Интеллект в чем измеряется – Диагностика интеллекта. Представления об интеллекте и его структуре. Психометрический интеллект. Возможности теста в измерении интеллекта.

Содержание

Высокий интеллект — признаки. IQ-тест. Что такое интеллект, и как его развивать

Вы никогда не задавались вопросом, почему некоторые люди способны быстро находить верные решения в любой ситуации, в то время как другие теряются при возникновении сложностей? Здесь дело не только в особенностях характера. Самое главное, что отличает нас друг от друга — это интеллектуальные способности, которые имеет отдельный индивид. В рамках данной статьи рассмотрим, что такое интеллект и как его развивать.

Что такое интеллект?

Интеллект — это совокупность способностей, позволяющих решать задачи, разрешать проблемы, познавать мир. Именно познание дает нам информацию об окружающих нас закономерностях. Интеллект представляет собой комплекс познавательных процессов: мышление, память, воображение, восприятие, ощущение, представление.

Понятие интеллекта появилось в конце 19 века, а ввел его ученый Ф. Гальтон. Изучением интеллекта занимались разные ученые: Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, А. Бине и др. Все они считали, что умственные способности человека — это сложная система, которая используется только частично. Интеллектуальные способности не возникают случайно, они нарабатываются на протяжении многих лет.

Так что же такое интеллект, и как его развивать? Интеллект — это не врожденные качества человека, а приобретенные. Благоприятными обстоятельствами для развития высокого уровня интеллектуальных способностей является генетическая предрасположенность. Если есть способности к развитию, тогда сам процесс познания будет проходить быстрее и плодотворнее. Человек с хорошей памятью, например, имеет большое преимущество перед человеком с плохой памятью. В этом случае цепочка задач, которые необходимо решить, будет анализироваться намного быстрее. Так как технология отбора закономерностей и инструкции решения задач зафиксированы в памяти человека. Хорошо развитая память, мышление и логика — это признаки высокого интеллекта.

Виды интеллекта

В зависимости от области применения мыслительных способностей в психологии выделяют несколько видов интеллекта.

Логический интеллект

Основан на решении математических задач. Операции с цифрами и поиск закономерностей — это основная область применения данного вида интеллекта. Развитие логических навыков начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь.

Пространственный интеллект

Заключается в наблюдении за определенным процессом с целью его самостоятельного повторения. В данном случае можно выделить несколько категорий:

  • Физический интеллект. Заключается в умении управлять своим телом, повторять и разучивать сложные танцевальные движения, развивать умения быстро реагировать, перестраивая свое тело в нужную позицию.
  • Социальный интеллект. Характеризуется способностью человека находить общий язык с другими членами общества.
  • Духовный интеллект. Заключается в самосовершенствовании и самопознании. Человек всегда должен прогрессировать и стремиться к поставленной цели, достижение которой возможно только при постоянном саморазвитии.
  • Творческий интеллект. Предполагает наличие у человека творческого таланта в определенной области: музыке, литературе, изобразительном искусстве и т. д.
  • Эмоциональный интеллект. Заключается в умении человека аналитически мыслить, осознавать свои потребности и искать способы и методы их удовлетворения. Очень важно уметь общаться с другими членами общества, чувствовать их настроение и анализировать их поведение, это тоже признаки высокого интеллекта. На основе этого происходит формирование продуктивного взаимодействия.

Мышление и интеллект

Эти два понятия очень близки по определению, но имеются и значительные отличия. Если заменить эти понятия синонимами, тогда станет понятно, в чем отличие между терминами. Понятие интеллект сопоставимо с понятием «ум». Умный человек — это человек с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Мышление — это «обдумывание». Таким образом, интеллект выступает в роли свойства, характеристики человека, а мышление подразумевает действие, процесс.

Человек, имеющий высокий уровень интеллекта, способен к продуктивному мышлению. А мышление — это процесс реализации интеллектуальных способностей.

Тест для проверки уровня интеллекта

Проверить уровень интеллекта можно при помощи онлайн IQ-теста. Вопросы в тесте подобраны таким образом, чтобы можно было продиагностировать уровень развития интеллектуальных способностей. Диагностика уровня интеллекта проводится комплексно. Человеку предлагается решить несколько задач в течение определенного времени.

  • Задачи с числами. Дается несколько чисел и пустое окно, в которое необходимо вставить недостающее число. Чтобы понять какое число вставить, нужно выстроить логические цепочки взаимодействия между имеющимися числами.
  • Задачи с картинками. Это задание на логику и внимание. Необходимо понять, какой картинки не хватает в ряду, опираясь на соседние изображения.
  • Задачи на составление слов из списка букв.
  • Задачи на продолжение списка букв. Иногда буквы соответствуют порядковому числу алфавита, в других случаях подразумевается составленное из них слово.

В зависимости от количества правильных ответов, выставляется общий балл, который дает характеристику интеллектуальных способностей человека. Измерение коэффициента интеллекта не должно проводиться только после одного теста. Тестирование должно быть комплексным. А как определить интеллект самостоятельно? Для этого есть специальные программы, состоящие из серии тестов. Не обязательно обращаться куда-либо для проведения таких тестов. Можно сделать это самостоятельно. Перед началом тестирования позаботьтесь о том, чтобы вам никто и ничто не мешало.

Люди с высоким уровнем интеллекта

На нашей планете находится всего 3 % людей, которые обладают уровнем IQ больше 130. Практически все они посвятили свою жизнь изучению определенной области, в которой достигли немалых высот. Среди этих людей есть всемирно известные личности:

  • А. Эйнштейн — IQ 170-190;
  • Бил Гейтс — IQ 160;
  • Стивен Хокинг — IQ 160;
  • Эндрю Уайлс — IQ 170;
  • Гарри Каспаров — IQ 190;
  • Ким Унг-Йонг — IQ 210;
  • Кристофер Майкл Хирата — IQ 230.
  • Теренс Тао — IQ 230.

Нарушение интеллекта

Существуют врожденные дефекты, которые отрицательно влияют на развитие интеллекта малыша. Нарушения работы головного мозга или других важных отделов организма может привести к умственной отсталости. Это болезнь на научном языке называется олигофренией.

Врожденные отклонения у детей официально принято подразделять на 3 категории:

  • Дебильность. Трудовая деятельность возможна, но ее выбор ограничен.
  • Имбецильность. Способность к труду отсутствует полностью, но человек может самостоятельно себя обслуживать.
  • Идиотия. Самообслуживание невозможно.

Умственные отклонения могут возникнуть и у взрослого человека. Этот процесс называется деменцией, наступает он, как правило, в пожилом возрасте. Симптомы умственной отсталости проявляются в частичной потере памяти, человек перестает применять ранее приобретенные навыки, эмоциональный мир становится скудным и однообразным, наблюдается безразличие к происходящим вокруг процессам и ко всему миру в целом. Формулировка мыслей затруднена, мышление становится непродуктивным.

Как развивать интеллект?

Если ваш интеллект находится на низком уровне, это еще не значит, что вы умственно отсталый. Это может означать лишь то, что запас знаний и умений слишком скудный. Для развития интеллектуальных способностей необходимо тренировать свои умения: развивать память, мышление, логику и т. д.

Ежедневные тренировки и умственные нагрузки позволят расширять кругозор, познавать новые сферы жизни и открывать для себя ранее неизученные области. Чтение книг, например, не только принесет вам новую информацию, но и будет способствовать расширению словарного запаса. Решение логических задач разной направленности будет стимулировать развитие аналитико-синтетических способностей, позволит открывать новые логические цепочки.

Изучение иностранных языков очень полезно не только для тренировки памяти, но и для изучения культуры других народов. Намного приятнее читать произведения иностранных авторов не в переводе, а в оригинале. Иностранный язык — это не только передача информации, это еще и своеобразный образ мышления.

Возможности интеллекта

Ученые считают, что человек неполноценно использует весь потенциал своих физиологических возможностей. Интеллект — это свойство, которое при желании можно развить до очень высокого уровня. Постоянные тренировки ума обязательно дадут результаты. Верхнего предела уровня интеллекта просто не существует.

Некоторые считают, что нужно родиться со способностью, чтобы в будущем она могла развиваться. Это не совсем верно. Художник или музыкант живет в каждом из нас, но не каждый обращает на это внимание. Все дело в жизненных интересах. У кого-то есть большое желание заниматься изобразительным искусством, но нет таланта. В процессе обучения появляются способности, которые позволяют создавать шедевры искусства.

Искусственный интеллект

В настоящее время ведется активная работа ученых по созданию искусственно интеллекта, но все виды ИИ ограничиваются только узкой специализацией. Например: программа, способная обыграть человека в онлайн-игру, не может выполнять другие команды. Разберемся, что представляет собой ИИ.

Искусственный интеллект — это способность мыслить и принимать решения на основании сложившихся обстоятельств, которой наделен механический объект. Проще говоря, человек хочет создать машину, которая будет так же разумна, как любой из нас. Каждый год ведущие мировые державы тратят значительные средства на создание таких машин, но полноценный искусственный интеллект в настоящее время еще не создан.

Многие считают, что машины, имеющие признаки высокого интеллекта, представляют большую опасность для человечества. Если будет создан умный компьютер, который сможет управлять другими устройствами в своих интересах, тогда ход его действий станет непредсказуем, а значит, опасен для всего живого.

Интересные факты

Определение уровня интеллекта происходит комплексно. Человеку предлагается пройти несколько тестов, направленных на проверку мышления, логики, памяти и других признаков высокого интеллекта. После этого результаты обрабатываются, и выставляется средняя оценка за все уровни проверки. Если у человека уровень интеллекта выше среднего, тогда, как правило, он одинаково умело справляется со всеми видами заданий.

Согласно статистике, люди, имеющие высокий интеллект, имеют меньше проблем со здоровьем. Риск смерти, возникшей по неосторожности, намного ниже. Такие люди реже попадают в автомобильные аварии, так как ведут себя осторожно, аккуратно и внимательно. В момент возникновения критической ситуации люди с высоким интеллектом очень быстро реагируют и мгновенно ищут вариант действий.

Исследования, которые проводятся последние несколько десятилетий, показывают, что средний уровень IQ у людей увеличивается на 2-3 пункта каждые 10 лет. Скорее всего, это связано с доступом в Интернет, который дает возможность получить любую информацию. Люди стали умнее, чем несколько лет назад.

В заключение

Высокий уровень интеллекта — это залог долгой и комфортной жизни. Ведь именно умные, сообразительные люди занимают ведущие высокооплачиваемые должности в организациях. Стремление развиваться и улучшать свои навыки должно быть у каждого из нас, а начать это делать можно прямо сейчас.

fb.ru

Интеллект – виды, коэффициент, уровни и развитие

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне. Все аспекты данного вопроса будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

перейти наверх

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

перейти наверх

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

перейти наверх

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

перейти наверх

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

перейти наверх

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

перейти наверх

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

перейти наверх

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять стрессы.

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

перейти наверх

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

перейти наверх

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

перейти наверх

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

 

 

psymedcare.ru

Уровень интеллекта

Интеллект

Уровень интеллекта определяется множеством условий и факторов. Многое, конечно, зависит от самого человека, от его стремлений и усилий.

5 638

2 декабря 2015

Под уровнем интеллекта обычно понимается количественная оценка умственных возможностей личности. Интеллект всегда отражает способности человека к обучению и развитию. Чем более широкая картина мира формируется у отдельного индивида, тем более высоким можно назвать уровень IQ. Традиционно уровень интеллекта  измеряется тестом Айзенка, который формирует достаточно точный результат в количественных показателях. Исследование уровня интеллекта сегодня может пройти любой человек.

Показатели в единицах измерения

Традиционно принято считать высоким результатом исследования, если IQ человека равно 200 единицам. Таких людей на самом деле во всем мире немного. Как правило, они занимаются научной деятельностью или творчеством. Средний уровень интеллекта соответствует 90- 120 единицам. Данные показатели наблюдаются у большинства людей, живущих на земле. Низкий уровень интеллекта начинается с 70 единиц и опускается ниже. Вообще низкий интеллект говорит, как правило, о легкой или выраженной форме умственной отсталости.

Какие факторы оказывают влияние на уровень интеллекта?

Говоря о показателях выраженности интеллекта, нелишним будет упомянуть, какие составляющие находятся в основе развития умственных способностей.

  • Наследственность. В традиционной культуре принято полагать, что гены оказывают влияние на развитие интеллекта. С этим утверждением трудно спорить. Замечено, что в семьях с высокими показателями умственных способностей и дети растут более развитыми. Внимание, память, мышление, речь – все это проявляется у них в превосходной степени. В семьях, где оба родителя являются деградировавшими личностями, ребенок не будет получать никакого толчка к развитию. Возможно, это связано так же с тем, что ему никто не уделяет должного внимания.
  • Окружающая обстановка. Безусловно, маленького человека во многом формирует та атмосфера, в которой он находится и растет длительное время. Окружающая среда прививает ему свои ценности, стремления и задачи. Личность формируется только в обществе. Когда малыш с рождения испытывает на себе теплое отношение, он учится уважать и ценить собственное «я». Впоследствии из такого ребенка вырастает целостная личность, которая знает, в чем заключается ее предназначение и основная жизненная задача.
  • Раса, возраст и пол. Многочисленные исследования среди разных народов показывают, что все они развиты не одинаково. Больший уровень интеллекта замечен у европейцев, а меньший  у народов Африки.

Что касается возраста, то здесь специалисты единодушно сходятся во мнении, что со временем у человека угасают умственные способности. Происходит это по той причине, что взрослый человек мало сил вкладывает в самообразование, а уделяет большее внимание собственным детям. У детей, кстати, наблюдается быстрый рост умственных способностей – развитие идет постепенно, но верно.

Среди девочек много интеллектуально развитых личностей, но особых колебаний среди показателей их интеллекта не выявлено. Мальчики отличаются друг от друга степенью развития интеллекта больше: среди них много как очень умных, так и тех, кто существенно отстает в развитии.

Таким образом, уровень интеллекта определяется множеством условий и факторов. Многое, конечно, зависит от самого человека, от его стремлений и усилий.

Читать также:

Понятие интеллекта
Развитие интеллекта
Нарушение интеллекта

Сохранить статью

psyh.info

Что такое IQ-тесты и насколько они достоверны: измеряем интеллект

В современном мире отличным способом оскорбить собеседника по сети является комментарий по поводу его низкого IQ. Но мало кто представляет, что же на самом деле прячется за этой аббревиатурой и как именно можно измерить интеллект человека с помощью математики.

Василий Макаров

Что такое IQ: ума палата

Коэффициент интеллекта (англ. IQ, сокращение от intelligence quotient), иначе коэффициент умственного развития, является количественной оценкой уровня интеллекта человека. Он рассчитывается как отношение так называемого «умственного возраста» индивида к возрасту хронологическому. Иными словами, на одной чаше весов находится ваш биологический возраст, а на другой — уровень знаний, присущий среднестатистическому человеку в этом возрасте. Нельзя сказать, что если численный показатель IQ у одного человека больше, чем у другого, то он умнее своего оппонента: на самом деле все куда сложнее.

Люди предпринимали попытки оценить уровень умственного развития отдельно взятого человека с древнейших времен. С появлением в культуре понятия научного метода познания постепенно стали возникать тестовые системы, призванные сделать подобную процедуру универсальной и привести ее к определенному стандарту. В 1905 году французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон разработали тест, предназначающийся для оценки «возраста сознания» субъекта. Он был основан на ответах на ряд вопросов, которые потом сравнивались с биологическим возрастом опрашиваемого.

Во Франции начала XX века эта система оказалась успешной, и вскоре тест был переведен на английский язык. В 1915 году он был улучшен стэнфордским психологом Льюисом Терманом и получил новое название — «тест Стэнфорд-Бине». Он и стал наиболее распространенным методом измерения уровня интеллекта в США первой половины XX века. В 1995 году психолог и психиатр Дэвид Векслер внес собственный вклад, облагородив методику улучшенной структурой и добавив в нее невербальный компонент. Это сослужило тесту большую услугу: теперь пройти его могли даже те, кто не знал английского языка. Этот принцип сохранился по сей день: даже сейчас, когда мы слышим про IQ-тест, скорее всего речь идет именно о варианте Векслера.

Принцип работы IQ-тестирования

Как и большинство современных аналогов, он фиксирует способность субъекта отвечать на широкий спектр вопросов и сравнивает их со средним количеством ответов субъектов того же возраста. Современные онлайн-версии демонстрируют это особенно хорошо: один требует способностей к математике и числовому счету, другой представляет собой логическую головоломку и т. д.Основная идея заключается в том, чтобы измерить уровень критического мышления человека, а не просто его интеллектуальный багаж и способность хранить в памяти факты — это лишь параметр эрудиции.

Исследователи стараются подобрать такой набор вопросов, который отражал бы способности интеллекта в целом ряде категорий мышления, таких как пространственное мышление, вербальное узнавание, «рабочая» память и т. п. Но стоит учесть: как и любая стандартизированная система, тест на IQ не является совершенным способом измерения интеллекта. Она лишь показывает то, насколько хорошо человек отвечает на ряд вопросов, которые лишь косвенно отражают концепцию интеллекта в целом. Это верно хотя бы потому, что и само понятие «интеллект» все еще является предметом бурных дискуссий внутри научного сообщества, так что ни о какой подлинной универсальности речи быть не может.

Критика IQ-системы

Основными причинами несовершенства подобных тестов являются в первую очередь экономические и культурные факторы повседневной жизни в различных регионах Земли. Критики обращают внимание на то, что с 50-х годов система устарела и нуждается в качественном обновлении, да и сама концепция напоминает френологию больше, чем классическую психологию. На сегодняшний день это полезный инструмент для сбора статистики, но не более. Новые исследования раз за разом подтверждают то, что попытка серьезно судить об уровне человеческого разума по его IQ — это подход, от которого давно пора отказаться.

www.popmech.ru

Меры интеллекта (intelligence measures) — это… Что такое Меры интеллекта (intelligence measures)?

Интеллект — широкий термин, относящийся к совокупности умственных способностей индивида. Психологи, занимающиеся измерением интеллекта, по-разному трактовали этот термин, подразумевая под ним количество имеющихся знаний и скорость приобретения новых знаний; способность адаптироваться к новым ситуациям и оперировать понятиями, отношениями и абстрактными символами; и даже просто феномен, к-рый измеряют интеллектуальные тесты. Показатели IQ, получаемые в рез-те клинического использования индивидуальных интеллектуальных тестов, могут предсказывать академические достижения представителей верхних 90% генеральной совокупности, обучающихся в обычной школе, тогда как представителям нижних 10% совокупности с IQ IQ — это не единственная М. и. Это просто оценка, получаемая индивидуумом по конкретному набору заданий или субтестов теста измеряемого интеллекта и сравниваемая с оценками тех, на ком этот тест нормировался (или стандартизировался). В понимании непрофессионалов интеллект есть нечто большее, чем просто сумма психометрически оцениваемых способностей, тестируемых с помощью IQ-теста. Интеллект тж включает уровень адаптивной способности в таких с трудом поддающихся измерению, но имеющих решающее значение характеристиках, как школьная успеваемость, эффективность в трудовой деятельности и успешность функционирования в роли родителя и, более широко, гражданина. В этой статье термин «интеллект» употребляется в значении челов. качества, к-рое наилучшим образом оценивается коэффициентом измеряемого интеллекта индивидуума (а именно показателем IQ) в сочетании с показателем адаптивной успешности того же индивидуума в повседневной жизни (школьная успеваемость, продвижение по служебной лестнице, общественные достижения и т. д.).

Неинтеллектуальные факторы в измеряемом интеллекте

Английский психолог Ч. Э. Спирмен показал наличие, по крайней мере, одного общего, или генерального фактора (g) в степени успешности выполнения школьных тестов и тестов достижений, требующих интеллектуальной способности.


Он тж доказал существование специфических факторов (s), показав, что несмотря на выявленную тенденцию выполнять большинство тестов на одном и том же уровне, все же нек-рые люди исключительно хорошо справляются с решением задач в специфических областях. Вопрос о том, является ли интеллект преимущественно единственной способностью (g) или разнородной совокупностью многочисленных специфических интеллектуальных способностей (s), служил предметом споров среди психологов на протяжении трех поколений и до сих пор остается неразрешенным.

В начале 1930-х гг. было идентифицировано третье измерение челов. интеллекта: качественные особенности индивидуального уровня интеллекта чел., отражаемые в его наблюдаемой «личности» или «темпераменте», к-рые присущи только данному чел. и к-рые столь же важны, как и измеримые элементы, для понимания его уровня успешности адаптации в повседневной жизни. Впоследствии Векслер назв. эти компоненты неинтеллектуальными факторами в общем интеллекте. Даже когда мы имеем дело исключительно с измеряемым интеллектом, от 30 до 50% полной факторной дисперсии индивидуальных различий в измеряемом интеллекте остается не объясненной. Это означает, что остаточная вариация связана с неинтеллектуальными факторами и состоит из таких компонентов, как побуждение (драйв), энергичность, импульсивность и т. д. С тех пор был идентифицирован целый ряд др. неинтеллектуальных факторов, необходимых для полной оценки интеллекта индивидуума, в т. ч.: а) мотивация; б) физ. здоровье; в) уровень устремлений; г) тревожность; д) уровень зрелости и личностной интеграции; е) история жизни.

Осн. надежда, возлагаемая Бине на первый успешный разраб. им и Симоном в 1905 г. тест, связывалась с тем, что он послужит объективным критерием при установлении того, какие дети смогут обучаться в общественных школах, каким потребуется дополнительное или специализированное обучение, а каким их низкий уровень интеллектуального развития (т. е. умственная отсталость) не позволит извлечь выгод из традиционного школьного обучения и, следовательно, потребуется воспитание в специальных интернатах. Однако его тест не только обеспечивал основу для дифференциации видов обучения, необходимых для этих трех широких категорий детей (обычные школьные классы, специализированные школьные классы и воспитательные учреждения (интернаты)), но и оказался полезным для более тонкой дифференциации внутри каждой из этих широких категорий.

Сначала Бине, а впоследствии и Векслер, пришли к выводу о том, что интеллект — это качество целого чел., а не отдельный компонент, к-рый можно изолированно измерить IQ-тестами. Суждение о чьем-либо уровне интеллекта требует оценки эффективности текущей адаптации в повседневной жизни, определяемой с учетом анализа клинической истории, существующих жизненных обстоятельств и текущего поведения индивидуума, равно как рез-тов интеллектуального теста. Поскольку чей-либо уровень достижений является рез-том как прошлых, так и текущих способностей и опыта, он может меняться по мере изменений в состоянии индивидуума или его среды. Такие изменения могут вызывать сдвиги (умеренные или значительные) функционального уровня адаптивного интеллекта индивидуума.

Тесты интеллекта

Арифметические умения, осведомленность, мышление, манипуляция объектами, словарный запас и функции памяти представлены в наборе заданий, использующихся в тестах измеряемого интеллекта, независимо от того, наз. ли они тестами школьных достижений, тестами академических способностей (SATs) или тестами интеллекта. Цель каждого из этих типов тестов — оценить выполнение всей совокупности заданий, с тем чтобы получить оценку общего интеллектуального потенциала. Многочисленные тесты этих типов, в силу своей функциональной эквивалентности, могут комбинироваться для получения одной М. и. Чтобы определить IQ к.-л. чел. или его относительное положение в распределении совокупности, можно суммировать рез-ты, полученные по тестам кажущихся несопоставимыми способностей, поскольку известно, что оценки по таким тестам связаны (коррелируют), обеспечивая тем самым получение М. и. в целом.

Шкалы Стэнфорд-Бине и Векслера являются индивидуальными тестами интеллекта, широко используемыми сегодня пед., промышленными и клиническими психологами, чей повседневный труд включает тщательное клиническое, школьное или связанное с работой изучение интеллектуального функционирования субъекта. Групп. тесты интеллекта, такие как Тест академических способностей (SAT), обладают преимуществом одновременного проведения с большими группами людей. Однако такие тесты используются в основном в целях классиф. и скрининга в школах, в армии, при приеме на работу, в мед. учреждениях и клиниках, обслуживающих большое количество пациентов.

Необходимым предварительным условием правильной интерпретации показателя IQ-теста как одного из двух компонентов интеллекта конкретного чел. является знание осн. характеристик таких IQ показателей — в частности, знание их норм, надежности и валидности.

Нормы — это тестовые показатели, полученные на большом количестве испытуемых в процессе стандартизации теста. Эти показатели, выводимые на основе обследования широкого множества людей, служат стандартом для сравнения, относительно к-рого м. б. оценен к.-л. конкретный чел. Если такой индивидуум отличается по признаку пола, расы или социально экономическому статусу от группы, на к-рой были получены тестовые нормы, то данный тест не будет валидным для этого чел. Тестовые нормы, как правило, представлены в виде показателей умственного возраста (МА), стандартных оценок или процентилей. Умственный возраст ребенка — это возраст всех др. обследованных детей, выполнивших тест на том же уровне, что и тестируемый ребенок.

Измерение интеллекта, как оно отражается в показателях IQ тестов, показывает, как люди варьируют по степени «интеллекта» на непрерывной шкале. Процентиль — это показатель, к-рый делит генеральную совокупность выборки на 100 частей. Он указывает процент лиц, попадающих в область ниже его заданного значения. Стандартная оценка показывает отклонение индивидуального рез-та от среднего в единицах стандартного отклонения. IQ = 100 произвольно принимается за средний показатель. Это число — всего лишь условность. Стандартное отклонение (SD) является мерой изменчивости показателей IQ множества людей относительно такого среднего показателя. Обычно 50% всех людей получают показатели IQ между 90 и 110, 25% — ниже 90 и остальные 25% — выше 110. 25% совокупности с показателями IQ ниже 90 были классифицированы психологами в нисходящем порядке как тупые (dull normal), пограничные (borderline) и умственно отсталые (mentally retarded) соответственно. Для улучшения понимания специфики лечения и обучения лиц, относящихся к категории умственно отсталых, эту категорию подразделяют на подкатегории легкой, средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости. Остальные 25% совокупности, имеющие показатели IQ выше 110, соответственно подразделяются на категории сообразительных (bright normal), обладателей превосходного (superior) и выдающегося (very superior) интеллекта в том виде, как он измеряется шкалами Векслера. Приблизительно 2% совокупности находятся в каждой из крайних категорий: выдающегося интеллекта и глубокой умственной отсталости.

Надежность указывает на согласованность (устойчивость) тестовых показателей индивидуума. Обычно ее определяют путем сравнения (вычисления корреляции) тестового показателя индивидуума с показателем, полученным в рез-те повторного проведения на нем того же самого теста или его эквивалентной формы. Валидность показывает, действительно ли используемый тест измеряет то, что он предположительно должен измерять, а именно: какие выводы можно сделать из тестового показателя в отношении того, что находится за пределами данного теста. Т. о., валидность обычно используется для характеристики того, в какой степени показатели IQ-теста коррелируют с прошлыми или будущими измерениями эффективности деятельности индивидуума, напр., академической успеваемостью или профессиональной успешностью.

Было разраб. неск. объективных мер уровня адаптивной успешности индивидуума (гл. обр. для уровней успешности детей в повседневной жизни). Коэффициенты корреляции между показателями, полученными на основе таких шкал адаптивного поведения, и показателями того же самого ребенка по тестам интеллекта варьируют от 0,58 до 0,95, указывая на то, что адаптивное поведение и измеряемый интеллект коррелируют, но не являются идентичными. Эксперты сходятся в том, что в области психич. задержки (mental retardation) использование опытным специалистом наряду с показателями IQ клиента показателей его социоадаптивного поведения и клинической истории повышало достоверность диагноза психической задержки в большей степени, чем валидность любого др. диагноза в области психопатологии.

Подобно большинству инструментов, методики психол. оценки могут использоваться в разнообразных целях, как деструктивных, так и конструктивных, и их использование невозможно отделить от опыта, компетентности и этических ценностей психолога. Большинство пользователей тестов интеллекта применяют их мудро и гуманно и в сопряжении с мерами адаптивной успешности стремятся проводить оценку т. о., чтобы максимально раскрыть потенциал каждого проходящего обследование индивидуума.

См. также Модель структуры интеллекта, Векслеровские тесты интеллекта

Дж. Д. Матараццо, Д. Р. Денвер

.

dic.academic.ru

Как измерить интеллект?. Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы]

Как измерить интеллект?

Проблемой оценки (измерения) интеллекта ученые начали интересоваться в начале XX века. Хотя это и «молодое» направление, оно имеет свою историю.

В психологии создано несколько десятков оценочных методик. Различие между ними заключается в трактовке исходного понятия «интеллект». Поэтому оценочные результаты, полученные одним и тем же человеком по разным методикам (тестам), могут отличаться друг от друга. В связи с этим пользуются операциональным определением интеллекта, то есть указывается, какие операции (действия или процедуры) применяются для его оценки.

Первый тест для определения уровня познавательных способностей разработал в 1904 г. французский психолог А. Бине (1857–1911). По итогам тестирования устанавливался «умственный возраст человека» – тот, которому в большей степени соответствуют показатели его интеллектуального уровня.

В 1916 г. Л. Терман и его коллеги из Стэндфордского университета модернизировали для использования в США тест Бине, который впоследствии имел несколько версий.

Современный тест Стэнфорд – Бине (Бине-4) включает вопросы различной сложности в зависимости от возраста человека. Различают умственный возраст и хронологический. Умственный возраст (УВ) – это средний уровень умственных способностей, продемонстрированных в данном возрасте. Хронологический (ХВ) – это возраст тестируемого человека в «его годах». Поэтому в первых версиях теста Стэнфорд – Бине коэффициент интеллекта, или IQ (Intelligence Quotient), определялся так:

УВ/ХВ х 100 = IQ.

В последующем при оценках интеллекта стали использовать значение отклонения от IQ, определяя, насколько у оцениваемого человека этот коэффициент ниже или выше среднего значения.

Американский психолог Д. Векслер (1896–1981) в 1949 г. опубликовал «Шкалу Векслера для измерения интеллекта у детей» (WISC), в которую он включил тесты для детей от 5 до 15 лет. В 1955 г. он предложил «Шкалу Векслера для измерения интеллекта у взрослых» (WAIS), включающую тесты для возрастных групп от 16–17 лет до старости. Позже они были модифицированы до версий WISC–III и WAIS-III.

Д. Векслер определял интеллект как общую способность действовать целенаправленно, думать рационально и эффективно адаптироваться к окружению. Поэтому в конструкцию его тестов включен материал, относящийся к «действенному» (невербальному) интеллекту и вербальному интеллекту (связанному с языком и символами).

Наряду с индивидуальной оценкой интеллекта в США начал использоваться групповой тест интеллекта (Армейский Альфа), разработанный для призывников во время Первой мировой войны.

В настоящее время в США и на Западе уровню IQ, например, при устройстве на работу стали придавать меньшее значение. Дело в том, что достоверность оценок, полученных по тестам IQ, в среднем равна 50 %. Это считается пограничной областью – не слишком высокая степень достоверности, но и не слишком низкая.

Поэтому ему на смену пришел ЕЦ (Emotion Quotient) – коэффициент эмоциональности. Тесты для его определения создали американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер, считавшие, что «эмоциональный интеллект» лучше демонстрирует потенциал человека.

Последующее применение американских индивидуальных и групповых тестов интеллекта показало, что они явно не учитывают особенностей национальных культур и их ценностей. Поэтому были разработаны и использовались так называемые тесты, свободные от влияния культур.

Применяемые до настоящего времени тесты для оценки интеллекта не дают ответов на три принципиальных вопроса.

1. В чем заключаются индивидуальные особенности интеллекта конкретного человека (ребенка и взрослого)?

2. Какие виды интеллекта генетически существуют у данного ребенка и взрослого человека и как целенаправленно развивать этот интеллект?

3. Почему обучение детей и взрослых строится «от организации обучения», а не «от индивидуальных потребностей»?

Американский психолог Говард Гарднер из Гарвардского университета в 1993 г. предложил классификацию, включающую семь видов интеллекта. В таблице 2 они приводятся с примерами соответствующих профессий.

По мнению специалистов, тесты IQ и ЕЦ позволяют оценить только часть интеллекта. Некоторые российские и зарубежные школы используют теорию Г. Гарднера для развития индивидуального потенциала своих учеников. Результаты, особенно в некоторых российских школах, просто великолепные! Этим школам мешает только одно – псевдореформы в образовании.

В связи с важностью проблемы оценки интеллекта возникают естественные вопросы: «А где же достижения отечественной психологии? Почему нет методик наших специалистов?»

Таблица 2

Классификация видов интеллекта[13]

Это связано с тем, что психология (впрочем, как и некоторые другие науки) находилась в СССР под бдительным оком партийного официоза. Если бы кто-нибудь из наших специалистов разработал методику оценки интеллекта, он сразу же попал бы «под колпак» и был бы разгромлен. Под кого он начал «копать»? В чьих умственных способностях он сомневается? Для чего ему нужны результаты так называемых научных измерений интеллекта?

Времена изменились, и вскоре, возможно, появятся новые методы оценки интеллекта, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Хочется надеяться, что эти методы будут более прагматичными и позволят целенаправленно развивать в человеке то, что дано ему от Бога.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Как подсчитать интеллект

Люди имеют разные навыки и уровень интеллекта: вербальный, типовой, пространственный, концептуальный, математический

IQ коэффициент умственного развития

 

Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий психолог Уильям Штерн. Он использовал IQ как акроним для термина Intelligenz-Quotientкоэффициент умственного развития. IQ представлял собой балл, полученный по итогам ряда стандартизированных тестов, проводимых под руководством психолога с целью определить уровень интеллекта.

Пионеры исследований разума

Вначале психологи сомневались в том, что человеческий ум можно, тем более точно, измерить. В то время как интерес к измерению интеллекта насчитывает тысячи лет, первый тест на IQ появился лишь недавно.

В 1904 году правительство Франции попросило психолога Альфреда Бине помочь установить, какие ученики, скорее всего, будут испытывать затруднения в школе. Необходимость установить интеллект школьников возникла, чтобы все они могли получить обязательное начальное образование.

Бине попросил коллегу Теодора Симона помочь ему создать тест, в котором бы основное внимание уделялось практическим вопросам: памяти, вниманию и решению задач – вещам, которым детей в школе не учат. Некоторые отвечали на более сложные вопросы, чем их возрастная группа, и поэтому, на основе данных наблюдений, появилась ныне классическая концепция ментального возраста. Результат работы психологов – шкала Бине — Симона – стала первым стандартизированным IQ-тестом.

К 1916 году психолог Стэнфордского университета Льюис Терман адаптировал шкалу Бине — Симона для использования в США. Измененный тест получил название «шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» и на несколько десятилетий стал стандартным тестом проверки интеллекта в Соединенных Штатах. В Стэнфорд — Бине для представления индивидуального результата используется число, известное как IQ – коэффициент интеллекта.

Как подсчитать интеллект?

Коэффициент интеллекта первоначально определялся путем деления ментального возраста лица, проходившего тест, на его хронологический возраст, и умножения частного на 100. Само собой разумеется, что это работает (или лучше всего подходит) только для детей. Например, ребенок с ментальным возрастом 13,2 года и хронологическим 10 лет обладает IQ 132 и имеет право вступить в Менсу (13,2 ÷ 10 х 100 = 132).

Во время Первой мировой войны в армии Соединенных Штатов были разработаны несколько тестов для отбора новобранцев, пригодных для выполнения особых видов работ. Армейский тест «Альфа» был письменным, а «Бета» проводился для неграмотных рекрутов.

Этот и другие тесты IQ также применялись для проверки новых иммигрантов, прибывавших в США с острова Эллис. Их результаты использовались для фабрикации ложных обобщений об «удивительно низком интеллекте» иммигрантов из Южной Европы и евреев. Эти результаты в 1920 г. привели к появлению предложений «расово мотивированного» психолога Годдарда и других Конгрессу ввести ограничения на иммиграцию. Несмотря на то что тесты проводились только на английском языке, а подавляющее большинство иммигрантов его не понимало, правительство Соединенных Штатов депортировало много тысяч достойных людей, которые были помечены как «непригодные» или «нежелательные». И происходило это за десятилетие до того, как в нацистской Германии заговорили о евгенике.

Психолог Дэвид Векслер был недоволен, по его мнению, ограниченными тестами Стэнфорд — Бине. Главной причиной этого была единственная оценка, его акцент на ограничение времени, а также тот факт, что тест был разработан специально для детей, и поэтому не подходил для взрослых.

В результате в течение 1930-х годов Векслер разработал новый тест, который был известен как Шкала интеллекта Векслера — Белвью. Впоследствии тест был пересмотрен и стал известен как шкала интеллекта Векслера для взрослых, или WAIS. Вместо одной общей оценки, тест создавал общую картину сильных и слабых сторон испытуемого. Одним из преимуществ такого подхода является то, что он также предоставляет полезную информацию. Например, высокие баллы в некоторых областях и низкие в других говорят о наличии специфических нарушений обучаемости.

WAIS стал первым тестом психолога Роберта Векслера, а WISC (шкала интеллекта для детей Векслера) и Дошкольная шкала интеллекта Векслера (WPPSI) были разработаны позже. Взрослый вариант с тех пор трижды подвергался пересмотру: WAIS-R (1981), WAIS III (1997) и в 2008 году WAIS-IV.

В отличие от тестов, основанных на хронологической и психической возрастной шкалах и стандартах, как в случае со Стэнфордом — Бине, все версии WAIS рассчитываются путем сравнения результата тестируемого лица с данными других испытуемых той же возрастной группы.

Средний балл IQ (по всему миру) составляет 100 баллов с 2/3 результатов в «нормальном» диапазоне от 85 до 115. Нормы WAIS стали стандартом в тестировании IQ, и поэтому их использует тест Айзенка и Стэнфорд — Бине, за тем исключением, что стандартное отклонение в нем не 15, а 16. В тесте Кеттелла отклонение равно 23,8 – он часто дает очень лестные IQ, что может ввести неосведомленных людей в заблуждение.

Высокий IQ – высокий интеллект?

Коэффициент интеллекта для одаренных определяется с помощью особых тестов, которые обеспечивают психологов множеством полезной информации. У многих из них средний балл зафиксирован на уровне 145–150, а полный диапазон – между 120 и 190. На результаты ниже 120 тест не рассчитан, а более 190 баллов очень трудно интерполировать, хотя это и возможно.

Паул Койманс из Нидерландов считается основоположником IQ-тестов верхнего диапазона, и он является создателем большинства оригинальных, а теперь классических, тестов этого типа. Также он основал и администрирует общества супервысокого IQ: «Глия», «Гига» и «Грааль». Среди самых известных и популярных тестов Койманса – «Тест для гения», «Тест Немезиды» и «Тест множественного выбора Койманса». Присутствие, влияние и участие Паула являются обязательными условиями, это неотъемлемая часть духа сверхвысоких тестов IQ и его сообществ в целом. Другие классические гуру тестов на высокий интеллект – Рон Хоэфлин, Роберт Лато, Лоран Дюбуа, Мислав Предавец и Джонатон Уай.

Существуют различные типы мышления, которые по-разному проявляются на разных уровнях. Люди имеют разные навыки и уровень интеллекта: вербальный, типовой, пространственный, концептуальный, математический. Но также существуют различные способы их проявления – логический, латеральный, конвергентный, линейный, дивергентный и даже вдохновенный и гениальный.

Стандартный и повышенный тест на IQ выявляют общий фактор интеллекта; но в тестах высокого уровня он определяется различными способами.

Часто говорят о высоких баллах IQ, которые называют IQ гениев, но что на самом деле обозначают эти числа и как они складываются? Какая оценка IQ является признаком гениальности?

  • Высокий IQ – это любой балл выше 140.

  • IQ гения – более 160.

  • Великий гений – оценка равна или превышает 200 баллов.

Высокий IQ прямо связан с успехами в учебе, но оказывает ли он влияние на успех в жизни в целом? Насколько гении удачливее людей с более низким IQ? Некоторые эксперты считают, что по сравнению с другими факторами, включая эмоциональный интеллект, коэффициент интеллекта имеет меньшее значение.

Разбивка баллов IQ

Итак, как именно интерпретируются оценки IQ? Средний балл IQ-теста равен 100. 68 % результатов IQ-тестирования попадает в пределы стандартного отклонения от среднего значения. Это значит, что у большинства людей IQ находится между 85 и 115.

  • До 24 баллов: глубокое слабоумие.

  • 25–39 баллов: тяжелая умственная неполноценность.

  • 40–54 балла: умеренное слабоумие.

  • 55–69 баллов: легкая умственная неполноценность.

  • 70–84 балла: пограничное психическое расстройство.

  • 85–114 баллов: средний интеллект.

  • 115–129 баллов: уровень выше среднего.

  • 130–144 балла: умеренная одаренность.

  • 145–159 баллов: высокая одаренность.

  • 160–179 баллов: исключительная одаренность.

  • более 179 баллов: глубокая одаренность.

 

Что означает IQ?

Когда говорят о тестах на интеллект, коэффициент интеллекта называют «баллами одаренности». Что же они представляют собой при оценке IQ? Чтобы понять это, важно прежде всего разобраться в тестировании в целом.

Сегодняшние тесты на определение коэффициента интеллекта основаны главным образом на оригинальных тестах, разработанных в начале 1900-х годов французским психологом Альфредом Бине для выявления студентов, нуждающихся в дополнительной помощи.

На основании своих исследований Бине разработал концепцию умственного возраста. Дети некоторых возрастных групп быстро отвечали на вопросы, на которые обычно давали ответы дети более старшего возраста – их ментальный возраст превосходил хронологический. Измерения интеллекта Бине основывались на средних способностях детей определенной возрастной группы.

IQ-тесты предназначены для измерения способности человека решать задачи и рассуждать. Оценка коэффициента интеллекта является мерой подвижных и кристаллизованных умственных способностей. Баллы показывают, насколько хорошо был пройден тест по сравнению с другими людьми в данной возрастной группе.

Понимание IQ

Распределение оценок IQ отвечает кривой Бэлла – колоколоподобной кривой, пик которой соответствует наибольшему количеству результатов теста. Колокол затем опускается с каждой стороны – по одну сторону находятся баллы ниже среднего, а с другой – выше.

Среднее значение при этом равно среднему баллу и рассчитывается путем добавления всех результатов с последующим делением их на общее количество баллов.

Стандартное отклонение является мерой изменчивости в популяции. Низкое стандартное отклонение означает, что большинство точек данных очень близки одному и тому же значению. Высокое стандартное отклонение указывает на то, что точки данных, как правило, удалены от среднего значения. В тестировании IQ стандартное отклонение равно 15.

 

IQ увеличивается

С каждым поколением IQ увеличивается. Это явление носит название эффекта Флинна, названного в честь исследователя Джима Флинна. С 1930-х годов, когда стандартизированные тесты получили широкое распространение, исследователи отмечают устойчивый и значительный рост оценок результатов тестов у людей во всем мире. Флинн предположил, что это увеличение связано с улучшением наших возможностей решать проблемы, мыслить абстрактно и использовать логику.

Согласно Флинну, прошлые поколения в основном имели дело с конкретными и специфическими проблемами их непосредственного окружения, а современные люди больше думают об абстрактных и гипотетических ситуациях. Не только это, но и подходы к обучению за последние 75 лет изменились кардинально, и больше людей занимается, как правило, умственным трудом.

Что измеряют тесты?

Тесты IQ оценивают логику, пространственное воображение, словесно-логическое мышление и визуальные способности. Они не предназначены для определения знаний в конкретных предметных областях, так как тест на интеллект не является чем-то, что можно выучить для того, чтобы улучшить свой счет. Вместо этого, данные тесты оценивают способность использовать логику для решения проблем, распознавать закономерности и быстро устанавливать связи между различной информацией.

Хотя часто можно услышать, что выдающиеся личности, такие как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, обладают IQ, равным 160 или выше, или же некоторые кандидаты в президенты имеют специфические IQ, эти числа являются просто оценочными. В большинстве случаев нет никаких доказательств того, что эти известные лица когда-либо проходили стандартизированный IQ-тест и тем более предавали его результаты огласке.

 

Почему средний балл равен 100?

Психометристы используют процесс, известный как стандартизация, чтобы сравнивать и интерпретировать значения баллов IQ. Этот процесс осуществляется путем проведения теста на репрезентативной выборке с использованием его результатов для создания стандартов или норм, с помощью которых можно сравнить индивидуальные оценки. Так как средний балл равен 100, специалисты могут быстро сопоставить индивидуальные оценки со средним показателем, чтобы установить, попадают ли они в нормальное распределение.

Системы классификации могут варьироваться от одного издателя к другому, хотя многие, как правило, следуют одной системе оценок. Например, по шкале интеллекта взрослых Векслера и в тесте Стэнфорд — Бине баллы в диапазоне 85–115 считаются «средними».

Что именно оценивают тесты?

Тесты на определение коэффициента интеллекта предназначены для оценки кристаллизованных и подвижных умственных способностей.

Кристаллизованный включает знания и навыки, приобретенные в течение всей жизни, а подвижный – способность рассуждать, решать проблемы и осмысливать абстрактную информацию.

Подвижный интеллект считается независимым от обучения и имеет тенденцию к снижению в более зрелом возрасте. Кристаллизованный же прямо связан с обучением и опытом и постоянно увеличивается со временем.

Тест на интеллект проводится лицензированными психологами. Существуют различные виды тестов, многие из них включают ряд субтестов, предназначенных для оценки математических способностей, языковых навыков, памяти, навыков рассуждения и скорости обработки информации. Их результаты затем объединяются, формируя общий балл IQ.

Важно отметить, что, хотя часто говорят о среднем, низком и гениальном IQ, единого теста на уровень интеллекта не существует. Сегодня используется множество различных тестов, в т. ч. Стэнфорд — Бине, шкала интеллекта взрослых Векслера, тест Айзенка и тесты познавательных способностей Вудкока — Джонсона. Каждый из них отличается тем, что именно и каким образом оценивается, и как интерпретируются результаты.

 

Что считается низким IQ?

IQ, равный или ниже 70 баллов, считается низким. В прошлом такой коэффициент интеллекта считался эталоном для умственной отсталости, интеллектуальной недееспособности, характеризующейся значительными когнитивными нарушениями.

Сегодня, однако, IQ сам по себе не используются для диагностики интеллектуальной инвалидности. Вместо этого критерием данного диагноза является низкий IQ с доказательствами того, что эти когнитивные ограничения существовали в возрасте до 18 лет и касались двух или более адаптивных областей, таких как коммуникация и самопомощь.

Около 2,2 % всех людей имеют балл IQ ниже 70.

Так что это значит – иметь средний IQ?

Уровень IQ может быть хорошим общим показателем способности рассуждать и решать проблемы, но многие психологи предполагают, что тесты не открывают всей правды.

Среди нескольких вещей, которые они не способны измерить, – практические навыки и таланты. Человек со средним IQ может быть великим музыкантом, художником, певцом или механиком. Психолог Говард Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, предназначенную для устранения этого недостатка.

Кроме того, исследователи обнаружили, что IQ может меняться с течением времени. Исследование интеллекта подростков с разрывом в 4 года дало результаты, значения которых варьировались на 20 пунктов.

Тесты IQ также не касаются оценки любознательности и того, насколько хорошо человек понимает эмоции и владеет ими. Некоторые эксперты, включая писателя Дэниела Гоулмана, предполагают, что эмоциональный интеллект (EQ) может быть даже более важным, чем IQ. Исследователи обнаружили, что высокий IQ действительно может помочь людям во многих областях жизни, но гарантии жизненного успеха не дает.

Так что беспокоиться об отсутствии гениальности не стоит, так как подавляющее большинство людей гениями не являются. Подобно тому как высокий уровень IQ не гарантирует успеха, средний или низкий IQ не гарантируют неудачи или посредственности. Другие факторы, такие как тяжелый труд, стойкость, настойчивость и общее отношение являются важными частями головоломки.опубликовано econet.ru

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о