Государственное конституционное право – Конституционное право — Википедия

Государственное (конституционное) право рф как отрасль права рф: понятие и предмет.

Свое­образие конституционного права состоит прежде всего в том, что оно занимает центральное место в правовой системе страны и играет осно­вополагающую и ведущую роль по отношению ко всем другим отрас­лям права. Это в свою очередь определяется соответствующим значе­нием и характером тех общественных отношений, на регулирование которых направлено конституционное право как система (подсистема) особых норм права — конституционно-правовых норм. Прежде всего — это отношения, лежащие в самом фундаменте общественного строя, взаимоотношений личности, общества и государства, осуществления государственной власти. Конституционное право закрепляет сущ­ность, формы и структуру государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственных органов и общий механизм их функционирования. Конституционно-правовые положения и нормы являются исходными для всех и каждой из других отраслей права, развивающих и конкретизирующих их на ином уровне. Именно пото­му, что конституция и иные конституционно-правовые акты направле­ны на закрепление и регулирование не всех и не любых общественных отношении, а только тех, которые определяют главные, коренные, ка­чественные устои государства и общества, конституционное право вы­ступает как центральная, основополагающая и ведущая отрасль права каждой страны.

Конституция — это одновременно фундамент, остов всей правовой системы и ее каркас, на основе которых строится и развивается все многоэтажное, многогранное и многоплановое здание данной системы. Такая роль конституции обусловливает системообразующий характер конституционного права в каждой национальной системе права. Так, именно в конституциях закрепляются демократические и гуманисти­ческие основы всей общественной и государственной жизни страны, которые затем по-своему реализуются в других отраслях права. Любая отрасль права берет свои истоки в конституционном праве, наполняет их конкретным и богатым содержанием. Она не может противоречить ему и способна успешно развиваться и обогащаться только опираясь на конституционное законодательство.

Определяя общую структуру, принципы организации, основы ком­петенции и механизм функционирования органов управления, конституционное право устанавливает принципиальные начала администра­тивного права. Закрепляя различные формы собственности и другие основы экономических отношений, оно закладывает фундаментальные основы гражданского и коммерческого права, а определяя правовой статус личности и основы ее взаимоотношений с государством — ис­ходные основы уголовного, процессуального и иных отраслей права. То же можно сказать о трудовом, финансовом и других отраслях права. Важно при этом подчеркнуть два обстоятельства: во-первых, речь идет не о поглощении конституционным правом других отраслей права, а о том, что оно служит своего рода ядром всей правовой системы страны, в котором сосредоточены наиболее весомые элементы других отраслей права, составляющие их исходные начала; во-вторых, хотя конститу­ция, бесспорно, составляет основу конституционного права, тем не менее последнее не сводится только к ней (как будет показано ниже, конституционное право включает в себя также многочисленные другие законы и иные правовые акты, дополняющие, развивающие и конкре­тизирующие положения и нормы конституции).

Решая так или иначе важнейшие правовые вопросы положения людей, их групп и организаций, общества, государства и их взаимоот­ношения, демократическое конституционное право определяет и за­крепляет: а) основы народовластия (народного суверенитета) и формы его реализации; б) государственный суверенитет; в) основы правового статуса личности, ее основные права, свободы и обязанности; г) прин­ципиальную, качественную характеристику государства и его роли; д) основы политической, экономической, социальной и духовной сис­тем; е) форму правления, политический режим и форму политико-тер­риториальной организации государства; ж) систему, организацию, компетенцию и принципы деятельности органов государственной власти; з) основы местного самоуправления и управления; и) иерархию нормативных правовых актов и др.

Таким образом, конституционное право— это центральная, осно­вополагающая и ведущая отрасль права как система юридических норм (правил) определенной страны, закрепляющих и регулирующих важ­нейшие, фундаментальные основы государства, его взаимоотношений с личностью и осуществления государственной власти, местного управления и самоуправления. В более краткой форме можно сказать и так: конституционное право — это внутренне взаимосвязанная совокуп­ность юридических норм данной страны, закрепляющих и регулирую­щих основы системы государственной власти в целях обеспечения ос­новных прав, свобод и ответственности человека и гражданина.

studfiles.net

Конституционное право

Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. Также в рамках конституционного права устанавливаются основные государственные конституционные характеристики, принципы организации государственной власти. Контроль выполнения норм принадлежит государству.

Среди методов, используемых им в целях контроля, доминирующее положение занимает императивный. Он имеет запрещающий или обязывающий характер. Другие методы, имеющие дозволительные, принципы, к которым относятся: системный, сравнительно-правовой, статистический, метод формально-юридического анализа, а также диалектический и конкретно-социологический методы.

В основу названия и сути конституционного права лег главнейший законодательный акт нашей страны – Конституция. Тем не менее, это право предполагает не только исполнение конституционных законов и норм Конституции, но содержит и другие нормативные акты. Конституционное право является ядром правовой системы Российской Федерации и центром, от которого все иные правовые отрасли берут свое начало.

Областью регулирования конституционного права являются наиважнейшие общественные отношения, среди которых, к примеру, основные положения государственного строя, избирательной системы, судоустройства. Права и обязанности гражданина и государства, определенные в конституционном праве, имеют более конкретные пояснения в других, более узких правовых отраслях.

Субъектами конституционного права являются:

  • физические лица;
  • само государство, представленное государственными органами;
  • административные образования и субъекты федерации;
  • общности – этнические и социальные;
  • общественные гражданские объединения

Все элементы правовой системы, кроме конституционного, имеют четко очерченную область влияния. Гражданское право регулирует неимущественные и имущественные отношения, трудовое – отношения во время исполнения трудовых обязанностей работником, семейное – отношения, вырастающие из брака. Конституционное же право имеет отношение ко всем отраслям, совокупности его норм затрагивают трудовые, гражданские, административные и иные отношения. При этом противоречить элементы правовой системы конституционному праву не могут.

Кратко о конституционном праве:

Конституционное право представляет собой ведущую отрасль системы права нашей страны. Конституционное право сходно с любой другой отраслью права; это группа правовых норм, то есть обязательных для всех норм поведения, вследствие нарушения которых применяется государственное принуждение в разных формах.

Правовые нормы, являющиеся составными частями данной отрасли, определены общими признаками и связаны между собой; они все посвящены отношениям личности и государства, конституционным характеристикам государства, регламентируют организацию государственной власти.


ponyatie-prava.ru

Спор о терминах: конституционное или государственное право?

Библиографическое описание:

Темнякова А. А. Спор о терминах: конституционное или государственное право? // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 608-610. — URL https://moluch.ru/archive/131/36419/ (дата обращения: 02.02.2019).



В статье раскрывается спор о терминах: конституционное или государственное право. Описывается российское право в ретроспективе и делается обзор законодательства европейских стран. Аргументируется позиция юристов и ученых, которые придерживаются термина «конституционное право».

Ключевые слова:конституционное право, государственное право, Конституция РФ, национальная система права

Конституционное право — фундаментальный предмет правовой плоскости. Оно является не только учебной дисциплиной и юридической наукой, но также самостоятельной отраслью права, которая помимо непосредственного регулирования общественных отношений, находящихся в её ведении, в своём содержании закрепляет основные принципы других отраслей права. [1] О. Е. Кутафин связывает с этим выделение конституционного права в отдельное, публично-частное право, предметом которого являются как публичные, так и частноправовые интересы. [7] Эта обширность объясняет факт, что многие ученые называют конституционное право государственным. Однако сразу возникает вопрос: может ли право быть негосударственным, ведь монополией на правотворческую деятельность обладает исключительно государство. Сторонники существуют у двух терминов, в связи с чем достаточно актуален спор: государственное или всё же конституционное право?

М. Н. Марченко определяет правовую норму как правило поведения, установленное и санкционируемое государством. [8] Из этого следует, что и любая отрасль права — государственная, но каждая из них дифференцирована согласно предмету её регулирования. Однако почему объектом спора становится именно конституционное право? Наибольшее различие между «конституционным» и «государственным» правом заключается в предмете и объёме регулируемых отношений. В нормах государственного права выражается качественная характеристика государственной организации общества: форма правления, форма государственного устройства, вопросы, связанные с принадлежностью власти, её субъектами и способами реализации. В целом, закрепляются общие основы функционирования всей системы политической организации общества. Конституционное право, напротив, во главу угла ставит права и свободы человека, обеспечивает их беспрепятственную реализацию и защиту. Его главным акцентом является развитие демократических институтов.

Спор о терминах — это, скорее, следствие «правовой» традиции. Если рассматривать современные демократические государства, то в одних мы обнаружим государственное право, например, в Германии, в других право конституционное. Примерами последней модели являются США, Франции и Великобритания. [3] Действительно, в Великобритании большое значение придаётся правам и свободам человека, из чего и следует название «конституционное» право. В Германии же, напротив, приоритетом является развитие и укрепление государства, однако это ни в коем случае не уменьшает значимость правового статуса личности, ценности её прав и свобод для государства. [9]

В России конституционное право прошло несколько этапов. До 1917 года оно называлось преимущественно государственным. Термин «конституционное право» применялся к иностранным государствам, в которых государственный строй характеризовался разделением властей и народным представительством. После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, во времена советской правовой школы, термин «государственное право» стал ещё более распространенным. М. В. Баглай связывает это с «малозначительной и формальной ролью социалистических конституций и тотальным огосударствлением общественной жизни». [5] Несмотря на это, нельзя сказать, что правам и свободам граждан внимание не уделялось вовсе. Конституция СССР 1936 года («Сталинская Конституция»), на тот момент, являлась самой демократичной в мире, как минимум, потому, что были отменены все классовые ограничения. [2] Активное распространение термин «конституционное право» получил лишь в годы перестройки (вторая половина 1980 — начало 1990 г.г.), во время которой фундаментальное значение имела полная демократизация общества: непосредственное волеизъявление народа, разделение властей и т. д.

Проблема спора о терминах гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Искусственный разрыв названия порождает противопоставление конституционных и государственных проблем, решение которых можно найти лишь в консолидации конституционно-правового регулирования и государственной силы. Е. И. Колюшину принадлежит компромисс, по мнению которого как конституционное, так и государственное право обладает идентичным содержанием, однако для того чтобы подчеркнуть преемственность развития, его можно назвать конституционным (государственным) правом. [6] Слабость этой позиции в том, что она всё же не решает проблему. Схожей, но более определённой и, как следствие, сильной позицией обладает С. А. Авакьян, который отдаёт предпочтение термину «конституционное право», аргументируя это тем, что любая отрасль права исходит от государства. [4]

Для того чтобы разрешить этот спор, необходимо найти и понять его причину. Последняя заключается отнюдь не в терминах, а в разграничении пределов регулирования общественных отношений. Здесь необходимо не только определить их характер, но и разобраться, существует ли потребность в детальном оформлении правовых основ этих отношений. Для России, на данный момент, это не является острой проблемой, требующей незамедлительного четкого решения. Совершенствование и поддержание стабильности национальной системы права должно происходить не экстенсивным, а интенсивным путём, то есть за счёт оптимизации и улучшения того, что уже существует. Использование экстенсивного пути развития приведёт к расширению списка коллизий, а проблема многих десятилетий так и не найдёт своего решения.

Литература:
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. «Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936).
  3. The UK Constitution. URL: www.parliament.uk.
  4. Авакьян С. А. Конституционное право России. — М.: Норма, 2014. — 719 с.
  5. Баглай М. В. Конституционное право. — М.: Норма, 2007. — 782 с.
  6. Конституционное право России: курс лекций / Е. И. Колюшин. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 416 с.
  7. Е. И. Козлова, О.Е, Кутафин. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2003. — 289 с.
  8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство «Зерцало», 2004.
  9. Топорнин Б. Н. Государственное право Германии. Сокращённый перевод семитомного издания. — М.: ИГиП РАН, 1994. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): термин, Великобритания, государство, национальная система, разделение властей, Россия, свобода человека, спор.

moluch.ru

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО • Большая российская энциклопедия

КОНСТИТУЦИО́ННОЕ ПРА́ВО, со­во­куп­ность пра­во­вых норм (пра­вил), ре­гу­лирую­щих сфе­ру об­ществ. от­но­ше­ний, ко­то­рые име­ют ос­но­во­по­ла­гаю­щее зна­че­ние для об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва, разл. объ­е­ди­не­ний (кол­лек­ти­вов) и лич­но­сти. В еди­нич­ных стра­нах (Гер­ма­ния и др.) в ка­че­ст­ве ана­ло­гич­но­го на­зва­ния дан­ной от­рас­ли пра­ва упот­реб­ля­ет­ся тер­мин «го­су­дар­ст­вен­ное пра­во», та­кое на­зва­ние ис­поль­зо­ва­лось и в сов. пе­ри­од в Рос­сии.

Осн. ис­точ­ни­ком К. п. в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве го­су­дарств яв­ля­ет­ся кон­сти­ту­ция – ос­нов­ной за­кон, ко­то­ро­му долж­ны со­от­вет­ст­во­вать др. пра­во­вые ак­ты и пра­во­при­ме­ни­тель­ная прак­ти­ка. Нор­мы кон­сти­ту­ции со­дер­жат наи­бо­лее об­щие по­ло­же­ния, из ко­то­рых ис­хо­дят др. от­рас­ли пра­ва (гра­ж­дан­ское, тру­до­вое и т. д.), раз­ви­вая и кон­кре­ти­зи­руя эти по­ло­же­ния. В стра­нах му­сульм. фун­да­мен­та­лиз­ма осн. ис­точ­ни­ком К. п. счи­та­ет­ся Ко­ран. Кон­сти­ту­ции, ос­нов­ные ни­за­мы (за­ко­ны), иные ак­ты та­ких го­су­дарств (а так­же по­ря­док об­ще­ст­вен­ной, а ино­гда и ча­ст­ной жиз­ни) долж­ны со­от­вет­ст­во­вать Ко­ра­ну и Сун­не. Нор­мы К. п. со­дер­жат­ся так­же в за­ко­нах пар­ла­мен­тов, ука­зах (дек­ре­тах, ре­ск­рип­тах и др.) гла­вы го­су­дар­ст­ва, по­ста­нов­ле­ни­ях (дек­ре­тах, ор­до­нан­сах и др.) пра­ви­тель­ст­ва, ре­ше­ни­ях ор­га­нов кон­сти­ту­ци­он­но­го кон­тро­ля и др. Ино­гда ис­точ­ни­ка­ми К. п. мо­гут быть су­деб­ные пре­це­ден­ты и кон­сти­ту­ци­он­ные обы­чаи.

Как осо­бая от­расль К. п. вы­де­ли­лось в пра­во­вой сис­те­ме го­су­дарств позд­нее не­ко­то­рых др. от­рас­лей. В совр. пе­ри­од об­ществ. от­но­ше­ния, ре­гу­ли­руе­мые нор­ма­ми К. п., не­оди­на­ко­вы, в ми­ре су­ще­ст­ву­ют раз­ные фор­мы прав­ле­ния, го­су­дар­ст­вен­но-тер­ри­то­ри­аль­ное уст­рой­ст­во, ор­га­ны го­су­дар­ст­ва и т. д., но в об­щем и це­лом К. п. все­гда ре­гу­ли­ру­ет сис­те­му осн. свя­зей в от­но­ше­ни­ях: лич­ность – кол­лек­тив (объ­е­ди­не­ние) – об­ще­ст­во – го­су­дар­ст­во. Эти от­но­ше­ния скла­ды­ва­ют­ся на ба­зе со­труд­ни­че­ст­ва и со­стя­за­тель­но­сти разл. со­ци­аль­но-по­ли­тич. сил и ре­гу­ли­ру­ют­ся гос. вла­стью, ис­поль­зуе­мой в ко­неч­ном счё­те для ус­та­нов­ле­ния и со­хра­не­ния об­ществ. по­ряд­ка, по­ни­мае­мо­го в са­мом ши­ро­ком смыс­ле сло­ва. Бу­ду­чи уре­гу­ли­ро­ва­ны нор­ма­ми К. п., та­кие об­ществ. от­но­ше­ния ста­но­вят­ся кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вы­ми.

Прин­ци­пы со­вре­мен­но­го рос. К. п. сло­жи­лись на ба­зе при­зна­ния и осу­ще­ст­в­ле­ния об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей с учё­том спе­ци­фич. ус­ло­вий стра­ны и по­лу­чи­ли за­кре­п­ле­ние в Кон­сти­ту­ции РФ 1993. К чис­лу та­ких прин­ци­пов от­но­сят­ся: че­ло­век и его пра­ва как выс­шая цен­ность; власть на­ро­да; де­мо­кра­тия; эко­но­мич., по­ли­тич. и идео­ло­гич. плю­ра­лизм; сво­бо­да, пра­ва и вза­им­ная от­вет­ст­вен­ность лич­но­сти, кол­лек­ти­ва, го­су­дар­ст­ва, об­ще­ст­ва; де­мо­кра­ти­че­ское, пра­во­вое, со­ци­аль­ное, свет­ское, фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ст­во с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния; един­ст­во гос. вла­сти и раз­де­ле­ние её вет­вей; ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние и др. Дей­ст­вую­щее рос. К. п. ус­та­нав­ли­ва­ет ос­но­вы пра­во­во­го ста­ту­са лич­но­сти, ос­но­вы эко­но­мич. и со­ци­аль­но­го по­ряд­ка в об­ще­ст­ве, его по­ли­тич. сис­те­мы и ду­хов­ной жиз­ни. По от­но­ше­нию к лич­но­сти К. п. за­кре­п­ля­ет осн. пра­ва, сво­бо­ды и обя­зан­но­сти лич­но­сти, га­ран­тии их осу­ще­ст­в­ле­ния и за­щи­ты; в со­ци­ально-эко­но­мич. сфе­ре об­ществ. жиз­ни К. п. ус­та­нав­ли­ва­ет фор­мы соб­ст­вен­но­сти, пра­во­вые ос­но­вы от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти, про­из­вод­ст­ва и рас­пре­де­ле­ния, ос­но­вы тру­до­вых от­но­ше­ний, един­ст­во эко­но­мич. про­стран­ст­ва Рос­сии, со­ци­аль­ную роль го­су­дар­ст­ва и др.; в по­ли­тич. сфе­ре – по­ря­док соз­да­ния, пре­кра­ще­ния и дея­тель­но­сти по­ли­тич. пар­тий и об­ществ. объ­е­ди­не­ний, ус­та­нав­ли­ва­ет ос­но­вы ор­га­ни­за­ции важ­ней­ше­го по­ли­тич. ин­сти­ту­та об­ще­ст­ва – го­су­дар­ст­ва, ос­но­вы по­ли­тич. ре­жи­ма и др.; в ду­хов­ной сфе­ре жиз­ни об­ще­ст­ва К. п. до­пус­ка­ет идео­ло­гич. плю­ра­лизм, но за­пре­ща­ет раз­жи­га­ние со­ци­аль­ной, ра­со­вой, на­цио­наль­ной и ре­ли­ги­оз­ной роз­ни. Разл. со­во­куп­но­сти норм, сис­тем­но ре­гу­ли­рую­щих обо­соб­лен­ную груп­пу од­но­род­ных об­ществ. от­но­ше­ний в рам­ках от­рас­ли, об­ра­зу­ют ин­сти­ту­ты К. п. Та­ко­вы в рос. К. п., как и в пра­ве за­ру­беж­ных стран, ин­сти­ту­ты гра­ж­дан­ст­ва, рес­пуб­ли­кан­ской фор­мы прав­ле­ния, ре­фе­рен­ду­ма и др. Со­во­куп­ность ин­сти­ту­тов и норм об­ра­зу­ет под­от­рас­ли К. п. (пар­ла­мент­ское пра­во, из­би­ра­тель­ное пра­во и др.). Боль­шин­ст­во норм К. п., бу­ду­чи не­по­сред­ст­вен­но свя­за­ны с вла­ст­ны­ми от­но­ше­ния­ми, име­ют обя­зы­ваю­щий, за­пре­щаю­щий, пред­пи­сы­ваю­щий ха­рак­тер. Нор­мы-доз­во­ле­ния при­ме­ня­ют­ся ре­же, гл. обр. при ре­гу­ли­ро­ва­нии пра­во­во­го по­ло­же­ния лич­но­сти. В К. п. мно­го норм-прин­ци­пов, норм-сим­во­лов, норм-оп­ре­де­ле­ний, ко­то­рые не по­ро­ж­да­ют не­по­сред­ст­вен­но пра­во­от­но­ше­ний, но по­лу­ча­ют раз­ви­тие и на­пол­ня­ют­ся кон­крет­ным со­дер­жа­ни­ем в др. нор­мах кон­сти­ту­ции и да­же в др. от­рас­лях пра­ва. Та­ко­вы по­ло­же­ния Кон­сти­ту­ции РФ о че­ло­ве­ке как выс­шей цен­но­сти, оп­ре­де­ле­ние го­су­дар­ст­ва как пра­во­во­го и др. Субъ­ек­та­ми кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вых от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся сто­ро­ны, ме­ж­ду ко­то­ры­ми в ре­зуль­та­те юри­дич. фак­тов (со­бы­тий, со­стоя­ний, дей­ст­вий, имею­щих юри­дич. зна­че­ние) воз­ни­ка­ют кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вые от­но­ше­ния, т. е. ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ные, кон­крет­ные пра­во­вые взаи­мо­свя­зи, вы­ра­жаю­щие­ся пре­ж­де все­го в пра­вах и обя­зан­но­стях сто­рон. В К. п., как и в др. от­рас­лях пуб­лич­ного пра­ва, при дея­тель­но­сти ор­га­нов пуб­лич­но­го управ­ле­ния пра­ва и обя­зан­но­сти не­ред­ко вы­сту­па­ют в спа­ян­ном ви­де как пол­но­мо­чия: пар­ла­мент име­ет не толь­ко пра­во, но и обя­зан при­ни­мать за­ко­ны, осу­ще­ст­в­лять за­ко­но­да­тель­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние в го­су­дар­ст­ве, пре­зи­дент не толь­ко впра­ве, но и обя­зан вве­сти чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние в со­от­вет­ст­вую­щей ме­ст­но­сти при оп­ре­де­лён­ных си­туа­ци­ях и т. д. Субъ­ек­ты кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вых от­но­ше­ний это не про­сто фи­зи­че­ские и юри­ди­че­ские ли­ца, а оп­ре­де­лён­ные ви­ды та­ких лиц, общ­но­стей пуб­лич­но­го ха­рак­те­ра или ор­га­нов, ме­ж­ду ко­то­ры­ми мо­жет воз­ник­нуть кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вое от­но­ше­ние вла­ст­но­го ха­рак­те­ра. Это, напр., — че­ло­век и гра­ж­да­нин, осу­ще­ст­в­ляю­щий кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва; де­пу­тат пар­ла­мен­та, об­ра­щаю­щий­ся с за­про­сом к пра­ви­тель­ст­ву; груп­па из­би­ра­те­лей при осу­ще­ст­в­ле­нии ини­циа­ти­вы ре­фе­рен­ду­ма; субъ­ек­ты фе­де­ра­ции, за­клю­чаю­щие с РФ до­го­вор о раз­гра­ни­че­нии пол­но­мо­чий, са­мо го­су­дар­ст­во.

На ос­но­ве по­ло­же­ний, со­дер­жа­щих­ся в Кон­сти­ту­ции РФ, при­ня­то об­шир­ное кон­сти­ту­ци­он­ное за­ко­но­да­тель­ст­во: фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны (о гос. сим­во­ли­ке, о пра­ви­тель­ст­ве, о су­деб­ной сис­те­ме и др.), фе­де­раль­ные за­ко­ны [о ли­цен­зи­ро­ва­нии отд. ви­дов пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, о сво­бо­де кон­ку­рен­ции, об осу­ще­ст­в­ле­нии тех или иных ос­нов­ных прав и сво­бод, напр. пен­си­он­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, о по­ли­тич. пар­ти­ях, об об­ществ. объ­е­ди­не­ни­ях, о СМИ, о вы­бо­рах в Гос. ду­му и о фор­ми­ро­ва­нии Со­ве­та Фе­де­ра­ции, о вы­бо­рах Пре­зи­ден­та РФ, об осн. прин­ци­пах сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ных (пред­ста­ви­тель­ных) и ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ, о ме­ст­ном са­мо­управ­ле­нии и др.]. К сфе­ре кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния от­но­сят­ся отд. ука­зы Пре­зи­ден­та РФ (напр., о соз­да­нии фе­де­раль­ных ок­ру­гов), по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ (о гос. ав­то­ма­ти­зи­ров. сис­те­ме «Вы­бо­ры» и др.).

Сис­те­ма К. п. за­ви­сит от нац. осо­бен­но­стей кон­крет­но­го го­су­дар­ст­ва, но, как пра­ви­ло, вклю­ча­ет ос­но­вы пра­во­во­го ста­ту­са лич­но­сти, ос­но­вы гос. и об­ществ. строя, фор­мы прав­ле­ния и гос. уст­рой­ст­ва, из­би­ра­тель­ное пра­во и из­би­ра­тель­ные сис­те­мы, ор­га­ни­за­цию гос. вла­сти, ос­но­вы ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния и ме­ст­но­го управ­ле­ния.

bigenc.ru

Конституционное право или Государственное право отрасль права

Конституционное право или Государственное право — отрасль права. закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера. Ядром конституционного права является конституция— правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина. Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной: Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия. Как идеологический, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Нормы Конституционного права реализуются через конституционноправовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов) Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы), закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр. ), нормы которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права. В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами. Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового). Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности. В отличие от других отраслей права в конституционном праве много нормпринципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права: формально-юридического анализа сравнительно-правовой системный правового моделирования статистический конкретно-социологический диалектический

Конституция Украины состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи. 1 Преамбула — это вступительная часть Конституции, которая содержит нормы, провозглашающие цели принятия Конституции, ее основные принципы. В преамбуле, в частности, отмечается: что Конституция принимается Верховной Радой от имени украинского народа-граждан Украины всех национальностей; что основой Конституции осуществления украинской нацией, всем украинским народом права на самоопределение; что важнейшей задачей Конституции обеспечение прав и свобод человека, достойных условий жизни, укреплении гражданского согласия на земле Украины, развитие и укрепление демократической, социальной, правового государства. Оценивая структуру Конституции Украины, отметим, что она представляет собой системноструктурную целостность, состоящая из институтов, которые занимают логически обусловленное место в ее системе в зависимости от их функциональной нагрузки. По своей сути Конституция Украины характеризуется как Основной Закон, который исходит из общечеловеческих, общенародных интересов и потребностей. Это акт, который на самом правовом уровне узаконивает баланс интересов всех социальных слоев общества, имеющихся в нем наций, этнических групп.

Все люди есть свободными и равными в своем достоинстве и правах. . Ст. 21 Конституции Украины. Так, закрепляя принципы правового статуса личности в государстве, Основной Закон исходит из неотрицательности естественных прав у гражданина, его права на свободное развитие своей личности, равенства всех перед законом. Конституция не допускает никаких привилегий или ограничений по признакам расы, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения и т. п. . Конституционным государством считают ту, которая учитывает политико-правовое воздействие Основного Закона на становление и функционирование ее институтов власти, на определение объема конституционных прав и свобод человека и гражданина. Тем самым определяется сущность государства как институции, которая формирует, выражает общечеловеческий интерес, который, в свою очередь, составляет содержание публичного интереса, охраняемого государством, благодаря чему и достигается гармония свободы и необходимости в общественном развитии. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. . Утверждение и обеспечение прав и свобод с главной обязанностью государства. Ст. Из Конституции Украины Конституция Украины исходит из основных принципов классического конституционализма. И это вполне понятно: проявляя уважение к общепризнанным принципам международного права, мы создаем правовые основы вхождения Украины в мировое сообщество. Одновременно, строя свое национальное государство, мы обязаны мировой опыт использовать творчески, учитывая национально-государственные традиции украинского народа, его духовный, научный потенциал, равно реалии общества.

Внешнеполитическая деятельность Украины, отмечается в Конституции, направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности (ст. 18). А действующие международные договоры становятся частью национального законодательства Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Основной Закон (ст. 9). Учитывая вышеизложенное, Конституция Украины — Основной Закон государства, исходя из общечеловеческих ценностей и общепризнанных принципов международного права, формулирует общие принципы конституционного строя и регулирует общественные отношения, составляющие основы правового положения человека и гражданина Украины, государственно-территориальное устройство, определяющие начала организации и осуществления государственной власти и местного самоуправления в Украине. Конституция Украины характеризуется рядом свойств, которые в определенном аспекте раскрывают ее содержание. Выделяют юридические, политические и идеологические свойства конституции. Итак, свойства конституции — это ее специфические черты, отличающие конституцию от других нормативно-правовых актов, характеризующие ее сущность и содержание. Юридические свойства выражают правовую природу конституции и определяют ее место в правовой системе государства, в системе национального законодательства. В первую очередь Конституция Украины является Основным Законом государства. Само название «основной закон» указывает о его особое место в системе законов, которые одобряются в государстве, и его особое значение в сравнении с другими правовыми актами. Конституция нашего государства закрепляет не какую-то одну сторону государственного, а все коренные основы, принципы на которых базируется государственное устройство Украины. Основной Закон регулирует те принципы, которые

лежат в основе всей системы национального права. По важности общественных отношений, регулируются Конституцией, она не имеет равных среди правовых актов государства. Поэтому она и выступает как Основной Закон государства. По своему содержанию Конституция характеризуется тем, что он представляет регламентации основных сторон государственной организации. Как Основной Закон Конституция характеризуется и тем, что она дает только основную, принципиальную регламентации определенных общественных отношений. Благодаря этому Конституция не исчерпывает в принципе правовой регламентации регулируемых ею отношений.

Если проанализировать текст Конституции Украины, то мы увидим, что в ряде его статей предусматривается необходимость принятия законов, которые призваны урегулировать те или иные отношения в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции. Так, в статье 4 Конституции Украины отмечается, что в государстве существует единое гражданство. Основания же приобретения и прекращения гражданства Украины определяется законом. Исходя из этого конституционного положения. Верховная Рада Украины одобряет Закон Украины «Яро гражданстве Украины», в котором определяет понятие гражданства, принципы законодательства Украины о гражданстве, порядок приобретения, прекращения гражданства Украины, полномочия Президента Украины и государственных органов, участвующих в решении вопросов гражданства, и другие вопросы. Приведем другой пример. Согласно Основному Закону, в Украине создана Конституционный Суд Украины как единственный орган конституционной юрисдикции. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда, как отмечается в ст. 153 Конституции, процедура рассмотрения им дел определяются законом. Собственно, руководствуясь этой статьей, 16 октября 1996 г. Верховная Рада принимает Закон Украины «О Конституционном Суде Украины». Попутно заметим, что регулируя в XI главе основные принципы местного самоуправления, Конституция Украины предусматривает необходимость одобрения соответствующих законов. Учитывая конституционные положения, парламент Украины принимает Закон Украины от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украине (ст. 140, 144 Конституции Украины)», Закон Украины от 14 января 1998 г. «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов «(абзац 3 ст. 141), Закон Украины от 15 января 1999 г. » О столице Украины — городе-герое Киеве «(абзац 2 ст. 140), Закон Украины от 11 июля 2002 «О статусе депутатов местных советов» (абзац 3 ст. 141), Закон

Украины от 7 июня 2001 г. «О службе в органах местного самоуправления» (абзац 3 ст. 141) и т. д. Каждый из этих законов детализирует конституционные положения , развивает правовые принципы заложены в них. Конституционное право как наука представляет собой совокупность знаний об истории государственного строительства, конституционно-правовых теориях (доктрин). В дореволюционный период видными отечественными государствоведами являлись: В. М. Гессен, М. М. Ковалевский, Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев. В советский период фундаментальный вклад в развитие государственного права внести: А. Я. Вышинский, Л. Д. Златопольский, К. Д. Коркмасова, И. Д. Левин, А. И. Лепешкин, П. И. Стучка, И. П. Трайнин и другие. В постсоветской России значительные конституционно-правовые исследования проводились либо проводятся следующими государствоведами: С. А. Авакьяном, Н. С. Бондарем, В. Т. Кабышевым, Л. М. Карапетяном, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафиным, Л. А. Нудненко, В. И. Фадеевым, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркиным, Б. С. Эбзеевым и многими другими.

present5.com

Конституционное (государственное) право России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра государственного и муниципального права

Контрольная работа по дисциплине

«Конституционное (государственное) право России»

Вариант № 6

Выполнил студент гр. ЮС-06-1

Бабкин С.П.

Проверил:____________________

г. Чита 2007 г.

План

Введение 3

1.Конституционные основы государственного строя РФ.4

2.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ 15

Заключение 23

Список литературы 24

Введение

Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражда­нина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охра­ны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20—29 Консти­туции РФ.

Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и сво­боду, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основ­ного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновен­ность частной жизни, собственности, безопасность, сопротив­ление угнетению). Эти права выражают естественное состоя­ние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.

Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII—XVIII вв. в ходе борь­бы против феодальных монархий. Впервые она была выраже­на в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равны­ми и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стрем­ление к счастью». Несколько позже Декларация прав челове­ка и гражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституци­онное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.), Европейской конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и при­надлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы вклю­чены в конституции всех демократических государств.

1. Конституционные основы государственного строя РФ.

Федеративное устройство — разновидность государственно­го устройства, являющегося необходимым институтом кон­ституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от ис­торических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Рос­сия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможно­сти эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем са­мым предопределяя правовую базу решения проблем обще­ственного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотно­шения с центральной властью. Следовательно, государствен­ное устройство определяет меру централизации и децентрали­зации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в террито­риально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государ­ствах.

Различаются две основные формы государственного уст­ройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство — это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административ­но-территориальные единицы не обладают политической са­мостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной само­стоятельностью. Субъекты такого союзного государства име­ют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму го­сударственного устройства — конфедерацию, которая предпо­лагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедераци­ями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного устрой­ства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недоста­точно иметь среди своих граждан лиц различной националь­ности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных груп­пах населения, компактно проживающих на различных час­тях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих нацио­нальных групп. Каждая нация обладает своеобразным сувере­нитетом, который предполагает и решение вопроса о нацио­нальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство — ис­ключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эф­фективного экономического и социального развития всех ча­стей государства. Этому может мешать как чрезмерная цент­рализация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от нацио­нальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-эконо­мической жизни, достигнуты наибольшие социальные и эко­номические успехи.

Унитарное государство — централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная вла­сти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части террито­рии. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, кото­рое в пределах своей компетенции действует самостоятель­но. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью са­мостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суве­ренитет признается единым и неделимым всеми частями это­го государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве граж­данство бесспорно признается единственным. Унитарное госу­дарство может быть многонациональным, например Великоб­ритания, в которой компактно проживают англичане, шот­ландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децент­рализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть уни­тарных государств не знает каких-либо национальных адми­нистративных образований. Группы граждан отдельных наци­ональностей, организуя свои общины, не претендуют на авто­номию или собственную государственность.

Федеративное государство — это только общая форма госу­дарственного устройства, а ее конкретное содержание — по­литическое и правовое — весьма неоднородно. Сами федера­ции, правовой статус и объем полномочий их субъектов фор­мировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управле­ния («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматри­вался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демо­кратическое правовое государство перекрывает цели нацио­нальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо приви­легии граждан по национально-титульному признаку.

mirznanii.com

Государственное (конституционное) право — это… Что такое Государственное (конституционное) право?


Государственное (конституционное) право
— основополагающая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, систему государственных органов. Государственное право регулирует порядок избрания высших и местных органов власти, закрепляет структуру, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и самоуправления, их взаимоотношения между собой. Источниками государственного права являются: Конституция, конституционные законы, иные нормативно-правовые акты, которые содержат государственно-правовые нормы или регулируют государственно-правовые отношения (декларации о правах и свободах граждан; законы о выборах, референдуме, органах государственной власти и управления и т.п.).

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект. Т. Н. Радько. 2011.

  • Государственная служба
  • Государственное управление

Смотреть что такое «Государственное (конституционное) право» в других словарях:

  • КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — 1) в объективном смысле основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве: основы… …   Энциклопедия юриста

  • Конституционное право — Конституционное право  отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно …   Википедия

  • Конституционное право — ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной… …   Элементарные начала общей теории права

  • КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — 1) основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения… …   Юридический словарь

  • КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ведущая отрасль, основа российской правовой системы. Нормы К.п. регулируют основные принципы социально экономического, политического и территориального устройства государства, порядка его отношений с институтами гражданского общества,… …   Юридическая энциклопедия

  • КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — 1) отрасль права, а также одна из правовых наук и учебных дисциплин. Предметом К. п. являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Конституционное право — государственное право государств с представительным устройством …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • конституционное право — 1) основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения… …   Большой юридический словарь

  • КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Конституционное право —         термин, используемый в юридической и политической литературе для обозначения отрасли права, регулирующей отношения, которые закрепляются конституцией и нормативными актами, изданными в ее исполнение. В советской литературе наиболее… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Конституционное право России. Учебник, В. А. Черепанов. В учебнике представлен авторский курс «Конституционное право России», изложенный на основе современной теории и практики конституционного права с учетом опыта преподавания студентам,… Подробнее  Купить за 803 руб
  • Конституционное право России. Учебник, Черепанов В.. В учебнике представлен авторский курс «Конституционное право России», изложенный на основе современной теории и практики конституционного права с учетом опыта преподавания студентам,… Подробнее  Купить за 798 руб
  • Конституционное право Российской Федерации. Учебник, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, М. А. Кулушева. В учебнике рассматриваются основные категории конституционного права, права и свободы человека, федеративное устройство, система органов власти России. Даются определения конституционных… Подробнее  Купить за 737 руб
Другие книги по запросу «Государственное (конституционное) право» >>

state_law.academic.ru