Государственные режимы – Политический (государственный) режим: понятие, виды | Теория государства и права вики

Содержание

Режим государственный: понятие. Политические государственные режимы

Понятие государственного режима одно из самых неоднозначных в современной политологии. Аспекты, касающиеся соотношения ключевых принципов реализации властью полномочий в управлении страной и правовой модели с приоритетами в развитии бизнеса, становятся поводом для активных дискуссий. В связи с чем? Почему подходы ученых в определении сущности терминов, касающихся функционирования политических институтов, не всегда коррелируют с практикой?

Определение

Какое можно дать определение термину «режим государственный»? Многие из современных политологов определяют его как совокупность принципов реализации власти. Некоторые исследователи предпочитают отделять понятие «режим государственный» от политического, другие отождествляют оба термина. Вместе с тем, то и другое следует принципиально разграничивать с такими явлениями, как форма государственного устройства и правления. Отождествление рассматриваемых терминов является ошибкой. Почему? Чем режим государственный отличается от форм устройства политической системы и правления?

Режим и форма устройства государства: разграничение понятий

Рассмотрим то, какова принципиальная разница между тремя терминами (условимся при этом, что понятия государственного и политического режимов можно объединить). В сущности, все три — явления одного порядка. Потому-то и возникает путаница в их употреблении, некоторая свобода в трактовке. Иногда встречается, например, такой термин, как «формы государственного режима», хотя, строго говоря, употреблять его не вполне корректно с точки зрения стилистики.

Так или иначе, все три явления — режим, форма государственного устройства и правления — характеризуют механизмы реализации власти. Но если, строго говоря, политический режим — это принципы, то форма государственного устройства и правления — это, собственно, инструменты, отражающие практическое функционирование политических институтов. Наглядно проследить разницу нам поможет классификация разновидностей и того, и другого.

Виды режимов

Современные политологи выделяют следующие основные виды государственных режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Критерии, по которым можно определить принадлежность политической системы страны, достаточно сильно разнятся в зависимости от научной школы. Но если попробовать определить основные, то они будут выглядеть так.

Для демократического режима характерно следующее: наличие всенародно принятой конституции, принцип разделения власти на несколько ветвей, многопартийность, выборность властных органов на разных уровнях, соблюдение ключевых прав и свобод человека и гражданина, наличие общественных ресурсов для личностного развития, свобода бизнеса.

Каковы признаки тоталитарного режима? К таковым эксперты относят следующие: отсутствие многопартийности, минимум свободы бизнеса, политическая цензура, отсутствие ресурсов для выражения общественного мнения и гласности, государственная идеология, конституция принимается без участия народа или же отсутствует вовсе, разделения властей нет.

Какова характеристика авторитарного режима? Согласно распространенной трактовке, наличие такового можно зафиксировать, если власть в государстве сосредоточена в руках конкретного человека или относительно небольшой группы, как правило, не выражающей настроения и приоритеты граждан, населяющих страну. Некоторые политологи считают, что авторитарный режим власти можно фиксировать в том случае, если де-юре в стране присутствуют институты, позволяющие говорить о наличии демократических механизмов, но де-факто управление государством реализуется преимущественно на тоталитарных принципах.

Конечно, вышеперечисленные критерии нельзя считать исчерпывающими. Отметим также, что они в относительно полной мере отражают характеристики современных политических систем. Если углубляться в историю, то можно будет обнаружить дополнительные признаки демократии, тоталитаризма или же авторитаризма. Нельзя сказать, что эти критерии однозначно сохранят актуальность и в ближайшем будущем.

Стоит отметить, что в среде ученых есть мнение о том, что в чистом виде демократический, авторитарный и тоталитарный режимы на практике зафиксировать довольно сложно. Заданная классификация в большей степени теоретическая. Она призвана дать некоторые ориентиры, позволяющие определить отличительные принципы функционирования политической власти в конкретном государстве. То есть, сопоставляя системы властных институтов двух государств, можно условно выявить, какая из них более демократична, а какая в преобладающей степени тоталитарна. Вместе с тем почти наверняка найдутся еще более демократичные или же тоталитарные страны. Поэтому в части классификации политических систем разных государств все очень относительно как в современном политическом контексте, так и в историческом.

Виды форм государственного устройства

Определившись с основными типами политических режимов, рассмотрим классификацию форм государственного устройства, прежде всего, чтобы понять разницу между терминами. Как мы уже сказали выше, режим государственный — это принципы функционирования власти. Формы устройства и правления страны — практический инструмент реализации соответствующих полномочий правящими институтами. В современной политологии наиболее распространена следующая классификация форм государственного устройства:

— унитарная;

— федеративная;

В рамках первой формы страна представляет собой консолидированную, централизованную политическую единицу, не разделенную на административные зоны, обладающие сколько-нибудь значимыми полномочиями. Примеры преимущественно унитарных государств: Франция, Великобритания, Финляндия.

Федеративные государства, в свою очередь, организованы по принципу значительной децентрализации политической власти. Страна состоит из достаточно самостоятельных субъектов федерации (как в РФ), штатов (в США, Мексике), земель (в ФРГ) и т.д. Каждая из административно-территориальных единиц может иметь собственный бюджет, политическую систему и даже конституцию.

В политологии распространена точка зрения о том, что сравнительно небольшие по площади государства предпочитают организовывать собственную политическую систему по унитарным принципам. Те, чья территория пространна, тяготеют к федеративному формату. Россия — государство в числе вторых. Равно как и многие другие с большой площадью, например, США, Бразилия.

Виды форм правления

Что такое форма государственного устройства, политический режим, мы изучили. Необходимо еще рассмотреть отличительные особенности такого понятия, как «форма правления». В современной политологии принято выделять следующие ее разновидности:

— монархия;

— республика;

Первая, в свою очередь, классифицируется на абсолютную и конституционную (парламентскую) монархию. Республика может быть президентской, парламентской или же смешанного типа. Монархия — форма правления, при которой высшая политическая власть передается по наследству от одного короля к другому. В республике ключевые политические институты формируются посредством всенародных выборов. В том случае, если при монархии есть значимые демократические элементы (например, формирование законодательных органов власти происходит посредством волеизъявления граждан), она признается конституционной или парламентской. Если нет, то абсолютной.

В президентской республике значительный объем властных полномочий сосредоточен в руках главы государства (высшая должность в исполнительной ветви власти). Как правило, он избирается на всенародном голосовании прямым способом. Россия — государство, которое, как считают многие политологи, в числе типично президентских.

В парламентских республиках ключевыми полномочиями в аспекте политической власти наделены законодательные и представительные структуры. Примеры таких государств — ФРГ, Австрия. В них также есть президент, формально являющийся главой исполнительной ветви власти, но его полномочия несопоставимо малы с теми, которыми обладает парламент.

Есть и другой критерий разграничения понятий о президентской и парламентской республиках. Он подразумевает не столько уровень полномочий, сосредоточенных в руках президента или законодательного органа, сколько механизм формирования высшего института исполнительной власти (как правило, таковым выступает правительство). В президентских республиках последнее обычно формируется при непосредственном участии президента и на основании его точки зрения по кадровым и организационным вопросам. В парламентской модели приоритетна соответствующая роль законодательного органа власти.

При смешанной республиканской форме правления полномочия законодательных и исполнительных органов власти приблизительно одинаковы. Однозначные критерии, определяющие их вес, выделить сложно. Но, как правило, они рассредоточиваются по разным ветвям власти, ключевым для государства, — бюджет, армия, социальная сфера, бизнес. Смешанность может также выражаться в необходимости последовательного согласования в принятии политических решений между разными ветвями власти. В этой связи есть мнение, что ни та, ни другая республиканская форма правления не существует в чистом виде. То есть какими бы значимыми ни были полномочия президента, его концепции, касающиеся управления страной, так или иначе, будут согласовываться с мнением парламента. В свою очередь, законодательный орган власти, обеспечивая вступление в силу тех или иных правовых актов, как правило, согласует их с исполнительными структурами.

Соотношение режима, форм устройства и правления

А теперь самое интересное. Как соотносятся виды государственных режимов, формы устройства и правления? Есть ли некая зависимость между их различными типами? Однозначного ответа на эти вопросы дать нельзя. И вот почему.

Вспомним признаки тоталитарного режима: отсутствие многопартийности, минимум свобод личности, цензура и т.д. Рассмотрим пример одного из немногих государств, которые современные политологи, как правило, причисляют к тоталитарным. Это Китай. Действительно, там правит только одна партия — коммунистическая, отсюда относительно немного свобод, сильна цензура (особенно это заметно на примере государственного вмешательства в интернет-пространство, выражающегося в периодическом запрете западных социальных сетей).

Сочетание несхожего

С точки зрения формы правления, Китай — республика. Это отражено даже в официальном названии страны — Китайская Народная Республика. В политической структуре, таким образом, есть механизмы, посредством которых власть избирается населением. Более того, нельзя сказать, что в Китае наблюдается авторитарный режим государства. Несмотря на то, что власть сосредоточена в руках компартии, интересы народа, как считают многие политологи, представлены в достаточном объеме. Получается, что КНР, как бы это странно ни звучало, — демократическая республика при тоталитарном режиме.

В аспекте формы государственного устройства КНР — унитарное государство. И это несмотря на большую территорию, наличие городов-мегаполисов, не уступающих по населению и экономическому развитию столице, — Пекину. Выше мы отметили, что федеративные принципы характерны как раз-таки для государств с большой площадью. В отношении КНР это правило не работает.

Вместе с тем, некоторые политологи считают, что КНР — это исключение из правил. То есть в большинстве случаев, если политический режим авторитарный и тоталитарный, то реализация республиканских принципов в стране будет весьма затруднена. В свою очередь, при демократии институты выборности и представительства функционируют, если следовать этой концепции, более качественно. Достигается это, главным образом, за счет повышенной конкуренции на политической арене. Есть партии, предлагающие разные программы, и во власть попадают те, которые продвигают идеи, близкие большей части населения. Демократическая республика, согласно данной теории, должна быть обязательно многопартийной, не иметь государственной цензуры и обеспечивать весь спектр основных гражданских прав и свобод.

Политический режим и бизнес

Рассмотрим один интересный аспект, касающийся соотношения политического режима и возможностей для бизнеса. Выше мы отметили, что один из признаков демократии — наличие в стране института свободного предпринимательства. Каковы его критерии? Прежде всего, это минимум барьеров в аспекте регистрации новых предприятий. Это невысокая налоговая нагрузка. Это минимум государственного регулирования.

Можно ли зафиксировать соответствие данным критериям в бизнес-средах современных стран, считающихся типично демократическими, — США, Франции, Германии? В каких-то аспектах, безусловно, да. Однако если брать популярные в мире рейтинги свободы предпринимательства, то выяснится, что лидируют в них Гонконг и Сингапур. Первое государство де-юре входит в состав «тоталитарного» Китая. Второе обладает политической системой, вплотную приближенной к тоталитарной. В частности, в ней по факту отсутствует многопартийность — оппозиция есть, но ее влияние на власть сведено к минимуму. Сингапур к тому же известен очень строгими законами, регулирующими общественную сферу жизни.

Таким образом, политические (государственные) режимы не всегда определяют степень свободы предпринимательства. Хотя, согласно распространенной точке зрения и сложившейся практике во многих регионах мира, некоторая зависимость между соответствующими принципами управления государством и бизнес-средами все же есть.

Политический режим и право

Политические (государственные) режимы могут различаться, как мы уже отметили, подходами в реализации прав человека и гражданина. При тоталитаризме, если следовать распространенной теоретической концепции, уровень правового обеспечения ниже, чем при демократии. Вместе с тем ряд современных политологов предпочитает подходить к оценке соответствующего аспекта с осторожностью. Почему?

Есть неоспоримые примеры правового государства — США, ФРГ, Великобритания. За счет каких механизмов в этих странах было достигнуто соответствующее качество политической системы? Как считают многие политологи, это стало возможным по причине появления (причем не сразу, а в ходе постепенного развития) института независимого судопроизводства. То есть наличия формальных механизмов, которые должны в теории предопределить выстраивание системы реализации прав человека и гражданина, недостаточно. Нужна сложившаяся традиция, принятая в обществе как базис для поведения.

Примеры правового государства, отмеченные выше, могут свидетельствовать о наличии такой традиции в указанных государствах. В свою очередь, как считают некоторые эксперты, в тех странах, где деятельность судов в историческом контексте не всегда подразумевала реальную независимость, власть будет вынуждена компенсировать отсутствие необходимых традиций строгостью законов. И это внешне может выглядеть как пренебрежение правами человека. Хотя по факту государство старается их обеспечить, но не может делегировать соответствующую функцию судам в силу их недостаточной самостоятельности.

Политический режим в России

Какова форма политического (государственного) режима в РФ? Это вопрос, который порождает невероятно напряженные дискуссии. Постараемся затронуть несколько ключевых точек зрения касательно него.

Есть версия, что исторически формы государственного режима в России никогда не отвечали базовым критериям, характерным для демократии. Были времена абсолютной монархии при Империи, тоталитаризм при СССР. Поэтому, несмотря на то, что в РФ есть и всенародно принятая конституция, и демократические выборные механизмы, де-факто власть в нашей стране вплотную приближена к авторитарным или даже тоталитарным концепциям. Оппозиционные партии, согласно данной точке зрения, хотя и присутствуют в России, но, в силу давления со стороны властных структур, не могут играть значимую роль в политической системе. Бизнес в РФ, как полагают сторонники данной концепции, не может характеризоваться как свободный: уровень налогов достаточно высок, особенно в аспекте социальной нагрузки, регистрация предприятия достаточно долгая, уровень государственного регулирования высокий.

Есть и иная точка зрения. В соответствии с ней, современная Россия — вполне состоявшаяся демократия. Неудачи оппозиционных партий, если рассматривать результаты последних выборов в парламент, связаны, главным образом, не с подавлением их активности, с а тем, что граждане не разделяют сущность предлагаемых ими программ.

Значимые ограничения для предпринимателей объясняются низкой социальной ответственностью бизнеса и пока что невысокой правовой культурой людей, занимающихся своим делом. Очень многие компании стремятся, в первую очередь, заработать что-то для себя, всеми способами обманывая клиентов, партнеров, потребителей. Отсюда и необходимая строгость законов в аспекте государственного вмешательства. Но, как считают оптимистично настроенные эксперты, по мере естественного роста конкуренции в российской экономике государственное регулирование будет ослабевать. На смену строгим законам придут рыночные механизмы. Те фирмы, которые предпочтут вести нечестную игру, пренебрегать сервисом и порядочностью, попросту проиграют конкурентам.

fb.ru

Государственный режим: понятие и виды


Политический государственный режим

26.11.2010/курсовая работа

Понятие и сущность политического государственного режима. Типы политических государственных режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Используемые стоящими у власти группами и слоями общества методы осуществления государственной власти.

Государственная регистрация юридических лиц

26.11.2003/курсовая работа

Государственная регистрация юридического лица: понятие, значение для юридического лица. Единый государственный реестр. Порядок государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации.

Государственная регистрация юридических лиц

13.11.2008/реферат

Создание нового предприятия. Нормативная база, регулирующая порядок создания и государственной регистрации юридических лиц. Создание коммерческих организаций. Процедура государственной регистрации. Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Общая характеристика Конституции 1787 г. Соединенных Штатов Америки

4.09.2009/контрольная работа

Форма правления в США, территориально-политическое устройство, государственный режим. Содержание в конституции США деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочий президента. «Жесткость» Основного закона, поправки к конституции.

Формы государств в зарубежных странах

27.09.2006/курсовая работа

Форма правления в зарубежных государствах. Монархия и её разновидности. Президентская, парламентарная, полупрезидентская республика. Унитарные и федеративные государства и принципы их организации. Государственный режим.

Формы государства

5.09.2010/курсовая работа

Понятие формы государства и ее структура. Виды форм правления современных государств. Эволюция форм правления в независимой Украине и ее современная форма государственного устройства. Политический и государственный режимы: характеристика основных видов.

Объекты правоотношений

23.01.2011/реферат

Право как особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. Субъекты и объекты правоотношений. Виды объектов правоотношений. Теоретические проблемы классификации объектов правоотношений. Объекты гражданских процессуальных прав.


referatwork.ru

Государственный режим — это… Что такое Государственный режим?

Полити́ческий (госуда́рственный) режи́м

— способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Виды политических режимов

Основными политическими режимами являются:

Но часто выделяются и другие политические режимы:

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.

В некоторых источниках к демократическим относятся близкие к анархии либеральные режимы (существующие на данный момент лишь в теории), которые основываются на сведении до минимума вмешательства государства в жизнь граждан и общества. Они обладают признаками демократии лишь частично, поскольку в них практически отсутствует собственно государство, но и антидемократическими их однозначно назвать нельзя, поскольку демократия от анархии отличается лишь наличием публичной власти

Авторитарный режим

Авторитаризм означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Деспотический режим

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных , абсолютных монархиях.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм (как известно из истории, однако, основным его признаком является повсеместное вмешательство в сферы общественной деятельности) основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному, см. Анархия

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Государственный режим | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Категория «политический режим» появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века.

    Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все состав­ные части политической системы: политические партии, общест­венные организации, трудовые коллективы (а также и «внеси­стемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — ис­пытывают значительное влияние государства, его сущности, ха­рактера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии «государственный режим».

    Для характеристики формы государства име­ет важное значение политический режим как

в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических сво­бод личности, степень соответствия официальных конституци­онных и правовых форм политическим реалиям, характер от­ношения властных структур к правовым основам государствен­ной и общественной жизни).

    Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

    Существен­ное влияние на вид политического режима оказывают историчес­кие традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся под­час вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.

    На вид политического режима может оказать воздействие и международная обста­новка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государ­ствах одного и того же времени.

    Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократи­чески-монархические, аристократические, олигархические ре­жимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена фе­одализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-фео­дальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещен­ного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапар­тистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и мари­онеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фун­даменталистский.

    Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режи­мов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

    Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разно­видностям: демократическому и антидемократическому полити­ческим режимам.

    Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу­ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

    Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину лю­бых демократических политических режимов. Термином «демо­кратия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплен­ные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Практика демократического раз­вития государственности различных исторических эпох дает са­мые различные примеры демократических режимов.

    Либеральный режимэто переходный режим от недемократического режима к демократическому.

    Для либерального режима характерно отсутствие ста­бильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной пробле­мы не используются.

    Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле­нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

    Антидемократические полити­ческие режимы также разнообразны, однако их содержание во многом схоже: господство одной политической пар­тии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной фор­мы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев наро­да; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.

    Авторитарный режимэто власть одного человека или группы людей. При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппози­ционные партии и движения, оппозиционная пресса, зап­рещены профсоюзы и т. п.

    Тоталитарный режимкрайняя форма авторитариз­ма. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется моно­польный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, уста­навливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д. Тоталитарный режим можно подразделить на: фашистский, полуфашистский, военно-диктаторский.

    Они различаются степенью применения насильствен­ных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.

    Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.

    Кроме того, между различными элементами формы государства существует определенная взаимосвязь.

    Например, республиканская форма правления часто «тяготеет» к федератив­ному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Респуб­ликанские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при на­личии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.

    Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Монархическая форма прав­ления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного ус­тройства и автократическому политическому режиму.

uclg.ru

Понятие и виды государственных режимов

Определение 1

Система организации власти в стране называется государственным режимом. Он представляет собой совокупность методов, приемов и способов, регулирующих получение и реализацию различных полномочий должностными лицами и органами власти.

Государственные режимы подразделяют на следующие основные виды:

  1. демократический;
  2. авторитарный;
  3. тоталитарный;
  4. переходный.

Действующий в стране государственный режим является функциональной характеристикой власти.

Демократический режим

Главная особенность демократического режима — ориентация органов власти на мнение большинства населения. Граждане активно участвуют в решении политических вопросов, обладают множеством юридически закрепленных прав и свобод.

Определение 2

Демократия (от греч. demokratia — народовластие) свойственна странам с социально ориентированной экономикой. Государственные институты строго следуют принципу разделения властей, законодательству, ориентируясь на общественное благо.

Основными признаками демократического режима называют:

  1. народовластие;
  2. выборность и сменяемость должностных лиц;
  3. участие граждан в деятельности государственных органов;
  4. признание частной собственности и свободы предпринимательства;
  5. многопартийность и плюрализм мнений, независимость СМИ;
  6. наличие легальной оппозиции.

Замечание 1

Первым демократическим государством в истории человечества являлись Афины, граждане этого города еще в V веке до н.э. решали основные вопросы внутренней и внешней политики голосованием.

В дальнейшем важнейшими вехами развития демократии явились: учреждение английского парламента (1265 год), зарождение конституционализма в США (1787 год) и великая французская революция (1789 год).

Современное демократическое государство предоставляет своим гражданам возможность последовательно определять политику страны через процедуру выборов, проводящихся периодически, а также через референдумы и плебисциты. При демократии регулярная смена правящей элиты происходит мирно, ненасильственным путем.

Государственный режим, при котором интересы населения учитываются максимально полно, называется либеральным. Эта форма организации власти основывается, прежде всего, на принципах гуманизма.

В либерально-демократической стране каждый человек политически независим и экономически самостоятелен. В отношениях между личностью и государством приоритет отдается гражданину. Либеральный режим ценности индивидуализма противопоставляет коллективистским началам. Основную роль в формировании общественного мнения в демократическом государстве играют СМИ, непосредственно влияя на решения граждан, принимаемые во время выборов или референдумов.

Рисунок 1.

Авторитарный режим

При авторитарном режиме в системе государственной власти совмещаются черты тоталитаризма и либерализма. Несмотря на то, что проводятся выборы в различные органы, они носят формальный характер.

Определение 3

Авторитаризм – это форма государственного режима, которая отличается сосредоточением власти у одного лица или органа. Характеризуется ущемлением свободы слова и других политических прав, подавлением оппозиционных партий.

Как правило, таким государством руководит правящая элита, пользующаяся большими льготами. Этот узкий круг привилегированных лиц возглавляет конкретный лидер. Личная диктатура – обычное явление при авторитарном режиме. Данная система организации власти может варьироваться от умеренной формы до классического фашизма.

Основные признаки авторитаризма:

  1. не ограниченная законом власть элиты;
  2. народ не контролирует деятельность органов власти;
  3. приоритет интересов государства над личными правами;
  4. экономика и частная жизнь граждан свободны от политического контроля;
  5. запрет на деятельность оппозиционных партий;
  6. противники авторитарного режима подвергаются репрессиям.

Государственная власть при авторитаризме не контролирует все сферы жизни, как при тоталитаризме, отсутствует и массовый террор. Единой идеологии также нет, ее место занимают патриотические традиции и теории национальных интересов.

Тоталитарный режим

Определение 4

Форма государственной власти, основанная на идеологическом, психологическом и физическом принуждении всего населения, называется тоталитарным режимом.

В такой стране осуществляется полный контроль над всеми сферами жизни, отсутствуют политические свободы, а в отношении оппозиции и инакомыслящих людей применяются репрессивные меры. Насильственное навязывание официальной идеологии населению, безоговорочное господство правящей партии, полный контроль над деятельностью СМИ – характерные черты тоталитарного режима.

При нем фактически отсутствует принцип разделения ветвей власти, нет системы муниципалитетов, а все вопросы внутренней и внешней политики решает партийное руководство.

Основные признаки тоталитаризма:

  1. полное подчинение общественной жизни правящей идеологии;
  2. государственная цензура в СМИ;
  3. массовый террор против собственного населения;
  4. жесткая централизация власти;
  5. отрицание частной жизни и собственности.

Одной из разновидностей тоталитарного режима является фашизм. Его главной особенностью является расистская идеология, провозглашающая преимущество одного народа над всеми остальными. Как правило, фашистский режим агрессивен по отношению к соседним странам.

Переходный государственный режим

Государственные режимы некоторых стран занимают промежуточное положение. В одних случаях речь идет о переходе от тоталитаризма к авторитаризму, а в других действуют полудемократические формы организации власти.

Во многих странах Азии и Африки отмечаются именно такие промежуточные, переходные режимы.

spravochnick.ru

понятие и виды. Особенности государственного режима рф.

Государственный (политический) режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Государственные режимы подразделяются на демократические и антидемократические. Демократические характеризуются: во-первых, фактическим или формальным народовластием, во-вторых, политическим и идеологическим плюрализмом, то есть множественностью партий и идеологий. В-третьих, признанием демократических прав и свобод личности, населения которое реально существует. Антидемократический режим – антипод демократических режимов. Отсутствует народовластие, политический и идеологический плюрализм, отсутствуют широкие права и свободы граждан. К антидемократическим режимам прошлого относятся режимы: деспотия, тирания, аристократический режим и абсолютистский режим. Данные режимы характерны для государств древнего мира и средневековья. В современных государствах принято выделять: авторитарный и тоталитарный режимы. Тоталитарный рассматривается как крайне антидемократический режим. Существует две разновидности тоталитарного режима: правый тоталитаризм – (фашистские и полуфашистские государства) и левый тоталитаризм (бывшие социалистические страны) – более мягкий режим, который внешне может напоминать режим демократии. Для всех тоталитарных режимов это то, что: 1 Огосударствление всех сфер общественной жизни – существует всеобщий тотальный контроль за всей общественной жизнью. 2 Наличие единственной политической правящей партии возглавляемой харизматическим лидером. 3 Наличие идеологии, которой подчинено всё население. 4 Наличие специальных органов, осуществляющих тотальный контроль над (умами) населением. 5 Фактическое отсутствие демократических прав и свобод. Авторитарный режим более мягкий режим, более демократический по сравнению с тоталитарным. Во главе государства личность или группа (военная хунта).

Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — представительность власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об двойственности современного политического режима. Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

studfiles.net

Государственный режим


Конкретизация понятия «политический режим» предполагает анализ структуры его содержания. Думается, что одним из первых шагов в этом направлении является вычленение из политического режима государственного режима. На наш взгляд, вполне справедливым и обоснованным следует признать замечание В.Е. Чиркин о том, что «государственный режим есть часть политического, отражающегося в обобщенной характеристике осуществления методов государственной власти при регулировании политических отношений в структурных связях общество — государство — коллектив — личность, исходя из реальной роли различных институтов государства в осуществлении власти, в системе органов государства». Видимо, государственный или государственно-политический режим заключается в совокупности официальных учреждений и методов государственного руководства и управления обществом, выражающих главные направления государственной политики. Государственный режим — это социально-содержательная функциональная сторона государственной организации. «Основу его общественных отношений составляют отношения по реализации политической власти органами государства, официально оформленная и соответствующая целям государства деятельность».

Говоря о государственном режиме, в первую очередь, на наш взгляд, необходимо рассмотреть его соотношение с родовым понятием «политического режима». Долгое время для характеристики формы государства использовался, да и сейчас преимущественно используется именно термин «политический режим». Однако его содержание выходит за пределы характеристики в качестве элемента формы государства. Политический режим не может быть сведен к одной из ее сторон, он складывается в той или иной стране как равнодействующая многих факторов, не только деятельности государственный органов, но и политических партий, профсоюзов, других общественных объединений, преследующих политические цели, а иногда в результате непосредственной политической деятельности различных классов, социальных слоев и групп населения, их массовых выступлений.

Государственный режим — более узкое и несколько иное по характеру, чем политический режим, явление. Отражая главное направление, существо методов осуществления государственной власти, именно, он, на наш взгляд, является одним из элементов формы государства. «В понятие формы государства, — справедливо указывается в учебнике по теории государства и права под редакцией А.И. Денисова, — должны включаться лишь способы и методы деятельности его органов, а не вся совокупность… методов, определяющих политический режим в целом».

При этом, для правильной характеристики государственного режима важно установить не просто совокупность методов, а какие из методов доминируют в государственной политике. Иначе говоря, важно дать обобщающую характеристику, выявить основное направление методов государственного режима, их существо.

Разумеется, политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять. Их отношение характеризуется диалектическими моментами: второй является частью первого и вместе с тем его основой. Так, в условиях демократического политического режима и государственный режим является демократическим. Вместе с тем между этими двумя видами режимов могут быть и определенные различия. Так, в результате сопротивления населения тоталитарным или авторитарным порядкам политический режим в стране может оказаться более мягким, чем предусмотренный законодательством государственный режим. Политический режим, в результате осуществления террора и репрессий, может быть и более суровым, чем это предусмотрено государственно-правовыми нормами.

Итак, исходя из того, что круг явлений, охватываемых термином «политический режим» (деятельность партий, профсоюзов, других общественных объединений, осуществление политических прав и свобод граждан и др.), выходит за пределы формы государства, при характеристике последней необходимо рассматривать не политический, а государственный режим, который характеризует методы, приемы, способы осуществления государственной (а не вообще политической) власти и в отличие от форм правления и государственного устройства, характеризующих преимущественно организационную сторону, представляет собой функциональную сторону формы государства. «Форма правления и форма территориально-политического (государственного) устройства дают представление о… внешнем выражении государственности. Реальная же роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима».

Кроме вышесказанного, государственный режим представляет собой систему правовых взаимосвязей, возникающих на базе ряда внутренне согласованных государственно-правовых норм, регулирующих отношения, касающиеся методов, приемов, способов, осуществления государственной власти.

Рассматривая государственный режим, нельзя, однако, ограничиваться только анализом конституционных и иных правовых норм. В реальной жизни государственный режим не может быть понят только через призму норм права, лишь как правовой институт. В тоталитарных или авторитарных странах государственный режим на практике существенно отличается от той сравнительно либеральной модели, которую можно представить себе, если ограничиваться только анализом текстов конституций. Государственный режим как элемент политического режима не только юридический, но и политический институт, не просто система норм и правоотношений, но и реальная система учреждений государства. Поэтому объектом изучения в юридической науке является государственный режим, выступающий в единстве юридического и фактического содержания, то есть как политико-правовой институт.

Среди всех структурных элементов политического режима государственный режим занимает особое место, что объясняется некоторыми только ему присущими особенностями. Таких особенностей можно назвать три.

1. Прежде всего, определяющее влияние на характер властных, целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых в рамках государственного режима, оказывает его субъект — государство. При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти все и единодушно, выделяют заложенную в нем властную силу. К примеру, М. Вебер писал: «Государство… есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство». Суждение о государстве как об организации, способной властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения, стало практически классическим.

Действительно, государство потому и является государством и тем самым отличается от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть. А власть представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин — материальных, социальных, интеллектуальных, информационных и других — добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступки и действия. Государственная власть имеет в источнике правовую обусловленность, а в реализации — силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

2. Специфической особенностью государственного режима является, далее, его распространенность на все общество, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Часто данный тезис вносит путаницу в понимание этого явления, ибо рождает представление о том, будто бы государство вмешивается (или может, должно вмешиваться) во все поступки и действия людей, управляет всеми их взаимоотношениями. Только тоталитарное государство в крайнем его проявлении пыталось делать что-то подобное и то не оказалось способным это осуществить в силу невозможности установления тотального контроля над обществом. Нормальный же вариант взаимосвязей государственного режима и общества предполагает, что общественная жизнедеятельность людей обладает большим объемом свободы, самостоятельности и самоуправления. Но границы этой свободы, самостоятельности и самоуправления определяются наряду с общественными институтами и государством.

3. Государство, будучи сложным (по элементному составу) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному режиму также свойство системности. Государственный режим без этого свойства, просто не может существовать и функционировать. Это связано с тем, что в процессе осуществления государственной власти задействовано множество государственных органов и должностных лиц; используются разнообразные материальные, финансовые, интеллектуальные ресурсы, обширная информация.

Для государственного режима свойство системности имеет принципиальное значение. Только его наличие придает процессу функционирования государственной власти необходимую стабильность, согласованность, координацию, субординацию, рациональность и эффективность.

Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Термин «метод» имеет много значений. В философии под методом понимают способ подхода к действительности, исследования и познания природы и общества. В широком смысле метод выступает как форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей ее движения и развития, система регулятивных принципов познавательной и преобразующей деятельности людей. «Применительно к объекту нашего исследования имеется в виду преобразовательная и регулирующая сторона общего понятия метода. Он может быть рассмотрен как способ воздействия субъекта на объект».

Методы осуществления государственной власти понимаются как средства и способы сознательного воздействия на объективные социальные процессы, применяемые политической организацией общества для достижения ее целей и осуществления функций.

При исследовании данного вопроса следует учитывать, что государственный режим, — это совокупность методов, средств государственно-властного воздействия на сознание и поведение людей. Его основная задача сводится главным образом к тому, чтобы создать определенную упорядоченность в проявлениях воли и желаний различных людей, обеспечить их общественно необходимое поведение в соответствии с поставленными перед государством целями. Поэтому когда мы говорим о методах осуществления государственной власти, то под ними подразумеваем способы, приемы, средства воздействия на сознание, психику людей, призванные вызвать положительные для режима реакцию и поведение. Назначение методов осуществления государственной власти состоит, следовательно, в том, чтобы путем соответствующего влияния на сознание людей, активизируя их деятельность, обеспечить необходимую результативность воздействия государства на общество.

Методы осуществления государственной власти — это взятые в единстве и взаимосвязи способы, приемы осуществления и средства обеспечения реализации государственной власти, выражающиеся в определенном воздействии на сознание и поведение людей в общественной деятельности, отношениях и связях.

Методы осуществления государственной власти обладают определенными признаками, которые отличают их от методов, применяемых другими субъектами, и в совокупности раскрывают их государственную природу. Во-первых, они применяются в процессе государственного руководства и управления для осуществления и обеспечения реализации функций государства; во-вторых, используются от имени государства, по его полномочию и в его интересах, а поэтому, как правило, применяются государственными органами и их официальными и специально уполномоченными представителями; в-третьих, обладают особым, государственным характером воздействия на объекты, на сознание и поведение людей; в-четвертых, в большинстве их содержание и применение регулируется нормами права, облекается в правовую форму.

Формы и методы осуществления государственной (а не вообще политической) власти, которые квалифицируются понятием государственный режим, исключительно многообразны.

В юридической науке методы осуществления государственной власти классифицируются по различным основаниям. Исходной посылкой и основным признаком классификации методов осуществления государственной власти по содержанию может быть, очевидно, характеристика метода как определенного способа, приема, средства воздействия на сознание и поведение людей с целью побуждения их к совершению общественно целесообразных действий. Методы осуществления государственной власти показывают, как, при помощи каких способов, приемов это воздействие осуществляется, какими средствами обеспечивается его реализация в жизни. Наиболее распространенным является их деление по характеру воздействия на сознание и поведение людей — методы убеждения и принуждения.

Разграничение принуждения и убеждения происходит по соотношению воли властвующего и подвластного. Последний может воспринимать волю первого как правильное и должное, соглашаться с ней и исполнять ее как собственную волю. Подвластный может, наоборот, воспринимать волю властвующего как чуждую ему и осуществлять ее при сохранении противостоящей собственной воли. Преобразование воли управляющего в волю управляемого это есть положительный результат убеждения, а подчинение воли управляемого для выполнения воли управляющего — результат принуждения.

Принуждение состоит в таком воздействии властвующего на подвластного, чтобы с его помощью обеспечить поведение подвластного вопреки его воле и в соответствии с волей властвующего. В результате принуждения управляемый, сохраняя собственную волю, осуществляет волю управляющего. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем сопротивлении, психическом протесте против требования подчиниться велению государственной .власти. При этом выполнение воли властвующего может происходить в ее активной или пассивной форме, то есть подвластный действует согласно воле властвующего или бездействует соответственно воле властвующего.

Принуждение как один из методов осуществления государственной власти может быть как физическим, так. и психическим. Физическое принуждение выражается в воздействии властвующего на физическую сторону бытия, подвластного в целях осуществления своей воли. Характер физического принуждения различен, воздействие может быть осуществлено как непосредственно на личность управляемого, так и на его материальное положение. Но независимо от его характера физическое принуждение призвано обеспечить нужное для властвующего поведение подвластного.

Психическое принуждение выражается в воздействии на психику подвластного, в навязывании ему воли властвующего путем угрозы наступления неблагоприятных последствий. Отличаясь от убеждения и физического принуждения, психическое принуждение находиться как бы между ними. Оно отличается объектом воздействия и методами навязывания воли. Психическое принуждение — это целый комплекс мероприятий, побуждающих подвластного под угрозой наступления неблагоприятных условий, подчиниться государственной власти. «Психическое принуждение заключается в постановке перед управляемым альтернативы — выполнить волю управляющего или допустить наступление определенных и при том нежелательных для себя последствий».

Одним из основных способов принуждения выступает правовое принуждение. Правовое принуждение — важный, но не единственный метод психического и физического воздействия, осуществляемого в рамках государственного режима. Существуют также меры нравственного и общественного воздействия, которые в ряде случаев оказывают не менее эффективное регулирующее влияние на личность.

Основная цель второго основного метода осуществления государственной власти — убеждения состоит в подчинении воли подвластного путем оказания на него психического воздействия. Метод убеждения предполагает, что после принятия соответствующих управленческих решений государственные органы разъясняют содержание и цели намеченных мероприятий, обосновывают необходимость их и призывают к активному участию в практическом выполнении этих решений.

Убеждение представляет собой систему воспитательных, разъяснительных, поощрительных мероприятий, побуждающих подвластного подчиниться велениям государственной власти. Оно заключается в воздействии управляющего на сознание управляемого путем объяснения ему правильности или целесообразности выполнения воли управляющего, успешным результатом чего является восприятие управляемым воли управляющего. Даже если у подвластного по определенному вопросу и была собственная воля, противостоящая воле властвующего, она исчезает и заменяется волей последнего. При убеждении воля управляющего становится волей самого управляемого и осуществляется им в качестве собственной воли.

Убеждение и принуждение взаимосвязаны. Иногда интересы политико-практической деятельности требуют, сочетания и переплетения этих методов. В литературе справедливо отмечается, что убеждение может в себе самом носить определенную «дозу» принуждения, не становясь в то же время последним. Образно говоря, убеждение может и воспитывать, и принуждать, а принуждение — воспитывать, принуждая.

В условиях и демократических, и тоталитарных, авторитарных режимов используются насильственные меры, однако характер и степень их применения неодинаковы. При демократическом строе методы принуждения со стороны государственной власти применяются на основе и в рамках закона, который соответствует общедемократическим ценностям. К тому же это отнюдь не главный метод управления поведением физических и юридических лиц. В условиях тоталитаризма, авторитаризма насилие — основной метод осуществления власти.

На наш взгляд, в государственном режиме любой страны, методы принуждения и убеждения переплетаются, иногда самым причудливым образом. В принципе не существует такого режима, который всегда использовал бы только один из методов. Поэтому нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В тоталитарных государствах наряду с преобладанием методов прямого насилия использовались демагогические приемы (например, фашистская партия Германии в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демократических государствах наряду с методами убеждения используется принуждение и насилие (например, силовые методы при разгоне несанкционированных демонстраций). Поэтому, оценивая тот или иной государственный режим, давая ему соответствующую характеристику, важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют существо, доминанту государственного режима.

Убеждение и принуждение — это два всеобщих, универсальных метода государственного режима. Данные методы вплетаются в другие, выступают в качестве приемов руководства и управления социально-политическими процессами.

Руководство и управление, — основные формы осуществления государственной власти и функционирования государственного режима. «Руководство означает способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных формах на руководимый объект». Руководство более обобщающая категория и более общая форма осуществления государственной власти по сравнению с управлением. Цель руководства — определить общие направления развития государства, разработать программу деятельности, поставить перед режимом цели и задачи, указать средства их достижения, осуществления. Руководство служит как бы компасом для управления. В свою очередь, управление конкретизирует руководство, реализует его основные установки. Оно состоит в организации исполнения указанной руководством программы действий, в решении практических задач, достижении целей социально-политического развития. Руководство, в зависимости от типа существующего в стране государственного режима, выражается во власти либо отдельной личности, группы, класса либо всего народа в целом. Руководство и управление — это одни из основных каналов функционирования государственной власти.

У руководства и управления имеется много общего в субъектах, средствах и целях. Они взаимосвязаны, взаимодействуют и ведущей стороной в этом взаимодействии, выступает руководство. «Именно оно ведет за собой управление, указывает ему пути, формы и средства, направляет и. оценивает его практическую деятельность. Основное содержание руководства составляет идейно-политическое и моральное воздействие. В качестве конкретных способов и приемов руководства можно выделить рекомендации, призывы, идейно-политические принципы, решения».

Понятие управления употребляется как в общественных, так и в естественных науках. Признано, что процессы управления присущи не только системам социального, но и биологического порядка, а также искусственно созданным человеком системам автоматических механизмов и машин. В наиболее общем виде, как справедливо отметил В.Г. Афанасьев: «Управление… есть упорядочение регулирования системы, в условиях постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, приведение системы в соответствие с требованиями присущих ей объективных закономерностей». Этим общим понятием управления предопределяется и понятие управления в обществе. Действительно, если управление вообще есть упорядочение системы, то управление в обществе можно и нужно определить как упорядочение социальной системы.

Наиболее существенной разновидностью социального управления является государственное управление. Государственное управление в широком смысле «это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления — государства на объекты управления — общество, различные социальные образования и отдельных членов общества». В данном случае, применительно к государственному режиму, нас интересует управление как процесс конкретизации руководства, как систематическая деятельность по реализации идей, принципов, установок и решений руководящего характера.

Таким образом, обобщая сказанное, государственный режим можно определить следующим образом: совокупность форм и методов реализации государственной власти, при помощи которых, осуществляется организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Конечно, любое определение сложного общественного явления всегда условно и ограниченно, ибо неизбежно оставляет за пределами характеристики какие-то важные элементы и взаимосвязи. Достоинство предложенного определения государственного режима усматривается в том, что оно объединяет в логическую целостность по крайней мере три момента: методы осуществления государственной власти; общественную жизнь людей, воспринимающую воздействия со стороны государства и реагирующую на них; сами воздействия, образующие активные взаимосвязи между государством и обществом.

Шанин Андрей Александрович

www.jourclub.ru