Институт власти – Институт власти. Государственная власть и власть в родоплеменном обществе, их соотношение

Тема 7. Институты государственной власти.

Институты государственной власти.

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламентявляется высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно,механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления

. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.

Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

 

Законодательная власть.

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.

Функции парламента:

· законодательная – деятельность по принятию законов.

· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента.

· Принятие законов.

· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

· Определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов:

1. партийные депутатские фракции – организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума.

Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

· Флибустьерство – затягивание прений.

· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.




infopedia.su

Институт Власти Земель, которых нет (NeverLands.ru)

Ник Должность Статус
1   Хатор-Законник [32]Глава Института ВластиПерсонаж находится вне мира
2   JRRT [22]
Зам Главы ИВ
Персонаж находится вне мира
3   Копилка [12]КазначейПерсонаж находится вне мира
4   Starc [24]Сотрудник ОК СВБВнутреннее море [Остров Туротор]
5   Inspector [24]Начальник ОК СВБПерсонаж находится вне мира
6   ~Экстримал~ [22]ИО Начальника ОМВнутреннее море [Остров Туротор]
7   True love [22]Сотрудник ОМПустыня Самум-Бейт [Южные горы]
8   ~Alexandrit~ [21]Сотрудник ОМПерсонаж находится вне мира
9   Истинная ПВ [21]Наставник ОМОкрестности Эринграда [Базальтовые горы]
10   hitman_root [23]Начальник ОРФорпост [Обитель Закона]
11   _Natalino4kas_ [23]Сотрудник ОР ОтпускВнутреннее море [Остров Туротор]
12   Knight of the Temple [23]Сотрудник ОРОктал [Зал Посвящения]
13   Magir [21]Сотрудник АОПерсонаж находится вне мира
14   *korin13* [21]Сотрудник АОПерсонаж находится вне мира
15   Аргтвал Каранадель [21]Сотрудник АОПерсонаж находится вне мира
16   Гимерот [21]Сотрудник АО СтажировкаПерсонаж находится вне мира
17   Митифа Данами [20]Сотрудник АО СтажировкаШахта [Рудник Подгорный]
18   челенджер [25]Сотрудник БЧРиРВСВнутреннее море [Остров Туротор]
19   (krok) [22]Наставник БЧРиРВСФорпост [Квартал Закона]
20   Весы Правосудия [21]Сотрудник БЧРиРВСОкрестности Эринграда [Базальтовые горы]
21   andead [18]Стажёр БЧРиРВСПерсонаж находится вне мира
22   JaguaRRR [21]Стажёр ОРПерсонаж находится вне мира
23   Monteko [16]Стажёр ОРПерсонаж находится вне мира

justice-neverlands.com

Институты политической власти.: anatol_l

План.
1.Определение понятия института политической власти.
2. Теоретические подходы к институтам политической власти: организационно-институциональный и неоинституциональный
3. Виды институтов политической власти
4.Институты политической власти в России.
5. Институты политической власти на Юге России.

1. Институт политической власти — компонент политической жизни, общества, существующий в виде организаций, учреждений, объединений граждан, наделенных особыми полномочиями и вы-полняющих специальные функции в политической жизни общества и характеризуется следующи-ми признаками:
• стабильность
• эффективность
• легитимность
• легальность
• цель
• статус в политической системе

2. Организационно-институциональный подход. Связан со сведением всех субъектов политики к государственным институтам. Представление о политике как об активной деятельности политиче-ских институтов, как о функционировании легальных государственных учреждений и норм вы-ступало в качестве основы государственническо-институционной концепции, господствовавшей в политической мысли вплоть до начала XX века.
Теория ‘нового институционализма’, которая политические институты понимает не только как официальные учреждения и формальные правила, а и как некие организационные модели отноше-ний между социальными субъектами и объектами по поводу власти, включающие в себя нефор-мальные нормы и процедуры и, кроме этого, связанные с самим формированием и активностью этих политических организаций.

3. Основными политическими институтами являются государство, политические партии и обще-ственно-политические движения.
Государство является самым значимым институтом политической системы, т.к. оно обладает мак-симальной концентрацией ресурсов власти.
Государство – это особая форма организации политической власти, которая характеризуется:
• Суверенитет
• Территория
• Верховенство закона
• Монополия на налоги
• Легальность
Государство выполняет важнейшие функции в жизни общества:
Экономическая (организация, координация экономических процессов с помощью налоговой поли-тики)
Социальная ( забота о человеке как члене социума)
Организаторская (упорядочение властной деятельности)
Правовая (обеспечение правопорядка)
Политическая ( обеспечение политической стабильности)
Образовательная ( обеспечение демократизации образования)
Культурно-воспитательная (удовлетворение культурных запросов населения)
Политическая партия – добровольная политическая организация, которая ставит перед собой цель захвата власти или участие во власти и характеризуется следующими признаками:
• Наличие программы
• Идеология
• Список
• Иерархия
Широкое распространение получило деление партий на правые, левые и центристские. Как прави-ло, «правые» отождествляются с ориентацией на консервативные и либеральные политические и экономические ценности — частную собственность, приоритет личности и т.д., а «левые» — с ком-мунистическими и социалистическими ценностями — общественной собственностью на средства производства, приоритетом коллектива и т.д.
Центристские партии выступают за действующий курс власти.

Общественно-политические движения – добровольное объединение людей с целью повлиять на власть, но не захватить ее, характеризуется следующими признаками:
• Наличие общего интереса и цели
• Отсутствие программы
• Временный и массовый характер

4. В РФ государство выполняет те же функции что и любое другое государство, но специфика за-ключается в следующем: 1) региональная суверенизация привела к ассиметричности субъектов политической власти в РФ 2)отдельные институты иногда занимаются не стратегическими функ-циями властвования, а решением нерешенных давно вопросов, которые касаются слабых мест по-литической и общественной жизни 3)конфликты и борьба, которые препятствуют принятию пози-тивных общегосударственных решений
Политические партии делятся на правые (СПС), левые (КПРФ) и центристские (Единая Россия). Единая Россия на данный момент является правящей партией.

5. 5. На Юге России представлены региональные отделения партий «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «СПС», «Единая Россия». На Юге России партийная система имеет следующую специ-фику:
• достаточно высокий % левого электората и его устойчивость
• близость «горячих точек» Сев.Кавказа, позиционирование «нового» казачества приверженцев к манипулированию многими партиями, националистическими настроениями
• слабость и зависимость полит.партии в соревновании с правящей элитой
• слабая координация совместных полит. движ-й партий.

anatol-l.livejournal.com

Тема 6. Институты государственной власти

  1. Разделение властей как один из наиболее важных принципов правового государства.

  2. Президент. Его функции и полномочия как главы государства.

  3. Законодательная власть.

  4. Исполнительная власть. Правительство.

  5. Судебная власть.

1. Разделение властей как один из наиболее важных принципов правового государства.

Теория разделения властей – одна из ведущих политических доктрин и принципов конституционализма. Как правило, она противопоставлялась концепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Генезис теории разделения властей связан с возникновением буржуазных политико-правовых теорий, прежде всего в Англии XVII в., самым авторитетным политическим мыслителем которой был Д. Локк. Однако у него это, скорее, учение о соподчинении властей в государстве, созданном общественным договором, где «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей».

Классическую формулировку данная теория получила в трудах выдающегося французского философа, юриста и просветителя Шарля Луи Монтескье (1689-1755). Учение Монтескье возникло в середине XVIII в., когда абсолютная монархия начала тормозить развитие буржуазных производственных, отношений и производительных сил, когда Франция уже приближалась к политической революции, но власть в стране находилась в руках самодержавного монарха. Цель учения – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечить политическую свободу. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.

2. Президент. Его функции и полномочия как главы государства.

В республике главой государства является, как правило, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками. Истоки ин­ститута президентства восходят к Древнеримской респуб­лике, в которой в чрезвычайных обстоятельствах избирался «предводитель народа» (magister populi). Современный вариант президентства возник в США в 1787 г.

Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Венесуэла, Ирландия, Россия, Беларусь и др.), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в которое входят уполно­моченные земель и депутаты бундестага, в Швейцарии – правительством, в Греции, Израиле – парламентом. Нео­динаков и срок полномочий: в США, Колумбии – 4 года, в Индии, Венесуэле, Беларуси – 5, России – 6, во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должнос­ти одного и того же лица одним (Мексика, Эквадор) либо двумя (США, Австрия, Германия, Россия) сро­ками; во Франции, Италии, Финляндии ограничения сро­ка не предусмотрены.

Полномочия главы государства определяются конститу­цией и зависят в основном от формы правления. В парламен­тской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в ру­ках лица, возглавляющего правительство.

В президентских республиках и в республиках со сме­шанным правлением президент — ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно яв­ляется и главой государства, и главой правительства, несмотря на наличие поста премьер-министра или предсе­дателя правительства при смешанной форме правления

Институт президентства занимает центральное место в системе власти Республики Беларусь. Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В полномочия Президента Республики Беларусь входит: назначение республиканских референдумов; назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; с согласия Палаты представителей назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь; с согласия Совета Республики назначать на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей этих судов; осуществлять помилование осужденных; формирование Совета Безопасности Республики Беларусь; является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; а также другие полномочия предусмотренные Конституцией и Законом «О Президенте Республики Беларусь».

studfiles.net

Институты государственной власти

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ

ТЕМА 10. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

План

1. Сущность принципа разделения властей

2. Полномочия законодательной и исполнительной властей

3. Прерогативы судебной и местной властей

4. Задание 11. С. 8 («Политология»)

1. Сущность принципа разделения властей

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т.Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. М.Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р.Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х.Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С.Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б . П.Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А.Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей [2; 36].

Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке их соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели.

Т.о, власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако, ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная – к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента – судебного учреждения). В своей фундаментальной работе «О духе законов» (1748 г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, прейдя к выводу, что свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Как видно, цель теории – создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Теория разделения властей явился логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие.

Основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти – выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью. Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

Во-вторых, должна действовать система «сдержек и противовесов» , дабы власти контролировали действия друг друга. «Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил… За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание.

Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм «сдержек и противовесов», чем тот, который предъявлялся в трудах Ш.Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей.

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти — особые проявления единой власти народа» [5; 12]. После этого тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.

mirznanii.com

ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

⇐ Предыдущая12

(4 часа)

1. Государство как основной политический институт. Концепции происхождения государства. Признаки и функции государства.

2. Основные институты власти в Республике Беларусь: Президент, парламент, правительство, суды, органы местного управления и самоуправления.

3. Форма государства.

4. Правовое государство: понятие и признаки.

5. Понятие, признаки и предпосылки формирования гражданского общества. Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Факторы, влияющие на содержание функций государства.

2. Гражданское общество и демократия.

3. Теория правового государства И.Канта.

4. Сущность принципа разделения властей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Республики Беларусь. Мн., 2008.

2. Государство для народа: Документы и материалы третьего
Всебелорусского народного собрания 2-Змарта 2006 г. / редкол.:
А.Н.Рубинов и др. Мн.: Беларусь, 2006. 463с.

3. Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
белорусскому народу и Национальному собранию Республики
Беларусь: Независимая Беларусь — наш достойный и надежный дом.
Мн., 2007.

4. Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы //Социально-политический журнал. 1994. №№ 1, 2.

5. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Госуд. и право. 1994. №7.

6. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // ОНС. 1996. №4.

7. Бовш В. Конституционное развитие Беларуси и европейские традиции // Беларуская думка. — 1997, №4.

8. Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика// Вестник Констит. Суда Респ. Беларусь, 1997,№1.

9. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки. //Социально-политический журнал. 1997, № 4.

10.Сафронов В.Н. Соотношение форм правления и режимов правления. //Социально-политический журнал. 1998, № 1.

11.Рубин Я. Государство для человека. //Беларуская думка. 1998, № 3.

12.Василевич Г.А. Органы государственной власти РБ. Мн., 1999.

13.Дорошенко А.В. Место исполнительной власти в системе разделения властей // Чалавек. Грамадства. Свет. — 1999, №2.

14.Шабайлов В. Строим правовое государство // Беларуская думка. — 1999, №3.

15.Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные отношения, 2000, №6.

16.Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира:конституционно-правовое регулирование и практика.- М.., 2006.

17. Вахонин А.А. Гражданское общество как исследовательская проблема // Социально-гуманитарные знания, 2006, №5.

18. Зазнаев О.И. Преимущества и недостатки президентской, парламентской и полупрезидентской системы // Социально-гуманитарные знания, 2006, №5.

19.Решетников М. Демократия, терроризм и гражданское общество: тенденции, противоречия, исторические иллюзии// Беларуская думка, 2006, №2.

20. Дробязко, С.Г. Социальное правовое государство и государство
вообще: (К вопросу об определении) / С.Г. Дробязко // Вестн. Белорус, ун-та. – Сер. 3. Гiсторыя, фiласофiя, палiталогiя, сацыялогiя, эканомiка, права. –1996. – №2.

21. Сапелкин Е.П. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь. — Мн., 2006.

22.Кравченко И.И. Государство и общество. // Вопросы философии, 2007, №7.

23. Гребенников В.В., Дмитриев Ю.А. Развитие республиканских форм правления на постсоциалистическом пространстве.// государство и право, 2006, №7.

24.Орлова О.В. Автономия личности и автономия гражданского общества// Государство и право, 2006, №1.

25.Тамбовцев В.Л. Государство как инициатор развития гражданского общества// ОНС, 2007, №2.

26.Матыс Е.А. Законодательная власть как объект исследования// Вестник БГУ. Сер.3. — 2001, №1.

27. Лексин И. Территориальное устройство государства: попытка реализации системной методологии анализа// Российский экономический журнал, 2003, №1.

28.Власов А. Идеология гражданского общества Республики Беларусь// Неман, 2003, №1.

29. Шумков Д.М. Форма государства// Основы государства и права, 2000, №1.

30. Шумков Д.М. Функции государства// Основы государства и права, 2000, №2.

31. Романов Р. Понятие и сущность парламентаризма// Социально-гуманитарные знания, 1998, №4.

32. Сумбатян Ю.Г. Концепция разделения властей: история и современность// Вестник МГУ. Сер.12. 2000, №2.

33.Пономарева Е. Суверенитет в условиях глобализации// Свободная мысль, 2007, №11.

34.Гринин Л.Е. Национальный суверенитет и процессы глобализации// Полис, 2008, №1.

35.Кальной И.И., Шрейдер В.Ф. Самоуправление как фактор развития гражданского общества// Социально-гуманитарные знания, 2007, №5.

36.Муслимов С.Ш., Антипова А.С. О ценностных противоречиях гражданского общества// Социально-гуманитарные знания, 2008, №3.

37.Мархотко Е.И. Проблемы совершенствования основных форм и моделей организации местного управления и самоуправления в Республике Беларусь//Проблемы управления, 2008, №1.

 

ТЕМА 6

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

1. Понятие, признаки, возникновение и развитие политических партий.

2. Типология и функции политических партий.

3. Современные партийные системы и их классификация. Характеристика политических партий Беларуси.

4. Понятия «общественная организация» и «общественное движение». Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Типология и динамика развития общественных движений.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

 

1. Становление и развитие политических партий: исторический аспект.

2. Особенности и преимущества современного политического плюрализма.

3. Особенности двухпартийных систем.

4. Становление и развитие многопартийности в Беларуси.

5. Молодежные организации Республики Беларусь.

6. Лоббизм как политический институт.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Закон Республики Беларусь «О политических партиях»// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 03.08.20005. — №120,2/1132.

2. Пушкарева Г.В. Политические партии и партийные системы: концепция М.Дюверже //Социально-политический журнал. 1993. № 7.

3. Сувалова Е.Н. История общественных движений и политических партий: уч. пос. – Мн., 2005.

4. Бобков В.А., Кузнецов Н.В., Осмоловский В.П. Политические партии Беларуси. Мн., 1997.

5. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социс, 2000, №9, с.54-63.

6. Политические партии: Беларусь и современный мир //Чудаков М.Ф., Вашкевич А.Е., Альфер С.А.,и др. – Мн.,2002.

7. Политология: Учебно-методический комплекс для студенов и преподавателей вузов /Е. М. Бабосов, Л.В. Гребенникова-Воробьева, В.А. Гребень-Грущенкова и др. / Под ред. Е. М. Бабосова, Е.П. Сапелкина, Мн., 2002.

8. Соловей, Т.Г. Политические партии и партийные системы: учебно-методическое пособие / Т.Г. Соловей. – Мн.: Минский государственный медицинский университет, 2003. – 60 с.

9. Вернигоров В.И. Полические партии и общественные движения в России и Беларуси : вторая половина Х1Х – первая треть ХХ в.в. – Мн., 2001.

10. Роговцов Д.А. Деятельность оппозиционных молодежных организаций в Республике Беларусь. – Могилев, 2006.

11. Политические партии Республики Беларусь/ Авт.-сост. В.К. Коршук. – Мн., 2005.

12.Государственность Беларуси: Проблемы формирования в программах политических партий: Монография/ Кршук В.К., Платонов Р.П. и др. – Мн., 1999.

13. Спіс міжнародных і рэспубліканскіх грамадскіх аб’яднанняў// Юстыцыя Беларусі. 2002, №6.

14. Федута А. О роли парламентских партийных фракций в политическом развитии Беларуси // Аналитический бюллетень белоруских фабрик мысли. 2001, №1.

15. Исаев Б.А. Современное состояние теории партий и партийных систем// Социально-гуманитарные знания, 2008, №2.

ТЕМА 7

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ

ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1. Личность как субъект политики. Типы политических позиций личности.

2. Политическая социализация личности как детерминанта политического поведения. Функции и этапы политической социализации.

3. Понятие и сущность политической деятельности. Субъекты и виды политической деятельности. Политическое поведение и политическое участие личности: мотивы, формы. Причины неучастия в политической жизни.

4. Сущность политического лидерства. Функции, типология политических лидеров.

5. Основные теории элит. Функции, типология, циркуляция элит. Формирование политической элиты белорусского общества.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Политическая активность и апатия: последствия.

2. Роль общественного мнения в политической деятельности.

3. Политический терроризм.

4. Механизм рекрутирования политической элиты.

5. Политическая культура как регулятор политического участия.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демократии. Пер. с нем. М., 1993.

2. Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. М., 1996.

3. Новикова Т.В. Сильная стратегия слабых. Террор в конце ХХ века // Полис, 2000, №1.

4. Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально-гуманитарные знания, 2000, №4.

5. Политология: Учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей вузов /Е. М. Бабосов, Л.В. Гребенникова-Воробьева, В.А. Гребень-Грущенкова и др / Под ред. Е. М. Бабосова, Е.П. Сапелкина, Мн., 2002.

6. Юрина М.В. Механизм политической идентификации в период первичной политической социализации. // Вестник МГУ Сер. 12 – 2005, №5.

7. Ашин Г.К. Политическое лидерство: оптимальный стиль — ОНС. 1993. №2.

8. Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство // Социально-политич. журнал. 1993. №1-2.

9. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону, 1997.

10. Либман Г.И., Вартузов А.В., Сухарева З.О. Теория элит. //Социально-политический журнал. 1997, № 4.

11. Лысюк А.И. Сущность политического лидерства: интегративный подход // Веснік БДУ: Сер. 3. 1998. №1.

12. Кретов Б.И. Современные западные концепции лидерства // Социально-гуманитарные знания, 2000, №4.

13. Лубченков Ю.Н. Политическое лидерство как технология // Весник МГУ Сер. 18 – 2005, №1.

14. Гаман – Голутвина, О.В. Политическая элита — определение основных
понятий / О.В. Гаман – Голутвина // Полис. – 2000. – №3.

15. Мурашко Л. Сильное государство – активная личность// Беларуская думка, 2005, №2.

16. Екадумова И.И. Парадигмы исследований политической социализации и специфика этого процесса в условиях социальных изменений// Веснік БДУ. Сер.3. 2002, №1.

17. Щеглов И.А. Полимтическая социализация как научная категория// Социально-гуманитарные знания, 2007, №5.

ТЕМА 8


⇐ Предыдущая12 

infopedia.su

Институт власти. Государственная власть и власть в родоплеменном обществе, их соотношение

Властные отношения присущи любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (роду, племя, семья, общественная организация, партия, государство и общество в целом). Власть — это важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность.

Государственная власть является разновидностью социальной власти и представляет собой публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственная власть имеет ряд отличий от власти в родоплеменном (первобытном) обществе, понимание которых позволяет научно достоверно сделать вывод: завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно-организованному обществу.

1) Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения. Факт проживания на одной территории — предпосылка объединения населения и подчинения его государству. Родовые связи (объединение по кровнородственному признаку) отступают на второй план. Население становится как бы принадлежностью территории.

2) Опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, вплоть до лишения высших ценностей — жизни и свободы, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей). Право на применение силы является монополией государства, ни один другой социальный институт таким правом не обладает. Для этого в государстве создаются особые организации, соответствующая деятельность которых строится на профессиональной основе.

3) Осуществляется особой категорией людей, главным призванием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения не существовало. Народ и войско, народ и народное собрание были едины, совпадали, а старейшины, вожди племен были только первыми среди равных. По мере развития государства аппарат управления все более усложняется.

4) Государственная власть устанавливает систему налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата). В родоплеменном обществе такие институты отсутствуют, поскольку отсутствует сам государственный аппарат.



5) Характеризуется легитимностью и легальностью (легальность — юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству; легитимность — качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять).

6) Суверенитет — самостоятельность и независимость в определении и проведении политики как внутри, так и вне государства, верховенство на всей территории.

Образование государства и права; важнейшие предпосылки и условия

Ученые-государствоведы в большинстве придерживаются той точки зрения, что главные причины возникновения и развития государства и права лежат не в сфере морали или религии, а находятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Происходит это в силу не самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а коренных изменений в экономической сфере и в самом обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд.

В обществе сначала наметилось, а затем, по мере разделения труда, быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться труд не только военнопленных, но и своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные устойчивые группы, классы, социальные прослойки со своими собственными интересами и не одинаковым статусом.



При первобытном строе начавшееся расслоение общества приводит к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе лучшие ресурсы. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных..

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти — родоплеменная, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. В результате возникает государство — приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве .(т.е. в экономике), а, наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались.

О появлении признаков государства в любой стране свидетельствует прежде всего выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствуют наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов, подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, признанных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой — вести самим новые территориальные завоевания.

Появление признаков государственной организации общества и вытеснении ею первобытно-общинной организации указывает на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

cyberpedia.su