Источники права какие бывают – ИСТОЧНИКИ ПРАВА это что такое ИСТОЧНИКИ ПРАВА: определение — Право.НЭС

Какие бывают виды источников права?

Источники права – это формы, при помощи которых в юрисдикции воля государства возводится в ранг общеобязательных норм. Выполнение таковых гражданами обеспечивается государством на законодательном уровне. В настоящее время наиболее известными являются такие виды источников права, как:

— правовой обычай;

— судебный юридический прецедент;

— правовой акт;

— нормативный договор;

— правовая доктрина.

Прежде всего, стоит отметить, что законодательство в РФ – это и есть форма выражения права (или его источник), и именно оно играет важнейшую роль в общественной жизни. Законодательство включает в себя различные виды источников права, представленные выше. Все те или иные формы выражения правовых основ берут свое начало в основном законе государства. Согласно нему и формируются все остальные нормы права. Конституция несет наивысшую силу юридическую в сравнении с другими актами.

Далее рассмотрим подробнее все виды источников права:

Правовой обычай – наиболее древняя, первая сложившаяся форма права. Он собой представляет неписаные правила поведения, которые сложились с течением времени вследствие их многократного применения. Государством правовой обычай признается как общеобязательное правило. Любой обычай формируется и обретает силу постепенно, но так как общество считается динамично развивающейся системой, на смену устаревшим приходят новые, более приспособленные к современности.

Нормативный правовой акт, как, впрочем, и другие различные виды источников права (кроме обычая) имеет письменную форму и согласуется с Конституцией. Любой акт может влиять на общественные отношения, действует на территории всей страны, имеет юридическую силу, является частью правовой системы.

Судебный юридический прецедент. Суть его в том, что решение судебных органов по какому-либо делу становится эталоном (образцом) разрешения аналогичных ему дел. Так же, как и обычай, считается древнейшим источником права. Для прецедента характерна множественность, казуистичность, гибкость, противоречивость. Существует несколько условий, по которым прецедент функционирует как источник права в полной мере: признание государственным аппаратом, действующая иерархия судебной власти, нормативность и т.д.

Договор с нормативным содержанием – еще один источник права. Отличие в нем от других подобных документов в том, что в нем содержатся правила общего характера, которые обязательны для исполнения некоторым кругом лиц. Для реализации договора необходимы такие факторы, как согласие всех сторон; познание воли сторонами; возможность ее содержания данными сторонами. Классификация правовых договоров России: административные, конституционные, трудовые.

Виды источников гражданского права

К ним можно отнести все формы, выражающие гражданско-правовые нормы. Их виды: Конституция, а также гражданское законодательство и иные принятые ФЗ; различные нормативные акты, в которых рассматриваются нормы гражданских правоотношений; ведомственные акты; обычаи деловых оборотов; международные договора, и т.д.

Виды источников административного права

Внешние формы, выражающие административные нормы и правила, обладающие юридической силой. К ним можно отнести Конституцию РФ; принципы международных прав; законы, регулирующие вопросы по государственному управлению, деятельности исполнительной власти и пр.; правовые акты администраций Федерации; акты органов регионального управления; публичные договора и т.д.

Стоит отметить, что Конституция является источником всех без исключения отраслей права. Иные же виды источников имеют влияние только в определенных правовых отраслях.

fb.ru

Источник права — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник».

форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской, существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В

ru.wikipedia.org

Источники права

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

1. Понятие источника права. Виды источников права

Источники права — это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

1. Правовой обычай — это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Судебный прецедент — это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

4. Религиозные тексты — это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран — собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты — это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

6. Общие принципы права — это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст.6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

7. Нормативный правовой акт как источник права — это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются:

конституция — основной закон государства;

конституционные законы;

обыкновенные законы;

подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

2. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:

организацию государственной власти;

закрепляет основы конституционного строя;

основные права и обязанности граждан;

федеративное устройство;

систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования;

основы правосудия;

избирательную систему.

Конституция — государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы) — это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно конституцией. Они являются своеобразным «продолжением» Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Они, в свою очередь делятся, на кодификационные и текущие.

Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.

Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них — это Основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.

Чаще всего используемый вид кодификационного закона — это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам Российской Федерации.

mirznanii.com

17. Источники (формы) права: понятие, виды.

В
строгом значении различают понятия
«форма права» и «источник права»
.

Под
источником
права

(в широком значении) понимаются истоки
формирования и развития права, систему
факторов, предопределяющих его содержание
и формы выражения. Другими словами, это
то, откуда право черпает своё начало,
свою силу. Источники права обусловливают
его существование и содержание. В таком
понимании к источникам права относят
социальную необходимость, требующую
нормативного урегулирования, т.е. реально
складывающиеся общественные отношения
с учётом социально-экономических условий
жизни общества. К ним относят также
волю народа и волю государства, культурные
и исторические традиции народа, зарубежный
и собственный правовой опыт.

Понятие
формы
права

отражает внешнюю сторону организации
и выражения содержания. То есть
рассматриваются во взаимосвязи понятия
«содержание» и «форма». В таком понимании
формой права будут выступать, например,
официальные письменные документы,
содержащие нормы права (законы, подзаконные
нормативные правовые акты).

Если
же понятие «источник права» рассматривать
в узком (формально-юридическом) значении
как то, откуда мы можем узнать о
существующих нормах права, то понятия
«источник права» и «форма права» можно
использовать как равнозначные.

Источники
(формы) права – это способы закрепления
и выражения норм права.

Каждый
источник (форма) права имеют свои
особенности, свои достоинства и
недостатки. Рассмотрим основные виды
источников (форм) права. Их называют
основными, так как именно они зачастую
используются в государствах в различном
сочетании. Также то, что они являются
источниками (формами) права в науке
считается общепризнанным.

Основные
виды
:

1.
НПА (нормативный правовой акт)


изданный в особом порядке офици­альный
акт-документ компетентного правотворческого
органа, содержащий нормы права.

Достоинства:

  • НПА
    может быть издан оперативно, в любой
    своей части изменён, что позволяет
    относительно быстро реагировать на
    социальные процессы.

  • НПА,
    как прави­ло, определенным образом
    систематизированы, что позволяет легко
    осуществлять поиск нужного документа
    для применения или реализации.

  • НПА
    позволяют точно фиксировать содержание
    правовых норм, что помогает проводить
    единую политику, не допускать
    произ­вольного толкования и применения
    норм.

  • фиксирует
    наиболее устоявшиеся нормы поведения
    в рамках определённого вида общественных
    отношений.

  • исходит
    от строго определённых субъектов, круг
    которых достаточно широк (НПА могут
    быть приняты законодательными и
    исполнительными органами государственной
    власти, органами местного самоуправления).

Недостатки:

  • абстрактность
    формы не позволяет порой учитывать
    многообразия жизненных реалий и перед
    правоприменителем возникает проблема
    отсутствия конкретной правовой нормы
    для разрешения спорной ситуации. Не
    устраняет неопределенности и
    использова­ние правовой аналогии.
    Суд же не может отказать в правосудии
    из-за неполноты НПА.

  • определённые
    проблемы возникают и при противоречивости
    законодательства. Требуется создание
    специальных правил разрешения коллизий,
    которые не всегда являются эффективными.

  • если
    НПА связывает наступление определённых
    правовых последствий с прямым указанием
    на их условия в нормах права, а такие
    нормы отсутствуют в силу того, что НПА
    ещё не принят, не разработана процедура
    реализации норм, то возникают проблемы
    в области реализации.

  • в
    тексте могут использоваться оценочные
    понятия, не раскрывая их содержа­ния.

2.
Судебный или административный прецедент


судебное решение, принятое по конкретному
юридическому делу, применяемое в качестве
образца
для разрешения всех других анало­гичных
дел. Применяется в странах с англосаксонской
правовой системой (Великобритания, США,
Индия, Канада, Австралия, Новая Зеландия
…). Конкретное судебное решение как
индивидуальный акт приобретает
нормативный характер именно в силу
того, что начинает использоваться как
образец для других аналогичных случаев.

Достоинства:

  • быстро
    реагирует на изменение общественных
    отношений. При возникновении новых
    жизненных ситуаций, споров вопрос
    передаётся на судебное рассмотрение.
    То есть при возникновении ситуации
    впервые в рамках общества, она получает
    регулирования уже притом, что такие
    отношения ещё могут быть социально не
    так распространены, как это требуется
    для разработки и принятия НПА.

  • позволяет
    учесть нюансы общественных отношений.
    Прецеденты могут отражать такие
    особенности отношений, которые трудно
    закрепить в НПА, так как отношения
    изменяются достаточно быстро и
    стопроцентно предугадать их развитие
    объективно невозможно.

  • имеет
    силу закона. В странах англосаксонской
    правовой семьи формируется прецедентное
    право, особое значение имеют процессуальные
    нормы.

  • достаточно
    быстрый порядок создания (путём
    рассмотрения дела в суде)

Недостатки:

  • определённая
    громоздкость. Так как прецедентов, то
    есть решений по отдельным вопросам
    жизнедеятельности достаточно много,
    то возникают определённые трудности,
    связанные с необходимостью знать
    прецеденты в определённой сфере.

  • устанавливается
    определённым кругом субъектов – судами,
    но не всеми, а только высшими.

  • плохо
    сочетается с требованием единообразного
    применения норм права. Он во многом
    субъективен, зависит от волеусмотрения
    судьи, его представлений о справедливости.

  • сложно
    изменить, так как уже принятое решение
    (прецедент) уже вступило в силу и
    исполнено в конкретном
    случае, а при изменении социально-экономической
    обстановки, когда данные общественные
    отношения уже оцениваются в обществе
    по-другому, необходимо изменить,
    «пересоздать» прецедент.

В
разных странах судебный прецедент
применяется по-разному. В российской
правовой системе судебный прецедент
официальным источником права не признан,
хотя на вопрос о признании его таковым
существуют определённые взгляды.

3.
Правовой обычай


фактически сложившееся в течение
длительного времени правило, регу­лирующее
поведение людей, санкционированное
государством. Это наиболее древний
источник права. В письменной форме нигде
официально содержание обычая не
зафиксировано. Имеет подзаконный
характер. Государственное санкционирование
обычая производится путём указания в
нормативном правовом акте (отсылка к
обычаю) на возможность, допустимость
использования обычая либо правовой
обычай используется в качестве нормативной
основы судебного решения. В РФ ссылка
на применение международного обычая
имеется в Консульском уставе, Кодексе
торгового мореплавания. Гражданский
кодекс говорит об обычаях делового
оборота.

Не
любой обычай является правовым. Например,
наряжать ёлку на Новый год, отмечать
заключение брака в ресторане и др.
правовыми обычаями не являются. Правовые
обычаи являются общеобязательными,
влекут за собой юридические последствия,
в случае их нарушения можно обратиться
в суд.

Достоинства:

  • самая
    демократичная форма права, поскольку
    вырабатывается людьми в процессе их
    жизнедеятельности

  • позволяет
    учесть нюансы отношений в той или иной
    сфере жизнедеятельности, а так же на
    местном уровне (которые невозможно
    урегулировать НПА)

  • отражает
    реальные потребности людей, в наибольшей
    степени отвечает их интересам

Недостатки:

  • уходит
    много времени на то, чтобы он укоренился
    или отмер.

  • наименее
    формализован, появляется возможность
    двоякого толкования.

  • участники
    отношений не имеют возможности узнать
    содержание обычая из официальных
    документов.

  • имеет
    локальный характер применения.

4.
Нормативный договор


соглашение двух или более сторон,
определяющее пра­ва, обязанности,
ответственность участников общественных
отношений, распространяющееся на
неопределённый круг лиц. Это основной
источник международного права. Он имеет
место в конституционном праве (Федеративный
договор, договоры и соглашения между
РФ и субъектами), трудовом праве
(коллективный договор). Отличается от
договора как индивидуального юридического
акта (договора купли-продажи и т.п.),
который устанавливает не юридические
правила, а конкретные юридические права
и обязанности конкретных субъектов.
Поэтому необходимо анализировать, какие
именно вопросы и в отношении кого
регулирует договор. Если договор
распространяется только на индивидуально
определённых субъектов, имеет
«одноразовый» характер, то такой договор
нормативным не является.

Достоинства:

  • имеет
    собственный порядок принятия, введения
    в действие; как правило, более быстрый,
    чем принятие закона

  • быстро
    реагирует на изменяющиеся общественные
    отношения.

  • позволяет
    учесть нюансы общественных отношений.

Недостатки:

  • подзаконный
    характер, то есть не может противоречить
    НПА (кроме международных договоров).

  • локальный
    характер действия (по территории или
    сфере действия, исключая международные
    договоры)

  • ограниченная
    сфера применения.

Некоторые
учёные выделяют также следующие источники
права
:

1.
судебная и арбитражная практика. Под
ней понимается единообразное решение
судами одной и той же категории дел. Она
имеет огромное значение для выработки
единообразного понимания и применения
законодательства судебными органами.
Однако в качестве самостоятельного
источника встречается редко (например,
во Франции).

2.
Юридическая доктрина –
разработанные и обоснованные
учёными-юристами по­ложения, конструкции,
идеи, принципы и суждения о праве, которые
в тех или иных правовых системах имеют
обязательную юридическую силу. В целом
это комплексное суждение по правовым
вопросам. Сегодня правовая доктрина
сохраняет своё значение и в англо-саксонском
праве. Он имеет распространение и в
государствах мусульманского мира.

3.
Принципы права – при использовании
аналогии
права (отраслевые и общие).

4.
Священные книги (религиозные тексты) –
это сакральные (священные) тексты, в
которых сформулированы религиозные
правовые нормы, исходящие от Бога и
признанные государством и обществом в
качестве общеобязательных. (Ватикан,
мусульманские государства)

5.
Правосознание как совокупность идей,
чувств, представлений о праве.

studfiles.net

Тема 3. Источники права

5

Тема : «ИСТОЧНИКИ
ПРАВА»

  1. Понятие и виды
    источников права.

  2. Понятие и виды
    нормативно-правовых актов.

  1. Понятие и виды
    источников права.

Право как модель
социальной организации для того, чтобы
стать регулятором общественных отношений,
должно получить внешнее выражение. В
правовой науке формы, с помощью которых
государственная воля становится правовой
нормой, обозначаются источниками права.

Форма права
показывает как организовано и выражено
во вне содержание права. А понятие
«источник права» охватывает истоки
форматирования права, систему факторов,
предопределяющих его содержание и формы
выражения (Лучин В.О., Мазуров А.В.)
Совпадение формы и источника права
имеет место тогда, когда речь идет о так
называемых вторичных, формально-юридических
источниках права. В них форма указывает
на то, как, каким образом организовано
и выражено во вне юридическое (нормативное)
содержание, а источник на то, каковы те
юридические истоки, факторы, предопределяющие
рассматриваемую форму права и ее
содержание. Типичный пример – закон
или иной нормативно-правовой акт.

Известны следующие
виды источников права:

-1- Правовой
обычай

это правило поведения, сложившееся
вследствие его фактического применения
в течение длительного времени и
признаваемое государством в качестве
общеобязательного правила.

Обычай был основным
источником права на ранних этапах
развития рабовладельческого и феодального
строя. Известны были такие перешедшие
из родового строя обычаи, как талион –
причинение виновному такого же вреда,
который им нанесен; вира – штраф за
убийство. Русская Правда, например,
представляет собой акт систематизации
наиболее важных правовых обычаев.

По мере развития
централизации и укрепления государственной
власти сфера применения обычая сужается.
Он либо совсем вытесняется, либо
включается в национальные правовые
системы. Обычай, включенный в нормативный
акт, становится частью законодательства
и перестает быть источников права.

В современных
условиях роль обычая невелика. Как
источник права он сохраняет значимость
в той мере, в какой полезен для применения
закона или в тех случаях, когда сам закон
отсылает к обычаю.

-2- Судебный
(юридический) прецедент

– письменное или устное решение судебного
или административного органа, ставшее
нормой, эталоном, образцом (правилом
поведения) при рассмотрении аналогичных
дел в будущем. Данное первичное решение
становится обязательным для всех, т.е.
получает государственную поддержку.
Характерной особенностью прецедента
является то, что все последующие решения
могут вносить отдельные изменения в
ранее сформировавшийся прецедент,
которые в свою очередь также становятся
нормой права. Например, Верховный Суд
США и верховные суды штатов не обязаны
следовать собственным решениям и могут
изменять свою практику. Штаты независимы,
и правило прецедента относится к
компетенции штатов лишь в пределах
судебной системы конкретного штата.

Судебный прецедент
– один из источников права в Англии,
США, Канаде, Австралии, т.е. там, где
воспринята система общего права. В этих
странах публикуются судебные отчеты,
из которых можно получить информацию
о прецедентах.

Признание прецедента
источником права дает возможность суду
выполнять правотворческие функции как
в случае отсутствия необходимого закона,
так и при его наличии.

-3-
Нормативный договор

представляет собой содержащее правовые
нормы соглашение между различными
субъектами права. Договоры не только
устанавливают права и обязанности
сторон, но могут быть направлены на
установление норм права, которым
обязуются на будущее время подчиняться
субъекты.

-4-
Общие принципы права

– отправные, исходные начала правовой
системы. При отсутствии законодательной
нормы происходит отсылка на принципы
справедливости, доброй совести, социальной
направленности права.

Общие принципы
права – это положения (правила)
объективного права, которые могут
выражаться. А могут и не выражаться в
текстах, но обязательно применяются в
судебной практике и обладают достаточно
общим характером

Им уделяется
повышенное внимание во Франции, где они
нашли законодательное закрепление как
в Декларации прав человека и гражданина
1789 г., так и в последующих конституционных
актах. Речь идет о таких принципах, как
принципы «приверженности правам
человека», «национального суверенитета»,
принцип выражения в законе общей воли,
принцип признания «воспрещенным»лишь
тех деяний, которые «вредны для общества»,
принцип свободы действий («возможность
делать все, что не приносит вреда
другому»), принцип установления в законе
«лишь тех наказаний, которые строго и
бесспорно необходимы», принцип «отчетности
каждого должностного лица по вверенной
ему части управления» перед обществом
и др.

В Конституции
Испании закрепляются и гарантируются
такие принципы как законность,
иерархичность нормативных актов, принцип
«отсутствия обратной силы у норм,
содержащих санкции, не способствующие
осуществлению личных прав или
ограничивающие их» и др.

-5-
Идеи и доктрины

– мнения ведущих ученых-юристов. В
англоязычных странах судьи нередко
обосновывают свои решения ссылками на
труды английских ученых. Мусульманское
право основано на принципе авторитета,
в связи с чем, заключения древних юристов,
знатоков ислама, имеют официальное
юридическое значение.

Используются в
Греции, Франции, Швеции.

Доктрина
– это учение, научная теория, руководящий
теоретический или политический принцип.
Правовая доктрина оказывает определенное
влияние на правотворческий,
правоприменительный и правоохранительный
процессы. В Англии в научной литературе
справедливо указывается, что труды
выдающихся юристов признаются в качестве
источника права уже в силу того, что они
содержат «необходимые обобщения, анализ
как писаных, так и неписаных норм
английской конституции».

В Англии, Канаде
и Австралии функционируют доктрины
верховенства парламента, в США –
многочисленные судебные доктрины типа
доктрины «политического вопроса»,
запрещающей федеральным судам принимать
к своему рассмотрению дела политического
свойства, поскольку все такие дела
содержат в себе «политический конфликт»,
который должен решаться не в судебном
порядке, а с помощью политических
средств. К другим доктринам относятся
судебные доктрины «государственных
действий», «явной и вредной опасности»,
«вредной направленности». Для всех без
исключения стран общего права весьма
характерна доктрина обязательности
соблюдения (следования) прецеденту.

-6- Религиозные
воззрения
.
Они выражены в виде догм, уточняющих
во что должен верить мусульманин, и
предписывающие верующим, что они должны
и чего не должны делать. Шариат – «путь
следования» — составляет то, что называют
мусульманским правом, который указывает
как нужно вести себя в соответствии с
религией.

В основе мусульманского
права лежат 4 источника:

— священная книга
Коран, состоящая из высказываний Аллаха,
обращенных к последнему из его пророков
и посланцев Магомету;

— Сунна – сборник
традиционных правил, содержащий
высказывания Магомета, воспроизведенные
рядом посредников;

— Иджма – конкретизация
положений Корана в изложении крупных
ученых,

— Кияс – рассуждения
по аналогии о тех явлениях, которые не
охватываются предыдущим толкованием
трех первых источников.

-7- Нормативный
акт.
Это акт
правотворчества, исходящий от компетентного
органа и содержащий нормы права. Он
рассчитан на регулирование неограниченного
числа случаев и действует непрерывно.
Нормативный акт имеет преимущества
перед другими источниками права: 1)
государственные органы имеют большие
координационные возможности для
выявления общего интереса; 2) в силу
определенных правил изложения нормативный
акт является лучшим способом оформления
устоявшихся норм; 3) на него легко
ссылаться при разрешении дела, вносить
необходимые коррективы, осуществлять
контроль за его исполнением.

Нормативный акт
является наиболее распространенным и
первостепенным источником права.

  1. Понятие и виды
    нормативно-правовых актов.

В любом государстве
нормативные акты делятся на законы и
подзаконные акты.

Закон
– это нормативно-правовой акт, обладающий
высшей юридической силой, принятый в
строго определенном порядке, устанавливающий
основные нормы всех отраслей права и
регулирующий наиболее важные общественные
отношения.

Закон регулирует
только те общественные отношения,
которые характеризуются устойчивостью,
типичностью, значимостью, необходимостью
законодательно отразить суверенные
желания народа.

Закон занимает
особое место в системе нормативно-правовых
актов в силу обладания высшей юридической
силой, что является отражением его
верховенства в этой системе. Все остальные
акты должны исходить из закона и не
могут ему противоречить, в случае
коллизии они считаются не имеющими
юридической силы.

Изменить или
отменить закон вправе только орган, его
принявший, в строго определенном порядке.
Так акт референдума может быть изменен
или отменен только в результате
референдума.

Таким образом,
главными качествами закона являются
его первичность. Особый порядок принятия,
высшая юридическая сила. В связи с этим
законы должны быть совершенными по
содержанию и форме, должны реализовываться
всеми и повсеместно, регулировать
наиболее важные общественные отношения.

Закон как ведущий
нормативно-правовой акт в системе
источников права характеризуется
следующими формально-юридическими
признаками
:

    1. нормативность и
      общеобязательность

    2. особый порядок
      принятия, изменения и отмены

    3. непосредственное
      выражение государственной воли

    4. опосредование
      наиболее важных общественных отношений

    5. первичный характер
      содержащихся в законе норм

    6. преследование
      стратегических целей, интересов и
      задач

    7. обладание высшей
      юридической силой по отношению ко всем
      иным источникам права.

Классификация
законов

может проводиться по различным основаниям:

— по из юридической
силе (конституции, ФКЗ, ФЗ)

— по субъектам
законотворчества (принятые на референдуме
или органом соответствующей государственной
власти)

— по сфере действия
(федеральные и субъектов федерации)

— по отраслевой
принадлежности (содержащие нормы
конституционного, административного,
трудового, семейного и т.п. права)

— по внешней форме
выражения (конституции, кодекс, устав,
закон и т.п.)

— по сроку действия
(постоянные и относительно ограниченные)

— по кругу лиц
(граждане, иностранные граждане, лица
без гражданства)

— по времени
вступления в силу (немедленно; со дня,
указанного в самом законе; по истечении
определенного срока в порядке общей
процедуры правотворчества).

Подзаконные
нормативно-правовые акты

Они издаются на
основе и для реализации законов. Их
основные признаки:

  1. издаются в пределах
    полномочий компетентного органа,

  2. издаются только
    в определенной форме (например, Президент
    РФ издает только нормативные указы,
    другого вида нормативных документов
    он издавать не вправе),

  3. их цель – детализация
    положений закона (например, Налоговый
    кодекс РФ устанавливает общие правила
    налогообложения, а инструкции Министерства
    по налогам и сборам – детализируют эти
    правила по конкретному виду налогов).

studfiles.net

понятие, виды и краткая характеристика.

Количество просмотров публикации Источники права: понятие, виды и краткая характеристика. — 10583

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Виды источников права˸ нормативной правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные тексты, правовые доктрины, общие принципы права.

Нормативной правовой акт – это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти отдельных её субъектов, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Судебный прецедент – это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. Ныне такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, ʼʼобщее правоʼʼ Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при ᴇᴦο наличии.

Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу ᴇᴦο повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и инои̌ юридической практике. Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда).

referatwork.ru

Источник права — это… Что такое Источник права?

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Виды источников права

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

Исследователи

В России проблемы источников права специально исследовали Марченко Михаил Николаевич (с общетеоретических позиций), Колесников Евгений Викторович (с конституционно-правовых позиций), Пряхина Татьяна Михайловна (с конституционно-правовых позиций) и др.

Примечания

Литература

  • Марченко М. Н. Источники права: учеб. пособ. — М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006. — 760 с. — ISBN 5-98032-926-9
  • Верещагин А. Н. Судебное правотворчество в России: сравнительно-правовые аспекты. — М.: Международные отношения, 2004. — 344 с. — ISBN 5713312143

См. также

Ссылки

dic.academic.ru