Институт семьи и брака – . .
Социальные институты семьи и брака
Содержание
Введение
Понятие социального института, его виды
Жизненный цикл семьи
Распределение ролей в семье
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Социальные институты семьи и брака
Введение
Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам или спортивной команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья – самый распространенный вид социальной организации.
Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
Почему люди живут семьями?
Семья – это лично дело каждого или она как-то связана с обществом?
Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
Всегда ли существовала семья?
Сохраниться ли семья в будущем?
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процесс распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, — вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Социологическая семья – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отросли социологии Э.К. Васильев, А. Г. Вишневский, С.И. Голод, И. С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н.Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В.Г. Харчева и многие другие.
Понятие социального института, его виды
Когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный социальный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки.
Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношение с родителями супруга.
Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством другие относятся к культурным и регламентируются морально обычаями и традициями. Эти нормы регламентируют две главные фазы – заключение и расторжение брака.
Семья как институт, точнее, как совокупность институтов, — это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Поэтому важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет также минимальный возраст лиц, заключающих брак, правила раздела имущества после развода и тд. Хотя в законе специально не оговаривается что супруги должны обязательно быть разнополыми, однако общественное мнение во многих странах негативно относится к гомосексуальным союзам.
Семью как институт социологи отличают от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющие определенные роли и связанных непосредственными личными отношениями. Отношения между членами группы характеризуются спонтанностью и интенсивностью. Семья обычно включает представителей двух поколений. Институт семьи содержит описания позиций отца, матери, жены и т.д., которые являются стандартными для оценки поведения исполнителей семейных ролей, их соответствия или несоответствия позиции. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».
История института семьи в разных культурах – предмет изучения культурной и социальной антропологий. Эти направления в науке выясняют систему родства, типы брака, роли и статусы в семье, ритуалы обучения, сватовство, рождения, смерти, достижения половой зрелости инициации, а также сексуальные запреты, положение в обществе вдов и вдовцов, разведенных холостяков, лишенных родительских прав сирот, незаконнорожденных.
Институт семьи различен в каждом обществе, отражая специфику этого каждого общества. Но всем без исключения общества присуща общая черта. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других животных самое протяженное детство. Причем его продолжительность увеличивается по мере развития цивилизации. Зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится от 15 до 18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к личной жизни происходит только в полноценной семье, поскольку она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний, но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е генеалогию.
Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность – социальную прописку в данном обществе.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.
Универсальность семьи как института раскрывается в понятии функции семьи. Под социальными функциями подразумевается базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:
1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях может вступать в половые отношения.
2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другими. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.
3. Социализация. Новое поколение приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.
4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.
Кроме перечисленных к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления психологическая и материально-бытовая поддержка членов семья и т.д.
Существует много определений семьи. Они зависят как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, так и от задач исследования. На первый план может выдвигаться понятие семьи как социальной либо демографических, либо экономической ячейки общества.
Статистика советского времени определяла семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Людей, живущих вне семьи, относили к одиночкам либо отдельно живущим членам семьи. Такой подход акцентировал внимание на брачно-родственных отношениях и игнорировал другие возможные формы совместной организации быта людей.
В настоящее время общепринятым является следующее определение семьи. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако экономисты добавили в это определение экономический аспект, и приняли следующее определение. Семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака и опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства – это признак не семьи, а домохозяйства.
Под домохозяйством в статистике понимается социально-экономическая ячейка, объединяющая людей отношениями, которые возникают при организации их совместного быта, ведении общего домашнего хозяйства, совместном проживании и т.д. Из этого определения видно, что в отличии от семьи домохозяйство рассматривается преимущественно как экономическая ячейка общества. Принципиальное отличие понятие «домохозяйства» от понятия «семьи» состоит в том, что домохозяйство шире по своему составу за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Чаще всего такими лицами являются домашняя прислуга, няни, воспитатели, секретари, гувернеры, если они живут в семьях нанимателей. Это могут быть лица различного возраста, есть среди них и те, кого семья приняла к себе, чтобы поддержать либо материально, либо из-за неспособности самим обслуживать себя. Еще одно отличие домохозяйства от семьи состоит в том, что один отдельно живущий человек «одиночка», не считается семьей, но этот же человек и его деятельность по самостоятельному ведению домашнего хозяйства представляет собой домохозяйство. Домохозяйство может также состоять из одной или нескольких семей.
mirznanii.com
Институт брака и семьи – пережиток прошлого?
Я бы разделил для начала вопрос на два: институт брака и институт семьи — это совсем не одно и то же, более того, это даже не всегда связанные понятия.
Институт брака в том виде, в котором он существует сегодня (наследуя принципы церковных браков, которые декларируются, но уже давно не имеют никакого значения), однозначно устарел — в этом нет сомнений.
При этом «устарел» не означает «должен быть уничтожен»)) Просто он претерпевает определенные изменения, адаптируется, подстраиваясь под меняющуюся социальную реальность: появились брачные и семейные контракты, позволяющие настраивать юридическую сторону брака индивидуально под каждую пару; распространились межнациональные, межрассовые, межконфессиональные браки; появились в качестве официально признаваемых и все шире распространяются однополые браки; все больше принимаются в качестве нормальных семьи, практикующие немоногамию, полиаморию, открытый брак, свинг.
Меняется само значение брака, благодаря тому, что все шире распространяется реальное равноправие и равенство возможностей для мужчин и женщин, истираются гендерные роли и гендерное распределение труда и доходов.
Наверное, сейчас мы наблюдаем (и участвуем) эволюцию института брака от некоторой предопределенной, детерменированной модели, где роли, права и обязанности были распределены давным-давно и супруги, соглашаясь на брак, соглашались и с этими границами по умолчанию, — к индивидуальным союзам, подстроенным персонально под каждого участника такого брака и их общим особенностям.
С семьей — как с сообществом родственников, объединенных кровью и/или выбором, мне кажется, имеется абсолютная стабильность на протяжении уже как минимум века: родственные связи человечеством в целом признаются примерно до 2-3 колена, считаются важными, но не определяющими (если брат в беде — все брошу и помогу, но диктовать мне, какую прическу мне делать и какой длины юбку надевать, ему не позволю).
thequestion.ru
Как меняется институт семьи и брака?
Семья – подвижная система. На нее влияет и государство, и общество, и экономика. Как семейные ценности и методы воспитания изменились за прошедшие 20 лет, мы спросили у психолога и социолога.

Новая версия
Комментирует Анна Крайнова, семейный психолог:
«Сегодня многим из нас приходится балансировать между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, мы все испытываем потребность в привязанности и близости. С другой, растет разобщенность и социальная изоляция. Благодаря соцсетям круг наших знакомых существенно расширяется, но само общение становится более поверхностным, «виртуальным» и приобретает новые характеристики. Нам важно не только свободно высказывать свое мнение, но и получать одобрение в виде лайков. Инициировать знакомство стало проще, как и закончить общение. В результате в реальной жизни нам уже сложнее находить компромиссы и преодолевать трудности. По этой причине брак становится менее устойчивым. Вернее, его традиционная версия, потому что на смену ей приходят новые формы партнерских союзов, которые 20 лет назад общество не понимало и не принимало. Раньше неузаконенные отношения осуждались, на матерей-одиночек смотрели косо, а развод воспринимался как нечто непоправимое. Сегодня этим уже никого не удивить. Брак может быть не только официальным, гражданским или гостевым, но и открытым, когда оба партнера по обоюдному согласию заводят многочисленные связи на стороне. На первый взгляд тенденция намечается нерадужная: крепких семей становится все меньше, разводов все больше, причем вторые и третьи браки тоже бывают недолговечны. Однако у новоиспеченного права на «активные поиски» тоже есть свои преимущества. Это во времена наших бабушек и мам было принято мучиться и терпеть. Супруги очень редко проговаривали проблемы вслух, а тема секса и тем более сексуальной неудовлетворенности и вовсе были под жестким запретом. Люди, рожденные в 80‒90 годы, уже не боятся уходить от токсичных партнеров и не хотят мириться с пагубными привычками, разрушающими брак. Они стремятся найти человека, с которым будет по-настоящему хорошо и рядом с которым можно оставаться самим собой. Отсюда берется и их готовность работать над отношениями. Обсуждение того, что чувствует партнер, какие потребности имеет, к чему стремится и чего ждет, становится нормой.
В советскую эпоху родители руководствовались общепринятыми нормами и растили детей как под копирку. Сейчас в мире столько информации, столько разнообразия и столько возможностей, что, не найдя своей индивидуальности, мы рискуем раствориться как личность и потерять себя. По этой причине современные родители чувствуют острую необходимость искать свой собственный, уникальный метод воспитания.
Но, несмотря на это, брак на глазах теряет свою ценность. Раньше он давал те возможности, которые по-другому получить было нельзя. Мужчине гарантировал дополнительные статусные преимущества и ароматный борщ на столе, женщине – шанс стать матерью, а им обоим – как минимум регулярный секс, который вне брака осуждался. Сейчас все эти бонусы мы можем получить без печати в паспорте. И даже мощный стимул сохранить семью и жить вместе «только ради ребенка» перестал работать. Мы наблюдаем совершенно новую тенденцию: вступая в очередной брак, родители стремятся сохранить дружеские отношения и все чаще начинают общаться семьями. Раньше на отцов, которые поддерживали связь с детьми от первого брака, смотрели как на перебежчиков. Это было не принято. В наши дни такое поведение называется «цивилизованным подходом» и всячески поощряется.
Есть и сплачивающие тенденции. Правда, они не такие позитивные, какими могут показаться на первый взгляд. На современную семью действует очень много стрессовых факторов, а в трудные времена партнеры всегда сплачиваются. Выживать проще коллективно, тем более что кризис в нашей стране продолжается. Взять хотя бы тот факт, что раньше молодые супруги часто жили с родителями, а сейчас они предпочитают либо снимать квартиру, либо брать ипотеку. Чтобы расплатиться с взятыми на себя финансовыми обязательствами, приходится закрывать глаза на многие вещи и руководствоваться не чувствами, а скорее разумом.
◗ В 2013 году мужчины чаще всего вступали в брак в возрасте 25 лет, а женщины – в 24 года. Сегодня средний возраст уже 25–29 лет. ◗ Сейчас в моде двухдетные семьи. За такую модель воспроизведения голосуют и мужчины, и женщины. ◗ Между первым и вторым ребенком сократился временной интервал. Сейчас он в среднем составляет 4 года. ◗ 60% браков распадаются. ◗ После развода почти треть женщин не стремятся официально оформлять отношения, даже если новая пара ждет малыша. ◗ Вне брака в России сейчас рождается около 24% детей. В 2012 году этот показатель равнялся 44%, причем первенцев среди них было 60%. Но в среднем показатель в 25–40% считается нормой для развитых стран. Меньше всего детей вне брака рождается в Японии: только 2%.
Источник: www.hse.ru/demo/kdemo
В вопросах воспитания тоже наблюдаются кардинальные перемены. Для наших бабушек и мам главной задачей было накормить ребенка, одеть и обуть, то есть удовлетворить физиологические потребности. Если им нужен был совет, они читали Спока, но в целом придерживались авторитарного стиля в воспитании. При этом часто в эмоциональном плане не откликались на потребности ребенка. Современные родители более демократичны и чутки. Им хочется понять, что происходит с ребенком, что он чувствует, что ему нравится. При этом они стремятся быть идеальными родителями, поэтому сильно переживают по поводу того, справляются ли они со своей ролью.
Трудности возникают еще и потому, что наше общество приобретает нарциссические черты. Когда поощряются всевозможные достижения и стремление быть успешным, нам становится сложнее любить детей просто так. Многие имеют завышенные требования к себе и непомерные ожидания от ребенка».
Ответственные родители
Рассказывает Мария Озерова, кандидат социологических наук, основатель исследовательской компании Sreda:
«Все мы считаем себя современными родителями, и с этим утверждением трудно поспорить. Живем ведь мы в одну эпоху. Правда, одни и те же проблемы решаем по-разному. Одни из нас идут в ногу со временем, отказываются от ненужных догм и сворачивают с проторенных троп. Другие боятся перемен, не любят экспериментировать и ищут опору в установках прошлого века. В этом смысле отличия между нами есть, и их можно изучать с научной точки зрения. Так в Фонде общественного мнения и родилась идея придумать проект «Новые родители», который стал частью глобального социологического исследования «Люди-21». Цель – нарисовать портрет самых продвинутых наших современников, которые действительно отличаются от большинства. Их немного. Например, по нашим оценкам, родителей «новой формации» примерно 13‒15%. Концентрируются они в основном в крупных городах.
Сегодня воспитывать детей приходится в совершенно новых условиях. За последние 15‒20 лет социальная роль родителей – комплекс ожиданий, которые к нам предъявляет общество, ‒ сильно изменилась. Прежде всего, как отмечает Катерина Поливанова из Центра исследований современного детства, «родительство перестало быть естественным». Раньше в воспитании детей участвовала вся семья. Нашим бабушкам и мамам было предельно ясно, что делать с ребенком, потому что правила были для всех одинаковыми. А еще потому, что семьи были большими. В 25 лет почти каждая женщина имела опыт общения с младенцами, будь то ее братья или племянники. Сегодня даже в 35 лет таких навыков может не быть. После рождения малыша «новые родители» записываются на курсы, читают книги известных психологов, изучают статьи в интернете. То есть получают необходимые знания не от старшего поколения и не из круга близких родственников, а из внешних источников. Мы видим, что индустрия «техподдержки» для новоиспеченных мам и пап сегодня процветает.

Важные перемены коснулись и самого процесса воспитания: теперь это целенаправленный акт. Нам приходится с самого начала решить, какими родителями мы хотим стать. При этом каждый из нас выбирает свой путь. Это касается абсолютно любых аспектов воспитания и ухода за ребенком. Доказательства лежат на поверхности. Вспомните, каким жарким становится спор, когда вы с подругами начинаете обсуждать насущные вопросы: делать прививки или нет, водить кроху на развивающие занятия или нет, отдавать в сад или нанять няню. Раньше такие темы дискуссий не вызывали. У родителей было объективно гораздо меньше вариантов для маневра. Существенную роль в воспитании играли госучреждения: детские сады, школы, поликлиники. Педагоги и врачи придерживались единых и однозначных взглядов. А современным родителям фактически приходится нести единоличную ответственность за своих детей, поэтому тревогу они испытывают колоссальную. Понятно же, что именно они будут в ответе за каждое свое решение.Проблема в том, что результат заранее предвидеть невозможно. Чего стоит только выбор школы! В советское и постперестроечное время система образования была более единообразной. Сегодня вариантов масса: можно выбрать государственную школу или частную, организовать обучение на дому или он-лайн, наняв репетиторов. Чтобы воспользоваться новыми возможностями, обо всех этих альтернативах нужно вовремя узнать, критически их оценить и выбрать тот единственный вариант, который ребенку подойдет больше всего. И как раз «новые» родители такие расследования проводить готовы, потому что хотят сделать осознанный выбор. Они понимают, что образование бывает разным и ответственность за ребенка в этом отношении лежит полностью на семье, а не на государстве.
ответственность родителей за судьбу ребенка повысилась, и это прекрасно чувствуют директора школ. Мамы и папы все чаще задают вопросы, которые раньше считались неудобными. Они отслеживают ошибки учителей, требуют отчета, предлагают нестандартные варианты решения возникающих проблем.
Параллельно меняется и роль матери. Сейчас мы становимся свидетелями пересмотра гендерного контракта. В нем отражаются общественные представления о том, что полагается делать мужчине, а что женщине во всех сферах жизни. Так вот, сейчас у тех родителей, которые стоят в авангарде, граница между ролью отца и ролью матери размывается. Сфера услуг, СМИ и маркетинг эту тенденцию только укрепляют. Взять хотя бы рекламу детских товаров. Она с завидным постоянством поддерживает образ «нового» папы, который способен не только подгузник поменять, но и накормить ребенка и даже вылечить его от простуды. Пусть медленно, но мода на отцовство в России появляется. Это связано с тем, что современные женщины стремятся реализовать себя за пределами семьи. Не обязательно в профессии. Это может быть любимое хобби или спорт. Многим женщинам важна и работа, и саморазвитие. При этом отказываться от роли мамы они совсем не хотят. Учитывая, что забота о ребенке и самореализация требуют времени и эмоциональной отдачи, приходится совмещать обе ипостаси. Как? Проводить свободное время вместе с детьми и брать их с собой всюду, где для них есть специальные условия. А они создаются повсеместно. Это комнаты матери и ребенка, игровые пространства с аниматором, семейные отели. Сейчас малышей можно спокойно брать и в кафе, и в крупный торговый центр, и в спортклуб, и даже на горнолыжный курорт. Раньше родители тоже брали детей и на лыжи, и в походы. Отличие нашего поколения в том, что мы требуем грамотно продуманной инфраструктуры, которая снимает бытовые неудобства и экономит драгоценное время. А еще у нас есть желание организовывать совместный досуг с развивающим или обучающим уклоном. Отсюда и мода на семейные мастер-классы и познавательные курсы. И, безусловно, при таких запросах домашнее хозяйство любая «продвинутая» мама тоже ведет иначе. Чтобы высвободить на себя и на общение с ребенком больше времени, она превращается в «менеджера быта»: покупает посудомоечную машину, нанимает домохозяйку, заказывает готовую еду или продукты через интернет».
www.parents.ru
Институт семьи и брака
Институт семьи — это комплекс норм, образцов поведения, прав и обязанностей, а также санкций, которые регулируют отношения между родственниками и призваны удовлетворять их потребности.
Если для психологии семья важна, как малая группа, то для социологии семья — это, в первую очередь, ее функции важные для общества. А для общества особенно важно, чтобы семья воспроизводила новые поколения и социализировала (включала в социум) свое потомство.
Пройдемся по основным характеристикам института семьи
Семейные роли — роли человека в семье (жена, муж, отец, мать, сын, дочь, брат, дедушка, бабушка и т.д). Здесь важнее всего ролевые ожидания всех членов семьи по отношению друг к другу. Что означает быть мужем или женой? Какого ждут поведения?
Все роли завязаны на определенных нормах (стандартах) и ценностях, которые возникают в обществе и передаются через поколения в виде обычаев, привычек, традиций. Некоторые нормы могут быть закреплены и законодательно.
Брак — это одобряемые обществом семейные и сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Это удобно с позиции общества, так как привязывает женщину к мужчине и гарантирует наследование его биологических характеристик. В мусульманских странах, некоторых племенах сохраняется полигиния (многоженство). Но общемировая тенденция заключается в моногамном браке (мужчина-женщина).
В целом, путь развития общества выравнивает права мужчин и женщин, вероятно, в связи с увеличением количества возможностей для развития женщин в профессиональном и финансовом плане. Например, сейчас запрещается сексуальное или физическое доминирование над женщиной, хотя еще несколько десятилетий назад это было возможно во многих странах.
Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянноДобавить новость и получить деньги
Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников
uchilegko.info
Институт брака: история и современность
Всем известно, что институт брака переживает сегодня острый кризис. В развитых странах процент разводов держится на уровне около 50%, и всё больше молодых осознанно отказывается вступать в брак, отвергая саму идею подобного союза, как безнадежно устаревшую.
Особенно актуально это для больших городов в развитых странах и менее актуально для развивающихся стран и сельской местности. Но подобная тенденция наблюдается во всём мире, особенно среди прогрессивной молодежи с высшим образованием и уровнем доходов выше среднего.
Почему так происходит? Является ли это временным кризисом или необратимым процессом? Можно ли утверждать, что в будущем брак вообще исчезнет как явление?
История брака
Чтобы понять, какие тенденции переживает институт брака, рассмотрим его историю с социально-экономической стороны.
В первобытном обществе, которое занималось охотой и собирательством, института брака не существовало вообще, и отношения между мужчиной и женщиной строились приблизительно на тех же принципах, что и у остальных млекопитающих. Но с развитием земледелия у человечества впервые появляется избыточный продукт. Люди начали соревноваться друг с другом экономически, накапливая избыточный продукт и используя эти ресурсы, чтобы доминировать над другими.
Возникли экономические иерархии, города, страны. Появились короли, лорды, феодальная система, организованное военное ремесло и первые империи.
Если у охотников и собирателей экономическая роль мужчины и женщины была приблизительно одинаковой – по большому счету, каждый просто обеспечивал едой сам себя, то в новом социально-экономическом строе, мужчины благодаря своим большим размерам и физической силе получили существенное конкурентное преимущество. Женщины, которые теперь стали бесполезными для войны и тяжелого физического труда, потеряли свою экономическую роль и стали рассматриваться, как «источник» секса и произведения потомства.
В новой социальной системе у мужчин появились новые потребности и задачи. Во-первых, им захотелось быть уверенными в том, что именно они являются отцами своих детей. Во-вторых, у них появилась потребность управлять своим политическим и социальным соревнованием через брак – путем женитьбы и выдачи замуж своих дочерей стало возможным устанавливать родовые связи и альянсы. Потребность в потомстве переросла с биологической в социально-экономическую — сыновья должны были продолжить создание и накопление материальных благ, а дочери — выгодно выданы замуж. Таким образом, целомудрие женщины, супружеская верность и способность рожать стали важными элементами.
Секс стал элементом экономико-политической сделки, который продавался в обмен на ресурсы, приданое, политические альянсы и землю. Браки заключались по соображениям выгоды и по согласию семейств, зачастую не имея ничего общего с романтическими желаниями и взаимностью.
Мужчина, который хотел получить источник секса и потомства, должен был получить одобрение женщины и её семьи, доказать свою социально-экономическую значимость. От женщины требовалось только быть целомудренной и послушной.
Так сформировался традиционный институт брака, и он существует уже около 7000 лет. Разумеется, он немного деформировался в процессе и приобрел более благовидный фасад (сегодня в обязательном порядке должно быть продемонстрировано наличие романтических чувств), но суть брака осталась прежней – это союз для экономической, социальной или бытовой выгоды.
Институт брака в наше время
Но времена изменились. Сегодня в развитых странах люди больше не вступают в брак из экономических соображений. У женщин есть работа, они зарабатывают собственные деньги, и их экономическая роль стремительно выравнивается с мужской. Вследствие этого появилась борьба за равноправие полов, распределение обязанностей, и брак потерял все бытовые выгоды – современные муж и жена всё чаще делят равномерно домашние работы и участие в семейном бюджете.
Социально-политических выгод тоже больше нет – сегодня уже практически невозможно получить политическое влияние или поднять социальный статус через брак.
Современные средства контрацепции отделили секс, как средство получения удовольствия, от средства произведения потомства, а прогресс в борьбе с венерическими заболеваниями сделал его более безопасным. Целомудрие до брака и верность одному партнеру сохранили свою моральную окраску, но потеряли всю объективную необходимость. Организованная армия и система правопорядка сняли с мужчины функцию защиты семьи, а занятие интеллектуальным трудом вместо тяжелого физического значительно расширило экономически-активный период жизни.
Совокупность этих факторов и привела к сегодняшнему кризису института брака. Особенно отчетливо видно его среди прогрессивной молодой части населения мегаполисов. Они просто не видят смысла вступать в брак.
И действительно, в условиях экономического равноправия мужчины и женщины, традиционный брак ничего им не даёт, а зачастую даже портит существовавшие до того отношения между ними.
В современном развитом обществе формируется новая форма отношений – отношения, построенные на духовной близости и взаимоуважении. Но для того, чтобы такие отношения были прочными, партнеры должны ценить друг друга и бояться потерять. Они должны понимать, что нельзя принимать их союз как должное, и их отношения могут прекратиться в любой момент.
Новая форма отношений подразумевает постоянный их пересмотр, ежедневный добровольный выбор оставаться вместе. У традиционного брака, к сожалению, другие функции – он скрепляет пару обещаниями быть друг с другом, во что бы то ни стало и до конца дней. Потому эта форма постепенно отмирает, она полностью себя отжила, и это нормальный эволюционный процесс развития человечества.
familyexpert.ru
Институт семьи и брака от древнейших времен до наших дней
С 2008 года в нашей стране празднуется Всероссийский день семьи, любви и верности. Его связывают с именами Петра и Февроньи Муромских, брак которых прошел через огонь, воду и медные трубы, но не разрушился, а только укрепился от трудностей. В сегодняшней статье мы бы хотели рассказать о том, как развивались семейно-брачные отношения на протяжении многих веков.

Не стоит и говорить, как важны для нас такие общечеловеческие ценности, как любовь, семья, верность, семейные узы, крепкий брак. Социологи считают, что в современном обществе подобные вещи обесцениваются, молодое поколение прежде всего хочет построить карьеру, а уже потом вступить в брак и обрести свою вторую половинку. А как люди рассуждали в Древнем Египте? Каким, по мнению наших предков, должен был быть счастливый брак? Как «теория стакана воды» повлияла на судьбы многих граждан СССР? На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.
Исторические типы браков
Семья является наиважнейшим социальным институтом, включающим в себя другие, более частные институты, такие как институт брака, институт родства, и проч. Брачные отношения подразделяются на разновидности браков по отношению к государственной власти и на виды браков по цели заключения. К последним относятся фиктивный, политический брак, брак по любви, по расчёту, по принуждению и проч.
По отношению к законодательной власти можно говорить о гражданском, церковном, однополом браке. Наибольший интерес представляют собой многоженство — разновидность брачного союза, при котором мужчина может вступать в брак сразу с несколькими женщинами, и полиандрия — брак, где женщина может выходить замуж сразу за нескольких мужчин.
В нашей стране заключается исключительно на добровольных началах при достижении определенного возраста (18, в исключительных случаях 16 лет) в органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе). Не допускаются браки между представителями одного пола, браки между родственниками, не признается многоженство и полиандрия. Усыновленные дети не могут жениться на своих родителях.
Семья и брак в древности
В Древнем Вавилоне, в Древнем Египте и других богатейших государствах древности брак считался выгодной экономической сделкой: за невесту нужно было платить выкуп, чаще всего размер его был не малый. Цари выдавали своих дочерей за правителей соседних государств, чтобы в случае войны иметь союзника, т. е. политические браки существовали уже в то время. О любви и привязанности, как правило, речи не шло. Кроме того, в древности разрешалось вступать в брак кровным родственникам, например, брату и сестре (у Древних Греков даже Зевс был женат на своей родной сестре Гере!), чтобы упрочить свою власть. Такой путь чаще всего избирали египетские фараоны.
Красота, сила и здоровье ценились во все времена. Из-за прекрасных женщин начинали войны (достаточно вспомнить Троянскую войну), совершали подвиги, подавались безумным поступкам. В Древней Греции за красивую женщину предлагали несколько голов рогатого скота — вполне достойная уплата. В Древней Спарте к брачным отношениям подходили практично: женщина нужна была для того, чтобы рожать мальчиков, которые становились славными воинами, поэтому несмотря на то, что она была в браке, ей разрешалось рожать детей от других мужчин. В Древнем Риме брак также имел экономическую и политическую подоплеку, никто не думал о счастье молодожен, максимум, что требовалось от молодой жены — родить наследника.
Семья и брак в языческую эпоху
Еще до того момента, как на Руси было принято христианство, семейные отношения высоко чтились нашими предками, потому что такого понятия, как развод просто-напросто не существовало. Муж и жена считались одним целым, так как они давали богам клятву, что будут жить вместе до конца дней.
Как правило, насильно родители старались не сватать молодых, как правило, они сами «приглядывались» друг к другу (это происходило на языческих игрищах в ночь на Ивана Купалу) а затем получали родительское благословление. Наши предки любили похищать своих невест. Чаще всего браки заключались между представителями одного племенного союза, жених вводил молодую жену в свою семью, в свой род.
Главой в семье был муж, однако к женщине относились уважительно, она пользовалась относительной свободой. Ключевые вопросы принимались сообща. Ценились сильные, здоровые женщины, которые могли бы много работать, вести хозяйство и рожать детей. Часто после смерти мужа его брат должен был взять в жены его вдову, поэтому в дохристианскую эпоху на Руси наряду с моногамией существовала еще и полигамия.
Семья и брак с точки зрения христианской морали
После принятия христианства на Руси запретили многоженство, ценнейшим качеством мужчины и женщины стала супружеская верность и любовь друг к другу. Как и прежде, муж и отец стоял во главе семьи, его мнение было главенствующим. Женщина хлопотала по хозяйству, много работала, воспитывала детей. На Руси было принято обучать родных чад своему мастерству. Если все в роду были кузнецами, то отец должен был обучить сына кузнечному делу. К слову, в Древней Греции существовал закон, который разрешал детям не заботиться о своем престарелом отце, если тот не обучил его никакому мастерству.
Христианская вера привнесла в институт семьи и брака осознание того, что между мужем и женой должны быть глубокие духовные узы, они должны ценить и уважать друг друга, не ссориться между собой. Муж должен заботиться о жене и детях, супружеская измена не допускается. В христианском доме должна царить любовь и мир.
Семья и брак в СССР
В результате революции 1917 года в России изменилось не только политическое устройство, но и коренным образом сменился весь уклад жизни. Семейные устои, веками закладываемые православной церковью, стали считаться поповским мракобесием. Все церковные ритуалы стремились заменить светскими: перестали крестить детей, упразднили церковные праздники, вместо венчания ввели акт гражданской регистрации. Церковный брак не признавался.
Большевики считали семью изжившим себя институтом, с 20-х гг. началось выступление против сохранения института брака, идеологами такого движения стали две женщины — Александра Коллонтай и Инесса Арманд. Коллонтай создала целую теорию, которая ее и прославила — «теорию стакана воды» .
В чем смысл данной теории? Женщина не должна зависеть от мужа, она — самостоятельная личность, не обязанная хлопотать по дому и заниматься детским воспитанием. В помощь ей создаются детские сады, общественные кухни, прачечные и т. п. Главными признавались производственные отношения, а женщина уравнивалась в правах с мужчиной. По мнению Коллонтай, брак не имеет никакого отношения к «высокому чувству», в браке допускаются измены, ведь все являются людьми свободными и ни от кого не зависящими. Таким образом, концепцию «теории стакана воды» можно уложить в два слова: «захотел — попил».
«Теория стакана воды» произвела настоящий фурор среди молодежи, однако большинство подданных бывшей имперской России данную теорию не приняли. Им было трудно осознать, что в какой-то момент брак стал считаться общественно-политическим событием («красные свадьбы»), а не семейным торжеством. В 20-30-е гг. молодых людей расписывали безо всякой торжественности, в такие понятия, как «семейный очаг» и «семейный быт» стали восприниматься как архаизмы.
Однако после Великой Отечественной войны правительство издает Указ, в котором сказано, что теперь в СССР официально признается только зарегистрированный брак, понемногу начинают возрождаться свадебные торжества. После смерти И. В. Сталина разрешили браки с иностранцами, а с конца 50-х создаются Дворцы бракосочетаний, наблюдается настоящий «свадебный бум»: известен случай, когда одновременно за одну свадебную церемонию зарегистрировали целых 80 пар! Невесты начинают шить платья, начало семейной жизни обставляется с пафосом и особой торжественностью, однако только в деревнях и селах соблюдаются прежние свадебные обряды: встреча молодых хлебом с солью, выкуп невесты и т. п.
В 60-е гг. при вступлении в брак молодым людям предоставлялись кратковременные отпуска, в ЗАГСах стали обмениваться кольцами. В дальнейшем институт брака только развивался: варьировались по длительности испытательные сроки, наступавшие после того, как молодые подали в ЗАГС заявления, назначались свидетели, появились свадебные приглашения, свадебные кортежи и все те элементы, которые существуют и по сей день.
Семья и брак в наши дни
Современный институт брака фактически не менялся с 70-80-ых гг. XX в. Правда, сейчас вернулись патриархально-свадебные традиции и обряды, однако не все молодожены их придерживаются. Вошли в моду выездные регистрации, невероятно усложнилась свадебная атрибутика.
С семейным институтом дело обстоит куда сложнее. Патриархальная форма семьи уступает место партнерской. Первой была свойственна большая численность, прочные семейно-родственные связи (дети, родители и другие родственники часто жили в одном жилище), авторитет мужа и отца, совместное ведение большого хозяйства. С развитием классового общества все изменилось. Современная нуклеарная семья, как правило, живет обособленно от родителей, государство вмешивается в ее дела (чего стоит один только брачный договор). Редко встречаются многодетные семьи. Муж и жена — равноправные партнеры, стремящиеся построить карьеру.
В любые времена, вне зависимости от политики государства, людьми ценились верность и семейный уют. Даже знаменитая создательница «теории стакана воды», вопреки всем своим лозунгам, тяжело переживала измену мужа, поэтому любите друг друга, оберегайте от невзгод и храните мир и лад в своем доме.
Автор: Чванова Яна
narmed.ru
Институты семьи и брака на страже будущего
На сегодняшний день семья считается одним из фундаментальных институтов нашего общества. Именно институты семьи и брака придают обществу стабильность и помогают воспроизводству населения.

Человек усваивает все ценности и нормы поведения, принятые в семье, и переносит их на окружающий мир и на собственную семью, построенную в будущем. Именно поэтому дети, воспитанные вне семьи, в детских домах или же в неблагоприятных условиях, не всегда могут построить правильную семью. Отсутствие правильной модели поведения не позволяет человеку освоить верную роль мужа/жены или же матери/отца. Поэтому социальные институты семьи являются важнейшим фундаментальным звеном в обществе. Без них человечество не смогло бы прогрессировать и развиваться. Ученые говорят о том, что, помимо усвоения ролевой системы с нормами и статусами, институты семьи позволяют человеку узнать особенности правил поведения в социуме. Если исключить семью из «социальной матрицы», то человеческому миру грозит хаос и вымирание.

Семья как хранитель будущего
Социальный институт семьи и брака является наиболее ранним из всех возникших. Нормы его передаются из поколения в поколение, становясь традициями. Общество берет на себя роль его регулировщика, например, запрещая браки между близкими одственниками. Социум поддерживает институты семьи: охраняет детство и материнство, поддерживает нетрудоспособных, контролирует разводы. Социальные льготы, выплаты, гарантии, поддержка рождаемости – все это позволяет семье развиваться и не уйти в небытие. Все это закреплено законодательно или же на уровне моральных ценностей. Современное общество регулирует особенности взаимоотношений между мужчинами и женщинами, отношение к детям и старикам. Все это потому, что семья является решающим стимулом в жизни человека и поддерживает его социальное благополучие. Именно крепкая семья помогает человеку правильно социализироваться и реализовать себя.

Однополые браки — а есть ли смысл?
В современном обществе происходит расширение границ института брака и семьи. Помимо разрешения на создание и регистрацию однополых пар, происходит их уравнение в правах в плане воспитания и развития подрастающего поколения. То есть однополые пары получили право воспитывать детей, передавая им собственные ценности и правила. Пока не совсем понятно, к чему может привести подобная практика. Но большинство людей считает, что она разрушает институты семьи и брака и негативно влияет на подрастающее поколение, передавая им неправильные нормы и традиции.
fb.ru