Игровая функция культуры – Игровая концепция происхождения культуры, Магическое видение мира как основа развития культуры, Функции культуры

Содержание

КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

122

рангами, ступенями бюрократической иерархии. В мобильном обществе происходит, с одной стороны, постепенное просачивание сверху вниз символов престижа, но с другой — вышестоящий класс вновь и вновь формирует символические барьеры, оформляющие социальную дистанцию между верхами, средними слоями и низами. Этот механизм целенаправленно используется бизнесом, работающим над повышением статусного сознания потребителей, всячески внедряя повышенный спрос на «элитную культуру» и ее демонстрируемые формы.

Огромные средства, затрачиваемые на рекламу, а тем более характер этой рекламы, подчеркивающей прежде всего статусные, а не собственно содержательные свойства товаров и услуг

— свидетельство того, какое значение придает современный бизнес именно статусному потреблению, формированию новых потребностей и вкусов.

Конечно, статусная символика интенсивно используется в различных субкультурах, особенно военных, молодежных, конфессиональных, гендерных, криминальных и т.д.

Многие культурологи склонны выделять особую компенсаторную функцию культуры, в рамках которой создаются различные формы отвлечения индивида или временных групп от участия в

230

тех или иных формах материальной или духовной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и целенаправленной активности и получить эмоциональную разрядку. Другое название этой функции — рекреативная, что отражает частое совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т.е. временем, формально свободным от производственной или вообще «полезной» деятельности. Культура призвана обеспечить сохранение особой сферы, в которой поддерживаются хотя бы временные ниши для эмоционально значимой реализации тех ожиданий, которые не могут получить действительной реализации. В социологии эта сфера рассматривается большей частью как досуг, освобожденный от непосредственного участия в производстве. Но конечно, досуговая деятельность гораздо шире по своему содержанию, так как может включать самые разнообразные типы творческой деятельности, учебы, общения и т.д. С другой стороны, духовную компенсацию человек может получить как от выполнения религиозных обрядов, от мистического слияния с «высшей реальностью», от занятий художественной культурой (чтение книг, посещение театра, слушание музыки и т.д.), туризма или общения с природой, но также и от творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей или от участия в непрофессиональной политической деятельности.

Важной формой компенсации являются и праздники, на время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения. (К описанию роли праздников мы еще вернемся в главе X.) Всякий праздник обставляется в культуре различного рода упорядочивающими формальностями: соблюдение соответствующего времени и места, разыгрывание устойчивых ролей, выходящих за рамки повседневности. Разрушение этих формальностей и усиление чувственных склонностей приводит к тому, что рекреативная потребность превращается в стремление к физиологическому наслаждению, удовлетворяемому потреблением алкогольных напитков, наркотиков или средствами, предоставляемыми сексуальной сферой. Хорошо известно, какой размах во многих странах приобрела поглощающая сотни миллиардов долларов индустрия, обслуживающая компенсаторную функцию культуры.

ИГРОВАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Игра — существенный и специфический вид культурной деятельности, в которой, как часто полагают, человек предстает свободным от природной зависимости и способным самому высту-

231

пать как созидающий субъект, не подверженный какой-либопринудительности. Совпадая в некоторых отношениях с компенсаторной функцией, игра вместе с тем предстает как особая форма культурной деятельности, оказывающая влияние на многие стороны социальной регуляции.

Исходя из понимания игры как свободного творчества, Шиллер возводил к ней эстетическую деятельность. А известный голландский культуролог Й. Хейзинга усматривал в игре наиболее существенное проявление человеческой сущности. Игра — дело серьезное, несмотря на то, что играют и животные и дети, и на то, что именно с игрой зачастую связаны развлечения, явно не имеющие производственного характера, а требующие отвлечения от него.

Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер, и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды.

Она протекает внутри собственных границ в соответствии с определенными правилами. Сама по себе она не связана с материальными интересами и бескорыстна. Поэтому разоблачение корыстного

studfiles.net

Основные функции культуры | Мудрый Философ

Рассматривая вопрос о содержании и сущности культуры, мы убедились в том, что культура представляет собой социаль­ное явление и выступает как фактор возникновения и станов­ления социальных отношений. А это значит, что культура мо­жет быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функции в общественных науках обычно показывают предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции куль­туры» в культурологии подразумевается характер и направ­ление воздействия культуры на индивидов и общество, сово­купность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в сво­их интересах.Число социальных функций культуры чрезвычайно вели­ко и можно по-разному выделять, классифицировать и опи­сывать эти функции. Далее мы кратко рассмотрим  основные функции культуры:

1. адаптивную функцию;

2. интегративную функцию;

3. коммуникативную функцию;

4. функцию социализации;

5. компенсаторную и игровую функции.

 1. Адаптивная функция культуры

Культура обеспечива­ет адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Вся­кий вид живых существ адаптируется к среде своего обита­ния. У растений и животных это происходит в процессе био­логической эволюции благодаря изменчивости, наследствен­ности и естественному отбору, посредством которых функ­ционируют и генетически передаются из поколения в поко­ление особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише).

Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет зак­репленной за ним экологической ниши. У него не хватает ин­стинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, со­здавать вокруг себя искусственную культурную среду.

Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определен­ной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусствен­ных условий своего существования, культуры. Развитие куль­туры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной вза­имопомощи людей), обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохра­нительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная че­ловеком материальная культура, социальная организация, си­стема экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.

2. Интегративная функция культуры

С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция. Культура обеспечивает социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о различных уровнях социальной интеграции, которая осуще­ствляется на основе культуры.

Наиболее общим уровнем со­циальной интеграции является формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, сти­мулирования повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопления со­циального опыта по гарантированному социальному воспро­изводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отне­сти обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет наро­ды, социальные группы, государства. Любая социальная общ­ность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной куль­туры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежнос­ти к данной социальной общности —

чувство «мы».

Однако солидарность между «нашими» может сопровож­даться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности — «мы» — предполагает существование представителей иных культур­ных кругов — «они». Поэтому функция по интегрированию сообществ имеет своей обратной стороной — дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последстви­ям.

История свидетельствует, что культурные различия меж­ду сообществами нередко становились причиной их проти­востояния и вражды.

3. Коммуникативная функция культуры

Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации. Поэтому важно выделить

коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человечес­кого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы об­щения, поскольку именно культура дает им средства обще­ния — знаковые системы, оценки.

Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши да­лекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Прин­ципиально новым средством коммуникации явилась члено­раздельная речь. С ее развитием люди получили необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и мно­жество специализированных языков, служебных и техничес­ких символов: математических, естественнонаучных, топог­рафических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; скла­дываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражиро­вания и трансляции, а также институтов, занимающихся на­коплением, сохранением и распространением информации.

4. Функция социализации

Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, сред­ства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социально­го опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствую­щих данному обществу, социальной группе. В ходе социали­зации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохра­нение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональный состав» об­щества и социальных групп постоянно обновляется, меняют­ся исполнители, так как люди рождаются и умирают, но бла­годаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированными в этом опыте образцам поведения. Конеч­но, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в обществен­ной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованны­ми от предков формами жизни и идеалами и также трансли­руются из поколения в поколение благодаря социализации.

5. Компенсаторная и игровая функции

Ряд культурологов в качестве самостоятельной функ­ции культуры называют компенсаторную и игровую функции. Формами компенсации являются досуговая деятельность, ту­ризм, общение с природой и другие формы отвлечения чело­века от участия в тех или иных видах материальной или ду­ховной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой ком­пенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.

Игровая функция культуры проявляется не только в раз­нообразных видах спорта или развлечениях. Элементы игры постоянно используются в таких сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спро­сом во всяком обществе, Развлекательные игры носят харак­тер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрите­лей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереа­лизованные устремления в жизни.

www.mudriyfilosof.ru

Игровая концепция культуры

Оглавление

1.Введение……………………………………………3

2.Определение игрового элемента культуры………4

3.Игра и состязание как функция формирования культуры………………………………………………7

4. Заключение………………………………………13

5. Список литературы………………………………14

Введение .

Хейзинга Йохан (1827-1945)-нидерландский историк , философ , теоретик культуры . Автор игровой концеппции культуры: игра-источник культуры, «культура первоначально разыгрывается». Игровые инстинкты присущи человеческой природе. С ними связано восхождение к более высоким формам культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок , общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д. Игра- необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам.

Игра старше культуры , ибо понятие культуры , как бы совершенно ни определяли его, в любом случае предполагает человеческое сообщество , а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.

В своем реферате я хотел бы раскрыть наиболее важные , на мой взгляд, аспекты работы Й.Хейзинги «HomoLudens»: *

-игру как функцию формирования культуры

-опыт определения игрового элемента культуры .

Определение игрового элемента культуры .

Когда мы , люди , оказались не столь разумными , как наивно внушал нам светлый 18 век в своем почитании разума , для именования нашего вида рядом с Homosapiens поставили еще Homofaber , человек созидатель . Второй термин был менее удачен , нежели первый , ибо faberi , созидатели , суть и некоторые животные . Все же по мнению Й.Хейзинги , человек играющий , выражает такую же существенную функцию , как человек созидающий , и должен занять свое место с Homofaber .

Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания , она окажется не более чем игрой . Человеческая культура возникает и развертывается в игре , как игра .

Игра — содержательная функция со многими гранями смысла . В игре подыгрывает , участвует

нечто такое , что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает данное действие определенный смысл . Всякая игра что -то значит . Если этот активный принцип сообщающий игре свою сущность , назвать духом , это будет преувеличением ; назвать же инстинктом – значит ничего не сказать . Как бы к нему не относиться , во всяком случае этим смыслом игры ясно обнаруживает себя некий имматериальный элемент в самой сущности игры .

В игре мы имеем дело с безусловно узнаваемой для каждого , абсолютно первичной жизненной категорией , некой тотальностью . Мы должны попытаться понять и оценить игру только в ее целостности .

Реальность , именуемая игрой , доступная восприятию любого и каждого , простирается в одно и то же время на мир животный и мир человеческий . Поэтому она не может опираться на какой – либо рациональный фундамент , поскольку разумные основания ограничивали бы ее пределы только миром человеческим . Существование игры не привязано ни к определенной степени культуры , ни к определенной форме мировоззрения . Любое мыслящее существо может немедленно представить эту реальность – игру , играние- как самостоятельное , самодовлеющее нечто , если даже его собственный язык не располагает общим словесным выражением этого понятия . Игру нельзя отрицать . Можно отрицать почти все абстрактные понятия : право , красоту , истину , добро , дух , Бога . Можно отрицать серьезность . Игру – нельзя .

Но хочется того или нет , признавая игру , признают и дух . Ибо игра , какова бы ни была ее сущность , не есть нечто материальное . Уже в мире животных ломает она границы физического существования . С точки зрения детерминированно мыслимого мира , мира сплошного взаимодействия сил , игра есть в самом полном смысле слова « superabundans» — излишество . Только с вмешательством духа , снимающего эту всеобщую детерминированность , наличие игры делается возможным , мыслимым , постижимым .Бытие игры всякий час подтверждает , причем в самом высшем смысле , супралогический характер нашего положения во вселенной . Животные могут играть , значит они уже нечто большее , чем просто механизмы . Мы играем , и мы знаем , что мы играем , значит , мы более чем просто разумные существа , ибо игра есть занятие внеразумное .

Кто обратит свой взгляд на функцию игры в культуре он находит игру в культуре как заданную величину , существовавшую величину , существовавшую прежде самой культуры , сопровождающую и пронизывающую ее самого начала вплоть до той фазы культуры , в которой живет сам . Он всюду замечает присутствие игры как определенного качества деятельности , отличного от обыденной жизни .

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже переплетаются с игрой . Возьмем язык , самый первый и самый высший инструмент , созданный человеком для того , чтобы сообщать , учить , повелевать . Язык , с помощью которого он различает , определяет , констатирует , короче говоря , называет , то есть возвышает вещи до сферы духа . Дух , формирующий язык , всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли . За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ , метафора , а в каждой метафоре скрыта игра слов . Так человечество все снова и снова творит свое выражение бытия , рядом с миром природы – свой второй , вымышленный мир . И возьмем миф ,что так же является претворением бытия , но только более разработанным , чем отдельное слово . С помощью мифа на ранней стадии пытаются объяснить все земное , найти первопричины человеческих деяний в божественном . В каждой из этих причудливых оболочек , в которые миф облекал все сущее , изобретательный дух играет на рубеже шутки и серьезности . Наконец , возьмем культ . Ранее общество отправляет свои священнодействия , которые служат ручательством благоденствия мира , освящения , жертвоприношения , мистерии , в игре , понимаемой в самом смысле этого слова .

Игра и состязание как функция формирования культуры.

Под игровым элементом культуры здесь не подразумевается, что игры занимают важное место среди различных форм жизнедеятельности культуры. Не имеется в виду и того , что культура происходит из игры в результате процесса эволюции – в том смысле , что то, что первоначально было игрой , в последствии переходит в нечто , игрой уже не являющееся , и что теперь может быть названо культурой. Ниже будет развернуто следующее положение : культура возникает в форме игры , культура первоначально разыгрывается . И те виды деятельности, что прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей , как, например, охота, в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму . Человеческое общежитие поднимается до супрабиологических форм , придающих ему высшую ценность, посредством игр. В этих играх общество выражает свое понимание жизни и мира . Стало быть , не следует понимать дело таким образом , что игра мало-помалу перерастает или вдруг преобразуется в культуру, но скорее так, что культуре в ее начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры. В этом двуединстве культуры и игры игра является первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактом , в то время как культура есть всего лишь характеристика , которою наше историческое суждение привязывает к данному случаю. Это воззрение перекликается с мыслями Форбениуса , который говорит в своей книге «История культуры Африки» о становлении культуры как выросшей из естественного бытия игры. Тем не менее , отношение культуры к игре воспринято Форбениусом чересчур мистически и описано нередко слишком зыбко . Он манкирует необходимостью прямо указать пальцем на присутствие игрового элемента в фактах культуры .

В поступательном движении культуры гипотетическое отношение игры и не-игры не остается неизменным . Игровой элемент в целом отступает по мере развития культуры на задний план. По большей части и в значительной мере он растворился , ассимилировался в сакральной сфере , кристаллизировался в учености и поэзии, в правописании, в формах политической жизни. При этом игровое качество в явлениях культуры уходило обычно из виду. Однако во все времена и всюду, в том числе и в формах высоко развитой культуры, игровой инстинкт может проявится в полную силу, вовлекая как отдельную личность , так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры.

Представляется очевидным , что взаимосвязь культуры и игры следует искать в высоких формах социальной игры, то есть там, где она бытует как упорядоченная деятельность группы, либо сообщества , либо двух , противостоящих друг другу групп. С точки зрения культуры сольная игра для самого себя плодотворна лишь в малой степени. Ранее было сказано что все основополагающие факторы игры, в том числе игры коллективной , уже существовали в жизни животных. Это поединок , демонстрация , вызов , похвальба , кичливость , притворство , ограничительные правила. В двойне удивительно при этом, что именно птицы , филогенетически столь далеко отстоящие от человеческого рода , имеют так много общего с человеком : тетерева исполняют танцы, вороны состязаются в полете , шалашники и другие птицы украшают свои гнезда, певчие птицы сочиняют мелодии. Состязание и представление, таким образом , не происходят из культуры как развлечение, а предшествуют культуре.

Коллективная игра носит по преимуществу антитетический характер . Она чаще всего разыгрывается между двумя сторонами . Однако это не обязательно . Танец , шествие ,представление могут быть начисто лишены антитетического характера . Антитетическое вовсе не должно означать состязательное , агональное или агонистическое. Антифонное пение , два полухория , менуэт , партии или голоса музыкального представления , столь интересные для этнологов игры , когда противоборствующие силы стараются отнять друг у друга некий трофей , суть образчики антитетической игры, которая вовсе не обязана быть полностью агональной , хотя соревновательный элемент в ней зачастую присутствует . Нередки случаи , когда вид деятельности , означающий уже сам по себе замкнутую игру , например исполнение драматической или музыкальной пьесы , в свою очередь , снова может стать предметом состязания , если его подготовка к исполнению оценивается в рамках какого-нибудь конкурса , как это было с греческой драмой .

mirznanii.com

Игровая концепция происхождения культуры, Магическое видение мира как основа развития культуры, Функции культуры

Многие современные культурологи считают, что культура возникла совсем из другого источника — игры. Так, голландский историк. Иоганн. Хейзинга (1872-1945) пришел к выводу, что основой культуры является игра как естественная зд датнисть. По мнению. И. Хейзинги, если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, то она окажется не более, чем игрой. Вот почему он считал, что человеческая культура возникает раз гортаеться в игре. Сама культура имеет игровой характер, причем игра рассматривается не как биологическая функция, а как явление культуры. Игра старше культуры, человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признаков и к общему понятию игры. Все основные признаки игры уже имеющиеся в игровой поведении живот тварин.

Каждый, по мнению. И. Хейзинги, кто обращается к анализу игры, находит ее в культуре как заданную величину, которая существовала раньше саму культуру, что сопровождает и пронизывает ее сначала и той современности и. Важнейшие виды первоначальной деятельности человечества переплетаются с игрой. Человечество постоянно творит рядом с миром природы другой, вымышленный (символический) мир. В мифе и культе рождаются движущие силы ку нием в физкультурно жизни. Кроме того, необходимо подчеркнуть важное: игра — это прежде всего свободная деятельность. Она имеет незаинтересованный характер, в нее вложено особый смысл и ценности, важные для обществ а в циломцілому.

И. Хейзинга раскрывает такое выражение:»Культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается. И те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, например охота в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму. Человеческое общежитие поднимается до супрабиологичних форм, придающих ему высшую ценность посредством игр. В этих играх общество выражает свое понимание жизни и мира есть не следует понимать дело таким образом: игра постепенно перерастает или вдруг превращается в культуру, — скорее так: культуре в ее начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры. В этом двоединстви культуры и игры последняя является первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактом, в то время как культура есть всего лишь ха. Тико, которую ваше историческое суждение привязывает к данному случаюго випадку».

Интересно, что в поступательном движении культуры исходное соотношение игры и негры не остается неизменным. Игровой элемент в целом с развитием отступает на задний план. И. Хейзинга считает, что он растворился, ассимилировался в разных сферах человеческого бытия. При этом игровое начало явлений культуры постепенно выходило из поля зрения. Однако, по убеждению. И. Хейзинги, игровой элемент может оказаться в различных типах кул ьтурльтури.

Игра может втянуть в себя как отдельную личность, так и большие массы людей

В ранг культуры игру могут свести физические, моральные или духовные ценности. Чем больше игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума или группы, тем полнее растворяется она в культуре

Вытеснение игры, по мнению. И. Хейзинги, началось в XVIII в, когда общество овладело трезвое, прозаическое понятие пользы, что и повлекло потерю свободного духа культуры. Эта ситуация является наилучшим показателем ом кризиса европейской культуры, достигшей в XX в полного своего выраженияення.

Магическое видение мира как основа развития культуры

Другую концепцию происхождения культуры находим у американского культуролога. Льюиса. Мамфорда. Этот исследователь пытается переосмыслить роль орудий и машин в создании культуры. Он считает:. К. Маркс помиляв все в том, что орудием труда принадлежит центральное место в человеческом развитии. Л. Мамфорд считает, что есть серьезные причины для пересмотра всей картины как человеческого, так и технического развития, на котором декабря унтуеться организация обществьства.

По мнению. Л. Мамфорда, описание человека, который использует и производит орудия труда, стал настолько общепринятым, что только находка фрагмента черепа вместе с грубо обработанными булыжниками является достаточным д для объявления о том, что именно здесь рождалась человеческая культура. Американский исследователь обращает внимание на такой факт: в течение миллиона лет технология оболванивания камня оставалась неизменной. Но культура развивалась, причем независимо от этих технологических навичочок.

Сервис и оружие в древнего человека были такими же, как и у других приматов — данные природой (зубы, когти, кулаки)

Так было на протяжении длительного исторического периода, пока человек не научился создавать эффективные каменные орудия

Пока у человека не было орудий труда, она развивала нематериальные элементы культуры, прежде всего — свое тело. Затем развилась способность делать символы. Причем, в самом начале человеческое тело было не просто рабочим институтом. Человек не просто тренировала руку, мышца и глаз при изготовлении и для изготовления орудий труда, своим телом с помощью различных жестов и ритуалов человек выражал свое стал ления к действительностисті.

Магия — это определенные символические действия и ритуалы, необходимые для воздействия человека на природные объекты. Английский этнограф и социолог. Бронислав. Малиновский (1885-1942) стремился построить такую ??теорию культуры которая основывалась бы на многочисленных фактах. Потребность человека во всем их многообразии, по мнению. Б. Малиновского, играет важную роль в понимании культурури.

Б. Малиновский обратил внимание на тот факт, что магия пронизывает все стороны хозяйственной деятельности человека, особенно те из них, которые связаны с определенным риском и опасностями, в которых многое зависит от вып случая. Сельскохозяйственные работы неразрывно переплетены с магией, даже небольшое охоты всегда сопровождается заклинаниями; то же и с рыболовством, особенно в тех случаях, когда его результаты непредсказуемые, а удача не отделима от риска. Б. Малиновский показывает, что даже строительство каноэ сопровождается многочисленными заклинаниемнями.

С древнейших времен человек создал множество заклинаний, обрядов и ритуалов, которые влияют на погоду, управляющие различными природными явлениями. Эти обряды были известны только посвященным, которые, по мнению архаической л человека, были наделены сверхъестественными способностями (жрецы, шаманы, волхвы и др..).

Профессионалы в этом деле передают знания по наследству и пользуются им, когда их просят соплеменники, например во время военных событий, природных катаклизмов, для обеспечения удачной охоты, мы ицности строящегося жилья тощ.

Следует отметить, что, вероятно, выражение и передача смыслов в человеческом поведении были гораздо важнее для дальнейшего человеческого развития и создания культуры, чем производство орудий труда. Рассматривать и человека, главным образом, как животное, производит орудия, — это значит пропустить важные моменты раннего периода развития культуры, который был очень важным для дальнейшего развития человечества.

В современной культурологии эти идеи становятся все популярнее частности, утверждается, что магия существовала еще до возникновения орудий труда. Мистические песнопения и танцы выражали сущность человеческой природы и определяли ее назначения на самых ранних ступенях исторического развития. Согласно магической теории, древняя человек сначала проявляла себя как мечтатель, духовидец, искатель смыслов, создатель видений, а уже по том — как»человек, что творит», человек орудий трудазнарядь праці.

Вот контуры древнего жизни: сначала мистические видения, потом орудия, мандала вместо колеса, священный огонь для жертвоприношений, поклонения звездам, а не вычисления по ним времени или ориентиров в походе. По мнению американского культуролога. Т. Роззак, молитвенно-восторженное восприятие жизни предшествовало практицизма палеолитической ерри.

Итак, сторонники магической теории считают, что исходным импульсом культуры была вовсе не труд, не материальная деятельность, а способность людей к исканию содержания в окружающей действительности. Когда первобытный лю юдина стала поклоняться природе, общаться с ней и заклинать ее, она, по сути, стала творить культуру.

Эта концепция, безусловно, достаточно убедительна. Действительно, природно-знаряддева версия происхождения культуры плохо согласуется с уровнем современных знаний о первичном жизни людей. Накоплен огромный материал, который свидетельствует, что человек не мог генетически сохранить достояние, связанные с производством орудий. Однако, научившись накапливать знания в символических формах, она стала передавать приобретенное из поколения в поколение. А это и есть культура, есть передачи накопленного духовного опытавіду.

Но у этой теории и несколько слабых мест, связанных с исследованием происхождения способности человека к накоплению смыслов и символов

17 Функции культуры

Культура — это многофункциональная система. Главная функция культуры — человеко-творческая, или воспитательная, поскольку с помощью культуры происходит формирование человека. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и даже базируются на нетій.

Информативная функция предполагает передачу социального наследия, познавательную деятельность человека, освоения культур других народов

Коммуникативная функция — развитие определенной культуры обусловлен ее взаимосвязями с другими культурами

Культура выполняет также нормативную функцию: она реализует нормы, сложившиеся в ее пределах, а также распространяет их влияние на все сферы жизнедеятельности человека

Регулятивная функция: культура обслуживает систему социальных отношений, готовит к изменению, а также создает социальные механизмы, обеспечивающие регуляцию поведения человека. Регулятивная функция культуры почву туеться на таких нормативных системах, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая, функция предполагает знание, овладение определенной знаковой системы культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижения культуры. Важнейшим средством т здесь каква.

Аксиологическая функция отражает важнейший качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще е оценивают степень культурности того или иного человека. Критерием становится моральный и интеллектуальный содержательныеіст.

Адаптационная функция: культура обеспечивает адаптацию общества к изменениям и взаимодействие с другими цивилизациями

Основные функции культуры должны в своей основе оставаться неизменными, иначе общество бы погибло

uchebnikirus.com

3.1 Игра как культуросозидающая функция. Феномен игры в современной культуре

Похожие главы из других работ:

Игра как явление традиционной культуры

1.1 Игра как вид человеческой деятельности

Игра — уникальнейшее явление человеческого бытия. Способность играть, одна из отличительных характеристик живого организма. Однако только человек посвящает игре большую часть своей жизни. Игра обладает магически-завораживающим действием…

Игра как явление традиционной культуры

2.1 Народная игра в системе этнопедагогики

Важнейшей стороной игровой культуры является утвердившееся в народе традиционное отношение к игре как к средству развития и воспитания человека. У каждого народа сложилась и действует своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт…

Культура дворянства XVIII–XIX вв.

3.4 Карточная игра

Карты и карточная игра приобретают в конце XVIII — начале XIX века черты универсальной модели — Карточной Игры, центра своеобразного мифообразования эпохи. В функции карточной игры проявляется ее двойная природа. С одной стороны…

Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства «АРТ-РОДНИК»

1.1 Основная функция и принципы библиографии

Определение социальной сущности библиографии связано, прежде всего, с выяснением общественной цели библиографии, ее общественного назначения как деятельности вообще-Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. — М…

Теории возникновения культуры

1.5 “Культуру создала игра”

Многие культурологи считают, что культура родилась совсем из другого источника — игры. Восхождение к высоким формам культуры связано с игровыми инстинктами, присущими человеку по самой его природе. Голландский историк Й. Хёйзинга считает…

Традиционная игровая культура коренных малочисленных народов Таймыра

1.1 Игра как свободное состязание в культурогенезе народов мира

игровой культура таймыр народ Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни…

Феномен игры в современной культуре

3. ИГРА И КУЛЬТУРА

Функции культуры

Функция приспособления к среде

Функция приспособления к среде может считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека и животных, хотя в отличие от животных человек вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств — природным и социальным…

Функции культуры

Познавательная функция

Познавательная (или гносеологическая) функция находит свое выражение прежде всего в науке, в научном поиске. Наиболее ярко это проявилось в современной научно-технической революции…

Функции культуры

Информативная функция

Информативная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств…

Функции культуры

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция культуры неразрывно связана с информативной, подобно семиотике, неотделимой от информатики. Носителями коммуникативной функции выступают главным образом словесный язык, специфические «языки» искусства (музыки…

Функции культуры

Регулятивная функция

Регулятивная (или нормативная) функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, межгрупповых, межклассовых, межнациональных…

Функции культуры

Оценочная функция

Оценочная (аксиологическая) функция культуры выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?»…

Функции культуры

Функция социализации

Функция социализации (или человекотворческая), по существу, связана с выполнением одной-единственной и важнейшей задачи: сделать из первобытной биологической особи разумного общественного человека. Иными словами…

Эстетика черного юмора в кино

I. ЧЕРНЫЙ ЮМОР И ТРАНСГРЕССИЯ. ИГРА, СМЕРТЬ И СМЕХ

Чтобы подойти к эстетическим и стилистическим особенностям черной комедии в кино, необходимо идти постепенно, от общего к частному, и рассмотреть два аспекта: 1) понятие «черный юмор» и 2) специфика черного юмора в кино…

cult.bobrodobro.ru

2.2 Функции и значение игры. Феномен игры в современной культуре

Похожие главы из других работ:

Возрастные особенности игровой культуры русского народа

1.2 Сущность и функции игры

Игра — это не просто любимое занятие детей, именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие ребенка к учебной деятельности. Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина…

Возрастные особенности игровой культуры русского народа

2.2 Игры подростков

Дети — подростки в русской культуре уже считались «годными» к труду и к обрядовой деятельности. В играх начинается разделение на игры девочек и игры мальчиков, но остается много и совместных игр. Уличные игры всегда были массивные…

Древнегреческая культура. Эллинизм

2. Олимпийские игры

Греки началом своей истории считали 786г. до Рождества Христова — первые Олимпийские игры. Как известно, важным принципом воспитания молодежи греки считали принцип состязательности, благородного соревнования — агонистику…

Зрелищность и ее формы в древнеримской культуре

3. Гладиаторские игры

Горончаровский рассказывал, что: «Прежде чем перейти к истории появления в Древнем Риме гладиаторских игр (лат. ludi gladiatorii), попробуем разобраться с термином «гладиатор». По латыни gladius — это меч, соответственно, гладиатор — человек…

Игра как явление традиционной культуры

Глава 2. Значение традиционной игры в развитии культуры

Концепция игровой культуры

1. Значение игры как явления культуры

Игра старше культуры, так как понятие культуры в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же, как люди…

Концепция игровой культуры

2. Взаимосвязь игры и культуры

Концепция игровой культуры

2.2 Взаимосвязь игры и поэзии

Поэзия вступает в игру в некоем поле духа, в некоем собственном мире, который дух творит для себя, где вещи имеют иное лицо, чем в «обычной жизни», и где их связывают между собой не логические, а иные связи…

Культура античного мира: культура Древней Греции

9.5 Игры

Хотя большинство греков были занятыми людьми, они все же находили время для разного рода игр. Были популярны игры с фигурами на доске, похожие на наши шахматы, в кости или жмурки. Помимо крупных атлетических соревнований…

Культурные сценарии деятельности

4.1 Культура игры

Игру наряду с трудом а также учебой психологи относят к основным видам человеческой деятельности. Все мы играем, учимся и трудимся. Эти виды деятельности сопровождают нашу жизнь от рождения до смерти…

Основные принципы и законы современной риторики

Задание 8. Назовите основные коммуникационные жесты. Определите их значение и функции

Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинестетики. Рассмотрим некоторые из этих кинестетических составляющих. Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся…

Традиционная игровая культура коренных малочисленных народов Таймыра

2.2.1 Традиционные игры

Игровая культура народов севера имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Игры народов Таймыра раньше четко разделялись, в связи с разделением труда между мужчиной и женщиной…

Феномен игры в современной культуре

2. ФЕНОМЕН ИГРЫ

Феномен игры в современной культуре

2.1 Сущность игры

Об игре часто говорят, что это занятие «несерьёзное». Однако утверждение, что общественная жизнь по большей части развивается в форме игры, совсем не означает, что это «забавно» или что участники относятся к ней несерьёзно. С одной стороны…

Фольклорный театр

2.4 Игры ряженых

Ряженые — важные персонажи святок. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом носятся по улицам и устраивают праздничные вечеринки. Ряженые должны нарядиться так, чтобы никто их не узнавал. Он должен дурачить…

cult.bobrodobro.ru

1.2 Сущность и функции игры. Возрастные особенности игровой культуры русского народа

Похожие главы из других работ:

Анализ инновационного опыта организации театрализованных массовых праздников (на примере Тюменской области)

1.2 Сущность и основные функции праздников

Праздники — неизменные спутники народной жизни. Праздники, обряды, ритуалы обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения…

Изучение эффективности использования систематического каталога

2. Сущность и функции систематического каталога

Систематический каталог — один из видов библиотечных каталогов. Он раскрывает содержание книжного фонда в отраслевом разрезе, отражая составные части в их логической связи и соподчиненности…

Исследование организационной культуры на примере ООО «Газпром трансгаз Сургут»

1.1 Организационная культура — понятие, функции, сущность

Понятие культуры организации является одним из базовых понятий в менеджменте. Культура — это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся…

Советский «кинонэп» 20-х годов

§1. Система кино: сущность, структура и функции

Определений кино достаточно много. В новейшем словаре иностранных слов и выражений читаем: КИНЕМАТОГРАФ [др.-греч…

Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в федеральном государственном учреждении культуры «Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»

Сущность социально-культурной деятельности, ее направления и функции

Всепроникающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию…

Сущность и функции музея

Глава 1. Сущность и функции музея

1.1 Определение понятия «музей» Музей является публичным местом хранения раритетных коллекций, их изучения и показа. Он приобретает статус общеобразовательного учреждения культуры, способствующего социализации, как личности…

Сущность, структура и основные функции культуры

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Сущность, структура и основные функции культуры

1.1 Сущность, структура и функции культуры

Если рассмотреть этимологию, т.е. выяснить происхождение, термина «культурология», мы увидим в нем два взаимодополняющих слова «культура» и «логия». «Логия» в переводе с древнегреческого означает наука, знание, учение. Исходя из этого…

Теория и практика обслуживания детей в детских библиотеках

§ 1. Детское чтение: основные понятия, сущность, функции и содержание

Детское чтение было предметом внимания многих выдающихся деятелей науки и культуры России 18-20 вв. Среди них — М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д…

Феномен игры в современной культуре

2.1 Сущность игры

Об игре часто говорят, что это занятие «несерьёзное». Однако утверждение, что общественная жизнь по большей части развивается в форме игры, совсем не означает, что это «забавно» или что участники относятся к ней несерьёзно. С одной стороны…

Феномен игры в современной культуре

2.2 Функции и значение игры

Игра — одна из первичных форм человеческой активности, важнейший элемент онто- и филогенеза. Ребёнок без игры, культура без игровых форм — исторический и бытовой нонсенс, порождённый экстремальными ситуациями выживания…

Характерные черты науки и ее отличия от других отраслей культуры

1. Сущность, основные функции и предмет науки.

Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, любому образованному человеку понятен, если не вполне ясно, то хотя бы интуитивно смысл слова «наука». Однако если заняться анализом этого смысла, то выясняется…

Энциклопедии и другие справочные издания в библиографической работе библиотек. Их электронные версии

1.1 Сущность, цели и функции библиографической деятельности

Понятие библиографической деятельности многозначно. В отечественной системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (ГОСТ 7…

Энциклопедии и другие справочные издания в библиографической работе библиотек. Их электронные версии

1.2 Сущность, цели и функции справочно-библиографического аппарата (СБА)

Справочно-библиографический аппарат (СБА) по праву считается ключом к фонду документов, раскрывая его состав и содержание в различных аспектах. Однако этим не ограничивается назначение СБА…

Энциклопедии и другие справочные издания в библиографической работе библиотек. Их электронные версии

2.1 Сущность и функции справочных изданий

Справочным изданием называют «издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения» ГОСТ Р 7.0.14 — 2011 СИБИД…

cult.bobrodobro.ru