К какой группе черт характера относится эгоизм – Характер в структуре личности. Группы черт характера

Содержание

Характер в структуре личности. Группы черт характера



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.

Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами. Черт характера очень много (св. 1,5 тыс. слов в «Словаре Ожегова»), их можно условно разделить на несколько блоков или групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни (рис. 3.10).

 

Рис. 3.10. Основные группы черт характера: коммуникативные,

трудовые, самооценка и волевые

 

Первая группа. Прежде всего, это качества, в которых выражаются убеждения, идеалы, направленность, это общественный смысл всех других черт характера. В них проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Эти черты можно назвать коммуникативными, к ним относятся патриотизм, коллективизм, доброта, общительность, чуткость, вежливость, тактичность, преданность, честность, правдивость, искренность и др., отрицательные — эгоизм, черствость, лживость, лицемерие…

Следующая группа – это качества, в которых отражается отношения человека к самому себе, (самоуважение, самопринятие, самообвинение, самокритичность, скромность, гордость, эгоизм…), что выражается в самооценке: завышенной, заниженной, адекватной.

 

Третья группа – отношение человека к труду, результатам своего труда (трудолюбие, инициативность, настойчивость, аккуратность, ответственность, безразличие, лень, безответственность и т.п.). Эти качества называются деловыми.

 

Иногда психологи выделяют группу черт характера, которые показывают отношение человека к вещам, тогда говорят об

аккуратности, бережливости, щедрости, скупости, неряшливости, небрежности, педантичности и др.


 

Особое место занимают волевые черты. Волю называют основой характера, ее становым хребтом (стремление добиваться успехов, настойчивость, упорство и др.) Воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.

Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру.

Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступках. Воля проявляется и в умении сдерживать себя, затормозить нежелательные действия. Здесь говорят о

выдержке, терпении, самообладании.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует и другие подходы к определению структуры характера, так в рамках одного из них черты личности человека подразделяют на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

 

Акцентуации характера

В акцентуированных личностях потенциально заложены

как возможности социально положительных достижений,

так и социально отрицательный заряд.

К. Леонгард

Характеры людей, как и их темпераменты делятся на типы, крайне выраженные черты характера называются его акцентуациями. Это понятие происходит от слова «акцент» – выделение, подчеркивание. Акцентуированными по характеру называются люди, у которых есть выраженные черты характера, выходящие за пределы нормы. Например, у человека могут быть сильно развиты такие черты характера, как доброта, общительность, оптимизм или противоположные: агрессивность, замкнутость, пессимизм. Строго говоря, почти каждый человек — в известном смысле слова акцентуированная личность, поскольку у него можно обнаружить хотя бы одну из многих акцентуированных черт характера. Однако на практике понятием «акцентуация» пользуются в основном тогда, когда у человека обнаруживают не одну, а несколько различных таких черт (табл. 3.5).

 

Таблица 3.5

Основные акцентуации черт характера

Астеник или Психостенический тип акцентуации— нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, мнительность. Нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность. Любовь к самоанализу и легкость навязывающих страхов  
Астеноневротический – повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверенны в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.Тревожно мнительны. Боятся трудностей. Усиленно пекутся о своем здоровье, повышенная утомляемость

Продолжение таблицы 3.5
Гипертимный тип – высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. В патологии – невроз навязчивых идей
Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности – эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Много таких людей среди артистов. Если нет способности, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне
Конформный или экстравертный. Характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограниченно их ожиданиями. Их увлечения определяются их социальным окружением. Легко поддается влиянию окружения, стимулам из вне, постоянно ищет новых переживаний. Отлично чувствует себя в оживленном обществе. Не критичен к своему поведению
Эмотивный или неустойчивый тип. Постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость. Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному поводу. От настроения зависит всё – и работоспособность, и самочувствие и т.д. Тонко организована эмоциональная сфера; cпособны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы как никто

  Окончание таблицы 3.5
Сенситивный – робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Тяга к интеллектуально-эстетическим увлечениям. Проявляют доброту, сочувствие и взаимопомощь  
Циклотимный тип. Циклоид переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением (фазы гипертимности и субдепрессии). При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения, проявляется склонность забрасывать дела. Однако в период подъема они инициативны, жизнерадостны и общительны, как гипертимы
Шизоид или Интровертный. Замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность. Склонность к размышлению и формированию личных оценок разных событий у людей малообразованных. Уход в себя в свой замкнутый недоступный окружающим людям внутренний мир
Эпилептоидный (возбудимый)склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность. Повышенная ревнивость, агрессивен, проявляет стремление к лидерству. Беспрекословно подчиняется приказам Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения

 

Явление характерологической акцентуации может иметь временный (возрастной) и постоянный характер. У большинства людей временные акцентуации характера обнаруживаются в критические периоды жизни, во время болезней, в сложных, напряженных жизненных условиях. К критическим относятся переходные периоды в жизни человека: от младенческого к дошкольному детству (около трех лет), от младшего школьного к подростковому возрасту (от 11–12 до 14–15 лет), от подросткового возраста к юности (18–19 лет), от юности к взрослению (35–40), от взрослости к старческому возрасту (после 70 лет). Постоянно акцентуированный характер, как правило, отмечается у людей с тяжелым детством.

Для изучения черт характера используются или общие личностные тесты, в содержание которых входят вопросы и задания, предназначенные для оценки черт характера человека, или специальные, характерологические тесты. Среди последних выделяются те, по которым можно определить, например, имеющиеся у человека акцентуации характера.

 


megapredmet.ru

наиболее характерные положительные и отрицательные свойства личности

Свойствами, или чертами личности называют характеристики, наиболее точно описывающие глубинные особенности человека, то, что дает представление о его манере общения с социумом, реагировании на те или иные ситуации не только в данный конкретный момент, но и при долговременном контакте с окружающими.

Черты личности могут иметь социальную природу и быть врожденными особенностями конкретного индивида.

Классификация свойств личности

Основные черты характера принято подразделять на три группы:

  1. Отношение личности к социуму, окружающим людям (иными словами, отношение к внешней среде).
  2. Отношение к собственной персоне.
  3. Отношение к обучению и труду, то есть к деятельности.

Эмоциональные черты характера, вроде апатичности или жизнерадостности, агрессивности или добродушия, импульсивности или замкнутости, любвеобильности, капризности, вспыльчивости, меланхоличности и так далее, формируются еще на раннем этапе становления психики, то есть в раннем детстве.

Интеллектуальные черты характера ( рассудительность, проницательность, самостоятельность и т.д.) и волевые (мужественность, напористость, осмотрительность, педантичность и т.п.) черты характера, напротив, приобретаются в течение жизни, формируясь под влиянием разнообразных внешних ситуаций.

Не являются чертами личности такие характеристики, как:

  • Временные состояния, к примеру, усталость. Таким состояниям свойственно проходить в зависимости от определенных ситуаций и настроения, тогда как личностные свойства по природе своей являются постоянными (хотя при желании их можно преодолевать).
  • Физические качества, такие как красота или ловкость.
  • Социальные характеристики и так называемые «ярлыки» – «мудрый», «опытный», «святой», «передовик производства» и тому подобное.
  • Субъективное отношение окружающих к индивиду – «удивительный», «неприятный», «отталкивающий».

При формировании личности человека огромное значение будет иметь природная предрасположенность, а также влияние на нее темперамента и наследственных генов.

Однако не стоит приуменьшать и роль, которую играет окружение ребенка при становлении его характера. Она ничуть не менее важна, чем врожденные особенности. Малыш познает окружающий мир и учится действовать в разных ситуациях тем или иным образом. Поначалу этот процесс происходит рефлекторно, а после становится результатом сознательного выбора. Именно этот выбор и определяет дальнейшее развитие личности, ее рост.

Основные черты характера

В любом человеке можно встретить переплетение самых разнообразных черт личности, как положительных, так и отрицательных. Хотя невозможно утверждать с абсолютной уверенностью, что конкретная черта характера является положительной или, напротив, отрицательной, например, склонность к разного рода авантюрам может как помочь в процветании, так и обеспечить огромные проблемы в зависимости от того, насколько обдуманно человек участвует в авантюрах.

О зависти, к примеру, принято упоминать как о крайне отрицательном личностном свойстве, однако она может стимулировать испытывающего зависть двигаться вперед и добиваться гораздо большего, чем другие. В целом можно сказать, что определяющую роль играет не столько конкретная черта характера, сколько умение правильно ее применять, а также ее комбинация с другими свойствами личности. Но с моральной точки зрения наиболее характерные черты личности все же принято подразделять на отрицательные и положительные.

Негативные черты

  1. Гордыня. По религиозному определению она считается не просто отрицательной чертой человеческого характера, а смертным грехом. И не зря: объятая гордыней личность позиционирует себя как короля целой Вселенной, которому все на свете позволено и вокруг которого вращается весь земной шар. Если человек не пытается обуздать эту пагубную черту характера, до добра она точно не доведет.
  2. Тщеславие, эгоизм. Это личностное свойство порождает многие другие отрицательные черты, поскольку для эгоиста имеют значение исключительно собственные нужды, а на желания остальных ему попросту наплевать. Как правило, люди, зацикленные на себе, неспособны на жалость и сострадание к окружающим.
  3. Ревность. Является своеобразным детищем двух предыдущих черт — человек, в характере которого присутствуют гордыня и эгоизм, подспудно воображает, что он вправе безраздельно владеть кем-то другим.
  4. Жадность. Хотя и говорят, что все богатые люди жадные, иначе не были бы богатыми, жить рядом с жадным человеком очень тяжело, практически невыносимо. Иной раз такая черта приобретает ненормальный характер — стремление сэкономить доходит до такой степени, что человек начинает контролировать, сколько мыла или шампуня используют его домашние и запрещает им покупать даже крайне необходимые вещи.
  5. Зависть. Как говорилось выше, она может быть двигателем прогресса, стимулируя того, кто ее испытывает, к дальнейшему развитию, но гораздо чаще зависть толкает на отвратительные поступки, разъедая душу изнутри.
  6. Жестокость. Черта мерзкая, крайне отвратительная. Жестокие люди — по определению слабые и неуверенные, им недостает мужества противостоять равным себе по силе, поэтому они самоутверждаются, мучая и унижая слабых.
  7. Гнев и злость. Периодически такие эмоции проявляются у всех и являются проходящими. Однако бывают случаи, когда детские обиды порождают постоянную злобу, которая накапливается годами и вырывается наружу в самых жестоких поступках либо навсегда остается внутри человека, тем самым разрушая, «съедая» его.
  8. Лень и тунеядство. Само собой разумеется, что человеку с такими чертами характера успеха в жизни не видать.
  9. Мстительность. Эту черту заслуженно считают одной из наиболее разрушительных, поскольку неумение прощать имеет свойство «селиться» не только в человеческой душе, но и в теле, вызывая множество заболеваний.
  10. Хитрость. Весьма спорная особенность характера, и стопроцентно отрицательной ее назвать нельзя — все зависит от того, с какой целью использовать хитрость.

Положительные черты

Перечислять позитивные особенности характера можно очень долго, однако к самым значимым можно отнести:

  1. Доброту. Добрые люди по природе своей бескорыстны. Они с радостью помогают всем, кому могут помочь, жалеют и поддерживают других. По-настоящему добрые личности достаточно редки, и к ним с радостью тянутся окружающие.
  2. Смирение. Эта черта характера считается чем-то из области религии, и вызывает на некоторых лицах ироничные усмешки. Хотя многим людям, которые вечно всем недовольны, не мешало бы поучиться смирению.
  3. Сострадание и щедрость. Такие особенности личности хороши не только для самого человека, но и для окружающих — готовность отдать ближнему последнюю рубаху и последний кусок хлеба может однажды спасти чью-то жизнь.
  4. Доверие и доброжелательность. Человек с открытой душой, искренне радующийся за других, желающий им добра и благополучия, по определению не вызывает отрицательных эмоций.
  5. Искренность. Недаром считается, что доверие — это очень дорогой и скоропортящийся товар. Тот, кто поступает честно, всегда будет пользоваться любовью и уважением.
  6. Оптимизм. Оптимистичные люди — настоящее спасение во множестве ситуаций. Они не только никогда не унывают сами, но поднимают настроение и окружающим. На оптимиста хочется равняться, рядом с ним появляется желание жить.
  7. Мужественность. Нет, не мужская брутальность в сочетании со смазливой мордашкой. Мужественная личность — это человек волевой, стойкий, уверенный в своих силах, всегда готовый помочь нуждающемуся и защитить слабого.
  8. Порядочность. Увы, эта черта характера не передается по наследству — ее могут привить только родители, подавая надлежащий пример.
  9. Коммуникабельность. Умение общаться с людьми всегда ценится высоко, и в особенности оно полезно в нынешнее время, когда благодаря обилию электронных гаджетов люди практически утратили живой контакт друг с другом.
  10. Миролюбие. Человек с этой чертой характера не любит ссор и конфликтов, и зачастую стремится примирить между собой и окружающих.
  11. Обаятельность. Обаятельный человек, умеющий правильно себя подать, останется привлекательным для других, даже если его внешность не вполне соответствует параметрам красоты.
  12. Открытость. Такой человек не держит камня за пазухой, не действует исподтишка и никогда не ударит в спину. За это его и любят окружающие люди.
  13. Педантичность. Весьма двоякая черта, как и хитрость. У педантичного человека все разложено по полочкам, вся жизнь должна идти по четкому плану. Таких людей очень любят руководители, ставя их в пример другим работникам. Однако чрезмерная педантичность обычно ничего хорошего не приносит.

Само собой, все вышесказанное не является аксиомой, и предугадать, как отреагирует конкретный человек на ту или иную ситуацию, как поведет себя в ней, практически невозможно, даже близко его зная. Кроме этого, отрицательные черты характера можно:

  • уменьшить,
  • превратить в положительные.

Однако это достигается долгой и упорной работой над собой, а такое, к сожалению, под силу далеко не многим.

psiho.guru

Классификация черт характера | Психологическая энциклопедия 1vc0

Классификация черт характера. Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:

  • социальная направленность индивида, система его отношений в социуме;
  • особенности волевой регуляции;
  • эмоциональные особенности;
  • интеллектуальные особенности.

1. В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальное качество характера человека — его нравственность. Одним из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к самоограничению и даже самоотречению для блага других людей. Способность к самоподавлению эгоистических побуждений — одно из высших проявлений благородного характера Категорическим императивом (безусловным требованием), «золотым правилом» поведения человека является требование: относись к людям как к себе самому.

Отношение человека к самому себе. У каждого человека имеется установка и по отношению к самому себе — «Я-концепция». Образ собственного «Я” состоит из ряда компонентов: когнитивного (образ внешности, нравственных качеств, психических особенностей, социальной значимости), эмоционального (самоуважение, самодовольство, самоуничижение), притязательно-волевого (желание самоутвердиться, признания своих достоинств другими людьми).

Наряду с реальным «Я» существует «Я» идеальное и «Я» динамическое, саморазвивающееся. Человек познает себя во взаимодействии о другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная для данной личности) группа имеет высокий социально-культурный статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя различные композиции возможных действий. Внутренний диалог — основной механизм его саморегуляции. В этом диалоге человек смотрит на себя как бы со стороны, с позиций других людей. Он формирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности. Однако чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. Отсутствие системы критических самооценок, нищета духа, крайний примитивизм при санкционировании ответственных решений — таков уровень самосознания большинства маргиналов и преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой духа, приобретают бездуховный энергетизм, проявляясь в жестокости, садизме, насилии и вандализме.

У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

Третья группа отношений личности — отношение к труду и другим видам деятельности, обусловливающее трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам в данной группе относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.

Отношение к вещам как к продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе характерологических качеств криминогенны корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам так называемой «роскошной жизни».

Ценностные ориентации индивида в значительной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.

2. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Особенно существенна способность индивида своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их в трудных, конфликтных обстоятельствах. Противоположное отрицательное качество — нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, в затягивании принятия решения или излишней поспешности принятия решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов. Решительность проявляется также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.

Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание — способность индивида контролировать свое поведение в сложных, конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, сдерживать эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствие духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

В жизни каждого человека существенны смелость и мужество — способность к самообладанию, к действию в крайне опасных условиях. Противоположные отрицательные качества — трусость, малодушие — гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Волевые особенности личности определяют основные качества характера: целостность, силу, твердость и уравновешенность. Целостность характера — устойчивость позиций и взглядов личности в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера — энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в тяжелых ситуациях; твердость характера — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера — ровность, сдержанность поведения, эмоциональноволевая устойчивость личности.

3. Эмоциональные особенности характера индивида — наиболее наглядный индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалиться, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление. Эмоции — непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для него воздействия. Эмоционально окрашена вся оценочная деятельность индивида — от элементарного тона ощущений до эмоционального переживания индивидом своего отношения к социальным явлениям.

По эмоциональным особенностям характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональный настрой индивида — показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

Эмоциональная сфера индивида — сфера подсознательно-мотивационной регуляции его поведения. Эмоции вступают в свои права во всех внезапно возникающих жизненно значимых ситуациях. Они доминируют во всех сложных конфликтных ситуациях, мобилизуя резервы психической и физической энергии.

По эмоциональным качествам различают натуры: импрессивные — эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные.

4. Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта. По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим и практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

wiki.1vc0.ru

Каким бывает эгоизм? | Психология

Эгоисты не только не способны любить других, они и себя любить не способны. Эгоизм — чаще всего черта характера, которая либо помогает человеку адаптироваться в окружающем мире, либо мешает. Это далеко не себялюбие, так как при нём человек, заботясь о своём благе, не противоречит благу других, а иногда даже совмещает свои стремления со стремлениями близких людей. Самомнение и самодовольство тоже не имеют отношения к эгоизму — это, скорее, индивидуализм.

Эгоисты бывают активные и пассивные.

Активные прекрасно умеют ориентироваться в окружающем мире: знают, как сделать кому-то приятное, умеют говорить комплименты. Но беседуя с человеком, они смотрят как бы сквозь него, так как всё делают лишь для достижения своих корыстных целей. Чтобы добиться желаемого, эти люди готовы очень далеко зайти в своём лицемерии, и даже собственная репутация их не очень-то волнует.

Пассивные эгоисты ничего хорошего никогда никому не сделают. Они идут к своей цели «по головам» других, действуя грубо и недальновидно. О гибкости характера здесь не может быть и речи. Окружающие очень быстро «раскусывают» такую тактику и начинают их сторониться, поэтому пассивные эгоисты чаще всего обречены на одиночество.

Эгоизм проявляется в разных формах.

Замаскированная тирания — это скрытый контроль над окружающими. Такие люди постоянно жалуются на всё: здоровье, отсутствие аппетита, слабость. Однако на самом деле они намного сильнее остальных. Их жизнь — тонкая игра, которую они очень умело ведут, постоянно выставляя себя жертвой.

Нарциссическое расстройство — это когда человек озабочен только своей собственной персоной. Такие люди могут говорить о себе бесконечно. Они преувеличивают свою важность и значимость и совершенно не выносят критики. На самом же деле в глубине их души — обман, нелюбовь к себе, постоянная неудовлетворённость и даже беспомощность.

Истерический тип — это люди, живущие с постоянным чувством тревоги и напряжённости. Они всё время находятся в ситуации, связанной с личной драмой, и готовы разыграть спектакль в любую минуту. Для них это единственный способ привлечения внимания. Если привлечь внимание не удалось, человек раздражается, впадает в гнев и со слезами обвиняет всех и вся. Равнодушие окружающих для них невыносимо, так как они нуждаются в постоянном подтверждении своих достоинств. На самом деле это очень мнительные и неуверенные в себе люди, хотя пытаются это тщательно скрывать.

Эгоизм нельзя завуалировать. Он сразу проявится и в отношениях, и в ситуациях. Болезнь это или свойство характера — нет твёрдого мнения.

shkolazhizni.ru

Черты характера

Количество просмотров публикации Черты характера — 2336

Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт харак­тера) . Под чертами характера понимают индивидуальные привыч­ные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера крайне важно рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, исходя из ее соотношения с другими чертами. К примеру, смелость как чер­та характера приобретает качественно различное значение в за­висимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с импульсивностью, с высокими моральными чувствами или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положитель­ное значение только в сочетании с высокой идейностью и кри­тичностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторож­ность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных черт харак­тера, рассмотрим характеры как целостное образование. Характе­ры можно рассматривать с точки зрения цельности, выделяя, с одной стороны, цельные характеры, а с другой — противоре­чивые. Цельные характеры — это характеры, в которых отсутст­вуют какие-либо противоречия. Такого человека отличает единство мыслей, чувств и поведения. Человек с противоречивым характером отличается наличием противоречий, несовместимых Друг с другом жизненных целœей и мотивов, разладом убеждений и поведения, что часто приводит к внутреннему конфликту.

Черты характера принято делить на две основные группы.

Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результа­там, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).

Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, реализуются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера — волевые черты. Учитывая зависимость отразвития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направ­ленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целœей, в случае если они не реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет цепным качеством личности.

Черты характера, выражающие отношение к обществу, кол­лективу, другим людям. К этим чертам прежде всœего относится коллективизм — черта характера, выражающая стремление быть в коллективе, участвовать в его жизни, бороться за цели, которые он ставит, оказывать товарищескую помощь всœем членам кол­лектива. Коллективист рассматривает себя как неотделимую часть коллектива, его личные интересы, личные цели и стремления подчинœены интересам, целям и стремлениям коллектива. Ученик, у которого хорошо развита эта черта характера, привязан к кол­лективу, к своим товарищам. Он охотно помогает отстающим, радуется успеху товарищей, готов в любой момент поддержать их. Такому ученику легко отказаться от поступков, которые приносят пользу или удовольствие только ему одному в ущерб товарищам.

Отрицательная черта характера, противоположная коллекти­визму,— эгоизм. Действия эгоиста направляются корыстными интересами, стремлением в первую очередь заботиться о личном благополучии, о собственной выгоде.

Учащиеся с зачатками эгоизма встречаются иногда в нашей школе. Вот Катя С. Она отличается полным равнодушием к людям. Откровенно радуется плохим отметкам одноклассников, успехи же их переживает болезненно. Пренебрегает интересами класса. Как правило, эгоизм детей — следствие неправильного поведения родителœей, безмерно балующих ребенка, не отказываю­щих ему ни в чем, не приучающих его к труду. Учитель должен вовремя обратить особенное внимание на таких учащихся и наметить в отношении их специальную воспитательную работу.

С коллективизмом связана такая черта͵ как чуткость — внима­тельное, участливое, бережное отношение к людям, их чувствам, заботам, постоянная готовность помочь человеку, умение сообра­зить, какая именно помощь нужна в том или ином случае.

Чуткость не имеет ничего общего с мягкотелостью, со снисхо­дительностью к человеческим слабостям. Внимательное и забот­ливое отношение к человеку, уважение к нему выражается в стремлении помочь ему исправить свои ошибки, недостатки, отрицательные черты. По этой причине прямая, честная и справедливая товарищеская критика выступает как особая форма чуткого отношения к человеку, как средство взаимопомощи.

Отрицательная черта характера, выражающая недостойное, не­чуткое отношение к людям, — грубость — распространенный недо­статок поведения в школьном возрасте. Причины возникновения этой черты самые разнообразные. Сказываются ошибки воспита­ния: отсутствие такта в отношении взрослых к школьнику, особенно подростку, недостаточное уважение его личного достоин­ства, стремление в какой-либо форме подавить его самостоя­тельность, назойливый контроль и мелочная опека. Грубостью нередко реагируют подростки на несправедливое отношение взрослых. Учитель должен знать, что наряду с действительно несправедливым отношением встречаются и такие случаи, когда школьник ошибочно убежден в несправедливом кнему отношении.

Иногда грубость школьников объясняется наличием у них неправильных моральных суждений. Некоторые ребята считают грубость и резкость признаком взрослости, мужественности, прямоты характера. Грубость школьников должна быть следствием подражания некоторым взрослым или товарищам. Грубость должна быть также следствием слабости воли: часто подросток еще не умеет сдерживать своих чувств, порывов, бывает склонен к импульсивности и даже к аффектам.

Одна из важнейших черт характера, выражающих отношение человека к обществу и другим людям,— честность. Для честного человека характерна безупречная чистота поступков. Честность выражается не только в уважении к чужой и особенно социали­стической собственности, которую советский человек оберегает от расхищения и порчи. Честный человек добросовестно выпол­няет свои обязанности, не мирится с формальным и безответ­ственным отношением к делу со стороны других. Правдивость, добросовестность и прямота отличают всœе поступки такого чело­века. Оп никогда не лжет, не хитрит, не обманывает, не лице­мерит, крепко держит слово, не способен на низость, никогда не вступает в сделку с собственной совестью, не кривит душой.

Положительная черта характера, выражающая отношение к людям,— общительность, если, разумеется, она основана на чув­стве коллективизма, а не исходит из корыстных мотивов. Общи­тельные люди находят радость и удовлетворение в общении и совместной деятельности с другими людьми и испытывают тяго­стное чувство, находясь вне коллектива.

Встречаются люди и с противоположными чертами характера, такими, как замкнутость, скрытность. Замкнутость и скрытность у школьника имеют различные корни. Часто это проявление меланхолического темперамента͵ иногда стойкое проявление обиды на незаслуженное наказание или отрицательную оценку со стороны взрослых, порой реакция на неудачу.

Черты характера, выражающие отношение к труду. Трудолю­бием называют черту характера, выражающую желание трудиться, это желание связано с чувством удовлетворения, радости, удо­вольствия от процесса труда и его результатов. Настоящая любовь к труду сочетается с добросовестностью и аккуратностью, потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всœегда наилучшим образом.

Коммунистическое общество будет основано на внутренней потребности всœех его членов добровольно трудиться для общественного блага. По этой причине в центре воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всœех членов общества. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду. Чуждые нашим людям черты характера, как лень, небрежность, выражаются в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, формальном выполнении заданий.

Особую ценность трудолюбие приобретает в сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек — человек с развитым чувством нового. Он творчески относится ктруду, общественной деятельности, стремится найти более совер­шенные, более производительные методы работы, что и лежит в базе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников.

Противоположные инициативности черты характера — косностъ, консерватизм — выражаются в отрицательном отношении новому, передовому, в склонности к рутинœе, слепом отношении традициям.

В процессе труда развивается и такая ценная черта характе­ра, как бережливость, которая выражает отношение человека к результатам своей работы и деятельности других людей. Уважая труд, человек начинает бережно относиться к тому, что создано умом и руками человека, стремится избежать излишнего, нера­ционального расходования материалов, орудий и продуктов тру­да. Бережливость одинаково далека как от мотовства или хищ­нического отношения к материальным ценностям, так и от ску­пости и скаредности.

Черты характера, выражающие отношение к самому себе. Скромность как черта характера проявляется в том, что человек никогда не подчеркивает и не преувеличивает своих заслуг, достижений и личных качеств. Он убежден, что и окружающие его люди наделœены достоинствами, быть может, даже в большей степени, чем он сам. Скромность — это простота и естественность в обращении с людьми, в поведении, костюме, манерах, в речи.

Скромность тесно связана с самокритичностью, т. е. требова­тельностью к себе, умением трезво оценивать свою работу, ви­деть свои ошибки, выявлять свои недостатки и, признавая их честно и открыто, принимать меры к их устранению. Самокри­тичный человек больше думает не о том, чего он уже достиг, а о том, чего он еще не достиᴦ.

Скромность всœегда должна сочетаться с чувством собственного достоинства, самоуважением, основанным на осознании своих успехов в общественно полезном труде, в борьбе за общие цели. Это рождает уверенность в своих силах, дает человеку право уважать себя, не чувствовать себя никчемным, ненужным. Само­уважение не имеет, однако, ничего общего с зазнайством, заносчи­востью, высокомерием — неправомерно высокой оценкой своей личности, преувеличенным самомнением.

Зазнайство, хвастовство детей обычно следствие переоценки взрослыми успехов детей, их достижений, способностей, постоян­ного подчеркивания превосходства одних детей над другими, захваливания их.

Волевые черты характера. Волевые черты характера выра­жаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.

Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целœеустремленность и настойчивость карьериста͵ смелость хулигана никак не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли.

К волевым чертам характера относят целœеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность (см. гл. XIII).

referatwork.ru

Классификация черт характера

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность.

Нравственность – моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Уровень нравственности личности определяется мерой совпадения общесоциальных и внутренне мотивационных требований к ее поведению. И. Кант, как известно, более всего удивлялся двум явлениям бытия – звездному небу над головой и нравственному закону внутри нас. Нравственность есть свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.

Понятие нравственности – понятие пограничное между социологией, этикой и психологией. В социологическом аспекте оно связано с понятием общественных нравов, функционированием социальных норм, регулирующих поведение социума. По своей психологической сущности нравственность представляет собой систему стереотипизированных форм поведения, основанную на интернализации (присвоении) социальных норм Нравственность личности – основной показатель ее социализированности, социальной самоидентификации.

Нравственность в целом – это поведенческая культура общества. Нравственность индивида – мера его приобщения к этой культуре. Общечеловеческие стандарты нравственности отвечают объективным условиям человеческого общежития, базовым потребностям человечества.

Формирование нравственности связано с культурно-историческими традициями данного общества, развитием в нем нравственной идеологии, уровнем социального контроля и социальных ожиданий.

В этическом плане нравственность индивида – сфера его моральных отношений с другими людьми, сфера его нравственной деятельности, классифицируемая по содержанию, форме и способу межличностных отношений. По содержанию моральные отношения индивидов подразделяются исходя из их социальных обязанностей (гражданская, трудовая, семейная, профессиональная и др.). Специфические нравственные обязанности возникают по отношению к людям, находящимся в особом положении (к детям, престарелым, женщинам, больным, остро нуждающимся), к людям, с которыми индивид находится в особых отношениях (к родителям, детям, друзьям, любимым). Ряд нравственных требований индивид обязан предъявлять к себе как к определенной самоценности (гордость, самоуважение и др.).

Нравственное самоусовершенствование индивида – один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида – это всегда духовное преодоление трудностей бытия.

Одним из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к самоограничению и даже самоотречению для блага других людей. Способность к самоподавлению эгоистических побуждений – одно из высших проявлений благородного характера. Категорическим императивом (безусловным требованием), «золотым правилом» поведения человека является требование: относись к людям, как к самому себе; блага одних людей не могут быть оплачены страданием других людей.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам.
1. «Я хороший и все люди хорошие» – ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.
2. «Я плохой, а все люди хорошие» – жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом нервной деятельности.
3. «Я хороший, а все люди плохие» – схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам – таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.
4. «Я плохой и все люди плохие» – такова позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но, в отличие от третьего жизненного сценария, данный жизненный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе – «Я-концепция». Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов: когнитивного – образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость; эмоционального – самоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.; притязательно-волевого – желание самоутверждения, признания достоинств другими индивидами. Наряду с реальным «Я» существует «Я» идеальное и «Я» динамическое, саморазвивающееся.

Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя композиции возможных действий. Этот внутренний диалог – основной механизм саморегуляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.

Однако чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. И тогда индивид по существу перестает быть человеком. Отсутствие внутренней жизни, системы критических самооценок, нищета духа, крайний примитивизм при санкционировании ответственных решений – таков уровень самосознания большинства злостных преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой духа, приобретают бездуховную энергетику, проявляясь в жестокости, садизме и насилии.

У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека – его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений включает в себя также склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.

Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе качеств некоторые носят криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».

Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Противоположное качество – нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов. Решительность выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.

Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание – способность индивида контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Противостоящие отрицательные качества – трусость, малодушие – гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность.

Цельность характера – это устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера – энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях; твердость характера – сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера – ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.

Волевая, деятельностная саморегуляция индивида, система его волевых качеств определяются широтой, иерархизиро-ванностью и динамичностью его мотивационной сферы. Широта и содержательность потребностей и интересов человека – одни из основных его психических качеств. Существенно также, чтобы побуждения низшего уровня подчинялись более высоким побуждениям. Индивид должен обладать хорошо отработанными средствами подавления низменных побуждений. Иерархизированность мотивационной сферы индивида зависит от того, какие мотивы и в каких ситуациях актуализировались особенно часто и сильно, какие желания при этом реализовывались и какие качества индивида угнетались.

Многие поведенческие побуждения людей возникают спонтанно, на подсознательном уровне, на уровне установок и привычек, в силу их эмоциональных особенностей. В последующем же объяснении своего поведения люди подыскивают наиболее приемлемые для них оправдания.

Эмоциональные особенности характера индивида – наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление. Эмоции, как уже отмечалось, – это непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для него воздействия. Эмоционально окрашена вся оценочная деятельность индивида – от элементарного тона ощущений до эмоционального переживания своего мировоззрения, отношения к миру и жизни. Эмоции – непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, выражающиеся в определенных нервно-психическом и гуморально-вегетативном состояниях.

Эмоции вступают в свои права в любой внезапно возникающей жизненно значимой ситуации. Они доминируют во всех сложных конфликтных ситуациях, мобилизуя резервы психической и физической энергии.

По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностыо. Эмоциональный настрой индивида – показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

Ориентированные на успех индивиды предпочитают те виды деятельности, которые ведут к быстрому получению престижного результата. Для них характерен повышенный уровень притязаний, а во многих случаях – дефекты самокритичности, нравственной принципиальности. Индивиды, преимущественно ориентированные на избежание неудачи, отличаются повышенной требовательностью к себе, более тонким самоанализом, а в ряде случаев – излишней робостью и нерешительностью. Они всячески избегают ситуаций, в которых возможны поведенческие неудачи, личностные утраты. Такие люди отличаются другой крайностью – заниженным уровнем притязаний. Первые же неудачи гасят у них интерес к данному виду деятельности. Свои успехи они склонны считать случайностью.

Оценка своих психических возможностей – одна из характерных особенностей личности. Она связана с определенным уровнем тревожности, характерным для данного индивида. Высокотревожные индивиды особенно чувствительны к опасным ситуациям, склонны к дезорганизации своего поведения в этих ситуациях.

С эмоциями человека связаны его нравственные позиции, честь и совесть, способность к моральному самоконтролю, к энергетической мобилизации в значимых для данной личности направлениях, способность эстетического наслаждения прекрасным и гневного отвержения всего безобразного.

Эмоциональность индивида характеризуется содержанием, качеством и динамикой его эмоциональных процессов. Содержательная сторона эмоциональной сферы отвечает за ценностные ориентации, общую психическую направленность. Качественная сторона эмоций свидетельствует о преимущественной положительной или отрицательной модальности присущих данному индивиду эмоциональных состояний. К динамическим эмоциональным свойствам индивида относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов, их внешнее проявление – экспрессия.

Эмоциональная сфера индивида – механизм экстренного, спонтанного уравновешивания его внутренних состояний с внезапно возникающими изменениями в окружающей среде. По эмоциональным реакциям личности (внешне выраженным или тщательно скрываемым) можно судить о тонких нюансах ее животрепещущих связей с действительностью.

По эмоциональным качествам различаются натуры импрессивные – эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные.

Интеллектуальные черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

Интеллект индивида – устойчивая структура его умственных качеств. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень развития интеллекта у детей (коэффициент интеллектуальности) посредством специальной шкалы тестов (IQ)*. Интеллект, умственное развитие индивида трактуются как его способность выполнять доступные для его возраста интеллектуальные задания, успешно приспосабливаться к различным типам жизненных ситуаций.

В развитии интеллекта индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее – взаимодействие этих факторов. Генетические факторы – наследственный потенциал, получаемый индивидуумом от своих родителей. Это – исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим миром.

В сотнях тысяч генов, расположенных в 46 хромосомах, кроется огромный, еще малоизученный потенциал человеческой индивидуальности. К настоящему времени выявлена функция лишь некоторых генов, связанных с грубыми психическими аномалиями. Однако по наследству индивиду передается только «сырье» для построения сложных психорегуляционных конструкций. Жизненные потребности индивида могут посылать соответствующие запросы отдельным генетическим образованиям. Различные генетические локусы, как показали исследования лауреатов Нобелевской премии Р. Робертсона и Ф. Шарпа, способны к функциональным перестройкам.

Решающее значение для развития интеллекта человека имеют система психической стимуляции, усложняющаяся система социокультурного общения. Гармонично развиваются дети, имеющие возможность общаться с конструктивно мыслящими людьми, манипулировать разнообразными предметами, осваивать все более усложненные знания и навыки из зоны ближайшего развития.

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направленность личности (любознательность), рассудительность, вдумчивость и др.

Итак, характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок и полутонов, неповторимое, уникальное личностное своеобразие. Но в многообразии черт характеров особенно выделяется то, что заметно выступает на передний план в регуляции поведения индивида, – волевая сторона его психики, выражающаяся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях. В этих случаях проявляется сила характера, которая вместе с цельностью и устойчивостью составляет основные динамические качества характера. Ценностное же его качество определяется нравственностью и когнитивной направленностью.

Для адекватного восприятия и оценки различных качеств индивида необходимо наблюдать его в различных жизненных ситуациях, особенно в ситуациях затруднений, психического напряжения. Однако следует помнить и о том, что мешает адекватному восприятию человека человеком. Назовем некоторые факторы искажения социальной перцепции: непонимание психического состояния людей, их подлинных мотивов и целей, подверженность предвзятости, обобщение отдельных негативных проявлений личности, поиск подтверждения априорных негативных оценок, неспособность увидеть положительные изменения у личности в связи с выходом ее из кризисных состояний, интерпретация случайных явлений в качестве причин поведения личности.

psyera.ru

Эгоизм — понятие, проявления. Как избавиться?

Эгоизм можно назвать неотъемлемым элементом здорового полноценного существования. Каждый человек в той или иной степени склонен беспокоиться о собственном благополучии, при этом совершенно не важно, сколько ему лет на самом деле. Дети не более сосредоточены на своих переживаниях, чем взрослые. Эгоизм – это бессознательное беспокойство по поводу своей жизни, любых важных событий, которые происходят с нами. Если это состояние не выходит за рамки, то личность обычно не считается окружающими людьми эгоистичной. Грань между естественным самоуважением и настоящим эгоизмом весьма тонкая. В некоторых случаях можно и не понять, что имеет место подлинный эгоизм.

Чем эгоизм отличается от самодостаточности? В том и другом варианте имеет место внимание человека к собственным чувствам и эмоциям. Когда личность заблаговременно заботится о своем здоровье, переживает за исход важного дела, ее можно назвать ответственной и дисциплинированной. Здесь нет никакого эгоизма, ведь при этом не ущемляются права других людей, не затрагиваются глубокие конфликты с окружающими. В некоторых ситуациях здоровый эгоизм необходим, так как он оберегает человека от нежелательных последствий, учит прислушиваться к собственным ощущениям, анализировать и понимать свои чувства.

Эгоистичная же личность хочет получить внимание к своей персоне любым способом. Ей недостаточно того, что она может сама себе дать. Даже если ее окружить тем вниманием, которого она так настойчиво требует, вместо удовлетворения у нее появится бессознательное желание манипулирования людьми и обстоятельствами. В случае сильно развитого эгоизма человек ощущает беспомощность даже там, где вполне может справиться самостоятельно. Просто он настолько не уверен в собственных возможностях, что начинает искать поддержки тогда, когда она ему, казалось бы, не нужна.

Проблема эгоизма

Среди людей, чей внутренний мир направлен преимущественно на собственные переживания, встречаются и такие, что не могут долгое время оставаться наедине с собой. Одиночество у них является синонимом неблагополучия, острого кризисного состояния и вызывает панические настроения. Тот, кто эгоистичен, как правило, крайне настороженно относится к жизни, не доверяет другим без объективной причины. Эти люди как будто постоянно ищут подтверждения того, что их можно любить, проверяют близких «на прочность». Эгоизм может выражаться как в часто возникающей мнительности, так и том, что человек откровенно грубит окружающим, не задумываясь о последствиях.

Проблема эгоизма во многом обусловлена теми обстоятельствами, как происходило формирование личности в каждом конкретном случае. Нельзя людей осудить за то, что они не способны заботиться о других. На самом деле, эгоизм в чистом виде встречается довольно редко. В основном происходит развитие определенных качеств характера в детском возрасте под влиянием определенных жизненных условий.

Проявления эгоизма

Эгоизм может выражаться в совершенно разных ситуациях и случаях. Иногда люди настолько умело маскируют собственные проявления эгоизма, что у окружающих начинает складываться ошибочное мнение о них как о людях с альтруистическими чертами характера (читать про черты характера). На самом же деле никто из нас не в силах до конца отвергнуть собственную сущность настолько, чтобы сделаться святым, и это абсолютно нормально. Если человек живет только для других, чаще всего, это видимость, иллюзия, которой он прикрывает собственную нереализованность и чувство вины.

Чрезмерная мнительность

Проявляется в повышенном внимании к себе, своему здоровью, настроению, чувствам. Нередко это состояние возникает тогда, когда человек долго остается без взаимодействия с другими людьми. Нехватка общения заставляет его искать дополнительные источники социального взаимодействия. Однако вместо того, чтобы стараться быть каким – то образом полезным другим, эти люди отнимают драгоценную энергию у самих себя и портят настроение окружающим.

Любой пустяк способен вывести такого человека из состояния внутреннего равновесия. Эгоизм в данном случае проявляется в том, что он добавляет себе переживаний, проще говоря, нагнетает обстановку. Именно поэтому самочувствие начинает на самом деле ухудшаться. Очень мнительные люди, как правило, обнаруживают у себя большое количество «болезней» и даже пытаются их лечить. То им кажется, что родные не заботятся о них, то уделяют слишком мало внимания. Эгоизм не подразумевает искреннего участия в судьбе другого человека, поэтому таких людей редко действительно волнует судьба окружающих. Первостепенно только то, «как я себя чувствую».

Желание постоянно говорить о себе

Личность, сосредоточенная на собственных переживаниях, любит привлекать к себе внимание различными способами. Одним обязательно требуется, чтобы их каждодневно помногу выслушивали, вторые хотят сочувствия и одобрения, третьи стремятся произвести на кого – то впечатление. И все это делается для того, чтобы получить порцию внимания. Иногда можно заметить как с виду неприметный и тихий человек настойчиво хочет быть услышанным и даже готов пойти на многие жертвы для осуществления своего намерения. Почему – то вокруг таких людей всегда складываются ситуации, позволяющие им почувствовать себя жертвами обстоятельств.

Зависимость от чужого мнения

Эгоизм по своей сути обладает разрушительным действием. Он постепенно лишает человека уверенности, способности доверять самому себе и полагаться на внутреннее чувство равновесия. Таким людям крайне важно, что о них скажут или подумают окружающие. Для них очень болезненно оказаться непонятым, осужденным. Так как они сами часто оказываются в ситуациях зависимости, то стремятся и других сделать зависимыми от себя. Не всегда это происходит сознательно, так как эгоизм коварная черта характера и может долгое время скрываться за многочисленными масками. Зависимость от чужого мнения не позволяет личности проявлять во всей полноте свои возможности. Она либо себя недооценивает, либо страдает излишне завышенной самооценкой (читать про самооценку), но в любом случае не способна адекватно рассматривать собственные силы и возможности.

Жизнь ради других

Некоторые из нас ошибочно полагают, что чем больше времени уделять своим близким, тем большей благодарностью они отплатят в дальнейшем. Но, к сожалению, люди устроены таким образом, что быстро начинают привыкать к бескорыстному проявлению помощи и скоро начинают воспринимать ее в порядке вещей.

Что скрывается под желанием жить ради других? Каждый из нас, наверное, замечал или имел перед глазами пример того поведения, когда мать отдает всю себя детям, жертвует собой во имя их благополучия. Дети вырастают, у них появляется потребность создать свои семьи, но мать настойчиво требует к себе внимания, упрекает в неблагодарности. Такие люди, как правило, даже не осознают того, что совершают что – то нехорошее, несправедливое по отношению к своим близким. В данном случае мать поступала небескорыстно – она растили своих детей для себя, для того, чтобы они все время были рядом с ней. Она не заботилась о том, чтобы они всесторонне развивались и совершенствовались. По – настоящему любящий человек в какой – то момент готов даже отпустить от себя другого, если это поможет его благополучию. Любовь, если она подлинная, всегда тесно связана со свободой, обусловлена ею. Эгоизм же убивает  искренность в отношениях.

Когда эгоизм становится проблемой?

Иногда проявления эгоизма становятся настолько яркими, что человек теряет контроль над ситуацией. Важно знать первые признаки того, что эгоизм действует вам во вред и своевременно принять надлежащие меры по его снижению. Это сделать на самом деле не так просто, ведь коварная особенность эгоизма в целом заключается в том, что личность не замечает за собой ее проявлений. Любой человек склонен считать себя достойным всего самого лучшего, если только он не страдает от заниженной самооценки.

Постоянные ссоры в семье

Дом – это то место, где человек восстанавливает свои силы и отдыхает. Если в семье часто происходят ссоры и имеются значимые разногласия, то личность уже не имеет возможности полноценно восстанавливаться. Эгоистичный человек хочет подчинения и поэтому способен вызывать на себя различного рода негативные эмоции. Эгоизм в домашних условиях выражается в стремлении все контролировать. Когда человек чувствует, что он не в состоянии справиться со своими чувствами, то необходимо срочно меняться, иначе можно разрушить отношения с самыми дорогими и близкими людьми.

Постоянные ссоры в семье способствуют появлению стресса (читать про стресс), который пагубно влияет на здоровье и негативно отражается на психике. Прежде всего, необходимо понять, что близкие не являются нашей собственностью, и поэтому вовсе не обязаны оправдывать ожидания, которые мы на них возлагаем. Крайним проявлением эгоизма является убеждение, что родные должны жить друг для друга и жертвовать ради этого своими целями и ценностями.

Невозможность найти свое место в мире

Эгоизм лишает человека представления, в чем заключается его истинное предназначение. Вот и получается, что личность чувствует себя потерянной среди множества различных вариантов сделать свою жизнь лучше и, чаще всего, выбирает неправильный путь, который впоследствии приносит немало разочарований и страданий. Под влиянием эгоизма человек всюду видит мнимые препятствия, и испытывает большой страх перед ними.

Нереализованность в профессии часто наводит на душу тоску и уныние, от них, к тому же, трудно избавиться. Тот, кто не нашел себя в интересной деятельности, чаще всего, вынужден просто ежедневно вкалывать за определенную ежемесячную сумму, но вскоре и размер оплаты, какой бы она ни была, перестает устраивать. Ведь человек на самом деле не развивается, не совершенствует себя, не выявляет свои мечты, не строит грандиозных планов.

Желание плыть по течению, а не жить в полной мере – вот девиз личности, подверженной разрушительному действию эгоизма. Проходит много времени, прежде чем действительно осознаются истинные мотивы поступков, устанавливаются полезные связи с другими людьми.

Постоянно нарастающая неудовлетворенность

Жизненная усталость, тревога, беспокойство – непременные спутники тех людей, что пытались либо существовать ради других, либо излишне ратовали за удовлетворение собственных интересов (читать про интересы человека), но при этом ничего значительного не достигали. Эгоизм – коварная штука: она сначала заставляет человека поверить в необходимость своего присутствия, а затем полностью подчиняет своей воле, делая его зависимым от множества факторов. Настроения других людей, внешние события — все влияет на мироощущение человека. Но мало кому удается распознать истинную причину своей неудовлетворенности. Немногие способны заглянуть в глубину самих себя, чтобы понять ошибочность прежних убеждений (читать про убеждения) и попробовать что – то изменить.

Как избавиться от эгоизма?

Когда человек понимает, что эгоизм мешает ему полноценно жить, то пора принимать меры по его устранению. Разумеется, сразу устранить эту проблему не удастся, поскольку для любой перестройки, в том числе психологической и эмоциональной, требуется время. Существуют самые общие шаги, которые нужно сделать, чтобы снизить разрушительное действие.

  • Осознание наличия проблемы. Помогает подготовиться к последующей трансформации сознания. Пока человек не признает факта имеющейся трудности, он и не станет ничего менять. Осознание иногда дается с трудом, путем прохождения через муки совести, но это того стоит. Процесс рано или поздно закончится, нужно только подождать и внимательно относиться к своим мыслям. Можно даже на этот период завести себе тетрадь и записывать туда значимые изменения. Необходимо простить себя и принять факт наличия проблемы – она уже существует. Нет никакого смысла винить себя или окружающих в ошибках прошлого – его нужно просто отпустить.
  • «В чем я не прав?». Этот вопрос необходимо задавать себе до выстраивания полной картины понимания, что же происходит на самом деле. Нужно не искать виноватого, а смотреть вглубь ситуации. Только тогда события и люди предстанут перед вами в совершенно ином свете, не таком драматичном, как кажется на данный момент.
  • Начинать анализ лучше с себя, так больше шансов увидеть собственные промахи и ошибки. Осознав их, вы можете приступать к следующему шагу.
  • Быть полезным. Необходимо начинать сразу после того, как вы поняли, в чем именно заключается ошибка. Если чувство вины слишком большое, нужно сначала помочь себе освободиться от него. Подумайте, чем бы вы смогли быть полезными самому себе, своим близким, знакомым. Не нужно сразу растворяться в окружающих, ведь их может испугать ваша напористость. Действуйте плавно, во всем нужна постепенность. Со временем вы заметите, как ваш эгоизм начнет таять, а вместо него на душе появится приятное и теплое чувство. Удовлетворение, которое придет в результате, будет много сильнее и глубже, чем то, которое вы когда – то получали, пытаясь отстаивать свои интересы любой ценой.
  • Осознание ценности своего существования. Помогает наладить отношения с самим собой. Когда вдруг появляется цель жизни, пусть даже не глобальная, но достойная внимания, человек начинает иначе воспринимать все, что с ним происходит. Эгоизм вдруг куда-то уходит, а вместе него возникает приятное чувство расслабления и радости.

На самом деле каждый человек по-своему уникален. Нужно только найти собственную неповторимость, чтобы день ото дня стремиться ее развивать и совершенствовать. Тогда не возникнет необходимости в эгоистичном сознании и желании властвовать над людьми. Счастливый человек не нуждается в том, чтобы контролировать окружающих.

Таким образом, проблема эгоистичного сознания заключается в том, что человек не видит и не знает, в чем состоит его подлинная индивидуальность. Эгоист не способен отличать собственные потребности от чужих, он постоянно хочет что-то получить от окружающих людей, но никогда не остается полностью удовлетворен. Чтобы стать более открытым, победить в себе желание все контролировать, нужно просто научиться вовремя отпускать обиды прошлого, признавать свои ошибки и отказаться от намерения подчинять своей воле других.

Сохранить статью

psyh.info