Гносеология нового времени – Эволюция рационализма в европейской философии Нового времени: Декарт, Спиноза, Лейбниц

Эволюция рационализма в европейской философии Нового времени: Декарт, Спиноза, Лейбниц

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«Уральский Государственный Горный Университет»

Кафедра философии и культурологии

Реферат по философии

Преподаватель: Гвоздецкий

Студент: Попков М.В.

Группа: ТГР-11-1

Екатеринбург

2012 Оглавление

Оглавление 1

Введение 2

Гносеология Нового времени: рационализм и эмпиризм 3

Характерные черты рационализма философии Нового времени 4

Рене Декарт (1596-1650) 4

Бенедикт Спиноза (1631 — 1677) 8

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) 10

Общие особенности философии Нового времени. 11

Заключение 12

Список литературы 15

Введение

Новое время, начавшееся в XVII веке, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек как инициативный и деятельный работник.

Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что основным источником достоверного знания является знание. Основателем рационализма считается Декарт — автор выражения «подвергай все сомнению». Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы и ничто не принимать за окончательную истинную.

Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в XVII веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лишь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа — есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигается разумом, и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.

Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

Гносеология Нового времени: рационализм и эмпиризм

 

Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам — стержнем новых философских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносецентристского (от греч. gnosis — знание, познание). Одно из таких направлений рационализм (от лат. ratio-разум) — выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт (1596-165О), Б.Спиноза (1632-1677), Г.Лейбниц (1646-1716) и ряд других мыслителей.

Другое философское направление — эмпиризм (от греч. empiria — опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704).

Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой форме происходит сложная борьба материалистических и идеалистических воззрений. И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к процессу познания. Идеалисты настоятельно подчеркивают активную роль мышления и явно недостаточно внимания уделяют процессам и явлениям, происходящим в реальном мире. Материалисты того времени в свою очередь недооценивают активный, творческий характер человеческого мышления. В последней трети ХVI — начале ХVII века происходят первые буржуазные революции (в Нидерландах, Англии), которые положили начало развитию нового общественного строя — капитализма. Развитие нового, буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, но и в сознании людей.

studfiles.net

Философия нового времени Гносеологическая проблематика Нового времени. Рационализм и эмпиризм.

XVII в. по праву считается веком нового, экспериментально-математического естествознания. Если познавательные усилия мыслителей средневековья были сосредоточены в области богословия, а философов эпохи Возрождения – в искусстве, творчестве, то приоритетной сферой интеллектуальной деятельности в Новое время является наука. Поэтому гносеологическая проблематика занимает центральное место в философских исканиях.

Становление науки Нового времени происходило в атмосфере горячих дискуссий и полемики. Основания классического естествознания и каноны научного исследования, которые кажутся нам сейчас очевидными и само собой разумеющимися, отнюдь не казались толковыми в то время.

Поиск обоснования научного знания шёл по двум направлениям: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм – теоретико-познавательная концепция, которая в качестве основы и источника наших знаний утверждает данные чувственного опыта и в терминах этого чувственного знания пытается объяснить любое другое знание.

Идеи эмпиризма наиболее последовательно проводили английские философы – Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) поставил перед философией задачу создания нового метода научного познания и переосмысления целей науки. Средневековая наука, заражённая схоластическими спорами, опиравшаяся на авторитет Священного Писания и оторванная от практики уже перестала удовлетворять интеллектуальные потребности общества. По мнению Бэкона, наука – не самоцель, она должна служить обществу и увеличивать власть человека над природой. Наиболее значительная книга Бэкона «О достоинстве и приумножении наук» во многих отношениях современна. Бэкон сформулировал лозунг: «Знание – сила», его призыв обратиться к опыту и эксперименту был поддержан основателями Лондонского естественнонаучного общества, в которое входили Гук, Бойль, Ньютон.

Основой научного знания, по Бэкону, выступает опыт, эксперимент, который должен быть подвергнут критическому анализу с помощью индуктивного метода. Он пытался найти некий лучший вид индукции, чем то, что называется «индукция через простое перечисление». Применяя усовершенствованные индуктивные рассуждения, он надеялся установить общие законы, имеющие на первой ступени самую малую степень общности. Из ряда таких законов он предполагал вывести законы второй степени общности и т.д.

Бэкон ценил свой метод за то, что тот показывал, как классифицировать наблюдаемые факты, на которых должна базироваться наука. Мы не должны, говорил он, уподобляться ни паукам, которые ткут нить из самих себя, ни муравьям, которые просто собирают, а быть подобно пчёлам, которые и собирают и упорядочивают.

К ошибкам, по мнению английского философа, приводят людей плохие привычки ума, или «идолы». Он отмечает следующие виды идолов. «Идолы рода» свойственны самой природе человека, например, привычка ожидать большого порядка, чем действительно можно найти в явлениях природы. «Идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному исследователю. «Идолы рынка» связаны с устоявшимися оборотами речи. «Идолы театра» – это вера в авторитеты (например, в авторитет Аристотеля).

Идеи эмпиризма развивает английский мыслитель Джон Локк(1632–1704). В работе «Опыт о человеческом разумении» он пытается доказать, что все наше знание происходит из впечатлений, получаемых от органов чувств, и что у нас нет врожденных идей.

Локк полагает, что первоначально человеческий ум есть не что инок, как «лист чистой бумаги, лишенный каких бы то ни было образов и идей». Все то множество вещей, о которых человек знает или думает, происходит из опыта, полученного либо при помощи органов чувств, либо в результате самонаблюдений над нашим умом. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»,– утверждает английский эмпирик. Наиболее фундаментальными элементами нашего знания являются простые идеи, которые не могут быть составлены из каких-либо других элементов. В качестве примера Локк называет опыт восприятия вкуса сахара, запаха розы, белизны снега и т. п.

Попытка Локка построить теорию познания, показала, что эмпирический подход порождает определенные трудности. Если строго придерживаться эмпирического тезиса, что все наше знание происходит из опыта, то предположение, что вне нас находится нечто, чему мы должны приписывать наши идеи, похоже, становится несостоятельным. Сомнительно и утверждение, что, исследуя идеи и отношения между ними, мы можем установить истины об окружающем мире. Поскольку все наши идеи находятся в пределах нашей души, постольку можно ли четко отличить, что принимать в качестве основания для знания, а что отвергать как субъективные фантазии или игру воображения?

Разобраться в этих проблемах эмпирической теории познания пытались такие философы XVIII в., как епископ Джордж Беркли(1685–1753) иДавид Юм(1711–1776). Им удалось обнаружить, что в данных наших органов чувств содержится значительно меньше информации об окружающем мире, чем мы могли бы предположить. Юм приходит к предельному скептицизму относительно возможности получения какого бы то ни было достоверного знания. То, что мы считаем знанием, полагает Юм, это только способ организации впечатлений, то есть особенности нашей психики.

В широком смысле рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Как направление противоположное эмпиризму, рационализм считает разум основным источником научного познания. Французского мыслителяРенэ Декарта(1596–1650) считают основателем современной рационалистической философии. В философии и математике он создал работы величайшей важности. Работы «Рассуждение о методе» и «Метафизические размышления» начинаются с метода «картезианского сомнения», как он стал позже называться. Дело в том, что Декарт не стремится придерживаться основ, заложенных его предшественниками, а пытается создать заново законченное философское здание. В науке должно быть только истинное и несомненное знание. В поисках надежного фундамента для своей философии, он принимает решение усомниться во всём. Это радикальное сомнение должно, по мнению Декарта, смести все представления и предрассудки прежней философской традиции и расчистить поле для новой научной, рациональной культуры.

Он начинает с сомнения относительно чувств, переходит к сомнению в протяженности, величине, количестве природных вещей, находит рациональные аргументы в сомнении относительно математических знаний.

Однако остаётся что-то, – размышляет Декарт, – в чём я не могу сомневаться: я не мог бы обманываться, если бы я не существовал. У меня может не быть тела; оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе. Истина, что я мыслю,столь прочна, достоверна и очевидна, что никакой скептицизм не способен её поколебать. Положение «мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum) делает сознание более достоверным, чем материю. Мой ум, мое сознание (для меня) более достоверен, чем ум и сознание других людей.

Далее Декарт спрашивает себя: почему принцип cogito ergo sum так очевиден? И приходит к выходу, что это только потому, что он интуитивно ясен и отчётлив. Поэтому он принимает принцип: все вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и отчётливо, – истинны.

«Мышление» Декарт употребляет в очень широком смысле. Вещь, которая мыслит – это вещь, которая сомневается, понимает, воспринимает, утверждает, отрицает, хочет, воображает и чувствует и т.д. То, что я своими глазами вижу какой-либо предмет, достоверно говорит только о моём собственном существовании, а не о существовании видимого предмета. Познание внешних вещей должно осуществляться умом, а не чувствами.

Основываясь на ясном и отчётливом положении «мыслю, следовательно, существую», Декарт доказывает существование Бога. Когда же существование Бога доказано, всё остальное можно дедуктивно вывести из него.

Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который он называет «универсальной математикой». Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности в обнаружении истин. Метод позволяет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а идти, так сказать, «сплошным фронтом», не оставляя пропущенных звеньев. Научное знание, каким его предвидит Декарт, – это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины.

Таким образом, по Декарту, наука должна основываться на интуитивномпостижении ясных и отчетливых истин, из которых с помощьюдедукциивыводится всё многообразие знаний.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, поиском которой занимались ещё античные философы.

Декарт определяет субстанцию как то, что не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Сотворённый мир Декарт делит на два рода субстанций – духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции – её неделимость. Атрибутами1духовной субстанции выступают мышление, чувство, желание. Важнейший признак материальной субстанции – делимость до бесконечности; протяжённость – главный атрибут, а фигура, положение, движение – формы проявления протяжённости.

Духовная субстанция, согласно Декарту, имеет в себе идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте. Такие идеи в XVII в. называли врожденными. К ним Декарт относил идею Бога, идею числа и фигуры и др. Врождённые идеи рассматривались рационалистами в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, т.е. науки и философии.

Голландский философ-рационалист Б. Спиноза (1632–1677) определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), т.е. как то, что существует через само себя и познаётся из самого себя. Такой характеристикой обладает только Бог, или природа. Представление о слиянии, единстве Бога и природы, лежащее в основе учения Спинозы, называется пантеизмом, корни которого уходят в философию Возрождения. Мышление и протяжённость суть атрибуты субстанции.

Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646–1716) выдвинул учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Монады, говорил Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. Таким образом, все в мире оказывается живым и одушевленным.

В теории познания Лейбниц склоняется к рационализму. На формулировку Локка: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах», немецкий философ дает ответ: «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».

В XVII в. проблемы теории познания были тесно связаны с онтологией. Истинность мышления для философов этого времени определяется тем, очемоно мыслит. Неистинное мышление, заблуждение определяются субъективными особенностями самого исследователя. Вопрос об истинном знании сводился к вопросу о бытии и его структуре.

studfiles.net

3.4.1 Гносеология и методология Нового времени. Проблема метода и источника знания. Рационализм и эмпиризм

С развитием научного естествознания (Коперником, Кеплером, Галилеем) к 17 веку возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать.

В сочинении «Великое Восстановление Наук» Бэкон ратует за восстановление наук, причем отмечает, что восстанавливать следует не те или иные учения древних, а дух смелого поиска, присущий их создателям. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила», или (более точный перевод) «Знание — власть» (мы можем столько, сколько мы знаем).

Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении — поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова.

Главное затруднение в познании природы, по мысли Бэкона, находится не в предмете, не во внешних, не зависящих от нас условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении. Для Ф. Бэкона правильный метод (с греч. методос — способ исследования) — наилучшее руководство на пути к будущим открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те факторы, которые привели к их отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум, его проницательность. Такими причинами выступают «идолы» (от лат. idola — буквально образы, в том числе и искаженные). Идолами Ф. Бэкон называет заблуждения разума, искажающие познание. Первый вид заблуждений — «призраки рода». Они «вскормлены самой человеческой природой», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки. Второй вид заблуждений — «призраки пещеры» — происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. Каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Преодолеть эти заблуждения можно при использовании коллективного опыта и наблюдений. Третий вид заблуждений — «призраки рынка» — проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Они «внедрены в разум согласованием слов и имен». Четвертый вид заблуждений — «призраки театра» — связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения («истина — дочь времени, а не авторитета»).

Познание нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания — индукция (с лат. — наведение), т.е. движение познания от единичного к общему (от чувственно воспринимаемого к разумному). Определяя индукцию как истинный метод, Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции (логического выведения) и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта, эксперимента. Особенность индуктивного метода Бэкона — анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Бэкона на развитие последующей науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания («эксперимент — это вопрос к природе», задаваемый учёным в процессе ее познания, полагал он).

Иной подход к изучению действительности дает новоевропейский рационализм. Научная революция XVI-XVII вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. И особенности рационализма XVII в. связаны именно с ориентацией на математику как идеал научного знания. Из ориентации на математику прямо вытекало основное положение рационализма о том, что источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив. Рационалисты считали, что, подобно тому как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им.

Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого, математика и философа Рене Декарта (1596 — 1650), с которого в философии Нового времени и закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Кроме философских работ Р. Декарт известен как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса. В своих научных и философских поисках Р. Декарт встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Его скептицизм носит методологический характер, поскольку радикальный скептицизм нужен Р. Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Р. Декарта следующий. Любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение — «Мыслю, следовательно, существую», — поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования. Положение «мыслю, следовательно существую» — единственное положение, которое в принципе не вызывает сомнения, кладется Декартом в основание его философии. Сама философская система Декарта представляет собой яркий образец рационалистического метода познания, поскольку все философские утверждения выводятся им рационально-дедуктивным путем из единственного основоположения, из мыслящего субъекта.

Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых — идея Бога, не приобретенные, а врожденные (другие идеи — идеи числа, фигуры). Философия Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций — материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью.

Рационализм Р. Декарта утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением Человек усматривает эти идеи «внутренним» зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.

В работе «Рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины».

 Первое правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.

 Второе правило, каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа)

 Третье правило: в познании идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).

 Четвертое правило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено

Интуиция и дедукция (выведение) из интуитивно постигнутого — это основной путь, ведущий к познанию всего возможного.

Рационалистической является и теория познания (гносеология) Г.В. Лейбница, в которой он предпринял попытку сочетания рационализма и эмпиризма при сохранении ведущей роли рационализма (соглашаясь с основным тезисом эмпиризма: «В разуме нет ничего, чего (прежде) не было бы в чувствах (опыте) «, — он добавляет: «кроме самого разума»). Лейбниц выделяет два рода истин: «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Лейбниц в отличие от Декарта считает, что врожденные идеи не даны сразу ясно и отчетливо, а находятся в интеллекте в зародышевом состоянии и лишь постепенно развиваются до полного осознания. Особенностью «истин разума» выступает их всеобщность и необходимость, что характеризует прежде всего логическое и математическое знание. «Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью, они являются эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Метод отыскания «истин факта» — индукция. К «истинам факта» Г. Лейбниц относит законы природы, открываемые естествознанием. Признавая роль «истин факта» в человеческом познании, он тем не менее наделяет «истины разума» более высоким статусом.

Хотя в центре внимания философов XVII века оказались проблемы познания, однако гносеология (теория познания) в этот период еще не оторвалась от своего онтологического корня. Не случайно проблема субстанции оказалась одной из центральных в учениях Декарта, Лейбница, Спинозы и других представителей рационализма XVII века (которые давали различные ответы на этот вопрос: субстанция, сущность всего — одна, или их две, или их много). Большинство из них разделяют убеждение, что мышление постигает бытие (субстанцию) и что в этом сущность мышления и состоит.

studfiles.net

38 Гносеология Нового времени(17-18 в.в.) эмпиризм и рационализм

38. Гносеология Нового времени(17 18 в.в.): эмпиризм и рационализм.

Гносеология – раздел философии, в котором рассматриваются проблемы, связанные с познавательной деятельностью человека.

Развитие нового, буржуазного общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейший фактор – наука, прежде всего, экспериментально – математическое естествознание, которое как раз в 18 веке переживает период своего становления. Век научной революции.

Развитие науки. Как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви вызвали новую ориентацию философии. Если в средние века: союз с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Для философии Нового времени принципиальное значение играет спор между направлениями в гносеологии: эмпиризмом – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт, как единственный источник знаний; и рационализмом, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Френсис Бэкон – английский философ, родоначальник эмпиризма. Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в античности и не в постижении Бога (средневековья), а в принесении пользы и выгоды человечеству. Разрыв науки с теологией – вот главная задача, которой Бэкон посвятил свою философскую деятельность. Он считал, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить её законы и научиться использовать своё знание в реальной практике. «Знание – сила»

Рационализм можно понять как уверенность в мощи и способности разума (особенно разума просвещённого, руководимого правильным методом) постигнуть тайны природы, познать окружающий мир и самого человека, с помощью здравого смысла решать практические жизненные задачи и в конечном счёте построить общество на разумных началах. И непременно с помощью разума постигать Бога.

Процессы философствования в рационализме мыслились как “метафизические размышления”. Метафизика — учение о первоначалах всякого бытия, о сущности мира, об абсолютном, безусловном и сверхчувственном. Новаторство — важнейшая отличительная черта философии Нового времени. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии Нового времени. Но основная трудность состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами. Преувеличивала значение научного, рационального, логического начала в человеческой жизни и в философском мышлении.

studfiles.net

Возникновение философии Нового времени. Гносеология Нового времени в поисках универсальных оснований теоретического и практического освоения мира: рационализм и эмпиризм.

1.Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе 17—18 веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математическогомировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы.

Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления былиРене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш.

Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.)

Этика иполитическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

2. Европейская философия Нового времени охватывает 17 — 19 века. Это время превращения в самостоятельные научные отрасли физики, химии, биологии, математики, механики, других поисково-исследовательских практик.

Основу адекватной методологической ориентации новоевропейская философия ищет или в чувственном опыте, эмпирическом индуктивном знании (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание (Декарт, Лейбниц, Спиноза).

Новое время — это также вера в прогресс, обеспечиваемый разумом, наукой и техникой. Прогресс мыслится как неизбежный закон поступательного развития.

Рационализм(от лат. ratio — разум) — направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологи­ческое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализмув основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рациона­лизм близок к идеализму (например, учению Платона о «чистых идеях», которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир («мир вещей») является). Одна­ко рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рацио­нализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежден­ные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализмазаключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гно­сеологические рационалисты выступали против средневековой теоло­гии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рацио­налисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философско­го направления, распространенного в новое время, тоже выступав­ших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — «Знание — сила»).

Главными аргументами рационалистовв споре с эмпирикамибыли следующие:

• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может ле­жать в основе познания;

• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впослед­ствии подтверждены опытным путем.

Также в качестве направления рационализма выделяется этиче­ский рационализм,суть которого в том, что разум лежит в осно­ве этики, поведения.

К рационалистам можно отнести множество философов, на­чиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально при­знанное философское направление внесли философы Рене Де­карт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

2. Эмпиризм— направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в ра­зуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание — сила». Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

21. Границы и формы познания в классической немецкой философии: трансцендентализм Канта и панлогизм Гегеля.

studopedya.ru

9. Философия Нового времени: гносеология и проблема метода

Социально-исторический и культурный контекст развития философской мысли в Европе XVIXVII вв. Формирование буржуазного общества. Секуляризация общественной жизни. Переосмысление места и роли религии в обществе. Деизм, его онтологическое, гносеологическое и нравственное содержание. Научная революция XVII века и формирование нового миропонимания. «Натуральная философия» Исаака Ньютона (1643 – 1727 гг.). Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.). Замысел «великого восстановления наук» и новое понимание задач философии. Поиск достоверных первых принципов как основания реформы философии и науки. Новое понимание метафизики. Метафизика как учение о наиболее общих и абстрактных понятиях человеческого мышления. Классификация наук и ее субъективный принцип. Философия, история, поэзия – основные разделы человеческого знания и их соответствие трем познавательным способностям души – рассудку, памяти, воображению. Теоретические и прикладные науки. Опыты «светоносные» и «плодоносные». Роль науки в жизни общества. Философия и теология. Концепция «двух истин». Смысл тезиса «знание – сила» («Tantum possimus quantum scimus»). Учение Ф.Бэкона об «очищении» ума. Критика схоластики. Учение об «идолах (призраках) разума» как наиболее распространенных заблуждениях человеческогоума. Ф.Бэкон о познании и его методах. «Путь паука», «муравья» и «пчелы». Роль эксперимента в познании. Основные принципы опытно-индуктивного метода. Индукция через перечисление и элиминацию. «Новая Атлантида» – сциентистская утопия Ф.Бэкона.

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) о предмете и методе философии. Философия как «занятие мудростью». «Корневище» (метафизика), «ствол» (физика как учение о началах вещей) и «ветви» (механика, медицина, этика) древа мудрости. Проблема методического сомнения и поиск достоверного начала познания. Принцип «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Проблема бытия Бога в метафизике Р.Декарта. Бог как гарант достоверности человеческого познания. Онтологическое и антропологическое доказательство бытия Бога. Учение Р.Декарта о достоверном и очевидном познании. Интеллект, воображение, чувство и память как способности познания. Правила и процедуры рационалистического метода. Интеллектуальная интуиция. Дедукция и энумерация. Учение об идеях и критериях их истинности. Врожденные идеи и проблема заблуждения.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Учение о познании. Рационализм Б.Спинозы. Виды познания: чувственное, рассудочное, интеллектуальная интуиция. Разум и воля. Проблема достоверности знания. Учение о человеке и его природе. Душа как один из модусов атрибута мышления. Душа и тело. Разум и свобода человека. Нравственный идеал Б.Спинозы. Поиск истины, придающей смысл жизни. Познание как освобождение от страстей и основа добродетели. Отношение к религии.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Семиотическая концепция познания. Имена. Метки и знаки. Конвенционализм и его гносеологическое значение.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). Учение о познании. Критика эмпиризма и обоснование рационализма. Активность сознания. Учение об истине.

Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.). Идеи как объекты человеческого знания. Чувственное и интеллектуальное познание.

studfiles.net

Философия Нового времени: гносеология и научная методология.

КОПЕРНИК Николай (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца.

Большой вклад в создание естественно-научной картины мира внесли такие ученые как Галилей и Ньютон. В 17 веке философия была очень тесно связана с физикой, поэтому великие физики как правило были и великими философами.

Галилей заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника. Также он определил, что в научной теории необходима идеализация – т.е. научное обобщение. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира

Исаак Ньютон сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными, в своей книге «Математические начала натуральной философии» отмечает четыре главных аспекта механики:1) метод принципов; 2) математический язык; 3) законы и начальные условия; 4) гипотетико-дедуктивную структуру механики («гипотетико» от слова гипотеза).

Бэкон развивает эмпирический (т.е. основанный на опыте) подход к познанию действительности. Знание не возникает в голове человека само по себе, его можно получить в результате осмысления данных какого-либо эксперимента, эксперимент «наводит» на знание. Бэкон различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” — цель — принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” — цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей. Бэкон формулирует новые философские методы логических умозаключений – метод индукции (от частного к общему) и метод дедукции (от общего к частному). Философия эмпиризма нашла свое продолжение в трудах Джона Локка. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах (Первичные качества — плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число — это «реальные сущности», объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества — цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества — это «номинальные сущности»; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека)) и теорию образования общих идей (абстракций). В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души.

В отличии от Бэкона, который считал, что эксперимент достаточен для получения достоверных знаний, французский философ и математик Рене Декарт убежден: к эксперименту обязательно должен прилагаться интеллект. Философию Декарта называют картезианством. Метод Декарта включает:

Признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью.

Выделение максимально простых элементов знания.

Восхождение от простого к сложному.

Основные черты философии Декарта:

Наличие мыслящего субъекта (Знаменитая фраза Декарта: «Я мыслю, следовательно существую»).

Началом в познании является интеллектуальная интуиция, которая является рациональным постижением сути дела. Далее идет метод научной дедукции (от общего к частному) и использование эксперимента.

Поиск рационального порядка во всем.

Дуалистичность: мир состоит из двух субстанций – материальной и духовной.

Выдвинул теорию врождённых идей.

Философия рационализма, которую проповедовал Декарт, нашла последователей в лице сначала Готфрида Лейбница (В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики, вывел понятие монада – активная сущность любой вещи. Между монадами существует гармония, взаимосвязь. Они непрерывны, монады сотворены Богом), а затем Иммануила Канта.

Важнейшим достижением философии 17 века является выработка гипотетико-дедуктивного научного метода. Со стороны философии решающий вклад был сделан Декартом, а со стороны физики – Галилеем и Ньютоном. По своей направленности философия 17 века была в основном рационалистической. Философы отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не сводимая к индукции и дедукции.

ИНДУКЦИЯ умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечнонеобозримой области фактов. Индукция представляет собой умозаключение в котором заключение не вытекает логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность заключения. Из истинных посылок индукция дает вероятностное заключение. Общая индукция – это индукция в которой переходят от знания о нескольких предметах к знаниям о их совокупности. Это типичная индукция. Именно общая индукция дает нам общее знание. Общая индукция м.б. представлена двумя видами: (1) полная индукция – это умозаключение от знания об отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса, предполагающее исследование каждого предмета этого класса: А1 имеет признак В, А2 имеет признак В,…, Аn имеет признак В, множество А1,…, Аn это весь класс А => вероятно что все объекты типа А имеют признак В; (2) Умозаключение от знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса называют неполной индукцией.

Статистическая не полная индукция. Делается выборка Аn +n из совокупности предметов А, в этой выборке элементы А1,…, Аn обладают признаком В, а элементы Аn+1,…, Аn+n не имеют признака В, из этого следует вывод, что объекты А могут иметь свойство В с вероятностью n/(n+n) – общее число наблюдений.

В отличии от индуктивных умозаключений, которые лишь наводят на мысль, посредством дедуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других мыслей. Дедуктивные умозаключения: условнокатегорические, разделительно-категорические, дилеммы, условные умозаключения и т.д.

ДЕДУКЦИЯ вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ построения научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), позволяющих путем логической дедукции получать утверждения (теоремы) данной теории.

Вопрос

Философия Нового времени: социально-политические вопросы.

Для передовых философов 17 века опора на понятие прав человека становится нормой. В отличие от античных и средневековых философов, философы Нового времени стремятся защитить права каждой отдельной личности, в юридическом отношении все люди признавались равноправными. Эти идеи нашли свое развитие в трудах англичан Томаса Гоббса и Джона Локка.

Гоббс защищал концепцию общественного договора, без которого люди не способны к мирному сосуществованию. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех». Рассматривая человека с этической в политической точек зрения, Гоббс следует той же дедуктивной, математической методе, как и в физике. Этика и политика тесно связаны, ибо все этические понятия начинаются лишь с перехода людей из состояния природы в состояние государства. По природе все люди равны между собой. Из этого естественного состояния равенства всех людей должна возникнуть война всех против всех (bellum omnium contra omnes). Люди не по природе общительны, как учил Аристотель, а стремятся лишь к властвованию одного над другими, что и ведет к войне. Но состояние войны есть состояние страха и опасности, из которого необходимо выйти; поэтому мир есть первое требование естественного закона, выражающего правило воздержания каждого отдельного лица от того, что ему вредно. Для достижения мира необходимо каждому лицу отказаться от неограниченного его права на все. Этот отказ может быть сделан или в форме отречения, или же в форме перенесения прав одного лица на другое. Вторым способом, т. е. перенесением прав всех на одно или несколько лиц, и создается государство. Все права без исключения переданы государству, которое является неограниченным. Подчинение государственной власти — безусловное, ибо неповиновение государственной власти повело бы вновь к войне всех против всех.

Перечислив права государства (охрана мира, цензура учений, установление законов, суд, объявление войны, установление администрации, награды), Г. приписывает их верховной власти. Государства бывают трех родов: демократия, аристократия и монархия. Из этих трех форм государства одна лишь монархия достигает своей цеди — безопасности граждан, и есть, таким образом, наилучшая. Обязанность монарха — общественное благо (salus publica suprema lex). Для его охраны верховная власть обладает всемогуществом, поскольку оно доступно человеку, а отдельный гражданин по отношению к верховной власти является вполне бесправным и ничтожным. Представитель верховной власти, как источник законов, стоит выше их; он определяет понятие справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, моего и твоего. Он ответственен только перед Богом. Лишь в том случае, когда верховная власть неспособна охранять мир против внутренних или внешних врагов, граждане не обязаны ей повиноваться. Верховная власть определяет и религиозные догматы, и культ. Духовная и светская власть соединены в одном лице церковь и государство составляют неразрывное целое.

Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право (совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий) и теорию общественного договора.

Локк считал, что личность от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эти права не могут быть обеспечены без терпимости друг к другу. Во главу угла ставится уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти.

Таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения.

Философия 18 века, в не меньшей степени, чем философия 17 века была отмечена духом новаторства. Во Франции она получила название философии Просвещение. Знаменитые философы-просветители – Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Поль Гольбах.

Вольтер без устали критикует, иронично высмеивает религиозный фанатизм, он выступает сторонником «естественной религии». Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Главный принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже мудрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Поддерживал деизм, утверждал, что бог, создавший Вселенную, не имеет никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, происходящим на Земле. Против абсолютизма (неогр. монархия), за формирование нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.

Руссо развивает концепцию общественного договора. Руссо видел истоки неравенства в частной собственности, он советовал людям вернуться к природе. противопоставлял т. н. первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному). В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели.

Он провозглашает народ суверенным, законодательная власть должна принадлежать народу. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Идеи Руссо: культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений.

Под руководством Дидро издавалась энциклопедия, состоящая из 35 томов и содержащая достижения во всех областях знания. Будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689-1755), французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей (принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. н. система сдержек и противовесов)). Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии (направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества.) Предлагая читателям трехчастную схему — «республика-монархия-деспотия», автор не брал на себя роль апологета или судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований.

 

Вопрос


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com