История экономических учений – История экономических учений — Википедия

Содержание

Тема 1. Предмет истории экономических учений

1) Что является предметом изучения истории экономических учений?

Ответ

В системе экономических наук и экономического образования история экономических учений — самостоятельная научная и учебная дисциплина.

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческой цивилизации.

Под учениями понимаются различные формы теоретического выражения и фиксации знания, которые возникают и развиваются по мере эволюции человеческого общества, а также теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых исторический процесс углубления познания социально-экономических явлений находит свое концентрированное логико-понятийное выражение. История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений. Таким образом, данная дисциплина постоянно обращается к различным экономическим идеям. Экономические идеи разъясняют сущность социально-экономических явлений, взаимосвязанных между собой, и возникают как следствие отражения их в сознании. Исследование процессов возникновения, развития явлений и смены социально-экономических явлений позволяет выделить в них позитивные и негативные моменты, отразить их прогрессивность или реакционность.

Обьектом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества. Таким образом предметом истории экономических учений являются история теории экономической мысли, а также история экономической политики и идеологии.

2) На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина?

Ответ

История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика». Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях. Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, индукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, системный, математического моделирования и др. Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория. Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической, культуры. Но в процессе ее изучения, говоря словами нобелевского лауреата по экономике Милтона Фридмена, следует обращаться еще и к «автобиографиям и биографиям… и стимулировать его с помощью афоризмов и примеров, а не силлогизмов. § 2. О структуре курса истории экономических учений Исходя из логики научного анализа и особенностей эволюции мировой экономики и экономической науки, в курсе истории экономических учений правомерно выделить следующие три раздела: 1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. 2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. 3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Первый раздел включает в себя характеристику экономической мысли в периоды древнего мира и средневековья, особенностью которых было господство натурально-хозяйственных отношений и экстенсивный характер воспроизводства. В эту эпоху экономическая наука еще объективно не могла сформироваться, а в качестве выразителей экономической мысли выступали, как правило, философы, правители государств, религиозные идеологи, чьи воззрения объединяло неприятие рыночных экономических отношений. В этом же разделе рассматривается особый период в развитии экономической мысли — меркантзм, который явился первой теоретической концепцией зародившейся в недрах натурального хозяйства рыночной экономики. С этого времени (примерно XVI-XVII вв.) по существу и произошло обособление экономической теории в самостоятельное звено отраслей науки. Ее называли в ту пору «Политическая экономия», а основным теоретико-методологическим принципом являлся протекционизм.

Второй раздел истории экономических учений охватывает периоды эволюции школ и направлений экономической мысли, придерживавшихся теоретико-методологических принципов, т.е. принципов ничем не ограниченной свободы предпринимательской деятельности. Именно в эту эпоху возникли «бесспорные», как казалось, положения «невидимой руки» А. Смита и «закона рынков» его последователя Ж.Б. Сэя. Ведь почти 200 лет классики (с конца XVII по вторую половину XIX в.) и затем около половины столетия неоклассики (с конца XIX в. и до 30-х гг. XX в.) не допускали в своих научных изысканиях возможности государственного (протекционистского) вмешательства в экономические процессы. В результате на всем протяжении этой эпохи воззрениям идеологов экономического либерализма — классикам и неоклассикам не могли сколько-нибудь существенно противостоять ни альтернативные по сути экономические идеи социалистов-утопистов (начало XIX в.), ни концепции реформ экономистов-романтиков о воссоздании «ради социальной справедливости» мелкотоварного производства (первая половина XIX в.), ни серьезные доводы немецких авторов о целесообразности выявления взаимосвязи в процессе экономического роста совокупности факторов экономического и неэкономического свойства (вторая половина XIX в.) Третий раздел истории экономических учений образуют новейшие теоретико-методологические достижения XX столетия, связанные с творческим наследием авторов вновь появившегося (20—30-е гг.) социально-институционального направления экономической мысли, а также новых лидеров неоклассического направления, возникшего еще в конце XIX в. В частности, первые обогатил современную экономическую науку антимонопольными концепциями, базирующимися на идее социального контроля общества над экономикой; вторые — обосновали чрезвычайно важные теории о рынке с несовершенной (монополистической) конкуренцией, включая олигополистическую.

Наиболее значимым достижением экономической мысли XX в. стали, пожалуй, концептуальные решения государственного вмешательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в экономической литературе подразделяют на кейнсианские и неолиберальные, и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», монетарных экономических доктринах «рейганомика» и «тэтчеризм», самуэльсоновской концепции «неоклассического синтеза» и т.д. Направления, течения и школы современной экономической мысли выражают, таким образом, все многообразие взглядов на проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики, что одновременно свидетельствует и об альтернативных возможностях для их практического воплощения в жизнь. В этой связи весьма уместно знаменитое напутствие профессора Кембриджского университета Дж. Робинсон, по словам которой «смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам».

Наконец, не лишним будет взять на вооружение и предостережение французского нобелевского лауреата по экономике М. Алле, которое гласит: «Сомнение относительно собственного мнения, уважение к мнению других — вот исходные условия всякого реального прогресса науки. Всеобщее согласие же согласие большинства на может рассматриваться в качестве критерия истины»

3) Дайте характеристику этапов развития экономической теории.

Ответ

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

16-17 вв.

Томас Ман (1571-1641)

Физиократы

18 век.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 — начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 — начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм

20 — начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

studfiles.net

История экономических учений

Программа курса:

Часть 1. (скачать файл в формате WORD)

Задача курса.

Историю экономических учений необходимо знать каждому культурному экономисту, так же как каждый культурный человек должен знать историю своей Родины. Но помимо общей эрудиции в этой области знание истории помогает принять правильные решения в современной экономике. Знать прошлое необходимо для того, чтобы лучше понимать настоящее и в определенной степени предвидеть будущее. Дело в том, что история повторяется и, столкнувшись с какой-либо проблемой сегодняшнего дня, можно найти в прошлом похожую ситуацию и выяснить ее причины и последствия. Это же относится и к истории экономических учений, ведь повторяются не только экономические ситуации, но и экономические идеи, которые можно использовать и сегодня.

Одной из задач изучения истории экономических учений является желание понять закономерности развития экономической науки, причины смены одних экономических теорий другими. Для этого необходимо изучить каждую теорию «во времени и пространстве». Любая экономическая теория возникала в конкретной стране, где в это время существовала определенная экономическая и политическая система, где был достигнут определенный уровень развития культуры и науки. Все это оказывало свое влияние на автора теории – в народном хозяйстве какие-то проблемы были в это время наиболее острыми; политическая система давала больше или меньше возможностей для свободных научных исследований; общий уровень культуры, образования и науки стимулировал или тормозил развитие экономической теории; развитие других наук, естественных и общественных, порождало идеи, которые могла использовать экономическая наука.

Помимо этих «внешних» факторов у развития каждой науки есть внутренняя природа, обусловленная любознательностью ученых, и своя внутренняя логика. В любой науке, в том числе экономической, происходит смена одних теоретических подходов другими. Каждый из них проходит сначала стадию зарождения, выработки новых методологических приемов и исходных теоретических идей, затем на их основе исследование идет вширь, данный теоретический подход используется для исследования все большего числа экономических явлений, происходит становление теории. Но со временем применяемый методологический подход себя исчерпывает, т.е. все проблемы вроде бы исследованы, но в то же время выясняется, что существуют факторы, которые не могут быть объяснены данной теорией или, другими словами, эти теоретические объяснения опровергаются практикой. И тогда наступает время поиска новых теоретических подходов, новой точки зрения на предмет исследования. Следует сказать также, что в науке, как правило, не происходит резкой смены одной теории на другую. Старая теория сосуществует какое-то время рядом с новой, и кроме того, достаточно долго могут развиваться параллельно несколько теоретических направлений.

Наряду с хронологической характеристикой этапов развития экономической науки другой задачей истории экономических учений является сравнительный анализ разных экономических теорий. В рамках этой проблемы иногда студентами задается вопрос – какая же из рассматриваемых теорий правильная? Ответ, возможно, будет неожиданный – никакая. Дело в том, что любая экономическая теория всегда несколько упрощает предмет своего исследования, подходя к нему с определенной точки зрения или, другими словами, используя определенную методологию. При этом происходит абстрагирование от менее значимых с этой точки зрения элементов данного явления. В результате буквальное применение теории на практике всегда чревато тем, что неучтенные теорией факторы могут оказать неожиданное воздействие на результат эксперимента.

Именно в этом смысле и делается вывод о том, что нет абсолютно правильных теорий. Каждая экономическая теория имеет свое рациональное зерно и в то же время не учитывает всей сложности изучаемых явлений. Синтезировать все экономические теории пока не представляется возможным. Поэтому одной из задач истории экономических учений является выяснением того, что нового внесла очередная теория по сравнению с предшествующими.

© М.Г. Покидченко

www.econ.msu.ru

История экономических учений

1. Предмет истории экономических учений.

Предметом данной дисциплины являются экономические воззрения, свойственные той или иной эпохе, на протяжении всей истории человечества. Экономические воззрения обнаруживаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только трактаты (работы) ученых экономистов. Об экономических представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойственных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения. Так, на основе законов Хаммурапи, написанных в XVIII в. до н. э., можно судить об экономических воззрениях и отношениях, господствовавших в Древнем Вавилоне (около 4 тыс. лет назад).

С тех пор, как люди начали изучать общество, появились первые философские и экономические работы, которые положили начало формированию экономической науки.

Экономическая наука прошла длительный путь формирования и развития. Все ученые-экономисты, оставившие след в истории развития экономической науки, внесли свой вклад в формирование современных представлений о сущности экономических процессов и отношений. Каждый экономист должен быть знаком с основными концепциями корифеев экономической мысли. Эти концепции следует оценивать с позиций современного состояния науки и с учетом особенностей той эпохи, в которой они выдвигались.

Экономическая наука в своем развитии прошла два основных этапа:

Первый этап, когда не было самостоятельной науки и экономические исследования осуществлялись в составе общефилософских исследований, сюда относятся экономическая мысль Древнего Востока, античная экономическая мысль, экономическая мысль Арабского мира, раннего средневековья.

Второй этап, когда экономическая наука становится самостоятельной наукой, появляются теоретические школы и направления. Первая школа экономической науки — это школа меркантилистов (XV-XVII в.в.).

Интерес к экономическим проблемам всегда возникает когда существующая теория не справляется с объяснением проблем современности. Обычно развитие экономической мысли предполагает:

— защиту или отрицание настоящего;

— анализ и объяснение действительности;

— проектирование будущего.

Критериями выделения в экономической науке различных школ и направлений являются:

— классовые критерии;

— единство взглядов экономистов на решение тех или иных проблем;

— глубина экономических исследований;

— географические критерии.

Всемирно известный экономист Дж. М. Кейнс, чей вклад в экономическую науку был оценен как «кейнсианская революция», писал, что люди, «которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого». При этом следует обратить внимание на то, что те, кто не обладает достаточными знаниями в области экономической науки и истории ее формирования, часто становятся либо последователями таких воззрений, которые давно преодолены наукой, либо жертвами ошибочных представлений, находящихся вне науки.

Изучение истории экономической науки требует объективной оценки каждой рассматриваемой экономической концепции, сопоставления ее с взглядами других экономистов, а также с фактами и явлениями реальной жизни. Для более глубокого изучения данной дисциплины желательно обращаться к первоисточникам – трудам тех экономистов, концепции которых становятся объектом рассмотрения.

Изучая историю экономической науки, необходимо принять во внимание замечание об этом предмете одной из представительниц американских экономистов – Дж. Робинсон: «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не поддаваться на удочку экономистам».

studfiles.net

История экономических учений (30) — Лекция

ББК 65

Т 45

Рецензент — Семенкова Т.Г., докт. экон. наук, проф. Финансовой академии при Правительстве РФ

330

Титова Н.Е.

История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 288 с. ISBN 5-691-00008-Х.

Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической мысли. Изучение концепций и теорий отдельных школ и направлений, существовавших в прошлом и существующих в настоящем в экономической на­уке, позволяет закрепить и углубить знания, полученные в курсе экономической теории.

Для студентов экономических вузов, а также для самостоятельно изучающих историю экономических учений.

Т4306020900 — 29

14 К(03) — 97

Без объявл.

ББК 65

ISBN 5-691-00008-Х

©Н.Е. Титова, 1997

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

История экономических учений занимает большое место в сис­теме экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Вели­ко значение истории экономических учений и в системе экономиче­ского образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации.

В литературе принято следующее определение науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникнове­ния и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи начиная с рабовладельческого общества.

Корни экономических теорий уходят в природу экономического строя, составляющего основу развития общества. «Экономические условия, — подчёркивал Ф. Энгельс, — как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические, — являются в конеч­ном счёте всё же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает всё развитие и одна приводит к его пониманию»*

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С 175.

Связь экономических учений с экономикой общества наиболее непосредственная. Роль их в общественном развитии весьма вели­ка. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совер­шающиеся в экономике, а оказывают на них определённое воздей­ствие, способствуя общественному развитию, ускоряя или, наобо­рот замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции (например, неоклассические или кейнсианские), явились основой государствен­ных экономических программ.

Экономические учения исследуются в динамике в процессе ис­торического развития. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что история экономических учений обращена в современность. Это оп­ределяется особой актуальностью и даже злободневностью рассмат­риваемых ею вопросов, в чём одна из важных особенностей предмета истории экономических учений. Анализ экономических учений прошлых эпох не является самодовлеющим, осуществляется не ради изучения самого исторического процесса. Познание исторического прошлого способствует лучшему пониманию истоков настоящего.

В курсе лекций по истории экономических учений рассматрива­ется весь процесс эволюции экономической науки. Большое место занимает анализ классической школы, западноевропейских эко­номических учений, русской экономической мысли.*

* При подготовке пособия использованы материалы из книги: Аникин А.В. Юность науки. М., 1971, а также материалы из учебных пособий по истории экономических учений доктора экономических наук, профессора М.В. Научителя.

В отечественной экономической литературе в полном объёме практически не исследованы экономические концепции благососто­яния. Между тем на Западе давно существуют специальные учеб­ники по экономике благосостояния,* любой учебник по микроэконо­мике и макроэкономике включает раздел «Welfare economics».** «Го­сударство благосостояния» в Европе считается официальной целью государственной политики.

* См:, например, Price К. Welfare Economics in Theory and Practice. Z., 1977.

** Экономика благосостояния (англ.).

Проблема индивидуального и общественного благосостояния яв­ляется фундаментальной, комплексной социально-экономической и философской проблемой, занимающей значительное место в историко-экономических, философских, социологических, статистичес­ких и других исследованиях. Известны концепции благосостояния А. Смита, Л. Вальраса, К. Менгера, В. Парето, Дж. Гобсона, А. Бергсо­на, К. Эрроу, А. Пигу, П. Самуэльсона, Дж. Гэлбрейта, У. Ростоу, К. Прайс, Э. Хансена, Г. Мюрдаля, Дж. Бьюкенена, Г. Джентиса, Ж. Сисмонди, Н.Г. Чернышевского и др. Многие из экономистов счи­тали благосостояние и пути его достижения в обществе предметом политической экономии, справедливо полагая, что сама экономиче­ская деятельность и деятельность государства должны иметь це­лью благополучие индивида и общества.

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

При изучении I-го раздела, курса истории экономических уче­ний необходимо учитывать её специфику, обусловленную весьма обширным периодом истории, обилием материала, отражающего процесс развития экономической мысли в древнем мире. Рабство зародилось на Востоке в IV тысячелетии до н.э. Для стран Древнего Востока характерно патриархальное рабство. Наибольшего разви­тия рабовладение достигло в античный период в Древней Греции и в Древнем Риме с I тысячелетия до н.э. по IV в. н.э. Его расцвет падает на V в. до н.э. Античное рабство, получившее название класси­ческого, представляло собой наиболее зрелую форму рабовладения, когда рабы составляли основную производительную силу общества.

В рабовладельческом обществе формировалась соответствующая ему идеология, развивалась экономическая мысль. Господствующее положение занимала идеология рабовладельцев.

Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии

На территории древней Азии образовались крупные очаги циви­лизации, значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленные историче­ские памятники позволяют судить о зарождении и развитии эконо­мических идей. Об этом даёт представление история древней Вави­лонии. О начале формирования раннеклассового общества свидетель­ствуют, например, законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.). В них тол­ковались хозяйственные вопросы. Наиболее значительным памят­ником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические основы общест­ва, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовла­дельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы при­равнивались к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи от­разили заботу об укреплении и охране частной собственности. Поку­шение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. Истори­ческий памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению тор­говых сделок.

Большое место в истории общественной мысли древнего Китая рассматриваемого периода занимает конфуцианство — учение, со­зданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившем в 551-479 гг. до н.э. Эко­номические взгляды Конфуция систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в быт­ность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовла­дения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные свя­зи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись пози­ции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций одним из первых создал учение о естественном пра­ве, на котором базировалась его философская и социально-эконо­мическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественно­го устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благород­ных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» («низ­ких»), уделом которых является физический труд, Конфуций счи­тал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспиты­вать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработ­кой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладель­цев. Он представлял прежде всего позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабо­владельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением ста­рых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В ус­ловиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабо­владельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Кон­фуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Конфуцианство нашло своё развитие во взглядах Мэн-цзы, свя­зывавшего социальное неравенство с «небесной волей», оправды­вавшего противоположность между умственным и физическим тру­дом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладель­ческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладе­ния, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная социально-экономической концеп­ции конфуцианства, получила у Мэн-цзы дальнейшее углубление.

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрица­ли сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходи­мость всемерного развития производства для удовлетворения по­требностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Противопоставляя конфуцианству идею «всеобщей взаимной люб­ви», моисты не понимали ее иллюзорности.

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. Проявляя за­боту о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязатель­ную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономи­ческие дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

Столкновение двух тенденций в социально-экономической жиз­ни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с од­ной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения — с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натураль­ного и товарного хозяйства.

Изучая историю экономической мысли древней Индии, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержа­щиеся в древнейших памятниках — ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысяче­летии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщин­ного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как «Махабхарата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-ре­лигиозных памятниках. В их числе знаменитые «Законы Ману», со­ставлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III ты­сячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономи­ческие взгляды рабовладельцев. «Законы Ману» — это свод пред­писаний, ниспосланных людям «божественным законодателем». В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. «За­коны Ману» отразили существование наследственных каст. Обосно­ванная в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древ­ней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман — Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.).* «Артхашастра» создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватыва­ющий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости эко­номической мысли Индии того времени. «Артхашастра» характери­зует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономиче­ских идей.

* Артхашастра, или наука политики. М.: АН СССР, 1959.

«Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправды­вает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшат­рии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Ука­зывалось, что «для ариев не должно быть рабства». Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентирова­нию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомен­довались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждав­шие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обла­дать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

В «Артхашастре» подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем раз­вивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строи­тельству, поддержанию оросительных систем, которые квалифици­ровались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной сис­теме, рассматривался как тяжкое злодеяние. «Артхашастра» содер­жит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего уче­ния о ведении народного хозяйства.

«Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию эконо­мической роли государства. В ней проводилась типичная для эконо­мической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмеша­тельстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию об­щественных отношений. Более того, трактат непосредственно воз­лагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйствен­ных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригацион­ных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, орга­низацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специ­фического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвали­ды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономи­ческая политика царской администрации, налоговая система, веде­ние царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.

Трактат «Артхашастра» дает представление о том, как индий­ская экономическая мысль трактовала основные вопросы социаль­но-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.

Лекция 2. Экономические учения Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э.. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он — ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домо­строй», подготовленной как руководство для ведения рабовладель­ческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характери­зовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земле­делие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид за­нятия. По словам Ксенофонта, «земледелие— мать и кормилица всех искусств» Основную цель хозяйственной деятельности он ви­дел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребитель­ных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руко­водство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уде­лил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения про­изводства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к прин­ципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые ука­зал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт — идеолог прежде всего натурального рабовладель­ческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хо­зяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих инте­ресах Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обра­щения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимос­ти — с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ста­вилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяс­нялась движением спроса и предложения.

Экономические идеи занимали значительное место в сочинени­ях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наибо­лее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное вы­ражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (го­рода) на две части: на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обос­новывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свобод­ных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производи­тельной силы, а их эксплуатация — как средство обогащения рабо­владельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одоб­рительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государ­ства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуа­тации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена Он допускал мелкую торговлю, которая при­звана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к тор­говле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в ос­новном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнива­лись к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производ­ства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о кото­рой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий «аристократический коммунизм».

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес величайший мыслитель древности Аристотель. Он ро­дился в 384 г. до н.э. в семье врача (умер в 322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализ­мом и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической дея­тельностью, явился автором многочисленных произведений по есте­ственнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литера­туре, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он — противник аристокра­тического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельче­ской демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, сво­бода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варва­ров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) во­енные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в граж­данскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным раз­делением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковы­ми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имуще­ство. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), по­ложив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические яв­ления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяй­ство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удов­летворения потребностей общества. Естественные явления Аристо­тель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимос­тей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богат­ства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмер­ное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спе­кулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потре­бительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмер­ным развитием сферы обращения и включал в хрематистику, кото­рая рассматривалась как искусство «делать деньги», создавать бо­гатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуж­дал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выс­тупал против того, что относилось к хрематистике.

Гениальные догадки высказал Аристотель по поводу обмена, меновой стоимост

works.doklad.ru

История экономических учений — это… Что такое История экономических учений?

История экономических учений — экономическая наука, изучающая зарождение, становление, развитие и смену экономических концепций на всём протяжении истории общественного производства.

Экономическая мысль Древнего Востока

Экономическая мысль Древнего Востока имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан[1].

Экономическая мысль Античности

Экономическая мысль Античности нашла своё отражение в основном в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля в V—IV вв. до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития общества[2].

Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия» и производный от него «экономика». Под экономией понималась наука, с помощью которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении труда, высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию экономической науки[3].

Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль Средневековья носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этническими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым[4].

Меркантилизм

Сущность меркантилизма сводилась к богатству, прежде всего к золоту, на которое можно было купить все, так как деньгами того времени были благородные металлы.

Физиократия

Физи́ческая эконо́мия, физио́кратия — экономическая школа, один из научных подходов к исследованию и организации экономики, предметом которого являются измеряемые в физических (натуральных) величинах экономические процессы и способы управления обменом вещества-энергии-импульса-информации в хозяйственной деятельности человека, подчиненные требованиями законов физики.

Классическая экономическая теория

Адам Смит (1723 год—1790 год), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами — рабочими, капиталистами и землевладельцами.

Марксизм

Марксистское направление в политической экономии — одно из ответвлений классической школы. Марксизм — марксистская экономическая теория (Marxist economics): направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом (1818—1883), придавшим экономической мысли сильный политический оттенок. Развивая концепцию Адама Смита о труде как источнике экономической стоимости (labour theory of value — трудовая теория стоимости), Карл Маркс утверждал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают из труда рабочих прибавочную стоимость, оставляя им только необходимую для существования заработную плату. С точки зрения Маркса, капиталистическое хозяйство должно переживать все более глубокие кризисы, которые будут менять сознание рабочего класса, который в итоге уничтожит капитализм, и тогда государство перейдет под контроль трудящихся.

Неоклассическая экономическая теория

Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в западной экономической мысли, подчеркивает значение распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими агентами. Основателей этой школы — У. С. Джевонса (1835—1882) и М. Вальраса (1834—1910) — называют маржиналистами (Marginalism). В свою очередь неоклассическая экономическая теория делится на две широких сферы исследований: микроэкономику (microeconomics), которая анализирует взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами (потребителем, фирмой и т. д.), и макроэкономику (macroeconomics), анализирующую взаимозависимость между агрегированными экономическими величинами, денежную массу, безработицу и государство. В обеих этих сферах основными объектами исследования считаются отдельные физические лица и домашние хозяйства, а не классы.

Кейнсианство

По сравнению с классическим подходом кейнсианское направление появилось не так давно. Книга, с которой оно начало свое существование, «Общая теория занятости, процента и денег» британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, появилась в 1936 г., 160 лет спустя после «Богатства народов» Адама Смита. В 1936 г. капиталистический мир страдал от Великой депрессии. Беспрецедентно высокий уровень безработицы поразил большинство мировых экономик на годы, а невидимая рука свободных рынков оказалась полностью неэффективной. С точки зрения Кейнса, классическая теория показала серьёзное несоответствие реальным событиям, что вызвало необходимость создания новой макроэкономической теории.

Монетаризм

Макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман, название новой экономической теории было дано К. Бруннером

Институционализм

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Совокупность основных течений современной экономической мысли на Западе получило название мэйнстрим (mainstream). Парадигма мэйнстрима не отрицает важной роли экономических отношений, марксизма и политэкономии в целом, что в частности находит развитие в институциональной экономике, но вместе с тем не считает экономические отношения центральным, а тем более единственным объектом исследования экономической науки.

Модели экономики и в формате ПЭС и экономикс не обладают достаточной адекватностью, а их формирование в той или иной мере подвержено идеологическому влиянию, однако, если ориентироваться на практику, как критерий истины, то модели экономикс с экономической точки зрения оказываются более эффективными в странах Запада (США), а модели ПЭС — Востока (Китай).

В 2006 году авторами книги «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет всё (Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything)» предложен термин «викиномика» для обозначения бизнес-технологий, в которых компаниями для достижения коммерческого успеха используются принципы массового сотрудничества (mass collaboration) и идеология открытого кода.

Наиболее сильное научное течение на данный момент в мире — это неоклассика. Последние 10 лет ознаменовались расцветом Нового институционализма, но окончательной победы данной школы в «битве за умы» ещё не произошло. Также сейчас имеют своих активных последователей идеи Кейнса, которые оформляются в виде новой школы — Неокейнсианство.

Между школами существовала соревновательность, но также многие школы, существовавшее в одно время, не конкурировали между собой. Так как они занимались изучением различных аспектов экономики, поэтому они могли мирно сосуществовать одновременно.

Исследования экономических учений

По мнению крупнейшего историка экономической мысли Йозефа Шумпетера, первыми публикациями, посвященными изучению истории экономических концепций, стали статьи французского физиократа Пьера Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» в 1767 и 1768 годах. Также серьёзный анализ ранних экономических воззрений был проведен родоначальником современной экономической теории Адамом Смитом в его трактате 1776 года «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый в данной работе рассматривает основные концепции того времени — меркантилизм и физиократию.[5]

В XVIII веке вместе с развитием экономической теории появляются и работы, посвященные изучению уже сложившихся экономических доктрин. Так, в 1824−1825 годах появляются обзоры экономических воззрений последователя Д. Рикардо Дж. Р. Мак-Куллоха. В 1829 году французский экономист Жан-Батист Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». В 1837 году выходит в свет «История политической экономии в Европе» французского экономиста Жерома Бланки. В 1845 году выходит еще одна работа Дж. Р. Мак-Куллоха «Политэкономическая литература». Также анализ экономических воззрений можно обнаружить в книге 1848 года немецкого экономиста Бруно Гильдебрандта «Политическая экономия настоящего и будущего» и публикациях его соотечественника Вильгельма Рошера. В 1850—1868 годах выходит несколько статей, посвященных обзору экономических доктрин итальянского учёного Франческо Феррары. В 1858 году русский экономист И. В. Вернадский выпускает «Очерк истории политической экономии». В 1871 году немецкий философ Евгений Дюринг публикует «Критику истории национальной экономии и социализма», а в 1888 году вышла книга ирландского экономиста Дж. К. Ингрэма «История политической экономии».[5]

В XIX веке экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов. Так, в 1805 году английский экономист Томас Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Британской Ост-Индской компании, в 1818 году в Колумбийском университете Нью-Йорка появилась должность профессора моральной философии и политической экономии, в 1819 году французский ученый Жан-Батист Сэй занял кафедру промышленной экономии в Парижской Консерватории искусств и ремесел. Политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в 1825 году в Оксфорде, в 1828 году в Университетском колледже Лондона, а 1832 году в Дублинском университете.[5]

Среди российских работ по истории экономических учений XIX и начала ХХ веков выделяются «Очерк истории политической экономии» 1883 года И. И. Иванюкова, «История политической экономии» 1892 года А. И. Чупрова, «История политической экономии» 1900 года Л. В. Федоровича и «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» 1909 года А. Н. Миклашевского. В рамках книги «Экономические очерки», российский ученый В. К. Дмитриев анализирует основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена, модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов.[5]

Свой вклад в данную область экономического знания внес и великий английский экономист Альфред Маршалл, включивший в свой трактат 1891 года «Принципы экономической науки» приложение под названием «Развитие экономической науки». «История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг.» английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 году содержит интерпретацию идей Д. Рикардо, Джеймса и Джона Стюарта Миллей, Т Мальтуса и других. Таким образом, формирование истории экономической науки завершилось в конце XIX — начале ХХ вв., к этому времени историю экономических учений уже начали преподавать в парижской Сорбонне.[5]

Среди работ начала XX века, посвященных изучению экономических воззрений, выделяется «Теория прибавочной стоимости» Карла Маркса в редакции Карла Каутского, написанная в 1905—1910 годах, где анализируются теории А. Смита, Д. Рикардо, и других представителей так называемой «вульгарной политической экономии». В 1909 году вышло первое издание «Историй экономических доктрин» французских экономистов Шарля Жида и Шарля Риста. В данной работе анализировались концепции неортодоксальных направлений, например, сенсимонистов, утопистов, фабианцев, анархистов (в том числе показаны взгляды М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Важнейшей работой, посвященной истории меркантилистской теории и сохраняющей научное значение по сей день, является двухтомное произведение 1934 года шведского экономиста Эли Хекшера «Меркантилизм». Также подробный анализ меркантилизма приведен в «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса.[5]

Во второй половине ХХ века вышло большое количество исследований по истории экономических учений, среди авторов которых были такие крупные экономисты, как Й. Шумпетер, М. Блауг, Р. Хайлбронер, Дж. Стиглер, У. К. Митчелл, Дж. К. Гэлбрейт и многие другие.[5]

Примечания

  1. Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 435
  2. Е. Н. Лобачёва, 22.2. «Экономические воззрения в античном обществе», стр. 435
  3. Е. Н. Лобачёва, 22.2. «Экономические воззрения в античном обществе», стр. 438
  4. Е. Н. Лобачёва, 22.3. «Экономическая мысль Средневековья», стр. 438
  5. 1 2 3 4 5 6 7 О.В. Корниенко. Экономическая теория: учеб.пособие для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 410 с. — ISBN 978-5-222-12710-0

Литература

  • Galbraith J.K. Economics in Perspective: A Critical History. — Boston: Houghton Mifflin, 1988. — 324 p. — ISBN 978-0395483466
  • W. Mitchell. Types of Economic Theory: From Mercantilism to Institutionalism. — Augustus M Kelley Pubs, 1969. — ISBN 978-0678002346
  • H. Spiegel, A. Hubbard. The Growth of Economic Thought. — 3 Sub edition. — Duke University Press Books, 1991. — 896 с. — ISBN 978-0822309734
  • G. Stigler. Essays in the history of economics. — University of Chicago Press, 1965. — 391 с.
  • М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. — Москва: Дело, 1996. — 687 с. — ISBN 5-86461-151-4
  • Роберт Л. Хайлбронер. Философы от мира сего = The Worldly Philosophers. — Москва: КоЛибри, 2008. — 432 с. — ISBN 978-5-389-00073-5
  • Й. Шумпетер. История экономического анализа. — Экономическая школа, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, Высшая школа экономики, 2004. — ISBN 5-900428-60-5, 5-900428-64-8, 0-415-10888-8
  • Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. — 2-е изд. — М.: Высшее образование, 2009. — 515 с. — ISBN 978-5-9692-0406-5

Ссылки

dic.academic.ru

История экономических учений

История экономической науки довольно длительна и богата. Люди всегда интересовались процессами, которые прямо или опосредованно влияли на их достаток.

Предмет истории экономических учений составляют этапы формирования экономики, ее развитие и преобразование на большом временном отрезке. Также она детально рассматривает основные направления экономической мысли, господствовавшей в тот или иной период.

К сожалению, в рамках данной статьи не может поместиться вся история экономических учений. Представляется возможным лишь указать ключевые этапы развития школ и направлений с древних времен до конца 19 века.

История экономических учений начинается с попыток Аристотеля и Платона как-то систематизировать известные им сведения в этой области. Особенно ценный вклад внес Аристотель. Он первый назвал экономику наукой, изучил хозяйственную деятельность, разработал теорию цены, денег и стоимости.

Происхождением термина «экономика» мы обязаны Ксенофонту – историку и писателю из Древней Греции. Название состоит из двух слов, которые в совокупности имеют значение «закон о ведении хозяйства».

История экономических учений связывает с разделением обмена и труда в обществе формирование экономики как одного целого в масштабах государства. Это говорит о возникновении необходимости в знаниях о хозяйстве страны в целом. В начале 17 века А. Монкретьен публикацией трактата о политической экономии доказал, что главной целью производства является торговля, и дал окончательное название молодой науке. Этот экономист, а также Жан Батист Кольбер, Томас Мэн, И. Т. Посошков – представители меркантилизма, основного направления экономической мысли того времени. В основе процветания нации они видели накопление драгоценных металлов.

В те же годы существовала и противоположна точка зрения, которую выражали последователи школы физиократов. Они считали, что только труд работников села на земле может принести доходы, которые значительно превышают затраты. Все остальные виды деятельности лишь занимаются переработкой продуктов, не производя ничего нового.

И, конечно же, история экономических учений не мыслится без таких классиков науки, как Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Давид Рикардо. По многим вопросам у них были расхождения, но существовал и ряд предпосылок, который их объединял. Так, все они ратовали за то, чтобы государство не вмешивалось в экономические процессы и предоставило личности экономическую свободу, позволило свободно конкурировать. Стремление человека (как субъекта в первую очередь экономического) приумножить свои богатства непременно влечет за собой и приумножение богатств всего общества в целом. Адам Смит назвал самонастраивающийся механизм экономики «невидимой рукой». Она, таким образом, направляет действия производителей продукции и ее потребителей так, что соблюдается экономическое равновесие. В такой системе не может долго существовать безработица, производиться излишек товара или ощущаться его дефицит. Последователи Адама Смита и он сам считал, что не только земледелие создает богатство нации, а и труд остальных классов.

О том, что рыночное хозяйство носит эксплуататорский характер, создал учение Карл Маркс. Он основывался на стоимости труда и считал, что богатство народа составляет труд наемников. Не оплачивая труд простых работников, капиталисты получают огромную прибыль, тем самым общество поляризуется на два класса: богатые и нищие. А внутри такой капиталистической системы обязательно назревает революция пролетариата. На практике теория немецкого экономиста не подтвердилась.

В конце 19 века Альфред Маршалл стал основоположником неоклассического направления. Он доказал, что благосостояние производителей и потребителей достигнет своего максимума только тогда, когда экономические субъекты будут иметь возможность конкурировать свободно.

fb.ru

История развития экономических учений

Содержание

Введение

1. Зарождение экономических знаний в древнем обществе

2. Становление экономики как науки в учении меркантилизма, физиократизма, английской классической политэкономии

3. Развитие экономической теории в XX веке

Заключение

Список использованной литературы

История человечества — это история экономики. Поэтому, изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда.

Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Экономические воззрения возникли в глубокой древности. Человеческий разум постепенно осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. От примитивных взглядов до подлинно научных теорий — таков трудный путь познания сути экономических процессов, явлений, тенденций. При этом одна теория, одна школа сменяла другую, вступали в противоборство различные концепции, внося, как правило, какие-то рациональные зерна в общий кладезь экономической мудрости. Процесс познания и сейчас не завершен, поэтому можно считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности, лишь познакомившись, хотя бы в общих чертах, с основными направлениями экономических теорий, как прошлого, так и настоящего.

Использование принципа историзма в экономических исследованиях открывает широкие возможности для сравнительного анализа экономической мысли и хозяйственного развития различных стран и народов на разных ступенях их развития. Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Поэтому, чтобы понять экономическую науку нужно знать не только законы и принципы экономики в период своего времени, но и то откуда, из какого времени и при каких обстоятельствах зарождались основные вехи всех закономерностей это науки. Вероятно, прежде чем обращаться к конкретному изучению экономики, нужно получить хотя бы общее представление о магистральном развитии экономической мысли.

Актуальностью темы курсовой работы является то, что философы и ученые-экономисты жили в разные периоды времени и в разных странах, что послужило последствиями отличий их взглядов и решений тех или иных проблем.

Как уже известно, развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так же актуальностью являются проблемы, которые стояли в течение тысячелетий перед экономической мыслью. Так, самой архаической и в то же время самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, проблема товарно-денежных отношений. История развития экономической науки — это и история развития отношений обмена, общественного разделения труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связанны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.

Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью, — производство прибавочного продукта. Когда человек в одиночку не мог себя прокормить, у него не было не семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами. Вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли их. Даже женщины были общими, детей тоже растили вместе. Как только мастерство, умение человека возросли, а главное, развились средства труда на столько, что один человек мог произвести больше, чем потреблял он сам, у него появились жена, дети, дом — собственность. А самое главное — появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение. По существу, смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.

Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны — вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производственных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII в. не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления общих проблем национального хозяйства, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство ощутили себя как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.

Целью же курсовой работы является рассмотрение всех периодов жизни становления и развития экономической теории как науки, в частности: зарождение в древнем обществе, средних веках; становление в учениях меркантилистов, физиократов, классиков политической экономии; и развитие ее в современном обществе. Для того чтобы понять конкретно, в чем новизна каждой экономической мысли нужно проследить и сделать выводы, изучив взгляды всех ученых-экономистов, что и будет показано в курсовой работе.

На сегодняшний момент исследованы лишь те вопросы экономического мышления древности, которые были отражены в письменных источниках. Поэтому начало изложения истории экономической мысли совпадает с возникновением первых цивилизаций — Древней Азии, Древней Греции, Древнего Рима.

К особенностям восточного рабства, которое зародилось в IV тысячелетии до н.э., относятся: существование наряду с частной собственностью рабовладельцев сельской общины; закабаление широких масс населения государством, в руках которого ирригационная система; распространение долгового рабства.

Одним из наиболее крупных древних восточных рабовладельческих государств было Вавилонское. Кодекс законов царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) охраняет экономическую основу рабовладельческого строя — частную собственность. Покушение на нее карается смертной казнью. Рабы приравниваются к имуществу рабовладельцев[1] .

Наряду с признанием права частной собственности кодекс законов осуществлял правовую защиту личности непосредственных производителей. Так, запрещалось продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий подданных; ограничивалось ростовщичество; тремя годами определялось долговое рабство независимо от суммы долга. Кодекс Хаммурапи представляет собой одну из первых попыток управления страной с помощью системы правовых норм.

Основные течения экономической мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI — III вв. до н.э. Основоположником конфуцианства являлся Кун-Цзы. В целях стабилизации общественного строя Китая он предложил программу морального совершенствования человека, которая включала в себя: уважение к старшим и вышестоящим, проявление сыновей почтительности, дружбу с братьями, регламентацию патриархальных отношений. Государство он рассматривал как большую семью, а правителя — как «отца народа».

Конфуций различал коллективную собственность и частное владение и отдавал предпочтение последней. Сословное деление общества, по его мнению, установлено Богом и природой. Но поскольку источником богатства является труд, постольку он призывал народ больше работать, но меньше потреблять.

Представителями конфуцианства были также Мэн-Цзы и Сюнь-Цзы. Мэн-Цзы считал, что небо предписано простым людям кормить господствующее сословие. Исходя из этого он выдвинул своеобразный аграрный проект, по которому общинные земли делились на девять равных долей. Девятый участок (общественное поле) крестьяне должны были обрабатывать совместно, а урожай отдавать в распоряжение чиновников государства.

У конфуцианских идеологов были оппоненты — легисты, выступающие за управление страной посредством законов, а не ритуалов. Они являлись инициаторами реформ, направленных на подрыв патриархально-общинных отношений.

Важнейшим памятником Древней Индии является «Артхашастра», составление которой приписывается Каутилье. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия; стоимость вещей определяет количеством дней работы, а вознаграждение результатами труда; прибыль включает в цену товара в качестве прочих издержек.

В классической форме рабство, известное под названием античного, существовало в Древней Греции и Древнем Риме с I тысячелетия до н.э. и достигло расцвета в V в. до н.э. В отличие от восточного, становление античного рабства происходило на более высоком уровне развития. Вот почему этот процесс протекал там почти одновременно с развитием товарно-денежных отношений.

Зачатки экономической мысли Древней Греции обнаруживаются в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», в которых нашла отражение концепция натурального хозяйства.

В VII — VI вв. до н.э. рабство получает широкое распространение, частная собственность окончательно вытесняет родовую, быстро развиваются торговля и ростовщичество. Реформаторы этого периода — Солон и Писистрат. Важнейшим моментом реформ Солона было запрещение долгового рабства, оно становилось уделом только иностранцев.

В период расцвета рабства экономическая политика ориентировалась на развитие торговли денежного хозяйства. В условиях кризиса рабства она становится более реакционной, так как ориентируется на защиту натурального хозяйства и аристократических форм устройства государства. Ксенофонт, Платон и Аристотель становятся ее выразителями.

Ксенофонта (430-354 гг. до н. э) многие считают первым экономистом, ибо именно ему принадлежит термин «экономика». Он впервые вводит понятия разделения труда и специализации. Его идеалом являлось замкнутое автаркичное натуральное хозяйство. В трактате «Домострой» он восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятия ремеслами и торговлей; рабов считал говорящими орудиями, осознавал их низкую производительность и рекомендовал шире использовать материальные стимулы[2] . Заслугой Ксенофонта является то, что он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей. В этой связи он вошел в историю экономической мысли как ученый, который одним из первых понял преимущества разделения труда, его связь с размерами рынка.

mirznanii.com