Гос признаки – 1. Понятия и признаки государства

Содержание

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА — это… Что такое ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА?


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
— общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого; 2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно «через население» в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества; 3) публичная власть. Государство — особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а т.ж.
в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи; 4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а т.ж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем: а) универсальности — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны; б) прерогативе — возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти; в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.

5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Смотреть что такое «ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:

  • ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА — общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей… …   Юридическая энциклопедия

  • Государства с федеративным устройством — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… …   Википедия

  • Государства федеративного устройства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… …   Википедия

  • Основные черты (особенности) теории государства и права — признаки, указывающие на особенный характер (статус) науки в системе обществоведения и юридических наук. Теория государства и права в системе других наук представлена как наука теоретическая (общетеоретическая в системе правоведения),… …   Элементарные начала общей теории права

  • Основные валюты

    — (Major currencies) Содержание Содержание По степени использования Введение основной До́ллар Соединённых Штатов Америки Этапы создания ЭВС и введение евро Преимущества и недостатки единой валюты. История Фунт сте́рлингов …   Энциклопедия инвестора

  • Федеративные государства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… …   Википедия

  • Международно-правовой статус Государства Палестина — Данная статья находится в особом режиме редактирования, так как относится к статьям, регулируемым посредничеством по Ближневосточному конфликту. Рекомендуется ознакомиться со страницей обсуждения до совершения откатов, а также с правилами… …   Википедия

  • МИ 2365-96: Государственная система обеспечения единства измерений. Шкалы измерений. Основные положения. Термины и определения — Терминология МИ 2365 96: Государственная система обеспечения единства измерений. Шкалы измерений. Основные положения. Термины и определения: Абсолютная погрешность измерений (абсолютная погрешность) Погрешность измерений, выраженная в единицах… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Теория государства и права — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Типы государства — Типология государств  это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует… …   Википедия


dic.academic.ru

Государственный орган и орган государственной власти: понятие, признаки, виды

В данной статье рассмотрим понятие государственного органа и органа государственной власти, а также признаки и разновидности представленных категорий. Сегодня правовая система РФ признает оба термина. Они используются для определения государства в лице его структур, органов.

Понятие государственного органа и органа государственной власти

Важно отметить, что отсутствие единого мнения в научном обществе касательно смысла изучаемых терминов формирует основу для противоречий и споров в практике использования права, которая связана с этой коллизией. В соответствии с десятой статьей Конституции РФ власть со стороны государства реализуется на базе ее классификации. Так, выделяют исполнительную (понятие исполнительных органов государственной власти подразумевает органы самостоятельной и независимой власти, которые несут ответственность за комплекс полномочий, связанных с управлением делами государственного характера), судебную и законодательную. Стоит заметить, что органы всех представленных типов власти являются самостоятельными структурами.

Государственные органы: понятие и особенности

Далее целесообразно рассмотреть понятие и структуру государственных органов власти, а также свойственные им признаки. Государство реализует свою деятельность через государственные органы. Данный термин следует трактовать как составляющую государственного аппарата (это может быть как отдельный индивид, так и целый коллектив), наделенную полномочиями государственно-властного характера. Государственные органы являются уполномоченными государством на реализацию его функционала и актуальных задач. Они действуют строго в том порядке, который устанавливает государство.

Понятие государственного органа и органа государственной власти предполагает наделение гос. структур не только полномочиями государственно-властного плана, но и правом выпускать акты, которые являются обязательными для исполнения. Необходимо иметь в виду, что полномочия государственно-властного характера выражаются в компетенции государственных структур. Под компетенцией здесь необходимо понимать комплекс предметов ведения и полномочий государственных органов, которыми они наделяются. Компетенция государственных структур четко определена действующей Конституцией РФ, законами федерального уровня, уставами, законодательными актами субъектов РФ, а также иными правовыми нормативными актами РФ и ее субъектов.

Понятие государственного органа и органа государственной власти предполагает, что любая государственная структура формируется и функционирует в том порядке, который устанавливается государством или же правовыми нормативами. Абсолютно каждый гос. орган является уполномоченным со стороны государства на осуществление его функций и задач. При этом каждый их них – это составляющая единой системы государственного аппарата РФ.

Государственные органы власти: понятие, признаки, виды

В полной мере изучив понятие и характерные черты, которые присущи в настоящее время государственным органам управления, целесообразно перейти к их разновидностям. Максимальное значение имеет классификация государственных структур в соответствии с принципом деления властей. Так, по данному критерию выделяют следующие виды:

  • Понятие исполнительных органов государственной власти предполагает факт функционирования таких структур, как Правительство РФ, комитеты государственного характера, министерства, службы федерального значения и иные федеральные структуры исполнительного типа власти. Помимо этого, сюда следует отнести территориальные, высшие и другие органы этих структур.
  • Законодательная власть в любом случае предполагает наличие Федерального собрания, куда входит Государственная Дума и Совет Федерации. Сюда же целесообразно отнести и многоликие представительные (законодательные) структуры субъектов РФ.
  • Понятие и виды государственных органов власти предполагают функционирование структур судебной власти. Это Верховные судебные органы страны, Конституционные судебные органы, Высшие Арбитражные судебные органы, а также иные судебные органы федерального уровня и судебные органы субъектов РФ, которые включаются в судебную систему.

Пояснения

При рассмотрении понятия и основных признаков государственных органов власти важно учесть, что Президенту России сегодня принадлежит особое место в масштабной системе структур государственного управления. Президент – это в первую очередь глава государства, а также гарант действующей на территории РФ в настоящее время Конституции. Он в полной мере обеспечивает непрерывную и согласованную деятельность абсолютно всех функционирующих сегодня органов государственного управления. Стоит дополнить, что он не включается ни в одну из ключевых ветвей власти вместе с органами, которые обеспечивают его работу. Ни в одно разветвление власти также нельзя включить избирательные комиссии, органы прокуратуры и некоторые иные гос. органы, наделенные особым статусом.

Другие классификации

Как выяснилось, сегодня нет единого мнения касательно трактовок понятия органа государства и понятия органа государственной власти. Тем не менее первый термин подкрепляется целым рядом классификаций. Так, государственные органы принято делить на структуры регионального (гос. органы субъектов РФ) и федерального (государственные структуры РФ) значения.

Помимо этого, популярна классификация в зависимости от порядка создания, в соответствии с которой выделяют органы, формируемые иными гос. структурами, и органы, которые избирают исключительно граждане в процессе закрытого голосования (существуют и другие варианты избрания, однако этот применяется на территории Российской Федерации чаще всего).

В соответствии с характером компетенции государственные структуры делятся на органы компетенции специального типа и органы компетенции общего типа. Кроме того, понятие и признаки государственного органа власти предполагают деление на коллегиальные, единоличные и единоначальные органы. Правительство РФ относится к первой группе, Президент – ко второй, и Генеральная прокуратура – к третьей. Следует дополнить, что государственные структуры единоличного плана часто рассматриваются не в роли гос. органов, а в роли должностных лиц государственного значения.

Орган государства

Далее целесообразным будет рассмотреть понятие, признаки и систему органов государственной власти. Под органом власти следует понимать отдельное звено гос. аппарата, которое работает в конкретном направлении гос. деятельности и наделяется соответствующими властными полномочиями. Стоит отметить, что орган государства – это своеобразный канал, посредством которого народ может реализовывать свою власть, придерживаясь при этом положений действующей на территории РФ Конституции (статья 3). Рассмотрим характерные органу государства особенности:

  • Самостоятельная составляющая государственного механизма. Неотъемлемый элемент единого гос. организма.
  • Все действия осуществляются по поручению и от имени государства.
  • Формирование и последующее функционирование на базе нормативно-правовой документации.
  • Исполнение функций и задач, свойственных лишь органу государства. Использование при этом соответствующих методик и форм.
  • Наличие в составе государственных подразделений и служащих, которые скреплены единством поставленных целей, их общностью.
  • Исполнение действий на определенном территориальном сегменте.

Принципы органов государства

Изучим понятие и принципы органов государственной власти, которые формируют единую систему. Данная система работает, выполняет свои естественные функции на базе принципов общего характера, под которыми следует понимать руководящие положения, исходные идеи, определяющие ключевые подходы к созданию и дальнейшему функционированию системы гос. органов.

Основным определяющим качеством системы государственных структур России является ее единство. Оно в первую очередь обусловлено тем, что данная система базируется на гос. целостности страны, на единстве системы власти государства. Важно отметить, что проявление единства заключается в следующих аспектах:

  • Разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственного управления на территории России и органами государственного управления субъектов Федерации.
  • Все структуры государственной управленческой системы (понятие системы органов государственной власти предполагает совокупность отдельных структур государственной власти, выполняющих разные функции в интересах государств и от его имени) функционируют совместным образом. Они взаимодействуют и связаны между собой, а также зависят друг от друга. Необходимо отметить, что в рамках, которые устанавливает государство, одни структуры единой системы назначаются или избираются другими, одни из них подотчетны или подконтрольны другим, одни руководят другими. Кроме того, между всеми структурами гос. власти есть достаточно тесная связь организационно-правового характера.

Законодательное регулирование

Дальше изучим вопрос законодательного регулирования рассматриваемой системы. Система законодательных структур гос. власти субъектов России устанавливается ими самостоятельным образом на базе действующего на территории страны конституционного строя и федеральных законов.

Конституция РФ определила основные положения, в соответствии с которыми должна формироваться деятельность структур гос. власти субъектов России. Среди них независимость и самостоятельность органов управления субъектов РФ, которые обладают всей государственной властью, за исключением предметов совместного и федерального ведения; гос. целостность, а также единство системы структур гос. власти; защита гражданских прав во всей России; четкое разграничение полномочий и предметов ведения между органами федерального уровня и органами гос. власти субъектов России.

Состав системы

Стоит отметить, что в систему структур гос. власти субъектов России входят следующие составляющие:

  • Законодательная структура государственного управления.
  • Высшая исполнительная структура государственного управления.
  • Другие структуры государственного управления, которые формируются строго по Конституции либо Уставу определенного субъекта РФ.

Деятельность структур государственного управления субъектов России реализуется по ряду принципов, среди которых необходимо отметить следующие пункты:

  • Целостность РФ как в территориальном, так и в государственном плане.
  • Распространение суверенитета РФ по всей территории страны.
  • Абсолютное верховенство действующей Конституции т законов федерального уровня по всей территории страны.
  • Единство системы государственного управления.
  • Классификация гос. власти на исполнительную, судебную и законодательную (данные разновидности в полной мере рассмотрены выше).
  • Разделение полномочий и предметов ведения между структурами государственного управления страны и субъектов РФ.
  • Самостоятельная реализация со стороны органов государственного управления субъектов страны и органов местного управления тех полномочий, которые им принадлежат.

Важно дополнить, что федеральные структуры исполнительного типа власти, а также структуры исполнительной власти субъектов страны в соответствии со взаимным соглашением могу осуществлять передачу друг другу той или иной доли своих полномочий.

Требования к субъектам

Следует знать, что в настоящее время посредством действующего на федеральном уровне законодательства закреплен целый ряд требований принципиального характера, которые являются обязательными к исполнению для абсолютно всех субъектов РФ.

Среди них важно отметить следующие: во-первых, это регулярность в выборе управленческих органов, функционирующих в государственной сфере и строго выполняющих установленные в законодательном порядке функции; во-вторых, запрет на установление ценз оседлости для того, чтобы избрать в управленческие органы субъекта РФ; в-третьих, строгий запрет на установление языковых ценз; в-четвертых, избрание единого возраста для реализации как пассивного, так и активного избирательного права; в-пятых, установление высшей должности субъекта России со стороны законодательной структуры государственного управления субъекта России в соответствии с представлением Президента; и наконец, установление максимально долгого периода полномочий любой структуры государственного управления субъекта РФ.

Стоит дополнить, что на сегодняшний день данный срок, как правило, равняется пяти годам. Он может быть меньше, однако не может превышать 5 лет.

fb.ru

Признаки государственной власти

Государственная власть представляет собой проявление социальной власти, поскольку без общества наличие властеотношений невозможно. Все механизмы государственной власти проявляются только при наличии социальных отношений.

Государственная власть в своем проявлении сочетает совокупность воль. Проще говоря государственная власть не будет таковой без проявления воли властвующих и подвластных субъектов отношений. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных.

Это важно понимать, когда следует отграничить государственную власть от, например, экономической или семейной власти.

Основные признаки

Невозможно существование государственной власти без наличия следующих основных признаков:

  • Универсальность выражается во всеобъемлющем характере власти. Она имеет территориальный охват внутри государственных границ и социальный охват, распространяющийся на всех лиц, находящихся в государстве без учета принадлежности к гражданству.
  • Верховенство выражается в том, что только данному виду власти делегированы функции по разрешению, приостановке, запрету иных видов власти в пределах государственной территории.
  • Структурированность выражается в наличии специально созданных органов, объединенных в иерархичной подчиненности от нисходящей к верховодящий линии (внешняя структура). Существует внутренняя структурированность, которая проявляется в наличии соподчиненности внутри органов государственной власти. Должностные лица и институты государственных органов также имеют вертикаль соподчиненности.
  • Прерогатива государственной власти выражается в наличии особых каналов воздействия, таких как законодательство (это канал передачи велений), либо правоприменительные органы – полиция, исправительные учреждения (это канал применения принуждения).
  • Легитимность проявляется в абсолютном авторитете данного вида власти перед обществом, народом и населением государства.
  • Нормотворческая монополия
    проявляется в наличии абсолютного права на правотворчество. Посредством издания нормативных правовых актов государственная власть устанавливает правила поведения общества, а также устанавливает структуру правоприменительных органов.
  • Легальность основана на том, что в основе организации власти лежит Основной закон государства, Конституция и прочее.
  • Принцип разделения властей также является признаком определения власти как государственной. Данный принцип основывается на взаимном контроле каждой ветви власти. В цивилизованных государствах существуют органы нормотворчества, правоприменения и судебные органы.

Дополнительные признаки

Монополия на государственное принуждение выражается в том, что в отличии от иных видов власти, государственная имеет абсолютный механизм, способы и методы для принуждения населения к поддержанию стабильности в обществе. Использование системы выплаты налогов проявляется в том, что государственная власть имеет механизм и функционал для определения размера и сроков осуществления выплат в бюджет государства.

Определение 1

Перечислив признаки государственной власти, мы можем определить государственную власть как совокупность специально созданных органов, которые ответственны за саму организационную структуру такой власти, в полномочиях которых сосредоточены вопросы ведения общественных дел посредством метода принуждения, при этом данный функционал делегируется власти с целью обеспечения целостности, функционирования общества, служению личности, при достаточном обеспечении и охраны прав и свобод граждан.

spravochnick.ru

Понятие и основные признаки органа государственной власти.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.
Орган государства формируется на основе нормативно ‑ правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

1.                   Юридически организационный и экономически определенный характер;

2.                   Наличие собственной структуры;

3.                   Имеет государственно‑властные полномочия;

4.                   Государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;

5.                   Наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

6.                   Выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7.                   Обладание правом на издание юридических актов;

8.                   Наличие нужных материальных средств;

9.                   Реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

10.                Близкое взаимодействие с иными государственными органами;

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1.                   На первичные – к ним относят органы, которые формируются, избираются напрямую и непосредственно населением в определенном законом порядке;

2.                   Производные – органы, которые формируются первичными органами государства

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1.                   Высшие органы власти – это правительство, парламент;

2.                   Центральные, в частности министерства;

3.                   Местные – государственные органы субъектов Федерации;

В зависимости от широты компетенции различают:

1.                   Органы общей компетенции – это президент, правительство;

2.                   Органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства;

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1.                   Коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2.                   Единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом;

В зависимости от характера организационно‑правовых форм деятельности различают:

1.                   Законодательные;

2.                   Исполнительные;

3.                   Судебные;

4.                   Контрольно‑надзорные органы;

В зависимости от времени функционирования:

1.                   Постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

2.                   Временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач;

students-library.com

Понятие и признаки государственной власти

Изучение государства, проблем его возникновения, становления функционирования, невозможно без рассмотрения вопроса о государственной власти, т.к. этот вопрос напрямую связан с существованием самого государства. Жизнь любого организованного общества предполагает определенный порядок, дисциплину, власть. Последняя как раз и выступает одним из важнейших организующих и упорядочивающих факторов.

В научной литературе до сих пор отсутствует единое мнение по определению понятия государственной власти и ее природы. Эта проблема постоянно обсуждается в юридической литературе, что свидетельствует о незавершенности и актуальности данной темы. При этом совершенно справедливо отмечается, что организация государственной власти является наиболее объемной и традиционной проблемой теории государства и права.

В отечественной теории государства и права сложилось несколько подходов к определению государственной власти.

Так, Л. И. Петражицкий признавая принуждение как атрибут власти, понимал государственную власть как правоотношение, а о власти говорил как о правах одних во взаимосвязи с обязанностями других. «Под специальными властями следует разуметь соответственные специальные, т. е. ограниченные определенною областью поведения, обязанности одних и права других»[1].

Н. М. Коркунов рассматривал государственную власть как силу, способную влиять и подчинять себе поступки людей. Он считал, что «государственная власть как сила обусловленная сознанием гражданами их зависимости от государства, порождает в общественной жизни своеобразные явления»[2].

По мнению П. А. Сорокина «…если государственная власть руководствуется в своей политике не благом общества, а узкоэгоистическими соображениями собственной пользы, то результат такой деятельности едва ли будет плюсом, она в таком случае скорее причинит общественный вред»[3], т. е. он подразумевал под властью деятельность государства в лице его органов.

Классовый подход к понятию государственной власти, был преобладающим в советской теории государства и права. В частности В.М. Корельский отмечал: «Классовая сущность социалистического государства состоит в принадлежности государственной власти трудящимся во главе с рабочим классом и его партией»[4].

Данный подход, основываясь на работах Ф.Энгельса, К.Маркса, В.И. Ленина предполагал отождествление аппарата государства с государственной властью. Ф. Энгельс, подчеркивая классовую природу власти, писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу, и тем более успеваем в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более он осуществляет господство этого класса»[5].

В современной теории государства и права классовые трактовки государственной власти утратили былое значение и им на смену пришли другие концепции. Среди наиболее известных современных подходов к определению понятия «государственная власть» выделяется функциональный подход. Г. Н. Манов указывал: «Любая власть, в том числе государственная, — это особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей. Проявляясь в них, государственная власть не сводится только к этому. Она есть нечто большее. … Власть, подчеркнем еще раз, — это сила, которая способна подчинять»[6].

Одним из общепринятых подходов является понимание государственной власти как волевого отношения. Так, В. Е. Чиркин пишет: «Государственная власть — это возникающее на основе социальной асимметрии в обществе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является особый политический субъект — государство, его орган, должностное лицо»[7].

К спектру современных трактовок государственной власти можно отнести точку зрения Пьянова Н.А., который считает, что «государственная власть – это способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных средств и методов»[8].

Таким образом, совершенно очевидны следующие определения государственной власти: как правоотношения между определенными субъектами; как организованной силы, способной подчинять поступки подвластных людей; как деятельности государства; как органа государства; как функции государственного механизма; как волевого отношения; как способности осуществлять политическое руководство обществом.

Каждое из этих понятий позволяет сделать вывод о многогранности государственной власти, о ее важном социальном назначении в жизни современного общества.

Заслуживает самого пристального внимания мнение В.М. Корельского, который постарался объединить различные характеристики государственной власти и вывел следующее определение: «государственная власть есть система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы»[9].

При этом по нашему мнению государственная власть – это разновидность социальной власти, сущность которой заключается в возможности и способности государства осуществлять власть, управление и регулирование обществом, с помощью правовых и специальных средств, для обеспечения в обществе законности и правопорядка.

Признаки государственной власти. Для раскрытия и уяснения понятия государственной власти, необходимо рассмотреть ее признаки, т.к. именно через признаки мы можем увидеть сущность и всю сложность, многогранность рассматриваемой категории.

К числу основных признаков, характеризующих государственную власть можно отнести:

1. Государственная власть представляет собой публичную власть. Она изначально возникла как власть, управляющая обществом, и выступающая от его имени. Поэтому эта власть носит всеобщий, а не частный характер. Государственная власть действует на все общество, его классы, социальные группы, объединения и их представителей. При этом государственная власть является только одной из разновидностей публичной власти, т.к. в современном обществе мы можем выделить и другие ветви власти, не являющиеся государственными (например, муниципальную власть, власть средств массовой информации, территориальное общественное самоуправление и т.д.)

2. Политическая природа государственной власти. На протяжении многих веков политический характер государственной власти был обусловлен классовой борьбой за господство в обществе, но и в наши дни во время предвыборных кампаний развертывается острая борьба между политическими партиями и избирательными блоками, представляющими интересы различных социальных групп, за овладение государственной властью.

3. Верховенство государственной власти среди всех видов социальной власти. Верховенство означает ее наивысшую силу, наибольший вес ее решений, указаний, требований. Верховенство говорит о том, что веления государственной власти — это веления, обладающие безусловной обязательностью, исходящие из источника, имеющего право давать такие указания. Верховенство государственной власти означает также ее независимость, неподчиненность решениям никакой другой власти. Обладание верховной властью свидетельствует о наличии у данного государства возможности самостоятельно решать вопросы любой важности[10].

4. Суверенность государственной власти. Суверенитет государственной власти тесно связан с ее верховенством и предполагает ее независимость от власти какого-либо другого государства, ее возможность принимать любое решение, которое она сочтет необходимым (в рамках правовых ограничений), а также верховенство государственной власти по отношению к другим организациям, существующим на территории данного государства.

5. Территориальность государственной власти. Государственная власть носит территориальный характер, как и государство, она действует в границах территории страны, включающей сушу, недра, внутренние и территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство и т.д. Административно-территориальное деление государства также предполагает, что государственная власть осуществляется соответствующими государственными органами в определенных территориальных единицах: центральными – на всей территории государства, региональными – в пределах региона (штата, провинции, области, департамента), местными – в рамках территории отдельных населенных пунктов (района, округа, города, муниципии, коммуны, поселка, тауна, тауншипа).

6. Легитимность государственной власти, т.е. признание ее населением в качестве публичной власти. В широком (общесоциальном) смысле легитимность государственной власти — это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. В данном смысле легитимность во многом совпадает с легальностью власти[11].

Безусловно, легитимная власть — это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, выражающая его истинные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную значимость и роль в обществе.

Легитимность власти находит свое выражение в результатах голосования на выборах президента, депутатов парламента, губернаторов, членов региональных законодательных собраний (легислатур), других органов государства, в итогах референдумов, собраний, сходов, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти или при попытках совершения государственных переворотов.

О поддержке государственной власти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения, анкетирование, проведение публичных мероприятий (скажем, организация общенародного обсуждения проекта конституции)[12].

Существует несколько форм легитимации государственной власти. Известный немецкий социолог М. Вебер выделял три из них: традиционную, харизматическую и рациональную (легальную). Традиционная легитимация основывается на исторически сложившихся в обществе традициях и обычаях, носящих священный, нередко духовно-религиозный характер. Наиболее ярко влияние религии, духовных традиций и обычаев на легитимацию государственной власти наблюдается в странах Ближнего Востока, Экваториальной Африки, Юго-Восточной Азии.

Харизматическая легитимность (харизма — божественный дар) обеспечивается личными качествами выдающихся государственных лидеров — вождей, императоров, президентов, премьер-министров, стоящих во главе страны. Яркое, на уровне подсознания, эмоциональное массовое чувство, основанное на вере в их гений и всемогущество, в их необычный дар предвиденья, непогрешимость и преданность народу, мощно легитимируют государственную власть. Особая харизма может быть порождена культовой идеологией (например, культ личности Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае, Ким Ир Сена в КНДР).

Рациональная (легальная) легитимация основана на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний, на признании государственной власти населением с точки зрения прагматичного подхода, основанного на разуме и здравом смысле. Здесь нет массовой истерии и слепого обожания своего национального лидера, нет и бездумного подчинения общим правилам «законов предков», а только четкое соблюдение предписаний содержащихся в законах, перед которыми все без исключения равны. По мнению М. Вебера рациональная легитимация не имеет такой ценностной и мощной опоры, как традиции или харизма. Однако она более надежна и менее подвержена субъективизму. При таком подходе население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь разумной оценкой результатов ее функционирования.

7.Легальность государственной власти. Легальность означает официальное провозглашение государственной власти на конституционном (законодательном) уровне. Формирование, становление, функционирование государственной власти осуществляется в режиме законности. По мнению большинства авторов, легальность является юридическим выражением легитимности и находит свое отражение в действующем законодательстве.

Следует различать легальность властвующего субъекта от легальности государственных органов. Легальность властвующего субъекта находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны (например, ч. I ст. 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»). Государственные органы приобретают свойство легальности на основе предусмотренных законом выборов (например, федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), либо путем назначения со стороны представительных (законодательных) органов (например, указ Президента РФ «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти»), что также отражается в соответствующих законах, указах, постановлениях. Законными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Однако и те, и другие государственные органы получают свою власть, организационную структуру, компетенцию, необходимые для своей деятельности ресурсы от субъекта власти – народа.

8. Государственная власть выражена в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь механизм государства, состоящий из различного уровня государственных служащих, должностных лиц, специалистов, из которых и формируются органы управления и принуждения.

9. Единство государственной власти. Несмотря на достаточно большое количество государственных органов, должностных лиц, государственных служащих которые относятся к различным уровням и ветвям государственной власти, все они составляют единый механизм (аппарат) управления и принуждения, который осуществляет данную власть. В одном государстве не может существовать две, три или более различных государственных властей, неодинаковых по своей природе, отличных по своему социальному назначению, целям, задачам и обладающих своими средствами государственного принуждения. Кроме того, единство государственной власти проявляется и в том, что она основывается на единых принципах организации и деятельности государственных органов и должностных лиц, и принципы эти являются обязательными для всего государственного аппарата. Неисполнение этих общепринятых правил является нарушением установленного порядка осуществления государственной власти и может привести к роспуску, ликвидации государственного органа или отстранения лица от занимаемой должности.

10. Наличие внутренней структуры государственной власти. В структуре государственной власти можно выделить такие ключевые элементы как: 1) субъект власти, 2) объект власти, 3) содержание властной деятельности (властеотношение), 4) средства способы, приемы осуществления государственной власти, 5) ресурсы власти[13]. Особенностью государственной власти является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего разделены, особенно это достаточно четко видно в авторитарных и тоталитарных государствах (деление на классы, господство одной политической партии или социальной группы, клана, племени, народности и т.п.).
В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, влекущая к их частичному совпадению. Это вызвано тем, что народ является источником власти, осуществляя ее через государственные и иные органы, которые формируются выборным путем, либо непосредственно через референдумы, собрания, сходы. Кроме того, большинство граждан обладают правом поступления на государственную службу или занятия выборных должностей. Поэтому наблюдается определенная подотчетности и подконтрольность органов государственной власти (властвующих) народу (подвластным). Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта власти быть не может, т.к. это привело бы к самоуправлению и исчезновению государственных институтов.

11.Государственная власть реализуется через государственное управление. Государственное управление — это целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе действующего законодательства для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Под воздействием государственной власти и государственного управления система общественных отношений приобретает характер направляемых и контролируемых связей, в обществе утверждается организованность и порядок.

12. Государственная власть – это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственная власть располагает и специальными средствами и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством. К специальным методам осуществления государственной власти относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления[14].

Наконец важным вопросом является соотношение понятий государственная власть и государства. В юридической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому представляется, с учетом анализа существующих мнений, сделать вывод о том, что если государство мы рассматриваем в качестве политической организации управляющей обществом (государство в узком, политическом смысле), то государственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, т.е. внешним выражением государственной власти будут выступать государственные органы, осуществляющие свои властные полномочия.

В случае если мы рассматриваем государство как высокоразвитый тип политико-организованного общества (государство в широком, общесоциальном смысле), то государственная власть будет выступать одним из основных его признаков.


[1] Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. – Спб., 1907.С.192.

[2] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб.1894. С. 246.

[3]Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 1919. С. 90.

[4] Теория государства и права / под ред. С.С. Алексеева. – М.: Юрид. Лит, 1985. С.135

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 311-312.

[6] Манов Г. Н. Признаки государства: Новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М.: ИГП РАН, 1993. С. 42

[7] Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.С.16.

[8] Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: учебное пособие / Н.А. Пьянов. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2008. С.70.

[9] Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009. С.53.

[10] Радько Т.Н Теория государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2009.С.108.

[11] Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009. С.63.

[12] Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000. С.88.

[13] Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. С.70-71.

[14] Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: учебное пособие / Н.А. Пьянов. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2008. С.69-70.

kursak.net

Признаки гос суверенитета

Поиск Лекций

Государственный суверенитет. понятие признаки.

Государственный суверенитет — признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях

Основные характеристики государственного суверенитета:

1 ) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта.

3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением государства в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям.

4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту — государству

5) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях.

Суверенитет государства не беспределен, внутри страны он ограничен суверенитетом народа, вне страны — принятыми нормами отношений между государствами.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

Внешняя – независимость государственной власти;

Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.

Внутренняя – верховенство власти;

Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения.

Признаки государственного суверенитета:

С внутренней стороны:

Верховенство государственной власти – то есть ее распространение на всех лиц на территории данной страны и обеспечивается с помощью законов и аппарата власти;

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

Государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

Наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает, например, армия, полиция, тюрьмы;

Монопольную возможность применения таких средств воздействия, принуждения, силовых методов, которыми не располагают другие субъекты политики;

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;

Самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

С внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны;

Признаки гос суверенитета

Суверенитет — важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение — одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин «суверенитет» означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 — 1596 гг.).

Понятие «суверенитет» имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя — весьма относительной.

Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

 

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней сторонысамостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны. … читать далее …

 

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

§ 1 Признаки государственной власти. Государственная власть: понятие, признаки, структура

Похожие главы из других работ:

Государственная власть

1.2 Признаки государственной власти

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной…

Государственная власть

1.1 Признаки государственной власти

1. Важнейший признак государственной власти заключается в ее политической природе. Она изначально возникла как публичная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени…

Государственная власть

1.3 Признаки, структура и методы государственной власти

Данный вопрос тесно связан с вопросом о государстве. Понятия «государственная власть» и «государство» нередко отождествляются и это не случайно, т.к. государственная власть не может существовать без государства…

Государственная власть и формы ее осуществления

1.2 Признаки государственной власти

В специальной юридической и философской литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы выступают за различение этих категорий…

Государственная власть, её свойства и формы осуществления

2.3 Признаки государственной власти

Государственная власть, её свойства и формы осуществления

Признаки государственной власти:

является властью публичной (официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и…

Государственная власть: понятие и виды

2. Понятие, признаки, компоненты государственной власти

Государственная власть: понятие и виды

2.1 Понятие и признаки государственной власти

Власть — это возможность и способность осуществлять волю властвующего даже вопреки сопротивлению другой стороны. Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная власть…

Государственная власть: понятие и признаки

1.2 Понятие и признаки государственной власти

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей…

Государственная власть: понятие, признаки и виды

2.1 Понятие и признаки государственной власти

Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть»…

Государственная власть: понятие, признаки, национальные особенности

1.1 Понятия и признаки государственной власти

В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи, с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию…

Государственная власть: понятие, признаки, структура

Глава II Признаки государственной власти

Государственная власть: понятие, функции и свойства

2. Признаки государственной власти

Для более полного и глубокого анализа государственной власти необходимо выделить ее характерные черты и особенности. Государственная власть — это суверенная власть, то есть автономная, самостоятельная, независимая и высшая, верховная власть…

Органы государственной власти в России

1.3 Признаки органов государственной власти

Подробно о каждом признаке: 1) Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства. Орган государства всегда является частью (элементом) механизма государства, т.е. взаимосвязан с иными органами…

Разновидности государственной власти

1.2 Основные признаки государственной власти

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены…

pravo.bobrodobro.ru