Государство и его признаки – 3.1 Понятие государства, его признаки. Теория государства и права

Государство, его основные признаки. Формы правления.

Билет 1.Человек.Индивид.Личность.

Человек – продукт биологической эволюции, высшее живое существо, представитель биологического вида под названием Homo sapiens (человек разумный). Он обладает уникальными способностями, отличающими его от всех других живых существ на Земле: мышление, речь, прямохождение, способность создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Будучи существом природным, биологическим, человек одновременно является существом общественным, или социальным. Только в процессе коллективного труда и общения с себе подобными у наших далеких предков развились качества, присущие именно человеку: язык и мышление, неразрывно связанные между собой. Мыслительная деятельность развилась одновременно с развитием мозга. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям как животное, но и преобразует мир, создает то, что природа не производит, творит новые предметы с необходимыми ему качествами, преобразуя при этом природные материалы.

Чтобы стать человеком, дитя человеческое должно воспитываться и расти в обществе, в семье, где он получает знания об окружающем мире, речевые навыки, усваивает нормы общепринятого поведения. Человек не может жить и развиваться без общения с себе подобными. Известно немало случаев, когда маленькие дети попадали в среду животных и вырастали там, при этом усваивая привычки поведения звериной стаи.

Таким образом, человек есть существо биосоциальное. С момента своего рождения он подвержен влиянию разнообразных природных и социальных факторов.

И н д и в и д – человек как определенный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт (качеств). Помимо всеобщих, свойственных всем людям качеств, индивид обладает своеобразной физической конструкцией, определенным типом нервной системы, темпераментом, внешностью.

Родившийся ребенок – индивид, но еще не индивидуальность. В процессе формирования человек развивает свои интеллектуальные и социально значимые качества, приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становясь, таким образом, индивидуальностью, воплощая в себе типичные и неповторимые черты.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. В своей деятельности «индивид» вступает в различные отношения, выполняет различные социальные роли (сын, ученик, друг, отец и т. д.), вследствие чего формируется личность, т. е. индивид как носитель развитых интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств, выражающихся в особенностях сознания, деятельности.

Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе воспитания, самовоспитания, самообразования и деятельности в конкретном обществе.

Государство — это организация суверенной публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.           Термин государство может быть использован в двух значениях:

— для выделения страны как географического образования

— для обозначения особой организации политической власти, существующей в стране

            Признаки государства:

1) Территория, на которой государство осуществляет независимую власть и может защищать ее от вторжения со стороны других государств.

2) Население, которое составляют все граждане, проживающие на его территории.

3) Политическая власть — организованное концентрированное принуждение одной частью общества другой его части.

4) Суверенитет — независимость гос. власти во внутренних и внешних делах.

5) Правовая система, обеспечивающая законность и правопорядок в государстве.

5) Налоговая система, обеспечивающая экономическую самостоятельность государства.

            Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач. Функции делятся на внутренние и внешние.

Для цивилизованных государств к этим функциям относятся:

            Внутренние функции:

— охрана конституционного строя, права и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка

— экономическая — обеспечение поступательного хозяйственного развития общества

— социальная — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан

— финансового контроля, установления и сбора налогов

— деидеологизации — создание условий для идеологического многообразия в стране

            Внешние функции:

— обеспечение обороноспособности страны

— борьба за мир, международную безопасность и экологическое выживание

— развитие взаимовыгодного всестороннего сотрудничества со всеми государствами

— урегулирование межгосударственных конфликтов на основе международных актов

Формы правления

Структура и полномочия высших органов власти, порядок их формирования и степень участия в этом процессе населения определяют форму правления в государстве.

Форма правления — порядок формирования и структура высших органов государственной власти, распределение компетенции между высшими органами государственной власти

Существует две основные формы правле­ния — монархия и республика.

Монархия — государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного гла­вы государства — монарха.

Современная монар­хия представлена в абсолютной и парламентс­кой формах.

—  Абсолютная монархия — форма правления, при которой власть монарха ничем не ограни­чена: он издает законы, назначает на государ­ственные должности высших чиновников, со­бирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого-либо.

—  Парламентская монархия — форма правле­ния, при которой власть монарха ограничена парламентом. Действует правило, согласно которому король «царствует, но не правит». Монарх формально утверждает состав прави­тельства, сформированный ставленником партии, победившей на парламентских выбо­рах. Ни парламент, ни правительство не под­чинены монарху и не несут перед ним поли­тической ответственности.

Республика — форма государственного правления, при которой высшая власть в госу­дарстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту, наряду с ними суще­ствуют независимое правосудие и муниципальные органы самоуправления.

Республика по форме может быть:

—     парламентской (власть принадлежит пар­ламенту),

—     президентской (власть принадлежит пре­зиденту), —  смешанной (власть принадлежит и парла­менту, и президенту).

studfiles.net

Понятие и признаки государства. Определение государства

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политике-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и ав-тономизация.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществ— ляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не толькоу для защиты территориальной целостности-. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

psyera.ru

понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Таблица признаков государства

ОсновныеДополнительные
Наличие территориальных границСимволы и атрибуты власти (герб, гимн, флаг)
СуверенитетГосударственный язык
Присутствие публичной властиЕдиная денежная единица
Система налоговых сборовТранспортная система
ЗаконотворчествоЕдиное экономическое пространство
Право на легитимное насилие
Армия
Народонаселение

Это интересно: правотворчество, его признаки и принципы.

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

Это интересно: что такое бюрократия простыми словами.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

  • законодательные органы власти;
  • система судебных учреждений;
  • органы исполнительно-распорядительного характера;
  • армия;
  • органы контроля общественного порядка и государственной безопасности.

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

Это интересно: что такое абсолютная монархия, примеры стран.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Это интересно: каковы основные отличия реформ от революций?

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов. Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти. Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

  • внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами;
  • оборона и охрана территориальных границ;
  • научно-техническое и культурное взаимодействие с другими странами;
  • решение глобальных экологических проблем;
  • отстаивание государственных интересов на международной арене.

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

obrazovanie.guru

Государство и его признаки

Если вы скажете о России, что это одна из крупнейших стран мира, то будете правы. И если скажете, что Россия одно из крупнейших государств мира, то тоже будете правы.

В данном случае слова «страна» и «государство» можно использовать как синонимы. Тем не менее, между этими терминами есть определённые различия. Страна – это понятие географическое, культурное, историческое. Государство – скорее, политическое или юридическое. Заглянем в «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

Страна, сообщает нам он, это, во-первых, территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством. И приводит примеры: европейские страны, индустриальная страна, колониальная страна. Второе значение – местность, территория. Например, южные страны или неведомые страны.

Государство же – это политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Или страна, находящаяся под управлением этой организации. Например, демократическое государство, законы государства или во главе государства.

Россия оставалась Россией, не зависимо от того, управлял ей самодержавный монарх, Временное правительство или Совет Народных комиссаров.

Китай оставался Китаем и в период раздробленности, когда на его территории существовало несколько государств, и после объединения. И Индия не перестала быть Индией, после того как англичане установили там свое колониальное господство.

Остановимся на том, что государство – это особая организация политической власти, осуществляющая управление обществом.

Управление обществом происходило всегда, с момента его возникновения. Но далеко не всегда этим занималось государство. Первые государства, насколько это нам известно, появились на рубеже четвёртого – третьего тысячелетий до нашей эры: в Шумере в междуречье Тигра и Евфрата и в Египте.

История же человеческого общества гораздо древнее. Она насчитывает несколько сотен тысяч лет. Некоторые исследователи исчисляют её даже несколькими миллионами. В первобытных коллективахродовых общинах и племенах – власть опиралась на силу авторитета. Вождём становился самый лучший охотник или самый сильный воин, старейшинойсамый мудрый. Соплеменники подчинялись им потому, что верили в их силу, умения, мудрость, в то, что они смогут обеспечить выживание общины. Как только в этом появлялись сомнения, во главе рода или племени становились новые вождь и старейшина. Правила, по которым жили люди (как же без них, без правил даже в футбол играть невозможно, не то что жить в обществе) опирались на обычаи: так жили наши предки, так живём и мы.

Государства, их лидерыкороли, президенты, государственные органы тоже могут пользоваться доверием народа. А могут и не пользоваться.

Например, согласно данным социологического опроса оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации хотя и выросла в 2013 году в сравнении с 2011 годом, но оставалась невысокой: 37,3 процента. В Астраханской области в 2013 году 31,4 процента опрошенных не доверяли президенту страны.

Кроме силы авторитета, государство может опираться просто на силу. Оно, как мы уже выяснили на прошлом занятии, располагает аппаратом принуждения, то есть теми органами – армия, полиция, суд, – которые могут заставить выполнять веления государства.

Каким же образом появилась в обществе такая особая организация политической власти, как государство? На этот счёт существует достаточно большое количество теорий.

Уже известный вам древнегреческий философ Аристотель, так же как и китайский мыслитель Конфуций, считали, власть государства над подданными имеет то же основание, что и власть отца над детьми. Общество они считали большой разросшейся семьёй.

Средневековые европейские философы, например, Фома Аквинский, утверждали, что государство имеет божественное происхождение. Не случайно, европейских монархов называли «помазанниками Божьими».

Социолог и историк Карл Виттфогель связывал возникновение древних государств с необходимостью поддерживать в порядке ирригационные системы – оросительные каналы, дамбы – в долинах крупных рек. Ведь без этого там невозможно было заниматься земледелием.

В эпоху Просвещения была сформулирована договорная теория происхождения государства. Хаос, наступающий в обществе при полной свободе действий людей, угрожал его существованию. Поэтому люди и договорись о том, что государство может ограничивать их свободу, взамен обеспечивая защиту их прав, поддержание порядка и стабильности. Вообще-то трудно себе представить, как в реальности люди могли где-то собраться и договориться об этом. Но теория общественного договора логично приводила к другой идее: если государство создано людьми, то они вправе его изменять. То есть не люди для государства, а государство для людей. Эта идея лежит в основе современной демократии. Но об этом мы поговорим позднее.

Широкую известность получила и другая теория происхождения государстваклассовая. Её создали основатели марксизма. Когда общество было однородным, заявляли они, нужды в государстве как особой управляющей силе, особом аппарате принуждения не было. А вот когда общество разделилось на классы в зависимости от владения собственностью, необходимость в таком аппарате появилась. Потому что господствующий класс не мог защитить свои богатства и право управлять низшими классами, опираясь лишь на силу авторитета.

Теории происхождения государства

Есть и иные теории происхождения государства. При желании вы можете с ними познакомиться самостоятельно. Но как бы там ни было, сейчас государство существует и выполняет важные для всего общества функции. Их можно разделить на внутренние и внешние.

Функции государства

Внутренние функции современного государства связаны не только с охраной общественного строя и общественного порядка: принятие законов и контроль за их исполнением, согласование интересов различных социальных слоёв. Государство призвано также создавать условия для развития общества в целом, и каждого гражданина в частности: определять цели развития, регулировать экономические отношения, создавать условия для развития образования, науки, национальной культуры, поддерживать социально незащищённые группы населения (детей, стариков, инвалидов).

Внешние функции государства – это и защита территории страны, и поддержание отношений с другими государствами, сотрудничество с ними.

В мире есть разные государства.

Большие, как Россия, чья площадь превышает 17 миллионов квадратных километров, и маленькие, как Монако – меньше двух квадратных километров. С огромным населением, как Китай и Индия, число жителей каждой из этих стран намного превысило один миллиард. И совсем малолюдные, как Ватикан, где живёт меньше тысячи человек. Богатые и бедные. Демократические и с жёстким диктаторским режимом. Воюющие с кем-то или нейтральные. Но у всех них есть общие признаки.

У всех государств есть своя территория. В её границах государство и осуществляет свою власть.

Важнейшим признаком государства является суверенитетнезависимость в проведении внутренней и внешней политики.

Власть государства является публичной, то есть распространяется на всё общество. Для её осуществления создаются специальные органы управления и принуждения.

Государство обладает исключительным правом издания законов, обязательных для исполнения на всей территории страны.

Государство имеет право и возможность собирать налоги для пополнения бюджета и расходовать их на общегосударственные нужды.

Государство имеет определённые символы: флаг, герб, гимн и некоторые другие, например, корону, скипетр и державу в некоторых монархиях.

Признаки государства:

В каждом государстве есть граждане, на которых распространяется власть этого государства. Гражданством называют ту политико-правовую связь, которая устанавливается между человеком и государством. Гражданин должен выполнять свои обязанности, установленные законом. Но и государство кое-чем обязано гражданину. Оно должно создавать условия для реализации его прав, обеспечивать их защиту. Право на гражданство Всеобщая Декларация прав человека относит к важнейшим. Не все люди обладают этим правом. Человека, который не является гражданином никакого государства, называют апатридом.

Согласно Конституции и «Закону о гражданстве» гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. Он не может быть выслан за пределы страны или выдан иностранному государству. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами России не прекращает его гражданства. Законодательство допускает двойное гражданство. Наличие гражданства иностранного государства не лишает человека его прав как российского гражданина, но и не освобождает от обязанностей, в том числе по уплате налогов и несению военной службы. Гражданство может быть приобретено по праву рождения, когда оба родителя или один из них – граждане России.

Право на гражданство

Есть также натурализованные граждане Российской Федерации. Натурализация – это приём в гражданство по заявлению человека. Для натурализации необходим ряд условий, в том числе обязательство исполнять Конституции и законы Российской Федерации, владеть русским языком, жить на территории страны и иметь законный источник средств к существованию. Решение о приёме в гражданство в общем порядке принимает Президент, а в упрощённом порядке – руководители территориальных органов Федеральной миграционной службы.

Ещё раз вспомним, о чём шла речь на сегодняшнем уроке.

Государство – это особая организация политической власти. Оно осуществляет управление обществом, опираясь на специальные органы управления и принуждения

Государство существовало не всегда, возникновение первых государств относится к рубежу 4 – 3 тысячелетий до нашей эры.

Государство выполняет определённые внутренние и внешние функции.

Основные признаки государства: территория, население (граждане), суверенитет, наличие публичной власти, исключительное право на издание законов, право собирать налоги, государственные символы.

Гражданствополитико-правовая связь человека и гражданина.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства или права поменять его.

 «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад»,- сказал Николай Бердяев.

videouroki.net

Понятие государства, его признаки, функции и сущность.

Теория государства. Учебник  для вузов под редакцией Рассолова

 Понятие государства, его признаки, функции и сущность.

Теория государства и права — система знаний о государственно-правовых явлениях, их социально-политических целях и механизме государственно-правового регулирования общественных отношений.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти. Управляет обществом, выполняет общественно полезные функции и обладает аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики. Разрабатывает и принимает правовые акты (НПА – нормативно-правовой акт во 2 лекции).

Признаки государства:

•Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в рамках всей страны. Гос-во обладает территориальным верховенством, что означает единство и полноту гос-венной власти на всей его территории.

•Государство представляет собой особую организацию политической власти располагающей специальным аппаратом управления обществом через систему своих органов власти

•Объединяет население – человеческое сообщество, объединенное институтом гражданства( гражданин страны; иностранный гражданин; гражданин без гражданства)

•Государство использует правовой механизм в организации жизни общества. Гос-ву принадлежит право в издании правовых актов, имеющих обязательную силу для всей страны, нормы которых производятся в жизнь через систему гос-ых органов.

•Наличие суверенитета, т.е. гос-ая власть обладает верховенством и независимостью как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях с учетом международных прав.

Сущность государства – является урегулированием общественных отношений с помощью особых специфических форм и методов, присущих лишь публичной власти

Функции государства.

•внутренние, связанные с деятельностью внутри страны( охранительные, экономические, культурные, социальные и тд)

•внешние – проявляются при взаимоотношении с другими гос-вами( защита гос-ва, дипломатические отношения и тд)

Теории происхождения гос-ва

Предпосылки образования гос-ва:

•экономические

                ○общественное разделение труда

                ○рост производительности труда

                ○возникновение частной собственности

•социальные

                ○разделение общества на классы

Гос-во( в то время) – выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим и социальным укладом и традициями политическая организация публичной власти.

Пути возникновения гос-ва

•Восточный      •Европейский

Теории:

•теологическая – гос-во есть продукт божьей воли

•патриархальное – гос-во возникло из разросшейся семьи( Платон, Конфуций)

•договорное – гос-во возникло по согласию людей

•теория насилия – гос-во возникло в силу различных военно-политических факторов

•органическая теория

•материалистическая теория – результат социально-экономического развития

•психологическая теория – гос-во возникло в силу особенностей человеческой психики.

Формы и типы гос-ва

Форма гос-ва – совокупность его внешних признаков, характеризующих способ и порядок политической власти, его высших органов, форм управления, форм гос-ого устройства и политический режим.

 Монократическая форма – характеризуется единовластием как в руках одного человека, так и группы людей, либо органов правящей партии. Разделение власти отсутствует.

Теократическая монократическая форма – тут сильно развита религия: мусульманство( н-ер, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар)

                Экстремистская монократическая форма – фашистские гос-ва

                Милитаристская моноклатическая форма – Ирак

Поликратическая форма гос-ва – разделение власти, децентрализация управления, высокая степень автономности и наличие местного самоуправления( Европа)

Сегментарная форма сочетает моно- и поликратические формы( Египет)

Типы гос-в

Подходы к типологии гос-в:

1)      Тип гос-ва связывается с типом общественно-политической формации( социализм и тд)

2)      Степень политической свободы( демократичность, антидемократичность)

3)      Тип цивилизации( средневековье, древнеримское и тд)

Формы правления – организация высших органов гос. власти, их структура, порядок образования и компетенция. Она определяет как строятся отношения между верховной властью и населением, в какой мере высшие органы власти обеспечивают свободу и права граждан.

Виды форм правления

Монархия – форма правления, при которой верховная власть осуществляется главой гос-ва – монархом единолично и переходит в порядке престолонаследия.

                Признаки:

                •наличие единственного главы гос-ва

                •пользование власти пожизненно

                •наследственный порядок перехода власти

                •глава гос-ва не подлежит юридическому преследованию

                •монарх – исторический и религиозный символ власти

                Виды монархии:

                •абсолютная монархия – власть не ограничена законом. СА, Катар

•Ограниченная монархия – власть ограничивается выборным гос-ым органом. Испания, the UK

 Республика – это форма правления, при которой все высшие органы гос-ой власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями( парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

                Признаки:

                •наличие единоличного или коллегиального правового гос-ва

                •выборность на определенный срок главы гос-ва и других органов гос-ой власти

                •юридическая ответственность главы гос-ва

                •общеобязательное решение верховной власти для всех гос-ых органов.

                •преимущественная защита прав и свобод граждан.

                Виды республики:

                •парламентская республика – избирается парламент( населением) который формирует правительство и избирает главу гос-ва. Германия Италия

                •президентская республика – избираемый глава гос-ва избирается всенародно, правительство отчетно перед президентом, а не перед парламентом. США, Франция.

                •смешанная республика – отсутствует прямая связь между правительством и президентом, формально президент руководит исполнительной властью, избирается всенародно. РФ

Формы гос-ого устройства( ФГУ)

ФГУ – это административно-территориальная организация гос-ой власти, определяющая хар-р взаимоотношений между соответствующими частями( центрóместные органы гос. власти)

ФГУ определяет:

•внутреннее строение гос-ва.

•правовой статус частей гос-ва

•характер взаимоотношения между центрóместные органы гос. власти

•степень защиты интересов народов, прав на территории данного гос-ва

По ФГУ виды гос-ва:

•Унитарное( Франция) – единое неделимое гос-во, единицы которого подчиняются центральным органам власти и не имеют суверенитета

                Признаки:

                ○жесткое подчинение  местных органов власти центральным органом

                ○наличие единого законодательства

                ○отсутствие у частей гос-ва определенного суверенитета

•Федерация – добровольное объединение нескольких гос-в в одно союзное гос-во

                Признаки:

                ○территория гос-ва состоит из территориальных субъектов

                ○наличие высших органов власти и управление как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации

○верховная гос-ая власть принадлежит федеральным органам власти

○разграничение полномочий между субъектом и федерацией.

○наличие в федерации в парламенте палаты, представляющей интересы субъектов федерации.

○вся внешнеполитическая деятельность в руках только федерации, однако экономика и культура есть у субъектов.

•Конфедерация – временное объединение суверенных гос-в для достижения определенных целей.

Понятие политического режима, его виды.

Политический режим – совокупность методов, приемов, способов и средств осуществления гос-ой власти, обеспечивающих её стабильность и упорядоченность.

dendrit.ru

Признаки государства | TGP

 /   /   /  Признаки государства

Признаки государства – это совокупность характеристик, которые отличаются простую общность людей от государства.

К основополагающим признакам государства принято относить:

1. Наличие публичной власти, опирающейся на аппарат управления и принуждения.

Реализация публичной власти с опорой на аппарат управления и принуждения есть один из основополагающих признаков государства, ведь только в рамках государства публичная власть становится государственной.

Государство выступает своего рода арбитром общественных отношений между различными группами, социальными слоями, национальными общностями.

Государство, при осуществлении им публичной власти опирается на аппарат управления и принуждения (структура органов исполнительной власти), сформированный на профессиональной и постоянной основе.

2. Наличие установленной территориальной организации.

Определенная территориальная организация и наличие государственной границы неотъемлемый признак, отделяющий общность людей от государства.

Государственная граница является важным атрибутом власти, закрепляющим господство, суверенитет и верховную власть государства на очерченной территории. Охрана государственной границы одна из первостепенных задач вооруженных сил любого государства.

3. Наличие государственного суверенитета.

Суверенитет государства означает независимость, полноту и верховенство государственной власти, как внутри страны, так и за ее пределами в процессе взаимоотношений с другими странами.

Государственная власть не безгранична, во внутренней политике она ограничена правом и установленным порядком осуществления власти, во внешней политике она ограничена международными соглашениями.

4. Наличие системы общеобязательных нормативных правовых актов.

Государство обладает монопольным правом на осуществление правотворчества (правом принимать, изменять и отменять нормативные правовые акты) путем формирования законодательных (представительных) органов государственной власти.

Законодательная власть от лица государства формирует правовое поле государства, принимает, изменяет и отменяет юридические акты, действующие на всей территории государства и обязательные для всего населения.

5. Наличие единой финансовой системы и государственной казны.

Государственная казна и органы управления финансовой системой являются обязательным признаком существования государства.

Понятие государственной казны включается в себя систему налогов и сборов, таможенных пошлин, бюджетного процесса, кредита, внутренних и внешних займов, золотого запаса.

Органы управления финансовой системой входят в систему органов исполнительной власти и, как правило, включают в себя различные министерства, контролирующие органы и центральный банк.

6. Наличие монополии на социальное насилие.

Государство обладает исключительным правом на осуществление социального насилия в целях достижения государственных интересов, реализуемое в соответствии с правовыми нормами.

7. Наличие характерных атрибутов власти и государственной символики.

Государство имеет государственную символику, отличающую его от других государств и служащую основой национального самосознания и единства. Наличие характерных атрибутов государственной власти отличает государство от простой общности людей.



Интересное:

www.student-pravo.ru

3.1 Понятие государства, его признаки. Теория государства и права

3.1

Понятие государства, его признаки

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом — политическая власть».

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В. И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856–1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н. В. Власенко, проф. В. В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

Публичная политическая власть — один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство — это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями — армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги — только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В. М. Корельский). Другое определение: «Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М. И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В. В. Лазарев и доц. С. В. Липень).

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru