Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной – Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества

Содержание

ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты |

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении  высшего  учебного  заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово  латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря  более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

Примеры.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

 

Институты по сферам общества.Что регулируютПримеры
Экономические институтыРегулируют производство и распределение товаров и услуг.Собственность, рынок, производство
Политические институтыРегулируют общественные отношения, используя властные полномочия.Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институтыРегулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование.Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институтыРегулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство.Церковь, школа, вуз, искусство

 

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты  —  в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

obschestvoznanie-ege.ru

Социальные институты исторически сложившиеся устойчивые формы организации

Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества Структура §Цели, направленные на удовлетворение какой-либо общественной потребности; §Функции; §система стандартных норм, правил и законов; §набор социальных статусов и ролей; §организация взаимодействия; §система санкций, §материальные средства и условия для его функционирования. Признаки • установки и образцы поведения; • символические культурные признаки; • утилитарные культурные черты; • устный и письменный кодексы; • идеология Функции • Удовлетворение общественных потребностей • Социализация • Закрепление и воспроизводство общественных отношений • Регулятивная • Интегративная • Транслирующая • Коммуникативная

Основные группы социальных институтов Социальные институты Экономические институты Политические институты Собственность Рынок Деньги и т. д. Государство Суд Армия Политические партии и т. д. во Духовные институты Институты в сфере семьи Семья Наука Брак Образование Материнство Церковь Отцовство и т. д.

Признаки главных социальных институтов Семья Государство Бизнес Образование Религия 1. Установки и образцы поведения Привязанность Послушание Лояльность Ответственность Субординация Уважение Производительн ость Экономичность Производство прибыли Любовь к знанию Поклонение посещаемость Почтительность 2. Символические культурные признаки Обручальное кольцо Брачный ритуал Флаг Печать Герб Национальный гимн Фабричная марка Патентный знак Школьная эмблема Школьные песни Крест Иконы Святыни 3. Утилитарные культурные черты Дом, квартира Мебель Общественные здания Общественные работы Бланки и формы Магазин Фабрика Оборудование Бланк и формы Классы Библиотеки Стадионы Церковные здания Церковный реквизит Литература

Признаки главных социальных институтов (продолжение) 4. Кодекс устный и письменный Семейные запреты и допущения Конституция Законы Контакты Лицензии Правила учащихся Вера Церковные запреты Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении Православие Баптизм Протестантизм 5. Идеология Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм Государственно е право Демократия Национализм Монополии Свободная торговля Право на труд

Социология семьи Семья как социальный институт Семья как малая социальная группа Изучаются: • Общественное сознание в сфере семейно-брачных отношений • Образцы семейного поведения • Ролевые отношения в семье • Эффективность реализации институтом семьи своих основных функций • Социальный механизм и изменения норм и ценностей • Условия формирования и этапы развития семьи • Динамика супружеских отношений • Динамика отношений между родителями и детьми • Распределение обязанностей в семье • Структура и функции семьи

Типология семьи Критерии Название Определение Консангвинальная Количество поколений Число родителей Число детей Семья из супругов-не родственников и их детей Родительская семья Прокреационная семья Вновь созданная взрослыми детьми семья Расширенная Принадлежность Конъюгальная Семья происхождения Степень родства Семья из кровных родственников, принадлежащих к разным поколениям Включает несколько поколений (прародители, дети) Нуклеарная Включает два поколения (родители и дети) Полная Имеет двух родителей Неполная Имеет только одного родителя Бездетная Однодетная Многодетная Нет детей Один ребенок Трое и более детей

Типология семьи (продолжение) Тип супружества Матриархальная Хозяйское господство женщины Социально-ролевое доминирование мужчины Материальная Социально-ролевое доминирование женщины Эквилитарная Равновесие социальных ролей мужчины и женщины Полиандрия Доминирование (главенство, лидерство) Экономическое господство мужчины Патернальная Господство Патриархальная Многомужество — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Полигиния Многоженство — это форма брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах Моногамия Единобрачие, парный брак

Типология брака Критерии Название Определение Партнер выбирается только из своей группы Оба супруга проживают у родителей мужа Матрилокальный Оба супруга проживают у родителей жены Неолокальный Оба супруга проживают врозь Оба супруга проживают вместе Моногамия Брак одного мужчины с одной женщиной Полигамия Брачный союз более чем двух партнеров Групповой брак Размер брачной группы Эндогамия Унилокальный Место жительства супругов Партнер выбирается только из чужой группы Патрилокальный Выбор партнеров Экзогамия Брачный союз нескольких мужчин с несколькими женщинами Парная семья Разновидность моногамии Полигиния Многоженство Полиандрия Многомужество

Исторические изменения института семьи Семья в прошлом Патриархальная и авторитарная Мало разводов Большая семья Постоянное местожительство Современная семья Закрепощенное сексуальное поведение женщины, строгие санкции за измену. Пуританская мораль для замужней женщины Индивидуалистическая и демократическая Много разводов Небольшая семья Частая смена места жительства, мобильность Женщина занята по дому и трудится вне дома Раскрепощенное сексуальное поведение женщины, мягкие санкции за измену. Либеральная сексуальная модель поведения Двойной стандарт поведения: свобода внебрачных связей для мужчины и запрещение их для женщины Постепенный отказ от двойного стандарта, более свободные сексуальные связи вне брака для мужчины и женщины Неформальное и плохо поставленное сексуальное воспитание в семье Отсутствие планирования деторождения Семья выполняет множество самых разных функций Формальное и хорошо налаженное половое воспитание вне семьи Планирование деторождения Женщина находится постоянно дома За семьей остались личностные и воспроизводственные функции

Социальный контроль особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, ценности, санкции, власть Социальная норма существующее в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации Санкции Социальные ценности Общепризнанные и наиболее значимые идеалы и цели людей в данном обществе не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Классификация социальных норм По субъектам Общечеловеческие Коллективные групповые По способу Опирающиеся на обеспечения убеждения Опирающиеся на принуждение По формообразованию Жестко фиксированные гибкие По сфере действия Политические Экономические Эстетические Религиозные и т. д. По Регулирующие: По функциям содержанию права и свободы личности; имущественные отношения; общение; деятельность учреждений; отношения между государствами и т. д. Нормы оценки Ориентирующие Карающие Поощряющие По значимости Общие Локальные Основополагающие и второстепенные По масштабу применения

Виды санкций Формальные Неформальные Позитивные Награды, стипендии, звания премии, Публичное титулы, одобрение, дружеская похвала, аплодисменты, улыбка Негативные Юридические и Замечание, административные насмешка, наказания, понижение нелестная кличка, в должности, фельетон, клевета отлучение от церкви, смертная казнь

Типология методов формального контроля Жесткие Мягкие Прямые ПЖ Политические репрессии, организованная преступность ПМ Конституция, Уголовный кодекс Косвенные КЖ Экономические санкции международного сообщества КМ Средства массовой информации

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам поведения Негативная девиация преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид Позитивная девиация социальное творчество, героизм, гениальность сверхмотивация

Типы отрицательного отклоняющегося поведения Деструктивное поведение причиняет вред самой личности и не соответствует общепринятым социальнонравственным нормам (мазохизм). Асоциальное поведение причиняет вред личности и социальным общностям и проявляется в алкоголизме, наркомании, бродяжничестве. Делинквентное (преступное) поведение Противоправное поведение, выражающееся в нарушении трудовой и воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях.

Основные подходы к сущности девиации Биологические концепции (теории физических типов) (Ч. Ломброзо, Э. Кретшмер, У. Шелдон) Определенные физические черты предопределяют совершаемые личностью различные отклонения от норм. Некоторые люди плохи от рождения, имеют специфическое строение тела, врожденные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможность сдерживать низменные потребности. Психологические концепции (З. Фрейд) В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Социологический подход (Э. Дюркгейм) Изучаются социальные и структурные факторы отклоняющегося поведения, например, аномия рассогласованность ценностей, нравственных норм и идеалов. Теория стигматизации (Г. П. Беккер) Стигматизация — это процесс выделения и «клеймения» человека на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения к нему общественных санкций, стереотипного набора социальных реакций.

Типы девиантного поведения по Р. Мертону (соотношение целей и средств их достижения) Конформизм соглашение индивида с общепринятыми в обществе целями и средствами их достижения, слепое следование человека за чужим мнением Инновация принятие индивидом целей, но предпочтение использовать для их достижения нестандартные средства ( «цель оправдывает средства). Ритуализм отказ от общепринятых целей, но использование при этом стандартных для общества средств. Ретритизм (эскапизм) Мятеж (бунт) полное неприятие общественных установок изменение социальных целей и средств в соответствии со своей волей и возведение их в ранг общественно значимых.

Типология девиации Р. Мертона Одобряемые обществом цели Социально одобряемые средства Ритуализм + + – + Ретреатизм (бегство от – – Мятеж – – Способ адаптации Конформизм Инновация действительности)

present5.com

Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей

Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей — это
(*ответ*) социальный институт
 рандомизация
 верификация
 социализация
Коллективные акции, ставящие своей целью фундаментальные изменения существующего строя, в частности, господствующих в обществе ценностей, — это движения
(*ответ*) радикальные
 экстремистские
 революционные
 реформаторские
Коллективные акции, цели которых ограничены модификацией существующих общественных основ при сохранении организационных структур, — это движения
(*ответ*) реформаторские
 экстремистские
 радикальные
 революционные
Коллективные действия, направленные на то, чтобы вызывать изменения в обществе или, напротив, воспрепятствовать им, — это
(*ответ*) социальные движения
 агрегирование
 артикуляция
 социальная мобильность
Любая совокупность высказываний объединенных тем или иным набором заданных характеристик — это
(*ответ*) дискурс
 подтекст
 контекст
 экскурс
М. Вебер выделял в формировании института партий этапов(а)
(*ответ*) три
 шесть
 пять
 четыре
М. Дюверже в работе «Политические партии» выделил партии, которые стали преемниками ранее существовавших организаций, и назвал их партиями
(*ответ*) «внешнего происхождения»
 массовыми
 внутреннего происхождения
 электоральными
Методика систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания информационного источника — это
(*ответ*) контент-анализ
 рандомизация
 интервьюирование
 пат-анализ
Начальный этап партогенеза уходит корнями в века
(*ответ*) XVII-XVIII
 XIV-XV
 XI-XII
 II-III
Обеспечивают возможность участия граждан в управлении делами государства и общества права
(*ответ*) политические
 негативные
 экономические
 гражданские
Образец постановки и решения научной задачи, характерный для какого-либо исторического этапа развития науки, — это
(*ответ*) парадигма
 архетип
 тренд
 бренд
Общение, передача информации между политическими субъектами, а также используемые при этом средства связи — это
(*ответ*) политическая коммуникация
 слухи
 обсуждение
 разговор
Общество, которому присущ атомизм, разъединенность между людьми, отсутствие культурных и политических корней, — это общество
(*ответ*) массовое
 закрытое
 постиндустриальное
 аграрное

Ответов: 1 | Категория вопроса: Юридические дисциплины

abiturient24.com

Социальный институт – Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей








Институт – это

  • Совокупность фундаментальных форм и структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества



Социальный институт –

  • Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей



Юридический институт –

  • Формализованная система отношений в обществе



Политический институт – это

  • инструмент реализации власти



Томас Гобсс (1588 – 1679)

  • Политический институт – только учреждение, на которое распространяются полномочия государственной власти, то есть легальные разрешенные государством структуры и организации.



Компоненты политического института:

  • Идеальная модель отношений людей по поводу власти;

  • Состояние организованной общности.



При изучении институтов используются подходы:

  • описательно-индуктивный;

  • формально-легальный;

  • историко-компаративистский.



Описательно-индуктивный метод:

  • В рамках подхода описываются и анализируются феномены, случившиеся в прошлом, но объясняющие современные политические феномены. Он делает основной акцент на объяснении и понимании, а не на формулировании закономерностей



Формально-легальный подход:

  • С одной стороны, подход предполагает исследование публичного права. С другой стороны, он занимается изучением официальных правительственных организаций.



Историко-компаративистский подход:

  • Сочетает в себе исторический взгляд на изучаемые феномены с методом их сравнительного исследования.



Список литературы

  • Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. М., 1991.

  • Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997.

  • Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии / Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997.

  • Норт Д. Институты, институциональные изменения и экономическое развитие. М., 1998. С. 17-26, 56-60, 67-75, 97-134.




hnu.docdat.com

1.9. Основные институты общества | 1. Человек и общество  |  Читать онлайн, без регистрации

1.9. Основные институты общества

Общество состоит из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность.

Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Социальные институты – своеобразные ценностно-нормативные комплексы, которые включают ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определённых ситуациях, а также органы и организации, которые обеспечивают их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны друг с другом общественными отношениями – связями, которые возникают между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи отмирают, некоторые – появляются. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальные институты – элементы общества, которые представляют стабильные формы регулирования и организации общественной жизни. Институты общества – государство, образование, семья и т. д. – упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в процессе развития общества.

Функции институтов:

• удовлетворение потребностей общества;

• регуляция социальных процессов, в ходе которых эти потребности обычно удовлетворяются.

Потребности, удовлетворяемые социальными институтами, крайне многообразны. Каждый институт может удовлетворять сразу несколько потребностей.

Процесс удовлетворения потребностей может регулироваться. К примеру, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Институционализация – процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального сосуществования, которое основано на чётких правилах, законах, образцах и ритуалах. Так, процесс институционализации науки – это превращение науки из деятельности одиночек в чёткую систему отношений, включающую в себя систему учёных степеней, званий, научных институтов, академий и т. д.

К числу основных социальных институтов относятся культура, наука, образование, религия, семья, государство, право.

Семья – важнейший социальный институт родства, который связывает индивидов совместным бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд основных функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т. д.

Государство – главный политический институт, который осуществляет управление обществом и обеспечивает его безопасность. Государство выполняет внутренние функции – хозяйственную (регулирование экономики), стабилизационную (поддержание стабильности в обществе), координационную (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и др. Кроме того, существуют и внешние функции: обороны (в случае войны), интеграции и сотрудничества (с целью защиты интересов страны на международной арене).

Право – социальный институт, или система общеобязательных норм и отношений, которые охраняются государством. Государство с помощью права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляет определённые отношения в качестве обязательных. Основные функции права: обеспечивает нормы поведения в обществе и охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом.

Культура – социальный институт культуры, который обеспечивает воспроизводство и развитие общества путём организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относятся адаптационная, профессиональная, гражданская, общекультурная, гуманистическая и т. д.

Наука – область человеческой деятельности, которая направлена на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ, а впоследствии синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.

Образование – процесс усвоения знаний, обучение, процесс, с помощью которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт культурное наследие – накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Все представленные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья не только институт, но и малая социальная группа.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству конкретных особо важных для общества социальных отношений, а кроме того устойчивости системы во всех основных сферах её жизнедеятельности – экономической, политической, духовной и социальной.

Суть социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества. В процессе своей деятельности социальные институты выполняют ряд функций:

• функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт закрепляет и стандартизирует поведение членов общества путём своих правил и норм поведения;

• регулятивная функция обеспечивает регулирование отношений между отдельными членами общества путём выработки схем поведения и регламентации их действий;

• интегративная функция заключается в процессе взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп;

• транслирующая функция отвечает за передачу социального опыта от одного поколения другому и приобщение к нормам, ценностям, ролям каждого конкретного общества.

Социальные институты можно назвать главными составляющими структуры общества, которые интегрируют и координируют всю массу индивидуальных действий людей. Структура социальных институтов и отношения между ними представляют каркас, служащий основой формирования общества со всеми вытекающими из этого последствиями. Насколько надёжны конструкция, фундамент, несущие составляющие общества, настолько велики его прочность, монолитность, стабильность, фундаментальность.

velib.com

понятие, состав, типология, функции и дисфункции

Социа́льный институ́т или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

  • выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
  • определенную (более или менее формализованную) организацию;
  • наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
  • наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института:

  • цель и сферу деятельности института;
  • функции, предусмотренные для достижения цели;
  • нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
  • средства и учреждения достижения цели и реализации функций.

Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве рода

1. Институт семьи и брака

2. Потребности в безопасности и социальном порядке

2. Политические институты

3. Потребности в добывании средств существования

3. Экономические институты

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

4. Институты образования

5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни

5. Институт религии


Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ:

  • Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.
  • Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
  • Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
  • Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.
  • Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
  • регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;
  • создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
  • обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
  • социализация индивидов;
  • воспроизводство членов общества;
  • социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности;
  • производство и распределение материальных благ;
  • функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

socupr.blogspot.com

Социальные институты

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Сущность, структура и виды социальных институтов

Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Другими словами, социальные институты представляют собой относительно устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности.

Термин «социальный институт»употребляется в самых разнообразных значениях. Онприменяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.

С внешней стороны (формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны – это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

Структура социального института :

1. Набор социальных позиций и ролей.

2. Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.

3. Группа лиц, профессионально занятых в данной области.

4. Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.

5. Материальные средства и ресурсы, обеспечивающие функционирование сферы.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, то есть контролируют, упорядочивают поведение индивидов. С другой стороны, социальные институты удовлетворяют те или иные потребности общества и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество.

В зависимости от типов потребностей общества выделяют различные типы социальных институтов.

1.Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения разного типа).

2.Политические, связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти (государство, политические партии, прокуратура).

3.Воспитательные и культурные, которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения (образование, наука, семья).

4.Социальные, которые организовывают добровольные объединения, регулируют взаимодействия общностей, межличностные отношения (общественное мнение, моральные нормы).

5.Религиозные.

2. Функции и дисфункции социальных институтов. Процесс институционализации

Основные функции социального института как такового:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области.

2. Функция интеграции и сплочения общества.

3. Функция регулирования и социального контроля.

4. Коммуникативная функция или включение людей в деятельность.

Для каждого конкретного института можно выделить явные функции, латентные функции и дисфункции.

Явные функции социального института – те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. (Так, явная функция социального института семьи – воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни).

Латентные (скрытые) функции социального института – положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе жизнедеятельности социального института, не обусловлены целью данного института. (Так, латентная функция института семьи – социально-статусная, или передача определенного социального статуса от одного поколения другому в рамках семьи).

Дисфункции социального института – явления несоответствия деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.

Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, организационных недостатках и т.д. С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института.

Институционализация представляет собой процесс придания различным типам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей.

Процесс институционализации включает в себя несколько моментов:

1). Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий.

2). Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения.

3). Интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

В качестве признака институционализации социальной области можно рассматривать появление новой социальной общности, занятой специализированной деятельностью, появление социальных норм (в том числе юридически закрепленных), регулирующих эту деятельность, учреждений и организаций, обеспечивающих защиту определенных интересов. Так, образование становится социальным институтом, когда появляется особая социальная общность, занятая профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию, получают развитие массовая школа, специальные нормы, регулирующие процесс передачи социального опыта.

В современных условиях в нашем обществе институционализация новых форм хозяйственной деятельности связана с появлением норм, законов, благоприятствующих их развитию, специальных учреждений, организаций, занятых подготовкой, оформлением новых форм, например, путем приватизации, защищающих интересы частных собственников.

3. Брак как социальный институт

Брак – исторически сложившаяся, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.

До возникновения института брака в обществе существовал промискуитет – состояние общества, характеризующееся отсутствием каких-либо запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, при котором любой мужчина данного общества мог выступать сексуальным партнером любой женщины данного общества.

Формы брака:

1. Групповой брак – несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

2. Полигамия – один индивид одного пола вступает в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия бывает двух видов:

а) многомужество;

б) многоженство.

3. Моногамия (или парный брак).

По предпочитаемому партнеру выделяют браки:

1. Экзогамия – брачный партнер выбирается за пределами данного рода, группы, клана.

2. Эндогамия – брачный партнер выбирается только в рамках данного рода, группы, клана.

Институт брака является одним из древнейших социальных институтов. В ходе исторического развития претерпевает серьезные изменения. В рабовладельческом обществе государством признавался лишь брак свободных граждан, супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на брак. Распространение трудовой деятельности женщин, снижение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к кризису классического брака (что проявляется в росте числа разводов), с другой – к развитию новых форм брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.

4. Семья как малая группа и социальный институт. Проблемы развития семьи в современном обществе

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Признаки семьи:

1. Брачные, кровнородственные связи или связи усыновления.

2. Совместное проживание.

3. Общий семейный бюджет.

Как малая группа семья изучается на микроуровне, особое внимание обращается на анализ межличностного взаимодействия в семье, организацию семейной жизни, групповое поведение.

Как социальный институт семьяизучается на макроуровне, анализируются ее социальные функции, взаимовлияние семьи и экономики, политики, религии, культуры и т.д.

По типу семейной структуры семьи бывают:

1. Нуклеарные (простые) – состоят из супругов и зависимых от них детей.

2. Расширенные – состоят из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.

3. Неполные – отсутствует один из супругов.

По типу властной структуры семьи бывают:

1. Патриархальные.

2. Матриархальные.

3. Эгалитарные (равноправные).

По количеству детей семьи бывают:

1. Бездетные.

mirznanii.com