Гуманистическая концепция это – 3. Современные концепции гуманистического подхода в воспитании. Ренессансные гуманистические академии и ученые общества как новые типы научно-образовательных учреждений

15. Гуманистическая концепция воспитания

Гуманистическое
воспитание имеет своей целью гармоничное
развитие личности и предполагает
гуманный характер отношений между
участниками педагогического процесса.
Для обозначения таких отношений
употребляется термин «гуманное
воспитание». Последний предполагает
особую заботу общества об образовательных
структурах.

Гуманистическое
воспитание является одной из прогрессивных
тенденций мирового образовательного
процесса, охватившей и образовательную
практику России. Осознание данной
тенденции поставило педагогику перед
необходимостью пересмотра сложившейся
в ней ранее адаптивной парадигмы,
апеллирующей к определенным личностным
параметрам, среди которых наибольшую
ценность представляли идейность,
дисциплинированность, исполнительность,
общественная направленность, коллективизм.
Это и было основным содержанием
«социального заказа», на который
работала педагогическая наука в советский
период своего существования.

Выход
из «прокрустова ложа» такого
социального заказа требует изучения и
развития личности как целостного начала,
интегрирующего в себе наиболее важные
проявления ее духовности. При этом
человек мыслится не как ведомый и
управляемый, а как автор, творец своей
субъектности и своей жизни. Такой выход
как раз и связан с утверждением и
развитием в российской педагогической
науке и практике идей гуманистического
воспитания, ведущей среди которых
является развитие личности.

Гуманистическое
воспитание осуществляется в актах
социализации, собственно воспитания и
саморазвития, каждый из которых вносит
свой вклад в гармонизацию личности,
формирует новый менталитет россиянина.
Гуманистические перспективы возрождения
делают востребованными не только такие
качества личности, как практичность,
динамичность, интеллектуальная
развитость, но и прежде всего культурность,
интеллигентность, образованность,
планетарность мышления, профессиональная
компетентность.

16. Современные концепции обучения.

Традиционная
концепция. Данную концепцию можно
назвать еще педагогоцентрической.
Основную роль в этой системе играет
учитель. Подобную доктрину разрабатывали
такие педагоги, как Коменский,
Песталоцци, Гербарт. 
Принципом
данного учения являются такие понятия,
как руководство, управление, правило.
Процесс обучения строится на авторитарном
влиянии педагога на ученика, на объяснении
материала.

Традиционная
концепция в последнее время много
критикуется за авторитарность. Считается,
что эта система не способствует развитию
творческого мышления ученика, поскольку
материал предоставляется в готовом
виде и не дает ученику возможности
самостоятельно отыскать знания.

Педоцентрическая
концепция. Настоящая теория ставит
ребенка и его деятельность во главу
угла. Приверженцами и разработчиками
этого учения считают Дж. Дьюи,
Г. Кершенштейна, В. Лая. 
Педагоги
стремятся выстроить процесс обучения
таким образом, чтобы он был интересен
в первую очередь ребенку, базировался
на его потребностях, жизненном опыте.
В таком случае учеба носит естественный
характер. Ребенок сам осознает
необходимость получения тех или иных
знаний.

При
столкновении с проблемой у ученика
должен возникнуть мотив к ее преодолению.
Проблема учителя в этом случае – помочь
в решении проблемы, показать пути выхода
из ситуации, но ни в коем случае не
настаивать на выполнении задания.
Педоцентрическую концепцию называют
«педагогикой действия», ведь обучение
ведется через активную деятельность
ученика. Считается (и не без оснований),
что данная доктрина способствует
развитию творческого мышления.

Однако
педоцентрическая концепция переоценивает
способность ребенка к активной
самостоятельной деятельности, что
зачастую приводит к необоснованной
трате времени и снижению уровня
обученности. А знания носят случайный
характер.

Поскольку
ни педоцентрическая, ни педагогоцентрическая
системы не могут удовлетворить потребности
современной дидактики, разработана современная
дидактическая система.

Ее
суть заключается в том, чтобы использовать
положительные стороны как одной, так и
другой доктрины. Современная концепция
считает, что и учение, и преподавание –
есть неотъемлемые составляющие процесса
обучения. Эта система разработана и
основана на концепциях, предложенных П.
Гальпериным, Л. Замковым, В. Давыдовым,
К. Роджерсом, Бруненром.
Элементами
современной концепции являются такие
направления, как проблемное обучение,
программирование, развивающее обучение,
педагогика сотрудничества.

Современная
дидактическая концепция основана на
взаимодействии и взаимопонимании
педагога и ученика. Учебный процесс
построен на переходе от репродуктивной
к поисковой деятельности ученика. Задача
учителя – поставить цель, проблему; он
является активным помощником в поиске
выхода из трудной образовательной
ситуации. Но, в отличие от педоцентрической
концепции, учитель не вынужден ждать,
пока ученик найдет проблему, он
искусственно создает ее. В ходе совместной
деятельности учителя и ученика задача
должна быть разрешена. В обучении
приветствуются коллективная деятельность
и анализ знаний.

studfiles.net

Гуманистические концепции воспитания

Гуманизм возник как общественное движение на западе. Гуманизм с латинского переводится как человеколюбие или милосердие. Впервые понятие гуманизм ввел немецкий педагог Хитхаммер. В основе гуманной концепции лежит гуманистическое воспитание или гуманистическое мировозрение.


Гуманистическое воспитание реализуется на 3 уровнях:

1. макроуровень ( большой) – определенная политика государства по отношению к своим гражданам:  права, свобода, экономическая социальная политика к незащищенным слоям населения в том числе и дети.

2. мезоуровень (промежуточный) реализуется в разных ведомствах, социальных институтах. Создают разрабатывают программы, направленные на улучшение жизни детей.

3. микроуровень. На этом уровне непосредственно реализуется гуманистические концепции.

Сущность гуманистического воспитания заключается в ориентации на воспитание человека. Основой является отношение к ребенку как к человеку, как к ценности жизни, то есть, человек как цель, но не как к средство.

Гуманизм – это мировоззренческая позиция — признание человека наивысшей ценностью, без которого нет жизни на земле, нет счастья.

Гуманистическое воспитание зависит от гуманистических позиций педагога, которая характеризуется отношением к человеку как ценности: безусловное уважение; соблюдение неприкосновенности личности; запрет на право распоряжаться, подавлять, использовать насильственные методы; признание человека как данность.

Гуманистическое воспитание реализовать сложно: необходимо изменить мировоззрение педагога,  государства; важна процессуальность — какова организация профессиональной работы педагога по формированию гуманистического отношения к ребенку.

Существуют разные гуманистические школы: Вальдорфская, школа Френе, школа завтрашнего дня, школа Сухомлинского. Амонашвили, много лет посвятивший маленьким детям и работе в начальной школе, запатентовал свое новое, уникальное направление Школа жизни.

Основное понятие гуманно — личностной педагогики сводится к тому, что ребенок не только готовиться к жизни, но уже живет и многому учится.

www.psyvsem.ru

Гуманистическая концепция воспитания

План

Введение

1. Сущность педагогики сотрудничества

2. Личность в концепции гуманистического воспитания

3. Методы гуманистической педагогики

Заключение

Список литературы

Введение

Учителя школ, воспитатели детских домов и интернатов, школьные психологи, врачи, социальные педагоги – все практические педагогические работники ведут очень трудную ежедневную работу по воспитанию детей и подростков в различных образовательных учреждениях и нуждаются в помощи методической, моральной, социальной со стороны многих институтов. Школьная среда (как и все общество) характеризуется такими тревожными явлениями, как снижение моральных требований к человеку, моральный индифферентизм в вопросах отношений между людьми, духовная пустота, ориентация на материальное благополучие любой ценой и удовольствия, агрессия, жестокость, правонарушения, пессимизм, наркомания, алкоголизм. Это касается не только России, во всем мире остро стоят вопросы воспитания и социализации молодежи, в особенности в развитых странах.

Острота проблем воспитания детей и молодежи определяется и усугубляется наличием комплекса проблем развития западной и всей мировой цивилизации, в том числе и проблем России. Итак, с одной стороны, проблемы воспитания, стоящие перед практиками; с другой стороны, педагогики-теоретики предлагают, как им и следует делать, пути решения проблем воспитания детей и молодежи. Ответ, который дает современная отечественная педагогическая наука кратко можно обозначить так: гуманистическая педагогика, то есть воспитание свободой, любовью, поддержкой. Воспитание на основе ненасилия, поддержки, выращивания самореализующейся личности, поиска и стимулирования творческого, активного развития «самости» каждого школьника, ребенка – вот кредо, воспитательная идеология, концепция современной либеральной, демократической, гуманистической педагогики.

Цель реферата – дать характеристику гуманистической концепции воспитания как методологическому основанию педагогики сотрудничества.

1. Сущность педагогики сотрудничества

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности.

Сотрудничество понимается как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, поэтому необходимо придерживаться следующих принципов:

· ребенку нужно развиваться, чтобы развивалась личность; получение знаний должно для него стать естественным неотчужденным процессом;

· исходя из концепции развивающего обучения Эльконина-Давыдова, личность развивается в процессе обучения, следовательно, перед нами стоит задача создания новых условий для развития личности, т.е. нового способа построения учебно-воспитательного процесса.

Педагогика сотрудничества — одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.П.Шацкий, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж, — Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Раджерс, Э. Барн) психолого-педагогической практики и науки.

Особенностями содержания и методики педагогики сотрудничества на сегодня являются 4 направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку;

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;

3. Концепция воспитания;

4. Педагогизация окружающей среды.

В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей.

2. Личность в концепции гуманистического воспитания

Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.

Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни. Благодаря своей регуляторной функции, потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития.

Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория «мотив», таким образом, дополняет и конкретизирует категорию «потребность», выражая отношение субъекта к условиям его жизни и деятельности.

В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, — это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них не может быть подлинной самореализации личности. Однако личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Свобода личности есть уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.

Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения.

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.

Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды и содержательно определяют сущность направленности личности, согласуя и связывая между собой основные феномены субъектности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убеждения, ценностные ориентации и др.). Однако в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референтных межличностных отношений и социально значимой деятельности.

mirznanii.com

Гуманистическая концепция человека

Концепция и человек

Очень важно ясно понимать для себя, что представляет собой концепция человека в гуманизме современности. Какой образ человека, который нужно получить в результате реализации воспитательных и образовательных программ.

Понятие гуманизма

Замечание 1

Такое понятие, как гуманизм возникает в начале $XIX$ века. Гуманизм – это то течение общественной мысли, которое появляется в такую эпоху, как Возрождение. Гуманизм в узком понимании называется направлением образования. Данное образование постепенно отходит от христианских религий и богословской науки, которая служит господством занятий ученых Средневековья, и все более склоняется к обучению из произведений древней классики — Рима и Греции.

В более широком понимании, гуманизм эпохи Возрождения представляет собой новейший способ мышления, который связан с изменениями взглядов на место человека в этом мире, где просматриваются его возможности и границы, его активности в сфере научного познания, искусства и творчества, политической жизни и морали. В данном смысле гуманизм представляет собой мировоззренческий принцип, который признаёт за человеком качество высшей ценности. В данном аспекте предполагается совершенствование человека, в, безусловно, самостоятельное существо, которое существует без связи с высшим божеством, то есть, с Богом.

Идея гуманизма

Знаменитый современный философ-идеолог направления гуманизма Пол Куртц в своей собственной книге “Мужество стать” останавливается на размышлениях понятия гуманизма. Он пишет по данному поводу, что человек якобы вступает в бездонную трясину, где под понятием гуманизма каждый человек может осознавать всё, что ему заблагорассудится. Это может быть и справедливость и демократия, и социализм, и либерализм. И, по его мнению, возможно, что способен данный термин растягиваться, подобно эластичным носкам, по мерке каждого. И идеолог утверждает, что никто не желает в своём прошлом приравниваться к категории антигуманного человека.

Другой идеолог-философ гуманизма Сидней Хук выставляет на суд следующее определение человека – гуманиста. Современный гуманист — это тот, кто опирается на возможности разума в делах защиты, расширения и возрастания сфер человеческих свобод в мировом сообществе. С другой стороны, часть исследователей-проповедников гуманизма пытаются отождествить гуманистическую этику с любой гуманитарной деятельностью. В данном понимании каждый, кто желает уменьшить людские страдания или способствовать общему благосостоянию, миру или терпимости, должен именоваться “гуманистом”.

Вера и гуманизм

Процесс происхождения веры в достоинство человека связан с одним глубинным недоразумением. По существу данная вера определяется христианским происхождением. Она связана с ветхозаветным представлением о человеке как “образ и подобие Божье”, носитель духа и в этом смысле рожденный свыше всякого существа, от самого Бога. Именно данное представление представляет собой основание веры в человека как в высшее существо. Однако по некому недоразумению, данный источник веры в человека оказался неосознанным, и гуманистическое направление Нового времени возникает в прямых оппозициях христианскому мировоззренческому течению и именно в такой форме определяется характер веры в человека вплоть до наших эпох. Чувство веры в самого себя и свое величайшее назначение на земле, которое охватывает человека с начала эпохи Нового времени, испытывается людьми как некое совершенно особое новое сознание, как — будто появляется духовная революция против освященного Церковью общего стиля средневекового жизнепонимания.

Замечание 2

В $XVIII$ веке, в период эпохи французского Просвещения произошёл окончательный разрыв в сферах веры в Бога и веры в человека. Вера в человека в данной эпохе начинает характерную для гуманизма Нового времени оппозиционное решение и рассуждение ко всяким религиозным верам вообще. Гуманизм в данном понимании по факту трансформируется в сочетание религиозного неверия, материализма и натурализма. Это то, что С. Франк называет “профанным” гуманизмом.

spravochnick.ru

Гуманистическая концепция воспитания

План
Введение
1.     Сущность педагогики сотрудничества
2.     Личность в концепции гуманистического воспитания
3.     Методы гуманистической педагогики
Заключение
Список литературы

Введение
Учителя школ, воспитатели детских домов и интернатов, школьные психологи, врачи, социальные педагоги – все практические педагогические работники ведут очень трудную ежедневную работу по воспитанию детей и подростков в различных образовательных учреждениях и нуждаются в помощи методической, моральной, социальной со стороны многих институтов. Школьная среда (как и все общество) характеризуется такими тревожными явлениями, как снижение моральных требований к человеку, моральный индифферентизм в вопросах отношений между людьми, духовная пустота, ориентация на материальное благополучие любой ценой и удовольствия, агрессия, жестокость, правонарушения, пессимизм, наркомания, алкоголизм. Это касается не только России, во всем мире остро стоят вопросы воспитания и социализации молодежи, в особенности в развитых странах.
Острота проблем воспитания детей и молодежи определяется и усугубляется наличием комплекса проблем развития западной и всей мировой цивилизации, в том числе и проблем России. Итак, с одной стороны, проблемы воспитания, стоящие перед практиками; с другой стороны, педагогики-теоретики предлагают, как  им и следует делать, пути решения проблем воспитания детей и молодежи. Ответ, который дает современная отечественная педагогическая наука кратко можно обозначить так: гуманистическая педагогика, то есть воспитание свободой, любовью, поддержкой. Воспитание на основе ненасилия, поддержки, выращивания самореализующейся личности, поиска и стимулирования творческого, активного развития «самости» каждого школьника, ребенка – вот кредо, воспитательная идеология, концепция современной либеральной, демократической, гуманистической педагогики.
Цель реферата – дать характеристику гуманистической концепции воспитания как методологическому основанию педагогики сотрудничества.

1. Сущность педагогики сотрудничества
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности.
Сотрудничество понимается как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, поэтому необходимо придерживаться следующих принципов:
·              ребенку нужно развиваться, чтобы развивалась личность; получение знаний должно для него стать естественным неотчужденным процессом;
·              исходя из концепции развивающего обучения Эльконина-Давыдова, личность развивается в процессе обучения, следовательно, перед нами стоит задача создания новых условий для развития личности, т.е. нового способа построения учебно-воспитательного процесса.
Педагогика сотрудничества — одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.П.Шацкий, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж, — Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Раджерс, Э. Барн) психолого-педагогической практики и науки.
Особенностями содержания и методики педагогики сотрудничества на сегодня являются 4 направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку;
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
3. Концепция воспитания;
4. Педагогизация окружающей среды.
В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей.
2. Личность в концепции гуманистического воспитания
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.
Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни. Благодаря своей регуляторной функции, потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития.
Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория «мотив», таким образом, дополняет и конкретизирует категорию «потребность», выражая отношение субъекта к условиям его жизни и деятельности.
В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, — это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них не может быть подлинной самореализации личности. Однако личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Свобода личности есть уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.
Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения.
Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.
Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.
Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды и содержательно определяют сущность направленности личности, согласуя и связывая между собой основные феномены субъектности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убеждения, ценностные ориентации и др.). Однако в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референтных межличностных отношений и социально значимой деятельности.
В мотивационно-ценностном отношении личности объективное и субъективное представлено в единстве, определяя ее избирательную направленность как на ценности деятельности, так и на процессы самореализации.
Это единство состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности, выступают как неадекватные побуждения. Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.
3. Методы гуманистической педагогики
Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания:
·              воспитание доверием, заботой и уважением;
·              воспитание ответственностью;
·              воспитание творчеством;
·              воспитание через здравомыслие,
·              воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
·              воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.
Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния – доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.
Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями – не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязывать свое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу. Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование – двусторонний процесс, не должна предаваться забвению.
Приверженцы гуманизма – психологи, философы и педагоги – неоднократно подчеркивали, что именно в конкретных переживаниях формируются общие ценности нашей жизни. Так, например, Куртц утверждает, что ценности возникают там, где происходит сознательный процесс выбора, где люди живут и действуют. Ценности суть то, что предпочтительно, т.е. глубоко уважается. О важности работы по формированию интересов и ценностей пишет теоретик и практик гуманистической психологии Маслоу. Он утверждает, что лучшим способом подвигнуть человека к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать «лучшей особью», является удовлетворение базовых потребностей человека и его метапотребностей (потребность в правде, красоте, совершенстве, справедливости, порядке и т.д.). Помочь их осознать и сделать внутренними ценностями – задача гуманистической педагогики. Если образование сумеет побудить человека к осознанию и актуализации своих высших нужд, оно тем самым послужит сохранению его психического здоровья, поможет ему уберечься от так называемых «болезней расчеловечивания». Маслоу назвал такие «болезни» метапатологиями и составил их каталог. В него вошли отчужденность, бессмысленность, безразличие, скука, тоска, ноогенные неврозы, экзистенциальный вакуум, духовные кризисы, апатия, пораженчество, чувство бесполезности, отказ от жизни, бессилие, утрата свободы воли, цинизм, вандализм, бесцельная деструктивность и т.д.
Образование, построенное на принципах гуманизма, помогает уберечь человека от этих ошибок в личностном развитии и позволяет надеяться на расцвет цивилизации нового типа, цивилизации, достигшей существенной социальной гармонии.
Таким образом, через формирование ценностных ориентиров гуманистическая педагогика пытается вернуть многими утрачиваемый вкус к жизни, остроту переживания – забытое искусство жизни. Способность радоваться жизни является очень важным фактором совершенствования личности. Жизнь, как писал Ф. Достоевский, нужно любить сильнее, чем ее смысл. Это – условие успеха в деле поиска и созидания смысла жизни. Вот почему гуманисты-психологи как знатоки парадоксов чувственной жизни человека часто подчеркивают, что чем напряженнее готовишься стать счастливым, тем меньше оставляешь себе шансов на счастье. Так, В. Франкл любил повторять, что успех и счастье должны придти к человеку сами, и чем меньше о них думать, тем вероятнее они придут. «Непосредственное» стремление к счастью или погоня за его «гарантиями» – деньгами, славой, властью – само по себе не может быть ни основным принципом, ни высшей целью человеческой жизни. Когда неудачных попыток «поймать птицу счастья» становится слишком много, мир привлекательный становится миром отталкивающим. Спешка порождает скуку, так как в психологическом плане эти два состояния имеют очень много общего: люди пользуются жизнью для того, чтобы испытать что-то в будущем, а потому время настоящего становится для них только помехой. Именно так и утрачивается вкус к жизни.
Постигая в процессе воспитания ценности конструктивной деятельности (творчество), переживания (доверие) и отношений (ответственность), становящаяся личность начинает «ваять» свою судьбу из высококачественного в гуманистическом отношении «материала», созидать собственную жизнь, начиная с высоких стартовых позиций.
Первые три метода позволяют осуществить воспитание через чувства, вторые три – через разум. Эмоциональная сфера в человеке если не преобладает, то спонтанно (самопроизвольно) стремится быть первой, т.е. идти впереди разума. Она относительно автономна от интеллектуальной и волевой. Это и составляет так называемый парадокс иррациональности человека: наделенный разумом, он часто поступает вопреки его велениям. Привести к согласованности эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы, гармонизировать внешний и внутренний миры человека – значит способствовать его (само)воспитанию в духе гуманизма.
Еще в эпоху Возрождения сложился гуманистический идеал – творчески активная и душевно спокойная, мудрая и величественная личность. Однако задачи нравственной и творческой реализации личности замыкались, по большей части, на преобразовании внешней среды. Теперь, спустя несколько столетий, можно говорить о реальном воплощении гуманистических идей методами гуманистической педагогики и психологии.
Побуждая человека к установлению смысла жизни и его осуществлению, гуманистическая педагогика стимулирует в нем здравомыслие и реалистичность – качества, столь необходимые для того, чтобы научиться отличать хорошее от плохого, желательное от нежелательного, достойное от недостойного. Именно разум, как высший дар человека, должен участвовать в принятии решений и поведении личности.
Если постижение собственной идентичности наиболее полно осуществляется через переживание, то самосовершенствование – через здравомыслие и осознанное предпочтение гуманистических ценностей. И все-таки, процесс морального обучения не является исключительно интеллектуальным, в нем также участвуют и воспитываются чувства.

Заключение
Процесс научно-теоретического и эмпирического обоснования гуманистической педагогики активно идет и сейчас, как в академической и университетской науке, так и в ряде школ, пробующих модели гуманистической педагогики. В истории образования и педагогической мысли  отыскиваются исторические корни гуманистической педагогики. Концепция личностно ориентированного образования, развивающее обучение как единственно правильные и возможные представлены в учебно-педагогической литературе.
Согласно гуманистическому подходу, образование направлено на формирование базовой культуры личности, которая является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения.

Список литературы
1.     Газман О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.
2.     Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995.
3.     Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.
4.     Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.      
5.     Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов-на-Дону, 1995.
6.     Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — М., 1998.

coolreferat.com

Гуманистические концепции воспитания

Гуманистические концепции возникали как альтернативные авторитарной педагогике. В гуманистически направленных теориях главной ценностью признавался ребенок и его развитие.К XIX веку Российская педагогическая мысль имела четкие позиции: воспитание личности — это ее формирование в процессе учения и труда. В главном теоретическом произведении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский считал, что главным врожденным свойством человека является стремление к деятельности, а потому душа деятельна, активна и может подниматься над миром и собой в процессе труда.

Н.Ф. Бунаков (1837-1904) считал труд главным средством воспитания по достижению нравственного идеала: «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. В концепцию свободного воспитания Л.Н. Толстого органически вплелись и мотивы практической направленности обучения. Особую роль он отводил опыту: «Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса…»

П.Ф. Лесгафт отмечал, что здоровье человека определяется хорошо организованным и педагогически оформленным трудом, который лежит между умственным и физическим развитием человека Трудовое воспитание надо осуществлять с детства. Знаток ранней детской психологии Е.Н. Водолазова писала, что труд надо постоянно разнообразить, чередовать с игрой, умственным напряжением, отдыхом самого различного типа, соблюдать при этом правила гигиены, учитывать особенности детского организма. Знаменитый педагог В.П. Вахтеров в книге «Основы новой педагогики» выразил смысл главного закона воспитания: деятельная природа обучения – практическая направленность всей жизнедеятельности ребенка. Все, что есть в ребенке положительного от природы или приобретенного в воспитании должно быть развито. К концу XIX и XX века началось движение под общим заглавием: «Новое воспитание», которое включало как альтернативу вместе со свободным воспитанием также практико- ориентированное обучение типа Абботсхольской школы Г. Литца, личностной педагогики Р. Гильдебранта и Э. Линде.

Затем появилась книга Э. Кей «Век ребенка» (1902 г.), началось развитие педагогики свободного воспитания в Германии (Х. Шарельман, Ф. Гансберг, М. Пауль, Э. и О. Цурхелен), в России (К.Н. Венцель, Л.Н. Толстой), а так же во Франции, Италии.

Расцвет свободного воспитания связан с двумя факторами: новыми данными о возможностях развития ребенка в психологии и педагогике и протестом против казарменной, унижающей ребенка образовательной системы, утвердившейся во многих странах.

Первая в Италии женщина-доктор медицины, профессор антропологии и гигиены М. Монтессори писала о необходимости создания новой педагогики и реформирования школы: «Для того, чтобы могла народиться научная педагогика, необходимо, чтобы школа давала простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Прогрессивная педагогическая мысль, начиная с Витторино де Фельтре и до Руссо, ставила в центр педагогической системы личность ребенка. Л.Н. Толстой на практике реализовал эту концепцию, что послужило главным аргументом в развитии идей свободного воспитания.

Конец XX века вывел философию на новый уровень: в центре миросозерцания цивилизации становится человек со всеми его гранями, возможностями и способностями. Работами Н. А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, В.И. Вернадского и др. провозглашена великая истина:

Человек — вершина и ось развития цивилизации. Он — результат и создатель культуры, К концу XX века работами ученых советского периода (А.Я. Арет, А.А. Бодалев, А.Г. Громцева, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Т.И. Михайлов и др.) создана общая теория самовоспитания и самообразования. В ее основе заложена Я- концепция человека.

Составными частями Я-концепции в истории педагогической мысли выступали:

А. Философское развитие идеи Я: «самость» Гегеля, «супер — Я» Ницше, типы человека Юнга К.Г. Человек рассматривается как творец цивилизации, как объект и субъект истории, создатель собственной жизни.

Б. Философия жизни человека: Тейар де Шарден, Э.Фромм, Э. Эриксон, К. Лоренц. Человек рассматривается как продукт саморазвития природного потенциала, приобретенного опыта, собственной активности. Человек сам творит свою историю и себя в ней (К. Маркс).

В. Психология личности: Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др. Человек исследуется как объект и субъект социального развития, как объект и субъект деятельности и воспитания.

Г. Психология саморазвития, самопознания, самовоспитания: Р Бернс, А. Адлер, З. Фрейд, А. Маслоу, Г. Олпорт. Человек рассматривается как самоисследователь, как система самоосозвающая, самоактуализирующаяся, самореализующаяся и самосовершенствующаяся.

С 70-х годов XX века в России стала интенсивно развиваться педагогика сотрудничества, представленная выдающимися педагогами-новаторами:

Ш.А. Амонашвили, И.П. Ивановым, Ю.П. Азаровым (доктора педагогических наук, известные ученые), творческими педагогами-практиками Т.И. Гончаровой, И.П. Волковым, Е.Н. Ильиным, А.Б. Резником, В.Ф. Шаталовыми др П.П. Блонский, С.Т Шацкий – мыслители, творческие новаторы-практики 20-х годов утверждали:«Учитель — лишь сотрудник и руководитель ребенка в собственной работе ребенка. В школе ребенок не учится, а лишь упражняется в самостоятельных занятиях» (П.П. Блонский).

При этом надо создать такую воспитательную систему, при которой школьник мог бы ориентироваться в происходящих в обществе переменах, самостоятельно готовить себя к жизненному самоопределению, изучать жизнь и найти себя в ней. (В.А. Караковский, А.Б. Резник, А.Н. Тубельский о школе жизненного самоопределения).

В педагогике сотрудничества воплощается связь идей самоопределения, самоуважения, саморегуляции и самосовершенствования, творчества и самотворчества. В.Ф. Шаталов позволяет ученику самому регламентировать свой день и свою работу; у И.П. Волкова дети сами создают, заполняют творческие книжки и анализируют свой творческий рост; у С.Н. Лысенковой вами дети обучаются умению управлять коллективной учебной деятельностью всего класса; в школе самоопределения А.Н. Тубельского вся учебная работа служит обучению осмысливать результаты своей деятельности, развивается способность анализировать свою работу.

students-library.com

Гуманистическая концепция — Как управлять персоналом? Ответы есть

Мэри Паркер Фоллетт и Честер Барнард были одними из первых сторонников гуманистической концепции управления. В рамках гуманистической концепции акцент делается на важности как понимания причин поведения, потребностей и установок на рабочем месте, так и сути социального взаимодействия и групповых процессов. Три составные части гуманистической концепции – школа человеческих отношений, концепция человеческих ресурсов и научный бихевиористский (поведенческий) подход.

В рамках школы человеческих отношений (Элтон Мейо) считалось, что отдельный работник способен осуществлять более эффективный контроль над собой, чем строгий и авторитарный начальник. Эта школа мышления, оказывая непосредственное социальное давление, настаивала на улучшении отношения к работникам, а обоснованием подхода послужила серия исследований, известных как хоторнские исследования, или эксперименты.

На работников начали смотреть не просто как на придаток производственного оборудования: хоторнские эксперименты дали толчок развитию школы человеческих отношений. Под влиянием этого подхода формировалась теория и практика менеджмента в последней четверти XX в., и в наши дни ни у кого не вызывает сомнения, что установление хороших взаимоотношений между менеджером и сотрудниками – лучший способ повысить производительность труда.


Школа человеческих отношений – направление в теории и практике менеджмента, в рамках которого считается, что удовлетворение основных потребностей сотрудников является главным фактором повышения производительности их труда. Успех руководства определяется умением найти актуальную потребность работника и обеспечить возможность ее удовлетворения в процессе работы (например, решив сложную проблему, достигнув высоких результатов, уважения коллег) или в результате хорошего выполнения заданий (например, получив достойное вознаграждение и приобретя на него желаемую вещь).

Сторонники концепции человеческих ресурсов сохраняли интерес к участию работников в принятии решений и тактичному руководству, но концентрировали основное внимание на выполнении сотрудниками повседневных заданий. Концепция человеческих ресурсов сочетает концепцию организации трудовых заданий с теориями мотивации: работа должна быть спроектирована так, чтобы она не воспринималась сотрудниками как бесчеловечная или бессмысленная, но позволяла им полностью раскрыть свой потенциал. Двумя наиболее крупными теоретиками в этой области стали Абрахам Маслоу (1908–1970) и Дуглас Мак-Грегор (1906–1964) (теория Х и теория Y).

Основные положения теории Х:

• Среднему человеку свойственно с неприязнью относиться к работе и избегать ее, насколько это возможно.

• Поскольку для среднего человека характерна неприязнь к работе, большинство сотрудников нужно принуждать, контролировать, приказывать или угрожать наказанием, чтобы заставить их приложить необходимые усилия для достижения организационных целей.

• Средний человек предпочитает, чтобы его работа регламентировалась четкими директивами, он стремится избежать ответственности, имеет сравнительно невысокое честолюбие и превыше всего ставит стабильность.

Основные положения теории Y:

• Затрата физической и психической энергии в процессе работы – столь же естественное явление, как игра или отдых. Средний человек в действительности не испытывает неприязни к работе.

• Внешний контроль и угрозу наказаний нельзя рассматривать как единственно возможный способ заставить работника приложить достаточные усилия для достижения организационных целей. Человек стремится самостоятельно определять направление своей деятельности и осуществлять самоконтроль, чтобы достичь организационных целей, с которыми он согласен.

• Средний человек обучается при соответствующих условиях не только чтобы взять на себя ответственность, но и чтобы расширить ее.

• Способность проявлять относительно высокий уровень воображения, изобретательности и творчества в решении организационных проблем характерны для очень многих людей.

• В условиях современной производственной жизни интеллектуальный потенциал среднего человека реализуется лишь частично.

Суть теории Y заключается в том, что организации могут получать большую выгоду за счет использования воображения и интеллекта всех своих сотрудников. Работники хотят осуществлять самоконтроль и содействовать достижению организационных целей, если для этого созданы условия. Немногие компании в наши дни руководствуются теорией Х, и очень многие пытаются применить на практике положения теории Y.


Бихевиористский подход (школа поведенческих наук) – подраздел гуманистического направления в менеджменте, который применяет социальную науку в организационной среде, базируясь на экономике, социологии, психологии и других дисциплинах.

По мнению сторонников бихевиоризма, принципиально поведение животных и людей одинаково и осуществляется по схеме S-R (стимул – реакция), причем реакция определяется только стимулом, а понятия осознания, переживания, страдания и другие субъективны, являются продуктами самонаблюдения и не могут рассматриваться как научные. Правда, человек сложнее, чем животное, но учение Павлова о рефлексах можно перенести и на человека. Правильно подобранными стимулами можно получить любую систему поведения. Нужно давать стимулы и подкреплять правильное поведение, и произойдет его закрепление.

Путем манипулирования элементами внешней среды и подкрепляющими воздействиями «…можно сделать из ребенка врача, юриста, художника, главу торговой гильдии и даже вора-попрошайку, независимо от его талантов, склонностей, психических тенденций, способностей, призвания и расы, к которой принадлежали его предки»12.

На основе достижений бихевиористов развивается рекламное дело, теория и практика обучения, стимулирования, поэтапного закрепления навыков, многие школы воспитания. В данной концепции имеет место редукционизм, то есть упрощение, и механицизм в трактовке явлений.

Теория не является абсолютной, и ряд экспериментов и наблюдений доказывает это. В конечном счете, эксперименты показали, что между стимулами и реакцией стоит еще что-то, поскольку реакция на одинаковые стимулы оказывалась разной у разных индивидов. Так, голубя, привыкшего получать пищу после стука клювом в окно, никак нельзя было отучить стучать в окно, если он хочет получить пищу. Даже крысы в опытах Э. Толмена при бегании по лабиринту демонстрировали формирование чего-то, что он назвал «когнитивной картой»: крысы, не получавшие подкрепления в поисках правильного пути, находили его быстрее, чем получавшие такое подкрепление. Это «что-то» у человека – цель, ожидание, когнитивная карта мира, знак и т. п. Необихевиористы назвали это «промежуточными переменными» и включили их в схему: SI-R (стимул – промежуточные переменные (индивидуальные особенности, «черный ящик» личности) – реакция). Б. Скиннер предположил, что реакция определяется не стимулами, а вероятными последствиями поведения, поэтому управлять поведением нужно, положительно подкрепляя, вознаграждая, повышая вероятность движения по пути, где результат в прежнем опыте связан с вознаграждением. На этой основе построена идея программированного обучения, предусматривающая пошаговое овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Существует и мотивационная теория ожиданий В. Врума.

Обратим еще раз внимание на то, что модель промежуточного звена I в сознании индивидов, оказывающих влияние на поведение других путем стимулирования (желая получить ожидаемую реакцию), может быть разной.

Школа поведенческих наук сосредоточилась на методах налаживания межличностных отношений, способах повышения качества рабочей силы и достижении на этой основе повышения эффективности функционирования организации.

printpiter.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о