К социальным функциям культуры относятся нормативная функция – CGI script error

В-23_Социальные функции культуры

Социальные функции культуры

Культура представляет собой многофункциональную систему. В культурологии понятие функции используется в смысле служебной роли той или иной системы, например, культуры или ее элементов, в контексте удовлетворения тех или иных потребностей людей. Культура по своей природе функциональна. Она всегда для чего-то, должна «работать». Не поддерживаемая усилиями человека и не потребляемая им, она разрушается, угасает и гибнет.

Термин «функция» (от лат. functio«исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».

Функции, которые выполняет в обществе культура следующие:

Познавательная функция (или гносеологическая) Важнейшим элементом культуры являются систематизированные знания о мире. В современную эпоху культура превратилась в важный интегрирующий фактор, который пронизывает все виды человеческой жизнедеятельности. Сюда включаются не только научно-технические достижения, но и самопознание общества, нации, человека.

Информационная функция (или функция передачи социального опыта).

Культура исторична по своей природе. Ее настоящее существует в отношении к прошлому и формирует будущее. Благодаря культуре происходит трансляция социального опыта от одного поколения к другому. Если же мы говорим об одном историческом периоде, то посредством культуры происходит передача информации от одной страны к другой, от одного народа — к другому.

Социальные качества человека не заложены генетически, и общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, помимо культуры, которая сохраняет его в результатах труда, в понятиях, в формулах науки и языках искусства. В этом смысле культуру можно назвать «негенетической памятью» человечества.

С развитием культуры объем знаний постоянно растет. Есть знания, которые в одних культурах признаются истинными, а в других – ложными. Овладение культурой требует освоения накопленных разнообразных знаний.

Культура в отличие от регуляции поведения у животных несет в себе программу деятельности, которая не заложена в генах, ей надо учиться. Культурные нормы регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь – еду, одежду, отношения между мужчиной и женщиной, развлечения и труд. Уровень овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили информацию и придерживаемся программ поведения, предписанных культурой.

Но, программируя поведение человека, культура не лишает его свободы выбора действий. Все дело в том, насколько человек способен к свободному выбору.

Коммуникативная функция, которая неразрывно связана с информационной.

Любую деятельность людей (производственную, идеологическую, политическую, религиозную и т.д.) сопровождает

слово. Язык является продуктом культуры, обеспечивает универсальное общение между людьми, но он также является и средством овладения той или иной культурой. Процесс общения может осуществляться и при помощи специфических языков искусства (музыки, танца, кино и т.д.), а также языков науки (математических символов, химических формул и т.д.). Воспринимая информацию, заключенную в памятниках культуры, человек вступает в опосредованное общение с создавшими эти памятники людьми.

Чрезвычайно важным фактором распространения культуры стало появление средств массовой информации (печать, радио, телевидение и т.д.). Технические средства с одной стороны расширяют возможность общения, а с другой усложняют его, так как косвенное общение в этом случае преобладает над непосредственным, которое было доминирующим в предыдущие периоды истории: выставку показывают по телевизору и не обязательно идти в выставочный зал, концерт можно послушать по радио.

Нормативная функция (или функция регуляции).

Культура выступает в качестве системы требований, предъявляемых обществом ко всем сторонам деятельности людей. Сюда включаются и трудовая деятельность человека, и сфера межличностных отношений. При помощи культуры оценивается соответствие поведения человека или группы людей тем нормам и принципам, которые приняты в обществе.

Эта функция поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право. Таким образом, культура регулирует повседневное поведение человека во всех сферах жизни.

Гуманистическая функция.

Сущность этой функции заключается в том, что культура формирует определенный тип личности, соответствующий интересам общества. В средневековье это был рыцарь, а при социализме — активный борец за построение коммунистического общества.

Человекотворческая функция (как еще можно назвать гуманистическую функцию культуры) проявляется в единстве двух процессов: процесса социализации (то есть освоения общественных отношений) и процесса индивидуализации

(то есть освоения этих отношений в неповторимой индивидуальной форме).

Адаптивная функция. Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. У разных народов, обитающих в различных условиях, в их культуре исторически закрепляются способы адаптации к природной среде (например, в способах лечения, строительства жилья и т.п.), изобретается масса вещей, средств и способов обеспечивать безопасность и комфорт, наполнить жизнь удовольствиями и развлечениями. Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою духовную сущность, уменьшая свою зависимость от сил природы.

Функция социализации. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Социализация начинается в детстве. Важная роль здесь принадлежит семье (пример родителей), сверстникам, учителям и др. В дальнейшем — школа, другие учебные заведения, средства массовой информации, трудовые коллективы, неформальные группы. Немалое значение имеет и самовоспитание

.

Социализация имеет своеобразие в различных исторических и национальных культурных контекстах (российских, американских, индийской и др.). От этого контекста зависят не только формы деятельности, но и формы отдыха, развлечения, психической разрядки: праздники, игры, спорт, массовое искусство, разнообразные «хобби». Все эти формы регулируются культурными нормами и имеют ритуальный характер.

Дисфункции культуры. Дисфункции культуры – это ее негативные воздействия на природу, общество и человека. Реальное функционирование культуры дает не только решение той или иной задачи, но и порождает множество побочных эффектов, которые не были предусмотрены, а нередко и не могли быть предусмотрены, творцами культуры. Эти эффекты могут иметь пагубные последствия.

«Нормативная недостаточность» может вести к росту преступности, падению нравственности. Однако «нормативная избыточность» в свою очередь ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность. В результате замедляются темпы развития общества и наступает застой.

Информационная функция. Общение в СМИ носит односторонний характер, способствуя чувству одиночества. Один из парадоксов современной культуры состоит в том, что масса контактов вместе с тем предполагает дефицит общения.

Интегративная функция культуры также имеет противоречивый характер: культурные различия порой затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. «Мы» и «они», «свои» и «чужие» – это реальности жизни, они порождают вражду и нередко военные столкновения. Современная цивилизация предпринимает большие усилия для социализации молодых, но делает это нередко за счет пожилых людей, социализации которых не уделяется должного внимания. Неудачи социализации, отклонение от социально одобряемых форм жизни (отклоняющееся поведение), существование негативных культурных образцов тоже имеют свои корни в культуре.

Сплошь и рядом, то, что является функциональным по отношению к потребностям и целям одних социальных групп людей, будет дисфункциональным для других. Например, рок-музыка является функциональной по отношению к потребностям современной молодежи и дисфункциональной по отношению к старшему поколению, воспитанному на других образцах музыкальной культуры. Телевизионная реклама функциональна по отношению к интересам коммерческих кругов и дисфункциональна по отношению к большинству телезрителей, сознанием которых она манипулирует и т.д.

Дисфункций культуры избежать нельзя. Культурное развитие неодолимо и избежать его так же невозможно, как и избежать дисфункций культуры.

Итак, основные функции культуры в обществе: познавательная, информационная, коммуникативная, нормативная гуманистическая, адаптивная и функция социалихзации. Такое строгое разделение существенно для удобства изучения. В реальной жизни они тесно переплетены и взаимосвязаны между собой.

studfiles.net

1. 4 Основные социальные функции культуры

На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции.

1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и истори­ческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых су­ществ адаптируется к среде своего обитания.

2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности — чувство «мы»;

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людь­ми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, по­скольку именно культура дает средства общения -знаковые сис­темы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприя­тия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуни­кации явилась членораздельная речь.

4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средст­ва и способы. Под социализацией понимается включение индиви­дов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, зна­ний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обще­ству, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

По мнению Г.В. Драча, культура — как многофункциональная система, имеет еще одну очень важную функцию — трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По другим классификациям к функциям культуры относятся:

1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека.

2) Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

3) Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках) функция — занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей, литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

4) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

1) Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу».

2) Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и техно­логические достижения и т.п.).

3) Коммуникативная функция культуры. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий.

4) Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации.

5) Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью, поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызван­ные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

studfiles.net

Социальные функции культуры | Мудрый Философ

Культура как способ организации общественной, групповой или индивидуальной жизни, допускает возможность самых разно­образных решений человеческих проблем, применительно к кон­кретным условиям социокультурного времени и пространства. Ка­кие же функции должна осуществлять культура, чтобы обеспечить, с одной стороны, стабильность жизни людей, а с другой — сделать возможными новые подходы к меняющемуся миру? Иными словами, что входит в круг деятельности, в основные социальные обя­занности культуры?

Структурная сложность общества обуславливает много­функциональность культуры. В культурологии предпринимаются попытки сгруппировать различные функции, выстроить их иерар­хию. Например, предлагается выделить (1) адаптивный, (2) регу­лятивный и (3) познавательный комплексы функций, объединяе­мые основной задачей воспитания высоконравственной, гуманной личности. К первому комплексу отнесены адаптационная, социа­лизирующая и гармонизационная функции. Культура, с этой точки зрения, выстраивает стратегию приспособления общества к окру­жающей среде, вхождение человека в коллективную жизнь, а также согласование иррациональных и рациональных сторон индивиду­ального бытия.

Регулятивный комплекс — это взаимосвязь аксиологической (ценностной), нормативной и семиотической функций. Иными словами, благодаря существующей в культуре системе норм чело­век вырабатывает ту или иную ценностную ориентацию (действен­ные предпочтения). В то же время, культурные нормы выступают как более или менее строгие требования, подчиняющие отдельного индивида сообществу. Чтобы сохранить и продлить действенность столь важных правил, вырабатываются всевозможные средства их фиксации — знаки и символы (семиотическая функция).

Познавательный комплекс может рассматриваться как объе­динение гносеологической, коммуникативной и трансляционной функций культуры. Задачей культуры, в данном аспекте, становит­ся накопление и передача знаний, необходимых для освоения ми­ра.

Для организации жизни общества, если иметь в виду коллек­тивные потребности людей, наиболее существенными, ведущими являются функции коммуникации, трансляции и трансмутации, которые пронизывают весь круг задач культуры.

Коммуникативная функция культуры заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а потом вместо них, перестраивая их, люди создают все новые и новые способы обме­на данными, мыслями, чувствами. Культура не обеспечивает пере­дачу информации автоматически, в отличие, скажем, от генетиче­ского кода в природе, даже когда речь идет о выживании сообще­ства. Общение как культурный процесс должно постоянно поддер­живаться творческими усилиями его участников. Оно требует от человека умение оформлять содержание собственного сознания и понимать других людей.

Величайший продукт культуры, который обеспечивает ком­муникацию — слово. Речь, устная и письменная, есть древнее и вечно молодое работающее изобретение культуры. И пусть поэт сказал когда-то, что «мысль изреченная есть ложь», подчеркивая отличие индивидуального переживания от его словесного выраже­ния «для других», потенциал словесно-знакового способа общения человечество еще не исчерпало. В значительной степени оно под­чинило себе и преобразовало наглядно-образную коммуникацию (показ, передача образов и чувств через внушение, сопереживание и др.), имеющую более древние корни, чем речевое общение.

О высоком культурном значении речевой коммуникации сви­детельствует широко распространенная во всем мире практика включения в школьное и университетское образование громкого художественного чтения, тренировки быстрого чтения (начальная школа), сочинения и пересказа (в средней школе), составления и произнесения докладов, дебатирования и управления дискуссией (в высшей школе). В Японии, например, в пятидесятые годы прошлого столетия была разработана программа «Языковое сущест­вование», имеющая научное, педагогическое и практическое со­держание. Резонно отмечая скудость природных ресурсов и высокую плотность населения, авторы этой программы предложили об­ратить внимание на культурный потенциал народа и повысить его эффективность путем реформы речевой деятельности и языка. Так, взамен сословной вежливости предлагались общенациональ­ные, более демократичные формы речевого этикета. Но в отличие от послереволюционной России, где этикет был сознательно упро­щен и огрублен как еще один вызов в жестокой классовой борьбе, в Японии главной была задача созидания атмосферы социальной кооперации, комфорта, поддержания общественного единства. По мнению японцев, речевая коммуникация, построенная на всеобщей взаимной вежливости, с учетом народных традиций, повышает трудовой энтузиазм и производительность труда, смягчает соци­альные конфликты.

Трансляционная функция культуры — это, по сути, та же ком­муникация, но развернутая в социально-историческом времени и пространстве. Под трансляцией следует понимать, прежде всего, передачу социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает наследование условий совместного существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регулирова­ния жизни. Этого требует, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние на который могут иметь лишь культур­ные факторы.

Трансляция — всеобъемлющая и многоплановая функция. В ней можно выделить, например, духовный и материальный компо­ненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человекотворческой функцией культуры, ибо направлена на фор­мирование личности, ее качеств, в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают, в первую очередь, те социальные институты и отношения, которые мы при­выкли называть системой воспитания и образования.

Материальная, или предметная сторона культурной транс­ляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как «само собой разумеющийся» мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря культурному наследованию превра­щается в техносферу. Особое значение для выживания человече­ства имеют механизмы наследования технологических знаний и практических навыков. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах-обозначениях вещей, но и в понятиях об объективных свой­ствах предметов и процессов, вовлеченных в человеческую дея­тельность.

В последнее время высказывается мнение, что культурная трансляция в будущем должна быть расширена и преобразована. Нарастание экологических проблем, вызванных недальновидной деятельностью человека, заставляет предположить, что грядущая цивилизация неминуемо станет биосферотранслирующей. Ответ­ственность за существование и воспроизводство биосферы должно взять на себя культурное человечество. Новые горизонты откры­вают и космические программы, технологическое освоение около­земного пространства, проекты колонизации планет Солнечной системы.

Изучение возможностей функции культурной трансляции по­казывает, что у нее есть определенные перспективы, возможности, а вместе с тем и границы. Очевидно, что объем социальной памяти постоянно возрастает, однако прирост информации не может быть бесконтрольным. Люди, жившие до нас, своей деятельностью из­менили мир, и тем самым поставили нас, своих наследников, в но­вые условия. Привычные для прошлого культурные формы уже не удовлетворяют потребности новых поколений. Возникает необхо­димость культурного отбора и выбора, то есть способности управлять информационными потоками.

Здесь следует указать на функцию трансмутации, в которой концентрируется творческая сторона культуры. Мутацией принято называть реорганизацию структур воспроизводства информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была устойчивой, необходимо разнообразие форм культурной наследственности. Сохранение социальной системы путем усиления многообразия элементов и связей между ни­ми — таково основное назначение функции трансмутации.

Напри­мер, в примитивных сообществах имя человека или вещи никогда не бывало случайным, поскольку в нем воплощалась предсказан­ная «программа» поведения или известный уже порядок действий. Однако сведения, которые накапливаются со временем в связи с их значимостью для человеческого сообщества, не могли беско­нечно сохраняться ни в рамках индивидуального опыта, ни в коллективном мифологическом сознании. Поэтому позже возникают новые, надындивидуальные каналы накопления и передачи культурной информации — наука, философия, искусство и др. В них вы­рабатываются критерии определения значимости информации, отсеивается культурный «шум», идет борьба между разными вариантами решения насущных проблем человечества.

Перечень социальных функций культуры можно расширить за счет, например, игровой, рекреативной, стилеобразующей и прочих задач. Некоторые исследователи полагают, что культуре присуща также «репрессивная» функция, суть которой в подавле­нии биологической агрессивности человека социальными средст­вами, преобразовании ее в социально приемлемые формы (худо­жественное и техническое творчество, спортивное состязание, на­учная полемика).

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

1. Основные функции культуры
2. Сущность культуры
3. Структура культуры и ее основные элементы
4. Предмет и объект культурологии
5. Исходное значение термина «культура» и современное содержание этого понятия

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

www.mudriyfilosof.ru

1. 4 Основные социальные функции культуры

На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции.

1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и истори-ческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых су-ществ адаптируется к среде своего обитания. У растений и жи-вотных это происходит в процессе биологической эволюции бла-годаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише). Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закреплен-ной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устой-чивой форме животного существования. Поэтому он не в состоя-нии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусствен-ную, культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной эколо-гической нише обернулись способностью осваивать любые при-родные условия путем формирования искусственных условий своего существования — культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопле-ния опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, политических и социальных отношений выполняют адаптивную роль.

2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функциякультуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности — чувство «мы»;

Однако солидарность между «нашими» может сопровож-даться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности предполагает существование представителей кругов — «они». Поэтому функция по интегрирования имеет своей обратной стороной дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свиде-тельствует, что культурные различия между сообществами не-редко становились причиной противостояния и вражды.

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуни-кации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людь-ми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, по-скольку именно культура дает средства общения -знаковые сис-темы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприя-тия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуни-кации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди полу-чил и необычайно широкие возможности передачи друг другу раз-нообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и техниче-ских символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складыва-ются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансля-ции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохране-нием и распространением информации.

4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средст-ва и способы. Под социализацией понимается включение индиви-дов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, зна-ний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обще-ству, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации поз-воляет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обы-чаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложив-шихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональ-ный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать за-фиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, об-щественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определен-ные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поко-ление благодаря социализации.

По мнению Г.В. Драча, культура — как многофункциональная система, имеет еще одну очень важную функцию —трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называютфункцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По другим классификациям к функциям культуры относятся:

1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические

так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

2) Регулятивная (нормативная) функциякультуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

3) Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках)функция— занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей, литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

4) Ценностная, или аксиологическая функцияотражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Н.Г. Багдасарьян среди функций культуры выделяет следующие: преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, информационную, нормативную. Приступим к их характеристике.

1) Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу».

Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

2) Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и техно-логические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопас-ности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

3) Коммуникативная функция культуры. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнеде-ятельности людей.

4) Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

5) Нормативная функциякультуры обусловлена необходимостью, поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызван-ные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Таким образом, что бы ни являлось основой функционального анализа феномена культуры, главное здесь то, что все богатство и целостность каждой культуры, формирует определенный способ осознания и мира, и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, называется культурная картина мира — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Так в конечном итоге смысловые связи, образованные благодаря культуре формируют те фундаментальные ритмы, образы и значения человеческой жизни, те пространственные и временные зависимости, которые составляют предпосылку культурного процесса.

studfiles.net

8. Основные функции культуры.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.

Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

Функция социализации и инкултурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, а инкультурацией — процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Эти близкие процессы возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны, поэтому из Маугли или из Тарзана никогда не получился бы настоящий человек. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными.

9. Человекотворческая функция культуры.

Культура олицетворяет творческую деятельность в предметах, необходимых для жизнедеятельности человека, выступает воплощением созданных людьми материальных и духовных ценностей. Культура определенная суть человека. Мера развития культуры определяется мерой развития жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека воплощается, в первую очередь, во множестве создаваемых материальных и духовных вещей: в новых средствах труда, новых продуктах питания, новых элементах материальной инфраструктуры быта, производства, новых научных идей, политических и идеологических концепций, религиозных верований, моральных регуляторах.

В процессе творческой человеческой жизнедеятельности развивается весь комплекс социально-политического бытия человека: складываются новые социальные общности и отношения между ними, более эффективные формы управления и самоуправления в обществе, новые институлизовани структуры духовного производства, связки, между разными народами и государствами, новые информационные каналы но др. В результате активной человеческой жизнедеятельности развиваются, обогащаются все общественные формы жизни, прогрессирует общество как сложный социальный организм. Следовательно, культура является выражением достигнутого человеком уровня исторического прогресса. И наоборот, по словам Йоганна гете, мерой культурного мира является триумф исключительно человеческого, все имеет значение лишь постольку, поскольку носит гуманный характер. Интеграл культуры человек и человечность. Человек существует, функционирует, творит, выступая субъектом превращения природы. В образовывающей жизнедеятельности человек производит, создает не только внешние предметы, идеи, социальные явления, но и изменяет социальный мир своей жизнедеятельности, а, следовательно, и себя. Так что, в человеческой жизнедеятельности присутствуют два разных потока: в одном производятся формы общности, а во втором человек. Жизнедеятельность человека это целостный поток, который составляет два уровни, неразрывно взаимосвязанных и опосередковуючих друг друга: превращение общественных форм и развитие общественного человека. Культура — это культ человеческого бытия, творения человека, из имеющегося бытия. Создавая человека, культура создает и себя. Культура всегда е самим творчеством.

Человекотворческая, гуманистическая суть культуры раскрывается через познание социальных функций. Основные социальные функции культуры: познавательная, коммуникативная, прогностическая, регулятивная, ценностно-ориентированная. Все они органично взаимоувязываются. Культура целостное явление. Целостность оказывается в единстве всех элементов, которые создают ее структуру, а также функционально. Функциональное единство предопределено человекотворческой сутью, что позволяет говорить об интегративну и генерализуючу функции культуры. В таком качестве выступает человекотворческая функция. К человекотворческой сути культуры философы пришли не сразу. Есть много оснований утверждать, что первым стал Марк Туллий Цицерон. Рассматривая ораторское искусство как наиболее полное проявление культуры, выдающийся римский философ увидел способ подъема, самоутверждения лица. Ораторское искусство вдохновляет лицо. Культура развивает лицо, и в этом, думал Цицерон, заключается ее главная функция. Подобные взгляды имели Вергилий, философы эпохи Возрождения, мыслители, Томас Гоббс, Йоганн Гердер, Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, французские материалисты XVIII ст. Человекотворческую суть культуры отмечали философы Иммануил Кант и Георг Гегель. В их трудах идея органического единства человека и культуры приобрела самое широкое обоснование, которое нашло развитие уже на материалистической почве у Карла Маркса. В его трудах прослеживается глубокое понимание внутренней гуманистической сути культуры, направленности, на развитие лица, единства культуры и личности, труда и воспитания, но др.

studfiles.net

Социальные функции культуры

Количество просмотров публикации Социальные функции культуры — 551

1. Образовательная и воспитательная функция культуры. Культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть освоения знаний языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа и всœего человечества.

2. Интегративная и дезинтегративная функция культуры. Освоение культуры создает у людей — членов того или иного общества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культура обеспечивает целостность общества. Но, сплачивая одних на базе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие общества и общности. Внутри этих более широких обществ и общностей могут возникать конфликты. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культура может (и нередко выполняет) дезинтегрирующую функцию.

3. Регулирующая функция культуры. В процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Οʜᴎ формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов (девиантное поведение) приводит к определœенным санкциям, которые установлены сообществом и поддерживаются общественным мнением и различными формами институционального принуждения.

Взаимоотношение социума и культуры выражается в их противоречивом единстве, в котором каждая сторона – и цель, и средство, и условие, и результат для другой. Т.е., с одной стороны, культура есть способ существования социума (общества), а с другой, социум является для культуры источником энергии и остальных средств ее существования.

Цивилизациейпринято называть: 1) культурно-исторический тип развития общества; 2) устойчивое культурно-историческое сообщество людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отличается общностью духовно-нравственных ценностей, культурных традиций; экономическим и технологическим базисом; общими этническими признаками, географическими рамками.

Противопоставление культуры и цивилизации связано с теорией замкнутых культурных циклов и, прежде всœего, с именем Освальда Шпенглера (ʼʼЗакат Европыʼʼ), который предсказывал неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. По Шпенглеру, человеческая история является историей замкнутых культурных циклов. Каждая культура в своем развитии проходит следующие фазы: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На базе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции каждой из культур выделяются два главных этапа: этап восхождения (собственно культура) и этап нисхождения (цивилизация). Первый из них характеризуется органическим типом эволюции во всœех сферах человеческой жизни, второй – механическим типом эволюции, представляющим собой окостенение органической жизни культуры и ее распад. Эпоха закостеневания творческих начал культуры и является эпохой ее распада. Эпоха закостеневания творческих начал культуры в механически-безжизненных формах цивилизации сопровождается, по Шпенглеру, процессами омассовления, проникающими во всœе сферы человеческой жизни. Символами этого омассовления являются огромные города. Процесс омассовления, означающий развитие цивилизации на базе количественного принципа, заменившего принцип культуры, находит свое дополнение в глобализации форм и способов человеческого существования – хозяйства, политики, техники, науки и т.д.; а это, в свою очередь, свидетельствует о господстве в жизни человека принципа пространства над принципом времени

В противоположность этой теории марксистская социология, подчеркивает прогресс и преемственность во взаимоотношении культур, усматривает цивилизации одну из фаз развития культуры, один из необходимых этапов исторического процесса, который связан с воплощением достигнутого уровня духовной культуры в системе материального производства и в социальных отношениях. Причем переход духовной культуры на ступень цивилизации представляет собой необходимую характеристику каждой из обществено-экономических формаций.

referatwork.ru

1. 4 Основные социальные функции культуры

На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции.

1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и истори­ческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых су­ществ адаптируется к среде своего обитания. У растений и жи­вотных это происходит в процессе биологической эволюции бла­годаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише). Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закреплен­ной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устой­чивой форме животного существования. Поэтому он не в состоя­нии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусствен­ную, культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной эколо­гической нише обернулись способностью осваивать любые при­родные условия путем формирования искусственных условий своего существования — культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопле­ния опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, политических и социальных отношений выполняют адаптивную роль.

2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности — чувство «мы»;

Однако солидарность между «нашими» может сопровож­даться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности предполагает существование представителей кругов — «они». Поэтому функция по интегрирования имеет своей обратной стороной дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свиде­тельствует, что культурные различия между сообществами не­редко становились причиной противостояния и вражды.

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людь­ми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, по­скольку именно культура дает средства общения -знаковые сис­темы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприя­тия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуни­кации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди полу­чил и необычайно широкие возможности передачи друг другу раз­нообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и техниче­ских символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складыва­ются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансля­ции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохране­нием и распространением информации.

4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средст­ва и способы. Под социализацией понимается включение индиви­дов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, зна­ний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обще­ству, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации поз­воляет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обы­чаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложив­шихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональ­ный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать за­фиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, об­щественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определен­ные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поко­ление благодаря социализации.

По мнению Г.В. Драча, культура — как многофункциональная система, имеет еще одну очень важную функцию — трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По другим классификациям к функциям культуры относятся:

1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические

так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

2) Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

3) Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках) функция — занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей, литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

4) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Н.Г. Багдасарьян среди функций культуры выделяет следующие: преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, информационную, нормативную. Приступим к их характеристике.

1) Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу».

Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

2) Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и техно­логические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопас­ности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

3) Коммуникативная функция культуры. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнеде­ятельности людей.

4) Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

5) Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью, поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызван­ные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Таким образом, что бы ни являлось основой функционального анализа феномена культуры, главное здесь то, что все богатство и целостность каждой культуры, формирует определенный способ осознания и мира, и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, называется культурная картина мира — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Так в конечном итоге смысловые связи, образованные благодаря культуре формируют те фундаментальные ритмы, образы и значения человеческой жизни, те пространственные и временные зависимости, которые составляют предпосылку культурного процесса.

studfiles.net