История даосизма – История практического даосизма и рассказы о даосских мастерах

Содержание

история развития даосизма

1. Даосизм: история возникновения и развитие

Предпосылки к возникновению даосизма коренились в религиозных представлениях древности. Возможно, что его истоки связаны с шаманскими верованиями царства Чу (бассейн р. Янцзы) и учениями магов (фанши) северо-восточных царств Ци и Янь периода Чжаньго (“Сражающихся царств”, V-III вв. до н. э.). В IV-III вв. до н. э. в результате философской рефлексии на стихийно формировавшиеся в предыдущую эпоху представления возникает учение, сторонники которого отнесены в историографическом сочинении II-I вв. до н. э. к “школе Дао и Дэ”. Это учение представлено в таких памятниках, как приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-Цзы трактат “Дао дэ цзин” и трактат “Чжуан-цзы”, в котором излагаются взгляды выдающегося философа IV — III вв. до н. э. Чжуан Чжоу. Однако, авторы данных текстов еще не относили себя к какой-либо определенной философской школе. Появление “учения о Дао и Дэ” еще не означало возникновения целостной идеологической системы. Из других крупных мыслителей древности к основоположникам философии даосизма относят Ле Юйкоу и склонного к эклектизму Лю Аня [3].

Даосизм — китайское дао цзяо, дословно «учение о Дао» — является китайским вероучением, возникшим в V-VIII в.в. до н.э., т.е. в позднечжоуский период, или в период Борющихся Царств.

Даосизм как религиозно-философская система формируется на рубеже н. э. в результате синтеза Лао [-цзы] — Чжуан [-цзы] учения; доктрин натурфилософов иньян цзя; концепции “духа” как предельного выражения процесса изменений, описанного в “Чжоу и”; верований шаманов и магов; представлений о “бессмертных святых” (сянь, шэнь сянь).

Даосы считают, что их учение восходит к глубокой древности, когда его тайны были открыты мифическому “Желтому императору” (Хуан-ди). В китайских преданиях и легендах рассказывается о девяти “первопредках”, появлявшихся у истоков китайской цивилизации друг за другом и принесших народу знания, ремесла, письменность, музыку и т. д. Одним из них был первопредок Хуан-ди — император, который являлся земным воплощением божества. Хуан-ди принес высшую духовную Истину и целостную систему совершенствования человека. Эта система включала в себя теоретический аспект, где описывался процесс творения мира Богом (Дао) и раскрывалась цель человеческой жизни — развитие своего сознания, заканчивающееся достижением Божественного Совершенства и слиянием с Дао. Практически эта цель достигалась в том числе с помощью многостадийной системы психофизической подготовки, где применялись приемы, известные больше в санскритских терминах. Большое значение также придавалось этике, т. е. развитию “правильного чувства и правильного действия”.

С течением веков эзотерические школы древнего даосизма становились все более и более закрытыми, а их количество уменьшалось. Однако нить традиции не была прервана.

Напротив, “внешние” школы стали естественным компонентом жизни китайцев. В тех из них, где доминировала магия, ярко проявлялось поклонение душам предков.

В школах же более высокого уровня, начиная с эпохи Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.), утвердилось поклонение “Небу”, но в значении не места или направления, а “Первоосновы и Первопричины всего сущего”, т. е. Бога.

Во II в. происходит обожествление Лао-Цзы, который именуется теперь Лао-цзюнь (“Государь Лао”) и рассматривается как “воплощение”, или “тело Дао” (дао чжи шэнь, дао чжи ти, дао чжи син). Возникновение развитого даосизма отмечено началом процесса его организационного оформления.

Во II в. появляется первое институциализированное даосское направление — Тяньши [дао] (“[Путь] Небесных наставников”), другие названия — Чжэнъи [дао] (“[Путь] Истинного единства”), Удоуми [дао] (“[Путь] Пяти мер риса”). Первым его патриархом (“Небесным наставником”) считается Чжан Даолин (I-II вв.), якобы получивший откровение от обожествленного Лао-Цзы и право быть его наместником на земле. Титул “Небесного наставника” передается в роду Чжан по наследству до настоящего времени.

В IV в. возникают два даосских направления — Маошань (топоним), или школа Шанцин и школа Линбао. Они стремились совместить символический ритуализм “Небесных наставников” с оккультно-алхимической традицией южнокитайского даосизма и уделяли значительное внимание приемам медитативного созерцания. В целом северные направления даосизма (Чжэнъи [дао] и др.) тяготели к активному воздействию на верующих, тогда как южный даосизм был более элитарным, нацеленным на самосовершенствование

В VII-VIII вв. под влиянием буддизма возникают институт даосского монашества и монастыри, а в религиозной практике даосизма начинают преобладать психотехнические методы (медитация), основное внимание уделяется приемам внутреннего самосовершенствования.

Данная тенденция приводит к появлению в XII в. в Северном Китае новых даосских школ, важнейшая из которых — Цюаньчжэнь [цзяо] — вплоть до настоящего времени является ведущим даосским направлением. Для этой школы характерно требование обязательного принятия монашества для духовенства (дао ши).

К XII в. завершается формирование даосского пантеона. В центре его находится “Триада чистых” (Сань Цин), или “Небесные достопочтенные” (Тянь цзунь) — персонификации аспектов Дао, а также божества — его эманации, соответствующие последовательным этапам космогонического процесса, рассматривавшегося даосами как “саморазвертывание” Дао.

В средние века в процессе формирования китайского религиозного синкретизма даосизм становится одной из составляющих идеологического комплекса сань цзяо наряду с конфуцианством и буддизмом. В XIII-XVII вв. происходит активное взаимодействие северного и южного направлений даосизма, появляются синкретические школы, основывающиеся на даосской “внутренней” алхимии (сянь сюэ). Материал для своих религиозных концепций и пантеона он активно черпал из народных верований, в то же время оказывая на них огромное влияние: например, “учение о бессмертии” выступает там в виде культа долголетия, а доктрина Дао как источника жизни — в форме культа многодетности, богатства и т. п.

В VII в. даосизм проник в Корею — государство Когурё, короли которого одно время поддерживали доктрину “трех религий”. В Японии в структурно-функциональном смысле место даосизма было занято синтоизмом, но элементы даосского культа “бессмертных” сохранялись там до XVII в., а методы даосской психофизиотехники использовались в медицине и буддийской медитативной практике. Не исключено даосское влияние на символику синтоизма и атрибутов императорской власти.

2. Основатели даосизма

Главный учитель даосизма — Лао-цзы, Старый Ребенок, носивший имя Ли Эр. По преданию, полулегендарный Лао-цзы жил в VI веке до н. э. и был старшим современником Конфуция. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком, оттуда и имя его — Лао-цзы — «старый ребенок»). Иероглиф «Цзы» одновременно обозначает и понятие «философ», так что имя Лао-цзы можно переводить и как «старый философ». Легенда изображает его хранителем царских архивов, старшим современником Конфуция. Лао-цзы встречался с будущим основателем конфуцианства, но прохладно отнесся к вере Конфуция в действенность нравственной проповеди, что, наверное, вполне естественно для знатока человеческой истории. Вконец разуверившись в людях, он сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А на прощание по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он покинул Китай, Лао-цзы оставил потомкам небольшую книжку “в пять тысяч слов”. Это сочинение, обычно именуемое “Трактатом о Пути и Потенции” (Дао-дэ цзин), стало главным каноном даосизма

В “Дао-дэ цзине” речь идет о едином первоначале всего сущего — единой субстанции и одновременно мировой закономерности — Дао. Это понятие дало название даосизму (дао цзяо).

Кроме Лао-цзы нельзя не назвать другого даосского мыслителя, Чжуан-цзы, автора трактата, названного его именем. Для мировоззрения “Чжуан-цзы” огромное значение имела концепция “уравнивания сущего” (ци у), согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. В нем нет места четким границам между вещами, все слито друг с другом, все присутствует во всем. В этом мире нет никаких абсолютных величин, ничто само по себе не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все существует только относительно чего-то другого и в теснейшей внутренней связи и взаимообусловленности.

Чжуан-цзы был большим эрудитом, но предпочитал держаться подальше от самодовольных ученых-спорщиков, подвизавшихся при дворах царей и удельных владык. Много лет он занимал скромную должность смотрителя плантации лаковых деревьев, а потом вышел в отставку и доживал остаток дней в родной деревне. Перед смертью он просил своих учеников не обременять себя похоронами учителя, а бросить его тело в чистом поле, ибо могилой ему станет весь мир. Скромная, непритязательная жизнь и далеко не героическая, даже почти позорная смерть, в глазах самого Чжуан-цзы, явно не умаляли его подлинного достоинства. Ведь истинный даос, говоря словами Лао-цзы, “выходит к свету, смешиваясь с прахом, в суете будней хранит тайну вечности, в многоголосье Земли постигает безмолвие Небес”.

Итак, традиция Дао — это странные, сторонние люди. Недаром Лао-цзы уже в древности получил прозвище “темного учителя”. А Чжуан-цзы сам называл свои писания “нелепыми и безумственными речами”. Изъясняются даосы парадоксами, туманными сентенциями и экстравагантными притчами.

Реальность для даоса — это Хаос как бесчисленное множество порядков, бесконечное богатство разнообразия. Даосский мудрец подражает пустоте и хаосу и потому “в себе не имеет, где пребывать”. Он не совершает самочинных действий, но лишь безупречно следует всякому самопроизвольному движению. Его сознание — “зеркало, которое вмещает в себя все образы, но не удерживает их”.

Еще не родившийся ребенок уже имеет полное знание о жизни. Он понимает прежде, чем научится понимать. Даосская традиция требует признать, что всякое непонимание есть в действительности недопонимание.

Иероглиф даосостоит из двух частей:шоу — “голова” и

дзоу — “идти”, поэтому основное значение этого иероглифа — “дорога”, но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносное значение — “путь” (“подход”, “метод”, “закономерность”, “принцип”, “функция”, “учение”, “теория”, “правда”, “абсолют”). Эквивалентами Дао часто признаются Логос и Брахман

ВАРИАНТЫ СОВРЕМЕННОГО НАПИСАНИЯ «ДАО»

“Дао присущи стремления и искренность. Оно находится в состоянии бездействия и лишено формы. Дао можно проповедовать, но его нельзя коснуться. Дао можно постигать, но его нельзя видеть. Дао является корнем и основой самого себя. Оно до Неба и Земли с древнейших времен существует извечно. Оно одухотворяет духов и одухотворяет владыку, порождает Небо и Землю. Оно над Великим пределом, но не является высоким; под Шестью пределами, но не является глубоким; прежде Неба и Земли рождается, но не является продолжительно существующим, оно простирается с глубокой древности, но не является старым”.

Заключение

Мир даосизма — это мир иллюзорный, вечно ускользающий, символический, но именно благодаря этому он опосредует собой полноту истины.

Даосизм делает акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто единое, общее, цельное. Дао же по праву можно назвать квинтэссенцией философии, религии традиционного Китая. Дао — как изначальная верховная всеобщность, как великий закон природы и первопричина всего сущего, как высшая абсолютная реальность, из гигантского пути-потока которой рождается феноменальный мир, чтобы, в конце концов, уйти туда же и затем появиться вновь, но уже обновленным.

Даосизм сыграл огромную роль в формировании системы религиозного синкретизма в средневековом Китае, выполняя посреднические функции между институциализированными, организованными религиозными традициями и народными верованиями Китая с одной стороны, и между собственно китайскими религиозно — философскими учениями и буддизмом — с другой. Ряд направлений даосизма провозглашали принцип «единства трех учений» — конфуцианства, самого даосизма и буддизма, формируя тип синкретической религиозности, ставший характерным для Китая вплоть до настоящего времени. Существовала теснейшая связь и между даосизмом и китайскими народными культами: с одной стороны, даосизм во многом создавал свой пантеон за счет заимствования материала из низового пласта китайской духовной культуры, а с другой — персонажи даосского пантеона очень часто становились популярнейшими объектами поклонения в народных, крестьянских верованиях.

studfiles.net

Глава 1: История даосизма — Мегаобучалка

Оглавление

Введение………………………………………………….………………3

Глава 1: История даосизма…………………………………………………………….4

1.1 Основатели даосизма………………………………………………………………….6

Глава 2: История формирования и развития боевых искусств Востока………………………………………………………………………………10

1.1 Школы боевых искусств на Дальнем Востоке……………………….11

Заключение………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………..17

 

Введение

В главе 1: Исходной идеей даосизма является учение о дао («путь») — некой силе, или начале, пронизывающей все вещи и управляющей ими. Учение даосов делят на религиозное и философское. Верующие даосы уповают на помощь целого сонма божеств и духовных существ. Путь к постижению дао предполагает душевный покой, отказ от погони за материальным, подавление страсти и желаний и утверждение в жизни естественности и гармонии. Хорошие и дурные поступки определяют судьбу души. Даосы верят, что, если с помощью магии и алхимии развивать силу, или добродетель дэ, можно достичь бессмертия. Даосские трактаты содержат рецепты эликсира бессмертия. Однако полное управление энергетическими потоками и обретение бессмертия доступно немногим. Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века. В главе 2: Боевые искусства — это новое отношение к культурному наследию, к могучим традициям, доказавшим жизнеспособность и сохранившим уникальность даже в эпоху невиданных социальных катаклизмов, мировых войн и «культурных революций». Растущий интерес к многовековой традиции воинского искусства Востока, объемлющей теорию и философию, стратегию и тактику военного дела, а также системы единоборств, образующих семейство дальневосточных боевых искусств (китайские у-шу, корейское таэквондо, японские каратэ, джиу-джитсу, айкидо, кэндо, кюдо и др.). Боевые искусства существовали во многих странах Азиатского континента — в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Индонезии, Таиланде.



Целью реферата является анализ даосского учения и боевых искусств Востока. Задача: История и формирование даосизма. А также, описание краткого исторического очерка возникновения, развития и становления боевых искусств Востока.

Глава 1: История даосизма

Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-ro тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.

В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной — не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.

Для традиционной китайской философии была нехарактерна вера в бессмертие конкретно души. Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци). После смерти тела это “ци” рассеивалось в природе. К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ – животных (по) и мыслящих (хунь).

Тело выступало единственной нитью, связывающей их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностей китайской культуры.

Однако, даосизм не удовлетворился идеалом простого физического, пусть даже и бесконечного, продления жизни. Истинный даосский бессмертный (сянь) в процессе движения по пути бессмертия радикально трансформировал, преображал свое тело, которое согласно даосскому учению приобретало сверхъестественные силы и способности: умение летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже сжимать время. Но основная трансформация в процессе занятий даосской медитаций — духовная: бессмертный в полной мере ощущал и переживал даосскую картину мира, реализовывая идеал единства (единотелесности) со всем сущим и с Дао как таинственной первоосновой мира.

Путь к бессмертию по даосскому учению предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки, во многом напоминавшей индийскую йогу (совершенствование духа и совершенствование тела). Именно алхимия и считалась высшим путем к обретению бессмертия.

Главное отличие китайской алхимии от европейской – ее исходная теснейшая связь с медициной: в китайской алхимии даже золото “изготовлялось” как эликсир бессмертия. Даосскими алхимиками был накоплен ценнейший эмпирический материал в области химии и медицины, значительно обогативший традиционную китайскую фармакологию.

Даосизм иногда называют национальной религией Китая, но это определение не совсем верно. Во-первых, даосизм распространился и среди некоторых других народов, живущих по соседству с китайцами. Во-вторых, даосы не только не проповедовали свою религию в обществе, но, напротив, тщательно скрывали свои секреты от непосвященных и даже не позволяли мирянам присутствовать на наиболее важных молебнах. К тому же даосизм всегда был разделен на множество самостоятельных сект, где “искусство Дао” передавалось от учителя к ученику в тайне от посторонних.

Тем не менее, даосизм без преувеличения можно назвать подлинным фокусом китайской культуры, ведь он обеспечивал преемственность между элитарной мудростью Дао и верованиями простонародья, принципами внутреннего совершенствования и всем жизненным укладом китайцев. Для даосов их религия была лишь чем-то вроде “полезной иллюзии”, ведь образы богов, как и весь видимый мир, представляли собой, по их понятиям, только “отблески” сокровенного Дао. Служа свои молебны, даосы в действительности не поклонялись духам, а, скорее, вовлекали их в беспредельную гармонию Великой Пустоты.

 

 

Основатели даосизма

Наверное, главная особенность даосской мысли состоит в том, что это мысль, во всех своих проявлениях обращенная к истокам вещей: истоку времен, сокрытых в незапамятных глубинах истории; истоку сознания, вечно ускользающего от света разума, истоку всех наших душевных движений, таящемуся в бездонной толще жизни. И даосы настолько верны своим поискам подлинного, абсолютного Истока сущего, что даже не поставили ему предел в виде какого-либо метафизического принципа, перводвигателя, “первичной материи”, первоначала и т.п. Ведь исток бытия, если он в самом деле реален, не может быть ни хронологическим рубежом, ни “данностью” опыта, ни умственной абстракцией по той простой причине, что такое начало вносит ограничение в мир и в итоге само оказывается условным, придуманным, неживым. Мысль же даосов — о Начале, которое само безначально; об истоке, который являет собой, скорее, вольное проистечение самой жизни и который, вечно уклоняясь от собственной сущности, вечно же возвращается к самому себе.

Странная реальность, пребывающая как раз там, где ее нет. Странные люди, всерьез размышляющие о безначальном Начале. Их наследство — дума о Дао: Пути всех путей, неизменной изменчивости. Кажется, они и приходят-то в мир лишь для того, чтобы уйти, и тем самым вернуться к земному бытию. “Настоящие люди древности не знали, что такое радоваться жизни и отворачиваться от смерти, не гордились появлением на свет и не противились уходу из мира. Отрешенно они приходили, отрешенные уходили, не доискиваясь до начала, не устремляясь мыслью к концу, радуясь тому, что даровано им, и самозабвенно возвращаясь к своему естеству. Разум их погружен в забытье, облик бесстрастен, чело величественно. Прохладные, как осень, и теплые, как весна, они следовали в своих чувствах течению времен года. Они жили в беспредельной гармонии с миром, и никто не знал, где положен им предел…” (“Чжуан-цзы”, гл. “Дацзунши”.)

Главный учитель даосизма — Лао-цзы, Старый Ребенок, носивший имя Ли Эр. Он “родился от самого себя”, из себя же развернул весь мир, и сам же 72 раза являлся миру. Но он же и человек, проживший долгую и неприметную жизнь. Легенда изображает его хранителем царских архивов, старшим современником Конфуция. Лао-цзы встречался с будущим основателем конфуцианства, но прохладно отнесся к вере Конфуция в действенность нравственной проповеди, что, наверное, вполне естественно для знатока человеческой истории. Вконец разуверившись в людях, он сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А на прощание по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он покинул Китай, Лао-цзы оставил потомкам небольшую книжку “в пять тысяч слов”. Это сочинение, обычно именуемое “Трактатом о Пути и Потенции” (Дао-дэ цзин), стало главным каноном даосизма.

В “Дао-дэ цзине” речь идет о едином первоначале всего сущего — единой субстанции и одновременно мировой закономерности — Дао. Это понятие дало название даосизму (дао цзяо).

Кроме Лао-цзы нельзя не назвать другого даосского мыслителя, Чжуан-цзы, автора трактата, названного его именем. Для мировоззрения “Чжуан-цзы” огромное значение имела концепция “уравнивания сущего” (ци у), согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. В нем нет места четким границам между вещами, все слито друг с другом, все присутствует во всем. В этом мире нет никаких абсолютных величин, ничто само по себе не является ни прекрасным ни безобразным, ни большим, ни малым, но все существует только относительно чего-то другого и в теснейшей внутренней связи и взаимообусловленности

Время жизни Чжуан-цзы приходится на последние десятилетия IV в. до н. э. — время расцвета свободной мысли и острого соперничества различных философских школ. Чжуан-цзы был большим эрудитом, но предпочитал держаться подальше от самодовольных ученых-спорщиков, подвизавшихся при дворах царей и удельных владык. Много лет он занимал скромную должность смотрителя плантации лаковых деревьев, а потом вышел в отставку и доживал остаток дней в родной деревне. Перед смертью он просил своих учеников не обременять себя похоронами учителя, а бросить его тело в чистом поле, ибо могилой ему станет весь мир. Скромная, непритязательная жизнь и далеко не героическая, даже почти позорная смерть, в глазах самого Чжуан-цзы, явно не умаляли его подлинного достоинства. Ведь истинный даос, говоря словами Лао-цзы, “выходит к свету, смешиваясь с прахом, в суете будней хранит тайну вечности, в многоголосье Земли постигает безмолвие Небес”.

Итак, традиция Дао — это странные, сторонние люди. Недаром Лао-цзы уже в древности получил прозвище “темного учителя”. А Чжуан-цзы сам называл свои писания “нелепыми и безумственными речами”. Изъясняются даосы парадоксами, туманными сентенциями и экстравагантными притчами.

Книги Лао-цзы и Чжуан-цзы изначально складывались из фрагментов, в которых фиксировались отдельные прозрения и наблюдения подвижников Дао. Сверхлогический характер даосской мудрости отображал отстраненность даосских школ от всяких публичных норм. Ориентированность мудрости Дао на узкий круг посвященных и “внутреннее”, неизъяснимо-интимное понимание тоже были знаком даосизма как духовной традиции, учившей своих приверженцев “воспроизводить опыт самопознания, возобновлять присутствие того, кто возвращается в мир, когда мы отсутствуем в нем”.

Не знание и даже не творчество, но просто способность “сполна прожить свой жизненный срок” составляли цель даосского подвижничества. С непосредственностью достойной великой традиции, даосизм утверждал, что мудрый ничего не знает и ничего не умеет, а только питает себя, усваивая всем телом вселенскую гармонию жизни.

Реальность для даоса — это Хаос как бесчисленное множество порядков, бесконечное богатство разнообразия. Даосский мудрец подражает пустоте и хаосу и потому “в себе не имеет, где пребывать”. Он не совершает самочинных действий, но лишь безупречно следует всякому самопроизвольному движению. Его сознание — “зеркало, которое вмещает в себя все образы, но не удерживает их”.

Еще не родившийся ребенок уже имеет полное знание о жизни. Он понимает прежде, чем научится понимать. Даосская традиция требует признать, что всякое непонимание есть в действительности недопонимание.

 

megaobuchalka.ru

Возникновение даосизма и его мировоззрение

Даосизм возник в Китае во 2-й половине I тысячелетия до н.э. Основателем даосизма считается Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.).

Согласно легенде, на склоне лет Лао-цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил через пограничную заставу, ее начальник упросил Лао-цзы оставить в память о себе книгу, в которой отразились бы мысли «мудрого старца» о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась на свет рукопись из 5000 иероглифов иод названием «Дао-дэ цзын». Данное произведение, включающее 81 стих, является мировоззренческим основанием даосизма.

В центре даосской доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао (Л.С. Васильев, с. 284).

Дао — это первооснова всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао выступает также синонимом единого мирового целого.

Дао при этом — бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Значение иероглифа «Дао» — путь, дорога, средство, способ, идея, основание, говорить, проистекать из, держать путь из, вести за собой, течь (Лао-цзы, с. 5, комментарий переводчика).

Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Человек включается в это движение и этим постигает Дао, т.е живет в согласии с миром. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и общества.

Человек, создавая общество и цивилизацию, породил множество искусственных вещей (которые не порождены Дао), стал от них зависеть, что привело к противопоставлению человека и мира и его дисгармонии.

Дао присуща благая сила дэ (добродетель), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (многообразие вещей) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.

К состояниям, характеризующим Дао, относятся принципы цзы (самоестественность, спонтанность) и у-вэй (недеяние).

Принцип цзы жань указывает на то, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственна и природе. Принцип цзы жань не требует от человека никаких усилий полностью покоится на собственных природных ритмах. «Цзы жань рядом, она в природе. Ее не надо логически доказывать. Правда цзы жань проста: где бы ты не был, природа воды — ЯНЬ вниз, природа огня — подниматься вверх. Человеку от этой Ювленской правды никуда не деться, он ею ежедневно питается и греется» (А.Е. Лукьянов, с. 124).

Принцип у-вэй означает отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком цзы жань. Это не бездействие. Это деятельность, которая согласуется с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

У-вэй — это одна их характеристик Дао. «Недеянием небо достигает чистоты, недеянием земля достигает покоя. При слиянии недеяния их обоих развивается вся тьма вещей. Неразличимо, неуловимо они исходят из ничего; неразличимы, неуловимы, не обладают образом. Вся тьма вещей зарождается в недеянии. Поэтому и говорится: «Небо и земля бездействуют и все совершают». (Даосские притчи, с. 1).

В процессе порождения мира со множеством вещей Дао как бы поляризуется и дифференцируется. Два важнейших космологических состояния единого Дао — это инь (женское, покой, холодное, темное, мягкое) и ян (мужское, движение, горячее, светлое, твердое). Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Любое явление или предмет мира, в котором мы живем, дуальны по своей природе и содержат в себе в разных соотношениях эти две противоположности — инь и ян. С позиций инь и ян определяются также и типы людей и их психологические состояния.

В более поздних вариантах даосизма появилось понятие «ци» (пневма, эфир), которое является аналогом понятия Дао. Под «ци» понимается исходная первосубстанция, из которой «состоит» все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, «ци» становится веществом, утончаясь — духом. В промежуточном состоянии «ци» представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле — одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений системы цигун.

В VII—VIII вв. под влиянием буддизма в даосизме появляется монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма. В это же время усиливается тенденция к доминированию в даосской религиозной практике психотехнических методов созерцательной медитации. Основное внимание начинает уделяться приемам внутренней гармонизации, нравственному совершенствованию и практике созерцания.

psyera.ru

Основные идеи даосизма кратко

Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.

Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.

Читайте также: Основные идеи конфуцианства

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Формы проявления даосизма

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:

Философско-этическая —  помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистическая  – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.

Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.

В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.

Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной.  Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского —  активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

mychinaexpert.ru

ИСТОРИЯ ДАОСИЗМА. Даосизм — сокровенное учение о Дао

На протяжении многих веков философия этих доктрин влияла на мышление китайцев и практически на все сферы их жизни. Политика, наука, медицина, психология, живопись, музыка, литература, дизайн и военное искусство несут на себе глубокий отпечаток этих учений. Несмотря на то, что известность даосизма, буддизма и конфуцианства с каждым годом растет, на русском языке пока еще очень мало адекватных и серьезных исследований, которые бы освещали их достаточно глубоко.

Одна из сложностей проведения исследований заключается в том, что многие философские тексты этих учений написаны на вэньяне, который зачастую не так легко понять даже самим китайцам, не говоря уже о европейцах. Помимо этого, как и в любой сфере, здесь есть своя особая терминология и символический язык, истинное значение которого сложно понять не будучи посвященным в само учение и не посвятив много лет его изучению.

Для тех, кто не знает китайского языка или только начал его изучать, сделаю уточнение, чтобы было понятнее, в чем заключается сложность при чтении и переводах текстов. В древнекитайском языке нет склонений, спряжений, конкретного времени и рода; наблюдается частое отсутствие союзов; значение слова сильно зависит от контекста, который иногда сложно уловить без особых специализированных знаний. Поэтому, перевод и толкование текста очень сильно зависит от конкретного человека и его понимания (и непонимания) учения, текст которого он читает. В итоге, смысл возможных вариантов переводов может быть как достаточно похожим, так и сильно различным. Это мы можем увидеть на примере имеющихся переводов трактата «Дао Дэ Цзин», коих на русском языке существует больше десятка.

В этой статье я хочу остановиться на даосской традиции и рассмотреть некоторые ее аспекты. Исторически это учение относят к мудрецу Лао-цзы (老子), который жил примерно в 5-3 вв. до н.э. и написал трактат «Дао Дэ Цзин» (道德经). Можно смело говорить о том, что это наиболее известный даосский текст во всем мире и существует множество вариаций его перевода.

Второй исторической фигурой, с которой связывают возникновение даосизма, является император Хуан-ди (黃帝), согласно легендам живший в 26 в. до н.э. Это, как вы понимаете, было очень давно. Император Хуан-ди является мифологической персоной и доказать факт его существования невозможно, поскольку даже самую раннюю китайскую письменность, называемую  цзягувэнь (甲骨文) или «надписи на черепаховых панцирях», относят к 14 — 11 вв. до н.э. Но, откровенно говоря, любого преданного последователя даосизма мало волнуют эти исторические нюансы и нестыковки, а мифологическая составляющая учения играет зачастую большую роль, чем реальные исторические факты. По этой причине даосизм иногда еще могут называть «Хуан-Лао сюэ» (黃老学 — Учение Хуан [Ди] и Лао [Цзы]).

Давайте немного остановимся на самом термине даосизм, который может записываться как «дао цзяо» (道教) и «дао цзя» (道家). Если спросить рядового китайца, чем отличаются эти два термина, то скорее всего он вам ответит, что между ними нет разницы и что это, по сути, одно и тоже. Ряд европейских синологов дает следующее пояснение относительно различия этих терминов:


«Дао цзяо» — это религиозный даосим, который возник примерно во 2 в. н.э.

«Дао цзя» — это философский даосизм, явными представителями которого являются Лао-цзы и Чжуан-цзы.

Если с первым определением я могу полностью согласиться, то второе хотел бы дополнить. Дословный перевод термина «дао цзя» (道家) — «даосская семья». Поскольку считается, что Лао-цзы и Чжуан-цзы были не просто философами, но и практиками, и в их времена даосское религиозное учение как таковое еще не зародилось, то термин «дао цзя» можно еще понимать как «практический (нерелигиозный) даосизм».

Отсюда вытекает следующее расширенное определение:


«Практический даосизм» являет собой древнейшую нерелигиозную систему методов самосовершенствования, проверенную многими поколениями практикующих, с глубочайшими практическими методами и теоретически-философским учением, касающимися всех аспектов гармоничного развития человеческого существа.


За тысячелетнюю историю существования даосизма возникло множество школ и всевозможных методов самосовершенствования. Некоторые из этих школ имели очень широкую известность и влияние, например, «Путь Небесных Наставников» (天师道) или «Цюаньчжэнь» (全真教),  а о некоторых мало кто знал, кроме небольшой группы посвященных.

Существует множество искусств, которые были разработаны даосскими мастерами, и в наше время некоторые из них начинают обретать все большую известность. Наибольшую популярность обрел цигун (стоит отметить, что цигун бывает не только даосский, да и само это слово для обозначения различного рода психофизических практик начало использоваться лишь в середине прошлого столетия).

Помимо цигуна, в даосской традиции есть и методы работы с телом, которые называются «Дао Инь» (導引), дыхательные упражнения «Ту-на» (吐纳), которые в школе Чжэнь Дао включены в раздел Цигун, Мастерство сна (睡功), а также наиболее «мистический» и таинственный раздел «Внутренней алхимии» (内丹).                                   http://zhendaopai.org/daosizm-sokrovennoe-uchenie-o-dao/

hist-etnol.livejournal.com

основные идеи кратко. Даосизм как философия Древнего Китая

В глубинах древнекитайской цивилизации рождено множество не только вещей из материального мира (порох, бумага и т. д.), но и категорий мира идей, философских постулатов и религиозных догм.

За пять веков до нашей эры вместе с конфуцианством и чань-буддизмом оформилось такое течение человеческой мысли, как даосизм. Основные идеи, кратко изложенные в его каноническом тексте — «Дао Дэ Цзин» — периодически становятся актуальными для больших групп людей в разное время, в разных странах.

Истоки учения

Учение о Дао – одно из самых загадочных и таинственных явлений в истории. Недомолвками, иносказаниями, многозначностью наполнены речи даосских мудрецов, мифами и легендами окружена история возникновения даосизма.

Своим первопредком, прародителем, положившим начало многих могущественных династий, китайцы считают Хуан Ди — Жёлтого императора. Сохранились якобы и исторические факты его жизни, существует и его гробница, но в ней находится только часть одеяния, а сам Хуан Ди обрел бессмертие. Среди всего того что подарил китайцам Жёлтый император, и идеи философии даосизма.

У истоков учения стоял и другой мифический персонаж китайской истории – Лао Цзы. Именно его принято считать автором «Дао Дэ Цзин» — того поэтического трактата, где обрёл даосизм основные идеи и понятия. Описание земного бытия Лао Цзы фантастично и похоже на собрание легенд и сказаний.

Биография божества

История жизни другого великого Учителя – Конфуция – известна буквально по годам. Лао Цзы считается его старшим современником, существуют данные древних историков об их личной встрече в 517 году до нашей эры. Будучи старше Конфуция на полвека, мудрец упрекал его в излишней социальной активности, которую тот проявлял, проповедуя даосизм, основные идеи, философия которого отрицают вмешательство в общественную жизнь. В остальных событиях биография этого древнекитайского мудреца реальность утрачивает.

Мать зачала его, проглотив камешек горного хрусталя, и вынашивала в течение 80-ти лет, родив в 604 году до н.э. умудрённым стариком. Имя Лао Цзы многозначно, оно означает в том числе и «Старый Младенец». Его мудрость оформилась за годы службы в императорском книгохранилище. Разочарование в окружающей жизни привело старца к отшельничеству. Он менял имена, избегая чужого внимания. Он звался Ли Эр, Лао Дань, Лао Лай-цзы и в конце концов решил покинуть Китай, «уйдя на Запад».

Главная книга

Это выражение – «уйти на Запад» — означало в те времена смерть, но описание путешествия Лао Цзы содержит детали, придающие ему смысл реального странствования. Он передвигался на черном буйволе и на границе был остановлен стражником, попросившем мудреца поделиться своими знаниями. Мудрец надиктовал, или записал «Дао Дэ Цзин» («Книга о Дао и Дэ») – труд, где определяющие даосизм основные идеи кратко, но ёмко изложены в восемьдесят одном стихе.

До этого Лао Цзы не излагал свои взгляды письменно. Появление «Дао Дэ Цзинь» объясняют тем, что мудрец хотел способствовать большему распространению своих теорий. Он желал создать альтернативу набирающему популярность конфуцианству. Основатель даосизма был не согласен с присущей учению Конфуция интравертностью, направленностью извне. Лао Цзы отрицал главенство власти, значимость ритуалов и традиций в жизни человека. Это не могло не вызывать отрицательного отношения со стороны властей.

О дальнейшей судьбе великого старца существуют потрясающие версии. По одной из них он удалился в Тибет, где стал основателем ламаизма, по другой – уехал в Индию. Там он чудесным образом способствовал рождению Гаутамы или даже сам был Буддой Шакьямуни. Есть даже легенды о путешествиях Лао Цзы в те места, где впоследствии появилась Русь.

Краеугольное понятие – Дао

Понятие Дао часто туманно и неопределимо даже для того, кто исповедует даосизм. Основные идеи кратко описываются такой формулой Лао Цзы: «Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три, а три порождает все десять тысяч вещей».

То есть Дао – начало начал, абсолютная общность, пребывающая в вечном движении, как вода, наполняющая всё в этом мире. Это путь, дорога, судьба, закон. Всё в человеке и во всем космосе – порождение Дао, не может быть вне его и без него.

Различают два Дао. Одно – Дао без имени – имеет визуальный образ дракона или змеи, пожирающих свой хвост. Этот символ, популярный во многих культурах, означает неостановимый и вечный круговорот, движение по спирали времени. Осознать его смысл и назначение человеку не дано. Его удел – Дао с именем – как крохотная чешуйка в шкуре дракона – суть его конечного существования на земле. И главное для каждой личности – слиться с Дао, стать частью вечного вселенского движения.

Взаимосвязь понятий

Вещи и явления, являющиеся частью Дао, несут в себе мягкую, пассивную, темную, женскую силу Инь, содержат активную, твердую, яркую, мужскую силу Янь, насыщаются энергией Ци. Ци, Инь, Янь, взаимодействие этих сил, баланс этих начал в живой и неживой природе определяет ход всех жизненных процессов. Они также являются основополагающими понятиями даосизма.

На регуляции взаимодействия Инь и Янь, насыщении космической энергией Ци основаны практики восточной медицины, гимнастики цигун.

Эти взаимодействия лежат в основе учения об организации среды обитания человека — фен-шуй. Некоторыми школами даосизма это учение не признаётся из-за постулата о невозможности применения общих правил для разных участков пространства и особой индивидуальности каждой личности, уникальности ее Пути.

Отношение к власти и принцип «недеяния» У-вэй

В вопросе отношения к власти и государству обозначается особая разница между такими понятиями, как конфуцианство и даосизм. Основные идеи кратко можно изложить в виде иерархии властителей, исходя из оценки их деятельности по даосской шкале ценностей.

Лучший из правителей — тот, о ком знают, что он есть — и только. Второй – тот, кого любят и кем восхищаются. Третьего – боятся. Худший – тот, кого презирают. Если в стране все хорошо — можно и не знать, кто у руля. Такая версия общественных отношений крайне неудобна для властей.

Эти выводы вытекают из еще одного важного догмата даосизма – принципа «недеяния» (по-китайски – «У-вэй»). Некоторым ученым кажется более корректным другой перевод – «невмешательство». Он вызывает меньше ассоциаций с ничегонеделанием, с ленью, которые являются грехом и в Китае. Но суть следующая: цель и человека, и императора — не мешать своими действиями слиянию с высшей сущностью – Дао, которая сама определяет весь ход событий.

Долгая история

Двадцать пять веков существует эта философия. Изложить описывающие даосизм основные идеи и понятия кратко очень трудно.

Не счесть толкований и разъяснений одних вариантов перевода «Дао Дэ Цзин» — тысячи, а людей, которые смотрят на этот мир глазами даосских мудрецов – миллионы.

fb.ru

История даосизма — Википедия

Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора . Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма . Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной, и начинается процесс его обожествления.

Ранний даосизм

Философские сочинения

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинают появляться с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция.

Трактат Лао-цзы Дао Дэ Цзин (кит. 道德經) стал ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Другим знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы» (автор — Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.)).

Синолог Изабель Робинет выделяет четыре компонента, объединение которых привело к образованию даосского учения[1] :

  1. Философский даосизм (даоцзя 道家), сформировавшийся вокруг таких трактатов, как Дао Дэ Цзин и Чжуан-цзы
  2. Экстатические практики
  3. Практики достижения бессмертия
  4. Вызовы духов и экзорцизм.

Эпоха Хань

Ханьская эпоха (от 206 года до н. э. до 220 года н. э.) в первую очередь связана с рядом философских сочинений, которые относят к продолжению «философского даосизма» (даоцзя 道家). К раннему ханьскому периоду относится комментарии Хэшан-гуна к Даодэцзину, а также знаменитый трактат Хуайнань-цзы.

В циньскую и ханьскую эпохи даосы ассоциируются также с искателями бессмертия; активные поиска бессмертия, которые организовали императоры Цинь Шихуанди и У-ди, опирались на даосское миропредставление той эпохи.

В ханьскую эпоху распространяются трактаты о достижении бессмертия и внутренней алхимии, в частности Цаньтунци Вэй Бояна.

В эту же эпоху проходило формирование «даосского учения» (даоцзяо, 道敎). Впервые понятие «даоцзяо» возникло в исторических трудах Сыма Цяня и Бань Гу и означало скорее библиографическую классификацию определённого рода сочинений. Этот же термин использовался в буддийском трактате Моу-цзы II-III веков. «Даоцзяо» стало употребляться как обозначение религиозного учения только в IV-V веках.[2]

Видео по теме

Религиозный даосизм в средние века

Даосизм в конце ханьской династии

В позднеханьскую эпоху появился трактат Тайпинцзин (Трактат о Великом Спокойствии), вокруг которого объединилась школа Тайпиндао, этот трактат вдохновлял также Восстание Жёлтых повязок.

Школа Небесных Наставников

В то же самое время появилась школа Пять Ковшей Риса, основателем которой был Чжан Даолин. Согласно традиции, в 142 году на горе Хэминшань (Сычуань) он встретился с Лао-цзы, получив от него благословения и предписания. Школа, которую он создал, была первой хорошо организованной религиозной структурой, оставившей после себя большое количество сочинений, документов и свидетельств, традиция которой не прекращается до сих пор. Образование этой школы считается началом религиозного даосизма.

Хотя по времени образование школы примерно соответствует трактату Тайпинцзин и Восстанию Жёлтых повязок (которым также руководили три Чжана, и Чжан Цзяо по некоторым утверждениям является внуком Чжан Даолина), нет убедительных исторических свидетельств тесных контактов и преемственности этих школ.

Сын Чжан Даолина Чжан Хэн и внук Чжан Лу стали вторым и третьим Небесным Наставниками, им удалось укрепить своё положение и создать теократическое государство в области Ханьчжун (юг провинции Шэньси и примыкающая часть провинции Сычуань). В 215 году Чжан Лу сдался войскам Цао Цао, даосское государство было ликвидировано, но при этом Цао Цао сохранил за ним статус Небесного Наставника, переместив центр школы вглубь страны, после чего школа распространилась по другим частям Китая.

Название Школа Небесных Наставников закрепилось за последователями Чжан Лу в Эпоху шести династий. Эта школа оставалась долгое время одной из самых авторитетных даосских направлений, пока не была расколота, а потом уступила первенство школам Шанцин и Линбао. После эпохи Шести Династий (во времена Суй и Тан) практически исчезли свидетельства активности этой линии. Позднее, в эпоху Сун, школа снова была воссоздана как Школа Истинного Единства, а в дальнейшем официально признана главенствующим направлением в Южном Китае, и ей были подчинены другие школы.

Северная Вэй и Северные Небесные Наставники

Во времена сяньбийской династии Северная Вэй на севере Китая Коу Цяньчжи, который происходил из даосской семьи последователей Школы Небесных Наставников, вошёл в доверие к главному советнику и к императору, установив с 424 года даосскую теократическую монархию, в которой жестоко преследовался буддизм. Коу Цяньчжи подверг Небесных Наставников критике и сам принял на себя роль патриарха, проведя кардинальные реформы учения. Даосское государство просуществовало до 450 года. После смены императора и смерти Коу Цяньчжи начались снова преследования даосизма и насаждение буддизма.

Тогда даосам этой школы удалось обосноваться в городе Лоугуань (樓觀), где школа ещё просуществовала при следующих династиях до конца 688 года. Императоры династии Тан поддерживали даосизм, и закрепили первородство и преимущества даосизма специальным указом 637 года, который в 674 отменила императрица У Цзэтянь, сторонница буддизма.

Последним северным небесным наставником был Инь Вэньцао, который прибыл в Лоугуань в 636 году. Ему удалось завоевать расположение императора Гао-цзуна. После его смерти в 688 году Лоугуань, хотя и оставался важным даосским центром, был захвачен другой школой.

Саньхуанвэнь, Маошань (Шанцин) и Линбао

Школа Небесных Наставников была далеко не единственной даосской школой. Отдельно от неё существовали многочисленные даосские группы и отдельные странствующие даосы, несущие самые разные идеи, как философского характера, так и практического.

Саньхуанвэнь

Школа Саньхуанвэнь, истоки которой теряются в позднеханьской эпохе, известна благодаря семье Гэ и в первую очередь энциклопедиста Гэ Хуна. Гэ Хун (283—343) оставил энциклопедический трактат Баопу-цзы о даосизме с практическим анализом методов достижении бессмертия; а также жизнеописания даосских бессмертных Шэньсянь-чжуань. Поздние школы, в частности Линбао, подчёркивали преемственность с традицией семьи Гэ.

Линбао

Внучатый племянником Гэ Хуна Гэ Чаофу около 400 года унаследовал от своих предков сочинения Линбао, которые передал своим ученикам. Была создана школа, которую привёл в порядок и переорганизовал Лю Сюлин (406—477) в 471 году. Около 500 года патриарх школы Шанцин энциклопедист Тао Хунцин привёл в порядок пантеон школы Линбао, который стал применяться в школе Шанцин. Школа Линбао отличается медитациями, высокими морально-этическими требованиями, очистительными групповыми ритуалами и хорошо проработанной космологией. В Линбао тщательно проработаны практики достижения бессмертия (с опорой на буддийскую космологию). Школа опирается на многие традиции Небесных Наставников, однако подвержена значительному влиянию буддизма.

Шанцин

Сочинения школы Шанцин (Высшей Чистоты) появились раньше Линбао, но Шанцин оформилась как религиозная организация во второй половине V века (Тао Хунцин).

Эта школа практикует визуализацию. По представлениям школы Шанцин, существуют живущие на небе Истинные Люди (Чжэнь-жэнь), обладающие сверхъестественными знаниями и ценнейшими книгами из Небесных Книгохранилищ. Контакт с Истинными Людьми позволяет записать эти тексты, которые они передают достойным медиумам через состояние транса. Основательницей школы считается Вэй Хуацунь (252–334), через тридцать лет после её смерти её ученик Ян Си, входя в транс, собрал значительное количество откровений, которыми поделился с влиятельным чиновником Сюй Ми и его сыном Сюй Хуэем. Он основал скит на горе Маошань.

Энциклопедист Лу Сюцзин (406—477) собрал известные на то время сочинения даосских школ, включая Саньхуанвэнь, Линбао и Шанцин, и выпустил первый Даосский канон. Он же основал школу Южных Небесных Наставников (реформировав Школу Небесных Наставников), которая позднее влилась в Шанцин. Его работа привела к созданию теоретической базы школы.

Фактически оформление школы Шанцин произошло тогда, когда патриарх Тао Хунцин (456 — 536) привёл в порядок откровенные тексты Ян Си. Тао Хунцин заинтересовался также сочинениями школы Линбао, включив элементы её учения в Шанцин. Тао Хунцин стал девятым патриархом школы, линия которой была воссоздана от Вэй Хуацунь и Ян Си, включая Лу Сюцзина.

В школе Шанцин сформировалось другое понимание бессмертия через единение всех духов, объединение которых составляет человеческую индивидуальность, и выхода из парадигмы жизнь-смерть в реальность «истинных людей». Бессмертие перестало быть рассматриваться физически (как у Гэ Хуна), а скорее как новое рождение во вселенском масштабе с Эизбавлением от трупа. В практику школы включились некоторые буддийские элементы медитация и элементы космогонии, унаследованные из Линбао.

Школа Шанцин, впитав в себя школу Линбао и частично Школу Небесных Наставников, долгое время (по меньшей мере до 1000 года) оставалась самой влиятельной даосской школой, однако во время династии Сун, когда Школа Небесных Наставников была снова восстановлена, признала её формальное главенство. В 1304 году Юань привилегии школы Чжэнъи были подтверждены специальным указом, 38-й Небесный Наставник Чжан Юцай с горы Лунхушань был объявлен главенствующим над учением трёх гор, хранителем регистра и талисманов, и фактически с этого времени школы Шанцин и Линбао прекратили своё самостоятельное существование и вошли в состав Школы Истинного Единства.

Эпоха Тан (618–907)

Императоры танской династии относили Лао-цзы к своему роду, поэтому официальное отношение трона к даосизму было как правило доброжелательное.[3] Однако конфуцианство и буддизм тоже были сильны, и даосизму приходилось бороться за привилегии и поддержку. Император Сюань-цзун (685–762) оставил комментарии к сочинениям всех традиций, отметив, что они не являются взаимно-исключаемыми. С этого времени стало привычным, что правительство поддерживает и контролирует все три традиции.[4] Император Гао-цзун добавил даодэцзин в список классических трактатов, необходимых к изучению для сдачи императорских экзаменов на чиновничью должность.[5]

Образование школы Цюаньчжэнь

В XII в. в даосизме происходит своеобразная реформация, приведшая к появлению новых школ, важнейшая из которых — Школа Совершенной Истины (Цюаньчжэнь цзяо) — остается ведущей в даосизме и поныне. Эта школа особенно подчеркивает необходимость нравственного совершенствования, занятия медитацией по образцу буддийской школы Чань (дзэн), требует от духовенства безбрачия и принятия монашеских обетов.

Эпоха монгольского завоевания

Из школы Цюаньчжэнь вышел знаменитый монах Цю Чуцзи (Чан Чунь) (XIII в.), встречавшийся с Чингисханом и пытавшийся наставить возжелавшего бессмертия монарха на путь соблюдения даосских этических норм. Он восстановил Храм Белых облаков (Байюньгуань) в Пекине, в настоящее время центр даосизма КНР.

Ссылки

Литература

  • Фицджеральд С. П. Китай, краткая история культуры / СПб.: Евразия, 1998.
  • Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993
  • Е.А. Торчинов. Даосизм. С-П. 1999.
  • Dean, Kenneth. Taoist Ritual and Popular Cults of Southeast China. (Princeton: Princeton University, 1993).
  • Demerath, Nicholas J. Crossing the Gods: World Religions and Worldly Politics (Rutgers University Press, 2003). ISBN 0-8135-3207-8.
  • Hucker, Charles O. China’s Imperial Past: An Introduction to Chinese History and Culture (Stanford University Press, 1995). ISBN 0-8047-2353-2.
  • Kohn, Livia. The Taoist Experience: An Anthology. (Albany: SUNY Press, 1993).
  • Kohn, Livia, ed. Daoism Handbook. (Leiden: Brill, 2000).
  • Kohn, Livia. The Daoist Monastic Manual: A Translation of the Fengdao Kejie. (New York: Oxford University Press 2004)
  • Kohn, Livia & LaFargue, Michael, ed. Lao-Tzu and the Tao-Te-Ching. (SUNY Press, 1998). ISBN 0-7914-3599-7.
  • Robinet. Isabelle. Taoist Meditation: The Mao-shan Tradition of Great Purity. (Albany: SUNY Press, 1993 [original French 1989]).
  • Robinet, Isabelle. Taoism: Growth of a Religion. (Stanford: Stanford University Press, 1997 [original French 1992]). ISBN 0-8047-2839-9.
  • Schipper, Kristopher. The Taoist Body. (Berkeley: University of California Press, 1993 [original French version 1982]).
  • Schipper, Kristopher and Franciscus Verellen. The Taoist Canon: A Historical Companion to the Daozang. (Chicago: University of Chicago, 2004).

Примечания

  1. ↑ Robinet 1997, p. 25
  2. ↑ Торчинов. Даосизм. стр. 11
  3. ↑ Robinet (1997), p. 184.
  4. ↑ Robinet (1997), p. 186.
  5. ↑ Robinet (1997), p. 185.

wikipedia.green