Государственная и политическая власть характер соотношения – Соотношение политической и государственной власти. Понятие и признаки государственной власти.

Содержание

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

47.Соотношение государственной, политической и публичной власти

Политическая власть неразрывно связана с государственной властью. Действительно, политическая власть доминирующей социальной общности полнее всего реализуется в обычных условиях через государство, его власть, управленческую и иную деятельность. Политическую и государственную власть бывает трудно разграничить и по причине «двойной» (собственно политической и государственной) роли правящих политических партий. В тоталитарном государстве единственно разрешенная законом правящая партия на деле осуществляет власть как «государственная партия». Но и в демократических странах партия, победившая, например, на выборах президента, в парламент и сформировавшая правительство, на деле получает рычаги государственной власти. В США, к примеру, к руководству страной приходят в результате выборов то демократы то республиканцы, в Великобритании государством попеременно правят лейбористы или консерваторы, в Германии у власти менялись социал-демократы и христианские демократы. Политическая власть социальной общности непосредственно не располагает средствами принуждения в отношении всего общества. Но юридическим институтом легализованного принуждения в отношении всего общества, как известно, является только государство. Лишь государственная власть может использовать такое принуждение, которое не только легально, но в большинстве случаев и легитимно. Таким образом, связь государственной и политической власти заключается в том, что государственная власть – это основная форма политической власти и вместе с тем – главный канал реализации последней. Она представляет собой отношение, в котором одной из сторон всегда является особый субъект – государство, представляющий его орган или должностное лицо. Суть этого специфического власте отношения состоит в том, что социальная общность экономически, политически и идеологически определяющая состояние общества, делает свою волю (складывающуюся в ходе противоборства, компромиссов, консенсуса политических и социальных сил) общеобязательной под угрозой особого, государственного принуждения.

отличие власти государственной от политической:

Государство, в отличие от политической власти определенной социальной общности, которая хота и вынуждена учитывать интересы других слоев, но прежде всего ориентирована на собственные интересы, – это такой институт, важнейшей задачей которого выступают «общие дела всего общества». Кроме того, государство, государственная власть вынуждены учитывать интересы многих противоборствующих группировок, стремясь к сохранению порядка и стабильности в обществе. Эти задачи не являются существенными для политической власти в силу самой природы, не стремящейся к решению общих дел. В этом государственная власть отчуждается от политической власти, имеет собственное бытие, определенную автономию, свои закономерности развития. Политическую и государственную власть следует различать, но не противопоставлять. В обычных условиях их социальный характер одинаков. Политическая власть – это власть социальной общности (общностей), определяющей в противоборстве и взаимодействии с другими силами, направление развития страны; государственная власть – это имеющая политический характер власть особой организации – государства, его органов, должностных лиц, реализующих в конечном счете волю той политической общности (общностей), которой принадлежит политическая власть. В отличие от политической государственная власть осуществляется в особых процедурных формах, присущих государству средствами и методами. От имени государства ее осуществляют, прежде всего, государственные органы, должностные лица и государственный аппарат, уполномоченные на то конституцией.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой — необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение — следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять

studfiles.net

Понятие власти. Соотношение политической и государственной власти, государственной власти и государства

Понятие власти. Соотношение политической и государственной власти, государственной власти и государства

Власть — явление социальное. Социальная власть присутствует (хотя и в скрытой форме) везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где есть реальные возмож-ности и способность влиять на поведение людей помощью которых что-нибудь средств. Динамика развития любой орга-ванной общности людей является борьбой между властью и хаосом.

В широком смысле власть — всегда волевые отношения: др. индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группа-ми, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, эконо-мической, правовой.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы (меха-низм и средства взаимодействия субъекта и объекта).

Власть — всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть никогда не является отношениями лишь одного лица (или органа), если не иметь в виду власть человека над собой (но это уже психологический, а не социальный феномен). Власть означает отно-сыновья зависимости между людьми: с одной стороны, навязывание воли кого-то другого, с другой — подчинение ей. Иначе — это владовидносини между субъектом и объектом.

Сущностью власти являются волевые отношения (управление /господства /- подчинение). Власти предполагают верховенство, монопольное право субъекта принимать решения («авторитетные решения»), обязательным-е и значимые для объекта, и возможность обеспечивать выпол-нение принятых обязательств, т.е. контролировать объект. Обще-ство объективно нуждается во власти. Она противостоит анархии, пере-шкоджае разрушительным действиям, опасным для всего социального организма. Авторитет, право, насилие — средства, с помощью которых власти способность и возможность осуществлять свою волю, определенное воздействие на деятельность и поведение людей.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект имел такие качества:

волю к власти, то есть желание властвовать и готовность брать на себя связанную с этим ответственность

компетентность, т.е. знание сути дела, состояния и на-строю подвластных, умение использовать ресурсы, иметь авто-ритет.

Готовность к подчинению объекта властвования зависит от ряда факторов: —

от его качеств; —

от предъявляемых к нему требований; —

от ситуации и средств воздействия, которыми субъект, —

от восприятия субъекта объектом в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета.

В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект властвования был бесправным и обязанным беспрекословно под-корятися субъекту властвования, в современных демократических дер-жавах качестве объекта политического властвования определяются прежде всего его политической и правовой культурой.

Социальная (публичная) власть — волевые (руководства — подков-ние) отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработки и осуществления общей для данного социального ного коллектива воли (интереса).

Государственная власть является разновидностью социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (обще-ный) характер, то в классово-организованном — политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как при-вые в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.

Каково соотношение политической и государственной власти

Есть две точки зрения по этому вопросу:

«политическая власть» и «государственная власть» — понятия тождественные, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется по его прямой или косвенной участия

«политическая власть» и «государственная власть» — понятия не тотож-нет, однако всякая государственная власть является политической.

Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью дер-дарственной, находит в ней свое продолжение. Государственная власть — главный, типичный средство осуществления политической власти.

Различия политической и государственной власти трудно выделить, однако они есть.

1. Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может служи-ти двоевластие в России 1917 p. — Власть Временного правительства и власть Советов. Обладая политической властью, Советы в то время не имели самостоятельной государственной власти. Другой пример — по-литическая власть в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике, которые перестает-ли быть колониями Португалии (до провозглашения независимо-сти в 1974 и 1975 pp.). Такую власть можно назвать предгосударственной, или к государственным. Лишь впоследствии она становится государственной, приобретает всеобщий характер.

2. Государственная власть выполняет роль арбитра в отношениях между различными социальными слоями общества, смягчает их про-тиборство, выполняет «общие дела». Государство — центральный институт политической власти. Ядром политики как сферы дея-тельности, связанной с отношениями между классами, нациями и дру-гими социальными группами, является проблема завоевания, удержание и использование государственной власти. Термин «политическая власть» призван подчеркнуть реальную способность и воз-можность класса (социального слоя, социальной группы), не имеет власти, вести борьбу за ее завоевание, проводить свою волю в политике — в пределах правовых норм и с их помощью.

Политическая деятельность не исчерпывается государственной деятель-ностью. Она осуществляется в рамках различных политических партий, профсоюзов, международных организаций. С помощью поли-тической власти реализуются жизненно важные интересы значительных и влиятельных групп общества (классов, наций, этнических сооб-нот и др.)..

В отличие от государственной власти, политическая власть класса, иной социальной общности не способна выполнить роль умирать-творителя противоборствующих сил общества или осуществлять «спи-ные дела».

3. Политическая и государственная власть имеют разные механизмы осу-ществления. Государственная власть характеризуется наличием аппарата управления и аппарата принуждения. Она имеет властный принудительной ный влияние на поведение людей и их организаций, обеспечен-ных государственно-правовыми методами.

Политическая класса и иной социальной общности осущест-вляется через: а) их организации (опосредованный путь)

б) политические выступления (непосредственный путь). Если власть клас-су реализуется посредством государственного аппарата с спиран-нием на аппарат принуждения, можно говорить о государственной власти. Государственная власть не может противопоставляться политической власти, поскольку политическую власть в обществе нельзя представить без государ-ства. Государство является основным универсальным аккумулятором поли-тической власти, так как имеет возможность:

а) предоставлять интересу (воле) власти общеобязательного ха-рактера

б) использовать специальные органы (аппарат) для его (ее) осуществления

в) прибегать в случае необходимости к принуждению.

Обычно государственная власть является основным направлением осуществления политической власти класса (социального слоя, социальной группы) в государственных формах с помощью свойственных только ей средств и методов.

Политическая власть — публичные, волевые (руководства — подков-ние) отношения, складывающиеся между субъектами политической системы общества (в том числе государством) на основе полити-ческих и правовых норм.

Государственная власть — публично-политические, волевые (руково-ва — подчинение) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами

myreferat.net

Билет 11 ТП Политическая власть, ее механизм, источники, основания, ресурсы. Соотношения политической и государственной власти

Поиск Лекций

Пол. власть— это особое общественное отношение, которое проявляется в способности одного или нескольких лиц эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам —от убеждения до принуждения и проводить свою волю. По своей сущности власть есть принуждение. Обращение к проблеме ресурсов и механизмов валсти —это попытка выявить природу властного воздействия, понять первичные истоки власти отношений и непосредственные средства, используемые для достижения поставленных целей. Власть по определению есть способность субъекта проводить собственную волю вопреки сопротивлению других, поэтому ее реализация предполагает использование определенных методов и средств. В политической теории средства властного воздействия делят на реальные, т.е. используемые властью в конкретный период (их называют основаниями власти), и потенциальные, т.е. те, которые могут быть использованы, но пока не используются (их называют ресурсами власти). Гос. власть составляет ядро пол. власти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Пол. власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров ит.д. Пол. и гос. власть, во многом совпадая, не тождественны.

Билет12. ТП Легальность и легитимность политической власти. М. Вебер о типологии легитимности власти. Эффективность и легитимность власти. Легитимность власти и ее источники.– легитимностью, это способность власти обеспечивать себе поддержку населения сформировать уважение и желание подчениться. Если власть опирается только на принуждение (фи., материальное, псих-ое), то возможности ее достаточно ограниченны. Легитимность представляет псих-ую характеристику. . Термин легальность пол. власти означает законность (юр. основания ) считать данную пол. власть легальной. Типы: традиционный- основывалась на глубокой вере в священный характер традиции и легитимность тех, кто пришел к власти благодаря этой традиции. Учреждаются правила престолонаследия для властителей, правила рекрутирования элиты, раздачи земель, сословные кодексы чести, которые опирались на божественный характер власти монарха. Харизматическое господство, характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице лидера наделяется выдающимися, а подчас и сверхъестественными качествами. Легально-рациональный тип легитимности власти основан на вере в справедливость формальных правил и процедур. Эффективность власти — это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в короткие сроки с меньшими издержками. Эффективность власти зависит от ее легитимности.

Билет13.Демократия как форма политической жизни: понятие, теории, принципы, институты, модели и условия. Демократические начала политической жизни Республики Беларусь. «власть народа.» Во-первых- общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. Во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть В-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Либеральная ТД рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либ. модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия 2. Теория прямой (или идеититарной) Д., одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. 3.Сторонники т. плюралистической д. отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти4.Последователи элитарной ТД — следует идти не от идеала демократии, а, наоборот, от признания в качестве нормы лишь того, что проверено на практике. 8 принципов демократии. это: — Признание источником власти народа или его определенной части- Выборность представительных органов власти- Постоянное воздействие общества на гос. власть,- Равноправие граждан с относительного участия в пол.й жизни- Верховенство закона и равенство всех перед законом- Покорение меньшинства большинству при принятии решений и признании интересов и защита прав меньшинства- Пол. плюрализм,- Право граждан на независимую информацию. В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.1. Прямая демократия- (референдумы и инициативные движения).2. Представительная д..-воля народа выражается через институт посредников,

Билет14.Системный подход к анализу политики. Политическая система: понятие, элементы, структура и функции. Модель функционирования политической системы по Д. Истону. «Политическая система» включает совокупность институтов по осуществлению политической власти все формы коммуникации между субъектами и объектами управления. Функции: конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения; адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей. охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов; внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами; консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп; распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей; Элементы:1.организационно-институциональная — это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.; 2.нормативно-регулятивная — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; 3.коммуникативная — отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;4.культурно-идеологическая — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология. политическая система, по Д. Истону, есть совокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуждении к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества. Будучи «открытой» и приспосабливающейся системой поведения, политическая система испытывает на себе влияние внешней среды. При помощи регулирующих механизмов она вырабатывает ответные реакции, регулирует свое поведение, преобразует и изменяет свою внешнюю структуру, приспосабливаясь к внешним условиям. Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа-выхода». Роль «входа»(требования и поддержка) заключается в воздействии окружающей среды на систему, в результате чего возникает реакция на «выходе», т.е. авторитетные решения по распределению ценностей.

Билет15. Политический режим и его критерии. Особенности политического режима в Республике Беларусь. Политический режим —это конкретные формы и методы реализации власти, посредством определенной структуры и властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти. Тоталитарный,означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто.Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношении власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции. Демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т.д. общераспространенная законность, конкурирующая политика. наличие политических партий, гражданские, политические и социальные права. .В РБ идет активный процесс становления демократического режима. Соответсвует принципам демократии.(верховенство закона, разделение властей, и тд)

Билет №16

Отп. Основные концепции правопонимания.Общая теория права выделяет три вида правопонимания: нормативное, социологическое и нравственное. Согласно нормативной точке зрения, право представляет собой систему юридических норм, изданных государством и взятых под его защиту. Сторонники этого подхода в большинстве случаев отождествляют право и закон. Нормативное правопонимание основано на представлении, что право — это нормы, изложенные в законах и подзаконных актах. При таком подходе различие между правом как системой норм и законом как формой права проводится формально, а не по существу. Представители социологического направления под правом понимают правоотношения или право в действии. Юристы-социологи обращаются к процессу реализации норм права и выдвигают лозунг «право в действии — живое право». По Муромцеву, право представляет собой «совокупность правовых отношений (правовой порядок) Современные сторонники социологического подхода утверждают, что «право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе» Законы, по их мнению, представляют собой только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений.

Билет № 17

17. Понятие социальных норм общества, их признаки и виды.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регурования наряду с правом следующие группы норм.Виды социальных норм : — обычаи (нравы, традиции, обыкновения, обряды, ритуалы)- религиозные нормы- корпоративные нормы- мораль (нравственность). Социальные нормы:- представляют определенный стандарт- определяют границы должного и возможного возможного ориентиром в выборе социально одобряемого поведения- имеют общую цель – обеспечение организованности в общественных отношениях. Признаки1. Социальные нормы являются правилами поведения людей 2. Социальные нормы — это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). 3. Социальные нормы — это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе

БИЛЕТ №18


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Глава 3. Соотношение политической и государственной власти. Государственная власть, ее свойства и формы осуществления

Похожие главы из других работ:

Власть и властные отношения. Концептуальные подходы к определению власти

1. Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти

Основой политики является власть. Политика отличается от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной) тем, что её основой является власть. Власть — это возможность с опорой на различные средства (авторитет, закон…

Государственная власть и государственное управление

1.1 Понятие и признаки государственной власти и её соотношение с государством

Прежде чем говорить о понятии и признаках государственной власти следует разобраться в том, что же вообще понимается под понятием власть…

Государственная власть: понятие, признаки, национальные особенности

1.3 Соотношение государственной власти и государства. Структура государственной власти

Теперь поговорим о соотношении государственной власти и государства. Дело в том, что понятия «государственная власть» и «государство» очень часто отождествляют, не проводя между ними никакого различия. В то же время эти понятия нужно различать…

Государственная власть: понятие, признаки, структура

§ 2 Соотношение государственной власти и государства

Теперь поговорим о соотношении государственной власти и государства. Дело в том, что понятия «государственная власть» и «государство» очень часто отождествляют, не проводя между ними никакого различия…

Государство и государственная власть

2. Сущность государственной власти. Соотношение государственной власти и государства

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть — это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря…

Общественный контроль в государственном управлении

1.1 Соотношение общества и государства. Гражданское общество и основные формы взаимодействия органов государственной власти с его институтами

Общество, рассматриваемое в контексте представлений о сущности государства, предполагает два смысловых значения. В широком смысле оно есть совокупность коллективов и индивидов…

Органы государственной власти и местного самоуправления

2.2 Соотношение государственной власти и местного самоуправления

Современная концепция местного самоуправления Российской Федерации исходит из того, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти…

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

5. Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ

В главе IV Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Определяются принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ…

Политическая и государственная власть

2. Определение политической власти

Идеи, овладевающие сознанием людей, могут быть религиозными, моральными, эстетическими, техническими, экономическими и т.д., но также и политическими. Специфика политических идей состоит в том, что они выражают некоторое устройство…

Понятие государства: основные подходы и определения

1.1. Понятие политической власти.

Власть — это сложное явление, которое порождает множество подходов к его исследованию…

Понятие и признаки государственной власти

1.1 Понятие государственной власти и ее соотношение с государством

Остановимся прежде всего на понятии государственной власти. В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например…

Соотношение государства, права и экономики

1. Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе

В числе явлений, с которыми связаны возникновение и существование государства, не без оснований указывают на экономику. На определённой ступени экономического развития государство стало необходимостью. Люди стали замечать…

Судебная власть

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть — одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть»…

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти

Концепция разделения властей на российской почве прижилась не сразу. Ведь она в какой-то мере ориентирована на подрыв устоев монархического устройства государства. Только в конце XIX — на-чале XX в. о ней заговорили в полный голос…

Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

2. Соотношение различных ветвей государственной власти в системе государственного аппарата

государственный аппарат власть В настоящее время нет единого мнения, каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а, следовательно…

pravo.bobrodobro.ru

Соотношение политической и государственной власти.

Производство Соотношение политической и государственной власти.

просмотров — 454

В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная — отождествляются, в связи с этим крайне важно их уточнить.

Конечно, указанные понятия — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, всœе регионы страны, на всœе населœение, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.

Можно говорить, что государственная власть — всœегда политическая, но политическая власть не всœегда государственная. Вместе с тем, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.

Признаки, отличающие государственную власть:

• официальный характер, регламентируемый конституцией, законами;

• структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;

• общеобязательный характер ее решений;

• наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб в целях осуществления законных функций власти;

• возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;

• обладание рядом исключительных прав, к примеру, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:

а) всœе другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью;

б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории страны.

Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

С понятием «государственная власть» непосредственно связаны понятия «институты власти» и «органы государственной власти».

Институт власти означает комплекс учреждений, организаций; созданный не естественно-природным образом, а специально сформированный людьми для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов и имеющий возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.

Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в комплексе специально учреждаемых государственных органов.

Государственный орган (от греч. organon — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном порядке (официальном, юридическом) образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

Государственным органом может быть одно должностное лицо (к примеру, президент) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти — не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определœенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.

Итак, государственная власть — это:

• право, возможность и способность государства оказывать через государственные органы и должностных лиц воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;

• система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

• лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.


Читайте также


  • — Соотношение политической и государственной власти.

    В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная — отождествляются, поэтому необходимо их уточнить. Конечно, указанные понятия — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно значимы,… [читать подробенее]


  • oplib.ru