Искусство и религия первобытного общества – . —

5. Возникновение религии и искусства в первобытном обществе

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов — древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик — Коба и Тешик — Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик — Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения — это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека — вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным — гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

 

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

 Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

studfiles.net

Возникновение религии и искусства в первобытном обществе — Студопедия.Нет

Многое в окружающем мире было для первобытного человека таинственным и пугающим. Люди считали, что земля, вода и небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тыс. лет назад зародилась религия. Именно к тому периоду относятся древнейшие следы заупокойного культа. Археологи открыли захоронения, в которых костяки ориентированы по направлению восток-запад. Они посыпаны охрой, символизирующей цвет жизни??? Зубов говорил – «как кровь»??…, а на надгробных холмиках была обнаружена пыльца хвойных растений и цветов, которыми покрывали могилу, во время прощания с умершим. Все это свидетельствует о зачатках религиозных верований, появившихся у первобытного человека.

Дальнейшее развитие религиозных верований привело к утверждению в эпоху верхнего палеолита у человека современного вида развитых форм первобытной религии:

o Тотемизм (вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы)

o Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства)

o Анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы)

o Магия (одна из древнейших форм религиозности, элементы которой содержатся в религиозных традициях большинства народов мира)

+ Мантика – практика гаданий и предсказаний, с целью узнать волю богов

Восприятие первобытных верований по отдельности, в отрыве от иных, невозможно — все они были тесно связаны между собой.

Т.е. = человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинен мир повседневного существования людей.

Считалось, что некоторые люди, которых называют шаманами , способны общаться с богами. Шаманы руководили совершением специальных обрядов. Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, полагая, что таким образом можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.

Элементы культуры, пусть и в зачаточном виде, возникли одновременно с человеком.

Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачивать­ся и издавать как бы в такт звуки. Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

· + Мифы – попытка найти ответы на главные вопросы бытия, происхождения человека, жизни и смерти, составление картины мира.

 

Но только с появлением примерно 40-35 тыс. лет назад homo sapiens sapiens, человека современного вида, и вместе с ним родовой общины культура первобытного общества достигает своего наивысшего развития. Наконец появляется художественное творчество, и духовная культура приобретает завершенные формы.

Первые элементы худо­же­ст­вен­но-образного мышления человека относятся к эпохе Ориньяк—Солютре в верхнем палеолите, 35—20 тыс. л.н.. Первыми попыт­ка­ми что-то изобразить было нанесение зигзагообразных полос или отпечатков руки на каменную поверхность. Затем появляются круглая скульптура из глины и кости, рисунок охрой, мергелем или сажей и изображения, выполненные с по­мощью кремневого резца.

Женщины — первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще предпочитали делать их скульптурные изображения. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными — матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто не испытавших ещё тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. 

Творения, созданные рукой первобытного художника, порой были не только произведениями искусства, но и религиозно-магическими сим­волами.

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20—10 тыс. л.н.). В это время животных изображали с большим мас­тер­ством, почти в натуральную величину, и искусно раскрашивали. Поразительные по совер­шенству, меткости наблюдений изображения жи­вотных — бизонов, лошадей, мамонтов — нано­сили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.

Так возникло искусство – образ. Но сложных композиций первобытный человек создавать еще не мог.

В последующую эпоху мезолита многоцветные изображения сменяются схема­тич­ны­ми и во многом условными рисунками животных и людей. Но в этот период человек усложняет рисунок и появляется искусство-ритм, что позволяет наконец многофигурные рисунки объединять в композиции, часто посвященные сюжетам на тему охоты. Отход от реалисти­чес­ких изображений был обусловлен тем, что, познав с помощью художествен­ного образа единичные объекты окружающего мира, первобытный человек перешел через сложную композицию к постижению другой проблемы: что есть он, человек, в этом мире.

Итак, при помощи искусства и художественных образов первобытные лю­ди познавали окружающий мир и постигали тайны многогранной и слож­ной жизни. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества.

studopedia.net

Первобытное искусство и ранние формы религии. Первобытная религия искусство



Первобытное искусство и ранние формы религии.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 10Следующая ⇒

Время происхождения ранних форм религии удалено от нас примерно так же, как и феномен возникновения палеолитического искусства. Некоторые исследователи (Борисковский, Окладников, Никольский) склонны считать, что уже неандертальцам были присущи отдельные элементы религиозного мироощущения. В качестве аргументации приводятся факты обнаружения мустьерских погребений, совершенных в определенной обрядности. В пещерах Шанидар, Схул, Тешик-Таш для умерших готовили специальные могилы, устилали их травами и цветами альпийских лугов, обкладывали по периметру черепами пещерных медведей и рогами горных баранов. Погребенные лежат в скорченных позах спящих, головами к восходу солнца. Таким обазом, уже первые проблески абстрактного сознания первобытного человека были наполнены религиозными переживаниями.

Но истинные религиозные воззрения, как и настоящее искусство, появляются лишь в верхнем палеолите, с возникновением человека разумного, мышление которого было способно устойчиво вырабатывать абстрактные формы, абсолютно противоположные конструкциям конкретной мысли. По своему существу «религия» со своим главным признаком – верой в сверхъестественное – как бы маркирует переход к высшим формам мышления в верхнем палеолите. Эти новые формы всегда характеризовались основным противоречием в мировоззрении, противостоянием идеалистического и материалистического.

Ранние религии при всем своем многообразии, сходны у всех народов Земного Шара. Поскольку даже самые отсталые племена, с которыми встретились европейцы, относились на тот момент к мезолиту и неолиту (аборигены Австралии, тасманийцы, огнеземельцы, бушмены, пигмеи), то древнейшие религиозные представления, например культы, соответствующие верхнему палеолиту, так и остались вне поля зрения этнографов. Однако известная консервативность религии, долго сохраняющей архаические черты, в некоторой степени все же позволяет умозрительно воссоздать идеалистические представления той эпохи. Иногда этому помогает первобытное искусство.

Современная наука подразделяет древнейшие религиозные представления на так называемые «формы».[47] Наиболее распространенными формами религии раннеродового времени считаются магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

Магия – различные суеверные обряды, цель которых заключается в непосредственном воздействии человека сверхъествественным образом на материальные объекты. Магические обряды содержат установленные традициями священные действия и сопровождаются канонизированными текстами заклинаний. Известные классификации магии приводят такие основные её виды, как вредоносная, военная, любовная, лечебная, промысловая, метеорологическая. Нам особенно интересна промысловая (охотничья) магия, как наиболее древний вид этой ранней формы религиозных представлений. Уже охотники Монтеспана и Базуа проверяли силу магии на «натуральных макетах» глиняных изваяний, накрытых медвежьими шкурами с головами, затем промысловая магия оттачивалась в «ателье лепки» галереи Кастере-Годена, где большинство глиняных скульптур разбито в ходе многолетних охотничьих обрядов. Многие рисунки ориньякско-солютрейских пещер покрыты лунками и царапинами, оставленными копьями и дротиками палеолитических охотников, отправляющихся на промысел опасных зверей (рис. 40, 1. Изображение лошади со следами ударов колющим оружием; 2. Раненый медведь из пещеры Три Брата ).

Но источниками проблемы соотношения древнего искусства и ранних форм религии являются не только анималистические фигуры с признаками магических охотничьих обрядов в виде следов от ударов копий, дротиков и метательных камней. Это еще и многочисленные рисунки, изображающие странных, полуфантастических существ, сочетающих в себе черты человека и зверя.

Древние мифопоэтические комплексы часто содержат представления о родстве между людьми и животными, или о том, что люди могут превращаться в животных, а звери в людей. На этих представлениях вырос обширный цикл тотемических легенд, в основе которых лежат идеи о родстве человеческих родовых общин с животными.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между человеческим родом и каким-либо видом животных, растений или явлений природы. В фантастической форме здесь выражена идея общности людей с природой, а также представления о кровном родстве и общем происхождении членов одного рода. Представители родового коллектива верили, что они произошли от «тотема» (на языке оджибве ot otem – «его род») или общих с ним предков. Мифические первопредки часто представлялись им полулюдьми-полуживотными или полурастениями. Тотем воспринимался не как божество, его считали кем то вроде отца или старшего брата.

Проблема происхождения тотемизма весьма спорна. Остается открытым вопрос, каким образом род присваивал имя того или иного тотема. Вряд ли это происходило случайно, по-видимому, определяющими были имена животных или растений, которые первоначально оказывали решающее значение на жизнь родового коллектива, как основные виды промысла и продуктов питания. На примере австралийских культур устанавливается некоторая зависимость выбора тотемов от фауны и флоры той территории, где проживает род. Предки аборигенов, прибывшие на материк из Азии через Зондские островные архипелаги, еще не знали тотемизма, он возник уже на новом месте обитания. Это абсолютно достоверно, поскольку все названия тотемов связаны с местной флорой и фауной. Исследованиями С.А. Токарева установлено, что в Австралии тотемами являются преимущественно крупные животные, реже растения и крайне редко явления природы (ветер, дождь, солнце). Таким образом, можно предполагать, что главной мотивацией в выборе тотемов был, все же, промысел.

В основном, тотемические верования присущи раннеродовому обществу, основой хозяйства которого были охота и собирательство. Но в виде отдаленных реминисценций они отразились в предметах прикладного искусства позднепервобытных обществ. В этом смысле наиболее показателен так называемый «звериный стиль» некоторых культур раннего железного века Евразии.

Дошедшие до наших дней мифы о животных предках и родоначальниках, о дружественных отношениях между людьми и животными, многочисленные «звериные эпосы» переносят на мир животных отношения, характерные для родовой общины, и являются их фантастическим отражением. Особая роль в данных комплексах взаимоотношений принадлежала женщине. Первобытные охотники верили в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, привлекающими своим колдовством животных под удары охотничьих копий. Магическая сила, которая влекла животных навстречу стрелам и копьям, навстречу гибели, заключалась в веч

religionpeace.ru

Возникновение религии и искусства в первобытном обществе

Поиск Лекций

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов — древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик — Коба и Тешик — Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик — Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения — это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека — вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным — гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

 

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Возникновение религии и искусства в первобытном обществе.

Количество просмотров публикации Возникновение религии и искусства в первобытном обществе. — 1528

Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — специфическая форма общественного сознания, мировоззрение и мироощу­щение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, ʼʼсвя­щенногоʼʼ, т. е. какой-либо разновидности сверхъесте­ственного.

По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего на­учному. Главный признак религии — вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. ʼʼ…Всякая религия является не чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повсœеднев­ной жизни — отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземныхʼʼ. В религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

Согласно современным научным данным, религия возникла, по-види­мому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40–50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании — о ʼʼмире мёртвыхʼʼ и ʼʼдушеʼʼ, которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта͵ когда появляются зачатки теоретического мышления и воз­можность отрыва мысли от действительности (гносœеологические корни религии): общее понятие отделяется от обозначае­мого им предмета͵ превращается в особое ʼʼсуществоʼʼ, так что на базе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в само́й реальной действительности нет. Эти воз­можности реализуются лишь в связи со всœей совокуп­ностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни религии).

На первоначальных ста­диях человеческой истории религия есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром. В первобыт­ных религиозных верованиях запечатлено фантастическое осозна­ние людьми их зависимости от природных сил. Не от­деляя ещё себя от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общинœе. Объектом религиозного восприятия становятся именно те при­родные явления, с которыми человек связан в своей по­всœедневной практической деятельности и которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её ʼʼтаинственнымиʼʼ силами и непрестанные поиски средств воз­действия на них.

Кратко (В первобытном обществе религия существовала в формеполидемонизма илиязычества (поли — много, демон — название стихийной природной силы, которую в полном смысле слова еще нельзя назвать Богом, но, тем не менее, она обладала сверхъестественной силой). В содержательном отношении у разных народов были разные представления о богах и устройстве мира. При этом в рамках полидсмонизма можно выделить формы культа͵ которые встречаются у всœех народов: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм).

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в данный отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определœенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

referatwork.ru

Первобытное искусство и ранние формы религии.


⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 10Следующая ⇒

Время происхождения ранних форм религии удалено от нас примерно так же, как и феномен возникновения палеолитического искусства. Некоторые исследователи (Борисковский, Окладников, Никольский) склонны считать, что уже неандертальцам были присущи отдельные элементы религиозного мироощущения. В качестве аргументации приводятся факты обнаружения мустьерских погребений, совершенных в определенной обрядности. В пещерах Шанидар, Схул, Тешик-Таш для умерших готовили специальные могилы, устилали их травами и цветами альпийских лугов, обкладывали по периметру черепами пещерных медведей и рогами горных баранов. Погребенные лежат в скорченных позах спящих, головами к восходу солнца. Таким обазом, уже первые проблески абстрактного сознания первобытного человека были наполнены религиозными переживаниями.

Но истинные религиозные воззрения, как и настоящее искусство, появляются лишь в верхнем палеолите, с возникновением человека разумного, мышление которого было способно устойчиво вырабатывать абстрактные формы, абсолютно противоположные конструкциям конкретной мысли. По своему существу «религия» со своим главным признаком – верой в сверхъестественное – как бы маркирует переход к высшим формам мышления в верхнем палеолите. Эти новые формы всегда характеризовались основным противоречием в мировоззрении, противостоянием идеалистического и материалистического.

Ранние религии при всем своем многообразии, сходны у всех народов Земного Шара. Поскольку даже самые отсталые племена, с которыми встретились европейцы, относились на тот момент к мезолиту и неолиту (аборигены Австралии, тасманийцы, огнеземельцы, бушмены, пигмеи), то древнейшие религиозные представления, например культы, соответствующие верхнему палеолиту, так и остались вне поля зрения этнографов. Однако известная консервативность религии, долго сохраняющей архаические черты, в некоторой степени все же позволяет умозрительно воссоздать идеалистические представления той эпохи. Иногда этому помогает первобытное искусство.

Современная наука подразделяет древнейшие религиозные представления на так называемые «формы».[47] Наиболее распространенными формами религии раннеродового времени считаются магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

Магия – различные суеверные обряды, цель которых заключается в непосредственном воздействии человека сверхъествественным образом на материальные объекты. Магические обряды содержат установленные традициями священные действия и сопровождаются канонизированными текстами заклинаний. Известные классификации магии приводят такие основные её виды, как вредоносная, военная, любовная, лечебная, промысловая, метеорологическая. Нам особенно интересна промысловая (охотничья) магия, как наиболее древний вид этой ранней формы религиозных представлений. Уже охотники Монтеспана и Базуа проверяли силу магии на «натуральных макетах» глиняных изваяний, накрытых медвежьими шкурами с головами, затем промысловая магия оттачивалась в «ателье лепки» галереи Кастере-Годена, где большинство глиняных скульптур разбито в ходе многолетних охотничьих обрядов. Многие рисунки ориньякско-солютрейских пещер покрыты лунками и царапинами, оставленными копьями и дротиками палеолитических охотников, отправляющихся на промысел опасных зверей (рис. 40, 1. Изображение лошади со следами ударов колющим оружием; 2. Раненый медведь из пещеры Три Брата ).

Но источниками проблемы соотношения древнего искусства и ранних форм религии являются не только анималистические фигуры с признаками магических охотничьих обрядов в виде следов от ударов копий, дротиков и метательных камней. Это еще и многочисленные рисунки, изображающие странных, полуфантастических существ, сочетающих в себе черты человека и зверя.

Древние мифопоэтические комплексы часто содержат представления о родстве между людьми и животными, или о том, что люди могут превращаться в животных, а звери в людей. На этих представлениях вырос обширный цикл тотемических легенд, в основе которых лежат идеи о родстве человеческих родовых общин с животными.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между человеческим родом и каким-либо видом животных, растений или явлений природы. В фантастической форме здесь выражена идея общности людей с природой, а также представления о кровном родстве и общем происхождении членов одного рода. Представители родового коллектива верили, что они произошли от «тотема» (на языке оджибве ot otem – «его род») или общих с ним предков. Мифические первопредки часто представлялись им полулюдьми-полуживотными или полурастениями. Тотем воспринимался не как божество, его считали кем то вроде отца или старшего брата.

Проблема происхождения тотемизма весьма спорна. Остается открытым вопрос, каким образом род присваивал имя того или иного тотема. Вряд ли это происходило случайно, по-видимому, определяющими были имена животных или растений, которые первоначально оказывали решающее значение на жизнь родового коллектива, как основные виды промысла и продуктов питания. На примере австралийских культур устанавливается некоторая зависимость выбора тотемов от фауны и флоры той территории, где проживает род. Предки аборигенов, прибывшие на материк из Азии через Зондские островные архипелаги, еще не знали тотемизма, он возник уже на новом месте обитания. Это абсолютно достоверно, поскольку все названия тотемов связаны с местной флорой и фауной. Исследованиями С.А. Токарева установлено, что в Австралии тотемами являются преимущественно крупные животные, реже растения и крайне редко явления природы (ветер, дождь, солнце). Таким образом, можно предполагать, что главной мотивацией в выборе тотемов был, все же, промысел.

В основном, тотемические верования присущи раннеродовому обществу, основой хозяйства которого были охота и собирательство. Но в виде отдаленных реминисценций они отразились в предметах прикладного искусства позднепервобытных обществ. В этом смысле наиболее показателен так называемый «звериный стиль» некоторых культур раннего железного века Евразии.

Дошедшие до наших дней мифы о животных предках и родоначальниках, о дружественных отношениях между людьми и животными, многочисленные «звериные эпосы» переносят на мир животных отношения, характерные для родовой общины, и являются их фантастическим отражением. Особая роль в данных комплексах взаимоотношений принадлежала женщине. Первобытные охотники верили в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, привлекающими своим колдовством животных под удары охотничьих копий. Магическая сила, которая влекла животных навстречу стрелам и копьям, навстречу гибели, заключалась в вечном стремлении к продолжению рода. По представлениям человека каменного века, звери и люди могли вступать в священные сексуальные отношения, и женщина, как носительница главной производительной силы, таким образом, как бы способствовала также и воспроизводству животных по магическому правилу «подобное замещает подобное». Изображения беременных женщин в виде статуэток из камня, бивня и кости должны были иметь в глазах палеолитического охотника ту же силу, что и рисунки беременных кобылиц в росписях Ляско.

Существует мнение, что изготовлением женских статуэток в палеолите занимались сами женщины. Не случайно их находят вблизи очагов, то есть на женской территории жилищ. Зато тайные охотничьи (мужские) обряды проходили в глубине пещер, где сосредоточены анималистические росписи и сюжеты со сценами промысла. Здесь же изображались охотничьи духи смешанной, полузвериной-получеловеческой природы. А если возникала тема плодородия или воскрешения зверей, если требовалось «возродить» зверя, произвести его на свет, то здесь, как и в реальной жизни, нельзя было обойтись без участия женщины.

Изображения мужчин в искусстве ориньяка крайне редки (Лоссель, Брно). Прочие мужские изображения датируются мадленом. В большинстве случаев это странные, «абсурдные» фигуры смешанной природы, у которых человеческие признаки причудливо сочетаются с животными чертами, «люди-монстры». Наиболее характерен так называемый «колдун» или «Великий Маг» из пещеры «Трех братьев». Это существо изображено с горизонтальным, как у зверя, положением туловища, у него лисий хвост, ветвистые рога, птичий клюв, передние звериные лапы сочетаются с человеческими ногами (рис. 41, 1. «Великий Маг» из пещеры Три Брата).

В Пелегрино и в Адорра (Италия) на больших композициях показаны группы фантастических «танцующих» человеческих фигур с птичьими головами. Птицеголовые фигуры есть также на рисунках из пещер Пеш-Мерль и Лос-Казарес. Птичий клюв имеется также у широко известного «мертвеца с бизоном» из Ляско.

В группе переслаивающихся звериных фигур в пещере «Трех братьев» изображено существо в почти той же позе, что и «колдун». Но у него бизонья голова и такой же как у бизона крутой горб на спине (рис. 41, 2. «Колдун», пасущий оленей и бизонов). А.П. Окладников полагает, что человеко-бизон «пасет» оленей. Отметив очертания лука, явно присутствующего в данном сюжете, он, впрочем, никак не комментирует эту деталь. Вместе с тем, с учетом этой особенности, было бы уместнее трактовать рисунок, как сцену охоты с переодеванием, что имеет множество аналогий в этнографии народов Севера.

Очень интересны рисунки в Комбаррель, где изображены человеко-мамонты (рис. 42, 1. «Человекомамонты» из пещеры Комбаррель) и монстры, напоминающие обезьян, волков или собак.

Антропоморфная фигура из Лурда изображена с бородатой старческой головой, увенчанной рогами (рис. 42, 2. Фантастический монстр из Лурда). Сзади нарисован длинный хвост, что явно выдает в объекте существо двойственной или тройственной природы.

В пещере Тейжа нарисованы «танцующие» человеко-серны с мохнатыми туловищами, козьими мордами и характерно изогнутыми рожками (рис. 42, 3. «Человекосерны» из Тейжа).

Вся эта масса чудовищ-полулюдей может изображать действительных людей, переодетых животными. В таком случае их зверообразные головы представляют собой не что иное, как маски, под которыми скрываются человеческие лица. Такие маски и даже целые звериные костюмы используют на охоте, во время ритуальных танцев и представлений, в том числе и исторические народы (например в ламаистских мистериях). Тем не менее, известны объяснения этих фактов, как прием гротеска в изображении человека эпохи мадлена, как стремление приблизить его облик к животным характеристикам. А.П. Окладников пишет об этом: «Человеческие черты здесь намеренно искажаются, и притом в определенном направлении, так, чтобы сблизить их с обликом зверя. Загадочные монстры палеолитических рисунков представляют собой, следовательно, не просто замаскированных реальных людей, а мифические существа смешанной природы».[48]

В искусстве палеолита встречаются изображения сложных многофигурных сцен магических ритуальных действий, в которых участвуют как люди, так и звери. Наиболее любопытна сцена, выгравированная на обломке кости из грота Раймонден, где изображается скелет бизона с головой и два ряда людей («мумий»). Сцена трактуется, как священное поедание бизона, жертвенная трапеза в честь тотемного зверя (и именно бизона). Мясо зверя уже срезано, скелет обнажен, остались только ноги с копытами и голова (рис. 42, 4. Культовая сцена поедания бизона из Раймондена). Примерно так в бурятских степях выглядели, после обрядов жертвоприношений шаманским богам и духам, вывешенные на шестах или деревьях шкуры лошадей и овец с головами и ногами. Все остальное шло в пищу участникам жертвоприношений, почитавшим духов. У австралийцев во время таких трапез поедали уже только самые невкусные части тотемного животного, или вообще запрещали есть мясо тотема.

Образы полулюдей-полузверей фигурируют в мифах народов Сибири. В одной из легенд шорцев говорится о браке женщины и медведя, в результате которого рождается монстр смешанной природы: «Девица к реке за водой пошла. Один медведь к ней пришел. Её схватив, в берлогу унес. От того зверя та девица беременной стала, ребенка родила: нижняя половина шерстистой была, верхняя половина как у человека была». Древнегреческое лесное божество – пан – описан и изображался как человекообразное существо с рогами и нижней козлиной половиной. С медвежьими лапами вместо ног можно увидеть антропоморфные существа в металлической пластике «пермского» прикладного искусства.

Из этого широко распространенного у разных народов сюжета со временем формируется целая серия мифов о божественных героях-полубогах, предках родовых общин, рожденных женщиной и зверем. Вполне возможно, что почвой, на которой выросло искусство палеолита, была уже сложившаяся в условиях первоначального, но очень длительного, развития общинно-родового уклада, богатая и сложная, устная мифопоэтика. В её основе лежали представления о взаимоотношениях людей и мира животных. Здесь же следует искать истоки всех первобытных верований. Тогда же, в процессе становления родовых отношений возникло дуалистическое представление о близнецах-прародителях, а также о демиурге – изобретателе огня и всей культуры, который вначале, возможно, был зверем, а потом уже человеком.

Источники и литература к разделу 1.4.:

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2004.

Звери в камне. Первобытное искусство. Новосибирск, 1980.

Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.

Крывелев И.А. История религий. М., 1975.

Мартынов А.И. Археология. М., 2005.

Мифы народов мира / Энциклопедия в двух томах. М., 1992.

Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.

Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев энеолита // СА, 1965. № 1.

Стингл М. Таинственная Полинезия. М., 1991.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Herrmann J. Symbolik in den Religionen der Naturvolker. Stuttgart, 1961. S. 104.

 

Контрольные вопросы к разделу 1.4.:

1. Ранние формы религии и древнее творчество. Магия и ее элементы в первобытном искусстве.

2. Ранние формы религии и древнее творчество. Тотемизм и его элементы в первобытном искусстве.

3. Религия и искусство как проявление абстрактного мышления первобытного человека.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Возникновение религии и искусства в первобытном обществе. Возникновение религии и искусства у первобытных людей



Возникновение религии и искусства в первобытном обществе — Студопедия.Нет

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 22Следующая ⇒

Многое в окружающем мире было для первобытного человека таинственным и пугающим. Люди считали, что земля, вода и небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тыс. лет назад зародилась религия. Именно к тому периоду относятся древнейшие следы заупокойного культа. Археологи открыли захоронения, в которых костяки ориентированы по направлению восток-запад. Они посыпаны охрой, символизирующей цвет жизни??? Зубов говорил – «как кровь»??…, а на надгробных холмиках была обнаружена пыльца хвойных растений и цветов, которыми покрывали могилу, во время прощания с умершим. Все это свидетельствует о зачатках религиозных верований, появившихся у первобытного человека.

Дальнейшее развитие религиозных верований привело к утверждению в эпоху верхнего палеолита у человека современного вида развитых форм первобытной религии:

o Тотемизм (вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы)

o Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства)

o Анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы)

o Магия (одна из древнейших форм религиозности, элементы которой содержатся в религиозных традициях большинства народов мира)

+ Мантика – практика гаданий и предсказаний, с целью узнать волю богов

Восприятие первобытных верований по отдельности, в отрыве от иных, невозможно — все они были тесно связаны между собой.

Т.е. = человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинен мир повседневного существования людей.

Считалось, что некоторые люди, которых называют шаманами , способны общаться с богами. Шаманы руководили совершением специальных обрядов. Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, полагая, что таким образом можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.

Элементы культуры, пусть и в зачаточном виде, возникли одновременно с человеком.

Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачивать­ся и издавать как бы в такт звуки. Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

· + Мифы – попытка найти ответы на главные вопросы бытия, происхождения человека, жизни и смерти, составление картины мира.

 

Но только с появлением примерно 40-35 тыс. лет назад homo sapiens sapiens, человека современного вида, и вместе с ним родовой общины культура первобытного общества достигает своего наивысшего развития. Наконец появляется художественное творчество, и духовная культура приобретает завершенные формы.

Первые элементы худо­же­ст­вен­но-образного мышления человека относятся к эпохе Ориньяк—Солютре в верхнем палеолите, 35—20 тыс. л.н.. Первыми попыт­ка­ми что-то изобразить было нанесение зигзагообразных полос или отпечатков руки на каменную поверхность. Затем появляются круглая скульптура из глины и кости, рисунок охрой, мергелем или сажей и изображения, выполненные с по­мощью кремневого резца.

Женщины — первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще предпочитали делать их скульптурные изображения. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными — матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто не испытавших ещё тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. 

Творения, созданные рукой первобытного художника, порой были не только произведениями искусства, но и религиозно-магическими сим­волами.

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20—10 тыс. л.н.). В это время животных изображали с большим мас­тер­ством, почти в натуральную величину, и искусно раскрашивали. Поразительные по совер­шенству, меткости наблюдений изображения жи­вотных — бизонов, лошадей, мамонтов — нано­сили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.

Так возникло искусство – образ. Но сложных композиций первобытный человек создавать еще не мог.

В последующую эпоху мезолита многоцветные изображения сменяются схема­тич­ны­ми и во многом условными рисунками животных и людей. Но в этот период человек усложняет рисунок и появляется искусство-ритм, что позволяет наконец многофигурные рисунки объединять в композиции, часто посвященные сюжетам на тему охоты. Отход от реалисти­чес­ких изображений был обусловлен тем, что, познав с помощью художествен­ного образа единичные объекты окружающего мира, первобытный человек перешел через сложную композицию к постижению другой проблемы: что есть он, человек, в этом мире.

Итак, при помощи искусства и художественных образов первобытные лю­ди познавали окружающий мир и постигали тайны многогранной и слож­ной жизни. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 5; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Возникновение религии и искусства в первобытном обществе.

Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — специфическая форма общественного сознания, мировоззрение и мироощу­щение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «свя­щенного», т. е. той или иной разновидности сверхъесте­ственного.

По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего на­учному. Главный признак религии — вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «…Всякая религия является не чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседнев­ной жизни — отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземных». В религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

Согласно современным научным данным, религия возникла, по-види­мому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40–50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с

religionpeace.ru