Индекс человеческого потенциала – ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА это что такое ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: определение — Социология.НЭС

Содержание

Индекс развития человеческого потенциала | Гуманитарная энциклопедия


Индекс человеческого развития (ИЧР) / Human Development Index (HDI) — это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Используется в изданиях специальной серии докладов ПРООН о развитии человека.

Концепция развития человеческого потенциала является одним из наиболее известных интеллектуальных продуктов, разработанных ПРООН. Основными программными элементами проекта являются: концепция развития человеческого потенциала как таковая, а также глобальные, национальные и региональные доклады по этой теме. В 1990 году ПРООН опубликовала первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано понятие человеческого развития: «Развитие человека является процессом расширения спектра выбора. Наиболее важные элементы выбора — жить долгой и здоровой жизнью, получить образование и иметь достойный уровень жизни. Дополнительные элементы выбора включают в себя политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение». Данная система взглядов ориентирована на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях. Концепция человеческого развития сменила так называемые «классические» теории экономического развития, которые базировались на показателе валового национального продукта, рассматривали человека только в качестве движущей силы экономического развития и провозглашали экономический рост главной целью общественного прогресса.

В докладе о человеческом развитии 2010 года определение понятия «развитие человека» было существенно дополнено. По мнению авторов проекта, определение развития человека как расширения возможностей человеческого выбора является основополагающим, но недостаточным. Развитие человека предполагает сохранение позитивных результатов в течение длительного времени и противодействие процессам, которые ведут к угнетению людей и усиливают структурную несправедливость. Поэтому ключевыми являются и такие принципы, как социальная справедливость, устойчивость и уважение к правам человека. Исходя из этого, эксперты организации предложили новое, уточнённое определение, соответствующее практике и научным исследованиям по проблемам человеческого развития: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».

В свете данного определения развитие человека имеет три компонента:

  1. Благосостояние: расширение реальных свобод человека таким образом, чтобы они могли процветать.
  2. Расширение прав и возможностей, а также агентность: возможность человека и групп действовать и получать ценные результаты.
  3. Справедливость: повышение социальной справедливости, обеспечение устойчивости результатов во времени, уважение прав человека и других целей общества.

Основным стратегическим инструментом концепции человеческого развития является Индекс человеческого развития, который был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq). Исходная идея исследования, которая в то время считалась радикальной, была довольно простой: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве стран. Предполагалось, что этот ряд параметров, имеющий непосредственное статистическое выражение, влияет на качество жизни, а следовательно, отражает его состояние. В основу Индекса положены не субъективные оценки экспертов, а реальные числовые показатели, взятые из официальных источников, поэтому считается, что он относительно объективен и поддаётся верификации. ИЧР имел свои недостатки, что откровенно признавали его составители: в частности, он опирался на национальные средние показатели, которые скрывали асимметричность распределения благ, и поэтому во многих случаях мог не отражать реального положения дел в исследуемых странах. Тем не менее, в целом он успешно выполнял свою задачу. Высокий уровень доверия к ООН и к её специализированным структурам, включая ПРООН, а также методологические основания сделали ИЧР одной из самых авторитетных классификаций, характеризующих общественное развитие.

Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода её граждан, по трём основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

  1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
  2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
  3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя.

В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).

Расчёт индексов человеческого развития


Доклады о развитии человеческого потенциала ПРООН подготавливаются на региональном, национальном и международном уровне. В итоговом отчёте сводятся все основные показатели «уровня жизни» населения стран и регионов, представленных в докладе. При определении рейтинга учитываются множество факторов, таких как положение в области прав человека и гражданских свобод, его возможность участия в общественной жизни, социальная защищённость, степень территориальной и социальной мобильности населения, показатели уровня культурного развития населения, доступа к информации, здоровья, уровня безработицы, состояния преступности, охраны окружающей среды и другие. В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе ИЧР и классифицируются четырьмя категориями:

  1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР.
  2. Страны с высоким уровнем ИЧР.
  3. Страны со средним уровнем ИЧР.
  4. Страны с низким уровнем ИЧР.

Наибольшие трудности при расчете Индекса связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики во многих развивающихся странах, а по ряду разделов — и в некоторых странах с переходной экономикой. Следует также отметить, что та часть данных, которая предоставлена национальными статистическими организациями, не всегда достоверна, поскольку некоторые правительства сознательно приукрашивают ситуацию в своих странах. В настоящее время Индекс охватывает 190 стран-участниц ООН, а также особые административные территории — Гонконг (Китай) и Палестинские территории (Израиль). Впрочем, из-за отсутствия достоверных статистических данных рейтинговая таблица часто насчитывает меньшее число государств. Страны, которые не желают или не могут предоставить статистику по компонентам ИЧР, не включаются в рейтинг, а рассматриваются отдельно.

gtmarket.ru

Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала

Понятие индекса
развития человеческого потенциала

Содержание

Введение

В Конституции
Российской Федерации записано, что РФ
— социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека. Еще у
древних римлян одним из главных девизов
былБлаго народа –
высшая цель.
Благополучие народа и есть показатель
прогресса.

В социально-экономической
литературе достойная
жизнь и свободное развитие человекачаще всего характеризуются уровнем
жизни. При этом подуровнем жизнипонимается уровень благосостояния
населения, потребления благ и услуг,
совокупность условий и показателей,
характеризующих меру удовлетворения
основных жизненных потребностей. В свою
очередь,благосостояние– это
мера, степень обеспеченности людей
жизненными благами, средствами
существования1.
С целью количественного описания уровня
жизни населения к настоящему времени
предложено несколько систем показателей:

Система «Основные
показатели уровня жизни населения в
условиях рыночной экономики»,
разработанная в Центре экономической
конъюнктуры и прогнозирования при
Министерстве экономики РФ в 1992 году;

Система показателей
для оценки хода экономической реформы
в России, разработанная Министерством
экономики РФ и Госкомстатом России в
1993 году;

Унифицированная
система показателей, характеризующих
муниципальное образование (Постановление
Госкомстата России от 9.01.1998 г. №2).

Несмотря на
достаточно большой спектр частных
показателей уровня жизни населения,
представленный в этих системах, вопрос
об интегральном показателе уровня жизни
остается открытым. Отсутствие
общепризнанного интегрального показателя
не позволяет дать обобщенную оценку
состояния страны (региона) с точки зрения
уровня жизни населения, что, таким
образом, делает невозможным комплексное
исследование социально-экономического
развития страны (региона).

Представление о
том, что производство все большего
количества товаров и услуг является
наилучшим путем повышения уровня жизни
и решения других социально-экономических
задач, является в определенной степени
односторонним. Уровень жизни может быть
относительно низким при высоких
показателях экономического роста.
Следовательно, традиционные
макроэкономические показатели не
являются адекватными характеристиками
развития во всем его многообразии.

Исследованиями
источников роста материального богатства,
проведенными в наиболее развитых
странах, установлено, что совокупность
знаний и квалификации населения
(человеческий фактор) является
принципиально важным источником такого
роста. Следовательно, образование,
наука, здравоохранение должны
рассматриваться не как потребляющие и
непроизводственные сферы, а как
совокупность отраслей экономики,
состояние которых является важнейшим
фактором социально-экономического
развития. Исходя из признания роли
человеческого фактора, а благополучия
самого человека в качестве цели
экономического развития, от уровня
жизни следует перейти к качеству жизни.
Качество жизни как обобщающая
социально-экономическая категория
включает в себя не только уровень
потребления материальных благ и услуг,
но и уровень удовлетворения духовных
потребностей, здоровья, продолжительность
жизни, условия окружающей среды,
морально-психологический климат,
душевный комфорт.

В качестве
интегрального показателя качества
жизни в работе выбран индекс развития
человеческого потенциала
(ИРЧП),
разработанный группой исследователей
ООН.

  1. Понятие индекс
    развития человеческого потенциала

Понятие ИРЧП как
метода измерения человеческого развития
был введен Программой развития ООН
(ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии
человека. В отличие от предшествующих
теорий, концепция человеческого развития
сфокусирована на человеке и провозглашает
благосостояние человека основной и
единственной целью развития.

Индекс развития
человеческого потенциала —
расчетный
статистический показатель, в котором
учитываются не только объемы потребления
материальных благ, но и возможности для
развития человека, обеспечиваемые
системами здравоохранения и образования2.

Оценка качества
жизни с использованием индекса развития
человеческого потенциала строится на
минимальном наборе базовых показателей.
Каждый из базовых показателей количественно
представляет одно из основных направлений
человеческого развития: долголетие,
образованность и собственно уровень
жизни3.

Долголетиехарактеризует способность прожить
долгую и здоровую жизнь, что составляет
естественный жизненный выбор и одну из
основных универсальных потребностей
человека. Базовый показатель долголетия
средняя продолжительность
предстоящей жизни при рождении
(СППЖР).
Этот показатель, исчисляемый отдельно
для мужского и женского населения,
рассчитывается на основеусловного
поколения
, которое составляется из
совокупности людей различных возрастов,
умерших в данном году. СППЖР единым
числом выражает интенсивность смертности
населения данной страны (региона и т.п.)
в данный календарный год, т.е. характеризует
долголетиегипотетического
новорожденного
, который проживет всю
жизнь в условиях данной интенсивности
смертности. В условиях совершенствования
системы здравоохранения и повышения
качества жизниреальному новорожденному,
появившемуся на свет в данном году, в
среднем удастся прожить дольше, чем
гипотетическому.

Образованностьрассматривается как способность к
получению и накоплению знаний, к общению,
обмену информацией. Характеристиками
образованности являются грамотность
взрослого населения и полнота охвата
обучением. Подграмотностьюпонимается способность человека
прочитать, понять и написать короткий
простой текст, касающийся его повседневной
жизни. Уровень грамотности взрослого
населения –доля грамотных в возрасте
15 лет и старше
– служит важнейшим
базовым показателем данного направления
человеческого развития. Уровень
грамотности относится к реальному
населению и является показателем
состояния образования, в значительной
степени зависящим от грамотности в
течение предыдущих 10-20 лет. Для
индустриальных стран с рыночной
экономикой уровень грамотности априори
устанавливается равным 99 %. Учитывая
тенденции повышения образовательного
уровня и необходимость более адекватного
отражения различий между индустриальными
странами, образованность стала оцениваться
комбинацией двух базовых показателей:
уровнем грамотности взрослого
населения
исовокупной долей
учащихся
. Последний показатель
рассчитывается как отношение общего
числа учащихся (зачисленных) на всех
ступенях обучения (начальной, средней
(средней специальной) высшей,
послеуниверситетской) вне зависимости
от их возраста к общей численности
населения в возрасте от 6 до 24 лет4.

Уровень жизнихарактеризует доступ к материальным
ресурсам, необходимым для достойного
существования, включая «ведение здорового
образа жизни, обеспечение территориальной
и социальной мобильности, обмен
информацией и участие в жизни общества»5.
Уровень жизни, в отличие от долголетия
и образованности, только открывает
возможности, имеющиеся у человека, но
не определяет их использование. Иными
словами, это средство, расширяющее
возможность выбора, но не собственно
выбор. Уровень жизни является непрямым
индикатором возможностей. Выбор базового
показателя, адекватно отражающего
данное направление человеческого
развития, представляет собой серьезную
проблему. Идеальный показатель уровня
жизни должен был бы учитывать многочисленные
факторы: личный доход; распределение
доходов между слоями общества; ранее
накопленная собственность; доступ к
земельным ресурсам и кредитам; развитость
инфраструктуры и механизм доступа к
общественным фондам потребления
(здравоохранению, образованию, транспорту,
коммунальным услугами и др.), индивидуальный
стиль жизни; размер и структуру семьи;
блага, производимые в домашнем хозяйстве;
природно-климатические и экологические
условия в месте проживания и т.д.

Большое число
факторов, подлежащих учету, отсутствие
регулярно собираемой информации по
одним, сложность и / или несопоставимость
исчисления других – все это нарушает
принцип формирования интегрального
показателя и делает практически
невозможной оценку уровня жизни с
помощью какого-либо прямого показателя.

В связи с этим для
оценки уровня жизни используется
косвенный базовый показатель – валовой
внутренний продукт (ВВП) на душу населения
.
Для межстранового сравнения используетсяреальной ВВП на душу населения,
рассчитанный в соответствии с паритетом
покупательной способности (ППС) валюты.
Для межрегионального сравнения субъектов
одной страны, в том числе и Российской
Федерации, уровень жизни должен
оцениваться аналогичным макроэкономическим
показателем –реальнымваловым
региональным продуктом (ВРП) на душу
населения
.

Таким образом,
величина ИРЧП служит критерием разделения
стран на группы с различным уровнем
человеческого развития. Вне зависимости
от уровня экономического развития (будь
это индустриальные или развивающиеся
страны) к странам с высоким уровнем
человеческого развития относятся те,
в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним
уровнем человеческого развития — те, в
которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с
низким уровнем человеческого развития
— те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо
ранжирования и разделения стран на
группы, вычисление ИРЧП и индексов
отдельных измерений позволяет оценить
соответствие сложившейся ситуации
неким ориентирам, выраженным оптимальными
значениями показателей человеческого
развития, и ее изменение с течением
времени. Сравнение индексов долголетия,
образованности и уровня жизни дает
возможность, при прочих равных условиях,
уточнить приоритетность соответствующих
программ человеческого развития. Индексы
измерений человеческого развития могут
быть использованы для определения
желательных масштабов финансирования
программ человеческого развития на
национальном и региональном уровнях.

  1. Роль ИРЧП в
    концепции Развития человека

Ежегодным отчетом
о развитии человека начиная с 1990 года
является – Доклад о развитии человека.

Легче измерить
доходы государства, нежели развитие
человека. И многие экономисты будут
доказывать, что национальный доход
представляет собой хороший показатель
человеческого благополучия. Хотя между
первым и вторым явно существует тесная
связь, так как экономический рост
является важным средством развития
человека, второе не зависит лишь от
экономического роста и уровня национального
дохода. Оно также зависит от того, как
используются эти ресурсы — на вооружение
или производство продуктов питания,
строительство дворцов или обеспечение
чистой водой. А результаты деятельности
людей, такие как демократическое участие
в процессе принятия решений и равные
права мужчин и женщин, не зависят от
доходов. По этим причинам Доклад
представляет большой перечень показателей
по важным результатам деятельности
человека, достигнутым в странах мира.

Несмотря на то,
что этот перечень показателей служит
основанием для оценки прогресса в
развитии человека во многих его
измерениях, политики также нуждаются
в обобщенном показателе оценки прогресса,
особенно в таком, который больше
фокусируется на благосостоянии человека,
нежели на его доходах. С этой целью
Доклады о развитии человека с самого
начала публиковали индекс развития
человеческого потенциала. Этот показатель
дает общее представление о некоторых
основных измерениях развития человека.

Хотя ИРЧП представляет
собой полезную точку отсчета, важно
помнить, что концепция развития человека
шире и сложнее, чем это способны отразить
любые совокупные измерения, даже если
они подкрепляются другими показателями.
ИРЧП не является всеохватывающим
параметром. Он не включает важные аспекты
развития человека, прежде всего
возможность участвовать в принятии
решений, влияющих на чью-либо жизнь и
пользоваться уважением других членов
сообщества. Человек может быть богатым,
здоровым и образованным, но отсутствие
этой возможности препятствует его
развитию. Недоучет этого измерения
развития человека в ИРЧП стал очевиден
со времени первых Докладов о развитии
человека — и способствовал разработке
в 1991 г. индекса человеческой свободы и
в 1992 г. — индекса политической свободы.
Ни один из параметров не просуществовал
и года с момента их введения, что послужило
свидетельством сложности подобного
количественного измерения таких
комплексных аспектов развития человека.

ИРЧП четко проводит
различие между доходами и человеческим
благополучием. Путем измерения средних
достижений в здравоохранении, образовании
и доходах ИРЧП может дать более полную
картину состояния развития страны, чем
только измерение уровня доходов. Боливия
с ее гораздо более низким уровнем ВВП
на душу населения, чем Гватемала, достигла
более высокого ИРЧП, так как делала
больше для того, чтобы использовать
этот показатель для развития человека
(Рис. 1). Танзания, одна из беднейших стран
в мире, имеет ИРЧП, сравнимый с Гвинеей,
страной, почти в четыре раза богаче. И
наоборот, страны с тем же уровнем доходов
имеют большие различия в ИРЧП — у
Вьетнама примерно такой же уровень
доходов, что и у Пакистана, но ИРЧП
гораздо выше, из-за более высокого уровня
продолжительности жизни и грамотности
(Рис. 2).

Рис.1 Одинаковый ИРЧП, разный уровень
доходов

Рис. 2 Одинаковый уровень доходов, разный
ИРЧП

studfiles.net

Расчет индекса развития человеческого потенциала

На
международном уровне в рамках ООН во
второй половине 1980-х гг. формируется
понятие «индекс развития человеческого
потенциала» (ИРЧП), в котором учитываются
возможности для развития человека,
обеспечиваемые системами здравоохранения
и образования.

С
1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП
по странам, входящим в ООН. В этих расчетах
она определяется как среднее арифметическое
из трех показателей: ожидаемая
продолжительность жизни, уровень
образования, реальный душевой ВВП
(валовой внутренний продукт).

ИРЧП,
равный 1, будет иметь страна, в которой
средняя продолжительность жизни равна
85 годам, ВВП на душу населения (по паритету
покупательной способности) равен 40 тыс.
долл. США, в которой 100% взрослого населения
являются грамотными, а все, кто достиг
соответствующего возраста, посещают
начальную или среднюю школу либо учатся
в высшем или среднем специальном учебном
заведении. Ближе всего к этому показателю
сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой
равен 0,944.

ИРЧП,
равный 0, будет иметь страна, в которой
средняя продолжительность жизни равна
25 годам, ВВП на душу населения (по паритету
покупательной способности) равен 100
долл. США, в которой 100% взрослого населения
неграмотны и никто не получает никакого
образования. Ближе всего к этой крайности
сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП
которой равен 0,275.

Каждый
показатель (индекс) рассчитывается по
формулам вида:

  • I
    — индекс данного вида;

  • Dф —
    фактическое значение показателя;

  • Dmin —
    значение показателя, принятое как
    минимальное;

  • Dmax —
    значение показателя, принятое как
    максимальное.

Индекс
ожидаемой продолжительности жизни
рассчитывался следующим образом. Исходя
из достигнутых значений ожидаемой
продолжительности жизни в начале 1990-х
гг. (Япония — 79 лет, Швеция — 78, Канада
и Франция — 77, США и Великобритания —
76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете
ИРЧП в 1994 г. были приняты значения:
максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В
России ожидаемая продолжительность
жизни в 1994 г. — 63,8 года. При этих данных
индекс ожидаемой продолжительности
жизни для России составил:

Iп.ж =
(63,8 — 25/85 — 25) = 0,646

Индекс
уровня образования по существующей
методике рассчитывается как средневзвешенная
величина из двух индексов, характеризующих
соответственно уровень грамотности
(вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24
лет (вес 1/3).

В
1994 г. уровень грамотности взрослого
населения России составил 98,4%, а доля
учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%
(26
млн учащихся в средних и высших учебных
заведениях при 52,9 млн человек в возрасте
до 24 лет). При этих данных и нормативном
диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности
и доли учащихся в 1994 г. составили
соответственно:

Учитывая
веса этих индексов, получаем индекс
уровня образования для России в 1994 г.:

Iобр =
0,984*2/3 +
0,491*1
= 0,819.

Наиболее
сложной и дискуссионной является
методика расчета третьего из приведенных
показателей ИРЧП — индекса, характеризующего
среднедушевой ВВП. Авторы методики ООН
учитывали, что в 1994 г. значения
среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне
от 40 тыс. долл. до 100 долл. Учитывалась
также «полезность» 1 долл. США в различных
странах. Исходя из этого проводилась
корректировка номинальной величины
душевого ВВП в данной стране по паритету
покупательной способности (ППС). В 1994
г. корректировка проводилась при величине
душевого ВВП,составлявшей 5100 долл. При
расчете ИРЧП максимум этой величины
был принят равным 5448 долл., а минимум —
100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г.
составил 1044,5 долл. При этих данных индекс
душевого ВВП составил:

На
основе полученной совокупности
рассчитывается индекс развития
человеческого потенциала.

Для
России в 1994 г. он составлял:

Эта
величина соответствует 119 месту из 174
стран, дня которых в 1994 г. рассчитывался
ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849,
что соответствовало 52 месту; в 2005 г. по
этому показателю Россия оказалась на
67 месте (ИРЧП = 0,802). Наиболее высокие
значения ИРЧП в 2005 г. — у Исландии,
Норвегии, Австралии, Канады, Ирландии.

studfiles.net

Индекс человеческого развития

РЕФЕРАТ

По теме:

«ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Киров, 2009

Введение

В настоящее время существует методика расчета индекса человеческого развития, которая объединяет три показателя: валовой внутренний продукт на душу населения, грамотность населения и продолжительность предстоящей жизни.

Индекс человеческого развития (ИЧР) дает композитную оценку человеческого прогресса. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. Кроме общего ИЧР, рассчитывается ИЧР для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, регионов.

Расчет индекса человеческого потенциала является актуальным не только в нашей стране, но и во всем мире. Существует международная организация, которая занимается развитием человеческого потенциала, в состав которой входят 189 стран. Эта организация имеет 8 целей, которые должны быть достигнуты в период с 1990 по 2015 гг.

Развитие человеческого потенциала оценивается только с учетом трех факторов (ВВП, грамотность населения и продолжительность жизни), однако индекс человеческого развития, рассчитанный по трем вышеперечисленным показателям, не дает полного представления человеческого прогресса. Поэтому человеческий потенциал необходимо оценивать с учетом множества факторов и применением различных методов оценок для того, чтобы анализировать и прогнозировать развитие того или иного региона.

Задачи, решаемые в работе:

1. Анализ литературных источников и теоретических сведений по расчету индекса человеческого развития, обобщение полученных результатов.

2. Сбор и анализ статистических данных.

3. Показать методы и алгоритмы расчетов индекса развития человеческого потенциала по необходимым показателям.

4. Установление особенностей и закономерностей на основе статистических данных.

5. Оценка регионов России по индексу развития человеческого потенциала и разработка рекомендаций.

человеческий развитие статистика индекс

1. Понятие индекса развития человеческого потенциала

Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.

Индекс развития человеческого потенциала
– расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Долголетие
характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР).
Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

Образованность
рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью
понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше
– служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10–20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99%. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся.
Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.

Уровень жизни
характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.

Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.

В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения
.

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.

2. Роль ИРЧП в концепции развития человека

Ежегодным отчетом о развитии человека начиная с 1990 года является – Доклад о развитии человека.

Легче измерить доходы государства, нежели развитие человека. И многие экономисты будут доказывать, что национальный доход представляет собой хороший показатель человеческого благополучия. Хотя между первым и вторым явно существует тесная связь, так как экономический рост является важным средством развития человека, второе не зависит лишь от экономического роста и уровня национального дохода. Оно также зависит от того, как используются эти ресурсы – на вооружение или производство продуктов питания, строительство дворцов или обеспечение чистой водой. А результаты деятельности людей, такие как демократическое участие в процессе принятия решений и равные права мужчин и женщин, не зависят от доходов. По этим причинам Доклад представляет большой перечень показателей по важным результатам деятельности человека, достигнутым в странах мира.

Несмотря на то, что этот перечень показателей служит основанием для оценки прогресса в развитии человека во многих его измерениях, политики также нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, нежели на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человека с самого начала публиковали индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека.

mirznanii.com

ИЧР — это… Что такое ИЧР?

Мировая карта индекса ИРЧП членов ООН, 2008 (данные 2006).

     0,950 и +      0,900–0,949      0,850–0,899      0,800–0,849     0,750–0,799      0,700–0,749      0,650–0,699      0,600–0,649      0,550–0,599      0,500–0,549     0,450–0,499      0,400–0,449      0,350–0,399      < 0,350      нет данных

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

  • коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
  • коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
  • коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;
  • коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;
  • коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;
  • коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

Альтернативным индексом является Индекс бедности (разработан ООН для оценки качества жизни населения в какой-либо стране; публикуется ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения).

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8…1), средний (0,5…0,8) и низкий (0…0,5) уровень.

Запаздывание отчётов

Отчёты запаздывают на 2 года. Так, отчёт 2005 года отражает данные 2003 года, отчёт 2008 года (последний доступный на 1 июня 2009) — данные 2006.

Метод, используемый для вычисления ИРЧП

Для перевода любого показателя, скажем x, в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула:

  • x-индекс =

где и являются минимальным и максимальным значениями показателя x среди всех исследуемых стран.

Таким образом, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) определенной страны представим средним арифметическим от трёх следующих показателей:

  • Индекс продолжительности жизни =
  • Индекс образования =
  • Индекс грамотности взрослого населения (ALI) =
  • Индекс совокупной доли учащихся (GEI) =
  • GDP Index =

LE — Средняя продолжительность жизни
ALR — Уровень грамотности взрослого населения в процентах
CGER — Совокупная доля учащихся
GDPpc — ВВП на душу населения при ППС в долларах США

Отчёт 2008

Отчёт 2008 показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт, за исключением некоторых стран постсоветского пространства и Африки. В первой группе индекс падает из-за ухудшения образования, экономики и высокой смертности. Во второй группе — из-за СПИДа и сопутствующей ему смертности.

Большая часть данных для отчёта 2008 получена в 2006 и ранее. Не все страны-члены ООН могут предоставить необходимые статистические данные. Часть стран перечисленных в конце статьи отсутствуют в отчёте, так как не желают или не могут предоставить статистику. Эти страны отнесёны к группе стран с средним и низким ИРЧП.

По данным отчёта, 25 из 26 стран с низким ИРЧП расположены в Африке, ещё одна страна — Восточный Тимор.

30 стран с лучшим ИРЧП (от 0,912 до 0,969)

10 стран с худшим ИРЧП (от 0,329 до 0,389)

Страны с лучшим и худшим показателем ИРЧП по регионам

Африка

052.  Ливия ▲ 0,840
054.  Сейшельские Острова ▼ 0,836
074.  Маврикий ▼ 0,802

177.  ДР Конго ▼ 0,361
178.  ЦАР ▼ 0,352
179.  Сьерра-Леоне ▼ 0,329

Азия

008.  Япония ▲ 0,956
022.  Гонконг ▲ 0,942
024.  Израиль ▼ 0,930

147.  Непал ▼ 0,530
147.  Бангладеш ▼ 0,524
158.  Восточный Тимор ▼ 0,483

Европа

001.  Исландия ▬ 0,968
002.  Норвегия ▬ 0,968
005.  Ирландия ▲ 0,960

076.  Турция ▲ 0,798
082.  Украина ▼ 0,786
113.  Молдавия ▲ 0,719

Америка

003.  Канада ▲ 0,967
015.  США ▼ 0,950
037.  Барбадос ▼ 0,889

120.  Никарагуа ▼ 0,699
121.  Гватемала ▲ 0,696
148.  Гаити ▼ 0,521

Австралия и Океания

004.  Австралия ▲ 0,965
020.  Новая Зеландия ▲ 0,944
085.  Тонга ▼ 0,774

123.  Вануату ▲ 0,686
134.  Соломоновы Острова ▼ 0,591
149.  Папуа — Новая Гвинея ▼ 0,516

Индекс ИРЧП в России

ИРЧП Регионов России (2006) в сопоставлении со странами мира (2007).

     + 0,950      0,900–0,949      0,850–0,899      0,800–0,849      0,750–0,799      0,700–0,749     0,650–0,699      0,600–0,649      0,550–0,599      0,500–0,549      0,450–0,499      0,400–0,449     0,350–0,399      0,300–0,349      — 0,300      нет данных

Россия занимает 73 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2008 год хуже, чем в Белоруссии и Казахстане). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место,1995 — 114, в 2004 — 57 [1], в 2005 — 62 с индексом 0,795 [2], в 2006 — 65 с индексом 0,797 [3], в 2007 году — 67 место с индексом 0,802 [4]. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2007 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.

Индекс сильно варьируется по регионам России. По данным Независимого Института Социальной Политики [5], в 2006 году наивысший среди российских регионов ИРЧП у города Москвы — 0,907 (что сопоставимо с такими странами как Германия, Италия и др.), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы — 0,691 (сопоставим с Киргизией, Таджикистаном и др.). При этом важно отметить, что индекс для Москвы и Санкт-Петербурга завышен, в то время как занижен для Московской и Ленинградской областей. Такая ситуация получается из-за того, что отдельная часть Индекса РЧП считается как отношение студентов ВУЗов к общему числу учащихся. Однако значительная (если не подавляющая) часть студентов-жителей соответствующих областей учится в двух федеральных городах, внося тем самым вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП индекса образования — 0,999, для Санкт-Петербурга — 0,985). Большинство же российских регионов относятся к категории со значением индекса 0,750-0,799, что вполне сопоставимо с такими странами, как Казахстан, Украина и др.

Лидеры индекса ИРЧП по годам

Страны, не включённые в индекс

Следующие страны и территории не включены в отчёт 2005 г. по ИРЧП из-за отсутствия необходимых данных.

Африка

Америка

Азия

Европа

Океания

* В 2003 Тайвань вычислил свой ИРЧП — 0,910. Он основан на следующих данных: продолжительность жизни 76,1 года, уровень грамотности 97,0 %, совокупная доля учащихся 97 %, ВВП на душу населения (ППС) $23,911. Если учитывать эти данные, Тайвань будет на 25 месте в списке ИРЧП между Грецией и Сингапуром. [6] (Эти данные не проверялись независимыми источниками)

Отчёт 2007

Отчёт, опубликованный Рейтер, 26 ноября 2007 года показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт, за исключением некоторых стран Африки. Как и ранее, главные причины, тормозящие рост ИРЧП — плохое образование, высокая смертность, низкий уровень материальной культуры и экономики, эпидемия СПИДа и сопутствующая ему смертность.

Большая часть данных для отчёта 2007—2008 гг получена в 2005 г. и ранее. Не все страны-члены ООН могут предоставить необходимые статистические данные. Часть стран, перечисленных в конце статьи, отсутствуют в отчёте, так как не желают или не могут предоставить статистику. Эти страны отнесёны к группе стран с низким ИРЧП.

По данным отчёта, 30 из 32 стран с низким ИРЧП расположены в Африке, одна — в Северной Америке (Гаити), одна — в Азии (Йемен).

Самый высокий индекс по данным ООН — у Исландии, опередившей Норвегию. США за последние десятилетия заметно сдали свои позиции, опустившись с 8 на 12 место за последние два года, что связано с неблагополучным положением расовых меньшинств, непростым положением нелегальных мигрантов. Также сдал свои позиции Люксембург, несмотря на свой высокий доход на душу населения.

См. также

Литература

  • Бушуев В. В., Голубев В. С., Коробейников А. А., Селюков Ю. Г. Человеческий капитал для социогуманитарного развития. — М.: «ИАЦ Энергия», 2008. — 96 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-98420-034-9

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Индекс человеческого развития — WiKi

Мировая карта ИЧР (по данным за 2017 год, опубликована 14 сентября 2018 года)

     0,900 и выше      0,850–0,899      0,800–0,849      0,750–0,799      0,700–0,749      0,650–0,699      0,600–0,649      0,550–0,599      0,500–0,549      0,450–0,499      0,400–0,449      0,300–0,399 и ниже      Нет данных

Мировая карта по категориям ИЧР (данные 2015 и 2016 годов, опубликована 21 марта 2017).

     Очень высокий      Высокий      Средний      Низкий      Нет данных

Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком[en]; его концептуальная структура была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:

Разработана и научно обоснована обобщённая система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

  • коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
  • коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
  • коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;
  • коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;
  • коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;
  • коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).

В зависимости от значения ИЧР страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.

В некоторых переводах оригинального термина Human Development Index (HDI) его также называют Индекс гуманитарного развития (ИГР)[1].

ПРООН в Украине представила доклад о состоянии человеческого развития в 2016 году.

Положительным является то, что Украина остается среди стран с высоким уровнем человеческого развития и улучшила некоторые показатели, например, продолжительность времени обучения.

Однако есть и негативные аспекты: Украина потеряла несколько позиций в рейтинге и теперь ее место — одно из самых низких среди стран региона и Европы.

Так, индекс человеческого развития в Украине составляет 0,743. Она занимает 84-е место среди 188 стран и территорий. В 2015 году Украина была на 81-м месте.

Эта оценка отражает реальное состояние дел в стране, на территории которой идет вооруженный конфликт и которая тяжело работает над модернизацией своих экономических, политических и социальных институтов.

Важнейшим выводом доклада является то, что пути назад в реформах нет. Любые задержки в решении проблем страны лишь ухудшат условия жизни украинцев.

Доклад о состоянии человеческого развития — это как фото человека. Еще лучшая метафора — рентгеновский снимок организма. Он может помочь установить диагноз и назначить лечение, причем основное внимание уделяется «человеческому» измерению.

Доклад берет начало с 1990-х годов с простой идеи: реальным богатством страны являются люди. Человеческое развитие — это ставить людей в центр всех процессов развития. Каждая глобальная доклад дополняется Индексом человеческого развития (ИЧР), в котором сочетаются индикаторы уровня доходов, образования и состояния здоровья.

Они позволяют более сбалансировано оценить прогресс страны в отличие от оценки только по показателю ВВП на душу населения. ИЧР — это сводные показатели для оценки прогресса в трех основных сферах человеческого развития: долгая и здоровая жизнь, доступ к знаниям и достойный уровень жизни.

Долгая и длительная жизнь измеряется с помощью показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Уровень знаний измеряется средним количеством лет обучения среди людей старше 25 лет.

Доступ к знаниям определяется ожидаемой продолжительностью обучения — количеством лет обучения, которое, как ожидается, может получить ребенок с поступления в школу, если в течение ее жизни сохраняются текущие тенденции привлечения населения к образованию.

Уровень жизни определяют с помощью валового национального продукта (ВНЖ), конвертируемого в международные доллары стоимостью на 2011 год, с использованием показателей паритета покупательной способности (ПКС) на душу населения.

Во время анализа использовались и количественные, и качественные данные. Результаты показывают уровень прогресса различных стран в процессах развития, основные достижения, недостатки и, самое важное, проблемы, которые требуют немедленного решения.

Основной вывод из нынешней доклада заключается в том, что почти в каждой стране отдельные категории населения более социально незащищенные других.

Это могут быть женщины и девушки, жители сельской местности, люди с инвалидностью, представители национальных меньшинств, коренных народов, мигранты и беженцы, старики или представители ЛГБТ-сообществ.

Их незащищенность многоуровневая. Существует высокая вероятность, что дети, которые рождаются в социально незащищенных семьях, остаются незащищенными в течение всей жизни.

В отдельных странах до сих пор женщины должны получать согласие своих мужчин на то, чтобы работать. Примерно в 100 странах, в том числе в Украине, женщинам запрещается занимать определенные профессии только потому, что они женщины.

Однако в отношении Украины наиболее пессимистичные результаты касаются уровня жизни. Хотя в течение 1990-2015 годов общее значение ІРЛ Украины выросло на 5,2%, сейчас валовой национальный доход (ВНД) ниже, чем в начале 1990-х годов, когда была впервые проведена оценка уровня человеческого развития.

В течение 1990-2015 годов ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла на 1,3 года, ожидаемая продолжительность обучения — на 2,9 года, среднее количество лет обучения — на 2,2 года, но ВНД на душу населения упал на 31,9%.

ru-wiki.org

Индекс развития человеческого потенциала | Наука

Файл:HDImap current.png

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом эль Хаком (Mahbub ul Haq) и использовался с 1993 г. ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

Альтернативным индексом является Индекс бедности
(разработан ООН для оценки качества жизни населения в какой-л. стране; публикуется ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения).

    Метод, используемый для вычисления ИРЧППравить

    Сначала некоторые вводные. Для перевода любой переменной, скажем $ x $, в индекс без единиц измерения между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели) используется следующая формула:

    • $ x $-индекс = $ \frac{x — \min\left(x\right)} {\max\left(x\right)-\min\left(x\right)} $

    где $ \min\left(x\right) $ and $ \max\left(x\right) $ являются максимальными и минимальными значениями, которые достигала переменная $ x $ соответственно.

    Таким образом индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представим средним от трёх следующих показателей:

    • Индекс продолжительности жизни = $ \frac{LE — 25} {85-25} $
    • Индекс образования = $ \frac{2} {3} \times ALI + \frac{1} {3} \times GEI $
    • Индекс грамотности взрослого населения (ALI) = $ \frac{ALR} {100} $
    • Индекс совокупной доли учащихся (GEI) = $ \frac{CGER} {100} $
    • GDP Index = $ \frac{\log\left(GDPpc\right) — \log\left(100\right)} {\log\left(40000\right) — \log\left(100\right)} $

    LE: Средняя продолжительность жизни
    ALR: Грамотность взрослого населения страны в процентах
    CGER: Совокупная доля учащихся
    GDPpc: ВВП на душу населения при ППС в долларах США

    Отчёт 2005 г. показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт за исключением некоторых стран постсоветского пространства и Африки. В первой группе индекс падает из-за ухудшения образования, экономики и высокой смертности. Во второй группе — из-за СПИДа и сопутствующей ему смертности.

    Большая часть данных для отчёта 2005 г. получена в 2003 г. и ранее. Не все страны-члены ООН могут предоставить необходимые статистические данные. Часть стран перечисленных в конце статьи отсутствуют в отчёте, т.к. не желают или не могут предоставить статистику. Эти страны отнесёны к группе стран с средним и низким ИРЧП.

    Индекс ИРЧП меньше 0,5 принято назвать «низким развитием». 30 из 32 стран с таким индексом расположены в Африке, остальные страны — Гаити и Йемен.

    Индекс ИРЧП больше 0,8 принято назвать «высоким развитием».

    30 стран с лучшим ИЧРП (от 0,878 до 0,963) Править

    10 стран с худшим ИЧРП (от 0,281 до 0,379) Править

    1. Шаблон:Мозамбик Мозамбик (↑ 3)
    2. Шаблон:Бурунди Бурунди (↑ 4)
    3. Шаблон:Эфиопия Эфиопия (=)
    4. Шаблон:ЦАР Центральноафриканская Республика (ЦАР) (↓ 2)
    5. Шаблон:Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау (=)
    6. Шаблон:Чад Чад (↓ 6)
    7. Шаблон:Мали Мали (=)
    8. Шаблон:Буркина Фасо Буркина-Фасо (=)
    9. Шаблон:Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне (↑ 1)
    10. Шаблон:Нигер Нигер (↓ 1)

    Страны лучшим и худшим показателем ИРЧП по регионамПравить

    Индекс ИРЧП в РоссииПравить

    Россия занимает 62 место в списке с индексом ИРЧП = 0,795. Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место,1995 — 114, в 2003 — 62.

    Лидеры индекса ИРЧП по годамПравить

    Страны, не включённые в индексПравить

    Следующие страны и территории не включены в отчёт 2005 г. по ИРЧП из-за отсутствия необходимых данных.

    Африка

    Америка

    Азия

    Европа

    Океания

    * В 2003 Тайвань вычислил свой ИРЧП — 0,910. Он основан на следующих данных: продолжительность жизни 76,1 год, уровень грамотности 97,0%, совокупная доля учащихся 97%, ВВП на душу населения (ППС) $23,911. Если учитывать эти данные Тайвань будет на 25 месте в списке ИРЧП между Грецией и Сингапуром. [1] (Эти данные не проверялись независимыми источниками)

    Экономические индексы
    Список стран, сортировка по ИРЧП

    ca:Índex de Desenvolupament Humà
    da:Hdi
    de:Human Development Index
    en:Human Development Index
    eo:HDI
    es:Índice de Desarrollo Humano
    fi:Inhimillisen kehityksen indeksi
    fr:Indicateur de développement humain
    he:מדד הפיתוח האנושי
    hr:HDI
    hu:Emberi fejlődés indexe
    id:Indeks Pembangunan Manusia
    it:Indice di sviluppo umano
    ja:人間開発指数
    ko:인간개발지수
    nl:Index van de menselijke ontwikkeling
    no:HDI
    pl:Wskaźnik Rozwoju Ludzkiego
    pt:Índice de Desenvolvimento Humano
    rmy:Indekso le manushutne baryaripnasko
    ro:Indicele dezvoltării umane
    sk:Index ľudského rozvoja
    sr:Индекс друштвеног развоја
    sv:HDI
    ta:மனித வளர்ச்சி சுட்டெண்
    th:ดัชนีการพัฒนามนุษย์
    udm:Human development index
    vi:Chỉ số phát triển con người
    zh:人类发展指数

    ru.science.wikia.com