Государство это политическое понятие – Государство — Википедия

Понятие и структура государства | Политология

Термин «государство» употребляется обычно в двух значения слова.

В первом, широком смысле слова под государством понимается объединение людей на определенной тер­ритории на основе публичной власти. В этом случае синонимом понятия «государство» выступают понятия «народ», «страна».

Во втором, узком значении слова под государством понимается специальный аппарат управления обще­ством. В этом случае синонимом понятия «государство» является понятие «государственная машина» как сово­купность органов управления.

В политологии термин «государство» употребляется во втором, узком значении слова. Государство – это универсальный политический институт, осуществляющий власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующий их взаимоотно­шения с помощью права.

Место государства в политической системе общества раскрывается через его функции.

Функции государства делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся следующие:

1. Государственное регулирование экономики посредством налоговой, кредитной, инвестиционной, таможенной политики.

2. Социальная функция, которая включает в себя следующие подфункции:

— регулирование социальных отношений посредством национальной, демо­графической, религиозной и т.п. политики, а также политики в области занятости населе­ния;

— создание государственной системы социального обеспечения;

— создание условий для нормальной жизнедеятельности общества посредст­вом жилищной, экологической политики, создания государственной систе­мы услуг.

3. Культурно-воспитательная функция, которая реализуется посредством создания государственной системы учреждений образования, науки, культуры.

4. Охрана общественного порядка и поддержание дисциплины граждан в рамках существующего права.

5. Защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил.

К внешним функциям государства относятся следующие:

1. Защита страны от внешней агрессии.

2. Защита государственных интересов на международной арене посредством ди­пломатической деятельности.

3. Развитие сотрудничества с другими странами мира в целях обеспечения благо­приятных условий для развития национальной экономики и для интеграции в мировую экономику.

Для осуществления этих функций созданы специальные государственные органы, в совокупности образующие структуру государства. Итак, в структуру государства входят:

1. Органы государственной власти – законодательной и исполнительной. Часто говорят о триаде властей: законодательной, исполнительной и судебной. Однако в строгом, формально-юридическом смысле судебная власть (в лице министерства юстиции) входит в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из структуры исполнительной обусловлено тем значением, которое придается в либерально-демократической традиции судебной власти: она рассматривается как один из важнейших механизмов обеспечения контроля со стороны общества над государством.

2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние войска, суд, прокуратура.

3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это ФСБ – Федеральная служба безопасности.

4. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность страны (армия, управление внешней разведки, таможенная служба, федеральная пограничная служба).

Второй, третий и четвертый элементы приведенной структуры государства представляют собой ничто иное, как так называемые силовые ведомства и министерства. Все они входят в структуру исполнительной власти. Возникает вопрос: на каком же основании силовые ведомства и министерства выделяются из структуры исполнительной власти в каче­стве самостоятельных элементов государства? Ответ очевиден: в силу их особой значимости для выполнения ос­новных функций государства.

Похожие статьи

kulturoznanie.ru

ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА, Понятие государства и его природа, Что такое государство?, Теории происхождения государства

1 Понятие государства и его природа

Что такое государство?

. Государство — политическая форма организации общества. Государство — основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной сферы, культуры. Государство отличают: во-первых наличие органов, осуществляющие верховную власть, которая распространяется на все население; во-вторых наличие права — совокупности общеобразовательных обязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством; в-третьих наличие определенной территории, на которую распространяется власть, юрисдикция государства

Конечно же, понятие государства неоднозначное. Под государством понимается политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов, социальных слоев и социальных общностей. Но под государством понимается и организация большой социальной общности, слои. В таком случае государство тождественна обществу, народу. Если концентрировать внимание на целостности определенных внутриобщественных них связей и их форм, т.е. структуре государственного аппарата, понятие государства тождественно правительства, администрации. Наконец, под государством понимается система органов и формально-правовых принципов, определи ають их функционирования. Государство — это особое явление, возникающее на определенномному

*. Глава подготовлена ??В. С. Малышенко, кандидатом философских наук,. И. М. Жи-Ленкова, кандидатом исторических наук

этапе развития человечества, универсальная организация, которая имеет суверенитет и осуществляет власть на полной территории

Теории происхождения государства

В политической науке существует большое разнообразие мнений по поводу происхождения и социального назначения государства. Распад родоплеменного строя, постепенное обособление от общества слои вождей и их бы близких и сосредоточения в них управленческих функций, средств власти и специальных привилегий под воздействием ряда факторов и приводят к возникновению государства. Философ. Платон считал, что государство — социальная орг анизация, которая переросла патриархальную и племенной организации в процессе развития скотоводства, земледелия, ремесла, торговли. В разделении труда. Платон видел причину возникновения государства. Отличительная черта реал ьних форм государственной организации: неравенство, оформлена законами, всегда отражают интересы сильного класса и выдаются за общее добробро.

Основателем патриархальной теории происхождения государства стал. Аристотель. Государство — продукт естественного развития семьи, рода и племени, возникшая в процессе механического объединения родов в племя, племен — в б большие общности. Государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти, осуществляемой в имя всех и всезага-льного добра. По словам. Аристотеля,»человек по природе своей существо политическое. У всех людей природа вселила стремление к государственному общения, и первый, кто это общение организовал, обнаружил человечеству величайшее добро»Аристотель не просто определил государство как естественную и высшее по сравнению с семьей и племенными поселениями форму человеческого общежития, но и описал существующие формы правления и дал классификацию различных держаноманітних держав.

В древности, до XVI-XVII веков государство обычно трактовалось широко и не отделялась от общества, которое организует и представляет. Одним из первых полное толкование государства дал. Никколо. Макиавелли. Р. Ранее для определения государства употребляли разнообразные, более конкретные понятия::

княжество, королевство, республика, тирания и др.. Никколо. Макиавелли ввел правовое специальное понятие»Stato»для определения государства, независимо от ее конкретных форм, как особой политической организации общества

Естественно, государство — исторически первый институт политической системы. В условиях неразвитого политической жизни существовали длительный период лишь формальные и неформальные объединения (аристократические слои,. Угру упование, цеховые корпорации, монашеские ордена и т.д.). Каждой из общественно-экономических систем соответствует особый тип государства. Первый из них — рабовладельческое государство — диктатура класса рабовладельцев. На сми на рабовладельческом государстве пришлашла

феодальная которая базировалась на феодальных производственных отношениях, основу которых составляла собственность феодалов на землю, а государство стало диктатурой класса феодалов. Основной политической формой государства выступала монархия в различных вариантах. Для феодального типа государства характерна огромная политическая и идеологическая роль церкви, которая способствовала осуществлению власти феодалов над массой угнетенного населения. В период абсолюты зму, засилья церкви распространяется теологическая концепция происхождения государства, в рамках которой возникновение государства санкционувалося воле. Божией (Августин. Блаженный,. Фома. Аквинский). На протяжении XVI-XVIII вв с клался буржуазный юридическое мировоззрение, пришедший на смену теологическому. Суть его в том, что государственно-правовые явления рассматривались как первичные. Тогда же возникают и формируются учение о естественных правах и с в совместной договор (Гуго. Гроций,. Бенедикт. Спиноза,. Гоббс,. Жан-Жак. Руссо и др.) кнують права каждого человека и всех людей, что им присущи от рождения, и эти права не может отобрать даже. Бог. Это ред них право на жизнь, свободу, собственность и т.д.!. Дея естественных прав является отражением принципа равенства всех и справедливости. В тесной свя связи с идеей естественных прав возникает ив виникає і
учения об общественном договоре
. Тогда это была реакция на религиозные теории происхождения государства: государство — результат не божественной воли, а уго-ди между людьми. Теория исходит из понимания государства как результата своеобразного договора, у заключается между сувереном-владение и подданными. Причины заключения договора объясняются по-разному. В государственному состоянии люди пользовались своими естественными правами. Однако, чтобы избежать реальным и способным их возникнуть в будущем безобразий, опасностей, столкновений (а также и других мотивов), люди решили выйти из естественного положения и жить в состоянии гражданском: они заключили договор и создали государствоаву. . Соглашение людей есть основа всякой власти. Выражение ее — договор. Договор сводится к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и благодаря этому становится его участником. Вся власть переходит к суверену, который возникает с согласия участник ков соглашения. Человек приобретает гражданские свободы и право собственности результате люди равны через право и соглашение. Договаривающиеся теории государства отражают некоторые реальные факты. Так, договорная система княжение существует вала в. Киевской. Руси в. Черниговском и. Галицкому княжествах, где с приглашенным для правления князем на определенный срок заключали договор. Под влиянием теории общественного договора создавалась американсь ка государство -. США. Но политической антропологией доказано, что реальная государство возникло не вследствие добровольной передачи индивидами части своих прав специально созданном для защиты граждан и сплошь ного порядке органа, а в ходе длительного естественно-исторического развития общества. Еще. Аристотель утверждал, что государство, подобно семье и селению,»есть естественная форма общежитияма співжиття».

В XIX в возникает насильственная теория происхождения государства. Суть ее сводилась к тому, что государство возникло в первоначальной форме как организация победителей над побежденными, то есть актом насилия. Борьба между победителями и побежденными уступает место борьбе между состояниями, политическими партиями, государствами. Роли завоевание одних народов другими в возникновении государственности и государства уделяли внима агу социологи. Франц. Оппен-геймер,. Людвиг. Гумплович и др.. В противоположность марксизма, государство, за. Оппенгеймером, возникает вследствие не внутреннего классового расслоения общества, а вследствие внешн их завоеваний и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и эксплуатации. Государство — это»правовой институт, насильственно навязанный одной группой людей — зав ойовникамы — другой группе — завоеванной с целью ее эксплуатации»Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненный. Но их не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важны п. Причин: демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека (рост численности и плотности населения), оседлый образ жизни, упорядочение брачных отношений между видами, психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Государство — плод человеческого разума, возникающее под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и свободу, имущество — доминирующий мо тив, что побуждает человека к созданию государства (Гоббс) человеческий разум, который привел к выводу о необходимости создания специального органа — государства, способного эффективно обеспечить естественные права людей, чем их традиционные, в государственные формы сожительства (Локк співжиття (Локк).

. Психологическая теория происхождения государства (представители -. Петражицкий,. Фрейзер,. Тард и др.) объясняет государство особыми свойствами психики людей, психологической потребностью людей подчиняться. Государство — это организация, создаваемая для управления обществом со стороны определенных лиц. Известный социолог. Эмиль. Дюркгейм не избежал влияния органицистських теорий происхождения государства. Сторонники органицистс ских теорий сравнивали процесс разделения труда с процессом специализации различных органов человека. В противоположность им. Эмиль. Дюркгейм считал, что углубление разделения труда вызывает появление новых форм вл ады. Государство возникает везде и развивается по одним и тем же законам, выступая отражением внутренней рациональности лежит в основе эволюции социальной структуры. В отличие от марксистов которые рассматривали государство и личность как две чужие, которые противостоят друг другу, силы,. Эмиль. Дюркгейм видел социальное назначение государства в освобождении индивида, возвращении свободы личностиості. . Тогда же формируется и марксистская теория происхождения государства. Развитие материальной основы жизни общества, связанный с разделением труда, возникновением производства, обмена, с необходимостью вел к изменениям социальной структуры общества, возникновения социальной нер равенства, социальных слоев, групп людей, отличающихся положением в системе общественных отношений, отношением к средствам производства, — общественных классов. Между классами и имущественными слоями начинается борьба за власть с тем, чтобы в решениях власти нашли отражение их интересы. Происходит постепенное изменение структуры власти: из власти всего общества в она становится властью слои, класса. Процесс завершается с появлением особого общественного института, получивший название государство как продукт экономического развития и классовых противоречий, призван служить др.. Тереса экономически господствующего класса. Возникновение в процессе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации, угнетения — одна из причин появления государства. Такую точку зрения на происхождений ния государства наиболее подробно обосновывает марксизм. Хотя марксизм и признает за государством функцию управления, выполнения общих действий, но все же на передний план в деятельности государства ставит функциюкцію классового подавления, подчинения. Государство — это машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы и социальные слои и общности

Современная наука не отрицает важного влияния производственных отношений и экономических господствующих классов на государство. Однако само появление и существование государства непосредственно не связанных связывается с возникновением частной в собственности и классов. В некоторых странах образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. Так, в Украине углубления социального неравенства и появление крупных собственников хо вались прежде всего за счет обогащения»управленческого класса»- князей, их жен и окружения дальнейшем же экономически господствующие классы подчиняли земли Украины, подавляли ее государственность, шли в сл ужиння в российских правителей или иноземных захватчиков, и население искало защиты и покровительства на сторонтва на стороні.

Конечно же, государство возникло не по одной причине, а целого комплекса предпосылок, к которым относятся и общественное разделение труда, появление неравенства, частной собственности, осложнения общественного организма, с субъективные толка людей. А теоретические исследования философов, юристов, историков углубляли понимание проблемы, раскрывая отдельные ее аспекты. По вопросам о происхождении государства вытекает и вопрос п ро его социальное назначениея. . Государство — форма организации всего общества, инструмент определенных социальных субъектов объектов для осуществления своих интересов, а также стабилизирующий фактор, сохраняющий социальный баланс в обществе

uchebnikirus.com

Понятие и сущность государства | Политология

Государство – это основное средство осуществле­ния политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значе­ниях: в узком значении – как институт господства, как носитель го­сударственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватыва­ет и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Основными атрибутами (существенными признаками) государства являются территория, население, публичная власть.

Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это суша, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Важнейшим атрибутом государства является наличие отдельной oт общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и его оснащения материально-техническими средствами.

Итак, государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления деятельности государства, его предназначение.
К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образова­тельную, культурно-воспитательную и др.

Экономическая функция заключается в организации, координа­ции, регулировании экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического рос­та или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономиче­ской стабильности.

Социальная функция государства – забота о человеке как о члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании кадров управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении по­литической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставления людям равных возможностей его получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в экономической, политической, культурной и других сферах, а также функцию обороны страны.

Обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальная целостность составляют национальную безопасность любого государства.

Национальная безопасность является той категорией политики, которая обозначает способы, средства, формы обеспечения национальных интересов как внутри страны, так и в системе международных отношений. Выработке политики национальной безопасности предшествует формирование концепции национальных интересов.

В основных внешнеполитических документах современной России (Концепция национальной безопасности, Военная доктрина и Концепция внешней политики Российской Федерации) отсутствует четко сформулированная концепция международной безопасности (категория, фиксирующая такое состояние международных отношений, при котором реализуются фундаментальные национальные интересы всех субъектов мировой политики). Между тем в соответствующих документах Советского Союза данная категория не только была четко определена, но и служила тем стержнем, вокруг которого разворачивалась внешняя политика страны. Более того, если первоначально речь шла о региональных концепциях коллективной безопасности в Европе или в Азии, то затем они трансформировались в концепцию всеобъемлющей международной безопасности, детально разработанную в период правления М. Горбачева. Указанная концепция состояла из множества компонентов, однако главными были следующие положения: безопасность не может быть од­носторонней и отвечать интересам одной страны или группы стран (коалиции), а должна быть всеобъемлющей, отражающей интересы всех стран мира, и вопросы безопасности, в том числе военные, необходимо решать политическими средствами.

Другой важной особенностью данной концепции был упор на понятие государственного суверенитета. Так, один из участников выработки официальной концепции международной безопасности проф. М.Д. Проэктор писал: «Международная безопасность – это такое состояние международных отношений, при котором создаются наиболее благоприятные условия для суверенного развития государств, для обеспечения их полной политической не­зависимости, ограждения национальных либо союзнических или же всеобщих интересов от агрессии и военно-политическою нажима, для равноправных отношений с другими государствами».

В концентрированном виде концепция международной безопасности горбачевского периода формулировалась так: «Безо-пасность национальная и международная – фактор сохранения мира, основанный на взаимообусловленности национальной и международной безопасности. Обеспечение национальной безопасности отдельных государств и международной безопасности в целом составляет часть общей задачи современности – сохранения и упрочения мира, предотвращения ядерной войны».

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация, для которой характерны:

изменение соотношения сил после роспуска Варшавского Договора в пользу НАТО. Его границы в недалекой перспективе достигнут государ­ственной границы России, и тогда она фактически одна будет противо­стоять военной мощи НАТО;

необходимость для России выработки такой модели поведения на меж­дународной арене, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам. Это осложняется заметным снижением экономического и военного потенциала страны;

наличие у России лишь одного фактора, заставляющего с ней считать­ся, – обладание ядерным оружием;

существенное уменьшение международного авторитета России вслед­ствие снижения ее экономической, технологической и военной мощи. При решении острых международных проблем мнение российского го­сударства практически не учитывается, как, например, при разреше­нии «югославского кризиса»;

крепнущее на Западе мнение о постепенной интеграции России (обладательницы ядерного оружия) и других республик бывшего Советского Союза в единую Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный порядок с прозрачными государственными границами и свободой транснациональных связей, который позволит объединить Западную Европу и бывшие социалистические страны, включая
Россию.

Современное понимание национальных интересов России нашло отражение в двух стратегических документах – Концепции национальной безопасности и Концепции внешней политики.

Новая Концепция внешней политики утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 30 июня 2000 г. Необходимость разработки об­новленной внешнеполитической платформы прямо связана с при­нятием в начале 2000 г. в России новой Концепции национальной безопасности. Она является базовым документом, содержащим анализ внешних угроз безопасности Российской Федерации. Кон­цепция внешней политики развивает эту проблематику примените­льно к конкретным областям внешнеполитической деятельности российского государства.

Целями внешней политики России провозглашаются: обеспечение надежной безопасности, суверенитета и территориальной цело­стности государства; создание благоприятных внешних условий для его поступательного развития, подъема экономики; укрепление гражданского общества, защита прав и свобод наших граждан и со­отечественников.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие.

Строительство демократической многополярной системы международных отношений. В политике западных государств, осо­бенно в последние годы, обозначилось стремление к однополюсной модели мироустройства, основанной на доминировании ограниченного круга наиболее развитых государств во главе с США. Предпринимаются попытки принизить значение суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, внедрить в международный оборот концепции типа «гуманитарной интервенции» в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН.
В Концепции не отвергается зна­чение военной силы в международных отношениях и положитель­ная роль миротворческих операций, но подчеркивается пагубность попыток принизить роль и международные права суверенного государства и недопустимость решения международных проблем силовыми методами без соответствующих санкций ООН, региональных и субрегиональных организаций.

Сотрудничество с государствами СНГ. Предполагается развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами Содружества, углубление взаимовыгодных интеграционных процессов. «Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств».

Отношения со странами Европы. Интересам России отвечало бы создание на континенте стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности.
В российском понима­нии европейская интеграция – это единая Европа на принципах демократии и взаимного уважения, а не создание замкнутых оази­сов благополучия.

Отношения с США. В Концепции внешней политики подчерки­вается, что российско-американское взаимодействие является необ­ходимым условием обеспечения глобальной стратегической стаби­льности. Прежде всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массо­вого уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наи­более опасных региональных конфликтов.

Отношения со странами Азии. В шкале внешнеполитических приоритетов России возрастает значение Азии. В отношении Китая, в частности, ставится задача приведения в соответствие масштабов экономического взаимодействия с уровнем политических отношений. Подчеркивается заинтересованность России в развитии регионального сотрудничества в рамках Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, а также в активизации деятельности «шанхайской пятерки» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

В отношении государств Ближнего Востока, Средиземноморья, Африки, Южной и Центральной Америки в Концепции выделены главным образом те направления сотрудничества, которые реально представляют или могут представлять интерес для России в полити­ческом или экономическом аспекте.

Реализм новой внешнеполитической концепции России – это признание и осмысление новых реальностей мирового развития, в том числе тенденций глобализации.

Следует выделить три измерения понятия «глобализация», важ­ных с точки зрения науки о международных отношениях:
а) глобализация как исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий; б) глобализация как однородность мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремление все унифицировать; в) глобализация как признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета под напором действий новых акторов общепланетарной сцены – глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, которые взаимодействуют на равных не только между собой, но и с самими государствами – традиционными действующими лицами международных отношений.

Тенденции к глобализации международных отношений носят сложный и противоречивый характер. Сегодня просматриваются два варианта развития международных отношений в условиях глобализации. Один из них – использование ее возможностей в основном для индустриально развитых стран, представляющих так называемый «золотой миллиард» человечества, в целях обеспечения их стабильности, устойчивого экономического и социального развития и благополучия. Другой – объединение национальных усилий для решения проблем глобализации, создание механизмов регулирования ее процессов в интересах всех членов мирового сообщества. Цели и задачи внешней политики государств, тенденции развития важнейших регионов и всего мирового сообщества в условиях глобализации международных отноше­ний будут все больше увязываться с перспективами выживания земной цивилизации.

Фактор глобализации задает новые критерии оценки реального положения и роли страны в мире, видоизменяет традиционные представления о мощи держав в мировой политике. Зафиксирован­ное в Концепции смещение акцентов в представлении о величии держав вносит важные коррективы в национальные приоритеты, выводит на передний план задачи экономической и социальной мо­дернизации, превращения России в сильную и успешную страну, прежде всего в экономическом отношении.
С учетом этого еще более весомым выглядит положение Концепции о том, что важней­шими компонентами национальной мощи Российской Федерации становятся сегодня интеллектуальные, информационные и комму­никационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, баланс научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и разнообразие экономиче­ских связей.

Россия активно вовлечена во все мировые процессы, включая глобализацию. Для России глобализация таит в себе немало опасно­стей. Задача внешней политики – помочь минимизировать эти опасности, в частности, содействовать формированию таких между­народных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благо­приятные условия устойчивого развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопас­ность страны.

Итак, национальная безопасность – это политика, направленная на защи­ту и реализацию национальных интересов страны. Данная политика может принимать разнообразные формы и использовать различные средства: эконо­мические, дипломатические, военные и т.д. Но все государства, проводя политику национальной безопасности, защищают свои интересы. Разница заключается лишь в том, какими финансовыми ресурсами обеспечивается эта политика. Понятно, что ее финансирование определяется не только целями государства на международной арене, но и его финансовыми возможностями, которые, в свою очередь, зависят от экономического потенциала страны. Например, если государство претендует на роль великой державы и при этом выделяет на внешнюю политику 1 млрд дол., заранее можно сказать, что его по­пытки обречены на провал, так как практика великих держав свидетельствует, что для завоевания подобного статуса необходимо как минимум в 50–60 раз больше. Но если государство тратит на внешнюю политику, допустим, 50 млрд дол., а его экономический потенциал, определяемый через ВВП, составляет около 250 млрд, то оно начнет себя разорять, поскольку для поддержания внешне­политических расходов на таком уровне требуется ВВП не ниже 1 трлн дол. Другими словами, все звенья цепочки международная безопасность наци­ональные интересы национальная безопасность внешнеполитический потенциал экономический потенциал взаимоувязаны, а взаимоотношения между ними определяются законами экономической массы, центра силы, силы и оптимального соотношения между затратами на внешнюю и внут­реннюю политику. При несовпадении фундаментальных национальных интересов двух стран выигрывает тот, кто тратит большие сум­мы на политику национальной безопасности или на внешнюю политику вообще.

Исходя из сказанного, сравним внешнеполитические потенциалы современ­ных России и США. Возьмем за основу исполненные бюджеты двух стран за 1999 финансовый год. По статье «Международная деятельность» Россия израс­ходовала около
2,7 млрд дол., США – 22 млрд. Добавив к этому затраты на другие важнейшие виды деятельности, нацеленные на защиту национальных инте­ресов, в том числе на оборону, мы получим для России общую сумму где-то порядка 10 млрд дол., для США – около 300 млрд. Внешнеполитический же потенциал всего Запада, признанным лидером которого являются США, составляет примерно 550 млрд дол. в год. Такой потенциал позволя­ет Западу формировать однополярный мир, возглавляемый Соединенными Штатами. И всем претендентам на многополярность есть смысл хотя бы подсчитать, какие экономические и финансовые ресурсы они должны выделить, чтобы сломать сложившуюся структуру международных отношений.

Структура международных отношений и содержание системы международной безопасности не просто взаимосвязаны. Существует следующая закономерность: содержание системы международной безопасности определяет тот, кто доминирует в геостратегическом пространстве международных отношений. То есть международная безопасность в конечном счете совпадает с наци­ональной безопасностью страны-гегемона или лидера.

Этот вывод подтверждается исторической практикой. Так, после поражения Наполеона контекст безопасности в Европе обусловливали страны-победительницы – Россия и Великобритания, пока первая не потерпела поражение в Крымской войне.
В годы «холодной войны» международная безопасность определялась биполярной структурой международных отношений, иначе говоря, двумя сверхдержавами – США и СССР. Сегодня, когда воцарился однополярный мир, возглавляемый США, международная безопасность устанавливается странами «золотого миллиарда». Поэтому им нет необходи­мости отдельно формулировать категорию международной безопасности – она сформулирована в их концепциях национальных интересов. В результате нынешняя глобальная структура международной безопасности отвечает главным образом интересам западных держав. А там, где их интересы ущемляются, они быстро «исправляют» ситуацию, не останавливаясь и перед применением военной силы. Это можно проследить на примерах Европы, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. Но имеется довольно обширная зона международной безопасности, где Запад заинтересован в сотрудничестве со всеми. Это международный наркобизнес, терроризм, коррупция, экология и особенно проблема распространения оружия массового уничтожения.

Похожие статьи

kulturoznanie.ru

Государство — это… Что такое Государство?

  • ГОСУДАРСТВО — 1) политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения… …   Философская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВО — существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Николай Бердяев Государство получило технические возможности, до которых оно не доросло ни нравственно, ни интеллектуально …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Государство Ва — кит. упр. 佤邦, пиньинь: Wǎ Bāng ва: Mēng Vax, Meung Va …   Википедия

  • “ГОСУДАРСТВО” —     “ГОСУДАРСТВО” (Πολιτεία, ή περί δικαίου, πολιτικός) диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества. Сам Платон, по видимому, считал исследование истинных принципов человеческого общежития и проведение их в жизнь главной задачей… …   Философская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВО — ’ГОСУДАРСТВО’ один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его творческой деятельности (70 60 е, 4 в. до н.э.). Создававшееся в течение многих лет ‘Г.’ впитало в себя все стороны учения мыслителя, включая его представления… …   История Философии: Энциклопедия

  • «ГОСУДАРСТВО» —         или «О справедливости», диалог Платона, состоящий из 10 книг. Большая часть кн. 1 (за исключением введения рамки), по видимому, представляет собой диалог раннего периода, называемый иногда «Фрасимах». Кн. 2 10 относятся к зрелому периоду… …   Философская энциклопедия

  • государство — Империя, княжество, королевство, царство. Ср. страна… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. государство империя, княжество, королевство, царство, страна, держава, земля,… …   Словарь синонимов

  • Государство — (лат. imperium, civitas; англ. state) в теории права способ организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей системе производственных отношений; основной институт… …   Энциклопедия права

  • ГОСУДАРСТВО — ГОСУДАРСТВО, а, ср. 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства. 2 …   Толковый словарь Ожегова

  • ГОСУДАРСТВО —     «ГОСУДАРСТВО» (Πολιτεία ἢ περὶ δικαίου; подзаголовок: «О справедливости»), диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества. Сам Платон, по видимому, считал исследование истинных принципов человеческого общежития и проведение их в… …   Античная философия

  • dic.academic.ru

    Понятие государства и права

    Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Право — это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права.

    Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства.

    Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

         Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

         Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Издание законов и правил, обязательных для населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

         Возникновению государства предшествовал первобытнообщинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетия. В различных исторических регионах распад первобытнообщинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

         Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

         Известно несколько исторических типов государств и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.

          Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).

    Форма правления

          По    форме     правления    различают монархию и республику.

          При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).

           Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.

           Признаками  монархической  формы  правления  являются:

    власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

           Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.

           В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.

           В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, глава государства избирается парламентом. Парламентскими республиками являются, например, ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.

        В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например, во Франции, Мексике, либо населением (США).

           Смешанные республики сочетают элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).

    Форма государственного устройства

           По формам государственного устройства государства делятся на государства, состоящие из административно-территориального  или  национально-территориального устройства, и государства, в составе которых нет других государств. Такие государства называются унитарными. В составе унитарного государства могут быть административные или национальные образования, не пользующиеся суверенитетом (области, провинции, губернии), имеются один законодательный орган, правительство, одна конституция. Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований — штатов, кантонов, земель, республик и др.

          В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие, как правило, свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно-территориальное деление.

         Конфедерация — союз суверенных государств, сохраняющих свой суверенитет в полном объеме и объединившихся в союз в целях координации некоторых своих действий внутри объединения и на международной арене, т.е. для определенных целей.

         Своеобразным объединением является Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное для координации политики и экономики. Координация осуществляется Советом глав государств, представленных их Президентами, Советом глав правительств, представленных их министрами, и Межпарламентской ассамблеей.

    Политический режим

           Политический   режим  может быть демократическим и антидемократическим.

         При демократическом режиме основу составляют демократия, народовластие, приоритет прав и свобод личности в стране. К разновидностям демократического режима относятся либеральный, буржуазно-демократический или конституционный режимы, режим правового государства.

         К антидемократическим режимам относятся фашистский, авторитарный, тоталитарный, расистско-националистический и др. Режим в гитлеровской Германии был одновременно и фашистским, и расистским.

         В условиях демократии появляется стремление к созданию правового государства. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права*

    *См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. — М.: ИПП. «Отечество», 1993. С. 56 и далее.

         Наличие и действие законодательства еще не свидетельствует о существовании в обществе правовой государственности. Российское государство имеет цель стать правовым. Россия является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.

    В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: «Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

         Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей».

         Признаки правового государства в условиях демократии рассматриваются в юридической литературе по-разному. Так, С.С. Алексеев относит к ним: выполнение законодательных и контрольных функций представительными органами; наличие государственной власти, включая исполнительную власть; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека*

    * См.: Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. — М.: Юридическая литература, 1994. С. 13.

    .В.А. Четвернин противопоставляет понятие «правовое государство» и «государство законности», считая, что господство закона не может не ограничивать субъективных прав*.

    * См.: Четвернин В.А. Понятие права и государства. — М.: Изд. Дело, 1997. С. 97-98.

    В.И. Зуев называет иные признаки понятия правового государства:

    1) экономической основой правового государства является многообразие в стране форм собственности — экономической основы рыночной экономики;

    2) социальной основой правового государства является гражданское общество с его частной жизнью, не зависимой от государства, со свободой труда и предпринимательства, со сложившимся мощным слоем «среднего класса»;

    3) идеологической основой правового государства являются идеи правового государства, опирающиеся на теорию естественного права, правового закона, неотчуждаемых прав личности*.

    * См.: Основы права Российской Федерации./ Под ред.В.И. Зуева. — М.:МИПП, 1997. С. 35.

        Теория правового государства в российской юридической литературе еще окончательно не сформирована. В значительной степени используются зарубежная теория и практика понятия правового государства.

         Правовому государству должно быть свойственно верховенство закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, подчинение закону самого государства и его органов, взаимная ответственность государства и личности, развитие местного самоуправления и др.

    Крылова З.Г. Основы права. 2010

    be5.biz

    Государство и его функции

    Добрый день, сегодня вводное занятие к блоку «Политика» «Понятие власти. Государство и его функции». Мы охарактеризуем основные институты политической подсистемы – власть и государство.

    Сразу определим термин «политика». Политика является объектом изучения политологии.

    Политология — это гуманитарная наука, изучающая политические процессы и отношения в обществе, связанные с деятельностью государства и иных субъектов политической деятельности.

    Слово «политика» греческого происхождения и введено в оборот древнегреческим философом Аристотелем, учеником великого Платона и учителем великого Александра Македонского. От греческого πόλις (полис) «город, государство». Патриархальное понимание политики Аристотелем – это искусство управления городом, государством (у греков эти понятия совпадали, каждый полис имел суверенитет).

    Современное понимание политики заключается в понимании многообразных целей и интересов социальных групп, участвующих в политической деятельности и необходимости координации общественных интересов. Каждый субъект политики (даже лидеры, элиты) представляют интересы социальных групп, стоящих за ними. Например, Наполеон – интересы нарождающейся буржуазии, Ленин – класса пролетариев.

    Наиболее корректно сегодня выглядит следующее определение:

    Политика – борьба больших групп людей за государственную власть и возможность влиять на нее.

    Власть – возможность влиять на поведение другого человека, основной (первый) институт политической сферы.

    Власть для политики первична, государство (институт, обладающий всей полнотой власти) – вторично.

    В этом смысле существует значительной число форм реализации (видов власти):

    Таким образом, субъектами политической деятельности (активным началом), является государство, лидеры, элиты, народные массы, социальные группы (партии, этносы, конфессии), институты гражданского общества (церковь, профсоюзы).
    Объектами – власть, за которую идет борьба, ресурсы (материальные и интеллектуальные – идеологии, например), законы, общественные блага и их распределение.

    Зачем нужна политика? Каково соотношение цели и средств ее достижения в политической деятельности? Решаема ли актуальная во все времена проблема злоупотребления политиками высоким социальным статусом и должностным положением (например, коррупция).

    На эти вопросы мы можем ответить только в рамках нескольких противоположных друг другу подходов к пониманию политики как специфического вида деятельности.

    Для основателей политологии (Аристотеля, продолжавших его традицию христианских мыслителей средневековой Европы), главная задача политика – интеграция (сплочение общества) на основе достижения общего блага.

    Для основателей теории конфликта (К.Маркса, Ф. Энгельса), политика это противостояние интересов классов, в котором государство всегда будет механизмом подавления подчиненного класса (например, крестьян при феодализме) господствующим (феодалами, например).

    А вот Макс Вебер, великий немецкий политолог и социолог, автор теории легитимности и концепции политической власти, определял политику как заложенное в природе человека стремление к власти, подчинению других людей.

    Каково соотношение политики и морали?

    Предлагаем сразу закрепить наше понимание политики как особого вида деятельности. Напомним, что деятельность человека всегда проявляется в ее предназначении, выполняемых функциях. Задание части 2 для ЕГЭ по обществознанию 2019 года форме, будем внимательны.

    25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?

    Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности.

    «Функции политической деятельности» – задачи, которые стремятся реализовать обладающие властью субъекты политики.

    1. Направлениями политической деятельности являются достижение власти, обеспечение общественного порядка, интеграция социальных интересов.
    2. Особенностями политической деятельности является сосредоточение общественных интересов и обладание значительными ресурсами.

    Продолжим разговор о политике, определив термин государство.

    Государство – основной институт политической системы, обладающий суверенитетом.

    Что такое суверенитет? Это главный признак независимого государства, юридически означающий:

    «Суверенитет — монопольное право государства издавать законы на своей территории и представлять интересы населения страны за рубежом».
    ­
    Государство, живущее по своим законам – независимо, по чужим – колония.

    Иные признаки государства, не обладая которыми, оно не может им считаться, это:

    Как объясняется в различных политологических концепциях возникновение государства?

    И последнее, каковы функции государства:

    • Правотворческая (создание законов)
    • Правоохранительная
    • Распределение ресурсов
    • Внешнеполитическая (представление интересов населения страны за рубежом).

    Мы ждем конкретные примеры реализации государством каждой из этих функций в комментариях к данному занятию и в обсуждениях нашей группы

    Итак, сегодня мы рассмотрели с Вами в ходе нашего вводного занятия к блоку политика две темы кодификатора «Понятие власти» и «Государство и его функции».

    egewin.ru