Гуманистическая педагогика это – 1. Сущность гуманной педагогики | Глава первая Педагогика гуманизма | Читать онлайн, без регистрации
Гуманистическая педагогика — это… Основы, принципы, развитие и представители науки
Гуманистическая педагогика — это направление, которое предполагает преодоление разрыва и установление гармонии между научным знанием, мировоззрением, практикой.
Многие гуманисты были убеждены в том, что при передаче знаний от одного поколения к другому позволяет развивать патриотическую личность.
Проанализируем развитие гуманистической педагогики, отметим специфику данного направления.
Специфика воспитания
Нет необходимости проводить специальные эксперименты для того, чтобы понимать, что сидение за монитором компьютера приводит к превращению в интеллектуально ограниченного человека.
Современная гуманистическая педагогика особое значение уделяет этическому, ценностному воспитанию. П. Куртц считал, что цель этического воспитания является двоякой:
- формирование в подрастающем поколении личностного начала, которое позволяет им мыслить самостоятельно, применять моральные правила не только в отношении к себе, но и к другим людям;
- воспитание возможности этического развития, а также формирование навыков ведения критического исследования.
Ценностная основа
Основные принципы гуманистической педагогики – это применение гражданско-правовых, нравственных, экологических, правовых норм при воспитании подрастающего поколения. Центр тяжести переносится на инструментальную и методологическую составляющую воспитательного процесса, на приемы совместной деятельности ребенка и педагога. Концепция гуманистической педагогики заключается в выработке навыков самоорганизации, самопознания.
Принципы
Основы гуманистической педагогики основываются на трех принципах:
- научности, объективности, непредвзятости;
- самодетерминации и саморегуляции;
- объяснения.
Достижение научности, непредвзятости, объективности является сложной процедурой очистки педагогического процесса от внушения, навязывания школьникам системы атеистических, религиозных взглядов, политических убеждений. Данный процесс не всегда возможен, поскольку педагог имеет собственную точку зрения, обладает определенными эмоциями.
Сама атмосфера воспитательного процесса в какой-то мере пропитана идеологическими подходами, поэтому требуется немало усилий для того, чтобы педагог в полном объеме соблюдал свободу убеждений и совести.
Специфика процесса
Самодетерминация и саморегуляция предполагают перевод воспитания во внутренний мир ребенка. Гуманистическая педагогика в образовании предполагает овладение учениками алгоритмов интеллектуальной, психологической, интеллектуальной, ценностной мотивации, самооценки. Все эти действия связаны с личностным творчеством, самостоятельным развитием своего интеллекта и сознания.
Важность заключается не в содержании определенных учебных дисциплин, а передаче умений, навыков, методов работы над собой, то есть важна общая эффективность жизнедеятельности.
Основная задача
Она заключается в пробуждении у воспитанника тяги к самостоятельности и самопознанию.
Гуманистический подход в педагогике — это процесс воспитания гуманного, позитивно настроенного к миру человека, который способен делать свободный, осмысленный, ответственный выбор во всех областях социальной и культурной жизни.
Самым ответственным компонентом педагогического процесса является предлагающее объяснение. Суть его заключается в пояснении учащимся правомерности, оснований, психологической и моральной корректности процедур и методов обучения и воспитания.
Гуманистический подход в педагогике — это пояснение педагогом любого вопроса, заданного ребенком, без ущемлений и оскорблений его личности.
Этика гуманизма
Данный подход связан с полным отказом от любых политических, конфессиональных, идеологических нагрузок. Все представители гуманистической педагогики отмечали важность саморазвития личности. Подобный подход не означает признания гуманистической педагогикой произвола и анархии. Учитывая, что ребенок живет в обществе, он обязан выполнять общепринятые этические и гражданские требования.
Гуманистическая педагогика — это направление, в котором предполагается свободное, осмысленное, добровольное соблюдение моральных и юридических норм, что позволяет ребенку стать достойным гражданином страны.
Классическая педагогика не учитывала индивидуальности детей, не позволяла им в полной мере проявлять свои творческие способности.
Гуманистическая педагогика — это направление, позволяющее преодолевать отчуждение школьника от самого себя, своих потребностей и способностей. В рамках такого подхода этические принципы каждым воспитанником проверяются в конкретных ситуациях, позволяют формировать уникальный жизненный опыт.
При обсуждении ценностных проблем учитель должен использовать личный опыт детей, обогащать их внутренний мир.
В настоящее время гуманистическая педагогика — это конструктивная этическая альтернатива, которая способна обеспечивать устойчивость личности в сложных социальных, психологических, правовых проблемах. По своему духу она противостоит догматизму и иррационализму.
Отличительные черты
Она побуждает личность к самостоятельному осмыслению ценностей. Гуманизм, не связанный с политическими и религиозными доктринами, позволяет формировать в подрастающем поколении демократическое мышление.
Гуманисты считают, что образование должно быть открытым и независимым. Ребенок получает возможность изучать все достижения культуры, знакомиться с альтернативными этническими, философскими, эстетическими системами, учится анализировать социальные теории, историю всех стран мира. Из предлагаемой системы идей ребенок должен самостоятельно выбрать ту, что в полной мере соответствует его наклонностям и основным потребностям.
Важные аспекты рассматриваемого вопроса
Гуманистическая педагогика — это объективная подача определенного материала воспитанникам, не сопровождаемая навязыванием им позиции учителя. Дети должны своими глазами увидеть красоту жизни, наполнить ее смыслом и вдохновением.
Предназначение педагога состоит в помощи осмысления определенных этических принципов. Он не должен принудительным образом внедрять их в сознание своих воспитанников.
Личностные качества педагога-гуманиста
Учитель обязан быть в максимальной степени корректным, демонстрировать нейтральность в отношении политических, религиозным ценностей. Корректность педагога-гуманиста состоит в уважении достоинства детей, поощрении их творческих инициатив.
Подобная педагогика открывает максимальные возможности для свободы и развития, она не предполагает закрепощения школьников жесткими нормами. Ее основной задачей считается оказание помощи личности, приобщение подрастающего гражданина к истинным человеческим ценностям, его своевременная помощь и поддержка.
Значимость и актуальность
Гуманистическая педагогика учит ребенка творчеству, свободе, ответственности, самостоятельности. Ребенку не приходится отказываться от конкретной цели, образа мыслей, идеи, идеалов. Подобная воспитательная методика способствует формированию раскованного, ответственного, свободного человека, это позитивно отражается на эмоциональном и интеллектуальном климате в коллективе.
В процесс воспитания происходит внутренне усвоение, обработка гуманистических ценностей и норм поведения, что способствует адаптации подрастающего поколения в социальном обществе.
Основное предназначение
Одной из своих основных задач гуманистическая педагогика считает преодоление мелких проблем, концентрацию внимания ребенка на серьезных и актуальных вопросах. Те несущественные проблемы, которые появляются из-за недостаточности понимания какого-то явления, утраты этических норм, могут быть упущены при традиционной методике образования. Гуманистическое воспитание ориентируется не только на простую передачу информации, но и на ее детальную проработку на эмоциональном уровне.
В процессе проведения различных занятий, отработки универсальных навыков в рамках лабораторных практикумов, школьники осознают значимость личности, Педагог в рамках подобной концепции выступает в качестве наставника – тьютора. Он помогает воспитаннику выстраивать собственную образовательную и развивающую траекторию.
Для того чтобы выявлять творческие и интеллектуальные способности и возможности, педагоги совместно с психологами организуют диагностическую работу, направленную на выявление одаренности.
Воспитание патриотизма
Предназначением гуманистической педагогики является преодоление безразличия, нигилизма, инфантильности в подрастающем поколении россиян. Для решения этих сложных задач в начальной школе, а также в средних классах вводятся специальные краеведческие курсы.
Подобные новшества стали возможны после введения в российскую образовательную систему федеральных стандартов второго поколения.
В рамках курса ребята не просто знакомятся с историческими корнями своего региона, получают информацию о выдающихся людях, но и получают возможность для демонстрации своих творческих способностей. Например, им предлагается творческий проект «История моей семьи в истории страны».
Школьники собирают информацию о своих предках, знакомят с материалом одноклассников, педагогов. Исследование, при проведении которого они могут привлекать и своих родителей, способствует формированию коммуникативных навыков, развитию патриотизма и гражданственности.
ФГОС нового поколения предполагают проведение систематической проектной и исследовательской деятельности в качестве обязательного элемента всех предметных областей. Это позволяет педагогам создавать оптимальные условия для раскрытия их воспитанниками интеллектуального и творческого потенциала. Гуманистическая педагогика стала основной для разработки не только учебных планов, но и создания воспитательных дополнительных программ.
Если раньше при объяснении учебного материала педагоги использовали монолог, то в настоящее время устанавливается полноценный контакт между педагогом и классом, что положительно отражается на эмоциональном состоянии детей. Они становятся более раскованными, уверенными в себе, в своих силах людьми, гордящимися своей страной, своим народом.
fb.ru
68. Гуманистическая педагогика
Воспитание в целостном педагогическом процессе, его сущность, особенности и основные виды. Цели и задачи гуманистического воспитания.
Принципы – общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
1. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, – ориентация на ценностные отношения, постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога, которая только и позволяет педагогу распознать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением – закономерность, за закономерностью – основания жизни. С помощью педагога дети проходят школу добра, но это не значит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу.
2. Второй принцип воспитания – принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе…, будет другим… Ты этого хочешь? Это будет правильно?» Производится раскрытие сущности действий и поступков в их влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружающего мира. Это делается в ходе повседневной деятельности, в отдельные часы групповых размышлений, в индивидуальной беседе с ребенком, через обращение к произведениям искусства и через анализ собственных мыслей и собственных переживаний за определенный период или на данный момент жизни.
3. Третий принцип – принцип целостности воспитания
К личностным предпосылкам по реализации принципа целостности относятся умения педагога в каждой ситуации расценивать частные и одноактные проявления человека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.
Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50–60-е гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбси др.
Самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека по решению его проблем, не решать за него, не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов.
Целью обучения и воспитания должно быть не приобретений знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции, Роджерс назвал «значимым для человека учением». Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, каков он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков он есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся: книги, учебники, инструменты, материалы.
Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.
Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа.
studfiles.net
Гуманистическая педагогика
Введение
Существует наука о воспитании — педагогика. Но воспитывать человека — это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
«Учительская профессия, — писал В.А.Сухомлинсский, — это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта — постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления — один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».
Высшая потребность человека — потребность в актуализации и развитии способностей (А. Маслоу, К. Роджерс), которая удовлетворяется при обеспечении условий любви, дружбы, безопасности, самоуважения и уважения других людей. Организуя реальность гуманистических межличностных отношений, мы можем удовлетворить потребность человека, например, в общении, тем самым, стимулируя процесс развития и актуализации его коммуникативных способностей.
Гуманистическая педагогика, учитывая наследие прошлого и ориентируя практику современного образования на свободное развитие человека, на стимуляцию его саморазвития, обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений, где доминирующее значение приобрёл вопрос любви учителя к ученикам. Любовь к детям считалась необходимым качеством педагога, при наличии которого возникала естественная возможность развивать гуманные отношения с воспитанниками. Любовь соединяла педагога и воспитанника, делала их единодушными, предваряла проявление открытости, доверия, понимания, уважения друг к другу, побуждала к стремлению развивать собственные способности (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров, Я. Корчак, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.).
Гуманистическая педагогическая традиция сохранилась в передовом опыте современных учителей (Ш.А. Амонашвшш, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Н.П. Гузик, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург и др.), доказавших возможность организации творческого взаимодействия и гуманистических отношений с учащимися. Педагог в общении с учащимися не направляет, не навязывает им собственный социальный опыт, лишь помогает войти в мир культуры, в котором воспитанники самостоятельно определяются. Установившиеся доброжелательные отношения сотрудничества помогают ученикам преодолеть внутренний страх и сопротивление, авансируют успех в общении.
Такое направление стало центральным в современных педагогических научных исследованиях, рассматривающих проблемы полисубъективности процесса воспитания (Р.А. Валеева), влияния коллектива на развитие личности (Л.И. Новикова, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик), саморазвития личности (Л.Н. Куликова), межсубъективных педагогических отношений учителя и ученика (В.В. Горшкова).
Объект исследования – процесс развития гуманистической педагогики и ее влияние на современную систему обучения;
Предметом является – личность ребенка в гуманистической педагогике;
Цели и задачи исследования – рассмотреть в данной работе историю становления гуманистической педагогики, обозначить ее влияние на современный процесс обучения.
Глава 1: Исторический смысл гуманистической педагогики
Смысл изменения системы воспитания — в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида мыслят не «управляемым», а творцом самого себя, своих обстоятельств.
Гуманистическое воспитание, которое предстоит утвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека- средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как субъекту собственного развития; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса).
Педагогическое наследие веков содержало в себе ряд фундаментальных гуманистических идей, которые оказали определяющее влияние на гуманистический поиск конца ХIХ- начала ХХ столетий. Достаточно напомнить, что уже в V в. до н.э. Сократ рассматривал воспитательный процесс с точки зрения организации саморазвития ученика, пробуждения заложенных в нем от рождения активности и творческого начала. Сократ словом и делом доказал, что подлинная образованность может развиться только из личного духовного усилия человека, связанного с уже имеющимся у него опытом. Истинный учитель является равноправным партнером ученика, его помощником, стимулирующим и направляющим развитие последнего.
Последующие эпохи существенно обогатили сложившуюся уже в Древней Греции гуманистическую педагогическую традицию, которая в полном объеме нашла свое выражение в ХVII в., в трудах Яна Амоса Коменского. Его творчество совпало с началом Нового времени, когда все более широкое распространение получали представления об активном субъекте, вырвавшемся из пут средневековья и способном, развив себя и реализовав свой сложный внутренний мир, пройти лишь ему одному предназначенный путь. Коменский увидел педагогический идеал в самом человеке, реализующем свои природные дарования, и трактовал образование как способ развития этих дарований. Воспитатель должен выявить то, что «в зародыше» заложено в ребенке, следовать за постепенно «вызревающей» природой человека, регулировать индивидуальное развитие нравственными ценностями, стремиться «уравнять всех людей высокой культурой».
Гуманистический заряд педагогики Коменского остался нереализованным. Западная цивилизация, вступившая на путь развития индустриального общества, все более ориентировалась на механистическое мировоззрение. Это способствовало, особенно в эпоху Просвещения, утверждению взгляда на человека как на продукт воспитания и обучения, становление которого определяется внешними влияниями.
Эта педагогическая позиция еще в ХVIII в. была основательно раскритикована Жан-Жаком Руссо. Руссо доказывал, что воспитатель, осуществляя педагогические функции, ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребенку; он должен лишь способствовать естественному росту ребенка, создавать условия для его развития, организовывать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет накапливать жизненный опыт, обретать самостоятельность и свободу, реализовывать свою природу. Призывая следовать «порядку» в ходе постепенного воспитания человека, Руссо подчеркивал, что ничто не может привести педагога к успеху, «кроме хорошо направленной свободы». Он требовал отказаться от попыток решить судьбу ребенка за него самого, лишая его тем самым самостоятельного выбора и мешая его естественному развитию.
Во многом опираясь на идеи Руссо, а также на тезис Канта о том, что человек при всех обстоятельствах должен быть целью, а не средством, Иоганн Генрих Песталоцци видел в воспитании помощь развивающемуся человеку в овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию. Воспитание – это помощь природе ребенка, стремящейся к общественному развитию; это помощь саморазвитию заложенных в человеке сил и способностей. Воспитание, по Песталоцци, должно заложить в каждом человеке чувство собственного достоинства и свободы. При этом он придавал исключительно большое значение приобщению детей к опыту предшествующих поколений: суть образования состоит в постижении ребенком принципов познания и способов познавательной деятельности. Только оно и способно обеспечить реальное развитие творческих потенций человека. Ребенок, считал Песталоцци, должен как бы сам творить себя, осознавая свои индивидуальные способности по мере роста и созревания. Воспитание, таким образом, превращается в способ обеспечения личностной независимости.
Однако в ХIХ в., когда капиталистические отношения стали всеохватывающими и сформировалась цивилизация буржуазного типа, массовое образование и связанная с ним педагогическая идеология базировались на совершенно иных принципах. Они ориентировались на изолированного индивида, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств, нивелирующих индивидуальность и включающих человека в безличный государственный порядок.
Индустриальная цивилизация, окончательно сложившаяся на Западе к началу ХХ столетия, открывала новые материальные перспективы развития человека и общества, прогресса науки и техники, подъема культуры и образования. Однако она несла в себе и тенденцию к резкому отчуждению человеческой личности. Индустриальное общество искажало процесс становления индивидуально-личностной субъективности. Человек превращался в «винтик» социальной и производственной машины, в функциональный придаток техники, оказывался «встроенным» в программы рациональной организации общественной и производственной жизни. Личность в индустриальном обществе становилась одним из видов сырья: все связанное с душевными переживаниями допускалось, что оно полезно для целей, реализуемых социальной и производственной машиной. В этих условиях господствующим типом образовательных учреждений оставалась гербартианская «школа учебы» с присущими ей авторитаризмом, вербальными методами обучения, жесткой регламентацией педагогического процесса, стремлением сформировать личность ребенка через развитие его интеллекта.
mirznanii.com
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — это… Что такое ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА?
направление в совр. теории и практике воспитания, возникшее в кон. 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологич. ориентация Г. п. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматическая педагогика).
В центре внимания Г. п. — уникальная целостная личность, к-рая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается Г. п. гл. целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиц. педагогике. Сторонники Г. п. видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; при этом приёмы пед. взаимодействия аналогичны тем, к-рые практикуются в гуманистич. психотерапии.
Г. п. отвергает в традиц. уч.-воспитат. процессе его обезличенный характер и явную или завуалированную регламентированность, при к-рой предлагаемые уч-ся знания не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, к-рая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок. Школа в Г. п. призвана способствовать созданию условий, в к-рых достигаются осознание и реализация ребёнком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, к-рый педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога Г. п. требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм уч. работы — от спонтанных и гибких (напр., открытое обучение) до жёстко построенных (напр., программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.
Уч. процесс строится так, чтобы уч-ся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание уч. предметов. Пед. поиски Г. п. ведутся по линии связи обучения с эмо-ционально-потребностной сферой личности, создания соответствующего психол. климата в классе, своеобразного психолого-пед. консультирования в уч. контексте. Организац.-метод. рекомендации Г. п. разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в нач. школе (Дж. Браун, США, и др.), к-рое ставит целью слияние эмоциональных и познават. аспектов обучения, а также по линии «недирективного обучения» (К. Роджерс), задачей к-рого является помощь в осознании учащимся особенностей собственной личности, своего отношения к миру. Сторонники Г. п. широко используют разл. формы и методы активизации обучения — драматизацию, дискуссии, работу в малых группах, использование уч. контрактов для организации самостоят. работы уч-ся, выполнение групповых и индивидуальных проектов (см. Метод проектов), взаимное обучение и др.
Идеи Г. п. получили междунар. известность; они оказывают влияние на отбор содержания и построение отд. уч. курсов в начальной, средней и высшей школе мн. стран (гл. обр. США), находят отражение в нек-рых междунар. пед. программах (напр., «Воспитание в духе мира» и др.).
С сер. 60-х гг. в США действует Нац. консорциум по гуманизации воспитания — организация педагогов-сторонников Г. п., работающих в разных звеньях образования.
Лит.: G azda G. M., Human relati-ons development: a manual for educators, Boston, 1973; P a t t e r s o n C. H., Humanistic education, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; Miller J. P., Humanizing the classroom, N. Y., 1976; R o g er s C., Freedom to learn for the 80s, Columbus, 1983; G r e e n i n g T. (ed.), Articles on humanistic education, S. F., 1986. M. В. Кларин.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
pedagogicheskaya.academic.ru
ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивали в 50—60-х годах в США такие ученые, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.
Учитель гуманизма — Карл Роджерс. Родился в США в 1902 г. В школе, как малоспособный, подвергался унижениям со стороны учителей, но это только укрепило его в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому труду. Учился у знаменитого Дж. Дьюи. Потом работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образовав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, превратившийся в крупнейший исследовательский центр, существует до сих пор, хотя сам К. Роджерс умер в 1987 г.
Свои педагогические взгляды К. Роджерс изложил в книге «Freedom to learn for the 80’s», где утверждает, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ. facilitate).
Учителя — создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фацилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не зависят от знаний и интеллекта вос-питателя-облегчителя. От него требуется только одно — определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются. Важнейшими чувствами
фацилитатора, как определил их К. Роджерс, есть эмпатия, безусловное одобрение личности воспитуемого, аутентичность фацилитатора. Только в этих условиях личность может принять решение об изменении своего поведения. Никто другой никогда за него этого сделать не сможет; нарушая дисциплину, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимал решение, сам он должен принимать и альтернативные решения.
К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:
1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.
2. Основные элементы — уроки и экзамены. Урок — доминирующая форма, а экзамен определяет уровень приоритетных знаний.
3. Учитель является руководителем, обучаемый — подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.
В связи с этим К. Роджерс выделяет два типа обучения: информационное,обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, дающее обучающимся действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. «
Признавая важность всех линий развития человека т- психического, социального, профессионального и т. д., К. Роджерс считает приоритетным направлением собственно личностное развитие, становление «полноценно функционирующей личности» и, в первую очередь — развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции: «Помочь людям быть личностями — это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка».
Обучение, помогающее человеку быть личностью, это и есть личностно ориентированное обучение, или, по Роджерсу, значимое учение.
Таким образом, К. Роджерс исходит из того, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ему понять себя, разоб-
раться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Учителю необходимо опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. «Его обучение должно строиться на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций».
Результаты человекоконцентрированного образования не могут быть, по Роджерсу, оценены школьными оценками, так как его критериями является не количество и даже не качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:
— человек начинает воспринимать себя по-иному;
— он более полно принимает себя и свои чувства;
— становится более уверен в себе и автономен;
— ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
— он становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
— начинает принимать и понимать других людей и т. д.
Сравнение результатов учащихся обыкновенных классов» и классов, где были реализованы выделенные К. Роджерсом условия значимого учения, существенных различий в усвоении учебной программы не выявило. Однако оно показало, что ученики, по отношению к которым осуществлялся человекоконцентрированный подход, обладают более высокой личностной адаптацией, выражают большее стремление к освоению знаний сверх учебной программы, более творчески развиты, более ответственны.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение
личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализа-ция — это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека для решения его проблем, не решать за него. Не навязыть ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где имеет место не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таким оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие их и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков тот есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику — способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает учащихся средствами учения (книги, учебники, инструменты, материалы).
Педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученику, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.
Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами, воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие «приемы» в общении с ребенком: «Я-высказывание», активное слушание, проявление безусловной любви к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.
Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Почему же, несмотря на всю очевидность, привлека; тельность и продуктивность идей гуманистической педагогики, они так и не овладели пока массовой практикой, не стали фундаментом построения педагогических систем? Ответ очевиден: тоталитарные государства не заинтересованы в реализации гуманистических идей, они заказывают, подпитывают и внедряют авторитарную педагогику. Провозгласив человека высшей ценностью, наше государство распахнуло дверь для проникновения гуманистических идей. Не очень гуманная пока отечественная педагогика хотя и медленно, но все же поворачивается в сторону этого инновационного процесса, вовлекая в него практику. Темпы гуманизации школьного воспитания пока невысоки, но процесс, как говорится, пошел.
С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько
этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемыми, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.
Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».
Практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной деятельности. Среди них:
1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.
2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения.
3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.
4. Формирование гомогенных классов и параллелей.
5. Комфортность учебно-воспитательной деятельности.
6. Психологическая безопасность, защита учащихся.
7. Вера в учащегося, его силы и возможности.
8. Принятие учащегося таким, каким он есть.
9. Обеспечение успешности обучения и воспитания.
10. Изменение целевой установки школы.
11. Обоснованность уровня развития каждого ученика.
12. Исключение заочного обучения (экстерната), как такого, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями».
13. Переориентация внутренних личностных установок учителя.
14. Усиление гуманитарного образования.
Гуманистическую педагогику трудно оценивать статистически. Однако установлено, что аутентичность, эм-патия и безусловное одобрение положительно коррелируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими проблемами, как дисциплина и негативное отношение к школе.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Принципы воспитания — это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строится процесс воспитания, его содержание и организация. Чтобы отследить динамику принципов воспитания в отечественной педагогике за последние 10 лет, предлагаем ознакомиться с материалом, данным в табл. 2.
Даже если не обращать внимания на принцип коммунистической идейности, партийности и целеустремленности, занимающий в табл. 2 первое место (без этого ни один учебник не увидел бы свет), нетрудно заметить, что интерес к личности и индивидуальности воспитуемого проявляется лишь на 5-6 позиции. Так было вплоть до решительных перемен в жизни России — до 1988 года.
Таблица 2 Выделение принципов воспитания различными автороми
Педагогика/ Под ред. Ю.К. Казанского. М., 1983 | Педагогика/ Под ред. Ю.К. Казанского и Г. Нойцер. М., 1984. | Ильина Т.А. Педагогика. М,1984 | Педагогика/ Под ред. СП. Баранова, ВЛ. Сла-стеника. М., 1986 | Концепция общего среднего образования ВНИК// Учительская газета, 1988, № 100 | Принципы образования по Ф. Савину// Учительская газета, 1988, № 100 | Битинас Б. Процесс воспитания: приобщение к ценностям. М., 1994. |
1. Коммунистическая целеустремленность и партийность. | 1. Коммунистическая целенаправленность. | 1. Коммунистическая целенаправленность. | 1. Коммунистическая идейность, партийность и целеустремленность. | 1. Реализм целей. | 1. Дисциплина. | 1. Гуманистическая направ-i. ленность.. |
2. Связь воспитания с жизнью и практикой коммунистического строительства. | 2. Воспитание в труде на общую пользу. | 2. Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания. | 2. Связь воспитания с жизнью, трудом, практикой коммунистического строительства. | 2. Совместная жизнедеятельность детей и взрослых. | 2. Естество. | 2. Деятельность на пользу других. |
3. Комплексный подход к воспитанию. | 3. Единство развития личности и коллектива. | 3. Воспитание в коллективе и через коллектив. | 3. Воспитание в коллективе и через коллектив. | 3. Самоопределение личности. | 3. Ценность. | 3. Групповая сплоченность воспитанников. |
4. Единство сознания и поведения. | 4. Комплексный подход, единство всех воспитательных сил. | 4. Единство действий всех воспитателей, школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. | 4. Единство требований и уважение к личности воспитанника. | 4. Личностная направленность воспитания. | 4. Активность. | 4. Систематичность. |
5. Воспитание в труде. | 5. Единство цели, содержания, методов и условий воспитания. | 5. Учет возрастных особенностей и индивидуальных различий. | 5. Последовательность, систематичность, единство и непрерывность воспитательного процесса. | 5. Добровольность воспитательной деятельности детей. | 5. Сотрудничество воспитателей и воспитанников. |
Окончание таблицы 2
6. Воспитание личности в коллективе. | 6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. | 6. Сочетание пед. руководства с развитием инициативы и самодеятельности школьника. | 6. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. | 6. Коллективистская направленность деятельности воспитуе-мых детей. | — | 6. Результативность. |
1. Сочетание пед. руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся. | 7. Пед. руководство и самодеятельность учащихся. | 7. Уважение к личности и требования к ней. | 2. Естество. | |||
8. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. | 8. Прочность результатов воспитания. | 8. Опора на положительное в человеке. | 4. Систематичность. | |||
9. Опора на положительное в человеке. | 9. Взаимосвязь всех принципов. | |||||
10. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. | ||||||
11. Преемственность и систематичность педагогических воздействий. | ||||||
12. Единство требований школы, семьи и общественности. | Л |
Коллективистский же принцип был в числе ведущих до 1991 года.
Важно выявить такую систему принципов, которая бы не зависела от частных теорий воспитания и социальных условий, в которых проходит процесс воспитания. История свидетельствует, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизма, усиления нравственности основ образования и воспитания, к культуре.
На первое место можно поставить принцип гуманизма в воспитании.По словам СВ. Кульневича, этот принцип предполагает нормальные, а не казенно-официальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. С позиций аксиологического подхода гуманность как проявление человеколюбия включает такие ценности, как достоинство, доброта, обходительность, образованность, духовная культура, утонченный вкус, изысканность речи, учтивость. Еще В.Г. Белинский писал:
«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность. Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека». *
Вторым принципом воспитания является культуросо-образность.Говоря о принципе культуросообразности воспитания, невозможно обойти вопрос о духовном воспитании. Духовность различают светскую и религиозную. В 4-томном «Словаре русского языка», изданном в 1985 году, дается следующее определение духовности:
«Духовность — интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. Духовный:
а) связанный с внутренним, нравственным миром че
ловека;
б) связанный с религией, церковью».
Религиозность создает особый педагогический фон:
нравственную стабильность, доброту, природосообразность. Поэтому в начале XX века С.Н. Булгаков сожалел:
«Его (атеизм) мы приняли как последнее слово западной цивилизации… На многоветвистом дереве западной цивилизации,—своими корнями идущем глубоко в историю, мы облюбовали только одну ветвь, не зная, не желая всех остальных, в полной уверенности, что мы прививаем себе самую подлинную европейскую цивилизацию…»
Ныне в России религиозно-духовная ситуация такая же, как и 100лет назад, характеризующаяся непониманием и невыполнением первой заповеди Христа:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумом твоим» (Матфей, 22-37).
Третий принцип воспитания — принцип личностного функционирования.Воспитание как процесс, в который человек погружен с момента своего рождения до самой смерти, имеет множество видов. Каждый из них окрашен собственным смыслом. Обобщенно воспитание можно представить как стихийное (воспитание средой — социальным, экономическим, географическим, культурным и другим окружением) и организованное (семейное, школьное, политическое, клановое, мафиозное). Школьное воспитание зависит во многом от личности учителя и условий его деятельности. Однако наибольшую научную разработанность, отраженную в учебниках педагогики, получило воспитание как целенаправленное формирующее воздействие посредством передачи заготовок-образцов: сознания, поведения, организации деятельности.
Современный заказ школе предполагает, что воспитание не может ограничиваться формированием сугубо исполнительских функций сознания. Воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека.
Принцип субъективного контроля.Понятие «субъективный контроль» используется в разработках психологии личности для определения способности личности сознавать и объяснять меру своего участия в том, что происходит. Различают экстернальный и интернальный уровни субъективного контроля. При экстернальном уровне все происходящее люди объясняют внешними обстоятельствами
и случайностями. При интернальном все происходящее рассматривается как результат собственных усилий человека. Для успешного действия механизма личностных функций наибольшее значение имеет развитость интервального уровня как показатели обращенности личности к себе — главному действующему лицу, субъекту собственной жизни. Существует 4 основных уровня субъективного контроля:
♦ отсутствие видимой осознанной мотивации действия, т. е. немотивированное поведение;
♦ действие произведено под влиянием случайных, внешних факторов и не является обоснованным с позиций личностных функций;
♦ ситуация выбора поступка обусловлена переживанием кризиса, связанного с перебором вариантов выбора; кризис может благополучно разрешиться при ненасильственном педагогическом вмешательстве;
♦ завершение кризиса; личность делает осознанный выбор и приступает к практической деятельности по его реализации.
Принцип веры в ребенка(оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказании помощи ребенку в его самоутверждении в жизни, самовыражении. Ведь все неудачи учащихся, по мнению американского педагога У. Глассе-ра, объясняются двумя причинами: недостатком любви и заниженной самооценкой.
Принцип сотрудничества педагога с детьмине приемлет привычные модели воспитания, определяемые старой педагогической верой и страстью к воспитанию (типа «кнут и пряник», «правила движения» и др.). Необходимо вовлекать детей в общий труд учения и самосовершенствования, вызывающий у них радостное чувство успеха, развития, движения вперед. Главное в этом принципе — взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям.
Принцип включения личности в значимую деятельность.Ключ к воспитанию творческой личности лежит в организации и изменении таких видов деятельности, в ко-
торых осуществляется ее саморазвитие в противовес словесному морализаторству и уговорам. Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.
Все эти принципы выделены и названы СВ. Кульневи-чем как общие (стратегические) принципы. В то же время он сформировал частные (тактические) принципы. Если общие принципы определяют стратегию отношений педагога с учениками, то частные помогают ему создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с учениками. Личностный подход обеспечивает свободу выбора любого вида деятельности, признание и оценку любых видов творчества, отсутствие подозрений в неспособности. Исходя из этого, принципы, определяющие тактику воспитательной деятельности, строятся с ориентацией на модель личности ученика, а не на модель деятельности учителя, как это было принято в традиционной педагогике.
I группа частных принципов учитывает направ
ленность личности, ее моральные качества, интере
сы, потребности, мотивы деятельности:
• принцип самосовершенствования;
• принцип самореализации в творчестве;
• принцип готовности к ответственным действиям;
• принцип самоуважения.
II группа — это принцип социально-профессио
нального опыта:
• принцип учета поведения;
• принцип учета привычек;
• принцип развитости общения;
• принцип учета профессиональных умений;
• принцип учета развития аудио-визуальной культуры.
III группа — это принцип учета индивидуальных
психических процессов.
Каждый ребенок — носитель разной степени решительности, упрямства, стеснительности, заносчивости, упорства и других качеств. Вряд ли сегодня можно принять
всерьез традиционную точку зрения на то, что хотя бы одно из этих качеств можно сформировать, если оно не дано ребенку природой, и не сломать его как личность. Поэтому задачей учителя становится не формирование, а учет и развитие этих качеств. Такой подход противоречит традиционной педагогике, но, по мнению СВ. Кульневича, хотя и усложняет работу учителя, делает ее зато осмысленной, направленной на ненасильственное включение личности в деятельность, исходящую из реальных возможностей ребенка.
IVzpynna частных принципов — учет типологических свойств личности;
♦ принцип учета половых ивозрастных различий;
♦ принцип учета особенностей характера и свойств нервной системы.
Такая сложная по числу компонентов и в то же время весьма логичная классификация принципов воспитания, лишенная даже намека на идеологию и социальный конформизм, дана СВ. Кульневичем. У других авторов систематика принципов воспитания значительно проще. Например, профессор Вильнюсского педагогического института Б. Битинас называет следующие:
♦ гуманистическая направленность воспитания;
♦ воспитание деятельности на пользу других;
♦ групповая сплоченность воспитанников;
♦ систематичность воспитания;
♦ сотрудничество воспитателей и воспитанников;
♦ результативность воспитания.
Трудолюбие — основа жизни. Принцип трудолюбия в воспитаниибыл сформулирован еще в прошлом веке К.Д. Ушинским в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении». «Воспитание не только должно внушить воспитаннику любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Воспитание должно внушить воспитаннику жажду труда».
Принцип народности.Воспитание должно исходить из действительных потребностей народа изакономерностей его развития. Этот принцип, сформулированный
К.Д. Ушинским, является категорией нравственной, ибо он представляет собой слияние личных стремлений с волей народа, личного блага с благом страны.
Талантливый советский педагог В.Н. Сорока-Росин-ский, помимо народности, выделял особый принцип воспитания на традициях устного народного творчества. По его мнению, этот принцип обогащает ребенка эмоционально и эстетически, способствует развитию творческого начала вчеловеке.
Демократизм как принцип воспитаниябыл назван В.Н. Сорокой-Росинским, ибо школа не может стоять в стороне от движения за обновление общества.
Формулировка принципов воспитания — важнейшая теоретическая проблема. Важно выявить такую систему принципов, которая не зависела бы от частных теорий воспитания, от социальной ситуации, в которой осуществляется воспитательный процесс. Сложной является проблема полноты системы принципов, т. е. определение достаточных условий воспитания. Все это делает предлагаемый различными авторами перечень принципов отнюдь не конечным теоретическим обобщением.
Проф. Б. Битинас в работе «Процесс воспитания» подчеркивает, что принципы воспитания — это основные требования к процессу воспитания, к его содержанию и организации. Принципы воспитания — наиболее трудная впрактической реализации категория. Принципы воспитания указывают на необходимые условия формирования иразвития позиции личности воспитанника. Это означает, что соблюдение отдельного принципа не гарантирует успеха, так как он зависит и от других условий, однако нарушение требований принципа наверняка ведет к неудачам в воспитании. Этим принципы отличаются от закономерностей, которые существуют независимо от воли воспитателя ине могут быть нарушены.
♦ Принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценностные отношения— постоянство профессионального внимания педагога на формирующихся отношениях воспитанника к социально-культурным
ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.
♦ Принцип воспитания — принцип субъектности:пе
дагог максимально содействует развитию способности ре
бенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и
миром, осмысливать свои действия, предвидеть их послед
ствия для других людей и своей судьбы, производить ос
мысленный выбор жизненных решений. Принцип субъект
ности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предпо
лагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы
ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет
тебе …, будет другим …….. Ты этого хочешь? Это будет
правильно? »
♦ Следующий принцип воспитания вытекает из по
пытки согласовать социальные нормы, правила жизни и
автономность неповторимой личности каждого ребенка.
Этот принцип гласит: принятие ребенка как данность,
признание за ребенком права на существование его та
ким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая
сформировала его на данный момент именно таким, ка
ков он есть, признание ценности его личности, сохране
ние по отношению к каждому ребенку, вне зависимости
от его успехов, развития, положения, способностей, ува
жения к его личности. Границы принятия данности су
ществуют: они отражены в двух «нельзя» — «нельзя
посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не
развивать себя»; эти запреты безусловны и категоричны
для человека современной культуры.
Союз принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. МЕТОДЫ
ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников,с педагогом-воспитателем.
Выбор и осуществление методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без него.
infopedia.su
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА это что такое ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: определение — Педагогика.НЭС
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х гг. 20 в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация Г.п. близка идеям педоцентризма (см.Детоцентризм), нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматистская педагогика). Гл. цель воспитания в русле Г.п. — самоактуализация личности. Организационно-методические рекомендации Г.п. разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в начальной школе (Дж. Браун, США, и др.), которая ставит целью слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения, а также по линии «недирективного обучения» (К. Роджерс), задачей которого является помощь учащимся в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к миру. С середины 60-х гг. в США действует Национальный консорциум по гуманизации воспитания — организация педагогов — сторонников Г.п. См. также Верджерио
Оцените определение:
Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря
Педагогика гуманистическая
направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого пед. направления — придать образованию личностно ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Своих целей П. г. достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение пед. взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.
Оцените определение:
Источник: Педагогический словарь
Гуманистическая педагогика
педагогика, развивающаяся на идеях гуманизма. В центре внимания такой педагогики – уникальная целостная личность учащегося, стремящегося к максимальной самоактуализации, самореализации. Сторонниками гуманистической педагогики видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; они отвергают обезличенный характер обучения; разрабатывают образовательные технологии по развитию интересов и способностей личности; требуют принимать ребенка таким, каков он есть; пересматривают модель помощи слабому со стороны сильного, ставя в центр понятие «развивающейся помощи». В основе гуманистической педагогики лежат принципы: гармонизации отношений личности и общества в целях эффективного взаимообусловленного развития; проектирования прогрессивных изменений в ребенке; синтеза гуманистических и директивных методов в воспитании; учета и предвидения влияния социума на развитие личности. Гуманистическая педагогика возникла в середине XX в, с 90-х годов этого же века стала государственной политикой России в сфере образования. Православная церковь указывает на недостатки этой педагогики, игнорирующей божественное происхождение человека, преувеличивающей его роль в мироздании, «воспитывающей» человека эгоистом на сомнительных «общечеловеческих ценностях». Однако массовой школой идеи гуманистической педагогики поддерживаются и внедряются в практику.
Оцените определение:
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в совр. теории и практике воспитания, возникшее в кон. 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологич. ориентация Г. п. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматическая педагогика).
В центре внимания Г. п. — уникальная целостная личность, к-рая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается Г. п. гл. целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиц. педагогике. Сторонники Г. п. видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; при этом приемы пед. взаимодействия аналогичны тем, к-рые практикуются в гуманистич. психотерапии.
Г. п. отвергает в традиц. уч.-воспитат. процессе его обезличенный характер и явную или завуалированную регламентированность, при к-рой предлагаемые уч-ся знания не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, к-рая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок. Школа в Г. п. призвана способствовать созданию условий, в к-рых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, к-рый педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога Г. п. требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм уч. работы — от спонтанных и гибких (напр., открытое обучение) до жестко построенных (напр., программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.
Уч. процесс строится так, чтобы уч-ся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание уч. предметов. Пед. поиски Г. п. ведутся по линии связи обучения с эмо-ционально-потребностной сферой личности, создания соответствующего психол. климата в классе, своеобразного психолого-пед. консультирования в уч. контексте. Организац.-метод. рекомендации Г. п. разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в нач. школе (Дж. Браун, США, и др.), к-рое ставит целью слияние эмоциональных и познават. аспектов обучения, а также по линии «недирективного обучения» (К. Роджерс), задачей к-рого является помощь в осознании учащимся особенностей собственной личности, своего отношения к миру. Сторонники Г. п. широко используют разл. формы и методы активизации обучения — драматизацию, дискуссии, работу в малых группах, использование уч. контрактов для организации самостоят. работы уч-ся, выполнение групповых и индивидуальных проектов (см. Метод проектов), взаимное обучение и др.
Идеи Г. п. получили междунар. известность; они оказывают влияние на отбор содержания и построение отд. уч. курсов в начальной, средней и высшей школе мн. стран (гл. обр. США), находят отражение в нек-рых междунар. пед. программах (напр., «Воспитание в духе мира» и др.).
С сер. 60-х гг. в США действует Нац. консорциум по гуманизации воспитания — организация педагогов-сторонников Г. п., работающих в разных звеньях образования.
Лит.: G azda G. M., Human relati-ons development: a manual for educators, Boston, 1973; P a t t e r s o n C. H., Humanistic education, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; Miller J. P., Humanizing the classroom, N. Y., 1976; R o g er s C., Freedom to learn for the 80s, Columbus, 1983; G r e e n i n g T. (ed.), Articles on humanistic education, S. F., 1986. M. В. Кларин.
Оцените определение:
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
didacts.ru
Гуманистическая педагогика — это… Что такое Гуманистическая педагогика?
- Гуманистическая педагогика
- — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х гг. 20 в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация Г.п. близка идеям педоцентризма (см. Детоцентризм), нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматистская педагогика). Гл. цель воспитания в русле Г.п. — самоактуализация личности. Организационно-методические рекомендации Г.п. разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в начальной школе (Дж. Браун, США, и др.), которая ставит целью слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения, а также по линии «недирективного обучения» (К. Роджерс), задачей которого является помощь учащимся в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к миру. С середины 60-х гг. в США действует Национальный консорциум по гуманизации воспитания — организация педагогов — сторонников Г.п.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58)
См. также Верджерио, Пьетро Паоло Старший
Ч30в2
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
- Гуманизм
- Гуманистическая психология
Смотреть что такое «Гуманистическая педагогика» в других словарях:
Гуманистическая педагогика — ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении,воспитании и образовании. Теоретические основания Я концепция К.Роджерса Когнитивный конструктивизм Пиаже Зона … Википедия
Гуманистическая педагогика — педагогика, развивающаяся на идеях гуманизма. В центре внимания такой педагогики – уникальная целостная личность учащегося, стремящегося к максимальной самоактуализации, самореализации. Сторонниками гуманистической педагогики видят свою задачу в… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в совр. теории и практике воспитания, возникшее в кон. 50 х нач. 60 х гг. 20 в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. Философско идеологич. ориентация Г. п. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и… … Российская педагогическая энциклопедия
Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно воспитательного процесса … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
гуманистическая психология — Термин, введенный А. Маслоу (1954): третья сила , движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе гуманистическая психология… … Большая психологическая энциклопедия
Гуманистическая психология — Гуманистическая психология направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую… … Википедия
Гуманистическая психология — направление исследований в психологии, разработанное рядом авторов в противовес психоанализу и бихевиоризму, – «третья сила» после них, как называет это направление А.Маслоу (1970). Сам А.Маслоу полагает, что психоанализ слишком много внимания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Педагогика гуманистическая — см. Гуманистическая педагогика … Педагогический терминологический словарь
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. humanistic psychology). Направление в западной, преимущественно американской психологии, предметом изучения которого является человек в его высших, специфических только для него проявлениях: развитие и самоактуализация личности, ее высшие… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Педагогика — (греч. paidagogike) многозначный термин, обозначающий: 1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2.… … Педагогический терминологический словарь
pedagogical_dictionary.academic.ru