Главная цель региональной политики – CGI script error

7. Сущность региональной политики государства: цели и основные направления

Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации («Основные положения региональной политики в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента РФ 3 июля 1996 г.).

Сущностью региональной политики является управление региональным развитием для достижения общенациональных целей.

Следует различать региональную политику государства, проводимую центральными (федеральными) органами государственной власти в отношении регионов, и собственно региональную политику, проводимую субъектами Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией.

Политико-правовой основой современной государственной региональной политики является Конституция Российской Федерации.

Главная задача государственной региональной политики: создание устойчивой конкурентной экономики в каждом регионе!

Главная цель государственной региональной политики в соответствии с Указом «Об основных положениях региональной политики в РФ» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.

Форма реализации региональной государственной политики:

— финансовая: трансферты, льготы, штрафы;

— целевая: распределение по конкретным регионам;

— административная: разрешения, запреты, лицензирование;

— инфраструктурная.

Адресаты: территориальные органы власти, фирмы, граждане, отрасли, и т.д.

В основе государственной региональной политики предусмотрен:

  • учет специфики регионов в общероссийской структуре,

  • перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень,

  • всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства,

  • решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов.

Основные направления региональной политики:

1. Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

  1. Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

  2. Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

  3. Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.

  4. Экологическая политика, предполагающая предотвращение ухудшения состояния окружающей природной среды, происходящее в результате хозяйственной деятельности человека, улучшение экологической ситуации в регионе.

  5. Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и

studfiles.net

12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики

Регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты осуществления региональной политики с учетом сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Региональная (социально-экономическая) политика – сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия. Региональная политика тесно связана с региональным развитием — изменением внутренней социально-экономической структуры региона.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире. Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма.

Федерализм– принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями.

Регионализм– подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов региона.

Как показывает мировая практика, в условиях кризисной экономики между сторонниками федерализма и регионализма в региональной политике могут возникать противоречия, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»). Тенденции этих взаимодействий в современной России показаны на схеме 71.

Схема 71.

Центробежная

Цель: уменьшение зависимости от помощи центра. Выражается в стремлении регионов к экономической и политической самостоятельности, финансово-бюджетной независимости

Центростремительная

Цель: изъятие средств у регионов и концентрация их в центре для координации действий, оказания помощи дотационным регионам. Выражается в односторонней привилегии центра по отношению к регионам

В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.

Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:

сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;

расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

преодоление общего кризиса и реформирование экономики;

преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.

Осуществление региональной политики тесно связано и с решением проблем экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона– это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. В общих чертах структура региональной экономической безопасности представляется как комплекс факторов, призванных обеспечивать предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития; защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала; создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий; конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны; условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Для анализа региональной безопасности в литературе предлагается использовать систему индикаторов, определяющих в виде количественных показателей параметры социальной действительности, несоблюдение которых обусловливает превращение потенциальных угроз нарушения социального равновесия в реальные. Отличительная особенность индикаторов безопасности – их пороговое значение. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений – о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. Рассмотрим значения некоторых социальных индикаторов по России и Приморскому краю (таблица 31).

Таблица 31.

studfiles.net

Основные понятия, цели и задачи региональной политики

Основные понятия, цели и задачи региональной политики

Регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты осуществления региональной политики с учетом сравнительных преимуществ того или иного региона, особенностей его исторического и культурного развития.

Региональная (социально-экономическая) политика — сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия. Региональная политика тесно связана с региональным развитием — изменением внутренней социально-экономической структуры региона.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте националь-

ных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире. Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в том числе ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма.

Федерализм — принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями.

Регионализм — подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов региона.

Как показывает мировая практика, в условиях кризисной экономики между сторонниками федерализма и регионализма в региональной политике могут возникать противоречия, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «вну- трипериферийных диффузий» (развития «снизу»). Тенденции этих взаимодействий в современной России показаны на схеме 71.

Схема 71

В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики в соответствии с указом Президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.

Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:

сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;

расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

преодоление общего кризиса и реформирование экономики; преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.

Осуществление региональной политики тесно связано и с решением проблем экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона — это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. В общих чертах структура региональной экономической безопасности представляется как комплекс факторов, призванных обеспечивать предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития; защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала; создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий; конкурентоспособность регионов на внутренних и миро-

вых рынках и устойчивость финансового положения страны; условия, и образ жизни, достойные цивилизованного человека, и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Для анализа региональной безопасности в литературе предлагается использовать систему индикаторов, определяющих в виде количественных показателей параметры социальной действительности, несоблюдение которых обусловливает превращение потенциальных угроз нарушения социального равновесия в реальные. Отличительная особенность индикаторов безопасности — их пороговое значение. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. Рассмотрим значения некоторых социальных индикаторов по России и Приморскому краю (таблица 31).

Таблица 31

Пороговые значения и фактическое состояние социальных индикаторов экономической безопасности в Российской Федерации и Приморском крае

Представленные в таблице пороговые значения макроэкономических показателей свидетельствуют о том, что ситуация в стране носит чрезвычайный характер, а потому необходима система целенаправленных мер государства для предотвращения социальных катаклизмов. Еще более острой является ситуация в Приморье, что доказывает необходимость осуществления эффективной региональной политики. Состояние региональной безопасности ярко показывает, что реализация задач, направленных на укрепление экономического федерализма, не может носить унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. При этом центр тяжести должен смещаться от общих экономических проблем на региональный уровень, к оценке рациональности развития отдельных районов в рамках единого экономического пространства государства. Поэтому в региональной политике развитых государств обычно используется следующая совокупность соподчиненных мер: определение границ региона, требующего поддержки; выработка концепции специализации данного региона; координация деятельности субъектов экономики, которые реализуют региональную политику. Повышение эффективности государственного регулирования регионального развития требует активизации всех функций управления, особенно прогнозирования и планирования

  Вперед >
Содержание

uchebnik-online.com

4.1.1. Цели и задачи региональной экономической политики

Цели региональной экономической политики государственных властных структур тесно связаны с целями регионального разви­тия. Поэтому прежде чем определить цели политики, дадим оп­ределение целей развития экономики региона, имеющих объек­тивный характер и обусловленных нынешним состоянием и пер­спективами развития региона.

Целью региональной политики в экономической сфере явля­ется рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломе­рации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда.

Цели региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, созда­нии примерно равных жизненных шансов для всех граждан, ре­ализации права свободного выбора места проживания и трудо­вой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряжен­ности.

В условиях переходного периода государственное регулирова­ние региональной экономики преследует несколько иные целевые установки:

  1. в качестве высшей цели выступает обеспечение условийповышения уровня жизни населения регионов путем достиженияустойчивого экономического роста;

  2. построение совместно с регионами собственного российс­кого варианта общества постиндустриального типа с современны­ми характеристиками качества жизни народа и среды обитания наоснове формирования нового технологического способа производ­ства и многоукладной, социально ориентированной рыночнойэкономики;

  3. проведение целенаправленной структурной, инвестицион­ной и научно-технической политики, стимулирование деловойактивности реального сектора экономики, решение социальныхпроблем экономического реформирования;

  4. обеспечение экономической безопасности региона. Приэтом под экономической безопасностью региона понимается со­вокупность текущего состояния, условий и факторов, характери­зующих стабильность, устойчивость поступательного развитияэкономики территории.

Региональная политика федерального правительства осуществ­ляется во имя достижения общих национальных целей развития страны. При этом в период экономического кризиса преоблада­ют экономические цели, в периоды экономического роста — со­циальные.

Без четкого определения цели, объекта, инструментов и форм государственной политики невозможно определить ее направле-

ния, что ведет к неуправляемому процессу чрезмерной дифферен­циации региональных различий.

Цели регионального развития в глазах региональной админис­трации связаны в первую очередь с рационализацией использова­ния природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обес­печением системного подхода к развитию регионального хозяй­ственного, социального и природно-экологического комплекса.

Цели государственной региональной политики достаточно многообразны. Среди них выделяются следующие:

  • укрепление социально-экономических основ российскогогосударства и сохранение его целостности, обеспечение во­енной и экономической безопасности и экологической ус­тойчивости;

  • повышение уровня жизни населения регионов России;

  • создание условий для полноценного национально-куль­турного развития всех народов Российской Федерации;

  • обеспечение социального равновесия по жизненному уров­ню отдельных регионов и социальных групп, сбалансиро­ванности их интересов с социально-экономической полити­кой государства;

  • формирование в регионах социально ориентированной ры­ночной экономики, механизмов обеспечения социальной за­щиты населения.

К числу направлений деятельности государственных органов власти региона по реализации целей регионального развития от­носятся:

  • ориентация регулирования территориального развития наформирование структуры экономики, соответствующей каккомплексу имеющихся условий развития, так и целям осу­ществляемых социально-экономических преобразований;

  • учет специфических особенностей регионов страны, обус­ловливающих их место и роль в территориальной орга­низации экономики;

  • формирование механизмов согласования интересов субъек­тов регулирования территориального развития. Создание иреализация этих механизмов представляются возможнымитолько при условии учета региональной специфики, по­скольку именно последняя выступает фактором, форми­рующим региональный интерес в государственном регули­ровании территориального развития;

• обоснование задач регионального регулирования экономики исходя прежде всего из социальной направленности разви­тия, а также производственно-ресурсного потенциала реги­она.

Региональная экономическая политика призвана способство­вать экономическому развитию в регионах, укреплять государ­ственное устройство посредством выравнивания социально-экономических условий в регионах, обеспечивая однородность страны, более эффективно использовать наличный потенциал ре­гионов.

Главная цель регулирования регионального развития состоит в создании благоприятных условий для формирования обоснован­ных внутренних территориальных пропорций на базе стимулиро­вания развития отраслей специализации и использования сравни­тельных преимуществ территорий.

Это служит основой определения потенциальных направлений роста на уровне региона, выявления отраслей, которые смогут поднять экономику региона и оказать мультиплицирующее воз­действие на развитие сопряженных секторов регионального хозяй­ства.

Для научно обоснованной оценки внутренних проблем реги­она необходимо ввести понятие «потенциал развития региона».

Потенциал развития региона означает исходные возможности экономики региона и входящих в его состав структурных подраз­делений (районов и городов), способность ее к росту, внедрению технологических и управленческих инноваций, совершенствова­нию внутренних отраслевых, социальных, политических и демог­рафических подсистем. Основные составные элементы потенци­ала развития региона следующие: индустриальное развитие, соци­альные факторы, финансовые показатели, показатели ресурсного потенциала.

1. Показатели индустриального развития региона. Основны­ми показателями, характеризующими производственный потенци­ал региональной экономики, являются: объем выпуска промыш­ленной продукции, производственный потенциал региона, объем инвестиций в основной капитал, инвестиционная активность, износ основных фондов.

По уровню индустриального развития можно выделить следу­ющие три группы регионов.

В первую группу входят крупнейшие города региона и районы, имеющие преимущественно промышленную специализацию.

Вторая группа включает в себя районы, занимающие по уров­ню промышленного развития среднее место. В этой группе мож­но выделить как «точки роста», имеющие высокий показатель по инвестиционному уровню, так и депрессивные районы.

Третья группа состоит из районов, имеющих низкий уровень развития промышленного производства. Это преимущественно аграрные и экономически слаборазвитые районы. Однако потен­циал этой группы районов может оказаться достаточно высоким, что находит отражение в уровне инвестиционной активности, а также в степени износа основных фондов.

Чем менее развит тот или иной район, тем больше отдача от каждого конкретного эффективного производственного проекта. Для качественного изменения технологической структуры фондов экономически крепких районов необходимы значительные капи­тальные вложения..

2. Социальные факторы развития региона. К ним относятсякомплексный коэффициент уровня жизни, уровень денежныхдоходов на душу населения, сальдо миграции, безработица. По­казатель уровня жизни очень тесно связан с денежными доходаминаселения.

Чем меньше население района, тем выше уровень обеспечен­ности населения объектами социальной инфраструктуры. Такая ситуация характерна, как правило, для районов с высоким уров­нем миграции.

Одной из причин роста миграции является сворачивание про­изводства в депрессивных районах, стремление к сокращению зат­рат на социальную инфраструктуру, переход к вахтенному спосо­бу добычи и т.п. Структурная безработица не только привела к быстрому сокращению уровня жизни, но и подстегнула миграци­онные процессы.

Ранжирование районов и городов региона по пяти основным социальным факторам позволяет определить коэффициенты социального развития, представляющие собой среднюю сумму мест. Острота социальных проблем, высокий уровень внешней миграции, безработицы, падение уровня жизни тормозят эконо­мический рост в перспективных группах регионов, в то же время районы, где социальная ситуация стабильна, получают допол­нительные возможности.

3. Финансовые показатели региона. В качестве основных фи­нансовых индикаторов экономики районов можно отметить сле­дующие группы параметров:

  • процент дотаций республиканского бюджета в доходной ча­сти районного бюджета, процент планового дефицита мес­тного бюджета, процент выполнения плана поступленияналогов и других обязательных платежей в местный бюджет;

  • отношение расходов на заработную плату бюджетных слу­жащих, текущих материальных затрат и социальных государ­ственных капитальных вложений к собственным доходамрайонного бюджета;

  • структура дебиторской и кредиторской задолженности пред­приятий промышленности, транспорта, связи и строитель­ства.

Если первая группа параметров в основном описывает бюджет­ную динамику, то вторая более явно показывает степень дотаци­онное районного бюджета, его зависимость от регионального бюджета и государственной инвестиционной программы. Третья группа показателей отражает текущую финансовую ситуацию на промышленных предприятиях района, составляющих основу ме­стной налогооблагаемой базы.

4. Показатели ресурсного потенциала. (Эта группа показате­лей была рассмотрена выше.)

На основе данной системы показателей может быть проведе­на классификация регионов по потенциалу развития. При этом ре­гионы могут быть структурированы на следующие три группы:

  • обладающие значительными потенциалами роста. У этихрайонов имеются достаточные резервы к саморазвитию;

  • нейтральные, находящиеся в пограничном положении. Эко­номика этих районов способна и к росту, и к кризису. В этугруппу входят как районы, где высокому уровню жизни со­ответствуют высокая миграция и низкая инвестиционнаяактивность, так и районы с низким уровнем жизни, но состабильной промышленной и инвестиционной ситуацией;

  • депрессивные районы, которые не имеют реальных возмож­ностей саморазвития. К депрессивным относятся не толькопреимущественно аграрные или отдаленные районы, но иряд промышленных районов, где закрываются градообразу­ющие промышленные предприятия, высока структурнаябезработица, а следовательно, и миграция.

Подобного рода ранжирование региональных субъектов име­ет определяющее значение при выработке и проведении обосно­ванной инвестиционной политики региона.

Принципы региональной политики являются той основой, на которой базируются разработка и реализация региональной эко­номической политики. Они детерминированы внешними и внут­ренними условиями, применительно к которым формируются.

К принципам региональной политики относятся:

  • экологическая защита России, на основе которой можно до­биться целостного подхода к решению территориальныхпроблем отдельных субъектов РФ и их ассоциативных об­разований. Проблема сохранения экологического «каркаса»России связана с особенностями традиционного природо­пользования;

  • отраслевая специализация регионов, структурная пере­стройка которых осуществляется в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой страны;

  • использование прогрессивных форм пространственной ,организации общественного производства и размещенияквалифицированных кадров;

  • формирование равных институциональных условий, преодо­ление региональных различий в уровне экономического раз­вития территориальной структуры хозяйства с учетом соци­альной, этнополитической и экологической обстановки.

Результаты опубликованных исследований свидетельствуют об усилении неоднородности экономического пространства страны за годы рыночных преобразований. Поэтому существенно возра­стает значение формирования системы государственного регули­рования территориального развития страны, поиска механизма согласования двух взаимосвязанных процессов: укрепления влас­тной вертикали и расширения самостоятельности регионов в фе­деративном государстве.

Территориальное регулирование экономики — это процесс выработки и установления рациональных территориальных про­порций в развитии экономики страны и способ проведения реги­ональной экономической политики.

studfiles.net

Цели и задачи региональной политики


Введение 2

1 Региональная политика: основные понятия, цели, задачи 2

2 Виды региональной политики 3

3 Задачи региональной политики 4

4 Особенности региональной политики России 4

Во-первых, региональная политика должна проводиться как правительством РФ, так и субъектами Федерации. На данном этапе для Заключение 5

Библиографический список 9

Введение


Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

Все это — обычная норма политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти периоды государства подвергаются самым сильным территориальным перенапряжениям, и именно неуправляемые дезинтеграционные процессы обращаются неисчислимыми бедствиями для народа.

1Региональная политика: основные понятия, цели, задачи


Региональная (социально-экономическая) политика государства — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Вместе с тем в условиях деятельности зрелых межгосударственных интеграционных союзов, в частности западноевропейского Общего рынка (ЕС), когда отдельные внутригосударственные регионы успешно отстаивают свое право на обладание приоритетом перед существующими ныне национальными государствами, понятие «региональная политика» приобретает уже наднациональный подтекст.

В литературе понятия «региональная политика» и «региональная экономическая политика» нередко употребляются как синонимы безо всяких оговорок, хотя некорректность их полного отождествления очевидна: подобно тому, как экономика является лишь одной (хотя и неимоверно важной) сферой человеческой деятельности (включающей процессы общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ и т. д.), так и региональная экономическая политика не охватывает всего спектра возможной управленческой деятельности государства.

2Виды региональной политики


Совершенно очевидно, что сердцевина региональной политики —реализация экономических целей и задач государственной власти, даже в том случае, когда речь идет о внеэкономической сфере, механизм обеспечения, например, необходимых социальных или экологических стандартов неизбежно «упирается» в финансово-экономические рычаги. Таким образом, структурирование региональной политики с точки зрения ее направленности носит в известной степени условный характер.

Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, а в ряде случаев — и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в известный список ООН наименее развитых стран мира. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления инвесторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции и т. п. Разумеется, типичный, обобщающий опыт региональной экономической политики не исключает применения каких-либо частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер.

3Задачи региональной политики


Цель региональной политики — свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, групп стран (как, например, стран — членов Европейского союза).

Средства, которыми пользуются центральные правительства, региональные и местные власти разных стран для устранения региональных различий, весьма многообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением страны, типом государственного устройства, внутренними проблемами, целями находящихся у власти политических партий и др.

4Особенности региональной политики России


Региональная политика в России должна строиться как политика государства с федеральным устройством, но с учетом особенностей современного этапа.

Во-первых, региональная политика должна проводиться как правительством РФ, так и субъектами Федерации. На данном этапе для Заключение


В социальной сфере главные цели региональной политики — это обеспечение достойного уровня благосостояния, создание примерно равных жизненных шансов для всех граждан независимо от места их рождения и жительства, реализация права свободного места проживания и трудовой деятельности. Вместе с тем, механическое выравнивание качества и уровня жизни не только не по силам государству, но и несовместимо с рыночной экономикой. Однако чрезмерные региональные и внутри региональные контрасты в социальных условиях — угроза самому существованию единого демократического государства. Региональная политика, таким образом, призвана, ослабить внутреннее социальное напряжение, сохранить целостность и единство страны. В этом ее интеграционная роль.

В экономической сфере цели региональной политики — рациональное использование экономических возможностей регионов и их муниципальных образований, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.

Между экономическими и социальными целями всегда существуют противоречия. Гармония региональной политики — в компромиссе экономической эффективности и социальной справедливости, общероссийских, региональных и внутри региональных интересов.

Задачи региональной политики имеют долговременный характер. Многие из них перешли из прошлого, но теперь трансформируются с учетом новых условий. Меняются приоритеты задач, требуются новые подходы к их решению.

Состав задач регионального развития представляет собой сочетание уже ставших традиционными и новых задач. К группе традиционных задач относятся:


  • реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки;

  • преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, восстановление утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;

  • стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов;

  • продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья, соблюдением строгих экологических стандартов;

  • развитие межрегиональных, региональных и внутри региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;

  • преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей и их таксономических единиц.

Реализация основных региональных задач тесно увязывается с общим развитием российской экономики, выбором основных направлений структурной, инвестиционной, внешнеэкономической общероссийской политики.

Понятно, что все большая часть задач региональной политики будет перемещаться на уровень регионов и их муниципальных образований, но этот процесс не должен носить стихийный характер. Поэтому особенно важно участие государства в регулировании регионального и внутри регионального развития.

Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального и внутри регионального развития должны стать государственные региональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств, особо важные структурообразующие инвестиционные проекты, размещение заказов на поставку продукции или общегосударственных нужд посредством контрактной системы.

При управлении крупными региональными программами необходимы повышенная ответственность региональной исполнительной власти, создание специализированных компаний, консорциумов, фирм с государственным, частным, смешанным капиталом.

Государство должно использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной структуры экономики, в первую очередь при освоении новых регионов, формировании опорной региональной и внутри региональной инфраструктуры, развитии предприятий государственной и смешанных форм собственности в базовых и приоритетных отраслях. Преобладающей формой государственного участия должны стать финансовое налоговое регулирование и индикативное планирование, подкрепляемое экономическими стимулами.

Библиографический список


  1. Анализ тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения. — М.,: Служба Тасис Генерального Директората 1А, Европейская Комиссия, 2003.

  2. Бусыгина И. Новая роль регионов в Европейском союзе. — МЭиМО, N12,1994.

  3. Гладкий К). Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. Социально-экономическая география России. (Учебное пособие для студентов). — М.,: Гардарика, 1998.

  4. Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. — М„: Наука, 2001.

  5. Ибрагимов А. Региональная политика развивающихся стран. — Баку.,: ЭЛМ, 2002.

  6. Лившиц А. Я., Новиков А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России. — М.,: Аналитический Центр при президенте РФ, 1994.

  7. Остов А. К. Экономика региона: механизм комплексного развития. — Екатеринбург,: Изд-во УрО РАН, Институт экономики, 2003.

  8. Основные положения региональной политики Российской Федерации. — Российская газета, 1996, 9 апреля.

  9. Проблемы регионального развития. Модели и эксперименты. (Сб. статей под ред. Ю. Г. Липеца и С. Б. Шлихтера). — М„: ИГ РАН, 1997.

  10. Развитие региона: методический подход. — Екатеринбург,: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 1995.

  11. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование: Теоретические основы региональной политики (книга первая). -СПб.: Петрополис, 1994.

  12. Экономическая и социальная география России. (Учебник для вузов под ред. А. Т. Хрущева). -М.,: КРОН-ПРЕСС, 1997.

coolreferat.com

75. Региональная политика Российской Федерации, ее цель, задачи, основные направления.

Государственная региональная политика — система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами, направленными на региональное развитие;

Государственная доктрина регионального развития Российской Федерации (далее — Доктрина) — нормативный правовой акт государственно-управленческого характера, определяющий содержание государственной региональной политики Российской Федерации, формирующий и запускающий в действие механизм ее реализации;

Депрессивная территория — административная единица (район, город) или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющих однородную структуру экономики, оказавшаяся в результате кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии существенного экономического упадка;

Объект государственной региональной политики — регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика;

Регион — часть территории Российской Федерации, содержащая определенный экономический, социальный, демографический, инфраструктурный, природный и культурно-исторический потенциал государства, которая находится в ведении соответствующих органов государственной власти одного или нескольких субъектов Российской Федерации либо органов местного самоуправления; [1, ст. 2]

Региональное развитие – согласованная друг с другом изменчивость региональных показателей, характеризующих социально-экономическое состояние региона;

В странах с развитой рыночной экономикой появляется дополнительная нужда в региональной политике. Она связана с тем, что рыночная экономика, ориентированная на чисто экономический оптимум, неизбежно увеличивает контрасты между районами страны по уровню их хозяйственного развития и уровню жизни населения. Ведь в таких условиях частный капитал стремится делать инвестиции прежде всего в самых передовых районах, где отдача на капитал выше, устойчивее; он избегает вложений в отсталые районы, с их малоквалифицированной рабочей силой, скудными ресурсами или плохим экономико-географическим положением (таковы обычно главные причины подобной отсталости). В результате богатые районы становятся всё богаче, бедные всё беднее. Это может вести к политической напряжённости, к нарушению принятых в стране правил территориальной справедливости, и сама целостность государства может оказаться под угрозой. Поэтому государственные органы вынуждены принимать специальные меры для недопущения слишком сильных перекосов такого рода. Эти меры складываются в региональную политику, имеющую в основном социальную направленность.

В России особенно важно управлять региональным развитием страны на базе продуманной программы действий государства. Региональная проблема ничуть не меньше достойна государственного программирования, чем оборонная политика, хозяйственная или иная другая, но, однако, пока она не попала в основные приоритеты государства.

Основные направления государственной региональной политики(ГРП)

организация разработки и реализации ГРП

обоснование приоритетов и механизмов ГРП на установленный период

определение порядка и организация государственной поддержки депрессивных территорий в суб.РФ и мун. образованиях

организация распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней с учётом целей и задач ГРП в порядке, установленном бюджетным законодательством

определение территорий с особым статусом и установление особенностей режима их функционирования

определение порядка и организация информационного обеспечения разработки и реализации ГРП

 Одним из важнейших направлений региональной политики современной России является развитие социально-экономической сферы жизни общества. В настоящее время данной проблеме уделяется большое внимание со стороны властей всех уровней власти.

Особое внимание при разработке и реализации региональной политики необходимо уделить особенностям административно-территориальному деления территории страны. Решение задач повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности на основании устойчивого экономического роста должно осуществляться с использованием преимуществ федеративного устройства государства, его децентрализованной структуры, а также с учетом ограничений, накладываемых на экономическую политику особенностями территориального устройства России. [5, C 253]

При разработке системы мер в рамках региональной политики необходимо учитывать, что децентрализованная система принятия решений в государстве, наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является преимуществом, эффективное использование которого позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны.

Задачи для реализации данного направления

Развитие человеческого капитала, предполагающее мониторинг и изучение основных тенденций миграционных процессов внутри страны, содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответу на вызовы новых экономических условий, создание системы образовательных проектов, направленных как на подготовку кадрового потенциала, ответственного за эффективное проведение реформ на региональном и местном уровне, так и на кадровое обеспечение экономического роста (инвестиционных проектов).

Решение этой задачи необходимо осуществлять с учетом территориальных аспектов страны.

Второй задачей развития человеческого капитала является политика в области профессионального образования с учетом территориальных аспектов социально-экономического развития страны. В среднесрочной перспективе необходимы разработка и создание на федеральном уровне системы образовательных проектов, направленных на профессиональную подготовку и создание кадрового потенциала. Обеспечение регионов кадровым потенциалом необходимо для решения двух основных задач:

-кадровое обеспечение экономических реформ, проводимых на региональном и местном уровне

 содействие обеспечению профессиональными кадрами инвестиционных проектов, реализуемых в различных регионах. [5, C 255]

Приоритеты и принципы государственной региональной политики

Приоритеты государственной региональной политики представляют собой обоснованные и наиболее значимые для регионального развития, общие для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации главные направления их совместной деятельности по реализации целей и задач государственной региональной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Выбор приоритетов основывается на проведении в соответствии с целями и задачами государственной региональной политики комплексной оценки текущей ситуации, прогнозе её развития на 5 и 10 лет, исходя из ресурсных, включая бюджетные, возможностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Приоритеты государственной региональной политики взаимоувязываются с направлениями внутренней и внешней политики Российской Федерации и учитываются в программах социально-экономического развития в сфере регионального развития.

Приоритеты государственной региональной политики устанавливаются Правительством Российской Федерации на период 5 и 10 лет с ежегодным их уточнением.[1, ст. 6]

Принципы разработки и реализации государственной региональной политики:

конституционность и законность

централизация и децентрализация государственного управления

позволяет обеспечить участие всех соответствующих федеральных органов государственной власти в достижении целей и в решении задач ГРП.

согласование общегосударственных и региональных интересов

федеральные программы и проекты реализуемые на территории одних суб. Российской Федерации, а также иные меры по федеральной поддержке функционирования и развития одних суб. Российской Федерации не должны ухудшать социально-экономическую и демографическую ситуацию на территории других суб. Российской Федерации

обоснованность действий соответствующих федеральных органов государственной власти

этот принцип реализуется в целях эффективного использования федеральных ресурсов и результативности предлагаемых решений в процессе выбора объектов федеральной поддержки (конкретных суб. Российской Федерации)

открытость разработки и реализации государственной региональной политики.

действия по разработке и реализации должны быть доступны для анализа и обсуждения всеми заинтересованными субъектами разработки и реализации государственной региональной политики.

Опора на самоорганизацию общества

Сутью региональной политики является не дирижирование, а координация усилий общества. Главное это развитие инфраструктуры, чтобы импульсы самоорганизации проходили по территориальной структуре общества как можно быстрее.

Субсидиарность.

По мере возможности, надо решать проблему на самом низшем уровне власти, как можно ближе к гражданам.

 Адекватность методов.

В России должны быть три ветви региональной политики: экономическая, политическая, культурная. У каждой свои задачи, иногда противоречащие другим ветвям, поэтому надо тщательно следить, чтобы не было взаимоуничтожения этих видов политики.

Задачи экономической политики:

обеспечение жителям региона достаточного числа мест приложения своего труда

препятствование чрезмерной концентрации «дешёвых» рабочих мест, насыщение региональной экономики передовыми видами труда, с хорошей оплатой.

разнообразие отраслевого и профессионального состава региональной экономики.

всемерное способствование развитию внутристранового территориального разделения труда между районами, субъектами федерации, городами и т.п.

Всемерное развитие инфраструктуры

Задачи «политической» политики

целостность государства подавление сепаратистских тенденций в политической жизни регионов.

открытость административных границ недопущение превращения их в государственные границы

развитие федерализма как формы государственности, особенно эффективно способствующей территориальной самоорганизации общества

Задачи культурной политики

выравнивание культурных услуг прежде всего образования, но также и уровня культуры в широком смысле, стимулирование развития сети культурных центров по всех территории страны

социокультурное сотрудничество регионов информирование о жизни в разных частях страны, развитие туризма, снятие межрегиональных фобий.

«многоэтажный» патриотизм гармоничное сочетание местного, регионального и общенационального патриотизма.

равенство культурных нужд наций и этносов, если структура населения страны полиэтнична.

studfiles.net

Основные цели региональной политики РФ — МегаЛекции

— обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;
— обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ;
— выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
— предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
— приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
— максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
— становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

В России региональная проблема осложняется экономическим и политическим неравенством субъектов Федерации. Хорошо известная особенность российского федерализма в том, что он базируется на двух началах: национально-территориальном и административно-территориальном. И хотя Конституция 1993 г. устанавливает равенство субъектов РФ в их взаимоотношении с федеральными властями (ст.5), фактически принцип равноправия не реализуется. Каждый субъект Федерации стремится установить свои собственные «правила игры» с центром. Данный факт не только увеличивает разрыв между «бедными» и «богатыми» регионами, но и усиливает противоречия между субъектами федерации, приводит к обострению национальных конфликтов. В результате расширения различных льгот и привилегий центр недополучает финансовые ресурсы, что в известной степени ослабляет его позиции. Таким образом, региональная и национальная проблемы в России тесно взаимосвязаны.

Одним из необходимых условий разрешения региональной проблемы является разработка региональной стратегии страны. Одной из составляющих такой стратегии, наряду с политическими, электоральными и иными изменениями, можно считать региональную политику РФ, и особенно региональную экономическую политику.



Под региональной политикой понимается деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном аспекте. Опыт современной региональной политики в России невелик, и при разумности и важности декларируемых целей и задач реальные успехи в этой сфере пока что оставляют желать лучшего. Так, среди долгосрочных приоритетных задач региональной политики называются следующие:

— формирование и укрепление экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов посредством четкого разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

— укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе бюджетного федерализма;

— сглаживание межрегиональных различий в уровнях социально-экономического развития с использованием централизованной поддержки, в т.ч. через федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации;

— осуществление государственной политики стимулирования развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим и производственным потенциалом и могущих стать «точками роста» экономики субъектов РФ;

— использование преимуществ территориального разделения труда, формирование общероссийского и региональных рынков с учетом исторически сложившейся специализации, ее развития и принимаемых мер по государственному регулированию транспортных тарифов;

— обеспечение принципа единства экономического пространства и свободы перемещения товаров, капитала и рабочей силы на всей территории РФ.

Таким образом, в идеале, эффективная региональная политика должна быть нацелена на преодоление хозяйственной раздробленности, на создание общероссийского хозяйственного комплекса, на обеспечение стабильности в стране путем согласования частных, групповых (в том числе национальных) и общественных интересов путем выработки стратегий регионального экономического развития.

Особенно негативный характер имеют тенденции в усилении разрыва по уровню социального и экономического развития субъектов Федерации. Различия в региональных уровнях безработицы и бедности имеют тенденцию к увеличению, а концентрация финансовых ресурсов в Москве по различным данным составляет от 50% до 80%. Причем, привязка поправочных коэффициентов бюджетных расходов к достаточно крупным территориям, каковыми являются субъекты федерации, не отражает реальных различий в социально-экономических условиях внутри самих субъектов.

Механизмы региональной политикимогут быть достаточно традиционными (субвенции, дотации, различные льготы, прямые инвестиции, специальные программы для особо нуждающихся регионов и групп и т.п.). Обычно разделяют прямые и косвенные методы. При использовании прямых методов государство активно участвует в капвложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства. При использовании косвенных методов государство через финансовую (налоговую, кредитную, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический климат в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития являются: использование федерального бюджета для перераспределения финансовых ресурсов между регионами; разработка и осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации; размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и др.

Одним из непременных условий реализации региональной политики является развитие бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм — многоуровневость бюджетной системы государства, функционирование и взаимодействие бюджетов различных уровней власти (центрального, регионального и местного). Основными принципами бюджетного федерализма являются: четкое разграничение полномочий между всеми уровнями власти; наделение всех уровней власти достаточными финансовыми ресурсами для реализации этих полномочий; сглаживание региональных дисбалансов с помощью четко обоснованной и основанной на расчетах системы бюджетных трансфертов.

Межрегиональные связи

Экономическое пространство России состоит из территориальных образований, регионов, районов и поселений, имеющих существенные отличия в уровнях экономического развития, отраслевой специализации, природно-климатических условиях. Вместе с тем эти образования взаимосвязаны, причем не столько торговлей, сколько современным глубоко специализированным высокотехнологичным производством.

В ходе длительного совместного развития российских регионов между ними сложились определенное общественное разделение труда и отраслевая специализация в составе целостного экономического пространства страны. Для востока России, включающего шесть экономических регионов — Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный, характерно преобладание ресурсопроизводящих отраслей. В начале 90-х годов в этих экономических регионах производилось более 80% продукции нефтегазовой промышленности всей России, почти 75% — угольной промышленности, свыше 75% — черной и почти 90% — цветной металлургии, около 60% — химической промышленности, свыше 65% — лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

В западных регионах — Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Центрально-черноземном и Северо-Кавказском — в основном сосредоточены ресурсообрабатывающие отрасли. В начале 90-х годов здесь производилось более 70% продукции легкой промышленности всей России, свыше 52% — машиностроения и пищевой промышленности. Отраслевая специализация обусловила в каждом регионе высокую долю продукции, производимой для других регионов и получаемой из них.

Видно, что объем межрегиональных связей сопоставим с масштабами производства и потребления в экономических районах, поэтому межрегиональные связи оказывают глубокое воздействие на экономические процессы, идущие в российских регионах.

В ходе экономических реформ возникли две устойчивые негативные тенденции в динамике хозяйственных связей между регионами России. Первая — ослабление межрегиональных связей из-за спада производства как следствие того, что объемы этих связей из-за отраслевой специализации регионов сопоставимы с масштабами производства в них. Вторая тенденция — сокращение числа и наполняемости хозяйственных связей вследствие увеличения поставок на экспорт российской продукции ресурсного назначения — имеет в качестве базового условия исторически сложившуюся замкнутость российского экономического пространства.

Разумеется, наряду со спадом производства и увеличением экспорта производственных ресурсов на процесс сокращения связей между российскими регионами заметно влияют рост тарифов на услуги транспорта, масштабная «бартеризация» экономики.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru