История развития экономической мысли и этапы ее развития кратко – 1. Основные этапы развития экономической мысли

1. Основные этапы развития экономической мысли

1) Экономическая мысль до появления экономической теории (III тысячелетие до н.э. — вторая половина XVII в.). Начало первого этапа мы относим примерно к III тысячелетию до н. э. В это время появились первые цивилизации, а с ними и письменные источники, из которых можно получить информацию об экономической мысли того времени. Почти до самого конца этого периода экономическая мысль встречается лишь как составная часть других наук, таких, как юриспруденция, богословие, история, философия и наука об управлении. Правда, название одного из сочинений об управлении домашним хозяйством, дало термин «экономика». Это было сочинение древнегреческого писателя Ксенофонта «Ойкономикос в переводе на русский звучит как «домоводство».Наиболее типичной методологией экономической мысли на первом этапе был нормативный подход. Нормативный и позитивный подходы различаются тем, что исследователь, применяющий позитивный подход, рассматривает экономические отношения «как они есть», а применяющий нормативный подход изучает их, сравнивая с уже существующей в его голове нормой, т.е. «какими они должны быть» с его точки зрения. Поэтому в таких исследованиях большое место занимают рекомендации, как довести реальную экономику до идеальной нормы.

2)Классическая политическая экономия (вторая половина XVII в. — конец XIX в.).Первая экономическая теория получила название «политическая экономия». Впервые такое словосочетание употребил французский экономист Монкретьен в названии своего сочинения, в 1615 г. Хотя первые работы, содержание которых можно уже было отнести к «классической политической экономии», стали появляться во второй половине XVII в., ее окончательное утверждение произошло на рубеже XVIII и XIX вв., после всемирного успеха книги английского экономиста Адама Смита, вышедшей в 1776 г. С начала XIX в. экономическая наука получила официальное признание как самостоятельная наука, а курс «Политической экономии» стал преподаваться в университетах. В первой половине XIX в. классическая политэкономия не только господствовала, но и продолжала развиваться, выдвигая новые теории, но уже в середине XIX в. она в основном выполнила поставленные задачи, о чем прямо писал один из ее завершителей, английский экономист Дж.С. Милль. Главной задачей классической политэкономии было определение основных экономических понятий (цена, деньги, доходы, капитал и т.д.) и их систематизация3)Современная экономическая наука.

3)Третий этап развития экономической науки, начавшись на рубеже XIX и XX вв., продолжается до настоящего времени. На этом этапе в экономической науке можно выделить два основных, параллельно существующих направления — маржинализм и институционализм. Оформление маржиналистского направления происходило в последнее тридцатилетие XIX в. и получило название «маржиналистская революция». Последнюю точку в «маржиналистской революции» поставила замена курса «политической экономии» на новый курс «экономики» в 1902 г. в Кембриджском университете, за которым последовали другие университеты. Институционалистское направление, зародившееся в середине XIX в., окончательно оформилось в первой трети XX в. Представителей маржинализма и институционализма интересует, прежде всего, сам процесс функционирования экономики.

studfiles.net

Этапы развития экономической мысли

Количество просмотров публикации Этапы развития экономической мысли — 1660

Выделяют 3 этапа:

1. Донаучный

2. Научный

3. Постиндустриальный

Донаучный (IV век до н.э. – XIV в н.э.) связан с возникновением учения по ведению хозяйства о роли государства. В данный период сформировались основные категории экономической теории: товар, стоимость на денежные отношения. Экономическая мысль следовала за развитием экономических отношений, которая отражала низкий уровень производительных сил.

Научный этап (нач. XV века ­– сер XX века). Систематизация категорий была вызвана развитием производительных сил. С XV века активно развивалась международная торговля. В последствии, с развитием промышленности, с формированием производственных, кредитных отношений . Основные школы экономической науки:

1. Мерконтелизм (XVI век) – теория, основанная на предположении о ведущей роли торговли и денежного обращения в экономике.

2. Классическая английская политическая экономия (XVIII век). Предпосылками возникновения стало зарождение промышленности, промышленного производства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило роль источника национального богатства. Форма национального богатства — ϶ᴛᴏ промышленный капитал, в частности акционерный. Адам Смит обосновал теорию экономики с минимальным вмешательством в государство. Основная идея классической школы ʼʼневидимая рукаʼʼ, которая принадлежит рыночной экономике и сама направляет субъектов (предпринимателœей) на совершение действий, полезных для всœего общества, всœей экономики. Государство при этом должно справедливо перераспределять доходы, к примеру, путем налогообложения и установления норм хозяйственной деятельности.

3. Неоклассическая политическая экономия XIX век. В серединœе XIX века развитие промышленного производства привело к появлению проблем, не решаемых в рамках классического подхода, значительное неравенство дохода. Возникла крайне важно сть пересмотра роли государства. Неоклассики предложили усилить государственное воздействие на экономику, используя косвенные регуляторы (процессные ставки, налоги, государственный кредит, государственный протекционизм)

4. Немецкая экономическая школа и учения Карла Маркса (сер.
Размещено на реф.рф
XIX века). В Германии произошел синтез экономических и социологических учений, в результате которых возникло Марксово учение по социальной или классовой политической экономики. В центре были социальные процессы или социальные отношения в экономике. Главное из них отношение собственности. Решение проблем индустриальной экономике XIX века предлагалось становление принципиально новых отношений в сфере распределœения капитала, продуктов труда, доходов и т.д.

Кейнсианство (нач. XX века)

Основатель Джон Кейнс.

Джон Кейнс предложил пересмотреть основную задачу государства. Не производство максимально возможного количества благ из имеющихся ресурсов, а создание максимального спроса на благо. Это стало возможным благодаря тому, что к концу XIX века развитие промышленности, усиление монополии введены в перепроизводство. В связи с этим Кейнс рекомендовал государству использовать инструмент регулирования экономики ранее считавшейся ʼʼзапретнымʼʼ (цены, инвестиции, собственность и т.д.).

referatwork.ru

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


Этапы истории экономических учений: общая характеристика

Возможна различная периодизация экономической науки. Все зависит от критериев, которые избираются в основу периодизации. На наш взгляд, можно выделить три основных этапа развития экономической мысли.

Экономическая мысль до появления экономической теории

Экономическая мысль появилась вместе с хозяйственной жизнью людей, однако экономические теории возникли значительно позже. Теория характеризуется, прежде всего, двумя основными признаками: анализом и систематизацией результатов анализа.

Эти два признака постоянно фигурируют в экономических понятиях только со второй половины XVII века. Поэтому весь предшествующий период в истории человечества является лишь предысторией экономической науки.Точкой отсчета этого периода можно считать появление первых цивилизаций, первых государств, которые возникли приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры, так как только с этого времени появляются письменные источники, отражающие развитие экономической мысли. Правда, до конца этого периода среди них почти не было чисто экономических сочинений. Экономическая мысль присутствовала в качестве составной части в некоторых юридических документах и сочинениях по богословию, истории, философии и управлению. Кстати, название одного из сочинений об управлении частным хозяйством, в котором наряду с хозяйственными вопросами рассматривались технологические проблемы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также проблемы отношений между членами семьи, слугами и работниками, дало термин «экономика». Это было сочинение древнегреческого писателя Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.) «Ойкономикос», название которого было составлено из двух слов: «ойкос» (дом) и «номос» (закон), то есть «закон дома». По-русски это лучше звучит как «домоводство», а в средневековой Руси именовалось «домострой».



Наиболее типичным для экономической мысли на первом этапе был нормативный подход. В таких исследованиях большое место занимают рекомендации, как довести реальную экономику до идеальной нормы. Частным случаем нормативного подхода является, например, концепция «естественного порядка», согласно которой определенный общественный порядок (общественные отношения) считается естественным, то есть изначально заложенным в природе (естестве) человека. Правда, разные авторы считали «естественными» различные формы социально-экономических отношений. Другим примером нормативного подхода является оценка экономических явлений с морально-этических позиций, в частности с позиций «справедливости». «Справедливость» также трактовалась по-разному. Следует сказать, что нормативный подход применялся и на более поздних этапах развития экономической науки.

Классическая политическая экономия

Первая экономическая теория получила название «политическая экономия». Этот термин составлен из двух греческих слов – «полис» (общество, государство) и уже известного слова «экономика» (экономия). Следовательно, данный термин означает «общественная экономика» (народное хозяйство). Впервые такое словосочетание в названии своего сочинения, изданного в 1615 году, употребил французский экономист

Монкретьен. Хотя первые работы, содержание которых уже можно было отнести к «классической политической экономии», стали появляться во второй половине XVII века, ее окончательное утверждение произошло на рубеже XVIII и XIX веков, после всемирного успеха книги английского экономиста Адама Смита, вышедшей в свет в 1776 году. С начала XIX века экономическая теория получила официальное признание как самостоятельная наука, а курс «Политическая экономия» стал преподаваться в университетах. В первой половине XIX века классическая политэкономия не только господствовала, но и продолжала развиваться, выдвигая новые теории, но уже в середине XIX века она в основном выполнила поставленные задачи, о чем прямо писал один из последних ее приверженцев, английский экономист
Дж. С. Милль
.

Главной задачей классической политэкономии было определение основных экономических понятий: «цена», «деньги», «доходы», «капитал» и т.д. и их систематизация, которая означала установление причинно-следственных связей между ними. В качестве «первопричины», или исходной категории, из которой вырастает «родословное древо» всех остальных экономических категорий, было выдвинуто понятие «стоимость».

Современная экономическая наука

Третий этап развития экономической науки начался на рубеже XIX и XX веков и продолжается до настоящего времени. На этом этапе в экономической науке преобладающими стали два основных, параллельно существующих направления – маржинализм и институционализм. Оформление маржиналистского направления в последнее тридцатилетие XIX века и получило название «маржиналистская революция». Последнюю точку в маржиналистской революции поставила замена курса «политической экономии» на новый курс «экономика» (экономикс) в 1902 году в Кембриджском университете (Англия), за которым последовали другие университеты. Институционалистское направление, зародившееся в середине XIX века, окончательно оформилось в первой половине ХХ века.

От классической политической экономии отличаются оба новых теоретических направления. Так, политэкономию, прежде всего, интересовала сущность отдельных экономических явлений, а уже затем причинно-следственные связи между ними, в то время как для направлений современной экономической науки основным предметом исследований являются взаимосвязи экономических явлений. При этом маржинализм рассматривает «чистую» экономику, абстрагируясь от ее социальных форм, а институционализм рассматривает «социальную экономику». Таким образом, представителей маржинализма и институционализма интересует, прежде всего, сам процесс функционирования экономики.

2.2. Экономическая мысль до появления экономической теории:

Основные проблемы

Говоря об экономической мысли ранних эпох человеческой истории, можно назвать лишь ряд не связанных между собой теоретических проблем. Тем не менее, они представляют определенный интерес, так как сходные проблемы встречаются и в современных хозяйственных отношениях.

В государствах Древнего Востока экономическая мысль представлена в основном в сочинениях о государственном управлении. Это обусловлено тем, что на Древнем Востоке существовала централизованная общественно-политическая система, государство контролировало и координировало значительную часть общественных отношений, в том числе и экономических. Поэтому предметом экономической мысли той эпохи являлось хозяйство в целом. Сочинения о государственном управлении были написаны в нормативном ключе, в виде рекомендаций, адресованных государю или чиновникам более низких уровней. Иногда эти рекомендации давались без комментариев, иногда сопровождались некоторой аргументацией, но анализ экономических отношений еще отсутствовал.

Центральная проблема экономической мысли Древнего Востока – это богатство государства. В древнеиндийском трактате «Артхашастра» (IV в. до н.э.) богатство определялось как «земля, населенная людьми». Люди платили налоги, и сосредоточением богатства была государственная казна, но древневосточные мыслители понимали, что без людей, работающих на земле, пополнение казны невозможно. Поэтому в качестве основы государственного богатства признавалось благосостояние населения. С другой стороны, рекомендовались максимальные сборы налогов с населения.

Необходимо особо отметить проблему государственного управления экономикой в странах Древнего Востока. Конечно, наиболее типичным было прямое административное управление, даже в сфере рыночных отношений, с помощью законов и указов. Типичным было также введение государственной монополии на некоторые, как правило, самые прибыльные товары. Правда, последствия такой монополии вызывали иногда дискуссии. Например, дискуссия в Китае, отображенная в 81 году до н.э. в сочинении «Янь те лунь» (Спор о соли и железе). Сторонники государственной монополии на производство и продажу соли и железа подчеркивали, что это приносит большой доход казне. С другой стороны, противники такой монополии отмечали снижение качества товаров из-за отсутствия личной заинтересованности работавших на государственных предприятиях рабов и заключенных, а также управляющих ими чиновников. Кроме того, цены на данные товары выросли, став «для народа непосильными».

Интересный проект косвенного регулирования экономики предложили авторы китайского трактата «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.). Они предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен. По их мнению, осенью, в условиях низких цен на хлеб, необходимо закупать зерно «не слишком дешево», а весной, когда рыночные цены вырастут, — продавать «не слишком дорого». Авторы «Гуань-цзы» отвергали административное ограничение цен, так как экономика отвечает на него появлением «черного рынка».

В Средние века на Востоке роль государства в экономике по-прежнему оставалась ключевой, так как сохранялось централизованное государство, владеющее основными средствами производства (землей и водой для орошения). Однако в этот период многие региона Востока меняли религию, культуру, язык. В частности, в VII-VIII вв. в значительной части стран Востока начала формироваться мусульманская культура. В результате арабских завоеваний был создан халифат, простиравшийся от Испании до Индии. Сначала, как в любой средневековой культуре, науки развивались в рамках исламского богословия. Своего апогея мусульманская культура достигла в XI-XII вв. В это время активно развиваются и естественные, и гуманитарные науки. Такие мусульманские философы, как Абу Али ибн Сина из Бухары и Мухаммед ибн Рушд из Кордовы, известные в Европе как Авиценна и Аверроэс, и некоторые другие, оказали влияние на развитие европейской науки. Один же из более поздних мусульманских философов Валиэддин Абдарахман ибн Хальдун (1332-1406) создал теорию развития общества, в котором важную роль играла экономика. И поскольку экономическая мысль существовала в рамках философской теории, постольку в ее методологии использовался наряду с нормативным подходом и позитивный подход.

Ибн-Хальдун негативно трактовал роль государства в экономике. Так, он делил способы приобретения богатства на «естественные» и «неестественные». «Неестественным» у него считалось насилие (со стороны государства) и сюда относились налоги, государственные монополии, военная добыча и судебные конфискации. Более того, каждый цикл развития общества, по теории Ибн-Хальдуна, заканчивается тем, что очередной государь теряет чувство реальности и увеличивает налоги и государственные монополии до такой степени, что подрывает деловую активность населения. В результате вместо ожидаемого увеличения доходов казны происходит все большее их снижение. Это означает, что становится нечем платить армии, и данное государство может быть завоевано соседями.

Эволюцию европейской экономической мысли следует анализировать, начиная со времен античного общества Древней Греции и Древнего Рима. Античное общество периода расцвета имело рыночную экономику, базировавшуюся на частной собственности и широком применении рабского труда. Для Древней Греции характерна демократическая политическая система, и даже в Римской империи сохранялись важные демократические институты. Античное общество отличалось высокими достижениями в области культуры и науки. Древнегреческая философия послужила колыбелью европейских наук, как естественных, так и гуманитарных.

Среди древнегреческих мыслителей, в сочинениях которых встречаются экономические понятия, можно выделить Ксенофонта и Платона, живших на рубеже V-IV вв. до н.э., и Аристотеля (IV в. до н.э.). Они исследовали не богатство государства, а богатство человека, и считали таковым предметы потребления. В концепциях вышеназванных древнегреческих мыслителей использовался и нормативный, и позитивный подход, а также присутствовали элементы анализа и систематизации. Метод анализа применялся и Платоном, и Аристотелем в процессе исследования проблемы соизмерения товаров при обмене. Аристотель писал: «Обмен не может иметь место без равенства, а равенство – без соизмеримости». Но, с другой стороны, по его мнению, в основе обмена лежат потребности – каждый человек отдает менее нужную вещь и получает более нужную. Потребности разнообразны, вещи, удовлетворяющие их, — тоже, и, делает вывод Аристотель, «невозможно… чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы». Возникает, казалось бы, неразрешимое противоречие. Но оно было разрешено в рамках общефилософских концепций Платона и Аристотеля. Платон утверждал, что конкретные вещи содержат в себе некие всеобщие идеи, которые нельзя ощутить чувствами, но можно постигнуть разумом. В частности, для чувств недоступно равенство вещей, так как в мире нет двух вещей, внешне абсолютно одинаковых. Скрытое равенство воспринимает разум, он же создает и инструмент для его измерения. Соизмерение, отмечает Аристотель, осуществляется «искусственным приемом для удовлетворения практических потребностей» обмена, и таким искусственным приемом являются деньги, которые, по его мнению, «вещь вполне условная».

Первым опытом систематизации хозяйственных отношений было учение Аристотеля об экономике и хрематистике, где он делит все виды хозяйственной деятельности на две части. Критерием деления является цель деятельности. Для экономики такой целью Аристотель называет предметы потребления, для хрематистики – деньги (по-гречески — хремата). Стремление к предметам потребления, по мнению Аристотеля, «естественно», т.е. заложено в природе человека, и поэтому конечно (прекращается с насыщением потребностей). В то же время в природе человека нет потребности в деньгах. «Неестественность» стремления к деньгам доказывает, согласно Аристотелю, то, что здесь «никогда не бывает предела в достижении целей». К экономике Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи, «для нее обращение есть источник богатства». Сюда же относится и ростовщичество. Здесь, отмечал Аристотель, «процент есть деньги от денег, так что из всех отраслей приобретения эта – наиболее противна природе».

В эпоху зарождения Христианства экономическая мысль развивалась в рамках богословия. Так, Августин Блаженный (354-430), выступал за подчинение земного мира только божественным заповедям. Праведная жизнь ассоциировалась с тяжелым трудом, осуждалось богатство, социальное неравенство, торговая прибыль и ссудный процент.

Средневековое европейское общество существенно отличалось от античного общества. В период расцвета феодализма в Западной Европе (XI-XIV вв.) сосуществовали натуральное хозяйство и рыночное, труд крепостных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения имели сословный и корпоративный характер. Люди имели определенные права лишь как члены определенного сословия (духовенство, дворянство и другие) или определенной корпорации (община, цех, гильдия и другие.). В условиях феодальной раздробленности феодалы обладали более сильной властью на местах, чем монархи. Западную Европу объединяла только католическая церковь. Средневековая культура имела религиозную окраску, также как все науки, включая и экономические изыскания.

Методология богословских учений имела нормативный характер, базировавшийся в основном на христианской морали. И важным элементом доказательства являлась ссылка на авторитет – Священное Писание и труды «отцов церкви».

Примером средневековой богословской экономической мысли были взгляды Фомы Аквинского (1225-1274). Он считал, что общественные отношения должны сочетать в себе божественные законы («естественное право») и человеческое право («условное право»). Нормативной установкой у него было понятие «справедливости» (справедливая цена, справедливые доходы и т.п.), которая осуществляется при соблюдении законов. Богатство, по мнению Фомы Аквинского, само по себе не грех. Все зависит от того, как оно используется. Одно дело, если с его помощью делаются благие дела, другое – использование его в порочных целях. Социальное неравенство он трактовал как естественное, идущее от бога, и поэтому различие в доходах есть справедливое воздаяние людям по их заслугам. «Справедливая цена» должна обеспечить равенство при обмене, в частности, продавцу нужно возместить ущерб, понесенный им при лишении им своей вещи. Ущерб же определяется издержками на производство или приобретение товара. Торговая прибыль есть вознаграждение за услугу, которую купец оказывает людям, доставляя нужные им продукты. При этом важно, чтобы прибыль не превращалась в основную цель. Ссудный процент Фома Аквинский осуждал однозначно, как и другие богословы.

Средневековая экономическая мысль России развивалась в русле общеевропейской экономической мысли, но с поправками на российскую специфику. В период освобождения от татаро-монгольского ига в конце XV века здесь возникло централизованное государство, практически одновременно с аналогичными образованиями в ряде стран Западной Европы. Разница состояла в том, что на Западе формирование централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, а в России этот процесс сопровождался усилением некоторых черт феодализма, в частности развитием крепостного права. В качестве примера экономической мысли России этой эпохи можно привести два сочинения середины XVI века. Первым таким сочинением является «Благохотящим царям правительница и землемерие», священника Ермолая (в монашестве Еразма), вторым сочинением можно назвать «Домострой» священника Сильвестра. Специфика этих сочинений заключалась в том, что, с одной стороны, их авторы были представителями церкви, применявшими богословскую методологию и аргументацию, с другой – это были сочинения об управлении соответственно на макро- и микроэкономическом уровне.

Следующий период в развитии европейской истории – период заката феодализма и зарождения капитализма – приходится в Западной Европе на XV-XVII века. В это время активизируется торговля с другими регионами. В XV веке это торговля с Востоком через средиземное море, именно поэтому лидером европейской торговли была Италия. Великие географические открытия с конца XV века сделали европейскую торговлю всемирной, а лидерами европейской торговли последовательно являлись объединенные Нидерланды, затем получившая независимость Голландия, а затем Англия. В политической сфере в ряде стран Западной Европы сформировались централизованные государства, причем при ликвидации феодальной раздробленности короли этих стран опирались на зарождающуюся торговую буржуазию. В ответ на материальную поддержку короля купцы получали государственную поддержку своих торговых начинаний. Статус купцов также возрастал. В истории культуры эта эпоха называется эпохой Возрождения. Возрождение античной культуры, бывшей в средние века под запретом как языческой, означало ослабление влияния церкви, которая в целом переживала кризис. В XVI веке в Западной Европе началось движение протестантизма. В результате ослабевает моральное осуждение торговли и кредита. Таким образом, торговая буржуазия укрепляет свои позиции в экономике, социальной сфере и в общественном мнении, а также создает свою экономическую концепцию – меркантилизм (от итал. mercante — купец). Это было первое чисто экономическое учение, не являвшееся составной частью других общественных наук.

Образование централизованных национальных государств способствовало тому, что появилось понятие «национальное богатство» вместо богословского понятия «общее благо». Предметом изучения меркантилизма стала экономика в целом. В названии сочинения представителя меркантилизма Антуана де Монкретьена (1575-1621), появилось новое словосочетание «политическая экономия», т.е. экономика полиса (общества, государства). Правда, основное внимание меркантилисты уделяли сфере обращения, а сфера производства рассматривалась как вспомогательная для развития внешней торговли. На методологию меркантилизма оказали влияние тенденции, сложившиеся в науке того времени. В этот период активизировались естественные науки – ставились эксперименты, на основе опытных данных делались первые выводы. Философия начала ориентироваться на естественные науки, уходя из-под крыла богословия с ее методом дедукции. Один из лидеров новой философии Френсис Бэкон (1561-1626) писал: «Если критерием истины в античном обществе было согласование мыслей между собой, в средние века – согласование мыслей со Священным Писанием, то в новое время согласование мыслей с фактами». Поэтому и в философии того времени, и в учении меркантилизма доминировал метод индукции. Анализа экономических явлений в меркантилизме пока не было, но уже была систематизация основных положений.

Концепция меркантилизма заключалась в следующем. Богатством страны объявлялись деньги, они – активный фактор экономики. Источником богатства признавалась внешняя торговля. Дело в том, что меркантилисты трактовали обмен как неэквивалентный – продавец выигрывал, а покупатель проигрывал. Поэтому, как писал французский меркантилист Ш. Давенант, от внутренней торговли «нация, в общем, ничуть не становится богаче: что один теряет, то другой выигрывает». Следовательно, богатство страны будет увеличиваться, если у нее возникнет активный внешнеторговый баланс (вывоз больше ввоза). В свою очередь, активный баланс достигается с помощью политики протекционизма. Таким образом, меркантилисты требовали активной роли государства в экономике, тем более что у них пока отсутствовала идея объективных экономических законов.

В Россию идеи меркантилизма пришли в середине XVII века. Первым крупным российским меркантилистом был Афанасий Ордин-Нащекин (1605-1680).Став главой Посольского приказа, он в 1667 году издал протекционистский «Новоторговый указ». Среди меркантилистов эпохи царствования Петра I можно выделить Федора Салтыкова (умер в 1715 году), выдвигавшего проекты совершенствования внешнеторговой политики России.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Основные этапы развития экономической мысли

 

Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Курсовая работа
Основные этапы развития экономической мысли
Выполнил
Проверил
Москва 2006

План
Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
1. Экономические учения Древнего мира …………………………………………………..  4
2. Экономические учения феодального общества ……………………………………….  6
3. Экономические учения эпохи капитализма
§ 1. Экономические учения конца 17 — начала 19 века……………………. 8
§ 2. Экономическая мысль середины 19 – начала 20 века……………….. 13
§ 3. Основные направления экономической мысли в 20 веке…………. 16
Заключение………………………………………………………………………………………………… 20
Литература …………………………………………………………………………………………………  21
Введение
Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Исследование базируется на монографиях российских ученых, посвященных изучению данной проблемы, таких как “История экономических учений”, “Всемирная история экономической мысли”, “Экономические теории и школы” С.А.Бартенева и “Введение в историю экономической мысли” Е.М.Майбурда.  
Периодизация истории экономических учений в данной работе основывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества. Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества.  В целях упорядочения излагаемого материала, в развитии экономической мысли  периода капитализма выделены  следующие периоды: конец 17-начало 19 века, середина 19-начало 20 века, 20 век.
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. 
В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.
Развитие экономической мысли в эпоху  капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.
 
1. Экономические учения Древнего мира
Экономические идеи древности, в основном, находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств.
Одним из крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там  с 1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.
В Китае экономические теории нашли отражение в конфуцианстве. Идеолог Китая Конфуций защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает «великую общность» (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа.
Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа “Артхашастра”, царя Чандрагупты I. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражение проблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “дней работы”, а вознаграждение – в строгом соответствии с результатами труда. Автор отличает рыночную цену от стоимости, указывая, что конкурирующий покупатель “увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности”. Он включает прибыль в цену товара в качестве “прочих издержек” и заранее определяет ее “для данной местности в 5% с установленной цены, а для иностранных товаров – в 10%”.[1]
Древнегреческий мыслитель Ксенофонт  отразил в своих произведениях стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства. Он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей и  впервые обратил внимание на значение разделения труда, а так же указал на связь уровня разделения труда и размера рынка. Выявил зависимость между меновой стоимостью продукта и его потребительной стоимостью. И, что очень важно, признавал кроме функции денег как средства обращения и накопления, их обращение в качестве капитала. Ксенофонт учил рабовладельцев, что для “обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов”.
Другой древнегреческий философ – Платон  останавливался на разъяснении связи между разделением труда, торговле, деньгами и выделением купцов. Но он защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и стремился свести функции денег к средству обращения, усматривая в деньгах одну из причин вражды в обществе; он отвергал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен.
Аристотель, будучи самым крупным идеологом рабовладельцев Древней Греции, признавал “истинное” богатство, как совокупность потребительных стоимостей. Он был за справедливый обмен, впервые выделив меновую стоимость: “5 лож = 1 дому или денежной сумме”.
В истории экономической мысли Древнего Рима одними из наиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гая и Варрона Колумеллы.
Катон Старший защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов. Прибыль он рассматривал как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.
В попытке вывести из кризиса Римское государство из экономического кризиса братья Гракхи Тиберий и Гай выдвинули проект аграрной реформы. Они требовали ограничить крупное землевладение и упрочить положение разорившихся крестьян. [2]
Из всего сказанного можно сделать вывод, что об экономике, как учении, в древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.
2. Экономические учения феодального общества
С ходом развития производственных сил, общество накапливало свои экономические знания. Нередко эти идеи находили отражение в религиозной философии.
Так, например, социально-экономические идеи Корана воплотились в исламе. Коран уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества.
Идеолог расцвета феодализма в арабских странах Ибн Хальдуна выдвинул тезис о том, что в продуктах заключается “труд, который проявляется как стоимость”. Это позволило ему сделать вывод, что продукты труда приобретаются “путем равноценного обмена по стоимости”, и что золото и серебро “служит воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом”. Он так же отличал от стоимости рыночную цену: “если на рынке мало предметов роскоши, то цена будет выше стоимости их труда”. Ибн Хальдуна считал, что путь расцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов.
Памятником разложения первобытнообщинных отношений и возникновения феодализма является “Салическая правда”, составленная в Королевстве франков. Она защищала общинную собственность, не забывая и о частной собственности. Феодальная собственность и крепостничество получили поддержку в “Капитуляриях о виллах” (“Закон о поместьях”)  в период 18-19 веков.
Представители церкви также выступали идеологами  экономических отношений.  Примером может служить концепция Фомы Аквинского, его идеи о “справедливой цене” установленной богом. Присвоение торговой прибыли, и % он считал нарушением “справедливой цены” и требовал запрещения крупной торговли и ростовщичества. Фома сводил обмен к равенству пользы: чтобы компенсировать ущерб от лишения нужной вещи владелец продает ее дороже, чем купил.
Русская экономическая мысль в феодальной России начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (9 в.). Созданная тогда “Русская правда” защищает формирующееся феодальное землевладение.[3]
Начиная с 15 века по всему миру стали появляться различные экономические школы и учения. Учение утопического социализма взяло начало с книги Томаса Мора  “Утопия”. В этой вымышленной стране была общественная собственность, всеобщностью труда, регулирование производства, и не было денег.
Почти тем же путем шел Томазо Кампанелло. Его представления о будущем были больше похожи на коммунизм, который базируются на ремесле, земледелии и скотоводстве с главенством общественной собственности.
Учение раннего меркантилизма, изжившее себя к середине 16 в., характеризуется тем, что богатство отождествляется с деньгами, накопление которых может быть достигнуто с помощью власти, законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз их за границу. Отождествляя богатство с деньгами, меркантилисты игнорировали проблему стоимости товара и подменяли ее меновой денежной стоимостью, не в состоянии объяснить стоимость самих денег.
Поздний меркантилизм во главе Т. Меном (Англия) достиг расцвета во второй половине 17 века. Центральной была идея о “системе торгового баланса”, а именно: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости ввезенных и вывезенных товаров. Для этого поощряли посредничество и вывоз денег за границу. Выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другую. Был запрещен вывоз готовых изделий и предметов роскоши.
Меркантилисты уделяли большое внимание сфере обращения. С появлением в 1615 году “Трактата о политической экономии” А. Монкретьена, выделилась наука о торговом балансе с ее основной идеей – “много продавать, мало покупать”.
Постепенно меркантилисты дошли до мысли, что товар – деньги, но они не могли объяснить, как и почему товар становится деньгами. Отстаивая активный торговый баланс, поздние они увидели в деньгах не только средство накопления, но и средство обращения, а защищая посредническую торговлю, признавали функцию денег как капитала. Ими был выдвинут тезис, что труд является производительным лишь в тех отраслях, продукты которых при вывозе за границу приносят прибыль.
В отличии от европейских меркантилистов, первые русские политэкономы не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство с деньгами. Они заботились об увеличении товарооборота внутри страны, а во внешней торговле видели орудие развития промышленности и сельского хозяйства.[4]
3. Экономические учения эпохи капитализма
§ 1. Экономические учения конца 17 — начала 19 века.
Одним из видных деятелей этого периода был Вильям Петти. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие. Петти разграничивал “естественную цену” товара (стоимость, определяемую трудом) и рыночную цену. Им были впервые сформулированы зачатки теории трудовой стоимости. Прямым источником стоимости он считал только один вид труда – добыча золота и серебра (т.е. денежного материала).
С теорией стоимости у Петти непосредственно связано его учение о заработной плате и ренте. Он рассуждал так: товаром является не рабочая сила, а труд, а зарплата – цена труда, нужно только определить ее величину.
Рента, по мнению Петти, — это стоимость урожая (он зависит от качества участка) без учета издержек производства, т.е. созданный трудом избыток стоимости над заработной платой. Прибыль Петти отдельно не рассматривает. Интересно учение Петти о цене земли: продажа земли есть продажа права на получение ренты и должна исчисляться из сумма годичных рент (без ссудного %).[5]
Становление экономической мысли Франции данного периода связано с идеями Пьера Буагильбера и Франсуа Кенэ. Буагильбер во Франции, как Петти в Англии, развивал теорию трудовой стоимости, но иначе. Он игнорировал денежную форму, не понимая ее неизбежности. Потребление он объявил целью товарного производства, уровняв стоимость с рабочим временем. [6]
Француа Кенэ в 1758 году создал свою “Экономическую таблицу”, ставшую основой для физиократов, которые обратились к сфере производства, ища там источник прибавочной стоимости. Они ограничили эту сферу только сельским хозяйством. Далее Кенэ выдвинул концепцию “естественного порядка”, под которым он понимал экономику со свободной конкуренцией, стихийной игрой рыночных цен без вмешательства государства. Кенэ так же доказывал, что при обмене равноценных вещей богатство не создается и прибыль не возникает, поэтому он искал прибыль вне сферы обращения.
Во второй половине 18 в Англии сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли. Своего высшего развития классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо.
Смит рассматривал человечество как некий союз по обмену видами труда, при этом каждый человек, преследуя только свой интерес, наилучшим образом способствует интересам общества – росту его производительных сил. В одной из своих книг Смит раскрыл суть разделения труда, которое увеличивает отдачу, делает производство универсальным, способствует созданию машин.
В своей теории трудовой стоимости Смит разграничил потребительную и меновую стоимости товара. Он утверждал, что стоимость должна выражаться в меновой стоимости товара или в деньгах. Смит также понимал, что величина стоимости определяется не фактическими, а средними затратами, которые необходимы при данном развитии общества. Далее Смит установил, что естественная цена – это денежное выражение стоимости, а так же положил начало исследованию факторов (т.е. спроса и предложения), вызывающих отклонение цен от стоимостей. Смит говорил о прибыли, что из добавленной трудом и определяемый количеством этого труда стоимости товара наемному рабочему достается в виде зарплаты лишь некоторая его часть. Остальное – это прибыль предпринимателя, которую тот дробит на земельную ренту, ссудный % и предпринимательский доход. Он определил прибавочную стоимость как разницу между добавленной стоимостью и зарплатой. Позднее Смит рассматривал прибыль как составную часть цены товара.
Важно, что Смит разделял валовой и чистый доход жителей страны. Понимая под первым совокупный общественный продукт и все материальные затраты. Чистый доход – это национальный доход, вновь созданная трудом за год стоимость.[7]
Продолжателем учения А. Смита являлся Давид Рикардо. В основе взглядов Рикардо лежит определение стоимости затраченным трудом. Меновую стоимость он определил как форму проявления абсолютной стоимости. Он изучил вопрос о влиянии изменений заработной платы наемных рабочих на стоимость производимых ими товаров. В условиях свободной конкуренции можно лишь пожертвовать часть прибыли, а не перекладывать прирост зарплаты на цены.
Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал зависит от размеров этого капитала. Иначе – норма прибыли имеет тенденцию уравниваться. Но это было бы не возможно, если бы отрасли с быстрой оборачиваемость. капитала имели бы преимущество перед отраслями с медленной оборачиваемостью. Первые в соответствии с более значительными затратами труда продавали бы товары относительно дороже и приносили бы более высокие прибыли, но тогда бы капитал уходил бы в эти отрасли, а вторые не могли бы развиваться.
Анализируя земельную ренту, Рикардо построил ее теорию на основе трудовой стоимости: источник ренты – это прилагаемый к земле труд в условиях собственности. Плохие участки не приносят ренты, а лишь среднюю прибыль, но на хороших участках прибыль выше средней, и она присваивается землевладельцем в виде ренты. По мере вовлечения в оборот все худших участков рента растет сама.

coolreferat.com

История развития экономической мысли 2

Министерство образования Российской Федерации
Южный институт менеджмента
Высшая школа международного бизнеса
Курсовая работа на тему:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Выполнена                   
студенткой группы 02-Л
Кошельковой О.А.      
Руководитель работы:
доцент Лашко Т.А.      
Краснодар, 2002

Содержание

  Введение  2
Глава 1. Основные этапы развития экономической науки   3
1.1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. 3
1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной  4
экономики. 4
1.3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики. 4
Глава 2. Развитие экономических учений Древнего мира, античного мира и средневековья. 4
2.1. Экономическая мысль Древнего мира  4
2.2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока  4
2.3. Экономическая мысль Древней Греции  4
2.4. Экономическая мысль средневековья  4
Глава 3. Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства. 4
3.1. Особенности раннего и позднего меркантилизма  4
3.2. Экономические учения эпохи нерегулируемых  4
рыночных отношений  4
3.3. Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ — основоположник школы физиократов  4
3.4. Экономическое учение Адама Смита  4
3.5. Экономическое учение Д. Рикардо  4
3.6. Экономическое учение Ж.Б.Сэя  4
3.7Экономическое учение Т.Мальтуса  4
3.8. Экономическое учение Дж. С. Милля  4
Заключение  4
Список используемой литературы:  4

Введение

Решение проблемы определения положения изучаемого предмета или явления в мире в совокупности причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития, как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе. При этом последовательность развития экономических явлений во времени позволяет отслеживать характеристики и основы, необходимо в нем присутствующие. Отсюда возникает потребность в организации строгой системы в исследовательском действии как системы, ориентирующей характер и направленность процесса изучения экономического явления. В этих условиях содержание истории экономических учений раскрывает перечисленные необходимые параметры экономического исследовательского действия, которые рассматривают различные экономические школы и их представители.
Тенденции развития интересующего явления в экономике могут быть выявлены наиболее точно на основе анализа взаимодействия характеристик данного явления, находящих свое отражение в основных этапах развития экономической науки. При этом структура исследовательского действия должна совпадать со структурой целостного устройства исследуемого явления в зависимости от изменения взглядов на его развитие на конкретном этапе развития экономической науки.
В процессе поиска решений поставленных задач возникло заключение, что без рассмотрения основных этапов развития экономики, как по отдельности, так и во взаимосвязи, невозможно в полном объеме исследовать элементы, образующих предмет экономической теории, т.е. отношения людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.
Лишь по окончание изучения этих вопросов целенаправленно, будет уместен вывод о том, что именно обозначенные выше моменты развития экономической науки стали фундаментом современных экономических систем и явлений.
История экономических учений – огромный, всеобъемлющий процесс. Прежде чем останавливаться на подробном описании каждого этапа развития экономической теории, следует кратко охарактеризовать последовательность, суть направлений и этапов развития экономической мысли.

1.1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения, и воспроизводство было преимущественно экстенсивным1. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо на проблемах экономики.
Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики, этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли, этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко: в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.
Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.
В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наименование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства.

1.2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.

Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал принцип абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.
В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX вв., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.
Но именно обозначенные типы хозяйствования, обусловленные преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренцией, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.
Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в., изложенным в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего «зла» капиталистического настоящего.
Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.
Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию, неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей, прежде всего, благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

1.3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики.

Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20-30-х гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа экономического либерализма и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.
В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.
В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции.

Глава 2. Развитие экономических учений Древнего мира, античного мира и средневековья.

2.1. Экономическая мысль Древнего мира

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?
Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.
Во-первых, выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».
Во-вторых, доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.
Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

2.2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока

Главная особенность восточного рабства заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.
Для этого необходимо, наверно, рассмотреть наиболее популярные источники — памятники экономической мысли цивилизаций Древнего Востока.
Древний Египет. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.
Вавилония. Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (царствовал в 1792—1750 гг. до н.э.), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.
Древний Китай. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».
Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

coolreferat.com

История развития экономической теории

Зарождение и развитие экономической теории

Экономическая теория как наука возникла в XVI-XVII веках, несмотря на то, что экономическая мысль возникла еще в античности. Однако в античный период экономические представления о хозяйственной деятельности были разрозненными, и лишь с зарождением первых экономических школ знания были упорядочены и систематизированы, появились первые современные строгие экономические концепции.

На протяжении всей истории развития экономической теории сменяли друг друга различные экономические школы (рис. 1):

Краткая характеристика отдельных направлений экономической теории

По рисунку 1 видно, что экономических школ существовало множество, однако можно выделить основные направления развития экономической мысли (табл. 1):

  • Меркантилисты были первооткрывателями в разработке концепции о богатстве. Они полагали, что богатство нации зависит от объемов золотых запасов и степени развития торговли, поэтому практическими рекомендациями для страны в то время были как можно меньший импорт и как можно больший экспорт товаров. Большего объема вывоза товаров можно было добиться за счет поощрения развития национального производства.

  • Физиократы, в отличие от меркантилистов, основным источником богатства нации считали не торговлю, а сельское хозяйство. По их мнению, дополнительный продукт, то есть превышение произведенного продукта над потребленным, за счет чего и образуется богатство страны, создается именно в сельском хозяйстве. Производительным трудом физиократы считали лишь труд в сельском хозяйстве. Все остальные отрасли, как полагали представители данного направления, являются пользователями плодов сельского хозяйства.

  • Классицизм раскрывал внутренние зависимости товарно-капиталистического общества и существо прибавочной стоимости. Классики придерживались трудовой теории стоимости и в основе анализа они рассматривали наиболее общие, сущностные формы общественного производства. Кроме того, они поддерживали невмешательство государства в экономику.

  • Марксизм критиковал взгляды меркантилистов и классиков. Основное внимание в рамках данного учения уделялось комплексному изучению рабочей силы как специфического товара, теории прибавочной стоимости и различным формам экономической эксплуатации.

  • В рамках неоклассицизма воспевалась свободная конкуренция как естественная сила регулирования экономики.

  • Кейнсианство поддерживало активное участие государства в экономике страны, что стало следствием Великой депрессии, показавшей несостоятельность экономической мысли того времени.

  • Институционализм рассматривал политическую организацию общества как комплекс различных объединений – институтов, поэтому сторонники учения не ограничивались анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включали в анализ институты и учитывали не только экономические факторы.

  • Сторонники монетаризма считали определяющим фактором развития экономики количество денег в обращении. Примечательно, что основоположник данного учения стал впоследствии нобелевским лауреатом.

spravochnick.ru