Государственным служащим является – Статья 3. Государственный служащий. 1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 3. Государственный служащий. 1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Государственные служащие федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также иных
государственных органов, образуемых в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации, признаются настоящим
Федеральным законом государственными
служащими Российской Федерации.
3.
Размеры расходов на денежное содержание
государственных служащих, включая расходы
на компенсационные выплаты и оплату
предоставляемых им социальных услуг,
устанавливаются соответственно
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
Российской Федерации.
Комментарий к
статье 3
1. Статья посвящена определению
понятия «государственный служащий». Под
«службой» в русском языке понимается польза,
угода, деятельность, жизнь для других,
полезное дело (Даль В. Толковый словарь
живого великорусского языка. 1982. Т. 4. С. 224).
Законодательное закрепление понятия
«государственный служащий» принципиально
важно не только для правового статуса этой
социальной группы, но и для восстановления
исторических традиций — «чести в службе
Отечеству».
Нормативным актом был Устав о службе гражданской по определению от правительства (Свод законов Российской империи, Книга первая, том III). Регламентировалось все, даже одежда (фасон, цвет, арматура мундира) «Расписанием, в какие дни в какой быть форме».
Номенклатура состояла из детально разработанного и действовавшего на протяжении длительного времени негласного перечня наиболее важных ключевых должностей, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались и утверждались партийными комитетами — от районных (городских) до центрального включительно. Кроме основной велась так называемая «учетно — контрольная» деятельность — при назначении на другие должности («второго уровня»), остающиеся также в поле зрения партийных комитетов. Номенклатурные кадры постоянно пополнялись за счет выпускников Академии общественных наук, Высшей партийной и Заочной высшей партийной школ при ЦК КПСС, республиканских и межобластных высших партийных школ, советско — партийных школ. Комсомольские и профсоюзные работники из числа коммунистов для занятия номенклатурных должностей обучались в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ и Высшей школе профсоюзного движения.
Наиболее острыми проблемами являются: организационная нестабильность государственных структур; недостатки нормативно — правового регулирования статуса и служебной деятельности государственных служащих; отсутствие единой государственной кадровой политики; снижение престижа государственной службы; слабая профессиональная подготовленность и некомпетентность значительной части государственных служащих, особенно в правовых, финансово — экономических и кадровых вопросах; коррумпированность государственного аппарата.
Все граждане России в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это положение соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года, вступила в силу 23 марта 1976 года), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан Российской Федерации на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных Законом. Одним из таких ограничений является обязательное для государственного служащего гражданство Российской Федерации.
Под исполнением обязанностей по государственной должности государственной службы следует понимать осуществление, проведение в жизнь, реализацию должностных обязанностей возмездно, т.е. за установленное денежное вознаграждение (содержание).
К государственным служащим специфических видов службы относятся военнослужащие (кроме рядовых военнослужащих срочной службы и курсантов военных учебных заведений), сотрудники правоохранительных органов, иных военизированных структур, деятельность которых регулируется специальными правовыми актами: Законом РФ от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих», Законом РФ от 11 февраля 1993 г. «О воинской обязанности и военной службе», Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.
В соответствии с Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., к компетенции Российской Федерации отнесено установление системы, порядка организации и деятельности только федеральных органов государственной власти. Республики в составе Российской Федерации решают эти вопросы самостоятельно. В ряде республик учреждены посты президентов, неоднократно менялись системы министерств, ведомств и других органов государственной власти. Системы органов государственной власти субъектов РФ создаются с учетом федеральных принципов организации представительных и исполнительных органов власти, закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя Российской Федерации. Федеральным законодательством определен примерный перечень управлений, комитетов, отделов и других структур органов государственной власти областной, краевой, городской (Москва, Санкт — Петербург) администрации. Наряду с этим создаются не предусмотренные перечнем управленческие структуры, отражающие региональные особенности того или иного субъекта РФ. Однако служащие всех этих структур, занимающие государственные должности, признаются федеральным законодательством государственными служащими Российской Федерации.
3. В п. 3 комментируемой статьи закреплено положение, устраняющее опасность экономического «давления» на государственный аппарат со стороны частного капитала, предпринимательских организаций, коммерческих банков и иных негосударственных структур.
Только централизованное, устанавливаемое федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ финансирование денежного содержания государственных служащих, других достаточно многочисленных и разноплановых потребностей органов государственной власти (строительство, ремонт служебных помещений, зданий и сооружений; приобретение, эксплуатация и ремонт транспорта, оргтехники, средств связи и информационных систем и т.п.) в состоянии оградить органы государственной власти от влияний частных коммерческих, финансовых и предпринимательских структур, создать заслон их лоббированию и коррумпированности, унифицировать на должностном уровне механизм государственного управления.
Следующая статья »
К тексту закона »
www.lawmix.ru
Государственный служащий — кто он?
Государственный служащий — кто он? Государственный служащий – гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законом порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение.Как видим, государственный служащий должен выполнять служебные обязанности за плату. Следовательно, для выполнения своего профессионального долга государственный служащий должен получать достойное вознаграждение, дабы его профессиональный долг не тонул в «трясине» коррупции.
Далее, государственный служащий наделен соответствующими полномочиями, вытекающими из его должности. Из этого следует, что должность государственный служащий должен выбирать по «плечу», то есть в зависимости от своей квалификации и профессиональной подготовки. Дабы мог профессионально выполнять свои обязанности, и орган, который он представляет, не испытывал дефицит квалифицированных кадров и мог полноценно осуществлять свою деятельность.
Целесообразно более детально рассмотреть обязанности государственного служащего. Это поможет четко понять сущность профессионального долга.
Государственный служащий должен соблюдать и поддерживать Конституционный строй, должен соблюдать установленные в государственном органе регламенты, правила внутреннего распорядка, должностные положения и инструкции.
Да, это действительно обязанности государственного служащего, качественно исполняющего свой профессиональный долг. Но более детально хотелось бы рассмотреть такую обязанность, как обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Действительно, государственный служащий должен уметь «видеть людей», не быть «привязанным только к бумаге». Должен осуществлять свои обязанности на благо народа, а не для своих личных корыстных целей.
Конечно же, государственный служащий должен соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики. Это нужно не только для того, чтобы управленец был узнаваем, где бы он ни находился и какого рода деятельностью ни занимался. Но и для того, чтобы его коллегам было приятно работать с ним, для создания более продуктивных отношений, для наиболее плодотворного взаимодействия.
К госслужащим относятся лица, которые в установленном законом порядке занимают государственные должности в:
1) Палате Представителей и Совете Республики Парламента (Национальное Собрание)
2) в Правительстве и его аппарате
3) Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном судах РБ, иных общих и
хозяйственных судах их аппаратов
4) Администрации Президента, Государственных
секретариатах Совета Безопасности, Управления делами Президента, иных
госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РБ
5) органы КГК, прокуратуры, Нацбанка,
Центральной избирательной
комиссии
6) министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях
7) дипломатических представительствах РБ
8) местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах
(исполкомы, администрации)
9) государственных нотариальных конторах
10) таможенных органах
11) иных госорганах
Рассматривая административно-правовой статус госслужащих, необходимо учитывать, что к служащим госаппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечение функций госаппарата (пример: работники хозчасти, архива, канцелярии, библиотеки, автохозяйства, обслуживающие госорган и т.д.)
Действие закона о госслужбе не распространяется на:
1) военнослужащих
2) лиц начальствующего или рядового состава ОВД
3) органов и подразделений по ЧС
4) органов финансовых расследований КГК
На данные категории лиц распространяется действие специальных НПА, регламентирующих порядок прохождения службы: пример: закон об ОВД
Аттестация государственных служащих
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» государственные служащие в целях определения объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и служебной перспективы проходят аттестацию.
Аттестация государственных служащих проводится периодически каждые три года аттестационными комиссиями, создаваемыми соответствующими государственными органами, в которых государственный служащий состоит на службе.
Государственные служащие, впервые поступившие на государственную службу или с перерывом стажа государственной службы не менее одного года, проходят аттестацию по истечении трех лет непрерывного пребывания на государственной службе.
Женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.
Освобождаются от прохождения аттестации:
государственные служащие, пребывающие в данной должности менее одного года;
беременные женщины.
Аттестации не подлежат государственные служащие, имеющие высший класс государственного служащего, если иное не предусмотрено законодательными актами, а также занимающие должности путем избрания.
Порядок проведения аттестации государственных служащих регулируется Положением о проведении аттестации государственных служащих, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 6 ноября 2003 г. №489 и типовым Положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным Постановленим Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. №784
Настоящий государственный служащий может состояться только в том случае, если он сознательно выбрав свою профессию, свой жизненный путь, служит верой и правдой своему государству, а тем самым и народу, двигаться к намеченной государством цели, четко понимая свою роль в построении сильного и процветающего государства.
Нравится статья? Жми {nice1}
Добавить комментарий
www.npa.by
Страница 1 из 6 Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ § 1. Понятие государственной службы и ее виды § 1. Понятие государственной службы и ее виды В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе. Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хозяйственных услуг (например, ремонт), а в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций. В таком широком понимании государственная служба сводилась, по существу, к работе в любого рода государственных организациях, т.е. в государственных органах, государственных учреждениях (школы, больницы, вузы, культурно-просветительные учреждения и др.), на государственных предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.). Нетрудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой основной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян. При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государственно-бюджетных средств.
ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >> |
uristinfo.net
Глава I. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих
§1. Понятие государственного служащего
Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно.
Если строго следовать положениям Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»1, то государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2: гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В предусмотренных федеральным законом случаях государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет федерального бюджета.
В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).
Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.
Во-первых, государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор3, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.
Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.
В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.
В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
В-пятых, государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).
В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.
В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.
Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение. «Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус».4
studfiles.net
Кто относится к госслужащим в России: список
Госслужащий – это сотрудник, который исполняет свои служебные обязанности и получает зарплату из средств бюджета.
К госслужащим относятся и те, кто трудится в госорганах, и работники госучреждений. К ним также причислены курьеры, помощники и секретари, а также сотрудники полиции и военные.
Весь остальной коллектив госучреждений (врачи, учителя) к госслужащим не имеют никакого отношения.
Отметим, что в нашей стране к госслужащим относят работников МЧС, медперсонал государственных ведомств и санэпидемслужб, сотрудников судебной системы, депутатов, чиновников от власти.
Все госслужащие делятся на 5 групп: младшие специалисты, старшие специалисты, ведущие госслужащие, главные специалисты, высшие государственные должности. В зависимости от квалификации сотруднику назначается зарплата.
Согласно информации из Википедии, на деятельность госслужащих накладывается ряд ограничений.
Государственный служащий не имеет право:
— Заниматься иной деятельностью на платной основе, кроме научной, педагогической и иной творческой,
— Осуществлять предпринимательскую деятельность и использовать свое служебное положение для помощи другим лицам в осуществлении подобной деятельности с получением за это вознаграждения,
— Являться представителем третьих лиц в госоргане, в котором тот состоит на службе, либо является подконтрольным,
— Использовать в собственных целях служебное авто, а также средства материально-технического обеспечения,
— Получать вознаграждения от гражданских лиц за исполнение прямых обязанностей,
— Принимать участие в забастовках и как-либо чинить препятствия для нормального функционирования госорганов,
— Участвовать в работе политических партий и организаций религиозной направленности в связи со службой,
— Иметь в подчинении или находиться под управлением лиц, имеющих с госслужащим близкие родственные отношения,
— Пользоваться служебной информацией и положением в сугубо личных целях,
— Давать не согласованные обещания, а также в течение года после прекращения госслужбы не может обращаться на место прежней работы по вопросам, ранее входящим в его компетенцию.
www.tltonline.ru