Гибкий бюджет это – Формула гибкого бюджета – это уравнение которое корректно определяет общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности

Взаимосвязь общего бюджета и бюджета дс.

Элементы бюджета ДС

Источники информации

Поступления ДС

От реализации

От реализации в кредит

От реализации своих активов

Займы полученные

Бюджет продаж (с оплатой)

Бюджет продаж (в кредит)

Прогнозный отчет о Пр.и Уб.

Бюджет ДС прошлого периода

Выплаты ДС

За прямые материалы

За прямой труд

За ОПР

За коммерческие расходы

За общие и административные расходы

За капитальные затраты

Налоговые платежи

Возврат займа

Бюджет закупки/использования материалов

Бюджет по труду

Бюджет ОПР

Бюджет коммерческих расходов

Бюджет общ. и адм. расходов

Бюджет капитальных затрат

Отчет о прибылях и убытках

Кредитные договоры и прогнозный отчет о Пр.и Уб.в части %

Прогнозный бухгалтерский баланс является конечным продуктом всего процесса составления главного бюджета, при этом используются данные всех бюджетов. Составляется после подготовки сметы ДС, определив конечное сальдо, сумму необходимых капитальных вложений и чистую прибыль.

3.Статические и гибкие бюджеты.

По завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический (фиксированный) бюджет — бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. В основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами. Статический бюджет не предоставляет возможность детального анализа деятельности предприятия. В этих целях используется гибкий бюджет.

Гибкий (переменный) бюджет — бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом,

гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

С помощью гибкого бюджета четко обозначается связь между статичным бюджетом и фактическими результатами. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком они рассчитываются

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

В свою очередь, постоянные затраты не зависят от объемом производства и реализации, и их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

Формула гибкого

бюджета

= Переменные затраты на единицу Х количество произведенных единиц + бюджетные постоянные затраты

Формула гибкого бюджета — это уравнение, которое корректно определяет общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности. Используя эту формулу можно получить бюджет для любого уровня выпуска.

studfiles.net

Гибкие бюджеты — реферат, курсовая работа, диплом, 2017

ВВЕДЕНИЕ

В условиях становления и развития в России рыночных отношений, ориентируемых на соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, возрастает значение качества и информативной емкости учетной информации. Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, функционирование управленческой бухгалтерии позволяют предприятию в современных условиях использовать наиболее эффективные формы и методы производственного учета, контроля и управления затратами на всех уровнях производственного процесса.

В условиях динамических изменений окружающей экономической, технологической, социальной и политической среды, затруднение производственных и коммерческих связей предприятию, которое не планирует своей деятельности, выжить на рынке практически невозможно.

Для разработки эффективных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходима достоверная информация, которую формируют в системе управленческого учета.

Бюджет – это план будущих действий и мероприятий предприятия, выраженный в денежных или натуральных измерителях, который отражает доходы и затраты, поступления и выбытия как предприятия в целом, так и его структурных подразделений на определенный период времени, а также сумму капитала, которую необходимо задействовать предприятию для достижения плановых заданий.

Разработка бюджета является актуальной проблемой, которая дает возможность учитывать особенности отечественных предприятий в планировании финансово-хозяйственной деятельности и контролировать экономический результат деятельности предприятия в непосредственной связи с принципами и методами бухгалтерского учета. 

Информация, получаемая в системе управленческого учета, представляет все особенности организации коммерческого предприятия, она полностью раскрывает экономические, технические и технологические особенности производственных процессов и возможности производства, сложившиеся внутрипроизводственные отношения, используемые ресурсы, финансовые возможности. Подобная учетная информация должна обеспечивать создание действенной системы контроля и управления деятельностью предприятия. В современных условиях развития производственных отношений система внутрипроизводственного учета и контроля интегрирует в единую систему управленческого учета. Формирование такой системы для каждого российского предприятия является важным элементом повышения конкурентоспособности и эффективности производственной деятельности.

Основным объектом управленческого учета являются  осуществляемые предприятием затраты, при всём этом, одной из форм планирования, широко применяемой в системе управленческого учета, является формирование «гибких бюджетов», обеспечивающих возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Целью работы является анализ возможностей использования гибких бюджетов в качестве инструмента планирования и управления в рамках системы управленческого учета.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.

Сложность и многообразие производственных систем порождают многогранность проблемы управления производством и его информационного обеспечения. Сложность управления производством потребовала большого разнообразия элементов внутрихозяйственного механизма, которые характеризуют экономическую, социальную и технологическую направленность в деятельности предприятия. Как известно, основными из них являются: нормирование, планирование, прогнозирование, стимулирование, непосредственно управление производством, финансирование и кредитование, ценообразование, организация труда и производства, техника и технология, информационное обеспечение.

Одной из наиболее важных функций управленческого учета является планирование, которое представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть предприятию за тот или иной период. Реализация этой функции осуществляется путем формирования бюджетов.

Бюджет — это план, содержащий стоимостные показатели. Стоимостные показатели можно «встроить» практически в любой план. Если, например, «План производства» отражает планируемую к производству продукцию в натуральном выражении — это план. Но если добавить в «План производства» еще одну колонку — «Стоимость произведенной продукции по учетной цене реализации», — план превратится в бюджет. Получается, что деление планов на собственно планы и бюджеты достаточно условно и практически любой план одновременно можно квалифицировать как бюджет.

Работа по составлению бюджета проводится в несколько этапов:

первый  этап — оценка исполнения бюджета за предшествующий период;

второй этап — рассмотрение проектируемых  производственных показателей, на основе которых будет составляться финансовый план;

третий этап — разработка проекта финансового плана.

Бюджет наличности имеет своей целью обеспечить скоординированность доходов и расходов; в нем детализируются потоки наличности (входящие — доходы и исходящие — расходы) за определенный будущий период. Он составляется на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам, возможно составление бюджетов наличности на неделю вперед.

 Основой для составления прогноза служат ежедневные отчеты о движении наличности. Среди основных бюджетов выделяют также: операционные планы (бюджеты текущей деятельности) и финансовые планы.

К операционным планам относят:

бюджет реализации;

план производства;

бюджет прямых материальных затрат;

бюджет затрат на оплату труда;

план потребности в мощностях;

план общепроизводственных затрат;

бюджет производственной себестоимости;

план общехозяйственных затрат;

план коммерческих затрат.

К финансовым планам относят:

бюджет доходов и расходов.

бюджет инвестиций;

бюджет движения денежных средств;

прогнозный баланс.

Выделяют также непрерывные (скользящие) планы. Особенность их состоит в том, что по окончании очередного планового периода (месяца, квартала) к плану прибавляется новый. Таким образом, обеспечивается неизменность планового горизонта (в любой момент существует план, например, на год вперед).бюджет план контроль учет

Очевидно, что в системе управленческого учета, призванной обеспечить наиболее полный контроль за выполнением «заданных» показателей, снижение производственных и трансакционных издержек, а следовательно обеспечить растущую прибыльность и эффективность хозяйственной деятельности, бюджет и его элементы служат:

а) инструментом дальнейшего планирования;

б) источником информации для оценки результатов деятельности;

в) информацией для принятия управленческих решений.

 

2. ЖЕСТКИЕ И ГИБКИЕ БЮДЖЕТЫ

Бюджетирование, как комплексная система мероприятий, охватывает основные стороны деятельности предприятия – производство, сбыт, финансы – и координирует их. Причем принимая управленческие решения, на всех уровнях менеджмента акцент делается на финансовую сторону, что и позволяет достичь таких целей, как оптимизация затрат, максимизация прибыли, сбалансированность привлеченных финансовых ресурсов с направлениями их использования как в объемах, так и во времени, а следовательно, оказывает содействие в целом – улучшению финансового состояния предприятия.

Бюджетирование как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подразделениям; суммирование всех коллективных предложений; разработки проектов бюджетов; расчета вариантов плана; внесение коррективов; окончательного утверждения планов, проектирования коммуникационных обратных связей и учета меняющихся условий.

Преимущества бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планирования ресурсов предприятия, поведение конкурентов и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.

Под бюджетом понимают финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей, поставленных на предстоящий период. Основной бюджет предприятия охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование.

Бюджет консолидирует учетные данные по выбранному направлению или объекту бизнеса. Бюджет планируется исходя из норм, принятых в этом направлении или объекте, с учетом их предыдущего функционирования.

Бюджет имеет иерархическую структуру из статей, где самая вложенная статья имеет один или несколько числовых показателей.

Бюджет является инструментом управления на основе анализа причин отклонения значений фактических показателей от плановых.

В процессе реализации бюджетного планирования в организации осуществляется определение целей, задач и принципов формирования бюджета, выбор методов бюджетного планирования, выбор видов, структуры бюджета.

В процессе бюджетирования может разрабатываться жесткий или гибкий бюджет. 

Жесткий бюджет — это бюджет, который составлен таким образом, что он не меняется в зависимости от достигнутого объема производства или объема продаж. 

Жесткий бюджет разрабатывается для одного объема продаж и соответственно производства. Основной недостаток жесткого бюджета в том, что при отклонении фактических объемов от планируемых показателей он не позволяет контролировать затраты. Жесткие бюджеты используют для подразделений, уровень затрат которых не зависит от объема выпуска продукции.

Жесткий бюджет, составляется для одного фиксированного (планового) уровня производства и поэтому не учитывает различий между постоянными и переменными затратами. Поэтому такой бюджет малопригоден для анализа отклонений по затратам в том случае, если фактический уровень производства существенно отличается от планового.

Также жестким бюджетом называется финансовый план, который подготовлен до начала бюджетного периода. Термин «жесткий» означает, что: 

— бюджет составлен на основе оценок объема производства и объема продаж, однако он не предусматривает никаких планов на случай, если фактические объемы производства и продаж будут отличаться от предусмотренных в бюджете. 

— когда будут получены фактические объемы производства и продаж за контрольный период (месяц, четыре недели или квартал), то жесткий бюджет не будет скорректирован до нового уровня деловой активности. 

Главное предназначение жесткого бюджета раскрывается на этапе планирования, когда нужно определить общие цели и задачи данной организации.

Жесткий бюджет статичен, он рассчитан на конкретный уровень деятельности. Все бюджеты, входящие в общий – жесткие. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. При сравнении жесткого бюджета с фактическими данными не учитывается реально достигнутый уровень деятельности, то есть все фактические результаты сравниваются с прогнозированными вне зависимости от достигнутого объема реализации. Поэтому на основе жесткого бюджета возможен лишь так называемый нулевой уровень анализа отклонений. Для более детального и глубокого анализа необходимо использовать гибкий бюджет. 

Бюджет, который учитывает возможные варианты изменения объема деятельности в границах релевантного диапазона, называют гибким, или динамичным бюджетом. Итак, гибкий бюджет – это бюджет, составленный на основе бюджетных затрат и доходов для фактического объема деятельности или для нескольких релевантных уровней предвиденной деятельности. Такой бюджет необходим, в первую очередь, для анализа тех расходов, которые включают постоянную и переменную составляющие (производственные накладные, расходы на сбыт, административные). 

Гибкий бюджет – бюджет, в котором выделены постоянные затраты и ставка переменных затрат, в связи с чем он автоматически подстраивается под изменяющийся объем производства. 

Гибкий бюджет – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации определена соответствующая сумма расходов. Гибкий бюджет учитывает изменение расходов в зависимости от изменения уровня реализации, она представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ГИБКОГО БЮДЖЕТА

 

Цели компании должны быть выражены в конкретных показателях для всех уровней организации, ответственность за выполнение этих задач должна быть возложена на конкретных менеджеров. Этот процесс известен как программно-целевое управление. Неотъемлемым элементом программно-целевого управления являются гибкие бюджеты. Гибкие бюджеты используются как инструмент помощи и контроля затрат, связанных с ведением деятельности и осуществлением задач организации.

В основу гибкого бюджетирования положен принцип реагирования отдельных показателей бюджета на изменение объемов деятельности. В связи с этим в гибком бюджете перерасчету подлежат те статьи, которые характеризуют доходы и переменные затраты предприятия. Основу гибкого бюджета составляют элементы анализа «затраты – выручка – прибыль» и, в первую очередь – деление издержек на постоянные и переменные. Гибкое бюджетирование позволяет автоматически подстраивать бюджет в соответствии с объемом производства в пределах релевантного интервала и контролировать затраты.

При составлении гибкого бюджета в основе лежит деление расходов на постоянные и переменные. Если в статичном бюджете расходы планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния объема реализации на каждый вид расходов. Для переменных расходов определяют нормы, рассчитывая их на единицу продукции, то есть определяют удельные переменные расходы. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных расходов в зависимости от уровня реализации. Постоянные расходы не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статичного, так и для гибкого бюджетов.

Гибкий бюджет отражает изменения уровня деятельности. В течение финансового периода статьи постоянных затрат, таких как арендная плата или страхование, не будут изменяться в зависимости от спадов и подъемов деятельности. Другие затраты могут изменяться пропорционально уровню деятельности. При гибком бюджете изменение затрат по каждой статье определяется пересмотром первоначально запланированного (ранее жесткого) бюджета в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Для контроля затрат это дает поддающееся интерпретации сравнениЯ между фактическими затратами и затратами по бюджету, которые теперь основываются на одном и том же уровне деятельности.

Гибкие бюджеты составляются исходя из предположения о наличии связи между выручкой (объемом продаж) и конкретными статьями затрат. Таким образом, целью составления гибких бюджетов является соблюдение соответствия между доходами и расходами организации, исходя из реальных обстоятельств, т.е. недопущение увеличения расходов при невыполнении плана по выручке (объему продаж). При этом необходимо отметить, что базой для формирования гибких бюджетов является наличие прогнозных (статичных) бюджетов. Кроме того, для функционирования системы гибких бюджетов необходимо соблюдение двух условий:

1. Наличие формализованной организационной структуры, т.е. субъекта управления.

2. Наличие инструментов (механизмов) управления – регламентов процедур контроля и методических подходов к формированию гибких бюджетов.

 

Для бизнеса со сложной организационной структурой необходимо учитывать и тот факт, что в связи с тем, что документы, подтверждающие расходы, рождаются в границах юридических лиц, регламенты процедур контроля должны формироваться для каждого конкретного юридического лица.

Процедуру формированию гибких бюджетов можно представить в виде следующих этапов:

1-й этап. Определение ключевых показателей, по которым будут осуществляться процедуры контроля. Это объясняется тем, что на сегодняшний день на предприятиях практически невозможно осуществлять контроль по всем показателям, что, в свою очередь, вызвано отсутствием качественной информационной технологии, а именно, неподготовленностью программных продуктов и отсутствием культуры контроля среди менеджеров и т.д. При этом необходимо определить, в соответствии с каким критерием будет осуществляться выбор ключевых показателей. В качестве таких критериев можно выделить:

1. Удельный вес статьи расходов в общей сумме расходов. Используя данный критерий необходимо определить уровень существенности (можно предложить осуществлять выбор по наиболее весомым расходам, составляющим в сумме 80% всех расходов организации).

2. Экспертное мнение ведущих менеджеров о наиболее существенных статьях расходов. При этом необходимо учитывать, что некоторые расходы, в понимании ведущих менеджеров, могут быть существенными, наряду с этим их величина может быть незначительной. На практике имеет смысл сочетание обоих критериев .

2-й этап. Следующим шагом в формировании гибких бюджетов является разделение ключевых расходов на две группы (по признаку – отношения к объему реализации): переменные и постоянные. При проведения классификации расходов предварительно необходимо осуществить выбор базы для определения поведения расходов. При выборе базы необходимо исходить из организационной структуры бизнеса и схемы товародвижения для каждого юридического лица.

Необходимо отметить, что при наличии в структуре бизнеса организаций, не вступающих в контакт с внешней средой (в части товарных операций), может возникнуть проблема, которая не позволит провести точную классификацию расходов данных юридических лиц, т.к. их выручка (объемы реализации) не отражает реального товародвижения. Решением данной проблемы может быть использование в качестве базы распределения выручки от реализации (объемов реализации) тех юридических лиц, которые находятся на границах с внешней средой (с учетом схем движения товаров). 

При классификации расходов на две группы можно использовать два подхода:

1) исходя из экономической сущности показателей;

2) используя методы математической статистики (трендовый анализ).

И у первого, и у второго подхода есть свои плюсы и минусы. Основными недостатками первого подхода можно назвать:

— алгоритмы расчета плановых значений могут существенным образом искажать поведение затрат;

— фактор «сезона» может оказывать существенное влияние на поведение затрат.

Существенным недостатком второго подхода является наличие определенной доли условности расчетов. С целью снижения рисков, связанных с некорректностью в определении поведения расходов, необходимо сочетание обоих подходов при условии сохранения приоритета экономической сущности расходов над формой. При этом необходимо помнить о том, что существует третья группа расходов — смешанные. В рамках второго этапа построения гибких бюджетов необходимо выделение в смешанных расходах переменной и постоянной составляющих. Это возможно с использованием методов математического анализа (минимаксный метод, метод регрессии).

3-й этап. Установление и согласование нормативных значений переменных расходов на единицу натуральной реализованной продукции. В рамках гибких бюджетов считается, что постоянные расходы являются затратами периода и поэтому не корректируются при изменении объемов, а переменные расходы, являясь элементом калькулирования, подвергаются корректировке при изменении объемов. По результатам второго этапа построения гибких бюджетов можно сформировать систему нормативных значений переменных расходов, по которым в последующем будет осуществляться корректировка.

4-й этап. Формирование системы гибких бюджетов. С использованием программного продукта Excel или другого, специально созданного программного продукта формируется система гибких бюджетов и осуществляется динамическое планирование. 

Аналитический подход, положенный в основу рассматриваемой методики, в определенном смысле универсален и может быть использован для объекта управления, определенного в любых заданных границах: для отдельного бизнес-процесса, конкретного предприятия или группы связанных организаций. При этом в зависимости от того, для какого уровня управления создается модель, экономическое содержание элементов модели и, соответственно, интерпретация показателей, рассчитываемых с ее использованием, существенно различаются.

Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде :

 

Зпер * Опрод + Зпост,                                                                              (1.1)

 

где: 

Зпер — переменные затраты на единицу продукции;

Опрод — объем продаж;

Зпост — бюджетные постоянные затраты.

 

Переменными затратами предприятия являются затраты, сумма которых находится в линейной зависимости от размера выручки в пределах диапазона возможных значений. Постоянными затратами являются затраты, которые не зависят от объема выручки в пределах диапазона возможных значений. Ответственные службы предприятия определяют какие из затрат относятся к постоянным или переменным. В российском бухгалтерском учете нет подобной классификации затрат. Поэтому имеет смысл воспользоваться для начала делением затрат на прямые и косвенные, поскольку прямые затраты в абсолютном большинстве случаев являются по своей сути переменными, а косвенные — постоянными. 

Величина статьи переменных затрат в гибком бюджете вычисляется как:

 

СТгб = СТсб + Кзв х (ВРф — ВРп),                                               (1.2)

 

где: 

СТгб — величина статьи переменных затрат в гибком бюджете;

СТсб — величина статьи переменных затрат в статичном бюджете; 

Кзв — коэффициент зависимости затрат от выручки; 

ВРф — фактический объем выручки; 

ВРп — плановый объем выручки. 

 

Коэффициент зависимости затрат от выручки может определяться методом статистического анализа (практически это самый простой метод), за основу которого целесообразно принять метод наименьших квадратов. Расчет Кзв осуществляется по следующей формуле :

   (1.3)

где 

n — количество месяцев, за которые рассматриваются статистические данные. Целесообразнее, когда их количество превышает 6;

ВР — величина выручки за рассматриваемые периоды; 

ЗТ — величина рассчитываемых переменных затрат за рассматриваемые периоды.

Такова общая методика составления гибкого бюджета, используемая на ряде предприятий.

Следующий этап — анализ отклонений между статьями статичного и гибкого бюджетов. Если фактическая величина переменных затрат по статье отклонилась от статичного бюджета, но не превышает планового показателя по гибкому бюджету, данное отклонение можно считать нормальным.

Превышение затрат от плановых показателей по гибкому бюджету на заранее определенную сумму (по статье затрат либо по ЦФО в целом) рассматривается детально с целью определения факторов возникновения данного отклонения. Вообще, благоприятным считается отклонение, оказывающее положительное воздействие на операционную прибыль, то есть увеличивающее ее, и наоборот.

Стоит отметить, что инструмент гибкого бюджетирования целесообразно применять также и в рамках вариационного анализа, до окончательного утверждения бюджета.

В заключение составим последовательность действий процесса формирования гибкого бюджета:

Формирование статичного бюджета (бюджета доходов и расходов предприятия). 

Определение формата гибкого бюджета, включающего статичный бюджет.

Распределение и утверждение затрат предприятия на постоянные и переменные.

Расчет коэффициента зависимости статей переменных затрат от выручки.

Заполнение гибкого бюджета и анализ отклонений.

В целом проведенный анализ показал, что одной из наиболее значительных функций эффективно реализуемой системы бюджетирования на предприятии является прежде всего функция анализа отклонений фактических показателей от плановых, в процессе которого выявляются величины отклонений и причины их возникновения. Выявленные отклонения между бюджетными показателями и фактическими служат в первую очередь базой для оценки деятельности каждого центра ответственности по итогам бюджетного периода и принятия регулирующих решений.
Поскольку бюджетные данные включают затраты, рассчитанные для прогнозируемого объема реализации, а фактически произведенные затраты относятся к фактическому объему, то их сравнение некорректно. Особенно актуально это для крупных производственных компаний, большая часть затрат которых является именно переменными (условно-переменными).

Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему реализации, поэтому, прежде чем принимать решения о распределении ответственности между выделенными центрами ответственности за отклонения, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема реализации (выручки от реализации).

Этой цели служит так называемый гибкий бюджет, который обеспечивает возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия (бюджет доходов и расходов), который является статичным бюджетом. Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные (условно-переменные) затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки. 

 

О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) 

Корецкий М.Х., Даций Н.В., Пельтек Л.В. Управленческий учет: Учебное пособие. – К.: Центр учебной литературы, 2007 – 296 с.

Бердар М.М. Бюджетирование в системе управления финансовыми ресурсами предприятия// Внешняя торговля: право и экономика. – 2010. – №5. – С.82-88.

Онищенко С. Бюджетирование в системе финансового управления предприятием// Бухгалтерский учет и аудит. – 2009. – №6. – С.42-51.

Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 350 с.

С.Ф. Голов Управленческий учет. Учебник. – 4-е изд. – К.: Либра, 2008. – 704 с.

Балабанов И.Т. Анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2000.-340 с.

Гольдштейн Г.Я. Гибкое бюджетирование // Финансовый менеджмент. — 2006. — № 3. — С. 14-19.

Каверина О.Д. Управленческий учет: Системы. Методы. Процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 350 с.

Касьянова Г.Ю. Технология составления гибкого бюджета // Финансовый менеджмент. 2005. — № 3. — С. 67-72. 

Финансовый менеджмент: Учебник/ под ред. д.э.н., проф. Ковалевой А.М. – М.: ИНФРА-М, 2002.-284 с.

referatwork.ru

Гибкое бюджетирование

Сущность и значение бюджетирования

Определение 1

Бюджетирование представляет собой комплексную систему мероприятий, охватывающую и координирующую все основные стороны деятельности компании, включая финансы, сбыт и производство.

В контексте бюджетирования, при принятии управленческих решений, делается акцент преимущественно на финансовую сторону деятельности предприятия. Этот процесс осуществляется на всех уровнях менеджмента и позволяет добиться таких важных тактических целей, как оптимизация издержек, максимизация прибыли, повышение финансовой устойчивости и улучшение уровня платежеспособности предприятия. Бюджетирование позволяет сбалансировать финансы предприятия в соответствии с направлениями использования средств, по объемам, по временным параметрам и т. д. Эффективное бюджетирования оказывает положительное воздействие на работу компании и улучшает ее финансовое состояние в целом.

Бюджет представляет собой количественно определенное выражение производственных и маркетинговых планов, которые необходимы для достижения поставленных на предстоящий период целей.

Существуют две основные разновидности бюджетов – жесткий и гибкий. Так, жесткий бюджет является статичным, жестко рассчитанным под конкретный уровень деятельности предприятия. Жесткие бюджеты входят в общий бюджет предприятия. Когда аналитики сравнивают показатели жесткого бюджета с фактическими данными, то они не учитывают реально достигнутых показатели деятельности, а преимущественно сравнивают фактические результаты с плановыми. Другими словами, при анализе жесткого бюджета часто не учитываются многие детали и аспекты, повлиявшие на показатели деятельности предприятия.

Антиподом жесткого является гибкий бюджет, который используется для гораздо более глубокого и подробного анализа.

Гибкий бюджет

Определение 2

Бюджет, учитывающий различные вероятные варианты изменения показателей деятельности предприятия в границах заданного диапазона, называют гибким (или, несколько реже – динамичным).

В первую очередь, гибкий бюджет требуется для анализа издержек, включающих и постоянный и переменный компоненты. Последний включает административные и накладные расходы, производственные издержки, расходы на маркетинговую деятельность и т. д.

Гибкий бюджет составляется не для какого-либо конкретного уровня деловой активности или показателя, а для некоторого их диапазона. Например, гибкий бюджет может быть составлен для нескольких различных объемов реализации. Другими словами, в динамичных бюджетах могут быть предусмотрены несколько различных сценариев. В случае с объемами реализации, для каждого из возможных объемов выручки определяется соответствующий объем расходов.

Основы методики составления гибкого бюджета

Как правило, при составлении динамического бюджета издержки делят как минимум на постоянные и переменные. В идеале гибкий бюджет составляют уже после анализа влияния объема реализации продукции на каждый из видов расходов. Так, для переменных издержек отталкиваются от удельных переменных расходов, на основе которых затем определяется общая сумма переменных издержек в зависимости от того или иного уровня реализации. Анализируя различные варианты выпуска и издержек, можно выбрать оптимальный объем производства и продаж.

Замечание 1

Как известно, постоянные издержки не меняются при различных объемах производства. Соответственно, они остаются неизменными для обоих из вариантов бюджетов.

Гибкий бюджет также активно используется стейкхолдерами (заинтересованными сторонами), например, в качестве прогнозных данных, которые корректируются, в соответствии с изменениями основных показателей деятельности предприятия.

spravochnick.ru

Анализ уровня 2: гибкий бюджет — МегаЛекции

Гибкий (или вариабельный) бюджет подстраивается с целью изменения всех издержек на единицу продукции. Гибкий бюджет базируется на знании, как выручка или издержки ведут себя в диапазоне изменений. Таблица 11.3 показывает, как гибкий бюджет Webb Cо действует в диапазоне изменения продаж от 10 тыс. до 14 тыс. единиц.

Так как действительные продажи будут вероятно отличаться от продаж по бюджету, гибкий бюджет лучше, чем статичный, потому что он представляет больше вариантов объемов продаж и дает лучшие шансы действовать правильно. Гибкий бюджет обеспечивает данные для изучения последствий изменения объемов выручки или издержек. Он помогает менеджерам выбрать характер действий при планировании объема продаж, а также поможет при анализе фактических данных. Гибкий бюджет — путь выхода на уровень 2 анализа отклонений .

Таблица 11.3 — Гибкий бюджет фирмы Webb Cо на апрель

  Бюджетная сумма на единицу Уровни продаж в ед.
    10 тыс. 12 тыс. 14 тыс.
Выручка 1 800 000 2 160 000 2 520 000
Переменные издержки:        
на основные материалы 600 000 720 000 840 000
премия, зарплата 160 000 192 000 224 000
накладные расходы 120 000 144 000 168 000
Переменные издержки производства 880 000 1 056 000 1 232 000
Переменные издержки накладные и на маркетинге 111 000 132 000 154 000
Полные переменные издержки 990 000 1 188 000 1 386 000
Соответствующий доход 810 000 972 000 1 134 000
Фиксированные издержки:   276 000 276 000 276 000
производственные накладные и маркетинговые   434 000 434 000 434 000
полные фиксированные издержки   710 000 710 000 710 000
полные издержки   1 700 000 1 898 000 2 096 000
оперативный доход   100 000 262 000 424 000

 

Таблица 11.4 — Сравнение фактических данных с бюджетными при разных видах бюджета (анализ 2 уровня)

  Фактические результаты Вариации от гибкого бюджета Гибкий бюджет Вариации объемов продаж (3-5) Статический бюджет
 
Продажи   2 000 U 12 000
Выручка 1 850 000 50 000 T 1 800 000 360 000 U 2 160 000
Переменные издержки 1 120 000 130 000 U 990 00 198 000 F 1 188 000
Доход 730 000 80 000 U 810 00 162 000 U 972 000
Фиксированные издержки 705 000 5 000 F 710 000   710 000
Оперативный доход 25 000 75 000 U 100 000 162 000 U 262 000

 



Таблица 11.4 показывает, что полные изменения объема продаж на уровне 2 ведут к снижению оперативного дохода на 162 000 по сравнению с ранее запланированным. Это происходит потому, что уменьшился объем продаж на 2 000 единиц. Если же менеджер ориентировался в своей деятельности на статичный бюджет, то снижение оперативного дохода составило бы 237000.

Такую же методологию анализа можно использовать при вариациях цен на материалы, рабочую силу, общезаводских расходов, а также при использовании прогнозов изменения издержек (например, при использовании кривых обучения).

Систематическое бюджетирование и отслеживание издержек на стадиях НИОКР, производства, маркетинга, распределения и сервиса продукции дает важную информацию для менеджера по его решениям о выводе продукта на рынок, ценообразованию на него и определению его относительной прибыльности. При этом имеет существенное значение сумма распределенных издержек по всем действиям от входной логистики до сервиса у потребителей.

Исчисление, контроль и управление издержками становятся при умелом использовании стратегическим оружием в конкурентной борьбе фирмы и служит примером использования экономического инструментария при принятии управленческих решений.

11.3. Гибкие бюджеты при анализе причин не выполнения плана.

Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются c фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет o деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели.

Среди анализируемых показателей деятельности организации особый интерес представляет прибыль. Для любого управляющего основным является вопрос: каковы причины отклонения фактической прибыли от запланированной? Ответить на него можно путем проведения пофакторного анализа прибыли, который выполняется на четырех уровнях — нулевом, первом, втором и третьем. Каждый последующий уровень анализа детализирует результаты, полyченные на предыдyщих уровнях.

Нулевой уровень анализа прибыли предполагает сравнение фактически достигнутых результатов c данными статического бюджета, рассчитанного на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планирyются исходя только из одного уровня реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав генерального бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета c фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, то есть все фактические результаты сравниваются c прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Вот почему этот уровень пофакторного анализа прибыли считается нулевым. C него обычно начинаются отчеты o деятельности западных компаний.

B основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета c фактическими результатами.

Возможности более детального исследования деятельности предприятия нулевой уровень анализа, использующий данные статического бюджета, не предоставляет. Эти задачи решаются на следующих уровнях анализа.

Первый ypовень. Расчеты, выполняемые на первом уровне факторного анализа прибыли, предполагают использование данных гибкого бюджета, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, a для определенного его диапазона, то есть им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для кaждого из них здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня продаж, он представляет собой динамическyю базу для сравнения достигнутых результатов c запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном слyчае последний составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Второй уровень. Данный уровень анализа предполагает расчет отклонений по цене ресурсов. Результаты расчетов, выполненные на этом этапе, показывают, как повлияло на прибыль отклонение фактической цены приобретения ресурсов от нормативной (предусмотренной в бюджете). Отклонение по цене — это разница между фактической и нормативной ценами приобретения ресурсов, умноженнaя на фактический объем реализованной продукции (работ, услуг).

Отклонения по цене в факторном анализе прибыли выделяются в отдельную группу, так как они в меньшей степени, чем отклонения по производительности, зависят от yправленческих решений. B рыночной экономике цены в значительной степени определяются спросом и предложением.

Отклонения по цене могyт возникать как при приобретении материалов (материалы могyт быть закуплены по цене, отличной от запланированной), так и при начислении заработной платы (ставка оплаты отлична от нормативной).

Однако столь углубленный анализ прибыли возможен лишь при наличии в организации нормативной базы — заранее разработанных нормативных цен и норм затрат, выраженных как в натуральных, так и в денежных единицax. При этом устанавливаются нормы затрат материалов (в натуральных и стоимостных единицax), рабочего времени (в часax и денежном вырaжении) и накладных расходов (в доле, приходящейся на единицу продукции), необходимые для изготовления единицы продукции.

Третий уровень. Задача заключительного уровня анализа состоит в том, чтобы выяснить, как повлияло на прибыль отклонение фактического расхода того или иного вида ресурсов от расхода, предусмотренного нормативной базой организации.

Отклонения, выявленные на этом этапе пофакторного анализа прибыли, позволяют оценить степень эффективности использования приобретенных ресypсов. Они выявляютcя в резyльтате сравнения нормативной величины использованных ресypсов c иx фактическим потреблением и вычисляются по следyющим образом:

Отклонения по производительности = (Фактический объем использованных ресypсов — Планируемый объем использованных ресурсов) x Стандартнaя цена на ресурсы.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Статичный бюджет. Гибкий бюджет. — МегаЛекции

К числу важных теоретических понятий, знание которых необходимо при построении системы бюджетирования относятся понятия жесткого и гибкого бюджетов. Различие состоит в том, учитывается ли при составлении бюджета зависимость бюджетных показателей от интенсивности операций (уровня деловой активности) предприятия.

Жесткий бюджет, составляется для одного фиксированного (планового) уровня производства и поэтому не учитывает различий между постоянными и переменными затратами. Поэтому такой бюджет малопригоден для анализа отклонений по затратам в том случае, если фактический уровень производства существенно отличается от планового. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, в этом случае будут статическими, т.к. доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня продаж.

Гибкий бюджет, который обеспечивает возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Другими словами, гибкий бюджет обеспечивает заинтересованных лиц прогнозными данными, скорректированными на изменения в уровне выпуска. Проигрывая и анализируя различные варианты, можно выбрать оптимальный объем продаж или производства.

Необходимость расчета нескольких вариантов вызвана прежде всего тем, что на практике никогда не удается абсолютно точно предсказать будущий объем продаж компании, и как следствие — точно угадать будущий уровень деловой активности для вычисления бюджетируемых затрат. Скорее, варианты возможных сценариев развития событий носят вероятностный характер. Следовательно, стоит рассчитать несколько сценариев развития деловой активности и бюджетируемых затрат. В этом и состоит сущность гибкого бюджетирования.



Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия (бюджет доходов и расходов), который является статичным бюджетом. Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные (условно-переменные) затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.

Статический (жесткий) бюджет— это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.

Гибкий бюджет — это связующее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде:

Зпер х Опрод + Зпост, где: Зпер — переменные затраты на единицу продукции; Опрод — объем продаж; Зпост — бюджетные постоянные затраты.

Гибкий бюджет исходит из различий в поведении постоянных и переменных затрат и представляет собой «комплект», состоящий из нескольких жестких бюджетов, каждый из которых соответствует определенному уровню активности (или диапазону уровней). При этом значения уровней активности выбираются так, чтобы отразить существенные точки, по достижении которых поведение затрат существенно меняется. При контроле исполнения бюджета плановая часть пересчитывается, исходя из фактического уровня активности или других факторов, относительно которых был запланирован жесткий бюджет. Это позволяет обеспечить сопоставимость плановых и фактических данных.

Статичный бюджет — бюджет, рассчитанный на один определенный ypовень ожидаемых (плановых) продaж и производства.

Главный бюджет, включающий все периодические бюджеты (год, квартал, месяц) обычно разрабатывается для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска. Для выполнения задач контроля, прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует привести к сопоставимому виду, т.e. Скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Этим целям служит гибкий бюджет (переменный), который обеспечивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности (допустимых пределов уровней деятельности). Гибкий бюджет четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

11.2. Система гибких бюджетов при планировании различных уровней производственных и сбытовых программ.

Для составления гибкого бюджета используют формулу гибкого бюджета — уравнение, которым корректно определяются бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности:

Гибкий бюджет = (зПер x K) + Зпост бюджет,

где зПер — переменные затраты на единицу продyкции.

зПер = ЗПер по видам затрат: объем производства по вариантам,

где ЗПер — совокyпные переменные затраты по элементам затрат;

K — количество произведенных единиц продyкции;

Зпост бюджет — постоянные бюджетные затраты.

Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе — оценить фактические результаты.

Анализ исполнения бюджета (уровень 0 и 1): статический бюджет

Рассмотрим деятельность компании Webb. Для простоты примем, что компания производит и продает один продукт, а именно оригинальную зимнюю куртку, что требует много материалов, пошива с использованием ручных операций. Естественно, что продукт изготавливается разных размеров, но компания считает существенным, чтобы при этом цена изделия не менялась. Webb Co строила свой бюджет, исходя из результатов деятельности за прошлый год, общих экономических условий и ожидаемых объемов продаж в отрасли. Webb Со выпускает куртки так, чтобы все они продавались в тот же период, что и произведены.

Таблица 11.1 — Обзор результатов вариационного анализа на уровне 0 деятельности Webb Cо за апрель

Показатели Ден. ед.
Реальный доход от оперативной деятельности
Доход от оперативной деятельности по бюджету
Отклонения дохода от оперативной деятельности по сравнению с бюджетом 237000 (90,5%)

 

Большинство менеджеров не будет довольно таким исходом. Однако знания, что есть большие нежелательные отклонения от бюджета недостаточно. Менеджеры должны взглянуть по крайней мере на уровень 1 анализа.

Таблица 11.2 — Обзор результатов вариационного анализа на уровне 1

Показатели Действительные результаты % Статический бюджет % Отклонения по отношению к статическому бюджету
Продажи ед. - - 2000 U
Выручка 100,0 100,0 310000 U
Переменные издержки 60,5 55,0 68000 F
Доход 39,5 45,0 242000 U
Фиксированные издержки 38,1 32,9 5000 F
Доход от оперативной деятельности 1,4 12,1 237000 U

Знаком U (unforable) обозначен нежелательный эффект, а знаком F (forable) — желательный.Результаты показывают, что анализ по табл. 1 явно недостаточен. Итак было продано только 10000 изделий вместо 12000 по бюджету. Этот спад в продажах сопровождался падением переменных издержек, которые уменьшились только на 68000 и составили 60,5% от продаж вместо планируемых 55%. Соответственно процент дохода составил 39,5 вместо 45%. Таким образом, основной причиной провала фирмы в апреле является повышение переменных издержек на единицу продукции, низкая оперативность в принятии соответствующих решений менеджментом.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Гибкие бюджеты — Энциклопедия по экономике

После рассмотрения общих принципов финансового контроля можно перейти к механизмам бюджетирования, в частности обсудить природу и особенности использования гибких бюджетов.  [c.624]
Идея гибких бюджетов основана на отражении реакции некоторых финансовых (а также нефинансовых) показателей на изменения объема деятельности компании.  [c.625]

РТВ Ltd. планирование при помощи гибкого бюджета  [c.625]

Пример 13.2. Данные для составления гибких бюджетов  [c.625]

Гибкие бюджеты в системе планирования  [c.626]

Покажем на данных примера 13.2, как гибкие бюджеты могут быть использованы в процессе планирования. (Задания 13.2, 13.3, 13.6, 13.8, 13.9 в конце главы составлены применительно к организациям общественного сектора и сферы услуг.)  [c.626]

Принимая во внимание, что гибкие бюджеты отражают реакцию выручки и некоторых затрат на изменение объема производства (например, характер зависимости затрат от выпуска), бюджетный отчет о прибылях и убытках компании РТВ Ltd. целесообразно строить на основе маржинального калькулирования, поскольку именно такой формат наилучшим образом соответствует характеру анализируемой зависимости.  [c.626]

Пример 13.3. Частично заполненный гибкий бюджет 626  [c.626]

В примере 13.4 приведен гибкий бюджет компании РТВ Ltd. на год. Очевидно, что показателем, на основе которого составлен бюджетный отчет о прибылях и убытках, выступает количество произведенных единиц продукции, однако в некоторых случаях можно выбрать и какой-то другой показатель (мы увидим это позднее). Для каждого предусмотренного бюджетом объема деятельности данные, приведенные по строкам показателей, изменяющихся пропорционально объему выпуска (в данном случае переменных затрат), рассчитаны умножением нормативных величин из примера 13.2 на количество выпускаемых изделий, соответствующее объему выпуска. Отметим, что на величину постоянных затрат изменения объема не влияют.  [c.627]

Какие предположения о поведении затрат и выручки лежат в основе гибкого бюджета в примере 13.4  [c.627]

РТВ Ltd. Гибкий бюджет Объем выпуска/продаж (ед.) Выручка Переменные затраты Прямые материальные Прямые прочие Коммерческие Вклад Постоянные затраты Прямые трудовые Производственные накладные Управленческие Коммерческие Чистая прибыль Объем выпуска/продаж 60% 65% 70% 7200 7800 8400  [c.627]

Пример 13.4. Полный гибкий бюджет  [c.627]

Следующее предположение состоит в том, что все переменные элементы бюджета изменяются вместе с выбранным базисом гибкого бюджета (в данном случае это количество произведенных/выпущенных единиц). Однако, как будет показано ниже, бывают ситуации, когда гибкие бюджеты составляются с использованием более чем одного базиса. Наш пример также предполагает, что причиной изменчивости затрат является объем выпуска, однако это не всегда бывает так. В основе изменения затрат могут лежать и такие факторы, как технология производства или величина одновременно производимой партии изделий.  [c.628]

Гибкие бюджеты представляют собой весьма полезную реализацию в процессе планирования анализа чувствительности. В той или иной форме они существуют почти в любой системе бюджетирования, поскольку руководители организации всегда, прежде чем утвердить бюджет, рассматривают целый спектр возможных вариантов развития событий. Однако в качестве руководства к действию утверждается всегда единственный вариант бюджета. Так, например, компания РТВ Ltd. должна решить, какой объем деятельности наиболее вероятен в планируемом периоде (и какой наилучшим образом соответствует ее стратегическим целям), поскольку невозможно выполнять одновременно более одного бюджета. В любом случае остается проблема выбора бюджета. Тот бюджет, который принимается как единственно верный, называют жестким (или статическим) бюджетом, поскольку в его основе лежит определенный показатель объема деятельности организации.  [c.628]

Гибкие бюджеты и контроль  [c.629]

Пример 13.6 показывает жесткий бюджет (65% от максимально возможного объема выпуска), гибкий бюджет, основанный на фактическом выпуске (72% максимального объема), и фактические показатели. Величины выручки и переменных затрат в гибком бюджете рассчитаны перемножением нормативных переменных затрат и цены продажи из примера 13.2 на фактический объем выпуска/продаж. Так же, как в примере 13.4, постоянные затраты предполагаются не зависящими от объемов производства.  [c.630]

РТВ Ltd. Жесткий бюджет, гибкий бюджет и фактические показатели за год  [c.630]

Сравнение данных гибкого бюджета и фактических показателей в примере 13.6 может пролить свет на явно неблагоприятные отклонения переменных затрат, выявленные в примере 13.5. Элиминирование влияния увеличения объема производства позволяет при сравнении с фактическими показателями увидеть, что неблагоприятные отклонения прямых и коммерческих расходов не столь значительны, а отклонение по статье «прямые материальные затраты», напротив, благоприятно, поскольку показывает более низкий уровень затрат, чем можно было ожидать при сложившемся объеме выпуска. Однако показатели выручки и прибыли отнюдь не выигрывают от такого сравнения — они оказались ниже, чем могли быть при фактическом объеме производства/продаж.  [c.631]

Отклонения от гибкого бюджета. Это разность показателей гибкого бюджета и фактических, отражающая воздействие на все показатели деятельности (выручку, переменные и постоянные затраты, вклад и прибыль) факторов иных, нежели объем производства/продаж.  [c.631]

PTB Ltd. Жесткий бюджет, гибкий бюджет, фактические показатели, отклонения от гибкого бюджета за год  [c.632]

Пример 13.7. Жесткий и гибкий бюджеты, фактические показатели и отклонения  [c.632]

Такой способ представления данных позволяет получить полезную дополнительную информацию. Например, объем продаж может оказаться выше, чем запланированный (что означает благоприятное отклонение объема для выручки), но цена продажи — ниже (неблагоприятное отклонение гибкого бюджета для выручки). Возможно, именно низкая цена обусловила рост объема продаж, хотя это и необязательно (здесь требуется специальный анализ рыночной ситуации, вызвавшей такие отклонения).  [c.632]

Более высокие, чем планировалось, прямые материальные затраты были обусловлены превышением фактического объема выпуска/продаж над бюджетным. Неблагоприятное отклонение от гибкого бюджета свидетельствует о том, что имело место действие одного из следующих (или обоих сразу) факторов  [c.633]

Причины выявленных отклонений требуют специального анализа. В следующей главе мы покажем, как следует детализировать отклонения от гибкого бюджета, выделяя отклонения по цене и отклонения по количеству.  [c.633]

Базис гибких бюджетов  [c.633]

Выше отмечалось, что базисом для составления гибких бюджетов обычно выступает единица выпуска продукции (т.е. калькуляционная единица). Однако следует подчеркнуть, что это возможно только в случае, когда производится один вид изделий. Если же компания выпускает продукцию нескольких различных видов, разработка гибких бюджетов требует несколько иного подхода.  [c.633]

Гибкий бюджет на базе нормативного времени  [c.633]

Почему гибкий бюджет предпочтительнее строить на базе нормативных, а не фактических часов на выпуск продукции  [c.633]

Использование в качестве базиса фактических часов приводит к несовпадению в гибких бюджетах нормативного и фактического уровней эффективности деятельности. Это значит, что менеджеры, ответственные за исполнение бюджетов, иногда будут поощряться за достижение результатов ниже нормативных и наказываться за действительные достижения. Покажем это на примере 13.8.  [c.634]

Пример 13.8. Альтернативные базы гибких бюджетов  [c.634]

Рассчитайте гибкие бюджеты переменных затрат на июль и август, используя в качестве базиса гибкого бюджета 1) нормативные часы 2) фактические часы.  [c.634]

Для каждого месяца гибкий бюджет переменных затрат составит  [c.634]

В июле фактическая эффективность оказалась ниже нормативной, поскольку на достижение результата фактически было затрачено 8000 ч, тогда как нормативные затраты составляли 7000 ч. При использовании фактических часов в качестве базы гибкого бюджета завышаются бюджетные переменные затраты, следовательно, искусственно занижаются отклонения от гибкого бюджета. И наоборот, в августе использование фактических часов в качестве базы гибких бюджетов приводит к занижению бюджетных переменных затрат, а значит, и к искусственному росту отклоне-  [c.634]

Множественная база гибких бюджетов  [c.635]

Использование нормативных часов для построения гибких бюджетов возможно только там, где переменные затраты изменяются пропорционально часам (например, для затрат труда или машинного времени). Если вернуться к примеру 13.2, можно убедиться, что для компании РТВ Ltd. такой подход невозможен, поскольку ее затраты на оплату труда являются постоянными (и это очень распространенный случай), а переменные затраты меняются пропорционально объему выпуска продукции. Если компания производит более одного вида продукции (электрических весов — в случае компании PTD Ltd.), гибкий и жесткий бюджеты производства могут быть построены лишь путем агрегирования гибких и жестких бюджетных нормативов для каждого вида продукции. Кроме того, разные элементы переменных затрат необязательно изменяются пропорционально одному и тому же показателю. Например, прямые материальные затраты могут изменяться в соответствии с объемом выпуска, а остальные переменные затраты — пропорционально количеству часов прямого труда. Поэтому всегда необходимо удостовериться в том, что для жестких и гибких бюджетов базисы выбраны корректно. Таким образом, чтобы правильно определить единицу, которая будет базой в контрольных процедурах бюджетирования, требуется весьма серьезный анализ, однако когда эта база выбрана, различные показатели деятельности компании легко можно использовать для разработки как жестких, так и гибких бюджетов.  [c.635]

В примере 13.7 отклонение прямых материальных затрат от гибкого бюджета составило 51 840 ф.ст. (Б). Предположим, что эти материалы импортируются. Можете ли вы назвать хотя бы два случайных фактора, которые могли послужить причиной указанного отклонения (или его части) и которые нельзя было предвидеть в момент разработки бюджета  [c.647]

В главе 3 обсуждалось влияние инфляции на оценку будущих затрат. Очевидно, что инфляция оказывает определенное влияние на процессы бюджетирования и контроля. И она может быть учтена при составлении бюджета, любое отклонение фактических темпов инфляции от тех, что ожидались при составлении бюджета, представляет собой случайный и не подконтрольный фирме фактор (подобный описанным выше), который следует учитывать при расчете отклонений. В примере 13.9 вы найдете дополнительную информацию о фактических и плановых годовых затратах на материалы. Так как прогнозы уровня инфляции оказались неточными, отклонение от гибкого бюджета искажено, ибо сравниваются величины, по сути, несопоставимые.  [c.647]

Бюджетом РВ Ltd предусмотрена нормативная цена материалов — 100 ф.ст. за единицу, основанная на прогнозе годового уровня инфляции 5%. Фактически инфляция составила лишь У/и годовых. До поправки на учет инфляции сравнение цифр гибкого бюджета с фактическими показателями выглядело так  [c.647]

Как в приведенном примере разница между ожидаемым и фактическим уровнями инфляции повлияет на отклонение от гибкого бюджета — благоприятно или неблагоприятно  [c.648]

Поскольку речь идет о затратах и так как фактический уровень инфляции оказался ниже ожидаемого, отклонение от гибкого бюджета представляется более благоприятным, чем на самом деле, т.е. величина гибкого бюджета завышена. Чтобы провести корректное сравнение, необходимо элиминировать искажающее влияние инфляции путем предварительного дефляцирования (deflating) гибкого бюджета  [c.648]

economy-ru.info

гибкий бюджет — это… Что такое гибкий бюджет?


гибкий бюджет

 

гибкий бюджет
Бюджет, который предполагает корректировку в соответствии с изменениями объемов производства, поскольку в его основе лежит признание различного характера поведения затрат.
[http://www.abc.org.ru/gloss.html]

Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.

  • гибкий бур
  • гибкий вал

Смотреть что такое «гибкий бюджет» в других словарях:

  • бюджет фиксированный — бюджет статический Бюджет, планирующий конкретные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи. Называется также статическим бюджетом. Ср. с Гибкий бюджет (Flexible Budget). [http://www.lexikon.ru/dict/uprav/index.html] Тематики… …   Справочник технического переводчика

  • Бюджет фиксированный (FIXED BUDGET)  — Бюджет, планирующий конкретные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи. Называется также статическим бюджетом. Ср. с Гибкий бюджет ( Flexible Budget) …   Словарь терминов по управленческому учету

  • бюджет гибкий — бюджетирование гибкое Бюджет, показатели которого могут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Это может быть переменный бюджет, данные которого составляют фиксированные суммы плюс переменные от объема деятельности. Это может быть… …   Справочник технического переводчика

  • Бюджет гибкий (FLEXIBLE BUDGET)  — Бюджет, показатели которого могут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Это может быть переменный бюджет, данные которого составляют фиксированные суммы плюс переменные от объема деятельности. Это может быть ступенчатый бюджет,… …   Словарь терминов по управленческому учету

  • БЮДЖЕТ — BUDGETУпорядоченная и скоординированная программа фин. планирования и управления. Составление Б., являющееся основным этапом его планирования, дает мотивацию затрат и контролирует деловые операции. Процесс составления Б. требует от администрации… …   Энциклопедия банковского дела и финансов

  • гибкий — (эластичный) бюджет Заявление о предполагаемых доходах и расходах, основанное на различных уровнях производства. Оно отражает, каким образом расходы изменяются при различных уровнях производства или при различных уровнях объема продаж …   Финансово-инвестиционный толковый словарь

  • Комиссия Огустина — специальная комиссия для изучения состояния дел в области пилотируемых космических полётов, проводимых НАСА. Лого комиссии. Комиссия была создана 1 июня 2009 года[1][2] (Review of U.S. Hum …   Википедия

  • Курс валют — (Exchange rate) Курс валют это цена одной валюты к другой валюте Курс валют: понятие и форма, методы установления, котировки и виды, динамика и теории регулирования, валютный паритет и таргетирование Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Европейский долговой кризис — В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 14:59 13 декабря 2012 (UTC). ( …   Википедия

  • Германия — (Deutschland) Государство Германия, история и развитие Германии, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Германия, история возникновения и развития Германии, политическое и экономическое устройство Содержание… …   Энциклопедия инвестора


technical_translator_dictionary.academic.ru