения такого оптимума обусловлена тем, что как только мы избираем в качестве приоритета субъективные ощущения (по существу представляющие единственный источник знаний о внутренних переживаниях человека) возникает проблема доказательности и однотрактуемости предлагаемого знания. Как только мы дистанцируемся от субъективных переживаний человека посредством полагания на «объективные» данные эксперимента, теряется связь с реальностью, что, в свою очередь, создает основания для «научного субъективизма», обусловленного влиянием избранной методологии и способа интерпретации полученных данных. Обращение к возможностям статистического анализа не решает проблему, т.к. в «сухом» языке цифр не возможно отразить всего многообразия человеческих переживаний по причине отсутствия непосредственного доступа к внутреннему миру человека, а, следовательно, и точности измерений.

Причина такого рода балансирования очевидна — сложность и многоаспектность человеческой природы, представляющей сложное сочетание биологического, символического и рефлексивного начал, каждое из которых обладает своей уникальной спецификой и требует соответствующей уникальной методологии. В качестве компромисса выступает методология второго лица, предполагающая и полагание на прояснение адекватности полученного научного знания путем включения возможностей диалога с изучаемыми людьми как носителями непосредственных жизненных переживаний. Но как только включается такого рода диалог, появляется проблема двоичной субъективности и исследуемого и исследователя, что обусловливает необходимость включение механизмов рефлексии и объективного анализа.

Сегодня с полной уверенностью можно говорить о необходимости и возможности использование всех типов исследовательских методологий как взаимодополняющих друг друга. Точно так же как можно говорить, что любое игнорирование измерений сразу же приводит к резкому возрастанию субъективизма и многотрактуемости получаемого знания. И без наличия сравнительных шкал (пусть и не являющихся абсолютно универсальными и объективными) становится невозможным сравнивать одного человека с другим, что, в свою очередь, приводит к размыванию предмета психологии.

www.med24info.com

Качественные и количественные методы исследований в психологии С

Качественные и количественные методы исследований в психологии С. М. Белокрылова к. псх. н

Качественные и количественные методы исследования. 1. Интервью 2. Анкетный опрос 3. Социально-психологический портрет себя по четырем методикам 4. Составление программы «фокус-группы» 5. Контент-анализ социально-психологической статьи

1. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, запись ответов производится либо самим интервьюером, либо его помощником. Виды интервью: Свободное интервью — это длительная беседа в несколько часов, без строгой детализации вопросов, но по общей программе. Формализованное интервью или Стандартизованное интервью, которое предполагает разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. В зависимости от целевого назначения, интервью разделяют на клинические (консультирование) и фокусированное (более кратковременное). Цель клинического интервью – получить сведения о внутренних побуждениях , мотивах, склонностях опрашиваемого. Фокусированное интервью – нацелено на то, чтобы извлечь информацию о реакциях субъекта на определенное воздействие или выявление представлений о каком—либо явлении, отношении или знании.

1. Интервью Задание: В интервью прописывается всего 5 вопросов, которые формулируются таким образом, чтобы человек дал короткий ответ, не обязательно ответ да-нет, он может быть развернутым, но компактным. Для анализа ответов на вопросы нам необходима таблица: Цель общая и 2 задачи. 1 задача: отношение к этому явлению, 3 вопроса 2 задача: знание о предмете, 2 вопроса

2. Анкета В анкете — направленность по отношению к тому или иному объекту. соответствует его представлениям по данной проблеме. Опрос по анкете — жестко фиксированный порядок содержания и формы вопросов, четкое указание формы ответа. Причем ответы регистрируются респондентом либо с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии психолога (очный опрос). Анкетные опросы классифицируются: — По содержанию и конструкции задаваемых вопросов Открытый опросы – когда респонденты высказываются в свободной форме Перечисляем способы профилактики: Рак…. СПИД…. Туберкулез….

2. Анкета Закрытый опросный лист – все варианты ответов заранее предусмотрены, их может быть от 5 до 12 ответов, в зависимости от того, какой вопрос вы задаете. Например, вы хотите узнать представление людей о распространении таких заболеваний как рак, туберкулез, СПИД. В вопросах прописать, туберкулез каких органов бывает. Воздушно-капельным путем передается открытый туберкулез легких. В таблице для закрытых опросов прописываем:

2. Анкета Задание: 10 респондентов 7 открытых вопросов, 8 закрытых вопросов, 3 вопроса – шкала лжи и паспортичка, которая не входит в количественный состав анкеты. Темы анкетного опроса: 1. Представлении людей о социальных болезнях (туберкулез, СПИД, рак) 2. Представление о психических заболеваниях. 3 задачи: 1. Изучить знания людей о данных болезнях. 2. Исследовать представления о методах профилактики данных заболеваний. 3. Исследовать отношение людей к больным данными болезнями. У вас 15 вопросов, т. е. 5 вопросов соответствующих каждой задаче. Результаты описываем по каждому из вопросов и по каждой задаче. 3 вопроса-шкала лжи, например, брали ли вы когда-нибудь чужие вещи?

2. Анкета (пример)

2. Анкета (пример)

2. Анкета (пример)

2. Анкета (пример)

2. Анкета (пример)

2. Анкета (пример)

2. Анкета (пример)

2. Анкета (пример)

2. Анкета (пример)

3. Социально-психологический портрет по четырем методикам: 1. 2. 3. 4. СЖО — смысложизненная ориентация по Д. Леонтьеву МИС – методика исследования самоотношения Столина-Пантелеева Методика Лири – направленность в межличностных отношениях. Стратегия поведения в конфликте Томаса

3. Социально-психологический портрет себя по четырем методикам 4 методики взаимосвязаны, если мы берем методику исследования самоотношений, то если у нас получается высокий уровень самоуверенности и саморуководства, то скорее всего в СЖО будет высокий показатель цели в жизни, 2 этих показателя коррелируют между собой. Если низкий показатель самоуверенности и саморуководства, о скорее всего и цель в жизни будет очень низким показателем, но при этом будет высокий показатель сам процесс. Этот человек не пойдет на результат , для него сам процесс важен. Задание: Социально-психологический портрет себя по четырем методикам: 1. СЖО — смысложизненная ориентация по Д. Леонтьеву 2. МИС – методика исследования самоотношения Столина-Пантелеева 3. Методика Лири – направленность в межличностных отношениях. 4. Стратегия поведения в конфликте Томаса

3. Социально-психологический портрет себя по четырем методикам (пример)

3. Социально-психологический портрет себя по четырем методикам 1. Результаты Теста адаптации поведения К. Томаса 1. Соперничество – 1 2. Сотрудничество – 8 3. Компромисс – 8 4. Избегание – 8 5. Приспособление – 5 2. Результаты Методики исследования самоотношения МИС 1. Внутренняя честность – 5 2. Самоуверенность – 3 3. Саморуководство – 4 4. Отраженное самоотношение – 4 5. Самоценность – 5 6. Самопринятие – 6 7. Самопривязанность – 4 8. Внутренний конфликт – 7 9. Самообвинение – 5

3. Социально-психологический портрет себя по четырем методикам 3. Результаты теста смысложизненных ориентацией ( СЖО) 1. Цели – 10 2. Процесс – 23 3. Результат – 12 4. Локус контроль я — 9 5. Локус контроль – жизнь – 21 4. Метод диагностики межличностных отношений ДМО Т. Лири( Я идеальное; Я реальное). 1. Реальное я – Дружелюбие – 8. 2 Доминирование – 16. 2 2 Идеальное-я – Дружелюбие -3. 5 Доминирование – 5. 5 Реальное – я Идеальное я 1. Властный – 1 1. Властный – 9 2. Независимый – 1 2. Независимый – 6 3. Агрессивный – 3 3. Агрессивный – 6 4. Недоверчивый – 2 5. Покорный – 13 5. Покорный – 7 6. Зависимый – 7 6. Зависимый – 6 7. Сотрудничающий – 7 7. Сотрудничающий – 6 8. Великодушный — 7

4. Составление программы «фокусгруппы» Фокус-группа – качественный метод исследования, который позволяет в процессе групповой дискуссии выявить отношение к тому или иному социальнопсихологическому явлению, знание о продукте. Фокус-группа используется так же для формирования и создания рекламы, формированию в группе корпоративной культуры, для создания имиджа того или иного политического деятеля. Фокус-группа состоит из 5 -7 человек в одной группе (проводят от 10 до 20 групп), длится от полутора до двух часов. Участниками являются как правило студенты и пожилые люди, которые испытывают финансовые трудности. Модератор формирует группу и проводит ее, ведется съемка, для дальнейшего анализа.

4. Составление программы «фокусгруппы» Пример: Что такое семья? 1. Семья для меня это… (20 свободных высказываний) 2. Семья без детей и с детьми, преимущества одной и другой семьи. 3. Какие отношения могут быть в семье? 4. Что влияет на отношения в семье: деньги, социальный статус, отношение родителей 5. Нужно ли формировать традиции в молодой семье? Что такое традиции? Задание: Программа фокус группы. Вводная беседа о том, о чем хотим поговорить. Затем вопросы, чтобы создать некую затравку дискуссии Основные 3 вопроса Последнее, вопросы на осознание Вопрос на обобщение Литература: О. Т. Мельникова «Фокус-группа, как качественный метод исследования в психологии»

4. Составление программы «фокусгруппы» (пример) Программа фокус группы на тему: Отношение студентов факультета психологии к своей профессии психолога. Традиционная группа. Кол-во участников в интерактивной фокусированной дискуссии 8 -10 человек. Структура сценария 1)Введение (10 -15 мин). Цель данного этапа: знакомство с группой и с целью дискуссии. Необходимо обозначить важность и значимость мнения каждого участника по заданной теме, и объяснить то, что мнение каждого будет учитываться, не будет осуждено и не будет подвергаться критике. Пример: Добрый день! Меня зовут Ольга, сегодня я хотела бы поговорить с Вами о том, каким образом вам представляется профессия, на которую вы учитесь и как вы относитесь к выбранной Вами профессии психолога.

4. Составление программы «фокусгруппы» (пример) 2)Фоновые вопросы (10 -20 мин) Цель этого этапа: подвести участников дискуссии к её цели, помочь участникам сориентироваться в вопросе и привыкнуть другу. Пример: -Что вы понимаете под психологией? — Что по вашему мнению представляет собой профессия психолога ? — Какое место занимает в вашей жизни психология? 3) Основная часть (30 -40 мин) Цель этого этапа: задать участникам конкретные вопросы по теме дискуссии 1)Как вы считаете, какими качествами должен обладать психолог? (напишете 10 качеств) 2)Что вас привело в психологию? 3)Могли бы вы заниматься той отраслью психологии, которая была бы вам не интересна, но приносила бы большой доход? 4)Как вы думаете, востребована ли в наше время профессия психолога? 5)Чем вы планируете заниматься после того, как получите профессию психолога?

4. Составление программы «фокусгруппы» (пример) 4) Заключительная часть Цель данного этапа: подвести итог всех мнений, разногласий и соглашений, появившихся во время дискуссии. Получение обратной связи: Что вы считаете самым значимым в обсуждении данной темы? Повлияла ли на ваше мнение данное обсуждение темы? Благодарим вас за участие в Фокус группе!

4. Составление программы «фокусгруппы» (пример) Оговорим несколько правил, которых мы будем придерживаться в ходе беседы. 1. В рамках нашего общения запрещена персональная критика в адрес кого-либо из присутствующих. 2. Также не следует перебивать выступающего. 3. В том случае, если вы не согласны с мнением предыдущего выступающего, в своем выступлении желательно аргументировать свою точку зрения. 4. Важно уважать мнения друга и обращаться корректно к другим членам группы. 5. У нас нет правильных или ошибочных суждений, поэтому Вы можете свободно и искренне высказывать свое мнение. 6. Все, что мы с Вами сегодня обсудим, будет носить конфиденциальный характер. Ваши ответы останутся анонимными, а использованы будут исключительно в целях нашего исследования.

5. Контент-анализ социальнопсихологической статьи. Контент-анализ используется в социальной психологии, так как она практикоориентированная, когда мы используем качественные методы исследования, то нам необходим инструмент. Метод контент-анализа позволяет посчитать и доказать нашу состоятельность в том, что мы действительно правы. Иначе это будет субъективная точка зрения самого исследователя. Метод контент-анализа социально-психологической статьи. Методическое пособие Т. Г. Стефаненко и Н. Н. Богомоловой «Метод контент-анализа в социальной психологии» 5 задание: Контент-анализ социальнопсихологической статьи. Методическое пособие Т. Г. Стефаненко и Н. Н. Богомоловой «Метод контент-анализа в социальной психологии»

5. Контент-анализ социальнопсихологической статьи.

5. Контент-анализ социальнопсихологической статьи (пример).

present5.com