Государственные законы термин – 58. Закон: понятие, признаки, виды и их общая характеристика. Конституция как Основной Закон государства

Закон (право) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Зако́н в юриспруденции — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы[1]. Исторически закон пришёл на смену правовому обычаю[2].

Закон является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.

Порядок принятия законов в подавляющем большинстве стран следующий: законодательная инициатива — обсуждение законопроекта — принятие закона — его опубликование

[2].

По значению и характеру содержащихся в законах правовых норм различают органические (конституционные) и обыкновенные законы. Конституционные законы предопределяют содержание текущего законодательства, закрепляют основные начала и принципы общественного и государственного строя, порядок образования и деятельности, а также компетенцию государственных органов, устанавливают избирательную систему, основные права и обязанности граждан[2].

ru.wikipedia.org

55. Закон: понятие, признаки, виды

Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

Признаки закона:

1. Закон — это нормативный акт, содержащий нормы права.

2. Закон принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом.

3. В силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону.

4. Законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

а) принятые на референдуме;

б) принятые Федеральным Собранием РФ;

в) законы субъектов федерации.

Путем референдума мо1ут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.

56.Подзаконные акты: понятие, признаки, виды

Нормативный правовой акт – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Подзаконные акты — изданные на основе и во исполнение законом акты, содержащие юр. нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы, базируются на них.

Виды подзаконных актов:

1. Указы Президента РФ. Не должны противоречить Конституции РФ, обязательны для исполнения по всей России.

2. Постановления правительства РФ. Обязательны к исполнению в РФ, могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министров.

4. Решения и постановления местных органов гос. власти (областных, представительных, законодательных структур)

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областных глав администраций, губернаторов)

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных органов)

7. Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка).

57.Действие права

Действие норм права распространяется на определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённо ограниченном участке пространства и ограничено определёнными временными рамками.

Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться:

Принятием или подписанием акта. С момента принятия до недавнего времени вступали в силу большинство нормативных актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России. Многие нормативные акты Правительства РФ и сегодня вступают в силу с момента их подписания.

Моментом опубликования акта. Например, истечением определенного срока после опубликования нормативно-правового акта. В настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если только в самом акте не установлен другой порядок их вступления в силу. Также вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу.

Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте. Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения.

Наступлением определенных условий. Вступление в силу нормативно-правового акта в целом или отдельных его положений может быть увязано, например, с принятием и введением в действие другого акта.

Специально принятым нормативным актом.

Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами:

  • Истечением срока действия акта.

  • Наступлением определенных условий.

  • Прямой отменой акта.

  • Заменой действующего акта другим.

Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления — на территорию города, поселка или иного муниципального образования.

Действие норм права по кругу лиц. В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

Переживание закона— это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

studfiles.net

Понятие закона и виды законов. Нормативные акты. Теория государства и права

Устройство современного государства невозможно без использования инструментов законотворчества. Путем рассмотрения и принятия законов формируются правила общественных взаимоотношений. При этом нормативные акты, на базе которых регулируется правовая сфера, охватывают множество сфер жизни граждан, обеспечивая порядок в стране. В то же время рассмотрение законодательной платформы невозможно без ориентации на конституцию. Она не только обеспечивает понятие основных прав и обязанностей граждан, но и отражает оптимальный баланс в расстановке политических сил. В немалой степени регулятором этого баланса является и закон. Понятие, признаки, виды и характеристики законов помогут глубже выяснить их природу и практические функции.

Понятие закона

Формально законом является правовой документ, в котором отражаются правила регулирования наиболее значимых общественных отношений. Другими словами, это правовая основа государства. Важность законов понимали правители еще в древние времена. Другое дело, что форма и содержание стародавних законов сильно отличались от современных нормативных документов. Как правило, установленные нормы служили в некотором роде систематизированной переработкой сложившихся обычаев. Для того чтобы можно было точнее определить понятие закона и виды законов, стоит обратиться и к периоду буржуазно-демократических реформаций. Ведь именно тогда были утверждены принципы сосредоточения права на законодательную деятельность в руках парламента, представляющего народ.

В наше время закон следует рассматривать как наивысшую форму народного волеизъявления. С его помощью власть государства определяет и утверждает основы правового регулирования. Вместе с этим нормативные акты могут выступать в качестве средства дополнения существующей законодательной базы. Но важно понимать, что законы государства не зависят от других органов власти кроме высшей законодательной ветви. Но это не значит, что законы не могут отменяться или редактироваться. В таком случае неизбежно следуют и изменения в актах, которые прежде утверждались с учетом содержания корректируемого закона. Главным образом это относится к подзаконным актам, поддерживающим исполнение закона.

Признаки законов

По мере формирования законодательной системы нормативные документы имели разные характеристики. На сегодняшний день актуальны следующие признаки, отличающие закон РФ:

  • Принимается закон только уполномоченным органом власти, то есть законодательным. Но это не значит, что данным правом наделены исключительно представители власти на федеральном уровне. Разрабатывать и утверждать проекты законов может Государственная дума, республиканские органы, городские представительные органы и т. д.
  • Закон предназначен для регулирования наиболее существенных общественных отношений. В частности, с помощью этого документа могут закрепляться основы политической и экономической систем, основные права граждан, а также компетенция федеральной власти и представителей местного самоуправления.
  • Одной из важнейших характеристик закона также является его общеобязательность. Правда, существуют документы, которые касаются определенных групп людей – например, служащих в той или иной сфере. Так, закон о полиции от 2011 года расширил полномочия сотрудников органов правопорядка. Но это касается только представителей полиции.
  • Принятие закона происходит в специальном процессуальном порядке, который имеет особый регламент. В частности, процедура определяется конституционными актами.
  • Закон обеспечен высшей юридической силой. Это означает, что все подзаконные акты имеют по отношению к нему второстепенное значение и не должны вступать в противоречия.

Разновидности законов

Основные классификации нормативных актов происходят из значимости, которую несет для правовой системы тот или иной закон. Понятие, признаки, виды и особенности принятия документа – все эти факторы влияют на то, в какую группу войдет закон. На данный момент российская система законодательства предполагает разделение на следующие виды: конституционные, федеральные и законы субъектов РФ.

В первую категорию входят законы, утверждаемые по наиболее значимым вопросам, связанным с Конституцией. К таким, в частности, можно отнести законы о референдуме, о символике государства, о судебной системе, о военном положении и т. д.

Те акты, которые принимаются на основе и для исполнения Конституции, являются федеральными. С их помощью власть регулирует различные аспекты общественных взаимоотношений, затрагивая политические, социальные и экономические направления. Например, тот же закон о полиции можно отнести к этой группе. В то же время и федеральные документы законотворчества имеют свое разделение – в частности, существуют обыкновенные и кодифицированные правовые материалы.

Законы, которые принимаются субъектами РФ, можно называть низшим звеном в законотворческой деятельности государства, что, впрочем, не умоляет их значимость. К особенностям таких документов можно отнести то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и работают исключительно в пределах своего субъекта. Это могут быть Конституции республик, краевые и областные уставы.

Другие классификации законов

Кроме описанной классификации, существует и много других критериев разделения законов. Наиболее существенны принципы систематизации по содержанию и сроку действия. В этом контексте понятие закона и виды законов особенно тесно связаны. Если говорить о смысловой наполненности акта, то выделяются общие и специальные документы. В первом случае предполагается, что закон будет действовать на всех граждан. Специальные нормативные документы работают только в отношении отдельных классов и групп.

Также законы могут иметь разный период действия. Различают постоянные и исключительные законодательные документы. Если с первой категорией ситуация очевидна, то вторая требует разъяснения. Обычно в нее входят законы Российской Федерации, действие которых рассчитано на определенный период, что обусловлено временным чрезвычайным положением. Такие обстоятельства могут быть вызваны, к примеру, экологическими, природными, социальными и другими факторами.

Есть и другие классификации законов, которые основываются на предмете регулирования, сферах действия, объему регулирования и направленности по сферам. К примеру, предметом регулирования может быть конституционная база, административное или уголовное право. Направленность также бывает разной, поскольку законы могут затрагивать и социальные вопросы, и нюансы формирования бюджета, и средства разрешения экономических проблем в более широком понимании.

Конституция как основной закон

С точки зрения законодательства Конституция является первостепенным документом, определяющим всю правовую систему. На этом же своде нормативов основаны принципы формирования всей юридической базы для правотворческой деятельности. Наиболее близкой к ней по духу категорией законов является конституционная. Такие акты не просто разрабатываются как продолжение Конституции, но и развивают, а также конкретизируют ее содержание.

Кодификационные законы также являются важным инструментом для регуляции общественных отношений с непосредственным ориентиром на Конституцию. В данном случае понятие закона и виды законов стоит рассматривать в качестве нормативных основ в отдельных институтах законотворчества. Кодификационные законы направлены на регулирование значительной и весьма обширной сферы отношений, среди которых трудовые, имущественные и т. д. В то же время могут быть разные формы выражения таких законов. Одной из них является акт федерального законодательства, который содержит принципиальные, общие правила относительно совместного ведения государства. То есть, таким кодексом может определяться направление развития Федерации с субъектами.

В устройстве правовой сферы государства Конституция может рассматриваться не только как основной закон, дающий начало для формирования юридической базы. С ее помощью происходит организация власти, закрепляется конституционный строй, реализуется федеративное устройство, а также система и полномочия органов управления. Помимо этого, Конституция определяет, какой будет избирательная система и основы правосудия.

Кто и как принимает законы?

Для начала стоит сказать, что сама процедура принятия законов регулируется регламентом, который, в свою очередь, разрабатывается на базе Конституции. Законы на федеральном уровне принимаются Госдумой, а затем следует их одобрение в Совете Федерации. В обоих случаях принятие реализуется путем голосования – то есть, по наибольшему количеству голосов, одобряющих конкретный законопроект. Если же в СФ отклонили документ, то его можно принять повторно при условии, что наберется две трети голосов. Когда проекты законов одобряет и Совет Федерации, в течение 5 дней его направляют для подписи Президентом. В свою очередь, глава государства может подписать принятие закона в течение двух недель.

Далее принятый закон обнародуется посредством официальной публикации. Площадкой для размещения информации о документе могут выступать государственные СМИ или официальный интернет-сайт парламента. Через 10 дней с момента выхода материала в свет закон вступает в силу. Однако, президент может и не подписать закон, используя право вето. Тогда утверждение может быть обеспечено путем преодоления двух третей голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятым законом является документ, имеющий номер регистрации и буквенный индекс. Например, действует маркировка Ф3 в случае обычных законов, а если речь идет о конституционных документах, то присваивается обозначение в формате ФКЗ. Также в название законов входит дата их принятия.

Действие закона

Юристы рассматривают действие законодательных проектов с точки зрения времени, пространства и лиц, на которые он ориентируется. Так, время действия закона ограничивается точками от момента его вступления в силу и до отмены. При этом действие его может быть приостановлено другим законом. Срок, в течение которого работает закон, может быть определен изначально. Но чаще всего прекращение его работы связано либо с заменой улучшенной версией или отменой через судебный орган. Надо также сказать, что нарушение закона может иметь место только в случае, если оно было выявлено в период действия документа.

По общим положениям, действие законотворческого документа в пространстве охватывает всю территорию государства, в том числе его субъекты, внутренние воды и территориальные моря, а также воздушное пространство. Также действие законов распространяется на дипломатические представительства, воинские части, транспортные средства, приписанные к государственным портам и т. д. Но могут быть и ограничения по действию закона в пространстве. Подобные нюансы также определяются с помощью законотворческого инструментария.

Распространение на круг лиц в соответствии с общими положениями также определяется границами распространения суверенитета государства и его юрисдикции. Это значит, что применение закона касается не только непосредственных граждан государства, но и лиц, которые находятся на его территории в статусе мигрантов. Но есть и масса всевозможных исключений по действию законов на разные группы лиц. К примеру, существуют документы, которые касаются только служащих определенной категории.

Примеры законов РФ

Как уже говорилось, законы могут охватывать самые разные сферы устройства государства, социальной и общественной жизни. Среди наиболее значимых документов последних лет стал закон об образовании, который был принят в 2013 году. В соответствии с ним каждый гражданин по-прежнему имеет право на бесплатное образование, мониторинг вузов должен производиться ежегодно, а в самом процессе обучения делается больший акцент на индивидуальный подход к учащимся.

Остаются актуальными и многие законы, которые были приняты еще в начале 1990-х. Таким является и закон о защите прав потребителей от 1992 года. Он регулирует отношения между производителями, поставщиками, реализаторами, потребителями товаров и другими участниками рыночных отношений. Впрочем, за последние годы было внесено немало поправок данного закона, но основа его остается прежней.

Изменениям подвергся и относительно новый закон о рекламе, который был принят в 2006 году. Так, редакции закона от 2014 года авторы определили целый ряд ограничений для рекламодателей. В частности, был введен запрет на услуги по прерыванию беременности, а сам перечень товаров, на которые прежде распространялся данный закон, был расширен средствами диагностики, профилактики, реабилитации и методами народной медицины.

Подзаконные акты

Каждый закон может дополняться специальными актами. Среди признаков таких документов можно выделить соответствие закону и направленность на регулирование аспектов общественных отношений. К примеру, на сегодняшний день упомянутый закон о защите прав потребителей имеет 20 подзаконных актов, действие которых ориентировано на исполнение основного документа.

Принятие подзаконных актов также осуществляется органами власти в границах их компетенции и обязательно на основе законодательной базы. При этом существует несколько разновидностей нормативных актов, которые можно отнести к категории подзаконных. Это, в частности, указы, которые подписывает сам президент. Также это могут быть постановления, принимаемые палатами ФС.

Разработкой актов могут заниматься ведомства, министерства и другие органы власти, которые выпускают инструкции, приказы и положения. Стоит отметить и акты от муниципальных органов. Они также действуют в соответствии с законами и распространяются только на границы определенного муниципального образования. Важно понимать, что правовой акт не влияет на положение закона, а только повышает эффективность его исполнения. В то же время его нельзя отнести к редакции закона.

Заключение

На сегодняшний день в России действует слаженная система законодательного производства, которая представляет собой иерархическую структуру, включающую непосредственно законы, нормативные акты, кодексы и т. д. Соответственно, понятие закона и виды законов в данном случае следует рассматривать как важные аспекты в теории государства и права. Важнейшую роль в структуре правовой системы играет Конституция, исходя из основ которой уполномоченный орган принимает законы.

В свою очередь, закон имеет наивысшую юридическую силу, но не противоречит Конституции. С учетом значимости каждого акта законотворчества, была разработана специальная процессуальная норма для принятия законов. Эту процедуру также определяет Конституция, основами которой руководствуется законодательный орган. Порядок приема включает несколько этапов, прохождение каждого из которых обеспечивает его окончательное утверждение и вступление в силу. Изначально разработкой законопроектов занимается Государственная дума, а затем рассмотрение готового материала переходит в Совет Федерации. На финальном этапе законы Российской Федерации одобряет президент. После этого следует публикация документа.

Предметом для законотворчества могут выступать самые разные направления общественной жизни – от организации политической системы до установки социальных льгот. Общие законы обычно охватывают все слои населения и распространяются по всей территории государства, но бывают и исключения. К примеру, закон о воинской обязанности распространяется только на лица мужского пола.

Уже отмечалось, что закон РФ наделен высшей правовой силой. Но в этой связи надо сказать о международных договорах, которые в правовой иерархии могут стоять выше, чем законодательство России. Конечно, это касается только тех соглашений, которые были подписаны уполномоченными представителями государства. Обычно процедура подписания дополняется и ратификацией документа, но это требуется не всегда. Надо отметить, что верховенство международного договора над законами закреплено в Конституции РФ.

fb.ru

Основные государственные законы — это… Что такое Основные государственные законы?

        Российской империи, свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя царской России. Содержание «О. г. з.» и само их определение впервые даны М. М. Сперанским (См. Сперанский) и отражены в 1-м издании Свода законов Российской империи (См. Свод законов Российской Империи) (т. 1, ч. 1 — «О священных правах и преимуществах Верховной Самодержавной Власти», ст. 1—81, и «Учреждение об Императорской фамилии», ст. 82—179). Пересмотр «О. г. з.» был предпринят в 1906 и имел формальной целью согласование традиционных прав монарха с Манифестом 17 октября 1905 (См. Манифест 17 октября 1905), созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Государственного совета. Реформа «О. г. з.» отражала эволюцию самодержавия в сторону буржуазной монархии под влиянием Революции 1905—07. Конституционные уступки были незначительны. Законодательные права Государственной думы ограничивались требованием обязательного утверждения принятых законов царём, признанием за ним неограниченной законодательной инициативы, монополии его на издание «О. г. з.», прав чрезвычайного законодательства в междумский период (с утверждением Думой в течение 2 месяцев). Бюджетные прерогативы Думы нарушались правом царя на чрезвычайные, военные расходы и займы. Декларированные права граждан России (неприкосновенность личности, свободы слова, печати и т.д.) могли быть отменены на основе военного и исключительного положения, вводимого царём. Самодержавная исполнительная власть — верховное управление страной, назначение и смещение правительства, ответственного только перед монархом, — была укреплена. Царю принадлежало право руководства внешней политикой, объявления войны и мира. Основные законы охраняли единство империи, объявляли общегосударственным русский язык, закрепляя национальный гнет. Действовали до Февральский революции 1917.

         Источн.: Свод законов Российской империи, [т. 1], ч. 1 — Основные законы и учреждения государственные, СПБ, 1832; Собрание узаконений и распоряжений Правительства, 24 апр. 1906, №98, СПБ, 1906; Законодательные акты переходного времени. 1904—1908. Сб. законов, манифестов, указов…, 3 изд., СПБ, 1909, с. 615—67; Основные государственные законы (Свод законов, т. 1, ч. 1-я), изд. 1906. — Алфавитный указатель. — Дополнение, СПБ, 1912; Полн. собр. законов, 3 изд., 1906, т. 26, СПБ, 1909, отд. 1, № 27805.

         Лит.: Ленин В. И., О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20; Протоколы секретного совещания в апреле 1906 г. под председательством бывшего императора по пересмотру основных законов, «Былое», 1917, №4 (26).

         М. С. Симонова.

dic.academic.ru

ЗАКОН — это… Что такое ЗАКОН?

  • ЗАКОН —         необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… …   Философская энциклопедия

  • ЗАКОН — муж. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон… …   Толковый словарь Даля

  • Закон — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения). В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством,… …   Википедия

  • ЗАКОН — ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… …   Толковый словарь Ушакова

  • Закон ТВ — телевизионный канал «Закон ТВ» Страна …   Википедия

  • Закон — нормативно правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой… …   Элементарные начала общей теории права

  • Закон — 1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей …   Политология. Словарь.

  • закон — Правило, постановление, положение, основание, начало, принцип; вера. Ср. . См. вера, правило.. вменить себе в закон, держать закон, отступать от закона, по закону, предусмотренный законом, принять закон… . Словарь русских синонимов и сходных по …   Словарь синонимов

  • закон —         ЗАКОН (nomos греч.) понятие и термин, исторически возникшие применительно к регуляции общественных отношений и в дальнейшем перенесенные на понимание природы. Генезис понятия 3. в древнегреческой философии был связан с такими… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗАКОН — ЗАКОН, а, муж. 1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З.… …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    Законы: понятие, признаки и классификация

     /   /   /  Законы: понятие, признаки и классификация

    Законы существуют с древнейших времен, ибо без них невозможно ни одно цивилизованное общество, они выступают универсальным регулятором общественных отношений. Но если раньше они носили, в основном, форму религиозных запретов, то теперь это юридическое понятие стало намного шире. Что в современном правовом обществе представляет собой закон?

    Что принято понимать под понятием закон?

    Законом называют специализированный нормативный акт, который принимает либо высший государственный орган (в России Парламент), либо непосредственно сам народ путем референдума. Закон наделен высшей юридической силой и призван регулировать ключевые, важнейшие общественные отношения. Именно он говорит, каким является государственный строй, какими правами и свободами наделены граждане, что входит в компетенцию каждого звена органов власти.

    Отличие законов от всех остальных актов и состоит в том, то они называют самые главные, первичные нормы, а остальные правовые документы лишь конкретизируют и уточняют их. Закон не может быть отменен никем иным, кроме органа, его принявшего.

    Какие признаки присущи законам?

    Признаки законов:

    1. Законы могут быть приняты только органом законодательной власти либо на референдуме.

    2. Законы имею особы законодательно установленный порядок подготовки и принятия.

    3. Закон – нормативный правовой акт высшей юридической силы.

    4. Закон регулирует базовые и наиболее важные общественные отношения.

    Виды (классификация) законов:

    Поскольку законов в любом государстве достаточно много, естественно, они нуждаются в группировке по разным признакам. Исходя из этого, разработано несколько классификаций на разных основаниях. Рассмотрим их подробнее:

    Классификация по юридической силе. Все законы делятся на 4 группы:

    1. Конституция – основной свод законов государства. В ней отражены наиболее важные вопросы, и именно на ее положениях разрабатывается вся государственная нормативно-правовая база. В ней указаны ключевые права и свободы, определена форма правления и структура государственного устройства, а также рассматриваются иные важнейшие вопросы.

    2. Федеральные конституционные – раскрывают наиболее важные положения Конституции. К числу конституционных относят законы о военном положении, о референдуме, о государственных символах РФ, о судебной системе и так далее. Все эти законы имеют учредительный характер.

    3. Федеральные – дополнительно подразделяются на органические и обыкновенные. Все федеральные законы призваны регламентировать различные стороны человеческой жизни: социально-политические, общественные, духовные. К ним относят, к примеру, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный и так далее.

    4. Законы отдельных субъектов Федерации. Их принимают представительные органы на местах, и действуют они только на определенной территории. Например, закон о социальных гарантиях в Саратовской области. Однако местные законы не могут вступать в противоречия ни с Конституцией, ни с федеральными нормативными актами.


    Классификация по субъектам законотворчества. Все нормативные акты делят на две группы в зависимости от того, кем они были приняты: Парламентом или народом на референдуме.


    Классификация по характеру. Выделяют две группы законов: текущие и чрезвычайные. Чрезвычайные законы вступают в силу в тот момент, когда государственный строй находится в опасности, например, если начались военные действия, произошла экологическая или техногенная катастрофа. В любом случае, они имеют временный характер.


    Классификация по степени систематизации. Все законы делят на обыкновенные и кодификационные (органические). В последнюю группу внесены те нормативные акты, которые дополнительно систематизированы в кодексах: Уголовном, Гражданском и т. д. Они призваны полностью регламентировать отношения в определенной сфере жизни.


    Значение законов для государства переоценить трудно. Именно благодаря ним существует государство, в котором каждый знает свои права и обязанности. Именно от того, насколько эффективно защищается закон, зависит прочность государственного устройства.


    Интересное:

    www.student-pravo.ru

    Закон (в праве) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

    Зако́н, в праве — нормативный правовой акт; установленное государством общеобязательное правило. В узком, юридическом смысле, под термином «закон» понимают юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа в порядке референдума, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Порядок принятия закона устанавливается конституцией. Закон составляет основу системы права государства, обладает высшей юридической силой по отношению к нормативным актам других органов государства. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. По значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обычные. Обычные законы подразделяют на кодификационные и текущие. Закон является основным источником права в обществе.

    Действием закона называют обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, организаций или иных субъектов права. Действие закона во времени начинается с момента вступления его в силу. Этот момент может быть специально указан в законе. Если такого указания в тексте закона нет, то срок его вступления в силу определяется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прекращается действие закона с момента его официальной отмены или по истечении срока, на который он был рассчитан, либо в силу фактической замены его другим, изданным позже законом. Действие нормативного акта может распространяться только на определенный, четко очерченный круг лиц, органов, организаций. В законодательной практике встречается термин «модельный закон», который обозначает законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений, иногда пояснения к возможным вариантам, примеры. Создание модельных законов практикуется в США для штатов и в СНГ для государств-членов.

    Опубликование закона (обнародование закона) — доведение закона до всеобщего сведения путем его публикации в заранее определенном издании. Различают официальное и неофициальное опубликование закона. Официальное опубликование закона является самостоятельной стадией законодательного процесса, она необходима для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения времени вступления его в силу. Неофициальное опубликование закона осуществляется ведомственными органами, научными учреждениями, частными составителями и издателями. В Российской Федерации официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное опубликование закона производится в течение семи дней после его подписания Президентом Российской Федерации.

    megabook.ru