Герберт спенсер кратко – Спенсер, Герберт – основные идеи

Содержание

Спенсер, Герберт – основные идеи

Читайте также статьи Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Спинозы – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко

Знаменитый философ-позитивист Герберт Спенсер родился в Англии, в графстве Дерби 27 апреля 1820 г. В ранней молодости Спенсер был гражданским инженером, но уже в 1845 г. оставил эту профессию и всецело отдался науке. Кроме ряда научных и публицистических статей, которые были первоначально помещены в различных периодических изданиях, а затем изданы отдельно в трех томах под общим названием: «Essays» («Опыты), Спенсером были написаны: «Социальная статика», «Изучение социологии», «Воспитание» и «Система синтетической философии». Это последнее сочинение есть главный труд, давший Герберту Спенсеру всемирную известность. Под общим названием: «Система синтетической философии» опубликован ряд томов, которые, хотя и связаны общими идеями, однако в значительной мере могут быть рассматриваемы, как отдельные сочинения. «Синтетическая философия» состоит из: одного тема «Основных Начал», двух томов «Оснований биологии», двух томов «Оснований психологии», трех томов «Оснований социологии» и двух томов «Оснований науки о нравственности».

В «Основных Началах» Герберт Спенсер излагает наиболее общие положения своей философии. Исходя из принципа относительности знания, он приходит к типичному для всех позитивистов выводу, что «конечные научные идеи соответствуют реальностям, которые не могут быть постигнуты», что «действительность, лежащая позади всякой видимости, должна вечно оставаться непознаваемой», и философия должна, поэтому, сосредоточится на изучении не сущности вещей, а данных нам в опыте отношений между ними. Переходя в область этого «познаваемого», Спенсер начинает с того, что определяет философию, как вполне объединенное знание. С этой точки зрения можно различить две формы философии: общую философию, в которой частные истины служат для уяснения истин всеобщих, и частную философию, в которой признанные всеобщие истины служат для истолкования истин частных. «Основные Начала» занимаются философией первого рода, а все остальные части «Синтетической философии» посвящены философии второго рода.

Английский философ Герберт Спенсер

 

Основное учение Герберта Спенсера – учение об эволюции, которую он определяет так: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения». Нельзя не указать на сходство идей Спенсера об эволюции с учением

фон Бэра, однако Спенсер настолько расширил мысль Бэра и так оригинально ее переработал, что его право считаться вполне самостоятельным творцом излагаемого им учения не может подлежать сомнению. Основной причиной эволюции Герберт Спенсер считает «неустойчивость однородного». Бесконечная и абсолютная однородность, согласно его идеям, была бы вполне устойчива, но за отсутствием подобной однородности неизбежно начинается перераспределение материи и силы, при котором различные части однородного подвергаются неодинаковому действию внешних сил, и вследствие этого однородное превращается в разнородное. В конце концов, в основе всех явлений эволюции лежит принцип сохранения (постоянства) силы. Таким образом, Спенсер берет основным исходным пунктом своих идей несомненный и общепринятый принцип сохранения энергии, и все его учение об эволюции является логическим выводом из этого принципа. Слабая сторона идей Спенсера заключается в недостаточно выработанной теории познания, в том, что он без достаточной критики оперирует над понятиями материи и силы, а самое учение об относительности знания усвоено им в том неудовлетворительном виде, в каком оно находилось и до него. Хотя учение о физической эволюции, как о переходе от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, нельзя признать целиком
ошибочным
,оно, несомненно, является недостаточным. Особенно глубокие изменения претерпело затем учение о причине эволюции материи.

 

 

В «Основаниях биологии» Герберт Спенсер развивает идеи о приложении закона эволюции к органическому миру, к явлениям жизни, которую он определяет, как «беспрерывное приспособление внутренних отношений к отношениям внешним». Основная идея, лежащая в центре биологии Спенсера, – это учение о зависимости проявлений жизни от окружающей среды. Взаимодействия организма и окружающей среды подчинены, согласно Спенсеру, механическому закону равенства действия и противодействия. Все изменения органической материи направлены на установление равновесия между действием среды и противодействием организма. Это равновесие устанавливается или путем прямого уравновешения, когда внешняя сила непосредственно вызывает известные структурные изменения, или путем косвенного уравновешения – дарвиновского естественного отбора. Таким образом, в вопросе о происхождении видов Герберт Спенсер признает как

ламарковский принцип унаследования функционально приобретенных изменений, так и дарвиновский принцип естественного отбора. Принцип передачи потомству функционально приобретенных изменений в ходе дальнейшего развития биологии не подтвердился.

Наибольшим богатством идей отличаются «Основания психологии». Здесь Спенсер изучает эволюцию духа. Исходя из самых элементарных проявлений духовной жизни, он шаг за шагом, постоянно оставаясь верным своему основному методу, воспроизводит строение самых сложных её проявлений. Затем, беря самые сложные проявления духа, он, путем анализа, постепенно разлагает их на их элементарные составные части, Посредством такого двойного приема (синтеза и анализа) Герберт Спенсер с замечательной последовательностью доказывает основное единство и непрерывность строения человеческого духа, а также тесную связь между духовною жизнью и внешним миром. По мнению Спенсера, психические явления – субъективные выражения внешней реальности. В своей «Психологии» Герберт Спенсер занимает оригинальное положение в споре между

сенсуалистами, утверждающими, что в духе нет ничего, чего бы не было ранее в ощущении, и априористами, которые, в той или иной форме, признавали, что некоторые духовные явления не зависят от ощущений. Спенсер признает существование врожденных «форм мышления» (и созерцания), но утверждает, что эти «формы» являются продуктом психической эволюции, что они – не что иное, как зарегистрированный опыт предков. Будучи врожденными для нас, они в своем историческом происхождении обязаны опыту.

«Основания социологии» Герберта Спенсера по богатству второстепенных идей почти не уступают «Основаниям психологии». Что же касается основной идеи, то она и здесь все та же – идея эволюции. В частях 3, 4, 5 и 6-ой «Оснований социологии» Спенсер изучает эволюцию учреждений домашних, обрядовых, политических и церковных; в первых же двух частях исследуются «Данные социологии» и «Наведения социологии». Из социологических идей Спенсера наибольшею известностью пользуются учение о происхождении первобытных верований и учение об аналогии между обществом и организмом

.

Два тома «Оснований науки о нравственности» посвящены изучению эволюции нравственности. Спенсер – решительный сторонник утилитаризма, который, впрочем, в его переработке является гедонизмом (философской теории, ставящей во главу угла наслаждение).

Философия Герберта Спенсера получала весьма разные оценки ещё среди его современников. Одни ученые (Дж. Стюарт Милль, Льюис, Рибо) считали Спенсера первоклассным гением, одним из величайших философов, однако другие, отдавая дань его всеобъемлющим сведениям и богатству его основных идей, все-таки отказывались признать Спенсера умом первого разряда. Однако едва ли можно отрицать, что уже схема эволюции и остроумные попытки примирения сенсуалистов и априористов сделали учение Герберта Спенсера довольно важным фактом в истории философии.

rushist.com

Герберт Спенсер — краткая биография.

Герберт Спенсер — английский философ, один из самых выдающихся социологов, создатель органической школы социологии, один из основателей позитивизма — родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир). Здоровье его постоянно внушало родителям опасения. В раннем детстве и в школьные годы Герберт не блистал познаниями, не слушался родителей. Отец приложил много сил, чтобы воспитать у мальчика оригинальное мышление, а физические упражнения помогли тому значительно окрепнуть.

Тринадцатилетним подростком Спенсера отправили к дяде-священнику на воспитание. Дядя настоял, чтобы племянник поступил в Кембридж, но дело ограничилось трехлетним подготовительным курсом. Спенсер, уехав в родной город, занимался самообразованием и впоследствии ни разу не пожалел, что у него не было университетского диплома. Будучи продолжателем учительской династии, Спенсер несколько месяцев после получения среднего образования проработал в школе. Несмотря на явный педагогический дар, сам он проявлял большего интереса к технике и математике, хорошо знал их. Он с удовольствием принял предложение стать инженером на строящейся железной дороге.

В 1841 г. Герберт оставил работу, осознав, что на ней он не станет материально обеспеченным человеком. На протяжении двух лет он, повышая уровень образования, изучает классическую философию. На этом же этапе биографии появляются в печати его первые работы. В течение 1843-1846 гг. он вновь работает инженером, но при этом его все больше увлекает политика. Получив в 1846 г. несколько патентов на изобретения, Спенсер прекращает карьеру инженера и направляет силы на журналистику. В 1848 г. становится помощником редактора журнала «Экономист», в котором на протяжении в 1848-1853 гг. выходят его статьи, освещающие экономические проблемы.

Целое десятилетие (1848-1858) у него уходит на разработку плана, который объединил бы всю философию в единое целое с главенствующей идеей развития. В 1850 г. публикуется книга Спенсера «Социальная статистика», которая имела немалый успех и вдохновила автора на новые работы. В 1852 г. он продолжает формулировать свою систему в статье «Гипотеза развития», предвосхищая дарвинскую теорию эволюции животного мира. В конце 50-х гг. Спенсером были сделаны наброски главного труда его жизни — «Синтетической философии», который в общей сложности займет у него 36 лет жизни. Благодаря этой работе он заслужит репутацию гениальнейшего философа своего времени.

Решившись в 1858 г. привлечь читателей к подписке на издание этого труда, он на протяжении 1860-1863 гг. публикует материалы, после чего сталкивается с большими материальными трудностями. Систематически работать ему мешает нервное переутомление. В 1865 г. подписчики получили новость о том, что серия не может выходить дальше, но через два года полученное от отца небольшое наследство и помощь нового знакомого, американца Юманса, помогают ему возобновить публикацию. В США Спенсер становится более известным, чем у себя на родине. В 1875 г. издание его сочинений наконец позволяет получить первые прибыли.

В 1886 г. из-за отсутствия сил для продолжения работы он приостановил ее на целых четыре года, однако дух его не был сломлен изматывающими физическими страданиями. В 1896 г. увидел свет последний том важнейшего труда Спенсера. Всю жизнь мучаясь из-за проблем со здоровьем, Спенсер, тем не менее, дожил до глубокой старости и скончался в Брайтоне 8 декабря 1903 г.

www.wisdoms.one

Герберт Спенсер — биография, фото, труды, личная жизнь, философия

Герберт Спенсер: биография

Во второй половине XIX столетия Герберт Спенсер входил в число ключевых фигур философской мысли. Еще при жизни почитатели сравнивали его с Кантом и Аристотелем. Однако большая часть современников Спенсера не смогла по достоинству оценить его идеи. О том, какой колоссальный вклад внес этот британский мыслитель в развитие философии и социологии, заговорили только в XX веке, и в наши дни его научное наследие активно переосмысливается.

Детство и юность

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, графство Девоншир. Будущий философ рос в семье школьного учителя. Родители Спенсера, помимо него, произвели на свет еще шестерых детей, пятеро из которых скончались еще в младенчестве.

Герберт Спенсер

Герберт не отличался крепким здоровьем, поэтому отец решил не отдавать сына в школу и лично занялся его воспитанием и образованием. Мальчик перенял от родителя и знания, и личные качества: в автобиографических заметках философ утверждал, что пунктуальности, самостоятельности, строгому следованию своим принципам он научился у отца.

Разрабатывая для сына образовательную программу, Спенсер-старший тщательно подошел к подбору литературы. Герберт быстро пристрастился к чтению, и, хотя его успехи по школьным предметам нельзя было назвать блестящими, мальчику нельзя было отказать в любознательности, богатой фантазии и наблюдательности.

В 13 лет родители собирались отправить его к дяде — тот готов был взять на себя подготовку юноши к поступлению в Кембридж. Однако Спенсер, скептически относившийся к формальному образованию, не стал поступать в университет.

Герберт Спенсер в молодости

Осенью 1837 года Герберт, устроившись на должность железнодорожного инженера, перебрался в Лондон. Но уже спустя 3 года он покинул столицу и вернулся домой. Там Спенсер попробовал силы в изучении математики, но, поскольку с точными науками у него не складывалось, быстро охладел к этой затее. Зато в юноше проснулся интерес к публицистике. В радикальной газете “Нонконформист” он опубликовал 12 статей на политические и социальные темы. В 1843 году они вышли отдельной книгой.

В последующие годы Герберт жил между Лондоном и Бирмингемом, пробуя себя в самых разных сферах деятельности. Он писал пьесы, стихи и поэмы, издавал собственный журнал, работал инженером и архитектором. При этом молодой человек не прекращал учиться, знакомился с работами британских и немецких мыслителей и готовился издать собственную книгу.

Философия и социология

Первая работа Спенсера, озаглавленная как “Социальная статика”, вышла в свет в 1851 году. В ней философ выступил как основоположник теории справедливости, которая впоследствии получила развитие в других его трудах. Основу книги составило рассуждение о том, каким образом можно поддерживать равновесие в государстве. Герберт полагал, что такой баланс возможен в том случае, если социальное устройство подчиняется законом свободы и вытекающей из них системе справедливости.

Начинающий социолог Герберт Спенсер

Читающая публика встретила “Социальную статику” благосклонно, однако сам автор решил, что не все смогли должным образом оценить глубину его работы. Зато сочинение Спенсера привлекло внимание видных британских специалистов, в число которых вошли Томас Гексли, Джордж Элиот, Стюарт Милль.

Общаясь с ними, Герберт открывал для себя новые имена в современной философии — один из новых товарищей, Милль, познакомил его с трудами Огюста Конта. Обнаружив, что некоторые идеи француза перекликаются с его собственными, мыслитель почувствовал себя уязвленным. Впоследствии Спенсер неоднократно подчеркивал, что Конт не оказал ни малейшего влияния на его взгляды.

Портрет Герберта Спенсера

В 1855 году вышел трактат “Основания психологии”, изданный в двух томах. В нем Герберт описал собственную концепцию ассоциативной психологии. Эта работа далась автору нелегко, отняла много душевных и физических сил. В написанной им самим биографии мыслитель признавался, что под конец его нервы пришли в ужасное состояние и он едва завершил сочинение. Но на этом испытания не закончились. “Основания психологии” не вызвали у читателей пристального интереса, затраты не издание не окупились, и Спенсер остался без средств к существованию.

На помощь пришли друзья, организовавшие предварительную подписку на “Систему синтетической философии” — огромного труда, в который Герберт вложил всего себя. Процесс работы оказался для мужчины болезненным — давало о себе знать переутомление, постигшее его еще во времена “Основания психологии”. Тем не менее, в 1862 году в свет вышла первая часть, получившая название “Основные начала”. В 1864-м и 1866-м были изданы два тома “Оснований биологии”.

Философ Герберт Спенсер

На родине философа оба сочинения не снискали успеха, зато ими заинтересовались читатели из России и Америки. Поклонники Спенсера из Нового Света даже прислали удрученному убытками автору чек на $7 тыс., чтобы он покрыл расходы на издание и продолжил выпуск задуманной серии книг. Друзьям пришлось потрудиться, чтобы уговорить Герберта принять эти средства. Мыслитель до последнего отказывался от щедрой денежной помощи, но в итоге сдался.

В 1870 и 1872 годах вышли “Основания психологии”. При этом Спенсер успевал работать над другим сочинением, посвященным социологии. Правда, собирать необходимый материал в одиночку он уже не мог — с возрастом зрение философа ухудшилось настолько, что пришлось нанять секретаря.

Бюст Герберта Спенсера

Вместе они систематизировали данные о социальных институтах разных народов, занося сведения в специальные таблицы. Материал показался Герберту настолько самоценным, что он решил опубликовать его отдельной книгой. Первая часть “Описательной социологии” вышла в свет в 1871 году, издание других 7 томов продолжалось до 1880-го.

Первой книгой, принесшей Спенсеру коммерческий успех, стало “Изучение социологии” (1873). Ею он хотел предварить выпуск “Оснований социологии” (1877-1896) — по задумке автора, требовалось своеобразное введение, которое позволило бы читателям разобраться в новой науке. Последними работами Герберта стали “Основания этики” (1879-1893), труд, поставивший точку в “Системе синтетической философии”.

Книга Герберта Спенсера «Основные начала»

Британский мыслитель придерживался позитивизма — философского течения, зародившегося во Франции. Его последователи полагали, что классическая метафизика не в состоянии дать ответы на насущные вопросы современной науки. Их не интересовали недостижимые, умозрительные знания, куда большую ценность они видели в эмпирических исследованиях. Спенсер, наряду с основоположником течения Огюстом Контом и Джоном Миллем, стал представителем первой волны позитивизма.

Широкое распространение получила разработанная Гербертом теория эволюции. Согласно ей, эволюция — это основной закон развития, присущий всем явлениям. Ей свойственны переходы от бессвязности к связности, от однородного к разнородному и от определенного к неопределенному. Конечным этапом эволюции по Спенсеру становится равновесие — к примеру, прогрессивных и консервативных сил в обществе. Эту теорию философ применял для анализа социальных, биологических, психологических и других явлений.

Философ Герберт Спенсер

Также Герберт выступил автором органической теории. Общество представлялось ему как живой организм, который увеличивается в массе, усложняется, живет как единое целое, вместе с тем отдельные клетки (в социуме их аналогом выступают люди) непрерывно меняются: одни умирают, но на смену приходят новые. Государственные институты философ сравнивал с отдельными частями организма, выполняющими те или иные функции.

Помимо монументального труда “Система синтетической философии”, Спенсер издал ряд книг, среди которых — “Надлежащие границы государственной власти” (1843), “Человек и государство” (1884), “Факты и комментарии” (1902) и другие.

Личная жизнь

О личной жизни философа известно не так много. Главная причина его одиночества кроется в том, что всего себя Герберт посвятил работе. В 1851 году приятели мыслителя, присмотрев для него подходящую жену, вознамерились отправить его под венец.

Портрет Герберта Спенсера

Однако этим планам не суждено было реализоваться — познакомившись с девушкой, Спенсер отказался от брака. Это решение он обосновал тем, что невеста “слишком развита”. В дальнейшем Герберт так и не создал собственную семью, все его помыслы обратились к науке и книгам.

Смерть

Герберт Спенсер скончался 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Его похоронили на Хайгейтском кладбище в Лондоне, по соседству с прахом другого выдающегося философа XIX столетия — Карла Маркса. Смерти британского мыслителя предшествовали годы болезни — под конец жизни он уже не вставал с постели.

Могила Герберта Спенсера на Хайгейтском кладбище

Написанная им “Автобиография” была издана в 1904 году, и читатели смели книги с прилавков. Об этом сочинении Спенсера говорили еще задолго до выхода в свет, к издателям поступали многочисленные предзаказы. В первый же день продаж “Автобиографию” раскупили подчистую, читающую публику не смутила даже внушительная цена.

Библиография

  • 1842 — “Надлежащие границы государственной власти”
  • 1851 — “Социальная статика”
  • 1861 — “Воспитание умственное, моральное и физическое”
  • 1862-1896 — “Система синтетической философии”
  • 1879 — “Данные этики”
  • 1884 — “Человек и государство”
  • 1885 — “Философия и религия. Природа и реальность религии”
  • 1891 — “Эссе: научные, политические и философские”
  • 1891 — “Справедливость”
  • 1902 — “Факты и комментарии”

Цитаты

“Курица — лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо”.
“Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека”.
“Прогресс — не случайность, а необходимость”.
“Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими”.

Фото

24smi.org

СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ | Энциклопедия Кругосвет

СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.

Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембриджском университете, однако после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. В дальнейшем он никогда не получал никакой научной степени и не занимал академических постов, о чем нисколько не сожалел.

В юности Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками. С 1837 начал работать инженером на строительстве железной дороги. Его незаурядные способности проявились уже тогда: он изобрел инструмент для измерения скоростей локомотивов. Вскоре осознал, что выбранная им профессия не дает ему прочного материального положения и не удовлетворяет духовных запросов. В 1841 Спенсер сделал перерыв в своей инженерной карьере и в течение двух лет занимался самообразованием. В 1843 он снова вернулся к прежней профессии, возглавив инженерное бюро. Получив в 1846 патент на изобретенную им пилильно-строгальную машину, Спенсер неожиданно оборвал успешно складывающуюся техническую карьеру и ушел в научную журналистику, параллельно работая над собственными трудами.

В 1848 стал помощником редактора журнала «Экономист», а в 1850 завершил свой основной труд Социальная статика. Эта работа далась автору очень тяжело – он начал страдать бессонницей. В дальнейшем проблемы со здоровьем только умножились и вылились в ряд нервных срывов. В 1853 получил наследство от своего дяди, что сделало его материально независимым и позволило стать свободным ученым. Покинув журналистский пост, он всецело занялся разработкой и публикацией своих работ.

Его проект заключался в том, чтобы написать и издать по подписке многотомную Синтетическую философию – энциклопедическую систему всех научных знаний. Первый опыт оказался неудачным: издание серии пришлось остановить из-за переутомления философа и отсутствия интереса у читателей. Он оказался на грани нищеты. Его спасло знакомство с американским издателем, который взялся издать его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобрел широкую популярность раньше, чем в Англии. Постепенно его имя стало известным, спрос на его книги возрос, и к 1875 он полностью покрыл убытки и начал получать прибыль от издания своих трудов. В этот период вышли такие его работы, как двухтомные Принципы биологии (The Principles of Biology, 2 vol., 1864–1867), три книги Основания психологии (The Principles of Psychology 1855, 1870–1872) и трехтомные Основания социологии (The Principles of Sociology, 3 vol., 1876-1896). Его многочисленные работы вскоре стали пользоваться огромной популярностью и издаваться большими тиражами во всех странах мира (в том числе в России)

Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.

У Спенсера выделено три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. Надорганическая эволюция – это предмет социологии, которая занимается как описанием процесса развития общества, так и формулировкой основных законов, по которым эта эволюция протекает.

Строение общества он сравнивал с биологическим организмом: отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды – так происходит естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все более сильная специализация отдельных частей общества. В результате, как и организм, общество эволюционирует от более простых форм к более сложным.

Используя для исследования социального развития понятия биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во многом способствовал популяризации идей «естественного отбора» в обществе и «борьбы за существование», которые стали почвой для «научного» расизма.

Другой важной его идеей было выделение двух исторических типов общества – военного и промышленного. Тем самым он продолжил традицию формационного анализа общественной эволюции, заложенную Анри Сен-Симоном и Карлом Марксом.

Для обществ военного типа, по Спенсеру, характерна борьба за существование в форме вооруженных столкновений, заканчивающихся порабощением или уничтожением противника. Кооперация в таком обществе является принудительной. Здесь каждый работник занимается своим ремеслом и сам же доставляет произведенный продукт потребителю.

Постепенно общество растет и происходит переход от домашнего производства к фабричному. Так возникает новый тип общества – промышленное. Здесь тоже существует борьба за существование, но уже в форме конкуренции. Этот вид борьбы связан со способностями и интеллектуальным развитием индивидов и приносит в итоге выгоду не только победителям, но и всему обществу в целом. Данное общество базируется на добровольной кооперации.

Большой заслугой Спенсера стало признание того, что процесс эволюции не прямолинеен. Он указывал, что промышленный тип общества может снова регрессировать в военный. Критикуя популярные социалистические идеи, он называл социализм возвращением к принципам военного общества с характерными для него чертами рабства.

Еще при жизни Спенсер был признан одним из наиболее выдающихся мыслителей 19 в. В наши дни его вклад в развитие науки, в пропаганду эволюционистских идей, продолжают оценивать довольно высоко, хотя в глазах современных социологов он проигрывает в популярности, например, Эмилю Дюркгейму или Максу Веберу, чьи труды при жизни Спенсера имели гораздо меньшую известность.

Работы Г.Спенсера (избранные): Собрание сочинений, тт. 1–3, 5, 6. СПб, 1866–1869; Социальная статика. Изложение законов, обусловливающих счастье человечества. СПб, 1872, СПб, 1906; Основания социологии, тт. 1–2. СПб, 1898; Автобиография, ч. 1–2. СПб, Просвещение, 1914; Опыты научные, политические и философские, т. 1–3; Основания психологии. – В кн.: Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., АСТ, 1998.

Наталия Латова

www.krugosvet.ru

Герберт Спенсер — английский философ и социолог: основные идеи, цитаты :: SYL.ru

Герберт Спенсер – известный английский философ, биолог, астроном, антрополог, социолог. Он является представителем классической либеральной политической теории Англии викторианской эпохи. Спенсер создал всеобъемлющую концепцию эволюционизма. С его точки зрения это прогрессивное и последовательное развитие физического мира, биологических организмов, человеческой мысли, культуры и общества. Он также внес вклад в такие гуманитарные дисциплины, как этика, религиеведение, экономика, литература, и психология. Он основал органическую школу в социологии. При жизни этот человек обладал огромным авторитетом, в основном среди англоязычных ученых и академиков. Однако в двадцатом веке его практически забыли. Большое влияние на философа оказала теория Чарльза Дарвина, которую Герберт Спенсер распространил и на другие сферы жизни, а не только на природу – в частности, на социологию и этику.

Ранние годы

Родился известный философ и социолог в Англии, в графстве Дербишир, в 1820 году. Его отцом был Уильям Джордж Спенсер, религиозный диссидент, который несколько раз сменил конфессию и остановился на квакерстве. По-видимому, он передал своему сыну неприязнь ко всем видам государственных репрессий. Отец Герберта руководил школой, где внедрял прогрессивные педагогические методы Песталоцци, а также был секретарем Научного общества Дерби, основанного в восемнадцатом веке дедом Чарльза Дарвина. Герберт Спенсер очень уважал своего отца и чтил его воспитание. Члены Научного общества привили ему взгляды, схожие с эволюционными. Его дядя, священник, дал мальчику формальное образование в области математики, физики и латыни. Однако большую часть знаний молодой человек почерпнул самостоятельно, из книг. С ранней юности ему было тяжело сосредоточиться на какой-нибудь научной дисциплине.

Зрелые годы

Рабочую карьеру философ начал в качестве инженера на железной дороге. В то же время он писал разные радикальные статьи в прогрессивные на то время журналы на религиозные и политические темы. С 1848 года он сам был помощником редактора в профсоюзном издании «Экономист». Именно в это время он публикует свой первый труд. Герберт Спенсер, идеи которого через несколько лет начнут наперебой распространять научные издания, пишет исследование «Социальная статика». Его издатель, Джон Чэпмен, представил новое светило науки в своем салоне, которые посещали многие видные умы того времени, как, например, Джон Стюарт Милль и Джордж Элиот (псевдоним Мэри Эванс). Герберт Спенсер сам привел туда биолога Томаса Гексли, прозванного еще «Бульдогом Дарвина» и ставшего его близким другом. А с Мэри Эванс у него была романтическая связь. В салоне он познакомился с трудами, определившими его дальнейшую жизнь – «Системой логики» Милля и идеями позитивизма Огюста Конта, с которыми он резко не соглашался.

Первые работы Герберта Спенсера в области универсализма естественных законов

В 1855 году ученый пишет труд «Принципы психологии», который представляет собой философский базис для этой науки. Книга основана на предположении о том, что человеческое мышление является следствием естественных законов и его следует изучать в рамках биологии. Это означает, что так можно исследовать не только индивидуума, но также род, этнос и расу. Герберт пытался объединить новую психологию с учением Милля. Он предположил, что мышление состоит из особых чувственных атомов, которые держат вместе законы ассоциации идей, а ментальные функции находятся в особых частях мозга. Ученый был горд своими идеями и полагал, что эта книга сделает для духа то же, что Ньютон совершил для материи. Но она была не слишком успешной. Интерес к психологии исходил из более глубокой проблемы, которая беспокоила такого креативного мыслителя, как Герберт Спенсер. Философия его требовала обосновать универсальность естественного закона. Он был увлечен идеей доказать, что все во вселенной – в том числе человеческая культура, мораль и язык – может быть объяснено научными правилами. Более того, он верил в возможность открытия единого закона, который он отождествлял с прогрессивным развитием и называл принципом эволюции.

Сумасшедший успех

В 1858 году Спенсер изобретает собственную систему синтетической философии. Ее основным критерием был принцип эволюции, которая действует как в биологии, так и в психологии, социологии и морали. Он полагал, что может изложить свою синтетическую философию в десяти томах за двадцать лет, но на самом деле объем работы получился в два раза больше и отнял у него всю оставшуюся жизнь. Спенсера интересовало не только содержание, но и форма изложения, поэтому он был очень амбициозен в том, чтобы его признали, как писателя. Однако он добился лишь того, что в семидесятых годах девятнадцатого века его считали величайшим философом того времени. Герберт Спенсер, цитаты из трудов которого стали крылатыми фразами еще при его жизни, зарабатывал на жизнь и фактически сделал себе состояние с 1869 года исключительно продажей своих книг и статьями в различные издания. Его работы переводились на немецкий, итальянский, испанский, итальянский, русский, японский, французский, китайский и японский языки. Он получал разные престижные награды от стран всего мира – от Азии до США. Спенсер сделался членом нескольких эксклюзивных клубов, куда пускали только самых известных мыслителей, писателей и художников.

Последние годы и разочарование

Можно сказать, что он добился всего, чего только может желать человек. Герберт Спенсер, книги которого диктовали ученую моду, фактически держал в своих руках академическое мировое сообщество. Его взгляды в той или иной степени оказали влияние на все исследования девятнадцатого века. Но последние годы жизни принесли ему только одиночество и разочарование. Несмотря на богатство, у Спенсера никогда не было собственного дома, он не женился, а с 1855 года страдал странной болезнью, так что ему не мог поставить диагноз никакой врач. После 1890-х большинство его друзей умерли, а сам он утратил веру в тот принцип эволюции, который так горячо проповедовал. Его политические взгляды стали резко консервативными. Если в первой работе «Социальная статика» он высказывал идеи о том, что женщинам нужно дать право голоса и выступал за национализацию земли, то с 1880-х он сделался резким противником суфражизма и встал на сторону богатых латифундистов (работа «Человек против государства»). Единственное, чему он оставался верным до самой смерти, так это борьба против войны и милитаризма. Перед смертью Спенсера выдвинули на Нобелевскую премию по литературе. Он продолжал писать до самой смерти, а когда почти не мог видеть, то диктовал. Умер Герберт Спенсер в декабре тысяча девятьсот третьего года, а похоронили его напротив могилы Карла Маркса.

Синтетическая философия и принцип эволюции

Уже упоминалось о том, что Спенсер предложил человечеству готовую систему, способную, с его точки зрения, заменить ортодоксальную религиозную веру. Он проповедовал возможность совершенствования человечества на основе таких передовых на то время научных концепций, как первый закон термодинамики и биологическая эволюция. Можно сказать, что его философские идеи являются смесью деизма и позитивизма. Хотя он утратил христианскую веру еще подростком, складывается впечатление, что подсознательно он создал концепцию, в которой законы природы словно бы созданы для того, чтобы вести человека к идеалу. С другой стороны, он пытался унифицировать научное знание и именно поэтому называл свою философию «синтезом». Для него законы эволюции могли применяться в любой дисциплине, а исключений не существовало. Однако, несмотря на влияние теории Дарвина на его концепции, идеи Спенсера очень отличаются от тех, что высказаны в «Происхождении видов». Он полагал, что эволюция имеет направление и конечную цель, что само общество развивается от низших до высших форм, как и мышление человека.

Социология и агностицизм

Спенсер попытался переформулировать общественные науки согласно своим принципам. Можно счесть его «отцом социального дарвинизма», хотя он более сосредоточен на объяснении сложности различных форм организации людей. Он предложил теорию о двух типах общества – военного и индустриального, которые отвечают разным стадиям эволюции. Первый вид пронизан структурами иерархии и подчинения. Второй же основывается на добровольно взятых социальных обязанностях. Военный тип простой, а индустриальный представляет собой сложный организм, но тем не менее является прямым наследником первого. Движущей силой эволюции общества является индивидуализм. Его основа, как говорит философ, это возможность для человека делать все, что он хочет, пока не нарушается свобода другого. Хотя многие консерваторы упрекали Спенсера в атеизме и материализме, он уверял, что вовсе не собирается подрывать основы религии во имя науки а, наоборот, примирить их. Ведь и та и другая полагают, что человеческое познание относительно. Поэтому мы можем изучать только явления (феномены), а не реальность как таковую. Книга, в которой изложил эти взгляды Герберт Спенсер – «Основные начала». Она говорит о том, что мы можем только представить себе окончательную реальность, а по своей природе она является непознаваемой.

Политические взгляды

Спенсер был близок к «анархо-капитализму» и считал, что государство исчерпает себя и исчезнет, а его функции будет исполнять свободный рынок. Он был жестким критиком патриотизма. Он также верил в то, что индивидуум имеет право игнорировать государство. Но хотя политики последующего столетия эволюционировали в ту сторону, которая бы Спенсеру не понравилась, они любили его цитировать. Например, Маргарет Тэтчер часто использовала фразу «Альтернативы нет», которая навеяна стилем и словами известного философа. Социальный дарвинизм Спенсера тоже был достаточно специфическим. Он не считал, что в обществе должна вестись борьба за выживание и наоборот, поощрял благотворительную деятельность. Тем не менее он резко выступал против смешения рас, говоря, что каждая из них адаптировалась под свои природные и социальные условия, а их сочетание произведет «плохой гибрид, который не будет работать».

Влияние

Наверное, единственным человеком, которому при жизни удалось продать миллион экземпляров своих книг был Герберт Спенсер. «Основные начала» и другие труды философа помогли тысячам ученых расширить горизонты своего мышления и «взорвать» викторианский застой. Польский писатель Болеслав Прус назвал Спенсера «Аристотелем девятнадцатого века» и популяризировал его концепцию в своем романе «Фараон». Его уважал Георгий Плеханов и китайские и японские реформаторы, которые увидели в идеях философа обоснование своего экономического состязания с Европой.

www.syl.ru

Спенсер Герберт

Герберт Спенсер

Спенсер (Spencer), Герберт (1820-1903)— английский философ, один из родоначальников позитивизма. Спенсер не получил университетского образования; работал инженером, затем сотрудником журнала «Economist», большую часть жизни провел как кабинетный ученый. Философия С. во многом явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя Спенсер и отрицал свою зависимость от взглядов последнего, а с 1853 г. выступал с критической оценкой его творчества. Влияние на Спенсера оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 416.

+ + +

Спенсер Герберт (1820 — 1903) – британский философ, один из основоположников современной социологии. Труды: «Философия и религия». Природа и реальность религии» (1885), «Социальная статика» (1851), «Изучение социологии» (1872), «Личность против государства» (1884) и др. Развил идею научного естествознания об эволюции и создал целостную концепцию социальной эволюции. Сформулировал одну из основных идей социальной науки: «Общество есть продукт составляющих его единиц». Трактовал эволюцию как единый принцип всей реальности, который состоит в переходе от простого к сложному, от гомогенности к гетерогенности средствами структурной и функциональной дифференциации. Социальная эволюция – процесс противоречивый, но в основном плавный и в значительной мере автоматический, не допускающий сознательного ускорения и вмешательства извне. Теория органической эволюции была выдвинута спенсером до появления учения Дарвина и Р. Уоллеса о естественном отборе.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 30.

Другие биографические материалы: 

Баландин Р.К. Он сомневался в том, что корыстолюбие и стремление к максимальной прибыли содействуют общественному прогрессу (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Фролов И.Т. Английский философ и социолог (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Педставитель первого этапа позитивизма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Лимаренко А.П. Отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Грязнов А.Ф. Не был философом логического склада (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С).

Кондаков И.М. Рассматривал сознание как форму приспособления к среде (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007).

Нарский И.С. Сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движения (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Акмалова А. и др. Обнаружил в социальном организме 3 систем жизнеобеспечения: производящей, распределяющей и регулятивной (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011).

Далее читайте:

Тыркова А.В. Дневники. [Прочитала «Этику»]. 1895.07.11

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Англии (биографический указатель).

Сочинения:

Works, v. 1–18. L., 1910;

Собр. соч., т. 1–7. СПб., 1866–1869;

Соч., т. 1–7. СПб., 1898–1900;

Автобиография. СПб., 1914.

Литература:

Гаупп О. Спенсер. СПб., 1898;

Соколова С. Критика этики Спенсера. СПб., 1905;

Bowne B. The Philosophy of Herbert Spencer. N. Y., 1874;

Schwarze R. Herbert Spencer. N. Y. – Lpz., 1909;

Elliot H.S.R. Herbert Spencer. L., 1917.

 

 

 

www.hrono.ru

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер ( англ. Herbert Spencer, 27 апреля 1820 — 8 декабря 1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма. Окончательно утвердил в научном обращении срок «Социология».. Его социологические взгляды являются продолжением социологических убеждений Сен-Симона и Конта, определенное влияние на развитие идеи эволюции сделали Ламарк и К.Бер, Смит и Мальтус.
С именем Герберта Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:

  1. Понимание общества как организма, подобном биологических, управляемый тем же законам организации, функционирования и развития.
  2. Учение о всеобщей эволюции, которая распространяется на неорганический, органический и над органический (социальный) мир.

1. Основные труды

Первая научная труд труд Герберта Спенсера «Социальная статика» вышла в 1850 году. В дальнейшем он пытался создать некую «сумму наук», которую называл «Система социальной философии». Основные разделы которой разрабатывались им в трудах:

  • «Основные начала»
  • «Основы биологии»
  • «Основы психологии»
  • «Основы социологии»
  • «Основы этики»
  • «Социология как предмет изучения»

2. Вклад в науку

Сравнению с Огюстом Контом Спенсер, опираясь на больший массив знаний, расширил перечень наук, которые он хотел охватить в своем философском синтезе. Он разделил все науки на три группы:

  1. Абстрактные науки (напр. логика, математика).
  2. Абстрактно-конкретные науки (напр. — механика, физика, химия).
  3. Конкретные науки (например астрономия, биология, социология)

Философию он определяет как общее знание, поскольку ее обобщения «охватывают и объединяют широкие обобщения науки» [1].


3. Исторические типы обществ

Герберт Спенсер классифицировал общества с точки зрения стадий развития. Разместил их в следующем порядке:

  • простые;
  • сложные;
  • двойной сложности;
  • тройной сложности.

(Классификация по степени структурной сложности).

Простые общества:

  • имеющие руководителя;
  • с эпизодическим руководством;
  • с нестабильным руководством;
  • со стабильным руководством.

Сложные общества и общества двойной сложности классифицировал также согласно сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были классифицированы в зависимости от эволюции характера оседлости:

  • кочевые;
  • наполовину оседлые;
  • оседлые.

Общества в целом были представлены как структуры, развиваются от простого к сложному (проходя при этом через необходимые этапы). Этапы осложнения и переускладнення должны проходить последовательно. Чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцированное в структурном и функциональном отношениях. Герберт Спенсер подчеркивал, что степень сложности не зависит от военно — индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть индустриальными, а современные сложные общества — военными.

Классификация размещает общество на шкале сложности структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе общество характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления и т.д.. В «малом простому агрегате» все части похожи друг на друга, люди сотрудничают для достижения одинаковых для всех, закрепленных групповых целей, управляющий центр отсутствует (ранний «аналог» односегментной организации с механической солидарностью за Дюркгеймом). Это — простейшая система без подсистем (группа, в которой отсутствуют отличные подгруппы). В процессе развития формируется сложная структура, социальная иерархия, включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим сообществ (род, каста и др.). В сложном обществе его члены входят в него опосредованно, как элементы простых агрегатов со своими «координирующими центами» в свою очередь покоренным центра «более обширного» агрегата. В сложных обществах количество промежуточных уровней и подсистем соответственно возрастает [2].


Литература

  • Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / / Социологические исследования, 2004, № 1, с. 37 — 44.

Примечания

  1. Спенсер Г. синтетическая философия (в кратко изложении Говарда Коллинза). Киев: Ника-Центр, 1997
  2. 7. Ковалевский М. Сочинения: В 2. т. {{{Заголовок}}} Т. Т. 1: Социология.

6. Смотрите также

nado.znate.ru