К моральным нормам относятся – Вопрос: А1.К моральным нормам относятся 1)уважение к другим народам 2)верховенство закона 3)преданность и любовь к Отечеству 4)бережное отношение к природе 5)талант 6)любовь к искусству 7)честное исполнение долга   А2. Учащийся осуществил индивидуальный исследовательский проект по социологии.Какой из приведённых фактов свидетельствует о том, что он использовал не только теоретические ,но и эмпирические методы познания. 1)учащийся выдвинул гипотезу своего исследования 2)учащийся сформировал результат  своего исследования 3)учащийся обобщил свои наблюдения и сформулировал выводы 4)учащийся провёл социологический опрос А3.Верны ли суждения        а)древнейшей из мировых религий является буддизм зародившийся в Индии        б)основателем буддизма считается принц Гаутама Шаккьянуми, ставший буддой «просветлённым»   1)верно только а    2)верно только б    3)оба суждения верны    4)оба суждения не верны Помогите кто что знает.                                                                                

Содержание

Вопрос: А1.К моральным нормам относятся 1)уважение к другим народам 2)верховенство закона 3)преданность и любовь к Отечеству 4)бережное отношение к природе 5)талант 6)любовь к искусству 7)честное исполнение долга   А2. Учащийся осуществил индивидуальный исследовательский проект по социологии.Какой из приведённых фактов свидетельствует о том, что он использовал не только теоретические ,но и эмпирические методы познания. 1)учащийся выдвинул гипотезу своего исследования 2)учащийся сформировал результат  своего исследования 3)учащийся обобщил свои наблюдения и сформулировал выводы 4)учащийся провёл социологический опрос А3.Верны ли суждения        а)древнейшей из мировых религий является буддизм зародившийся в Индии        б)основателем буддизма считается принц Гаутама Шаккьянуми, ставший буддой «просветлённым»   1)верно только а    2)верно только б    3)оба суждения верны    4)оба суждения не верны Помогите кто что знает.                                                                                

А1.К моральным нормам относятся 1)уважение к другим народам 2)верховенство закона 3)преданность и любовь к Отечеству 4)бережное отношение к природе 5)талант 6)любовь к искусству 7)честное исполнение долга   А2. Учащийся осуществил индивидуальный исследовательский проект по социологии.Какой из приведённых фактов свидетельствует о том, что он использовал не только теоретические ,но и эмпирические методы познания. 1)учащийся выдвинул гипотезу своего исследования 2)учащийся сформировал результат  своего исследования 3)учащийся обобщил свои наблюдения и сформулировал выводы 4)учащийся провёл социологический опрос А3.Верны ли суждения        а)древнейшей из мировых религий является буддизм зародившийся в Индии        б)основателем буддизма считается принц Гаутама Шаккьянуми, ставший буддой «просветлённым»   1)верно только а    2)верно только б    3)оба суждения верны    4)оба суждения не верны Помогите кто что знает.                                                                                

Ответы:

1-1,7- точно и 346под вопросом 2-1,3 3-3

cwetochki.ru

Понятие морали и её нормы

Люди вкладывают в понятие морали уже обыденное представление о добре и зле. В действительности же все сводится к двум вышеназванным категориям и умению различать их в каждой отдельной ситуации. Спектр моральных норм гораздо шире, чем это представляется на первый взгляд.

Определение и характерные черты

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

 

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Концепции появления морали

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

Мораль дарована людям богом

Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:

  1. вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
  2. естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
  3. позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.

Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.

Этические нормы заложены природой в людях изначально

Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое. Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.

Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности. Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.

Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.

Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.

Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.

mystroimmir.ru

Понятие морали и моральных ценностей

Понятие морали

Важнейшей сферой взаимоотношения человека и общества является мораль, нравственность как особый способ духовного освоения человеком действительности.

Упрощенно мораль можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми руководствуются люди в жизни. В своей совокупности эти правила и нормы образуют некий нравственно-идеальный порядок, правильный и справедливый образ жизни и поведения человека. Мораль также предполагает способность человека свободно выбирать линию поведения и умение следовать этому идеальному порядку. Поэтому мораль включает также наличие у человека «добродетелей» — качеств, делающих человека способным к нравственной жизни, выражающих Наличие у него внутреннего уважения к нравственным ценностям, потребности в самоуважении и достоинстве. Это доброта, отзывчивость, верность долгу, великодушие и мужество, благородство и бескорыстие и др.

С развитием общества развивается и нравственность, приобретающая все более сложную структуру и содержание, а также предполагающая выработку новой формы человеческой индивидуальности — самостоятельной личности, способной не просто следовать принудительной дисциплине запретов, обычаев и традиций, а руководствоваться собственными мотивами поведения. Таким образом, важнейшее общественно-историческое назначение нравственности заключается в том, чтобы быть способом регулирования общественных отношений людей посредством выработки духовных ценностей — моральных норм, принципов, идеалов и оценок, а также формирования личности, способной превратить эти ценности в свои потребности и мотивы поведения.

Наиболее отчетливо особенности нравственной регуляции можно увидеть при сравнении морали и права. Право тоже имеет своей целью регулирование общественных отношений и поведения людей, выражает в своих требованиях общественную необходимость и служит средством упорядочения отношений в обществе.

Однако между ними имеются существенные различия. Право имеет своим источником волю законодателя, существует в качестве официального государственного установления и опирается на силу и авторитет государства, на принуждение и наказание. Мораль же является неофициальным, незакрепленным ни в каких социальных институтах регулятором поведения, опирающимся на непосредственное массовое сознание.

Таким образом, мораль можно определить как особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им.

Переход от менее совершенных исторических состояний общества с принудительными формами организации социальной жизни к более совершенным, основанным на способности к самоорганизации и включающим духовное развитие самого человека, составляет действительное содержание нравственного прогресса человечества. Такое общество во все большей степени своим устройством учитывает интересы и потребности человека. Соответственно и человек во все большей степени оказывается способным превращать общественные требования и ценности в личностные мотивы поведения.

Главнейшим условием для нравственно-прогрессивного развития общества является создание объективных общественных условий для расширения моральной свободы личности, расширения самой возможности для нравственно положительного выбора.

Критерием нравственного прогресса является степень духовной зрелости личности, ее способность сделать гуманистические общечеловеческие ценности смыслом собственной жизнедеятельности.

Моральные ценности и нормы: гуманизм и патриотизм

Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс.

Моральные нормы — это. единичные частные предписания, например, «не лги», «уважай старших», «помогай другу», «будь вежлив» и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий.

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др.

Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права.

Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Принцип трудолюбия конкретизируется в признании нравственной ценности труда как сферы самореализации человека, уважении любого общественно значимого вида труда, честного и добросовестного работника, а также предполагает бережное отношение к средствам труда и рабочему времени, умение и желание поделиться своими знаниями и умениями с другими. Принцип патриотизма выражает уважение и любовь к своей родине, гордость за достижения народа, его вклад в мировую культуру.

Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно — добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности.

Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах — Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина.

В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее «царство Божие», литературные и философские утопии («Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Золотая книга об острове Утопия» Т. Мора, теории социалистов-утопистов).

Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу.

Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро — это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности.

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.

Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни.

Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Понятие нравственного долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа.

Требования нравственного долга, выражающие ценности морали через внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства или даже просто с личными склонностями и желаниями. Что предпочтет в таком случае человек — уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, — будет характеризовать его моральную развитость и зрелость.

Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга.

Здесь на первый план выступает совесть — способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения — общественное мнение или требования закона — можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства.

Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.

Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира.

Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее — с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях. Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него «нужных людей» и «связей», с его «умением жить», а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит.

Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.

Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу «око за око, зуб за зуб», через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе — таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость.



biofile.ru

Моральные нормы и их основные функции

 

Моральные нормы – это один из способов регулирования поведения человека. Некоторые определения добавляют к нему поправку: поведение человека в обществе, однако, такое понимание моральных норм очень сужает их и не позволяет включать в них понятие нравственности, которое имеет более индивидуализированный смысл и содержание.

Они являются очень важным элементом жизни человека, поскольку определяют его поведение и отражают самоощущение, понимание самого себя. На первый взгляд это явление кажется искусственно выведенным, однако оно возникло по объективным причинам естественным путем.

Люди давно поняли, что жизнь в общей среде имеет свои правила и законы, нарушая которые можно добиться лишь негативных последствий. Например, первобытный человек создавал себе более комфортные условия, если устранял своих конкурентов, уничтожая их жилища и их самих, если он существовал отдельно. Но когда он стал жить в общине, где все элементы связаны, и, по сути, стараются жить ради общего блага, то стало понятно, что уничтожение их приведет лишь к худшему. Поэтому возникла одна из основных моральных норм, в которой отражается ценность человеческой жизни и формируется запрет на убийство.

Мораль формируется окружающей действительностью и вместе с этим корректирует ее. Это положение доказывает то, что ее корни восходят к оценочной способности человека: он видит то, что происходит, оценивает результат процесса и определяет, плохо это или хорошо.

Сейчас эта оценка происходит с точки зрения гуманистического потенциала: насколько происходящие события и действия людей способствуют развитию и созиданию. Основные понятия добра и зла рассматриваются только с этого аспекта, и это, наверняка, является самым разумным из всех возможных вариантов.

Однако, к сожалению, иногда в обществе прибегают к мошенническим методам, и под видом высокоморальных идей (для того, чтобы не вызвать волну негодований в обществе и получить сторонников) привносят в жизнь хаос, разрушение и неразбериху. Большинство войн основаны именно на таком методе: «мы освобождаем народ», «мы мстим, сохраняя честь», – казалось бы, это довольно благородные моральные поступки, однако тот вред и разрушение, которое они в результате приносят, несопоставим ни с одной нормой морали. Так общество вводится в заблуждение, и оценочная функция морали атрофируется, т.к. оценка получилась ошибочной, и никакого созидания и развития человечество не получило.

Моральные нормы как регулятор поведения

К сожалению, в настоящее время их как регулятора недостаточно: необходимы силовые, правовые, административные и ряд других методов для корректировки поведения человека. Тем не менее, мораль является уникальной по своему проявлению в жизни человека, ведь она не нуждается в оглашении и документальном подкреплении (как другие способы регулирования). Человек сам осознает, как ему необходимо себя вести в обществе, и, даже не зная все правовые нормы наизусть, он, провинившись, осознает, что сделал неправильно и объективно за это должен поплатиться наказанием.

На элементарном примере приводим ситуацию: если кто-то кому-то наступил на ногу, то следует извинение не потому, что за это посадят в тюрьму, а потому, что наступившему плохо от того, что он сделал неприятно другому. И в этом высшее проявление связи морали и нравственности: самоощущение неразрывно связано с ощущением других в обществе.

По этому же принципу существуют морально-этические нормы в профессиональной сфере, поскольку есть ряд занятий, в которых человек может превышать свои полномочия и пользоваться положением. Например, среди них врачи, журналисты, военные и т.д. Представители этих профессий любо получают секретную информацию, либо контактируют непосредственно с человеком по роду деятельности и, не соблюдая этический профессиональный кодекс, могут его очень ранить. Словом, их действия могут носить деструктивный характер и против этого существуют правила.

Моральные нормы как критерий

Поведение одних людей может стать способом воспитания других. Здесь моральные нормы выполняют воспитательную функцию по традиционному типу: одно поколение передает свой опыт следующему и так человечество сохраняет свой облик. Дети учатся на примерах старших, как нужно себя вести, и затем, впитав в себя с помощью сказок и реальных примеров понятия добра и зла, вырастают и учат своих детей.

Таким образом, жизнь слабо представляется без морали, ведь именно она – одна из тех важных граней, которые отделяют человека от животного.

 

fb.ru

II. Право и мораль

7. Моральные нормы как социальные нормы

Определяя право как норму (т.е. конституируя его как предмет специальной науки о праве), его тем самым отграничивают от природы, а правоведение от естествознания. Но помимо правовых норм существуют еще и другие регулирующие поведение людей по отношению друг к другу (т.е. тоже социальные) нормы; и потому правоведение не единственная дисциплина, занимающаяся изучением и описанием социальных норм. Эти другие социальные нормы можно объединить под названием «мораль»; изучающую и описывающую их дисциплину можно назвать этикой11.

Поскольку справедливость есть требование морали, то соотношение справедливости и права должно рассматриваться вместе с соотношением морали и права. При этом следует иметь в виду, что мораль часто смешивают, с этикой, так же как право с правоведением, полагая, что этика регулирует человеческое поведение, определяет права и обязанности, т.е. властно (autoritär) устанавливает нормы, в то время как все это относится к морали, а этика может лишь изучать и описывать моральные нормы, установленные властной инстанцией в области морали (moralische Autorität) или сложившиеся на основании обычая. Методологической чистоте правоведения угрожает опасность не только потому, что часто не замечают границу, отделяющую его от естествознания, но и – гораздо больше – потому, что правоведение не отличают (или отличают недостаточно ясно) от этики и, соответственно, не проводят четкого различия между моралью и правом.

Социальный характер морали иногда оспаривают, указывая, что помимо норм, регулирующих поведение человека по отношению к другим, существуют моральные нормы, предписывающие человеку определенное поведение по отношению к себе самому: например, норма, запрещающая самоубийство, или нормы, предписывающие смелость или целомудрие. Но эти нормы обнаруживаются лишь в сознании людей, живущих в обществе. Пусть поведение, которое предписывают человеку эти нормы, непосредственно касается лишь его самого, однако опосредованно также и других членов сообщества. Ведь это поведение становится моральной нормой в сознании членов сообщества лишь в силу своих последствий для сообщества. И даже так называемые обязанности человека по отношению к самому себе суть социальные обязанности. Для уединенно живущего человека они бы не имели смысла.

8. Мораль как регулирование внутреннего поведения

Различие права и морали не может откоситься к содержанию поведения, к которому обязывают человека нормы этих двух социальных порядков. Самоубийство может запрещаться не только моралью, но также и правом; смелость и целомудрие могут быть не только моральными, но и правовыми обязанностями. Неверно и распространенное представление о том, что право предписывает внешнее поведение, а мораль внутреннее. Нормы обоих порядков определяют и то и другое поведение: смелость как нравственная добродетель состоит на просто в душевном свойстве бесстрашия, но и во внешнем поведении, обусловленном этим свойством. И если правопорядок запрещает умышленное убийство, то он запрещает не только причинение смерти одному человеку другим посредством внешнего поведения, но также и соответствующее внутреннее поведение, т.е. намерение достичь этого результата. Внутреннее поведение, которого, по мнению некоторых моральных философов, требует в отличие от права мораль, должно состоять в следующем: чтобы поведение было моральным, человек должен действовать вопреки своим склонностям12 или, что то же самое, вопреки своим эгоистическим интересам. Поскольку это означает лишь то, что установленная моральной нормой обязанность вести себя определенным образом существует (т.е. что эта норма действительна), даже если склонности или эгоистические интересы противоположны предписанному поведению, то это утверждение верно и для обязанностей, установленных правовыми нормами. Социальный порядок неизбежно предписывает поведение, которое может оказаться направленным против каких-то склонностей или эгоистических интересов людей, поведение которых этот порядок регулирует. Излишне было бы предписывать лишь такое поведение, которое соответствует всем склонностям или всем эгоистическим интересам подчиненных норме индивидов, так как люди следуют своим склонностям и стремятся осуществить свои эгоистические интересы, даже и не будучи к тому обязанными. Социальный порядок (т.е. предписывающая определенное человеческое поведение норма) имеет смысл лишь в том случае, если должна существовать ситуация, отличная от той, что складывается, когда каждый следует своим склонностям или стремится осуществить свои эгоистические интересы, которые присутствовали бы и без действительности и действенности социального порядка, – иначе говоря, лишь в том случае, если люди должны действовать вопреки своим склонностям и эгоистическим интересам. При этом надо помнить, что если подчиненные социальному порядку индивиды действительно ведут себя в соответствии с нормами этого порядка, то это происходит только потому, что такое поведение соответствует – склонности или эгоистическому интересу, вызванным у них этим социальным порядком склонности или интересу, возможно (хотя и не обязательно), противоположным тем склонностям или эгоистическим интересам, которые были бы у них, если бы не вмешался этот порядок. У человека могут быть противоречивые склонности или интересы. Его фактическое поведение в таком случае зависит от того, какая склонность или какой интерес окажется сильнее. Никакой социальный порядок не может устранить склонности или эгоистические интересы человека как причины, побуждающие его к действию или бездействию. Социальный порядок может лишь, если он остается действенным, вызывать у человека склонность и интерес вести себя в соответствии с этим социальным порядком и преодолевать те свои склонности или эгоистические интересы, которые возникали бы и при отсутствии этого порядка.

Однако упомянутая этическая доктрина иногда понимается в том смысле, что моральную ценность имеет то поведение, которое противоположно склонности или эгоистическому интересу13. Поскольку «иметь моральную ценность» значит лишь «соответствовать моральной норме» , то эта этическая доктрина, очевидно, подразумевает, что мораль предписывает человеку подавлять свои склонности, не осуществлять свои эгоистические интересы, но действовать, руководствуясь другими мотивами. Это означает, что моральная норма относится лишь к мотивам поведения. Даже если отвлечься от того, что выполнение требования действовать, руководствуясь иными мотивами, нежели склонность или эгоистический интерес, психологически невозможно, следует все же заметить: мораль, норма которой относится лишь к мотивам поведения, предполагает наличие еще и другого социального порядка, предписывающего внешнее поведение. Моральная норма, касающаяся лишь мотивов внешнего поведения, неполна: она может быть действительной только вместе с нормами, предписывающими внешнее поведение, а они тоже должны быть моральными нормами. Морально далеко не всякое поведение, противоречащее склонностям или эгоистическим интересам. Если один человек по приказанию другого человека совершает убийство, его поведение может не иметь никакой моральной ценности, пусть даже оно противоречит его склонности или эгоистическому интересу, если умышленное убийство запрещено социальным порядком, который считается действительным, иначе говоря, если оно противоценно.Поведение имеет моральную ценность лишь в том случае, если не только его мотивы, но и само это поведение соответствует моральной норме. Когда мы выносим суждение о моральности некоторого поведения, это поведение и . вызвавшие его мотивы не могут быть отделены друг от друга. И по этой же причине понятие морали не может быть ограничено содержанием следующей нормы: «Подавляй свои склонности, воздерживайся от осуществления самих эгоистических интересов» . Но лишь таким образом сужая понятие морали, можно разграничить мораль и право в том смысле, что мораль относится лишь к внутреннему поведению, а право предписывает и внешнее поведение.

* * *

Также и по Канту, действие, чтобы иметь моральную ценность, т.е. чтобы быть нравственно «хорошим» («добрым»), должно не только осуществляться «из сознания долга», но также и быть «сообразным долгу» , т.е. соответствовать моральному закону. Моральная норма «Не действуй из склонности, но только из сознания долга» предполагает, таким образом, другие моральные нормы, которые обязывают к определенным действиям. Одно из важнейших положений этики Канта состоит в следующем: «Понятие доброго и злого должно быть определено не до морального закона, но только согласно ему и посредством его» (Kritik der praktischen Vernuft. Akademie-Ausgabe, Bd. V, S. 62-63),

По Канту, «из склонности» действует тот, кто «находит внутреннее удовольствие в том», чтобы действовать так, как он действует (Grundlegungzur Metaphysik der Sitten, S. 398). Но и тот, кто действует «из сознания долга», т.е. «из уважения к закону», действует из склонности; ведь он действует так потому, что находит внутреннее удовольствие в следовании закону: сознание того, что его действия сообразны закону и долгу, доставляет ему «внутреннее удовольствие. Таким образом, он удовлетворяет своей склонности действовать сообразно долгу. Это невозможно опровергнуть с психологической точки зрения, – а вопрос о том, по каким мотивам действует человек, есть вопрос психологический.

Кант отличает право как регулирование внешнего поведения от морали как регулирования внутреннего поведения, т.е. мотивации поведения. Соответственно, он противопоставляет «легальность» «моральности». Он говорит (Die Metaphysik der Sitten, Akademie-Ausgabe, Bd, VI, S. 214): «Эти законы свободы в отличие от законов природы называются моральными. В той мере, в какой они касаются лишь внешних действий и их законосообразности, они называются юридическими законами; если же они также требуют, чтобы они (законы) сами были определяющими мотивами действия, то они называются этическими, и тогда можно сказать: соответствие первым есть легальность, соответствие вторым –моральность действия». Но ведь это значит: правовые нормы также относятся к числу моральных норм, а моральные нормы, следовательно, касаются и внешних действий; лишь одна моральная норма предписывает, что человек должен действовать не из склонности, но из уважения к закону. И когда Кант говорит, что лишь действие, соответствующее этой норме, обладает моральной ценностью, то он различает моральную ценность в специфическом, узком смысле, т.е. соответствие этой специальной моральной норме, и моральную ценность в широком смысле, т.е. соответствие всем другим моральным нормам. Также и легальность есть моральная ценность, так как она означает соответствие некоторым «моральным» (в смысле Канта) нормам.

studfiles.net

Моральная норма — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Моральная норма

Cтраница 1

Моральные нормы формируются большей частью в самой практике массового поведения в процессах взаимного общения и отражают практический и исторический опыт. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет человека в области морали не связан с его официальными полномочиями, властью и богатством, но является авторитетом духовным, проявлением его общественного престижа и зависит от его способности адекватно выразить общий интерес, внутренне разделяемый всеми членами коллектива. Но мораль может быть и не связана с институциональным началом или персонифицирована кем-либо, а может существовать как общепринятое, как завет.  [1]

Моральная норма действует в той мере, в какой люди: а) следуют этой норме в своих собственных поступках, б) относятся с осуждением к людям, которые нарушают эту норму, и, наконец, в) в той мере, в какой люди, сами нарушающие эту норму, испытывают угрызения совести от сознания аморальности своих поступков.  [2]

Моральные нормы также идут от неба, вместе с тем К.  [3]

Моральные нормы имеют другую структуру, которая определяется своеобразием стоящих за ними санкций.  [4]

Моральные нормы являются частным случаем моральных оценок.  [5]

Моральные нормы, будучи тесно связанными с обычаями, традициями, правом и другими типами регуляции действий человека, существенно отличаются от них прежде всего тем, что воспроизводятся повседневно, находят выражение в процессе взаимного общения в семье, рабочей группе, трудовом коллективе, а также в убеждениях и побуждениях личности, интеллекте, чувствах и воле человека.  [6]

Новые моральные нормы порождаются самой жизнью социалистич. Но для того чтобы они стали достоянием всего народа, необходима настойчивая, целеустремленная идеологическая и организаторская работа партии.  [7]

Этические и моральные нормы требуют освобождения человека от отдельных видов работ, которые опасны для здоровья или выполнение которых является стереотипной рутинной работой. Человек должен в дальнейшем освобождаться для творческого труда.  [8]

Усвоение моральных норм, понятий и травил, основ коммунистической нравственности, правил социалистического общежития и основ эстетической культуры должно протекать в условиях организованного учебного процесса.  [9]

Различия международно-правовых и моральных норм могут служить источником возникновения противоречий между ними ( см. прим. Это не отменяет их единства и взаимодействия как регу мюров системы международных отношении и вместе с тем требует глубокого понимания особенностей, которые присущи каждом1, и.  [10]

Эдварде, моральная норма конфиденциальности является залогом социальной эффективности для многих профессиональных групп. Она, помимо медицинских кодексов, включена, например, в этические кодексы юристов, ветеринаров, психологов, архитекторов, инженеров и библиотекарей. Эдварде перечисляет семь основных факторов, действие которых обеспечивает столь существенное значение конфиденциальности во многих областях профессиональной деятельности, но особенно в медицине.  [11]

Механизм действия моральных норм не исчерпывается санкциями, налагаемыми извне. Этот внешний контроль является, по сути дела, продолжением того контроля, который исходит изнутри личности. Психологи и социологи в этом случае говорят о том, что моральные нормы бывают интернализованы личностью — становятся ее убеждениями и самыми глубокими ценностями, определяющими ее характер. Действовать вразрез с ними человеку бывает чрезвычайно сложно, а то и вовсе невозможно. Этот внутренний контроль, самооценку собственного намерения или поступка с точки зрения его соответствия нормам морали принято называть совестью.  [12]

Различается структура правовых и моральных норм. Правовая норма имеет определенную логическую структуру, включающую причинно-следственную зависимость, и представляет собой умозаключение. Возможны различные логические формулы нормы права: если…  [13]

Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками. Особо важное значение в нравственном развитии общества имеет революционная мораль рабочего класса. Коммунистическая мораль в ходе строительства социализма и коммунизма обогащается новыми принципами, новым содержанием.  [14]

Противоречит ли это действие общепризнанным моральным нормам.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Чем различаются нормы морали и права?

Сотрудничество человека с обществом ограничивается не только законодательными актами, есть еще и нормы морали. Отношение к ним неоднозначное – одни исследователи считают их главенствующими над остальными правилами, а другие указывают на возможность развития фанатизма при их абсолютизировании.

Что такое нормы морали?

Стремление людей быть частью общества безусловно, но для корректного взаимодействия должны иметься какие-то стандарты. Одни прописываются государством, другие выявляются в процессе формирования социума. Нормы морали – это принципы человека, находящие отражение в его поведении. Можно выделить повседневные и высшие формы, примером последних являются тезисы «стремиться к добру, избегать зла» (Ф. Аквинский) и «максимальная выгода для максимального количества людей» (И. Бентам).

В общем смысле моральные нормы – это противостояние добра и зла, первое рассматривается в качестве величайшей ценности, требуемой для гармоничного функционирования группы людей и приобретения нравственного совершенства. Все направлено на сохранение добра, следуя этому пути, человек выполняет свой долг перед социумом. Его совесть остается свободной, то есть долг вполне может и не исполняться. Процесс морального выбора трудоемок, его результатом станут обязательства перед собой и другими людьми.

Чем различаются нормы морали и права?

Основные ценности и нормы морали часто перекликаются с законами, но не всегда повторяют их, а иногда и вступают в противоречие. Человек может пойти на преступление из благих побуждений, его совесть будет чиста, но перед государством придется ответить. Рассмотрим подробнее, чем различаются нормы морали и нормы права.

  1. Законодательными аспектами занимаются органы власти, они их регламентируют и отслеживают выполнение. Нравственность базируется на мировоззрении индивида и мнении окружающих, четкого контроля быть не может.
  2. Нормы морали приветствуются к исполнению, но дают выбор. Законы его не предоставляют.
  3. При игнорировании законов следует наказание (штраф или тюремный срок). При неисполнении нравственных правил получится заработать порицание окружающих и нечистую совесть
  4. Правовые стандарты закреплены в письменном виде, а моральные могут передаваться устно.

Виды норм морали

Различают несколько видов моральных норм:

  1. Относящиеся к сохранности жизни – запрет на убийство человека или животного.
  2. Понятия чести и достоинства.
  3. Правила конфиденциальности.
  4. О независимости и основных личных свободах.
  5. Относящиеся к доверию.
  6. Представления о справедливости.
  7. Относящиеся к социальным конфликтам.
  8. Этические принципы, сформулированные в виде рекомендаций.

Существует отдельная группа, регламентирующая, какие есть нормы морали и порядок их применения.

  1. Императив Канта: применяются правила, которые можно сделать общими.
  2. Принцип, запрещающий быть судьей в собственном деле.
  3. К аналогичным случаям применяются похожие приемы.

Кем устанавливаются нормы морали?

Создание законов и контроль их исполнения лежит на плечах государства, но нормы морали и нравственности не имеют такой мощной поддержки. Их выработкой люди занимаются самостоятельно, каждое новое взаимодействие приводит к необходимости установить для него рамки. Воспроизведение происходит под давлением традиции, общественного мнения и личного представления о мире. У человека остается шанс отвергнуть какое-либо ограничение, которое он считает для себя неприемлемым.

Что регулируют моральные нормы?

Нравственные ориентиры существуют не для того, чтобы загонять человеческую личность в душные рамки, у них есть очень важные функции.

  1. Оценочная. Позволяет классифицировать явления на хорошие и дурные.
  2. Воспитательная. Играет роль в формировании личности, передает концентрированный опыт новому поколению. Пренебрежение к нормам морали влияет на установку связи с другими людьми, что жизненно необходимо.
  3. Регулятивная. Очерчивает границы поведения личности и ее взаимодействия в группе. Этот способ в корне отличается от иных рычагов, так как ему не требуются никакие административные ресурсы. Нормы начинают действовать, когда становятся внутренними убеждениями человека, поэтому и дополнительно следить за их исполнением не требуется.

Развитие норм морали

Исследователи утверждают, что возраст правил, регламентирующим взаимоотношения, примерно равен возрасту человечества. В родовом строе зародились следующие формы.

  1. Табу. Накладывает жесткие ограничения на эротические и агрессивные действия в отношении определенных объектов. Подкрепляется боязнью наказания от мистических сил.
  2. Обычай. Распространяется на членов группы, имеющей исторически сложившиеся правила. Дает человеку строгие предписания, не оставляя свободы действий, поддерживается общественным мнением.
  3. Традиция. Устойчивая разновидность обычая, поддерживающаяся во многих поколениях людей. Формы поведения тоже не предполагают обдумывания, требуется им четко следовать.

При разложении родового строя появился моральный принцип – сконцентрированные и обобщенные нормы, регулирующие мировоззрение и поведения человека в разных сферах жизни. Они распространяются на всех людей, дают человеку ориентир и оставляют ему возможность самоопределения. Поддержкой выступают понятия добра и зла и воздействие общественного мнения.

Современные нормы морали

  1. Развитие правил проходит в нескольких направлениях, они становятся публичными.
  2. Образовались группы людей, к которым применяется другое понятие норм морали, описывающееся профессиональными соглашениями.
  3. За исполнением правил следят комитеты по этике.
  4. Мораль планирует следующие события и кризисы.
  5. Утрачивание религиозного влияния изменяет взгляд на смысл жизни.
  6. Глобализация делает мораль менее ограниченной рамками страны.

 

womanadvice.ru