Идеи иудаизм – CGI script error

Содержание

Иудаизм | lemur59.ru

 

Иудаизм – одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу – монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

                  Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет.

Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

           

                   Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э.

Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве – бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала.

Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма – монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному – своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм – религия, которую мы знаем сегодня.

               

                                     История яхвизма

Как уже было сказано, Бог Яхве – национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве — это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей – Адама и Еву.

Тогда же была дана и первая заповедь для человека – не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая.

Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества – грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной – человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа.

Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама – жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи – прародители еврейского народа. Последний – Иаков – имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого – Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона.

Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ.

 Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную – современную Палестину.

 

Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя – сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма – храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов – это сооружение может быть только одно и только в одном месте – на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме – в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.

                   Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога – Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» — это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога – тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм – религия сугубо одной нации – евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама – избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха – выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах – священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.                                                 

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений – икон, статуй и т. п. Художественное искусство — это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма – каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

      

                                Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте – поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни – почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду – выдающемуся иудейскому мыслителю.

             

1

Я, Яхве, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2; Втор. 5:6).

2

Да не будет у тебя других богов помимо Меня. Не делай себе изваяния (Исх. — и) никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Яхве, Бог твой, Бог ревнитель, взыскивающий за грех отцов с детей (Втор. — и) с третьего и четвертого рода у ненавистников Моих, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:3–6; Втор. 5:7–10).

3

Не произноси имени Яхве, Бога твоего, всуе, ибо не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе (Исх. 20:7; Втор. 5:11).

4

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой — суббота Яхве, Богу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни пришелец в селениях твоих. Ибо в шесть дней создал Яхве небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой отдыхал; посему благословил Яхве день субботний и освятил его (Исх. 20:8–11).

Соблюдай день субботний, чтобы святить его, как заповедал тебе Яхве, Бог твой. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой суббота Яхве, Богу твоему: не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, и ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в селениях твоих, дабы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Яхве, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою мощною и дланью простертою; потому и заповедал тебе Яхве, Бог твой, отправлять день субботний(Втор. 5:12–15).

5

Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Яхве, Бог твой, дает тебе (Исх. 20:12).

Чти отца твоего и мать твою, как заповедал тебе Яхве, Бог твой, дабы продлились дни твои, и дабы хорошо было тебе на земле, которую Яхве, Бог твой, дает тебе (Втор. 5:16).

6

Не убивай;

7

(Втор. — И) Не прелюбодействуй;

8

(Втор. — И) Не кради;

9

Не свидетельствуй ложно о ближнем твоем (Исх. 20:13).

И не свидетельствуй напраслину о ближнем твоем (Втор. 5:17).

10

Не вожделей дома ближнего твоего; не вожделей жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Исх. 20:14).

И не вожделей жены ближнего твоего, и не возжелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Втор. 5:18).

 

                                             Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли.

 

Также известен праздник Суккот – другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней — в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.

Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур – день искупления, прообразующий страшный суд.

 

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом – второй по авторитетности книге после Торы.

 

Зачастую не евреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати – это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

 

    

                                                                        Суббота в иудаизме

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день – суббота. Этот день вообще — священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

                                                                           Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц.

Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

                                          Иудаизм сегодня

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды – очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.

                               Распространение иудаизма

                                          евреи мира в XVIII веке

Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки – США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.                                                                                                      

                                                                                                                                                        Антон Лашин

 

 

lemur59.ru

§ 2. Формирование Танах. Основные идеи иудаизма

Монотеизм и этническая замкнутость иудаизма в значительной степени обусловили идею богоизбранности еврейского народа. Эта идея получила развитие в учении о Мессии63, раскрытая в Танах.

Танах – Священное Писание иудеев, название которого представляет собой аббревиатуру входящих в него книг: Тора (Учение), состоящее из пяти книг пророка Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, созданные в IX – VII веках до н. э. и получившие окончательную редакцию в V веке до н. э.). Тора может быть самостоятельным Священным Писанием (Пятикнижием Моисея). Все экземпляры Торы с древности и до наших дней пишут вручную на коже и хранят в синагогах в особых шкафах. Раввины во всех странах мира целуют Тору перед началом богослужения; Нэвиим (Пророки), состоящего из 21 книги религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим или Хэтувим (Писания) – 13 книг разного религиозного жанра. Другими словами в Танах входят все 39 канонических ветхозаветных книг, включая Тору, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон, книги больших и малых пророков. Цифра 39 обусловлена количеством букв в еврейском алфавите (иврит).

Процесс формирования Танах был постепенным. Существовало множество теософских школ, где писались священные тексты, вырабатывались основные принципы будущего Танах. Например, известна теософская школа рабби Симлай (IIIвек н.э.), утверждавшая, что иудаизм насчитывает 613 догматов. ВXII-XIIIвеках н.э. было популярным учение раввина64из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 – 1204 годы), разработавшего 13 принципов веры еврейской религии. Начиная с 1947 года в пещерах на берегу Мёртвого моря, было найдено множество рукописей. Основная их часть происходила из пещер Кумрана. Эти рукописи представляют собой собрания законов, уставы, мессинаскую литературу и библейские комментарии небольшой группы еврейской кумранской общины, датированных примерно с 134 года до н.э. по 68 год н.э. Кроме документов, найденных в Кумране, до нашего времени дошли многочисленные библейские манускрипты, различные апокрифические и псевдоэпиграфические сочинения и прочее65. Одновременно существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики66. Однако еврейская догматика развивалась. Самая древняя часть Ветхого завета датируетсяXвеком до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена примерно вIII–IIвеках до н.э.

Первоначально в религии древних евреев мессиями были первые цари, божьи помазанники Саул, Давид и Соломон. После распада царства и завоевания Израиля Ассирией, а Иудеи – Вавилонией, Машиах стал восприниматься как справедливый судья, над которым «почиет Дух Господень, Дух премудрости и разума» и «который будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине»67. После освобождения евреев из вавилонского плена персидским царём Киром, в возрождённом иудейском государстве возникло представление о царе Кире как об ожидаемом Машиахе. Вначале считалось, что его приход уже состоялся в лице царя Кира. Однако жёсткая власть, притеснение простого народа и давление со стороны персидских чиновников, способствовали укреплению идеи, что Машиах всё-таки ещё не пришёл на землю. Более того, Машиахом был как бы сам иудейский народ. А его страдания стали знаком его богоизбранности.

Таким образом, в иудаизме существует три идеи. Первая и центральная идея (доктрина) заключается в вере в единого, вечного, вездесущего, всемогущего, безграничного и бестелесного Бога. На земле адекватен образу Бога человеческий разум, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, а божья воля открывается человеку через Танах.

Вторая идея составляет утверждение богоизбранности народа Израиля. Несмотря на то, что иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, превращаясь в национальную религию одного народа. Этническая замкнутость иудаизма стала фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ.

Третья идея – мессианизм вытекает из второй. Богом избранный народ определялся как народ-мессия, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости.

studfiles.net

Идея иудаизма — Иудаизм

Иудаизм и основные идеи этой религии изложены в Торе и в Талмуде – священных писаниях иудеев. Но нельзя выделить одну основную идею иудаизма, потому что их следует рассматривать и понимать в комплексе. Согласно Талмуду все иудеи должны почитать и уважать своих пророков. Пророки – это такие же смертные, как и простые люди, которых бог наделил особенными способностями слышать и передавать его слова. Они несут истину верующим. А истина делится на две основные части: истина о правдивой и правильной религии и истина о правильной жизни на земле. В проповедях пророков о правильной религии говорилось не только о единственно верном пути – иудаизме, но и о том будущем, которое ждет всех иудеев.

Танах на своих страницах содержит упоминания о семидесяти пророках, а также о семи пророчицах. Для многих становится настоящим открытием, что среди пророков были и женщины. Пророки не только читали проповеди всей пастве, но и разговаривали о правильности религии в быту со своими товарищами и просто людьми на улице. Илью и Моисея считают наиболее великими пророками, по сей день их почитают во время Песаха.

Иудеи-богословы утверждают, что Илья жил в одиннадцатом веке до нашей эры и сотворил немало чудес. Однажды Илью в своем доме приютила бедная вдова, у которой не было средств к существованию. Пророк ежедневно пополнял ее запасы муки и масла, чтобы она могла есть вдоволь. А сына вдовы Илье удалось воскресить. Когда Илья читал молитвы, то на землю с неба сходил благодатный огонь, который разделил воды Иордана напополам, Илья же со своим спутником прошел по сухому дну через реку. Бог оценил приверженность и праведность Ильи, и после того, как пророк завершил свои дела на земле, забрал его на небеса еще живым.

Моисей жил в 15-13 веке до нашей эры. Основным благим деянием Моисея стало то, что именно через него бог дал людям Тору. После этого Моисей еще раз стал настоящим спасителем еврейского народа, но теперь не его душ, а их тел. С помощью божественного провидения Моисей вывел еврейский народ из египетского плена. Указания и учения бога помогли Моисею привести иудеев в Палестину. Это событие стало основой празднования Пасхи.

В трактовке иудаизма человеческая душа – это сверхъестественная сущность, которая не подчиняется законам природы, по которым живет тело человека. Душу создал бог, и она может существовать отдельно от тела, она бессмертна. Бог забирает душу на небо после смерти человека. Во время сна бог также забирает все души иудеев, а после пробуждения возвращает их. Но некоторым он не возвращает души за какие-либо грехи, эти люди умирают во сне. Поэтому после пробуждения первым делом все иудеи молятся богу, благодаря его за то, что вернул им душу. Это является огромным отличием иудаизма от остальных религий, так как все остальные считают, что душа покидает тело человека только после его смерти.

Загробная жизнь и представление о ней изменялось с развитием иудаизма. Сначала верили в то, что все – грешники и праведники – попадают в один загробный мир. Позже эти представления сменились более современными и традиционными: праведники попадают в рай, грешники – в ад.

threeda.ru

Иудаизм Judaism

1) Избранность еврейского народа

Одной из центральных идей иудаизма является идея богоизбранности еврейского народа.
Бог заключил с Авраамом завет:

«Ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма распложу тебя,
и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя.
И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими
после тебя в роды их …
И дам тебе и потомкам твоим после тебя … всю землю Ханаанскую,
во владение вечное; и буду им Богом».

(Бытие 17: 5-8)

Что именно Бог обещает здесь Аврааму? Многочисленное потомство, среди которого будут цари, землю Ханаанскую в вечное владение, и, кроме того, быть Богом еврейскому народу.
Похоже ли это на обещание всемирного господства? Вроде нет, ибо земля Ханаанская – это небольшой участок земли, располагающийся на западном берегу Иордана, в настоящее время поделенный между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Так почему же евреев обвиняют в притязаниях на всемирное господство? И почему еврейский народ на протяжении всей своей истории подвергался гонениям по всему миру?

Идея богоизбранности составляет главную отличительную черту религиозного сознания еврейского народа. В Библии есть много мест, где Господь обещает еврейскому народу особое отношение и особую любовь:

«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой,
то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля.
А вы будете у Меня царством священников и народом святым».

(Исход 19: 5-6)

«Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь,
чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле».

(Второзаконие 14: 2)

«Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли».

(Второзаконие 28: 1)

«И увидят народы правду твою и все цари — славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего».

(Исайя 62: 2-3)

В этих отрывках из Библии Бог называет еврейский народ святым народом, обещает поставить его выше всех народов земли и показать всем его правду и его славу. И евреи верят в свою особую миссию – миссию святого народа – привести все народы в дом Господа Бога своего, убедив их отказаться от греховного поведения и принять Тору.

Как нетрудно догадаться, представителям других народов эта идея совсем не нравится. Другие народы хотят жить по своим законам, и вовсе не намерены признавать за евреями право на руководящую роль в духовной жизни.

Кроме того, в наше время господства гуманистических ценностей, когда равенство считается одним из главных достижений современности, притязания на избранность, на особую роль в истории человечества, на привилегированное положение по отношению к Богу, кажутся странными и вызывают неприязнь по отношению к еврейскому народу. И именно это порождает гонения на евреев по всему миру.
Ибо кому может понравиться быть человеком второго сорта?
А ведь именно это и утверждает тайное мистическое учение евреев каббала, где есть положение о том, что лишь души евреев являются частицами Божественного света, а души неевреев созданы из низменной материи.

2) Грехопадение Адама и Евы

Одним из центральных понятий иудаизма является послушание. Практически в самом начале Торы, в 3-ей главе книги Бытие, рассказывается притча о грехопадении Адама и Евы.

Адам и Ева счастливо жили в садах Эдема, и Господь заботился о них. Но однажды Змей-искуситель убедил Еву съесть плод с дерева познания. Ева соблазнилась и съела плод, несмотря на то, что Господь запретил прикасаться к плодам этого дерева. Затем она дала плод мужу своему Адаму, и он тоже съел плод с дерева познания. Господь узнал об этом, разгневался и выгнал Адама и Еву из рая. И с тех пор на всем потомстве Адама и Евы лежит клеймо этого греха.

Эта притча рассказывает нам о том, как важно для Бога послушание человека. Кроме того, она показывает нам, как складываются отношения между человеком и Богом. Мы – люди изменяемся, но Он – Бог не меняется, Он вечен и постоянен, и те черты, которые были у него во времена наших праотцев, сохранились и по сей день. И какие же это черты? Во-первых, непослушание вызывает гнев Бога. И, во-вторых, за этим гневом следует наказание, неотвратимое и суровое.

Вслушайтесь в слова, которые Бог сказал Адаму и Еве:

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою; в болезни будешь рожать детей».

(Бытие 3: 16)

«Адаму же сказал: … проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою».

(Бытие 3: 17-18)

Не слишком ли суровое наказание на пару съеденных плодов? К тому же, Адам и Ева были его первенцами, то есть Он их очень любил, возможно, больше, чем Он сейчас любит каждого из нас. Какой вывод можно из этого сделать?

Я думаю, что эта притча говорит нам о том, что каждый человек в своей жизни встречается с искушением, и в случае, если он поддается этому искушению, то его тоже ждет наказание, неотвратимое и суровое.

Кроме того, создается впечатление, что Господь знал о том, что змей хочет обольстить Еву. Бог все видит и все слышит, следовательно, Он не мог не видеть сцены обольщения, но Он не остановил змея. Почему?
Вспомните молитву «Отче наш»:

«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

(Матфей 6: 13)

Это кого Иисус просит не вводить его в искушение? Бога отца. Значит, Бог может искушать человека.

3) Тора – закон, который Бог дал Моисею на горе Синай

Центральным событием в истории еврейского народа является дарование ему Торы (в переводе с иврита означает «учение, закон»).

Когда вышедшие из Египта евреи чудесным образом перешли Красное море и подошли к горе Синай, Моисей поднялся на гору Синай и получил от Бога Скрижали Завета – две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей:

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай,
дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные,
на которых написано было перстом Божиим».

(Исход 31: 18)

10 заповедей Моисея:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

(Исход 20: 2-17)

Эти заповеди легли в основу нравственного кодекса всего христианского мира.

Моисей поднимался на гору Синай несколько раз и получил от Бога много различных наставлений, касающихся богослужения и взаимоотношений между людьми. Бог дал Моисею подробные указания, каким образом следует построить скинию (место жертвоприношений и хранения ковчега) и ковчег (место хранения Скрижалей Завета). Кроме того, Моисей получил от Бога подробный свод законов, регулирующий все сферы жизни иудеев. Моисей записал все эти законы и указания, вместе с историей установления Завета между Богом и еврейским народом, в пяти книгах Торы (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).

В иудаизме Тора считается великим даром Господа, ибо с момента получения Торы началось формирование еврейского народа. А Моисей считается главным пророком еврейского народа, отцом всех последующий пророков.

Для иудея Тора является центром его религиозной жизни. Она выражает Божественную волю и дает закон, устанавливающий нормы поведения человека. Каждый еврей должен изучать Тору и почитать тех, кто обучает Торе и знает ее. Евреи считают, что Тора содержит замысел Творения и, таким образом, указывает человеку путь жизни.

Для еврея цель жизни заключается в осознании истинного смысла Торы и в соблюдении всех ее правил и предписаний.

Еврейские комментаторы Торы считают, что она имеет много уровней понимания, то есть буквальное понимание Торы не раскрывает ее подлинного смысла.

Они выделяют 4 уровня понимания текста:

1) первый, самый поверхностный уровень – это буквальное толкование текста;
2) второй уровень – это смысл, извлекаемый при помощи намеков, содержащихся в тексте;
3) третий уровень – это толкование текста при помощи логических и софистических построений;
4) четвертый, самый глубокий уровень – это тайный каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным.

To be continued.

Выход!
Exit!

Автор
Author

На главную
Home page



Извините, ссылки под красной чертой пока не работают.

Sorry, links under red line don’t work yet.


Тора
Torah

Талмуд
Talmud

Мессия
Messiah

Монотеизм
Monotheism

Исход
Exodus

Храм
Temple

Израиль
Israel

Закон
Сanon

Авраам
Abraham

Моисей
Moses

Соломон
Solomon

Давид
David

Исайя
Isaiah

Иов
Job

Рай
Paradise

Ад
Hades

Ангелы
Angels

Каббала
Kabbalah

Иегова
Jehovah

Левиты
Levites

Хасиды
Hasidic Jews

Сионизм
Zionism

Основные термины
Glossary

www.naturadei.narod.ru

основные идеи. История иудаизма. Заповеди иудаизма



основные идеи. История иудаизма. Заповеди иудаизма :: SYL.ru

Иудаизм – одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу – монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве – бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма – монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному – своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм – религия, которую мы знаем сегодня.

История яхвизма

Как уже было сказано, Бог Яхве – национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве — это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей – Адама и Еву. Тогда же была дана и первая заповедь для человека – не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая. Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества – грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной – человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа. Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама – жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи – прародители еврейского народа. Последний – Иаков – имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого – Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона. Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ. Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную – современную Палестину. Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя – сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма – храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов – это сооружение может быть только одно и только в одном месте – на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме – в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога – Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» — это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога – тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм – религия сугубо одной нации – евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама – избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха – выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах – священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений – икон, статуй и т. п. Художественное искусство — это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма – каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте – поклонении единому Богу и любви к нему и

religionpeace.ru

Иудаизм. Основы вероучения — Иудаизм сегодня

…Пусть признают и поймут все жители земли,
что пред Тобою следует преклонять колени…
Перед Тобой, Господь, Бог наш, склонятся они…
и все они подчинятся Твоей Царской власти…
Алейну (молитва)

Догматы ортодоксального иудаизма

Вероучение иудаизма, базирующееся на его священных текстах, включает как минимум четыре элемента:
1) исповедание Единого Бога;
2) концепцию богоизбранности еврейского народа;
3) доктрину Завета (священного договора) между Яхве и Израилем;
4) учение о Мессии.

1. Евреи исповедуют бессмертного, вечного, всемогущего, вездесущего и безграничного Бога-творца и причины всего сущего, что выражено формулой «эг’ье ашер эг’ье» («Я есмь Сущий»). Бог бестелесен и не имеет зримого образа, но адекватен «земному» разуму, поскольку человек создан по Его образу и подобию. Принцип единобожия выражен в иудейском символе веры Шма, которым начинаются богослужения: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!..»

В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его различными эпитетами, в частности, словом «Адонай» («Владыка», «Господь»). Нередко хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова «Яхве» (YHWH) знаки огласовки для слова «Адонай», вследствие чего возникла широко распространенная транскрипция «Иегова» — искаженная форма имени «Яхве».

Основы вероучения

2. Согласно преданию, Яхве возлюбил потомков Авраама, Исаака и Иакова больше других народов: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзаконие, 14:2). Израильский народ призван вносить святость в мир, трудиться над усовершенствованием жизни и подготовить людей к тому времени, когда все человечество признает Яхве своим Богом.

Учение об избранности иудеев никогда не вызывало особого восторга со стороны нееврейского мира, однако именно этническая замкнутость иудаизма явилась важнейшим фактором его жизнестойкости. Это объясняет, почему иудейская ортодоксия с давних пор (и до сего дня) крайне отрицательно относится к ассимиляции евреев и не приветствует смешанные браки. Еще в 444 г. до и. э. в состав еврейского права вошел закон, запрещающий вступать в брак с инородцами, перешедшими в иудаизм за годы вавилонского пленения (586—538 гг. до н. э.). Такая мера была направлена в первую очередь против самаритян, финикийцев, населявших Галилею (потомков древних ханаанских народностей), и идумеев — арабов, поселившихся в бывшей земле филистимлян, в окрестностях Газы.

Таким образом, в основе догматики иудаизма лежат две противоречащих друг другу идеи: универсализма и национального избранничества. С одной стороны, иудаизм отрицает существование иных богов, кроме Яхве, и ставит своей целью признание Его всем человечеством в качестве Единого Бога. С другой стороны ‘ доктрина богоизбранности «дома Израилеза» препятствует распространению иудаизма среди народов, этнически не связанных с евреями, и объективно исключает возможность религиозного диалога с другими конфессиями.

3. Еврейские мудрецы говорят, что избранничество — это, прежде всего, бремя ответственности. Завет (брит) между Богом w Его народом представляет собой двухсторонний договор, связывающий каждую из сторон взаимными обязательствами. Яхве навеки берет Израиль под свое крыло, дарует ему Палестину (называемую также обетованной, то есть обещанной, землей) и бесчисленное потомство, великое будущее и власть над миром. Но все это дается на определенных условиях. В обмен евреи должны выполнять заповеди (мицвот) — нормы поведения, от которых освобождены другие народы.

Десять Заповедей, полученных Моисеем на Синайской горе (греч. Декалог), устанавливают наиболее общие правила человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение Шаббата (субботы), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и пожелания чужого имущества.

В период формирования догматики иудаизма число заповедей увеличивалось и достигло 613 (таким оно остается и по сей день). 248 из них — положительные (т. е. повеления), остальные 365 — отрицательные (т. е. запреты). Мицвот регулируют порядок богослужения, судебную систему, процесс развода, включают пищевые запреты, хозяйственные установления, правила ритуальной чистоты, гигиенические требования, запреты на соединение несовместимых сущностей (льна и шерсти, зерновых и бобовых, мясной и молочной пищи, двух разных тягловых животных в одной упряжке) и др. Особые предписания касаются Шаббата и праздников.

Иудеи видят в мицвот и важное средство формирования личности: «…заповеди даны, чтобы облагородить человека» (Талмуд). Например, законы о наказании преступника воспитывают уважение к человеческому достоинству, а законы о ссудах и займах учат сочувствию к бедным. Часть мицвот относятся к категории хуким. Это нормы, не имеющие рационального объяснения, — таковы, например, установления кашрута. Они позволяют выразить безоговорочную преданность Господу и развивают внутреннюю дисциплину.

На более глубоком уровне соблюдение мицвот рассматривают как форму непосредственного эмоционального сближения с Богом. Само слово мицва («заповедь») родственно другому ивритскому слову, означающему «соединение».

Человек сотворен свободным, поэтому он вправе отказаться от выполнения мицвот. Однако несоблюдение Закона иудеем, вступившим в Завет, становится грехом и влечет за собой заслуженную кару, причем уже в этой жизни. Бедствия и гонения, которые обрушивались на евреев в изгнании (как и само изгнание) во все времена рассматривались иудаизмом как воздаяние за отступничество и грехи.

4. Согласно иудейской традиции, избавление еврейского народа от страданий наступит с приходом помазанника Божьего и потомка Давида — Мессии. Царь-освободитель явится в виде смиренного учителя, установит на земле светлое царство Яхве, и все евреи, рассеянные по миру, чудесным образом будут перенесены в Иерусалим. Мертвые воскреснут, восторжествуют мир и братство людей. Вера в конечное торжество Единого Бога проявляется в ежедневной молитве и в пасхальном пожелании: «В следующем году—.в Иерусалиме!»

Каббала: мистический аспект вероучения

Каббалисты исходили из того, что в Торе в символической форме закодировано эзотерическое знание о человеке и Вселенной. Они вели умозрительные поиски эманации божественного в материальном мире и развили учение о сфирот— 10 взаимодействующих ипостасях Бога, управляющих материальным миром. 10 сфирот вместе с 22 сакральными буквами древнееврейского алфавита составляют 32 «тропы мудрости» Древа Жизни.

В мистической традиции Древо Жизни — один из наиболее универсальных символов Вселенной. Человек мыслится как миниатюрное Древо Жизни — микрокосм. Отделившись от «материнского» Древа, он получил обитель на Земле, в самом центре плотной материи. Каббалисты называют эту обитель сефирой Малькут — десятой сефирой Древа, в которой пересекаются дух и материя, «небесное» и «земное». Существование в десятой сефире позволяет восходить к самой вершине бытия, где обитает Бог, и спускаться вниз, к «корням», чтобы напитать физическое тело качествами остальных сефир.

Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, существовала Каббала практическая, которая вызывала крайне неодобрительную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев. Каббалисты-«практики» придавали важное значение мистическому созерцанию и разрабатывали особые техники погружения в транс, позволяющий, как они полагали, приобщиться к божественному откровению. «Практический» мистицизм осуждался раввинами и предавался анафеме. Так, последователи каббалиста Саббатая Цви (1625-1676 гг.) были отлучены от еврейской общины.

Тем не менее именно Каббала легла в основу хасидизма (хасид — «благочестивый») — течения еврейской религиозной мысли, которое в XVIII—XIX вв. становится доминирующим, особенно среди иудеев Волыни, Подолии и Галиции. Хасидизм отрицал авторитет раввинов, проповедовал аскетизм и почитал цадиков— хранителей божественных тайн, праведников, находящихся в постоянном общении с Яхве и одаренных сверхъестественной силой. Хасиды считали, что цадиком способен стать каждый, кто соблюдает миц-вот. Долгое время официальный раввинат противился распространению хасидизма и даже возглавил движение за отлучение хасидов от иудаизма — митнагдим («противостоящие»), но впоследствии смирился с существованием этой традиции, истолковав ее как эзотерический компонент ортодоксальной веры.

Изначально Каббала представляла собой «тайное знание», доступное узкому кругу посвященных. В начале XVIII в. рабби Исраэль Баал Шем Тов изложил его основы в популярной форме, и древнее учение стало доступным для самого широкого круга лиц, неравнодушных к мистике (сегодня к их числу относится, например, американская поп-звезда и страстная каб-балистка Мадонна).

Числовая мистика Каббалы

Бог — один. Поэтому единица понимается как исходное мужское начало, чистый принцип, основа всех чисел и самой жизни. Число 1 — это сумма всех возможностей. Ее частями являются все сотворенные существа.

Древо Жизни делится на 2 основные группы сфирот — Хесед и Гебура, которыми управляют соответственно Юпитер и Марс. Число 2, Хесед и Гебура, символизируют биполярность мира, разделенность на мужское и женское начала.

Число 3 символизирует совершенную полноту, триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопритяжения. Три буквы иврита — алеф, мем и шин — соотносятся с тремя первоэлементами — воздухом, водой и огнем.


Число 4 и его геометрический эквивалент — квадрат — обозначают единство Бога и сотворенного им материального мира (четыре направления в пространстве, четыре иерархических уровня Торы, четырехугольник небесного Иерусалима).
Число 5 символизирует страх. Две скрижали Моисеева Закона соотносятся с двумя ладонями человеческой руки: 5 заповедей открытых и 5 — сокрытых.
Число б, графически выраженное в Звезде Давида, или печати Соломона, понимается как принцип совершенного равновесия и символ человеческой души.
Число 7 воплощает эзотерическое знание о природе вещей (7 великих праздников в году, 7 ветвей ме-норы, 7 лет строительства Первого Храма).
Число 8 — «число Господа» (8 дней освящался Храм; численное значение букв имени Бога равно 8).
Число 9 — «число Адама» (число человечества). На иврите Адам пишется как ADM. Числовое значение буквы А — 1, D — 4, М — 40. Если сложить эти числа, мы получим 1+4 + 4 + 0 = 9. Число колен Изра-илевых, возведенное в квадрат (122 = 144), также дает число 9(1+4 + 4).
Число 10 — числовое значение буквы J, первой буквы имени Бога. Десятка символизирует мироздание (число сфирот, обычно изображаемое в виде Древа Жизни), мистическое возвращение к единству (4 буквы имени Бога, расположенные в форме треугольника, дают число 10 — тетраграмматон) и божественную полноту (10 имен Бога; 10 заповедей; 10 умывальников, столов и подсвечников в Храме Соломона; 10 левитов, правящих до Потопа).

Согласно Каббале, 10 представляет собой особого рода единицу — изначальный дух, облеченный тончайшей материей. Грехопадение человека заключалось в том, что он не смог различить единицу и ноль и поставил ноль впереди, отдав предпочтение материи.

threeda.ru

Иудаизм — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

И.Е. Репин. Еврей на молитве

В 13 веке до н.э. часть западносемитских кочевых племен (еврейские племена), бежала, по библейскому преданию, в пустыню от преследований египетского фараона, а затем вторглись в Палестину. В этот период они объединялась вокруг общего культа бога Яхве. Окончательно племенной союз, принявший название Израиль («бог сражается»), сложился к 11 веку до н.э. По представлениям иудаистов, первым иудеем был патриарх Авраам, заключивший «брит» (союз, договор, «завет») с Яхве, в соответствии с которым иудеи брали на себя миссию исполнения предписанных им заповедей-«мицвот», а Яхве обещал умножить и защитить потомство Авраама и дать ему во владение страну Израиль — обетованную землю. В соответствии с предсказанием, данным во время «брита», потомки Авраама попали в рабство в Египет. Через четыреста лет евреев освободил из египетского плена пророк Моисей. Он водил их по пустыне сорок лет и только когда умер последний из бывших рабов, привел евреев на обетованную землю. На горе Синай Яхве через Моисея даровал иудеям Тору (Закон).
Поклонение Яхве, имя которого позже было табуировано и заменялось словом Господь, не исключало культы других божеств, как кочевых племен, так и оседлого ханаанейского населения. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатер (скиния), в котором хранился ларец (ковчег), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всем мире. Официальный культ осуществлялся сословием левитов. После возникновения в конце 11 века до н.э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон, сын царя Давида, построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал основой официальной идеологии государства. При разделении царства в 10 веке до н.э. на Израильское царство на севере Палестины и Иудейское царство с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для Иудейского царства. В Израильском царстве имелись свои храмы. Но по-прежнему по всей Палестине продолжали существовать различные места культа Яхве и других богов.
В становлении иудаизма как догматической религии с 9-8 веков до н.э. важную роль сыграло пророческое движение. С 8 века до н.э. проповеди пророков записывались. Поначалу пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его «ревнивым богом», не допускающим, чтобы его «избранники» почитали других богов. Так возникла концепция «договора» («завета») между израильскими племенами и Яхве: якобы израильские племена обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве — передать им власть над Палестиной. Внешним признаком «завета» было объявлено обрезание, в действительности обряд, практиковавшийся народами Древнего Востока как пережиток ритуала инициации — принятия мальчика в общину воинов. Некоторые из пророков выступали против проявлений социальной несправедливости. Гибель в 722 году до н.э. Израильского царства на севере Палестины и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 год до н. э.) были использованы пророками для утверждения своих идей среди еврейского населения.
В 9-7 веках до н.э. сложились книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею, по преданию, возглавлявшему израильские племена в кочевые времена. В них излагалось мифическое прошлое евреев, правовые и этические нормы в духе концепции «завета» и «ревнивого бога». Обряды и черты мифологического мировоззрения были восприняты из более ранних культовых традиций. К 8-6 векам до н.э. восходят книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств с точки зрения выполнения или невыполнения условий Яхве царями и населением. В 8-7 веках до н.э. пророки начали отрицать существование всех богов, кроме Яхве, но существование других культов среди еврейского населения засвидетельствовано до 5 века до н.э. В 622 году до н.э., при перестройке Иерусалимского храма царем Иосией, была найдена рукопись Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырех Книг Моисея Второзаконие составило с начала 4 века до н.э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в иудаизме часть Священного писания (Библии). В дальнейшем все бедствия, выпадавшие на долю этнических групп, придерживавшихся иудейской религии, объяснялись отступлением от буквы Торы. Это определило догматический характер иудаизма и значение, которое придавалось буквально точному исполнению предписываемых Торой ритуалов.
В 587 году до н.э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царем Навуходоносором II в Месопотамию, Иерусалимский храм был разрушен. В Вавилонии пророк Иезекииль проповедовал идею восстановления Израиля, как теократического государства с центром в восстановленном Иерусалимском храме. Основателем такого государства должен был быть потомок царя Давида — мессия. На развитие иудаизма в период вавилонского плена оказала влияние персидская религия.
После завоевания Месопотамии персами иудеям было разрешено вернуться в Иерусалим, превращенный в самоуправляющийся храмовый город (6-5 века до н.э.). В этот период был Второй Иерусалимский храм Яхве. Руководители иерусалимской религиозной общины Эзра и Неемия не приняли в нее не побывавших в вавилонском плену иудеев, а также остававшихся в Палестине израильтян под предлогом их смешения с населением, почитавшего других богов. Непринятые создали общину самаритян. После Эзры изоляция иудеев под предлогом их богоизбранности стала одной из догм иудаизма, но в дальнейшем было признано, что для вступления в «завет» с богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.
В 3-2 веках до н.э. значительная часть иудеев была выселена эллинистическими царями в Египет, Сирию, Армению. В Иудее возникали течения внутри иудаизма, например ессеи, осуждавшие ортодоксов-фарисеев, развивавшие идеи аскетизма, социального равенства. Одной из иудейских сект было и христианство, которое позже отделилось и противопоставило себя иудаизму, однако иудейские священные книги вошли в христианскую Библию, составив Ветхий завет («древний договор»), в отличие от Нового завета — Евангелий. Около 100 года н.э. окончательно установился канон священных книг иудаизма, включивший Тору, Пророков — записи религиозно-политических речей и исторические книги иудейских прококов, Писания — книги, признанные не противоречащими догмам иудаизма, в том числе книги Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней. В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность.
После восстаний против римского владычества (Иудейская война 66-73 годов, восстание Бар-Кохбы 132-135 годов) иудеи были выселены из Иерусалима. Вне пределов Палестины богослужения в Иерусалимском храме были заменены молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов), которые заменили жрецов. Раввины обычно управляли гражданско-правовой жизнью членов иудейской общины. Разработка религиозного учения продолжалась в виде комментирования Библии (Мишна, до 3 века) и составления Гемары — собрания правовых (Галаха) и фольклорных (Аггада) толкований библейских текстов, — часто в лапидарной, туманной форме. Эти толкования носили субъективный и противоречивый характер. Гемара с Мишной составили Талмуд, сформировавшийся до 5 века. На религиозно-философское обоснование норм иудаизма (особенно монотеизма) повлияла эллинистическая идеалистическая философия и раннесредневековый, в том числе арабский, неоплатонизм и аристотелизм. Учение раннесредневекового иудаизма было обобщено Маймонидом в 12 веке: вера в единого бестелесного вечного бога-творца, раскрывшегося людям через Моисея и пророков, вечность Торы, ожидание мессии, посмертное воздаяние по делам, воскресение из мертвых.
Со второго века нашей эры иудеи проживали на территории, где господствовали другие догматические религии, подвергались правовым ограничениям, преследованиям, особенно в христианских странах, поскольку христианское учение возлагало на иудейскую религиозную общину вину за казнь Иисуса Христа. В Западной Европе появились еврейские гетто, созданию которой способствовала догма иудаизма, требовавшая изоляции иудеев от приверженцев других религий. Несмотря на искусственно создававшуюся замкнутость иудеев, в ряде случает в средневековый период некоторые государства, стремясь избежать политического влияния христианских держав, переходили в иудаизм, например Химьярит в Южной Аравии в 517 году, Хазарский каганат в 8 веке. В 8 веке в Месопотамии, Сирии, Палестине возникла секта караимов, отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В иудаизме получили распространение мистические учения, например каббала. Автором важнейшего каббалистического сочинения «Зохар» был Моисей де Леон (13 век). Под влиянием каббалы находилась позднейшая религиозно-философская иудаистическая литература, в частности «Шулхан Арух»— этико-правовой свод Иосифа Каро (16 век), регулирующий жизнь верующих иудеев до мелочей.
В 17 веке в Османской Турции мистик Саббатай Цеви объявил себя мессией. Он нашел многочисленных последователей среди евреев разных стран. В середине 18 века появился отрицавший авторитет раввинов хасидизм (Баал Шем-Тов), который настаивал на индивидуальном общении верующего с богом через посредство «праведников» (цаддиков). Во второй половине 19 века в среде западноевропейских иудаистов началось движение за реформу иудаизма путем сближения с христианским протестантизмом. Реформаторы предлагали понимать мессианизм, ожидание восстановления Иерусалимского храма, создания теократического государства в Иерусалиме в переносном смысле, как грядущее осуществление этических идеалов человечества. Однако ортодоксальный иудаизм оставался господствующим течением среди верующих евреев, особенно в США и Восточной Европе. Иудаизм лег в основу сионизма — официальной идеологии государства Израиль. Со второй четверти 20 века сионизм нашел поддержку у среди большинства иудаистов, особенно в США.Иудаизм не признает храмов, не имеет духовной иерархии. Синагоги содержатся на средства верующих. В США существует Совет синагог Америки, в ведении которого находится ряд учебных заведений. В государстве Израиль иудаизм стал официальной религией. Синагоги, как и организации других религий, финансируются министерством религии; раввинату переданы судебные функции по семейно-брачным и некоторым другим делам иудеев. Теологию и догматику иудаизма пронизывает противоречивое сочетание универсалистских и партикуляристских принципов. В их основе их лежит монотеистическое представление о единстве, универсальности и всемогуществе бестелесного Яхве, творца и источника всего сущего. Произнесение имени Яхве табуировано и заменено эвфемизмами. Литургия, подразделяющаяся на ашкеназский и сефардский изводы, включает в себя обязательное повторение два раза в день слов «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един». Иудаисты считают, что при сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять «мицвот» (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение человека. Первый завет, заключенный Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя Семь заповедей сынов Ноя. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, повеления жить по законам.
Принятие Торы было обусловлено возложением на иудеев заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, правил ритуальной чистоты, гигиенических норм, запретов на смешение несовместимых сущностей (льна и шерсти; молока и мяса; злаков с бобовыми; двух разных тягловых животных в одной упряжке). Специальные заповеди касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Среди заповедей выделяется Декалог (Десять заповедей): единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства, корысти. Отклонения от заповедей рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мертвых не отражена непосредственно в Торе и имеет позднее происхождение, восходящее к эсхатологическим течениям в иудаизме на рубеже нашей эры. Мистические направления в иудаизме приняли форму метемпсихоза, то есть круговорота переселения душ. Бедствия и гонения иудеев рассматриваются иудаизме как часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения «мицвот» и как бремя избранничества. Избавление от бедствий должно прийти вследствие освобождения, которое принесет мессия. Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление царства божия, воскрешение мертвых, появление «небесного Иерусалима» и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру. Вера в конечное возвращение в Сион («алия»), воплощенная в ежедневной молитве и пасхальном пожелании «в следующем году в Иерусалиме», стала идеологической основой сионизма.
Лунно-солнечный иудейский календарь характерен девятнадцатилетним циклом, внутри которого двенадцать обычных лет состоят из двенадцати месяцев, а семь високосных лет — из тринадцати месяцев. Иудейский Новый год приходится на первый день осеннего месяца тишрей. Суббота (шаббат) является днем отдыха, наступление которого отмечается праздничной трапезой и специальным ритуалом после восхождения первых трех звезд каждую пятницу вечером. В субботу запрещается любое нарушение покоя, в том числе зажигание огня, передвижение транспорта. Праздник Йом-киппур (Судный день) отмечается десятого числа месяца тишрей, сопровождается строгим постом, особой литургией и покаянными обрядами. К наиболее значимым праздникам относятся также «Три праздника паломничества», когда совершались обязательные паломничества в в Иерусалим: Пейсах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница), Суккот (Кущи). Пейсах приходится четырнадцатое число весеннего месяца нисана. Пасхальный ритуал посвящен исходу евреев из Египта, обретению свободы, наступлению весны, началу созревания первого «снопа». Через пятьдесят дней после пасхи приходит время сбора жатвы, с которой связан праздник Шавуот, приходящийся на летний месяц сиван и посвященный дарованию Торы. Праздник Суккот отмечается в месяц тишрей, посвящен Исходу евреев из Египта и осеннему урожаю. На суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут в дни праздника. Кроме того, иудеи отмечают зимний праздник Ханука (25-го кислева) и весенний праздник Пурим (14-го адара).
Обрезание мальчиков-иудеев совершается на восьмой день после рождения. По достижения возраста тринадцати лет мальчик-иудей проходит обряд «бар-мицва», вводящий его в общину верующих, он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на иврите. Жизнь исповедующих иудаизм обременена множеством архаических ограничений, ритуалов, пищевых запретов. Центром религиозной и общественной жизни иудеев является синагога. Ее статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы, помещаемого в обращенной к Иерусалиму стене. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой или стеной, иногда женщины располагаются на балконе в общем зале. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений — миква.
В древности у иудеев сформировалось сословие священнослужителей — левитов, потомков Левия. Среди них них выделилась прослойка коэнов (коганов), которые считались прямыми потомками Аарона. Их потомки обязаны соблюдать дополнительные запреты, например коэн не должен находиться под одной крышей с мертвым телом, жениться на вдове или разведенной женщине. Центральной фигурой в раввинистическом иудаизме является раввин («рав»), в сефардских общинах «хахам» — знаток традиций и обрядов, имеющий право быть духовным наставником общины, входить в религиозный суд, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины.
По Галахе иудеем может быть признан человек, рожденный еврейкой или исповедующий иудаизм в соответствии с его нормами, но в подавляющем большинстве адептами иудаизма являются этнические евреи. Миссионерство не практикуется в иудаизме, хотя вступление иноверцев в иудаистскую общину-гиюр допускается. Ряд периферийных иудаистских групп осознают свое отличие от евреев, в частности караимы, самаритяне, а также различные религиозно-этнические группы в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония), США. В России известны иудействующие секты субботников и геров.

megabook.ru