Исключительным признаком федерального закона как источника права в рф – Теория федерального закона (обыкновенные, или простые, ординарные федеральные законы) как источника права в России в период глобализации (Овсепян Ж.И.)
Задание №17 ЕГЭ по обществознанию
Задания № 17 ЕГЭ по обществознанию по теме «Право» для 11-х классов.
№ 1. Одной из форм выражения права является….
1) традиция 2) диспозиция 3) гипотеза 4) прецедент
№ 2. Противоправными обычаями называются обычаи, которые…
1) распространены в малой первичной группе
2) не соответствуют системе социальных ценностей общества
3) сохранились как пережиток родоплеменных отношений
4) распространены среди людей одной этнической общности
№ 3. Исключительным признаком федерального закона как источника права в РФ является…
1) принимается Федеральным Собранием РФ
2) не должен противоречить Конституции РФ
3) обязателен к исполнению на территории РФ
4) принимается на основании указа Президента РФ
№ 4. В системе источников современного российского права приоритет имеют…
1) указы Президента РФ
2) постановления Правительства РФ
3) правовые прецеденты
4) федеральные законы РФ
№ 5. Одним из источников (форм выражения) современного права является…
1) судебный прецедент 2) бланкетная норма 3) моральное правило 4) техническая инструкция
№ 6. Какое из перечисленных понятий обозначает форму (источник) права?
1) инструкция 2) прецедент 3) ритуал 4) церемония
№ 7. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., является примером…
1) договора с нормативным содержанием
2) нормативно-правового акта
3) административного прецедента
4) нормы делового обыкновения
№ 8.
1) мэры городов федерального значения
2) депутаты Государственной Думы РФ
3) мировой судья
4) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах
№ 9. В России к подзаконным актам относят….
1) кодексы 2) законы субъектов РФ 3) постановления Правительства РФ 4) Конституцию РФ
№ 10. Какова правильная последовательность принятия закона в РФ?
1) предложение закона Правительством — рассмотрение его Президентом — утверждение в Федеральном Собрании — опубликование
2) принятие законопроекта Государственной Думой — одобрение Советом Федерации — подписание Президентом — опубликование
3) предложение закона Президентом — утверждение Правительством — подписание главами палат Федерального Собрания — опубликование
4) рассмотрение законопроекта Президентом — обсуждение в Федеральном Собрании — подписание Правительством — опубликование
№ 11. Какие из перечисленных ниже субъектов политической деятельности обладает правом законодательной инициативы?
1) инициативные группы граждан
2) депутаты Государственной Думы
3) общественные организации
4) политические партии
№ 12. Отличительной особенностью правовой нормы является…
1) охрана интересов социально незащищённых слоёв населения
2) формальная определённость
3) избираемость применения
4) направленность на установление справедливости
№ 13. Путём референдума в Российской Федерации принят(-а)…
1) Трудовой кодекс Российской Федерации
2) Конституция
3) Закон «О средствах массовой информации»
4) федеральный бюджет
№ 14. Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?
1) высшая юридическая сила, всенародное голосование, верховенство
2) правовой обычай, прецедент, нормативный договор
3) общественная опасность, противоправность, виновность
4) целесообразность, гуманность, справедливость
№ 15. Гарантом Конституции Российской Федерации выступает….
1) Федеральное Собрание Российской Федерации
2) Президент Российской Федерации
3) Конституционный суд Российской Федерации
4) Председатель Правительства Российской Федерации
№ 16. Устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, называют….
1) нематериальными благами
2) правовым государством
3) социализацией
4) гражданством
№ 17. Юридическая ответственность характеризуется тем, что она…
1) основана на применении к нарушителю моральных норм
2) налагается за действия субъекта
3) налагается любыми государственными органами
4) имеет государственно-принудительный характер
№
1) защиту памятников культуры
2) компенсацию морального ущерба
3) порядок выплаты алиментов на ребенка
4) порядок обращения граждан в органы власти
№ 19. Как называется юридическая ответственность, устанавливаемая в трудовом праве?
1) гражданско-правовая 2) административная 3) дисциплинарная 4) уголовная
№ 20. Что из перечисленного ниже регламентируют нормы гражданского права?
1) защиту памятников культуры
2) авторское право
3) порядок выплаты алиментов на ребенка
4) обращение граждан с органами власти
№ 21. С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?
1) с момента рождения
2) с момента получения паспорта
3) с момента наступления совершеннолетия
4) с начала трудовой деятельности
№ 22. Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства?
1) присяжные заседатели 2) адвокат 3) судья 4) уполномоченный по правам человека
№ 23. Возмещение убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий государственных органов или органов местного самоуправления, является видом юридической ответственности, применяемой в праве….
1) административном 2) гражданском 3) уголовном 4) трудовом
№ 24. Согласно законодательству РФ бесплатную судебную защиту адвокат обязан осуществлять по делам…..
№ 25. Какое из правонарушений является административным?
1) сбор подписей избирателей в запрещенном месте
2) хищение имущества, принадлежащего преступнику
3) фальсификация итогов избирательной кампании
4) публикация статьи, порочащей честь гражданина
№ 26. Понятие «исковое заявление» относится к деятельности….
1) Федерального Собрания 2) Правительства 3) суда 4) Совета безопасности
№ 27. Как называется отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственной власти?
1) конституционное право 3) гражданское право
2) административное право 4) семейное право
№ 28. Как называется отрасль права, которая регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения?
1) конституционное право 3) гражданское право
2) административное право 4) семейное право
№ 29. Понятие «аренда» является одним из основных понятий…
1) семейного права 2) гражданского права 3) обязательственного права 4) трудового права
№ 30. Совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений, называется…..
1) нормой права 2) институтом права 3) источником права 4) отраслью права
№ 31. Обязательное правило поведения, выраженное в государственных актах, охраняемое государством, называется…….
1) нормой морали 2) эстетической нормой 3) нормой права 4) традиционной нормой
№ 32. Право как социальный регулятор всегда….
1) исполняется всеми гражданами
2) является воплощением идеала справедливости
3) охраняется силой государства
4) поддерживается общественным мнением
№ 33. Совокупность обязательных к исполнению правил (норм), устанавливаемых государством. Какому понятию соответствует это определение?
1) гражданство 2) политика 3) власть 4) право
№ 34. В Уголовном кодексе РФ содержатся нормы, предусматривающие ответственность за….
1) нарушение условий договора поставки.
2) превышение установленной скорости движения для водителей.
3) отсутствие на рабочем месте без уважительной причины.
4) размещение в Интернете порочащей гражданина информации.
№ 35. Производственное объединение предъявило иск фирме-поставщику о ненадлежащем исполнении договора поставки. Данное дело будет рассматриваться в суде….
1) конституционном 2) арбитражном 3) мировом 4) уголовном
№ 36. Низшим, первичным, структурным звеном в системе российского права является
1) институт права 2) отрасль права 3) правовая норма 4) подотрасль права
№ 37. В каком случае необходимо обратиться к нотариусу?
1) гражданке К. необходимо составить жалобу на руководство учреждения, в котором она работает
2) гражданин М., будучи свидетелем правонарушения, решил получить консультацию о своих правах, если он решит дать показания в суде
3) гражданке Д. нужно заверить доверенность на право управлять принадлежащим ей автомобилем своему сыну
4) гражданка М. решила подать жалобу на действия сотрудников милиции, которые, по ее мнению. нарушили ее права
№ 38. Право — это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый….
1) исключительно силой общественного мнения
2) мнением авторитетных людей
3) привычками и традициями людей
4) силой государственного принуждения
№ 39. Порядок взаимодействия муниципальных органов управления образованием со средней общеобразовательной школой регулируется правом……
1) гражданским 2) государственным 3) административным 4) трудовым
№ 40. К отраслям частного права юристы относят право…..
1) гражданское 2) административное 3) финансовое 4) конституционное
№ 41. Гражданско-правовая ответственность наступает за….
1) нарушение санитарных норм, установленных для очистных сооружений
2) нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины
3) совершение преступления, связанного с хищением имущества
4) нарушение договорных обязательств имущественного характера
№ 42. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах относится к правонарушениям………
1) гражданским 2) административным 3) дисциплинарным 4) финансовым
№ 43. Видом ответственности, применяемой только при дисциплинарном правонарушении, является…..
1) выговор 3) лишение специального права
2) конфискация имущества 4) возмещение расходов потерпевшим
№ 44. Право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться своим имуществом регулируется нормами…
1) наследственного права 3) административного права
2) жилищного права 4) гражданского права
№ 45. Какой вид ответственности применяется только при гражданском правонарушении?
1) административный арест 3) ограничение свободы
2) исправительные работы 4) публикация опровержения
№ 46. Какая отрасль права регулирует управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти?
1) гражданское право 3) конституционное право
2) административное право 4) уголовное право
№ 47. Право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться своим имуществом регулируется нормами….
1) гражданского права 3) административного права
2) наследственного права 4) жилищного права
№ 48. Нормы права, в отличие от норм морали….
1) отражают представление о гармонии человека с природой
2) выражают общественное мнение
3) препятствуют социальным изменениям
4) содержатся в нормативных актах
№ 49. Какая отрасль права регулирует управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти?
1) гражданское право 3) административное право
2) конституционное право 4) уголовное право
№ 50. Признаком права, отличающим его от других видов социальных норм, является….
1) формальная неопределённость
2) рациональный характер
3) обеспеченность исполнения силой государства
4) социальная значимость
Ответы на задания № 17 ЕГЭ по обществознанию по теме «Право»
№1. 4
№2. 2
№3. 1
№4. 4
№5. 1 №6. 2
№7. 2
№8. 2
№9. 3
№10. 2
№11. 2
№12. 2
№13. 2
№14. 4
№15. 2
№16. 4
№17. 4
№18. 2
№19. 3
№20. 2
№21. 1
№22. 2
№23. 2
№24. 2
№25. 1 №26. 3
№27. 2
№28. 3
№29. 2
№30. 4 №31. 3
№32. 3
№33. 4
№34. 4
№35. 2 №36. 3
№37. 3
№38. 4
№39. 3
№40. 1
№41. 4
№42. 2
№43. 1
№44. 4
№45. 4 №46. 2
№47. 1
№48. 4
№49. 3
№50. 3
infourok.ru
Право в системе социальных норм. Источники права.
Право в системе социальных норм. Источники права. 1 вариант
1. Одной из форм выражения права является
1) традиция 2) диспозиция 3) гипотеза 4) прецедент
2. Исключительным признаком федерального закона как источника права в РФ является
1) принимается Федеральным Собранием РФ
2) не должен противоречить Конституции РФ
3) обязателен к исполнению на территории РФ
4) принимается на основании указа Президента РФ
3. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., является примером
1) договора с нормативным содержанием
2) нормативно-правового акта
3) административного прецедента
4) нормы делового обыкновения
4. В России к подзаконным актам относят
1) кодексы 2) законы субъектов РФ 3) постановления Правительства РФ 4) Конституцию РФ
5. Юридическая ответственность характеризуется тем, что она
1) основана на применении к нарушителю моральных норм
2) налагается за действия субъекта
3) налагается любыми государственными органами
4) имеет государственно-принудительный характер
6. Какие из перечисленных ниже субъектов политической деятельности обладает правом законодательной инициативы?
1) инициативные группы граждан
2) депутаты Государственной Думы
3) общественные организации
4) политические партии
7. Что из перечисленного относится к полномочиям Президента Российской Федерации?
1) осуществление помилования
2) разработка федерального бюджета
3) проведение амнистии
4) осуществление надзора за соблюдением прав человека
8. Гарантом Конституции Российской Федерации выступает
1) Федеральное Собрание Российской Федерации
2) Президент Российской Федерации
3) Конституционный суд Российской Федерации
4) Председатель Правительства Российской Федерации
9. Верны ли следующие суждения об отраслях права?
А. К отраслям частного права относится предпринимательское, гражданское, семейное право.
Б. К отраслям публичного права относится конституционное, административное, уголовное право.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о праве?
А. Право является частью общечеловеческой культуры.
Б. Для человека современной культуры право является руководством в жизни и деятельности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ в иерархии правовых норм?
А. Ни одна норма права ни в одной сфере правового регулирования не может противоречить нормам Конституции.
Б. Особенность Конституции как нормативного акта высшей юридической силы состоит в невозможности изменить ни одну из содержащихся в ней норм.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о нормах права?
А. В ситуации, когда правовые нормы соответствуют требованиям морали, гражданину проще их принять и соблюдать.
Б. В правовых нормах выражено общественное мнение по поводу того или иного поступка.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о праве?
А. Право – это особый, неофициальный регулятор общественных отношений и показатель социального и культурного прогресса общества.
Б. С помощью права государственная власть переводит некоторые социальные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы представляют собой общеобязательные правила, охраняемые силой государства.
Б. Право, в отличие от морали, опирается на общечеловеческие ценности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения о праве?
А. Правовые нормы выражают государственную волю, за которой в демократическом обществе стоит воля народа.
Б. Все правовые нормы принимаются высшим судебным органом власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть В
1. Найдите в приведенном ниже списке отрасли частного права.
1) финансовое | 2) трудовое | 3) конституционное |
4) предпринимательское | 5) уголовное | 6) административное |
2. Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы.
1) имеет общеобязательный характер 2) обеспечивается силой государственного принуждения 3) за нарушение предусмотрены общественные санкции 4) вступает в силу с конкретного срока 5) закрепляется в актах в письменной форме 6) вводится в действие постепенно |
3. Выберите из предложенного признаки правового государства.
1) наличие системы налогов и сборов
2) разделение и независимость ветвей власти
3) система сдержек и противовесов ветвей власти
4) верховенство закона, его равное действие для всех
5) разветвленная система правоохранительных органов
6) соотношение национальной валюты с валютами других стран
4. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права.
1) совокупность представлений о добре и зле
2) общеобязательность выполнения
3) обеспеченность выполнения принудительной силой государства
4) форма общественного сознания
5) многократность применения
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) семейное право 2) предпринимательское право 3) частное право 4) трудовое право 5) гражданское право
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) судебный прецедент; 2) обычное право; 3) источники права; 4) нормативно-правовой акт; 5) международные правовые акты.
7. Запишите термин, пропущенный в таблице. Нормы морали
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ | ПРИЗНАКИ |
… | Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением |
Нормы права | Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государства |
8. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма».
1) установлена государством 2) имеет письменную форму 3) совокупность представлений о добре 4) содержит нормативно-правовые акты 5) исполняются в силу внутренних побуждений, привычки 6) охраняется и защищается государством 7) регулятор общественных отношений |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
9. Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. 2211
(A) Правовое государство — величайшее завоевание цивилизации. (Б) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (B) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (Г) Обрела самостоятельность и судебная власть.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
10. Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А) Для стабильности общества, думается, важно, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. (Б) Эксперты свидетельствуют, правонарушения часто совершаются людьми по незнанию. (В) Особенно опасен для государства и общества правовой нигилизм (Г) Правовой нигилизм — отрицание ценности права в сознании человека. (Д) Очевидно, общество не может двигаться вперед, если люди не будут доверять законам, стремиться строить по ним свою жизнь.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических положений
Право в системе социальных норм. Источники права. 2 вариант
1. Противоправными обычаями называются обычаи, которые
1) распространены в малой первичной группе
2) не соответствуют системе социальных ценностей общества
3) сохранились как пережиток родоплеменных отношений
4) распространены среди людей одной этнической общности
2. В системе источников современного российского права приоритет имеют
1) указы Президента РФ 2) постановления Правительства РФ
3) правовые прецеденты 4) федеральные законы РФ
3. Какое из перечисленных понятий обозначает форму (источник) права?
1) инструкция 2) прецедент 3) ритуал 4) церемония
4. Субъектом законодательной инициативы являются(-ется)
1) мэры городов федерального значения
2) депутаты Государственной Думы РФ
3) мировой судья
4) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах
5. Отличительной особенностью правовой нормы является
1) охрана интересов социально незащищённых слоёв населения
2) формальная определённость
3) избираемость применения
4) направленность на установление справедливости
6. Путём референдума в Российской Федерации принят(-а)
1) Трудовой кодекс Российской Федерации
2) Конституция
3) Закон «О средствах массовой информации»
4) федеральный бюджет
7. Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?
1) высшая юридическая сила, всенародное голосование, верховенство
2) правовой обычай, прецедент, нормативный договор
3) общественная опасность, противоправность, виновность
4) целесообразность, гуманность, справедливость
8. Устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, называют
1) нематериальными благами 2) правовым государством 3) социализацией 4) гражданством
9. Верны ли следующие суждения о праве?
А. В законе право приобретает свою определенность, точность, завершенность.
Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения об источниках права?
А. Нормативные акты как источники права в РФ многообразны: это и Конституция, и конституционный закон, и федеральный закон, и подзаконный акт.
Б. Все виды нормативных актов в РФ равнозначны по их юридической силе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения о нормативных правовых актах?
А. Различают следующие типы нормативных актов: конституция и иные законы, подзаконные акты.
Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются органами исполнительной власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о нормах права?
А. Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства.
Б. Нормы права закрепляют в официальных документах все моральные ценности общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о правовых актах?
А. Одним из признаков нормативных правовых актов является письменная форма.
Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения о нормативном правовом акте?
А. Любой нормативный правовой акт принимается законодательным органом власти.
Б. Любой нормативный правовой акт утверждается Президентом РФ.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения об источниках права?
А. К источникам (формам) права относят судебный прецедент.
Б. Источником национального права является международный правовой акт, ратифицированный парламентом государства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть В
1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право.
1) формулируется и поддерживается государством
2) существует как в устной, так и в письменной форме
3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)
4) относится к нормативной системе общества
5) определяет границы должного поведения людей
2. Найдите в приведённом ниже списке обязательные условия заключения брака, определённые законодательством РФ.
1) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов
2) добровольное согласие лиц, вступающих в брак
3) наличие жилья хотя бы у одного из будущих супругов
4) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов
5) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак
6) достижение брачного возраста
3. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права.
1) совокупность представлений о добре и зле
2) общеобязательность выполнения
3) обеспеченность выполнения принудительной силой государства
4) форма общественного сознания
5) многократность применения
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) нормативно-правовой акт 2) источник (форма) права 3) судебный прецедент 4) естественное право
5) правовой обычай
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Публичное право; 2) финансовое право; 3) административное право; 4) уголовное право; 5) конституционное право.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Жизнь; 2) личная неприкосновенность; 3) деловая репутация; 4) нематериальные блага; 5) свобода передвижения.
7. Запишите слово, пропущенное в схеме. публичное
… право | Совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего или общегосударственного интереса. |
Частное право | Совокупность отраслей права, регулирующих частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений в их имущественной деятельности и в личных отношениях. |
8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.
1) правовой статус | 2) конституция страны | 3) правовой обычай |
4) постановления правительства | 5) закон | 6) политическое участие |
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
9. Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) С появлением первых государств зародилось и право. (Б) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (В) Однако, она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (Г) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
10. Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Конституция является единым, обладающим особым юридическими свойствами нормативным правовым актом, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина. (Б) В Европе первыми писаными конституциями стали конституции Польши и Франции (В) Конституция РФ была принята на всенародном референдуме в декабре 1993 года (Г) Следует признать, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (Д) Думается, что могущественна не сама конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг Конституции.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
kopilkaurokov.ru
вопросы теории и практики (Фаткуллина Н.М.)
Все статьи Федеральный закон как источник права в системе российского законодательства: вопросы теории и практики (Фаткуллина Н.М.)
Закон как источник права, наряду с другими правовыми явлениями и понятиями, привлекал к себе внимание отечественных и зарубежных ученых. Отечественные ученые-юристы XIX — начала XX в. разрабатывали «целостные системные учения о законе, включающие вопросы понятий и признаков закона, его видов и соотношения с другими актами государства и формами права, образования закона (законодательного процесса) и его действия» [8, с. 7].
Мировой опыт показывает, что без абсолютного, отражающего потребности развития общества законодательства невозможно эффективно оказывать воздействие на экономику, гарантировать права и свободы личности, функционировать институтам народовластия, оберегать природу, устанавливать порядок и дисциплину в обществе.
Основатель русского законоведения Л.А. Цветаев считал, что закон есть «правило действий и отношений между собой» [11, с. 35]. Другой исследователь учения о законе З.А. Горюшкин полагает, что закон в узком понимании «все те постановления, которые ни в какое время не могут применяться» [4, с. 75]. По его трактовке, закон — истина, выведенная из существа вещей; закон постоянен и неизменен, содержанием закона выступают субъективные права, истолковываемые как необходимые. Закон, в трактовке А.П. Куницина, обозначает границы свободы, нарушая которые ущемляются свободы других. В работах М.М. Сперанского «Записка об устройстве судебных и представительных учреждений в России» (1803) и «Введение к уложению государственных законов» прослеживаются идеи разделения властей, а также систематизации законодательства. Под влиянием воззрений немецких философов Г. Гегеля и Ф. Савиньи русский ученый-законовед К.А. Неволин выдвигает идею положительного закона. «В целом идея закона воплощается в положительном законодательстве в историческом процессе, постепенно во времени, на разных пространствах и по-разному, в зависимости от особенностей характера народа» [9, с. 33].
Проблеме закона во второй половине XIX в. большое внимание уделял представитель естественно-правовой школы Б.Н. Чичерин. Он затрагивает важные вопросы государства и права, такие как классификация законов, их образование и действие: «Человеческий закон есть постоянное правило жизни. Юридический закон есть принудительное правило, определяющее права и обязанности лиц» [12, с. 33]. Законы он разделяет по форме, степени силы, времени действия, пространству. В его учении прослеживается влияние немецких философов, а именно Г. Гегеля, по мысли которого государство и закон имеют наивысшее значение и выражают высшую цель. Свобода лица, частный закон — главное в государственном законе.
Основатель юридического позитивизма в России Г.Ф. Шершеневич понимает закон как по одну из форм права: «Закон — норма права, правило общежития, поддерживаемое государственной властью» [13, с. 368]. Ученый в исследованиях рассматривает вопросы образования законов, их виды, классификацию и соотношение закона с другими источниками права и т.д.
Развитие учений о законе в русской юриспруденции исходило из материального содержания закона через идеи правды, объединяющей истину и справедливость, свободы и равенства к формализации его понятия, обращения закона в пустую форму, наполняемую любым содержанием, будь то воля носителя верховной власти, государства, иных существующих или несуществующих субъектов или же общая воля народа.
В современной России законодательство является важным и эффективным инструментом государственного регулирования общества, охватывающим все основные пласты и сферы жизни. Российский ученый С.С. Алексеев определяет законодательство как «вся совокупность законов, действующих в стране» [2, с. 89]. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение федерального законодательства — совокупность законов, регулирующих основные области жизни общества, принимаемых Федеральным Собранием и действующих на всей территории страны.
Законодательство в Российской Федерации имеет двухуровневую структуру: федеральные законы принимаются федеральным парламентом и распространяются на всю территорию Федерации, а законы субъектов Федерации (принимаемые в соответствии с распределением компетенции между субъектами и центром) распространяются только на их территорию.
Закон может быть высокого качества при условии, что он отвечает общественным потребностям и реально регулирует общественные отношения в соответствии с поставленными целями. Полагаем, что законодательство в современном мире должно быть динамичным, стабильным.
Источники права Российской Федерации систематизированы, и у каждого из них есть определенное место в этой системе.
Закон как источник права следует отличать от иных правовых актов — индивидуальных, содержащих не норму права, а предписание по конкретным вопросам и их интерпретацию, в которых дается только разъяснение действующей нормы. Закон действует постоянно и регулирует неопределенное число случаев.
А.И. Абрамова, Т.В. Губаева, А.В. Мицкевич и др. выделяют три преимущества нормативного правового акта перед другими источниками права:
1) государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса;
2) в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм;
3) на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением [1, с. 69].
Понятие «федеральный закон» впервые появляется в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., позже в Конституции Российской Федерации 1978 г. в редакции 1992 г. В юридической литературе есть множество мнений о принадлежности федерального закона как источника права к конституционному праву России. О.Е. Кутафин федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы, относит к источникам конституционного права и отдает главное место федеральным законам после Конституции, обосновывая тем, что «являясь высшей формой выражения государственной воли народа, федеральные законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу системы права» [7, с. 63]. С.С. Алексеев обособляет «конституционные (органические)» [2, с. 89] законы от федеральных. Их отличают вопросы, регулирующие каждый из этих видов законов. Конституционные (органические) законы, по его утверждению, регулируют, как и Конституция, вопросы правовых основ государства и его строя. Федеральные законы он относит к «обыкновенным законам» [2, с. 89], которые обладают высшей юридической силой, являются актами текущего законодательства и регулируют разные стороны жизни общества. Н.Е. Егорова рассматривает понятие «федеральное законодательство» в узком смысле, «в качестве одного из видов законов, принимаемых на федеральном уровне» [5, с. 23]. Термином «общефедеральные законы» [5, с. 23] она предлагает назвать федеральные законы в широком смысле и отнести к ним Конституцию РФ, законы о поправках к ней, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В.Н. Галузо в журнале «Государство и право» пишет о необходимости систематизации законодательства, принятии Федерального закона «О нормативно-правовых актах в Российской Федерации», необходимости в системе нормативных правовых актов предусмотреть конституционные законы РФ («КЗ РФ»). «Система нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы и по мере убывания может быть представлена следующим образом: Конституция РФ/КЗ РФ — ФКЗ РФ — ФЗ РФ» [3, с. 102].
Представляется, что федеральные законы являются конституционными источниками права, но законы, которые не содержат конституционно-правовых норм, не могут являться конституционными источниками права.
В Конституции Российской Федерации термин «федеральный закон» встречается 79 раз. Он используется в двух значениях: во-первых, в широком смысле, т.е. понятие «федеральный закон» включает в себя не только федеральные законы, но и федеральные конституционные законы. Во-вторых, термин «федеральный закон» имеет узкое значение, т.е. включает в себя собственное значение. Некоторые авторы в понятие «федеральный закон» включают поправки к Конституции Российской Федерации. Полагаем, что такие точки зрения нецелесообразны, так как порядок принятия и круг субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, разный.
Исходя из анализа Конституции Российской Федерации, возвращаясь к множествам мнений о месте и положении федерального закона в иерархии источников права России, федеральные законы можно разделить на: федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы различаются: 1) по юридической силе; 2) предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; 3) порядку принятия; 4) возможности применения президентом РФ в отношении их отлагательного вето [6, с. 19].
Конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации и отражают вопросы народовластия, государственного устройства, федеративных отношений. Процедура принятия федеральных конституционных законов сложнее в силу их важности. Федеральный конституционный закон должен быть одобрен большинством голосов обеих палат Федерального Собрания. Исходя из положения, что федеральный конституционный закон одобряется большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, президент страны не может воспользоваться отлагательным вето.
Федеральные законы регулируют вопросы предметов исключительного ведения Российской Федерации и вопросы совместного ведения Российской Федерации с субъектами Российской Федерации. Принятие федерального закона не требует по Конституции большинства голосов Федерального Собрания. Президент вправе наложить вето на федеральный закон.
В настоящее время федеральные законы представляют собой один из видов нормативно-правовых актов, принимаемых на федеральном уровне по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Количество принимаемых федеральных законов огромно.
До введения в действие Конституции РФ и принятия Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25.05.1994 [10] (в ред. от 23.04.1999, от 04.10.2011, от 14.12.2012) в Российской Федерации принимались законы со статусом «Закон РФ». Термин «федеральный закон» употребляется только к тем законам, которые изданы после принятия Конституции РФ 1993 г. Все ранее принятые нормативно-правовые акты называются законами Российской Федерации, а некоторые именуются еще законами РСФСР. Кроме законодательных актов со статусом «Закон РФ», принимались нормативно-правовые акты со статусом «Закон СССР» и «Закон РСФСР». Введение в действие Федерального закона от 25.05.1994 повлекло следующие последствия: нормативно-правовые акты со статусами «Закон СССР», «Закон РСФСР» и «Закон РФ» более не принимались, стали приниматься нормативно-правовые акты с иными статусами — «Федеральный конституционный закон Российской Федерации» («ФКЗ РФ»), «Федеральный закон Российской Федерации» («ФЗ РФ»).
Первый федеральный закон РФ («N 1-ФЗ») — Федеральный закон РФ «О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994 года» — датирован 10.04.1994 [10]. Первый федеральный конституционный закон РФ («N 1-ФКЗ») — Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (изменения и дополнения уже вносились десять раз) — был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24.06.1994.
Таким образом, с 15 июня 1994 г. система нормативно-правовых актов, в зависимости от их юридической силы и по мере ее убывания, выглядела следующим образом: Конституция РФ — ФКЗ РФ — ФЗ РФ — З РФ (З СССР, З РСФСР). Для всех четырех разновидностей нормативно-правового акта применимо использование термина «закон».
Подобное положение сохранялось до 20 марта 1998 г. — даты вступления в юридическую силу Федерального закона РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации» от 06.02.1998. В ст. 2 вышеуказанного Закона РФ речь идет о новой разновидности нормативно-правового акта — законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Список литературы
1. Абрамова А.И., Губаева Т.В., Мицкевич А.В. и др. Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. проф. А.С. Пиголкина. Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. М.: Формула права, 2000. С. 604.
2. Алексеев С.С. Государство и право: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Проспект, 2007. С. 148.
3. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Гос-во и право. 2014. N 11.
4. Горюшкин З.А. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным преподавателем сея науки в Московском университете и Благородном пансионе, при нем учрежденном. М.: в Универ. тип., 1811. С. 388.
5. Егорова Н.Е. Правовая природа федерального закона как источника конституционного права России. Брянск: Курсив, 2010. С. 162.
6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. С. 578.
7. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т. Т. 2. Источники конституционного права: моногр. М.: Проспект, 2011. С. 352.
8. Лукьянова Е.Г. Учение о законе в русской юриспруденции: моногр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 160.
9. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения // Правоведение. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 1997. С. 399.
10. Собрание законодательства РФ. 1994. N 1. Ст. 1; N 8. Ст. 801; 1998. N 10. Ст. 1146; 1999. N 43. Ст. 5124; 2001. N 7. Ст. 607; N 51. Ст. 4824; 2004. N 24. Ст. 2334; 2005. N 25. Ст. 1273; 2007. N 7. Ст. 829; 2009. N 23. Ст. 2754; 2010. N 45. Ст. 5742; 2011. N 1. Ст. 1; N 43. Ст. 5977; 2012. N 53 (Ч. I). Ст. 7572; ст. 7579; 2013. N 14. Ст. 1637.
11. Цветаев Л.А. Начертание теории законов / изданное надворным советником, прав знатнейших древних и новых народов профессором п.о. и кавалером Львом Цветаевым. М.: Универ. тип., 1816. С. 377.
12. Чичерин Б.Н. Общее государственное право / под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М.: Зерцало; Гарант, 2006. С. 505.
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1-4. М.: бр. Башмаковы, 1910 — 1912. С. 833.
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
тест Общая теория правоведения
Общая теория правоведения
№ 1. Исключительным признаком федерального закона как источника права в РФ является
1) принимается Федеральным Собранием РФ
2) не должен противоречить Конституции РФ
3) обязателен к исполнению на территории РФ
4) принимается на основании указа Президента РФ
№ 2. В системе источников современного российского права приоритет имеют
1) указы Президента РФ 2) постановления Правительства РФ
3) правовые прецеденты 4) федеральные законы РФ
№ 3. Субъектом законодательной инициативы являются(-ется)
1) мэры городов федерального значения
2) депутаты Государственной Думы РФ
3) мировой судья
4) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах
№ 4. Какова правильная последовательность принятия закона в РФ?
1) предложение закона Правительством — рассмотрение его Президентом — утверждение в Федеральном Собрании — опубликование
2) принятие законопроекта Государственной Думой — одобрение Советом Федерации — подписание Президентом — опубликование
3) предложение закона Президентом — утверждение Правительством — подписание главами палат Федерального Собрания — опубликование
4) рассмотрение законопроекта Президентом — обсуждение в Федеральном Собрании — подписание Правительством — опубликование
№ 5. Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?
1) высшая юридическая сила, всенародное голосование, верховенство
2) правовой обычай, прецедент, нормативный договор
3) общественная опасность, противоправность, виновность
4) целесообразность, гуманность, справедливость
№ 6. Верны ли следующие суждения о праве?
А. Право – это особый, неофициальный регулятор общественных отношений и показатель социального и культурного прогресса общества.
Б. С помощью права государственная власть переводит некоторые социальные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
№ 7. Верны ли следующие суждения о законотворческом процессе в РФ?
В РФ правом законодательной инициативы по Конституции наделены
А. представители товариществ собственников жилья.
Б. члены Совета Федерации.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
№ 8. В структуру законодательной власти РФ входит
1) Федеральное агентство по налогам и сборам РФ
2) Государственная Дума РФ
3) Администрация Президента РФ
4) Правительство Московской области
Ответы..№1-1…№2-4…№3-2…..№4-2…№5-4..№6-2…№7-2….№8-2
www.metod-kopilka.ru
2. Закон как источник права. Виды законов в рф
Закон – это принятый в особом порядке нормативный юридический акт высшего государственного органа (или непосредственно народа), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы страны.Признаки закона:
1. Закон – юридический акт, всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения.
2. Закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума). Процедура принятия, изменения и дополнения закона строго регламентирована.
3. Закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, все иные акты «ниже» закона, находятся «под» ним, должны ему соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. Кроме того, его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего его.
4. Закон – нормативный акт, который издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни по основным, ключевым вопросам жизни страны, экономическим, политическим, социальным вопросам.
5. Закон содержит первичные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются и развиваются в подзаконных актах.
6. Выражает волю большинства (народа или его представителей).
В правовом государстве законы должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы.
Виды законов. Законы подразделяются на:конституционные законы и обыкновенные (или текущие).
К конституционным законамотносят саму Конституцию, законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции, и законы, необходимость которых предусматривается самой конституцией (например, Закон о Правительстве РФ). Конституция – это основной закон государства, определяющий его правовую основу, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя.
Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции и конституционным законам.
В зависимости от органов, издавших закон, а также от территории, на которую он распространяется, следует различать:
а) федеральные законы– те, которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием – и распространяются на всю территорию РФ;
б) законы субъектов федерации – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республикам, другим субъектам федерации и распространяются только на их территорию. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы(административные; гражданские и т.д.) имежотраслевые законы, в которых содержаться нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, др. отраслей права).
studfiles.net
3. Источники права в Российской Федерации
Источниками права в Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай.
Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы системы источников правовых норм. Основным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции прав и свобод человека высшей ценностью, а защиты прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (ст. 2).
Данное положение Основного Закона исходит из понимания того, что основные права и свободы человека имеют естественный неотчуждаемый характер, присущий природе человеческой личности, то есть эти права и свободы человека возникают и существуют не по волеизъявлению государства (законодателя). Признание достоинства личности, ее неотъемлемых прав и свобод является основой свободы, равенства и справедливости. Конституция объявляет, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Значит, никакой закон, тем более подзаконный правовой акт, не может попирать основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в
Конституции и в международных обязательствах государства. Осуществляя свои права и свободы, человек непосредственно руководствуется ими, его поведение считается правомерным. Поэтому основные права и свободы человека — это основа законов, их смысла и содержания, а следовательно, источник законности иных источников права.
Важнейшим конституционным принципом системы источников права является положение о том, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Данный принцип означает, что Конституция обладает верховенством над законами и подзаконными правовыми актами. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.
Прямое действие Конституции означает, что данное положение подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов, то есть если конкретизирующего нормативного акта нет, то правоприменительные органы обязаны принять необходимое решение непосредственно, ссылаясь на Конституцию. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении N 8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил, что «суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
— когда закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
— когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
— когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
— когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения».
Следующим фундаментальным принципом системы права является конституционное положение приоритета международного права перед национальной правовой системой Российской Федерации. Закрепленное в Конституции положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, имеет важные правовые последствия. Во-первых, правоприменительные органы, включая Конституционный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Во-вторых, физические и юридические лица вправе на основе данного конституционного положения апеллировать к нормам международного права в целях защиты своих прав.
Если нормы национального (внутригосударственного) права противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права, то применяются правила, установленные нормами международного права. Конституционный Суд РФ, рассматривая конкретные дела, часто обосновывал свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.
Нормативно-правовые акты. В нашей стране основным источником права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:
— Конституция РФ;
— федеральные конституционные законы;
— федеральные законы;
— нормативные указы Президента РФ;
— постановления Правительства РФ;
— нормативные акты министерств и ведомств РФ;
— законы субъектов РФ;
— подзаконные акты органов власти субъектов РФ;
— нормативные акты органов местного самоуправления.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Законы занимают основное (ведущее) место в системе нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны в основном конкретизировать нормативные установления законов. Таким образом, закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти (или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
В зависимости от места и роли в системе действующего законодательства законы подразделяются на конституционные и текущие.
Конституционные законы служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся конституция и законы, которые вносят в нее изменения и дополнения, а также законы, прямо предусмотренные конституцией.
Конституция — это Основной Закон государства. Она является источником права высшей юридической силы и составляет нормативную базу для всего текущего законодательства страны. Она закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, систему органов государственной власти, принципы организации местного самоуправления.
Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны общественной и государственной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты — это акты органов государственной власти и управления, изданные в соответствии с законами Российской Федерации и не противоречащие им. К ним относятся: нормативные постановления представительных законодательных органов; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные приказы, инструкции, положения министерств и ведомств; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управления субъектов в составе Российской Федерации; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и местного самоуправления.
Юридический прецедент. В отечественной юридической науке до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, является ли источником права юридический прецедент. Такое положение вещей обусловлено тем, что в юридической теории и на практике до сих пор продолжает господствовать нормативистский (позитивистский) подход к праву, доставшийся нам в наследство от прежнего советского режима.
Советская власть категорически не воспринимала судебную практику в качестве источника права, потому что решения суда были неприемлемы для тоталитарного режима в качестве источника права, так как органы судебной власти в силу их большей независимости и квалификации могли принимать решения, неугодные господствовавшему режиму.
Таким образом, с теоретической и практической точек зрения нормативистский подход к праву обусловил непризнание судебной практики в качестве источника права.
С закреплением принципа разделения властей в Конституции РФ 1993 года (ст. 10) судебная власть в нашей стране стала одной из ветвей государственной власти, которая самостоятельно, независимо от других ветвей власти может осуществлять правосудие. Признавая в судебной системе самостоятельную ветвь государственной власти, мы тем самым признаем допустимость принятия судами правовых норм. Разрешение конкретной спорной жизненной ситуации осуществляется судом в виде судебного решения. Такое решение является правилом поведения, обладающим принудительной силой. Однако не каждое решение суда является источником права. Источниками права не являются правоприменительные акты индивидуального значения, которые адресованы конкретным субъектам правоотношений и носят единичный характер. Источниками права признаются некоторые нормативные правовые акты высших судебных органов Российской Федерации.
Нормотворческая роль высших органов судебной власти предусматривается Конституцией РФ, которая закрепляет, что Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению (ст. 125 Конституции). Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция.
Таким образом, решение Конституционного Суда об отмене нормативного правового акта или отдельных его положений является источником права и общеобязательно для исполнения.
Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ (ч. 5 ст. 125). Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Закона о Конституционном Суде РФ).
Источниками права являются некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, имеющие значение субсидиарных правоположений. Например, таковым является Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», которое разъяснило, что суд, разрешая дела, применяет непосредственно Конституцию РФ, если придет к выводу, что федеральный закон или закон субъекта Федерации противоречит Конституции РФ.
Имеющие место в научной литературе требования отдельных ученых-юристов признать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации источниками права не следует считать правильными, так как это нарушает конституционный принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции).
Развитие прецедентного права в Российской Федерации будет способствовать усилению охраны прав и свобод граждан, придаст больший динамизм правовой системе, значительно изменит к лучшему соотношение между субъективным и объективным правом.
Правовой обычай. В российской правовой системе юридический обычай как источник права занимает незначительное место, то есть действует только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, например, ссылка на применение правового обычая содержится в действующем гражданском законодательстве (ст. 5 Гражданского кодекса РФ «Обычаи делового оборота»), где говорится, что «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Например, Кодекс торгового мореплавания (ст. 132) закрепляет положение о том, что в случае отсутствия правовой нормы, регулирующей правила погрузки и разгрузки судов и размер платы за их простой, применяются правила, сложившиеся в данном порту.
25
studfiles.net
Закон как источник права. Виды законов в РФ
Количество просмотров публикации Закон как источник права. Виды законов в РФ — 728
Закон— ϶ᴛᴏ принятый в особом порядке нормативный юридический акт высшего государственного органа (или непосредственно народа), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы страны.
Признаки закона:
1. Закон – юридический акт, всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения.
2. Закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума). Процедура принятия, изменения и дополнения закона строго регламентирована.
3. Закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, все иные акты ʼʼнижеʼʼ закона, находятся ʼʼподʼʼ ним, должны ему соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. Вместе с тем, его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего его.
4. Закон – нормативный акт, который издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни по основным, ключевым вопросам жизни страны, экономическим, политическим, социальным вопросам.
5. Закон содержит первичные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются и развиваются в подзаконных актах.
6. Выражает волю большинства (народа или его представителей).
В правовом государстве законы должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы.
Виды законов. Законы подразделяются на: конституционные законы и обыкновенные (или текущие).
К конституционным законам относят саму Конституцию, законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции, и законы, крайне важно сть которых предусматривается самой конституцией (к примеру, Закон о Правительстве РФ). Конституция — ϶ᴛᴏ основной закон государства, определяющий его правовую основу, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя.
Обыкновенные законы — ϶ᴛᴏ акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Οʜᴎ, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции и конституционным законам.
Учитывая зависимость оторганов, издавших закон, а также от территории, на которую он распространяется, следует различать:
а) федеральные законы – те, которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием – и распространяются на всю территорию РФ;
б) законы субъектов федерации – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республикам, другим субъектам федерации и распространяются только на их территорию. Οʜᴎ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы (административные; гражданские и т.д.) и межотраслевые законы, в которых содержаться нормы нескольких отраслей права (к примеру, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, др.
Размещено на реф.рф
отраслей права).
referatwork.ru