Государственное правление – 7.3. Формы государственного правления

7.3. Формы государственного правления

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти.

От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику (рис. 5).

Монархия (от греч. mono arches – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти.

2. Династическое наследование верховной власти.

3. Пожизненная принадлежность власти монарху.

4. Независимость монархической власти по ее природе от личных достоинств и качеств государя, восприятие ее как атрибута престола, передаваемого по наследству.

Существует неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархияхарактеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Абсолютные монархии не являются единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этически предписаниями, требованиями церемониала, т. е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают в качестве морального долга монарха, их нарушение не влечет юридической ответственности.

В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается, за исключением нескольких государств (Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Кувейт, Бруней). Некоторые из этих стран имеют конституции, в которых зафиксировано, что вся полнота власти принадлежит монарху. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но их решения нуждаются в обязательном утверждении монархом.

Форма государства

Форма правления

Монархия

Республика

Абсолютная

Ограниченная

(конституционная)

Президентская

Парламентская

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная

(президентско-парламентская)

Рис. 5. Формы правления.

Ограниченная (конституционная) монархияпредполагает ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, поэтому говорить здесь можно только об урезанном разделении властей. Монарх может также издавать указ, имеющий силу закона, и может распустить парламент, заменяя тем самым дуалистическую монархию на абсолютную.

Дуалистическая монархия – это переходная форма между абсолютной и парламентской монархиями, поэтому многие дуалистические монархии эволюционируют в парламентские.

Парламентская монархия является наиболее распространенной в странах современного мира. Она существует обычно в демократических высокоразвитых государствах, где реально разделена власть при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.

В таких государствах главой остается монарх, который не обладает реальными самостоятельными полномочиями по управлению страной. Полномочия главы государства носят преимущественно представительский, церемониальный характер. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, монарх все же оказывает определенное влияние на политические процессы в качестве своеобразного арбитра.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Япония и др.).

Выполняя различные общественные функции морального характера, монархия может сохранять важную политико-правовую роль. Прерогативы монарха являются символом единства государственного суверенитета. Фигура монарха как бы сосредоточивает в себе ключевые властные полномочия, делегируемые государству высшим сувереном – народом. А исполнение тех или иных властных полномочий происходит уже независимыми друг от друга ветвями власти, действующими на основании прерогатив Короны или наряду с ними.

Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже монархии. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, божественной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается народ, а все органы власти являются производными от его воли.

Республика (лат. res publika – общее дело) – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:

1. Производность государственной власти от суверенитета народа.

2. Выборность высших органов государственной власти, коллегиальный, коллективный характер их деятельности.

3. Наличие выборного главы государства.

4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские или полупрезидентские) республики. Их ключевые различия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенный стиль осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Устройство президентской республики характеризуются следующими чертами.

1. Законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков), т. е. одна власть не может быть избрана другой.

2. Президент одновременно является главой государства и правительства (должность премьер-министра отсутствует). Он обладает правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

3. Реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей – на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

4. Сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

Особенности полномочий президента:

    • президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

    • имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству;

    • имеет право вето на законы, принятые парламентом;

    • по должности является главнокомандующим;

    • является главой правящей партии и руководствуется в политике ее курсом.

Парламентская республика – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту.

Парламентская республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления с ведущей ролью парламента. Избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, он обладает верховенством в системе разделения властей. Сильный парламент может в наибольшей степени «оттягивать» на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее «сильную», нежели президентская республика (например, «канцлерская республика» в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы парламентская республика может стать символом политически «слабого», конфликтного государства (Италия).

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами.

1. Преобладание принципа верховенства парламента, в том числе в системе разделения властей.

2. Политическая ответственность правительства перед парламентом, что, в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия правительству в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), министру.

3. Премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий самую крупную фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия.

4. Президент как глава государства избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов.

5. Президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля деятельности правительства и его состава.

Особенности полномочий президента:

    • президент может распускать парламент и назначать внеочередные выборы в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству;

    • имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством;

    • не имеет права вето на законы, принятые парламентом;

    • представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

    • в своей деятельности не зависит от партий;

    • не может уволить главу правительства; по рекомендации главы правительства может увольнять членов правительства;

    • играет роль политического арбитра, координатора деятельности государственных органов и посредника между ними в случае возникновения конфликта.

Парламентский режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте имеет одна политическая партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям политических партий.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает черты парламентской и президентской(Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.).

Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив в области контроля над правительством:

    • кто назначает состав кабинета – президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию;

    • кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству – исполнительной или законодательной власти;

    • каковы юридические последствия такого вотума – обязанность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума.

Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Суть полупрезидентской модели сводится к сильной президентской власти в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентской республике. Президент здесь может при определенных обстоятельствах распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству. Президент имеет широкий круг полномочий, который дает ему возможность активно вторгаться в политическую жизнь государства.

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства в непосредственном управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

studfiles.net

Государственное правление

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

Любое государство может быть охарактеризовано как со стороны его сущности и содержания, так и со стороны его формы, а точнее форм. Если в первом случае выясняется природа и характер существующей государственной власти, ее социально-политический тип, о чем речь шла в предыдущей главе, то во втором случае определяется то, как, каким образом эта власть формируется, организуется, функционирует и действует. Эти две стороны в характеристике государства, конечно, не отделены друг от друга абсолютно, между ними существует достаточно тесная взаимосвязь. Вместе с тем нельзя не видеть и относительной, но достаточно высокой самостоятельности каждой из этих разных сторон рассматриваемой проблемы, в соответствии с которой одна и та же сущность государства, его тип способен проявляться в многообразных формах, а определенная государственная форма может наполняться различным социально-политическим содержанием и обслуживать государства различных типов.

Само понятие «форма государства» носит собирательный характер, ибо по своему содержанию включает в себя такие разные категории, как: а) «форма государственного правления», отражающая порядок формирования, структуру и принципы взаимоотношений высших органов государственной власти и управления; б) «государственно-политический режим», характеризующий пути, средства, методы и приемы реализации государственной власти; в) «форма политико-территориальной организации государства», выражающая территориальную структуру государства и характер взаимоотношений между ним как целым и его территориальными единицами. Только совокупное знание всех этих трех аспектов устройства государства позволяет получить не однобокое, а целостное представление о форме государства.

Центральное и наиболее рельефное выражение форма государства получает в форме правления. Именно она дает ответ на вопрос, кому в стране принадлежит суверенитет, кто стоит во главе данного государства, и каковы основы его взаимоотношений с другими высшими государственными органами, имеется ли разделение властей и каков характер отношений между ними, а также между государственными органами и населением и т.д. В теории государствоведения традиционно выделяют две основные формы правления — монархию и республику, каждая из которых в свою очередь имеет несколько разновидностей. При изучении материалов данной главы необходимо учитывать, что многие конкретные характеристики разных сторон той или иной формы государственного правления содержатся в главах 10—12 данного учебника, где подробно определяется политико-правовой статус главы государства, парламента и правительства в условиях различных форм правления. В данной главе речь идет об обобщающей характеристике этих форм.

§ 1. Монархия и ее виды

Число монархий в современном мире, несомненно, значительно сократилось по сравнению с тем, что имело место еще два-три столетия назад, не говоря уже о древности и средневековье. За последние полвека с небольшим, монархии перестали существовать в Италии, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Афганистане, Ливии, Эфиопии и некоторых других странах, не считая тех, кто вышел из состава Британского Содружества. Но и сегодня эта форма государственного правления не является редким исключением. Около четырех десятков стран мира являются монархиями (для сравнения: примерно в четырех пятых всех стран мира распространена республиканская форма правления). Монархиями ныне являются Великобритания и Япония, Испания и Дания, Австралия и Канада, Швеция и Норвегия, Бельгия и Нидерланды, Саудовская Аравия и Иордания, Марокко и Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Катар, Кувейт и Бахрейн, Малайзия и Таиланд, Люксембург и Непал, Свазиленд и Бутан, Тонга и Лесото, а также ряд других стран. В отдельных странах, особенно постсоциалистических (Албания, Болгария, Румыния и др.), за последнее время серьезно оживились силы, выступающие за возврат к монархической форме правления, но они не смогли привлечь на свою сторону большинство населения, что показали, в частности, и проведенные по данному вопросу референдумы в Бразилии в 1993 г. и в Албании в 1997 г.

Конечно, монархия монархии рознь. В одних странах она играет достаточно серьезную политическую роль, в других — очень малую, часто номинальную. Это находит свое отражение и в тех разновидностях монархической формы правления, о которых речь ниже. Но и при этом можно выделить то общее, что присуще любой разновидности монархии.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие) — это такая форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху, султану и т.д.), обычно получающему эту власть по наследству и пожизненно и передающему ее в порядке наследования.

Отсюда вытекает, что общими сущностными признаками данной формы правления являются: а) единоличная верховная государственная власть и б) получение этой власти и передача ее по принципу крови, по наследству. Встречавшиеся в истории и современности отдельные редкие отклонения от этих норм не могут поставить под сомнение принципиальную общезначимость указанных юридических признаков монархии. Точно так же тот факт, что во многих монархиях главе государства реальная верховная государственная власть не принадлежит, поскольку страной фактически управляют другие государственные органы, не может отменить то, что формально-юридически, номинально именно монарх олицетворяет верховную власть. Бывает и наоборот, когда реальная власть монарха (например, в Марокко, Иордании и др.) значительно выше, нежели это вытекает из конституционных норм.

В Конституции Испании (ст.56) говорится, что «король — глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов». Король неприкосновенен и не подлежит ответственности. Испанская Корона наследуется в обычном порядке первородства и представительства (ст. 57). О верховной власти короля (в пределах, определенных Конституцией), ее наследовании, неприкосновенности личности короля и о том, что он не несет ответственности за свои действия, сказано и в Конституции Дании (п. 2, 13). Конституция Люксембурга устанавливает наследственность Короны и объявляет особу Великого Герцога священной и неприкосновенной (ст. 3 и 4), возлагает на него задачу осуществления суверенитета, принадлежащего нации, в соответствии с Конституцией и законами страны закрепляет, что он один осуществляет исполнительную власть (ст. 32 и 33). Наследование престола и его регламентация подробно регулируются в Конституции Нидерландов (ст. 24 и след.), которая включает Короля в правительство вместе с министрами и устанавливает, что министры, а не Король, несут ответственность за деятельность правительства (ст. 42). В Швеции наследование короны регулирует специальный конституционный акт — «Акт о престолонаследии». Конституция Японии (ст. 1) устанавливает, что император является «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть».

Вместе с тем конституции различных монархических стран по-разному закрепляют соответствующую форму правления в каждой из них и конституционно-правовой статус монарха. Это в решающей мере зависит от того, о какой разновидности монархии идет речь — об абсолютной (неограниченной) или конституционной (ограниченной) монархиях.

Абсолютная монархия — это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и, безусловно, не деля эту власть ни с кем. Абсолютная монархия несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Власть монарха самодержавна: он сам издает законы, сам или через посредство назначаемых им чиновников управляет страной, сам вершит высший суд; все его подданные изначально бесправны и являются его слугами, включая министров, и только он наделяет их тем или иным объемом прав. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха.

Исторически такая государственная форма была характерна для доиндустриальных обществ. В современном мире абсолютные монархии встречаются крайне редко и представляют собой политико-правовой анахронизм, сохраняющийся благодаря определенным историческим, национальным, конфессиональным и иным особенностям развития соответствующих стран и вряд ли имеющий большое будущее. Уже сегодня они в какой-то мере, хотя и медленно, модернизируются, а отдельные из них, как Непал в 1990г., превращаются из абсолютных монархий в конституционные монархии. К числу современных абсолютных монархий можно отнести, прежде всего, ряд арабских стран Персидского залива — Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней в другой части Азии. В сравнительно чистом виде абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента или иного представительного органа, вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. В других таких странах хотя и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее, абсолютистский характер государственной власти от этого не изменился, поскольку в них речь идет об октроированных (дарованных) монархами конституциях, над которыми к тому же стоит Коран, а парламенты в них крайне ограничены в своих функциях, носят характер совещательных органов. В Саудовской Аравии в 1992 г. король также издал конституционный акт, согласно которому парламент был заменен совещательным советом, все 60 советников которого назначаются самим королем. Большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центре и на местах.

mirznanii.com

Государственное правление

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
Любое государство может быть охарактеризовано как со стороны его сущности и содержания, так и со стороны его формы, а точнее форм. Если в первом случае выясняется природа и характер существующей государственной власти, ее социально-политический тип, о чем речь шла в предыдущей главе, то во втором случае определяется то, как, каким образом эта власть формируется, организуется, функционирует и действует. Эти две стороны в характеристике государства, конечно, не отделены друг от друга абсолютно, между ними существует достаточно тесная взаимосвязь. Вместе с тем нельзя не видеть и относительной, но достаточно высокой самостоятельности каждой из этих разных сторон рассматриваемой проблемы, в соответствии с которой одна и та же сущность государства, его тип способен проявляться в многообразных формах, а определенная государственная форма может наполняться различным социально-политическим содержанием и обслуживать государства различных типов.
Само понятие «форма государства» носит собирательный характер, ибо по своему содержанию включает в себя такие разные категории, как: а) «форма государственного правления», отражающая порядок формирования, структуру и принципы взаимоотношений высших органов государственной власти и управления; б) «государственно-политический режим», характеризующий пути, средства, методы и приемы реализации государственной власти; в) «форма политико-территориальной организации государства», выражающая территориальную структуру государства и характер взаимоотношений между ним как целым и его территориальными единицами. Только совокупное знание всех этих трех аспектов устройства государства позволяет получить не однобокое, а целостное представление о форме государства.
Центральное и наиболее рельефное выражение форма государства получает в форме правления. Именно она дает ответ на вопрос, кому в стране принадлежит суверенитет, кто стоит во главе данного государства, и каковы основы его взаимоотношений с другими высшими государственными органами, имеется ли разделение властей и каков характер отношений между ними, а также между государственными органами и населением и т.д. В теории государствоведения традиционно выделяют две основные формы правления — монархию и республику, каждая из которых в свою очередь имеет несколько разновидностей. При изучении материалов данной главы необходимо учитывать, что многие конкретные характеристики разных сторон той или иной формы государственного правления содержатся в главах 10—12 данного учебника, где подробно определяется политико-правовой статус главы государства, парламента и правительства в условиях различных форм правления. В данной главе речь идет об обобщающей характеристике этих форм.
§ 1. Монархия и ее виды
Число монархий в современном мире, несомненно, значительно сократилось по сравнению с тем, что имело место еще два-три столетия назад, не говоря уже о древности и средневековье. За последние полвека с небольшим, монархии перестали существовать в Италии, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Афганистане, Ливии, Эфиопии и некоторых других странах, не считая тех, кто вышел из состава Британского Содружества. Но и сегодня эта форма государственного правления не является редким исключением. Около четырех десятков стран мира являются монархиями (для сравнения: примерно в четырех пятых всех стран мира распространена республиканская форма правления). Монархиями ныне являются Великобритания и Япония, Испания и Дания, Австралия и Канада, Швеция и Норвегия, Бельгия и Нидерланды, Саудовская Аравия и Иордания, Марокко и Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Катар, Кувейт и Бахрейн, Малайзия и Таиланд, Люксембург и Непал, Свазиленд и Бутан, Тонга и Лесото, а также ряд других стран. В отдельных странах, особенно постсоциалистических (Албания, Болгария, Румыния и др.), за последнее время серьезно оживились силы, выступающие за возврат к монархической форме правления, но они не смогли привлечь на свою сторону большинство населения, что показали, в частности, и проведенные по данному вопросу референдумы в Бразилии в 1993 г. и в Албании в 1997 г.
Конечно, монархия монархии рознь. В одних странах она играет достаточно серьезную политическую роль, в других — очень малую, часто номинальную. Это находит свое отражение и в тех разновидностях монархической формы правления, о которых речь ниже. Но и при этом можно выделить то общее, что присуще любой разновидности монархии.
Монархия (от греч. monarchia — единовластие) — это такая форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху, султану и т.д.), обычно получающему эту власть по наследству и пожизненно и передающему ее в порядке наследования.
Отсюда вытекает, что общими сущностными признаками данной формы правления являются: а) единоличная верховная государственная власть и б) получение этой власти и передача ее по принципу крови, по наследству. Встречавшиеся в истории и современности отдельные редкие отклонения от этих норм не могут поставить под сомнение принципиальную общезначимость указанных юридических признаков монархии. Точно так же тот факт, что во многих монархиях главе государства реальная верховная государственная власть не принадлежит, поскольку страной фактически управляют другие государственные органы, не может отменить то, что формально-юридически, номинально именно монарх олицетворяет верховную власть. Бывает и наоборот, когда реальная власть монарха (например, в Марокко, Иордании и др.) значительно выше, нежели это вытекает из конституционных норм.
В Конституции Испании (ст.56) говорится, что «король — глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов». Король неприкосновенен и не подлежит ответственности. Испанская Корона наследуется в обычном порядке первородства и представительства (ст. 57). О верховной власти короля (в пределах, определенных Конституцией), ее наследовании, неприкосновенности личности короля и о том, что он не несет ответственности за свои действия, сказано и в Конституции Дании (п. 2, 13). Конституция Люксембурга устанавливает наследственность Короны и объявляет особу Великого Герцога священной и неприкосновенной (ст. 3 и 4), возлагает на него задачу осуществления суверенитета, принадлежащего нации, в соответствии с Конституцией и законами страны закрепляет, что он один осуществляет исполнительную власть (ст. 32 и 33). Наследование престола и его регламентация подробно регулируются в Конституции Нидерландов (ст. 24 и след.), которая включает Короля в правительство вместе с министрами и устанавливает, что министры, а не Король, несут ответственность за деятельность правительства (ст. 42). В Швеции наследование короны регулирует специальный конституционный акт — «Акт о престолонаследии». Конституция Японии (ст. 1) устанавливает, что император является «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть».
Вместе с тем конституции различных монархических стран по-разному закрепляют соответствующую форму правления в каждой из них и конституционно-правовой статус монарха. Это в решающей мере зависит от того, о какой разновидности монархии идет речь — об абсолютной (неограниченной) или конституционной (ограниченной) монархиях.
Абсолютная монархия — это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и, безусловно, не деля эту власть ни с кем. Абсолютная монархия несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Власть монарха самодержавна: он сам издает законы, сам или через посредство назначаемых им чиновников управляет страной, сам вершит высший суд; все его подданные изначально бесправны и являются его слугами, включая министров, и только он наделяет их тем или иным объемом прав. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха.
Исторически такая государственная форма была характерна для доиндустриальных обществ. В современном мире абсолютные монархии встречаются крайне редко и представляют собой политико-правовой анахронизм, сохраняющийся благодаря определенным историческим, национальным, конфессиональным и иным особенностям развития соответствующих стран и вряд ли имеющий большое будущее. Уже сегодня они в какой-то мере, хотя и медленно, модернизируются, а отдельные из них, как Непал в 1990г., превращаются из абсолютных монархий в конституционные монархии. К числу современных абсолютных монархий можно отнести, прежде всего, ряд арабских стран Персидского залива — Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней в другой части Азии. В сравнительно чистом виде абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента или иного представительного органа, вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. В других таких странах хотя и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее, абсолютистский характер государственной власти от этого не изменился, поскольку в них речь идет об октроированных (дарованных) монархами конституциях, над которыми к тому же стоит Коран, а парламенты в них крайне ограничены в своих функциях, носят характер совещательных органов. В Саудовской Аравии в 1992 г. король также издал конституционный акт, согласно которому парламент был заменен совещательным советом, все 60 советников которого назначаются самим королем. Большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центре и на местах.
Дуалистическая монархия — ранняя разновидность ограниченной монархии, в рамках которой происходит определенное отделение законодательной власти от монарха, сохраняющего всю полноту исполнительной власти. В таких монархиях имеется конституция и парламент, законодательная власть в своей основе принадлежит не монарху, а избираемому парламенту. Но в то же время монарх, во-первых, обладает правом абсолютного вето, которое не может быть отклонено парламентом; а во-вторых, монарх чаще всего сохраняет за собой право издания чрезвычайных указов, имеющих силу закона. Важно и то, что в таких монархиях король обычно имеет неограниченную возможность распускать парламент и тем самым превращать дуалистическую монархию в абсолютную. Правительство в таких монархиях ответственно только перед ним и не подотчетно парламенту, который способен влиять на деятельность правительства лишь через использование своего права утверждать государственный бюджет. В целом же в дуалистических монархиях совершенно очевидно преобладание власти монарха над представительной властью.
В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. странах). Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена, прежде всего, тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Марокко вотум недоверия правительству не нуждается в одобрении короля, но правительство ответственно не только перед парламентом, но и прежде всего и фактически перед королем, которому принадлежит общее руководство аппаратом управления, армией, полицией и др., хотя он и не стоит во главе правительства. Помимо этого король обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов и правом роспуска парламента. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.
Парламентарная (парламентская) монархия — это такая разновидность ограниченной монархии, в рамках которой конституционно-правовой статус, правомочия и реальная власть монарха серьезно ограничены конституцией, принятой на демократической основе, избираемым парламентом, сосредоточивающим в себе законодательную власть, и ответственным только перед парламентом правительством, осуществляющим управление страной. Формально и в таких монархиях король сохраняет статус главы государства и обычно назначает правительство, но фактически он чаще всего, как говорится, «царствует, но не правит», ибо реально страной управляет правительство, формируемое парламентом и ответственное лишь перед ним в своей деятельности. В таких монархиях при выражении парламентом вотума недоверия правительству последнее уходит в отставку или отправляется в отставку монархом.
Другое дело, что в условиях достаточно последовательного проведения принципа разделения властей правительство обычно обладает в данном случае правом предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы. Король в таких монархиях может иметь право роспуска парламента, но в конституциях обычно определяются достаточно узкие рамки возможных вариантов, при которых это может иметь место. Так, ст. 46 Конституции Бельгии гласит, что «Король вправе распустить палату представителей, только когда последняя абсолютным большинством своих членов: 1) либо отклоняет вотум доверия Федеральному правительству и не предложит Королю в трехмесячный срок со дня отклонения вотума кандидатуры преемника Премьер-министра; 2) либо принимает вотум недоверия Федеральному правительству и одновременно не предложит Королю кандидатуру преемника Премьер-министра». Кроме того, Король может в случае отставки Федерального правительства распустить Палату представителей с ее согласия, выраженного абсолютным числом ее членов.
В парламентарных монархиях центральная и решающая роль в системе отношений высших органов государственной власти монарх — парламент — правительство принадлежит парламенту. Монарх как юридический глава государства участия в реальном управлении страной не принимает, оставаясь чаще всего лишь символом единства нации как согражданства. В ряде случаев монарх формально не назначает правительство. Он обычно (например, в Швеции, Норвегии, Японии и др.) не имеет права отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов, а если и обладает формально таким правом, то практически не использует его (например, в Великобритании, Бельгии и др.), либо использует, но на основании решения правительства. Конституция Японии прямо запрещает участие монарха в управлении страной, а конституции и конституционная практика Швеции, Норвегии, Великобритании, Японии и др. не наделяют монарха никакими такими полномочиями. Конституции ряда парламентарных монархий (Бельгии, Дании и др.) формально возлагают исполнительную власть в пределах, определенных конституцией, на короля, но фактически она осуществляется правительством, а роль короля в этом сводится к под­писанию актов правительства. При этом конституционно устанавливается, например, в Конституции Бельгии (ст. 106), что «никакой акт Короля не может иметь силы, если он не контрассигнован министром, который тем самым несет за него ответственность». Аналогичные по­ложения содержатся и в Конституции Дании (п. 12, 14 и др.).
Обычно в парламентарных монархиях король не действует самостоятельно, его акты подготавливаются правительством и скрепляются, контрассигнуются (от латинского contra — против и signare — подписывать) главой правительства или тем или иным министром, не имея в противном случае юридической силы. Судебную власть осуществляют независимые суды, но приговоры и постановления приводятся в исполнение именем короля. Сказанное, однако, не должно вести к одностороннему мнению, будто институт монарха в парламентарных монархиях всегда носит чисто архаический и номинальный характер. Отстраненность монарха от управления страной и политических перипетий вовсе не означает, что его роль здесь и в иных отношениях (например, как символа единства нации, морально-политического авторитета, арбитра между ветвями и органами государственной власти и др.) близка к нулевой. Достаточно сослаться на опыт Испании, где в феврале 1981 г. именно король Хуан Карлос как Верховный главнокомандующий остановил попытку военного переворота в стране, а также на опыт Великобритании с ее традицией, согласно которой «король не может быть неправ» и др. Кроме того, в ряде таких монархий (Малайзия, Таиланд и др.) главы государств имеют и существенно более широкие права и полномочия.

coolreferat.com

Формы государственного правления. Какие существуют формы правления? :: BusinessMan.ru

Формы государственного правления определяют структуру высших органов власти, порядок, в соответствии с которым они образуются, компетенцию и период деятельности. Вместе с этим ими устанавливается метод взаимодействия институтов между собой и с гражданами, а также степень участия в их создании населения. Рассмотрим далее более подробно понятие «формы правления».

Теоретические аспекты

В узком смысле основные формы правления представляют собой собственно организацию высших органов власти. Проще говоря, это те способы, посредством которых осуществляется образование системы. В широком смысле это методы организации и взаимодействия всех институтов власти. Формы правления не следует путать с образом устройства государства и политическим режимом в стране. Эти характеристики относятся к разным аспектам, вместе с этим дополняя друг друга.

Смысл формы государственного правления

Этот элемент показывает, как именно создаются высшие институты власти в стране, какова их структура. Форма правления отражает принципы, которые лежат в основе процесса взаимодействия между госорганами. Она показывает способ построения взаимоотношений между рядовыми гражданами и верховной властью, в какой мере обеспечивается реализация прав и свобод населения.

Развитие системы

Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.

Критерии определения

Для формы правления характерны следующие признаки:

  • Метод передачи власти – выборный или наследственный.
  • Ответственность высших институтов власти перед гражданами. Например, монархическая форма правления не предусматривает ее для самодержца (в отличие от республиканской).
  • Разграничение полномочий между высшими властными институтами.

Основные формы правления

Существует несколько видов организации власти:

  • Республика.
  • Монархия.
  • Смешанный тип.

Республика, в свою очередь, может быть:

  • Президентской.
  • Парламентской.
  • Смешанной.

Монархия бывает следующих видов:

  • Парламентская.
  • Дуалистическая.
  • Конституционная.
  • Сословно-представительская.
  • Ограниченная.
  • Абсолютная.

Смешанные формы правления:

  • Теократическая республика. В ней главенствует мусульманское духовенство.
  • Монархия с элементами республики. В ней присутствует систематическая выборность главы страны.
  • Республика с элементами монархии. В таких странах глава несменяем.

Республика

Для этой формы правления характерен особый порядок образования правительства. Уполномоченным институтом, в зависимости от вида республики, может выступать президент или парламент. Формирующий орган координирует работу правительства. Оно, в свою очередь, несет ответственность перед высшим институтом. В президентской республике вместе с парламентаризмом в руках главы находятся полномочия председателя правительства.

Президент созывает и распускает правительство. Существующий парламент не может при этом оказывать какого-либо значимого влияния. Такая форма существует в Эквадоре, США. В парламентской республике президент не наделен какими-либо полномочиями. Такая форма существует в Греции, Израиле, ФРГ. Парламент созывает правительство и вправе распустить его в любое время. В смешанной республике президентская власть действует совместно с парламентом. Последний обладает полномочиями по контролю над функционированием правительства. Такая система действует в РФ.

Самодержавие

Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.

В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.

Теократическая республика

В этой форме правления сочетаются главные признаки исламского Халифата и современного республиканского режима. Согласно конституции, в Иране в качестве главы страны назначается Рахбар. Он не выбирается гражданами. Его назначение осуществляет специальный религиозный совет. В нем присутствуют влиятельные богословы. В качестве главы исполнительной власти выступает президент. Законодательный институт возглавляет парламент, состоящий из одной палаты. Кандидатуры президента, депутатов Меджлиса, членов правительства утверждает Совет стражей Основного закона. Он также ведет проверку законопроектов на согласованность с исламским правом.

businessman.ru

Форма государственного правления | История Вики

Шаблон:Формы правления Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Форма правления наряду с формой государственного устройства и политическим режимом характеризуют форму государства.

В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Таким образом, форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

Различные формы государственного правления Править

Некоторые учёные выделяют другие формы правления, такие, как

  • Хропанюк Н. В. Теория государства и права. М. Изд.: Интерстиль. 2000г.
  • Кашанина Т. В. Основы российского права. М. Изд.: Норма-ИнфраМ 2000г.
  • Марченко М. Н. Общая теория государства и права. М. Изд.: Зерцало. 1998г.
  • Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. Ч.2. М. Изд.: Манускрипт. 1993 год.
  • Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Ч.2. М. Норма-ИнфраМ. 1998г.
  • Титов Ю. П. История государства и права России. М. Изд.: Проект. 1998 год.
  • Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века. М. Изд.: МГУ. 1997 год.
  • Каддафи М. Зелёная книга. М. Изд.: Международные отношения. 1989г.

ru.history.wikia.com

Виды правления государства :: BusinessMan.ru

В современном мире существует около 200 государств. Принципы правления в них далеко не одинаковы. Во главе одной страны стоит президент, в другой все важные вопросы решает парламент, а где-то на верхушке власти стоит султан или король. Какие виды управления государством существуют? Чем они отличаются друг от друга?

Формы правления государства: понятие и виды

У каждого государства есть определённый механизм, модель, согласно которой осуществляется контроль и управление обществом. Одним из элементов этой модели является форма правления. Она определяет, кому принадлежит власть в стране. Существует два основных вида гос. управления: монархический и республиканский. Первый представляет собой систему, где во главе стоит единственный правитель, или монарх. Его могут называть королём, султаном, царём и т. д., но суть от этого не меняется.

В республике власть представлена специальными выборными органами, состоящими из большого количества людей. Источником власти в таком случае выступает не монарх и его воля, а народное большинство. Оба вида правления очень древние. Монархия существовала в Древнем Египте, Китае, Японии и т. д. Примером другого вида может служить Афинская демократия и Римская республика. Иногда одно государство объединяет черты обеих форм. Такие виды правления называют гибридными, или смешанными.

Монархия

При монархическом правлении власть полностью или же частично принадлежит одному лицу. В зависимости от особенностей структуры государства, пост главы передается по наследству. Монарх считается олицетворением своей нации. В большинстве случаев он занимает должность пожизненно и передает её потомкам. В своих решениях он остается независимым, а принятие государственных происходит только по его воле.

Монарха нередко отождествляли с Богом или Его посланником, который руководствуется волей Всевышнего. Благодаря этому глава страны был неприкасаемым, а его приказы выполнялись безоговорочно. При таком виде правления высшее государственное лицо не зависит от народа и отдалено от него. В случае недовольства (при традиционной монархии) у населения практически нет рычагов давления. Повлиять на суверена зачастую можно лишь бунтами, восстаниями, забастовками.

Виды монархии

В мире существует около 44 монархий. Этот вид правления в государстве поддерживается в основном в Европе (Великобритания, Дания, Лихтенштейн, Швеция) и Азии (Бруней, Кувейт, Катар и т. д.). Но по своей структуре монархии тоже бывают разные:

  • абсолютные;
  • конституционные;
  • теократические.

При абсолютной монархии власть в полной мере принадлежит суверену. Он сам назначает правительство и принимает все важные решения. Такая форма близка к диктатуре и сейчас действует в Омане, Брунее, Свазиленде, Саудовской Аравии и Катаре.

Теократия – редкий тип правления, который сейчас действует в Ватикане. При ней монарх является главой не только правительства, но и духовенства. Считается, что все решения принимаются по указанию Господа.

В конституционной монархии власть суверена ограничивается традициями, правовыми нормами или конституцией. Она бывает парламентской (Великобритания) или дуалистической (Иордания, Марокко). В первом случае монарх является лишь представительным лицом, а решение принимает парламент, во втором монарх тоже обладает определёнными полномочиями.

Республика

В республике глава правительства, президент, не наследует власть. Он избирается народом или назначается выборными организациями (парламентом, радой и т. д.) на определённый срок. При таком виде правления население обладает политическими правами и личной свободой. Республику часто отождествляют с демократией, но это ошибочно. Тем не менее главным источником власти в ней является народ. Правительство несёт юридическую ответственность, оно подотчётно гражданам, и его действия должны соответствовать их воле.

Если власть не соответствует ожиданиям населения, народ имеет официальные рычаги давления на неё, а также может потребовать смены правящего аппарата. Все выборные органы в республике обладают определённым сроком полномочий.

Виды республик

В прошлом преобладал монархический вид правления, но сейчас большинство стран – республики. Всего их насчитывается около 140. Среди них выделяют:

  • президентские;
  • парламентские;
  • смешанные.

В президентской республике (США, Камерун, Кот-д’Ивуа́р, большинство латиноамериканских государств) главная роль принадлежит президенту. Он избирается народом, является главнокомандующим военных сил и представительным лицо страны на мировой арене. Президент формирует правительство, подает законопроекты в парламент и утверждает их. Раньше срока сместить его с поста парламент может при помощи импичмента.

В парламентской республике президент обладает меньшими полномочиями. Главу государства, как правило, выбирает парламент или специальный орган. Президент является лишь представительным лицом, вся реальная власть принадлежит парламенту. Правительство также подконтрольно ему, а не главе страны. Среди современных парламентских республик находится Австрия, Турция, Швейцария, Суринам, Ботсвана.

Принципы смешанных республик отличаются в разных странах. Главной их чертой является взаимная подотчётность парламента и президента. Они контролируют действия друг друга. Парламент может предъявить главе правительства вотум недоверия, а тот, в свою очередь, имеет право распустить парламент.

Гибридные виды правления

Среди смешанных форм правления выделяют:

  • республиканскую монархию;
  • монархическую республику.

К первому типу относятся, например, ОАЭ и Малайзия. По структуре такие страны являются федерациями и состоят из нескольких равноправных образований (республик, штатов и т. д.). Их главы, монархи, могут быть избраны на пост верховного правителя государства. Как правило, срок полномочий монарха строго ограничен (в ОАЭ и Малайзии – 5 лет).

Туркменистан, Казахстан, Гамбия, КНДР являются суперпрезидентскими, или монархическими республиками. Номинально в этих странах существует принцип разделения ветвей власти, но в реальности он не соблюдается. Их главы обладают неограниченной пожизненной властью. Они могут избираться или перенимать пост по наследству, но обычно без участия народа.

businessman.ru

Формы государственного правления — Онлайн библиотека

Форма государственного правления — это способ организации государственной власти, обусловлен принципами формирования и взаимоотношений высших органов государства.

Речь идет о системе формирования и взаимоотношений института главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. В зависимости от правового статуса главы государства и порядка формирования этого высшего органа государственной власти различаются две основных формы государственного правления — монархия и республика.

Монархия (греч. топагсіїіа — единовластие, от топок — один, единственный и агспе — власть) — это такая форма правления, при которой верховная государственная юридическая власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, императору и т.д.) и передается в порядке престолонаследия.

Власть монарха не является производной от любой другой власти, органа или избирателей. Монарх формально выступает источником государственной власти, всех государственно-властных полномочий. В республике глава государства — президент — является выборным и изменяемым, а его власть выступает производной от представительного органа (парламента) или избирателей.

В современном мире сохраняются два исторических типы монархии — абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, отсутствием каких-либо представительных учреждений. Правительство назначается монархом, выполняет его волю. Ныне абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах и др.

Конституционная монархия называется еще ограниченной, поскольку в ней власть монарха ограничивается конституцией. Конституционная монархия существует в двух видах — дуалистической и парламентарной, которые отличаются степенью ограничения власти монарха. Дуалистическая монархия характеризуется на явністю одновременно двух политических учреждений — монархии и парламента, которые разделяют между собой государственную власть. Это разделение проявляется в том, что монарх юридическое и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент наделяется законодательными полномочиями, но никакого влияния на формирование и деятельность правительства не имеет. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства, парламент не может отправить правительство в отставку. Законодательные полномочия парламента существенно ограничиваются на пользу монарха. Он пользуется правом абсолютного вето, которое парламент преодолеть не может, а также правом роспуска парламента и назначения до его верхней палаты. Ныне дуалистическая монархия хранится в Иордании, Кувейте, Марокко и др.

В парламентарній монархии власть монарха существенно ограничена в сфере как законодательной, так и исполнительной власти. Он, как говорят, «царствует, но не правит». Юридическое за монархом могут сохраняться значительные полномочия, но фактически далеко не всеми ими он может пользоваться. Да, формально за ним сохраняется право назначения главы правительства и министров, но сделать это он может только в соответствии с предложениями лидеров партии или коалиции партий парламентского большинства, ибо сформирован иным образом правительство не получит вотум доверия в парламенте и не утвердится.

Формально правительство считается правительством монарха, однако никакой ответственности перед монархом он не несет. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. Именно политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность является основной отличительной чертой парламентарной монархии. Конечно это полномочия парламента уравновешивается правом правительства предложить ей распустить парламент и назначить новые выборы. Глава государства вынужден принять и выполнить это предложение, потому что в противном случае парламентское большинство, на основе которой сформировано правительство, заблокирует работу парламента. В случае выражения парламентом вотума недоверия правительству последний или уходит в отставку, либо через главу государства распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

Еще одним правовым средством влияния правительства на монарха является контрассигнации (от лат. сопітазі ее па1ига — министерский подпись), то есть скрепления его актов подписью главы правительства и (или) отдельного министра, без которого они не приобретают юридическую силу. Тем самым глава правительства или министр берут на себя ответственность за данный акт монарха, поскольку сам монарх ответственности за свои действия не несет.

В отличие от дуалистической монархии в парламентарній монархии центральное место в системе органов государственной власти занимает не монарх, а правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет (через парламентское большинство) всю деятельность парламента. Парламентарная монархия ныне существует в ряде развитых стран — Австралии, Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Японии и др.

Специфические черты имеет монархическая форма правления в тех странах, которые в прошлом были домініонами Великобритании, а позже вошли в британское содружество наций — Австралии, Канаде, Новой Зеландии и др. Собственных монархов они не имеют. Главой государства в каждой из этих стран

формально считается монарх Великобритании, а фактически его функции осуществляет генерал-губернатор, который назначается британским монархом по представлению правительства страны из числа ее жителей.

Хотя в современных развитых странах монархия является частью слабой политической учреждением, не играет существенной роли в осуществлении государственной власти, в целом на сегодня она существует в 44 странах мира, в том числе 11 европейских. В 1978 г. было возобновлено монархию в Испании. На референдуме, проведенном в 1999 г. в Австралии, избиратели высказались в пользу сохранения монархической формы правления.

Одна из основных причин сохранения монархии и, что во многих странах институт монархии, лицо монарха является символом единства и верховным арбитром нации, залогом нерушимости политической системы, поскольку власть монарха не зависит от игры политических сил. При отсутствии в парламенте четко определенной большинства монарх может сыграть решающую роль в ее образовании и формировании правительства. Монархи обеспечивают преемственность в политическом развитии, оберегают традиции и политическую культуру страны.

Республика (лат. гезриЬІіса, от гэз — дело, риЬІісик — общественный) — это такая форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональной репрезентативной учреждением (парламентом).

Республика — самая распространенная форма правления. Ныне из 190 государств мира — членов ООН более 140 государств являются республиками. Существуют три основных разновидности республиканской формы правления: президентская республика, парламентская республика и республика смешанного типа. Основное отличие между ними заключается в способе формирования и функционирования правительства. В президентской республике правительство формирует и возглавляет президент, который одновременно является главой государства и главой правительства. Сформирован вне парла ментським путем, правительство не несет ответственности за свою деятельность перед парламентом.

В парламентарній республике правительство формируется парламентским путем, несет политическую ответственность перед парламентом и обязан уйти в отставку в случае выражения ему парламентом вотума недоверия. Сформирован из представителей партий парламентского большинства, правительство через эту большинство фактически контролирует и направляет деятельность парламента.

При смешанной формы государственного правления — парламентарно-президентской или президентской-парламентарній — правительство формируется совместно президентом и парламентом, а та или иная название смешанной формы правления определяется тем, у кого из них больше полномочий относительно формирования и функционирования правительства.

Рассмотрим особенности каждого из этих разновидностей республиканской формы правления подробнее.

Основными признаками президентской республики являются: 1) соблюдение формальных требований жесткого разделения властей и внедрение сбалансированной системы сдержек и противовесов; 2) избрание президента на всеобщих выборах; 3) сочетание полномочий главы государства и главы правительства в лице президента и отсутствие должности премьер-министра; 4) формирование правительства президентом только с ограниченным участием парламента; 5) отсутствие политической ответственности правительства перед парламентом; 6) отсутствие права главы государства на роспуск парламента; 7) отсутствие института контрассигнации, то есть скрепления актов президента подписями министров, которые бы несли за них ответственность.

Классической президентской республикой считаются СЕНА. Президентской-республиканская форма правления внедрена также в ряде стран Латинской Америки, Африки и некоторых других. Классический вариант президентской республики характерно наличие двух центров власти президента и парламента, между которыми нет тесных функциональных отношений, поэтому эта форма правления называется еще Ідуалістичною республикой. В президентской республике И исполнительная власть имеет сравнительно небольшие возможности для влияния на законодательную власть, тогда как последняя наделена определенными средствами контроля за деятельностью первой. Однако при этом обе ветви власти остаются независимыми друг от друга, что в случае совершенной системы сдержек и противовесов обеспечивает демократическое осуществления государственной власти.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Признаками парламентарной республики являются: 1) осуществление полномочий главы государства и главы правительства разными лицами, наличие должности премьер-министра; 2) ограниченность властных полномочий главы государства и в то же время отнесения реальной компетенции в сфере исполнительной власти правительства и его главы; 3) формирование правительства парламентом с участием главы государства, которая обычно является почти номинальной; 4) формальная политическая ответственность правительства (коллективная и индивидуальная) перед парламентом; 5) право главы государства распустить парламент, которое, как правило, эффективно контролирует правительство; 6) контрассигнации актов главы государства, главой правительства или министром.

Парламентарно-республиканская форма правления достаточно распространена в развитых странах. На европейском континенте парламентарная республика существует в Албании, Греции, Эстонии, Италии, Латвии, Словакии, Венгрии, Чехии, ФРГ и Югославии. В отличие от президентской республики за парламентарно-республиканской формы правления президент избирается не на всеобщих выборах, а парламентом или специальной коллегией, которая в основном состоит из депутатов того же парламента.

В парламентарних республиках, как и в парламентарних монархиях, фактическим центром осуществления государственной власти выступает не президент и не парламент, а правительство, глава которого фактически становится первым лицом в государстве. Все рычаги реальной власти здесь находятся в руках руководителей тех политических партий, которым принадлежит большинство мест в парламенте и которые формируют правительство. Поэтому в політологічній литературе парламентарні формы правления нередко определяются как «правление партий».

Одной из современных форм государственного правления является так называемая смешанная — парламентарно-президентская или президентской-парламентарная форма республиканского правления, которую иногда не совсем удачно называют «полупрезидентской республикой». Типичным признаком такой формы правления является сочетание элементов президентской и парламентарной республик, сильной президентской власти и эффективного контроля парламента за деятельностью правительства. Как и в президентской республике, здесь глава государства избирается, как правило, на всеобщих выборах и юридическое и реально наделяется большими полномочиями, особенно в сфере исполнительной власти, иногда даже возглавляет ее. Правительство формируется, как и в парламентарній республике, при участии в той или иной степени парламента и несет политическую ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. Двойная политическая ответственность правительства — основной признак смешанной республиканской формы правления.

Еще одним важным признаком этой формы правления является дуализм исполнительной власти: президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. При смешанной республиканской формы правления президент имеет больше полномочий, чем глава государства в президентской республике. Он наделяется, в частности, еще и правом роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств и правом законодательной инициативы, чего нет в президентской республике.

Классическим образцом смешанной республиканской формы правления является Франция по конституции 1958 г. В Европе эта форма внедрена также в Австрии, Болгарии, Ирландии, Исландии, Македонии, Польши, Румынии, Словении, Финляндии и Хорватии. Смешанную форму правления имеют также большинство стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Отдельные страны, например Австрия, Ирландия, Исландия, Словения, мало чем отличаются от парламентарних, другие — Польша, Румыния — от президентских республик.

Каждой из трех основных форм республиканского правления присущи определенные преимущества и недостатки по сравнению с другими формами. Так, президентская республика является достаточно гибкой формой правления, которая легко адаптируется к различным условиям. Она дает возможность сформировать сильную исполнительную власть, обеспечивает стабильность функционирования правительства, который находится вне сферы непосредственного влияния парламента и не зависит от расписания в нем политических сил. Парламент имеет более реальные полномочия, чем в парламентарних странах, поскольку не зависит ни от главы государства, ни от правительства.

Однако президентской, особенно смешанной (президентской — парламентарній) формам правления присущи и существенные недостатки. Такое правление постоянно тяготеет к авторитаризму избранного на всеобщих выборах и наделенного большими полномочиями главы государства и, по сути, ставит общество в зависимость от личных качеств одного лица. Присущий этим формам жесткий разделение власти может вызвать противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, которое обостряется в периоды разделенного правления. Наделение президента нормотворческими полномочиями порождает так называемое указне право, повышает риск единоличного принятия непродуманных политических решений, которые имеют силу закона. Неоправданно большую роль в руководстве государством играет непосредственное окружение (аппарат, администрация) президента. Не предвидя действенного влияния политических партий на формирование и деятельность правительства, президентская и президентской-парламентская формы правления не способствуют формированию в стране влиятельных политических партий, без которых невозможно демократическое осуществления государственной власти. Недостатки президентской формы республиканского правления особенно наглядно проявляются в так называемых суперпрезидентских республиках Латинской Америки и монократичних республиках Африки, где почти вся государственная власть сосредоточена в руках президента. Не избежали этих недостатков и большинство бывших советских республик, ставших независимыми государствами.

Здесь возникает вопрос о том, почему же тогда США удается избегать большинства имманентное присущих нынешней президентской-республиканской форме правления недостатков, в частности авторитаризма главы государства? Происходит это благодаря действия в стране ряда демократических факторов политической жизни. Во-первых, совершенная система сдержек и противовесов, которая уравновешивает разные ветви власти. Во-вторых, жесткий правовой надзор за деятельностью всех звеньев законодательной и исполнительной власти со стороны судебной власти. В-третьих, развитая двухпартийная система, которая обеспечивает мощную оппозицию президенту со стороны одной из партий. По-четвертых, демократическая политическая культура американского общества. Это общество не знало сословного деления и сформировалось из свободных и равных граждан, которые не терпят малейших посягательств на их права и свободы и не воспринимают любой диктатуры. Оппозиция рассматривает деятельность президента, лиц из его окружения и даже их личную жизнь, образно говоря, сквозь увеличительное стекло. Даже малейшие просчеты президента, отклонения от правовых и моральных норм, не говоря уже о его откровенные злоупотребления властью, немедленно становятся не только достоянием общественности, но и предметом судебного разбирательства.

Парламентарная форма республиканского правления лишена указанных недостатков президентской формы, однако она эффективна лишь при наличии в стране развитой системы политических партий и представительства в парламенте немногих из них. В случае когда в парламенте представлено много политических партий, остро встают проблемы определения парламентского большинства, формирование на ее основе правительства и обеспечения устойчивости его деятельности. Отсутствие в парламенте четко определенной и постоянной большинства, слабость и непродолжительность партийных коалиций предопределяют нестабильность правительства, а в связи с этим — и самого парламента, который может быть распущен по инициативе правительства. Министерские посты становятся объектом изнурительного и не всегда честного межпартийного торга, иногда их обнимают далеки от профессионализма в соответствующей отрасли партийные функционеры. Вследствие особенностей расписания в парламенте партийно-политических сил неоправданно большую роль в осуществлении государственной власти могут играть второстепенные политические партии, как, например, в ФРГ. Наглядным примером правительственной нестабильности может быть Италия, где за послевоенные годы изменилось более полусотни правительств. В благоприятной социально-экономической обстановке частые смены правительств не вызывают тяжелых негативных последствий, однако в кризисных ситуациях правительственная нестабильность может привести к дезорганизации государственного управления и разрушения властных структур.

Смешанная форма республиканского правления может избегать некоторых из указанных недостатков президентской и парламентарной республик. А может и сочетать в себе недостатки обоих этих форм, не используя их преимущества, что нередко бывает, особенно в странах с неразвитыми демократическими традициями. Идеальной формы государственного правления нет. Стабильность политической системы, эффективность государственной власти зависят не столько от формы правления, сколько от совершенства и согласованности всех элементов механизма осуществления государственной власти вплоть до мельчайших Деталей парламентского регламента и избирательной системы.

banauka.ru