К муниципальной собственностью относится имущество принадлежащее – Статья 215. Право муниципальной собственности. 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность занимает важное место  в составе экономической основы местного самоуправления.

Институт муниципальной  собственности получил свое закрепление  в Законе «О собственности в РФ» 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г., в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8).  В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,   государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также  наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью

Правовое регулирование  муниципальной собственности в  РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Кроме перечисленных выше к ним относятся: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст. 125, 215)

Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Все законы субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении закрепили нормы  о муниципальной собственности.

Различия муниципальной собственности и государственной в научной литературе проводятся по следующим основаниям:

По субъектам. Субъектом государственной собственности  является народ РФ и органы государственной  власти, а субъектом муниципальной  собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов гос. власти.

По объектам. Объектом права государственной  собственности может быть любое  имущество, а объектом муниципальной  собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности.

По основаниям приобретения и прекращения права  собственности. Некоторые основания  приобретения права государственной  собственности не могут быть основаниями  приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор).

По содержанию. Права собственника муниципальной  собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву  распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами). 

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности   муниципальные образования.  То, что собственность принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав  и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета. 

От имени муниципальных образований своими действиями могут  приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальное образование, согласно ГК отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

Обращение взыскания  на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся  в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное  имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения  или другого муниципального образования.

stud24.ru

22.Государственная и муниципальная собственность.

Государственной собственностью в РФявляется:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъ­ектам РФ, — собственность субъектов РФ;

3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные обра­зования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юри­дическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образо­вание отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на право хо­зяйственного ведения или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреж­дениями, составляют государственную казну Российской Федера­ции, казну субъекта РФ,

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселе­ниям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица.Имущество, нахо­дящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное имуще­ство, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляютмуниципальную казну соответствую­щего муниципального образования.

Имущество, находящееся в государственной или муници­пальной собственности, может быть передано его собственни­ком в собственность граждан и юридических лиц, то есть прива­тизировано.

Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой. Общая собственность без определе­ния таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой. Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и из­менения долей в зависимости от вклада каждого из них в обра­зование и приращение общего имущества.

Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю. Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и поль­зование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохране­нию. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за ко­торую она продается, и на прочих равных условиях.

studfiles.net

Статья 33. Муниципальная собственность. 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, средства местного бюджета и муниципальных внебюджетных фондов, имущество органов местного самоуправления, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности местного сообщества.
3. Муниципальная собственность формируется из:
муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу настоящего закона;
объектов (имущества) государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий;
иного имущества, находящегося на территории муниципального образования и признаваемого в установленном гражданским законодательством порядке муниципальной собственностью;
объектов собственности, созданных и приобретенных на законных основаниях.
4. Местное сообщество самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.
5. От имени муниципального образования право пользования и распоряжения муниципальной собственностью передается органам и должностным лицам местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В случаях, предусмотренных настоящим законом и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет население непосредственно.
6. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может передаваться муниципальным предприятиям и учреждениям в хозяйственное ведение или оперативное управление в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
7. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну муниципального образования.
8. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с частной, государственной и иными формами собственности и не может быть изъята иначе как в судебном порядке, в случаях, предусмотренных законодательством.
9. Условия отчуждения, в том числе порядок и условия приватизации муниципальной собственности, определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Статьи 34. Финансовая основа местного самоуправления
1. Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета и целевых фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ленинградской области.
2. Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ленинградской области местные налоги, сборы, штрафы и иные платежи, являющиеся источниками финансовых средств для осуществления функций самоуправления, а также льготы по их уплате.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
4. Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
5. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
——————————————————————
О вступлении в силу статьи 35 см. статью 53 данного документа. Статья 35. Местный бюджет
1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных поселений и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
4. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы, штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Ленинградской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными и областными законами, закрепленные на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи в аренду и отчуждения муниципального имущества, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
5. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ленинградской области.
6. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Ленинградской области.

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

Статья 66. Муниципальная собственность. 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью.

2. В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, средства местного бюджета и муниципальных внебюджетных фондов, имущество органов местного самоуправления, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности местного самоуправления.
3. Муниципальная собственность формируется из:
— муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу областного закона «О местном самоуправлении в Ленинградской области»;
— объектов (имущества) государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий;
— иного имущества, находящегося на территории муниципального образования и признаваемого в установленном гражданским законодательством порядке муниципальной собственностью;
— объектов собственности, созданных и приобретенных на законных основаниях.
4. Население муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.
5. От имени муниципального образования право пользования и распоряжения муниципальной собственностью передается органам и должностным лицам местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном настоящим Уставом.
В случаях, предусмотренных областным законом «О местном самоуправлении в Ленинградской области» и настоящим Уставом, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет население непосредственно.
6. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может передаваться муниципальным предприятиям и учреждениям в хозяйственное ведение или оперативное управление в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
7. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну муниципального образования.
8. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с частной, государственной и иными формами собственности и не может быть изъята иначе как в судебном порядке, в случаях, предусмотренных законодательством.
9. Условия отчуждения, в том числе порядок и условия приватизации муниципальной собственности, определяются населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет и распределяются в соответствии с решениями представительного органа местного самоуправления.

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — это… Что такое МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ?


МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

разновидность публичной собственности, субъектами которой (собственниками) являются муниципальные образования (п. 1 ст. 215 ГК РФ). М.с. — не разновидность государственной, а самостоятельный вид публичной собственности.поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями (хотя их положение как собственников строится по модели государственной собственности).

Субъекты права М.с. — городские и сельские поселения и другие муниципальные образования как целое, но не их органы; последние лишь осуществляют те или иные правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ).

Объектами М.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и Другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения,оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также предметы бытового, потребительского характера. В состав М.с. входят и принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акг^ц-онерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры. Государственное имущество, которое должно относиться к М.с., в основном перечислено в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1. Имуще-ство, изъятое из оборота или ограниченное в обороте, может находиться в М.с. только по специальному разрешению государственных органов. В соответствии с этим в собственности М.с. не могут быть объекты исключительной государственной собственности: участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). Земля и другие природные ресурсы являются объектами М.с. лишь в той мере, в какой это прямо допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 2 ст. 214, п. Зет. 129 ГК РФ).

Находящееся в М.с. имущество подразделяется на закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления:»распределенное» муниципальное имущество, которое не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов муниципального образования, и «нераспределенное» муниципальное имущество (прежде всего средства соответствующего бюджета), составляющее казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Последний вид имущества может быть объектом взыскания кредиторов муниципального образования по его самостоятельным долгам(п.1 ст. 126 ГК РФ).

Суханов Е.А.

Энциклопедия юриста. 2005.

  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Смотреть что такое «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» в других словарях:

  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — по законодательству РФ в МУНИЦИПАЛЬНУЮСОБСТВЕННОСТЬ района, города и входящих в них административно территори альных образований находятся имущество местных органов государственнойвласти и местного самоуправления, средства местного бюджета и… …   Финансовый словарь

  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . ГК… …   Юридический словарь

  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ст. 212… …   Юридическая энциклопедия

  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, собственность района, города и входящих в них административно территориальных образований. В Российской Федерации к муниципальной собственности относятся имущество местных органов государственной власти и местного… …   Современная энциклопедия

  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — собственность района, города и входящих в них административно территориальных образований. В Российской Федерации к числу объектов муниципальной собстсвенности относятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Муниципальная собственность — Муниципальная собственность  это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети,… …   Википедия

  • Муниципальная собственность — собственность района, города и входящих в них административно территориальных образований. В Российской Федерации к числу объектов муниципальной собственности относятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления,… …   Политология. Словарь.

  • Муниципальная собственность — собственность муниципального образования;… Источник: Федеральный закон от 28.08.1995 N 154 ФЗ (ред. от 21.07.2005) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации …   Официальная терминология

  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — имущество, находящееся в распоряжении, ведении муниципальных органов власти. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • Муниципальная собственность — (англ municipal property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям и др. муниципальным образованиям. М.с. новый для РФ экономико правовой институт. Местные Советы, предшественники современных …   Энциклопедия права

  • муниципальная собственность — собственность городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции. В Российской Федерации к числу… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Муниципальное управление (CDpc), Парахина Валентина Николаевна, Галеев Евгений Валерьевич, Ганшина Людмила Николаевна. Учебным объектом электронного учебного курса является издание: Парахина В. Н. Муниципальное управление: учебное пособие/В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н. Ганшина. — М.: КНОРУС, 2007.… Подробнее  Купить за 1070 руб
  • Муниципальная собственность и ее роль в производстве коллективных благ, Белокрылова О.С.. В монографии проводится эволюционный и экономико-теоретический анализ конструкции муниципальной собственности как экономической основы производства коллективных благ, предложены направления и… Подробнее  Купить за 793 грн (только Украина)
  • Муниципальная собственность и ее роль в производстве коллективных благ, Белокрылова О.С.. В монографии проводится эволюционный и экономико-теоретический анализ конструкции муниципальной собственности как экономической основы производства коллективных благ, предложены направления и… Подробнее  Купить за 632 руб
Другие книги по запросу «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» >>

dic.academic.ru

Муниципальная собственность и ее особенности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери

Кафедра экономики и менеджмента на предприятиях ГХ

Реферат по дисциплине « Комплексное развитие городов и ГХ»

на тему:

Муниципальная собственность

Выполнили:

студентки 5 курса

515 «А» группы

Гребнева Валерия

Бурко Алена

Тверь 2010

Муниципальная собственность — это имущественный комплекс, в который входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью»[16]. И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

· глава муниципального образования;

· представительный орган муниципального образования;

· структурные органы и подразделения местной администрации;

· орган управления муниципальным хозяйством;

· муниципальные унитарные предприятия и учреждения;

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

Субъектами является местное сообщество, то есть население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта – общества. В то же время дополнительными субъектам отношений муниципальной собственности являются органы, причастные к управлению муниципальной собственностью. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности. Можно с уверенностью утверждать, что в большей степени муниципальная собственность близка к государственной: ведь её собственником также является, в первую очередь, общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определённой степени «пересекаются»), а также для управления государственной собственности создаются специальные органы, которые – как и в случае с муниципальной собственностью – также являются дополнительными субъектами.

Объектами муниципальной собственности – как видно из приведённого выше анализа – являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово- кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество. То есть в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. К тому же, в исключительной собственности находятся объекты, имеющие особое значение для жизнеобеспечения местного населения. Таким образом, на лицо социальная ориентированность муниципальной собственности как одна из её особенностей. По характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь в собственности также – в первую очередь – объекты жизнеобеспечения, а также объекты производственного и социально-экономического назначения(предприятия и учреждения).

Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты — республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»[1] . В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.

Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года предусмотрена возможность передачи объектов, находящихся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации[2] . В соответствии с названным Положением Совет народных депутатов города утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, которые регистрируются в комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Советом народных депутатов области об их передаче или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Таким образом, для отнесения объекта к муниципальной собственности требуется соблюдение определенного порядка, установленного вышеназванным Положением.

mirznanii.com

Ст. 215 ГК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Комментарий к Ст. 215 ГК РФ

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности, были определены приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. Положения Конституции СССР 1977 г., определяя устройство местных органов государственной власти, не только не предусматривали возможность иметь имущество на праве собственности для местного самоуправления, но и относили имущество всех административно-территориальных единиц к единой (государственной) собственности. В 1991 г. при разграничении государственной собственности к числу объектов муниципальной собственности были отнесены:

— жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, возведенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

— жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия;

— объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

— предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

— учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта;

— другие подобные объекты.

2. Как и ст. 214 ГК РФ, комментируемая статья разграничивает казну и «распределенное» имущество муниципального образования (см. комментарий к ст. 214 ГК). Муниципальное образование не отвечает по своим обязательствам «распределенным» имуществом (п. 1 ст. 126 ГК). Юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют своими действиями органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Кроме того, по специальному поручению от имени муниципальных образований могут осуществлять правомочия собственника государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

stgkrf.ru