Гилберт л и ф – Классическая школа научного управления. Исследования Ф. и Л. Гилбертов. Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера

2. Ф.Б. Гилберт и л.М. Гилберт

Большой
вклад в развитие и популяризацию научного
менеджмента внесла супружеская чета
Фрэнк и Лилиан Гилберт. Ранняя деятельность
Ф. Гилберта была похожа на то, что делал
Тейлор. Позднее он организовал свою
собственную консультативную компанию
и присоединился к движению научного
менеджмента. В начале своей деятельности
он разработал систему управления
строительством, состоявшую из трех
частей.

1)Система
занятий была системой бухгалтерского
учета, которая была разработана в помощь
подрядчику в подсчете различных затрат
за неделю работы.

2)Конкретная
система содержала подробные советы
конкретным подрядчикам. Гилберт писал
о контролировании рабочих, включая
необходимость ведения спортивных
соревнований между группами рабочих,
для быстрейшего завершения работы. Вся
работа была поделена для групп рабочих,
которые соревновались в том, чтобы
быстрее выполнить конкретное задание.

3)Система
Каменщика была технической. Он предложил
систему лучшего способа кладки кирпичей,
созданную на основе изучения движений.
Он не только обучал рабочих, как обращаться
с кирпичами, но и объяснял, почему этот
способ был лучший. Он делал упор на
экономии усилий, а не скорости их
выполнения. Также как и Тейлор он вел
поиск повышения производительности
труда без приложения больших физических
усилий. Результатом его поиска стало
увеличение рабочим дневной нормы кладки
кирпичей с 1000 до 2700 штук без больших
усилий.

В
1907году Гильберт познакомился с Фредериком
Тейлором. После того, как Гилберт стал
сотрудничать с Тейлором и начал улучшать
свою собственную систему, он стал
разрабатывать все более сложные методы
измерения времени работы. Он составил
список 17 основных движений, которые
позволили проводить более точный анализ
элементарных движений рабочих. Он
впервые начал использовать кинокамеру
в проведении промышленных исследований.
Он также разрабатывал циклографическую
методику присоединения маленькой
электрической лампочки к руке, пальцу,
или кисти рабочего для фиксирования на
пленке движений.

Большое
исследование причин усталости, проведенное
Ф. Гилбертом вместе с супругой Лилией,
показало, что причиной усталости была
не монотонность, а недостаток интереса
управленца к рабочему. Лиллиан Гилберт
играла важную роль в работе мужа и
создала репутацию своей собственной
работы. В своей докторской диссертации,
изданной отдельной книгой еще до защиты,
она применила методы и находки психологии
к исследованиям рабочего места.

Она
определяла психологию управления как
воздействие организующего работу ума
на организуемую работу, и влияния не
организуемой и организуемой деятельности
на мышление рабочего, она считала, что
успешное управление базируется на
человеке, а не на работе и научный
менеджмент представлял собой средства,
позволяющие максимально использовать
возможности и усилия человека. Л. Гилберт
характеризовала три исторических стиля
управления: традиционный, переходный
и научный. Она отметила, что психология
до того времени в значительной степени
концентрировалась на изучении психологии
толпы и сравнительно немного работ было
выполнено по психологии личности. При
научном менеджменте рабочий обретал
умственное равновесие и безопасность,
а не обеспокоенность, которая была
неизбежной при традиционном управлении.
Заботясь о благосостоянии, научное
управление поддерживало регулярную
работу, поощряя хорошие отношения в
коллективе, и способствовало физическому,
умственному, моральному и финансовому
развитию рабочего. Л. Гилберт была
пионером в психологии управления.

В
1011 году группа специалистов во главе с
Ф. Гилбертом создала отдельную организацию,
названную Обществом поддержки научного
менеджмента и переименованную после
смерти Тейлора в «Общество Тейлора».
Он создал «Введение в научный менеджмент»,
в котором изложил общин вопросы научного
управления и предложил ответы в ясной
и доходчивой терминологии относительно
основных принципов и практики научного
управления. И хотя работа не содержала
принципиально новой информации, блестящая
постановка вопросов и формулирование
ответов, обеспечили книге широкое
внимание среди читателей.

Таким
образом, Ф. Гилберт первым применил
фотоаппарат и кинокамеру для исследования
движения работников, что позволило ему
разработать так называемые самокарты,
т.е. карты цикла одновременно выполняемых
микродвижений. Это оказало большое
влияние н развитие школы научного
управления. Лилиан Гилберт первой начала
заниматься вопросами управления кадрами,
их научным подбором, расстановкой и
подготовкой. В 1915 году она стала первой
женщиной в США, получившей степень
доктора психологии. Все ее научные
исследования имели практическое
применение, высоко оценивались
современниками и широко использовались
на многих предприятиях.

studfiles.net

Гилбрет, Фрэнк Банкер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2015;
проверки требуют 40 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2015;
проверки требуют 40 правок.

Перейти к навигации
Перейти к поиску
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гилбрет.

Фрэнк Банкер Гилбрет-старший
англ. Frank Bunker Gilbreth Sr.
Дата рождения 7 июля 1868(1868-07-07)
Место рождения Фэрфилд, Мэн, США
Дата смерти 14 июня 1924(1924-06-14) (55 лет)
Место смерти Монтклэр, Нью-Джерси, США
Гражданство США
Род деятельности производственный инженер, строитель, консультант по управлению
Супруга

ru.wikipedia.org

Гилберт Ф. и Л

Гилбрет,
Фрэнк

Гилбрет Фрэнк Банкер (1864-1924) Гилбрет
Лилиан Эвелин Молл ер (1878-1972)

Краткие
биографические сведения

родился
7 июля 1868 г. в Фэйрфйлде,
штат
Мэн, США; его родители происходили из
поселенцев в Новой Англии и строго
придер­живалась
пуританских
традиций;

по
окончании школы работал учеником
каменщика, изучал строительное дело,
начал разрабатывать
методы
сокращения потерь рабочего времени;
стал процветающим строительным
подрядчиком;
в 1904 г. женился на Лилиан Моллер;

с 1907 по 1913 гг.
сотрудничал с Ф. Тейлором и Г. Гантом в
разработке «на­учных методов
управления», его вклад заключался в
создании «науки о дви­жении»;

в
1912
г. открыл собственную консультационную
фирму, чтобы сконцент­рировать усилия
на «технике управления»; скоропостижно
скончался 14 июня 1924 г.

Основные
работы

«Bricklaying
System» (1909) «Motion Study» (1911) «Primer of Scientific
Management* (1912)

«Fatigue
Study» (with
Lillian
M. Gilbreth) (1916)

«Applied
Motion Study» (with
Lillian
M. Gilbreth)
(1917)

«Motion
Study for the Handicapped» (with
Lillian
M. Gilbreth)
(1920)

Гилбрет,
Лилиан

Краткие
биографические сведения

• родилась
24 мая 1878 г. в Окленде, штат Калифорния,
США
в семье преус­певающих выходцев из
Германии;

• училась в
Калифорнийском университете;

• в 1904 г. вышла
замуж за Фрэнка Гилбрета;

• в 1911 г. завершила
работу над докторской диссертаций
«Психология ме­неджмента»;

• к
1912 г. присоединилась к деятельности
консультационной управленче­ской
фирмы
мужа,
стала способным к самостоятельной
работе сотрудни­ком, занимавшимся
поиском «наилучшего способа выполнения
работы»;

• после внезапной
смерти Фрэнка Гилбрета в июне 1924 г.
участвовала вмес­то него в работе
первого Международного конгресса по
проблемам управ­ления, состоявшегося
в Праге;

• продолжала
управлять фирмой своего мужа, писала
собственные научные работы, читала
лекции и добровольно помогала многим
организациям;

• получила свыше
двадцати почетных званий и специальных
благодарностей от университетов и
профессиональных ассоциаций;

скончалась
2 февраля
1972
г. в возрасте девяноста трех лет.

Основные
работы

«The
Psychology of Management» (1914)

«The Quest of the One Best
Way: A Sketch of the Life of Frank Bunker Gilbreth.»

(1924)

«The
Home-Maker and Her Job» (1927) «Normales Lives for the Disabled»
(with Edna Yost) (1944) «Management in the Home: Happier Living
through Saving Time and Energy»

(1954)

Резюме

Фрэнк
Гилбрет был
первопроходцем
в области «науки о движении» и повсемест­но
признается в качестве одного из
основателей «научных методов управления».
Его непрерывный научный поиск, который
после женитьбы стал осуществляться
совместно с супругой,
был
нацелен на устранение потерь
рабочего
времени за счет определения
«наилучшегоспособа выполнения работы».
Лилиан Гилбрет,
препо­даватель
и специалист по промышленной психологии,
была одним из первых уче­ных, оценивших
необходимость хороших человеческих
отношений на рабочем месте. Она оказала
глубокое влияние на мужа, обратив его
внимание на динами­ческие аспекты
менеджмента.

Вместе
они образовали успешный творческий
тандем, взаимно дополняя воз­можности
и опыт друг друга. При осуществлении
поиска «наилучшего способа» они изучали
выдаваемое задание, самого рабочего,
его инструменты и обстановку на
рабочем
месте в «мельчайших научных подробностях»,
для того чтобы скор­ректировать и
объединить их для достижения наивысшей
производительности труда. Схема
последовательности операций и другие
предложенные ими новше­ства остались
в основном в неизменном виде и по-прежнему
используются в со­временном системном
анализе. Они интересовались
также
человеческим аспек­том промышленного
производства и подчеркивали необходимость
подготовки рабочих и обеспечения их
вовлеченности в трудовой процесс.

Лилиан
Гилбрет после смерти своего мужа в 1924
г. продолжала
руководить
его фирмой, читать лекции по проблемам
менеджмента и экономики домашнего
хозяйства в различных университетах и
заниматься применением принципов
на­уки
о движении для помощи инвалидам. Она
также
находила время для добро­вольной
работы в местных и
общенациональных
общественных организациях. Многие
называли ее «Первой леди менеджмента*.

1.
Ранние этапы жизни

Фрэнк Гидбрет

Ф.
Гилбрет родился 7 июля 1868 г. в Фзйрфилде,
штат
Мзн, в семье, происходив­шей из
поселенцев в Новой Англии и
строго
придерживавшейся пуританских тра­диций.
Эти особенности происхождения в
значительной мере повлияли на его
ха­рактер и мировоззрение. Когда умер
отец, Фрэнку было
всего
три
года,
но его мать не жалела сил, чтобы по
возможности дать своим детям хорошее
образование и профессиональную
подготовку. Франк Гилбрет сначала
учился
в Академии Фи­липса в Эндовере, где
впервые
обнаружился
его интерес к механике, а затем в
бо­стонской Школе грамматики Раиса,
где выявились его способности к математике
и техническому черчению. По результатам
учебы он получил право на поступле­ние
в Массачусетскую
технологическую
школу, но решил поступить на работу.

В 17
лет он
стал
учеником
каменщика.
Ф. Гилбрет быстро делал успехи: он освоил
несколько строительных профессий и
посещал вечерние курсы, чтобы по­полнить
свои знания в строительстве. В 27 лет он
стал
главным
управляющим компании, в которой начинал
работать учеником.

Еще в
начале трудовой деятельности Ф, Гилбрет
был поражен бесполезной растратой
ресурсов, допускавшейся существовавшими
в то время методами веде­ния
строительства, и
решил
устранить их или хотя бы сократить. Он
разработал «наилучшиеспособы» укладки
кирпичей и использования строительных
матери-алов,
установки лесов и подготовки учеников;
применение усовершенствованных методов
позволяло снижать производственные
издержки и увеличивать зарплату
работникам,

В
апреле 1985 г. Ф, Гилбрет решил открыть в
Бостоне собственную строитель­ную
фирму. За счет высокого профессионализма
рабочих
и применения качествен­ных материалов
он сразу сумел достичь высоких результатов.
Его бизнес быстро развивался. Являясь
тонким наблюдателем, Ф. Гилбрет многому
научился у своих фирм-заказчиков. Его
деловые заграничные поездки позволяли
ему быть в курсе всего нового, появлявшегося
за пределами США. Постепенно он переходил
от вы­полнения подрядов со своим
оборудованием
и специалистами к
консультированию
клиентов по всем аспектам строительных
работ. По мере расширения бизнеса ему
приходилось руководить не только
нью-йоркским офисом
фирмы
и
многими
ее филиалами
на
территории США, но
и
ее лондонским отделением, заключавшим
договора с Адмиралтейством и Военным
министерством Великобритании.

В
октябре 1904 г. Ф. Гилбрет женился на
Л
план Моллер. Они стали
не
только
счастливыми супругами, но
и
успешными
партнерами в работе, где взаимно
до­полняли знания, способности и
опыт
друг друга.

Аиаизн
МОААер

Лилиан
Моллер родилась в Окленде, штат Калифорния,
24
мая 1878 г. в одной из самых влиятельных
семей этого города. После домашнего
обучения и занятий в начальной
и
высшей
городской
школе Окленда она поступила в Калифорнийский
университет, где в 1900 г. получила степень
бакалавра, а позднее и степень маги­стра
но английской литературе за работу о
книге Бена Джонсона «Bartholomew
Fair».
Готовясь
к защите докторской диссертации, в 1903
г. она совершила путе­шествие по
Европе.
В Бостоне, перед
посадкой
на
пароход,
она познакомилась с
Фрэнком
Гилбретом, кузеном ее компаньонки. Они
поженились в 1904
г.

2.
Фрэнк и Лилиан Гилбрет: история
сотрудничества

С
самого начала Ф. и Л. Гилбрет были
настроены на совместную работу, однако
из-за многочисленных дел в быстрорастущей
семье (у них должно было быть две­надцать
детей, шесть мальчиков и шесть девочек)
вклад Лилиан в общее предпри­ятие был
на первых порах ограниченным. Однако
она работала дома, редактируя многочисленные
рукописи мужа и занимаясь собственными
исследованиями, ко­торые для пополнения
знаний Фрэнка были посвящены вопросам
индустриаль­ной
психологии.

В 1907
г. у Ф. Гилбрета наладились тесные
дружеские отношения с Фредери­ком
Тейлором (ем. ТЕЙЛОР, Ф.). Они восхищались
работами друг
друга
и
стали союзниками в разработке
jvtexojjo^научного
управления. В работе «Primer
of
Scientific
Management»
(«Основы научного менеджмента») (1912) Ф.
Гилбрет от­вечал на некоторые вопросы,
которые задавались Ф. Тейлору в сотнях
приходив­ших из многих стран мира
писем. Диапазон ответов простирался от
определения некоторых терминов до
изложения
принципов научного управления и способов
их применения; от описания влияния
методов научного менеджмента на
рабочегодо
объяснения их связи с другими видами
деятельности;
однако
всегда в этих от­ветах подчеркивались
достоинства использования «научных
методов управле­ния» как «честной
сделки» рабочего и работодателя.

Со
своей стороны Ф. Тейлор восхищался
деятельностью Ф. Гилбрета
и
часто цитировал отрывки из его посвященной
способам кладки кирпичей книги в
каче­стве ценных примеров изложения
принципов труда, популяризацией которых
он сам занимался. В 1910 г. они
вместе
отправились в Англию в Институт
приклад­ной механики,
чтобы
изложить перед его научными сотрудниками
собственные концепции, разработанные
на основе «научных методов управления».
Однако в 1913 г. их
отношения
внезапно прекратились. К тому времени
Ф. Гилбрет стал работать консультантом
по вопросам менеджмента, и эта деятельность
сделала его прямым конкурентом не только
самого Ф. Тейлора, но и сложившейся
вокруг него группы специалистов, которых
он направлял в обращавшиеся к нему за
по­мощью фирмы. Ф. Тейлор рекомендовал
одного из таких специалистов в фирму,
которую консультировал
Ф.
Гилбрет,
что привело последнего в ярость. Этот
ин­цидент стал причиной разрыва их
отношений, а Лилиан Гилбрет позднее
отзыва­лась о Ф. Тейлоре как «о мало
приятной личности».

В своих
консультациях по «технике управления»
ф. Гилбрет расширил при­менение науки
о движении к более общим проблемам
производства и сосредото­чил свое
внимание на изучении вопросов усталости.
Он выделил сорок две вызыва­ющие
усталость
причины,
пятнадцать из которых были непосредственно
связаны с рабочим, четырнадцать — с
окружающей обстановкой, а тринадцать
— с движения­ми, требуемыми для
выполнения работы. Ф. Гилбрет разработал
два метода иссле­дования движения с
заданной точностью. Он разделил движения
на базовые, та­кие как поиск, выбор,
подъем, погрузку, позиционирование и
пр.,
названные им словом «therhlig*
(полученным
путем перестановки букв его фамилии
Gilbreth)
и
установил
часы с циферблатом, нроградуироваипым
в долях минут, в поле зрения кинокамеры,
которая снимала выполняемые рабочими
операции. Эти два новше­ства позволили
ему выделять и
хронометрировать
мельчайшие операции, а также приступить
к исследованию так называемых
мнкродвижений.

Ф.
Гилбрет разработал
также
так называемый «циклографический»
метод, в соответствии с которым
к
рукам
или иным движущимся частям тела рабочего
при­креплялись маленькие
электрические
лампочки. Когда рабочий выполнял
трудо­вые операции, то траектории
перемещения светящихся точек указывали
направ­ления
выполняемых им движений. Затем метод
циклографии был заменен более совершенным
методом «хроноциклографии», при котором
частота, с которой про­ецировались
на экран вспышки лампочек в виде световых
точек или штрихов, по­зволяла судить
об ускорении или замедлении движений
рабочего.

В 1917
г., находясь на
службе
в американской армии в звании майора,
Ф. Гилб­рет с успехом применял свою
науку движений для обучения новобранцев
и реаби­литации двигательных функций
раненых. В написанной в 1915 г. для «journal
of
the
American
Society
of
Mechanical
Engeneering»
статье он объяснял, как наука о движении
могла бы помочь лечению инвалидов.

В годы
войны Ф. Гилбрет впервые почувствовал,
что у него начинаются про­блемы с
сердцем, однако не сдавался и продолжал
вести чрезвычайно насыщен-ную
профессиональную
деятельность.
Он внедрял на
заводах
свои методы эконо­мии рабочего времени;
писал статьи; выступал на конференциях
и семинарах; про­водил исследования
в домашней лаборатории. Ритм его работы
был чрезвычайно
высоким.
Конец наступил внезапно. Фрэнк Гилбретумер
14
июня 1924 г. незадол­го до очередной
поездки в Европу.

Лилиан
Гилбрет была активной помощницей мужу
во всех его творческих на­чинаниях.
Вместе они опубликовали три книги —
«Fatigue
Study»
(«Исследова­ние усталости) (1916), «Applied
Motion
Study»
(« Прикладная наука о движении») (1917),
«Motion
Study
for
the
Handicapped»
(«Наука
о движении
для
инвалидов») (1920). После замужества фокус
ее исследований переместился на проблемы
пси­хологии, что позволило ей лучше
дополнять работы мужа. В 1911 г, Л. Гилбрет
защитила докторскую диссертацию по
теме «Психология менеджмента», текст
которой был опубликован в 1952-1913 гг. в
журнале «The
Industrial
Engeneering
Magazine»,
а
в
1914 г. ~ в отдельной книге. Ее издатели
потребовали, чтобы на
обложке
были указаны только инициалы автора,
чтобы читатели не догадались, что книга
была написана женщиной.

Лилиан
Гилбрет читала лекции в частной
лаборатории в своем доме, а также в
технических
и
бизнес-школах.
Она стала полноправным партнером в
семейном консультационном бизнесе,
особо настаивала на важности создания
добрых чело­веческих отношений и
организации обучения на рабочем месте
и много сделала для гуманизации взглядов
своего мужа и расширения кругозора
клиентов.

В своем
письме редактору «The
National
Cyclopedia
of
American
Biography»
от
10
апреля 1925 г. Лилиан Гилбрет так писала
о своей работе по изучению дви­жения:

Когда
мы
начинали
ату работу, мы
имели
в своем распоряжении техниче­ские
знания мистера Ф. Гилбрета
и
его многолетний опыт, накопленный при
строительстве зданий, плотин и прочих
сооружений на
разных
этапах его карьеры — от
ученика
до инженера-подрядчика, а
также
мои теорети­ческие знания проблем
обучения и
психологии
и
некоторый
практический опыт преподавания. Я
уверена, вы согласить с тем, что не нужно,
а на
мой
взгляд, и невозможно, пытаться разделить
результаты нашей совместной работы.
Если они чего-нибудь и стоят, так это в
качестве демонстрации того, чего можно
добиться при сотрудничестве, основанном
на взаимных интере­сах и устремлениях
и примера обучению лидерству, как в
случае с мистером Ф. Гилбретом, и
«следованию за лидером», как в случае
со мной {Unenck
and
Breach,
1945:
126-7).

3.
Лилиан Гилбрет

Сотрудничество
супругов трагически оборвалось в 1924 г.
За три дня до отъезда на конференции в
Англию и Чехословакию Фрэнк Гилбрет
умер в телефонной будке в то время, когда
он звонил Лилиан, чтобы сообщить ей об
«идее,
которая
появилась у него относительно экономии
трудовых
движений
при упаковке мыль­ных
хлопьев в фирме
Lever
Brothers*
(Gilbreth
and
Carey,
1949:
137).
После смерти мужа Л, Гилбрет осталась
с одиннадцатью детьми (один их ребе­нок
умер) в возрасте от 2 до 19 лет. Демонстрируя
свой несгибаемый характер, она собрала
свою семью и обратилась к
ней
с такими словами:

Завтра
я отправляюсь на пароходе, на
котором
собирался плыть ваш отец, У
него
уже были билеты. Я собираюсь выступить
с его докладами в Лондо­не и
Праге.
Я считаю, что ваш отец одобрил бы мое
решение (Gilbreth
and
Carey,
1949:236).

Ей не
потребовалось много времени, чтобы
переориентировать направление своих
усилий. Университет Пардье,
в
котором по совместительству преподавал
ее муж, пригласил Лилиан продолжить его
деятельность. Она читала
его
курс лек­ций до
1935
г., когда получила
должность
профессора менеджмента, которую за­нимала
вплоть
до 1948 г.

Однако
ее деятельность не ограничивалась
преподаванием.
Л. Гилбрет исполь­зовала пауку о
движении для анализа домашней работы,
причем занималась этой темой около
двадцати лет. Результаты ее исследований
время от времени печата­лись в таких
популярных периодических изданиях, как
«Good
Housekeeping»
и «Better
Homes
and
Gardens»,
а также были опубликованы в виде двух
отдельных брошюр «The
HomeMaker
and
Her
job»
и «Management
in
the
Home»
(«Создатель дома и его работа» и
«Менеджмент в домашнем
хозяйстве»)
(1954). Помимо пре­подавания в Университете
Пардье она работала в нем консультантом
по
пробле­мам
ведения домашнего хозяйства и
благодаря
этой деятельности оказала значи­тельное
влияние па развитие сети курсов
домоводства по всей стране.

Развивая
идеи мужа о реабилитации раненых солдат,
Лилиан Гилбрет исполь­зовала методы
науки о движении для разработки
оборудования и специальных процедур,
облегчающих ведение домашнего хозяйства
для инвалидов. Получен­ные результаты
были изложены в книге «Normal
Lives
for
the
Disabled»
(«Нор­мальная
жизнь для инвалидов») (1944), написанной
в
соавторстве с Эдной Йост,

Л,
Гилбрет
была
чрезвычайно энергичным и общительным
человеком, охотно принимавшим предложения
поработать там, где были нужны ее знания
и опыт. В 1930 г. она стала членом Чрезвычайного
президентского
комитета
по пособиям для безработных, во время
войны была советником по образованию,
а
в
1951 г. была введена в состав Консультативной
комиссии по гражданской обороне. Она
находила время, чтобы помогать движению
девочек-скаутов Америки и различ­ным
организациям инвалидов, а также церквам
и библиотекам в своем округе.

Лилиан
Гилбрет продолжала
исследовательскую
деятельность и
после
того, как ей исполнилось 70 лет, а
в
восьмидесятилетнем возрасте она все
еще выступа­ла с лекциями и писала
статьи. На нее обрушился шквал наград.
Она получила свыше двадцати почетных
званий и
специальных
адресов
от различных профес­сиональных
ассоциаций. Нередко ее называли «Первой
леди менеджмента». Ли­лиан Гилбрет
скончалась в 1972 г,

4. Основной вклад

Одна
из первых работ Ф. Гилбрета по проблемам
строительной
индустрии была для своего времени
чрезвычайно оригинальной. Он стал
первопроходцем в той об-ласти, которая
позднее получила
название
«науки о движении». Ф, Гилбрет
упро­стил
процесс каменной кладки таким образом,
что вместо необходимых прежде для
укладки одного кирпича восемнадцати
движений стало
требоваться
всего пять. Это позволило среднему
каменщику после небольшой тренировки
и без затраты допол­нительных усилий
увеличить дневной объем кладки с 1000 до
2700 кирпичей. Ис­следование результатов
детального анализа движений, необходимых
для выполне­ния рабочих заданий, а
также внешних условий их осуществления,
позволило Ф. Гилбрету заложить основы
эффективного управления выпуском
продукции.

Одновременно
он разработал специал^>нь1е_технологи[ческиекдрты,
в
которых отражалась последовательность
всех совершаемых с деталями операций.
Эти ме­тоды, а также некоторые символы,
используемые для отражения различных
эта­пов задания, остались, в сущности,
теми же самыми и в современном системном
анализе. Супруги Ф.
и
Л. Гилбрет
настолько заинтересовались
иэщениещк:и_хо-
логических
основ организованной человеческой
деятельности, что стали разраба­тывать
«наилучший физический способ* выполнения
работы.

С
начала совместной деятельности они
активно занимались
продвижением
на­учных методов управления. В
«
Primer
of
Scientific
Management»
(1912)
Фрэнк
Гил­брет дает им
подробное
объяснение и высказывает неизменную
поддержку. В «Psychology
of
Management»
(1914) Лилиан Гилбрет выделяет три типа
управле­ния: традиционный, переходный
и научный, причем последний тип является
«нау­кой, т.
е.
осуществляется
R
соответствии с известными, сформулированными
и прак­тически применимыми законами»
{Gilbreth,
1914:
8). Именно к такому тину управления
следует стремиться.

Следует
отметить, что воззрения на
менеджмент
Ф. и
Л.
Гилбрет в сравнении с
подходом
Ф.
Тейлора были
более
срде^жательнымц.
Со
временем
они стали выс­казывать все больше
несогласия с некоторыми его методами
(например, со скры­той фиксацией
деятельности рабочего). Они хотели
показать рабочим, как можно повысить
производительность, работая не быстрее,
а
лучше;
показать
им не толь­ко как
изменить
или усовершенствовать используемые
методы, но
и
объяснить, почему
это
необходимо сделать.

Интерес
Ф. и Л. Гилбрет к научным методам управления
отражал
лишь часть их общего
представления
о
необходимости
более полноценной жизни людей. В «Cheaper
by
the
Dozen»
(лучшем из
бестселлеров
среди произведений не художе­ственной
литературы 1949 г., по которому позднее
был
снят
фильм) дети Фрэнка и
Лилиан,
вспоминая о жизни дома, писали:

Кто-то
однажды спросил отца: «Для чего бы ты
хотел сберечь время? Что бы
стал
с ним делать?» «Для работы, если ты ее
любишь, — ответил он. —■ Для образования,
для того, чтобы стать красивым, для
искусства, для удо­вольствия. — Он
посмотрел поверх пенсне. — Для игры в
ножички, если к этому лежит твоя душа»
{Gilbreth
and
Carey,
1949:
237).

5.
Критика

«Наука
о движении» не использовалась в управлении
производством в том объ-■, еме, в каком
бы этого хотелось Ф. и
Л,
Гилбрет. Неправильно понятая многими,
она нередко рассматривалась
как
средство контроля над каждым движением
ра­бочего. Сражения между трудом и
капиталом
растянулись на несколько десяти­летий
(1920-1940-е гг.) после начала использования
«научных методов управле­ния» и
попыток измерить и
нормировать
производительность труда рабочих, что
порождало обвинения со стороны профсоюзов
в использовании «несправедливой практики
трудовых
отношений»
и в негуманном отношении к работникам.
Воз­можно, частичную ответственность
за это несет и чета Гилбретов.
Определенная
как поиск «единственного наилучшего
способа», их деятельность могла быть
ин­терпретирована как стремление к
роботизации рабочих за счет ограничения
их действий последовательностью
необходимых для выполнения задания
операций.

Нельзя
также отрицать и
того,
что специализация и более короткие
трудовые операции приводят к деквалификации
рабочих. В определенной степени это
при­знавал и сам Ф. Гилбрет, заявляя,
что в любом случае его метод не должен
причи­нять рабочим никаких неприятностей.
Более либеральный в своих взглядах, чем
Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, тем не
менее,
в своих трудах рассматривает рабочего
про­сто в качестве апатического
фактора.

Спустя примерно
полвека Лилиан Гилбрет так охарактеризовала
недостатки работ своих современников:

Люди,
стоявшие у истоков научных методов
управления, не имели преиму­ществ
художественной и общеобразовательной
подготовки и знания фило­софии, они
не могли свободно читать и
разговаривать
на иностранных язы­ках и много
путешествовать по свету. Они были
инженерами-механиками, подготовленными
в стиле своего времени. Они пришли в
промышленность и посвятили свои жизни
наилучшему применению своего и чужого
време­ни, энергии и
денег.
Они не понимали, что менеджмент представлял
собой нечто прошедшее через века и
использовавшееся
в
той или иной
форме
в каждой стране.

Она
также оказалась способной признать,
что деятельность ее мужа не была столь
уникальной,
как
они тогда об этом думали:

Как
оказалось, многое, созданное совершенно
независимо в США, было давно известно
в
других
странах мира. Например, мой муж установил,
что метод циклографии, на который
он
потратил
столько
времени, был разра­ботан французом
Марэ (Gilbreth,
1963:
119).

Сама
Лилиан Гилбрет
благодаря
своим наклонностям и
образованию
быстро поняла динамику трудовых
взаимоотношений
и
оценила вклад, который смогут вносить
рабочие, вовлеченные в выполнение общей
задачи. После смерти своего мужа в
течение многих лет она активно работала
над развитием «науки о движе­нии* и
над проблемами эффективного сотрудничества
на рабочем месте.

Полина
Грэхем,
University
of Bradford

Л Гиллберт

«Большой вклад в развитие и популяризацию
научного менеджмента внесла супружеская
чета Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Ранняя
деятельность Ф. Гилбрета была похожа
на то, что делал Тейлор. Позднее он
организовал свою собственную
консультативную компанию и присоединился
к движению научного менеджмента.

В начале своей деятельности он систему
управления строительством, состоявшую
из трех частей.

1. Система занятий была системой
бухгалтерского учета, которая была
разработана в помощь подрядчику в
подсчете различных затрат за неделю
работы.

2. Конкретная Система содержала подробные
советы конкретным подрядчикам. Гилберт
писал о контролировании рабочих, включая
необходимость ведения спортивных
соревнований между группами рабочих,
для быстрейшего завершения работы. Вся
работа была поделена для групп рабочих,
кто соревновались в том, чтобы быстрее
выполнить конкретное задание.

3. Система Каменщика была технической.
Он предложил систему лучшего способа
кладки кирпичей, созданную на основе
изучения движений. Он не только обучал
рабочих, как обращаться с кирпичами, но
и объяснял почему этот способ был лучший.
Он делал упор на экономии усилий, а не
скорости их выполнения, он вел поиск
повышения производительности труда
без приложения больших физических
усилий. Результатом его поиска стало
увеличение рабочим дневной нормы кладки
кирпичей с 1 000 до 2700 штук без больших
усилий.

Он составил список 17 основных движений,
которые позволили проводить более
точный анализ элементарных движений
рабочих. Он впервые начал использовать
кинокамеру в проведении промышленных
исследований. Он также разрабатывал
циклеграфическую методику присоединения
маленькой электрической лампочки к
руке, пальцу, или кисти рабочего для
фиксирования на пленке движений.

Большое исследование причин
усталости рабочих, проведенное Ф.Гилбретом
вместе с супругой Лилиан, показало, что
причиной усталости была не монотонность,
а недостаток интереса менеджмента к
рабочему. Лиллиан
Гилбрет
играла важную
роль в работе ее мужа и создала репутацию
своей собственной работой.

Она определяла психологию управления
как воздействие организующего работу
ума на организуемую работу, и влияние
неорганизуемой и организуемой деятельности
на мышление рабочего. Она считала, что
успешное управление базируется на
человеке, а не на работе и научный
менеджмент представляет собой средства,
позволяющие максимально использовать
возможности и усилия человека. Л. Гилбрет
характеризовала три исторических стиля
управления: традиционный, переходный
и научный. Она отметила, что психологи
до того времени в значительной степени
концентрировались на изучении психологии
толпы и сравнительно немного работ было
выполнено по психологии личности. При
научном менеджменте рабочий обретал
умственное равновесие и безопасность,
а не обеспокоенность, которая была
неизбежной при традиционном управлении.
Заботясь о благосостоянии, научное
управление поддерживало регулярную
работу, поощряя хорошие отношения в
коллективе, и способствовало физическому,
умственному, моральному, и финансовому
развитию рабочего. Л. Гилбрет была
пионером в психологии управления.

studfiles.net

7.3.2. Теория рационализации управления Ф. и Л. Гилбрет

Френк и Лилиан Гилбрет[220] – представители школы научного управления, основатели направления, получившего название «наука о движении».

Френк Банкер Гилбрет (1868–1924) первоначально работал в компании Whidden and Company Construction и прошел путь от ученика каменщика до главного управляющего, а позже возглавил собственную консультационную фирму, которая давала рекомендации частным компаниям по «технике управления». Первые исследования Ф. Гилбрет проводил независимо от Ф. У. Тейлора и даже не знал о существовании его работ. С 1907 по 1913 г. активно сотрудничал с Ф. У. Тейлором и стал его союзником в разработке методов научного управления. Как и Ф. У. Тейлор, Ф. Гилбрет занимался пропагандой и популяризацией научного менеджмента, выступал на конференциях и семинарах, читал лекции в университетах. В 1911 г. выступил основным инициатором создания Общества содействия внедрению научного менеджмента, переименованного позднее в Тейлоровское общество.

Лилиан Моллер Гилбрет (1878–1972) – магистр английского языка, профессор менеджмента в Университете Пардье, доктор психологии, член Чрезвычайного президентского комитета по пособиям для безработных, советник по образованию (в период Второй мировой войны), член Консультативной комиссии по гражданской обороне, консультант по проблемам ведения домашнего хозяйства. После замужества в 1904 г. Лилиан Гилбрет резко изменила область академических интересов и занялась психологией, считая, что данная область исследований наилучшим образом будет дополнять работу, проводимую ее мужем.

Основное внимание в своей деятельности супруги Гилбрет уделяли проблемам рационализации труда рабочих, вопросам изучения физических движений в производственном процессе, исследованию усталости и ее влияния на здоровье и производительность труда работников.

Основные работы. Среди первых работ Ф. Гилбрета: «Система наблюдения» (1908), «Практическая система» (1908), «Система кладки кирпича» (1909) – с этой работы было начато системное изучение трудовых движений, – «Изучение движений» (1911), «Основы научного менеджмента» (1912). Наиболее известные совместные работы Френка и Лилиан Гилбрет: «Исследование усталости» (1916), «Прикладная наука о движении» (1917) и «Наука о движении для инвалидов» (1920). Кроме того, Лилиан Гилбрет написала еще ряд работ, среди них: «Психология менеджмента» (1914) (написанная на основе докторской диссертации), «Создатель дома и его работа» (1927), «Нормальная жизнь для инвалидов» (в соавторстве с Эдной Йост) (1944) и «Менеджмент в домашнем хозяйстве: счастливая жизнь на основе сбережения времени и энергии» (1954).

Исследование трудовых операций. Супруги Гилбрет внесли значительный вклад в исследование проблем анализа и совершенствования выполнения рабочих операций. Целью их исследований был поиск «единственного лучшего способа работы» на основе изучения движений человека. Любая рабочая операция представлялась как совокупность универсальных элементарных операций.

Как и Ф. У. Тейлор, Ф. Гилбрет занимался поиском путей повышения производительности труда без приложения больших физических усилий. Начав свою трудовую деятельность учеником каменщика, Ф. Гилбрет сконцентрировал внимание на изучении движений каменщика. Он выявил, что каменщик использует три системы операций: одну – для медленной работы, другую – для более быстрой и третью – для демонстрации правильного метода кладки кирпича. На основе изучения различных систем движения, анализа инструментов и рабочих мест Ф. Гилбрет предложил новый способ кладки кирпича, при котором каменщик для кладки одного кирпича вместо 18 движений стал выполнять только 5. Для этого он:

• устранил часть движений, ранее считавшихся необходимыми, но оказавшихся бесполезными после тщательного изучения;

• ввел простые приспособления (переносная платформа и стопки кирпича), устранявшие утомительные движения и экономившие время квалифицированных рабочих, и перераспределил часть работ на подручных рабочих;

• научил каменщиков совершать движения двумя руками одновременно, в то время как ранее они выполняли движения последовательно то правой, то левой рукой.

То есть акцент был сделан на экономии усилий, а не на скорости движений. В результате нововведений производительность труда увеличилась со 120 до 350 кирпичей на человека в час.

Особенностью подхода Ф. Гилбрет было то, что он не только обучал рабочих новому способу кладки, но и объяснял, почему этот способ лучший. Рабочие, не освоившие новые методы работы, увольнялись, а оставшиеся получали значительную надбавку к заработной плате.

Анализируя работу каменщиков, Ф. Гилбрет ввел еще одно усовершенствование. Он изобрел и запатентовал леса, благодаря которым удалось снизить количество наклонов и почти избавить мастеров от необходимости тянуться вверх. Применение лесов позволило резко увеличить производительность труда.

В работе «Изучение движений» он рассматривал уже не процесс кладки, а работу вообще. Он обращал внимание на то, что утрата естественных ресурсов ужасна, однако она ничто по сравнению с потерями производительности труда, связанными с избыточными трудовыми движениями. Это характерно для всех отраслей экономики. По мнению Ф. Гилбрета, на основе анализа трудовых движений и разработки методов их совершенствования будет возможна огромная экономия любого труда – не только для какого-либо одного класса работ, не только в промышленности, но и в конторах, школах, колледжах, магазинах, домашних хозяйствах и на фермах.

Проводя исследования трудовых операций, Ф. Гилбрет исходил из того, что для выполнения работы есть только один наилучший способ и задача исследователя состоит в том, чтобы его найти.

Ф. Гилбрет развил идею Ф. У. Тейлора о необходимости разработки нормативов затрат времени на каждый элемент трудовых операций. Он расчленил абстрактный технологический процесс на взаимозаменяемые приемы, из комбинаций которых в их различных сочетаниях и последовательностях должна состоять любая операция.

Ф. и Л. Гилбрет стояли у истоков микроэлементарного нормирования. В начале 1900-х гг. для изучения рабочих операций они стали использовать сначала фотоаппарат, а затем и кинокамеру в сочетании с микрохронометром. Это позволило точно определить количество и состав движений при выполнении заданной операции и приступить к исследованию так называемых микродвижений.

Микрохронометр был изобретен Френком Гилбретом и представлял собой часы с циферблатом, проградуированным в долях минут, позволяющие записывать интервалы времени продолжительностью до 1/2000 минуты. Эти часы помещались в кадр при съемке трудовых операций на кинопленку. С помощью этого прибора и стоп-кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 базовых, т. е. наиболее часто повторяющихся движений. Эти движения они назвали терблигами. Название «терблиг» произошло от фамилии Гилбрет, если ее зеркально перевернуть.

Первоначально было выявлено 16 терблигов – 13 элементов действия, и 3 элемента отсутствия действия. Затем был добавлен 17-й терблиг – «планировать». Последователи Ф. Гилбрета позже добавили еще один, 18-й терблиг – «держать». Каждому терблигу соответствовал определенный символ и цвет. По мнению Ф. Гилбрета, если разработать нормативы времени для каждого из терблигов, то легко можно будет рассчитать норму времени для выполнения любой операции, поскольку она представляет собой комбинацию терблигов. Доклад о разработанной им системе терблигов Ф. Гилбрет представил в 1912 г. на заседании основанного Ф. У. Тейлором Общества улучшения организации производства.

Система терблигов Гилбрета представлена на рис. 7.3[221].

 

Рис. 7.3. Система терблигов Ф. и Л. Гилбрет

При помощи «терблиг-диаграммы», т. е поэлементной диаграммы, Гилбреты могли анализировать любую рабочую операцию. Анализируя кинозаписи, Ф. Гилбрет составлял карты цикла одновременно выполняемых микродвижений – симокарты («карты одновременных движений»).

На симокарте сверху указаны органы тела рабочего, участвующего в производственном процессе. Цифры слева показывают время хронометража (в секундах). На самой карте слева направо представлены: название операций, выполняемых левой или правой рукой; терблиги; график продолжительности выполнения операций. При этом каждому терблигу соответствует своя штриховка. Рядом с графиком руки может обозначаться график ноги. Симокарта Гилбретов показана на рис. 7.4[222].

На основе разработки методики изучения движений и их классификации Ф. Гилбрет сформулировал принципы экономии движений. По его мнению, для роста производительности движения прежде всего должны быть одновременными, симметричными, естественными, ритмичными и привычными.

Ф. Гилбрет также разработал и так называемый циклографический метод изучения движений, в соответствии с которым к движущимся частям тела рабочего прикреплялись маленькие помигивающие электрические лампочки для фиксирования на пленке точечных траекторий. Эта техника облегчала задачу установления наиболее оптимальной модели движения и способствовала дальнейшему совершенствованию методов исследования. Позже метод циклографии был заменен более совершенным «хроноциклографическим» методом, при котором частота, с которой проецировались на экран вспышки лампочек в виде световых точек или штрихов, позволяла судить об ускорении или замедлении.

В 1916 г. на заседании ASME Ф. и Л. Гилбрет представили доклад, в котором говорилось о трех разработанных ими методах изучения нормативов микродвижений: 1) о карте производственного процесса; 2) об исследовании микродвижений непосредственно; 3) о хроноциклографии. Ф. Гилбрет подчеркивал, что эти методы дополняют друг друга, поэтому они должны применяться совместно.

 Рис. 7.4. Симокарта Гилбретов (до и после исследования движений)

Большое распространение в практике управления получили технологические карты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых с деталями операций. Схема последовательности операций и другие нововведения в основном остались в неизменном виде и используются до сих пор.

Наряду с исследованиями двигательной активности, Гилбреты большое внимание уделяли изучению организации рабочего места. Ими был разработан план продвижения для рабочих, включающий в себя три последовательные части:

• рабочий сделал свою работу;

• рабочий обучил своего последователя;

• рабочий приобрел новые навыки и подготовил себя для продвижения к более сложной работе.

Изучение движений по методу Гилбретов получило большое распространение и развитие в СССР в 20–30-е г. ХХ в.

Факторы производительности труда. Исследуя факторы, влияющие на производительность труда работника, Ф. Гилбрет выделил три группы факторов[223]:

1. Переменные в рабочем: анатомическое строение, сила, удовлетворенность, убеждение, стремление к заработку, опытность, утомляемость, привычки, здоровье, образ жизни, питание, рост, искусность, темперамент, тренировка.

2. Переменные в окружающих условиях, оборудовании, орудиях производства: приспособления, одежда, цвета (окраска), развлечения, музыка, чтение и т. д., отопление, охлаждение, вентиляция, освещение, качество материала, вознаграждение и наказание, величина передвигаемых предметов, специальные приспособления, уменьшающие утомление, окружающая обстановка, орудия производства, правила профсоюзов и согласованность.

3. Переменные в самом движении: ускорение, автоматичность, комбинация с другими движениями и последовательность, оценка, направление, успешность, работа в пудофутах, преодолеваемые моменты и инерция, длина, необходимость, путь, установка, скорость.

Каждый фактор необходимо изучать в отдельности, оценивая его влияние на производительность труда. Целью изучения движений во время работы является определение наилучших приемов работы, обобщение их в виде правил и применение этих правил для нормализации движений и их оптимального сочетания. Ф. Гилбрет подчеркивал, что нормализация и рационализация касаются не только движений, но и остальных переменных факторов.

В отличие от Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет сосредоточили внимание на производственной среде и условиях труда, обеспечивающих сохранение высокого уровня производительности труда. Хотя система Тейлора и предусматривала введение перерывов для ослабления проблем, связанных с усталостью, он считал возможным для рабочего преодолеть усталость и работать более интенсивно в результате соответствующего материального стимулирования[224].

Изучение проблемы усталости. В отличие от многих своих коллег, Гилбреты уделяли проблеме усталости значительное внимание. В работе «Исследование усталости» Гилбреты писали: «Цель жизни – счастье, и не важно, кто как его понимает. Устранение усталости, возникающее из желания сберечь человеческую жизнь, уничтожив перегрузки, должно увеличить количество “прекрасных мгновений” (даже если у него есть и другие цели)»[225].

При рассмотрении трудовых движений работника соавторы выделяли два взаимосвязанных элемента активности. Первый элемент – это сама трудовая активность работника. К этой категории относятся наблюдаемые и ненаблюдаемые трудовые движения и способ их выполнения. Второй элемент – утомление или усталость. Под усталостью Гилбреты понимали продолжительность и характер интервала или периода отдыха, необходимого для восстановления работником его исходных производственных возможностей.

Ф. Гилбрет выявил 42 причины, вызывающие усталость, 15 из которых были связаны непосредственно с рабочим, 14 – с окружающей обстановкой, а 13 – с движениями, требуемыми для выполнения работы.

Гилбреты выделили два вида усталости:

Избыточная усталость – это следствие действий, не являющихся необходимыми (например, подъём и перенос тяжестей). Она может быть минимизирована путем рациональной организации рабочего места.

Необходимая усталость возникает при выполнении действий, необходимых для достижения поставленных целей. Она может быть минимизирована благодаря внедрению передовых методов организации производства и обеспечению необходимых для отдыха перерывов.

В целом супруги Гилбрет доказали, что причиной усталости является не монотонность, а недостаток интереса менеджмента к рабочему. В то же время рекомендации по преодолению усталости были достаточно типичны для того времени и предполагали использование более совершенных методов выполнения рабочих операций, введение перерывов в работе, сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление оплачиваемых отпусков.

Ф. и Л. Гилбрет связывали эффективность производства с системой планирования и управления. Еще в работе «Основы научного менеджмента» показывались достоинства использования «научных методов управления» как «честной сделки» рабочего и работодателя. Рассматривая процесс производства в целом, исследователи подчеркивали необходимость обучения рабочих и обеспечения их вовлеченности в трудовой процесс. Знания и способности рабочих и управляющих должны быть направлены на повышение благосостояния государства.

Исследование управления. Л. Гилбрет ввела новые методы в исследование управления. По ее мнению, научные исследования менеджмента должны проводиться на основе анализа и синтеза. При помощи анализа один из элементов управления разбивается на составные части, а потом в процессе синтеза они воссоединяются, но в новый комплекс управления входят уже только те части, которые необходимы для эффективного решения задачи.

Некоторые идеи Лилиан Гилбрет выходят за рамки школы научного управления. Применив методы психологии к исследованиям рабочего места, она стала одним из основателей психологии управления. Л. Гилбрет определяла психологию управления как воздействие организующего работу ума на организуемую работу, и влияние не организуемой и организуемой деятельности на мышление рабочего.

В работе «Психология управления» Лилиан Гилбрет выделила три типа управления:

• традиционную систему управления, основанную на эмпирической практике, передаваемой из поколения в поколение;

• переходную систему управления, основанную на стремлении к совершенствованию и интеллектуализации;

• научную систему управления, основанную на применении управленческих законов, выявленных в результате научного исследования.

Научный менеджмент представляет собой средства, позволяющие максимально использовать возможности и усилия человека. Л. Гилбрет подчеркивала, что успешное управление базируется не на работе, а на человеке. В отличие от обеспокоенности, характерной для традиционного управления, при научной системе управления рабочий обретал умственное равновесие и безопасность. Заботясь о благосостоянии, научное управление поддерживало регулярную работу, поощряя хорошие отношения в коллективе, и способствовало физическому, умственному, моральному и финансовому развитию рабочего. Именно к научному типу управления необходимо стремиться руководителям организаций.

Лилиан Гилбрет считается одним из родоначальников исследований в области управления персоналом. Большое внимание она уделяла научному подбору, расстановке и подготовке кадров. На многих предприятиях были открыты школы по работе с персоналом, в которых пропагандировались новые подходы к мотивации сотрудников на основе уважения их личности и справедливого вознаграждения. Л. Гилбрет особо подчеркивала важность создания добрых человеческих отношений и организации обучения на рабочем месте.

Развивая идеи своего мужа, Л. Гилбрет использовала науку о движении для анализа домашней работы, в том числе для разработки оборудования и специальных процедур, облегчающих ведение домашнего хозяйства для инвалидов.

Значение идей Ф. и Л. Гилбрет. Френк и Лилиан Гилбрет посвятили себя исследованию как эффективности труда работников, так и управления в целом. В своих трудах они затрагивали также и социальные аспекты научного управления. Так, например, они подчеркивали, что ни одна организация не может рассчитывать на устойчивость, если она не заботится как о благополучии организации в целом, так и о благополучии каждого ее члена.

Их идеи, касающиеся анализа и совершенствования выполнения рабочих операций, организации системы обучения на рабочем месте, поощрения хороших отношений в коллективе, были развиты следующими поколениями исследователей менеджмента. Отдельные рекомендации по повышению эффективности труда, в частности рекомендации по снижению усталости и улучшению всех факторов производственной среды, разработаны на основе объединения двух управленческих подходов – научного менеджмента и промышленной психологии. Сочетание этих подходов позволило Френку и Лилиан Гилбретам заложить основы современной эргономики.

____________________________________________________________________________________________________________________

[220] Фамилия Gilbreth часто передается по-русски как Джилбрет.

[221] Беркович Д. М. Формирование науки управления производством. Москва : Наука, 1973. С. 41–42.

[222] Беркович Д. М. Формирование науки управления производством. Москва :Наука, 1973. С. 44.

[223] Гилбрет Ф., Гилбрет Л. Классификация элементов работ // Организация труда. 1924. № 6–7. С. 45–53 ; Кравченко А. И. История менеджмента.Москва : Академический проект, 2002. С. 90–91.

[224] Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 67.

[225] Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившиеменеджмент / пер. с англ. А. Трактинский. Москва : Олимп-Бизнес, 2005. С. 129. 

Выходные данные учебного пособия: 

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.

Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие» 

port-u.ru

Фрэнк и Лилиан Гилбрет

 

Научное управление рассматриваемого периода тесно связано с работами Френка Гилбрета и Лилиан Гилбрет.


Наиболее известными работами, в которых раскры­вается концепция данных авторов, являются: «Изучение движений», «Изучение усталости», «Прикладное изуче­ние движений», «Начало научного управления», «Факто­ры утомляемости», «Психология управления», «Азбука научной организации труда».

 

Оба имели хорошее образование. Поженившись в 1904 г., супруги объединили свои способности с целью разработки новых методов труда. Познакомившись с Ф. У. Тейлором в 1907 г., стали его верными последователями и пропагандиста­ми учения.

 

Перу Ф. Гилбрета принадлежит «Введение в научный ме­неджмент», в котором изложены общие вопросы научного управ­ления и предложены ответы в ясной и доходчивой терминоло­гии относительно основных принципов и практики научного управления. И хотя работа не содержала принципиально но­вой информации, блестящие постановка вопросов и формули­рование ответов обеспечили книге широкое внимание среди читателей. Ф. Гилбрет является отцом хронометража.

 

Гилбреты были верными последователями Ф.У. Тейло­ра, занимались вопросами рационализации труда, технологизацией производственного процесса, ростом произво­дительности труда. Их перу принадлежит классификация менеджмента, в соответствии с которой различают тради­ционный менеджмент, основанный на сугубо эмпиричес­ких правилах; переходный менеджмент, при котором при­меняются лишь некоторые предписания революционной системы Ф. У. Тейлора; и научный менеджмент («совер­шенная система управления»), т.е. система менеджмента, рекомендованная Ф. У. Тейлором.

 

В центре их внимания — разработка наилучшего мето­да выполнения работ ради повышения производительнос­ти труда и определение условий, необходимых для этого (целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов и т.п.).

 

Гилбреты изобрели прибор — микрохронометр, кото­рый использовали в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях, и сколько времени занима­ет каждое из них. Основываясь на полученной информа­ции, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандарт­ные процедуры и оборудование, стремились повысить эф­фективность работы.

 

Так, после длительного и тщательного изучения рабо­ты каменщиков Ф. Гилбрет пришел к выводу, что при выполнении кирпичной кладки в среднем делается трид­цать движений. Ему удалось сократить число движений до пяти и увеличить часовую выработку каменщика, ко­торый мог укладывать в час 350 кирпичей вместо 120. Такой рост производительности труда был достигнут не только за счет лучшего выполнения движений, но также благодаря более продуманной организации рабочего мес­та, специальному усовершенствованию конструкции лесов, введению облегчающих работу инструментов и приспособ­лений.

 

Еще один пример из жизни Ф. Гилбрета может слу­жить убедительным доказательством возможности эффек­тивного применения НОТ на любом производстве. Однаж­ды Ф. Гилбрету было предложено исследовать некоторые сложные операции при производстве оптических прибо­ров. В результате анализа этих операций Ф. Гилбрет до­бился того, что сам смог выполнять эти операции в три с половиной раза быстрее, чем самые опытные рабочие. Удивление владельцев фабрики было еще большим, когда Ф. Гилбрет в течение нескольких часов научил рассыль­ного и машинистку, никогда не занимавшихся этим де­лом, так же быстро выполнять эти операции.

 

Он неоднократно подчеркивал, что руководители пред­приятия должны иметь достаточные способности, опыт, знания, так как это является одним из условий роста производительности труда.

 

Ф. Гилбрет умер в 1924 г., не дожив несколько дней до 2-го Международного конгресса по НОТ, состоявшегося в Пра­ге. Его дело продолжила Лилиан.

 

Л. Гилбрет играла важную роль в работе своего мужа и создала репутацию своей собственной работой. Ее концепции прикладной психологии наряду с поездками по всему миру помогли ей получить звание «первой леди менеджмента». Она первая женщина, ставшая доктором психологии (диссертацию защитила в 1915 г.). Имела 12 детей.

 

Л. Гилбрет интересовалась социальными аспектами научно­го управления. В частности, настаивала на следующем тезисе: ни одна организация не может рассчитывать на устойчивость, если она не заботится как о благополучии организации в целом, так и о благополучии каждого ее члена.

 

Л. Гилбрет выдвинула идею участия рабочих в планирова­нии. Эта идея была воспринята многими менеджерами как достаточно практичная и полезная в том отношении, что она обеспечивала восприятие рабочими принятых наверху реше­ний и облегчала оценку выполнения ими заданий на основе принятых предварительно целей.

 

Помимо вопросов технологизации и рационализации производства и управления Л. Гилбрет активно занима­лась вопросами управления кадрами: научным подбором, расстановкой, подготовкой. На ряде предприятий в США при её непосредственном участии были открыты первые школы по работе с персоналом, в которых проводилась систематическая подготовка инструкторов по НОТ, пропа­гандировалась новая система стимулирования труда, ос­нованная на вознаграждении и уважении личности ра­бочего.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Фрэнк и Лиллиан Гилберты

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………………3

2.Биография…………………………………………………………………6

2.1.Фрэнк 
Гилберт………………………………………………………….6

2.2. Лилиан 
Гилберт………………………………………………..………7

3.Вклад 
в развитие менеджмента…………………….……………………9

4.Заключение………………………………………………………………12

 Список 
использованных источников и 
литературы……………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

В первой
половине ХХст. получили развитие четыре
школы управленческой мысли. Хронологически
они могут быть представлены так:

Опыт 
удостоверяет, что названные школы 
сталкиваются и пересекаются в вопросах
теории и практики менеджмента, а 
в пределах организации можно 
найти элементы всех подходов. Научные 
основы управления получили развитие
в 1880—1930 г.г.

Развитие 
производства на границе ХИХ-ХХ ст.
заставил руководителей сосредоточиться 
на разработке научных и рациональных
принципов управления людьми, оборудованием,
материалами и финансами. Эта 
проблема возникает в двух аспектах:

1)как 
увеличить производительность (отношение 
объема производства к использованию 
ресурсов) за счет облегчения 
выполняемой работы;

2)как 
мотивировать работников, чтобы 
они воспользовались преимуществами 
новых методов.

Ученые 
и практики, которые решали упомянутые
вопросы, начали школу научного управления.
Основателем школы научного управления
был американский инженер-механик 
Фредерик Тейлор (1856—1915), которого часто 
называют отцом научных методов 
управления. Он считал, что, используя 
наблюдение, замеры, логику и анализ,
можно усовершенствовать производственные
операции, достичь их эффективного
выполнения. Первой фазой методологии 
научного управления был анализ содержания
работы и определение ее основных
компонентов. На основе полученной информации
разрабатывались рекомендации для
устранения лишних, непроизводительных
движений с целью повышения эффективности
производства. управления.

Ф. Тейлор
оставил после себя солидное творческое
наследство, которое прославило его 
имени. Среди его творческого 
задела наиболее известными есть книги 
«Сдельная система» (1895), «Цеховой менеджмент»
(1903) и «Принципы научного менеджмента»
(1911).

Подобные 
проблемы решали и супруги Френк 
Гилбрет (1868—1924) и Лилиан Гилбрет (1878—1972),
которые занимались преимущественно 
вопросами изучения физической работы
в производственных процессах и 
исследовали возможность увеличения
производства продукции за счет уменьшения
усилий, затраченных на них производство.
Результаты своей работы они изложили
в книгах «Изучение движений» (1911)
и «Психология управления» (1916). В 
этих работах подчеркивалась важность
связи между наукой управления и 
данными социологических и психологических 
исследований. Длительное время, работая 
в строительной индустрии, Ф. Гилбрет 
был пораженный масштабами непроизводительной
работы и решил ее отстранить. Ф.
Гилбрета привлекала в основном и 
сфера исследований, которая позднее 
стала известной под названием 
“изучение движений”.

Используя
свое изобретение (микрохронометраж),
Гилбреты могли анализировать отдельные
трудовые движения, точно определять,
сколько времени необходимо для выполнения
операции (хронометраж). Кроме того, они
пошли дальше и смогли систематизировать
все движения людской руки и разработать
их на 17 элементарных движений (например,
такие как “увлечение”, “содержание”,
“установка”), какие они назвали “треблигами”
(фамилия Гилберт, прочитанное в обратном
порядке). Эти идеи оказались полезными
для всех областей промышленности.

Гилбреты 
считали, что национальное благосостояние
зависит от индивидуальной образованности
работников, от них знаний и способности 
делать взнос в общественное богатство.
Чтобы быть прибыльной, любая производственная
деятельность должна планироваться 
и руководствоваться, за ней должны
стоять способности, опыт и знания управленцев.
Кроме Гилбретов, последователями Ф.
Тейлора были Г. Гантт, Г. Эмерсон и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Биография.

2.1.Фрэнк 
Гилберт.

Гилберт,
родившийся в Фэрфилде, штате  Мэн,
Гилберт, не имел формального образования 
за пределами школы. Он начал, как 
каменщик, стал строительным подрядчиком,
и позже главным инженером.

В конце 
концов он стал преподавателем  Университета
Пердью , в котором находится его 
работы. Он женился на Эвелин Лилиан
Моллер 19 октября 1904 года в Окленде,
штат Калифорния, у них было  12
детей, 11 из которых пережили его.

Гилберт,
обнаружил свое призвание, когда, как 
молодой строительный подрядчик, он
искал способы, чтобы сделать 
кирпичную кладку (его первый торговли)
быстрее и легче. Это переросло 
в сотрудничестве с его возможной 
супругой, Лилиан Моллер Гилберт , она 
изучала работу привычки производства
и канцелярских работников во всех
видах промышленности  и пыталась
найти способы увеличения производительности
и сделать их работу легче. Он и 
Лилиан основал фирму управленческий
консалтинг, Gilbreth  Inc, с упором на
такие усилия.

Гилбретом 
разработаны стандартные методы,
используемые армией всего мира, чтобы 
учить новобранцев, как можно 
быстро разобрать и собрать оружие,
даже если с завязанными глазами 
или в полной темноте.

Гилбрет
умер от остановки сердца 14 июня 1924
года, в возрасте 55 лет, на вокзале Лакаванна
в Монклер, Нью-Джерси.

2.2.
Лилиан Гилберт

Лиллиан
Гилберт была матерью современного менеджмента.
Вместе со своим мужем Фрэнком, она впервые
использовали методы промышленного 
управления используется по сей день.
Она была одной из первых «superwomen»,
совместив карьеру с семейной жизнью.
Она была хорошим автором, получатила
много почетных степеней. Её, пожалуй,
лучше всего помнят за материнство. Ее
дети пишут популярные книги, такие как
«Оптом дешевле». Но Лилиан Моллер
Гилберт была не только матерью, она была
инженером и промышленным психологом.

Лиллиан
закончила среднюю школу и 
решил, что она хочет изучать 
литературу и музыку. Ее отец не верил 
в высшее образование для женщин.
Но Лилиан уговорил его позволить 
ей учиться в Калифорнийском университете
в Беркли, живя у себя дома и поддержания 
ее семейные обязанности. Когда она 
получила степень бакалавра по литературе
в 1900 году, она была первой женщиной,
которая выступила в Калифорнийский
университет.

Она переехала 
в Колумбию, но болезнь вынудила
возвратиться в Калифорнию после 
ее первого года.  Не испугавшись,
она вернулась в Беркли и получил 
степень магистра в литературе в
1902 году. Она провела некоторое 
время в Бостоне, и там она 
встретила своего будущего мужа.

Фрэнк 
Гилберт, который никогда не учился
в колледже, был заинтересован 
в эффективности на рабочем месте.
Вместе с Лиллиан они начали их изучение
научных принципов управления.

Там, где
Фрэнк был посвящен техническим аспектам
эффективности работника, Лиллиан была
связана с человеческим аспектам управления.
Ее идеи не были широко приняты в течение
ее жизни, но они указывают направление,
в котором современный менеджмент будет
существовать.

Лилиан 
Гилбрет продолжила свою работу только
после смерти Фрэнка в 1924 году. В 1926
году она стала первой женщиной членом
Американского общества инженеров-механиков.

Она много 
путешествовала, говорила и писала о вопросах
управления. В 1966 году она получила медаль
Американского общества инженеров-строителей.
Она умерла в возрасте 92 лет, получатила
более десятка других почетных степеней.
Благодаря тому, что она удачно сочетала
карьеру и семью её прозвали «Гением
в искусстве жизни.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Вклад 
в развитие менеджмента.

Большой
вклад в развитие и популяризацию 
научного менеджмента внесла супружеская 
чета Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Ранняя
деятельность Ф. Гилбрета была похожа
на то, что делал Тейлор. Позднее 
он организовал свою собственную 
консультативную компанию и присоединился 
к движению научного менеджмента. В 
начале своей деятельности он систему 
управления строительством, состоявшую
из трех частей. 1.Система занятий 
была системой бухгалтерского учета, которая 
была разработана в помощь подрядчику
в подсчете различных затрат за неделю
работы. 2. Конкретная Система содержала 
подробные советы конкретным подрядчикам.
Гилберт писал о контролировании 
рабочих, включая необходимость 
ведения спортивных соревнований между 
группами рабочих, для быстрейшего 
завершения работы. Вся работа была
поделена для групп рабочих, кто 
соревновались в том, чтобы быстрее 
выполнить конкретное задание. 3. Система 
Каменщика была технической. Он предложил 
систему лучшего способа кладки
кирпичей, созданную на основе изучения
движений. Он не только обучал рабочих,
как обращаться с кирпичами, но и 
объяснял почему этот способ был лучший.
Он делал упор на экономии усилий, а 
не скорости их выполнения. Также как 
и Тейлор он вел поиск повышения 
производительности труда без приложения
больших физических усилий. Результатом 
его поиска стало увеличение рабочим 
дневной нормы кладки кирпичей с
1 000 до 2700 штук без больших усилий.

В 1907 г.
Гилберт познакомился с Фредериком
Тейлором. После того, как Гилберт 
стал сотрудничать с Тейлором и начал 
улучшать свою собственную систему,
он стал разрабатывать все более 
сложные методы измерения времени 
работы. Он составил список 17 основных
движений, которые позволили проводить
более точный анализ элементарных движений
рабочих. Он впервые начал использовать
кинокамеру в проведении промышленных
исследований. Он также разрабатывал циклеграфическую
методику присоединения маленькой электрической
лампочки к руке, пальцу, или кисти рабочего
для фиксирования на пленке движений.

Большое
исследование причин усталости рабочих,
проведенное Ф.Гилбретом вместе
с супругой Лилиан, показало, что 
причиной усталости была не монотонность,
а недостаток интереса менеджмента 
к рабочему. Лиллиан Гилбрет играла
важную роль в работе ее мужа и создала 
репутацию своей собственной 
работой. В своей докторской диссертации,
изданной отдельной книгой еще до
защиты, она применила методы и 
находки психологии к исследованиям 
рабочего места.

Она определяла
психологию управления как воздействие 
организующего работу ума на организуемую
работу, и влияние неорганизуемой
и организуемой деятельности на мышление
рабочего. Она считала, что успешное
управление базируется на человеке, а 
не на работе и научный менеджмент
представляет собой средства, позволяющие 
максимально использовать возможности 
и усилия человека. Л. Гилбрет характеризовала 
три исторических стиля управления:
традиционный, переходный и научный.
Она отметила, что психологи до
того времени в значительной степени 
концентрировались на изучении психологии
толпы и сравнительно немного 
работ было выполнено по психологии
личности. При научном менеджменте 
рабочий обретал умственное равновесие
и безопасность, а не обеспокоенность,
которая была неизбежной при традиционном
управлении. Заботясь о благосостоянии,
научное управление поддерживало регулярную
работу, поощряя хорошие отношения в коллективе,
и способствовало физическому, умственному,
моральному, и финансовому развитию рабочего.
Л. Гилбрет была пионером в психологии
управления.

В 1911 году
группа специалистов во главе с Ф.
Гилбретом создала отдельную 
организацию, названную Обществом 
поддержки научного менеджмента 
и переименованную после смерти
Тейлора в Общество Тейлора. Он создал
Введение в научный менеджмент, в 
котором изложил общие вопросы 
научного управления и предложил 
ответы в ясной и доходчивой терминологии
относительно основных принципов и 
практики научного управления. И хотя
работа не содержала принципиально 
новой информации, блестящие постановка
вопросов и формулирование ответов,
обеспечили книге широкое внимание
среди читателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Заключение.

Наряду 
с Тейлором наиболее яркими сподвижниками 
школы научного управления были Френк 
и Лилия Гилберт, Генри Ганнт 
и др. Концепция школы базировалась
на рациональной организации труда,
разработке формальной структуры организации 
и выработке подходов по сотрудничеству
управляющего и рабочего. Наиболее
близким учеником Тейлора был 
Генри Л. Ганнт (1861–1919 гг.), занимавшийся
разработкой методики премиальной 
оплаты труда рабочих, составлявшего 
карто-схемы для производственного 
планирования, которые получили название
графики Ганнта, а также внесшего
вклад в разработку тео-рии лидерства.
Работы Ганнта «Труд, заработная плата 
и доход» (1910), «Промышленное руководство»
(1916), «Организация труда» (1919) характеризуют 
осознание ведущей роли человеческого 
фактора и убеждение в том,
что рабочему должна быть представлена
возможность обрести в своем 
труде не только источник существования,
но и состояние удовлетворенности.
Он строил планы «демократии на производстве» 
и мечтал о гуманизации науки 
управления в будущем. Солидный вклад 
в научную теорию управления внесли
супруги Фрэнк Гилбрет (1868–1924) и 
Лилиан Гилбрет (1878–1972), которые упорно
искали оптимальные способы увеличения
объема выпуска продукции за счет
уменьшения усилий, затрачиваемых на
их производство. Они изучали трудовые
движения работников, используя кинокамеру
в сочетании с микрохронометражем,
что позволило им разработать 
карты цикла одновременно выполняемых 
микродвижений. Результаты своих изысканий 
Ф. Гилберт изложил в трудах «Азбука 
научной организации труда» и 
«Изучение движений». Использование 
его исследований позволило обеспечить
на производстве трехкратное повышение 
производительности труда. Л. Гилбрет
одна из первых начала заниматься вопросами
управления кадрами, их научным подбором,
расстановкой и подготовкой. В 1915 г. она
стала первой женщиной в США, получившей
степень доктора психологии. Все ее научные
исследования имели практическое применение,
широко использова-лись на многих предприятиях,
на некоторых из них были открыты школы
по работе с персоналом. Школа научного менеджмента
(примерно 1886-1920 гг.)

stud24.ru

Фрэнк и Лилиан Гилберт

Фрэнк и
Лилиан Гилберт

Фрэнк
Банкер Гилбрет-старший (
Frank
Bunker
Gilbreth, Sr.)

Родился в
1868-м году в городе Фэрфилд, штат Мэн,
США. Окончив школу, он устроился работать
каменщиком, одновременно изучая
строительное дело, чтобы максимально
облегчить процесс и снизить потери
рабочего времени. Вскоре начальство
заметило труды молодого человека и
повысило его до строительного подрядчика.
Примерно в то же время чрезвычайно
активный строитель стал давать лекции
в Университете Пердью, не имея при этом
высшего образования. В 27 лет Гилбрет
стал главным управляющим строительной
компании, где когда-то подрабатывал.

Лилиан
Моллер Гилбрет, при рождении Лилли
Эвелин Моллер (Lillie Evelyn Moller)

Появилась
на свет 24 мая 1878-го, в Окленде, штат
Калифорния,США. В мае 1896-го окончила
школу с отличием.Гилбрет стала выпускницей
Университета Калифорнии в 1900-м, со
степенью бакалавра по английской
литературе. В 1902-м она получила степень
магистра в области литературы в
Университете Калифорнии. В 1915-м ,окончив
Университет Брауна, получила степень
доктора философии. В 1926-м году она стала
1й женщиной-членом Американского общества
инженеров-механиков. В 1966-м году получила
медаль Американского общества
инженеров-строителей.

Пара состояла
в браке с 19-го октября 1904-го года. В их
семье родилось 12 детей. Вместе с женой,
которая также интересовалась менеджментом,
Фрэнк Гилберт все больше стал погружаться
в деловую среду; так, вскоре они основали
собственную компанию ‘Gilbreth, Inc.’,
специализирующуюся на помощи в ведении
бизнеса.
Супруги стали изучать научные
принципы управления. Фрэнк был посвящен
техническим аспектам эффективности
работника, Лилиан же была связана с
человеческими аспектами управления.

Лилиан и
Фрэнк Гилберт были сторонниками движения
научного менеджмента.
В начале своей
деятельности Фрэнк Гилберт организовал
систему управления строительством
,
состоящую из следующих частей:1.Система
занятий.
Это система бухгалтерского
учета, разработанная в помощь подрядчику
в подсчете затрат за неделю
работы.2.Конкретная система. Эта
система описывает контролирование
рабочих, необходимость ведения
соревнования в выполнении конкретного
задания между группами рабочих для
более быстрого завершения работы.

3.Система
каменщика
. Она была технической.
Цель-устранение непроизводительной
работы. Гилберт предложил лучшую систему
кладки кирпичей, созданную на основе
изучения движений. Он делал упор на
экономии усилий, а не на скорости
выполнения.

После
знакомства с Фредериком Тейлором 1907-м
году, Фрэнк Гилберт составил список 17
основных движений рабочего. Он впервые
начал использовать кинокамеру в
проведении промышленных исследований.

Лилиан и Фрэнк сосредоточились на
хронометраже, то есть на анализе движения
рук рабочего при выполнении работы.
Они, наблюдая за рабочими во время
работы, пытались определить, какие
процессы ручного труда являются наиболее
эффективными.

При
хронометраже фактором эффективности
операций является время, потраченное
на их выполнение. Благодаря тому, что
кинокамера делает снимки покадрово,
стало возможным подсчитать количество
кадров, затраченных на фотографирование
движений рабочего, а затем точно сказать,
сколько времени ушло на каждое из них.

В дальнейшем
супруги превратили свои эксперименты
с кинокамерой в целую науку о хронометраже.
Так, кадр фильм, использовавшийся в ходе
измерений, стал называться «треблиг»
(прочтение их фамилии с конца).

Большое
исследование, проведенное Лилиан и
Фрэнком Гилберт, показало, что основной
причиной усталости рабочих была не
монотонность, а недостаток интереса
менеджмента к рабочему.
Лилиан Гилберт
считала, что успешное управление
базируется на человеке, а не на работе.
Она охарактеризовала 3 исторических
стиля управления : традиционный,
переходный, научный.
По ее мнению,
психологи того времени изучали толпу,
мало внимания уделяя личности.

В 1911-м году
группа специалистов во главе с Фрэнком
Гилбертом организовала Общество
поддержки научного менеджмента.

К его руке
относят профессию медсестры, подающей
хирургические инструменты хирургу во
время операции, именно он, как говорят
ученые, разработал методы, получившие
распространение в армиях всех стран
мира и заключающиеся в обучение молодых
солдат быстро собирать и разбирать
оружие с завязанными глазами или в
полной темноте.

14 июня
1924-го года Фрэнк Банкер Гилбрет-старший
скончался от острой сердечной
недостаточности на 56-м году жизни.
После
смерти мужа Лилиан начала читать лекции
в 1925-м в Университете Пердью, где ранее
преподавал Фрэнк.

К 1940-му она
стала полноправным профессором
университета, разрываясь между
факультетами промышленного строительства,
промышленной психологии, домоводства
и успевая работать в деканате, где
консультировала женщин по вопросам
построения карьеры. Она ушла из Пердью
в 1948-м. В возрасте 86 лет Гильбрет стала
резидент-лектором Массачусетского
Технологического Института в 1964-м.

При
администрации Герберта Гувера (31-й
президент США) Гилбрет возглавила
женский сектор Комитета по занятости
(President’s Emergency Committee for Employment) в 1930-м, помогая
в сотрудничестве с женскими группами
снизить уровень безработицы. В годы
Второй мировой она была советником
нескольких правительственных групп,
делясь знаниями в области образования
и труда, в том числе с Военно-морским
флотом США 

Гилбрет
умерла 2 января 1972-го, на 94 году жизни, в
Финиксе, штат Аризона , США.

studfiles.net