Государство как собственник – —

Содержание

3.3 Государство как собственник. Государство как субъект гражданского права

Похожие главы из других работ:

Государство и основные этапы его становления и развития

Государство и гражданское общество. Социальное государство.

Государство — важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов…

Государство и религия

Глава 1. Государство

Государство и религия

2.4. Религия и государство

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести…

Договор доверительного управления имуществом

2.2 Учредитель управления (собственник имущества) и порядок перепоручения доверительного управления имущества

Учредителем управления может быть юридическое лицо, физическое лицо (ст. 1026 ГК), также публичное образование. Не может быть им лицо (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения)…

Конституция Российской Федерации 1993 г.

1.Конституция и государство

Конституция Российской Федерации в системе правовых норм

2.1 Конституция и государство

Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова (Великобритания, США, Франция) не случайно появились в XVII—XVIII вв., хотя государство возникло намного раньше…

Либертарно-юридическая теория типологии

2.3 Правовое государство и авторитарное государство

Понятие правового государства возможно только в рамках более общего юридического понятия государства. Хотя государство вообще, государство как таковое представляет собой правовой тип власти, отсюда не следует…

Муниципальные образования, как субъекты гражданского права (учредительные документы, право собственности и приватизация объектов муниципальной собственности, компетенция администраций муниципальных образований в гражданском обороте)

2.7 Государство как собственник

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, но в отличие от физических или юридических лиц не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов…

Признаки субъектов правоотношений

2.3 Государство

Еще римские юристы считали, что государство — субъект особого рода. В отличие от субъектов права — физических лиц — государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Являясь особым коллективным субъектом правоотношений…

Судно как объект права собственности и его правовой статус

Собственник судна и судовладелец

Под собственником судна понимается субъект права собственности, лицо, которое осуществляет в отношении судна правомочия собственника. По КТМ РФ, суда могут находиться в собственности: граждан и юридических лиц; Российской Федерации…

Типология государств

2.1.2 ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др…

Типология государств

2.1.4 Социалистическое государство

Согласно формационной теории — это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом…

Типология государств

2.1.5 Переходное государство

Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности…

Типы государств

2.2. Феодальное государство

Естественное историческое развитие и последующая смена формы эксплуататорских отношений превращало рабовладельческое государство в феодальное. По классификации Маркса феодальное государство- это вторая ступень развития общества…

Типы государств

2.4. Социалистическое государство

Социалистическое государство — это последняя стадия развития общества по классификации принятой в формационном подходе. Оно противопоставляется трем другим типам государства, не являясь само государством в общепринятом смысле этого слова…

pravo.bobrodobro.ru

Государство как регулятор и как собственник

Выступающие за форсированную приватизацию правы, что обращают внимание на следующий конфликт интересов. Как регулятор исполнительная власть заинтересована в обеспечении условий для устойчивого эффективного развития экономики и решения социальных проблем.

Как крупный собственник, действующий в условиях рыночной экономики, государство не может быть не заинтересовано в максимизации отдачи от капитала.

На практике при реализации принятых на политическом уровне целей исполнительная власть может создавать как привилегированные условия для фирм с государственным участием, так и возлагать на них разного рода обременения. И она очень активно пользуется и тем, и другим, вспоминая изредка о конфликте интересов и заявляя, что так больше жить нельзя.

Для снятия этой проблемы из состава совета директоров корпорации с государственным участием выводили высокопоставленных госслужащих. Но своими активами собственник должен управлять. Ничего хорошего для систем корпоративного управления, как подсказывает здравый смысл, не произойдет, если основной собственник отдыхает. Как и в том случае, когда в совете одни независимые директора, которые нигде не управляют чужим капиталом, у них другая функция – следить, как корпорация учитывает интересы общества на разных уровнях: муниципальном, региональном, федеральном.

Состояние наших важнейших институтов воспринимается в обществе как неприемлемое, и в центре обоснованной критики – институт государства. Но и уровень доверия к частному сектору невысокий

Таким образом, альтернативный подход состоит в прагматичности: нам необходима четкая увязка масштабов приватизации с решением задач, стоящих перед государством. Необходимо формирование ясного представления в отношении того круга предприятий, целесообразность сохранения которых в орбите исполнительной власти определяется тем, что они решают не столько коммерческие, сколько важные государственные задачи, и нужно формировать особый механизм управления в коммерческом режиме принадлежащими государству активами.

От конфликта государства-регулятора и государства-собственника можно избавиться за счет институционального разделения этих двух функций.

Масштабная приватизация государственных активов – это радикальное решение конфликта между государством-собственником и государством-регулятором. Но есть ли альтернатива? И куда собственно будут направлены вырученные от приватизации средства? На эти вопросы, к сожалению, нет ответа. Между тем государство как собственник в таком случае ведет себя неразумно. Никакого частного собственника не убедить в том, что он должен продать свой актив просто потому, что другой станет лучше его использовать. Собственник принимает решения на основе прогнозов будущих доходов и рациональных планов. А у нас говорят только об одном: приватизация «будет проведена правильно – привлекли самые лучшие фирмы, банки, консультантов со всего мира». Но никакой субъект рыночной экономики не ставит своей задачей избавиться от своего имущества, хоть и по рыночной цене, если будущие потоки дохода от этого актива перекрывают рыночную цену или, по крайней мере, он так думает. Мы просто не обсуждаем эту проблему. Избавление от государственных активов у нас принято считать благом. Но это не очевидное благо. Приватизация не ведет автоматически к улучшению инвестиционного климата и деловой среды, и нужно беспристрастно проанализировать выгоды и невыгоды приватизации – в каждом конкретном случае и с цифрами в руках.

По материалам пленарного доклада А. Д. Некипелова «О выборе модели посткризисного развития российской экономики» на II Российском экономическом конгрессе – РЭК-2013, 18 февраля 2013 г., г. Суздаль.

11

studfiles.net

Государство как собственник АО

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • «Золотая акция»;
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует «золотую акцию» или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно – управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о «Об акционерных обществах», ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с «Законом о приватизации», использование государством «золотой акции» обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, «золотая акция» применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия «золотой акции», то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

invest-reshenie.ru

§ 2. Формы участия государства в гражданском обороте

 

Государство как собственник. Для осуществления своих функций государство использует имущество, принадлежащее ему на праве собственности. К таковому относятся средства казны, имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами, и иное имущество. В отношении этого имущества государство осуществляет владение, пользование и распоряжение. Причем акцент делается именно на владении и распоряжении, что соответствует назначению государства в обществе. Имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами, вовлекается в гражданский оборот самим государственным юридическим лицом, которое выступает от своего имени.

Как собственник государство в отношении своего имущества может от своего имени совершать сделки, принимать на себя права и обязанности, выступать от своего имени в суде, нести самостоятельную имущественную ответственность. Как крупнейший собственник в Республике Казахстан государство защищает свое имущество виндикационными и негаторными исками. Во всех этих отношениях государство представлено своими органами в пределах их компетенции.

Чаще всего от имени государства выступают Правительство и Министерство финансов. Первое представляет государство по наиболее важным (с точки зрения государственных интересов) вопросам и в отношении имущества, имеющего стратегическое значение. Через Министерство финансов государство осуществляло приватизацию (в первой половине 90-х гг.), проводит основные финансовые выплаты и несет материальную ответственность средствами казны.

Правительство — один из органов, через которые государство осуществляет свои функции собственника. В соответствии с подпунктом 8 ст. 9 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, от 18 декабря 1995 г. “О Правительстве Республики Казахстан”, Правительство “организует управление государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности на территории Республики Казахстан”.

Одна из важнейших функций Правительства — учет государственного имущества и его организация для наиболее эффективного использования. В целях ее реализации Правительство приняло Постановление от 1 августа 1997 г. “О повышении эффективности управления государственной собственностью”, которым утвердило “Положение о Реестре государственных предприятий и хозяйственных товариществ с участием государства”. Создание реестра позволит отслеживать движение государственного имущества в процессе приватизации. Наряду с иным, реестр является формальным документом, очерчивающим объектный состав государственной собственности, переданной на баланс государственных предприятий, хозяйственных товариществ и акционерных обществ. В отношении этого имущества Правительство выступает от имени государства. В то же время (в целях разделения управленческих и хозяйственных функций) Правительство может делегировать свои полномочия по представлению государства как собственника нижестоящим государственным исполнительным органам.

Важное место в гражданском обороте отводится Министерству финансов. В его рамках существуют департаменты, наделенные правами юридического лица, которые, в свою очередь, могут выступать в гражданском обороте от имени государства. Основная финансовая деятельность и ответственность государства как субъекта гражданского права осуществляется через Департамент казначейства Республики Казахстан.

Особое место в системе органов, представляющих государство как собственника, занимает Министерство государственных доходов. В его ведение отошли функции Департаментов Министерства финансов по управлению государственным имуществом и приватизации. Данное Министерство (департамент) является органом, уполномоченным представлять интересы государства в отношении собственности Республики Казахстан и осуществлять правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью Республики Казахстан (кроме объектов исключительной собственности Республики Казахстан). В свою очередь, Министерство государственных доходов (соответствующий департамент) может делегировать права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью государственным органам и хозяйствующим субъектам на территории республики и за ее пределами. Решения Министерства государственных доходов (соответствующего департамента) по вопросам владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для органов государственного управления всех уровней и хозяйствующих субъектов. Министерство (соответствующий департамент) осуществляет правомочия собственника имущества государственных предприятий и организаций, а также государственной доли в имуществе акционерных обществ и хозяйственных товариществ.

Министерство государственных доходов (соответствующий департамент) уполномочено представлять интересы Республики Казахстан в качестве единственного продавца государственной собственности и осуществлять права по распоряжению республиканской и коммунальной собственностью, переданной ему для продажи государственным органом, уполномоченным распоряжаться государственным имуществом, и акимами всех уровней. Основными задачами Министерства (департамента) в области приватизации являются:

участие в разработке и осуществлении государственной политики по вопросам приватизации государственной собственности;

обеспечение управления государственными долями, пакетами акций акционерных обществ, переданными для продажи уполномоченными органами, до момента осуществления продаж указанных пакетов, представление интересов государства в органах управления акционерных обществ;

обеспечение контроля за соблюдением договоров купли-продажи, соблюдение законодательства о приватизации и др.

Целенаправленное уменьшение государственного сектора в рамках программы приватизации — основное, но не единственное направление динамики государственной собственности. Государство распространяет свои права собственника на новые объекты (в результате производства, доходов, плодов, приплода) от своего имущества и на основании обязательственных отношений, а также приобретает имущество на основании различных сделок. Государство как собственник не только управляет, защищает, отчуждает свое имущество, но и становится собственником при прекращении (в т.ч. принудительном) на имущество права частной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 242 ГК (бесхозяйные вещи), ст. 243 (движимые вещи, от которых собственник отказался), ст. 244 (самовольная постройка), ст. 245 (находка), ст. 246 (безнадзорные животные), ст. 247 (клад), ст. 253 (реквизиция), ст. 254 (конфискация), ст. 256 (выкуп бесхозяйственно содержимых культурных и исторических ценностей), а также в иных случаях.

Имущество отходит государству и в порядке наследования. Государство является стороной в наследственных отношениях, если наследодатель указал его в завещании в качестве наследника. Если нет наследников ни по завещанию, ни по закону, либо никто из наследников не имеет права наследовать (ст. 1045 ГК), либо все они отказались от наследства (ст. 1074 ГК), наследство признается выморочным. Выморочное наследство переходит в коммунальную собственность по месту открытия наследства. Наследство признается выморочным судом на основании заявления местного исполнительного органа по месту открытия наследства. Наследство может быть признано выморочным до истечения указанного срока, если расходы, связанные с охраной наследства и управлением им, превысили его стоимость (ст. 1083 ГК).

Государство может иметь имущество на праве долевой собственности, однако, не может быть субъектом совместной собственности. Законодательство предусматривает возможность смешанной общей и индивидуальной собственности с участием государства — кондоминиум как особая форма собственности на недвижимость. В соответствии со ст. 2 Закона о жилищных отношениях, в кондоминиуме помещения находятся в раздельной (индивидуальной) собственности граждан, юридических лиц, государства, а общее имущество принадлежит им на праве общей долевой собственности.

Являясь субъектом права собственности, государство несет договорную и внедоговорную ответственность. В ряде случаев государство отвечает по долгам юридических лиц. Так, в соответствии со ст. 207 ГК, государство отвечает по обязательствам казенного предприятия и государственного учреждения при недостаточности у них денежных средств для покрытия долга. Также, в соответствии с п. 3 ст. 44, если банкротство государственного предприятия, хозяйственного товарищества или акционерного общества вызвано действиями государства как учредителя (участника) или собственника его имущества, то при недостаточности средств у юридического лица, учредитель (участник) или соответственно собственник его имущества несет перед кредиторами субсидиарную (дополнительную) ответственность.

В других случаях гражданско-правовая ответственность государства связана с деятельностью государственных органов. Так, в соответствии с п. 5 ст. 9 ГК, “убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Республикой Казахстан или соответственно административно-территориальной единицей”. Кроме того, государство отвечает за вред, причиненный гражданину действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, независимо от их вины, если такой вред причинен в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, домашнего ареста, подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, незаконного помещения в психиатрическое или другое лечебное учреждение (ст. 923 ГК).

Государство как участник сделки. Государство является полноправным субъектом товарно-денежных отношений. Такой статус позволяет ему в меру необходимости становиться участником гражданско-правовых сделок. От имени государства стороной в сделке выступают уполномоченные государственные органы. Право на представление интересов государства либо прямо устанавливается в законе, либо вытекает из правового статуса государственного органа.

Государству по принятой Республикой Казахстан концепции не свойственны хозяйственные функции. Поэтому предпринимательство не является основной функцией государства. Тем не менее, существует необходимый минимум хозяйственной деятельности, позволяющий нормально существовать государственному сектору экономики и непроизводственной сферы. Так, например, государственные органы должны осуществлять закупки необходимого оборудования. Поэтому сделки по купле-продаже и поставке занимают основной удельный вес в договорных отношениях государства. Деятельность эта регулируется Законом от 16 июля 1997 г. “О государственных закупках”, которым установлено, что государственные закупки — это приобретение государством в лице заказчиков в государственную собственность товаров и получение необходимых государству работ и услуг за счет средств республиканского и местных бюджетов Республики Казахстан, а также внебюджетных фондов на основе договоров о закупках. Закупки осуществляются на конкурсной основе, в основном Департаментом по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан от имени государства. Нормативной базой этой деятельности являются постановление Кабинета Министров от 25 февраля 1998 г. “О конкурсах по государственным закупкам, организуемых Департаментом по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан”, постановление Кабинета Министров “Об инвестиционной программе Республики Казахстан”, постановление Кабинета Министров от 25 февраля 1998 г. “Об утверждении порядка проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, Положения о конкурсной комиссии по определению поставщиков товаров, работ и услуг, приобретаемых в процессе государственных закупок, и форм конкурсной документации” и другие нормативные акты.

Оказывая услуги по банковскому обслуживанию, совершает сделки от имени государства Департамент Казначейства Министерства финансов, образованный Указом Президента от 27 января 1994 г. № 1526 “Об образовании Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан”. Постановлением Кабинета Министров от 20 мая 1994 г. № 549 “Вопросы образования Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан” было утверждено “Положение о Казначействе”. В соответствии с этим Положением Казначейство осуществляет управление доходами и расходами бюджета Республики Казахстан и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Кабинета Министров, распоряжается средствами казначейства, числящимися на счетах в банках и иных финансово-кредитным учреждений, а также осуществляет операции с этими средствами. Наряду с этим, Казначейство занимается и заемными операциями, размещая бюджетные средства и средства фондов целевого финансирования на депозитных счетах банков и иных финансово-кредитных учреждений, получая за это проценты.

Государство выступает стороной в сделках с ценными бумагами. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о ценных бумагах, “государство выступает в качестве инвестора на рынке ценных бумаг в лице Национального Банка Республики Казахстан или Министерства финансов Республики Казахстан”. Государство может являться эмитентом, т.е. выпускать от своего имени ценные бумаги и принимать на себя обязательства, предусматриваемые в условиях выпуска. Государство, например, может выпускать облигации государственного займа, быть эмитентом казначейских обязательств.

В ходе реализации программы приватизации государство в лице уполномоченных органов совершает сделки по продаже государственного имущества, передаче его в доверительное управление или аренду. Такое право предусмотрено Указом о приватизации. Соответствующий департамент Министерства государственных доходов имеет право заключать договоры купли-продажи о продаже объектов государственной собственности с юридическими лицами и гражданами, а также заключать сделки по передаче государственных предприятий в доверительное управление.

По мере необходимости Республика Казахстан от своего имени участвует во внешнеторговом обороте. Государство может совершать внешнеторговые сделки не только через свои уполномоченные органы на территории Республики Казахстан, но и через торговые представительства. В Положении о торговых представительствах Республики Казахстан за границей, утвержденном Постановлением Президента от 2 апреля 1993 г., установлено, что торговые представительства являются органами Республики Казахстан, осуществляющими за границей права республики в области внешнеэкономической деятельности. Торговые представительства могут совершать от имени Республики Казахстан сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца. В качестве ответчика торговые представительства могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных торговыми представительствами в странах пребывания. По обязательствам торговых представительств несет ответственность Правительство Республики Казахстан. Естественно, торговые представительства не отвечают по обязательствам казахстанских внешнеэкономических и иных хозяйственных организаций, а они не отвечают по обязательствам торговых представительств Республики Казахстан.

Государство достаточно активно участвует в договорах займа как сторона или гарант принимаемых обязательств. Право на внешний заем от имени Республики Казахстан предусмотрено Законом “О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге” от 2 августа 1999 г1. Этим Законом государство уполномочено выступать займодателем в лице Правительства, местных исполнительных органов и Национального банка перед казахстанским заемщиком, а также выступать гарантом по займам, принимаемым казахстанским заемщиком по негосударственным займам. Гарантом по данным займам выступает от имени государства Правительство Республики Казахстан. Государственные гарантии выдаются в пределах лимита, устанавливаемого Законом РК о республиканском бюджете на соответствующий год. Государственная гарантия Республики Казахстан должна иметь форму договора о предоставлении государственной гарантии (договора гарантии), заключенного Министерством финансов с иностранным кредитором, письменного уведомления (гарантийного обязательства) Министерства финансов Республики Казахстан. Никакие акты или иные документы государственных органов и их должностных лиц, визы, резолюции и (или) распоряжения, одобряющие договор внешнего займа и (или) его условия, и (или) подтверждающие платежеспособность заемщика, не соответствующие требованиям закона, не имеют силы государственной гарантии.

 

studfiles.net

«Государство как собственник должно быть заинтересовано в создании крупных компаний…»

Приятное сообщение для нашей страны пришло из Лондона: по индексу благосостояния аналитического центра Lеgаtum Іnstіtutе Беларусь за один год с 85-го переместилась на 54-е место. Как заметил в беседе с нашим корреспондентом эксперт «Звязды», декан экономического факультета БГУ, профессор Михаил Ковалев, рейтинг благосостояния, который показывает качество жизни населения той или иной страны, очень важен в мире. 

— Причем, — отмечает наш собеседник, — по некоторым категориям этого индекса, например, по качеству образования в стране, мы заняли впервые 23 место в мире. Это исключительно высокое место для того экономического уровня развития, на котором мы находимся. Из всех стран СНГ Беларусь показала лучший результат. Например, Россия находится на 63 месте, несмотря на то, что у нее есть нефть и газ, и она может платить более высокую зарплату. Это показывает, что даже международные эксперты вынуждены признать белорусскую экономическую модель, ее социальный характер. Они признали, что белорусское население по качеству жизни находится на очень высоком для нашего уровня валового внутреннего продукта месте. Причем, еще раз подчеркну, за 1 год мы повысили свой рейтинг на 21 место.

— Михаил Михайлович, кроме выводов, сделанных мировыми экспертами в вышеупомянутом рейтинге, хотелось бы затронуть еще одну интересную информацию, которая содержится в информации Министерства финансов нашей страны, отчетах банков и касается результатов первого полугодия по объемам прибыли и убытков белорусских открытых акционерных обществ. Если опираться на этот рейтинг, то в число самых прибыльных попали, в частности, нефтеперерабатывающие заводы, банки, МАЗ, Белорусский автозавод и другие, в число убыточных — те же телевизионные предприятия. На ваш взгляд, в топе самых прибыльных и убыточных ОАО нет ничего неожиданного?

— Во-первых, нужно учитывать, что квартальная отчетность — не годовая. Она является лишь ориентиром для того, как работает предприятие. Потому что это текущий доход, и он может быть существенно скорректирован. Во-вторых, к сожалению, мы пока медленно переходим на мировые стандарты финансовой отчетности, и это — прибыль по нашему бухучету, которая ориентирована на налогообложение, и необходимо прямо учитывать, что многие предприятия в начале года не стремятся показывать прибыль, чтобы не платить значительные налоги по ним. Поэтому подождем до конца года.

В-третьих, для того, чтобы предприятия показывали настоящую прибыль и были заинтересованы в том, чтобы она был как можно больше, необходимо, чтобы нормально работал фондовый рынок. Потому что такого рода информация, такие рейтинги — сигнал для фондового рынка, и буквально на следующий день после обнародования Минфином таких сведений акции десяти первых компаний взлетели бы вверх, а акции последних упали бы вниз. И вот в таких условиях менеджмент компаний был бы заинтересован показывать настоящий доход. Как свидетельствует зарубежный опыт, в случае активной работы фондового рынка компании, наоборот, иногда завышают доход с целью увеличить свою рыночную стоимость. Потому что если акции падают, то собственники задумываются о следующем: а не сменить ли им директоров, высших менеджеров компаний? Я думаю, если у нас нормально заработает фондовый рынок, доходы станут большими, хотя бы из-за боязни высшего менеджмента потерять свою работу.

— Пожалуй, оглядываясь на результаты работы за первое полугодие, нужно учитывать и все сложности, с которыми столкнулись предприятия из-за мирового кризиса?

— Да, надо иметь в виду, что это первое полугодие после кризиса: одни предприятия уже с начала года начали из него выходить, для вторых рынки еще не возобновились либо во время кризиса они оказались заняты конкурентами. Это необходимо учитывать и также надо подождать до конца года, когда более ярко проявиться настоящий доход.

Исходя из опубликованных данных, выяснилось и то, что у нас наиболее прибыльно работают банки. В первой десятке очень много банков, и это, вообще говоря, не соответствует международной практике: банки не бывают очень прибыльными. Однако здесь надо учесть то обстоятельство, что у банков за время кризиса выросло количество плохих кредитов, и теперь они вынуждены наращивать прибыль любой ценой, чтобы списать за ее счет потери по безнадежным кредитам. Банковское дело таково, что риски за невозвращенные кредиты достаются банку, и он вынужден увеличивать свою прибыль, чтобы погасить убытки по плохим кредитам. Поэтому в посткризисное полугодие это достаточно естественно.

Что касается НПЗ, то здесь удивительных вещей нет, они всегда у нас были среди передовиков по прибыли. И было бы странно, чтобы это было не так. Но они лишний раз доказали, что можно диверсифицировать поставки нефти и работать прибыльно. Понятно, что год назад и в этом году нефтеперегонные заводы все же работают не в абсолютно прозрачных условиях: в прошлом году была сложная система таможенных пошлин на нефтепродукты и их компенсацию, в этом году — достаточно сложные схемы покупки, доставки нефти, и поэтому однозначно говорить о том, что наши НПЗ работают очень хорошо, еще рано.

— Михаил Михайлович, а если вести речь о предприятиях, которым пока нечем хвалиться: в этом случае, чего им не хватает — конкурентоспособности?

— Если брать наши телевизионные заводы, то понятно, что на их рынке наиболее жесткая конкуренция. За это время крупнейшие японские, южнокорейские корпорации успели построить заводы в России, плюс очень сложно конкурировать с электронной техникой, сделанной в Китае. И ситуация на них была предсказуема. Но мне кажется, что, например, у холдинга «Горизонт» есть оправдание — он сейчас переживает период реформирования. И определенные надежды на то, что он сможет выйти из сложной ситуации, есть. Свидетельство тому успешная работа совместного предприятия с Китаем «Мидеа-Горизонт». «Горизонт» занял правильную тактику: вместо того, чтобы конкурировать с товарами, сделанными в Китае, лучше привлечь Китай в Беларусь, чтобы он делал свои товары здесь.

С другой стороны, этот рейтинг показывает, в том числе, что неоптимально в масштабах одной республики иметь одинаковые заводы: «Витязь», «Горизонт», «Ратон», Гомельский радиозавод. Вообще, надо было давно на их базе создать белорусский холдинг сложной бытовой техники с единой сбытовой сетью, с единым руководством. Они же на внешних рынках конкурируют между собой, что, разумеется, не совсем правильно. Это же касается и многих других белорусских предприятий. Мы их поодиночке акционируем, а по одному они могут и пропасть. Лучше было бы до акционирования их укрупнить, как это сделал Китай, создать крупные холдинги, и потом уже акционировать. А так наши небольшие акционерные общества со временем будут поглощены крупными, однако процесс этот будет происходить стихийно. Поскольку раньше государство было их собственником, то, естественно, было бы более разумно, чтобы оно вместо достаточно аморфных структур вроде отдельных концернов создавало холдинги, корпорации и после акционировало их в комплексе. Например, у нас есть три завода по производству минеральных удобрений, но работают они изолированно. Очевидно, что это должен бы быть один холдинг. То же самое с производителями тракторов и сельскохозяйственной техники. Они продают сельскохозяйственную технику одним и тем же субъектом хозяйствования — фермерам или сельскохозяйственным предприятиям, продают по одному, начиная от Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов и заканчивая МТЗ и «Гомсельмашем». В такой ситуации они действуют разрозненно, тратят больше денег на создание товаропроводящих сетей, гарантийное обслуживание. Если бы это был единственный белорусский холдинг сельскохозяйственной техники, он бы имел большую конкурентоспособность. И потом его можно было бы акционировать: даже 5 процентов такого холдинга стоили бы много. Еще раз подчеркну, что это опыт Китая — сначала укрупнять, потом акционировать и продавать пакеты акций. Полагаю, что в новой пятилетке нам нужно пересмотреть подходы к акционированию и к системе управления государственными предприятиями. Государство как собственник должно быть заинтересовано в создании крупных компаний, холдингов, конкурентных на внешних рынках.

Игорь Щученко. Газета «Звязда», 28 октября 2010.

Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=68417&idate=2010-10-28

www.bel-jurist.com

Государство как собственник.

⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 67Следующая ⇒

Принадлежащие ему права собственности, государство реализует прежде всего в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия . Эти акты определяют принадлежность собственности самой РФ, её субъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизации государственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия и учреждения на которые возлагается дальнейшее использование государственного имущества.

       Государство, через свои органы ведёт учёт государственной собственности, а также включает в её состав новое имущество, которое становится государственной собственностью, в силу предусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК РФ) оснований:

— реквизиция,

— конфискация,

— изъятие недвижимого имущества,

— клады и.т.д.

       Названные полномочия, которые юридически надо считать формами распоряжения собственности осуществляет Правительство РФ, Министерство Финансов и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

       Государственной собственностью субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего Правительство и губернатор.

       Полномочия владения и пользования своей собственностью государственные образования, практически осуществляют, прибегая к институту юридического лица. В этих целях создаются государственные учреждения с различными задачами и унитарные предприятия, которые наделены необходимым им государственным имуществом для его использования на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Публично–правовые образования – как субъект гражданско-правовых сделок.

Выступление публично-правовых образований в качестве стороны гражданско-правовой сделки снимает их властных атрибутов и полностью переносит в сферу Гражданского права, где стороны сделки равноправны и несут имущественную ответственность посвоим обязательствам.

       Круг, совершаемых сделок обширен, например: государственные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает государственный орган, действующий от имени РФ или её субъекта.

       Другой распространенной категорией сделок являются кредитные сделки с участием государства, которое может быть кредитором или должником. В качестве заемщика (должника) государство выступает при выпуске государственных займов, облигаций и иных ценных бумаг.

Государство – как наследник.

Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество умершего как выморочное. В первом случае действуют общие правила гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей. Во втором – действуют специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочного имущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования такого имущества.

       Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований.

Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения.

Установлены 2следующих её начала.

1. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам друг друга и созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев.

2. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Это природные заповедники (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ), лесной фонд (ст. 19 Лесного кодекса РФ), памятники культуры и некоторые другие виды имущества.

В ряде статей ГК предусмотрена субсидиарная (дополнительная) ответственность государственных образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Особая норма установлена в ст. 1070 ГК в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако, если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Понятие и виды объектов гражданских правоотношений.

       Объекты гражданских правоотношений – те блага, по поводу которых субъекты права вступают в правоотношения между собой, или то, на что направлены их субъективные права и обязанности. Безобъектных правоотношений не бывает. Все блага можно разделить на материальные (предметы природы, вещи, созданные трудом человека и удовлетворяющие имущественный интерес) и нематериальные (честь, достоинство, доброе имя, произведения науки, искусства и др.).

К объектам относятся:

1. Вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги.

2. Иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, иное имущество – это совокупность вещей имущественных прав и обязанностей, в том числе и исключительных прав.

3. Результаты работ и оказание услуг;

4. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность: изобретение, программа для ЭВМ, полезные модели, товарные знаки и.т.д.).

5. Нематериальные блага (честь, деловая репутация).

Классификация вещей в гражданском праве.

1. В зависимости от происхождения:

а) созданы человеком,

б) природное происхождение.

2. Движимое, недвижимое.

а) единый недвижимый имущественный комплекс (ст.133),

б) предприятие. 

! Право собственности на все недвижимые объекты, возникает со момента государственной регистрации в Едином Государственном Реестре прав на недвижимое имущество.

3. Вещи, определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные вещи.

4.Потребляемые и не потребляемые вещи.

5.Делимы и не делимые вещи (простая и сложная).

6. Главная вещь и принадлежность (ст.132 ГК) (скрипка – главная вещь, футляр от неё – принадлежность).

7. Одушевлённые и неодушевлённые (ст.137).

8. Плоды, продукция, доходы – принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.



stydopedya.ru

2.7 Государство как собственник. Муниципальные образования, как субъекты гражданского права (учредительные документы, право собственности и приватизация объектов муниципальной собственности, компетенция администраций муниципальных образований в гражданском обороте)

Похожие главы из других работ:

Государство и основные этапы его становления и развития

Государство и гражданское общество. Социальное государство.

Государство — важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов…

Государство и религия

Глава 1. Государство

Государство и религия

2.4. Религия и государство

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести…

Договор доверительного управления имуществом

2.2 Учредитель управления (собственник имущества) и порядок перепоручения доверительного управления имущества

Учредителем управления может быть юридическое лицо, физическое лицо (ст. 1026 ГК), также публичное образование. Не может быть им лицо (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения)…

Конституция Российской Федерации 1993 г.

1.Конституция и государство

Конституция Российской Федерации в системе правовых норм

2.1 Конституция и государство

Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова (Великобритания, США, Франция) не случайно появились в XVII—XVIII вв., хотя государство возникло намного раньше…

Либертарно-юридическая теория типологии

2.3 Правовое государство и авторитарное государство

Понятие правового государства возможно только в рамках более общего юридического понятия государства. Хотя государство вообще, государство как таковое представляет собой правовой тип власти, отсюда не следует…

Муниципальные образования, как субъекты гражданского права (учредительные документы, право собственности и приватизация объектов муниципальной собственности, компетенция администраций муниципальных образований в гражданском обороте)

2.7 Государство как собственник

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, но в отличие от физических или юридических лиц не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов…

Признаки субъектов правоотношений

2.3 Государство

Еще римские юристы считали, что государство — субъект особого рода. В отличие от субъектов права — физических лиц — государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Являясь особым коллективным субъектом правоотношений…

Судно как объект права собственности и его правовой статус

Собственник судна и судовладелец

Под собственником судна понимается субъект права собственности, лицо, которое осуществляет в отношении судна правомочия собственника. По КТМ РФ, суда могут находиться в собственности: граждан и юридических лиц; Российской Федерации…

Типология государств

2.1.2 ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др…

Типология государств

2.1.4 Социалистическое государство

Согласно формационной теории — это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом…

Типология государств

2.1.5 Переходное государство

Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности…

Типы государств

2.2. Феодальное государство

Естественное историческое развитие и последующая смена формы эксплуататорских отношений превращало рабовладельческое государство в феодальное. По классификации Маркса феодальное государство- это вторая ступень развития общества…

Типы государств

2.4. Социалистическое государство

Социалистическое государство — это последняя стадия развития общества по классификации принятой в формационном подходе. Оно противопоставляется трем другим типам государства, не являясь само государством в общепринятом смысле этого слова…

pravo.bobrodobro.ru