Государственное конституционное право – Конституционное право — Википедия
Государственное (конституционное) право рф как отрасль права рф: понятие и предмет.
Своеобразие конституционного права состоит прежде всего в том, что оно занимает центральное место в правовой системе страны и играет основополагающую и ведущую роль по отношению ко всем другим отраслям права. Это в свою очередь определяется соответствующим значением и характером тех общественных отношений, на регулирование которых направлено конституционное право как система (подсистема) особых норм права — конституционно-правовых норм. Прежде всего — это отношения, лежащие в самом фундаменте общественного строя, взаимоотношений личности, общества и государства, осуществления государственной власти. Конституционное право закрепляет сущность, формы и структуру государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственных органов и общий механизм их функционирования. Конституционно-правовые положения и нормы являются исходными для всех и каждой из других отраслей права, развивающих и конкретизирующих их на ином уровне. Именно потому, что конституция и иные конституционно-правовые акты направлены на закрепление и регулирование не всех и не любых общественных отношении, а только тех, которые определяют главные, коренные, качественные устои государства и общества, конституционное право выступает как центральная, основополагающая и ведущая отрасль права каждой страны.
Конституция — это одновременно фундамент, остов всей правовой системы и ее каркас, на основе которых строится и развивается все многоэтажное, многогранное и многоплановое здание данной системы. Такая роль конституции обусловливает системообразующий характер конституционного права в каждой национальной системе права. Так, именно в конституциях закрепляются демократические и гуманистические основы всей общественной и государственной жизни страны, которые затем по-своему реализуются в других отраслях права. Любая отрасль права берет свои истоки в конституционном праве, наполняет их конкретным и богатым содержанием. Она не может противоречить ему и способна успешно развиваться и обогащаться только опираясь на конституционное законодательство.
Определяя общую структуру, принципы организации, основы компетенции и механизм функционирования органов управления, конституционное право устанавливает принципиальные начала административного права. Закрепляя различные формы собственности и другие основы экономических отношений, оно закладывает фундаментальные основы гражданского и коммерческого права, а определяя правовой статус личности и основы ее взаимоотношений с государством — исходные основы уголовного, процессуального и иных отраслей права. То же можно сказать о трудовом, финансовом и других отраслях права. Важно при этом подчеркнуть два обстоятельства: во-первых, речь идет не о поглощении конституционным правом других отраслей права, а о том, что оно служит своего рода ядром всей правовой системы страны, в котором сосредоточены наиболее весомые элементы других отраслей права, составляющие их исходные начала; во-вторых, хотя конституция, бесспорно, составляет основу конституционного права, тем не менее последнее не сводится только к ней (как будет показано ниже, конституционное право включает в себя также многочисленные другие законы и иные правовые акты, дополняющие, развивающие и конкретизирующие положения и нормы конституции).
Решая так или иначе важнейшие правовые вопросы положения людей, их групп и организаций, общества, государства и их взаимоотношения, демократическое конституционное право определяет и закрепляет: а) основы народовластия (народного суверенитета) и формы его реализации; б) государственный суверенитет; в) основы правового статуса личности, ее основные права, свободы и обязанности; г) принципиальную, качественную характеристику государства и его роли; д) основы политической, экономической, социальной и духовной систем; е) форму правления, политический режим и форму политико-территориальной организации государства; ж) систему, организацию, компетенцию и принципы деятельности органов государственной власти; з) основы местного самоуправления и управления; и) иерархию нормативных правовых актов и др.
Таким образом, конституционное право— это центральная, основополагающая и ведущая отрасль права как система юридических норм (правил) определенной страны, закрепляющих и регулирующих важнейшие, фундаментальные основы государства, его взаимоотношений с личностью и осуществления государственной власти, местного управления и самоуправления. В более краткой форме можно сказать и так: конституционное право — это внутренне взаимосвязанная совокупность юридических норм данной страны, закрепляющих и регулирующих основы системы государственной власти в целях обеспечения основных прав, свобод и ответственности человека и гражданина.
studfiles.net
Конституционное право
Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. Также в рамках конституционного права устанавливаются основные государственные конституционные характеристики, принципы организации государственной власти. Контроль выполнения норм принадлежит государству.
Среди методов, используемых им в целях контроля, доминирующее положение занимает императивный. Он имеет запрещающий или обязывающий характер. Другие методы, имеющие дозволительные, принципы, к которым относятся: системный, сравнительно-правовой, статистический, метод формально-юридического анализа, а также диалектический и конкретно-социологический методы.
В основу названия и сути конституционного права лег главнейший законодательный акт нашей страны – Конституция. Тем не менее, это право предполагает не только исполнение конституционных законов и норм Конституции, но содержит и другие нормативные акты. Конституционное право является ядром правовой системы Российской Федерации и центром, от которого все иные правовые отрасли берут свое начало.
Областью регулирования конституционного права являются наиважнейшие общественные отношения, среди которых, к примеру, основные положения государственного строя, избирательной системы, судоустройства. Права и обязанности гражданина и государства, определенные в конституционном праве, имеют более конкретные пояснения в других, более узких правовых отраслях.
Субъектами конституционного права являются:
- физические лица;
- само государство, представленное государственными органами;
- административные образования и субъекты федерации;
- общности – этнические и социальные;
- общественные гражданские объединения
Все элементы правовой системы, кроме конституционного, имеют четко очерченную область влияния. Гражданское право регулирует неимущественные и имущественные отношения, трудовое – отношения во время исполнения трудовых обязанностей работником, семейное – отношения, вырастающие из брака. Конституционное же право имеет отношение ко всем отраслям, совокупности его норм затрагивают трудовые, гражданские, административные и иные отношения. При этом противоречить элементы правовой системы конституционному праву не могут.
Кратко о конституционном праве:
Правовые нормы, являющиеся составными частями данной отрасли, определены общими признаками и связаны между собой; они все посвящены отношениям личности и государства, конституционным характеристикам государства, регламентируют организацию государственной власти.
ponyatie-prava.ru
Спор о терминах: конституционное или государственное право?
Библиографическое описание:
В статье раскрывается спор о терминах: конституционное или государственное право. Описывается российское право в ретроспективе и делается обзор законодательства европейских стран. Аргументируется позиция юристов и ученых, которые придерживаются термина «конституционное право».
Ключевые слова:конституционное право, государственное право, Конституция РФ, национальная система права
Конституционное право — фундаментальный предмет правовой плоскости. Оно является не только учебной дисциплиной и юридической наукой, но также самостоятельной отраслью права, которая помимо непосредственного регулирования общественных отношений, находящихся в её ведении, в своём содержании закрепляет основные принципы других отраслей права. [1] О. Е. Кутафин связывает с этим выделение конституционного права в отдельное, публично-частное право, предметом которого являются как публичные, так и частноправовые интересы. [7] Эта обширность объясняет факт, что многие ученые называют конституционное право государственным. Однако сразу возникает вопрос: может ли право быть негосударственным, ведь монополией на правотворческую деятельность обладает исключительно государство. Сторонники существуют у двух терминов, в связи с чем достаточно актуален спор: государственное или всё же конституционное право?
М. Н. Марченко определяет правовую норму как правило поведения, установленное и санкционируемое государством. [8] Из этого следует, что и любая отрасль права — государственная, но каждая из них дифференцирована согласно предмету её регулирования. Однако почему объектом спора становится именно конституционное право? Наибольшее различие между «конституционным» и «государственным» правом заключается в предмете и объёме регулируемых отношений. В нормах государственного права выражается качественная характеристика государственной организации общества: форма правления, форма государственного устройства, вопросы, связанные с принадлежностью власти, её субъектами и способами реализации. В целом, закрепляются общие основы функционирования всей системы политической организации общества. Конституционное право, напротив, во главу угла ставит права и свободы человека, обеспечивает их беспрепятственную реализацию и защиту. Его главным акцентом является развитие демократических институтов.
Спор о терминах — это, скорее, следствие «правовой» традиции. Если рассматривать современные демократические государства, то в одних мы обнаружим государственное право, например, в Германии, в других право конституционное. Примерами последней модели являются США, Франции и Великобритания. [3] Действительно, в Великобритании большое значение придаётся правам и свободам человека, из чего и следует название «конституционное» право. В Германии же, напротив, приоритетом является развитие и укрепление государства, однако это ни в коем случае не уменьшает значимость правового статуса личности, ценности её прав и свобод для государства. [9]
В России конституционное право прошло несколько этапов. До 1917 года оно называлось преимущественно государственным. Термин «конституционное право» применялся к иностранным государствам, в которых государственный строй характеризовался разделением властей и народным представительством. После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, во времена советской правовой школы, термин «государственное право» стал ещё более распространенным. М. В. Баглай связывает это с «малозначительной и формальной ролью социалистических конституций и тотальным огосударствлением общественной жизни». [5] Несмотря на это, нельзя сказать, что правам и свободам граждан внимание не уделялось вовсе. Конституция СССР 1936 года («Сталинская Конституция»), на тот момент, являлась самой демократичной в мире, как минимум, потому, что были отменены все классовые ограничения. [2] Активное распространение термин «конституционное право» получил лишь в годы перестройки (вторая половина 1980 — начало 1990 г.г.), во время которой фундаментальное значение имела полная демократизация общества: непосредственное волеизъявление народа, разделение властей и т. д.
Проблема спора о терминах гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Искусственный разрыв названия порождает противопоставление конституционных и государственных проблем, решение которых можно найти лишь в консолидации конституционно-правового регулирования и государственной силы. Е. И. Колюшину принадлежит компромисс, по мнению которого как конституционное, так и государственное право обладает идентичным содержанием, однако для того чтобы подчеркнуть преемственность развития, его можно назвать конституционным (государственным) правом. [6] Слабость этой позиции в том, что она всё же не решает проблему. Схожей, но более определённой и, как следствие, сильной позицией обладает С. А. Авакьян, который отдаёт предпочтение термину «конституционное право», аргументируя это тем, что любая отрасль права исходит от государства. [4]
Для того чтобы разрешить этот спор, необходимо найти и понять его причину. Последняя заключается отнюдь не в терминах, а в разграничении пределов регулирования общественных отношений. Здесь необходимо не только определить их характер, но и разобраться, существует ли потребность в детальном оформлении правовых основ этих отношений. Для России, на данный момент, это не является острой проблемой, требующей незамедлительного четкого решения. Совершенствование и поддержание стабильности национальной системы права должно происходить не экстенсивным, а интенсивным путём, то есть за счёт оптимизации и улучшения того, что уже существует. Использование экстенсивного пути развития приведёт к расширению списка коллизий, а проблема многих десятилетий так и не найдёт своего решения.
Литература:- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- «Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936).
- The UK Constitution. URL: www.parliament.uk.
- Авакьян С. А. Конституционное право России. — М.: Норма, 2014. — 719 с.
- Баглай М. В. Конституционное право. — М.: Норма, 2007. — 782 с.
- Конституционное право России: курс лекций / Е. И. Колюшин. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 416 с.
- Е. И. Козлова, О.Е, Кутафин. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2003. — 289 с.
- Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство «Зерцало», 2004.
- Топорнин Б. Н. Государственное право Германии. Сокращённый перевод семитомного издания. — М.: ИГиП РАН, 1994. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): термин, Великобритания, государство, национальная система, разделение властей, Россия, свобода человека, спор.
moluch.ru
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО • Большая российская энциклопедия
КОНСТИТУЦИО́ННОЕ ПРА́ВО, совокупность правовых норм (правил), регулирующих сферу обществ. отношений, которые имеют основополагающее значение для общества, государства, разл. объединений (коллективов) и личности. В единичных странах (Германия и др.) в качестве аналогичного названия данной отрасли права употребляется термин «государственное право», такое название использовалось и в сов. период в России.
Осн. источником К. п. в подавляющем большинстве государств является конституция – основной закон, которому должны соответствовать др. правовые акты и правоприменительная практика. Нормы конституции содержат наиболее общие положения, из которых исходят др. отрасли права (гражданское, трудовое и т. д.), развивая и конкретизируя эти положения. В странах мусульм. фундаментализма осн. источником К. п. считается Коран. Конституции, основные низамы (законы), иные акты таких государств (а также порядок общественной, а иногда и частной жизни) должны соответствовать Корану и Сунне. Нормы К. п. содержатся также в законах парламентов, указах (декретах, рескриптах и др.) главы государства, постановлениях (декретах, ордонансах и др.) правительства, решениях органов конституционного контроля и др. Иногда источниками К. п. могут быть судебные прецеденты и конституционные обычаи.
Как особая отрасль К. п. выделилось в правовой системе государств позднее некоторых др. отраслей. В совр. период обществ. отношения, регулируемые нормами К. п., неодинаковы, в мире существуют разные формы правления, государственно-территориальное устройство, органы государства и т. д., но в общем и целом К. п. всегда регулирует систему осн. связей в отношениях: личность – коллектив (объединение) – общество – государство. Эти отношения складываются на базе сотрудничества и состязательности разл. социально-политич. сил и регулируются гос. властью, используемой в конечном счёте для установления и сохранения обществ. порядка, понимаемого в самом широком смысле слова. Будучи урегулированы нормами К. п., такие обществ. отношения становятся конституционно-правовыми.
Принципы современного рос. К. п. сложились на базе признания и осуществления общечеловеческих ценностей с учётом специфич. условий страны и получили закрепление в Конституции РФ 1993. К числу таких принципов относятся: человек и его права как высшая ценность; власть народа; демократия; экономич., политич. и идеологич. плюрализм; свобода, права и взаимная ответственность личности, коллектива, государства, общества; демократическое, правовое, социальное, светское, федеративное государство с республиканской формой правления; единство гос. власти и разделение её ветвей; местное самоуправление и др. Действующее рос. К. п. устанавливает основы правового статуса личности, основы экономич. и социального порядка в обществе, его политич. системы и духовной жизни. По отношению к личности К. п. закрепляет осн. права, свободы и обязанности личности, гарантии их осуществления и защиты; в социально-экономич. сфере обществ. жизни К. п. устанавливает формы собственности, правовые основы отношений собственности, производства и распределения, основы трудовых отношений, единство экономич. пространства России, социальную роль государства и др.; в политич. сфере – порядок создания, прекращения и деятельности политич. партий и обществ. объединений, устанавливает основы организации важнейшего политич. института общества – государства, основы политич. режима и др.; в духовной сфере жизни общества К. п. допускает идеологич. плюрализм, но запрещает разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Разл. совокупности норм, системно регулирующих обособленную группу однородных обществ. отношений в рамках отрасли, образуют институты К. п. Таковы в рос. К. п., как и в праве зарубежных стран, институты гражданства, республиканской формы правления, референдума и др. Совокупность институтов и норм образует подотрасли К. п. (парламентское право, избирательное право и др.). Большинство норм К. п., будучи непосредственно связаны с властными отношениями, имеют обязывающий, запрещающий, предписывающий характер. Нормы-дозволения применяются реже, гл. обр. при регулировании правового положения личности. В К. п. много норм-принципов, норм-символов, норм-определений, которые не порождают непосредственно правоотношений, но получают развитие и наполняются конкретным содержанием в др. нормах конституции и даже в др. отраслях права. Таковы положения Конституции РФ о человеке как высшей ценности, определение государства как правового и др. Субъектами конституционно-правовых отношений являются стороны, между которыми в результате юридич. фактов (событий, состояний, действий, имеющих юридич. значение) возникают конституционно-правовые отношения, т. е. индивидуализированные, конкретные правовые взаимосвязи, выражающиеся прежде всего в правах и обязанностях сторон. В К. п., как и в др. отраслях публичного права, при деятельности органов публичного управления права и обязанности нередко выступают в спаянном виде как полномочия: парламент имеет не только право, но и обязан принимать законы, осуществлять законодательное регулирование в государстве, президент не только вправе, но и обязан ввести чрезвычайное положение в соответствующей местности при определённых ситуациях и т. д. Субъекты конституционно-правовых отношений это не просто физические и юридические лица, а определённые виды таких лиц, общностей публичного характера или органов, между которыми может возникнуть конституционно-правовое отношение властного характера. Это, напр., — человек и гражданин, осуществляющий конституционные права; депутат парламента, обращающийся с запросом к правительству; группа избирателей при осуществлении инициативы референдума; субъекты федерации, заключающие с РФ договор о разграничении полномочий, само государство.
На основе положений, содержащихся в Конституции РФ, принято обширное конституционное законодательство: федеральные конституционные законы (о гос. символике, о правительстве, о судебной системе и др.), федеральные законы [о лицензировании отд. видов предпринимательской деятельности, о свободе конкуренции, об осуществлении тех или иных основных прав и свобод, напр. пенсионное законодательство, о политич. партиях, об обществ. объединениях, о СМИ, о выборах в Гос. думу и о формировании Совета Федерации, о выборах Президента РФ, об осн. принципах системы законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ, о местном самоуправлении и др.]. К сфере конституционно-правового регулирования относятся отд. указы Президента РФ (напр., о создании федеральных округов), постановления Правительства РФ (о гос. автоматизиров. системе «Выборы» и др.).
Система К. п. зависит от нац. особенностей конкретного государства, но, как правило, включает основы правового статуса личности, основы гос. и обществ. строя, формы правления и гос. устройства, избирательное право и избирательные системы, организацию гос. власти, основы местного самоуправления и местного управления.
bigenc.ru
Конституционное право или Государственное право отрасль права
Конституционное право или Государственное право — отрасль права. закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера. Ядром конституционного права является конституция— правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина. Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной: Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия. Как идеологический, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.
Нормы Конституционного права реализуются через конституционноправовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов) Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы), закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр. ), нормы которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права. В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами. Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового). Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности. В отличие от других отраслей права в конституционном праве много нормпринципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).
Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права: формально-юридического анализа сравнительно-правовой системный правового моделирования статистический конкретно-социологический диалектический
Конституция Украины состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи. 1 Преамбула — это вступительная часть Конституции, которая содержит нормы, провозглашающие цели принятия Конституции, ее основные принципы. В преамбуле, в частности, отмечается: что Конституция принимается Верховной Радой от имени украинского народа-граждан Украины всех национальностей; что основой Конституции осуществления украинской нацией, всем украинским народом права на самоопределение; что важнейшей задачей Конституции обеспечение прав и свобод человека, достойных условий жизни, укреплении гражданского согласия на земле Украины, развитие и укрепление демократической, социальной, правового государства. Оценивая структуру Конституции Украины, отметим, что она представляет собой системноструктурную целостность, состоящая из институтов, которые занимают логически обусловленное место в ее системе в зависимости от их функциональной нагрузки. По своей сути Конституция Украины характеризуется как Основной Закон, который исходит из общечеловеческих, общенародных интересов и потребностей. Это акт, который на самом правовом уровне узаконивает баланс интересов всех социальных слоев общества, имеющихся в нем наций, этнических групп.
Все люди есть свободными и равными в своем достоинстве и правах. . Ст. 21 Конституции Украины. Так, закрепляя принципы правового статуса личности в государстве, Основной Закон исходит из неотрицательности естественных прав у гражданина, его права на свободное развитие своей личности, равенства всех перед законом. Конституция не допускает никаких привилегий или ограничений по признакам расы, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения и т. п. . Конституционным государством считают ту, которая учитывает политико-правовое воздействие Основного Закона на становление и функционирование ее институтов власти, на определение объема конституционных прав и свобод человека и гражданина. Тем самым определяется сущность государства как институции, которая формирует, выражает общечеловеческий интерес, который, в свою очередь, составляет содержание публичного интереса, охраняемого государством, благодаря чему и достигается гармония свободы и необходимости в общественном развитии. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. . Утверждение и обеспечение прав и свобод с главной обязанностью государства. Ст. Из Конституции Украины Конституция Украины исходит из основных принципов классического конституционализма. И это вполне понятно: проявляя уважение к общепризнанным принципам международного права, мы создаем правовые основы вхождения Украины в мировое сообщество. Одновременно, строя свое национальное государство, мы обязаны мировой опыт использовать творчески, учитывая национально-государственные традиции украинского народа, его духовный, научный потенциал, равно реалии общества.
Внешнеполитическая деятельность Украины, отмечается в Конституции, направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности (ст. 18). А действующие международные договоры становятся частью национального законодательства Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Основной Закон (ст. 9). Учитывая вышеизложенное, Конституция Украины — Основной Закон государства, исходя из общечеловеческих ценностей и общепризнанных принципов международного права, формулирует общие принципы конституционного строя и регулирует общественные отношения, составляющие основы правового положения человека и гражданина Украины, государственно-территориальное устройство, определяющие начала организации и осуществления государственной власти и местного самоуправления в Украине. Конституция Украины характеризуется рядом свойств, которые в определенном аспекте раскрывают ее содержание. Выделяют юридические, политические и идеологические свойства конституции. Итак, свойства конституции — это ее специфические черты, отличающие конституцию от других нормативно-правовых актов, характеризующие ее сущность и содержание. Юридические свойства выражают правовую природу конституции и определяют ее место в правовой системе государства, в системе национального законодательства. В первую очередь Конституция Украины является Основным Законом государства. Само название «основной закон» указывает о его особое место в системе законов, которые одобряются в государстве, и его особое значение в сравнении с другими правовыми актами. Конституция нашего государства закрепляет не какую-то одну сторону государственного, а все коренные основы, принципы на которых базируется государственное устройство Украины. Основной Закон регулирует те принципы, которые
лежат в основе всей системы национального права. По важности общественных отношений, регулируются Конституцией, она не имеет равных среди правовых актов государства. Поэтому она и выступает как Основной Закон государства. По своему содержанию Конституция характеризуется тем, что он представляет регламентации основных сторон государственной организации. Как Основной Закон Конституция характеризуется и тем, что она дает только основную, принципиальную регламентации определенных общественных отношений. Благодаря этому Конституция не исчерпывает в принципе правовой регламентации регулируемых ею отношений.
Если проанализировать текст Конституции Украины, то мы увидим, что в ряде его статей предусматривается необходимость принятия законов, которые призваны урегулировать те или иные отношения в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции. Так, в статье 4 Конституции Украины отмечается, что в государстве существует единое гражданство. Основания же приобретения и прекращения гражданства Украины определяется законом. Исходя из этого конституционного положения. Верховная Рада Украины одобряет Закон Украины «Яро гражданстве Украины», в котором определяет понятие гражданства, принципы законодательства Украины о гражданстве, порядок приобретения, прекращения гражданства Украины, полномочия Президента Украины и государственных органов, участвующих в решении вопросов гражданства, и другие вопросы. Приведем другой пример. Согласно Основному Закону, в Украине создана Конституционный Суд Украины как единственный орган конституционной юрисдикции. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда, как отмечается в ст. 153 Конституции, процедура рассмотрения им дел определяются законом. Собственно, руководствуясь этой статьей, 16 октября 1996 г. Верховная Рада принимает Закон Украины «О Конституционном Суде Украины». Попутно заметим, что регулируя в XI главе основные принципы местного самоуправления, Конституция Украины предусматривает необходимость одобрения соответствующих законов. Учитывая конституционные положения, парламент Украины принимает Закон Украины от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украине (ст. 140, 144 Конституции Украины)», Закон Украины от 14 января 1998 г. «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов «(абзац 3 ст. 141), Закон Украины от 15 января 1999 г. » О столице Украины — городе-герое Киеве «(абзац 2 ст. 140), Закон Украины от 11 июля 2002 «О статусе депутатов местных советов» (абзац 3 ст. 141), Закон
Украины от 7 июня 2001 г. «О службе в органах местного самоуправления» (абзац 3 ст. 141) и т. д. Каждый из этих законов детализирует конституционные положения , развивает правовые принципы заложены в них. Конституционное право как наука представляет собой совокупность знаний об истории государственного строительства, конституционно-правовых теориях (доктрин). В дореволюционный период видными отечественными государствоведами являлись: В. М. Гессен, М. М. Ковалевский, Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев. В советский период фундаментальный вклад в развитие государственного права внести: А. Я. Вышинский, Л. Д. Златопольский, К. Д. Коркмасова, И. Д. Левин, А. И. Лепешкин, П. И. Стучка, И. П. Трайнин и другие. В постсоветской России значительные конституционно-правовые исследования проводились либо проводятся следующими государствоведами: С. А. Авакьяном, Н. С. Бондарем, В. Т. Кабышевым, Л. М. Карапетяном, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафиным, Л. А. Нудненко, В. И. Фадеевым, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркиным, Б. С. Эбзеевым и многими другими.
present5.com
Конституционное (государственное) право России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра государственного и муниципального права
Контрольная работа по дисциплине
«Конституционное (государственное) право России»
Вариант № 6
Выполнил студент гр. ЮС-06-1
Бабкин С.П.
Проверил:____________________
г. Чита 2007 г.
План
Введение 3
1.Конституционные основы государственного строя РФ.4
2.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ 15
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20—29 Конституции РФ.
Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и свободу, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, собственности, безопасность, сопротивление угнетению). Эти права выражают естественное состояние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.
Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII—XVIII вв. в ходе борьбы против феодальных монархий. Впервые она была выражена в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Несколько позже Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституционное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы включены в конституции всех демократических государств.
1. Конституционные основы государственного строя РФ.
Федеративное устройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах.
Различаются две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство — это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства — конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.
Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство — исключить основу для межнациональных конфликтов.
Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.
Унитарное государство — централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.
Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всеми частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких-либо национальных административных образований. Группы граждан отдельных национальностей, организуя свои общины, не претендуют на автономию или собственную государственность.
Федеративное государство — это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание — политическое и правовое — весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управления («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демократическое правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.
mirznanii.com
Государственное (конституционное) право — это… Что такое Государственное (конституционное) право?
- Государственное (конституционное) право
- — основополагающая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, систему государственных органов. Государственное право регулирует порядок избрания высших и местных органов власти, закрепляет структуру, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и самоуправления, их взаимоотношения между собой. Источниками государственного права являются: Конституция, конституционные законы, иные нормативно-правовые акты, которые содержат государственно-правовые нормы или регулируют государственно-правовые отношения (декларации о правах и свободах граждан; законы о выборах, референдуме, органах государственной власти и управления и т.п.).
Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект. Т. Н. Радько. 2011.
- Государственная служба
- Государственное управление
Смотреть что такое «Государственное (конституционное) право» в других словарях:
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — 1) в объективном смысле основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве: основы… … Энциклопедия юриста
Конституционное право — Конституционное право отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно … Википедия
Конституционное право — ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной… … Элементарные начала общей теории права
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — 1) основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения… … Юридический словарь
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ведущая отрасль, основа российской правовой системы. Нормы К.п. регулируют основные принципы социально экономического, политического и территориального устройства государства, порядка его отношений с институтами гражданского общества,… … Юридическая энциклопедия
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — 1) отрасль права, а также одна из правовых наук и учебных дисциплин. Предметом К. п. являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления… … Энциклопедический словарь конституционного права
Конституционное право — государственное право государств с представительным устройством … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
конституционное право — 1) основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения… … Большой юридический словарь
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Конституционное право — термин, используемый в юридической и политической литературе для обозначения отрасли права, регулирующей отношения, которые закрепляются конституцией и нормативными актами, изданными в ее исполнение. В советской литературе наиболее… … Большая советская энциклопедия
Книги
- Конституционное право России. Учебник, В. А. Черепанов. В учебнике представлен авторский курс «Конституционное право России», изложенный на основе современной теории и практики конституционного права с учетом опыта преподавания студентам,… Подробнее Купить за 803 руб
- Конституционное право России. Учебник, Черепанов В.. В учебнике представлен авторский курс «Конституционное право России», изложенный на основе современной теории и практики конституционного права с учетом опыта преподавания студентам,… Подробнее Купить за 798 руб
- Конституционное право Российской Федерации. Учебник, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, М. А. Кулушева. В учебнике рассматриваются основные категории конституционного права, права и свободы человека, федеративное устройство, система органов власти России. Даются определения конституционных… Подробнее Купить за 737 руб
state_law.academic.ru