Государство по форме правления – Форма государственного правления — Википедия

Содержание

3.1 Типы государств по форме правления. Типология государств

Похожие главы из других работ:

Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества

3.1. Типы государств согласно формационной теории

Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная…

Государство, его основные признаки. Формы правления

Глава 2. Формы государственного правления современных государств.

2.1 Признаки современных государств Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств…

Классификация форм правления: достоинства и недостатки

1. Общие положения о форме правления

Обеспечение прав участников уголовного процесса при окончании предварительного расследования

2.2 Отличия окончания предварительного расследования в форме предварительного следствия и форме дознания

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Так же…

Правовой институт – Президентство на примере Республики Беларусь

2.3 Полномочия главы государства при парламентской форме правления

В области государственного управления полномочия главы государства при парламентской форме правления невелики даже формально, а на практике выглядят еще скромней. Следует оговориться…

Президентская республика

Глава I Место и роль формы правления в форме государства

Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения. Форма государства — это способ организации политической власти…

Стадии предварительного расследования. Отличия окончания предварительного расследования в форме предварительного следствия и форме дознания

§ 2. Отличия окончания предварительного расследования в форме предварительного следствия и форме дознания

Законодательный подход — дифференциация предварительного расследования на следствие и дознание — основан на научных критериях, которые, не меняя содержания поисковой деятельности следователя и дознавателя по установлению и изобличению лица…

Типология государств

III. Типы государств согласно цивилизационной теории

История человека насчитывает более двух десятков цивилизаций сложившихся в процессе жизни человека в течении множеств а поколений, различных не только системой ценностей, взглядами, господствующей культурой и религией…

Типология государств

ГЛАВА 2. ТИПЫ ГОСУДАРСТВ СОГЛАСНО ФОРМАЦИОННОЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТЕОРИЙ

Типология государств

2.2 Типы государств согласно цивилизационной теории

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства…

Типология государств

3.3 Типы государств по форме государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы…

Формы государства

2.1 Виды форм правления современных государств

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними…

Формы правления

Форма правления в зарубежных странах. Сравнительно-правовой анализ формы правления Франции и Германии

Существует две основных формы правления: монархия и республика, именно эти две формы возникли в процессе исторической эволюции политических систем, по сути, большинство европейских стран прошли через обе этих формы: Римская республика…

Формы правления: историко-правовой аспект

1.1 Факторы, обуславливающие эволюцию форм правления на разных этапах развития государств

Согласно распространенной в учебной литературе точке зрения, смысл понятия «форма правления» в различные периоды истории воспринимался неоднозначно…

Формы правления: историко-правовой аспект

2 ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

pravo.bobrodobro.ru

Виды государств по форме правления


Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха — источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика — это форма правления, в которой высшая . государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность.



В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Основные признаки права

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно «работает» на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок — характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами — судом, полицией и т.п.

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, оно и является адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

 

Конституционная монархия

форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической(дуализм — двойственность) монархии государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх — исполнительную. Он назначает правительство, которое ответственно только передним. Парламент не влияет на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т.е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона. Монарх вправе назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент, зачастую на неопределенное время, при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической монархией считаются Иордания, Марокко. В парламентарной монархии парламент занимает главенствующее положение. имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно отвечает только перед парламентом. Последний имеет право контроля деятельности правительства;

 

stydopedia.ru

Формы государственного правления

Министерство образования Российской Федерации

Читинский Государственный Университет

Факультет Управления

Кафедра Политологии и Управления

РЕФЕРАТ

по курсу: Политология

Тема: Формы государственного правления

Выполнил: Студент гр. ГМУ – 01- 1

Тайманов Алексей

Проверил: ……

В этом реферате всё лучшее по формам правления, что вошло в 20 страниц!!!!!!

ПЛАН

I. Введение………………………………………………………

II. Форма правления……………………………………………………

1. Монархия…………………………………………………………………..

а) Абсолютная………………………………………………………………………………

б) Конституционная………………………………………………………………………..

2. Республика………………………………………………………………….

а) Президентская…………………………………………………………………………..

б) Парламентарная…………………………………………………………………………

в) Смешанная………………………………………………………………………………

3. Нетипичные……………………………………………………………….

а) “Республиканская монархия”…………………………………………………………..

б) “Монархическая республика”…………………………………………………………..

в) Суперпрезидентская республика……………………………………………………….

III. Заключение…………………………………………………………

IV. Приложение………………………………………………………..

а) Схема форм правления.

б) Схема формы правления в Великобритании.

в) Схема формы правления в США.

г) Схема формы правления во Франции.

V. Использованная литература………………………………………

Введение

В данном реферате я хотел бы охарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали до него. Разнообразие этих форм зависит от многих факторов. Большое влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания, субъективные факторы и т.д. Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных событий, как, например, во время и после буржуазных революций в Европе и Америке: молодая, прогрессивная буржуазия, возглавлявшая широкие слои населения, добилась ограничения власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США президентские республики утвердились в странах Латинской Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало, чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт. Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер, кроме этого существуют и “гибридные” формы правления, о которых я тоже буду говорить.

Форма правления.

В мире существуют более 200 государств. Они могут быть сгруппированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической и религиозной направленности, и от того, какими средствами осуществляется международная политика.

Под формой правления мы понимаем способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактно-теоретическая категория науки, как суверенитет или народовластие, а то, с помощью чего мы сможем разобраться в той или иной системе органов государственной власти, уставленные конституцией соответствующего государства. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

Характеристику форм правления я начну с монархии. В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Монархия – это форма единоличного правления, при которой власть передаётся по наследству. Эта власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца — Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В Средние века она стала основной формой государственного правления. Из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, но чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит. Главное — в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем монархические формы правления. Монархии бывают абсолютными, когда власть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограничена, и конституционными.

Юридическими признаками монархии являются:

1) Существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно.

2) Престолонаследие как способ передачи верховной власти.

3) Осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа.

4) Отсутствие юридической ответственности монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.

Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу, она типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.

По формуле Петровского — « самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословно представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность.

Одной из разновидностей абсолютной монархии является теократическая монархия. Теократия (от греческого theos – бог , kratos – власть) — форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.

Однако абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционировали в конституционные. Конституционные монархии характерны для буржуазного общества. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы

“третьего сословия”. Ограниченная власть монарха фиксировалась в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая монархия — первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м. Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением. Обычно дуалистические монархии возникают в переходные периоды, когда общество меняет тип исторического развития, например, переходит от феодализма к капитализму. В этих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены класса феодалов, а парламент – зародившейся буржуазии. Примером дуалистической монархии может служить Германия в период (1871-1918 гг.), сейчас в Марокко.

mirznanii.com

Занятие №2 7-9 классы Государство Типы государств: По форме правления

скачать Занятие №2 7-9 классы

Государство

Типы государств:

По форме правления

Форма правления — порядок образования и организации высших органов власти, их взаимодействие друг с другом и с населением.

Типы государств по форме правления:


  1. Монархия— форма правления, при которой верховная власть передается по наследству, не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается временными рамками.

Сакральность — божественность

Патерналистское сознание-восприятие монарха как отца народа

Самодержавная монархия- тип монархии, при которой власть монарха является сакральной.



  1. Республика — форма правления, при которой власть находится у выборных лиц с определенным сроком полномочий, которые они получили от представительного органа или от самих избирателей.

 Виды монархий

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентская( конституционная)

 

Законодательная власть

У монарха,

Государство — это я ( Людовик 14)



Разделена между монархом и парламентом, монарх издает законы в перерывах между сессиями парламента

У парламента

 

Исполнительная власть

У монарха

У монарха

Формально у монарха, практически у правительства, король царствует, но не правит

 

Назначение главы правительства

монарх

монарх

Монарх с  учетом парламентских выборов

 

Правительство ответственно

Перед монархом

Перед монархом

Перед парламентом

 

Право роспуска парламента

_____________

У монарха

У монарха по рекомендации правительства

 

Право вето

——————-

есть

Не используется

 

Права монарха

Всевластие, глава государства, правительства, ВС, верховный судья

Имеет обширные полномочия

Монарх символизирует историческую преемственность и олицетворяет единство нации

 

 

Бахрейн, катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия

Россия в начале 20 века, Иордания, Марокко, Непал

Бельгия, Великобритания, Дания, испания, Нидерланды, Япония

 

Виды республик:

 


 

Президентская

Смешанная

Парламентская

 

Избрание президента

Внепарламентским способом) выборы)

Внепарламентским способом

На заседании парламента

 

Образование правительства

Формирует президент

Формирует президент из лидеров победившей на выборах партии, должно получить вотум доверия парламента

Парламентом из лидеров победившей на выборах партии

 

Ответственность правительства

Перед президентом

Перед президентом и парламентом, вотум недоверия парламента правительству невозможен

Перед парламентом, парламент может вынести вотум недоверия правительства или его отдельному члену, который влечет роспуск правительства

 

Право роспуска парламента

_________

президент

президент

 

премьер-министр

нет

есть

Есть, большая роль Кабинета Министров

 

Полномочия президента

Глава государства, глава исполнительной власти, ВС, право вето

Глава государства, исполнительная власть разделена между президентом и правительством, парламент имеет право на импичмент, президент на вето

номинальная власть президента, все действия по рекомендации правительства

 

 

США

Австрия, Россия, Франция

Италия, ФРГ, Индия, Швейцария

 

 

По форме территориально-государственного устройства

Форма территориально-государственного устройства- территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

Типы государств по территориальному устройству:


  1. Унитарное. Вся полнота власти сосредоточена в центре, на места делегируются лишь административные полномочия( местные налоги). Единая территория, единый госбюджет, единая система высших органов власти, единая Конституция, судебная система, гражданство. СССР. Франция. Италия. Испания. Египет.

  2. Федерация— форма государственного устройства. При которой несколько государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство. Разграничены компетенции между федерацией и её субъектами, за центром- наиболее важные полномочия. Единая система границы, субъекты федерации не могут выходить из её состава. У субъектов федерации могут быть свои законы, органы власти, конституция, но они не должны противоречить федеральным. Может быть двойное гражданство. Федеральный парламент обычно. Автономия— определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных или иных общностей в  вопросах их внутренней жизни. двухпалатный. Россия. США. Германия. Бразилия. Швейцария.

  3. Конфедерация — постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения общих, преимущественно внешнеполитических целей. Решения центральных органов вступают в силу, если они одобрены всеми субъектами конфедерации. Отсутствует единая территория, неограниченное право выхода. Евросоюз.

По политическому режиму.

Политический режим— система методов, способов и средств осуществления государственной власти.

Типы государств по политическому режиму:



  1. демократия

  2. авторитаризм

  3. тоталитаризм

Авторитаризм-политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретными лицами при минимальном участии народа

Тоталитаризм-политический режим, при котором абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полное подчинение человека политической власти

 

Власть в руках одного человека или группы лиц, высокая роль лидера

Власть в руках одного человека, харизматичность лидера.

 

Народ отчужден от политической власти

Народ отчужден от власти, полный контроль власти над обществом, включая личную жизнь человека

 

Нет разделения властей

Нет разделения властей, бесконтрольность репрессивных органов власти

 

Деятельность оппозиции ограничивается жесткими рамками

Нет оппозиции

 

Частичная цензура

Полная цензура

 

Частичный террор

Полный террор

 

Нет единой идеологии

Единая идеология, новояз

 

Декларированные права и свободы

Декларированные права и свободы

 

Общирный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой

Командно-административная экономика

 

Опора на традиционные институты -бюрократию, армию, церковь

Опора на люмпенизированные слои населения

 

Основной принцип: разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено то, что приказано властью ( запрещено всё)

 

Виды: традиционные АМ, олигархический авторитаризм ( власть в руках семейств или кланов), военные диктаторские режимы

Виды: правый( фашизм), левый ( коммунизм)

 

Россия при царях, военный режим Пиночета в Чили, Ирак с Хусейном

СССР, Германия при Гитлере

 

Демократия-политический режим, при котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан подчиняющихся закону.

Признаки демократии:


  1. принцип конституционализма

— действует по всей территории

-все остальные правовые нормы должны ей соответствовать

-принимается в особом порядке


  1. принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную                                   

                                                      Президент

законодательная                          исполнительная                  судебная

парламент ФС                             Правительство                   Конституцион.суд

СФ                                                Министерства                    Верховный суд

ГД                                                                                              Высший арбитражный суд

система сдержек и противовесов, позволяющая свести к минимуму возможные ошибки в управлении, предотвратить возвышении одной ветви власти над другой



  1. выборный и сменяемый парламент

  2. наличие политических партий как связующего звена между обществом и государством

  3. легализация политического конфликта. Правящая партия отказывается от применения к оппозиции насилия, оппозиция не прибегает к насильственным методам борьбы за власть. Оппозиция- противодействующая господствующей силе в государстве.

  4. Терпимость к инакомыслию, общественное согласие

  5. соблюдение основных прав и свобод человека

  6. разнообразные формы собственности

  7. гласность

  8. политические свободы

  9. активная деятельность негосударственных общественных организаций как равноправных партнеров

Виды демократии:

  1. непосредственная— прямое выражение личностью своих интересов

  2. ( демонстрация)

  3. представительная или опосредованная — через представителей ( выборы)

Консенсусная демократия— принцип большинства отвергается как основной, право вето меньшинства на решения большинства, главным признается достижение консенсуса.

Проблемы демократии:

-система финансирования избирательной кампании

-существование цензов

-нет полного равенства

-избиратели не имеют права выбирать между кандидатами внутри ПП.

скачать

nenuda.ru

Форма правления | TGP

 /   /   /  Форма правления

Понятие формы правления

Форма правления представляет собой важнейший элемент формы государства, определяющий систему организации и функционирования, порядок образования органов государственной власти в рамках отдельного государства.

Форма государственного правления призвана раскрыть три сущностные стороны государственной власти: организацию, компетенцию и систему взаимоотношений и взаимосвязей органов государственной власти. Кроме того, форма правления раскрывает, кому принадлежит государственная власть, и кто ее реально осуществляет.

Форму правления не следует путать с другими элементами формы государства: формой государственно-территориального устройства и политическим режимом.

Виды форм правления:

Существуют две основные формы правления: монархическая и республиканская. Помимо них существуют смешанные формы правления: монархическая с элементами республики (выборная монархия, характерна для ОАЭ и Малайзии), республиканская с элементами монархии (современные тоталитарные и ряд авторитарных государств, несменяемость первого лица государства, передача власти по наследству), теократическая республика (исламское государство, верховная власть духовенства)

Формы правления современных государств:

Президентская республика (верховная власть президента, президент является главой правительства): США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Парагвай, Чили, Венесуэла, Казахстан, Индонезия, Южная Корея.

Президентская республика (исполнительная власть президента ограничена парламентом): ЮАР, Ботсвана.

Смешанные республики (президент, правительство и парламент делят между собой властным полномочия в различных вариациях): Россия, Франция, Алжир, Египет, Демократическая Республика Конго, Украина.

Парламентские республики (парламент формирует состав правительства): Германия, Польша, Чехия, Италия, Турция, Австрия, Финляндия, Монголия, Индия.

Республики с ведущей ролью партии (роль партии закреплена законодательно): Китай, Вьетнам, КНДР.

Теократические республики (верховная власть духовенства): Иран.

Парламентские конституционные монархии (правительство формируется парламентом, монарх номинальная фигура, не обладающая реальной властью): Канада, Великобритания, Швеция, Норвегия, Испания, Австралия, Нидерланды, Таиланд, Япония.

Конституционные монархии (монарх обладает реальной властью, ограниченной парламентом и конституцией): Монако, Марокко, Иордания, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бутан.

Абсолютные монархии (неограниченная власть монарха): Саудовская Аравия, ОАЭ.


Интересное:

www.student-pravo.ru