Исполнительная власть в российской федерации представлена – 25.Исполнительная власть, ее признаки. Система исполнительных органов в России.
Исполнительная власть в РФ
Исполнительная власть в РФ. Структура Правительства РФ, порядок назначения, полномочия
Исполнительная власть — это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов — органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность — правительство, президент.
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ состоит из:
— Председателя Правительства РФ
— заместителей Председателя Правительства РФ
— федеральных министров
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.
Структура Правительства
Председатель правительства
Первый заместитель Председателя правительства
Первый заместитель Председателя правительства
Заместитель Председателя правительства
Министр финансов Российской Федерации — Заместитель Председателя правительства
Руководитель Аппарата правительства — Заместитель Председателя правительства
Федеральные министры:
министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
министр сельского хозяйства Российской Федерации
министр иностранных дел Российской Федерации
министр транспорта Российской Федерации
министр экономического развития и торговли Российской Федерации
министр внутренних дел Российской Федерации
первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации — министр Российской Федерации
министр информационных технологий и связи Российской Федерации
министр обороны Российской Федерации
министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
министр природных ресурсов Российской Федерации
министр юстиции Российской Федерации
министр образования и науки Российской Федерации
министр промышленности и энергетики Российской Федерации
министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Координационные и совещательные органы Правительства:
Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу
Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам
Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию
Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации
Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации
Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции
Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития
Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации
Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности
Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации
Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание
Правительственная комиссия по проведению административной реформы
Иные органы при Правительстве:
Академия народного хозяйства
Институт законодательства и сравнительного-правоведения
Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)
полномочные представители правительства при различных органах
Экспертный совет при Правительстве России
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Полномочия Правительства РФ:
Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.
— разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет
— обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой
— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
— обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
— управляет федеральной собственностью
— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ
— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан
— организует охрану собственности и общественного порядка
— в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами
— издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение
— имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)
— в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Порядок назначения
Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.
В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы – «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре4.
В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.
studfiles.net
Исполнительная власть в Российской Федерации
Поиск ЛекцийИсполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.
Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.
Процедура формирования Правительства начинается с того, что
— Президент РФ выбирает по своему усмотрению Кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой.
— Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава.
!!! После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
— После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства,
— Председатель Правительства в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров.
— Президент производит соответствующие назначения.
Компетенции Правительства РФ
Наименование компетенции | Основное содержание |
Общая компетенция | Полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства РФ, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др. |
Специальная компетенция | Полномочия, определяющие деятельность Правительства РФ в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.) |
Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти | Полномочия, определяющие деятельность Правительства РФ по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, меры по устранению нарушения российского законодательства |
Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплён перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счёт образования новых федеральных органов исполнительной власти.
Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства РФ. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.
Судебная власть в Российской Федерации
Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.
Институт президентства
Президент (лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государствен ной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.
Политическая необходимость поста главы государства вытекает прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами.
Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционировала.
Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти.
poisk-ru.ru
Кто возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации
Люди говорят, что исполнительную власть осуществляет ПРАВИТЕЛЬСТВО! А ещё говорят, что возглавляет исполнительную власть (ПРАВИТЕЛЬСТВО)председатель Правительства-Дмитрий Анатольевич Медведев
![](/wp-content/uploads/ispolnitelnaya-vlast-v-rossijskoj-federacii-predstavlena_2.jpg)
*************************************************
Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.
Дом Правительства Российской Федерации расположен на берегу Москвы-реки в Москве, по адресу: Краснопресненская набережная, дом 2.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
![](/wp-content/uploads/ispolnitelnaya-vlast-v-rossijskoj-federacii-predstavlena_3.jpg)
ДОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА В МОСКВЕ
Состав правительства России
☛ Правительство России состоит из председателя Правительства России, заместителей председателя Правительства России и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур президент назначает председателя правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.
Заместители председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства.
Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом президента Российской Федерации на основании предложения председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ) .
__________________________________
☛ CТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ
otvet.mail.ru
Исполнительная власть РФ, ее сущность, признаки, система органов
Чтобы понять сущность и организацию исполнительной власти в той или иной стране, следует вспомнить теорию разделения властей, которая была представлена на суд зрителей еще в XVIII веке французским философом Ш. Монтескье. В соответствии с ней, основной функцией данной ветви власти является приведение в жизнь законов, принятых представительным органом. На тех, кто осуществляет исполнительную власть в стране, лежит огромная ответственность за построение основ демократического государства и последовательное воплощение в жизнь всех основных принципов, закрепленных в Конституции.
Исполнительная власть РФ, если следовать наиболее популярнуму определению, представляет собой взаимосвязанный комплекс государственных органов, правовых институтов и механизмов власти, осуществляющих непосредственное управление обществом и государством в строго определенных законом компетентностных рамках. Важной особенностью этой ветви власти является то, что, согласно Конституции РФ, она должна быть подконтрольна законодательным и судебным органам, а также Президенту РФ как главе государства.
Опираясь на Конституцию и федеральное законодательство, стоит упомянуть следующие признаки исполнительной власти:
1. Исполнительная власть РФ является важнейшим и необходимым звеном всей государственной вертикали.
2. Полномочия данной ветви власти выполняются юридически закрепленными государственными органами, которые параллельно с этим выступают также и в качестве органов, занимающихся государственным управлением.
3. Исполнительная власть РФ несет всю юридическую отвественность за совершаемые ее должностными лицами действия, а также за принимаемые постановления, распоряжения и прочие нормативные акты.
4. Все органы данной ветви власти есть не что иное, как взаимосвязанная система, в которой четко прослеживается разделение прав и обязанностей между субъектами разных уровней.
5. Органы, несущие на себе бремя управления внешней и внутренней политикой государства, обладают так называемой юрисдикционной функцией, то есть они в рамках своих полномочий могут оценивать действия субъектов государственной власти и выносить решения по правовым спорам, возникающим между данными субъектами.
Система органов исполнительной власти РФ включает в себя основных субъектов данной разновидности государственной деятельности, взаимодействие которых с органами, принадлежащими другим ветвям власти, а также между собой, осуществляется строго в соответствии с действующим законодательством.
Исполнительная власть РФ включает в себя органы трех основных уровней — федерального, регионального и местного. К первой группе относятся Президент, Правительство и входящие в него министерства, комитеты, службы и агентства. К региональным органам следует отнести глав субъектов РФ, местные правительства, комитеты и комиссии. Наконец, к третьей группе относятся органы, занимающиеся местным самоуправлением, которые решают текущие проблемы своих городов, поселков и районов.
Исполнительная власть РФ, как следует из выше сказанного, — это система взаимосвязанных органов и механизмов взаимодействия между ними, качество работы которых напрямую зависит от степени контроля за ними со стороны гражданского общества и других ветвей власти.
fb.ru
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ • Большая российская энциклопедия
Исполнительная власть
Здание Правительства РФ.
Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ в составе его Председателя (премьер-министра), заместителя (вице-премьера) и федеральных министров.
Процедура формирования Правительства РФ состоит из двух стадий. На первой стадии Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Гос. думы. После трёхкратного отклонения представленной кандидатуры Президент РФ может сам назначить главу Правительства РФ, распустить Гос. думу и назначить новые выборы. На второй стадии Президент РФ назначает членов Правительства (заместителя Председателя и федеральных министров) по предложению Председателя Правительства РФ.
Правительство РФ – коллегиальный орган, его работу организует и руководит его заседаниями Председатель; согласно Конституции РФ, право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент РФ. Осн. сферы деятельности Правительства РФ: подготовка и исполнение бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; политики в области экономики, культуры и др. социальных сфер; управление федеральной собственностью, обеспечение обороны, гос. безопасности, законности, прав и свобод граждан. Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него конституционными нормами, законами, указами Президента.
Правительству предоставлено право законодательной инициативы, право издания постановлений (как правило, нормативного характера) и разовых по преимуществу распоряжений. Всё это подзаконные акты, издаваемые на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства подведомственны Правительству РФ или Президенту РФ. Федеральные службы и агентства находятся в ведении федеральных министерств или непосредственно подчиняются Президенту РФ либо Правительству РФ.
Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр РФ (федеральный министр). Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению гос. имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны гос. границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности; в пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты. Федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральная служба по надзору не вправе осуществлять управление гос. имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию гос. услуг, управлению гос. имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. В пределах своей компетенции издаёт индивидуальные правовые акты, ведёт реестры, регистры и кадастры.
Федеральную службу, федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральное агентство, федеральная служба по надзору могут иметь статус коллегиального органа.
Действующая структура федеральных органов исполнительной власти установлена указом Президента РФ в 2004.
По предметам ведения РФ её компетенция на местах осуществляется территориальными подразделениями федеральных органов власти. Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в субъектах РФ и назначать соответствующих должностных лиц. Допускаются две организационные формы реализации компетенции по предметам ведения Федерации – создание собственных территориальных подразделений и наделение этими полномочиями органов гос. власти субъектов РФ.
Система органов исполнительной власти республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации исполнительных органов гос. власти, установленными федеральным законом.
Правительство РФ за свою деятельность несёт двойную политическую ответственность: перед Президентом РФ, который может принять решение о его отставке, и перед Гос. думой, которая может выразить ему недоверие. Ответственность Правительства РФ перед Гос. думой ограничена соответствующими правомочиями Президента РФ, который может не согласиться с решениями Гос. думы. В течение 3 мес после принятия решения о недоверии Правительству Президент РФ может объявить об отставке Правительства или распустить Гос. думу. В случае отказа в доверии, вопрос о котором поставил перед Гос. думой Председатель Правительства, Президент РФ в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Гос. думы и назначении новых выборов. Правительство РФ может само подать в отставку, которую Президент РФ принимает или отклоняет.
Перед вновь избранным Президентом Правительство РФ слагает свои полномочия.
bigenc.ru
Исполнительная власть — это… Что такое Исполнительная власть?
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Структура исполнительной власти
- органы исполнительной власти;
- государственные служащие;
- юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.
Признаки исполнительной власти
- является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
- является проводником государственной политики в жизнь;
- подзаконна по своему характеру и задачам;
- объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
- её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
- является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Функции исполнительной власти
- подзаконодательное регулирование;
- осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
- административное правоприменение;
- осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
- охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
- информационное обеспечение органов государственной власти
В различных государствах
Империя Инков
Система государственного управления хозяйством в Империи инков (реконструкция — А.Скромницкий).В Империи инков была своеобразная структура исполнительной власти: наличие диархии, секретариата, института заместителей, ревизоров, комиссаров, управленцев различных уровней.
Примечания
- ↑ Но при этом, исполнительная власть подзаконна, то есть зависит от законов.
Ссылки
См. также
dic.academic.ru
25.Исполнительная власть, ее признаки. Система исполнительных органов в России.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — организация практического исполнения Конституции России и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Признаки исполнительной власти:
• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
Система исполнительной власти в РФ
Одна из трех ветвей. Совмещает в себе функции всех трех. Монополия в сфере государственного принуждения, управление финансовыми потоками и наименее подконтрольна. Система исполнительной власти в Российской Федерации (РФ).
=> исполнительная власть чрезвычайно сильно влияет на иные ветви государственной власти.
В Конституции из всех трех ветвей власти исполнительная власть «прописана» хуже всего. Конституция в силу специфики политического момента, в который она принималась, не смогла предложить развернутую систему регулирования исполнительной власти. Наличие правительства и косвенное упоминание федеральных министерств.
Система исполнительной власти в РФ строится на след.принципах:
1) Принцип дуализма. Т.к. президент не входит в исполнительную ветвь власти и не является её главой – вопрос о соотношении полномочий президента и правительства. Полномочия по руководству системы исполнительной власти оказались распределены между президентом и правительством РФ. (правовая позиция). Это четко видно в Указе президента РФ «Вопросы системы структуры ФОИВ». => органы, подведомственные президенту и подведомственные правительству. Правительство организационно президенту не подчинено. В результате система исполнительной власти – заложник политических в/отношений между президентом и правительством. При этом по Конституции президент не является руководителем каким-либо ОИВ. => КСуд сказал, что президент осуществляет руководство органами, т.к. он главнокомандующий и кто-то там ещё.
2) + 3) Принцип единства системы исполнительной власти и принцип разграничения предметов ведения и полномочий (принцип федерализма). В унитарном государстве нет смысла провозглашать принцип единства, а в федеративных важно на разных уровнях государственной власти, которые не соподчинены друг другу, обеспечить единство подходов к государственной политике. Но обеспечение единства гос.политики – принцип разграничения предметов ведения. Так или иначе, это баланс. Работают через призму друг друга. По отдельности значения не имеют.
3 вида предметов ведения:
исключительное ведение РФ
совместные предметы ведения,
исключительный предмет ведения субъектов РФ.
В каждой группе предметов ведения принцип единства определяется по-разному.
В рамках исключительных предметов ведения РФ только ФОИВ принимают НА, а исполняют их и ФОИВ (центральные и территориальные), и органы исполнительной власти субъектов.
=> по предметам ведения РФ образуется вертикальная структура.
В сфере совместного ведения ОИВ РФ и ОИВ субъектов формально и фактически не соподчинены друг другу.
=> Каждый из этих органов в рамках своей компетенции принимает акты и их исполняет.
Сфера совместного ведения – ФОИВ и ОИВ СРФ формально и фактически не соподчинены друг другу. Каждая группа органов принимает свои акты и их исполняет
3 Схемы разграничения полномочий в сферах совместного ведения:
Управление осуществляется 2 не соподчинёнными друг другу органами ИВ РФ и субъекта. Разграничение полномочий может осуществляться по схемам:
– Общее регулирование – детальное регулирование (редко)
– Прямое распределение полномочий между уровнями власти федеральным законом
Управление осуществляет ОИВ СРФ, которому федеральный орган делегировал свои полномочия
Полномочия осуществляет территориальный орган ФОИВ, которому субъект РФ делегировал свои полномочия (сейчас не встречается)
По предметам исключительного ведения субъектов – ОИВ субъектов не входят в единую систему ФОИВ РФ.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации до сих пор подвергается изменениям (т.н. административная реформа). Утверждение структуры ФОИВ осуществляется через Указы Президента РФ.
Подробную детализированную структуру ФОИВ с учетом подведомственности Президенту и Председателю Правительства можно посмотреть на официальном сайте Правительства РФ.
Система федеральных органов исполнительной власти:
1) Министерства. 2) Федеральные службы 3) Федеральные агентства.
В зависимости от направления деятельности ФОИВ определяется кому они подведомственны, Президенту или Правительству. Так, к примеру, Министерство Обороны, МВД, ФСБ, МИД всегда (в новой истории Росси) были подведомственны Президенту; а Министерство Финансов, Министерство регионального развития, министерство транспорта подведомственны Правительству РФ (Председателю Правительства РФ).
На уровне субъектов можно представить обобщенную структуру, характерную для всех субъектов:
Высшее должностное лицо субъекта (Президент республики, губернатор области и др.)
Высший исполнительный орган власти (Правительство или др.; в зависимости от субъекта)
Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции
Территориальные органы специальной компетенции
studfiles.net