Группа в психологии это – Что такое социальная группа. Структура и психологические особенности группы людей

Лекция 6. Психология групп

Общество состоит из социальных групп, представляющих собой устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами. Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.

Большие группы – общности людей, существующие в масштабах страны, государства и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности:

  • они постоянно развиваются и совершенствуются;

  • они имеют свои сугубо специфические интересы;

  • они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешние взаимодействие;

  • они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.

Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Обычно различают классы, этносы (нации), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать средними социальными группами.

Малые группы – небольшие общности, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.

Микрогруппы – группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.

Организованные группы – группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.

В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, или существующими непродолжительное время. Психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях, обычно называют массовидными, т. е. возникающими стихийно в общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов.

Кроме того, различают психологические механизмы, с помощью которых строится взаимодействие, общение и взаимоотношение людей в группах. К ним относят подражание и заражение. Подражание – это психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей.

Заражение представляет собой психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.

Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеют заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий.

Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными.

Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченности и т. д. Обычно их называют

коллективами.

Референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.

Реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.

Условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.

Первичные группы – группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми.

Вторичные группы –

это группы, состоящие из ряда первичных. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.

Психологические явления в группах можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к конкретным общностям, по устойчивости, по степени осознанности и т. д. Основополагающей и методологически более значимой выступает их классификация по принадлежности людей к различным социальным группам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их функционирования.

Кроме того, следует помнить, что в основе всех психологических явлений в обществе лежат общесоциальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения людей. В ходе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода социальные связи, расширяя рамки и границы этих процессов. Без правильного понимания их специфики нельзя хорошо понять психологию людей.

К психологическим явлениям, возникающим в группах относят: общесоциальные процессы, явления и процессы, возникающие в больших, малых группах и в неорганизованных общностях, явления, относящиеся к личности.

Общесоциальные процессы представляют собой феномены, которые обеспечивают проявление психологии многих людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам. К ним относят: взаимодействие, социальную перцепцию, взаимоотношения, общение.

Взаимодействие – это процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

Социальная перцепция (синоним: социальное восприятие) – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Общение – это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.

Групповых лидеров подразделяют на виды по социальной природе их авторитета (различают традиционного, бюрократического и харизматического лидеров), по отношению авторитета к людям (различают авторитарного и демократического лидеров), по отношению к политической системе (различают лидеров функциональных и дисфункциональных, конформистов и нонконформистов) и по стилю лидерства.

Традиционный лидер – лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае – носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречающимся в обществе (монархия).

Бюрократический (рационально-легальный) лидер – опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр).

Харизматический лидер – лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя готовым для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед.

Авторитарный лидер –

это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу.

Демократический лидер – лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышленников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество.

Функциональный лидер – лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности.

Дисфункциональный лидер – лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.

Лидер-знаменосец – лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет.

Лидер-служитель – лидер, отдающий всего себя полити­ческой деятельности во имя целей своей социальной группы.

Лидер-торговец – лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами.

Лидер-пожарный – лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности.

Лидер-актер (демагог) – лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем на деле.

Лидер-конформист (нонконформист) – лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.

studfiles.net

Тема: психология групп.

Цель: сформировать основное представление о малых и больших социальных группах, процессах межгруппового и внутригруппового взаимодействия.

План:

  1. Психология групп. Понятие группы.

  2. Классификация групп. Структура группы.

  3. Виды и структура малой группы.

  4. Психология больших социальных групп.

  5. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.

Текст:

    1. Психология групп. Понятие группы

Во всех определениях личности подчёркивается её принадлежность к обществу, её включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Макроуровень – это широкая социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы. Микроуровень – это ближайшее окружение личности – семья, друзья, коллеги, соседи и пр.

Являясь членом группы, человек выполняет ту или иную социальную роль, которая трактуется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствие с его социальной позицией, т.е. роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических свойств.

Классификация ролей.

  1. Приписанные (обусловлены дифференциацией людей по половому признаку – гендерные роли).

  2. Достигнутые (выполняются в той или иной профессиональной области).

  3. Специфические (взаимоотношения на основе особых четко ограниченных целей).

  4. Диффузные (не имеет особой специальной направленности).

Итак, группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

    1. Классификация групп. Структура группы.

Классификация групп.

1. Первичные и вторичные группы. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицо к лицу» и её члены объединены эмоциональной близостью (семья, друзья). Вторичные группы – характеризуются безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Члены такой группы объединены с целью получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды (профсоюз, политическая партия).

2. Формальные и неформальные. В основу этого деления кладётся характер структуры группы. Под структурой имеется ввиду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Формальная группа характеризуется обеспечением выполнения определённых официальных задач. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.

Классификация групп:

1. По размеру:

1) большие

2) малые

3) микрогруппы (диады, триады)

2. По общественному статусу:

1) формальные

2) неформальные

3. По непосредственности взаимосвязей:

1) реальные (контактные)

2) условные

4. По уровню развития:

1) низкого уровня развития (ассоциации, диффузные группы, корпорации)

2) высокого уровня развития (коллектив)

5. По значимости:

1) референтные

2) группы членства

Функции групп.

  1. Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.

  2. Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку.

  3. Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми.

  4. Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.

Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является её размер и численность. Группа начинается с диады (соединение двух лиц). Диада представляет собой специфическое человеческое образование: межличностные связи отличаются большой прочностью и принадлежность к диаде вызывает более высокую степень удовлетворённости её членов; хотя диаде свойственна особая хрупкость, т.к. любая другая группа может существовать, если лишается одного из её членов, чего нельзя сказать о диаде. Группа, состоящая из трёх лиц – триада. Триаде также свойственна специфичность, т.к. каждый из её членов может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или стремиться к её разъединению.

Малая группа – это группа, которая состоит из небольшого числа лиц (от 2-х до 10), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые проявляют удовлетворённость своим взаимодействием, которое осуществляются на основе сравнительно частых непосредственных контактов (лицом к лицу).

Группа, состоящая из 30-40 человек и больше – большая группа. Характеризуется непостоянством неформальных контактов, и внутри такой группы может возникать несколько неофициальных подгрупп.

Факторы, влияющие на структуру группы.

  1. Цели группы

  2. Степень автономности группы

  3. Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы

  4. Величина

studfiles.net

Психология групп

Группа — звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик (Р. Л. Кри-чевский, 3. М. Дубовская, 1991, с. 7).

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей: 1) некоторая продолжительность существования, 2) наличие общей цели или целей, 3) взаимодействие членов группы, 4) развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры, 5) осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе (Taylor Н. F., 1970).

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Лидер (от англ. leader — ведущий) — а) за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях, б) играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, в) обычно выдвигается стихийно, г) может не иметь официальных прав и обязанностей в группе, д) ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных, е) в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями, ж) не несет официальной ответственности за состояние дел в группе (Краткий психологический словарь, 1985, с. 161-162).

Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего — инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация — следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.

Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство. Руководитель — а) обычно назначается официально, б) ему официально предоставляются некоторые права и обязанности, в) обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных, г) представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне, д) несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

Основные функции руководителя: 1) организация и контроль деятельности подчиненных, 2) принятие решения, 3) представительство во внешней социальной среде, 4) воспитательная функция, 5) экспертно-консультативная функция.

Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом (Р. Д. Кричевский, Е. М. Дубовская, 1991, с. 176). Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Для изучения структуры группы используется социометрическая методика

psyera.ru

5. Понятие о группе в психологии, классификация групп.

Общение или взаимоотношения людей происходят в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп:

1. Условные и реальные;

2. Постоянные и временные;

3. Большие и малые.

Условные группы объединяются по определенным признаку (пол, возраст, род профессии и т. д.). Люди, включенные в такие группы, не имеют прямых отношений между, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встретятся друг с другом.

Реальные группы существуют как в общности, в определенном пространстве и времени и характеризуются тем, что ее члены связаны между собой определенными взаимоотношениями. Различаются по величине, внешней и внутренней организации, своему назначению.

Малые группы — достаточно устойчивое объединение людей, связанные взаимными контактами. Состав от 3 до 15 чел.

Классификация групп по Андреевой:

1. условные;

2. реальные:

-лабораторные,

-естественные:

+большие:

*организованные,

*неорганизованные;

+малые:

*становящиеся,

*коллектив.

Коллектив — устойчивые во времени организационная группа людей, взаимодействующих между собой со специфическими формами управления, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой, формальными и неформальными взаимоотношениями между ее участниками.

Классификация.

В зависимости от близости и глубины, складываемых отношений: 1)малая; 2)большая. Малая группа — относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами (от 2 до 40 человек).

По принципу и способу образования: 1)реальная; 2)условная. Условная группа — номинальная, т.е. реально не существующая. Официальная — группа, существующая на основе официальных документов.

По признаку отношения личности к нормам группы. Референтная (эталонная группа) — группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности.

Этапы развития группы.

Диффузная (очередь в магазин, молодежь на дискотеке).

Ассоциация (студенческая группа в первые месяцы образования).

Коллектив.

Корпорация (объединённая группа, круг лиц одной профессии, одного сословия)

Понимание малой группы — это небольшое по размеру объединение людей, объединенных общей целью и которые могут контактировать между собой. Количественная характеристика: нижняя граница — 2−3 человека, верхняя — 20−25. Наиболее оптимальная группа 7±2.

Качественная характеристика: контактность группы — способность каждого члена группы беспрепятственно контактировать друг с другом целостность социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу.

В группе малой численности (3−4) быстро развивается групповой эгоизм (к другой группе), развивается феномен «корпоративности», большая вероятность психической несовместимости членов группы, большая вероятность появления пресыщенности общением. В группе большой численности (> 15) происходит деление на микрогруппы, отношения складываются между микро группами.

Содержательные характеристики малой группы: 1)групповые свойства (сработанность, организованность и др.) 2)групповые процесс (лидерство, групповое принятие решений и др. 3)групповые состояния (социально-психологический климат, атмосфера) 4)мотивационные установочные характеристики малой группы (мотивы, установки, интересы, задачи, цели)

Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

1)Формальная — официально закрепленные отношения. Определяется формальными предписаниями (должностными инструкциями и др.)

2)Неформальная — отношения сложившиеся на неофициальном уровне. Реально складывающаяся структура связей, коммуникаций и влияния.

3)Социометрическая — совокупность связей между членами, характеризуемых взаимным предпочтением и отвержением по результатам социометрического теста (в основе лежит эмоциональные отношения)

4)Коммуникативная — совокупность связей между членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

5)Ролевая — совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними ролей, т.е. типичных способов поведения, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса

6)Социальной власти и влияния в малой группе — совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. (типы: вознаграждение, принуждение и др.)

Внеформальные (фактически реально действующие формальные отношения — пример: должность ген. директора выполняет его заместитель)

Полуформальные (среднее между формальными и неформальными) — друзья организуют фирму

Виды малых групп:

1)лабораторные (специально создаваемые для решения задач) и естественные (существующие независимо от воли исследователя)

2)формальные и неформальные

3)первичные (далее не делимые по формальным признакам) и вторичные (объединяют несколько первичных групп)

4)временные (до года) и стабильные (постоянно существующие)

5)референтные (мнение которой для нас значимо) и членства (группа, членом которой мы являемся)

Большая социальная группа, объект исследования

Значение исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы.

Виды БСГ: Основой деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае — группы существуют независимо от сознания и воли людей. Во втором — сознательное объединение людей. По времени существования: длительно существующие (нации, классы) и коротко существующие (митинги, толпа) По хар-ру организованности (партии, союзы) неорганизованности, возникающие стихийно (толпа) и организованные сознательно (партии)

БСГ интегрируется по объективным (социально-демографические показатели) субъективным (партии) объективно-субъективным (комитет солдатских матерей) основаниям

Уровни интеграции БСГ: 1)типологический (домохозяйки) — нет единства по социально-психологическим показателям, не относят себя к группе 2)идентификационный (человек ассоциирует себя с той или иной группой) 3)установочная солидарность (готовы действовать в совместной деятельности) 4)непосредственной совместной деятельности

Факторы, определяющие уровни интеграции: 1)степени однородности-разнородности (чем более однородна, тем выше уровень интеграции) 2)Эмпиричные характеристики БСГ (позволяет отделить одну группу от другой) 3)внутри и межгрупповые коммуникации 4)социальная мобильность БСГ (при высокой вероятности перехода в другую группу, снижается интегрированость БСГ

Свойства БСГ: 1)активность — пассивность БСГ 2)открытость — закрытость (для вхождения в эту группу) 3)целенаправленность-бесцельность 4)интегрированность — дезинтегрированность

studfiles.net

Психология групп

1. Группы: их виды, размеры, структура.

2. Развитие группы. Общие качества группы.

3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

Вывод

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Я выбрал эту тему потому , что эта тема более приемлима мне в том плане , что мне приходится буквально каждый день общатся нетолько с личностями но и с группами людей , а также раскрытие этой темы поможет мне в дольнейшем общатся с группами людей при работе инженером либо при службе в армии , в офицерской должности.

Цель работы : Отобразить всю глубину общественной значимости , совместной деятельности группы людей.

1. Группы: их виды, размеры, структура.

«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».* С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные — К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это — семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, — это вторичная группа. А одна команда — первичная группа.



Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.





Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология, с. 194»:

Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют объект исследования в социальной психологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы — диады и группы — триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

· социальные классы;

· различные этнические группы;

· профессиональные группы;

· возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы — до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

2. Развитие группы. Общие качества группы.

Непосредственно общие качества группы:

1.Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

2.Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3.Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов.

4.Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5.Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составлящих ее личностей.

6.Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

· направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

· организованность — реальная способность группы к самоуправлению;

· эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

· интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

·волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д.. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех.* По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социльно-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.

Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристик определенных групп людей: характер общественных

изменений, преобразований, непосредственное участие в революционных движениях, сложные процессы формирования общественного мнения.

3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней(моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:

1. Диффузная группа — в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

2. Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

3. Корпорация — взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

4. Коллектив — взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.

До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны — установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.

Как признание этого факта — термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой ( Современная зарубежная СПС — с. 197).

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах.

+ - положительное в личности и межличностных отношениях

— - отрицательное в личности и межличностных отношениях

¯ — поворот отношений в любую сторону

« — отношения.

Это пример взаимоотношений в микрогруппе — диаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.

По этой причине более представительной моделью отношений является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе триаде. Их возможные варианты:

ВЫВОД

Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» — Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае — группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

1. внегрупповые (физические и социальные)

2. внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

3. внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)

4. внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985.

2. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979.

4. Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.: Политиздат. 1975.

5. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 1991.

6. Вопросы психологии. 1971, № 9

* Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М. Просвещение, 1991, с.161.

* Г.М. Андреева Социальная психология, М. 1974, с.195.

prioslav.ru

Понятие группы в психологии

Добрый день, посетители и читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вы задали следующий вопрос, что принято понимать под термином «группа», с точки зрения современной психологии?
 
Стоит отметить, что для начала важно сказать, что наука психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ГРУППА.   

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ГРУППА — это немногочисленная группа людей (от 3 до 16 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, каким-то делом, проектом и т.п.

 
Какое же значение имеет группа в обществе в целом? Так, основными критериями выделения таких типологий могут выступать:
— количество человек в группе;
— общественный статус;
— уровень развития.
Также заметим, что по общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные группы и группы членства. Наиболее употребительные типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.
 
Дополним, что по уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплочённости, а также группы высокого уровня развития:
— диффузная группа – общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентационное единство, нет организованной совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников.
— ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.
— корпорация – организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства.
Полагаю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и объяснить наглядно.
Желаем удачи и успехов!

ru.solverbook.com

Классификация групп в психологии — Общая психология Библиотека русских учебников

. Межличностные отношения — это субъективные связи и отношения, которые существуют между людьми в социальных группах. Группой называют общность людей, объединенных многочисленными и разнообразными более или менее устойчивыми связями. Сам термин»группа»- итальянского происхождения. В эпоху. Возрождения в. Западной. Европе так называли совокупный ность объектов на картинах художников. Затем этим термином стали обозначать конкретную совокупность людей, объединенных общей целью, идеей, трудоустройствоідеєю, працею.

Особое внимание в социально-психологическом изучении групп уделяют взаимоотношениям, которые в них состоят. Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике — в том виде, в котором они сфор рмувалися на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае, анализируют особенности существующей системы отношений, в другом — законы их преобразования и развития. Эти два подхода часто сочетаются, взаимно дополняют друг другаого.

Впервые термин»групповая динамика»использовал. К. Левин в статье»Эксперименты в социальном пространстве»(1939). Феномен групповой динамики в социально-психологической литературе нет однозначного определения. М. Мы будем рассматривать.. Ми будемо розглядати групповую динамику как совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс с, рассказали.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов: целые группы, нормы группы, структура группы и проблемы лидерства, фазы развития группы

Групповая динамика имеет несомненный интерес для психологии, поскольку, научившись управлять механизмами, можно разрабатывать и эффективно применять в учебно-воспитательном процессе специальные технологии формирования, развития и изменения личности и общественных форм деятельности, а также решать проблемы налаживания межличностных отношений в группа.

Особенности протекания процессов групповой динамики и психологические характеристики межличностного взаимодействия в группах позволяют классифицировать их на определенные виды

По формой существования группы бывают условными и реальными (контактными). Условная группа образуется по определенным внешним признакам, критериям, ее члены не взаимодействуют как некое более или менее устойчивое объединение (скажем, все отличники старших классов средней школы, все фермеры района, символическая сборная мира по футболу и т.д.). Отдельные члены таких условных групп могут быть знакомы друг с другом, иметь определенные межличностные отношения, даже поддерживать дружеские отношения, но все они не взаимодействуют как целое, как единое автономное, в определенном смысле, объединениюя.

Члены реальных, контактных групп сплоченные первую очередь именно общей взаимодействием, как определенное объединение. К контактных групп относятся малые группы. Во малыми группами понимают относительно устойчивое, немногочисленное по с составом, связано общей целью объединения людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами. Все, кто относится к ним, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе достижения той или иной цели. Количество членов малой группы, естественно, не может быть меньше двух и не должна превышать 30-40 осиосіб.

Примером таких групп может быть семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда и т.д.. Один человек, конечно, может входить в несколько групп (например, школьник — член науковог го кружка, старший сын в семье, капитан спортивной команды, староста класса). Взаимоотношения в малых группах, обычно, жестко не регламентированы. В процессе внутренне группового взаимодействия одни члены группы могут предпочитать другим, оказывается в более тесном общении; их коммуникативные контакты окрашены преимущественно положительными эмоциями и существуют на личностной или деловой основе. Такое объединение нази вают первичным кругом общения, или микро-группой. Эмпирический опыт показывает, что состав такого объединения не превышает 2-7 человек. Члены таких объединений одновременно остаются и членами малой группы и более или менее тесно взаимодействуют с остальными ее учасникисників.

По способом создания группы делят на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные). Официальные группы создаются на основании приказа, распоряжения, штатного расписания, юридического акта. Например, состав кафедры высшего учебного заведения, личный состав воинского подразделения формируются в соответственно за приказами ректора и командира воинской части. Состав студенческой академ-группы — по распоряжению декана; брачные отношения супругов регламентируются юридическим актом т.п.. В т аких группах четко регламентировано количество ее членов, а в некоторых случаях — и длительность существования. Скажем, вполне понятно, что длительность существования студенческой группы ограничивается временем обучения в вы щому учебном заведенииаді.

Неофициальная группа возникает на основе единой направленности психологической мотивации — симпатий, убеждений, признание авторитетности, компетентности отдельных личностей в конкретных видах деятельности, определенных увлечений в свободное от работы ча.

Асоциальные группы, нормы поведения и деятельности которых противоречат общественно одобряемым ценностным ориентациям, в основном являются неофициальными, неформальными. Действительно, было 6 бессмыслицей предполагать, что где-то бы был издан приказ о создании группы воров, грабителей, наркомановв.

Отметим, что разделение групп на официальные и неофициальные носит условный характер. Дружная семья одновременно является официальной и неофициальной группой; сторонники политической партии часто создают совершенно официальные ее. Осере едкий, члены школьного класса, студенческой группы чаще поддерживают между собой тесные эмоциональные неформальные отношения, т.е. одновременно являются неформальными, неофициальным группами.

Психологические исследования межличностных отношений в группах и особенности их функционирования позволяют выделить три вида групп в зависимости от уровня сплоченности их членов

. Первый уровень сплоченности — диффузная группа (по другой терминологии — конгломерат). Она почти не сплоченная; существует чаще короткое время, состав членов — случайный; доминируют простые взаимоотношения по типу симпатий-антипатий цель функционирования ния такой группы точнее назвать общей, а в равной, ибо для ее достижения, как правило, не требуется тесной интеграции и взаимодействия (напр, очередь за билетами в кино, на концерт). У членов диффузной декабря. УПИ практически всегда отсутствует единство глубинной мотивации деятельности. Один покупает билеты на концерт, потому что любит искусство, другой — чтобы как-то скоротать свободное время тощ тощо.

. Второй уровень сплоченности — ассоциация (по другой терминологии — кооперация). Группа сплоченная, имеет постоянный основной состав, существует на протяжении длительного времени. В ней присутствуют как отношения типа симпатий-антипатий, так и деловые, практически с всегда существует межличностный ролевое распределение, который помогает эффективно осуществлять совместную деятельность. Межличностные отношения в такой группе косвенные личностное значимым для каждого ее члена содержанием групповой деятельностисті.

Главная особенность ассоциации (кооперации) заключается в том, что ее члены имеют общую цель, достижение которой постоянно требует тесной интеграции и взаимодействия (напр, функционирования творческой группы ученых, я которая решает ту или иную сложную научную проблему).

Мотивация основного вида деятельности у членов ассоциации (кооперации) совпадает далеко не всегда. Скажем, в школьном классе одни ученики хорошо учатся, потому что их интересуют знания и привлекает прежде ев вристичний аспект обучения, другие — потому что планируют поступать в вуз, третьи — через принуждение со стороны родителей. Понятно, что такая группа будет стремиться достичь поставленной цели — получить хорошие знания, однако разногласия в глубинной личностной мотивации не позволят достичь высочайшего уровня групповой сплоченности по причине слишком больших различий в силе и качеству эмоциональной стимул яции в основном виде деятельности — обучениені.

. Третий уровень сплоченности — высокий. В традиционной терминологии — коллектив (по AB. Петровским). В такой группе межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Коллектив имеет все т те признаки, что и ассоциация, но высокий уровень сплоченности обеспечивается доминированием совпадения общественно значимой (о социальной) мотивации членов группы по основному виду деятельностиості.

К третьему уровню сплоченности относится и корпорация — высокоорганизованная группа, которую отличают замкнутость на собственных групповых интересах, максимальная централизация и авторитарность руководства. Время сто такая группа противопоставляет себя другим социальной общности, исходя из узко корпоративных интересов. К таким группам можно отнести объединение предприятий-монополистов, криминальные объединения, секты с антигуманной, анти человечной направленностью тощщо.

Понятно, что самые сложные общественные проблемы эффективно способны решать группы третьего уровня сплоченности с социально-одобряемыми ценностных ориентаций — коллективы

Среди различных видов групп отдельно выделяют референтную группу. Референтная (эталонная) группа — это реальная или условная (воображаемая) группа, взгляды, нормы которой являются образцом для личности. Личность пытается входить в контактную, референтную для нее группу, нормы, ценностные ориентации которой она признает, поддерживает и считает оптимальными. Тогда субъект не только сам придерживается этих норм, но и побуждает к аналогии ческой поведения других. Бывает так, что юноша является учеником школьного класса, дружит с одноклассниками, но референтной для него — есть группа друзей из микрорайона, в котором он живет, или спортивная команда, в которую в др. входитдить.

Иногда референтная группа является условной. Например, для подростка, такой может быть воображаемая группа»крутых парней»- кино герои боевиков или»звезд эстрады»и т.п.. Чаще такие группы выбирают для себя замкну ути, некоммуникабельны, иитровертовани челі, іитровертовані люди.

Социально-психологическую основу всех отношений, которые складываются в группе образуют принятые в ней нравственные ценности и нормы. Ценностями является то, что в этой группе наиболее значимое, важное, ценное. С моральных эти инность обычно вытекают те нормы, которыми в своих отношениях руководствуются члены группы. В управлении деятельностью группы, нормы выполняют ряд важных функций существенные из них — регулятивная, оценочная, с анкцийна стабилизационныеійна.

Регулятивная функция норм состоит в том, что они определяют поведение людей в группе и за ее пределами, задают образцы их взаимодействия и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к членам у этой группы самими ее участникам.

Соответствие поведения человека принятым в группе нормам существенно влияет на ее положение в системе отношений этой группы. Влияние это многогранный: с одной стороны, если человек придерживается устоявшихся и дейст нятих в группе норм, то ее авторитет повышается, с другой — признание значимости человека, повышение ее статуса влияет на других членов группы. От этого частично начинает зависеть и сама совокупность норм и отношений, которые складываются в групппі.

Представление о правильности или неправильности групповых ценностных ориентаций и норм определенной степени относительное. Оно бывает разным и у людей, которые эту правильность определяют. То, что кажется безусловно правильным учителю, может не показаться таким ученикам и наоборот. У младших школьников свои понятия о ценностях, обычно, отличаются от того, что ценят старшие ученики или взрослые люди. Поэтому в каждом конкретном случае при определении групповых норм, их приемлемости или неприемлемости целесообразно предварительно уточнить субъекта, с позиций которого они оцениваютсяться.

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов группы, обычно, осуществляется и через официально назначенных руководителей, и через неофициальных лидеров, имеющих автор паритета и высокий статус в группе. Авторитет лидера в группе бывает не менее значительным, чем авторитет руководителя. В жизни любой группы немало таких моментов, когда нужно убеждать, а не приказывать, проси ты, а не распоряжаться, и здесь лидер незаменим. В роли лидеров могут выступать и официальные руководители групп, хотя на практике это случается редко, потому что качества лидера и руководителя, их внутренне игру сооб функции могут не совпадают или даже быть противоположными. Далеко не все руководители, которые успешно справляются с»деловыми»функциями, так же успешно могут справиться с проблемами межличностных отношений в группе. Это обстоятельство и требует наличия в группе лидера наряду с официальным руководителемйним керівником.

Особое внимание, в социально-психологическом изучении групп и коллективов уделяется взаимоотношениям их членов в процессе развития группы взаимоотношения в ней закономерно изменяются. На начальном этапе группового о развитии они бывают относительно безликие, при неблагоприятных условиях могут становиться конфликтными, а при благоприятных — превращаться в коллективистские. Все это происходит за сравнительно короткое время, в течение м которого сами индивиды, образующие группу, не могут измениться как личностисті.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, особые преимущества и недостатки. То, какой стороной, отрицательной или положительной, она выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального вот точ, от особенностей группы, в которую она включена в данный момент времени. Другими словами, поведение человека в группе определяется не только его личностными чертами, и особенностями групппи.

Замечено такую ??закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, то благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть гор ршого. И наоборот, чем ближе в своем развитии группа находится в корпорацию, тем больше возможностей она обнаруживает для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением к ращих личностных устремленийь.

Исследуя малые группы, психологи часто убеждались в том, что познание психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений людей позволяет повысить эффективность групповой работы. Социально-пс сихологични характеристики группы можно разделить на два класса: формальные, те описывающих структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей, и содержательные, непосредственно. Показ ають взаимоотношения в этой группе: нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерствоо.

Вопрос об эффективности групповой работы психологи предлагают решать так. Если взять за пример вопрос успешной деятельности ученического и педагогического коллективов, то во внимание берут три основные кр ритерии эффективности групповой деятельности: образовательный, профессиональный и воспитательный. Первые два критерия отражают специальные задачи, стоящие перед группами людей, работающих в сфере образования, а третий является с агально социальным. Все три критерия соответствуют основным целям, которые общество ставит перед системой образования. Соответствие общеобразовательном критерия школьного класса на практике можно проверить уровнем овладения содержанием общих учебных дисциплин, по имеющимся у учащихся знаниями, выходящие за рамки школьной программы, по культуре их поведения в целом. Профессиональному критерию соответствует готовность учащихся к выбору и успешной реализации будущей профессии. Уровень нравственного воспитания определяют по убеждениям, идеалами, моральными ценностями, нормами, которые реализуются в конкретной по вединци. В каждом отдельном случае для конкретной группы можно ввести дополнительные критерии определения эффективности ее робот роботи.

Существенное значение для успешной работы группы имеют и личностные отношения, в ней сложились. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональный фон межличностных контактов, другие формы взаимодействия й и взаимоотношений по-разному отражаются на эффективности групповой работы. Положительные эмоциональные взаимоотношения членов группы обуславливают их успешной совместной работе. Однако в группах разного уровня с оциально-психологической зрелости эти взаимоотношения проявляют себя по-разному. При выполнении сравнительно простых задач, которые являются привычными для членов группы и не требуют от них больших совместных усилий, не вызывают эмоционального напряжения, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. Если же группе нужно выполнить необычные задания, требующие сложных, согласованных действий, скоординированных их усилий, порождающие повышенную напряжение, то лучше в работе проявляют себя более развитые в социально-психологическом плане группгрупи.

Успех работы группы зависит и от организации ее деятельности. Существует несколько форм организации:

— коллективно-кооперативная, основана на тесном взаимодействии и взаимозависимости участников группы в работе;

— индивидуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каждого;

— скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты работы с деятельностью других участников группы

Выбор той или иной формы организации совместного труда обусловлен двумя факторами: задачами, стоящими перед группой и уровнем ее социально-психологической зрелости основном, за исключением некоторых индивидов идуально-сложных, творческих видов труда, предпочтение отдают коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Она обладает потенциально максимальным нададдитивним эффектом, то есть лучше моб лизирует интеллектуальные, эмоциональные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, обработки информации и принятия оптимальных решений. Эта форма организации работы лучше предупреждает и возможность появления ошибочных решений. При сложной творческой работе преимущество имеют индивидуальная и скоординированная формы организации совместной деятельности, эпизодически сочетаемые с коллективно-кооперативной форм й организации рабораці.

uchebnikirus.com