Государственный муниципальный финансовый контроль это – Вопрос. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль, их функции

Содержание

58.Органы, осуществляющие государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Раздел IX. Государственный (муниципальный) финансовый контроль Глава 26. Основы государственного (муниципального) финансового контроля бк рф предусматривает:

  1. органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

  2. органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации + внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляют — Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований).

Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

— контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

— проводятся проверки, ревизии, обследования;

— направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

— направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

— осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Полномочия Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований)

— контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

— контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

— контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) проводится санкционирование операций.

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

— контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

— контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

— проводятся проверки, ревизии и обследования;

— направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

— осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Тест:

Органами внешнего финансового контроля являются:

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Органами внутреннего финансового контроля являются:

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации + внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляют — Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований).

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляют:

Органы внешнего финансового контроля и Органы внутреннего финансового контроля являются

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и:

органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации, Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

studfiles.net

Государственный и муниципальный финансовый контроль

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами власти и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Предусмотрены следующие формы финансового контроля:
• предварительный контроль в ходе обсуждения и утверждений проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

• текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
• последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления контрольных функций законодательные (представительные) органы имеют право на получение от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета, оперативной информации об исполнении бюджетов, а также право на утверждение (неутверждепие) отчета об исполнении бюджета. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны представлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции но бюджетным вопросам.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, производят Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом РФ. иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

При самостоятельном исполнении бюджетов финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.

В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В отдельных случаях министерство осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство финансов РФ организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованном бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

psyera.ru

Муниципальный финансовый контроль в 2018 году

Содержание и виды госконтроля

Государственный или муниципальный финансовый контроль осуществляют специально созданные контрольные органы представительской и исполнительной власти всех уровней (федерального, регионального, местного). Например, Счетная палата РФ, ФНС, Минфин РФ.

Государственный или муниципальный финансовый контроль — это совокупность методов, форм и мероприятий, направленных на проверку соблюдения действующего законодательства и отдельных НПА в бюджетной сфере.

Основная цель данного понятия — это обеспечение эффективной и экономически обоснованной финансово-экономической деятельности государства (мунобразования) на этапах формирования, распределения и исполнения бюджетных, а также средств внебюджетных организаций и фондов.

Классификация госконтроля по видам подразумевает разделение на предварительный и последующий финконтроль. При предварительном контрольные мероприятия направлены на предупреждение и максимальное пресечение нарушений в сфере бюджетных правоотношений. При последующих ревизионных мероприятиях проверяется законность и правомерность операций по исполнению бюджетов БС РФ, а также по их учету и отражению в отчетности.

Также государственный (муниципальный) финконтроль подразделяют на внутренний и внешний. Рассмотрим характерные особенности данных понятий более подробно.

Особенности внешнего госконтроля

Внешний госфинконтроль осуществляют представители Счетной палаты РФ, а также сотрудники региональных и муниципальных контрольно-счетных управлений и органов. Нормативно правовое регулирование контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты закреплены в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6 (с изм. и доп.), Федеральном законе от 05.04.2013 № 41.

Для проведения разработаны стандарты внешнего муниципального финансового контроля, они утверждены Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)).

К полномочиям органов внешнего финконтроля, в соответствии со статьей 268.1 БК РФ, относят:

  • организацию и проведение надзора за исполнением бюджетного законодательства и иных НПА в ходе исполнения бюджетов всех уровней;
  • проверку достоверности, полноты и правильности составления бюджетной отчетности главными администраторами доходов и расходов бюджетных средств;
  • иную контрольно-счетную деятельность, закрепленную в российском законодательстве.

Внутренний контроль

Внутренний муниципальный финансовый надзор осуществляется управлениями Федерального казначейства РФ, а также органами исполнительной власти регионов и муниципалитетов (финансовые отделы, территориальные налоговые инспекции, контрольно-ревизионные группы и отделы при администрациях муниципальных образований и т. д.).

Правовое регулирование вопроса закреплено в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах президента, прочих нормативно-правовых актах. Например, постановления субъекта или МО, устав поселения, финансовый муниципальный контроль, его порядок и правила организации должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах.

Ранее мы рассказывали об особенностях организации внутреннего государственного финконтроля.

Контроль в сфере закупок

Муниципальный финансовый контроль в сфере закупок имеют право осуществлять органы внутреннего и внешнего финансового контроля. Суть проверок заключается в выявлении нарушений Федерального закона № 44.

Объектами проверок являются:

  • правомерность и правильность выбранного способа закупки;
  • соблюдение правил определения начальной цены контракта;
  • выполнение правил нормирования и планирования закупок, их законности и обоснованности;
  • выявление целевого назначения и целесообразности проводимых закупок;
  • соблюдение установленных процедур закупок, правил оценки заявок и окончательных предложений участников;
  • исполнение установленных сроков, отведенных на заключение контракта;
  • прочие вопросы, касающиеся поддержки здоровой конкуренции в сфере закупок.

Финансовый контроль в сфере закупок является приоритетным направлением государственного надзора. За нарушение действующего законодательства (44-ФЗ) органы госфинконтроля могут привлечь ответственных к административной, уголовной и бюджетной ответственности.

gosuchetnik.ru

Раздел 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, муниципальный финансовый контроль (МФК), последующий контроль, предварительный контроль, проверка, ревизия, система МФК, текущий контроль, финансово-бюджетный контроль, финансово-хозяйственный контроль

7.1 Сущность и функции государственного финансового контроля

Сущность и задачи финансового контроля.

Финансовый контроль — неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике. Назначение финансового контроля — отслеживать стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Следовательно, финансовый контроль не ограничивается только правовой и количественной сторонами финансовой деятельности экономических субъектов, но имеет и аналитический аспект.

Исторически финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере эволюции финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, углубления финансовых взаимосвязей с появлением и развитием финансовых рынков и частных корпораций сфера применения финансового контроля постепенно расширялась. Помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.

Стадии финансового контроля. Финансовый контроль как самостоятельная экономическая категория изучает производительные силы и производственные отношения на всех стадиях общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) в целях выявления противоречий и их регулирования со стороны государства. Таким образом, в предмет финансового контроля включаются все составные части процесса воспроизводства, а также законодательная и нормативная база, обеспечивающие функционирование экономики.

Контролируя производственные отношения и производительные силы в сфере производства, финансовый контроль определяет эффективность использования общественного труда как целесообразной деятельности человека, включающего собственно труд, предметы и средства труда, соответствие его действующему законодательству, нормативным правовым актам. В частности, проверяются финансовые отношения на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

На стадии процесса распределения общественного продукта задача финансового контроля заключается в проверке использования его на удовлетворение различных потребностей общества:

— возмещение потребленных в процессе производства средств и орудий производства;

— распределение и перераспределение вновь созданного продукта в соответствии с рыночными отношениями.

Контролируются производственные отношения в части восстановления норм запасов средств труда и предметов труда, расходования средств на оплату затраченного живого труда в соответствии с его количеством и качеством, возобновления и пополнения общественных фондов накопления и потребления, отчисления средств бюджетам разного уровня, социальному страхованию. На стадии распределения общественного продукта предмет финансового контроля распространяется на все звенья организации финансовых отношений (финансовой системы).

На стадии обмена общественного продукта, т.е. обращения товаров в условиях рыночных отношений, предмет финансового контроля включает договорные отношения (выполнение договоров поставок по сбыту, заготовкам и порядок расчетов за товары), удовлетворение покупательного спроса на средства материально-технического обеспечения народного хозяйства и населения на товары народного потребления путем насыщения рынка товарами. При этом в товарном обмене проверяются натуральные и стоимостные показатели в процессе обмена. Следовательно, на стадии обмена контролируются все формы обращения общественного продукта в соответствии с рыночным регулированием экономики.

На завершающей стадии процесса воспроизводства — потреблении — финансовый контроль проверяет операции, связанные в основном с производственным потреблением, т.е. возобновлением и расширением производственных фондов и удовлетворением общественных потребностей.

На всех стадиях процесса воспроизводства финансовый контроль — это средство выявления противоречий в целях их регулирования экономическими методами (налогообложение, кредитование и др.).

Предмет финансового контроля.

Исходя из изложенного можно сформулировать предмет финансового контроля в широком смысле слова, т.е. с учетом охвата всех этапов воспроизводства и уровней управления, и в узком смысле слова, т.е. применительно к бюджетной системе как совокупности бюджетов разного уровня и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов.

В первом случае предметом финансового контроля являются финансы хозяйствующих субъектов, отражающие производственные отношения в обществе, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления продуктов.

Во втором случае предметом финансового контроля являются государственные и муниципальные финансы (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, а также средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, прежде всего социальных) как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования. Такой контроль называется государственным (муниципальным) финансовым контролем.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль представляет собой систему специальных органов законодательной и исполнительной власти, методов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления

Государственный контроль — завершающая стадия цикла государственного управления. Государственный финансовый контроль — функция государственного финансового управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающего качественные и количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой — определенную систему знаний — теорию.

Государственный финансовый контроль имеет более узкий спектр действия и распространяется:

1) на сферу формирования доходной части бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) на сферу использования средств бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственной и муниципальной собственности (министерства, ведомства, их территориальные управления, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основе или же имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).

Объектом государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезе и его эффективного использования в целях выполнения государством своих функций.

Субъекты контроля — это представительные и исполнительные органы власти разных уровней и созданные ими органы государственного (муниципального) контроля, специальный контрольно-ревизионный аппарат вышестоящих звеньев управления, бухгалтерия и другие функциональные службы предприятия (организации), а также органы вневедомственного контроля.

Главная цель государственного финансового контроля — максимизация поступления денежных средств в казну, недопущение их нецелевого использования, эффективное использование финансовых ресурсов и получение наибольшей отдачи.

Основная задача государственного финансового контроля — обеспечение четкого соблюдения норм финансового права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств федерального, региональных и местных бюджетов, внебюджетных фондов, ресурсов Центрального банка, средств государственных и муниципальных унитарных предприятий, сохранности государственной и муниципальной собственности.

Однако финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном содействии контроля более рациональному использованию финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев финансовой системы. Этим целям служат укрепление режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей в учреждениях и организациях, а также совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности.

Функции финансового контроля.

Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в его собственных функциях: выявлении отклонений; анализе причин отклонения; коррекции деятельности объекта контроля; превенции и правоохране.

Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности: установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

Функция коррекции деятельности объекта контроля. Она заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики — выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение в целях недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.

Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства — в значительной мере правоохранительная, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия. По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны самостоятельно привлекать к ответственности виновных лиц и ставить перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности, а перед судебно-следственными — о привлечении к уголовной ответственности.

studfiles.net

Тема 12. Государственный и муниципальный финансовый контроль

Вопрос 1. Принципы организации финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль (ГМФК) является одной из важнейших функций государственного и муниципального управления и средством борьбы с коррупцией среди государственных и муниципальных чиновников. В рамках осуществления управленческого процесса контроль выступает, в том числе как способ установления обратной связи с составителями бюджетов, поскольку на основании данных, полученных в результате его проведения, может производиться обоснованная корректировка решений и планов. С другой стороны, ГМФК можно рассматривать как форму реализации контрольной функции государственных и муниципальных финансов, охватывающую всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования бюджетных средств. Указанная система денежных отношений выступает в качестве объекта ГМФК. Непосредственно же его предметом являются, во-первых, конкретные операции, осуществляемые с бюджетными средствами, характеризующие каждый этап бюджетного процесса.

Целью ГМФК является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами, а также материальными ценностями и нематериальными объектами. Принцип законности предполагает соответствие финансово-хозяйственных операций субъектов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения на всех уровнях власти. Принцип целесообразности означает рациональность выделения средств на то или иное направление расходования, его соответствие целям социально-экономического развития территории. Принцип эффективности может трактоваться двояко: либо как достижение определенной цели с наименьшими затратами, либо как достижение наилучшего результата в рамках строго определенного объема ресурсов.

Приоритеты контроля изменяются в зависимости от того, о какой конкретно составляющей финансового контроля идет речь. Так, в налоговой сфере контролируется преимущественно соблюдение принципа законности. Бюджетный контроль ориентирован на все три перечисленных выше принципа, однако следует учитывать, что в настоящее время приоритет отдается контролю за законностью и результативностью использования бюджетных средств, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, современная бюджетная система долгое время основывалась на использовании так называемой затратной модели планирования и финансирования бюджетных расходов. Во-вторых, контроль за законностью при всей его важности является методически более простым, нежели контроль за эффективностью или результативностью, поскольку последний предполагает не только сравнение заданных показателей с фактическими, но также разработку критериев и показателей эффективности, являющихся, по сути, индивидуальными для каждого конкретного контрольного мероприятия. В последнее время роль контроля за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств повышается, что обусловлено постепенным переходом от затратной модели планирования и финансирования бюджетных расходов к результативной модели.

Общественное назначение ГМФК выражается в выполняемых им функциях, к которым относятся:

— функция выявления нарушений в осуществлении финансово-хозяйственных операций;

— аналитическая функция, предполагающая установление причин выявленных нарушений и отклонений, а также степени их влияния на состояние объекта контроля;

— коррекционная функция, предполагающая устранение выявленных нарушений и отклонений; превентивная функция, заключающаяся в предупреждении возможных нарушений финансового законодательства.

Эффективный ГМФК возможен только при наличии системного подхода к его осуществлению. Под системой государственного и муниципального финансового контроля следует понимать совокупность элементов, опосредующих проведение контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными бюджетным законодательством РФ на осуществление данной деятельности.

Элементами системы ГМФК являются:

— органы, осуществляющие в соответствии с финансовым законодательством РФ государственный и муниципальный финансовый контроль;

— кадровая база и кадровое обеспечение функционирования органов финансового контроля;

— нормативная база, устанавливающая основы функционирования и правила поведения контрольно-ревизионных мероприятий и правила ведения финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателями;

— информационно-коммуникационная инфраструктура, включающая в себя процедуры взаимодействия и передачи информации между органами ГМФК.

Функционирование системы ГМФК должен осуществляться на базе соблюдения ряда принципов, основополагающими среди которых являются:

1. Принцип независимости, предполагающий, что органы ГМФК должен обладать организационной, функциональной, материальной и иной независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют.

2. Принцип гласности, означающий, что любой заинтересованный пользователь должен иметь свободный доступ к информации о результатах контрольной деятельности за исключением тех данных, которые составляют государственную, коммерческую или налоговую тайну.

3. Принцип законности, предполагающий, что деятельность должностных лиц ГМФК должна осуществляться в строгом соответствии с законодательными и нормативными актами, регламентирующими финансовые отношения в РФ и без нарушения конституционных прав проверяемых организаций и лиц.

4. Принцип ответственности, в соответствии с которым все участники правоотношений, возникающих в ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий, должны нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

5. Принцип достаточности, означающий, что субъект контроля должен обладать тем объёмом прав и полномочий, которые необходимы для реализации вменённых ему контрольных функций.

studfiles.net

Органы государственного и муниципального финансового контроля

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные законодательными или представительными органами РФ, осуществляют предварительный, текущий и последующий виды контроля за исполнением соответствующих бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, актов органов местного самоуправления.

Органами государственного и муниципального финансового контроля являются:

• Счетная палата РФ;

• контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

• контрольное учреждения законодательных и представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля. Она образуется Федеральным Собранием РФ и подчинена ему.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

• организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

• контроль за эффективным и целевым использованием расходов средств федерального бюджета и использованием федеральной собственности;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных фондов;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных актов федеральных органов государственной власти, определяющих расходы за счет средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• выявление отклонений от установленных федеральным законом норм федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, подготовка предложений, направленных на совершенствование бюджетного процесса;

• контроль за законностью и своевременностью прохождения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ и уполномоченные кредитные организации;

• проведение контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и информационной работы в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, а также совершенствование системы контроля за использованием бюджетных средств.

Контрольные функции Счетной палаты РФ распространяются на:

• государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

• органы местного самоуправления, предприятия, организации и финансово-кредитные органы, если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета и внебюджетных фондов или используют федеральную собственность, либо управляют ею;

• коммерческие организации, если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета, федеральную собственность или управляют ею.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

• управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

• законностью, эффективностью и целевым использованием кредитов и займов, полученных Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

• эффективностью размещения финансовых ресурсов, выдаваемых на возмездной основе;

• представлением государственных кредитов на безвозмездной основе иностранными государствами и международными организациями;

• эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, средств внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ;

• поступлениями средств в федеральный бюджет, полученных от использования государственного имущества и управления объектами федеральной собственности;

• деятельностью ЦБ РФ, его структурными подразделениями, финансово-кредитными организациями в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга РФ.

Наряду со Счетной палатой РФ созданы и постоянно действуют контрольно-счетные органы в субъектах РФ, деятельность которых определена законодательством субъектов РФ.

Контрольно-счетные палаты (органы) субъектов РФ создаются по решению законодательных органов субъектов РФ, которые подконтрольны им и независимы от органов исполнительной власти субъекта РФ.

Задачами контрольно-счетных органов (палаты) являются:

• выявление нецелевого, незаконного, неэффективного использования бюджетных средств субъекта РФ органом исполнительной власти и предприятиями субъекта РФ;

• контроль за законностью и своевременностью прохождения средств бюджета субъекта РФ через кредитные организации;

• контроль за полнотой и своевременностью поступлений финансовых средств в доход бюджета субъекта РФ;

• проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств по статьям расхода бюджета субъекта РФ;

• проверка финансово-хозяйственной деятельности органов власти субъекта РФ, ведомств, учреждений и организаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, средств от продажи и использования собственности субъекта РФ и внебюджетных фондов;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета субъекта РФ и проектов бюджетов внебюджетных фондов субъекта РФ;

• финансовая экспертиза проектов законов и подзаконных актов органов власти субъекта РФ, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюджетных фондов;

• контроль за соблюдением установленного порядка выдачи из бюджета субъекта РФ, бюджетов внебюджетных фондов субъекта РФ ссуд, льготных кредитов, валютных средств, их целевым использованием и своевременностью погашения;

• контроль за обоснованностью и эффективностью размещения временно свободных средств бюджета и средств внебюджетных фондов субъекта РФ;

• контроль за использованием заемных средств, привлекаемых администрацией субъекта РФ путем выпуска облигаций, долговых обязательств и других ценных бумаг.

newinspire.ru

Ответы на вопрос «14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: субъекты …»

В широком аспекте государственный и муниципальный финансовый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.

В узком аспекте государственный и муниципальный финансовый контроль — это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Он охватывает такие направления деятельности, как исполнение федерального бюджета, предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов и резервов, погашение государственного долга, предоставление налоговых льгот и др Муниципальный финансовый контроль обеспечивает исполнение местных бюджетов, муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, выполнение долговых обязательств. Особое внимание при осуществлении муниципального финансового контроля уделяется операциям с бюджетными средствами, их целевому использованию, а также финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. Для этого в системе органов местного самоуправления создаются специальные финансово-контрольные органы (отделы, палаты, муниципальное казначейство). Полномочия этих органов устанавливаются как федеральными законами, так и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следует учесть, что государственный и муниципальный контроль объединяют цель, задачи и основные направления, различие состоит в том, что муниципальный контроль охватывает сферу финансовой деятельности только муниципального образования.

В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основы государственного и муниципального финансового контроля, органами государственного и муниципального финансового контроля являются:

  • Федеральное Собрание;
  • представительные органы субъектов Российской Федерации;
  • представительные органы местного самоуправления;
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • счётные органы субъектов Российской Федерации;
  • счётные органы местного самоуправления;
  • Министерство финансов Российской Федерации,
  • Федеральное казначейство;
  • финансовые органы субъектов Российской Федерации;
  • финансовые органы муниципальных образований;
  • главные распорядители;
  • распорядители бюджетных средств.

www.konspektov.net