Исторические предпосылки возникновения тгп – § 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки. Проблемы теории государства и права: Учебник.
История и предпосылки возникновения теории государства и права
Рассмотрим историю и предпосылки возникновения теории государства и права.
Теорию государства и права в период её появления (конец XVI века) называли энциклопедия права и энциклопедия законоведения.
Заметный вклад в историю возникновения теории государства и права внесли идеи Аристотеля, Платона, Сократа, Гроция, Гоббса, Руссо, Монтескье, Гегеля, Канта, Радищева, Бакунина, Маркса, Плеханова и других мыслителей.
В России теорию государства и права как науку начали преподавать в Московском университете в XVIII веке. Современное наименование она приобрела в конце XIX века в результате осмысления учеными истории, предпосылок возникновения и неразрывности связей государства и права.
Целесообразность теоретического осмысления таких феноменов политической жизни, как государство и право, возникла в далекие времена истории. Замена первобытных общественных образований политически организованной властью обозначила необходимость возникновения правовой регламентации социальных отношений, а также управленческих функций власти.
Выяснение значения права в истории как инструмента влияния на общественные отношения и особенностей функционирования государства становится основной проблемой возникновения и всей последующей истории развития политико-правовой мысли.
Возникновение в истории различных теоретических концепций, которые выражали понимание государства, права и их основных институтов, а также идей о соотношении права и государства, связывают еще с Античностью. Развитие взглядов на государство и право во времена появления раннеклассовых обществ основывалось на общих мировоззренческих принципах, религиозных верованиях, моральных представлениях
Впоследствии построением правовых концепций «идеальной» организации политической жизни общества стали заниматься представители средневекового бюргерства, идеологи буржуазии периода ранних антифеодальных революций проводники идей антиавторитаризма и антитоталитаризма. Их учения о праве и политической организации власти составляют историю теоретической науки права, которая является частью юриспруденции вообще и источником знаний общетеоретической науки права в частности.
Если возникновение теоретических концепций по организации власти в государстве и наилучшей ее правовой регламентации было уделом отдельных мыслителей и школ, то возникновение политической науки и общетеоретической науки права связано с деятельностью университетов.
Историю развития любой науки предопределяют соответствующие потребности общества. В развитии гуманитарных наук, в том числе и правоведении, подобная зависимость еще более очевидна.
Начало систематического изучения юриспруденции в России обусловлено практической потребностью в грамотных управленцах и государственных служащих.
Обучение было практическим, при этом теоретическая подготовка на данном этапе истории пока не предполагалась. После усвоения практических основ делопроизводства и «практических премудростей» юриспруденции и получения свидетельства об образовательной подготовке, специалисты приступали к отправлению государственных дел. Юридическое образование оставалось на уровне, который позволял получить лишь элементарные правовые знания будущими государственными работниками.
Уровень образовательной подготовки юристов и государственных управленцев не особенно повысился и после Петра. Так, при Екатерине II «коллегии-юнкеры» не получали необходимых знаний по «пристойным им наукам» и Сенатская школа была закрыта. Позднее, при Павле I, институт юнкерства был возрожден при всех коллегиях, за исключением военных. Правоведение или юриспруденция были главными из изучаемых предметов.
Впоследствии профессиональную подготовку юристов продолжили российские университеты, и первый из них – Московский университет.
В университетах изучение теории права и государства как отдельной дисциплины
Проблема в истории становления и возникновения общетеоретической правовой науки в российских университетах составляла в том, что для профессорской работы в университетах не было достаточном количестве подготовленных кадров ученых-правоведов. Первые русские профессора, которые читали курсы российского законодательства, были в большинстве своем из практических работников. Общетеоретические знания, которые передавались иностранными профессорами, воспринимались как «отвлеченные формулы», «теоретические утонченности правоведов Запада».
В российском правоведении идея связанности национального права универсальным естественным правом не имела большой популярности. По этой причине предпочтение в преподавании отдавалось не естественному праву, а законоведению. Российская действительность диктовала свои принципы: в первую очередь были необходимы подготовленные кадры для государственной работы. Препятствием для развития общей теории правоведения было и отсутствие системности российского законодательства.
Потребность в выделении общетеоретической юридической науки в качестве самостоятельной учебной дисциплины и отрасли правоведения возникла на определенном этапе истории социального развития. Предпосылкой для возникновения стало то, что накопленный за столетия разнообразный правовой материал потребовал осмысления.
Начало XIX века сопровождалось проведением значимых государственных реформ, преобразованием центральных органов управления, возникновением глубокой системности в деле государственного управления, либерализацией политического режима в целом. В начале XIX века
Государственные преобразования в период правления Александра I особенно выявили потребность в возникновении крупных научных школ и качественном изменении подготовки юристов. Законотворчество стало деятельностью, которая требует от ее исполнителей не только совокупности определенных практических знаний, но и достаточного уровня специальной теоретической подготовки.
Введение общей теоретической правовой подготовки, перенос обучения юристов на теоретическую основу стали так же необходимыми, как и практические навыки.
Повышение общетеоретической подготовки было связано с необходимостью в высококлассных специалистах, которые способны успешно служить на государственной службе, на судейском и научном поприще.
Однако российская правовая наука продолжала испытывать недостаток в ученых-правоведах. Именно в это время в отечественной истории происходит существенное изменение направления и способов преподавания правовых наук в российских университетах.
lecu.ru
История и предпосылки возникновения теории государства и права
Теория государства и права в период своего становления (конец XVI в.) называлась «энциклопедией права», «энциклопедией законоведения». Она испытала на себе влияние идей Аристотеля, Платона, Сократа, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, А.Н. Радищева, К.А. Неволина, М.А. Бакунина, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и других мыслителей, определявших вектор ее развития.
В России данная наука стала преподаваться в Московском университете в XVIII в. Современное наименование она получила в конце XIX в. как результат осмысления учеными неразрывности государства и права. Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Каченовского, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, А.Н. Хвостова, И.В. Гессена, П.А. Сорокина и многих других.
Необходимость теоретического осмысления таких феноменов политической жизни, как государство и право, возникла издавна. Замена первобытных общественных образований политически организованной властью потребовала введения правовой регламентации социальных отношений, а также управленческих функций власти. Уяснение значения права как инструмента воздействия на общественные отношения и особенностей функционирования государства становится основной темой всего последующего развития политико-правовой мысли.
Возникновение различных теоретических концепций, выражающих понимание государства, права и их основных институтов, а также идей о соотношении права и государства, связывают еще с Античностью. Развитие воззрений на государство и право в эпоху раннеклассовых обществ базировалось главным образом на общих мировоззренческих принципах, религиозных верованиях, моральных представлениях. Формулирование и представление таких идей в разные периоды общественного развития было уделом представителей рабовладельческой аристократии, жрецов, высших иерархов церкви.
Позднее эстафета построения правовых концепций «лучшей» организации политической жизни перешла к средневековому бюргерству, идеологам буржуазии периода ранних антифеодальных революций и к последующим проводникам идей, направленных против авторитаризма и тоталитаризма. Их учения о праве и политической организации власти составляют историю теоретико-философской науки права (ее студенты юридических факультетов изучают в курсе истории правовых и политических учений), которая в свою очередь является частью юриспруденции вообще и источником знаний общетеоретической науки права в частности.
Если построение теоретических концепций организации власти в государстве и наилучшей ее правовой регламентации было уделом отдельных мыслителей и философских школ, то рождение политической науки и общетеоретической науки права связывается главным образом с деятельностью университетов — сначала в Европе (XIII — XIV вв.), затем и в России.
Развитие любой науки предопределяют соответствующие общественные потребности; в развитии гуманитарных наук эта зависимость еще более очевидна. То же — в правоведении. Начало систематического изучения юриспруденции в России связывается, прежде всего, с практической потребностью в грамотных управленцах, работниках государственных учреждений. Указом Петра I в 1720 г. было определено, что для получения необходимых юридических знаний для работы в государственных учреждениях дети дворян («из шляхетства») должны были пройти обучение в юстиц-коллегии или в школе, специально для этого учрежденной при канцелярии Правительствующего сената.
Обучение было практическим; о теоретической подготовке будущих юристов речь, конечно же, не шла. После прохождения курса практического усвоения основ делопроизводства и «практических премудростей» юриспруденции и получив «патент» — свидетельство об образовательной подготовке, специалисты приступали к отправлению государственных дел. Несмотря на суровые меры привлечения дворян к обучению, «коллегии-юнкеров» было немного, а постановка юридического обучения оставалась на уровне, необходимом для приобретения лишь элементарных правовых знаний будущими чиновниками.
Дело обучения юристов-управленцев не особенно продвинулось вперед и после Петра. При Екатерине II отмечалось, что «коллегии-юнкеры» не получали необходимых знаний по «пристойным им наукам» и Сенатская школа была закрыта. Позднее, при Павле I, институт юнкерства был возрожден при всех коллегиях, кроме военных. Правоведение или юриспруденция были главными из изучаемых в них предметов.
Профессиональную подготовку юристов продолжили российские университеты, и первый из них — Московский университет.
С началом изучения специальных наук на юридическом факультете на первых порах в Московском, затем и в других университетах правовая теория не была ни самостоятельной, ни единой отраслью знания. В университетах изучение теории права и государства как отдельной дисциплины не предполагалось. Отдельные общетеоретические проблемы права изучались в курсе «нравственных наук» вместе с логикой, психологией, политической экономией.
Известную сложность в становлении общетеоретической правовой науки в российских университетах составляло то, что для профессорской работы в университетах не было достаточно подготовленных кадров ученых-правоведов. Первые русские профессора, читающие курсы российского законодательства, были в большинстве своем из практических работников, а общетеоретические знания, преподаваемые иностранными профессорами, воспринимались не более как «отвлеченные формулы», «теоретические утонченности правоведов Запада».
Западная правовая мысль того времени основывалась более всего на принципах естественного права, а естественно-правовая доктрина с культивируемой ею идеей разума в силу значительной абстрактности не могла служить должной опорой для формирования общей правовой теории в России, фундаментом теоретической юриспруденции из-за практической направленности отечественного правоведения, специфических особенностей российской общественной практики.
Вообще, в российском правоведении идея связанности национального права универсальным естественным правом, господствовавшая в университетах западных государств и проводимая иностранными профессорами, не нашла достаточной поддержки, и в российских университетах укрепились позиции исторической школы права. Поэтому предпочтение в преподавании было отдано не естественному праву, как на Западе, а законоведению. И это понятно. Российская действительность диктовала свои условия: в первую очередь требовались подготовленные кадры для государственной работы. Препятствием для развития общей теории правоведения была и неупорядоченность российского законодательства.
Потребность в выделении общетеоретической юридической науки в качестве самостоятельной учебной дисциплины и отрасли правоведения возникла на определенном этапе социального и исторического развития, когда накопленный за столетия разнообразный правовой материал потребовал осмысления, когда в социальной психологии идеи права начали приобретать мировоззренческий смысл.
Начало XIX в. ознаменовано проведением крупных государственных реформ, преобразованием центральных органов управления, либерализацией политического режима в целом. В первые десятилетия XIX в. законодательное творчество как одна из государственных функций по значимости постепенно выдвигается на одно из первых мест. Государственные преобразования в царствование Александра I особенно выявили потребность в качественном изменении подготовки юристов. Осуществление законодательства стало деятельностью, требующей от ее исполнителей не только совокупности определенных знаний, но и достаточного уровня специальной теоретической подготовки. На качество знаний по праву экзаменовались чиновники по спец. Указу 1809 г.
Введение общей теоретической правовой подготовки, перенесение обучения юристов на глубокую теоретическую основу стало столь же необходимым, как и практическое изучение законодательства. Юридическая подготовка и получение соответствующего образования, хотя и были необходимы в первую очередь для чиновничества, требовали как освоения навыков юридической работы, так и теоретико-исторического познания политико-правового опыта.
Повышение общетеоретической подготовки диктовалось необходимостью в высококлассных специалистах, способных одинаково успешно служить и на государственной службе, и на судейском, и на научном поприще. Российская правовая наука, кстати, продолжала остро нуждаться в ученых-правоведах. Тогда и начинает коренным образом изменяться направление преподавания правовых наук в российских университетах. … читать далее …
newinspire.ru
4. История возникновения и развития науки теории государства и права.
Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедичностью, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.
В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов писал:
“Выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием”. Не ранее XVII века образуется особая философская наука о праве( Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 19.).
На философию права, как отмечает русский правовед Г. Ф. Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы(См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 15—16.).
Такая разобщенность существует и в наше время. Общая философия, математика, информатика, кибернетика, естествознание и другие науки, без которых немыслима современная практическая юриспруденция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества. Это положение в равной мере относится и к другим основополагающим общественным наукам: экономической теории, политологии, теории нравственности, логике, эстетике. Это предмет особого научного разговора, требующий объективного учета и анализа всех аспектов юриспруденции в различных отраслях научных знаний. Сближение общих и специальных знаний позволяет обеспечить в практическом смысле гармонию общественной жизни, построить справедливый порядок отношений между людьми, который будет освящен и надежно охраняем государством и правом. Нельзя же находиться в состоянии, которое образно изложил Шершеневич: “Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше”.
Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.
Философия права является методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции является “право”, которое составляет явление “общественной”, а затем “государственной” жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне “государства”, которое в свою очередь предполагает понятие об “обществе”( См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 20.).
Диалектическое мышление русских юристов во многом превосходит научные взгляды на философские основы государства и права, изложенные в трудах зарубежных авторов. Философия права Шеллинга и Гегеля, общетеоретические взгляды на государство и право Канта, Фихте, Маркса и Энгельса, безусловно, характеризуются фундаментальностью, однако и они претерпевают серьезные испытания временем.
5, 6. Методология теории государства и права (система подходов и методов научного познания государства и права).
Методология теории государства и права – это система подходов и методов научного познания государства и права, посредством которых происходит познание основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений.
studfiles.net
Исторические предпосылки возникновения государства. — МегаЛекции
Общая характеристика науки «Теория государства и права».
Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
Структура ТГП состоит из 2-х основных направлений: государствоведения и правоведения.
В государствоведении выделяют три направления: 1. юридическое государствоведение. 2. политологическое государствоведение – гос власть, ее место, как власть разделяется на ветви, гос по3. сравнительное государствоведение, целью которого является сопоставить государственные системы различных стран.
Правоведение – выделяют 4 направления: 1. юридическая догматика – понятие связи с правом, 2. философия права, механизм осуществления права, 3. социология права – механизм осуществления права, 4. сравнительное правоведение.
Методология теории государства и права.
Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.
Система методов:
1. Всеобщие методы — это философские
2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах.
3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук.
ТГП в сис-ме общ-ых наук
Многие общественные науки тесно связанны между собой, если у них есть общий объект исследования, в данном случае объект исследования — государство и право.
Теория государства и права и философии. Философия — наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру.
Философия исследует право и государство, чтобы, опираясь на данные и выводы науки, определить место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. На базе философии разрабатываются основные катего-рии юридических наук.
Теория государства и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.
Теория государства и права и социология. Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах.
Теория государства и права и политология. Политология изучает политику, политические процессы, политические партии, движения, системы. Политика тесно вплетена в жизнь права и государства.
Теория государства и права и социальная психология. психологии. Социальная психология призвана помочь науке о государстве и праве устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов.
Теория государства и права и история. История исследует различные типы цивилизаций. Но история не делает обобщающих выводов, не ищет закономерностей. Этим она и отличается от теории права и государства.
Мы видим, что государство и право изучаются отнюдь не одной наукой, а целым комплексом общественных наук
Теория государства и права в системе юридических наук
Теория государства и права (далее ТГП) является фундаментальной юридической наукой. ТГП — это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии гсударственно-правовых явлений.
Теория государства и права в системе юридических наук. Разделение юридических наук происходит на основе того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются.
Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук.
1. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки.
2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений.
3. Специальные отраслевые юридические науки: государственное (конституционное) право, административное право, трудовое право, гражданское право, экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и др.
4. Юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, организация самоуправления, право социального обеспечения, криминология и др.
5. Технико-прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других наук, в том числе математики, статистики, химии, медицины, психологии, кибернетики. Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология.
6. Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право.
Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права, более или менее ограниченные сферы их функционирования и их отдельные структурные части. Например, история государства и права изучает политическое устройство и право, государственные институты, и законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды.
Теория государства и права и идеология.
Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры.
Государственная власть, опирающаяся только на насилие и принуждение, непрочна и недолговечна, поскольку порождает в обществе растущее противодействие. Поэтому она объективно нуждается в идеологии, т.е. системе идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта. С помощью идеологии власть объясняет и оправдывает свои цели и задачи, методы и способы их достижения, выполнения.
Существуют два главных вида и множество разновидностей идеологий государственной власти. Первый вид – это религиозная идеология, Второй вид – светская идеология,
Исторические предпосылки возникновения государства.
Род — первичная ячейка организации первобытно-общинного строя, объединенная кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством соц. положения, единством интересов, и сплоченностью членов ряда. Власть в роде осуществлялась на общем собрании всех членов рода, в особо важных случаях собирался совет старейшин. семей. Появились скотоводы, земледельцы. Появились впервые рабы. Производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной (в т.ч. классовой) дифференциации, к имущественному расслоению людей на богатых и бедных, на неравноправные классы. Еще факторы — преобразование родовой общины в отдельные семьи, переход к территориальной организации населения, усиление воин и военной организации племен, влияние религии на объединение племен и на укрепление верховной царской государственной власти.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
ТОП 10: |
Этапы развития ТГП как юр. науки. Исторический аспект ТГП рассматривается неоднозначно. Так, по мнению одних авторов, история возникновения теории юр. науки начинается с древних времен (проф. Абдулаев, Пиголкин, Хропанюк и др.). Именно в этот период «людей интересовал вопрос, что такое право и что такое Г-во. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и в Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов. По утверждению других, «необходимость в освоении и изучении права как общественного явления, придание ему общепринятых форм, реально назрела в России 300 лет назад и напрямую связывается с реформаторской деятельностью Петра Великого» (проф. Оксамытный) . Третьи полагают, что «ТГП как обособленная совокупность знаний о наиболее общих закономерностях функционирования и развития государственно-правовых институтов начала складываться в XIX веке». При этом утверждается, что «ранее такой специальной науки не было» (проф. Лазарев) . Все эти мнения имеют право на существование, поскольку, с одной стороны, ученые, юристы, философы, мыслители уже достаточно давно ищут ответы на многие вопросы гос и правового устройства общества, а с другой, – если вести речь исключительно только о системе теоретико-юр. знаний о государстве и праве, то она действительно возникла в истории относительно недавно. История возникновения и развития отечественной ТГП имеет три периода формирования. Условно их можно обозначить как досоветский, советский и постсоветский. В первом периоде (до 1917–1920 гг.) формирование теоретического знания в XIX в. шло в двух основных направлениях. «Во-первых, общие вопросы понимания Г-ва и права, изучавшиеся сквозь призму философских, полит., этических, иных неюр. учений, со временем стали предметом специальной общей юр. науки – ТГП. Во-вторых, к формированию теоретического знания привело становление отраслевых юр. дисциплин, которое шло совместно с развитием общества, законодательства, юр. практики. В гражд, уголовном, гос. праве накопилось достаточно много общих проблем, и постепенно их научное исследование обособилось в рамках ТГП» (проф. Лазарев). Одним из первых изданий является работа Капустина – Теория права. Т. 1. – Общая догматика. – М., 1868. – 352 с. В последующие годы — работы Коркунова, Ренненкампфа, Трубецкого, Хвостова, Шершеневича (Общее учение о праве и государстве. 1910–1912), Петражицкого (ТГП в связи с теорией нравственности. 1909–1910), Тарановского (Учебник энциклопедии права. – 1917.). Одни авторы посвятили свои работы исключительно вопросам теории права , то другие рассматривали не только вопросы теории права, но и вопросы теории Г-ва. В начале второго периода, особенно в послереволюционное время, «не было полных курсов по ТГП в России». «Работы П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Н.В. Крыленко, М.А. Рейснера, Ф. Ксенофонтова, Р. Бабуна и других авторов давали марксистско-ленинскую интерпретацию отдельных сторон Г-ва и права, но цельного представления о них не содержали»2. В последующие годы вплоть до 1990-х гг. ТГП определялась как «основанная на марксизме-ленинизме система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях Г-ва и права, об их сущности, назначении и развитии в классовом обществе». Одним из первых был учебник Голунского и Строговича, изданного в 1940 г. Затем в 1948 г. — учебник А.И. Денисова. В 198 |
infopedia.su
|
|
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Исторические предпосылки возникновения права
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|
zinref.ru
§ 1. Причины и условия возникновения государства и права. Теория государства и права: конспект лекций
§ 1. Причины и условия возникновения государства и права
Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли (купцов).
Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.
И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели – половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.
Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была военная демократия, где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).
Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство – профеодальным.
Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru