Главный предмет которым интересуется социология это – 1. Понятие социологии как науки, ее объект, предмет и методы исследования. — Социология — Каталог статей

TESTOVYE_ZADANIYa социология

Тесты по социологии

Для студентов филиала РГСУ в г.Анапе

Моргайлик М.А.


  1. Главный предмет, которым интересуется социология, – это:

  1. группы;

  2. история;

  3. люди;

  4. социальные отношения;

  5. идеология.

  1. Социология как научная академическая дисциплина возникает:

  1. в древности;

  2. в эпоху Ренессанса;

  3. в условиях капиталистического общества;

  4. в условиях социалистического общества.

  1. Основателем социологии как науки принято считать:

  1. Герберта Спенсера;

  2. Карла Маркса;

  3. Огюста Конта;

  4. Макса Вебера;

  5. Питирима Сорокина.

  1. Первая кафедра социологии была создана:

  1. 1892 США;

  2. 1895 Франция;

  3. 1919 Германия;

  4. 1917 Россия.

  1. Выделите два верных утверждения: «Предсоциологический этап развития социологии характеризовался:

  1. философичностью теорий и их оторванностью от общества»;

  2. научностью социального знания об обществе»;

  3. критическим отношением к действительности»;

  4. объективизмом в понимании природы общественных явлений»;

  5. абстрактностью социальной мысли, субъективизмом».

  1. К какому понятию относится данное определение: «Это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами, которые различаются по социальному статусу и ролям в общественных структурах»?

  1. политические отношения;

  2. экономические отношения;

  3. социальные отношения;

  4. общественные отношения.

  1. Какому виду социальных отношений присущи следующие черты: доверие, личная вовлеченность в общение, уникальность; целостность?

  1. вторичным социальным отношениям;

  2. первичным социальным отношениям.

  1. Первый социологический факультет в Петроградском университете в 1920 возглавил:

а) Е.В.де Роберти;

б) П.А.Сорокин;

в) Г.В.Плеханов;

г) П.Н.Милюков.

  1. К «высшему» уровню в структуре социологического знания относятся:

  1. эмпирические социологические исследования;

  2. специальные социологические теории;

  3. общесоциологические теории.

  1. Позитивистская социология О.Конта требует:

  1. исследовать только позитивные стороны нашей жизни;

  2. формулировать оптимистические прогнозы развития;

  3. использовать при анализе общественных явлений методы естественных наук;

  4. подвергать результаты исследований верификации (проверке).

  1. Методы каких наук, с точки зрения О. Конта, должна использовать социология, чтобы стать конкретной наукой?

  1. философии;

  2. физики;

  3. истории;

  4. химии;

  5. биологии;

  6. математики.

  1. Непосредственной предшественницей социологии в классификации наук О.Конта является:

  1. философия;

  2. физика;

  3. химия;

  4. биология

  1. На какой стадии развития человеческого знания, по мнению О.Конта, господствуют абстрактные, умозрительные представления об обществе:

  1. теологической;

  2. метафизической;

  3. позитивной.

  1. Социальная эволюция в представлении Герберта Спенсера – это аналогия эволюции видов Чарльза Дарвина:

  1. да;

  2. нет.

  1. Основателем «понимающей» социологии и теории социального действия были:

  1. Герберт Спенсер;

  2. Карл Маркс;

  3. Огюст Конт;

  4. Макс Вебер.

  1. Какой вид поведения индивидов в представлении М.Вебера в наибольшей степени поддаются пониманию и осмыслению?

  1. целерациональное;

  2. ценностно-рациональное;

  3. аффектное;

  4. традиционное.

  1. Человек, пожертвовавший своей жизнью ради высокой цели, совершил, по мнению М.Вебера, действие:

  1. нерациональное;

  2. целерациональное;

  3. ценностно-рациональное;

  4. теологическое.

  1. Социальное действие, в понимании Вебера, – это такое поведение индивида, которому присущи все признаки, кроме одного. Какого?

  1. не носит характера подражания;

  2. вызывает существенные социальные последствия;

  3. направлено на поведение другого индивида;

  4. поддается объяснению с точки зрения рациональности.

  1. Какое поведение из тех, что перечислены ниже, не является примером социального действия:

  1. конспектирование лекции;

  2. помощь ближнему;

  3. участие в выборах в парламент;

  4. ночной сон;

  5. вступление в брак.

  1. Согласно Э.Дюркгейму, духовные социальные факты характеризуются следующими присущими им особенностями, кроме одной. Какой?

  1. оказывают принудительное воздействие;

  2. объективность и независимость от человека;

  3. их разделяют члены данного общества;

  4. подлежат обязательному формальному закреплению.

21. Автор работы «Россия и Европа» – это

а) Н.Бердяев

б) Н.Данилевский

в)А.Стронин

г) Г.Лавров

22. К какому виду социальных фактов относится: плотность населения, характер поселения людей; наличие коммуникаций; особенности денежной системы?

  1. духовным;

  2. морфологическим.

23. Кто из российских ученых переоценил теорию Маркса о социальной революции, ее перспектив на основе опыта западной социал-демократии:

а) П.Струве

б) Н.Я. Данилевский

в) В.Ленин

г) Г.Плеханов

24. Тип социальных связей, который складывается у народов, ведущих натуральное хозяйство и занимающихся одним видом деятельности (рыболовство, оленеводство, собирательство, промысел), вслед за Дюркгеймом можно определить как

  1. органическая солидарность;

  2. разделение труда;

в) механическая солидарность.

25. Кто является основателем современной теории конфликтов?

  1. Парсонс;

  2. Хоманс;

  3. Мертон;

  4. Дарендорф.

26. Автор работы «Основания социологии» – это

а) О.Конт

б) Э.Дюркгейм

в) Г.Спенсер

г) Л.Гумплович

27. Немецкий философ, социолог Т.Адорно написал работу

а) «Авторитарная личность»

б) «Тоталитарная личность»

в) «Демократическая личность»

28. Кто одним из первых в русской социологии исследовал социально-психологические закономерности взаимоотношений лидеров и масс (теория “героя и толпы”):

А) П.Лавров

Б) Н.Михайловский

В) М.Ковалевский

Г) Е.деРоберти

29. Представителями какой школы в современной западной социологии общество рассматривается как система взаимосвязанных частей, интегрированных едиными социальными ценностями?

  1. теории социального обмена;

  2. функционализма.

30. Какое современное направление в социологии позволяет понять, почему люди под воздействием поступков других людей меняют свои планы, намерения, поведение:

  1. символического интеракционизма;

  2. структурного функционализма;

  3. этнометодологии;

  4. социального обмена.

31. Авторам какой из теорий присуще исследование социальной жизни как своеобразного «базара», где индивиды торгуются друг с другом с целью извлечения выгоды для себя?

  1. конфликта;

  2. функционализма;

  3. глобальных систем;

  4. социального обмена.

32. Кто из российских социологов является автором первого учебника «Система социологии»:

а) М.М.Ковалевский

б) Е.В.де Роберти

в) П.А. Сорокин

д) Л. И. Петражицкий

33. Эмпирическое социологическое исследование начинается с:

  1. составления анкеты;

  2. выдвижения цели и гипотез;

  3. фиксации проблемной социальной ситуации;

  4. формулирования практических рекомендаций;

  5. отбора и подготовки интервьюеров.

34. К каким видам документов относятся кино –, видео–, фотодокументы, картины, гравюры и т.п.:

  1. письменным;

  2. иконографическим;

  3. фонетическим.

35. Для исследования межличностных отношений Вы будете использовать:

  1. контент–анализ;

  2. наблюдение;

  3. социометрический опрос;

  4. традиционный анализ;

  5. эксперимент.

36. Методом сбора информации путем непосредственного изучения явления в его естественных условиях, является

  1. анализ документов;

  2. наблюдение;

  3. эксперимент;

  4. выборочный опрос.

37. Определите тип выборки, при которой отбор респондентов для опроса проводится не менее, чем по четырем признакам (пол, возраст, этническая принадлежность, экономическое положение и др.):

  1. механическая;

  2. основного массива;

  3. гнездовая;

  4. квотная.

38. Какой из методов позволит нам выяснить цели, причины создания документа, проследить генезис и эволюцию основных идей, логику их обоснования:

  1. контент–анализ;

  2. традиционный анализ.

39. При использовании какого из методов необходимо соблюдать принцип рандомизации:

  1. опрос;

  2. эксперимент;

  3. наблюдение;

  4. анализ документов.

40. Какой из методов позволяет получить информацию о сфере сознания людей (мнениях, оценках окружающей действительности, жизненных планах, информированности):

  1. опрос;

  2. эксперимент;

  3. наблюдение.

41. В зависимости от способа распространения анкет различают:

  1. сплошное и выборочное анкетирование;

  2. заочное и личное анкетирование;

  3. прессовое, раздаточное и почтовое анкетирование.

42. Определите неверное утверждение: «Научная гипотеза

  1. должна не противоречить проверенным, точно установленным фактам»;

  2. может противоречить старым теориям»;

  3. может основываться на других гипотезах»;

  4. должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования.

43. Какой метод позволяет зафиксировать изменения в объекте в момент их появления:

а) экспертный опрос;

б) наблюдение;

в) омнибус

44. Синонимом понятия социальной структуры является:

  1. общественно-экономическая формация;

  2. социальная группа;

  3. институт;

  4. сеть социальных взаимодействий;

  5. коллективные действия.

45. Горизонтальная структура общества представлена:

  1. классами;

  2. расами;

  3. нациями;

  4. сословиями;

  5. демографическими общностями;

  6. стратами;

  7. жителями города и сельской местности.

46. Этническая и расовая дискриминация всегда приводит к:

  1. социальной интеграции;

  2. дружбе;

  3. ущемлению прав одних групп другими;

  4. революции.

47. Какое из перечисленных ниже определений не соответствует содержанию понятия общества?

  1. совокупность взаимодействующих личностей;

  2. система социальных институтов, организаций, которые гарантируют удовлетворение общественных потребностей;

  3. мировое сообщество;

  4. навязанная людям форма жизни;

  5. любая социальная общность или группа.

48. Какая из сфер социальной жизни представлена следующими элементами: производство, потребление, распределение:

  1. социальная;

  2. политическая;

  3. экономическая;

  4. духовная.

49. Выделите основание типологии обществ, предложенное Марксом:

  1. по господствующему языку;

  2. по господствующей религии;

  3. по господствующему в обществе способу производства.

50. Выделите черты, присущие обществу типа «Гемайншафт» в отличие от «Гезельшафт»:

  1. взаимопомощь и взаимовыручка;

  2. получение выгоды;

  3. воздействие традиций и обычаев;

  4. подчинение формальному праву;

  5. семейное разделение труда;

  6. ориентация на религиозные ценности;

51. Синонимом термина «Гезельшафт» (Gesellschaft) является:

  1. сельская община;

  2. городское промышленное общество.

52. В вертикальной структуре общества основными социальными группами, определяющими иерархию социального неравенства, являются:

  1. этнос;

  2. каста;

  3. сословие;

  4. гендер;

  5. класс;

  6. поколение;

  7. страта (слой).

53. Социология интересуется отдельным человеком как:

  1. биологическим организмом;

  2. гражданином, участником политической жизни;

  3. субъектом социальной жизни, общественных отношений;

  4. индивидуальностью человека;

  5. конкретной личностью, имеющей имя и фамилию.

54. Диалектико-логический подход к определению личности рассматривает ее с точки зрения:

  1. наличия у человека определенных положительных качеств, характеристик;

  2. социальных характеристик, принадлежности к той или иной социальной группе, относительной автономности.

55. В социальной структуре личности выделяются все элементы, кроме одного. Какого?

  1. объективные социальные потребности личности;

  2. все виды деятельности и образ жизни;

  3. способность к творческой деятельности, навыки, знания;

  4. готовность к самопожертвованию ради других;

  5. духовный мир личности;

  6. нравственные нормы, принципы, убеждения, которыми руководствуется личность.

56. Социальному действию, в понимании Вебера, свойственны все характеристики, кроме одной. Какой?

  1. не носит характера подражания;

  2. вызывает существенные социальные последствия;

  3. направлено на поведение другого индивида;

  4. поддается объяснению с точки зрения рациональности.

57.Какой тип поведения из тех, что перечислены ниже, не является примером социального действия:

  1. конспектирование лекции;

  2. помощь ближнему;

  3. участие в выборах в парламент;

  4. ночной сон;

  5. вступление в брак.

58. К «пассионарному» типу личности Л.Н.Гумилев относит только тех, которые:

  1. ограничиваются удовлетворением потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения;

  2. работают ради высоких, часто идеальных целей;

  3. не стремятся к активной трудовой деятельности и предпочитают жить за счет других.

59. Каким критериям должен отвечать базисный тип личности в современном российском обществе:

  1. неприятие идеи частной собственности;

  2. адаптация к рыночным отношениям;

  3. готовность к борьбе за «место под солнцем»;

  4. ориентация на коллективный интерес;

  5. экономическая независимость.

  6. карьерный рост.

60. Является ли базовый тип личности реально господствующим в условиях рыночных отношений в современной России:

  1. да;

  2. нет.

61. Ролевые теории личности исследуют:

  1. сознание;

  2. социальную мобильность;

  3. поведение;

  4. досуг.

62. Выделите понятие, которым не оперируют ролевые теории личности:

  1. социальный статус;

  2. права и обязанности;

  3. статусная роль;

  4. ролевой конфликт;

  5. субкультура;

  6. статусный набор.

63. Слово «мать» описывает:

  1. способность к деторождению;

  2. личные черты и качества человека;

  3. социальный статус;

  4. социальную репутацию.

64. Какая из перечисленных ниже позиций является примером «прирожденного» статуса?

  1. студент;

  2. отец;

  3. друг;

  4. мужчина;

  5. подследственный;

  6. юрист.

65. Какие три из статусов не являются «достигнутыми»?

  1. жених;

  2. ребенок;

  3. рок- музыкант;

  4. налоговый инспектор;

  5. внук;

  6. старик.

66. Какие из признаков человека могут рассматриваться как «прирождённые» и «приписанные» ?

  1. пол;

  2. раса;

  3. место жительства;

  4. место рождения;

  5. родственные связи;

  6. социальное происхождение;

  7. профессия.

67. Все социальные статусы, которые Вы сейчас одновременно занимаете, формируют:

  1. социальную интеграцию;

  2. статусный набор;

  3. ролевой конфликт.

68. Ожидаемую модель поведения, закрепленную за данным статусом соответствующими социальными нормами, – можно определить, как:

  1. функция;

  2. норма;

  3. роль.

69. Каждой статусной роли предписаны:

  1. права и свободы;

  2. табу и обязанности;

  3. права и обязанности.

70. Врач обязан по отношению к пациенту вести себя сдержанно, не допускать откровенного выражения чувств в соответствии:

  1. со способом получения роли;

  2. с эмоциональностью роли;

  3. с ее масштабом.

71. Какое утверждение является верным: «Социализация в социологии рассматривается как

  1. замена частной собственности на средства производства государственной собственностью;

  2. усвоение индивидом культурных норм, освоение социальных ролей и превращение человека из существа биологического в существо социальное;

  3. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих.

72. Такие случаи, как эмиграция в другую страну, пребывание в карцерных организациях (тюрьмах, казармах и т.п.), разделение семьи, развод обусловливают необходимость:

  1. обратной социализации;

  2. ресоциализации;

  3. предвосхищающая социализация.

73. Представители администрации школы, университета, предприятия, армии, государства, сотрудники телевидения, радио, партий относятся к:

  1. агентам первичной социализации;

  2. агентам вторичной социализации.

74. Дети становятся феральными («маугли») в результате:

  1. госпитализма;

  2. депривации;

  3. ресоциализации.

75. На каком этапе социализации психофизиологическое взросление человека подкрепляется соответствующим социально-экономическим статусом?

  1. детство;

  2. юность;

  3. зрелость;

  4. старость.

76. Вредные последствия казенной обстановки детских учреждений для сирот становятся причиной:

  1. госпитализма;

  2. депривации;

  3. ресоциализации.

77. Отсутствие родительской заботы в младенчестве может привести к:

  1. госпитализму;

  2. депривации;

  3. ресоциализации.

78. Какой из компонентов в психической структуре личности в теории социализации З.Фрейда выполняет нравственную, оценочную функцию:

  1. «ид»;

  2. «эго»;

  3. «суперэго».

79. Кому из перечисленных ниже авторов принадлежит идея о том, что личность формируется под воздействием «зеркального Я»:

  1. Д.Миду;

  2. Ч.Кули;

  3. Л.Колбергу.

80. Понятие «зеркального Я» относится к:

  1. тому, как мы оцениваем людей;

  2. тому, как другие нас на самом деле оценивают;

  3. нашему воображаемому представлению о том, как мы выглядим в глазах других людей.

81. Кто из авторов основывает свою теорию социализации личности на процессе ее нравственного совершенствования:

  1. Д.Мид;

  2. Ч.Кули;

  3. Л.Колберг;

  4. З. Фрейд.

82. На каком этапе социализации, в понимании Д.Мида, дети соотносят свое поведение с ожиданием группы:

  1. имитации;

  2. игры;

  3. коллективной игры.

83. Важнейшим результатом первичной социализации в каждом обществе является:

  1. освоение правил этикета;

  2. обучение речи и письму на родном языке;

  3. овладение иностранными языками.

84. Предвосхищающая социализация – это:

  1. социализация в младенчестве;

  2. приобщение к нормам и ценностям групп, к которым человек хочет принадлежать;

  3. подготовка к школе.

85. Вторичная социализация не может проявляться в следующей форме:

  1. супружеская социализация;

  2. профессиональная социализация;

  3. обучению речи и чтению;

  4. политическая социализация.

86. Социализацию можно считать успешной, когда люди:

studfiles.net

Социоло́гия

© А.С. Горохов.

Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука)— это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».

По определению Ядова В.А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Основоположник «социологии»

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе «Курс позитивной философии» (в 6-ти томах — 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII — начале ХIХ вв.

Предмет социологии

Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).

3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

В узком смысле под предметом социологии понимают:

1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.

3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.

5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).

6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

Объект социологии — то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Вопрос 2 «Структура и функции социологии»

В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).

2) прикладная (эмпирическая) социология — изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.

3) социальная инженерия — уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

Функции социологии

1. Познавательная — как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.

2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.

4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения , имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.

5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.

Вопрос 3 «Место и роль социологии в системе общ наук»

Место социологии в системе наук

Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:

1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах.

2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.

3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.

4) Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками.

5) Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований.

Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества.

При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику:

1) Социология – социальная философия

Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.

2) Социология и психология

Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

3) Социология и история

Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества. Специфика заключается в следующем: науки разделяют на две группы:

a) номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции.

б) Идиографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.

4) Экономика и социология

Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

5) Социология и политология

Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

Составил: Артур Сергеевич Горохов.

©

6

studfiles.net

1.Объект и предмет социологии

Объект науки:

1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.

2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.

3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет науки:

1) Воспроизведение объективной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с точки зрения науки и практики закономерных связей и отношений этой реальности.

2) Это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития и функционирования изучаемого объекта, интересующее данную науку.

3) Модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части аспекта для данной науки.

4) Более узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующую конкретную науку.

2. Функции социологии:

1. Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп.

2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности.

3. Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям.

4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей

5. Мировоззренчески- идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы.

6. Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем

7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, — социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе.

8. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки

3.Место и роль социологии в социально-гуманитарных науках

В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:

1)социология — это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития

2) социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.

3)социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.

4) в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-

4 Предпосылки возникновения науки

Предпосылки возникновения:

  1. в общественных отношениях феодального общества бурно развивались капиталистические отношения, характеризовавшиеся дальнейшим углублением общественного разделения труда, основанного на машинном производстве с фабрично-заводской организацией.

  2. бурное развитие производительных сил осуществлялось на основе научно-технического прогресса.

  3. научные открытия дали возможность определения научной картины мира на новой качественной основе, которые дали возможность человеческому познанию выйти на новый качественный уровень;

  4. быстрое развитие капиталистической формации, нарастание динамики социальных конфликтов определили и решающие изменения в социально-философской сфере.

  5. традиционное описание общества не соответствовало происшедшим изменениям в человеческом развитии, усложнившимся на основе углубления общественного разделения труда общественным отношениям,  зарождающемуся общественному характеру производства..

5. социология 19 века

С середины 19 в. исчисляется первый этап в развитии социологии – этап формирования научных основ. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики», то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве, А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский. В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов.

studfiles.net

1. Предмет и объект социологии

Вопросы по социологии

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт — основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

 

Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.

Социология ( от лат. общество и греч. — слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.

И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученыйМ.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.

Общество − объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. В общем виде − объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В социологии − это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.

Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.

Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.

В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.

Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.

Также социология изучает различные социальные системы и структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусло¬вленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.

Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано.

Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:

•в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;

•каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.

Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).

studfiles.net

2. Что изучает социология? Объект и предмет социологии.

Что изучает социология?

Согласно Г.В. Осипову, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем. О механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.

Согласно Эйфендиеву А.Г., социология – это наука об общих принципах функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, изучаемую на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выявляя устойчивое, повторяющееся в этих взаимодействиях, в различных сферах общественной жизни.

В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

Объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, например предприятием, цехом, офисом, банком, библиотекой, где проходит исследование и материальную среду которых (расположение комнат, структуру управления, организацию и условия труда, денежные потоки) ученый анализирует.

Объект науки:

1) Это общественная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.

2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.

3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет науки:

1) Воспроизведение объективной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с точки зрения науки и практики закономерных связей и отношений этой реальности.

2) Это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития и функционирования изучаемого объекта, интересующее данную науку.

3) Модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части аспекта для данной науки.

4) Более узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующую конкретную науку.

Термин социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии.

Предмет социологии

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).

3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

В узком смысле под предметом социологии понимают:

1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.

3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.

5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).

6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

studfiles.net

Модуль 1. „Общая социология ”

Тема 1. Социология как наука. Содержание

  1. Понятие, предмет, объект социологии.

  2. Социальные институты.

  3. Структура социологии.

  4. Основные функции социологии.

Ключевые слова: социология, предмет социологии, социальное, социальные институты, функции социологии.

  1. Вопрос. Понятие, предмет, объект социологии.

Прочитайте и выделите основные положения.

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам. Они анализируют рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?

С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии.

Запишите:

Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logos — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Запишите:

Любая наука имеет свой объект и свой предмет исследования. Объект — это круг явлений, которые изучает наука. Общество — это объект изучения многих общественных наук, в число которых входит социология. Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии — это социальная жизнь общества. Социологию интересует не всё в обществе, а лишь то, что может быть социальным. Социальное — это не просто какая-то отдельно взятая область общества, например, экономическая или политическая. Социально всё то, что происходит в результате взаимодействия людей. Они стремятся упорядочить, организовать, регламентировать свою жизнь. Поэтому социальное всегда выступает как система относительно устойчивых отношений. Социальное означает структурное.

Общество — это основная категория социологии. Общество — это целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание.

Общество состоит из экономической подсистемы (материальная сфера), политической подсистемы (управляющая система), социальной подсистемы (социальные связи — этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки — это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания является совместная жизнь людей в обществе. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.

Мыслить социологически – значит уметь соотнести частную реальность личности с социальной макрореальностью. Социология сосредоточена на проблемах, которые превосходят жизнь отдельного индивида.

Пример. Безработица. Когда в городе со стотысячным населением один безработный, это его проблема, а что бы помочь ему, надо посмотреть на его характер, квалификацию и доступные ему возможности трудоустройства. Но когда в государстве с 40 миллионами, 10 – безработные – это уже проблема, которую, ориентируясь на индивида, не решить.

Пример.Развод. Любая пара может разойтись, но если из 1000 пар разводятся 250 – это уже проблема, связанная с институтом брака и семьи.

Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Запишите:

Социология возникает в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в. Основоположник социологии французский мыслитель О. Конт (1798-1857) считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Конт ввёл термин «социология».

Он противопоставил социологию философии. По его мнению, наука должна отказаться от изучения того, что невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные наблюдению. Социология должна была стать позитивной наукой. Сам же Конт является родоначальником позитивизма (от лат. – положительный), который признавал только знания, полученные в результате опыта (наблюдения, эксперимента). Идеалом научности того времени были естественные науки (науки о природе) за их точность, доказательность. Общество рассматривалось как продолжение природы, поэтому и должно было изучаться такими же методами.

Конт выделил социологию из других наук и обозначил предметное поле ее изучения.

Запишите:

Уточняет предмет социологии Э. Дюркгейм. Он считал, что социология должна изучать социальные факты и объяснять все явления социальной жизни исключительно социальными причинами.

Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм пришёл к выводу, что социология — это наука про социальное. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М.: Мысль, 1990. — С. 25) Г. В. Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

studfiles.net

1) Объект и предмет социологии. Функции социологии э.Гиденс «Социология»

Функ-ии соц-ии 1)познавательная, 2)соц. Контроль, 3) критическая, 4) прогностическая, 5) практическая, 6) идеология, 7)мировоззренческая.

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями, которые она выполняет. Как общественная наука, социология выполняет теоретико-познавательную функцию. Она направлена на изучение социальной реальности и проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, на выяснение сущности и природы человеческого поведения в определенных общественных условиях. Мировоззренческая функция связана с формированием социологического сознания. Она помогает изучать жизнь во всем многообразии, способствует умению видеть причинно-следственные связи между социальными явлениям и предметно-преобразующей деятельностью людей. Прогностическая функция связана с выработкой научно-обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В кризисные периоды развития общества социология имеет возможность рассчитать вероятные потери и долгосрочные последствия выхода из кризиса, а также предоставить альтернативные варианты будущих процессов. Прогностическая функция строится на базе диагностической. Ее целью является изучение состояния социальных институтов общества, недостатков и отклонений в их деятельности. Практическая функция социологии связана с созданием социально-информационной базы для осуществления социальными институтами эффективной социальной политики, а также выработкой на основе теоретического и эмпирического анализа практических рекомендаций для оптимизации деятельности социальных структур.

Гиденс СОЦИОЛОГИЯ: ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ

Социиология — дисциплина с удивительно неоднозначной репу­тацией. У многих она ассоциируется с подстрекательством к вос­станию. со стимулом к бунтаже если у них весьма смутное представление о предмете социологии, они тем не менее связы­вают ее с какими-то подрывными действиями, с назойливыми тре­бованиями обросших волосами, воинствующе настроенных сту­дентов. Существует и противоположная, возможно, более распро­страненная точка зрения в среде тех, кто непосредственно сталки­вался с социологией как предметом в школе или университете Согласно этой точке зрения, социология — скучная и бесполезная дисциплина. Изучающие ее, скорее, умрут от тоски, чем побегут на баррикады. Такая социология отдает академической сухостью, хо­тя она и не столь точна, как естественные науки, которым пытают­ся уподоблять социологию представители некоторых ее направле­ний С моей точки зрения, те, у кого возникает такая реакция на социологию, во многом, правы, Это связано с тем, что многие со­циологи — можно даже сказать большинство из них, — облекают самые обычные понятия в псевдонаучную терминологию Пред­ставление о том, что социология относится к естественным наукам и как следствие, должна неуклонно копировать их процедуры и цели, несомненно ошибочно. Поэтому даже ее незадачливые кри­тики в немалой степени правы, когда скептически относятся к со­циологическим «достижениям.’) выражаемым в такой форме.

Независимо от того, нравятся нам или нет протестующие сту­денты или какие-либо другие радикальные группы. между потреб­ностями, толкающими их на действия, и синологическим пониманием ими проблем общества прослеживаются определенные связи. Социальные потрясения не являются или являются крайне редко) результатом подстрекательства социологов. Таким образом, социо­логия не должна оставаться чисто академической дисциплиной если под «академичностью» понимаются беспристрастность и без­участность научных знаний, проходящих исключительно в стенах университетов.

Контекст социологии

Развитие и актуальные проблемы социологии необходимо рассматривать в контексте тех изменений, которые сформировали и продолжают формировать современный мир. Мы живем в мире обширных социальных преобразований.

Последние два столетия отличались особой стремительно­стью социальных изменений. В современном мире их темпы про­должают нарастать. Первоначальным источником изменений была Западная Европа. Впоследствии влияние социальных изменений приобрело глобальный характер. Результатом данного процесса стало то, что в современном мире привычные на протяжении предшествующих тысячелетий формы социальной организации во многом прекратили свое существование.

Социология.

Какое определение можно дать понятию «социология»? Мож­но начать с очевидного. Социология изучает человеческое обще­ство. Однако понятие общества можно сформулировать только в самом общем смысле. Дело в том. что понятие «общество» — очень широкая категория, включающая в себя не только промышленно развитые страны, но и такие крупные аграрные империи, как Римская империя и Древний Китай. Под обществом также могут подразумеваться малочисленные племенные группы, состоящие всего из нескольких индивидов.

Общество — совокупность или система институализированных форм поведения. Под «институализированными» формами

социального поведения подразумеваются формы сознания и дей­ствий, которые повторяются или, выражаясь языком современной социальной теории, воспроизводятся обществом в длительной пространственно-временной перспективе. Язык — хороший пример одной из таких форм институализированной деятельности или ин­ститута, поскольку он лежит в основе всей социальной жизни. Мы все говорим на том или ином языке Хотя языком мы и пользу­емся творчески, сами мы его не создавали. Существуют и другие аспекты социальной жизни, которые могут быть институализированы, т.е. становятся общепринятой практикой, сохраняющейся в основном в неизменной форме на протяжении ряда поколений .

Общество является предметом изучения не только социоло­гии, но и других общественных наук. Отличительная черта социо­логии в том, что ее в первую очередь интересуют те формы обще­ственного устройства, которые возникли и результате «двух вели­ких революций». Такие формы общественного устройства включа­ют в себя как промышленно развитые страны Запада. Японию и страны Восточной Европы, так и ряд видоизменившихся в XX веке общественно-экономических формаций в других частях земного шара. Социальные системы всех этих стран в той или иной мере ощутили на себе последствия «Дух великих революций» Что касается так называемых «развитых» обществ, то их нельзя рассматривать в изоляции от форм социального устройства других стран мира или же от обществ, им предшествовавших К сожалению, подобный «изоляционизм» до сих пор характерен для современных социологов

В свете вышесказанного можно предложить следующее определение социологии. Социология — общественная наука, предметом изучения которой являются социальные институ­ты, возникшие в результате промышленных преобразований за последние 200 — 300 лет.

Между социологией и другими общественными науками не существуют и не могут существовать жестко установленные барь­еры Ряд вопросов социальной теории касающихся проблем кон­цептуализации человеческого поведения в обществе и социальных

институтов, являются общим предметом изучения для всех обще­ственных наук. Различные «сферы» человеческого поведения, изучаемые отдельными общественными науками, представляют собой «интеллектуальное» разделение труда, существование ко­торого весьма условно. Так, антропология, к примеру, изучает в основном «более примитивные формы общества», а именно пле­менные, клановые, аграрные. Однако под воздействием глубочай­ших социальных изменений, которые претерпело человечество, такие формы социальной организации либо полностью исчезли либо находятся в процессе адаптации к условиям современных промышленных государств Предметом экономики является про­изводство и распределение материальных благ Однако экономи­ческие институты всегда тесно связаны с другими социальными институтами Последние оказывают на экономические институты определенное влияние и сами подвержены влиянию экономиче­ских институтов. Наконец, история как наука, изучающая события постоянно удаляющегося прошлого, является источником данных для всего комплекса общественных наук…

Социологическое воображение: социология как критика Одна из мыслей, которую я привожу в данной книге, заключа­ется в том, что социолог — по меткому выражению Чарлза Райта Миллса — должен обладать «социологическим воображением». Этот термин настолько часто цитируется, что рискует стать общим местом, к тому же сам Миллс употреблял его в весьма расплывча­том смысле. Что касается меня, то я вкладываю в него совершен­но определенное содержание. Под «социологическим воображе­нием» я подразумеваю определенные взаимосвязанные формы восприятия действительности как неотъемлемые составляющие социологического анализа в том виде, в каком я его себе пред­ставляю. Понимание социального мира, возникшего как следствие формирования современного промышленного общества западных стран, может быть достигнуто лишь при наличии у индивида «трехмерного» воображения. Три аспекта такого социологического воображения представляют собой историческое, антропологи­ческое и критическое восприятие социальной действительности

Человеческие существа, в генетическом отношении идентич­ные нам, по всей видимости существуют около 100 ООО лет. Ар­хеологические данные свидетельствуют о том, что «цивилизации», основывающиеся на оседлом сельском хозяйстве, существуют не более 8 ООО лет. Это очень длительный период по сравнению с очень коротким отрезком современной истории развития про­мышленного капитализма Среди историков нет единого мнения относительно точного времени возникновения западного капита­лизма как ведущего способа экономической деятельности. Однако трудно найти убедительные аргументы в пользу того, что капита­листический способ производства возник в Европе ранее XV или XVI веков. Промышленный капитализм — как результат соединения капиталистической предприимчивости с машинным производством в рамках отдельных предприятий — возник не раньше второй поло­вины XVIII века в некоторых районах Великобритании За послед­ние 100 лет промышленный капитализм распространился по всему миру и привел к социальным изменениям, по своему масштабу и радикальности неизвестным всей предыдущей истории человече­ства Западные страны приняли на себя первый удар Современ­ные поколения считают вполне естественным, что окружающее их общество ориентировано на постоянные технологические иннова­ции, что большинство населения проживает в городах, работает в производственной сфере и является «гражданами» националь­ных государств. Однако столь привычный нам социальный мир, возникший столь стремительно и драматично в очень короткий пе­риод, на самом деле является уникальным событием во всей ис­тории человечества. Первое усилие социологического воображения аналитика со­временных типов индустриального общества должно быть направ­лено на осмысление нашего совсем недавнего прошлого — «мира который мы потеряли». Лишь благодаря сознательному интеллек­туальному усилию, основывающемуся на исторических фактах, мы можем понять, насколько образ жизни людей современных инду­стриальных обществ отличается от образа жизни людей в общест­ве относительно недавнего прошлого. Такое понимание, естест­венно, должно опираться на объективные факты, подобные тем, которые я приводил выше, обсуждая процесс урбанизации Однако этого мало. Необходимо также пытаться восстановить в сознании содержание тех форм социальной жизни, которые в настоящее время практически не существуют При этом между ремеслом социопога и искусством историка не будет никакого различия ЕЗ анг­лийском обществе XVII века, начавшем испытывать на себе пер­вые воздействия промышленной революции, продолжали сохра­нять влияние обычаи местных общин, чья жизнь регулировалась канонами религии. Это было общество, остаточные явления кото­рого можно наблюдать и в Англии XX века, однако его отличия от общества современной Англии поистине разительны. Организашение глубоко укоренено в западной культуре. Характерно оно и для других обществ Однако на Западе убеждение в собственном превосходстве является выражением и оправданием жадного по­глощения индустриальным капитализмом других форм жизни. Следует четко понимать, что было бы ошибкой отождествлять эко­номическую и военную мощь западных стран, позволившую им занять ведущие позиции в мире, с вершиной эволюционного раз­вития общества. Столь ярко проявляющаяся на Западе оценка уровня развития общества исключительно на основе критерия ма­териального производства сама по себе представляет собой ано­мальное явление, если сравнивать ее с установками других куль­тур. Антропологическое измерение социологического воображения позволяет осознать то многообразие форм организации человече­ской жизни, которые имели место на нашей планете. Ирония со­временной эпохи проявляется в том, что систематическое изуче­ние разнообразия человеческой культуры — «полевая работа ан­тропологии» — впервые стало проводиться как раз в то время, ко­гда всепоглощающее расширение промышленного капитализма и усиление военной мощи западных государств активно способство­вали уничтожению этого разнообразия.. Соединение первого и второго аспектов социологического во­ображения освобождает нас из прокрустова ложа мышления ис­ключительно с точки зрения того типа общества, которое мы непо­средственно знаем Каждый из этих двух аспектов тесно связан с третьей стороной социологического воображения, на которой я вкратце остановлюсь. Она касается возможностей развития Кри­тикуя представления о том, что социология подобна естественным наукам, я подчеркнул, что социальные процессы не управляются неизменными законами Как индивиды, мы не обречены на пас­сивное подчинение силам, действующим с непреложностью зако­нов природы. Это означает, что мы должны быть готовы рассмат­ривать альтернативные варианты будущего, потенциально откры­тые для нас. В своем третьем смысле социологическое воображе­ние тождественно задаче социологии способствовать критике су­ществующих форм общества…

2). Виды социологического исследования. Социологическое исследованиеэто вид научного исследования; получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе. Исследования могут быть разнообразными. Выбор конкретного вида изучаемых явлений и процессов, поставленных целей и задач анализа. Социологические исследования могут быть классифицированы по разным основаниям. В зависимости от глубины, масштабности и сложности различают разведывательное, описательное и аналитическое исследования. Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) – это самый простой вид социологического исследования. Эта упрощенность небольших размерах обследовании где-то (несколько десятков человек), так и в малых группах кот. обследуют. Этот вид исследования проводят, во-первых, когда хотят проверить правильность, и полную информацию (анкеты, опросного листа). В ходе проведение исследований было выявлено что некоторые вопросы были некорректны. И по этому, как говорят социологи, проводится «пилотаж», то есть исследование, в ходе которого опрашивается небольшая группа людей (респондентов). Такое же исследование проводится в целях уточнения гипотез, границ генеральной и выборочной совокупности. Во-вторых, разведывательное исследование может проводится в качестве предварительного этапа масштабного исследования для сбора начальных сведений об объекте исследования, либо после него, когда возникает необходимость уточнения каких-либо частных вопросов. В-третьих, такой вид социологического исследования проводится для получения оперативной информации об отношении людей к актуальным событиям (так называемые экспресс-опросы, зондаж общественного мнения).Описательное исследование ориентировано на получение информации, дающую возможность представить целостную характеристику объекта. Здесь не ставится задача глубокого проникновения в сущность и причины явления. Примером такого исследования может служить выяснение мнений студентов о качестве преподаваемых предметах. Исследование проводится уже по достаточно полно разработанной программе с помощью основательного инструментария. Аналитическое исследование кроме описания предполагает установление причинно-следственных связей состояния и возможных тенденций развития объекта исследования. Выявляются причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем. Это самый глубокий и сложный вид социологического исследования. В качестве примера можно привести социологическое исследование под названием «Социальная политика в современной России».В зависимости от частоты проведения выделяют разовые и повторные исследования. Разовое социологическое исследование дает возможность получить знания о социальной проблеме на текущий момент. Такое исследование может быть и разведывательным, и описательным, и аналитическим. Просто оно проводится один раз. Например, «Национально-культурное возрождение глазами учителя».В повторных исследованиях различают три вида: панельное, трендовое и лонгитюдное. Панельное социологическое исследование – это исследование, направленное на изучение мнений людей, образующих один и тот же объект исследования. Оно проводится с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Чаще всего этот вид исследования используются при изучении общественного мнения в коммерческих и политических исследованиях. К примеру, рейтинг президента или лидеров политических партий. Этот вид исследования часто называют еще мониторинговым. Трендовое исследование предполагает изучение мнения людей по единой программе исследования, но без сохранения выборочной совокупности (например, социологи некоторых вузов каждый год изучают проблемы адаптации первокурсников к новым для них условиям). Лонгитюдное исследование предполагает продолжительное исследование одной и той же группы на протяжении длительного времени (к примеру, исследуется один или несколько классов школьников в течение всего периода обучения их в школе, а затем может отслеживаться их судьба уже после окончания школы).

3)Методы сбора первичной социологической информации.

Наиболее распространенными методами сбора информации являются социологический опрос, анализ документов, наблюдение. Социологический опросэто письменное или устное обращение к респонденту с вопросами, ответы на которую раскрывают проблему.

Специфика социологического опроса

Метод опроса при изучении состояния и уровня развития общественного сознания и мнения людей.

Опрос нацелен на туе проблемы, которые мало поддаются прямому изучению, наблюдению.

Опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей и получать нужную информацию.

Виды социологического опроса. В общем плане опрос сводится к двум видам – анкетированию и интервью. Анкетный опрос – один из основных видов социологического опроса, когда респондент в присутствии анкетера (если исследование обычное, очное), или в его отсутствие (если исследование заочное — почтовое, прессовое), отвечает в письменной форме на вопросы, предложенные в анкете. К процедуре проведения анкетного опроса предъявляют определенные требования: например как длительность не более 30-40 мин.в анкете должны быть написано чтобы опрашиваемый смог понять суть вопроса. Должны быть короткими, и если анкета большая, то вопросы группируются в смысловые блоки.

Вопросы анкеты различаются: 1. По содержанию – они обусловлены характером информации (Пойдете ли вы на выборы?.) 2. По форме вопросы делятся на:

открытые – предусматривается свободная форма ответа (приведенный пример об отношении к телевидению)

закрытого типа — формулируется вопрос, а к нему предлагаются варианты ответов с предложением подчеркнуть необходимый

полузакрытого типа – к списку ответов добавляется вариант, типа: «иное, напишите», «другое, напишите»

прямые– устанавливают наличие или отсутствие факта (например:«Часто ли Вас привлекает реклама какого-то изделия?»)

косвенные – некоторые вопросы нельзя задавать прямо, респондент может на него дать неискренний ответ, либо не дать вообще: это вопросы, касающиеся личной жизни, доходов и др (к примеру, «Укажите размер Вашей заработной платы»).

контрольные – для проверки уровня компетентности и искренности отвечающего (мужчина может заполнять вопросы, касающихся воспитания детей, а в паспортичке анкеты указывает, что он не женат).

Дизайн анкеты связан с определенными принципами построения анкеты. Начинается анкета всегда с введения (обращения). Указывается организация, проводящая опрос, формулируется цель исследования, инструкция по заполнению анкеты, гарантия анонимности. Затем идет основная часть, содержащая вопросы, и завершает анкету паспортичка или социально-демографический блок вопросов, содержащих персональную информацию о респонденте – пол, возраст, образование, семейное положение, подразделение, в котором работает или учится респондент, а также некоторые другие вопросы, обусловленные спецификой исследования. Социологи практически всегда выбирают к выборочным методам исследования. Суть выборочного метода заключается в том, что из общей численности (генеральной совокупности) отбирается ограниченное число людей, являющихся микромоделью генеральной совокупности. Эта группа называется выборочной совокупностью (выборка). Выборка должна в максимальной степени отражать важнейшие признаки генеральной совокупности (пол, образование, социальное положение и др.).

Интервьюцеленаправленная беседа с респондентом. Задача интервьюера состоит в том, чтобы узнать наибольшую информацию по нужной ему теме.

1)Интервью подготовливают массовые анкетные опросы для уточнения области исследования и выносимых в анкету вопросов, 2) как самостоятельный метод сбора информации в исследованиях, не предполагающих больших выборок.Виды интервью. По технике проведения различают формализованное и свободное интервью. Формализованное (стандартизированное) интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. В таком интервью преобладают закрытые вопросы. Запись ответов производится либо самим интервьюером, либо с помощьюзвукозапись. Свободное (не стандартизированное) интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Этот вид интервью относится к качественным методам исследования. По особенностям процедуры свободного интервью выделяют фокусированное и глубинное интервью. Фокусированное интервью предполагает анализ субъективных впечатлений людей по поводу конкретных событий и явлений, участниками которых они были. В глубинном интервью (его иногда называют интенсивным, клиническим, самофокусирующимся) процедура опроса построена таким образом, чтобы дойти до «глубин» психики, до сферы бессознательного. Социолог задает ряд открытых вопросов, ориентированных на глубокое проникновение во внутренний мир информанта. Такой вид интервью является эквивалентом психиатрического интервью. В зависимости от формы организации выделяют интервью по месту работы, учебы и по месту жительства. Интервью по месту работы и учебы целесообразно проводить, когда изучаются коллективы.

ЧТО ТАКОЕ ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС. экспертов. Полученная от них информация может быть использована для оценки состояния проблемы, прогноза тенденций ее развития, оценки степени достоверности показателей.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОС. Этот метод связан с исследованием структуры межличностных отношений в малых группах и коллективах. Его же используют при измерении групповых характеристик – общих норм и ценностей, малой группы, групповой оценки личности. Измеряются межличностные отношения по количеству положительных, отрицательных или безразличных выборов. На противоположных полюсах оказываются «лидер» и «отвергнутый».

КАКОВЫ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ. Наблюдениеметод сбора первичной социальной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ. Документ это носитель социальной информации о фактах, событиях, действительности и мыслительной деятельности человека, созданный с целью ее хранения и трансляции. По источнику информации документы классифицируются на первичные и вторичные (представляющие обработку данных первичных источников). В зависимости от мотивации создания выделяют документы спровоцированные (сочинения школьников, отклики на какое-либо событие) и неспровоцированные (письма, дневники).В социологической практике используют два способа анализа документальных источников – неформализованные (традиционные) и формализованные (контент-анализ). Неформализованный, традиционный метод анализа содержания документов строится на обычном понимании и восприятии текста. Как и всякое научное исследование, оно предполагает тщательное изучение содержания, смысла и логики текста, обоснованность и достоверность приводимых сведений. Изучая документы традиционным способом, исследователь часто опирается на жизненный опыт, знания по изучаемому предмету, на интуицию. Формализованный метод или контент-анализ – это метод содержательного количественного анализа источников.

studfiles.net