Где исповедуют ислам в россии – Процент мусульман в России: ислам исповедуют большинство жителей

Содержание

Процент мусульман в России: ислам исповедуют большинство жителей

какое количество мусульман в Российской Федерации?

Президент РФ Владимир Владимирович Путин:

— В Российской Федерации живёт около 20 миллионов мусульман.

Министр РФ по национальной политике Владимир Зорин:

— Итоги переписи продемонстрировали численность народов, придерживающихся исламской традиции, таковых в Российской Федерации около 14,5 миллионов.

Член Совета Федерации, начальник Центра русском восточной политики Ралиф Сафин:

— В Российской Федерации живёт более 10 миллионов мусульман

Глава Мусульманского комитета Гейдар Джемаль:

— У нас скрывают настоящую численность правоверных, приуменьшают её. Мусульман в Российской Федерации около 30 миллионов

Т ак какое количество же мусульман в Российской Федерации?

В прошлом ноябре данный вопрос, по всей видимости, поставил в неловкое положение Президента В.Путина: так как он огласил собственную цифру на всю землю, и огласил её как свидетельство того, что Российская Федерация может вычислять себя мусульманской страной, а, значит, страной, имеющей основание претендовать на участие в Организации Исламская Конференция (ОИК).

Сконфужены фавориты русском исламской конфессии. Имеется от чего. К примеру, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин в первой половине 90-ых годов двадцатого века утверждал, что у нас 19 миллионов мусульман, а один из его работников Фарид Асадуллин — что их 23 миллиона.

Имеется исламские деятели, каковые именовали цифры и побольше.

Неистовствуют националисты из исламских республик: итоги переписи подтасованы под шовинистские цели Москвы, мы взяли неопровержимое подтверждение преследований в Российской Федерации на ислам и т.п.

Строго говоря, никто не прав — ни Президент России, ни российский Госкомстат, ни исламские религиозные деятели, ни кто бы то ни было второй: какое количество мусульман, другими словами — см. энциклопедии приверженцев и толковые: словари ислама, главные правила которого изложены в Коране, — какое количество таких мусульман в Российской Федерации, неизвестно. Никому.

По причине того, что прошедшая общероссийская перепись населения не имела возможности распознать число приверженцев той либо другой религии, а также ислама, потому, что в переписных страницах не было вопроса о религиозной принадлежности — итоги переписи продемонстрировали численность народов, придерживающихся исламской традиции. Вот что свидетельствует цифра 14,5 миллионов человек.

Сколько в России мусульман

В противном случае говоря, это суммарная численность татар

(5.558 тысяч людей), башкир (1.673,8), чеченцев (1.361,0), аварцев (757,1), казахов (655,1), азербайджанцев (621,5), кабардинцев (520,1), даргинцев (510,2), кумыков (422,5), ингушей (411,8), лезгин… Итого 12.491,1 тысяч людей плюс представители вторых национальностей и не указавшие её.

Как же быть?

Русский министр Владимир Зорин: О правильной численности мусульман в Российской Федерации возможно сказать лишь по экспертным оценкам. Председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина в силу самого его положения, само собой разумеется, направляться отнести к числу компетентных специалистов.

Но: Муфтий справедливо считает, что переписчики охватили не всех мусульман и не посчитали незаконных мигрантов, занятых на рынках, в строительных работах, не участвовавших в переписи, но принадлежащих к исламской общине России. А это с учётом всех живущих и трудящихся в Российской Федерации азербайджанцев, казахов, узбеков и таджиков не меньше 4 миллионов человек (газета Татарские края, №47, ноябрь с.г.). Нельзя не подметить, что переписи призваны учитывать граждан страны, а законных гостей и незаконных мигрантов учитывает не Госкомстат, а МВД.

Американский издание Тайм во второй половине 90-ых годов двадцатого века утверждал, что мусульмане составляют 5,5% всего населения России, другими словами 8,14 млн. человек.

Ещё пример: А.Малашенко в изданной под руководством Совета муфтиев России и Столичного высшего духовного исламского колледжа книге мусульмане и Ислам России (М. 1999) даёт такие оценки: в Российской Федерации татар — более чем 8 млн. (оказалось, что их 5,558 млн.), башкир — более чем 1 млн. (выяснилось 1,673 млн.), лезгин — более чем 200 тыс. (выяснилось 411,6 тыс.). Число мусульман в Российской Федерации А.Малашенко оценивал во второй половине 90-ых годов двадцатого века в 15 миллионов, а сейчас склонился к 20 миллионам.

Любопытно следующее его свидетельство: Что касается информации о 20 миллионах мусульман, то они в первый раз показались в начале 90-х годов и были разрешены войти в оборот духовными и мусульманскими политиками деятелями. Но с данной цифрой дали согласие западные учёные, каковые каким-то образом её перепроверяли.

Не включив в опросные страницы Общероссийской переписи населения графу о вероисповедании, Госкомстат РФ желал как лучше. Как оказалось? какое количество у нас исповедующих ислам, равно как и другие религии, точно не известно. Споры, обиды а также склоки и политические спекуляции — неизбежная реакция на такую неизвестность. Кому-то это выгодно?

Либо всё значительно несложнее и прав был Альберт Эйнштейн: Имеется лишь две нескончаемые вещи: глупость и Вселенная. Не смотря на то, что по поводу Вселенной — я не в полной мере уверен.

Сколько мусульман живет в разных странах мира |Ислам

Интересные записи
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

В мединских сурах Корана зафиксированы основные предписания для мусульман, касающееся их повседневной жизни (пищевые запреты и прочие), семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела добычи, внесения и распространения налогов и так далее; были названы наиболее тяжкие грехи – ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность. Подобного переплетения богословных и чисто светских проблем мы, пожалуй, не встретим ни в одной другой религии.

НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА

В исламе выделяются несколько основных направлений – суннизм, шиизм. Сунниты сейчас составляют большинство мусульман. В рамках каждого из них сформировались самостоятельные идейные течения и секты. Особенно они многочисленны в шиизме. Основные расхождения между большинством из них сводятся к вопросам передачи власти в халифате и обрядовой практике.

СУННИЗМ

Основной религиозной и общественной книгой суннитов кроме «Священной книги» — Корана является сунна – «Священное предание»; сунниты отрицают достоверность некоторых суннитских хадисов и пользуются собственными сборниками (ахбар). Верховная власть в халифате, по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной, шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы) в отличии от шиитских не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни, и таким образом, их должность сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

ШИИЗМ

Шиизм не представляет собой единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (исмашииты, друзы, алавиты и другие) связаны общими историческими корнями и основополагающими идейными положениями. Главное из этих положений – признание четвертого халифа Али и его потомков единственными законными наследниками и приемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

ГЕОГРАФИЯ ИСЛАМА В МИРЕ

Немногочисленная мусульманская община Мухаммеда, уже через несколько десятилетий после своего возникновения стала ядром формирующегося мощного арабо-мусульманского государства – Арабского халифата, — которое спустя столетие контролировало земли от западных границ Китая до берегов Атлантического океана. В последующим столетие, многочисленные мусульманские государства возникали и распадались, под знаменем ислама шли войны, иногда нацеленные на завоевания чужих территорий, иногда – на освобождение мусульманских народов от иностранного гнета.

Уже к VIII веку арабы подчинили себе огромные территории. В состав арабского халифата, помимо самой Аравии, входили Северная Африка, Пиренейский полуостров, Двуречье, Иран, Афганистан, Закавказье, Средняя Азия и часть Северной Индии.

На обширных территориях, единство которых выражалось в общности основополагающих идей веры и сакрального языка (арабского) – языка Корана, создалась своеобразная культура, вобравшая в себя элементы многих культур разноязыких мусульманских народов.

Ислам проник даже в те страны, где арабских завоевателей никогда не было, например, в Индонезию, где его исповедают 90 % населения, в Малайзию (60%), страны Черной Африки.

В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (более 800 миллионов человек), большую часть мусульман (90%) составляют сунниты. Шииты составляют большинство, лишь в Ираке и Иране. Из более 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 33 странах мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан и другие). В ряде государств Азии и Африке ислам признан государственной или официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в их название.

Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни. Существуют и целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, лига исламского мира и другие), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозной — культурной сфере, часть – в политической, некоторые в сфере экономики.

В XVIII веке в Аравии возникло религиозно – политическое движение, названное по имени его основателя Ал – Ваххабы — ваххабизмом . Ваххабиты считают, что мусульмане отошли от норм первоначального ислама, стали поклоняться не только Аллаху, но и многочисленным святым. Последователи Ал – Ваххаба призывают мусульман вернуться к скромной жизни времен раннего ислама, отказаться от роскоши и измениться в быту.

Ваххабиты часто проявляют фанатизм в вопросах религии и непримиримость в борьбе со своими политическими противниками.

ИСЛАМ В РОССИИ

Ислам распространен и среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульманские институты и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодно мусульмане отправляются для паломничества в Мекку.

В России, в ее современных пределах ислам появился в X веке, но только при императрице Екатерине II был официально признан царским правительством.

Двадцатка самых исламизированных регионов России

В 1789 году в Оренбурге было утверждено Духовное управление, занимавшееся делами Российских мусульман.

Самый многочисленный народ на территории России исповедующий ислам, — татары их насчитывается в нашей стране больше семи миллионов человек.

Второй по численности народ России, исповедующий ислам, — башкиры. Большее число башкир исповедующих ислам, расселено в Башкортостане и на территории Челябинской области. Всего их насчитывается около двух миллионов человек.

Много мусульман живет на Северном Кавказе. Наиболее многочисленный среди них народ — чеченцы. Их насчитывается более одного миллиона человек. Ислам в Чечне распространился около двухсот лет тому назад в форме мюридизма , что означает полное подчинение мусульманина своему наставнику – шейху. Это требование мюридизма сохранилось повсеместно в Чечне и в наше время.

Рядом с чеченским народом живет близкородственный ему по языку и культуре народ – ингуши. Среде них исповедуют ислам около трехсот тысяч человек. Исторические судьбы и религии этих народов тесно переплелись между собой.

Очень разнообразно по своему национальному составу население Дагестана. Ислам в этой республике исповедают более 90% населения, что составляет около миллиона восьместа тысяч человек.

Ислам исповедают часть жителей Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево–Черкесии, Адыгеи. В этом же регионе РФ живет много азербайджанцев – мусульман шиитского направления.

ИСЛАМ СЕГОДНЯ

Во второй половине XX века началось постепенное объединение разных стран. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные с исламом. Это, прежде всего экстремизм ряда мусульманских организаций, как, например, «Братья – мусульмане», «Серые волки», «Аль Каида» и другие. Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою деятельность против правительств своих стран.

Они пытаются насильственными методами изменить политический строй в том или ином государстве. Так было, в Египте, Алжире, Сирии.

Не успокаиваются экстремисты и в наши дни, прикрываясь исламскими лозунгами, они дестабилизируют положение в Индии, Судане, Алжире, Чечне (РФ) и в некоторых других странах. Продолжаются военные действия в Афганистане, неспокойно в пограничных районах Таджикистана, Киргизии, Узбекистана.

Поведение экстремизтких группировок порождает у людей недоверие ко всему исламскому миру.

Но не следует думать, что все мусульмане склонны к экстремизму. В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а политические и экономические разногласия. Многие нечистоплотные политики просто передергивают идеи ислама, вкладывают в отдельные положения совершенно другой смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для достижения своих целей.

Во многих Европейских странах в результате миграций народов имеются общины, исповедующие ислам.

Исламские экстремистские организации используют эти общины для организации терроризма. И сегодня … весь мир.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ В ПОДГОТОВКЕ

РЕФЕРАТА

1. С. Поляков «Ислам» «Книга — Вайланд». Волгоград 1996г.

2. И. А. Крывилев «Истории Религий» «Мысль» Москва 1976г.

3. Я. Н. Щапова «Религии Мира» «Просвещение» Москва 1994г.

4. Энциклопедия «Мир и религии» «Просвещение» Москва 1985г.

Сколько процентов мусульман в россии

Религиозный состав населения России

lezgidin.ru

Ислам в современной России

В России последователи ислама проживают практически во всех субъектах Федерации и принадлежат к 40 различным этносам. Регионами компактного расселения российских мусульман являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь.

Большая часть мусульман России проживают в девяти республиках: в Адыгее, Башкирии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Татарии, Чечне.

Остальные причисляемые к мусульманам граждане проживают на территории различных областей Российской Федерации. В областях Центрального региона — около 3,2 млн чел., в Поволжье — около 1 млн чел., в Сибири и на Дальнем Востоке — около 0,5 млн чел.

В 1937 году мусульмане в стране составляли 5,9 процента, в 1989 году — 7,9 процента, в 1994 году — более 8 процентов населения Российской Федерации. В настоящее время, по экспертным оценкам отечественных специалистов, их количество колеблется в пределах 12–20 млн человек и может составлять от 8 до 12 процентов населения России, а к 2030 году численность российских мусульман может достичь 30 млн человек.

На территории России, начиная с 1990-х гг. активизировалась деятельность всех религиозных конфессий. Но наиболее интенсивное развитие получил ислам. Одним из направлений социальной активности российских мусульман стала деятельность по восстановлению и строительству мечетей. До революции на территории Российской Федерации насчитывалось около 12 тыс. мечетей. Если в 1991 г. в России было 870 зарегистрированных мечетей, то в 2015 г. действовало уже около 8 тыс. В настоящее время в ряде регионов число мечетей превысило дореволюционный уровень. Больше всего их действует на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане. Мечети становятся духовными центрами мусульманского населения и опорными точками в процессе массового распространения ислама, а также создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.
В СССР кадры мусульманского духовенства готовили в двух исламских учебных заведениях: в медресе «Мир–Араб» (Бухара) и в Исламском институте (Ташкент). Небольшое число выпускников этих учебных заведений направлялось для повышения квалификации в ведущие зарубежные исламские университеты (главным образом в Египет).

После распада СССР в России не оказалось ни одного авторитетного исламского высшего учебного заведения, которое могло бы готовить имамов мечетей и кадры квалифицированного мусульманского духовенства. Поэтому для подготовки квалифицированных имамов, мулл, преподавателей религиозных дисциплин несколько тысяч молодых мусульман были направлены на учебу за рубеж. При этом они неизбежно испытывали влияние культуры и идеологии стран, далеко не всегда созвучных российским традициям и образу жизни. В частности, значительное количество молодежи из России прошли обучение в исламских высших учебных заведениях Королевства Саудовской Аравии. Одной из главных проблем в этой ситуации стало то, что в Саудовской Аравии распространен нетрадиционный для России ханбалитский мазхаб. Поэтому обучение будущих исламских священнослужителей в Саудовской Аравии создает предпосылки для распространения среди российских мусульман нетрадиционных для них мазхабов и иных религиозных течений.

В России постепенно формируется система исламского среднего и высшего образования, в настоящее время насчитывается свыше 80 мусульманских религиозных учебных заведений.

Российские мусульмане не имели в прошлом и не имеют сейчас единого духовного центра. Провозглашение на территории бывшего СССР новых независимых государств и борьба за суверенитет ряда национальных республик РФ привели к изменениям в исламских управленческих структурах. Кроме того, социальными предпосылками этих изменений стали этническая неоднородность, различный уровень образования, разные обычаи и традиции народов России, исповедующих ислам.

В настоящее время в стране насчитывается свыше 80 самостоятельных Духовных управлений мусульман. Относительно большое количество исламских центров в России и напряженные отношения между ними свидетельствуют о наличии серьезных противоречий среди российских мусульман. В последние годы мусульманские организации России объединены вокруг трех центров: Центрального Духовного управления мусульман России во главе с муфтием Талгатом Таджуддином, Совета муфтиев России (председатель, муфтий Равиль Гайнутдин). Мусульмане Кавказа объединены в свой Координационный центр (председатель — Исмаил Бердыев). Правда, нужно иметь в виду, что для мусульман организационное единство — понятие условное, поскольку ислам не предполагает обязательность четкой духовной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличие единого духовно-административного центра в масштабах государства.

За последние десятилетия мусульманские страны создали целый ряд влиятельных международных организаций, активно действующих во всех регионах мира. В России в 1990-е гг. действовали более 60 международных общественных исламских организаций. Международные исламские организации ведут большую культурную и религиозно-просветительскую работу, оказывают многостороннюю помощь мусульманской общине России. Некоторые из них, используя свои большие финансовые возможности, пытаются в той или иной степени контролировать деятельность отдельных региональных общин в России, усиленно стимулируют социально-политическую и религиозную активность российских мусульман. Наиболее активными являются международные организации Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Сирии, Иордании.

Многофакторный характер исламского возрождения в современной России имеет различные последствия. Позитивный характер имеет возрастание активности ислама в области благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих. Как и другие мировые религии, ислам в качестве традиционной для России религии (в той мере, в какой он избегает политизации) содействует социальной стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Негативный социальный характер имеют последствия активизации так называемого «политического ислама» в России. Политизация ислама подпитывает его радикальные течения и способствует распространению радикальных течений, нарушает принципы толерантности.

Сегодня одним из важных направлений совершенствования законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций должно стать законодательное регулирование как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации деятельности православных, мусульманских и других традиционных для России религиозных организаций в сфере благотворительности и милосердия, духовно-нравственного воспитания молодежи, в пропаганде здорового образа жизни, борьбе против алкоголизма, наркомании, преступности.

В последние годы предпринимаются попытки принятия концептуальных документов, способствующих осмыслению серьезных богословских проблем и объединению мусульман России. В 2013 году принят документ «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития», в 2015 году — Социальная доктрина российских мусульман, которые нацелены на выработку единой концепции по наиболее важным вопросам исламского богословия и общей позиции в определении места и роли ислама в современной идейно-политической жизни России.

Рафик Мухаметшин. «История ислама в России»

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Как Ислам пришел в Россию?

Сцена принятия посольства Багдадского халифата в г. Булгаре 922 г.

Мусульманские народы современной России принимали ислам в разное время.  Есть мнение, что зеленое знамя ислама впервые на территории нынешней РФ появилось в древнем городе Дербенте, куда его принесли арабы в VIII в. силой оружия, воюя с войсками хазарского каганата. Правда есть основания полагать, что первыми ислам принесли предкам российских татар сахабы пророка Мухаммада (мир ему) еще при жизни самого посланника. Но официальный отсчет от принятия ислама в России принято начинать с 922 г., когда мусульманским стало первое государство на территории современной РФ – Волжская Булгария (государство в Среднем Поволжье).

  А началась эта история в 921 г., когда в г. Багдад – столицу Аббасидского (или по другому Багдадского) халифата прибыли посланники хана Альмуша (Алмаса) из далекой Волжской Булгарии. Послы попросили прислать к ним ученых, проповедников для распространения ислама, строителей мечети  и деньги для возведения оборонительной крепости от хазарского каганата, элита которой приняла иудаизм. К тому времени халифат уже начал переживать свои не самые лучшие времена, постепенно клонясь к медленному упадку, поэтому разговор о выделении финансов для строительства крепости вызвал у арабов некоторое замешательство. Но с другой стороны стремлении расширить пределы исламского мира на севере и уменьшить влияние своего главного противника – Хазарского каганата, с которыми арабы воевали уже не одно столетие, взяло вверх.

Вот что об этом пишет сам Ибн-Фадлан: «Если огузы и булгары примут ислам, — если они, объединившись, смогут разгромить иудеев-хазар, падет преграда к распространению учения пророка в северных странах, авторитет халифа возрастет».

Поэтому было решено немедленно сформировать посольство, которое покинуло Багдад  21 июля 921 г. Необходимые средства для строительства обещанной крепости было решено раздобыть путем продажи конфискованного поместья богатого вельможи из Хорезма (Средняя Азия), через который и было решено проложить маршрут.

В состав посольства вошли мусульманские проповедники, купцы, переводчики и вооруженная охрана. Возглавил делегацию один из протеже главного военачальника халифата, а в секретари посольства был назначен высокообразованный, но не небогатый Ахмед Ибн-Фадлан. Медленно, но верно караван посланников халифата  шел к цели, по пути перезимовав в древнем г. Хорезме, где Ибн-Фадлан впервые в своей жизни и увидел снег, живописно описав это в своих записях. К тому моменту стало известно, что обещанных денег на строительство крепости не добыто, а значит миссия грозит полным провалом. К тому же большая часть ученых мужей из состава посольства после первых трудностей и зимовки сверкая пятками убежала обратно в Багдад, в итоге из образованных людей в составе делегации остался лишь один Ахмед Ибн-Фадлан, которому и было поручено довести миссию до конца.

В марте 922 г. делегация продолжила свой путь пройдя через земли огузов (предков современных турок) живших на территории нынешнего Западного Казахстана. Склонить огузов принять ислам, как планировалось ранее, не получилось. Затем посольство прошло через земли других кочевников – печенегов и башкир, большинство из которых пребывали в язычестве и поклонялись множеству божеств. И наконец, перейдя территорию около нынешнего города Самара, посольство наконец достигло пределов Волжской Булгарии.

После того как посольство прибыло в ставку Алмуша, находившееся в городе Булгаре – столице государства, он в течении трех дней собирал всю свою знать. Затем в присутствии народа произошло торжественное облачение Алмуша властью от имени халифа. Над ставкой было развернуто два зеленых знамени ислама, оседлали лошадь привезенным из Багдада седлом, надели на царя тюрбан и савад – парадное черное одеяние высших сановников халифата. Правитель Булгарии теперь получил титул эмира и стал, пусть и номинально, наместником халифа.

Тем не менее согласно записям самого Ибн-Фадлана они застают булгар отнюдь не в язычестве. Булгары уже умели читать намаз. У хана Альмуша, взявшего себе имя Джафар, имелась дворцовая мечеть, где он регулярно совершал молитвы. Также Ибн-Фадлан отмечал внимательное отношение Альмуша и его окружения, к  мусульманским обычаям: при встрече посольства  хан не забывал поблагодарить  Аллаха. После того, как на аудиенции были прочитаны слова из письма халифа Муктадира, хан Альмуш пожелал мира повелителю правоверных, и это пожелание было повторено всеми присутствующими. Выслушав письмо, они все повторили «Аллаху акбар!», и так дружно, что «задрожала земля».

К моменту приезда посольства из Багдада в стране уже были факихи — знатоки мусульманского права-фикха. Судя по полемике, возникшему между одним из них и самим  Ибн-Фадланом, можно утверждать, что местные факихи уже разбирались в религиозных вопросах и обладали определенным влиянием в обществе. Это и неудивительно, если учесть что согласно легендам волжских булгар, плавно перешедшим к их потомкам – татарам, ислам проник на берега Волги уже при жизни самого посланника Всевышнего – пророка Мухаммеда (мир ему), который отправил своих сахабов-проповедников уже на 9 г. хиджры.

Ислам уже ко времени приезда посольства Ибн-Фадлана, начал распространяться от самих булгар к соседним народам. К примеру Ахмед Ибн-Фадлан писал, что в их посольстве служил башкир, исповедовавший ислам. Тот же Ибн-Фадлан, встретил другого башкира Даута Ибн-Гали, в Анатолии и сообщал  о погребении их народа согласно мусульманскому обряду. Ученый и политический деятель Ахмед-Заки Валиди приводил в трудах отрывок из сочинений арабского географа Якута эль-Хамауи, который рассказывал о встрече в сирийском городе Халебе с башкиром, приехавшем на учебу, и сообщившем ему, что ислам на землю его предков привнесен проповедниками из Волжской Булгарии.

Таким образом, ислам был уже широко распространен среди части булгар и соседних им народов. Официальный же приезд посольства из Багдадского халифата был необходим с тем, чтобы узаконить вхождение Волжской Булгарии в состав большого исламского мира, и принять ислам всеми булгарами.

Отчету, составленному Ибн-Фадланом в Багдаде никто не поверил. Не поверили его рассказам о чудесной стране с огромными реками и черной землей, о язычниках, поклоняющихся журавлю, и о тех, кто поклоняется деревянным богам.

В этой связи надо пояснить — особое почитание именно этого события заключается не только в том, что это первое документальное свидетельств привнесения ислама на территорию России, но и что немаловажный факт —  доказательство добровольного, не насильственного принятия учения Корана нашими предками. Ведь ислам пришел к ним не силой оружия и принуждения, а своей мудростью и привлекательностью.

В память о тех событиях мусульмане в течении многих столетий совершали паломничество к останкам древнего города Булгара, и это происходило даже в те времена, когда ислам жестко преследовался по всей территории нашей страны. Эта традиция была вновь возрождена в 80-х гг. XX в., и ныне каждый год в июне на территории древнего города Булгар проводится «Изге Болгар джиене» — неформальный сход российских мусульман в память об этом эпохальном событии. В этом году он пройдет 14 июня.

Ильнар Гарифуллин

 

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Ислам в России: история и современное состояние

Ислам на территории самой большой страны мира появился более тысячелетия назад.

Народы, исповедующие веру в Аллаха и следующие пророческой миссии Его Заключительного посланника Мухаммада (с.г.в.), являются неотъемлемой частью культурного наследия России и вносят в развитие и процветание родной страны колоссальный вклад.

Откуда всё пошло?

Отчёт существования ислама на территории России следует вести с того момента, когда в современный Дербент, расположенный в Дагестане, в 642 году по Милади (20-й год по Хиджре) прибыли посланники мусульманского государства, которое к тому времени не только появилось, но и институционализировалось, функционировало и стремительно распространяло зону собственного влияния. Тогда город, получивший название Баб аль-Абваб («врата ворот» или «главные ворота» в переводе на русский язык с арабского), стал северным форпостом мусульманской уммы.

Ислам, будучи религией, низводящей до ничтожного уровня фактор национальной гордости («Я представитель такой-то нации, а, значит, мне позволено больше, чем другим»), способствовал тому, что Дербент стал мультикультурным центром, где проживали представители многих народов, например, арабы, тюрки, осетины, аварцы, персы, лакцы и так далее. Этот многонациональный город стал олицетворением ислама, который поощряет многообразие и уважительное отношение друг к другу.

«Поистине, Мы создали вас… разными народами [с разной культурой и языками], чтобы вы изучали друг друга, [а не придавались конфликтам и ничтожным взаимным склокам]…» (49:13) –

пожалуй, этот коранический аят прекрасно олицетворялся примером Дербента.

Новый северный форпост мусульман

Вслед за Дербентом, спустя три столетия, ислам проник на территорию нынешнего Татарстана – эту религию в качестве государственной провозгласила Волжская Булгария (на фото). Данное событие произошло в 922 году по Милади (примерно 300-й год по Хиджре), тем самым границы мусульманского мира продвинулись ещё дальше на север. Волжская Булгария, равно как и Дербент, с принятием ислама много внимания стала уделять таким важным для всех мусульманских государств направлениям, как торговля, образование и наука. Например, это ханство стало важным транзитным звеном Великого шёлкового пути.

Хоть с годами что Волжская Булгария (в XVI веке в статусе Казанского ханства), что Дербент (в XIX веке) потеряли независимость и стали официально территорией Руси (Российской империи), уровень грамотности среди мусульманских народов всегда был значительно выше. Связано это с двумя взаимосвязанными моментами:

Во-первых, в рамках ислама главным критерием религиозного и светского авторитета является образованность человека, его глубокое понимание не только сугубо богословских постулатов, текста Священного Корана, но и доскональное знание прикладного ремесла, которое приносит доход и позволяет не зависеть от кого бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха. Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное).

Во-вторых, знание религии у мусульман неразрывно связывалось с общей образованностью. Умение читать и писать, арифметика, географические и астрономические познания, – всё это и многое другое доносилось до детей, посещавших медресе.

Смута ХХ века и новая эпоха российского ислама

В советский период ислам переживал непростые времена. Мечети разрушались либо подвергались передаче в распоряжение иных учреждений (например, Центральная мечеть Дербента стала тюрьмой, Галеевская мечеть в Казани была отдана под различные коммунальные службы), имамы и муаллимы подвергались ссылке либо просто уничтожались. Несмотря на колоссальный урон, нанесённый атеистическим правительством, ислам в СССР не только выжил, но и стал развиваться в конце ХХ столетия. Конечно, не без проблем, ведь была потеряна давняя культурно-историческая традиция, существовавшая в разных уголках нашей страны веками.

Работа по восстановлению утраченного наследия в России проводится в настоящее время многими организациями, отстаивающими интересы мусульман. Под последними подразумеваются не только духовные управления, которые действуют едва ли не в каждом регионе, но и разнообразные общественные объединения, культурно-образовательные фонды и так далее.

В настоящее время на территории РФ проживает около 20 миллионов мусульман. Это не только традиционные исламские народы России и ближнего зарубежья (так называемые этнические мусульмане), но и русские люди, представители иных православных и языческих народов, которые в поисках душевного покоя и истины часто обращают своё внимание на религию истинного Единобожия.

Не будет преувеличением утверждение о том, что мусульман можно найти в любом уголке одной шестой части суши, именуемой Россией. Придерживаются они различных направлений. Доминирующим является суннитский ислам. Если мусульмане в центральной и европейской части страны, включая Крым, а также в Сибири, придерживаются ханафитского богословско-правового направления (мазхаба), то северокавказские выполняют свои религиозные обязанности в соответствии с мазхабом имама аш-Шафи’и. Маликитов и ханбалитов также можно встретить с завидной регулярностью в российских мечетях.

Ислам в РФ за более чем тысячелетнее своё присутствие постоянно развивается. Мусульмане приносят много пользы стране и своим добросовестным трудом способствуют распространению правильного отношения к себе и окружающим.

islam.global

Ислам в России – история, новости, видео, фото

История возникновения Ислама в России начинается с появления в VII веке первых мусульман, воинов и купцов из Халифата на территории современного Дагестана.

В Дербенте до сих пор стоит древнейшая в РФ мечеть, построенная в VIII в. Также сохранились могилы сахабов – сподвижников Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). По сей день на Кавказе и в Центральной России археологи находят следы активной торговли местного народа с Востоком – ткани, монеты, керамику.

С Арабским халифатом успешно вела торговые отношения и Волжская Булгария, государство, возникшее в 10 веке в Среднем Поволжье и Прикамье. В 919 году правитель булгар отправил к багдадскому халифу посольство с предложением прислать духовенство, чтобы Волжская Булгария приняла Ислам. В 922 году хан Алмуш объявил Ислам государственной религией страны. В июне 2012 года в Татарстане проходил традиционный праздник, посвященный 1123-й годовщине принятия Ислама.

Сегодня религия Аллаха и Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) – вторая по численности верующих на территории России и СНГ (после христианства). Количество ее последователей превысило 20 миллионов человек, что составляет около седьмой части всего населения страны.

Мусульманские народы в РФ

Основная особенность мусульманского общества в РФ – его национальное разнообразие. Сегодня в России проживают представители более чем 20 народов, исповедующих Ислам. В Казани, Москве и других городах страны проживают абхазы, азербайджанцы, казахи, киргизы, узбеки и таджики. Наиболее многочисленной мусульманской нацией являются татары, численность которых превышает 7 миллионов человек. Они проживают не только в родном Татарстане, но и в Башкортостане, а также некоторых республиках Средней Азии. Вслед за мусульманами-татарами по численности следуют башкиры, которых насчитывается около 1,7 миллионов человек.

Еще одним многочисленным народом, который исповедует Ислам, являются чеченцы с численностью 1,4 млн. человек. Их подавляющее большинство проживает в Чечне, Ингушетии и Дагестане.

Религиозные мусульманские организации

До 1991 г. в РСФСР существовало 2 духовных управления мусульман: одно в Уфе, а другое – на Северном Кавказе, в Махачкале. Сегодня благодаря бурному развитию и распространению Ислама на территории современной России насчитывается свыше 40 самостоятельных Духовных управлений мусульман, называемых муфтиятами.

islam-today.ru

Сколько мусульман в России: статистика :: SYL.ru

Россия — государство многонациональное. И люди в нашей стране исповедуют самые разные религии. Это может быть как ислам, так и иудаизм, православие, буддизм или разного рода этнические древние верования. Но больше всего на территории РФ проживает, конечно же, христиан и мусульман. Сколько в России зарегистрировано тех и других — об этом и поговорим далее в статье.

Официальная версия

Точной статистики количества представителей разных вероисповеданий, проживающих на территории РФ, в настоящее время, к сожалению, не ведется. С этим утверждением согласны многие социологи, исследователи, демографы, историки. Дело в том, что данные от разных источников по этой теме, к сожалению, расходятся. Причем иногда значительно.

Официальной статистики в плане вероисповеданий у нас в стране в любом случае нет. Однако при этом разного рода чиновники, журналисты, политологи и даже президент опираются в первую очередь на цифру 20 млн человек. Именно этот показатель и можно считать более-менее официальным ответом на вопрос о том, сколько мусульман в России проживает на настоящий момент. Но действительно ли представителей этой религии в РФ так много? Многие социологи и демографы с этой точкой зрения не соглашаются.

Неофициальная версия: мусульман в России меньше

Итак, сколько в России мусульман проживает на настоящий момент фактически? Официальную цифру 20 млн многие социологи считают завышенной. Большинство исследователей все же склоняются к мысли о том, что представителей ислама у нас в стране проживает гораздо меньше.

Если официальной статистики вероисповеданий в РФ нет, то откуда же могла взяться цифра 20 млн? По мнению многих социологов, эти данные просто перекочевали в современные официальные источники из архивов Госкомстата РСФСР. А в частности, из документов по переписи населения 1989 г.

Однако, по мнению демографов, опираться на выводы исследований в отношении количества людей той или иной социальной группы, проживающих в стране, прошлого века нельзя. И причина для этого существует простая. В 1989 г. на территории СССР действительно могло проживать очень большое количество мусульман. Ведь в состав страны входили многие республики, население которых традиционно придерживалось канонов ислама. Однако после отделения Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и пр., чисто пропорционально количество мусульман, проживающих на территории государства, конечно же, должно было значительно уменьшиться.

Разумеется, такие большие показатели можно объяснить и просто традициями собственно самого ислама. Ведь детей в мусульманских семьях часто бывает больше, чем, к примеру, в русских. Однако объяснение это не слишком убедительное. Большие мусульманские семьи — явление действительно распространенное. Но на территории, к примеру, Чечни и Ингушетии в наше время исламская традиция иметь много детей поддерживается не особенно активно. Согласно статистике, прирост населения здесь не намного больше, чем в других регионах страны.

Собственно, на территории РФ, по данным переписи 1989 г., проживало всего 11 млн мусульман. И конечно же, за несколько десятилетий вдвое эта цифра, даже несмотря на традиции ислама, вырасти могла вряд ли.

Сколько мусульман в России проживает сегодня: еще одна точка зрения

Итак, ряд исследователей полагает, что приверженцев ислама в РФ намного меньше 20 млн. По мнению демографов, придерживающихся такой версии, на настоящий момент в России не может проживать и считаться гражданами более 13 млн мусульман. Но с такими выводами не согласны многие политики и руководители религиозных организаций.

К примеру, зимой 2017 г. в Госдуме представитель комитета по культуре С. Говорухин озвучил неофициальные статистические данные в отношении количества мусульман в РФ. По его мнению, в настоящее время четверть населения России является приверженцами именно этой религии. То есть в абсолютных цифрах — это 35-37 млн человек.

Собственно, сами представители ислама имеют на этот счет схожую точку зрения. Их ответ на вопрос о том, сколько процентов мусульман в России живет сегодня — 20 %. То есть примерно 30 млн человек.

Данные исследований маркетинговых и социологических агентств

Официальной статистики количества верующих той или иной религии в России не ведется. Однако подобные исследования, в принципе, все равно, конечно, организуются. Разного рода статистические опросы проводят всевозможные маркетинговые и социологические агентства. Подобные организации по роду своей деятельности в наше время собственно и ведут статистику населения. И конечно же, у маркетинговых агентств имеются свои данные, в том числе и о вероисповедании в России. Иногда подобные компании озвучивают их в СМИ.

К примеру, агентство Zoom приводит такие цифры: 42 % населения России называет себя православными. При этом 30 % считают своей традиционной религией ислам. То есть представители этой организации полагают, что ответом на вопрос о том, сколько мусульман живет в России сегодня, является цифра примерно 45-50 млн человек.

Однако эти данные значительно расходятся с публикуемыми многими другими социологическими агентствами. К примеру, представители ФОМ (Фонд общественного мнения) неоднократно озвучивали информацию о том, что в РФ проживает 68 % православных и только 5 % мусульман.

С чем же могут быть связаны подобные расхождения? Объясняется такая большая разница в статистических данных этих двух агентств, прежде всего, разными условиями, при которых проводились опросы. Так, компания Zoom вела исследования только в больших городах. При этом опрос проводился исключительно по вероисповеданию. Фактическое гражданство, к примеру, агентством не учитывалось.

ФОМ же проводил более серьезные исследования. Работу по сбору информации представители этой организации делали в том числе и в провинции — в небольших городах. При этом гражданство опрашиваемых учитывалось. Следовательно, данные ФОМ можно считать все же более достоверным ответом на вопрос о том, сколько мусульман в России живет на данный момент. Ведь в больших городах, таких как Москва, СПб, Новосибирск, Самара и пр., проживает просто огромное количество мигрантов. Это в основном выходцы именно из Среднеазиатских республик и Кавказа. То есть в большинстве своем мусульмане.

Религии в РФ

Итак, если судить по данным из разных источников, точного ответа на вопрос о том, сколько в России православных и мусульман проживает в наши дни, не существует. Но в любом случае РФ — страна многонациональная. И право исповедовать любую религию закреплено за гражданами нашей страны в том числе и Конституцией.

Государственная позиция

Во времена СССР государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства в отношении религии, конечно же, существовал. Причем полномочия он имел довольно-таки широкие. Назывался он Советом по делам религий.

В настоящее время аналога этого органа в РФ не существует. Однако в 2008 г. Госдумой был принят законопроект «О свободе совести и религиозных объединениях». И многие социологи и политологи посчитали, что он является свидетельством подготовки к созданию в России органа, подобного тому, что существовал в СССР.

Представители каких религий проживают в РФ

Итак, мы приблизительно выяснили, сколько мусульман проживает в России сегодня. Скорее всего, их на территории страны зарегистрировано около 13-15 млн человек. Однако, помимо христиан и мусульман, в России, согласно неофициальной статистике, проживает множество людей и других вероисповеданий:

  • иудеев — около 1,5 млн;
  • буддистов — примерно 1,5-2 млн.

Помимо православных христиан, в России проживают также в небольшом количестве католики и протестанты. Представители других форм религий и традиционные язычники у нас в стране — это в основном коренные жители Сибири и Дальнего Востока. Частично сохранили свои древние верования также финно-угорские народы.

Представителей язычества, по данным неофициальных опросов, в России сегодня проживает около 1,5 млн человек. В городах имеется и некоторое количество людей, придерживающихся менее распространенных и известных, новых вероисповеданий. Это могут быть представители, к примеру, разного рода оккультных организаций, течения нью-эйдж, приверженцы тантризма и т. д.

Какие народности исповедуют мусульманство и православие

Согласно статистическим данным, христианской религии придерживается в России большая часть русского населения, а также карелы, ижорцы, армяне, коми, вепсы, чуваши, осетины, пермяки и представители многих других малых народностей.

Мусульманство распространено в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Калмыкии, Бурятии, Башкортостане, Осетии, Татарстане. В большинстве случаев представители ислама в РФ являются суннитами.

Русские мусульмане

Конечно же, есть в РФ и этнические славяне, придерживающиеся ислама. Сколько русских мусульман в России проживает на данный момент — такой статистики также, конечно же, не существует. Но, разумеется, славян, принявших ислам, на территории РФ не так уж и много. Известно, к примеру, что в 2013 г. мусульманами стало всего порядка 10 000 русских. Причем в большинстве случаев это были вышедшие замуж за приверженцев ислама женщины. И при этом многие из них позднее покинули страну.

www.syl.ru

Ислам в России | Понятия и категории

ИСЛАМ В РОССИИ. Ислам — вторая по численности приверженцев (после христианства) мировая религия. Возник в Аравии в начале 7 века н. э. в период разложения патриархально-общинного строя, образования классового общества и арабского государства. Вероучение изложено в Коране, который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду по частям через архангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на семи догматах: вере в единого Бога — Аллаха, в ангелов, во все книги Божии (среди которых кроме Корана называются Тора и Евангелия), во всех посланников Аллаха (среди них упоминаются Моисей и Иисус Христос, а последним называется Мухаммад — «печать пророков»), в конец света и Страшный суд, в предопределение Божие, воскресение мертвых. В соответствии с вероучением Аллах ниспослал одну и ту же извечно существующую священную книгу разным своим посланникам. Но поскольку иудеями и христианами эта книга была извращена, то Аллах ниспослал ее в последний раз пророку Мухаммаду, чтобы ею руководствовались все люди Земли до конца света. Культ ислама опирается на пять основных обязанностей («столпов веры») мусульман: исповедание веры — произнесение формулы «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха», ежедневная пятикратная молитва (намаз), пост в месяц рамадан (ураза), обязательное «очистительное» пожертвование (закят), паломничество в Мекку (хадж). Наряду с другими религиозными обрядами и ритуалами, а также исламскими праздниками (Курбан-байрам, Ураза-байрам, мирадж, мавлид и др.) «столпы веры» имеют большое значение для упрочения влияния религии на верующих.

После своего возникновения ислам, как и другие религии, не оставался неизменным. В ходе своих завоеваний арабы столкнулись с более развитыми феодальными отношениями, которые и стали господствующими в созданной ими империи — Арабском халифате. Это нашло отражение в сунне — сборнике хадисов (преданий) о высказываниях и действиях пророка Мухаммада. Так, наряду с Кораном появился еще один источник исламской идеологии. Общепризнанными в исламском мире сборниками хадисов являются: «Ал-Джами ас-сахих», подготовленный ал-Бухари (умер в 870 году), «Ал-Джами ас-сахих» Муслима ан-Нишапури (ум. в 875), «Сунан» ибн Маджи (ум. в 886), «Сунан» Абу Дауда Сиджистани (ум. в 888), «Ал-Джами ал-кабир» Мухаммада ат-Тирмизи (ум. в 892), «Сунан» ан-Насаи (ум. в 915). Потребности борьбы за укрепление позиций ислама как идеологии феодального общества, придание ему большей стройности и гибкости выдвигали мыслителей, приспосабливавших вероучение к изменяющимся обстоятельствам. Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения: суннизм и шиизм. После создания четырех богословско-юридических толков (мазхабов) в суннизме (ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского) и выработки исламской догматики (10 век) было признано невозможным дальнейшее развитие исламской теологии, права, морали, социальных установлений («двери иджтихада были закрыты»).

Став господствующей в исламе, такая позиция, именуемая таклидом, сохранялась в принципе вплоть до 20 века. Явившись отражением застойного состояния позднефеодального восточного общества, она не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиционного распространения ислама. В конце 19 века мусульманские теоретики Мухаммад Абдо и Мухаммад ал-Афгани выдвинули идеи, отвергавшие следование таклиду. Они выступили за необходимость самостоятельной трактовки учения Корана, отвечающей условиям времени, за проведение буржуазных реформ, развивали идею панисламизма, связывая ее с антиколониальной борьбой народов Востока. Эти идеи были востребованы революционными движениями в мусульманских странах в 20 веке.

На территории, входящие в состав нынешней России, ислам стал проникать уже в 7 веке — первом веке своего существования. Происходило это вначале в ходе арабских военных походов на Дербент, а впоследствии — на другие территории Дагестана. Исламизация народов Северного Кавказа затянулась на многие столетия. В Волжской Булгарии ислам был принят в 922 году, хотя проникать он стал сюда гораздо раньше. Позднее ислам стал распространяться среди некоторых тюркоязычных групп населения Сибири. В результате районами традиционного распространения ислама в Российской Федерации остаются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь. Усилившиеся после распада СССР миграционные потоки привели к тому, что значительные группы мусульманского населения образовались в крупных городах других районов. В РФ к народам мусульманской культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. По разным оценкам, в России проживают от 15 до 20 млн чел. мусульман.

Падение авторитарного режима способствовало усилению процесса возрождения ислама, начавшегося в период «перестройки». Резко возросла доля населения, относящая себя к числу верующих мусульман. Во много раз увеличилось количество религиозных организаций. В доперестроечный период на законном основании в Российской Федерации функционировало менее 200 мусульманских религиозных обществ. Их деятельностью руководили два Духовных управления мусульман, располагавшихся в Уфе и Махачкале. Духовных учебных заведений не было. По нескольку молодых людей из России обучалось в мусульманских религиозных учебных заведениях Узбекистана и ряда зарубежных стран. Своих печатных изданий мусульмане России не имели. На 1 января 1998 года в Министерстве юстиции Российской Федерации и его органах в субъектах Федерации были зарегистрированы и действовали 2734 мусульманских религиозных обществ (не меньшее число их действует без регистрации, что разрешено законом) и 106 духовно-образовательных учреждений, в том числе Высший исламский духовный колледж и медресе в Москве, медресе «Мухаммадийя» в Казани, исламский институт им. имама аш-Шафии и медресе в Махачкале, медресе в Уфе и др. В них обучаются многие сотни будущих служителей религии и тысячи верующих, желающих углубить свои познания в области истории ислама и его вероучения. Кроме того, в исламских учреждениях зарубежных стран обучаются сотни россиян. Заметно активизировалась в последние годы богословская мысль. Небывалыми тиражами издаются Коран, сборники хадисов, другая религиозная литература. Многие исламские организации имеют свои печатные органы. Наибольшей популярностью у верующих пользуется газета Духовного управления мусульман Европейской части России «Ислам минбаре» («Трибуна ислама»), выходящая тиражом 6,5 тысяч экземпляров. Тысячекратно увеличилось число верующих, направляющихся в паломничество к святым местам в Саудовской Аравии. Широкое развитие получает благотворительная деятельность мусульманских организаций. Они проводят также большую воспитательную работу с заключенными в исправительно-трудовых учреждениях, выделяют средства для поддержки подшефных детских домов, домов инвалидов и престарелых, оказывают материальную помощь беженцам, выделяют ежемесячные денежные пособия инвалидам и одиноким людям, стипендии студентам, организуют правозащитную работу, систематически устраивают благотворительные обеды, концерты и т. д. Религиозной жизнью приверженцев ислама в России руководят 43 Духовных управления мусульман. Три религиозных центра претендуют на статус общероссийских: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовные управления мусульман Европейской части России и Высший координационный центр духовных управлений мусульман России. В июле 1996 года в Москве создан четвертый религиозный центр, претендующий на такой же статус, — Совет муфтиев России.

Религ. возрождение сопровождается возрастанием роли ислама в общественно-политической жизни страны. В советский период исламские организации, находившиеся под тотальным контролем гос-ва, имели возможность выражать лишь солидарность с позицией правительства по вопросам внешней и внутренней политики. Про-исходило это на различного рода международных форумах и в проповедях, произносимых в зарегистрированных мечетях. Теперь мусульманские организации участвуют в разработке законопроектов, свободно высказывают свои позиции по вопросам образовательной, экологической, молодежной, экономической, налоговой политики, по проблемам реформирования различных сторон жизни общества, причем эти позиции нередко существенно отличаются от линии, проводимой пр-вом. Они принимают активное участие в миротворческой деятельности, особенно связанной с урегулированием межнациональных конфликтов, возникающих на территории страны. Одной из особенностей обществ, жизни последнего времени стало возникновение исламских общественно-политических объединений. Одни из них проявили себя достаточно ясно на региональном уровне (партия «Иттифак» в Татарстане, Исламская демократическая партия в Дагестане), другой — на федеральном уровне (Исламская партия возрождения, общественно-политического движения «Союз мусульман России», «Hyp» («Свет») и «Мусульмане России»). Лидеры некоторых из исламских общественно-политических объединений (Исламской партии возрождения. Исламской демократической партии Дагестана) недвусмысленно высказывались за создание исламского государства Программные документы движений «Союз мусульман России», «Hyp» и «Мусульмане России» предусматривают развитие Российской Федерации как светского правового государства, где должны быть обеспечены равные права всем народам, равенство всех религий и религиозных объединений перед законом. Они выступают за достижение пропорционального представительства народов мусульманской культуры в органах государственной власти всех уровней, в органах местного самоуправления, а также в средствах массовой информации, против любых попыток ревизии сложившегося национально-государственного устройства, закрепленного в Федеративном договоре и Конституции, против проектов «губернизации» и превращения России в православную державу. Поддерживая курс на социально ориентированную многоукладную экономику, участники движений высказываются за существенную коррекцию правительственной политики экономических реформ в пользу большинства населения. Возрождение ислама в России уже сильно сказывается на развитии культуры народов, для которых ислам является традиционной религией. Исламские мотивы широко входят в произведения литературы и искусства. Видное место в населенных пунктах начинают занимать элементы мусульманской архитектуры (в некоторых регионах принято решение построить по мечети в каждом населенном пункте). «Второе дыхание» получили многие национальные традиции и обряды, с которыми раньше велась упорная борьба под видом преодоления религиозных пережитков. Есть основания полагать, что наметившаяся тенденция в дальнейшем усилится.

А. А. Нуруллаев

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 120-124.

ponjatija.ru