Индивид и индивидуальность обществознание – 56. Личность и общество. Понятие человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности.

Содержание

ЕГЭ. Человек. Тема 1. Человек, индивид, личность, индивидуальность |

Приступаем к изучению теоретического материала по второму разделу курса

« Обществознания»- «Человек».

Дадим определения основным понятиям данной темы.

«Человек – это звучит гордо!»- как часто вспоминаются нам эти слова, произнесённые Сатиным  – героем пьесы М.Горького « На дне». Да, произнося это слово, мы прежде всего имеем в виду нравственные качества человека, его способность отвечать за свои дела и поступки. Именно поэтому часто на ЕГЭ путают два понятия — человек и личность, считая, что это одно и то же. Однако в философии эти термины не являются синонимами. В каждый вложен свой определённый смысл. Какой же? Разберёмся  в этом.

Человек

Философское понятие « человек» включает в себя то, что это не животное. Поэтому даже предлагаются вопросы, в которых нужно найти что-то общее между человеком и животным и  различное.

Человек  — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный , конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться  в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

ЗАПОМНИТЕ:

  • Не является личностью новорождённый, так как он ещё не способен к общению, социальному взаимодействию. Пример тому – дети -« маугли», попавшие во младенчестве в стаи животных (обезьян, волков), не прошедшие процесс социализации и поэтому не ставшие личностями.
  • Психически больные люди тоже не являются личностями, они не способны адекватно вести себя , отвечать за свои действия. Поэтому их изолируют от общества в специальные лечебные учреждения. Не случайно любой преступник проходит судебную экспертизу на наличие психических отклонений.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то,  что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Таким образом, все люди индивидуальны с анатомо-физиологической, психологической, нравственной и философской точек  зрения. Мы все хотим быть самими собой, чтобы нас ценили как конкретную отдельную личность, ни с кем не сравнивая и ни на кого не показывая. В этом смысле сложно быть детьми знаменитостей, потому что их воспринимают часто как чьих-то детей и им приходится доказывать, что они сами что-то из себя представляют и могут многого в жизни добиться.

В конце я хочу пожелать каждому из вас, ребята, стать высоконравственной личностью, стремиться к этому, формировать в себе лучшие человеческие качества. И, конечно, быть индивидуальностью, не сливаться с массой, толпой, всегда иметь свою позицию, добиваться высоких результатов в том деле, которому вы посвятите свою жизнь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

56. Личность и общество. Понятие человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности.

Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Человек есть продукт времени и обстоятельств, в которых он живет. Взгляды, идеи в общем случае определяются обществом; человек думает так, как его принуждает думать «дух времени». С изменением общественного строя меняется положение личности, ее интересы и потребности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Концепции:

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов.

Одна из них отдает приоритет интересам личности. Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности. Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может быть независимым от окружающей среды, как социальной, так и природной.

Другая концепция утверждает приоритет общественных интересов перед личными (например, концепция «естественной морали» Ф. Бэкона).

И наконец, третья концепция При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.

Индивид, индивидуальность, личность, человек.

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Личность — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

studfiles.net

Человек (индивид, особа, личность, индивидуальность) и общество — Мегаобучалка

Понятие «человек — индивид — личность — личность — индивидуальность«, характеризует качественные проявления человека. Понятие «человек» означает вид в биологической классификации, разумное существо, что имеет принципиальные отличия от всех других существ.

Понятием «индивид» обозначают отдельно взятого представителя человеческого рода, которому присущи неповторимые и уникальные природные и социальные качества. Поэтому мы не можем прямо и непосредственно переносить все характеристики рода на индивида, как и наоборот. Такую диалектику единичного и общего в индивиде часто обозначают выражениями: «типичный индивид», «очень своеобразный индивид» и т.п.

Понятие «лица» характеризует определенные реальные качества человеческого индивида. Но это не значит, что черты индивида и являются чертами лица; такие характеристики индивида, как рост, цвет волос, вес, особенности, например, формы носа, на лицо переносить бессмысленно. Как обычно, к понятию лица включают два важнейших момента.

Во-первых, лицо — это субъект и объект социальных отношений, то есть тот, от кого продуцируются социальные действия и к кому они направлены: по этой характеристике лицо возникает в определенных социальных ролях (например, руководитель, добросовестный работник, энергичный предприниматель и др.), возникает представителем определенных социальных слоев (лицо рыцаря, крестьянина и пр.). По этой характеристике в большинстве развитых стран достаточно четко определяют на юридическом уровне, кого и когда можно считать полноценной личностью, например, по признаку совершеннолетия, возможностью выполнения всех основных социальных полномочий и др.

Во-вторых, лицо характеризуется через особый, неповторимый внутренний мир человека с его характером, знаниями, убеждениями, идеалами, эрудицией, ценностями. В данном случае можно вести разговор о «серенькую» лицо, знаменитость, незаурядной личности, моральную, принципиальную лицо, лицо интеллектуально углубленную, примитивную и др.



Поскольку лицо выступает как определенное качество человеческого индивида, то каждый человек предстает уникальной и неповторимой в своих характеристиках и проявлениях, но в то же время она выступает также представителем человеческой личности вообще, лица как таковой, лица как родовой характеристики человека.

Когда человек характеризуется как личность к характеристикам лица прилагается «самость». ось, центр, сосредоточение всех действующих, психических и интеллектуальных качеств: наличие у лица такой «самосии» (кое такого, что делает человека самим собой) позволяет характеризовать ее как сложившуюся, или развитую, или совершенную, или духовную личность.

Как личность человек осознает свои качества, свою уникальность, свои недостатки и преимущества и возникает самодеятельной социальной и интеллектуальной единицей. Когда же это осознание достигает понимания того, что в результате уникальности и неповторимости личности существует нечто такое, что может выполнить только она (потому что больше такой личности нет, не было и не будет) и стремится это выполнить что-либо, человеческая личность приобретает черты индивидуальности.

Понятие индивидуальности может вызвать (и вызывает) ассоциации с индивидуализмом, и для таких ассоциаций есть определенные основания. Действительно, индивидуальность не может сформироваться без самосознания, без выделения себя среди других людей, без определенной внутренней сосредоточенности. Но это не значит и не предусматривает человеческой самоизоляции. Напротив, осознавая свою незаменимость, индивидуальность, осознает и свою полную идентичность с другими людьми: ведь понять свою уникальность можно лишь в сравнении с другими людьми и только при условии уверенности в том, что все остальные люди есть люди, но в чем-то — не так. Мерой ответственности человеческой индивидуальности становится всечеловечность, осознание своих жизненных свершений как общечеловеческих или как свершений, которые что-то меняют в состоянии человечества в определенном смысловом значении: когда чего-то достигает какая-то отдельная индивидуальность, то это демонстрирует возможности человечества или человека, как родового существа.

Как выяснилось, человек и общество связаны между собой глубинными связями: и то, и другое приобретают своих собственных качеств только на основе социальных процессов, то есть в процессе изменения природы — как той, что окружает человека, так и той, действующий в самом человеке и возникает ее природными потенциями и задатками.

С давних времен люди воспринимали и осмысливали себя как органическую часть человеческого общественности: то рода, или семьи, или нации, этноса или народа. Архаичная человека осознавала себя как проявление общей коллективной силы; в Древней Греции (как и в некоторых других народов) самым страшным наказанием считалось изгнание за пределы проживания полиса (этноса или народа). Аристотель в своих произведениях определял человека как «существо общественное», К. Маркс определял сущность человека как совокупность определенных общественных отношений. Однако в сознании фиксировались не только моменты слияния человеку с человеческой общностью, но и моменты их противостояния и даже — вражда.

В общем плане можно выделить следующие основные моменты соотношение человека и общества:

а) человек находится на первом плане, а общество рассматривается в качестве второстепенного; б) человек и общество оцениваются как сущности одного качества, данной только в разных проявлениях;

в) общество предстает самой силой и ценностью, а человек выступает как его агент или единица

megaobuchalka.ru

Человек, индивид, личность — определения и различие понятий

Каждый человек в социуме имеет определенный статус как социальный, так и психологический: человек, индивид и личность – это разные понятия.

В зависимости от ситуации, человек одновременно может являться личностью, индивидом, но, например, не иметь индивидуальности.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» — определения и характеристики



Начнем с того, что определение «человек» обозначает человека, как биологический вид, который олицетворяет собой пример эволюции и обладает сознанием. Человек, как социальный объект, имеет способ общения – язык, но стоит отметить, что не каждый человек – личность.

Характеристики человека, как биологического объекта:

  • анатомия организма;
  • способность создавать орудия или плоды своего труда;
  • присутствие сознания и осознанности.

Отсюда можно определить, что человек – это представитель своего вида и значит он индивид.

Индивид – это субъект, имеющий все социальные качества, которые присущи определенной группе.

Характеристики индивида, как объекта человеческой популяции:

  • активность в социальной среде;
  • психологическая устойчивость;
  • адаптивность психофизических характеристик.

Личность – это человек, наделенный некоторыми качествами, характером, которые сформировались при взаимодействии с социумом. Она способна испытывать чувства, осознавать происходящее и себя в мире, а также формировать отношения с обществом согласно своим убеждениям.

Как правило, личностью не рождаются – ею становятся. Огромную роль в этом аспекте играет человеческий фактор.

Различают следующие факторы, влияющие на становление личности:

  • наследственность;
  • круг общения;
  • характер;
  • воспитание;
  • личное мировоззрение.

Индивидуальность – это набор физиологических, психологических, социальных качеств человека, являющихся неповторимыми. Конечно, каждый из нас уникален, но стоит отметить, что у кого-то есть яркие индивидуальные черты, а у кого-то их вовсе нет.

Что характеризует человека как личность


Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.

Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.

Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.

Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.

Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.

Чем отличается индивид от личности



Для того чтобы понимать, что такое «личность», необходимо знать разницу между «индивидом», «индивидуальностью», «человеком».

Само определение «индивид» пришло от латинского слова «individ», что означает «кто-то в толпе», а вот индивидуум – это «кто-то» вне толпы.

Если сравнивать личность и индивида, то первая определяет социальный круг, в то время как второй, всего лишь его принадлежность к определенной группе.

В чем проявляется индивидуальность человека

Индивидуальность – это отличительные черты, и в то же время эти черты являются определяющими.

Проявления можно увидеть в манере разговора, смехе или наоборот, в гневе. В основном – в эмоциях, но бывают случаи, когда человек преподносит свою индивидуальность через творчество.

«Индивид» и «индивидуум» — в чем разница

Любой человек — индивид и индивидуум одновременно, только это проявляется в разных жизненных ситуациях. Человек, не включающий в себя личность – это существо примитивное, наравне с приматами.

Например, если вы пришли в банк и хотите получить кредит, то предоставляете паспорт – в этот момент, вы индивид.

А вот если вы хотите выделиться из толпы или быть вне толпы – тут вы уже индивидуум. Индивидуум определяется по характеру и социализации в обществе.

Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию

Термин «выдающаяся личность» характеризует человека, как волевого и сильного, отличившегося от всех.

Признаки такого человека очевидны: сила воли, целеустремленность в достижении своих целей.

Чаще всего, люди воспринимают такого человека, как эталон: например, Юрий Гагарин. После его полета, огромное количество советских мальчишек хотели стать космонавтами. Это психология толпы – основная масса всегда ровняется на кого-то одного.

Конечно, человек не может быть яркой и выдающейся личностью без индивидуальности: эти понятия взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга.

Заключение

Как правило, становление личности происходит на протяжении всей жизни человека. В зависимости от приобретенного опыта и навыков, личность может деградировать или наоборот, стать выдающейся. Все зависит от того, как человек себя позиционирует в жизни.

1001student.ru

Индивид: определение. Человек, индивид, личность

Человеческая личность — объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие «человек», «индивид», «личность» часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.

Понятие — человек, индивид, личность

Слово «человек» звучит при обозначении способностей и черт, присущих всем. Оно подчеркивает существование особой общности — человеческого рода, отличного от других присущим лишь ему способом жизнедеятельности. Именно благодаря ему на всех этапах своего развития, везде и всегда сохраняет определенный статус.

Определение «человек-индивид» обозначает существование отдельного конкретного представителя человечества. Кто это такой? Человек-индивид — это единица людского рода, определенный носитель психологических и социальных черт, присущих всей людской общности. Под ними подразумеваются воля, разум, собственные интересы и потребности. В этом смысле индивид — это конкретный человек.

В данном контексте не рассматриваются биологические факторы (пол, возраст, физические характеристики, темперамент), а также социальные различия. Но, конечно, совсем не учитывать эти данные нельзя. Ведь различия между ребенком и взрослым, первобытным дикарем и нашим современником вполне очевидны.

Таким образом, определение понятия «индивид» включает набор характеристик и черт, по которым каждый человек отличается от другого. При этом подразумеваются различия совершенно разных уровней – от нейрофизиологического и биохимического до социально-психологического.

А что же такое личность

Динамику развития человека в различные моменты (исторические и собственные) характеризует понятие «личность». Индивид при этом — отправная точка развития личности, ее начальное состояние. Таким образом, личность – наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Как социальному субъекту, личности присуща автономность, стремление в определенной степени противопоставить себя социуму и обрести независимость от общества. Это предполагает наличие самосознания, навыков умственного контроля, способности к аналитической деятельности и оценке себя самого.

Все эти качества составляют основу жизненной позиции. Это основной принцип поведения, базирующийся на социальных и мировоззренческих установках, ценностях и идеалах. Значение этих нормативных факторов в жизни объясняет теория саморегуляции поведения человека в социуме.

Основы развития личности

У каждого автора — свое толкование личности. Но почти любое определение «личность», «индивид», «индивидуальность» основано на одном из двух полярных взглядов. Один из них гласит, что личность формируется и подвергается дальнейшим изменениям в зависимости от врожденных качеств и данных, влияние социального окружения при этом сводится к минимуму.

Представители противоположной позиции практически полностью отвергают врожденный фактор и предпочитают рассматривать личность как некий продукт социального развития. Пожалуй, обе точки зрения являются крайностями.

Классическое определение личности подразумевает, что человек, индивид, личность имеет сформированные, необходимые ему как продукту общественного развития конкретные качества. От него ожидают вхождения в социальные отношения путем общения и сознательной деятельности. Согласно такому подходу, биологический организм становится личностью только благодаря социальному и культурному опыту. Причем допускается влияние на формирование индивидуальных черт — совокупности темперамента, врожденных способностей и предрасположенности.

Как мы взрослеем

Рассмотрим, каким образом формируется человек, индивид, личность. Что непосредственно влияет на процесс роста? Таких предпосылок несколько.

— Биологический фактор. Наследственность человека — тот самый материал, который позже будет сформирован в человеческого индивида. Этот фактор сам по себе еще не создает личности, так как социальный опыт и культурное наследие невозможно передать с генами. Но его требуется учитывать как источник бесконечного разнообразия характеров, темпераментов, склонностей и причину возможных социальных ограничений.

— Физические условия окружающей среды. Часть исследователей придают им первостепенное значение. Но, как известно, в одних и тех же географических условиях существуют совершенно разные типы личностей, а схожие общегрупповые признаки наблюдаются в совершенно различных.

— Общественная культура, формирующая определенное число соответствующих ей базовых типов личности. Определенный же культурный опыт служит общим достоянием человечества.

— Опыт, как групповой, так и уникальный (субъективный). Это самый главный фактор ее формирования, возникающий в процессе социализации.

Что такое социализация личности

Комплекса ценностей, установок, симпатий-антипатий, целей и шаблонов поведения человек достигает благодаря явлению социализации. Это процесс усвоения индивидом норм и образцов поведения его группы, необходимых для функционирования в обществе.

Социализация касается всех сторон воспитания, обучения и приобщения к культуре. В ней участвуют все, с кем сталкивается индивид в семье, быту, детском саду и школе, видит по телевизору и т.д. При этом процесс личностного формирования проходит три последовательные стадии:

1. Дети подражают взрослым и копируют их поведение.

2. Дети играют и примеряют на себя различные роли.

3. В групповой деятельности они начинают понимать ожидания, обращенные к ним со стороны других.

Когда она происходит

Большинство психологов считают, что процесс социализации не ограничивается детским возрастом и длится всю жизнь. Социализация детей закладывает основы личностных ценностей. А применительно ко взрослым этот процесс подразумевает изменение внешнего поведения и приобретение нужных навыков.

По одной из теорий, в процессе социализации взрослых изживают себя детские мифы, например, о незыблемости авторитета или собственной суперценности. Постепенно на базе полученного опыта формируется тот индивид, определение которого приведено выше.

Общение в группе и соответствующий опыт дает возможность скорректировать уникальные внутренние установки личности с общими качествами, характерными для ее социальной среды.

Как это бывает

В начале жизни человек еще не осознает, что он индивид, и индивидуальность его находится в зачаточном состоянии. Обособление от физического и социального мира продолжается в течение всей жизни. Накапливая социальный опыт, он формирует образ своего «Я» путем сопоставления себя с другими.

Доказательством того, что личность — не просто автоматически развивающаяся совокупность природных задатков, служат известные науке случаи воспитания человека в социальной изоляции, например, в среде животных. Исследования психики таких «Маугли» показали, что те не имеют представлений о собственном «Я» как об обособленном существе в ряду подобных.

Может ли считаться личностью подобный индивид? Определение самого понятия идет вразрез с приведенными данными, так что ответ однозначно отрицательный.

На чем основан личный опыт

«Социальное зеркало» постоянно перед каждым из нас. В детстве при оценке собственных способностей человек основывается на мнении ближайшего окружения, с возрастом — на оценках компетентных специалистов. Зрелый человек понимает, что он — индивид, и индивидуальность его уникальна.

Нельзя недооценивать влияние личного опыта. Именно поэтому дети, воспитанные в одной семье, очень разные. У них имеется похожий групповой опыт (но не идентичный). Помимо семьи дети общаются во внешней среде и с разными людьми. Даже близнецы с одним набором генов не могут постоянно находиться в абсолютно одинаковых условиях, встречаться с одинаковыми людьми и испытывать идентичные эмоции.

Именно поэтому каждый личностный опыт уникален. По утверждениям психоаналитиков, определенные инциденты, происшедшие с людьми, вполне могут оказаться критическими, задавая тональность последующим эмоциональным реакциям.

Что такое социальная роль

Под этим понятием подразумевают способ поведения человека в соответствии с общепринятыми нормами межличностных отношений в зависимости от имеющегося статуса в системе. Процесс социализации личности подразумевает непременным условием освоение социальных ролей как способ интеграции человека в общество.

Понятие социальной роли подразумевает ролевые ожидания – чего именно ждут от индивида согласно «правилам» той или иной роли. Другое основное понятие здесь — ролевое поведение. Это все то, что человек осуществляет согласно своей роли. Общество в данном случае берет на себя функцию контроля.

Индивид и общество связаны существованием самых разных институтов — от правоохранительных органов до общественного мнения. К «ослушавшимся» применяется система социальных санкций. Самые незначительные из них — осуждение и общественное порицание, более жесткие — меры насильственного пресечения.

Индивид — определение социального статуса

Под социальным статусом понимается позиция (ранг) индивида в структуре группы или самой группы в ряду других образований. Поведение, которое ожидается от носителя определенного социального статуса, и составляет суть его социальной роли. Различные статусы имеют дети и взрослые, женщины и мужчины, военнослужащие и штатские. Каждый человек — носитель множества разных статусов, в соответствии с которыми и выстраивает свое поведение в тех или иных ситуациях.

Через обучение ролям усваиваются культурные нормы. Приемлемое для одного статуса может стать совершенно неподходящим для другого. То есть социализация — важнейший процесс обучения принятым в обществе методам и способам взаимодействий, в результате которого социум получает своего адекватного члена.

Умение исполнять важнейшие роли приобретается, начинается с детства. Большая часть данного процесса происходит на бессознательном уровне довольно безболезненно. Дети участвуют в играх, помогают родителям, вслушиваются в семейные разговоры, читают и смотрят различные истории. Их «игровые» роли помогают в будущем роль принять на себя настоящие и понять реакции окружающих.

О предписанных статусах

Общество устроено очень сложно, и согласованное функционирование всех его институтов возможно лишь в случае строгого соблюдения людьми собственных обязанностей, регламентированных внутригрупповыми отношениями. Простейший путь добиться этого — классификация всей многообразной человеческой деятельности по огромному количеству предписанных ролей и приучение каждого индивида с ранних лет к выполнению определенного набора их, «положенного» по статусу.

Пройдя в детстве первичное ролевое обучение, человек назначает себе сам предписанные роли согласно выбранному критерию. Его кодовое название — «правила достижения успеха». Универсальной основой выработки подобного критерия в обществе служит пол и возраст человека. Другие определяющие факторы — национальность, раса, религиозная либо классовая принадлежность.

Несмотря на бессознательный характер ролевого обучения, это мощный и реальный фактор социализации. Например, раздельное обучение в течение многих лет мальчиков и девочек ведет к большим различиям между ними в зрелости по части способностей, предпочтений и способам выражения эмоций.

Что такое достигаемый статус

Это социальная позиция, закрепляемая путем индивидуального выбора и конкуренции. Если часть статусов назначается группой либо обществом, при этом не учитываются индивидуальные качества индивида или его способности, то достигаемый статус — результат способностей, упорства, трудолюбия, исполнительности личности, а также некоторой доли везения.

В примитивных (или традиционных) обществах статусы почти всегда предписаны, и социальное положение прямо зависит от рождения. В современном обществе личность обладает большей степенью свободы.

Выигрыш имеют люди, проявляющие наибольшие способности и гибкость. Те же, кто не сумел «найти себя» и приспособиться к новым ролям, оказываются неконкурентоспособными.

Чем они различаются

Достигаемые и предписанные статусы имеют принципиальную разницу, тем не менее пересекаются и взаимодействуют. Индивиду почти невозможно улучшить или как-то изменить собственное положение в обществе, где большинство статусов являются предписанными. Социализация не связана с ожиданием смены статуса. Но если наследственные факторы не играют принципиальной роли, человеку трудно смириться с низким статусом, имея возможности проявить личные способности

Когда за статус идет борьба и возможности условно равны, причины отсутствия успеха — исключительно личная некомпетентность и отсутствие способностей. В обществе «равных возможностей» данный постулат усваивает любой индивид. Определение неуспеха как собственной несостоятельности больно бьет по самооценке человека. Но даже в этом случае личность находит пути повысить статус, используя различные льготы и преимущественные права.

Если роль — поведение, ожидаемое от индивида в случае конкретного статуса, то ролевое поведение бывает фактическим. Оно отличается от того, которое ожидается по большинству характеристик — от ролевой интерпретации до возможных конфликтов с другими. Вот почему нет двух индивидов, одинаково исполняющих одну и ту же роль.

fb.ru

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида – SOOCIETY

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Структура личности

• Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.
• Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
• Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

– в сфере деятельности – расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

– в сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

– в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего „Я“, творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <…>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <…>

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <…>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <…>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98–101.).

C1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

Ответ: Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.

C2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.

Ответ: Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом.

C3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер.

C4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

Ответ: В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

5 (100%) 1 vote

soociety.ru

Человек. Индиивд. Личность — История и обществознание. Баутина Екатерина

Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий в качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков. При этом природа человека признается бинарной, т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным.

Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».

Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Способности и характер.

В структуре личности важное значение имеют:

1. Способности.

2. Темперамент.

3. Характер.

4. Волевые качества.

5. Мотивация.

6. Социальные установки.

Способность — наследственные  возможности человека к какому – либо виду деятельности.

Виды способностей:

  • Общие
  • Специальные
  • Интеллектуальные (умственные, мыслительные)
  • Художественные.
  • Организаторские.
  • Коммуникативные.
  • Инструментальные.

Этапы развития способностей:

Наследственные способности (задатки)

Развитые способности.

Одаренность – способность к многим видам деятельности.

Талант — выдающиеся врожденные способности, особая природная одаренность.

Гениальность — высший уровень развития способностей человека, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью; создаются вещи, никогда ранее не существовавшие.

Природные (врожденные) задатки способностей (например, сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения и другие анатомо-физиологические особенности) называются одаренностью. Одаренность есть лишь природные предпосылки способностей. Последние же выражаются в мастерстве, которое приходит в процессе приобретения жизненного опыта, воспитания в широком смысле этого слова. Развитие способностей одаренного человека происходит в том случае, если у человека обнаруживается устойчивая склонность к какому-либо делу, любовь к этому делу. Способствует развитию способностей общая работоспособность человека, умение трудиться не покладая рук, упорно добиваясь искомого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется талантом к данной деятельности.
Деятельность, активность человека обусловлена потребностями.

Темперамент – совокупность психических свойств человека, зависящих от физиологических особенностей организма и составляющих определенный психологический тип.

Характер – от греческого «печать, чеканка» — индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющееся в типичных способах поведения:

  • В отношении к другим людям (общительность, замкнутость, доброта)
  • В отношении к труду (инициативность, ответственность, трудолюбие, леность, недобросовестность).
  • В отношении к вещам (щедрость, аккуратность, скупость, неряшливость).
  • В отношении к себе (скромность, самокритичность, гордость, самомнение, честолюбие)

Формируется характер под воздействием трех условий:

  • наследственность.
  • общественное окружение.
  • самовоспитание.

Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в способности человека преодолевать ограничения, трудности и препятствия на пути к поставленной цели. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия — особого состояния, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся.

Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

Личность – это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и , вместе с тем, типичного, социального. Личность, таким образом, может проявляться как индивидуально выраженное явление. Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью. Социальная роль, которую выполняет личность, формируется и имеет значение только в обществе, в этом смысле личность всегда выражает себя в качестве представителя того или иного общества, исторической эпохи. Однако личность всегда неповторима, так как общественное, типичное она всегда реализует в индивидуальной, присущей только ей форме. Кроме того, не надо забывать, что причины индивидуально – неповторимых особенностей определяются набором генов, полученных от родителей, и в этом смысле каждая личность уникальна.

Понятие личности стало отражать в себе 4 важнейшие характеристики: индивидуальность, духовность, социальный статус и коммуникативный характер.

Общепринятая типология личности

Тип личности                              Характеристика

Политический

Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения.

Эстетический

Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в
общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен.

Религиозный

Главное — общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение.

Социальный

для него общение — форма самоотдачи. Основная форма жизни — любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности.

Экономический

Основа поведения — прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы.

 

Свобода и ответственность.

«Я верю в свободу,  в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто мешает ему состояться. Но свобода — это нечто большее, чем отсутствие притеснения. Свобода — это не только «свобода от.. Это «свобода для. — свобода стать независимым; свобода чувствовать свое бытие, а не обладать вещами или командовать людьми.. Эти рассуждения психолога Э. Фромма вводят нас в непростую проблему свободы человека и его ответственности перед собой и обществом.
Один философ сказал: «свобода – не в независимости. Свобода – в осознании нужности кому – то»

historyteacher.ru