Год принятия русской правды – Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Год создания «Русской Правды». Свод законов Ярослава Мудрого

«Русская правда» стала первым законодательным сводом на Руси. Для будущего поколения этот документ был ценнейшим источником информации о жизни в те времена. Все последующие законы имели в основе своей идеи «Русской правды».

Как появилась «Русская правда»

Привычное для нас слово «правда» во времена Ярослава Мудрого значило не только истину. Основной его смысл в ту эпоху – это закон и устав. Именно поэтому первый свод правил назвали «Русская правда» (год создания — 1016). До этого времени все правоустанавливающие документы были основаны на морали языческой, а позже — на церковно-византийской религии.

Законы «Русской правды» должны были появиться по нескольким причинам. Во-первых, судейство на Руси в то время состояло из греков и южных славян. Они практически не были знакомы с русскими обычаями в юриспруденции. Во-вторых, старые русские обычаи содержали нормы языческого права. Это не соответствовало новой морали, основанной на новых религиозных принципах. Поэтому введенный институт церковных судов и принятие христианства стали основными факторами, благодаря которым создали писаные законы. Именно поэтому «Русская правда» складывалась без особого участия княжества. Зато церковная юрисдикция выступила активным составителем этого уникального документа.

О месте, в котором впервые выпустили «Русскую правду», идут споры. Одни исследователи говорят, что это было в Новгороде, другие уверены, что это случилось в Киеве.

Краткое содержание

К сожалению, «Русская правда», текст которой включал в себя законодательные статьи по уголовному, торговому, наследственному праву, претерпевала изменения. И первоначальное изложение не сохранилось до наших дней.

Год создания «Русской правды», по утверждению историков, 1016-й. Хотя достоверную информацию никто из исследователей предоставить не может. До 1054 года все законы собирались в одну книгу по инициативе Ярослава Мудрого. В ней содержались законодательные статьи, касающиеся следующих вопросов:

  • уголовное право;
  • работа суда;
  • социальный статус граждан.

Структура «Русской правды»

Несмотря на то что год создания «Русской правды» – 1016-й, до наших дней дошел один их экземпляров, который относится к 1280 году. Это самая древняя копия, найденная на сегодняшний день. А в печати первый текст появился в 1738 году благодаря российскому историку В. Н. Татищеву.

«Русская правда» имеет несколько вариантов изложения:

  • краткое;
  • пространное;
  • сокращенное.

Самая первая из них – это древнейший вариант.

В кратком варианте есть 4 документа. В них поместили 43 статьи. Они посвящены государственным традициям на Руси, включая старые обычаи наподобие кровной мести. Также в «Правде» выложены правила уплаты штрафов, и за что их необходимо взимать. При этом наказание определялось исходя из социального статуса преступника. Документ отличало отсутствие дифференцированного подхода к определению размеров штрафов.

В более полном варианте «Русская правда», текст которой насчитывает порядка 121 статьи, содержит уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Этот вариант носит название «Пространная Правда». Здесь уже четко определено, что феодалы наделены привилегиями, чего не скажешь о холопах. Статьи определяли правовые отношения при определении права собственности на любое имущество, при передаче его в наследство и заключении различных договоров. В таком варианте своды законов использовались также церковными и гражданскими судами для наказания преступников.

«Сокращенная Правда»

Это самый поздний вариант, который полностью сформировался к середине 15 века. Его создали на основе «Пространной Правды».

Не было бы первоначальных источников свода закона, не будь фундамента для его создания. В данном случае такими источниками и стали «Краткая Правда» и «Пространная Правда».

Преступления и наказания

Великий князь Ярослав Мудрый совместно с сыновьями установили законы, по которым следовало жить, прописали все возможные наказания за различные преступления.

Новшеством стало то, что был отменен обычай под названием «кровная месть». Правда, это случилось не в год создания «Русской Правды», а немного позже. За убийство должно было отвечать по закону.

При этом княжеские приближенные и сами князья получали более мягкие наказания, чем люди без «рода и племени».

За многие преступления были назначены штрафы. За тяжкие провинности наказания были суровые. Семью могли изгнать вместе с виновным из населенного пункта, а имущество конфисковывали. Эти наказания применяли за поджоги, воровство коней.

Важное значение при принятии решения суд уделял показаниям свидетелей. Их тогда называли «послухи».

Документ отделил умышленное убийство от неумышленного. В нем сохранялась смертная казнь. Штрафы назначались в различных денежных номиналах.

«Русская Правда» определяла порядок проведения судов: в каком месте они должны происходить, кто в них участвует, где будут содержать преступников и как их необходимо судить.

Значение документа для современников

Год создания «Русской Правды» нельзя назвать однозначно. Она постоянно дополнялась. Однако, независимо от этого, книга имеет огромное значение и для историков, изучающих эпоху Ярослава Мудрого, и для будущих поколений. Ведь в ней сохранено столько интересных знаний о начальном этапе развития Киевской Руси.

Многие слова в современном праве имеют много общего с первым правовым документом. К примеру, «уголовник»: в «Русской Правде» убийца был назван «головник», а убитый в документе назывался «головой».

Кроме того, законы «Русской Правды» дают нам представление о жизни княжества и простого народа в то время. Здесь четко прослеживается превосходство правящего класса над холопами и челядью. Это настолько благоприятно было для княжества, что статьи Русской Правды использовали в новых юридических сборниках до 15 века.

Фундаментальной заменой «Правды» стал Судебник Ивана III, который вышел в 1497 году. Но это не значит, что он коренным образом изменил правовые отношения. Напротив, все последующие судебные документы формировались исключительно на «Русской Правде».

fb.ru

«Русская правда» Ярослава Мудрого

«Русская правда» Ярослава Мудрого

 

Чтение  народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава.

Картина Кившенко А.Д.(1851-1895)

«Русская правда» — первый писаный свод законов Древней Руси, нормативно-правовой документ Древней Руси в 10-11 веках, принятый в период правления князя Ярослава Мудрого примерно в 1016г.  

Этот документ является не только памятником русского права, но и содержит важные сведения о социальной структуре, хозяйственной жизни, экономических отношениях.

Русская правда в основном регулировала уголовное право, однако есть статьи по семейному, гражданскому ( прежде всего наследственному)праву, а также она регулировала социальные отношения.

 

 

Из документа мы узнаём о металлических деньгах и мехах, которые выполняли роль денег, о ценах на товары, о торговле с другими странами.

Интересны сведения о социальной структуре общества того периода: «княжие люди» — дружина, «люди»- свободное население, обязано было платить дань князю, «холопы»- за них отвечал господин.

Причины принятия «Русской правды»

  • Введение христианства привело к замене языческих представлений на преступление и наказание на христианские, что необходимо было отметить в законодательном документе

  • Необходимость систематизировать все правовые документы, указы для формирования законодательной системы на Руси.

Источники 

  • княжеские указы

  • кормативно-правовые акты

  • административные документы

Основное содержание 

  • Дано определение преступления — это обида за причинение ущерба материального, физического или морального, за обиду нужно было нести наказание ( в основном это материальная компенсация).

  • Содержала нормы права, касающиеся вопросов общественного порядка — защиты людей от грабежей, насилия, драк.

  • Определяла социальную структуру общества: «княжие люди», «люди», «холопы».

  • Закрепляла права на имущество, принципы наследования.

  • Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.

  • Предусматривала строгое наказание за умышленное убийство

  • Допускалась кровная месть, то есть за убийство можно было мстить убийце, но сделать это могли только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя). Остальным, даже родственникам, но дальним, кровная месть запрещалась .Если не было кровной родни, то убийца должен был заплатить штраф — виру— в 40 гривен.

  • За побои и увечья предусматривался большой денежный штраф.

 

Дополнения «Русской правды»

  • Правда Ярослава Мудрого(1016)

  • Правда Ярославичей, 60-е годы 10 века, составлена детьми Ярослава Мудрого.

  • Устав о закупах и резах Владимира Мономаха, внука Ярослав Мудрого 1113г.

  • На сегодняшний день известно 106 вариантов Русской правды.

Значение «Русской правды»

  • Первый письменный законодательный документ государства.

  • Она заложила основы нормативно-правовой системы, была основным источником при составлении последующих правовых документов.

  • Нормы права данного документа дают полное представление о социальной, экономической жизни страны, о традициях и укладе жизни людей.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

poznaemvmeste.ru

Принятие «Русской правды»

Показатель развития общества в Древней Руси

В данном материале мы собрали наиболее известные факты о таком известном юридическом документе как Русская Правда.

В IX – X веках на Древней Руси действовала в основном система устного права и часть таких законов не нашла письменного отражения в дошедших до нас летописях, в результате чего о развитии права на Руси можно лишь догадываться по фрагментам литературных источников. Одним из таких древнерусских источников и стала Русская Правда.

Значение Русской Правды для науки

Русская Правда проходит длительное изучение историков – с 1738 года, то есть с того момента, когда русский историк В.Н. Татищев обнаружил список Новгородской летописи. Тем не менее до сих пор у историков возникает множество вопросов относительно степени ее искажения в переписях, а также участие в ее составлении источников зарубежного права. Тем не менее ни у кого не возникает сомнений, что Русская Правда — это официальный свод законов, имевший свою силу в определенных регионах во времена Древней Руси.

По сути Русская Правда стала сборником правовых норм, которые действовали в Древней Руси и издавались, начиная с 1016 года. Этот сборник стал для ученых главным показателем развития права и общества в Древней Руси, так как содержит законы уголовного и торгового права, отражая социальные и экономические отношения того времени. Особенно ценным данный сборник является для историков еще и потому, что его содержание основано на реальных случаях из судебной практики. Кроме того, Русская Правда для древнерусского общества стала источником правовых норм, на основе которых власти совершали суд.

Основное содержание Русской Правды

Русская Правда являет собой описание правовой системы Древней Руси, куда вошли действовавшие тогда законы по уголовному, частному и процессуальному праву. Кроме того, данный свод законов стала идеальным источником изучения социальных категорий населения Древней Руси, так как он детально перечисляет имеющиеся тогда сословия: знать, слуги, рядовые свободные жители и зависимое население.

Редакции Русской Правды

Создание данного документа относят к 1016 году, так как именно тогда Ярослав Мудрый представил ее новгородцам с наставлением жить по этой грамоте и соблюдать ее. Тем не менее историки выделяют три редакции Русской Правды.

Первая редакция Русской Правды называется Краткой Правдой. Данный документ состоит из 43 статей и в нем его авторы объединили два других сборника законов, существовавших на Руси еще до 1016 года. В состав Краткой Правды вошла Правда Ярослава и Правда Ярославичей. Первый из этих документов был создан Ярославом Мудрым и включал 18 статей, полностью посвященных уголовному праву. Второй из названных документов состоял из 25 статей и был принят сыновьями Ярослава в Киеве на съезде князей, а также элиты феодалов. Все эти сборники и вошли в свод законов Древней Руси под названием Русская Правда.

Вторая редакция указанного сборника возникла уже в XII веке и стала носить название Пространной Правды. Данный свод законов состоял из 121 статьи, основой для которого послужили Устав Ярослава и Устав Мономаха. Пространная Правда являет собой свод законов феодального права, где устанавливались привилегии феодалов и бесправное положение определенных сословий. Данная редакция Русской Правды отражает процесс укрепления феодального землевладения на Руси.

Третья редакция появилась в XV веке и получила название Сокращенной Правды, став для многих ученых лишь своеобразной выпиской из Краткой Правды.

В результате можно сказать, что данный юридический документ необходимо использовать для изучения Древней Руси, российского права и русского общества в целом.


www.istmira.com

Русская правда Ярослава Мудрого, первый закон




Закон не может быть законом, если за ним нет силь­ного.


Махатма Ганди

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

Первый письменный свод законов


Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона


Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.

Русская правда Ярослава Мудрогоэто первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

istoriarusi.ru

8.Русская правда. Её основные редакции

РУССКАЯ
ПРАВДА».

Основные
редакции Русской правды.

Их
общая характеристика.

«Русская
правда» – это древнейший законодательный
сборник нашего государства. Это первый
официальный, исходящий от государства
сборник законов. Существовало несколько
точек зрения, связанных с оценкой этого
документа, эти расхождения в основном
имели место в 19 веке. Существовало
несколько точек зрения:

1.«Русская
правда» — это не законодательный свод,
а документ, составленный частным лицом,
то есть это не акт государственной
власти, а некое свободное изложение
традиционных правил, которых придерживались
славяне в те времена.

2.«Русская
правда» — это опять же не акт государственной
власти, а сборник норм церковного права.

В
конце концов специалисты пришли к
выводу, что «Русская правда» — это
все-таки законодательный свод.

До
«Русской правды» существовала совокупность
написанных норм, обычаев, которые не
были зафиксированы в документах, и общее
название, которое употребляется по
отношению к ним – «Закон Русский».

Первый
список, содержащий текст «Русской
правды» был обнаружен в 1737 годе Российским
историком В.Н Татищевым.

После
него таких списков было обнаружено
более 100. Эти списки отличались друг от
друга и авторством, и временем составления,
и полнотой.

Все
списки «Русской правды» делят на 3
основные редакции:

1.«Краткая
правда». Она состояла из 2-х частей:

•«Правда
Ярослава». Авторство приписывается
Ярославу Мудрому. Время создания –
приблизительно 1030 год. Место создания
– Киев либо Новгород. В «Русской правде»
статьи и главы не выделялись. В «Правде
Ярослава» принято выделять 18 статей.
Единственным источником «Правды
Ярослава» считают нормы неписаного
права.

•«Правда
Ярославичей». Дата создания колеблется
в пределах 1070-1075 годов. Впервые в истории
отечественного законодательства авторы
названы поименно. С местом создания –
очень большие трудности. Источниками
«Правды Ярославичей» являются не только
нормы написанного права, но и судебные,
административные решения княжеской
власти.

Количество
статей – с 19 статьи по 43.То есть в краткой
правде всего было 43 статьи. Особый
интерес вызывают 42 и 43 статьи. Они носят
специфический характер и разрешают
хозяйственно-финансовые вопросы. Это
знаменитый «Пахон вирный» (статья,
определяющая размеры платежей, которыми
местное население было обязано по
отношению к вирникам (должностные лица
на Руси)) и «Урок мостника» (Мостники –
это работники, выполняющие строительные
и ремонтные работы, а местное население
обязано было обеспечивать эту работу
чи оплачивать ее). «Урок мостника» —
это, по сути, градация платежей.

Основная
задача, которая преследовалась «Правдой
Ярославичей» — это усиление правовой,
юридической защиты института феодальной
собственности. Собственность любого и
каждого все-таки защищалась.

2.«Пространная
правда». Она состоит из двух частей:

•«Устав
о суде князя Ярослава». Дата появления
– близко, но до 1113 года. Авторство
приписывается сыновьям и внукам Ярослава
Мудрого и другим князьям. «Устав о суде
князя Ярослава» — это третий этап
становления нашего законодательства,
при подготовке которого активно
использовалась «Правда Ярослава», и
даже можно сказать, что «Устав о суде
князя Ярослава» — это, в значительной
степени, дополненная и переработанная
«Краткая правда». Основным источником
«Устава о суде князя Ярослава» являются
административные, судебные решения и
законодательства князей. Нормы обычного
права, как источника, там практически
не рассматриваются. Особенностью «Устава
о суде князя Ярослава» считается то,
что с момента его создания нормы «Русской
правды» начинают действовать на
территории всего Киевского государства.
Считают, что до этого нормы «Русской
правды» применялись лишь на территории
Великокняжеского домена, то на есть
территории принадлежавшей лично князю.
Другой отличительной чертой «Устава о
суде князя Ярослава» является то, что
в нем отсутствует положение о кровной
мести, которое было свойственно «Краткой
правде». Это свидетельствует об укреплении
государственной власти. Всего в уставе
51 статья.

•«Устав
о суде князя Владимира». Место создания
– Киев. Время создания колеблется в
пределах 1113-1125 годов. Авторство
приписывается Владимиру Мономаху.
Количество статей – с 52 статьи по 130.

Содержание
устава свидетельствует о попытках
законодателя путем принятия новых
правовых норм понизить уровень социального
противостояния в обществе. Это
свидетельствует о том, что законодатель
уже понимает, что право – это не только
«дубинка» в руках власти, но и очень
эффективное средство регулирования
общественных отношений. В этом уставе
была предпринята попытка определить
правовое положение некоторых категорий
населения Киевского государства. Речь
идет о зависимом населении(холопы,
закупы, рядовичи). В уставе в определенной
степени было ограничено всевластие
господина по отношению к холопу. Если
«Русская правда» относилась достаточно
спокойно к немотивированному убийству
холопа, то «Устав о суде князя Владимира»
признает, что холопа можно убить и не
понести никакой ответственности, но
убийство допускалось лишь в определенных
ситуациях, например, причинение вреда
свободному человеку, оскорбление
господина и так далее. В уставе был
ограничен процент по договору займов.
Предел – 50% годовых. В «Уставе о суде
князя Владимира» принято отмечать
«Устав о банкротстве». Впервые была
затронута проблема вины, проблема
ответственности, проблема
причинно-следственной связи между
определенными действиями и последствиями.
В уставе говориться о трех разновидностях
банкротства:

•Случайное
банкротство. Долг при случайном
банкротстве возвращался без процентов
и давалась отсрочка.

•Неосторожное
банкротство. Долг возвращался с
процентами, но в рассрочку.

•Злостное
банкротство. Долг возвращался с процентами
и без рассрочки.

3.«Сокращенная
из пространной». Место появления – либо
Москва, либо территория Московского
княжества. Время появления стоит под
вопросом, но считают, что это 13-14, а может
даже 15 век. Московский переписчик, может
быть даже монах, явно имел дело с
пространной редакцией. Он выписывал из
неё определенные статьи и вносил их в
свой список. Для многих специалистов
эта редакция интересна лишь одним:
почему московский переписчик извлекал
из пространной редакции именно эти
статьи и почему он без интереса отнесся
ко всем остальным? Анализ статей,
внесенных переписчиком в свой список,
позволяет сделать предположение, что
ряд отношений, которые регламентировались
статьями, не внесенными в список, в
условиях московского государства уже
не существовали.

Существует
еще одна классификация «Русской правды»,
принадлежащая С.В.Юшкову. Эта классификация
включает в себя 6 основных редакций
«Русской правды».

9.Источники
права в Древней Руси

Становление
Киевской Руси сопровождалось формированием
древнерусского права. Источниками
права, как известно, служат законодательная
власть, создающая закон; суд, вырабатывающий
своими решениями новые нормы права;
частные лица и органы правительства,
содействующие созданию новых юридических
обычаев. Таким образом, источники права:
закон, обычай, договор, судебные решения.

Источниками
нормативно-правового акта являются
обычное право, судебная практика,
иностранное (часто византийское) и
церковное право. Нормативно-правовые
акты в раннефеодальном государстве
рождаются, в основном, на базе обычного
права. Большая часть обычаев не получила
поддержки государства и осталась
обычаями (календарь, наследование
имущества господина его детьми от
рабыни), часть обычаев была санкционирована
государством и превратилась в
нормативно-правовые акты.

Главными
нормативно-правовыми актами Древнерусского
государства были:


договоры. Договор – иначе ряд, крестное
целование, докончанье – широко
распространенная форма древнего права.
Им определялись не только международные
отношения, но и отношения между князьями,
князей с народом, дружиной, между частными
лицами. Важные международные договоры
были заключены с греками и немцами.
Договоры Руси с Византией (911, 944 гг) в
большей своей части посвящены вопросам
уголовного права, международным, торговым
отношениям. Под влиянием греков, в
договорах встречаются общие термины
для выражения понятия преступления:
проказа, согрешение, понятия о наказании:
казнь, епитимия. В договорах ясно видны
правовые воззрения, свойственные
первобытному народу. Греческий закон
устанавливал за убийство смертную казнь
по приговору суда, «закон русский» —
кровную месть. В договоре Олега 911 г.
ст.4 постановляет, что убийца должен
умереть на том же месте, греки настояли,
что затем это утверждалось судом, а в
договоре Игоря ст.12, который заключался,
когда победителями были греки, месть
совершалась родственниками убитого
после суда;


княжеские уставные грамоты, которые
устанавливали повинности феодально-зависимого
населения;


княжеские уставы, которые были прообразом
законодательной деятельности в Древней
Руси. Первые князья, раздавая города
своим мужам, устанавливали порядок
управления и суда. Подчиняя своей власти
новые племена и земли, они определяли
размеры дани. Уставы закрепляли
взаимоотношения государства и церковных
властей, В Уставе князя Владимира
Святославича содержится история крещения
Руси, определяется юрисдикция церкви
по регулированию внутрисемейных
отношений, дел о колдовстве. В Уставе
Ярослава Владимировича были установлены
нормы, регулирующие семейно-брачные
отношения, половые преступления,
преступления против церкви.

Наиболее
крупным памятником древнерусского
права является «Русская Правда ».

Русская
Правда содержит в себе прежде всего
нормы уголовного, наследственного,
торгового и процессуального
законодательства; является главным
источником правовых, социальных и
экономических отношений восточных
славян.

Источники

1.
Источниками кодификации явились нормы
обычного права и княжеская судебная
практика. К числу норм обычного права
относятся прежде всего положения о
кровной мести (ст. 1 КП) и круговой поруке
(ст. 19 КП).

2.
одним из источников Русской Правды был
Закон Русский (нормы уголовного,
наследственного, семейного, процессуального
права).

3.обычай
санкционируется государственной властью
(а не просто мнением, традицией), он
становится нормой обычного права. Эти
нормы могут существовать как в устной,
так и в письменной форме.

4.
Ссылки договоров на закон молодого
Русского государства, используемый как
источник права наряду с законами
Византийской империи, стали темой
оживлённой дискуссии в исторической и
юридической литературе.

Основные
редакции

Русской
Правды разделяются на две основных
редакции, во многом отличающиеся, и
получившие наименования «Краткая» (6
списков) и «Пространная» (более 100
списков). В качестве отдельной редакции
выделяется «Сокращенная» (2 списка),
представляющая собой сокращённый
вариант «Пространной редакции»

Русская
Правда в зависимости от редакции
подразделяется на Краткую, Пространную
и Сокращенную.

Краткая
Правда — древнейшая редакция Русской
Правды, которая состояла из двух частей.
Ее первая часть была принята в 30-е гг.
XI в. и связана с именем князя Ярослава
Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть
была принята в Киеве на съезде князей
и крупнейших феодалов после подавления
восстания низов 1068 г. и получила название
Правды Ярославичей.

Краткая
редакция Русской Правды содержит 43
статьи. Характерными особенностями
первой части Краткой Правды (ст. 1—18)
являются следующие: действие обычая
кровной мести, отсутствие четкой
дифференциации размеров штрафов в
зависимости от социальной принадлежности
потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43)
отражает процесс развития феодальных
отношений: отмена кровной мести, защита
жизни и имущества феодалов повышенными
мерами наказания и т. д. Большая часть
статей Краткой Правды содержит нормы
уголовного права и судебного процесса.

Пространная
Правда была составлена после подавления
восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из
двух частей — Устава князя Ярослава и
Устава Владимира Мономаха. Пространная
редакция Русской Правды содержит 121
статью.

Пространная
Правда — это более развитый кодекс
феодального права, в котором закреплялись
привилегии феодалов, зависимое положение
смердов, закупов, бесправие холопов и
т. д. Пространная Правда свидетельствовала
о процессе дальнейшего развития
феодального землевладения, уделяя много
внимания охране права собственности
на землю и другое имущество. Отдельные
нормы Пространной Правды определяли
порядок передачи имущества по наследству,
заключения договоров. Большинство же
статей относятся к уголовному праву и
судебному процессу.

Сокращенная
Правда сложилась в середине XV в. из
переработанной Пространной Правды.

studfiles.net

Авторы «Русской Правды».

«Русская Правда» — один из основных исторических источников, раскрывающий события, происходившие в Киевской Руси в X-XI веках. Это ещё и основной памятник права данного государства. В нем собрана информация об
• особенностях государственного управления;
• управленческом персонале, состоявшем при князе
• о системе управления на местах;
• о защите прав людей, принадлежащих к высшим сословиям;
• оплате различных услуг, оказываемых ими простым общинникам.

Историкам известны три редакции «Русской правды». Автором первой редакции, известной как «Краткая Правда» или «Правда Роська» считается князь Ярослав Владимирович (Мудрый) и его сыновья, Ярославичи (Изяслав Киевский, Олег Черниговский, Всеволод Переяславский). Время её составления — XI век.

«Краткая Правда» содержит сорок три статьи и делится на три большие части.
1. «Правда Ярослава» или «Древнейшая Правда» (с первой по восемнадцатую статьи; содержится информация о княжеских чиновника, об основных законах, о видах наказаний за различные преступления).
2. «Правда Ярославичей» (с девятнадцатой по сорок первую статьи; содержит информацию об основных нормах уголовного и процессуального права; статьи, защищающие феодальную собственность и саму систему раннефеодального государства).
3. «Устав вирный» и «Урок мостника» (содержит информацию о содержании княжеских чиновников, которые были ответственны за сбор виры (штрафной налог) и строительство мостов).
Вторая редакция носит название «Пространной Правды». Она была составлена в XII — XIII веках. Одним из самых известных авторов данной редакции является Владимир Мономах (в состав «Пространной Правды» вошел составленный им «Устав»). Приняли участие в составлении этого документа и другие князья-рюрикович, владетели самых крупных княжеств.

«Пространная Правда» состоит из 121 статьи и разделена на шесть частей.
1. Первая часть (статьи с 1 по 46) является плодом коллективного труда князей, участвовавших в Любическом съезде в 1097 году.
2. Вторая часть (статьи с 47 по 52) принадлежит перу Святополка Изяславовича, правившего в Киеве и покровительствовавшего ростовщикам (регламентирует порядок различных финансовых операций).
3. Третья часть (с 53 по 66) – это «Устав» Владимира Мономаха (регламентирует различные договорные отношения между феодалами и смердами).
4. Четвертая часть (с 67 по 85) принадлежит Всеволоду Ольговичу, князю Черниговскому.
5. Пятая часть (с 85 по 106) составлена тем же Всеволодом, князем Черниговским.
6. Шестая часть (с 106 по 121) составлена Всеволодом Юрьевичем, князем Владимро-Суздальским (сын Юрия Долгорукого).
Автор третьей редакции «Русской Правды» — «Сокращенный Правды», относящейся к XVII веку, не известен. Исходя из текста можно сделать вывод о том, что над ней работал некий государственный чиновник, перед которым стояла довольно сложная задача – выделить из большого объема статей те правовые нормы, которые ещё действовали в это время. То есть, он старался придать древнему памятнику права более современный вид.


www.istmira.com

СОЗДАНИЕ «РУССКОЙ ПРАВДЫ». 500 знаменитых исторических событий

СОЗДАНИЕ «РУССКОЙ ПРАВДЫ»

Сын Владимира Красное Солнышко Ярослав был посажен князем в Новгороде. Утвердившись там, Ярослав перестал платить дань Киеву. Надвигалась война между сыном и отцом, но в 1015 г. Владимир умер.

«Русская Правда». Список начала XIV века

Власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк Окаянный. Опасаясь соперничества, он принялся устранять братьев. Были убиты Борис, Глеб и Святослав. Однако в продолжительной войне против Ярослава он потерпел поражение. С 1019 г. Ярослав правил в Киеве, в то время как землями восточнее Днепра владел его брат Мстислав. Лишь в 1036 г. после смерти последнего Ярослав стал самовластным правителем Киевской Руси.

Одолев всех врагов — внешних (печенегов) и внутренних — Ярослав занялся государственными делами. Во время его княжения Киевская Русь достигла вершины своего могущества. Огромная страна была объединена, русская культура находилась едва ли не на более высоком уровне развития, чем в европейских странах. Киев активно строился и поражал чужестранцев широкими улицами и великолепными храмами (в частности величественным Софийским собором). Князь способствовал усилению Русской церкви, основал первую библиотеку.

В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич в 1043 г. предпринял последний крупный поход Руси на Византию, который, однако, закончился неудачей. Около 1050 г. в Киеве был поставлен первый митрополит из русских — Иларион, отстаивавший независимость Русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы: короли Франции, Норвегии, Дании, Венгрии сочли за честь взять в жены дочерей киевского князя.

В правление Ярослава Мудрого был введен писаный свод законов «Русская Правда». Ее составление часто приписывается самому князю, хотя на самом деле это целый ряд документов, относящихся к разному времени. Лишь часть их была написана в 30-е годы XI в. Как и другие подобные своды того времени, «Русская Правда» содержала, в первую очередь, уже устоявшиеся нормы обычного хозяйственного, уголовного, гражданского права. Ее значение было именно в фиксации этих норм на бумаге, что способствовало развитию права и государства как такового. Она содержала немало пережитков родового строя — например, разрешала кровную месть. Впрочем, круг имевших право мстить таким образом сужался по сравнению с предыдущими обычаями.

До наших дней дошло более ста списков «Русской Правды». Все они распадаются на две основные редакции: «Краткую» и «Пространную». Большинство исследователей считают, что древнейшей редакцией (подготовленной не позднее 1054 г.) является «Краткая Правда», состоящая из «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» (принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1086 г.), «Покона Вирного», «Урока Мостников». «Пространная редакция» возникла не ранее 1113 г. Ее появление связано с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на «Суд Ярослава» и «Устав Владимира Мономаха». Кроме обычаев, в «Русскую Правду» вошли записи отдельных судебных решений, княжеские уставы, или уроки; заимствованные из Византии правовые нормы.

Как всякое феодальное право, древнерусское право было правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких человеческих прав. Весьма ограничена была правоспособность смерда, закупа. Зато права и привилегии верхушки феодального общества усиленно охранялись. Это отражалось в виде установления того или иного наказания (например штрафа) за убийство представителей разных сословий, в виде норм на наследование собственности, в виде установления повинностей.

«Русская Правда» во всех ее редакциях и списках является памятником огромного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. Естественно, для историков это бесценный документ. Само упоминание в ней социальных категорий, должностей и других терминов, собственно, и позволяет исследовать экономическую, политическую, социальную историю Древнерусского государства, прослеживать ее развитие независимо от летописей, которые, как правило, тенденциозны и обращают внимание только на политические события и биографии правителей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о