Группа методов к которой относится социальный эксперимент называется – Социальный эксперимент.

Ответы к тестам-Акт пробл юр науки

Ответы к тестам по предмету: «Актуальные проблемы юридической науки»:

Официальный правовой документ, содержащий государственно-властное предписание компетентного органа в результате разрешения конкретного дела, называется  — акт применения Чрезвычайное положение на всей территории страны может вводиться…  — до 30 суток Бланкетная диспозиция содержит  — ссылку на иной правовой акт Соответствие вида и правового статуса субъекта: Авт обл – Национально-территор образ Республика — Государство Край — гос-террит образов Юридические факты — это  — конкретные жизненные обстоятельства Юридических факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права — это  — наводнение, повлекшее гибель застрахованного имущества

В зависимости от степени распространения основные права и свободы делятся на: —  индивидуальные  — коллективные Представителем теории насилия является  — Каутский К видам функций права относятся  — охранительная Правонарушения, в зависимости от степени общественной опасности, подразделяются на  — преступления и проступки Теория доказательств использует следующую презумпцию — невиновности Неправомерный юридический состав образует  — состав правонарушения Отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов специальных и профилирующих отраслей, является  — предпринимательским Государственное управление в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями осуществляет…
 — МИД России Под благами человека понимается: — все то, что способно удовлетворить потребности и интересы человека Характерной чертой охранительной функции права является  — влияние на волю субъектов угрозой санкции, установление запретов, реализация юридической ответственности Условиями приёма в гражданство Российской Федерации являются:  — проживание на территории России на законах основаниях в течение пяти лет непрерывно  — отказ от принятого гражданства иностранного государства Каждый гражданин РФ обязан иметь паспорт с … лет
 — 14 Теоретическое направления, определявшее право через юридическую деятельность, называется  — социологическое Правоотношения по субъектам делятся на — относительные и абсолютные Соответствие теорий происхождения права и их сторонников: Савиньи – историческая школа права Новгородцев — историческая школа права Гоббс — естественно-правовая теория Неолитическая революция означает — переход к производящей экономике Соответствие представителей и теорий происхождения государства: Дюринг – насильственного происхождения Радищев – договарная Г.Гроций — договарная
Нормативно-правовые акты о правах человека первого поколения:
— Конституция 1993 г. Кумулятивные санкции предполагают — применение нескольких санкций различного рода Края, области, города федерального значения принимают: — свои уставы — законы субъекта Российской Федерации

Теоретическое направления, определявшее право через юридическую деятельность, называется

Выберите один ответ:

социологическое

историческое

марксистское

теологическое

естественно-правовое

Основа права, отражающая его истинную природу и назначение в обществе

К функциям права относится

Выберите один ответ:

декларативная

абсолютная

принудительная

охранительная

Группа методов, к которым относится cоциально-правовой эксперимент называется:

Выберите один ответ:

общефилософские

частно-правовые

общенаучные

частнонаучные — под вопросом

Гипотезы правовых норм могут быть

Выберите один ответ:

кумулятивными

запрещающими

простыми (под вопросом, т.к. они также могут быть кумулятивными).

императивными

Социальные регуляторы, для которых характерны общеобязательность, нормативность и формальная определенность

Выберите один ответ:

моральные нормы

правовые нормы

корпоративные нормы

обычаи и ритуалы

Часть юридической нормы, указывающая на определение последствий, которые должны наступить в случае нарушения диспозиции

Выберите один ответ:

превенция

гипотеза

санкция (под вопросом)

декларация

Элементы, из которых состоит регулятивная норма

Выберите один ответ:

гипотеза и диспозиция (под вопросом)

гипотеза и преамбула

диспозиция и санкция

гипотеза и санкция

Разделение территории государства на определённые части (районы, города и т.д.) — обозначает:

Выберите один ответ:

административно-территориальное устройство

национально-государственное устройство

национально-территориальное устройство

……………толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела

Каузитивное

Признаками социального государства является

Выберите один или несколько ответов:

демократизм формирования органов власти

многопартийность

социально ориентированная экономика

независимые СМИ

обеспечение достойного уровня жизни всех слоёв населения (под вопросом, т.к. наверное еще что-то надо добавить)

К функциям права относится

Выберите один ответ:

нравственная

обязывающая

уполномочивающая

регулятивная (под вопросом)

Деликтоспособность — это способность

Выберите один ответ:

нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения

(под вопросом)

быть носителем юридических прав и обязанностей

быть субъектом правоотношений

своими собственными действиями приобретать права и нести обязанности

Положение характеризующее Афинскую форму возникновения государства состоит в том , что государство

Выберите один ответ:

зарождается из классовых противоречий внутри общества (под вопросом)

возникает в результате завоевания обширных территорий

зарождается в связи с ирригационными работами

появляется вследствие имущественного разделения общества естественным путём

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии:

Выберите один ответ:

с региональным законом

с федеральным законом

с местными обычаями и традициями

с личным желанием

Разъяснение смысла юридических норм называется

Выберите один ответ:

задержанием

реализацией

применением

толкованием (под вопросом)

Юридические поступки — это действия, которые направлены на

Выберите один ответ:

правомерный результат

возникновение правовых последствий, но права и обязанности возникают в силу закона (под вопросом)

возникновение правонарушений

возникновение, изменение или прекращение правоотношений

Ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое государство:

Выберите один ответ:

административно-территориальные единицы

городское поселение

субъект федерации

территориальные образования с особым статусом

Юридические фикции — это

Выберите один ответ:

факты, которые не зависят от воли людей

заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица (под вопросом)

предположения, которые закреплены нормами права

(под вопросом)

действия, которые способствуют возникновению правоотношений

Общества, в котором мононормы являются правилами поведения

Выберите один ответ:

первобытного

буржуазного

рабовладельческого

социалистического

Правам человека присущи следующие признаки:

Выберите один или несколько ответов: (под вопросом)

зависят от объекта и от государственного признания

они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека

имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные

принадлежат от рождения

существуют объективно и не зависят от государственного признания

Основными признаками правоприменения является деятельность

Выберите один или несколько ответов: (под вопросом)

осуществляемая в определенных процедурных формах

по созданию правовых норм

по вынесению индивидуально-конкретных предписаний

результаты которой оформляются индивидуальным правовым актом

К категории политических прав и свобод гражданина в РФ относится:

Выберите один ответ:

право на объединения (под вопросом)

право на создание политических партий и участие в них

право на забастовку

Полномочия прокурора в защите прав граждан:

осуществляет надзор за деятельностью милиции, следственного комитета

осуществляет контроль за работой государственных предприятий, учреждений, организаций

осуществляет проверки на предприятиях и в учреждениях

защищает права граждан, связанных с неправомерными действиями органов государственной власти и должностных лиц, рассматривает жалобы и сообщения граждан, связанные с нарушением их конституционных прав (под вопросом)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Назовите официальную, поддерживаемую государством систему нормативного регулирования общественных отношений.

А. Мораль.

Б. Право.#

В. Традиции.

2. Назовите основные функции права.

А. Регулятивная.

Б. Охранительная.

В. Обе названные функции.#

3. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех действующих в данной стране (в данном государстве) юридических норм«.

А. Объективное право.#

Б. Субъективные права.

В. Правовая система.

4. Как называется право, принадлежащее конкретному лицу? А. Юридическая обязанность.

Б. Субъективное право.#

В. Объективное право.

5. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобязательная нормативность и формальная определенность?

А. Для права (правовых норм).#

Б. Для моральных норм.

В. Для корпоративных норм (норм общественных организаций) .

6. Назовите общую для любых разновидностей социальных норм функцию.

А. Регулирование общественных отношений (путем воздействия на волевое поведение людей).#

Б. Регулирование моральных отношений.

В. Регламентация отношений в сфере правового регулирования.

7. Назовите способы (приемы) правового регулирования.

А. Декларация. Программа.

Б. Запрет. Дозволение. Позитивное обязывание.#

В. Рекомендации.

8. Подберите соответствующее понятие к данному определению: «Совокупность правовых средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения«.

А. Акты применения права.

Б. Юридические факты.

В. Механизм правового регулирования.#

9. Назовите основные элементы механизма правового регулирования.

А. Правопорядок и законность.

Б. Нормы права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, применение права.#

В. Формы правления и формы государственного устройства. 10. Каковы основные стадии процесса правового регулирования?

А. Правовая регламентация общественных отношений, возникновение юридических прав и обязанностей, реализация прав и обязанностей, применение права.#

Б. Стадия возникновения объективной потребности правового регулирования и законодательная инициатива.

В. Интерпретация правовых норм и юридическая квалификация.

11. Каково соотношение понятий «правовое воздействие» и «правовое регулирование«?

А. Понятие «правовое регулирование» — более широкое, чем «правовое воздействие».

Б. Эти понятия равнозначны по своему содержанию: регламентация юридически значимого поведения путем определения прав и обязанностей.

В. Понятие «правовое воздействие» шире понятия «правовое регулирование». Правовое воздействие включает все формы влияния права на общественные отношения, в том числе и идейно-информационное. Правовое же регулирование включает специфически юридическое воздействие, связанное с наделением субъектов юридическими правами и обязанностями.#

12. Подберите понятие к данному определению: «принятое судом решение, служащее ориентиром (эталоном) для решения аналогичных дел в дальнейшем«.

А. Акт толкования права.

Б. Нормативный правовой акт.

В. Судебный прецедент.#

13. К какому понятию следует отнести следующее определение: «Государственноофициальные способы выражения и закрепления норм, придания общим правилам общеобязательного юридического значения«?

А. К понятию «политические декларации».

Б. К понятию «моральные принципы».

В. К понятию «источники права».#

14. Подберите общий термин для обозначения понятий «судебный прецедент» и «нормативный договор«.

А. Акт толкования права.

Б. Источник (форма) права.# В. Акт применения права.

15. Какой нормативный правовой акт обладает высшей юридической силой?

А. Постановление правительства.

Б. Закон.# В. Указ президента.

16. Назовите характерные свойства (признаки) юридической нормы.

А. Общеобязательность.

Б. Формальная определенность.

В. Неперсонифицированность адресата.

Г. Все верны.#

17. Для какой социальной нормы характерна возможность применения государственного принуждения в случае нарушения?

А. Для обычая.

Б. Для нормы права.#

В. Для политической нормы.

18. Назовите элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности.

А. Презумпция.

Б. Юридическая фикция.

В. Диспозиция.#

9. Как называется элемент юридической нормы, указывающий на меры государственного воздействия на нарушителя правовой нормы?

А. Диспозиция.

Б. Санкция.#

В. Гипотеза.

20. Какой элемент правовой нормы раскрывает признаки ситуации, на которую она рассчитана?

А. Гипотеза.#

Б. Преюдиция.

В. Преамбула.

21. Назовите основной критерий деления системы права на отрасли.

А. Усмотрение законодателя (правотворческого органа).

Б. Предмет правового регулирования.#

В. Характер источников права.

22. К какому понятию следует отнести следующее определение: «Обособившаяся внутри системы права (относительно самостоятельная) система юридических норм, регулирующая качественно однородные общественные отношения«?

А. Комплексная отрасль законодательства. Б. Отрасль законодательства.

В. Отрасль права.#

23. Подберите понятие к данному определению: «Обособившаяся внутри отрасли права совокупность юридических норм, регулирующих сходные общественные отношения«.

А. Институт права.#

Б. Метод правового регулирования. В. Предмет правового регулированиям

24. Нормы какой отрасли права регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения? А. Нормы земельного права.

Б. Нормы финансового права.

В. Нормы гражданского права.#

25. Какое понятие определяется следующей дефиницией: «Возникающее в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности«?

А. Правонарушение.#

Б. Правоотношение.

В. Механизм правового регулирования.

26. Какой элемент правоотношения включает следующие три правомочия: 1) возможность определенного поведения управомоченного лица; 2) возможность требовать совершения определенных действий от обязанного лица; 3) возможность принудительного осуществления обязанности путем обращения в компетентные органы государства?

А. Субъективное право.#

Б. Объект правоотношения.

В. Юридическая обязанность.

27. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Предписанная лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера должного поведения, которой лицу необходимо следовать в интересах управомоченного».

А. Объективное право.

Б. Юридическая обязанность.#

В. Правовая ответственность.

28. У каких субъектов права одновременно возникают правоспособность и дееспособность?

А. У юридических лиц.#

Б. У физических лиц.

В. И у тех и у других.

29. Какое понятие подразумевается в данном определении: «Предусмотренная нормами права способность лично, своими действиями приобретать права и обязанности, а также осуществлять права и обязанности«?

А. Правоспособность.

Б. Дееспособность.#

В. Правосубъектность.

30. Что такое деликтоспособность?

А. Это способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки.

Б. Это предусмотренная нормами права возможность иметь субъективные права и юридические обязанности.

В. Это предусмотренная правовыми нормами способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.#

studfiles.net

Социальный эксперимент

Экспериментальная психология стала самостоятельной наукой совсем недавно. Раньше она относилась к философии и имела чисто теоретический характер. Но сегодня методы экспериментальной психологии, одним из которых является социальный эксперимент, помогают решать важные социальные задачи.

Назначение социального эксперимента

Социальный эксперимент помогает изучать социальные явления и процессы посредством наблюдений за изменениями в реакции и поведения человека или группы людей под влиянием определённого фактора. Планируя ввести какое-то новшество в жизнедеятельности определённой социальной группы, необходимо заранее знать возможную реакцию, последующую за этим нововведением. Для этого выбирают небольшую группу людей и создают для них необходимые для эксперимента условия. По результатам испытаний определяют, что в данном нововведении необходимо подкорректировать, чтобы добиться желаемого результата и стоит ли его вводить вообще или лучше пока оставить всё как есть.

Примером социального эксперимента является внедрение новой школьной программы. Чтобы определить, будет ли она эффективна, сначала выбирают одно из учебных заведений или отдельную группу учеников, которые будут заниматься согласно новой методике. Если эксперимент прошёл удачно, и успеваемость испытуемых повысилась, программу вводят во всех остальных школах.

Классификация методов социального эксперимента

Существует несколько подходов к классификации методов социального эксперимента. Наиболее известным из них считается подход, описанный в книге В. Н. Дружинина «Экспериментальная психология». Согласно его теории, главным методом социального эксперимента является моделирование. Оно представляет собой создание реальной или мысленной ситуации, чтобы выявить реакцию субъекта на объект исследования.
Моделирование может проходить в разных формах:

  • эмпирическое — непосредственное взаимодействие субъекта и объекта эксперимента;
  • теоретическое — мысленное преставление субъектом своей реакции на объект эксперимента;
  • интерпретация и описание — взаимодействие субъекта с символическими представлениями об объекте.

Наиболее эффективным считается именно эмпирическое моделирование, когда в естественных или лабораторных условиях субъект попадает в определенную ситуацию или сталкивается с каким-то явлением. Благодаря этому методу, складывается реальное мнение о реакции субъекта и последствиях его взаимодействия с объектом исследования.

Чтобы наглядно представить метод моделирования, разберём наиболее известное социальное исследование — Стэндфордский тюремный эксперимент. Его целью являлось: выявить, как будут вести себя люди, которым была искусственно навязана роль охранников и заключённых. Станут ли они вести себя согласно своим образам или останутся сами собой. Для испытуемых были смоделированы условия тюремного заключения, максимально напоминающие реальные. В результате эксперимента было вывялено, что обе группы полностью перевоплотились в свои образы и вели себя точно так же, как в обычной тюрьме: охранники проявляли жестокость, а заключённые беспрекословно им подчинялись. Хотя этот эксперимент не удалось довести до конца в связи с жалобами «заключённых» на издевательства «охранников», но его результаты дали представление о том, насколько сильно подавляются личные черты характера человека, при попадании его в новые условия.

Экспериментальная психология, как наука, до сих пор находится в состоянии развития, и каждый новый социальный эксперимент вносит свой вклад в этот процесс.

Социальный эксперимент was last modified: Декабрь 25th, 2015 by Елена Погодаева

dizzwizz.ru

Социальный эксперимент в социологии

Понятие социального эксперимента

Определение 1

Под экспериментом понимается некий способ исследования, который связан с контролируемым взаимодействием исследуемого объекта и наблюдателя в заранее заданных условиях.

Эксперимент отличается от любого другого метода именно тем, что в нем можно получить информацию в искусственно созданной обстановке.

Разделяют два вида эксперимента:

  • естественно-научный, объектом которого выступает весь материальный мир; в процессе естественнонаучного эксперимента часто прибегают к физическому моделированию исследуемого объекта и создают для него различные управляемые условия;
  • социальный эксперимент, который представляет собой совместную деятельность всех испытуемых и ведущего (социолога) и направлен такой эксперимент на исследование особенностей взаимоотношения в какой-либо социальной группе или на исследование особенностей отдельной личности.

Помимо простого социального эксперимента можно говорить о таком, в котором изучаются причины и динамика конфликта, а потому в нем со стороны экспериментаторов используется насилие в разных формах.

В 1970-х гг. М.Б. Харрисов и другими исследователями был проведен социальный эксперимент, когда люди, находящиеся в супермаркетах, магазинах, подвергались насилию (их толкали сзади), после чего оценивалась реакция людей: кто-то был вежлив и понимающ в ответ, кто-то безразличен, кто-то откровенно агрессивен и т.д. Далее все полученные данные использовались при изучении агрессии и фрустрации.

Определение 2

Социальный (социологический) эксперимент — это определенный метод сбора и анализа данных, с помощью которого можно проверить наличие или отсутствие гипотез о существующих причинно-следственных связях между различными социальными явлениями.

Признаки социального эксперимента

  1. Исследователь (экспериментатор, ведущий) играет важную роль, непосредственно вмешиваясь в процесс исследования. Обычно этот человек представляет собой социолога или специалиста по психологии.
  2. Относительно изолированный экспериментальный фактор, а также его вариация или возможное сочетание с другими факторами должны быть введены максимально планомерно.
  3. За всеми детерминирующими факторами исследователь или его помощники должны вести планомерный контроль.
  4. Все изменения зависимых переменных должны быть сведены к изменениям переменных независимых.

Структура социального эксперимента

Можно представить социальный эксперимент как сочетание четырех условий, а именно экспериментатора, экспериментуемого (объект эксперимента), экспериментальной ситуации и экспериментального фактора.

В роли экспериментатора выступает, как правило, исследователь или их группа, которые непосредственно занимаются разработкой и проведением своего исследования.

В роли экспериментального объекта может быть любая группа лиц, которые приняли приглашение поучаствовать в эксперименте.

Сама экспериментальная ситуация — это некая ситуация, созданная искусственно, но часто повторяющая реальные события, в которой участвует объект исследования и которая отвечает всем целям и задачам исследования.

Наконец, экспериментальный фактор, который также называют независимой переменной, — это некая система условий, которые вводятся исследователей. Независимая переменная должна обладать определенными качествами: быть управляемой и контролируемой.

Замечание 1

Говоря о достоинствах социального эксперимента, можно отметить, что с помощью этого метода можно очень четко определить причинно-следственные связи между социальными объектами. К недостаткам метода относятся сложность и достаточно высокая стоимость проведения эксперимента.

spravochnick.ru

Социальный эксперимент — это… Что такое Социальный эксперимент?

(лат. experimentum — проба, опыт) — метод научного исследования и элемент в управлении социальными явлениями и процессами; осуществляется в форме контролируемого воздействия на эти явления и процессы и имеет целью поиск возможностей для достижения запланированных новых результатов.

С. э. представляет собой важное средство совершенствования форм управления общественной жизнью, форм ее организации в соответствии с объективными законами ее развития; он в определенной степени позволяет, прежде чем идти на различного рода нововведения, предварительно выявить меру их целесообразности и эффективности в данных условиях. Эксперимент помогает обнаружить новые возможности и резервы повышения производительности труда, развития социальных отношений, роста активности трудящихся, их участия в управлении производством. Схема С. э. обычно следующая. Сначала формулируется целевая установка (и гипотеза, проверяемая в эксперименте), например, влияние системы оплаты труда и распределения премий в зависимости от конечных результатов производства (собранный урожай, поступившая в торговлю и проданная продукция данного предприятия, ремонт автобусов с гарантийным сроком их эксплуатации на линии и т. п.) на рост производительности труда, на отношение к труду. Затем подыскиваются экспериментальный и контрольный (служащий для сравнения) объекты, выделяются те значимые для конечного результата параметры (например, уровень технического оснащения, плановые показатели и др.), которые должны быть постоянными в ходе эксперимента, определяются сроки, осуществляются периодические измерения экспериментальных переменных и т. д. Перед проведением эксперимента необходимо предварительное разъяснение со стороны общественных организаций его целей и условий. Поскольку С. э. вплетается в реальную, обычную деятельность людей, естественными границами его применимости является недопустимость нанесения убытка в случае ложности гипотезы, тем более морального ущерба его участниками. Целью эксперимента является не только производственный эффект, но и воспитательный, повышение общественной активности его участников. Эксперименты подобного типа часто возникают в процессе подготовки и реализации планов социального развития трудовых коллективов (см. Социальное планирование) и неразрывно связаны с активной творческой деятельностью трудящихся. Они возможны лишь в условиях социалистического общества, где средства производства и государственная власть находятся в руках народа, руководимого коммунистической партией. Социальное экспериментирование таких предшественников научного коммунизма, как Оуэн, Фурье, было утопичным, не оправдало себя по той причине, что основывалось на попытках построить островки социалистических производственных отношений в рамках классово антагонистического общества с целью изменения этого общества под влиянием примера (см. Утопический социализм; Коммуна).

С. э. как метод научного исследования отличается от описанного выше эксперимента как элемента в управлении социальными процессами характером решения задач и тем, что субъектом экспериментальной деятельности здесь является ученый-экспериментатор. Испытуемые в этом случае не должны знать, что в их среде проводится экспериментальное исследование, так как само это знание может оказать влияние на результат. Научные социальные эксперименты активно проводятся в педагогике, социальной психологии и других общественных науках. Сфера их обычно ограничена малой группой, их целью является изучение механизмов, факторов, влияющих на становление личности и воспитание ее в коллективе.

В современных условиях, когда в социалистических странах предъявляются повышенные требования к уровню научного управления обществом, практика социального экспериментирования расширяется. Все это делает необходимым дальнейшее совершенствование методов С. э., форм его проведения. Одним из перспективных методов является эксперимент на модели, предшествующий реальному эксперименту с самим социальным объектом и позволяющий в краткие сроки и без ущерба для объекта изучить и оценить различные варианты его изменения. Наиболее эффективной при этом является человеко-машинная система моделирования, в которой одна часть параметров объекта формализована, а другая часть остается неформализованной и представлена в виде концепций, сценариев, ценностных ориентации человека, взаимодействующего с формальной частью в диалоговом режиме. Модельные эксперименты позволяют более точно определить стратегию реального эксперимента, но не могут заменить его. Только эксперимент на самом объекте позволяет получить надежное знание об эффективности проверяемых гипотез.

Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева. 1983.

communism.academic.ru

Эксперимент в социологических исследованиях

Эксперимент в социологических исследованиях

 

Одним из хорошо известных в социологии методов сбора первичной информации является социальный эксперимент. Основной задачей его применения является необходимость практического апробирования теоретически установленных причинно-следственных закономерностей. Вместе с тем, эксперимент следует рассматривать как метод проверки научной гипотезы. В данном случае цель социального эксперимента заключается в выявлении устойчивой реальной закономерности в виде четко выраженной причинно-следственной взаимозависимости признаков социальных объектов.

Наиболее полное определение эксперимента дано в «Рабочей книге социолога»: «Эксперимент в социологии – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показательной деятельности и поведении объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов».

Необходимость применения социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих социолога характеристик, которые называются контрольными.

Самое главное в социальном эксперименте – создание соответствующих условий (имеется в виду оптимальный выбор экспериментальных факторов). В качестве контрольных выбираются факторы (характеристики), самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации. В свою очередь изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются факторными. Характеристики, не имеющие значения, с точки зрения решения задач исследования, называются нейтральными.

Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп.

Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые (объект находится в привычных, естественных условиях) и лабораторные (искусственное формирование групп, помещение их в специально создаваемые условия),

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.

При линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющейся и контрольной (в первоначальном состоянии), и экспериментальной (в состоянии после эксперимента).

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть одинаков по контрольным и нейтральным характеристикам, причем, характеристики в контрольной группе остаются постоянными, а в экспериментальной – изменяются. По окончании эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются. Затем делаются заключения о причинах и объемах положительных или отрицательных изменений в объекте исследования.

Сама логика построения и осуществления социального эксперимента может быть представлена следующей структурой:

1. Определение цели эксперимента.

2. Выбор объекта (контрольной и экспериментальной групп).

3. Определение предмета исследования.

4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков.

5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной группы.

6. Определение задач.

7. Выбор способов контроля протекания эксперимента.

8. Определение методов проверки эффективности эксперимента.

Логика эксперимента всегда подчинена поиску причин, характера изменения интересующего исследователя социального явления или процесса.

Типологизация социальных экспериментов представлена в таблице 1. 

Таблица 1

 

Типы социальных экспериментов

 

Основные деления

Типы

I. Специфика задач.

  1. 1.Научно-исследовательские;
  2. 2.Практические.

II. Характер экспериментальной ситуации.

  1. 1.Полевые;
  2. 2.Лабораторные.

III. Логическая структура доказательства гипотезы.

  1. 1.Параллельные;
  2. 2.Последовательные.

IV. Характер объекта.

  1. 1.Социальный;
  2. 2.Педагогический;
  3. 3.Экономический и т.д.

 

Приведем пример социального эксперимента в области физической культуры и спорта.

Цель эксперимента – выявить влияние различных стилей руководства деятельностью студентов (авторитарного и демократичного) на занятиях по физическому воспитанию на их двигательную активность. Контрольная и экспериментальная группы организовывались с учетом цели и задач исследования. Предмет исследования – эффективность занятий по физическому воспитанию в условиях различного стиля руководства деятельностью студентов. Контрольными характеристиками в данном исследовании выступает уровень двигательной активности студентов на занятиях, факторными – различные стили руководства. Нейтральными могут выступать качество выполнения двигательных действий. Экспериментальная ситуация задается проведением занятий в контрольной и экспериментальной группах различными стилями руководства.

Гипотезой, положенной в основание данного социального эксперимента явилось предположение о том, что применение демократического стиля руководства деятельностью студентов на занятиях по физическому воспитанию, предусматривающего некоторую свободу выбора видов двигательной активности, приведет к повышению двигательной активности.

Проверка гипотезы в данном случае осуществлялась путем определения моторной плотности занятий.

В заключение отметим, что современная практика показывает, что экспериментальные исследования являются надежным методом сбора информации и научного анализа.

ebooks.grsu.by

Группы методов психологии

Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьевым (1907-1972).

На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.

Первая группа — организационные методы

К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

Вторая группа — эмпирические методы

Вторую и самую обширную и развернутую группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.

Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном машины пейзажем. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и много другого. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях.

Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.

Эксперимент является основным методом современной психологии, находится у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его несомненных преимуществ.

Преимущества экспериментального метода

Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не нужно ждать, к примеру, проявления воли, а можно создать для этого экспериментальные условия.

Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.

В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.

В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.

Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен.

По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой. Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный знаменитым русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Суть его заключается в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента.

К сожалению, современная психология становиться все, менее экспериментальной. Чуть ли не единственными методами психологического исследования остаются различные тесты, опросы, интервью. Это обедняет методологический аппарат психологической науки, упрощает понимание ее предмета.

Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Не всякое психологическое испытание, проба, вопрос являются тестами. Для последних необходима надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых. Существует огромное количество видов и классификаций тестов по их построению, задачам, исполнению. Стандартизация — подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса. Требование валидности теста означает наличие уверенности в том, что измеряет он именно то, на что предназначен.

Анкеты и различные опросники — это всевозможные вариации тестов. Здесь важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер — ведомый.

Метод беседы предполагает индивидуальную психологическую работу, в свою очередь имеет свои правила проведения и поведения исследователя.

Набор праксиметрических методов разработан в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм.

Анализ продуктов деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к “картине”, нарисованной обезьяной.

Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути, о прошлом и будущем; психология жизненных планов; психологические стратегии поведения и жизни.

Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.

Третья группа — методы обработки полученных результатов

Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

Четвергая группа — интерпретационные методы

Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования

Список литературы.

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-psihologii.html

studfiles.net

Социологический эксперимент — Социология Библиотека русских учебников

С некоторыми оговорками к способу наблюдения в социологии и социальной психологии можно отнести так называемый метод экспериментального наблюдения, который подразумевает минимальное вмешательство экспериментальной иментатора в течение осуществляемого им эксперимента и максимально возможное учета своих собственных ценностных и социально-психологических установок. Социологический эксперимент относится к тяжелым методов с разборку информации. Главная его цель, как и эксперимента вообще, заключается в проверке соответствующих гипотез. Социологические эксперименты лучше всего проводить с относительно однородных условиях, сначала в небольших группах. Общая схема эксперимента заключается в том, чтобы посредством выбора экспериментальной группы или групп проследить за специально созданных экспериментальных условиях направление, величину и устойчивость изм ины характеристик, которые интересуют исследователя и которые могут быть определены как контрольные. Эксперименты различают как по характеру экспериментальной ситуации, так и по рациональной последовательностью доказательствами я исследовательской гипотезотези.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте группа находится в естественных условиях своего привычного функционирования (например, студенты н на семинарских занятиях). При этом члены группы могут быть либо информированы, или не осведомлены о своем участии в экспериментті.

В лабораторном эксперименте ситуацию, а часто и сами экспериментальные группы формируют искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте

В полевом и лабораторном экспериментах как дополнительные методы сбора информации могут быть использованы опросы и наблюдения, результаты которых корректируют исследовательскую деятельность

По рациональной последовательностью доведение исследовательских гипотез различают линейные и параллельные эксперименты

Линейный эксперимент заключается в том, что анализу подвергают одну и ту же группу, которая является и контрольной, и экспериментальной. Это означает, что до начала эксперимента фиксируют все контрольные, факторные (которые вв водит или изменяет сам исследователь) и нейтральные (которые бы не участвуют в эксперименте) характеристики группы. После этого меняют факторные характеристики группы (и / или условия ее функционирования), а затем по завершении определенного времени вновь оценивают (измеряют) состояние группы по ее контрольными характеристикамми.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы — контрольная и экспериментальная. Они должны быть идентичными по всем контрольными и нейтральными характеристиками. Характеристики контрол ной группы остаются постоянными на протяжении всего эксперимента, зато характеристики экспериментальной группы меняются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравнивают и делают вывод о причинах и величину изменения, произошедшиеися.

Успешное проведение такого рода экспериментов в значительной степени зависит от правильного подбора его участников. В прикладной социологии для формирования экспериментальных групп используют: (1) метод попарного ного отбора (2) метод структурной идентификации и (3) метод случайного отбора. Применение того или иного метода отбора зависит от планируемого экспериментту.

Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть этого метода заключается в том, что из генеральной совокупности отбирают две группы, идентичные по нейтральными и контрольным мы характеристиками.

Метод структурной идентификации может быть использован как в параллельном, так и в линейном эксперименте. Для линейного эксперимента подбор группы осуществляют способом квотной выборки, чтобы группа представляла со обою микромодель генеральной совокупности по нейтральными и контрольными характеристиками. В параллельном эксперименте по тем же характеристиками выравнивают структуры экспериментальной и контрольной й игрууп.

Метод случайного отбора идентичен методу вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Обычно этот метод используют в полевых экспериментах по численности экспериментальных групп

Выводы

1. Методика и техника современной прикладной социологии опираются на определенный теоретический базис, без знания которого невозможно квалифицированное проведение конкретных исследований и обобщения полученных результ отцов. Необходимо учитывать и то, что предметная сфера исследования выдвигает свои специфические требования к техническому инструментария (собственно социологического или заимствованного из других наук). Поэтому надо уметь пое днуваты знание определенной области социологии со знаниями общенаучного методологического характера, которые подсказывают, какими принципами следует руководствоваться при переходе от одной научной дисциплины к другой а так с одного уровня научного познания на друий.

2. Социологическая работа с экспертами требует использования различных методов и процедур, выбор которых определен целями и задачами исследования. Среди социальных заказов по экспертизе преобладают закажут ления, связанные с прогнозами социально-экономического развития и управлением процессами этого развития. Естественно, что последнее связано с большой ответственностью, поскольку социологи так или иначе влияют на принятие важных для социальных групп и общества в целом рень.

3. Сегодня перспективными по проблематике экспертного анализа являются социологические исследования в области познавательной (когнитивной) инженерии, связанные с разработкой и созданием компьютерных»экспертных х систем», которые, как показывает практика, позволяют использовать знания профессионалов (экспертов) для оперативного и очень эффективного решения социальных и научно-технических задач. Но для этого социологи должны овладеть новыми методами и навыками работы с компьютерными программами, предварительно усвоив необходимый объем математических знанияичних знань.

Контрольные задания

1. Кто и для кого делает прогнозы?

2. Какова роль экспертов в составлении прогнозов?

3. Охарактеризуйте социологический смысл метода. Лелфи

4 что такое»экспертные системы»в кибернетике?

5. Чем занимается когнитивная инженерия?

6. В чем заключается специфика социологического метода наблюдения?

7. Объясните научный смысл понятия»артефакт»и попробуйте привести несколько примеров

8. Что такое эксперимент в социологии?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ. ЛИТЕРАТУРА

Бешелев. С. Д,. Гурвич. Ф. Г. Экспертные оценки -. М:. Наука, 1973 — 159 с. Гречихин. В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований -. М:. Изд-во. Моск ун-та, 1988 — 232 с

Куприна. А. П. Проблема эксперимента в системе общественной практики -. М:. Наука, 1981 — 168 с

Кэмпбелл. Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях:. Пер с англ -. М:. Прогресс, 1980 — 391 с. Лейтц. Г. Психодрама:. Теория и практика:. Пер с нем -. М: издательская группа»О огресс»,»Унивсрс», 1994 — 35294. — 352 с.

Логический подход к искусственно интеллекту. Вот. Классической логики к логическому программированию:. Пер с англ — м:. Мир, 1990 — 430 с. Марпшно. Дж. Технологическое прогнозирование:. Пер с англ -. М:. Прогр ресс, 1977 — 59277. — 592 с.

Масленников. Е. В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании -. М:. Изд-во. Моск ун-та, 1992 — 87 с. Налимов. В. В. Теория эксперимента -. М:. Наука, 1971 — 207 с

Налимов. В. В,. Голикова. Т. И. Логические основания планирования эксперимента -. М:. Металлургия, 1981 — 151 с

Нерсесова. Е X гносеологических аспект проблемы социальных показателей -. М:. Наука, 1981 — 158 с

Ноэль. Э.. Массовые опросы:. Пер с нем -. М:. Прогресс, 1978 — 381 с. Овсянников. В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании -. Л:. Изд-во. Ленинград, ун-та, 1989 — 133 с

Рывкина. Р. В,. Винокур. А. В. Социальный эксперимент -. Новосибирск:. Наука, 1968 — 173 с

Стандартизация показателей в социологическом исследовании -. М:. Наука, 1981 — 248 с

uchebnikirus.com