Институты и агенты социализации кратко – Агенты и институты социализации — Социология Библиотека русских учебниковків
Агенты и институты социализации — Социология Библиотека русских учебниковків
. Агенты социализации — конкретные люди, которые учат человека культурным нормам и помогают усваивать социальные роли.
. Агенты первичной социализации — люди, которые составляют ближайшее окружение человека (родители, родственники, друзья). Они выполняют много функций (отец — воспитатель, друг, опекун, учитель и т.д.), их функции взаимозаменяемы (например, отец за определенных условиях может взять на себя выполнение функций матери в отношении ребенка). Вместе с тем, каждый агент дает индивиду в процессе социализации именно то, что он может дать. Например, родители могут ребенку заменить д рузив, но они не смогут научить ее тому, что она учится у своих друзей: драться, хитрить, нарушать определенные социальные нормы, быть лидером в группе, обращаться с ровесникамами.
. Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, вуза, армии, предприятия, партий, средств массовой информации и др.. Контакты с этими агентами являются короткими, а их влияние, как правило слабее чем у агентов первичной социализации. Каждый из них выковывает не более одной-двух функций их функции специализированные, а потому не могут быть взаимозаменяемыми (например, функции милиционера и священника). Особенностью этих агентов является то, что они, как правило, получают денежное вознаграждение за выполнение своих функциикцій.
. Институты социализации — учреждения, которые влияют на процесс социализации, направляют его. Они развивают личность, расширяют его знания о мире, его понимание того, какова желаемая и нежелательное социальное поведениеа.
Институты первичной социализации — семья, компания друзей, может быть коллектив одноклассников, или одногруппников.
Семья формирует первые и прочные общественные связи. В семье человек начинает владеть языком, усваивает основные элементы культуры. Семья формирует идентичность человека в категориях пола, расы, нации, религии, определенной социальной казнейти.
Психологи считают, что 20% будущего своего интеллекта человек приобретает к концу первого года жизни, 50% — до четырех лет, 80% — до 8 лет, а 92% — до и3 лет. Предполагают, что уже в этом возрасте можн на с достаточно высокой степенью вероятности предсказать как сферу, так и»потолок»будущих возможных достижений индивиднь індивіда.
Если вернуться к примеру с»девочкой-волчицей», то очевидно, что превратить ее в человека не удалось именно потому, что в раннем детстве состоялась»социализация»Камалы в стае волков. Активен но общаясь с членами стаи, девочка получила достаточно завершенную (а потому стойку) психику волкстійку) психіку вовка.
Компания друзей, в отличие от семьи, состоит из индивидов одинакового возраста и одинакового общественного статуса. Если общественный статус в семье лицо приобретает автоматически, то в группе сверстников его май. Реба заработать. Особенностью социализации в компании друзей является то, что процесс социализации здесь происходит без всякого плана, в отличие от семьи и школы, где социализация личности происходит по определенному планом. Компания друзей выполняет функцию ослабления связей ребенка с семьей. Она предлагает ребенку дополнительные модели поведения нормы и ценности, иногда альтернативные относительно тех, которые предлагает семьиім’я.
Институты вторичной социализации — армия, суд, церковь, средства массовой информации и др..
Школа — это социальный институт, который непосредственно отвечает за предоставление лицу определенной информации, формирования умений, навыков и привитие ценностей, которые общество считает необходимыми для жизни в нем м.
Школа показывает ребенку совершенно иное окружение, чем то, которое она узнала в семье. В школе ребенок приобщается к миру»чужих»: учитель трактует всех детей одинаково, оценивает детей за то, что они делают, а не е за то, кем они являются. В школе дети знакомятся с формализованной системой оценки: баллами, табелями, знаками отличия, грамотами. Это в корне другая система, чем практика неформального оценивания в семье. В школе дети учатся также многих других навыков, которые являются важными в межличностных отношениях: делать что-либо очереди, делиться с другими, быть по сравнению с сверстникам з однолітками.
Средства массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, книги, газеты и журналы,. Интернет, кассеты и компакт-диски и т.д.) влияют на социализацию, предлагая дополнительные, часто альтернативные модели социал альных ролей, общественных норм и цинносте.
Агенты и институты социализации
До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации. А теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации про- исходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации —конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации —учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Поскольку социализацияподразделяется на два вида— первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализацииделятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации —родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.
К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».
Первичная социализациянаиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.
Напротив,
Первичная социализация —сфера межличностных отношений, вторичная —сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то явится агентом вторичной социализации.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две.
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.
В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых [5, с.104].
Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников — как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться
к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.
Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию — облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.
Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников.Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников,вторые могут заменить первых.
Но того же самого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. Но только, в отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, вы- бор сексуального партнера и мест досуга.
Различие между двумя типами агентов социализации состоит также и том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.
Начальная социализация — в основном область приписываемых статусов, продолженная — сфера достигаемых.
Выводы:агенты социализации. делятся на первичных и вторичных (в этом случае их еще называют институтами). Первые наибольшую помощь оказывают на начальном этапе (первая половина жизни), а вторые — на продолженном (вторая половина жизни). Начальная социализация — область первичных (межличностных) отношений и приписываемых статусов. Продолженная социализация — область вторичных (формальных) отношений и достигаемых статусов.
infopedia.su
1.3. Агенты и институты социализации
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru | 62 |
Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-топосторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами социализации (учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его).
123
Так как социализация подразделяется надва вида —первичную ивторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации
Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Первичная среда
Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.
Первичная и вторичная социализация
Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная— сфера
социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.
Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-двефункции. Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т. п.
1.4. Первичная социализация
Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего это родители, ближайшие родственники, ровесники, а также кормилицы и няни.
Целью первичной социализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к
124
другим людям, которая проявляется в доверии, послушании, желании делать им приятное и доброе.
Эффективным приемом (педагогической практикой) первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях.
К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди — рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, увеличивая период телесного контакта. В других культурах их отлучают рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) и т. п. составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесный инструктаж, проповеди, поучения и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социа-
studfiles.net
Агенты и институты социализации.
Поделись с друзьямиПроцесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс обучения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.
Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.
Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». Первичные (неформальные) и вторичные (формальные) агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя, по убывающей она сохраняется и во второй. Ребенок, как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит их существование. Старики и дети менее подвижны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны политически и экономически. Дети еще не стали производительной силой общества, старики уже перестали ею быть; и те, и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.
Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. Партнеры, коллеги, товарищи по работе – те люди, к мнению которых больше всего прислушиваются, от которых получают больше всего нужной информации, которые влияют на служебный рост, оклад, престиж и многое другое.
Таким образом, неформальные институты, также как и формальные, действуют на протяжении всей жизни человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой проявляется в середине жизни.
Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Так, например, учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д.
Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.
Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.
Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.
Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:
— агентами первичной социализации
Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.
— агентами вторичной социализации
Например: различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит людей таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.
В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации – образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто становится барьером на пути образования. Через два года службы происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.
— агентами первичной и вторичной социализации
Например, ценности и нормы, усвоенные индивидом в семье, противоречат ценностям и нормам, пропагандируемым формальными институтами (школой, армией и др.)
Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает.
students-library.com
Агенты и институты социализации — МегаЛекции
Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.
Люди как агенты социализации — конкретные персоналии, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты как агенты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия ‘и милиция, производство и др.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как о первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, Чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь
пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.
Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.
Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.
Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две.
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.
Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему они обучены или социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников — как быть ребенком: уметь драться, хитрить, относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.
Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию — облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы функции родите —
лей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.
Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узкоспециализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.
Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Социализация личности, ее агенты и институты — лекция
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ
В процессе социального взаимодействия
индивид усваивает социальный опыт,
определенную систему знаний, норм,
ценностей и образцов поведения.
Они позволяют ему успешно
устанавливать взаимосвязи
Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. Первичная социализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности. Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной группой. Ресоциализация – процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. В этом процессе важно наличие новых ценностей, так как их отсутствие приводит к различным социальным и правовым нарушениям. Десоциализация – процесс, протекающий с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса. Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни. В младенчестве главными агентами социализации являются родители. В период от трех до восьми лет агентами социализации кроме родителей становятся друзья, воспитатели и другие люди. В период от 13 до 19 лет начинает формироваться отношение к противоположному полу и как следствие изменяется роль агентов социализации, уменьшается роль родителей и усиливается влияние друзей. В период от 14 до 18 лет появляются новые агенты социализации —учебно-трудовой коллектив.
Институты социализации – социальные группы способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения. К ним относятся семья школа, трудовой коллектив, культура. Семья – первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа – институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».
referat911.ru
10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ. Основы социологии и политологии: Шпаргалка
10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ
В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать взаимосвязи между людьми и творчески преобразовывать социальную реальность. Эти процессы объединены общим названием социализации личности.
Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. Первичная социализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности. Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной группой. Ресоциализация – процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. В этом процессе важно наличие новых ценностей, так как их отсутствие приводит к различным социальным и правовым нарушениям. Десоциализация – процесс, протекающий с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса. Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни. В младенчестве главными агентами социализации являются родители. В период от трех до восьми лет агентами социализации кроме родителей становятся друзья, воспитатели и другие люди. В период от 13 до 19 лет начинает формироваться отношение к противоположному полу и как следствие изменяется роль агентов социализации, уменьшается роль родителей и усиливается влияние друзей. В период от 14 до 18 лет появляются новые агенты социализации —учебно-трудовой коллектив.
Институты социализации – социальные группы способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения. К ним относятся семья школа, трудовой коллектив, культура. Семья – первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа – институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru